Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века - ABCD42.RU

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

Архитектура Санкт-Петербурга 18 века

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Архитектура Санкт-Петербурга 18 века Выполнила: Учитель начальных классов МОУ «СОШ №15» Мартюшева Н.А. Сыктывкар,2014 год.

Содержание ВВЕДЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ XVIII ВЕКА ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ ДОМИК ПЕТРА ПЕРВОГО ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР ГОСТИННЫЙ ДВОР СМОЛЬНЫЙ СОБОР ДВОРЕЦ МЕНЬШИКОВА ЛЕТНИЙ САД МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Санкт-Петербург второй по величине город в России и бывшая столица Российской империи, расположенный в устье реки Невы и финском заливе. В течение уже почти трёх столетий этот город был «окном в Европу», а также началом торгового пути «из Варяг в Греки», связывающего запад с Византией. Во времена правления Петра I и его приемников в 18-ом и 19-ом веках из лесов и болот вырос величественный город дворцов, парков, проспектов и каналов. Санкт-Петербург построен более чем на 40 маленьких островах.

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ XVIII ВЕКА В первой половине 18 века сложился новый стиль барокко, который наиболее ярко проявился в середине 18 века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В. В. Растрелли.

Во второй половине 18 века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, который зародился в Европе ещё в начале 18 века.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города. 16 мая 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость, которая должна была защищать отвоёванные у шведов в ходе Северной войны земли

ДОМИК ПЕТРА ПЕРВОГО На Петроградском острове в 1703 году был построен скромный деревянный «дворец», известный под названием домика Петра Великого уникальный памятник Санкт-Петербурга, единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая до наших дней.

ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР Свою историю величественный Исаакиевский собор ведет от небольшой деревянной церкви, заложенной по указу Петра Великого в 1710 году. Церковь была построена рядом с Адмиралтейством. Храм освятили в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого.

ГОСТИННЫЙ ДВОР Первые торговые ряды появились в 1705 году на Петроградском острове, в районе современной площади Революции. Этот Гостиный двор представлял собой множество обыкновенных деревянных торговых лавок и сгорел в 1710 году. На его месте было построено каменное здание Нового Гостиного двора, впоследствии служившее также помещением для биржевых торгов. Здесь же была открыта первая книжная лавка в Петербурге.

СМОЛЬНЫЙ СОБОР Один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко, Смольный, располагается на берегу реки Невы. По приказу Елизаветы Петровны строительство было поручено придворному архитектору Растрелли,, который и начал работу в 1749 году.

ДВОРЕЦ МЕНЬШИКОВА Дворец Меншикова принадлежит к числу первых каменных жилых построек Санкт-Петербурга. Строительство Меншиковского дворца началось в 1710 году по проекту архитектора Д.М. Фонтана. Однако вскоре он покинул Петербург, и через три года работы по сооружению этого здания были поручены немецкому архитектору Г.Шеделю.

ЛЕТНИЙ САД Ансамбль Летнего сада и дворца — самый ранний в Санкт-Петербурге. Он был создан по указу Петра I, который принимал личное участие в проектировании парка. В 1704 году на указанном императором месте стали высаживать цветы и саженцы деревьев различных пород, устанавливать первые мраморные статуи, привезенные в молодую российскую столицу со всей Европы.

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК Михайловский замок был построен в 1797-1801 годах по приказу императора Павла I, у южной границы Летнего сада, на месте деревянного дворца императрицы Елизаветы Петровны. Он был назван в честь архангела Михаила, в день поминовения которого была заложена новая царская резиденция. Архитекторы В. Ф. Бренна и В. И. Баженов создали замок по мотивам средневековых дворцов.

СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ В середине 18 века в старом доме на Невском проспекте, принадлежавшем графу С. Г. Строганову, случился пожар, полностью уничтоживший это небольшой особняк. Затем на его месте, под руководством архитектора Ф.-Б. Растрелли, был возведен один из самых величественных дворцов Санкт-Петербурга, названный по имени его владельца Строгановским.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большое количество музеев, парков, памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Вопросы для самопроверки: В каком веке был основан город на Неве? Какой стиль преобладал в архитектуре Санкт-Петербурга 18 века? Назовите основные архитектурные памятники города.

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Эта презентация об архитектуре Санкт-Петербурга восемнадцатого века, где в доступной форме объясняются детям основные стили архитектуры того времени. Для наглядности использутся фотографии достопримечательностей.

«Архитектура Санкт-Петербурга 18 века» — это актуальная в наши дни тема. В 2003 году в жизни северной столицы произошло значительное событие — городу исполнилось ровно 300 лет. В связи с этим событием взгляды многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного города.

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большое количество музеев, парков, памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой.

Данную презентацию можно использовать на уроках «Окружающий мир» как дополнитеьный материал при изучении темы «Город на Неве», а так же во внеурочной деятельнсти как дополнительный познавательный матерал.

Так же эта презентация может быть использована учителями истории, ИЗО и МХК в основной школе.

Петербург. Век XVIII.

На этой странице представлены самые известные здания Санкт-Петербурга, созданные в XVIII веке. Архитектурные стили менялись на протяжении всего века. Первые здания в будущей новой столице строились в стиле «петровское барокко». Архитекторы, работавшие в этом стиле, ориентировались на зодчество Северной Европы. Простота форм, сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов – вот характерные черты петровского барокко. Архитектором, построившим самые знаменитые здания Санкт-Петербурга, был Доменико Трезини.
На смену петровскому барокко пришло барокко елизаветинское. Для него характерны пышность форм и роскошь убранства. Такой же стиль утвердился в то время и в Европе. Фасады барочных построек украшены колоннами и причудливой лепниной. Самые роскошные дворцы были построены Бартоломео Растрелли.
На смену барокко во второй половине XVIII века приходит другой стиль – классицизм. Это стиль «вырос» из античного искусства. Четкость форм, симметрия, сдержанность убранства – все это характеристики классицизма. Спереди, в центральной части здания, как правило, строили колонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. Одним из крупнейших архитекторов русского классицизма является Иван Егорович Старов.
Фронтон – часть фасада здания от карниза до верхней точки крыши, ограниченный по бокам скатами крыши.

Ответьте на вопросы под изображением.

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
При каком царе оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите архитектора.

Ответы: Петропавловский собор,
XVIII век,
Петр I
петровское барокко
Д. Трезини

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
При каком царе оно было построено?
Для чего оно было предназначено?

Ответы: кунсткамера,
Петр I
XVIII век,
первый русский музей – собрание анатомических редкостей.

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: летний дворец Петра I
XVIII век,
петровское барокко
Д. Трезини.

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
При каком царе оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.

Ответы: дворец Меншикова,
Петр I
XVIII век,
петровское барокко.

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
При каком царе оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.

Ответы: здание Двенадцати коллегий,
Петр I
XVIII век,
Петровское барокко.

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: Зимний дворец,
XVIII век,
барокко
Б. Растрелли

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: Большой дворец в Петергофе
XVIII век,
барокко
Б. Растрелли

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: Большой Екатерининский дворец в Царском селе,
XVIII век,
барокко
Б. Растрелли

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: Смольный собор,
XVIII век,
барокко
Б. Растрелли

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.

Ответы: Троицкий собор Александро-Невской лавры,
XVIII век,
Классицизм
И.Е. Старов.

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.
С деятельностью каких органов власти было связано это здание в ХХ веке?

Ответы: Таврический дворец,
XVIII век,
Классицизм,
И.Е. Старов.
С 1906 года в нем заседала Государственная дума, с февраля 1917 года – Временное правительство, с февраля по август 1917 года в нем заседал ВЦИК Советов.

Читайте также  Роль растений в жизни человека

Как называется это здание?
В каком веке оно было построено?
Назовите архитектурный стиль.
Назовите имя архитектора.
Какой император заказал строительство этого замка и был убит в нем?

Ответы: Михайловский замок,
XVIII век,
Классицизм
В. Бренна, В. И. Баженов
Павел I.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века

Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга XVIII века

Для русского зодчества XVIII века характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. Продолжая свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры.

По ряду своих стилевых особенностей русская архитектура первой половины XVIII века может быть сравнима с господствующим в Европе стилем барокко. Но русское зодчество обладало значительно большей простотой форм, чем западное барокко. Особенностями русского барокко являются обилие сложных, криволинейных форм, масштабные колоннады, обилие скульптур на фасадах и в интерьере, многоярусные купола со сложной формой.

Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм. Он был призванн выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества. Особенностями русского классицизма являются простота и симметрия форм зданий, сдержанный и простой внешний декор с колоннами, пилястрами, капителями и статуями, строгие, повторяющиеся линии, окна прямоугольные, эффект перспективы. Получило некоторое распространение течение «псевдоготика», когда в архитектурные сооружения добавляются элементы готики. Кроме того, строили здания и в стиле ампир.

Архитектура Москвы первой половины XVIII века

Русский зодчий Дмитрий Васильевич Ухтомский. С его именем связаны два памятника русской архитектуры в Москве: колокольня Троице-Сергиевой лавры и каменные Красные ворота.

В 1740 году началось строительство Троицкого монастыря под руководством И.Ф. Мичурина и И. Жукова. В 1747 году руководить строительством стал московский архитектор Д.В. Ухтомский. В 1753 году монастырь посетила императрица Елизавета Петровна, которой был представлен новый план дальнейшего возведения звонницы. Ухтомский предложил сделать ее самым высоким сооружением – выполнить не 2 яруса, а 4, возвышающихся на двухэтажном постаменте. Проект был одобрен, и к 1770 году на территории монастыря возвышалась 88-метровая колокольня. На постамент в виде двухэтажного яруса поставили 4 яруса, каждый следующий меньше по размерам, чем предыдущий. Необычный золоченый купол с коронами гармонично сочетается с белоснежным цветом стен.

Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Они были построены из дерева, неоднократно подвергались пожару и восстанавливались. В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку. Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи». Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Николая I в 1825 году. Конструкция была увенчана бронзовой статуей трубящего ангела. Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в 1927 году.

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века

С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в XVIII веке.

Доменико Трезини принадлежат типовые проекты жилых домов, дворцов, храмов, различных гражданских сооружений.Лучшим и наиболее значительным творением является Петропавловский собор. В основу сооружения положен план трехнефной базилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела.

В 1722–1733 гг. создается другое сооружение Трезини– здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием, фронтоном и входом. Строгие пилястры используются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада.

По проекту Трезини был создан также Летний дворец. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из 14 комнат и 2 кухонь. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Дворец окружен водой с трех сторон. Стены светло-желтого цвета гармонируют с золочеными оконными переплетами, розовато-коричневыми барельефами и красной черепичной крышей, над которой позолоченный флюгер в виде фигурки Георгия Победоносца на коне.

Многообразной была деятельность Михаила Григорьевича Земцова. Он участвовалво всех крупных работах Трезини, завершил постройку здания Кунсткамеры, построил церкви Симеона и Анны, Исаакия Далматского и ряд других сооружений Петербурга.

Архитектор Петр Михайлович Еропкин дал замечательное решение трехлучевой планировки Адмиралтейской части Петербурга.Иван Кузьмич Коробов – создатель первого каменного здания Адмиралтейства. Увенчанная высоким тонким шпилем, перекликающимся со шпилем Петропавловского собора, башня Адмиралтейства построенная в 1732–1738 гг., стала одним из важнейших архитектурных ориентиров Петербурга.

В середине XVIII векаразворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Большое значение имела перестройка дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового ансамблябыло намечено в 1704 г. самим Петром I. Основным автором планировки выступал Жан Батист Леблон. Ансамбль Петергофа был задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений. Замысел объединил в одно целое Большой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и возвышающимся над всем дворцом. Исключительное мастерство Леблона проявилось в планировке усадьбы с террасами и лестницами, спускающимися к морю. Ондал в Верхнем парке типичный образец французского регулярного парка с длинными стрелами аллей, пересеченных площадками и фонтанами, с геометрически подстриженными деревьями. В планировке Нижнего – соединил классицизм французского регулярного парка с барочной фонтанно-скульптурной декорацией, свойственной итальянским садам.

В 1714–1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включаются Ж. Б.Леблон и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».

В 1735 г. была установлена центральная скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено).

В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиля петровского времени, Растрелли значительно усилил его декоративное оформление в стиле барокко. Особенно сильно это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого, так называемого Корпуса под гербом.

Растрелли поручили перестроить Екатерининский дворец в Царском Селе. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. И внешний облик дворца, и композиция интерьеров создавали эффект бесконечной протяженности (лента дворца составляла 306 м) при нарастании масштабов к центру. Сам центр выделен лишь более высокой крышей, изогнутым фронтоном и тремя ризалитами. Изысканность сочетания лазурного цвета стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур, декоративных рельефов и капителей, способствовала зрительному преодолению некоторой тяжеловесности чрезмерно длинного фасада.

В 1754—1762 гг. Растрелли строит Зимний дворец в Петербурге. Он решен в плане огромного замкнутого прямоугольника. Главный вход во дворец находился в то время в просторном внутреннем парадном дворе.Учитывая местоположение Зимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящий на юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной пластической акцентировкой центральной части (где находится парадный въезд во двор). Фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойном ритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимается протяженность здания.

Растрелли и в церковном зодчестве оставил чрезвычайно ценное произведение – проект ансамбля Смольного монастыря в Петербурге. Строительство Смольного монастыря, начатое в 1748 г., растянулось на многие десятилетия и завершилось архитектором В. П. Стасовым в первой трети XIX в. Важная часть всего ансамбля, девятиярусная колокольня собора, так и не была осуществлена. В композиции пятиглавого собора и целом ряде общих принципов решения ансамбля монастыря Растрелли непосредственно исходил из традиций древнерусского зодчества. В то же время здесь есть и характерные черты архитектуры середины XVIII века: пышность архитектурных форм, неистощимое богатство декора.

Классицизм в архитектуре Петербурга 18 века

С 18-го века начинается планомерная застройка городов. Существенное значение в их облике приобретают дворцы и усадьбы, здания общественного характера. Изменился не только стиль их архитектуры, но и местоположение на улицах и площадях. Здания выходят из глубины дворов прямо на улицу или отделяются от нее прозрачной решеткой.

В 1703 году в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении, был заложен город, основанный Петром и названный в его честь. Санкт-Петербург был задуман как будущая столица России и поэтому создавался по единому плану. Каждый, кому приходилось побывать в Петербурге, не перестает удивляться художественной цельности и гармоничности великого города на Неве, красоте его архитектурных ансамблей и памятников. Тот архитектурный облик, который сохранился до наших дней, в основном сложился в конце 18-го века. На протяжении всего существования Петербург поражал всех своей красотой . А красота его поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы надолго заворожили русское искусство. Ему посвящали и до сих пор посвящают свои произведения поэты и писатели, художники и музыканты. Но, кажется, лучше Пушкина о Петербурге никто сказать не мог:

Читайте также  Защита жертв войны

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла!

А.Н.Воронихин.Казанский собор (1801-1811)

Строительство «Северной Пальмиры» — Петербурга, а также его пригородов — Царского Села и Павловска — связано с именами таких знаменитых зодчих, как Растрелли, Росси, Ринальди, Фельтона, Кваренги. Камерона, Тома де Томона, Старова, Воронихина, Захарова и многих других. Многие из них были иностранцами, но у себя на родине были совершенно неизвестны или вовсе ничего не строили. Россия дала возможность осуществляться их дарованиям.

В это время в архитектуре более всего были распространены два стиля: «барокко» и «классицизм».

«Барокко» — художественный стиль, буквально с итальянского «причудливый, вычурный». Художественная задача — ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

«Классицизм» — художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки. Это последний великий стиль в изобразительном искусстве. В архитектуре он предполагает строгость, четкость линий и форм, гармонию всех частей сооружения. Архитекторы используют в своих постройках элементы античного зодчества: колонны, фронтоны, арки, портики, П-образную планировку зданий.

Однако, видимо под воздействием русского ли характера или русской природы, даже иностранные архитекторы привносили в эти европейские стили что-то особенное, какую-то русскую самобытность.

Уже в первые годы строительства Петербурга возник его композиционный центр -Петропавловская крепость и Адмиралтейство, построенные в стиле классицизм. Золотые шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ. Д. Трезини.

В 1712 году по проекту архитектора Доменико Трезини началось сооружение Петропавловского собора на небольшом острове Заячьем. Этот остров являлся крепостью, которая защищала строящийся город и порт Петербург. Петропавловский собор с высокой колокольней и стройным золоченым шпилем (122,5м) является уникальным памятником архитектуры в стиле [qtip:классицизм|.Также по проекту Трезини были выстроены мощные, двойные стены крепости из кирпича. На территории крепости были построены Инженерный деловой двор, Комендантский дом, здания Монетного двора, Гауптвахта и другие.

На протяжении двух веков Петропавловская крепость служила политической тюрьмой, в мрачных застенках которой томились многие известные люди. Ныне это крепость — музей, пользуется огромной популярностью и является украшением Петербурга.


АДМИРАЛТЕЙСТВО. Андреян Дмитриевич Захаров.

Перестройка велась в стиле классицизма в 1812 году. В результате перестройки здание приобрело вид, сохранившийся до наших дней. Длинное, как бы стелющееся по земле, низкое сооружение состоит из нескольких, соединенных между собой, корпусов. Крылья главного и двух боковых фасадов украшены колоннами, белый цвет которых четко выделяется на желтом фоне стены. Горизонтальная линия фасадов еще больше подчеркивается мощным взлетом центральной башни, увенчанной позолоченным шпилем с корабликом на конце. В нижней части башни сделана арка, служащая проездом. По бокам ее помещены скульптурные группы нимф, поддерживающих небесные сферы. Верхняя часть башни кажется изящной и легкой, неудержимо стремящейся вверх.


Адмиралтейство. Классицизм. А.Захаров.

ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА (1819). Карл Иванович Росси.

Стиль «ампир» («империя») , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики. Его называют поздний классицизм.

Гениальным художником являлся архитектор Карл Иванович Росси, приехавший в Россию еще ребенком и проживший в ней всю жизнь. Он построил много блистательных творений, памятников архитектурного зодчества в Петербурге.

Одним из самых замечательных его произведений является Здание главного штаба, построенного в 1819 году на Дворцовой площади. Центральная часть здания представляет собой однопанорамную триумфальную арку. Внизу и вверху по обеим ее сторонам помещены так называемые трофеи, т.е. изображения военных доспехов, щитов, копий. На уровне второго этажа между колоннами установлены статуи воинов в римских доспехах. Венчает здание колесница и крылатая фигура Победы — Нике. Использование в архитектуре изображений военных трофеев, военных доспехов стало модным в начале 18-го века. Здание Главного Штаба должно было увековечить победу России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальная арка с военными доспехами. Ампир. К.Росси.

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ (1808). Джакомо Кваренги

В 1808 году в Петербурге было построено еще одно замечательное сооружение — здание института для благородных девиц. Построено оно итальянским зодчим Джакомо Кваренги в стиле классицизма. Это здание имеет более 220 метров в длину. Архитектура его отличается поразительной торжественностью. Выдвинутый вперед центр с восемью колоннами придает сооружению величие, завершенность. После революции и до сих пор в здании размещаются официальные органы власти.


КАМЕРОНОВА ГАЛЕРЕЯ. Чарльз Камерон

Стиль классицизм. В 1779 году в Россию приезжает из Англии очень талантливый архитектор Чарльз Камерон.Одно из лучших его творений — галерея Екатерининского дворца в Царском Селе (г.Пушкин). Она была названа в честь создателя Камероновой галереей. Это необычная, изящная постройка, которая как бы одновременно принадлежит и дворцу и парку — построена в стиле классицизма.


Вход в Камеронову галерею

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.

Реформы, проведённые Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.

По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью.

АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Для того чтобы Россия укрепилась на Балтийском море, на отвоёванной у шведов земле Пётр I основал новую столицу — Санкт-Петербург. Название его тогда звучало немного иначе — Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского монарха).

16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая постройка города — крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Место оказалось удачным, но строить на болотистых почвах было необыкновенно трудно: приходилось вбивать под каждое здание множество дубовых свай.

По замыслу Петра I, прежде всего нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочисленными рукавами и прорытые позже каналы становились главными магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мостов сознательно не строили; горожанам раздавали лодки, чтобы приучить их к водной стихии.

На Васильевском острове начали возводить каменные дома для дворян, например великолепный дворец сподвижника Петра I Александра Даниловича Меншикова, часто служивший местом торжественных царских приёмов. Именно там чествовали команду первого иностранного корабля, пришедшего в новый порт из Голландии.

К середине 20-х гг. на Васильевском острове появились и другие постройки. До сих пор украшают набережную Кунсткамера (1718— 1734 гг.), первый в России музей, и здание Двенадцати коллегий — министерств Петровской эпохи.

По проекту французского архитектора Жана Батиста Александра Леблона (1679—1719) Васильевский остров предполагалось сделать центром будущего города. Однако вопреки планам быстрее заселялись не острова, а левый берег Невы, так называемая Адмиралтейская сторона. Само Адмиралтейство (здание, вмещавшее в себя верфи, мастерские и склады — всё необходимое для строительства кораблей) было основано в 1704 г. Рядом с ним поселились мастера-корабелы и моряки, а неподалёку Пётр I заложил свой первый дворец, названный Зимним. Царь в нём почти не жил, называя его «конторой», но каждый день здесь бывал и работал.

Чуть выше по течению Невы располагался Летний дворец (1710— 1714 гг., архитекторы Доменико Трезини и Андреас Шлютер), который Пётр подарил своей жене Екатерине Алексеевне. Он очень гордился окружавшим это здание Летним садом, лично выписывал для него из-за границы диковинные растения. Сад тогда не был похож на современный. В нём преобладали не деревья, а однолетние травы и цветы. Их высаживали на фигурных клумбах, которые образовывали орнаменты, похожие на ковровые узоры. Подобные парки в России называли регулярными или французскими, так как мода на них пришла из Версаля (резиденции французских королей под Парижем), а клумбы — партерами (от франц. par terre — «на земле»).

Читайте также  История развития колеса

Партеры украсили мраморными статуями, изображавшими героев античных мифов; статуи были привезены из Италии. Прогуливаясь по Летнему саду, посетители могли знакомиться с новым для России видом искусства и с античной мифологией.

Петербург был построен по европейским меркам необычайно быстро, за несколько десятилетий. В первые годы после его основания там ещё бродили дикие звери (в 1714 г. волки даже загрызли часового на посту). А спустя всего семь лет, в 1721 г., улицы Петербурга уже освещало около тысячи фонарей. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собрали лучших мастеров, а по всей стране запрещено было строить каменные дома.

Подобно другим европейским столицам, Санкт-Петербург уже в первой половине XVIII в. был окружён императорскими резиденциями — в Стрельне и Ораниенбауме, Петергофе и Царском Селе (ныне город Пушкин). В загородных дворцах и городских парках проводились шумные торжества.

В годы правления Анны Иоанновны (1730—1740 гг.), племянницы Петра I, в Петербурге появились новые крупные архитекторы. Михаил Григорьевич Земцов (1688—1743) учился у иностранцев в России, Пётр Михайлович Еропкин (около 1698—1740) — в Риме, Иван Кузьмич Коробов (1700 или 1701—1747) — в Голландии.

Земцов создал церковь Святых Симеона и Анны в Петербурге (1731—1734 гг.). Взяв за основу схему Петропавловского собора, мастер несколько изменил её: купол церкви увеличил, а колокольню сделал более низкой и объёмной.

По проекту Коробова в конце 20-х — 30-е гг. было перестроено здание Адмиралтейства. Именно тогда на нём появился знаменитый шпиль — «адмиралтейская игла» с флюгером в форме корабля, — служивший главным ориентиром на левом берегу Невы. От Адмиралтейства расходился «трезубец» главных магистралей города — Невского и Вознесенского проспектов и Гороховой улицы, которые начали застраиваться жилыми домами.

Архитекторы в то время в основном реконструировали старые здания, планировали и благоустраивали центр Петербурга, в частности мостили деревянными щитами набережные.

В 1741 г. на престол взошла императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I. Во времена её правления (1741 — 1761 гг.) вновь стали строиться многочисленные роскошные дворцы, для украшения которых приглашали художников, как русских, так и иностранных.

Санкт-Петербург (18-й век)

Описание

Берега реки Невы, Ладожское и Онежские озера в течение веков были предметом борьбы русских князей с немецкими и шведскими феодалами. Еще в 1240 г. князь Александр Невский во главе Новгородского войска отстоял эти земли в битве со шведами.

В 1617 году, при царе Михаиле Федоровиче, ослабленная Россия была вынуждена отказаться от своих северных владений в пользу Швеции.В августе 1700 г. молодой царь Петр I (годы правления 1689-1725) начал Северную войну, длившуюся 21 год и решившую наконец «спор веков». Осенью 1702 г. Русские

войска овладели шведской крепостью Нотебург (Орешек). Весной 1703 г. после капитуляции крепости Ниеншанц Россия возвратила важнейшую оборонительную линию по течению Невы. В мае 1703 г. на Заячьем острове была начата постройка крепости Санкт-Петер-Бурх. Дата ее закладки 27 мая 1703 г. (16 мая по старому стилю) стала днем основания города Санкт-Петербург.

Первыми строителями крепости были солдаты, но уже к осени 1703 года более 20000 работных людей отстраивали новый форпост России. Строительными работами руководил сподвижник Петра А.Д. Меншиков (первый губернатор С.-Петербурга). Зимой 1703-1704 гг. были возведены укрепления на острове Котлин в Финском заливе, которые преградили подходы к новой крепости с моря.

В первые годы своего существования С.-Петербург находился под постоянной угрозой со стороны неприятеля. Летом 1703, в 1704,1705,1708 гг. шведские войска предпринимали безуспешные попытки отбросить русских с новых рубежей. Лишь после победы петровской армии под Полтавой (в 1709) и взятия Выборга (1710) безопасность С-Петербурга упрочилась окончательно. В 1711 г. сюда переехала царская семья и Двор, а в 1712 г. на берега Невы была перенесена столица государства.

С начала строительства С.-Петербурга Петр I стремился создать «регулярный» город, на голландский манер, с четкой планировкой, застроенный по типовым проектам. Первый архитектор столицы Д. Трезини разработал план центра. По его проектам были возведены основные сооружения Петропавловской крепости, построен Летний дворец Петра I, здание «Двенадцати коллегий», заложен Александро-Невский монастырь.

Развитие промышленности, военного дела, создание новой системы государственных учреждений требовали подготовки новых специалистов. В первые же годы в С.-Петербурге была основана Морская академия (1715), Инженерная рота (1719), Артиллерийская школа (1721), «Русская школа» для детей мастеровых (1715), «Славянская школа» при Александро-Невском монастыре. В 1711г. начала издаваться газета «Ведомости», и в этом же году был создан придворный театр. В 1714 г. открыт первый русский музей «Кунсткамера», а в 1725 г. основана Российская Академия наук.

К концу первой четверти 18 века С.-Петербург прочно занял положение военно-политического центра, крупнейшего порта России, центра просвещения и новой светской культуры.
В 1725 г. скончался Петр I, не оставив наследника. А.Д. Меншиков, П.И. Ягужинский и другие представители новой знати возвели на престол жену Петра Екатерину. Е. Виноградов с рисунка М. Махаева.

Однако фактическое управление государством сосредоточилось в руках Меншикова, который удерживался у власти и после смерти Екатерины I (в 1727) при малолетнем Петре II-внуке Петра I. Правление Меншикова был недолгим,-он был смещен и отправлен в ссылку. Власть перешла к «Верховному тайному совету», проводившему политику на упразднение петровских преобразований. Это, в частности, выразилось в переносе столицы в Москву (1728). После смерти Петра II (в 1730) Верховный совет возвел на престол племянницу Петра, курляндскую герцогиню Анну Иоанновну (1730-1740).

Императрица отказалась от опеки «верховников» и укрепила самодержавную власть. В начале 1732 г. царский двор вернулся на Невские берега. Строительство новой столицы империи продолжилось. После опустошительных пожаров в хаотично застроенных слободах были приняты меры по урегулированию столичного строительства. В 1737 г. учредили «Комиссию о Санкт-Петербургском строении». Входивший в нее архитектор П.М. Еропкин, разработал план центра столицы. Город делился на пять частей. Главной
композиционной идеей центра стали три луча-проспекта, расходящиеся от Адмиралтейства: Большая Невская перспектива (Невский проспект), Средняя перспектива (Гороховая улица), Вознесенская перспектива (Вознесенский проспект)

Императрица Анна Иоанновна находилась под большим влиянием курляндского немца Э. Бирона. Все крупные должности в управлении страной были захвачены немцами-ставленниками фаворита, которые грабили казну, предавали национальные интересы России. После смерти Анны Иоанновны (1741) патриотически настроенное дворянство, осуществило дворцовый переворот. На престол взошла дочь Петра I Елизавета. Бирон был арестован и сослан в Сибирь.

Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) было временем, когда Российская Империя вступала в эпоху расцвета и могущества. Господство стиля барокко и развитие в нем большей парадности и декоративности отвечали веяниям времени. Дворцы и храмы, созданные в С.-Петербурге и его пригородах, по своему размаху и великолепию не уступали лучшим архитектурным сооружениям, возведенным в это время в Западной Европе. Блистательные зодчие Б.Ф. Растрелли, С.И. Чевакинский, А.В. Квасов, Ф.С. Аргунов придали Российской столице пышный нарядный облик. В это время началось

строительство Зимнего дворца и Смольного монастыря. С.-Петербург Елизаветы — это уже крупнейший торговый и промышленный центр страны. К середине столетия на долю столицы приходилась половина всего внешнеторгового оборота России.

В 1761 г. императором стал племянник Елизаветы голштинский принц Петр III (1761-1762). Большое недовольство дворянства вызывала его внешняя политика, проводившаяся в угоду прусскому королю Фридриху II.
Летом 1762 г. гвардейские офицеры совершили дворцовый переворот и возвели на престол жену Петра III Екатерину, популярную среди столичного дворянства приверженностью к русским обычаям и православию.

Екатерину II (1762-1796) за многочисленные реформы и расширение рубежей по праву называют продолжательницей дел Петра I. После победоносной войны с Турцией

Россия присоединила Крым и северные берега Черного моря. Широкий кругозор и философские идеалы императрицы оказали влияние не только на законодательство и политику, но и на художественные вкусы ее времени. В архитектуре и искусстве утвердился новый стиль-классицизм.

В это время в С-Петербурге были построены: здание Академии Художеств, Гостиный Двор (арх. Ж.-Б. Вален-Деламот); Мраморный дворец (арх. А. Ринальди); Старый Эрмитаж (арх.Ю.М. Фельтен); Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской Лавры (арх. И.Е.Старов), дворец Юсуповых на Фонтанке. Большое строительство шло в загородных резиденциях-в Царском Селе, Петергофе, Ораниенбауме, Павловске и Гатчине.

Вступивший на престол в 1796 г. Павел I (1796-1801) считал, что интересы государства требуют наведения порядка во всех сферах общественной жизни. Архитектурным символом его правления стал Михайловский замок

возведенный для императора архитекторами В. Бренной и В.И. Баженовым. Именно здесь Павел I погиб от рук заговорщиков, недовольных его реформами. Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург (20-й — начало 21 века)
Санкт-Петербург (19-й век)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: