Роль алхимии в становлении химии - ABCD42.RU

Роль алхимии в становлении химии

История химии. Алхимия в древнем мире.

Химия в древнем мире

Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте – технически наиболее передовой стране древнего мира.

Египет

Египетские жрецы были первыми химиками. Они владели многими до сих пор неразгаданными химическими секретами. Например, приемами бальзамирования тел умерших фараонов и знати, а также получением некоторых красок. Такие отрасли производства, как гончарное производство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, достигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры. Химия считалась «божественной» наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвященных. Однако, некоторые сведения все же проникали за пределы Египта. Известно, что в библиотеке египетского города Александрии, одном из семи чудес света, хранились манускрипты с описанием процессов прокаливания, перегонки, фильтрования и т.п.

Греция

В истории химии древнее греческое государство также играет значительную роль. Греки многому научились у египтян, в тоже время, сами внесли значительный вклад в науку о веществах. Химические знания, непрерывно накапливаемые людьми, постепенно отделялись от религии и переходили в самостоятельную область человеческой деятельности. Одним из первых основоположников восприятия мира через познание был известный философ Аристотель, который предполагал, что все существующие предметы и вещества состоят только из четырёх фундаментальных элементов – воды, огня, земли и воздуха. Каждый из этих элементов характеризует собственное свойство: вода – влажность, земля – холод, огонь – тепло, воздух – сухость. Древнегреческий философ Демокрит предполагал, что вся существующая и окружающая нас материя состоит из мельчайших неделимых частиц Чрезвычайно продвинутыми в сфере науки и изобретательства были и древние китайцы, история Китая знает имена многих выдающихся учёных.

Китай

Одним из самых значительных ранних открытий в Китае можно считать изобретение фарфора. В начале II в. н.э. в Китае была изобретена бумага, которую изготавливали сначала из коры деревьев, пеньки, шелковой ваты и шелковых очесов, остававшихся от производства. Позднее на юге Китая для изготовления лучших сортов бумаги стали употреблять молодые побеги бамбука и тростника. Еще до нашей эры китайцы разработали способы получения сахара. Широкое распространение получили у них и красители, извлекаемые из растений. В Китае успешно развивалась лекарственная химия, были изобретены порох, тушь, лаки. Китайские земледельцы еще до нашей эры начали применять органические удобрения.

Химия в средние века

В течение тысячелетий происходило накопление химических знаний человека. Примерно в VII в. н.э. арабы переняли достояние и приемы работы египетских жрецов и обогатили человечество новыми знаниями. Арабы добавили к слову хеми приставку ал, и лидерство в изучении веществ, которое стало называться алхимией, перешло к арабам. Следует отметить, что на Руси алхимия распространения не имела, хотя труды алхимиков были известны, и даже переводились на церковнославянский язык. Алхимия – это средневековое искусство получения и переработки различных веществ для практических нужд В отличие от древнегреческих философов, которые лишь наблюдали мир, а объяснение строили на предположениях и размышлениях, алхимики действовали, экспериментировали, делая неожиданные открытия и совершенствуя методику эксперимента. Алхимики считали, что металлы – это вещества, состоящие из трех основных элементов:

  • соли – как символа твёрдости и способности к растворимости;
  • серы – как вещества, способного нагреваться и гореть при высоких температурах;
  • ртути – как вещества, способного к испарению и обладающего блеском.

В связи с этим предполагалось, что, например, золото, являвшееся драгоценным металлом, тоже обладает точно такими же элементами, а значит и получить его можно из любого металла! Считалось, что получение золота из любого другого металла связано с действием философского камня, которые безуспешно и пытались найти алхимики.

Кроме того, они верили, что если выпить эликсир, приготовленный из философского камня, то приобретешь вечную молодость! Но ни философского камня, ни золота из других металлов алхимикам найти и получить не удалось.

И, тем не менее, их деятельность дала положительные результаты: от них нам достался большой опыт работы со многими веществами, изобретенные приборы и оборудование, ими были открыты некоторые химические элементы и изучены их свойства. В истории алхимии стоит назвать некоторые выдающиеся имена. Так, немецкий алхимик Хенниг Бранд, впервые получил фосфор, предположительно в 1669 году. Одержимый поисками философского камня и золота, он считал, что все вещества, окрашенные в золотистый цвет, содержат частицы золота. Для экспериментов Бранд воспользовался мочой. При ее выпаривании алхимик и получил белое вещество, похожее на воск, которое самовоспламенялось на воздухе – это был фосфор.

Французский алхимик Николас Фламель – личность весьма загадочная. По некоторым данным считается, что именно этому алхимику все же удалось получить философский камень и эликсир жизни. Сведения об этом человеке обрывочны, считается, что после получения философского камня алхимик скрылся. Сегодня известно, что старейшее здание в Париже, построенное еще в 1407 году, являлось когда-то домом Николаса Фламеля.

XV век – период в истории химии, ознаменованный применением алхимии для изготовления различных медицинских препаратов. Благодаря развитию точных наук, развитие химии всё более приобретало научный характер. Алхимия постепенно превращалась в химию. Химия постепенно отделялась от философии и уже, как наука, строилась на обобщениях и анализе отдельных наблюдаемых явлений.

Параце́льс (лат. Paracelsus, настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493–1541) – знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики, он подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки.

Можно полагать, что Парацельс погиб от систематического отравления ртутью. Он считал, что когда-то все металлы были ртутью, и провел сотни опытов, чтобы из ртути получить золото. В конце жизни он признал неудачу, сказав: «Из семени лука вырастет лук, а не роза, орех или салат». По одной из легенд, Парацельс открыл секрет вечной молодости и не умер, а живет среди нас. Могила Парацельса на кладбище святого Себастьяна в Зальцбурге стала местом паломничества. Существует предание, что здесь в 1831 г. остановилось продвижение эпидемии холеры. Считают, что рассказы о Парацельсе легли в основу легенды о докторе Фаусте. Постепенно уровень развития химии позволил создавать сообщества, которые имели научный подход к изучаемым явлениям, могли передавать и продолжать накапливать знания. Это были первые академии. Так, в 1560 году такая академия образовалась в Неаполе.

Через 100 лет подобная академия появилась в Лондоне Во второй половине XVII века ирландским учёным Робертом Бойлем предпринята попытка объяснения некоторых химических превращений на основании применения понятия «атом». Работы Бойля имели большое значение для становления химии как науки

В книге «Химик-скептик» он сформулировал основную задачу химии – исследование состава разных физических тел, поиск новых химических элементов. В книге содержалась обоснованная критика учения о трех началах (сере, ртути, соли) и четырех стихиях. Трактат был издан анонимно, но имя автора вскоре стало широко известно. Эта книга стала важным шагом на пути превращения алхимии в самостоятельную науку – химию.

Становление современной химии

Первым этапом существования химии как самостоятельной науки можно считать открытие закона сохранения массы (вторая половина XVIII века). Этот закон был впервые сформулирован французским химиком Антуаном Лораном Лавуазье (1743−1794), который в процессе свое научной деятельности положил основы исследования вещества уже с научной точки зрения. Автор кислородной теории горения, один из авторов новой химической номенклатуры, он предложил первый перечень химических элементов и написал первый учебник «Элементарный курс химии».

Первой (хотя и затем отвергнутой) теорией научной химии была предложенная Георгом Шталем теория флогистона (XVIII в.). Флогистонная теория была главным условием и движущей силой развития учения об элементах. Она способствовала полному освобождению химии от алхимии. Именно во время почти столетнего господства флогистонной теории завершилось начатое Бойлем превращение алхимии в химию. К концу XVIII в. в химии был накоплен большой объем экспериментальных данных, которые необходимо было систематизировать в рамках единой теории. Создателями такой теории стали французский химик Антуан Лоран Лавуазье и русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Они применяли точные измерения при изучении химических реакций. Это позволило опровергнуть теорию флогистона, выявить суть процессов горения и дыхания, сформулировать закон сохранения массы.

Блестящие успехи количественных методов исследования веществ привели к фундаментальным изменениям в химии. Английский химик Джон Дальтон (1766–1844) экспериментально подтвердил атомистическую теорию. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории) продолжался с 1789 по 1860 г.

С первой половины XIX в. химия начала свое стремительное и триумфальное развитие. С увеличением объема знаний о веществах и их свойствах выделились ее отдельные области Несомненно, самым значительным открытием химии стало открытие важнейшего закона природы – Периодического Закона. Периодический Закон был открыт в феврале 1869 года русским химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым.

Сегодня Периодическая Система химических элементов Д.И. Менделеева висит на стене любого кабинета химии во всем мире! Именно Периодический Закон объединил химические знания в стройную и логическую систему. Д.И. Менделеев предсказал существование элементов, которые в то время были еще не открыты. Предсказанные Менделеевым элементы вскоре были открыты, что служило подтверждением великого открытия!

На современном этапе развития естественных наук (с XX в.) появились принципиально новые физические методы исследования. Это предоставило химикам невиданные прежде возможности для изучения веществ. В нынешнем, XXI веке, триумфальное шествие химии продолжается. Ее наивысшая цель – удовлетворять потребности каждого человека и всего общества.

Читайте также  Психологические особенности нехимических зависимостей

Итог статьи:

  • Родиной химии считается древний Египет
  • В древнем мире существенный вклад в развитие химии внесли Египет, Китай, Греция
  • До III в. н.э. длился доалхимический этап развития химии. Теоретические и практические знания о веществах развивались относительно независимо друг от друга. В течение алхимического периода (III – XVI вв.) зародилась экспериментальная химия, накопились знания о веществах
  • Алхимия – средневековое искусство, основной целью которого была получение философского камня
  • С XVII в. началось становление химии как науки. Современный этап развития химии берет начало в XX в. и длится до наших дней
  • Сегодняшние успехи прикладной химии основаны на достижениях химической науки. Поэтому фундаментальные исследования – «знания ради знаний» – особо ценны для человечества

Реферат: Роль алхимии в становлении химии

Реферат по концепции современного естествознания на тему: «Роль алхимии в становлении химии».

Выполнила студентка

3 курса гр. БХ – 3.1

Липецк 2006 г.

Понятие «алхимия» было введено арабами. Арабский учёный Х века Аль – Надим пишет, что «люди, занимающиеся алхимией, то есть делающие золото и серебро из других металлов, утверждают, что первым заговорил об их науке Гермес Мудрый».

Папирусы ІІІ века нашей эры, найденные в Фивах и частично написанные по-гречески, подробно излагают методы, использовавшиеся ювелирами для получения сплавов, внешне похожих на золото. Эти тексты, не носят ни какой оккультной окраски, а содержащиеся в них информация представляет собой заурядные технологические секреты производства дешёвой бижутерии. Позднее тексты всё более затемняют методы получения металлов и сплавов, но зато делают больший упор на загадочные теории и прямо говорят о трансмутации.

Вслед за арабскими завоевателями эти знания проникли в Марокко и Испанию, там они перемешались с иудаистским мистицизмом и были переведены на латынь, затем латинские переводы стали, расходится по Европе. Наиболее известен перевод арабской «Книги композиции алхимии» законченный Робертом из Честера в феврале 1140 года, переводчик знакомит своих читателей с новым разделом науки. С этого момента алхимия вступила на полосу расцвета, в ХІІІ веке ею занимались такие значительные и высокообразованные учёные, как Альберт Великий, Роджер Бэкон, Арнольд из Виллановы.

Возникнув среди ювелиров и металлургов Древнего Египта, просуществовав свыше тысячи лет, алхимия глубоко укоренилась на земле Западной Европы.

1. Философский камень.

Если главной целью алхимии была трансмутация – превращение низших металлов в золото, — то первым и самым важным шагом на пути к этой цели было получение неуловимого философского камня.

Что это за камень? На этот вопрос нет простого ответа. Согласно одним, философский камень, известный также как «порошок проекции», представляет собой некую субстанцию, создаваемую из огня и воды, для других – незримый дар господа. Французский алхимик ХV века Николас Валуа говорил: «это Камень великих достоинств, он зовётся Камнем, но он – не камень».

Английский алхимик ХVІІ века Филалет несколько более конкретен. Как пишет он в своём «Путеводителе к Небесному Рубину», этот камень представляет собой «некую небесную, духовную, все проникающую и фиксированную субстанцию, каковая придаёт всем металлам совершенство золота и серебра… Он – благороднейшее из творений, если не считать разумную душу, и он имеет достоинство исцелять любые ущербы живых и металлических тел, приводя их в наилучшее, совершеннейшее расположение».

Рецепты его получения разнообразны и невероятно темны. Но где бы вы его не взяли, философский камень был абсолютно необходим для осуществления трансмутации. Этот чудодейственный порошок, или эликсир, или реактив, мог преобразовать один металл в другой. Щепотка (капля) этого камня позволяла, кому угодно превратить свою оловянную кружку в золотой кубок.

Многие люди тратили на его поиски всю свою жизнь. Алхимия, известная также среди её мастеров как Великое Искусство, не позволяла отвлекаться ни на что постороннее, она требовала абсолютной преданности делу, неустанной работы и неослабевающего внимания к любым, пусть к самым незначительным, подробностям. Алхимики просиживали с утра до вечера над пыльными фолиантами в попытках расшифровать головоломные тексты и ещё больше – в домашних лабораториях, где они проводили свои бесконечные опыты.

Основополагающая идея философского камня сводилась к тому, что металлы «растут» в земле, на манер растений, хотя и неизмеримо медленнее. Подобно всем прочим объектам и сущностям, низкие металлы стремятся к совершенству; задача алхимика состоит в том, чтобы очистить эти металлы от низменных свойств, помочь им на пути к высшему состоянию, которое является одновременно и самым «дорогим» состоянием.

Ну а как же всё – таки с золотом? Ходили разные слухи во все времена. Иоганн Баптист Ван – Гельмонт (1577 – 1644) трансмутировал восемь унций ртути в то же количество золота. Успешные трансмутации шли нескончаемым потоком. Уже в новое время, в 1782 году английский химик Джеймс Прайс, член Королевского Общества, продемонстрировал коллегам два загадочных порошка, которые в смеси с другими ингредиентами давали золото и серебро. Для получения серебра он взял белый порошок, смешал с ртутью в соотношении один к пятидесяти, добавил буру и селитру и прокалил всё это в тигле, тщательно помешивая железным прутом. Для получения золота он взял красный порошок и повторил ту же процедуру. И тот, и другой металлы оказались настоящими.

Королевское Общество попросило Прайса провести опыты в присутствии опытных наблюдателей – нужно было подтвердить это открытие и сделать его всеобщим достоянием. Прайс согласился, прибыв в назначенное время для демонстрации, он отравил себя синильной кислотой. Проверка показала, что железная мешалка была полая, и Прайс подсыпал через неё в тигель порошок серебра или золота.

2. Эликсир жизни.

Второй по важности целью алхимиков было получение эликсира жизни, таинственного напитка, который мог вернуть человеку бодрость и молодость, и даже обеспечить полное бессмертие. Нет сомнения, что старые алхимики, чьи дни прошли в трудах и нужде, страстно мечтали найти этот животворящий источник юности, напиток, который оправдает все их бесконечные старания, даст им возможность ещё раз насладится жизнью. Некоторые из них признавались перед смертью, что смогли раскрыть великую тайну.

Тот факт, что все эти люди умерли, заставляет сильно сомневаться в достоверности их заявлений. Иоганн Тритемий и на смертном одре продолжал диктовать рецепт зелья, гарантирующего идеальное здоровье и несокрушимую память.

Идея эликсира жизни стара, как мир. Древнегреческие боги были бессмертны не по внутренней своей природе, а потому, что пили нектар и вкушали амброзию. Вполне логично, что алхимики, желавшие очистить металлы от низменных качеств, привести их в высшее, чистейшее состояние, истово верили, что то же самое можно сделать с человеческими телами. Тут всё дело в очищении и дистилляции – нужно устранять из тела одно не совершенство за другим, одну болезнь за другой, в конце концов, вся его кровь, флегма, желчь, чёрная желчь придут в идеальное равновесие, и оно забудет о былых недугах. Герхард Дорн писал: если существует одно самое большое начало всех порч и разложений и универсальный источник возрождения, восстановления и животворящих достоинств – кто же тогда, кроме человека, полностью лишённого разума, может усомниться в таком лечении?

Алхимики верили в существование эликсира и по другой, ещё более важной причине: они никак не могли допустить, что бы бог обделил человека, не дал ему того, что есть у низких тварей. «Обратим наш взор к природе, столь замечательной своими чудесами, — писал Арнольд из Виллановы. – Разве возможно, что бы она отказала человеку, ради которого сотворено всё прочее, в том, что щедро отпущено оленям, и орлам, и змеям, которые каждый год сбрасывают печальные приметы дряхления и возвращают себе радостное сияние молодости? Изо всех этих соображений, очевидно, следует, что никак нельзя считать невозможным, что подобное же чудо может быть отыскано и для человека, ибо человек никак не хуже тварей, которыми он правит». Олени тех далёких дней омолаживались, питаясь гадюками, львы делали тоже самое, пожирая неких питающихся перцем обезьян, некоторые птицы жили до – 600 лет, слоны до – 300 лет, а лошади до – 100.

В античные времена некий Аристей объявил, что нашёл чудесную смесь, которая преобразует металлы и даёт человеку бессмертие. Он прожил к тому времени уже несколько столетий; жители его родной Сицилии были так этим поражены, что построили храмы Аристея и поклонялись ему как богу.

Алхимический текст, написанный в начале ХΙХ века К. Шмидером, утверждает, что Соломон Трисмозин, маг, живший в ХVΙ веке, проглотил половину грана некоего им самим изготовленного соединения, после чего «его жёлтая морщинистая кожа стала белой и гладкой, его щёки порозовели; седые волосы снова стали чёрными, а в три погибели согнутый позвоночник распрямился».

Дионисий Захарий, автор «Великолепной книги по истинной натуральной философии металлов», даже предлагает рецепт, как использовать щепотку философского камня в качестве лекарства от всех недугов: «Чтобы применить нашего Великого Короля «философский камень» для восстановления здоровья, один гран его должен был взят после получения и залит в серебряном сосуде хорошим белым вином до растворения. Больному человеку нужно дать это выпить, и он исцелится за 1 день, если болезнь продолжалась только один месяц, а если она продолжалась год, он исцелится за 12 дней. Что бы постоянно оставаться здоровым, он должен принимать некоторое количество камня, приготовленного в форме электуария (это тестообразная масса, приготовленная из лекарственного порошка и мёда, либо густого сиропа), в начале каждой осени, а так же весны».

Читайте также  Размерная электрохимическая обработка металлов

У Х. Зедлера ХVΙΙΙ век описана панацея, являвшаяся просто-напросто многократно дистиллированной водой. Все алхимики рассказывали о своих чудесных открытиях и успехах, особенно силён был по этой части граф Калиостро.

Однажды к нему обратилась стареющая аристократка, отчаянно мечтавшая вернуть себе ушедшую юность. Калиостро прописал ей 2 капли драгоценного Вина Египта с добавочным указанием принять лекарство не сразу, а когда луна войдёт в последнюю четверть. До желанного момента оставалось ещё несколько дней, так что пожилая дама заперла флакончик в шкаф, сказав любопытной горничной, что это – просто средство от желудочных колик. И надо же так случится, что той же самой ночью у горничной начались страшные желудочные колики. Вспомнив о флакончике, она открыла его и проглотила драгоценные капли.

К утру, горничная почувствовала себя значительно лучше. В соответствии со своими обязанностями она пришла в хозяйкину спальню. Хозяйка недоумённо уставилась на горничную и спросила, кто она такая и что ей надо.

— Кто я такая? – удивилась горничная. – Это я, ваша горничная.

— Не может быть, — уверенно сказала аристократка. – Моей горничной 50 лет.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • »
  • Химия через алхимию

    В Средние века колоссальный вклад в изучение элементов, веществ и вариантов их взаимодействия внесли алхимики.

    Идеи о возможности трансмутации металлов, то есть о превращении одного в другой, были популярны ещё в эпоху Античности. Разумеется, речь шла о превращении свинца или олова в золото или серебро. Но никак не наоборот! Однако настоящий бум экспериментов с отчаянными попытками превратить неблагородные металлы в благородные начался в эпоху Средневековья.

    Близость золота по своим качествам к свинцу и ртути была очевидна ещё в Древности. Но как добиться превращения одного в другое?

    На радость всем будущим алхимикам арабский учёный Джабир ибн Хайян на рубеже 8−9 веков написал, что ключом к успеху в опытах с трансмутацией служит некая субстанция, которая может не только превращать любой металл в золото, но и лечит от любых болезней, а значит, дарит своему обладателю бессмертие. Эту субстанцию стали называть «великим эликсиром» или «философским камнем».

    К 10-му веку учение Джабира ибн Хайяна оказалось чрезвычайно популярным в Европе. Жажда быстрого обогащения, да ещё и власти над временем привела к тому, что в среде владетельных сеньоров и зажиточных горожан возник ажиотажный спрос на алхимиков. То есть на людей, владеющих необходимыми знаниями для поиска философского камня. Возникли сотни секретных лабораторий (чтобы сохранить сакральные знания в тайне), где ради заветной цели проводились бесконечные эксперименты со всевозможными веществами.

    В средневековой Европе каждый уважающий себя монарх содержал собственную бригаду алхимиков и снабжал их всем необходимым. Некоторые шли ещё дальше. Так, император Священной Римской империи Рудольф II в своей резиденции организовал не просто тайный подвал для сомнительных опытов, а настоящий алхимический центр. При таком покровительстве и поддержке результаты не заставили себя долго ждать.

    Философский камень, разумеется, никто не нашёл. Но зато знания людей о свойствах веществ невероятно обогатились. А заодно было совершено множество открытий, имевших далеко идущие последствия.

    В 13-м веке английский монах-францисканец Роджер Бэкон, экспериментируя с селитрой, получил чёрный порох. На рубеже 13−14 веков испанский алхимик Арнольд из Виллановы создал труд, в котором подробно описал не только различные яды, но и противоядия, а также лечебные свойства растений. Это был огромный шаг вперёд для средневековой медицины. В 15-м веке немецкий монах-алхимик Василий Валентин (чьё существование, правда, оспаривается некоторыми исследователями) открыл серную кислоту, а также впервые подробно описал сурьму.

    Огромный вклад в прогресс внёс живший в первой половине 16-го века швейцарский алхимик Парацельс. Именно он превратил алхимические эксперименты в серьёзную науку. А вскоре интерес к алхимии начал снижаться. Для образованных людей стала очевидной тщетность всех попыток научиться обращать ртуть или свинец в золото.

    Большинство предметов, которые знакомы нам со школьной скамьи (во время практических работ на уроках химии), были придуманы и введены в обращение алхимиками. Или, по крайней мере, приспособлены для лабораторных опытов. Это, например, мензурки, колбы разных форм, всевозможные фильтры, капельницы или пипетки, змеевики, а также горелки с устройством для регулировки интенсивности пламени.

    Любопытно, что в 19-м веке о работах алхимиков упоминали как о пустой трате времени. Считалось, что средневековые исследователи были шарлатанами и авантюристами, которые только спекулировали на невежестве общества. И никакого практического результата их труды не имели. Лишь в 20-м веке от подобной оценки отказались и признали важную роль алхимиков в создании современной химии.

    Реферат по химии на тему «История химии. Алхимический период»

    Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

    Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

    откроется в новом окне

    Выдаем Удостоверение установленного образца:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №225 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

    Школа БИОТОП Лаборатории непрерывного математического образования

    История химии.

    Алхимический период.

    Выполнила ученица 7 «Б» класса

    Чикадзе София Александровна

    Воронаев Иван Геннадьевич

    Введение

    Доалхимический период (до 3 века) – начало изучения химии

    В доалхимическом периоде теоретические и практические аспекты знаний развивались независимо друг от друга.

    Практические операции над веществом относились к ремесленной химии. Начало её зарождение следует с появлением и развитием металлургии. Помимо металлургии развивалось в практической деятельности и другие аспекты, такие как: производство керамики и стекла, крашение тканей, изготовление лекарственных средств и косметики. Именно на основе успехов и достижений практической химии древности происходило развитие химических знаний в последующие эпохи.

    Когда люди попытались осмыслить проблему, они пришли к формированию учения об элементах стихиях. Эмпедокл, Платон, Аристотель. Их учения оказали наибольшее влияние на дальнейшее развитие науки. Согласно учению об элементах-стихиях все вещества образованы сочетанием четырёх первоначал: земли, воды, воздуха и огня. Сами элементы при всём этом способны к взаимопревращениям поскольку каждый из них, согласно Аристотелю, представляет собой одно из состояний единой первоматерии. Это позднее стало основой алхимической идеи о возможности взаимных превращений металлов (например превращения свинца в золото)

    Алхимический период

    Алхимия складывается в эпоху поздней античности (2—6 века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля.

    Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.

    Центром алхимии в то время считался храм Сераписа, при котором около 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имена которых дошли до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима и Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Физика и мистика» состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов — превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии определил химию как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату» — стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

    В конце 3 в. в 296 г. египтяне под предводительством Домиция Домициана подняли восстание против римского императора Диоклетиана. Прибывший в Египет правитель Римской империи подавил восстание и издал эдикт, которым повелевалось собрать все старинные книги, учившие тому, как делать золото и серебро, и сжечь их. Это объясняли желанием Диоклетиана уничтожить источник богатства, а вместе с тем и высокомерия египтян. Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста.

    Алхимия в эпоху Возрождения

    Алхимик Сендзивой Яна Матейка

    В XIV—XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

    Возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, хотевшими завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота (по моему мнению так и произошли легенды о придворных магах).

    Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: Август — в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга — в лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.

    Упадок алхимии начинался с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.

    Философия алхимии

    Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией. Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений — внутренней алхимией.

    В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной — химической — метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр.

    Читайте также  Шпаргалка по Химии 4

    Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

    Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

    В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

    Первое звено — это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало — «соль» (движение).

    Второе звено — это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

    В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

    Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид — киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов — «колесница ртути», «учение ртути») — индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») — название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии — Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

    Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.

    Реферативная работа по химии по теме «Алхимия: мифы и реальность»

    Из нескольких этапов становления химии как науки, алхимический период является самым долгим, а именно длившимся с 3 по 17 век нашей эры. К сожалению, о нем мы знаем очень мало. Отсутствие знаний, в свою очередь, породило немало мифов. Многие ошибочно полагают, что алхимия была ничем иным, как магией, и все силы алхимиков были брошены на поиск «философского камня» и нахождения способов перехода неблагородных металлов в золото.

    Целью данной работы является выявление вклада алхимии в современную науку. В связи с указанной целью поставлены следующие задачи:

    • изучить литературу по данной теме;
    • понять, чем была алхимия: наукой или магией;
    • определить причины крушения алхимии в 17 веке;
    • найти факты, подтверждающие связь современной химии с алхимическим периодом.

    В заключение работы мною были сделаны выводы относительно всего алхимического периода и обнаружены факты, касающиеся вклада алхимии в современную науку.

    Ознакомившись с материалами данного реферата, каждый, кто интересуется историей химии и алхимического периода в целом, сможет сложить свое мнение по поводу алхимии, и понять, чем же все-таки была алхимия: наукой или магией.

    Скачать:

    Вложение Размер
    sosh_no_32_dmitriev_r_himiya.docx 37.83 КБ
    alhimiya.pptx 424.07 КБ
    prilozheniya.docx 881.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    XXIII городская научно-практическая конференция учащихся

    «Юные исследователи – будущее Братска»

    под эгидой Российской научно-социальной программы для молодежи «Шаг в будущее»

    Алхимия: мифы и реальность

    Автор: Дмитриев Роман, учащийся 9 класса МБОУ «СОШ № 32» г. Братска Иркутской области

    Руководитель: Вольковская Марина Станиславовна, учитель химии первой квалификационной категории МБОУ «СОШ № 32» г. Братска Иркутской области

    г. Братск, Иркутская область

    Раздел 2. Определение вклада алхимиков в науку…………………………………….………. …7

    Вклад алхимиков в современную науку………………………….………………………………….7

    Актуальность данной темы заключается в том, что, к сожалению, мы очень мало знаем о таком этапе становления химии как науки, как алхимический период. Отсутствие знаний, в свою очередь, породило немало мифов. Многие ошибочно полагают, что алхимия была ничем иным, как магией, и все силы алхимиков были брошены на поиск «философского камня» и нахождения способов перехода неблагородных металлов в золото.

    Целью данной работы является выявление вклада алхимии в современную науку. В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:

    • изучить литературу по данной теме;
    • понять, чем была алхимия: наукой или магией;
    • определить причины крушения алхимии в 17 веке;
    • найти факты, подтверждающие связь современной химии с алхимическим периодом.

    Информация, представленная в данном реферате, поможет разрушить мифы об алхимии, сложившиеся в умах людей, а также сформировать знания о самом длительном периоде становления химии – алхимическом.

    Раздел 1. Алхимический период

    Алхимики во всех культурах ставили перед собой цель найти способы осуществления изменений внутри одушевленных и неодушевленных предметов. С помощью этих изменений предмет, по мнению алхимиков, сможет перейти на новый уровень или вовсе переродиться. Алхимия подразделялась на 2 вида: внутренняя и внешняя. Поиском способов получения золота из других металлов, а также созданием пилюль бессмертия занималась внешняя алхимия. В свою очередь, поиском абсолютного здоровья или вовсе бессмертия, при помощи разных упражнений, занималась внутренняя алхимия.

    Во всех алхимических традициях важную роль играют ртуть и ее сульфид, сера, 6 известных на тот момент металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка, сурьма, селитры, щелочи.

    Теория 4 элементов

    Фундаментом всей алхимии была теория четырех элементов. Она была разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Аристотель предполагал, что каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости (приложение I). Согласно современной науке, этим четырём элементам приблизительно соответствуют четыре агрегатных состояния вещества: твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное.

    Язык алхимиков и символика

    Стоит отметить тот факт, что во всех алхимических культурах была общая символика процессов, веществ, элементов (приложение II,III). Большое значение в обозначениях алхимиков имеют знаки зодиака. Таким образом, 12 известным на тот момент процессам был приписан свой знак зодиака (приложение IV).

    Всю многовековую историю алхимии можно разделить на несколько периодов. Каждый имел свои особенности, а также открытия.

    Первым периодом стал александрийский, который начал формироваться во 2-6 веке. Фундаментом для данного этапа была теория четырех элементов. В этот период была сформирована символика алхимии, в которой каждому известному на тот момент металлу приписывалось небесное тело. Эта символика носила название «металлопланетная».

    Когда Римская империя пала, алхимические исследования перемещаются на Арабский Восток. Арабами было развито учение Аристотеля о четырех первоначальных свойствах вещества, дополнив еще двумя: свойством горючести и «металличности». Ими было предположено, что сущность вещества всегда раскрывают два из шести признаков: золото — теплое и влажное. Также арабами были заложены основы ртутно-серной теории (приложение V).

    Когда Пиренейский полуостров в 8 веке был захвачен Омейадами, европейцы получили возможность обогатиться научными достижениями арабов. Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214—1294), положивший начало экспериментальной химии в Европе. Им были изучены свойства многих веществ, в частности селитры, а также найден способ получения черного пороха. В XIV—XVI вв. алхимия всё теснее связывалась с задачами практической металлургии, горного дела, медицины. Но возможность получения золота, стала причиной роста числа мошенников, целью которых было завладеть сокровищами. Также, большое количество алхимиков стало пользоваться поддержкой властей, которые хотели получить от них рецепт дешевого золота. Таким образом, алхимик при саксонском дворе, который не смог сделать золото, изготовил фарфоровые изделия

    Заканчивая тему истории алхимии, нужно отметить, что обратный отсчет алхимического периода начала, развитая в 1697 году для объяснения реакций горения Георгом Шталем «Теория Флогистона» (приложение VI).

    Флогистон, как считал Георг Шталь, особая тонкая материя, которая во время горения, способно переходить из вещества, где ее много, в вещества, где ее мало. Таким образом, вещества состоят не из 4 элементов, а флогистона и окалин (землистые на вид окислы металлов). Тогда металлы состоят почти исключительно из окалин, а уголь, сера и другие горючие вещества почти только из флогистона.

    В 1770 году теория флогистона была опровергнута благодаря работам Антуана Лавуазье, после которых её сменила другая — кислородная теория горения. Пусть она оказалась ошибочной, но смогла систематизировать процессы горения и обжига, объяснив их с единой точки зрения.

    Несмотря на большое количество мифов, алхимии и правда, были присущи весьма серьезные отрицательные черты. Так мистицизм, ограниченность поиском рецепта золота, и ее закрытость от людей стали причинами ее крушения. Последним ударом по алхимии стала Теория Флогистона. В подтверждение моим словам, можно привести отрывок из книги И. А. Левашова «Занимательная химия»:

    Гнилой «дуб» не выдержал напора, ударившего по нему ветра новых идей, и с треском рухнул. В начале 18 столетия от многовекового господства алхимии остались лишь воспоминания. Умерла алхимия, конечно, не сразу. И после того как наука о веществах была поставлена на прочный научный фундамент, в странах Западной Европы еще существовали алхимические кружки по всему свету бродили мошенники, продававшие легковерным простакам рецепты получения искусственного золота. Но ничто уже не могло воскресить алхимию, а вместе с нею умерла, и легенда о «философском камне».

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: