Дисплеи, их эволюция, направление развития - ABCD42.RU

Дисплеи, их эволюция, направление развития

Дисплеи и их развитие

Вы будете перенаправлены на Автор24

Дисплеи — это электронные устройства, которые предназначены для визуализации информации.

Дисплей (монитор) – это оборудование для отображения текста и графики в удобном для пользователя формате. Дисплей является обязательным элементом в комплектации персонального компьютера. Он выступает как внешний канал связи с программными приложениями и остаётся одним из важных компонентов при оценке качественного уровня всего компьютерного комплекса. Сегодня технологический прогресс в области компьютеров требует постоянного развития и улучшения характеристик дисплеев. Разрабатываемые прикладные программы, использующие трёхмерную графику, уже не могут её воспроизвести должным образом на старых типах дисплеев.

Мониторы на базе ЭЛТ

Первые мониторы оснащались в качестве экрана электронно-лучевой трубкой. Технология, применяемая в этих мониторах, появилась довольно давно и предназначалась изначально как специальный инструментарий для измерения переменного тока, то есть использовалась в осциллографе. Такой CRT (Cathode Ray Tube) монитор оснащён стеклянной трубкой, из которой выкачан воздух. Передняя часть трубки с внутренней стороны покрывается люминофором. Для формирования картинки в таком мониторе применяется электронная пушка, испускающая электронный поток через металлическую маску на экран, который покрыт набором точек из люминофора. Электронный поток идёт через регулятор интенсивности и убыстряющую систему, которые используют разность потенциалов. В результате электроны получают значительный энергетический запас, который частично используется для придания свечения люминофору. Из этих светящихся точек складывается изображение, которое видит пользователь на дисплее.

Для формирования цветного изображения применяются три электронные пушки. Слой люминофора здесь разноцветный, состоящий из красного, зелёного и синего цветов. Три электронные пушки также соответствуют трём базовым цветам и шлют электронный пучок в нужный цвет люминофора. Комбинация свечения выбранных частиц люминофора образует в итоге на экране полноформатное цветное изображение.

Готовые работы на аналогичную тему

Жидкокристаллические мониторы

Мониторы типа LCD выполнены из веществ, которые находятся в состоянии жидкости, но вместе с тем имеют отдельные свойства кристаллических тел. Молекулярный состав жидкого кристалла под воздействием электрического поля способен менять характеристики световых лучей, которые проходят через него. Дальнейшие исследования показали наличие связи между увеличением электрического потенциала и коррекцией положения молекул кристаллов, что позволяет сформировать требуемое изображение. Жидкие кристаллы впервые были использованы в калькуляторах и кварцевых часах в качестве дисплея. Позднее они стали применяться в мониторах портативных компьютеров. Сегодня они используются и в настольных персональных компьютерах.

У LCD монитора экран разбит на маленькие сегменты, которые называются пиксели. Передовые технологии в области компьютеров сделали возможным уменьшение их габаритов до небольшой точки. Количество этих точек на экране определяет разрешение дисплея, и чем оно больше, тем лучше отображаются цветные изображения. Но, чтобы увидеть цветное изображение на экране, требуется подсветка монитора с задней части таким образом, чтобы световой поток зарождался в тыловой зоне дисплея. Это требуется для обеспечения хорошего качества изображения. Цветное изображение формируется путём применения трёх фильтров, выделяющих из светового потока три базовых цвета. Комбинация основных цветов в каждом экранном пикселе позволяет сформировать нужную цветовую гамму.

Есть разные типы жидкокристаллических дисплеев:

  1. Монохромного типа, оснащённый пассивной матрицей.
  2. Цветного типа, оснащённый пассивной матрицей.
  3. Цветного типа, аналоговый, оснащённый активной матрицей.
  4. Цветного типа, цифровой, оснащённый активной матрицей.

Размер диагонали экрана у первых LCD дисплеев был достаточно маленьким, порядка восьми дюймов, а сегодня в ноутбуках такие дисплеи имеют диагональ в пятнадцать дюймов. У настольных персональных компьютеров размеры диагонали экрана значительно больше. Но увеличение диагонали экрана требует и повышение его разрешения, что также перерастает в очередную проблему, которая была решена новыми технологиями.

Плазменные мониторы

Принцип действия плазменных дисплеев аналогичен работе неоновых ламп, выполненных в форме трубки, заполненной инертным газом с низким давлением. Плазменный экран получается заполнением промежутка между двумя стёклами инертным газом. Это может быть неон или аргон. Все экранные пиксели функционируют на подобии флуоресцентной лампы. Главным достоинством плазменных мониторов считается хороший уровень контрастности и яркости без всяких дрожаний. Кроме того, угол зрения, позволяющий видеть чёткое изображение на этих мониторах существенно больше, чем сорок пять градусов у LCD мониторов. Но имеются у таких мониторов и недостатки и это, прежде всего, низкое разрешение, что объясняется большими габаритами точечного компонента изображения. Кроме того, потребляемая им мощность достаточно большая и она растёт с ростом размеров монитора.

Основные тенденции в эволюции дисплеев

Самой основной и очевидной тенденцией является возрастание доли мониторов на базе жидких кристаллов в общей массе, выпускаемых аппаратов. Относительно повышения качественных характеристик изображения, существует несколько перспективных вариантов:

  1. Расширение вертикальных и горизонтальных углов обзора экрана. Прогресс здесь очевиден, к примеру, у новых модификаций LG угол вертикального и горизонтального обзора может быть равен ста семидесяти шести градусам.
  2. Повышение яркостных характеристик.
  3. Уменьшение времени отклика и повышение динамических показателей дисплея.

Презентация на тему Дисплеи, их эволюция, направления развития

Презентация на тему Презентация на тему Дисплеи, их эволюция, направления развития из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Дисплеи, их эволюция, направления развития

Слайды и текст этой презентации

Дисплеи, их эволюция, направления развития

Выполнил студент
Группы БрОП-212
Фандеев Александр

Введение
Виды дисплеев
Мониторы с электронно-лучевой трубкой
Жидкокристаллические дисплеи
Плазменные дисплеи
Дисплеи на органических светодиодах
Тенденции и направления развития дисплеев

Монитор — это устройство вывода текстовой и графической информации в доступной пользователю форме.

Мониторы — необходимые компоненты в составе компьютерной системы. Они являются внешним каналом связи с прикладными программами и стали важным элементом при определении качества и удобства эксплуатации всей компьютерной системы. В наше время развитие технологий в компьютерной сфере требует разработки новых видов дисплеев для мониторов.

Дисплей на базе технологии электронно-лучевой трубки (CRT)
Жидкокристаллический дисплей (LCD)
Плазменный дисплей (PDP)
Дисплеи на органических диодах (OLED)

Дисплей на базе технологии ЭЛТ (CRT)

Самый первый тип мониторов — это CRT мониторы. В основе этих мониторов лежит ЭЛТ технология, созданная много лет назад в качестве специального инструмента, измеряющего переменный ток, проще говоря — осциллографа.

Жидкокристаллический дисплей (LCD)

LCD дисплеи сделаны из вещества, находящегося в жидком состоянии, но при этом обладающего некоторыми свойствами, которые присущи кристаллическим телам. Молекулы жидких кристаллов благодаря воздействию электричества могут изменять свойства светового луча, проходящего сквозь них. В результате дальнейших исследований, обнаружилась связь между повышением электрического напряжения и изменением ориентации молекул кристаллов для обеспечения создания изображения.

Плазменный дисплей (PDP)

Работа плазменных мониторов схожа с работой неоновых ламп, сделанных в виде трубки, которая заполнена инертным газом низкого давления.
Плазменные экраны делают путем заполнения пространства между двумя стеклянными поверхностями инертным газом, например неоном или аргоном. На экране любой пиксель работает как обычная флуоресцентная лампа. Контрастность с отсутствием дрожания и высокая яркость являются существенными преимуществами данных мониторов.
Также угол по отношению к нормали, под которым можно рассмотреть нормальное изображение на плазменных мониторах гораздо больше, чем 45° в LCD мониторах.

Дисплеи на органических диодах (OLED)

OLED-дисплеи используют светодиоды особого типа, которые испускают гораздо больше света и не нуждаются в отдельной системе подсветки. Благодаря этому темные участки экрана становятся гораздо более выраженными и глубокими, а светлые по сравнению с ними кажутся более насыщенными и яркими.

Кроме того, отсутствие необходимости в лампах подсветки делает OLED-дисплеи более тонкими по сравнению с LCD — в них нет целого слоя, который отвечает за освещение пикселей.

OLED-экраны также делятся на две категории — PMOLED и AMOLED. В основном мы слышим только о последних, так как PMOLED в смартфонах, телевизорах и других дорогих массовых устройствах не используются.

Тенденции и направления развития дисплеев

В большинстве сравнений AMOLED-дисплеи выигрывают, и спорить с этим фактом бесполезно. Цвета на них более насыщены, контраст — гораздо глубже, а скорость отклика — выше. Но и у LCD есть козыри — лучшая читабельность под прямыми солнечными лучами (впрочем, разница с современными AMOLED здесь уже практически нивелирована), а также более точное отображение оттенков. В то же время стоит понимать, что итоговое качество изображения зависит не только от технологии производства экрана, но и от калибровки, а также просто от качества матрицы. Скорее всего, в будущем все больше и больше дорогих дисплеев будут использовать AMOLED, а IPS LCD станет бюджетным решением и заменит TFT LCD. Стоит отметить, что в будущем на рынке могут появиться смартфоны с жидкокристаллическими экранами QLED-типа. Такие экраны немного толще из-за дополнительного слоя, который и отличает их от LCD, но такие дисплеи будут лишены недостатков LCD и OLED дисплеев. Для их использования в небольших мобильных девайсах, однако, инженерам придется решить еще много проблем.

О современных мониторах, развитии технологий, будущем настольных дисплеев и не только

Оглавление

  • Вступление
  • Субъективно…
    • О современных мониторах и моделях четырех-семилетней давности
    • О развитии технологий производства матриц
    • О том, что нас ждет в будущем
    • «Болят глаза, кружится голова, не могу долго сидеть перед монитором»
    • О поисках идеального дисплея
  • Заключение

Вступление

Всегда наступает то время, когда необходимо подводить итоги работы. С марта 2009 года по июль 2014-го в лаборатории Overclockers.ru было протестировано почти двести моделей мониторов, основная часть которых прошла через мои руки в последние два наиболее продуктивных года.

реклама

Написаны соответствующие обзоры, а также несколько теоретических материалов, касающихся применяемой методики тестирования. Ссылки на наши обзоры нередко и уже относительно давно встречаются на западных ресурсах, причем не только англоязычных. Накоплен большой опыт и багаж знаний, в том числе благодаря знакомству еще с сотней-другой дисплеев в ходе «индивидуальных калибровок» и живого общения с их реальными обладателями.

Практически ежедневно мне приходят сообщения и электронные письма с различными просьбами и вопросами о мониторах. Их количество постоянно растет. В основном они повторяют друг друга, а порой похожи, как две капли воды. Людей можно понять – лень читать, нежелание разбираться в нюансах, попытки оправдать свой выбор, «я гуманитарий» и «помогите, я запутался». Сделать то же самое в отношении меня, думаю, несложно.

Интересно отвечать на нестандартные вопросы, которые заставляют призадуматься и даже узнать что-то новое в ходе очередного запроса в поисковике Google. Ответить же на стандартные вопросы и порассуждать вслух об очевидных (согласен, не всегда), на мой взгляд, вещах – проще в общедоступном отдельном материале, ссылку на который можно будет отправлять основной массе задающих вопросы пользователей еще пару ближайших лет. Пожалуй, начнем.

Субъективно…

О современных мониторах и моделях четырех-семилетней давности

К современным моделям можно отнести мониторы 2011-2014 годов выпуска. Из всего выпускаемого ассортимента (приблизительно в пятьсот-шестьсот моделей) около 80-85% из них, по моему глубокому убеждению, не должны представлять никакого интереса для человека, прочитавшего хотя бы одну тематическую статью-обзор, или залезшего в соответствующий раздел форума в попытках выбрать наиболее подходящий для себя вариант.

Многие из вас, вероятно, слышали грустные запугивающие истории на тему сравнения старого монитора «A» с новоприобретенным монитором «Б» последней модели. Таких прочтенных мною рассказов могу припомнить с пару десятков, но лично мне люди с такими проблемами не встречались, а тем, что пытаются сформулировать нечто подобное у себя в головах можно сказать следующее – «Вы слишком долго работали за своим монитором «А», уверовав в итоге в то, что картинка с его экрана это и есть тот самый идеал цветопередачи. Но в действительности – это и есть ваше глубочайшее заблуждение».

реклама

Да, можно припомнить веру в «теплый ламповый звук», превращающуюся в нашем случае в «теплую ламповую подсветку», а также возможное сильное привыкание даже за полгода-год работы за тем или иным монитором. Но не стоит недооценивать современные технологии. Что десять лет назад, что в середине 2014 года у каждого производителя были и есть удачные и неудачные модели. Причем сейчас список удачных вариантов существенно шире, хотя по-прежнему на несколько сотен моделей используется пара десятков модификаций матриц.

Причина, наиболее вероятно, кроется в широком распространении увлечения (оно же хобби) под названием «фотография», и в связи с этим все чаще появляющимися запросами о точной и достоверной цветопередаче, а также в появлении все большего количества ресурсов, где дисплеи рассматриваются не только с точки зрения внешнего вида, диагонали и рабочего разрешения. Ведь именно с этих позиций и происходила оценка «хорошо» или «плохо» еще семь-восемь лет назад.

Полноценные же тесты процессоров, видеокарт и жестких дисков были всегда, и исчезать не собираются.

Читайте также  Междоусобная война в Московской Руси 1425 1453

Таким образом, у производителей не остается ничего иного, как обратить взгляд на качество выпускаемой ими продукции и ее конкурентоспособные преимущества. Пришедшая на смену ламповой CCFL-подсветке LED (основной ее вариант – W-LED) изначально воспринималась, как неуважение компаний-производителей по отношению к покупателям.

С другой стороны, тогда еще не было разговоров про частоту широтно-импульсной модуляции (пресловутый ШИМ), совсем не тот спектр свечения, и никто не мог четко сформулировать, чем же светодиодная подсветка хуже ламповой. Зато все прекрасно осознавали неоднозначные плюсы – экологично (отсутствие ртути), экономично (отсутствует разжигатель, меньшее энергопотребление), большая живучесть и возможность создавать меньшие по габаритам устройства.

Однако с широким распространением интернета негатив в сторону (на тот момент глубоко внедренных почти во все классы мониторов) светодиодов усилился.

На форумах появились те самые любители «теплого лампового» и начали убеждать всех во вредности W-LED для организма. Мало кто из них при этом отдавал себе отчет в том, что ежегодно продавалось несколько миллионов экземпляров, и люди, успевшие поработать к тому моменту несколько лет за моделями со светодиодной подсветкой, не имели к ним ни малейших претензий. Ни головных и глазных болей, связанных непосредственно с работой перед монитором, ни упавшего зрения, ничего.

Теперь же, когда выбор среди CCFL моделей крайне низок, а современные LED предлагаются под «соусами» а-ля Flicker-Free (без мерцания – без ШИМ или с ШИМ с частотой в несколько кГц), дебаты становятся не такими ожесточенными. Все большее количество дисплеев оснащаются матрицами с полуматовой поверхностью и незаметным кристаллическим эффектом, сильной видимостью которого только сейчас начали славиться старые H-IPS, S-IPS и e-IPS панели.

Почему сейчас? Да потому что тогда даже такого понятия, как КЭ, не существовало. К тому же сравнивать попросту было не с чем. Матовая поверхность считалась нормой, а о чем-то ином мечтали и думали немногие.

С целью привести количество разговоров о теоретической вредности LED к абсолютному нулю производители начали оснащать последние модели «технологиями» под названиями типа «Low Blue Light».

реклама

Необходимость снизить синюю и фиолетовую составляющие видимого спектра свечения и обезопасить глаза вылилась в простое снижение цветовой температуры до 4500-5500К. Режимы с низкой яркостью подсветки и просто общий тренд на снижение минимального уровня яркости – это еще один способ заботы о потенциальном покупателе. Датчики внешней освещенности и приближения, а также встроенные «напоминалки» о необходимости отдохнуть – все в ту же степь. С одной стороны, сплошной маркетинг, а с другой – реально работающие и полезные фишки.

Современные дисплеи все чаще подвергаются довольно тщательной заводской настройке, что не встречалось в моделях, направленных на массовый сегмент, четырех-семилетней давности, если не все десять. Про снижение цен и массовую доступность *VA и IPS-подобных (PLS, AHVA) моделей самых различных диагоналей можно и не говорить – тут и так всем все ясно.

Сразу вспоминается купленный в конце 2003 года примерно за

25000 рублей 19-дюймовый монитор NEC 1970NX с S-IPS матрицей с заявленной скоростью матрицы в 25 мс. Отличный продукт на тот момент, но сильно выраженный фиолетовый отлив на темных фонах под углом – реальность уже того времени. А вы жалуетесь на Glow у IPS моделей за 6-10 тысяч…

Установленная панель не отличались проворностью, но в те времена я и все мои знакомые (тоже заядлые геймеры) не делали на этом ни малейшего акцента. Красивая сочная картинка (накручивать насыщенность любили еще тогда) в тонком на фоне CRT корпусе – вот на что обращалось большее внимание.

реклама

Другой пример не самого дешевого монитора – популярный в 2006-2008 годах 24-дюймовый BenQ FP241W на Premium MVA матрице, который трудится у меня на столе (правда, крайне редко) до сих пор.

Он лишен такого недостатка, как низкая скорость отклика пикселей, свойственного как более ранним *VA, так и более молодым их модификациям (2010-2012 годов выпуска), но зато является одним из самых ярких примеров проблемы под названием Black Crush. К тому же он не демонстрирует и близких к современным *VA значений коэффициента контрастности. Нечто похожее на 700-800:1 при заводских установках с полностью неразличимыми первыми 15-20 темными оттенками и 350:1 после настройки и калибровки. Согласитесь, что это больше похоже на не самый лучший IPS. Для Vertical Alignment панелей – это стыд и позор. Уверен, что другие популярные на тот момент модели на похожих матрицах (PVA Samsung) были не сильно лучше.

Сейчас же производители предлагают 24-27 дюймов *VA Full HD за смешные по тем временам деньги, с хорошей заводской настройкой (часто, все темные оттенки при стандартной яркости хорошо различимы), неразличимым кристаллическим эффектом, коэффициентом контрастности в 3000-3500:1, без ШИМ, широким цветовым охватом и первоклассным диапазоном регулировки яркости. А вы все жалуетесь и продолжаете приговаривать – «А вот раньше трава была…»

реклама

Из всего вышенаписанного остается не ясным одно – «Так что же у современных моделей хуже, чем у старых?» Как ни прискорбно говорить – углы обзора всех без исключения типов матриц (за редким исключением) и равномерность подсветки у TN+Film и IPS моделей. К слову, именно эти два пункта, с моей точки зрения, являются основными, когда покупатели придираются к купленным новинкам рынка, сравнивая со своими «старичками». И действительно – основная масса доступных In Plane Switching не сильно радует углами обзора даже меня. Что уж говорить про современные TN+Film с большими диагоналями. Производителям стоило бы остановиться на отметке в 23-24 дюйма и не портить и так не самое лучшее впечатление от технологии у пользователей. Но нет, 27-28 дюймов – сложившийся тренд трехлетней давности.

Некоторые IPS модели по углам обзора выглядят даже хуже старых *VA. А их Glow эффект только увеличивает общий негатив. Последние модификации AMVA по выцветанию картинки под углом также устроят далеко не всех пользователей, засидевшихся на давно приобретенных моделях с MVA, PVA и IPS матрицами. Естественно, речь идет о качественных по тем годам и недешевых мониторах, а не о каждом втором устройстве.

Что касается равномерности подсветки, то, с одной стороны, это вроде бы (!) факт, а с другой – все не так однозначно, надо сравнивать тип матрицы, диагональ и цену. То, что давно предлагалось за $1000 с хорошей подсветкой, сейчас можно приобрести с новой матрицей за $300-500 с подсветкой от «пристойно» до «что за ужас?». Вы хотели получить то же качество, заплатив втрое меньше за большую диагональ? Оставьте это для сказок.

Впрочем, не стоит забывать о разности экземпляров и степени удачливости при покупке. За последние пять лет мне встречались не только беспроблемные IPS разных классов, но и проблемные *VA – с пятнами, широкими полосами на темном и светлом фонах, и ужасающими градиентами при стандартных настройках с их якобы «настоящей восьмеркой битов на канал».

Презентация на тему: «История компьютерных дисплеев»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

История компьютерных дисплеев

Дисплеи: изменение точки зрения Внимательно прочтите первый подзаголовок. Прочитали? А сделали вы это благодаря магии компьютерного дисплея, будь то ЖК (LCD), старенький электронно-лучевой (CRT) или светодиодный (LED). С самого начала цифровой эры пользователям понадобилось устройство, которое бы позволяло просматривать результаты работы с электронно-вычислительными машинами. Так появились первые дисплеи. За последние 70 лет технологии из производства изменились до неузнаваемости. Давайте совершим небольшой экскурс в историю и вспомним, как это было.

Мигающие индикаторы Мы с вами, люди, живущие в начале 21 века, не помним, как выглядели первые ЭВМ. А были они огромными машинами, поначалу занимавшими целые комнаты, и в центре всех этих мигающих лампочек, индикаторов и кнопок восседал человек. Дисплеев по сути еще не было. Заменяли их крошечные лампочки, которые загорались и гасли, когда компьютер обрабатывал определенные инструкции

Перфокарты Среди самых первых ЭВМ существовали и такие, которые работали с перфокартами. Чтобы написать программу, оператор кодировал информацию в виде перфораций (отверстий) на бумажной карточке. Затем эта каточка помещалась в машину, которая ее «прочитывала» и выполняла программу.

Расшифровка бумажной ленты В качестве альтернативы перфокартам многие в первых компьютерах использовались бумажные ленты, на которые также с помощью дырочек наносились программы. Оператор пропускал ленту через машину, которая воспринимала закодированную в перфорации информацию как инструкции

Появление CRT-дисплеев Интересно, что первые электронные лучевые трубки появились в компьютерах как форма памяти, а не как дисплей. Это было незадолго до того, как разработчики поняли, что ЭЛТ можно использовать и по-другому. Первые дисплеи, отображавшие только элементарную графику, появились от «скрещивания» радара и осциллографа ЭЛТ. Естественно, о цвете или отображении текста пока речь не шла.

Телетайп как монитор До изобретения компьютера люди использовали для общения телетайпы, которые были изобретены еще в 1902 году. Телетайп – это электрическая пишущая машинка, которая связывается с другими телетайпами по проводам (позже с помощью радио-сигнала), используя специальный код. К 1950 году инженеры научились подключать телетайпы напрямую к компьютерам, используя их в качестве устройств отображения. До середины 70-х гг. прошлого века такой союз телетайпа и компьютера оставался самым дешевым способом взаимодействия.

«Стеклянный телетайп» В начале 1960-х компьютерные инженеры поняли, что можно использовать ЭЛТ как виртуальную бумагу в виртуальном телетайпе (отсюда и появился термин «стеклянный телетайп», первое название экранного терминала). Такой способ взаимодействия с компьютером оказался быстрее и гибче, чем работа с бумагой, а потому к середине 70-х подобные устройства стали доминирующими. «Стеклянный телетайп» подключался к компьютеру через кабель, по которому передавался код только для текстовых символов, без графики. А к началу 80-х подобные устройства научились отображать несколько цветов.

Композитный видеовыход Телетайпы (даже те, которые работали с бумагой) в 1974 году стоили целое состояние и, естественно, были не по карману простым смертным. В поисках более дешевых альтернатив, три человека – Дон Ланкастер, Ли Фельзенштейн и Стив Возняк – задали себе простой вопрос: а почему бы ни построить дешевые экранные терминалы, используя экраны телевизоров в качестве дисплея? И в 1976 году появились первые видеотерминалы для компьютеров с композитным видеовыходом, что позволило наладить заводское производство компьютеров. Кстати, в число первых компаний, сделавших ставку на подобные устройства, входила Apple.

Более сложные мониторы К концу 80-х компьютерная революция была в самом разгаре. Производители ПК – компании Apple, Commodore, Radio Shack, TI – начали выпускать не просто мониторы, но даже трудились над их дизайном. Можно было купить не только монохромные, но и цветные устройства. Что было, разумеется, особым шиком

Ранние плазменные дисплеи В 1960-х гг. появилась технология, конкурирующая с электронно-лучевой – плазменная. Ученые выяснили, что используя заряженный газ между двумя стеклянными пластинками, можно получить светящиеся картинки. Одним из первых компьютерных устройств, в котором была применена разработанная технология, стал дисплей PLATO IV terminal. Чуть позже такие компании как IBM и GRiD начали экспериментировать с относительно тонкими и легкими дисплеями для портативных компьютеров

Ранние ЖК-дисплеи Еще один вариант технологии для создания дисплея – жидкокристаллическая – появилась также в 60-е гг. прошлого столетия, дебютировав в карманных калькуляторах и наручных часах. В первых портативных моделях компьютеров 80-х использовались именно ЖК-мониторы, отличавшиеся чрезвычайно низким энергопотреблением, легкостью и тонкостью. Но при этом они были монохромными, с низкой контрастностью, требовали отдельной подсветки или прямого освещения со стороны пользователя. В противном случае на них ничего нельзя было прочесть.

Первые цветные дисплеи В 1981 году компания IBM начала поставлять монохромные дисплеи с видеоадаптером (MDA), которые принесли компьютерам резкость цветов. Для цветной графики в IBM разработали адаптер CGA, который подключался к композитному видеомонитору или дисплею со специальным соединением RGB (модель IBM 5153). В 1984 году компания представила новый стандарт мониторов и адаптеров EGA , который принес более высокое разрешение, большее количество цветов и конечно же, новое качество видения. Долгое время у IBM не было достойных конкурентов.

Мониторы Macintosh Первый Macintosh (1984 год) представлял собой 9-дюймовый монохромный монитор, который мог воспроизводить растровую графику в черных и белых цветах (без серого) с разрешением 512 на 342 пикселя. Через три года это уже были отличные мониторы, известные своей точной цветопередачей и высокой резкостью изображений.

RGB — аддитивная цветовая модель, позволяющая синтезировать миллионы цветов, вот что принесло дисплеям Macintosh и IBM настоящую популярность. RGB была введена в 1980-е годы в сериях Atari ST и Commodore Amiga. Вот когда пользовали почувствовали настоящий вкус общения с компьютером! RGB в описании

Читайте также  Гражданское общество, понятие, признаки и структура

Важнейшее нововведение По началу, для каждого вила адаптера – будь то MDA, CGA или EGA пользователям нужен был свой монитор. Для решения этой проблемы компанией NEC был изобретен монитор MultiSync, который динамически поддерживал ряд резолюций, сканируя частоты обновления в одной коробке. Эта возможность вскоре стала одним из стандартов индустрии. В 1987 году IBM представила стандарт видео VGA и первый VGA монитор для компьютеров PS/2 Model 50. Практически каждый аналоговый стандарт видео с тех пор имел встроенный разъем VGA.

ЖК-дисплеи в ноутбуках Первое появление жидкокристаллических дисплеев не слишком порадовало публику. Они были монохромными, с медленными темпами обновления. Но на протяжении 80-х и 90-х годов ЖК-технология продолжает совершенствоваться, произведя настоящий бум в портативных компьютерах. Уже в середине 90-х годов прошлого века дисплеи отличались довольно высокой контрастностью, имели неплохой угол обзора, расширенные возможности цветопередачи, начали поставляться с подсветкой для работы ночью. И совсем скоро произойдет решающий прыжок ЖК-мониторов с портативных на настольные ПК.

Бежевая коробка эпохи В середине 1990-х годов практически все мониторы были бежевыми – и для ПК, и для Маков. То была эпоха недорогих дисплеев VGA, которые могли обрабатывать огромный спектр разрешений. В этот момент производители начали экспериментировать с размерами мониторов, выпуская широчайший ассортимент. Так, диагональ могла быть от от 14 до 21 дюймов и выше, да и соотношение сторон могло быть весьма различным. Выпускались не только горизонтально, но и вертикально ориентированные модели.

Первые настольные ЖК-дисплеи Первые настольные ЖК-дисплеи появились еще в далеких 80-х, но в незначительном количестве. Как правило, подобные мониторы стоили больших денег, а их производительность приводила пользователей в бешенство. Покупка такой игрушки была, скорее, понтами, чем разумной необходимостью. Все изменилось примерно в 1997 году, когда сразу несколько компаний вышли на рынок с усовершенствованными моделями ЖК-дисплеев. ViewSonic (слева), IBM (в центре) и Apple (справа) представили цветные ЖК-мониторы, которые по качеству и цене, наконец, смогли конкурировать с ЭЛТ-моделями. Были у них и заметные преимущества: подобные дисплеи занимали меньше места на рабочем столе, потребляли меньше электроэнергии, выделяя гораздо меньше тепла, чем электронно-лучевые. В общем, довольно скоро ЖК-дисплеи начали вытеснять технологию CRT.

Современные мониторы Сегодня широкоформатный ЖК-монитор – стандарт для индустрии ПК. С тех пор, как продажи ЖК-дисплеев впервые превзошли реализацию ЭЛТ в 2007 году, их доля на рынке продолжает расти. В последнее время ЖК-мониторы стали настолько недорогими, что многие (особенно геймеры) начинают экспериментировать, устанавливая сразу несколько дисплеев. Последние рыночные тенденции диктуют производителям работу с 3D-технологией. Так что в этом году мы уже смогли насладиться трехмерной картинкой через специальные очки. Границы между телевизорами и компьютерными мониторами начинают размываться, как это было в далеких 80-х. Теперь вы можете купить 42-дюймовую плоскую панель, поддерживающую разрешение высокой четкости по приемлемой цене, подключить ее к компьютеру, заплатить за специализированный сервис и смотреть новейшие голливудские фильмы онлайн тогда, когда хотите и столько, сколько хотите.

Спасибо за просмотр)

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Применение облачных сервисов в педагогической практике учителя (практический курс)

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Бушуева Наталья АлександровнаНаписать 1064 18.05.2017

Номер материала: ДБ-484750

  • Информатика
  • Презентации
    18.05.2017 1085
    18.05.2017 2064
    18.05.2017 1488
    18.05.2017 770
    18.05.2017 2399
    18.05.2017 885
    18.05.2017 488

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

РАО проверит школьный учебник со ссылкой на недопустимый контент

Время чтения: 2 минуты

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Постоянно получать новые знания хотят 46% россиян

Время чтения: 2 минуты

Большинство учителей считают, что поступить на бюджет без репетитора не получится

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Эволюция дисплеев Samsung для мобильных устройств – десять лет достижений

Привет. Кажется, что десять лет – это невеликий срок, за это время в мире технологий происходит множество событий, но если измерять их год к году, то есть ощущение, что никаких изменений не случается. Обсуждая смартфоны текущего поколения по сравнению с теми, которые вышли всего год назад, мы часто говорим, что все осталось ровно тем же, изменений не наберется на полноценный лист А4. Но проблема в том, что то, что нам кажется черепашьей скоростью, таковой не является. Наше восприятие смазывает происходящее, а реальность несколько отличается. Компания Samsung много лет создает дисплеи для различных устройств: телевизоров, мобильных телефонов и смартфонов – за это отвечает подразделение Samsung Displays. В первую очередь такие экраны находят применение в собственных продуктах. Уверен, что вы не помните, каким был флагман компании Samsung десять лет назад. В 2000-е годы в Samsung сделали ставку на AMOLED-экраны, в те времена такие матрицы были дорогими по сравнению с обычными TF или IPS-матрицами, что мы наблюдаем и сегодня. Но такие аппараты стали востребованы и выгодно отличались от конкурентов, хотя отличие было не столь разительным на первых порах. В 2009 году на рынке появляется модель Jet, она обладает AMOLED-дисплеем со следующими характеристиками: диагональ 3.1 дюйма, разрешение 480х800 точек. По современным меркам это ничто, но тогда такого рода дисплей был прорывом с точки зрения как диагонали, так и других характеристик.

Сложно представить, но в 2009 году экран с диагональю в 3 дюйма уже считался большим, а устройства с экраном в 4-4.5 дюйма называли лопатами. С позиции сегодняшних моделей это кажется забавным, но это было буквально вчера. Перелистывая публикации того времени, когда цветные экраны были в начале пути, часто видел упоминания того, что лучше уже нельзя сделать ровным счетом ничего, а дисплеи стали максимально удобными и дальнейший рост размера, разрешения и других характеристик просто избыточен. Какими наивными были авторы тех слов.

Рост диагонали экрана стал типичной тенденцией, каждый год дисплеи становились все больше и больше. Была взята планка в 4, 5, 6 и даже почти 7 дюймов. В Samsung первыми озаботились тем, как можно избежать роста размера корпуса, если нужно нарастить диагональ экрана. В компании последовательно убирали рамки вокруг экрана, уменьшали их толщину. Это стало хорошим тоном, покупатели смотрели на рамки, производители старались соответствовать. Я не говорю о том, как менялись характеристики экранов, а они изменялись кардинально – рост диагонали, яркости подсветки, изменение автоматической регулировки яркости. Давайте посмотрим на этот параметр, он очень типичен для развития экранов.

В самом начале дисплеи не имели никаких датчиков, вы выставляли ту яркость, которая вам нравилась, и вне зависимости от того, где вы были, в помещении или на улице, она оставалась одинаковой. На ярком солнце экраны тускнели и становились плохо читаемыми. В Samsung Display последовательно поднимали максимальную яркость экранов, в текущем поколении флагманов она достигает 800 нит в среднем и до 1200 нит в пиковых значениях, что используются в ряде сценариев. Но первоначально за яркость экрана отвечал один датчик, который располагали на фронтальной панели экрана. Простой, недорогой и незамысловатый, довольно грубый. Но это уже был своего рода прорыв.

Следующим шагом стали датчики, которые настраивались более тонко, они позволяли отрегулировать яркость экрана по большему числу промежуточных точек. Как ни странно, работа таких датчиков важнее всего вне помещений, там, где сложные условия освещения – вначале яркое солнце, потом тень. Картинка на экране должна меняться моментально, но незаметно для пользователя. И это был вопрос времени, когда дисплеи обзаведутся фронтальным RGB-датчиком, который анализирует не только яркость освещения, но и цвета. Это стало возможным из-за того, что в Samsung уже были подобные наработки для телевизоров.

В Samsung успешно использовали синергию различных подразделений, так, в телевизорах использовались отдельные DSP для анализа изображения, улучшения деталей, в том числе измерения внешнего освещения. И вот тут эти алгоритмы пригодились для смартфонов, их адаптировали для этого класса устройств, хотя впервые они появились еще на кнопочных аппаратах Samsung. Уже несколько лет флагманы от Samsung имеют два RGB-датчика, фронтальный и задний. Это сделано для того, чтобы точно измерить освещенность вокруг, подстроить подсветку экрана и цвета под окружающие условия. На это не обращаешь внимания в повседневной жизни, но то, как точно передаются цвета на дисплеях Samsung, стало уже нормой, причем нет никаких различий между разными режимами работы.

Часто приходится слышать о том, что в экранах Samsung не те цвета, слишком яркая картинка. Но это ведь регулируется в настройках!

Прелесть подхода Samsung в том, что покупателям дают лучшие экраны, в которых можно настроить основные параметры под себя и забыть об этом. Интеллектуальный режим подстройки подсветки включает в себя обучение тому, как вам нравится видеть яркость в тех или иных приложениях, он подстраивается под вас. И это отнюдь не простое запоминание того, как вы выставляете подсветку, вы можете вовсе этого не делать. Это анализ того, как часто вы смотрите на экран, насколько пристально и так далее. И это все есть в небольшом устройстве, что находится в вашем кармане. Кусочек инженерного гения, который не может не поражать воображение.

Давайте вспомним про яркость. На солнце, особенно на южном, горячем солнце, экраны устройств могут бликовать, тускнеть. И тут на помощь приходит возможность повысить яркость подсветки до 800 нит или даже больше. В автоматическом режиме регулировки смартфон сам понимает, как повысить подсветку, какой уровень и как долго может быть доступен. И это в повседневной жизни дает массу преимуществ, например, делая фотографии, вы видите ровно ту картинку, которую получите в результате. Это невозможно без изменений в конструкции, причем современные дисплеи соотносятся со своими предшественниками, как космические ракеты с первыми самолетами.

Точность цветопередачи стала другим направлением, в котором работали компании, и здесь Samsung от поколения к поколению меняла стандарты. Так, последние экраны в S10/S10+ имеют JNDC 0.4, а это значит, что они реалистичнее всех своих предшественников. Это уровень профессиональных решений, которые стали доступны массовому покупателю.

Вернемся к форме экранов. В 2014 году в Samsung впервые загнули AMOLED-матрицу, в Note EDGE боковые грани стали скошенными. Фактически выиграли немного места для диагонали, рост размера дисплеев продолжился, хотя размер корпуса остался тем же.

Тогда модели с приставкой EDGE воспринимались как экзотика, никто не знал, насколько они окажутся востребованными. Но они взлетели, так, в Galaxy S6 было две версии – обычная и EDGE, вторая моментально стала бестселлером.

Важно отметить, что в Samsung всегда сохраняли разумность подхода, несмотря на то, что каждый дисплей компании под завязку напичкан умными технологиями, всегда стремились сохранить баланс между ценой и возможностями. Не секрет, что экраны смартфонов – это их самое слабое место с точки зрения физической прочности. В Samsung Display приобрели долю в Corning, чтобы использовать самые последние наработки, и ставят стекла Corning Gorilla Glass, причем зачастую это специальные, недоступные на широком рынке версии. Это делает смартфоны от Samsung наиболее прочными и устойчивыми к последствиям падений.

Но даже если вы разобьете экран, то стоимость его замены не будет запредельной. По сравнению с другими компаниями в Samsung самостоятельно производят экраны и держат на них минимальные цены (хотя тут все относительно цены флагманов и других моделей). Тут мне кажется важным сказать, что соотношение цена/качество получается близким к идеальному. И почти не находится тех, кто способен сказать, что в Samsung выпускают плохие дисплеи для смартфонов, это лучший продукт на рынке. И это доказано тем, что такие экраны используют многие конкуренты компании, они вынуждены их закупать.

Читайте также  Компас, история его открытия

Борьба за диагональ экрана предполагает отказ от камер, вынос их в отдельный блок или вырез. В Samsung решили поступить кардинально и встроили фронтальные камеры в сам дисплей. Геометрия современных экранов предполагает возможность неиспользования части пространства, то есть вы не потеряете в эргономике. Зато экран станет максимально большим, избавится от рамок как таковых, или они будут минимальны.

Несмотря на то, что рынок насыщен разными решениями, повторить то, что делает Samsung в экранах, практически никто не может. А это дает огромное преимущество в том, как выглядят, как работают смартфоны компании. Например, функция AlwaysOn Display позволяет выводить на экран в режиме ожидания картинку или часы, то есть аппарат оживает, и вы всегда видите информацию на нем. За счет того, что энергопотребление экрана минимально, это почти не сказывается на времени работы. И это красиво!

Кажется, что это очень простая вещь. Но за ней скрывается множество инженерных решений, которые не так банальны и очевидны. И поэтому мы не видим ничего подобного в большинстве смартфонов. На рынке множество производителей дисплеев, есть много интересных продуктов, они на первый взгляд схожи с тем, что делает Samsung Display. Но как только начинаешь погружаться в детали, возникает понимание того, что продукты от Samsung заметно сложнее и интереснее.

В ближайшее десятилетие рынок наводнят гибкие экраны, и каждый из производителей пытается показать что-то свое. В Samsung на разработку этих технологий потратили почти десять лет, тут вопрос, от какого момента начинать отсчет. Как всегда, это не только разработка самого экрана, но технологии его производства, проверка на отказ. Например, для гибкого экрана механическая прочность при открытии и закрытии становится наиболее важной. В Galaxy Fold этот параметр позволяет пользоваться смартфоном примерно десять лет, беспрерывно открывая его и закрывая. И это то, что не видно, но важно в аспекте пользовательского опыта.

В этом небольшом материале мне было интересно заострить внимание на том, что дисплеи от Samsung необычны, сильно выделяются на рынке и имеют очевидные преимущества, их многие не смогли догнать по характеристикам и/или стоимости. И об этом стоит знать, так как дисплей смартфона – это то, куда вы смотрите ежедневно по несколько часов.

Эволюция UI: от примитивных консолей к нейроинтерфейсам

Узнаем, как и почему менялись пользовательские интерфейсы, а что в них остаётся неизменным.

User interface (UI) — это инструмент взаимодействия человека с устройством, позволяющий решать конкретные задачи. Поэтому и эволюцию интерфейсов стоит рассматривать в контексте развития пользовательских сценариев.

Аналоговый компьютер и первые терминалы

Первые вычислительные машины использовали преимущественно для лабораторных исследований. Учёные пытались оптимизировать свои трудозатраты и поэтому программировали компьютер на выполнение определённых математических операций с одной или несколькими переменными. Терминалы для ввода команд аналоговых компьютеров напоминали центр управления полётами: чтобы запустить вычисления пользователю приходилось вручную создавать правильную последовательность действий при помощи тумблеров и проводов. Иногда этот процесс занимал несколько суток, а из-за риска человеческой ошибки достоверность полученных данных оставалась под вопросом.

Результат вычислений можно было увидеть на панели с лампочками-индикаторами, которые загорались в соответствии с полученными значениями, или на дисплее осциллографа — устройства, преобразующего электрические импульсы в визуальный график.

На начальном этапе существовали только два пользовательских сценария — программирование алгоритма вычислений и ввод переменных для расчёта.

Маркетолог-аналитик с опытом в запуске цифровых сервисов и приложений. Практикующий психолог. Пишет о клиентоцентричном подходе к разработке, продуктивности и эффективных коммуникациях.

От перфокарты к текстовым интерфейсам (TUI)

Первые цифровые компьютеры, как и аналоговые, предназначались исключительно для автоматизации лабораторных исследований — например, для расчёта допустимой вибрации при проектировании самолётов или обработки результатов переписи населения. Такие компьютеры управлялись при помощи перфокарт — тонких листов картона с нанесёнными в нужном порядке отверстиями, по которым считыватель определял двоичный код и выполнял соответствующую команду.

По мере усложнения вычислительных задач стали развиваться и устройства ввода-вывода — теперь часть данных для обработки можно было загрузить через прикрученную к компьютеру клавиатуру. Для вывода результатов вычислений подключили телетайп — электронную печатную машинку. Именно эта связка, перфолента + телетайп, легла в основу базового текстового интерфейса — интерфейса командной строки, в котором пользователь вводит текстовую команду и следующей строкой видит результат её выполнения.

В современных текстовых интерфейсах до сих пор сохранилась пасхалка от создателей первых перфокарт — максимальное количество знаков по ширине экрана соответствует количеству знаков на стандартной перфокарте.

Текстовые интерфейсы возникли как ответ на потребность пользователей в появлении новых сценариев — быстрого переключения между функциями и программами компьютера, поиска и добавления программ, получения обратной связи о различных видах ошибок.

Оконная революция и графические интерфейсы (GUI)

Переломный момент в развитии интерфейсов произошёл благодаря двум факторам: появлению первых персональных компьютеров и совмещению их с полноценным видеодисплеем. Оба эти события повлияли на решение Дугласа Энгельбарта создать среду управления, действительно понятную и удобную для обычного пользователя.

В то время, когда секретари набирали тексты на печатных машинках, менеджеры рисовали слайды вручную, а компьютеры использовались исключительно для лабораторных вычислений, Энгельбарт создал прототипы современных офисных программ для работы с текстами и графикой, навигации по файловой системе и даже для проведения видеоконференций с возможностью совместного редактирования документов.

Парадоксально, но разработанная им система NLS продолжала задействовать перфоленту для промежуточных операций и при этом уже имела базовый графический элемент всех современных ОС — окна. Вместе с этим Дуглас создал ещё один инструмент, который мы используем до сих пор — компьютерную мышь. Она стала связующим звеном между человеком и созданным графическим интерфейсом.

Apple против Microsoft

Противостояние двух IT-гигантов началось именно с появления первых графических интерфейсов. В 1988 году Apple выдвинула иск к Microsoft о нарушении авторских прав. К разбирательству подключилась и компания Xerox, чья операционная система Xerox Star стала прототипом для Apple Lisa и Apple Macintosh.

Примечательно, что за 10 лет до этого Apple получила от Xerox лицензию на использование концепции окон, а затем выдала Microsoft несколько лицензий на отдельные графические элементы в Windows 1. В итоге суд отказал обеим компаниям.

Идеи Энгельбарта воплотились в первом персональном компьютере с графическим интерфейсом — Xerox Alto. Появление этого девайса вдохновило Стива Джобса и Билла Гейтса на разработку собственных операционных систем, построенных на концепции WIMP (windows, icons, menus, pointing device).

Первые графические интерфейсы позволили реализовать многие сложные пользовательские сценарии, но главный из них — работа в режиме многозадачности, когда в нескольких окнах открыты различные программы и документы.

На кончиках пальцев: материальные интерфейсы

Ключевая роль материальных интерфейсов состоит в сокращении времени на ввод команд и принятие решений на основе полученной от компьютера информации. В период холодной войны такая задача прежде всего стояла перед операторами оборонных комплексов.

Поэтому, пока графические интерфейсы только готовились захватить мир, в военных лабораториях шли разработки, призванные дополнить визуальные элементы программного интерфейса неким материальным продолжением. Первыми дополнениями стали световые указки и стилусы — с их помощью воздушные диспетчеры выделяли на мониторе объект, координаты которого необходимо было передать пилоту истребителя.

В 1963 году в распоряжение военных поступил графический планшет со стилусом, предназначенный специально для работы с картами и указания на них цели. А в 1965-м — появился ёмкостный тачскрин, который ещё несколько десятилетий авиадиспетчеры использовали для управления полётами.

Для более широкого круга пользователей материальные интерфейсы адаптировали намного позже — отчасти это связано с отсутствием такого запроса, ведь компьютеры ещё долгое время воспринимались исключительно как устройства для работы с данными и управления сложными аппаратами.

Заслуга в популяризации материальных интерфейсов принадлежит одному из создателей упомянутого выше Xerox Alto, Алану Кею. Вдохновившись работами по когнитивной психологии, уже в 1968 году он придумал концепцию образовательного планшета для детей — Dynabook. Центральная идея Dynabook заключается в возможности управлять им без дополнительных «костылей» — писать прямо на поверхности экрана, в два касания выбирать и просматривать образовательный контент. Именно эту идею воплощал Стив Джобс, создавая iPhone и iPad.

Сегодня материальные интерфейсы органично дополняют и расширяют возможности графических — на смартфонах, планшетах и компьютерах. Если 20 лет назад приходилось целиться указателем мыши в кнопку «Х», чтобы закрыть ненужное окно, то теперь достаточно просто свайпнуть его. Причём последнее поколение кинетических интерфейсов позволяет манипулировать виртуальными объектами, не прикасаясь к экрану, — датчики распознают жесты и мимику пользователя и выполняют нужную команду.

Возникновение материальных интерфейсов связано со сценариями, предполагающими максимальную точность и скорость управления виртуальными объектами, — указание или выбор, масштабирование, пролистывание, перемещение.

Интерфейс-невидимка

Голосовые технологии стали если не ещё одной ступенью в эволюции среды «человек — компьютер», то как минимум достойным внимания ответвлением. Их, как и материальные интерфейсы, создавали для оптимизации трудозатрат — преимущественно для преобразования устной речи в текст. И только в начале нулевых, в эпоху развития смартфонов, технологии распознавания речи интегрировали в операционную систему — так они превратились в интерфейс-невидимку, позволяющий управлять устройством бесконтактно.

Как всё начиналось

Прототипом современных голосовых интерфейсов стала машина «Одри» (Audrey — automatic digit recognition). Её создали в 1952 году в лаборатории Белла, того самого изобретателя телефона. «Одри» должна была распознавать произносимые абонентом цифры от 0 до 9, чтобы автоматизировать маршрутизацию звонков.

Качество распознавания сильно зависело от конкретного пользователя, так что полноценно внедрить голосовое управление команде Белла так и не удалось. Но именно это изобретение стало началом развития голосовых технологий.

Голосовой помощник — логичное продолжение идеи материального интерфейса, призванного минимизировать количество посредников между пользователем и машиной. Теперь компьютер доступен любому человеку, освоившему речь, — это самая интуитивно понятная форма взаимодействия с софтом из всех существующих, ведь она не требует каких-то специальных навыков и устройств для ввода команд.

При этом, несмотря на активную популяризацию идеи умного помощника, который выполнит любую голосовую команду, совершить ещё одну революцию Алексе и Сири пока не удалось. Возможно, это связано с несовершенством технологии распознавания голоса — даже топовые интерфейсы пока что спотыкаются на особенностях дикции и мышления у разных пользователей. А может быть, проблема лежит намного глубже и появление голосового помощника ассоциируется у людей с сюжетами научно-фантастических фильмов, где поумневшие машины выходят из-под контроля и пытаются уничтожить человечество.

Голосовые интерфейсы позволяют реализовать глобальную группу сценариев, связанных с бесконтактным управлением устройством — когда пользователь физически находится на расстоянии от компьютера, у него заняты руки или нарушена координация движений.

Будущее здесь: нейроинтерфейсы

В конце концов, зачем нужен виртуальный секретарь, если можно передавать команды компьютеру силой мысли. Первые нейроинтерфейсы создавались для людей с ограниченными возможностями — ещё в 1970-х годах появились устройства, которые использовались как проводники информации и должны были компенсировать утраченные нейронные связи в организме человека.

Создателем первого вживлённого в мозг человека нейроинтерфейса стал невролог Филипп Кеннеди. Его мозговой имплант позволил парализованному пациенту управлять курсором мыши и вводить текст при помощи виртуальной клавиатуры. В следующем эксперименте Кеннеди установил в мозг другого пациента устройство, которое считывало мысленно произносимые звуки и воспроизводило простейшие слова.

Вскоре после этого министерство здравоохранения запретило Кеннеди проводить эксперименты на людях и прекратило финансирование. Тогда учёный решил на личном примере доказать государству, что такие операции безопасны — он установил электроды в собственный мозг и запустил эксперименты по совершенствованию звукового декодера. Но спустя несколько недель электроды пришлось удалить. На обе операции Кеннеди потратил около 100 тысяч долларов.

Сегодня технологии «мозг — компьютер» эволюционировали от инвазивных — то есть требующих непосредственной установки считывающих устройств в нервную систему человека — до неинвазивных. Например, шлемы с электродами, которые принимают сигналы мозга и преобразуют их в понятные компьютеру импульсы. Особенно футуристично выглядит нейроинтерфейс в сочетании с дополненной или виртуальной реальностью.

Благодаря нейроинтерфейсам время на передачу команды компьютеру можно сократить до доли секунды и при этом практически полностью исключить вероятность ошибки, когда вы случайно нажали не на ту кнопку или голосовой ассистент неверно распознал вашу речь. Это особенно актуально сейчас, когда все жизненные и рабочие процессы ускоряются, а пользователи закрывают сайт или приложение, если им приходится ждать отклика дольше пяти секунд .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: