Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практи - ABCD42.RU

Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практи

Основные законы, закономерности и принципы государственного и муниципального управления.

Под закономерностью понимаются наиболее устойчиво действующие причинно-следственные связи изучаемых явлений. Эту же сущность выражает и закон.

К закономерностям государственного и муниципального управления относятся:

— единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях гос. и мун. управления;

— единство общих и частных функций гос. и мун. управления и образуемых на основе их реализации процессов управления на каждом уровне управления;

— оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий органов гос. и мун. управления.

В литературе по госуправлению разделяют законы госуправления на законы функционирования и законы развития. К первым относится закон оптимального дополнения и уравновешивания гос полномочий полномочиями органов общественного самоуправления. Ко вторым – закон нарастающей демократизации и закон неравномерности развития и конфликтности. Эти законы свойственны любому демократическому государству, в котором проявляется действие закона участия граждан в гос. и мун. управлении.

Под принципами гос. и мун. управления понимаются объективные основы, на которых базируются структура и процесс управления и в которых абстрагированы закономерности построения, функционирования и совершенствования управления.

Принципы управления разделяются на:

А) общие, частные и организационно-технологические;

Б) обеспечивающие функционирование объекта управления и обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы.

5. Принципы управления(действуют в любой сфере управления, на любом уровне и в любой период становления системы управления):

принцип объективности (научности) предполагает целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления на основе познания и использования закономерностей и развития в интересах обеспечения оптимального функционирования системы управления.

принцип системности основан на рассмотрении объекта управления как единого целого, состоящего из отдельных элементов, которые связаны между собой таким образом, что изменение свойств одного или нескольких из них влечет изменение других элементов или системы в целом. Чтобы управлять целым, надо раскрыть его сущность, состав, структуру, функции, интегративные факторы, коммуникацию с внешней средой, историю развития.

Принцип комплексности позволяет проводить исследования и оценки, экспертизу принимаемых решений и позиций разных отраслей знания и разнопланового опыта, обеспечивая их взаимное согласование и интеграцию.

Конкретно-исторический принцип предполагает исследование возникновения, формирования и развития управленческих проблем в хронологической последовательности, с учетом влияющих на них факторов и условий. Например, в организации можно выделить несколько стадий жизненного цикла: зарождение, ускорение роста, замедление роста, спад. В связи с различиями целей управления на разных стадиях используют различные методы, соответствующие конкретным условиям управления.

Принцип состязательности. Состязание, соперничество — это коренные свойства, признанные атрибуты всей живой природы и общества. Состязания принизывают всю историю общества.

Принцип главного звена – это отыскание из множества задач основной задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс

— ов управления.

К частным принципам управления, сфера действий которых локальна, относятся принципы управления отдельными фирмами и организациями.

К организационно-технологическим принципам управления относятся принципы:

— сочетание централизма и децентрализма;

— единоначалия и коллегиальности;

— приоритет общего над частным;

— единство федерального, регионального и местного управления.

К принципам, обеспечивающим функционирование объекта управления относятся:

принцип правовой защищенности управленческого решения;

принцип оптимизации управления;

принцип делегирования полномочий;

принцип соответствия;

принцип автоматического замещения отсутствующего.

К принципам, обеспечивающим развитие и совершенствование управляемой системы, относят:

принцип первого руководителя;

принцип одноразового ввода информации;

принцип новых задач;

принцип повышения квалификации персонала.

К общим принципам государственного и муниципального управленияотносятся: верховенство Конституции РФ, народовластья, ответственности,обеспечения прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализма, сочетание централизации и децентрализации управления, гласности, законности, двойного подчинения, сочетание единоначалия и коллегиальности, делегирования полномочий, и т. д.

В. 1.4. Основные законы, закономерности и принципы го­сударственного и муниципального управления

Государственное и муниципальное управление осуществ­ляется в соответствии с присущими ему объективными зако­нами и закономерностями.

Под закономерностью понимаются наиболее устойчиво действующие существенные причинно-следственные связи изучаемых явлений. Эту же сущность выражает и закон.

В теории управления понятие «закономерность» рассмат­ривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования.

В литературе по государственному управлению некото­рые авторы разделяют законы государственного управления на законы функционирования и законы развития. К первым относится закон оптимального дополнения и уравновешивания государственных полномочий полномочиями органов об­щественного самоуправления. Ко вторым — закон нарастаю­щей демократизации и закон неравномерности развития и конфликтности.

Указанные законы свойственны любому демократическо­му государству, в котором также проявляется действие зако­на участия граждан в государственном и муниципальном уп­равлении, вытекающего из самой сущности демократии как власти народа.

Реализация закона участия граждан в государственном и муниципальном управлении является одним из важнейших условий совершенствования демократии. Этот закон уста­навливает органическую связь демократии с дальнейшим развитием творческой инициативы граждан и их участия в управлении государством или территориальным образовани­ем, укрепления организованности и дисциплины, повышени­ем ответственности органов управления и должностных лиц перед народом, строжайшим соблюдением законности.

В соответствии с действием этого закона граждане прини­мают участие в государственном и муниципальном управле­нии путем своего волеизлияния на референдумах, выборах Президента и глав органов государственного и муниципаль­ного управления, опросах по различным важнейшим для жизни государства или административно-территориального образования вопросам, подачи своих предложений в органы управления по совершенствованию деятельности этих орга­нов, повышению эффективности функционирования отрас­лей народного хозяйства, борьбе с преступностью, защиты прав и свобод граждан и другим вопросам.

К закономерностям государственного и муниципального управления относятся:

единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях государственного и муници­пального управления: федеральном, субъектов федерации, муниципальных образований. Единство методов управления вытекает из единства их мотивационной основы. Единство основных функций социального управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирова­ние и координирование) определяется единством процесса управления на всех его уровнях, который проявляется в единстве этапов осуществления управленческого цикла, каж­дый из которых выполняется посредством реализации соот­ветствующей основной функции;

единство общих и частных функций государственного и муниципального управления и образуемых на основе их реализации процессов управления на каждом уровне управ­ления. Эта закономерность вытекает из единства полномо­чий органов государственного и муниципального управле­ния, определяемых федеральными законами для каждого уровня управления;

оптимальное соотношение централизации и децентра­лизации полномочий органов государственного и муници­пального управления. Эта закономерность определяется раз­нообразием условий объектов государственного и муници­пального управления. Практическая реализация этой закономерности заключается, во-первых, в передаче феде­ральными органами исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ части своих полномочий последним, если это не противоречит Конституции РФ. Во-вторых, в передаче органами исполнительной власти субъек­тов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти части своих полномочий им. В-третьих, в наделении органов местного самоуправ­ления отдельными государственными полномочиями феде­ральными законами и законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материаль­ных и финансовых средств. При этом реализация передан­ных полномочий контролируется государством в соответст­вии с условиями и порядком контроля, определяемыми соот­ветственно федеральными законами и законами субъектов РФ. В-четвертых, в передаче полномочий органов местного самоуправления органам террито­риального общественного самоуправления.

Наряду с законами и закономерностями принципы также являются основными элементами всякой теории. Принцип в переводе с латинского означает начало, осно­ву.

Под принципами государственного и муниципального управления понимаются объективные осно­вы, на которых базируются структура и процесс управления и в которых абстрагированы закономерности построения, функционирования и совершенствования управления.

Принципы государственного и муниципального управле­ния разделяются на общие и частные, а также построения и совершенствования систем государственного и муниципаль­ного управления.

Требования общих принципов должны учитываться как при функционировании систем государственного и муниципального управления, так и при их построении и совершен­ствовании.

Частные принципы относятся к отдельным элементам уп­равления и будут приведены при рассмотрении этих элементов, на­пример, принципы организации и контроля исполнения уп­равленческих решений.

К общим принципам государственного и муниципального управления относятся:

1. Верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных за­конов, изданных в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совмест­ного ведения РФ и субъектов РФ.

4. Обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

5. Разделения властей.

7. Демократического централизма.

8. Сочетания централизации и децентрализации управ­ления.

12. Двойного подчинения.

14. Сочетания единоначалия и коллегиальности.

15.Ситуационного управления по отклонению, по воз­мущению, по прогнозированию возмущений.

Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ и оценка соответствия законов и принципов функционирования современного государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления.

Достижение этих целей предопределяет постановку и решение следующих задач:

1.Исследовать основные законы и закономерности управления, привести их классификацию.
2.Выявить сущность и перечислить основные виды принципов управления.
3.Дать характеристику законам и принципам управления, применяемым в государственном управлении
4.Оценить современное состояние государственного управления, в рамках соответствия законам и принципам управления.
5.Проанализировать основные пути совершенствования системы государственного управления.

Содержание работы

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования законов и принципов управления

1.1. Понятие законов и закономерностей управления, виды законов………..5

1.2. Система принципов управления, их классификация..…….…….…. 8

Глава II. Практическое действие законов и принципов управления в системе государственного управления

2.1. Особенности и содержание законов и принципов государственного управления……………………………………………………………….………13

2.2. Оценка соответствия современной практики государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления, пути совершенствования государственного управления……. 21

Список использованной литературы………. …………………….………….

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

«Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практике»

студент группы 536

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования законов и принципов управления

1.1. Понятие законов и закономерностей управления, виды законов………..5

1.2. Система принципов управления, их классификация..…….…….…. 8

Глава II. Практическое действие законов и принципов управления в системе государственного управления

Читайте также  Политические партии России в годы первой мировой войны

2.1. Особенности и содержание законов и принципов государственного управления……… ……………………………………………………….………13

2.2. Оценка соответствия современной практики государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления, пути совершенствования государственного управления……. . 21

Список использованной литературы………. …………………….…………. ..30

Реалии существования нашего общества, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любой стране между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего общества в нынешней ситуации является достаточно затруднительной. Следует подчеркнуть, что государственные структуры во многом обладают неадекватными для решения этой задачи системами управления. Такое плачевное положение дел является следствием неспособности руководителей и государственных органов планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с наиболее важными законами и принципами государственного управления. 1 От того, насколько точно и правильно соблюдаются законы и принципы управления в деятельности государственного учреждения напрямую зависит эффективность функционирования данного учреждения. Отсюда можно сделать вывод, о том, насколько важна проблема исследования законов и принципов государственного управления. А это, в свою очередь, подтверждает актуальность данной курсовой работы.

Разработанность темы «законы и принципы управления» достаточно велика: изучением данной темы занимались многие отечественные и зарубежные ученые, исследователи, философы: Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М., Атаманчук Г.В., Бурганова Л.А., Граждан В.Д., Гречикова И.Н., Драго Р., Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Швец Л.Г., Киселев А.Г., Кнорринг В.И., Курашвили Б.П., Паркинсон С.Н., Радченко А.И., Рыкунов В.И., Слепников И.М., Аверин Ю.П., Слепцов Н.С., Лапуста М.Г., Смирнов Э.А., Ирхин Ю.В.

Однако следует отметить, что исследования в данной области все-таки не закончены, а, следовательно, имеет смысл их продолжение.

Объектом исследования курсовой работы являются общие законы и принципы управления.

Предмет исследования – законы и принципы управления, применяемые в государственном управлении.

Цель курсовой работы – анализ и оценка соответствия законов и принципов функционирования современного государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления.

Достижение этих целей предопределяет постановку и решение следующих задач:

  1. Исследовать основные законы и закономерности управления, привести их классификацию.
  2. Выявить сущность и перечислить основные виды принципов управления.
  3. Дать характеристику законам и принципам управления, применяемым в государственном управлении
  4. Оценить современное состояние государственного управления, в рамках соответствия законам и принципам управления.
  5. Проанализировать основные пути совершенствования системы государственного управления.

В соответствии с поставленной целью, задачами и логикой исследования структуру данной работы составляют введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, отражаются цели и задачи исследования, дается краткая характеристика работы.

В первой главе представлена информация об общих законах и закономерностях управления, а также обозначены основные понятия, выделены виды и раскрыта сущность принципов управления.

Вторая глава посвящена анализу законов и принципов государственного управления, дана оценка эффективности функционирования современного государственного управления.

В заключении подводятся общие итоги исследования и делаются основные выводы по работе.

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования законов и принципов управления.

    1. Понятие законов и закономерностей управления, виды законов.

Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.

В науке управления также имеются свои законы и закономерности.

Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) законов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между системой управления и социальной средой.

Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.

Закономерные (законом обусловленные) структурные и функциональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта 2 .

Роль законов управления выражается в том, что они:

  1. образуют теоретический фундамент науки;
  2. способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;
  3. позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;
  4. позволяют анализировать зарубежный опыт;
  5. выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития.

Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления.

Закон — это постоянная существенная связь (зависимость) между процессами и явлениями 3 .

В этом аспекте закон управления — зависимость «выхода» системы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов — независимых переменных, характеризующих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Категория «закон» относится к той же группе категорий, что и «закономерность».

Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.

В управлении понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования или как часть закона.

Виды законов управления

Исходя из понятия и сущности законов и закономерностей управления, ряд ученых выделили основные виды законов управления.

Например, Э. А. Смирновым сформулировал законы организации. Это закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информированности — упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности 4 .

Важно отметить, что законы организации и законы управления — в сущности, идентичны 5 . С той лишь разницей, что теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.

М.Г. Лапуста в свою очередь выделяет законы управления при использовании информационных систем управления.

  • Во-первых, это закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством набора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.
  • Во-вторых, это закон перехода информированности в компетентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эффект, скачкообразно повышающий компетентность и потребность в получении новой информации.
  • В-третьих, это закон перехода от административных методов управления к организационным. Он реализуется за счет применения эффективных технологий управления.

Основу организационных методов управления, согласно данной концепции, составляют планирование и организация (например, это бизнес-план или организационное проектирование) 6 .

Основываясь на вышеизложенном мы бы хотели отметить, что законы и закономерности управления играют важнейшую роль в организации процесса управления. Это теоретическая база, на основе которой выстраивается вся практическая деятельность руководителей. Но не стоит забывать и о важности принципов управления. Их сущность мы постараемся раскрыть в следующем параграфе.

Закономерности государственного управления

Современная парадигма государственного управления

Существует пять парадигм:

Классическая (рациональная, это первые прогнозы и планы с помощью науки)

Неклассическая (иррациональная – учитывались особенности иррациональной психики, потребности, мотивации…)

Системно-диалектическая – системно учитывать и рациональные и иррациональные факторы. Появление теории систем.

Постнеклассическая – озарение, творчество.

Синергетическая – Знания накопленные за всё время +современная мудрость (не отбрасывать, а взять самое ценное)

Закономерности государственного управления

Закономерность – это связь между явлениями и процессами

1. Закономерность непрерывного роста потребностей – если изменяется общественная потребность, то меняется форма государства

2. Единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях ГМУ

3. Единство общих и частных функций ГМУ и образуемых на основе их реализации процессов управления на каждом уровне управления

4. Оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий органов ГМУ

5. Закон информированности и упорядоченности

6. Закон рассредоточения

7. Закон системной формы организации

8. Закон опережающего развития субъекта управления

Свойства государственного управления:

В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики. Объективно, системно, организовано.

Объекты ГУ – человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, целостной социально-продуктивной активности; коллективы и объединения людей; общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений.

Субъектом ГУ – выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.

Самоуправление – способность элементов системы делать жизнедеятельность этой системы предметом своего сознания и воли.

Виды государственного управления:

1.По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной.

Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации. Для координации действий в определенных целях (высшие политические, военные и т.п.) государства создают объединенные органы.

Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления.

2. По критерию использования форм собственности и владение имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление.

3. По воздействию на управляемый объект выделяются отраслевое и территориальное управление.

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Территориальное управление осуществляется тремя источниками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, местным самоуправлением.

4. В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управления подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий.

Читайте также  Налоговая политика РФ на современном этапе

Стратегическое управление определяет цели и задачи развития страны в целом по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления. Стратегическое управление имеет глубокое обоснование и увязывается с общим политическим курсом государства или доктриной того или иного его направления, реализует выбранный курс.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. Важно постоянно следить за результатами, правильно выбирать момент для корректировки действий, стимулировать гибкость, масштабность мышления, инициативность всех участвующих в тактическом управлении.

Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Это предполагает, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой – от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов. Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, данных публичной властью.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений. Тем самым выполняется известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс государственного у направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью и связан прежде всего с формированием и осуществлением необходимых государственных программ.

Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практи (стр. 1 из 6)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

«Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практике»

студент группы 536

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования законов и принципов управления

1.1. Понятие законов и закономерностей управления, виды законов………..5

1.2. Система принципов управления, их классификация..…….…….…. 8

Глава II. Практическое действие законов и принципов управления в системе государственного управления

2.1. Особенности и содержание законов и принципов государственного управления……………………………………………………………….………13

2.2. Оценка соответствия современной практики государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления, пути совершенствования государственного управления……. 21

Список использованной литературы………. …………………….…………. 30

Реалии существования нашего общества, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любой стране между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего общества в нынешней ситуации является достаточно затруднительной. Следует подчеркнуть, что государственные структуры во многом обладают неадекватными для решения этой задачи системами управления. Такое плачевное положение дел является следствием неспособности руководителей и государственных органов планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с наиболее важными законами и принципами государственного управления.[1] От того, насколько точно и правильно соблюдаются законы и принципы управления в деятельности государственного учреждения напрямую зависит эффективность функционирования данного учреждения. Отсюда можно сделать вывод, о том, насколько важна проблема исследования законов и принципов государственного управления. А это, в свою очередь, подтверждает актуальность данной курсовой работы.

Разработанность темы «законы и принципы управления» достаточно велика: изучением данной темы занимались многие отечественные и зарубежные ученые, исследователи, философы: Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М., Атаманчук Г.В., Бурганова Л.А., Граждан В.Д., Гречикова И.Н., Драго Р., Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Швец Л.Г., Киселев А.Г., Кнорринг В.И., Курашвили Б.П., Паркинсон С.Н., Радченко А.И., Рыкунов В.И., Слепников И.М., Аверин Ю.П., Слепцов Н.С., Лапуста М.Г., Смирнов Э.А., Ирхин Ю.В.

Однако следует отметить, что исследования в данной области все-таки не закончены, а, следовательно, имеет смысл их продолжение.

Объектом исследования курсовой работы являются общие законы и принципы управления.

Предмет исследования – законы и принципы управления, применяемые в государственном управлении.

Цель курсовой работы – анализ и оценка соответствия законов и принципов функционирования современного государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления.

Достижение этих целей предопределяет постановку и решение следующих задач:

1. Исследовать основные законы и закономерности управления, привести их классификацию.

2. Выявить сущность и перечислить основные виды принципов управления.

3. Дать характеристику законам и принципам управления, применяемым в государственном управлении

4. Оценить современное состояние государственного управления, в рамках соответствия законам и принципам управления.

5. Проанализировать основные пути совершенствования системы государственного управления.

В соответствии с поставленной целью, задачами и логикой исследования структуру данной работы составляют введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, отражаются цели и задачи исследования, дается краткая характеристика работы.

В первой главе представлена информация об общих законах и закономерностях управления, а также обозначены основные понятия, выделены виды и раскрыта сущность принципов управления.

Вторая глава посвящена анализу законов и принципов государственного управления, дана оценка эффективности функционирования современного государственного управления.

В заключении подводятся общие итоги исследования и делаются основные выводы по работе.

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования законов и принципов управления.

1.1. Понятие законов и закономерностей управления, виды законов.

Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.

В науке управления также имеются свои законы и закономер­ности.

Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) зако­нов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и уп­равляемым объектом, между системой управления и социальной средой.

Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, ко­торые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.

Закономерные (законом обусловленные) структурные и функ­циональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реали­зуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конк­ретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Ре­ализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способнос­тей, но также и от управляемого объекта[2].

Роль законов управления выражается в том, что они:

1. образуют теоретический фундамент науки;

2. способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;

3. позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

4. позволяют анализировать зарубежный опыт;

5. выражают качественные свойства и связи процессов и явле­ний, характеризующих отношения управления и направления их развития.

Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, струк­туре системы управления, в механизме и методах управления; в про­цессе управления.

Закон — это постоянная существенная связь (зависимость) меж­ду процессами и явлениями[3].

В этом аспекте закон управления — зависимость «выхода» сис­темы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов — независимых переменных, характеризую­щих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Категория «закон» относится к той же группе категорий, что и «закономерность».

Как законы, так и закономерности устанавливают общие, суще­ственные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.

В управлении понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретичес­кого исследования или как часть закона.

Виды законов управления

Исходя из понятия и сущности законов и закономерностей управления, ряд ученых выделили основные виды законов управления.

Например, Э. А. Смирновым сформулировал законы организации. Это закон синер­гии, закон самосохранения, закон развития, закон информирован­ности — упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, за­кон композиции и пропорциональности[4].

Важно отметить, что законы организации и законы управления — в сущности, идентичны[5]. С той лишь разницей, что теория орга­низации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.

М.Г. Лапуста в свою очередь выделяет законы управ­ления при использовании информационных систем управ­ления.

· Во-первых, это закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством на­бора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.

· Во-вторых, это закон перехода информированности в ком­петентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эф­фект, скачкообразно повышающий компетентность и по­требность в получении новой информации.

Законы и закономерности государственного управления.

Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями. В науке управления также имеются свои законы и закономерности.

Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.

Закономерные структурные и функциональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта.

Роль законов управления выражается в том, что они:

Читайте также  Государственный герб Российской Федерации

· образуют теоретический фундамент науки;

· способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;

· позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

· позволяют анализировать зарубежный опыт;

· выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития.

Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления.

При анализе управления влияние входного воздействия (переменной) на результат (выход) и результата на входы принято считать как зависимость.

Зависимость это связь между переменными входа и выхода. Зависимости являются основой для формулирования закона управления.

Закон — это постоянная существенная связь (зависимость) меж­ду процессами и явлениями.

В этом аспекте закон управления — зависимость «выхода» системы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов — независимых переменных, характеризующих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.

В теории управления понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования или как часть закона.

На основе данной методологии сформулированы законы организации Э.А. Смирновым и другими учеными. Законы организации и законы управления — в сущности, идентичны. С той лишь разницей, что теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.

21. Элементы организационной структуры государственного управления федерального уровня.

Конкретные очертания, расположение и взаимодействие элемен­тов, их вертикальные и горизонтальные зависимости, формы связи и их возможности организационная структура государственного управления получает под влиянием многих объективных и субъек­тивных условий и факторов. Они в разных государствах имеют свою специфику, без учета которой трудно понять, почему сущест­вует такое большое многообразие организационных структур госу­дарственного управления.

В качестве звеньев организационной структуры государственного управления можно рассматривать: Президента Российской Феде­рации, Правительство Российской Федерации, федеральные ми­нистерства, другие центральные органы федеральной исполни­тельной власти; президентов, глав субъектов Федерации, прави­тельства субъектов Федерации, министерства и другие органы исполнительной власти субъектов Федерации; исполнительные ор­ганы местного самоуправления. Выделение звеньев организацион­ной структуры государственного управления позволяет вырабаты­вать для каждого из них типовые правовые статусы, типовые «внутренние» структуры, типовые наборы взаимосвязей в системе государственного управления и соответственно анализировать и оценивать их рациональность и эффективность.

На уровне субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти имеют структурные подразделения (отраслевые, линейные и функциональные), которые также осуществляют в своей сфере и в объеме полномочий задачи государственного управления. Также государственное управление осуществляют администрации органов МСУ, предприятий, учреждений и организаций с государственной формой собственности.

Орган исполнительной власти является частью государственного аппарата, имеет установленную законом или другим нормативным правовым актом компетенцию, структуру, метод образования, территориальный масштаб деятельности и уполномочен выступать от имени государства, реализовывать исполнительнораспорядительную деятельность при повседневном регулировании управленческих отношений в сфере хозяй ственной, социальнокультурной, а также осуществление государственного управления в административнополитической сфере и межотраслевыми комплексами.

Пояснение к скобочкам выше

Линейное (или чисто линейное) основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчи­ненность государственных органов, образующая в завершенном ви­де строгую иерархическую пирамиду. Здесь чаще всего соблюдает­ся единоначалие, когда одно лицо на каждом уровне вертикали сосредоточивает в своих руках ведение управленческих процессов в возглавляемом им государственном органе, и единство распоря­дительства, когда исполнительные команды передаются строго от одного лица к другому. Линейный тип структуры жестко формали­зован и придает ей устойчивость, надежность, последовательность. Он благоприятен для исполнения, четкого проведения в жизнь властных требований. Но в нем слабо выражены обратные связи, ограниченно представлено многообразие жизни, что снижает его универсальность и эффективность.

Функциональное основание ведет к формированию государствен­ных органов, специально приспособленных к выполнению кон­кретных функций управления. Это позволяет под каждую из реали­зуемых функций управления подобрать высокопрофессиональный аппарат специалистов. В то же время данное основание порождает очень сложную проблему межфункциональной координации, кото­рая ограничивает достоинства специализированного ведения от­дельных функций управления.

Линейно-функциональное основание обеспечивает соединение достоинств линейного и функционального оснований и способству­ет созданию структуры, в которой одни органы принимают управ­ленческие решения и властно проводят их в жизнь, а другие обес­печивают их информацией консультативного, статистического, планирующего, координационного и иного свойства. В итоге повы­шается уровень государственного управления.

22. Понятие государственных органов и их классификация.

Основным элементом механизма государства является орган государства. Орган государства — первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства. Главный признак органов государства — наличие у него государственно-властных полномочий. Государственно-властные полномочия означают, что орган способен направлять людей, организовывать их, руководить ими, т. е. управлять.

Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

— по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

— в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, контроля и надзора.

Среди распорядительно-исполнительных органов:

а) органы социально-культурной сферы,

б) органы экономики,

в) правоохранительные органы.

— в зависимости от способов формирования выделяют:

а) первичные органы,

б) производные органы.

Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума — первичный, правительство — производный).

— в зависимости от сферы деятельности:

а) высшие органы,

б) центральные органы,

в) местные органы.

— в соответствии с федеральным устройством государства:

а) федеральные (центральные),

б) органы субъектов федерации.

Кроме названных классификаций, органы государства можно разделить в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:

— единоначальные (решения принимаются властью одного человека, руководителя органа, например, прокуратура, Президент);

— коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, Государственная Дума).

Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

представительные (законодательные) органы — осуществляют законодательную деятельность. В РФ — Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Дума Приморского края);

— исполнительно-распорядительные — занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ — Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция, Рострудинспекция и т. д.);

— судебные органы — осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции — Верховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды — Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами);

— органы надзора. Занимаются специфической деятельностью — надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура Надзор — более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Прокуратура же осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.);

— органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, и т. д.). к органам местного самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого, областного уровня).

23. Понятие, назначение и содержание регламентов.

Технический регламент — документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), в отличие от ИСО, ГОСТ, ТУ и других стандартов, имеющих добровольное применение.

Технический регламент разрабатывается и вводится в действие со строго определенными целями, в том числе:

-Для защиты прав потребителей, исключением случаев обмана и введения их в заблуждение, для повышения уровня спроса, например, Технический регламент на молоко и молочную продукцию;

-Для охраны окружающей среды – почв, воздуха, представителей местной флоры и фауны;

-Для защиты жизни, здоровья и имущества людей, коммерческих предприятий и государства, например, Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.

Согласно требованиям действующего законодательства, разработка техрегламентов в иных целях запрещена.

Технический регламент должен представлять исчерпывающую информацию в отношении объекта, аспекты производства и использования которого он освещает. Условия техрегламента являются обязательными для всех субъектов хозяйствования, действующих на территории Российской Федерации. В случае если отдельные аспекты, имеющие отношение к объекту регламентирования, не упомянуты в документе, они не считаются обязательными для исполнения. Любой технический регламент можно классифицировать, в зависимости от области распространения и способа установления требований. Что касается первого условия классификации, все техрегламенты можно разделить на:

-Общие, объектом которых является не конкретный продукт, а ассортиментная группа.

-Специальные, объектом которых является отдельный вид выпускаемой продукции или аспект ведения производственной или иной деятельности, с которой связан особый вид риска, не отмеченный в общем регламенте.

-Макроотраслевые, сочетающие общие и специальные виды документов.

Что касается деления по способу установления требований, можно выделить две основные группы документов – предписывающие, в которых указаны четкие требования к объекту регламентирования, и основополагающие, где содержатся общие сведения о качестве продукции или ее производства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: