Химия и медицина - ABCD42.RU

Химия и медицина

Лекция «Связь химии с медициной»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

ЛЕКЦИЯ «СВЯЗЬ ХИМИИ С МЕДИЦИНОЙ»

Тесная связь между медициной и химией установилась на протяжении многовековой истории развития естествознания. Важная роль в развитии современных областей медицины принадлежит БИООРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ, изучающей биологически значимые вещества. Биоорганическая химия неразрывно связана с органической химией.

Все больше накапливается данных о взаимосвязи между содержанием в организме химических соединений, в том числе и ионов металлов, возникновением и развитием таких болезней века, как раковые и сердечно-сосудистые заболевания. Направление, возникшее на грани неорганической химии, биологии и медицины, получило название БИОНЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.

БИОНЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ .

В организме человека присутствуют в основном ионы легких металлов Na ⁺, К⁺, Мg⁺⁺, Са⁺⁺, относящиеся к S-элементам, и ионы М n ⁺⁺, Fe ⁺⁺, Fe ⁺⁺⁺, Co ⁺⁺⁺, Cu ⁺⁺, Zn ⁺⁺, Ni ⁺⁺, относящиеся к d-элементам.

Все эти металлы встречаются в нашем организме в виде твердых соединений или в виде их водных растворов. Исследования физиологической роли металлов, а также их значение в диагностике, профилактике и лечении болезней является одним из новых направлений в медицинской науке.

А) S-элементы

значение для организма огромно, они участвуют в возникновении мембранных потенциалов, в передаче нервных импульсов, структурообразовании, в создании необходимого осмотического давления. Наибольшее значение имеют:

NaCl — хлорид натрия, раствор 0,85-0,9% — физиологический р-р – применяется для внутривенных вливаний при больших кровопотерях, а также для ингаляций и клизм, для ванн и душей.

Na SO — сульфат натрия – в виде глауберовой соли Na ₂ SO ₄×10 H ₂ O как слабительное средство и как противоядие при отравлении солями бария и свинца N a ₂ SO ₄ + BaCl ₂ = BaSO ₄↓ + 2 NaCl

NaHCO 3 гидрокарбонат натрия (питьевая сода) – при повышенной кислотности желудочного сока, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, изжоге, подагре, диабете, катарах верхних дыхательных путей.

K СO 3 — карбонат калия (поташ) – составная часть пилюль для превращения сульфата железа в карбонат:

KHC 4 H 4 O 6 — виннокаменная соль – в микстурах и порошках как легкое слабительное.

CH 3 COOK –ацетат калия – мочегонное средство, хорошо действует при сердечных и почечных отеках.

Ca ( OH ) 2 — гидроксид кальция (гашеная известь) – в санитарной практике для дезинфекции выгребных ям и др. В форме известковой воды – наружно и внутрь в качестве противовоспалительного, вяжущего и дезинфицирующего средства.

MgSO 4 — в виде MgSO 4 × 7 H 2 O — горькая соль – как слабительное, также при лечении столбняка и других судорожных состояний.

CaCl 2 – хлорид кальция – успокаивающее средство при лечении неврозов, при бронхиальной астме, туберкулезе, как противоаллергическое – при крапивнице.

В) d-элементы

— роль в течении физиологических и патологических процессов в организме человека огромна, эти элементы в значительной мере определяют структуру и свойства ферментов.

ZnCl 2 — хлорид цинка – в пастах как прижигающее средство, в растворах при язвах, свищах

ZnSO 4 × 7 H 2 O — семиводный сульфат цинка – входит в состав глазных капель как противовоспалительное средство при коньюктивитах.

KMnO 4 – перманганат калия – 5% раствор для смазывания обожженных мест, более слабые растворы – для полоскания рта и горла.

MnSO 4 — сульфат марганца – при лечении атеросклероза.

FeSO 4 ×7 H 2 O — железный купорос – при лечении малокровия, при слабости и истощении организма.

CuSO 4 ×5 H 2 O – медный купорос – применяется в виде глазных капель, как рвотное при отравлении белым фосфором.

БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

C 2 H 5 Cl — этилхлорид (хлорэтан) — для местной анестезии

CH 3 — CH 3 + CL 2CH 3 CH 2 Cl + HCl (при освещении)

CCl 4 — тетрахлорметан (четыреххлористый углерод)- хорошо растворяет и экстрагирует жиры и масла

CH 4 + 4 Cl 2CCl 4 + 4 HCl (при освещении)

CHCl 3 — хлороформ – как наркотическое средство, в настоящее время его используют для наркоза ограниченно из-за сравнительно высокой токсичности

CH 4 + 3 Cl 2 CHCl 3 + 3 HCl (при освещении)

CH 3 CH 2 OH — этанол – применяется для приготовления настоек и экстрактов, как наружное антисептическое средство, для дезинфекции рук и хирургических инструментов.

CH 2 OH CHOH CH 2 OH — глицерин – как смягчающее средство, при взаимодействии с азотной кислотой образует нитроглицерин, который в виде разбавленных спиртовых растворов применяют при стенокардии.

C 6 H 5 OH — фенол (карболовая кислота) и его производные применяются как дезинфицирующие и антисептические средства.

CH 3 CH 2 OCH 2 CH 3 — диэтиловый эфир – для приготовления настоек и экстрактов, в хирургической практике – для ингаляционного наркоза

2CH 3 CH 2 OH → CH 3 CH 2 OCH 2 CH 3 + H 2 O (при наличии конц.серной к-ты)

CH 2 = CH OC 4 H 9 — бутилвиниловый эфир – при его полимеризации образуется винилин, или бальзам Шостаковского, который применяется для лечения фурункулов, трофических язв, ожогов, обморожений.

H COH — метаналь, 35-40% раствор – формалин – обладает дезинфицирующим, антисептическим и прижигающим действием, используется для сохранения анатомических препаратов. При взаимодействии с аммиаком образует уротропин – при воспалении мочевых путей.

C 6 H 4 ( OH ) COOCH 3 — метилсалицилат – в качестве противоревматического средства

C 6 H 4 ( OH ) COOC 6 H 5 — фенилсалицилат ( салол) – при кишечных заболеваниях

C 6 H 4 ( OCOCH 3 ) COOH — ацетилсалициловая кислота (аспирин) – жаропонижающее средство.

NH 2 CH 2 CH 2 CH 2 COOH — 4-аминобутановая кислота – применяется в медицине при психических заболеваниях.

Также огромное значение имеет использование в медицине высокомолекулярных соединений: пластмасс, волокон –

ПВХ – поливинилхлорид – в хирургии, травматологии, ортопедии, протезировании зубов , лавсан – при операциях на сердце.

Т.О. химия оказывает большое влияние на развитие всех дисциплин медико-биологического профиля. Открытие новых синтезов, новых веществ, изучение их свойств позволяет получать новые лекарственные препараты.

Метельская В.В.

О СВЯЗИ ХИМИИ И МЕДИЦИНЫ

На занятиях химии мы часто подчеркиваем связь химии и медицины. Связь эта возникла давно. Ещё в XVI в. широкое развитие получило медицинское направление в химии, основоположником которого стал Теофаст Парацельс (1493 – 1541). «Цель химии состоит … в изготовлении лекарств», — писал он. Парацельс считал, что всё материальное, в том числе и живой организм, состоит из трёх начал, находящихся в разных соотношениях: соли (тела), ртути (души) и серы (духа). Болезни проистекают от недостатка в организме одного из этих элементов. Следовательно, вводя его можно лечить болезни. Успешность ряда предложенных Парацельсом новых методов лечения на основе использования неорганических соединений (вместо применявшихся ранее органических экстрактов) побудила многих врачей примкнуть к его школе и всерьёз заинтересоваться химией.

Этот период в развитии химии и медицины (XVI – XVIII вв.) известен под названием иатрохимии. Одним из наиболее видных представителей нового направления в химии был немецкий химик, лекарь при королевском дворе Иоганн Рудольф Глаубер (1604 – 1670 гг.). Он занимался разработкой и совершенствованием методов получения различных веществ. Глаубер разработал метод получения соляной кислоты действием серной кислоты на поваренную соль. Тщательно изучив остаток, получаемый после отгонки кислот (сульфат натрия), он установил, что это вещество обладает сильным слабительным действием, назвал его «удивительной солью» и считал панацеей, почти эликсиром жизни. Современники Глаубера назвали эту соль глауберовой, и это название сохранилось до наших дней. Глаубер занялся изготовлением этой соли и ряда других, по его мнению, ценных лекарственных средств и достиг на этом поприще успеха.

Иатрохимия сыграла важную роль в борьбе с догмами средневековой схоластической медицины, содействовала эмпирическому прогрессу химии. Иатрохимики ввели представления о кислотности и щелочности растворов, открыли много новых соединений, начали ставить первые воспроизводимые эксперименты.

Для современных врачей и фармацевтов изучение неорганической химии также имеет большое значение, так как многие лекарственные препараты имеют неорганическую природу. Медики должны хорошо знать их свойства: растворимость, механическую прочность, реакционную способность, влияние на человека и окружающую среду.

Современная медицина широко исследует взаимосвязь между содержанием химических элементов в организме и возникновением и развитием различных заболеваний. Оказалось, что особенно чутко организм реагирует на изменении концентрации микроэлементов, т.е. элементов, присутствующих меньше 1 г. на 70 кг. массы человеческого тела. К таким элементам относят медь, цинк, марганец, молибден, кобальт, железо, никель. Доказано, что с изменением содержания цинка связано течение раковых заболеваний; кобальта и марганца – заболеваний сердечной мышцы; никеля – нарушение процессов свёртывания крови. Определение концентрации этих элементов в крови позволяет иногда обнаружить различные болезни на ранней стадии.

Читайте также  Основные классы неорганических соединений и типы химических реакций

Знание основных законов и положений неорганической химии необходимо для изучения специальных фармацевтических дисциплин: технологии лекарственных форм, фармакокинезии и особенно фармацевтической химии. Характер и сила действия лекарственных средств зависят не только от их физико-химических свойств, что тоже является предметом изучения неорганической химии. Различия в этих свойствах, в свою очередь, позволяют разрабатывать соответствующие методы анализа, судить о подлинности, доброкачественности, совместимости неорганических веществ в рецептурных прописях, правилах хранения лекарственных препаратов.

Рассмотрим применение некоторых лекарственных веществ в медицине.

Биологические исследования показали, что гелиевая атмосфера не влияет на генетический аппарат человека, не действует на развитие клеток и частоту мутаций. Дыхание гелиевым воздухом (где азот частично или полностью заменён на гелий) усиливает обмен кислорода в лёгких, предотвращает газовую (азотную) эмболию (кессонная болезнь). Ксенон как рентгеноконтрастное вещество широко используется при рентгеноскопии головного мозга. Радон в ультрамикродозах оказывает положительное влияние на центральную нервную систему, поэтому широко используется в физиотерапии (радоновые ванны). Он также находит применение при лечении больных раком.

Борную кислоту Н3ВО3 и тетраборат натрия (буру) Na2В4О7 * 10Н2О применяют в медицине в качестве антисептиков.

Бромиды натрия и калия – успокаивающие средства, нормализующие нарушенное соотношение между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Гидрокарбонат натрия (питьевую соду) используют в медицинской практике из-за его способности создавать щелочную среду в водных растворах в результате гидролиза. Его применяют внутрь при повышенной кислотности желудочного сока, язвенной болезни желудка и двенадцатипёрстной кишки, изжоге, подагре, диабете, катарах верхних дыхательных путей. Наружно употребляется как слабая щелочь при ожогах, для полосканий, промываний и ингаляций при насморке, конъюнктивитах и стоматитах.

Гидроксид кальция в виде известковой воды применяют наружно и внутрь в качестве противовоспалительного, вяжущего и дезинфицирующего средства. При наружном употреблении известковую воду обычно смешивают с каким-нибудь маслом, используя в виде эмульсий при ожогах, а также при некоторых кожных заболеваниях в виде жидких мазей.

Раствор йода в спирте или водном растворе иодида калия (натрия) применят в качестве дезинфицирующего и кровоостанавливающего средства. Йодид калия используют при лечении глазных болезней – катаракты, глаукомы. Часто его принимают при отравлении солями ртути. Тело человека содержит 25 мг. йода, из которого примерно 15 мг. локализовано в щитовидной железе. Недостаток йода служит причиной её патологического увеличения. Больным назначают внутрь небольшие дозы йодида натрия – 0,1 мг в сутки.

Карбонат кальция применяют внутрь не только как препарат кальция, но и как средство, адсорбирующее и нейтрализующее кислоты.

Кислород в медицине используют для газового наркоза в смеси с оксидом азота (I). Вдыхание чистого кислорода иногда назначают при отравлениях и некоторых тяжелых заболеваниях.

Мышьяк и все его соединения сильно ядовиты, однако, некоторые из них находят применение и в медицине. Так, арсенит калия КAsO2 применяют в виде раствора как тонизирующее средство при малокровии и истощении нервной системы.

Серебро в виде коллоидных препаратов «колларгол» и «протаргол» применяют наружно, это вяжущие, антисептические и противовоспалительные средства. Нитрат серебра (ляпис) используют благодаря его способности свёртывать белки, превращая их в нерастворимые соединения. Его применяют для прижигания ран, язв, в виде мазей (1-2%) и 2% водных растворов. Внутрь назначают при язвенной болезни желудка и двенадцатипёрстной кишки.

Нитрит натрия – сосудорасширяющее средство при стенокардии, противоядие при отравлении цианидами.

Оксид азота (I) – физиологически активное соединение. Вдыхание его в малых дозах оказывает опьяняющее действие, отсюда и название «веселящий газ». В больших дозах вызывает потерю болевой чувствительности, благодаря чему в смеси с кислородом находит широкое применение в медицине как анестезирующее средство (газовый наркоз). Ценное качество данного вещества – безвредность для организма.

Оксид магния применяют в малых дозах как слабительное средство при отравлении кислотами. Входит в состав зубных порошков. Оксид цинка используют для приготовления цинковой мази, используемой как антисептик.

Широкое применение в медицине находит перманганат калия. Его разбавленный раствор используют как дезинфицирующее и кровоостанавливающее средство. Дезинфицирующее действие растворов перманганата калия обусловлено его сильными окислительными свойствами.

Пероксид водорода применяют наружно в виде 3% раствора в качестве дезинфицирующего и кровоостанавливающего средства. Этот раствор также используют при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки ротовой полости и горла, для обработки и лечения загрязнённых и гнойных ран, остановки носовых кровотечений.

Жёлтый оксид ртути (II) входит в состав глазной мази и мазей для лечения кожных заболеваний. Хлорид ртути (I), который называется «каломель» в ряде стран используют в качестве слабительного.

В медицине применяют серу очищенную и осаждённую. Очищенную серу получают из серного цвета, который тщательно освобождают от всевозможных примесей. Серу назначают внутрь в качестве слабительного и отхаркивающего средства; она входит в состав мазей и присыпок, используемых при лечении кожных заболеваний.

Сульфат натрияNa2SO4 *10H2O (глауберову соль) применяют не только как слабительное средство, но и в качестве противоядия при отравлении солями бария и свинца, с которыми он образует нерастворимые осадки.

Сульфат кальция 2СаSO4 *H2O (алебастр) – применяют для изготовления повязок и шин при переломах и в зубопротезной технике. Сульфат магния MgSO4 *7H2O (горькая соль) обладает слабительным действием. Это объясняется его задерживающим влиянием на всасывание воды из кишечника. Вследствие осмотического давления, создаваемого этой солью, вода удерживается в просвете кишечника и способствует более быстрому продвижению его содержимого. Сульфат магния применят в виде инъекций как спазмолитик, противосудорожное и обезболивающее средство, а также при лечении столбняка. При гипертонии его вводят в вену, а как желчегонное в двенадцатипёрстную кишку. Использование сульфата бария обусловлено его нерастворимостью и способностью сильно поглощать рентгеновское излучение. В виде суспензии его применяют при рентгеноскопии желудочно-кишечного тракта как рентгеноконтрастное вещество.

Сульфат меди (II) CuSO4*5H2O (медный купорос) оказывает вяжущее и антисептическое действие. Его применяют в глазной практике при конъюнктивитах. Реже употребляют в качестве рвотного средства. Раствор сульфата меди служит противоядием при отравлении белым фосфором. В этом случае механизм лечебного действия сульфата меди (II) основан на его взаимодействии с белым фосфором, в результате чего на частичках фосфора образуется плёнка металлической меди, изолирующая фосфор от биологических субстратов.

Сульфат цинкаZnSO4 *7Н2О используют для приготовления глазных капель, как вяжущее средство и антисептик. Сульфат калия-алюминияKAl(SO4)2 *7H2O – алюмокалиевые квасцы оказывают вяжущее, противовоспалительное и кровоостанавливающее действие. Применяется наружно. Сульфат железа (II) FeSO4*7H2O используют при лечении анемии (малокровия), наступающий вследствие дефицита железа в организме, а также при слабости и истощении организма. Для этой же цели употребляют восстановленное железо и карбонат железа.

Тиосульфат натрияNa2S2O3 принимают внутрь или вводят внутривенно в качестве противоядия при отравлении тяжелыми металлами, мышьяком и цианидами. Назначают также и при различных воспалениях кожи.

Активированный уголь применяют внутрь при пищевых отравлениях, повышенной кислотности желудочного сока, брожении в кишечнике.

Хлорид аммония назначают при отёках сердечного происхождения, для усиления действия ртутных диуретиков. Это вещество обладает также отхаркивающим действием. Хлорид кальция широко используется в медицине как кровоостанавливающее средство при кровотечениях, аллергических заболеваниях, а также в качестве противоядия при отравлениях солями магния. Его также применяют как успокаивающее средство при лечении неврозов, при бронхиальной астме, туберкулёзе.

Водный раствор хлорида натрия (0,9%) называют изотоническим. Он служит для восполнения жидкости при больших потерях её организмом. Растворы более высокой концентрации (3,5 и 10%) применяют наружно при воспалительных процессах. Хлорид железа (III) FeCl3 в медицинской практике используют как дезинфицирующее и кровоостанавливающее средство.

Широкое применение в медицине нашли различные металлы и их сплавы. Из большого их числа были отобраны как наиболее биоинертные титан, тантал, коррозионностойкая сталь и сплав, содержащий хром, кобальт, молибден. Эти материалы используют для конструирования аппарата «искусственное сердце-лёгкое», создание искусственных клапанов сердца, эндопротезирования крупных дефектов костей человека. Металлы часто применяют в сочетании с полимерами и различными керамическими изделиями.

Читайте также  Методы биохимических исследований

Химия и медицина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Тулуна «Гимназия»

Гимназия города Тулуна

Разработка урока «Химия и медицина»

Вавренюк Людмилы Анатольевны

Вашему вниманию предлагаю разработку урока элективного курса «Химия в жизни общества», раздел «Химия и медицина».

Как учитель, работающий в естественнонаучном профиле, способствую осознанному выбору профиля обучения и будущей профессии, привлекаю внимание школьников к профессиям химического профиля

Тема урока: «Химия и медицина»

1.Сформировать знания о фармакологии, познакомить учащихся с особенностями труда провизора и фармацевта;

2.Развитие познавательных умений – формирование умений выделять главное, проводить опыты, анализировать полученную информацию, на ее основе составлять профессиокарту; развитие коммуникативных умений – развитие инициативы, уверенности в своих силах, умений работать в группе;

3.Воспитание осознанного выбора будущей профессии; воспитание мотивов труда и учения – добросовестного отношения к труду и знаниям.

Тип урока: формирование новых знаний

Вид урока: урок-беседа с элементами дидактической игры.

Оборудование: видеофильм, видеопроектор;

Реактивы: хлорид натрия, хлорид кальция, сульфат цинка, сульфат магния, щелочь, хлорид бария.

2.Актуализация опорных знаний, целеполагание.

Химия в твоей профессии.

Вашему вниманию я предлагаю просмотр видеофильма. Просмотрев фильм, мы сформулируем тему нашего урока.

Отрывок из видеофильма «Люди в белых халатах»

Вы увидели технологические линии по производству лекарственных препаратов. А где же вы встречаете огромное количество лекарственных препаратов? В аптеке?!

Сегодня на уроке пойдет речь о фармакологии, о профессиях людей, работающих в аптеке.

3. Формирование новых знаний.

Фармакология (от греч. pharmakon – лекарство и логия), наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм человека.

Систематизированные сведения по фармакологии содержатся еще в древнеегипетских папирусах, трудах Гиппократа, Диоскорида и др. В 16 в Парацельс развил представление о дозировке лекарства. Экспериментальная фармакология развивалась с середины 19 века

Направления современной фармакологии:

— учение о всасывании, распределении лекарственных веществ в организме;

— о биологическом и химическом механизме их действия.

Фармакология тесно связана с фармацевтической химией и другими областями науки, изучающими лекарственные вещества: физиологией, биохимией и т.д.

Фармакопея – сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств. Первая фармакопея издана в 1498 г во Флоренции. В России первая фармакопея (на латинском языке) вышла в 1778 году, в 1866 – на русском языке. В 1987 году вышло 11-ое издание фармакопеи.

В аптеке работают представители трех профессий.

1.Провизор – аналитик – занимается анализом лекарств, используя все методы анализа веществ.

2.Провизор – технолог занимается приготовлением наиболее сложных и ответственных лекарств.

Приоритетный национальный проект Вавренюк Людмила Анатольевна, учитель химии Гимназии г. Тулуна

Данные профессии можно получить в высших учебных заведениях – медицинских университетах или фармацевтических институтах.

3.Фармацевт — готовит простые лекарства, осуществляет продажу в аптеке лекарственных препаратов. Специальность можно получить в средних специальных заведениях – медицинских колледжах.

У работников аптеки имеется специальная униформа. Помогите мне экипироваться в работника аптеки (предложен ряд предметов труда и одежды)

4. Формирование профессиональных умений и навыков работников аптеки

а) Проведение эксперимента

Провизор – аналитик.

Задание для 1-ой группы учащихся

В аптеке у двух склянок отклеились этикетки. В одной склянке находился раствор хлорида натрия, в котором должны были растворить лекарство для укола больному. Содержимое второй склянки очень ждали окулисты: им нужен был 0,25% раствор сульфата цинка. Определите, какое вещество в какой склянке находится.

Задание для 2-ой группы учащихся

В аптеке у двух склянок отклеились этикетки. В одной склянке находился раствор сульфата магния, который оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему. Содержимое второй склянки очень ждали стоматологи: им нужен был хлорид кальция. Определите, какое вещество в какой склянке находится.

Провизор – технолог.

Задание для 3-ьей группы учащихся

«Из имеющихся в вашем распоряжении реактивов приготовьте сульфат бария, который благодаря нерастворимости в воде и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике («баритовая каша») при заболеваниях желудочно-кишечного тракта»

Задание для 4-ой группы

«Приготовьте физиологический раствор- 0,98% раствор хлорида натрия »

б) Краткий анализ работы каждой группы

5.Формирование новых знаний

1.Провизор и фармацевт должны уметь не только готовить лекарственные препараты, но и знать их воздействие на организм человека.

Биологическая роль химических элементов в организме человека (сообщения учащихся, презентация)

Биологическая роль химических элементов в организме человека чрезвычайно разнообразна. Главная функция макроэлементов (C,O,N,H,S, P, Ca, Cl, Mg, K,Na) состоит в построении тканей, поддержании постоянного осмотического давления, ионного и кислотно-основного состава.

Микроэлементы (Cu, F, I, Fe, Mo, Zn, Br, Co) входят в состав ферментов, гормонов, витаминов, биологически активных веществ, участвуют в обмене веществ, процессах размножения, дыхания, обезвреживании токсических веществ. Макро- и микроэлементы: кальций, фосфор, фтор, йод, алюминий, кремний – определяют формирование костной зубной тканей.

Натрий и калий

Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ — главный внеклеточный ион, содержащийся в крови и лимфе, а K+ — основной внутриклеточный ион. Они выполняют разные функции, но предполагают работать вместе. Соотношение концентрации этих ионов регулируют давление крови в живом организме.

Самая значительная способность калия – поддерживать работу сердечной мышцы, поэтому нехватка калия в организме сказывается на здоровье человека.

Взрослый человек в сутки должен потреблять с пищей 4-6 г ионов натрия 2-3 г — калия.

Основное количество натрия (свыше 80%) организм получает при потреблении продуктов, приготовленных с добавлением поваренной соли

Больше всего калия содержит курага, соя, зеленый горошек, фасоль, чернослив, изюм.

Кальций имеет важное значение для живых организмов — это материал для постройки костных скелетов. Он играет и существенную роль в самих процессах жизнедеятельности: ионы кальция регулируют работу сердца, участвуют в процессах свертывания крови.

На долю кальция приходится более 1,5% массы тела человека, 98% кальция содержится в костях скелета. Однако кальций не только делает наши кости крепче, но и способствует работе нервной системы. При недостатке кальция руки теряют способность удерживать предметы, мышцы начинают судорожно сокращаться, кровь перестает свертываться, а сердечная мышца отказывается нормально работать. Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция, здоровый человек должен получать в дань до 1,5 г его в день. Необходимо при этом помнить, что организм усваивает кальций только в присутствии жира. Наибольшее количество кальция содержится в сыре, твороге, петрушке, салате и других продуктах.

Магний играет роль стимулятора обмена веществ, содержится в печени, костях, нервной ткани, мозге. Магния в человеческом организме намного меньше, чем кальция, — всего около 40 кг. При недостатке магния развивается нарушение сердечной деятельности, при избытке – развивается депрессия, сонное состояние.

Магний содержится в хлебе, овсяной и ячневой крупах, горохе, фасоли, орехах.

Вашему вниманию предложена таблица, в которой дан процентный состав веществ и химических элементов в вашем организме. Дома я предлагаю вам заполнить последний столбец, т.е. рассчитать их массу в вашем организме.

Цинк входит в состав гормона инсулина. Недостаточность цинка у детей задерживает рост и половое развитие. Максимальное количество цинка содержится в бобовых культурах и печени

Химия в медицине

Что такое химия в медицине как началась использоваться химия в медицинской практике

Вероятно, ни в одной науке опыт не играл такой большой роли, как в медицине. Бесконечные пробы, наблюдения, эксперименты, часто требовавшие от исследователей настоящего героизма, горькие разочарования и успехи, зажигавшие в сердцах надежды, отмечают трудный и драматический путь развития медицины. Врач не может, подобно физику, упростить объект своего исследования, построить модель организма и на ней изучить действие лекарств. Нет более сложной системы, чем организм, и на заре развития медицины положение врача вполне можно было сравнить с положением человека, пытающегося починить механизм неизвестного устройства. Врачи должны были осторожно зондировать больной организм, основываясь на случайных наблюдениях, народном опыте и неизбежно на тех теоретических соображениях, которые им казались почему-либо близкими к истине.

Читайте также  Аварии на химически опасных объектах. Медико-тактическая характеристика очага химического пораже

Рис. Л. Пастер

Ни химия, ни физика не могли помочь медицине, когда в XIV в. в Европе разразилась эпидемия чумы. Долгое время эти науки ничем не могли помочь и в лечении проказы, и в борьбе с малярией, оспой и другими болезнями, терзавшими человечество.

Медики сами искали средства борьбы и часто делали очень ценные находки. Лишь в XX в., когда взгляд исследователя проник и в глубину клетки и в недра молекул и атомов, удалось понять механизм действия некоторых (далеко еще не всех) лекарств, природу патологических состояний организма и заложить основы научной медицины, в частности фармакологии, ныне уже неразрывно связанной с биохимией, биофизикой клетки и организма.

Сейчас, когда наше внимание привлекают исследования на молекулярном уровне, выполняемые мощным арсеналом физико-химических средств, с особым чувством перелистываешь ветхие страницы старых лечебников и других медицинских книг, наполненных наивными рассуждениями о причинах болезней и указаниями на способы лечения.

В 1602 г. в Москву прибыл врач и аптекарь Джеймс Френчем, привезший с собой значительный запас лекарств (В.Рихтер «История медицины в России», 1814).

Рис. 2 . Фотокопия первых страниц «Росписи всяким зельем» из книги «История медицины в России» В. Рихтера.

Многие лекарства, пишет В. Рихтер, «заварены были на сахаре, вероятно, с тем чтобы привезти их неповрежденными и хранить долее». Это были, в частности: «корень еренги, слива белая, цидоны яблоки». Кроме того, были доставлены «яблоки цидоны, как взяты с дерева лежат в рассоле свежие, а не соленые», «сироп соку цитронова», «водка коричная, можжевеловая», «мастика белая», «пиретрум», «прямая глина армянская», «калган, алоэ, опиум, лапис ладурей» и др. (рис. 2). Применялись «животные лекарства»: «олений рог», «бобровая струя», «терияк» и другие, всего 171 название. В. Рихтер считает, что некоторые средства уже устарели, к ним он относит армянскую глину, лист мандрагоры и ляпис. Кроме того, он находит неправильным мнение, будто камень гранат «веселит душу». Вот какими лекарствами приходилось отвоевывать жизни больных и вот каковы были теоретические вопросы, подлежащие решению!

Не все в этом плохо. Многие лекарства тех времен были действенны. Ведь «сок цитронов»—это лимонный сок — лучшее средство против цинги; калган, алоэ, олений рог, бобровая струя — это физиологически очень активные вещества, играющие роль общих стимуляторов, «терияк» содержал «змеиное мясо», возможно речь шла о змеином яде, ценные лечебные свойства которого известны. Пиретрум и сейчас употребляется с пользой. Ляпис содержит соль серебра, обладающего высокой бактерицидностью.

Не так уж много времени прошло с эпохи, описываемой Рихтером, всего 370 лет! Возраст других наук, как например математики, астрономии и химии, исчисляется тысячелетиями. Медицина быстро прошла огромный путь и имеет основания гордиться своими достижениями и имеет еще больше оснований уверенно смотреть в будущее.

Уже в конце XIX в. были достигнуты выдающиеся успехи в химия в медицине, а именно области микробиологии. Она подготовила почву для изучения явлений иммунитета.

Открытие иммунитета было величайшим достижением медицины. Эпидемии оспы долгие годы угрожали бедой человечеству. Наблюдения над людьми, заражавшимися легкой формой этой болезни, «коровьей оспой», или вариолоидом, навело па мысль об активной иммунизации; перенесшие легкую форму приобретали устойчивость и к тяжелой форме.

Эксперименты, проведенные врачом Дженнером, оказались столь успешными, что противооспенная прививка скоро стала во многих странах общегосударственным мероприятием и эпидемии оспы были ликвидированы.

В борьбе с болезнями этот пример был вдохновляющим: многие врачи отдавали свои силы, а иногда и жизнь упорным поискам спасительных вакцин.

Л. Пастеру удалось избавить человечество еще от одной страшной болезни — бешенства. Вирус бешенства, попадая в организм, медленно развивается в клетках мозга. Л. Пастер приготовлял вытяжки из высушенных тканей мозга кроликов, зараженных этим вирусом, и использовал полученные препараты в качестве защитной прививки. Высушивание ослабляло вирус, но не препятствовало образованию антител, т. е. сохраняло антигенную активность. Однако химизм процессов иммунизации оставался совершенно неизвестным, и бактериологи нуждались в активной поддержке химиков. В начале XX в. химик и врач П. Эрлих заложил основы химиотерапии, поставив задачей отыскание соединений, которые убивали бы клетки бактерий, не затрагивая клетки организма. П. Эрлиху удалось достигнуть успеха на избранном пути. После упорных поисков он синтезировал сальварсан, лекарство, убивающее спирохет, возбудителей сифилиса.

Новые перспективы обозначались в медицине после открытия антибиотиков. Химики и врачи уже совместными усилиями заложили основы новой науки — химиотерапии на молекулярном уровне.

Статья на тему Химия в медицине

Химия и медицина

Студенческий форум — 3

Славная традиция зародилась у студентов очного отделения БФ .

СТУДЕНЧЕСКАЯ ВЕСНА-2021: .

После перерыва, связанного с пандемией, наконец-то в этом .

Турслет: у нашей команды .

19 – 20 сентября на базе ЗОЦ «Сказка» прошёл летний .

«НОВЫЕ КНИГИ»

Читальный зал библиотеки БФ ПНИПУ (ул. Тельмана, 7 каб. № .

БФ ПНИПУ объявляет .

БФ ПНИПУ объявляет дополнительный набор абитуриентов на .

ЦДОС объявляет набор .

Центр дополнительного образования специалистов (ЦДОС) .

  • Главная
  • Университет
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода)
      • Информация о трудоустройстве выпускников
      • Доступная среда
      • Международное сотрудничество
      • Абитуриенту
    • Абитуриенту
    • Студенту
    • О вузе
    • Структура образовательной организации
      • Менеджмент
      • Факультет техники, технологии и управления
      • Качество образования
      • Кафедра АТП
      • Кафедра ТМП
      • Кафедра ХТиЭ
      • Кафедра ОНД
      • Кафедра ТКМ
      • ЦИЭТ
      • ЦДОС
      • Библиотека
  • Образование
    • Высшее образование
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Расписание занятий
    • Фиксация хода образовательного процесса и результатов освоения образовательной программы
  • ЦДОС
  • Наука и инновации
    • Конференции
    • Научные журналы
    • Сборники
    • О направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности
    • Конкурс на должности научных работников
    • Олимпиады
  • Внеучебная деятельность
    • Студенческий совет
    • Спорт
    • Студенческие мероприятия
  • Пресс центр
    • Видеогалерея
    • Последние новости
    • Фотогалерея

ХИМИЯ В МЕДИЦИНЕ

«Широко простирает химия руки свои

в дела человеческие».

М.В.Ломоносов

Химия в медицине играет важную роль. Применение этой науки внесло много инноваций в развитие фармацевтической промышленности, ортопедической стоматологии, медицинского протезирования и пр. Она также способствует стремительному развитию новых технологий лечения.

Читальный зал №1 библиотеки БФ ПНИПУ (ул. Тельмана, 7, каб.№ 22) приглашает на тематическую выставку литературы «ХИМИЯ В МЕДИЦИНЕ», на которой вниманию читателей представлены книжные издания и журнальные публикации.

Среди справочных изданий можно увидеть «Популярную медицинскую энциклопедию» под ред. Б.В.Петровского (1987) и «Химический энциклопедический словарь» под ред. И.Л.Кнунянц (1983). О первых сведениях об использовании химических средств в медицине можно узнать из учебного пособия И.Я.Миттовой и А.М.Самойловой «История химии с древнейших времен до конца ХХ века». Том 1 (2012), где идет речь о лекарствах и ядах. В другом учебном издании – Леенсон И.А. «Химия в технологиях индустриального общества» (2011) содержатся сведения об истории антибиотиков, о радионуклидах в медицине и др. Пособие Г.Б.Сергеева «Нанохимия» (2009) познакомит с использованием наночастиц в биологии и медицине. Научные журналы, такие как «Успехи химии». «Известия вузов. Химия и химическая технология», «Журнал прикладной химии» и другие информируют об исследовательских работах в области химии и медицины. В научно-популярных журналах «Наука и жизнь» и «Химия и жизнь – XXI век» содержатся материалы об использовании химических элементов в процессе лечения, о коронавирусной инфекции, о создании искусственной крови и других проблемах. Выставка, на которой представлено более 25 источников из фонда библиотеки, продлится с 21 сентября по 5 октября 2020г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: