Экспериментальные исследования человека - ABCD42.RU

Экспериментальные исследования человека

Эксперимент

Эксперимент – это один из доступных научному мировоззрению методов познания окружающей реальности, обоснованный принципами повторимости и доказательности. Этот метод строится индивидуально в зависимости от выбранной области, на основании теорий или выдвинутых гипотез и происходит в специально контролируемых или управляемых условиях, удовлетворяющих запросу исследования. Стратегия эксперимента предполагает целенаправленно выстроенное наблюдение за выбранным явлением или объектом в заранее определенных гипотезой условиях. В психологической отрасли эксперимент предусматривает совместное взаимодействие экспериментатора и обследуемого, направленное на выполнение разработанных предварительно экспериментальных заданий и изучение возможных изменений и взаимосвязей.

Эксперимент относится к разделу эмпирических методов и выступает критерием истинности установленного явления, поскольку безоговорочным условием построения экспериментальных процессов является их повторная воспроизводимость.

Эксперимент в психологии используется как основной способ изменения (в терапевтической практике) и исследования (в науке) реальности, и имеет традиционное планирование (при одной неизвестной переменной) и факторное (когда неизвестных переменных несколько). В случае, когда исследуемое явление или его область представляются недостаточно исследованными, применяется пилотажный эксперимент, помогающий уточнить дальнейшее направление построения гипотез.

Отличается от исследовательского метода наблюдения и невмешательства активным взаимодействием с объектом изучения, намеренным вызыванием изучаемого явления, возможностью изменения условий процесса, количественного соотношения параметров и включает в себя статистическую обработку данных. Возможность контролированного изменения условий или составляющих эксперимента позволяет исследователю более глубоко изучить явление или заметить ранее не выявленные закономерности. Основная трудность применения и оценки достоверности экспериментального метода в психологии заключается в частой включенности экспериментатора во взаимодействие или общение с испытуемыми и косвенным образом, под воздействием подсознательных мотивов, может оказать влияние на результаты и поведение обследуемого.

Эксперимент, как метод исследования

При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).

Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп. По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи). Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.

Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.

Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных. Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.

Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т.е. тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы. Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.

Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты. Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами. Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.

Виды экспериментов

Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.

На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.

Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.

Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях. Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.

В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.

При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).

Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.

Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.

По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.

Психологические эксперименты

Эксперимент в психологии имеет отличительную особенность от особенностей его проведения в других науках, поскольку объект исследования имеет собственную субъектность, что может вносить определенный процент влияния, как на ход изучения, так и на результаты исследования. Основная задача, которая ставится перед психологическим экспериментом – вывести на обозримую поверхность сокрытые внутри психики процессы. Для достоверности передачи такой информации требуется полный контроль максимального количества переменных.

Понятие эксперимента в психологии, помимо исследовательской сферы, используется в психотерапевтической практике, когда происходит искусственная постановка актуальных для личности проблем, для углубления переживаний или проработки внутреннего состояния.

Первые шаги на пути экспериментальной деятельности заключаются в установлении определенных взаимоотношений с испытуемыми, определение особенностей выборки. Далее испытуемые получают инструкцию для выполнения, содержащую описание хронологичности порядка выполняемых действий, изложенную максимально подробно и в лаконичной форме.

Этапы осуществления психологического эксперимента:

— постановка проблемы и выведение гипотезы;

— анализ литературных и теоретических данных по выбранной проблематике;

— выбор экспериментального инструмента, позволяющего как управлять зависимой переменной, так и регистрировать изменения независимой;

— формирование релевантной выборки и групп испытуемых;

— проведение экспериментальных опытов или диагностики;

— сбор и статистическая обработка данных;

— интерпретация результатов исследования, составление выводов.

Проведение психологического опыта привлекает к себе внимание социума значительно чаще, чем экспериментирование в других областях, так как затрагивает не только научные понятия, но также этическую сторону вопроса, ведь при постановке условий и наблюдений экспериментатор непосредственно вмешивается и влияет на жизнь испытуемого. Существует несколько всемирно известных экспериментов, касающихся особенностей поведенческих детерминант человека, часть из которых признаны антигуманными.

Хоторнский эксперимент возник вследствие снижения производительности работников одного предприятия, после чего были предприняты диагностические методы по выявлению причин. Результаты исследования показали, что производительность зависит от занимаемого социального положения и роли человека, а те работники, которые попали в группу испытуемых, начали работать лучше лишь от осознания факта участия в эксперименте и того, что на них направленно внимание работодателя и исследователей.

Эксперимент Милгрэма был направлен на установление количества боли, которое может нанести человек другим, абсолютно невинным, если это входит в их обязанности. Участвовало несколько людей – сам испытуемый, начальник, который отдавал ему приказ в случае ошибки направлять на провинившегося разряд электрического тока и непосредственно тот, кому предназначалось наказание (эту роль выполнял актер). В ходе данного эксперимента было выявлено, что люди способны нанести значительные физические страдания другим невиновным, из чувства необходимости подчинения или страха ослушаться авторитетных лиц, даже при условии возникновения конфликта с их внутренними убеждениями.

Эксперимент Рингельмана устанавливал изменение уровня производительности в зависимости от количества человек, привлеченных к выполнению задачи. Оказалось, что чем больше человек участвует в выполнении работы, тем ниже производительность каждого и группы в целом. Это дает основания утверждать, что при осознаваемой индивидуальной ответственности есть стремление максимально выложиться в стараниях, тогда как при групповой работе можно переложить на другого.

«Чудовищный» эксперимент, который некоторое время успешно скрывали его авторы, опасаясь наказания, был направлен на изучение силы внушения. В его ходе двум группам детей из интерната говорили об их навыках: первую группу хвалили, а вторую постоянно критиковали, указывая на недостатки в речи. В дальнейшем у детей из второй группы, ранее не сталкивавшихся с речевыми затруднениями, начали развиваться дефекты речи, некоторые из которых сохранились до конца жизни.

Есть еще много других экспериментов, где вопросы морали не были учтены авторами, и, несмотря на предполагаемую научную ценность и открытия, восхищение не вызывают.

Эксперимент в психологии имеет своим назначением изучение психических особенностей для улучшения его жизни, оптимизации работы и борьбы со страхами и поэтому первоочередным требованием к разработке методов исследований является их этичность, ведь результаты экспериментальных опытов могут вызвать необратимые изменения, изменяющие последующую жизнь человека.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

9 гениальных экспериментов в социальной психологии

Для того, чтобы давать ответы на странные человеческие вопросы и решать глобальные проблемы, психологам и социологам приходилось проводить социальные эксперименты, некоторые из которых были настолько неэтичными, что могли бы шокировать даже защитников животных, как правило, презирающих людей. Но без этих знаний мы бы так и не разобрались в этом странном обществе.

Или, как его еще называют, «гало-эффект» — это классический эксперимент социальной психологии. Вся его суть в том, что глобальные оценки о человеке (например, симпатичный он или нет) переносятся на суждения об их специфических признаках (раз симпатичный, значит, умный). Проще говоря, человек пользуется лишь первым впечатлением или запоминающейся чертой в оценке индивидуальности. Голливудские звезды прекрасно демонстрируют эффект ореола. Ведь нам почему-то кажется, что такие симпатичные люди не могут быть идиотами. Но увы, в реальности они немногим умнее ручной жабы. Вспомни себя в детстве, когда хорошими казались только люди с привлекательной внешностью, за что многие не очень любили пожилых людей и артиста Александра Баширова. По сути, это то же самое.

Читайте также  Война за независимость Намибии

Новаторский социально-психологический эксперимент Фестингер и Карлсмита, проведенный в 1959 году, породил фразу, которую многие до сих пор не понимают. Лучше всего это иллюстрирует случай, произошедший в 1929 году с художником-сюрреалистом Рене Магриттом, который предъявил публике реалистичное изображение курительной трубки с подписью на хорошем, годном французском языке «Это не трубка». Это неловкое чувство, когда серьезно задумываешься, кто из вас двоих идиот, и есть когнитивный диссонанс.

Теоретически, диссонанс должен вызывать стремление либо изменить представления и знания в соответствии с реальностью (то есть стимулировать процесс познания), либо перепроверить поступающую информацию на предмет ее подлинности (приятель, конечно, шутит, а его конечная цель — увидеть твою исказившуюся, как у Рона Уизли, рожу). На деле в мозге человека вполне комфортно уживаются самые разные понятия. Потому что люди тупые. Тот же Магритт, давший картине название «Коварство образа», столкнулся с ничего не понимающей толпой и критиками, требовавшими сменить название.

В 1954 году турецкий психолог Музафер Шериф поставил эксперимент «Пещера разбойников», в ходе которого дело дошло до того, что дети готовы были убить друг друга.

Группа мальчишек десяти-двенадцати лет из хороших протестантских семей была отправлена в летний лагерь, руководимый психологами. Мальчики были разделены на две отдельные группы, которые встречались вместе только во время спортивных соревнований или других мероприятий.

По мнению Шерифа, снижению напряженности между любыми группами должно способствовать информирование о противостоящей стороне в позитивном свете, поощрение неформальных, «человеческих» контактов между членами конфликтующих групп, конструктивные переговоры лидеров. Однако ни одно из этих условий не может быть эффективно само по себе. Позитивная информация о «враге» чаще всего не принимается во внимание, неформальные контакты легко оборачиваются тем же конфликтом, а взаимная уступчивость лидеров расценивается их сторонниками как проявление слабости.

Эксперимент, вдохновивший на съемку двух фильмов и написание повести. Он был проведен, дабы объяснить конфликты в исправительных учреждениях США и в морской пехоте, а заодно изучить поведение группы и важность ролей в ней. Исследователи отобрали группу из 24 студентов-мужчин, которые считались здоровыми, как физически, так и психологически. Эти люди зарегистрировались для участия в «психологическом исследовании тюремной жизни», за что им платили по 15$ в сутки. Половина из них методом случайной выборки становилась заключенными, а другая половина была назначена на роли тюремных охранников. Эксперимент разыгрывался в подвале факультета психологии Стэнфордского университета, где даже создали для этих целей импровизированную тюрьму.

Заключенным дали стандартные инструкции тюремной жизни, которая включала в себя сохранение порядка и ношение формы. Для пущей реалистичности экспериментаторы даже проводили импровизированные аресты в домах испытуемых. Охранники же никогда не должны были прибегать к насилию по отношению к заключенным, но им необходимо было контролировать порядок. Первый день прошел без происшествий, но заключенные восстали на второй день, забаррикадировавшись в своих камерах и не обращая внимания на охранников. Такое поведение вывело охранников из себя, и те начали отделять «хороших» заключенных от «плохих» и даже стали наказывать заключенных, в том числе публичными унижениями. В течение всего нескольких дней у охранников стали проявляться садистские наклонности, а заключенные впали в депрессию и показывали признаки тяжелого стресса.

Не рассказывай об этом эксперименте своему начальнику-садисту, ведь в своем эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? Фактически это объяснило огромное количество жертв Холокоста.

Милгрэм предположил, что люди по своей природе склонны подчиняться авторитетным фигурам, и устроил эксперимент, который был представлен как исследование влияния боли на память. Каждое испытание было разделено на роли «учитель» и «ученик», который был актером, так что только один человек был настоящим участником. Весь эксперимент был продуман таким образом, что приглашенному участнику всегда доставалась роль «учителя». Оба находились в отдельных комнатах, и «учителю» давались инструкции. Он должен был нажимать кнопку, чтобы поражать током «ученика» каждый раз, когда тот давал неправильный ответ. Каждый последующий неправильный ответ приводил к увеличению напряжения. В конце концов актер начинал жаловаться на боль, сопровождая ее криком.

Милгрэм выяснил, что большинство участников просто выполняло приказы, продолжая причинять боль «ученику». Если испытуемый проявлял колебания, то экспериментатор требовал продолжения одной из предопределенных фраз: «Пожалуйста, продолжайте»; «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»; «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»; «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». Что самое интересное: если бы ток действительно был проведен к ученикам, то они бы просто не выжили.

Люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами, что и вызывает впечатление несуществующего консенсуса. Очень многие считают, что их собственные мнения, верования и пристрастия значительно более распространены в обществе, чем это есть на самом деле.

Затем участники должны были сказать, какой из двух вариантов выбрали бы они сами, и какой вариант выберет большинство, а также дать характеристику людям, которые выберут тот или иной вариант.

Исследователи обнаружили, что независимо от того, какой из вариантов выбирали участники, они, как правило, считали, что большинство людей тоже выберет именно его. Кроме того, выяснилось, что люди склонны давать негативные описания людям, которые выбирают альтернативу.

Поведение людей в группах — это крайне увлекательный процесс. Как только люди сбиваются в группы, то начинают делать странные вещи: копировать поведение других членов группы, искать лидера для борьбы с другими группами, а некоторые сколачивают собственные группы и начинают бороться за главенство.

Это и подтвердил упомянутый выше эксперимент «пещера разбойников».

В социальной психологии эффект свидетеля привел к неожиданному выводу, что присутствие других людей сдерживает нас от помощи в чрезвычайных ситуациях. В 1968 году Джон Дарли и Бибб Латане изучали поведение свидетелей преступлений. К этому их привело душераздирающее убийство Китти Дженовезе, молодой женщины, убитой средь бела дня на глазах у прохожих, но никем не спасенной.

Авторы эксперимента запирали людей в комнате поодиночке и в группе, а потом пускали дым. Как ни странно, один участник намного быстрее сообщал о дыме, чем в группе. На принятие решения влияли окружающая среда (если место знакомое — вероятность помощи выше), сомнение, нужна ли пострадавшему помощь или с ним все в порядке, и наличие других в радиусе преступления.

Люди — прирожденные конформисты: мы похоже одеваемся и часто без задней мысли копируем поведение друг друга. Но как далеко готов пойти человек? Неужели ему не страшно потерять собственное «я»?

Это и пытался выяснить Соломон Аш. Участники эксперимента были усажены в аудитории. Им демонстрировались по порядку две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на второй — три, только одна из которых такой же длины, что и линия на первой карточке. Задача студентов довольно проста — необходимо ответить на вопрос, какая из трех линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображенная на первой карточке.

Тридцать семь из пятидесяти участников согласились с неправильным ответом группы, несмотря на физические доказательства обратного. Аш пошел на обман в этом эксперименте, не получив информированного согласия его участников, так что эти исследования не могут быть воспроизведены сегодня.

Экспериментальные особенности исследования, определение, примеры

экспериментальное исследование изменение экспериментальной переменной или нескольких одновременно в среде, строго контролируемой лицом, проводящим эксперимент.

Таким образом, исследователь может оценить, каким образом или по какой причине происходит что-то конкретное. Проведено исследование такого типа, которое позволяет изменять переменные по интенсивности, позволяя оценить причины и последствия результатов..

Цель манипулирования переменными состоит в том, чтобы увидеть изменения зависимой переменной в среде или контексте, строго контролируемых исследователем..

Напротив, в неэкспериментальном исследовании человек проверяет характеристики и факторы и наблюдает результаты без изменения или манипулирования этими характеристиками..

Напротив, в экспериментальных исследованиях исследователь манипулирует характеристиками, интенсивностью и частотой, чтобы варьировать результаты..

Экспериментальное исследование отличается от других видов исследования, потому что цель исследования и его метод зависят от исследователя и решений, которые установлены для проведения эксперимента..

В эксперименте переменными управляют добровольно, и результаты наблюдаются в контролируемой среде.

Повторения экспериментов выполняются для проверки определенных гипотез, сделанных исследователем. Это можно сделать в лаборатории или в полевых условиях..

  • 1 Определение по мнению разных авторов
    • 1.1 Санта-Палелла и Фелиберто Мартинс
    • 1.2 Фидиас Ариас
    • 1.3 Дуглас Монтгомери
  • 2 Характеристика экспериментального исследования
    • 2.1 Переменными или экспериментальными факторами манипулируют
    • 2.2 Контрольные группы созданы
    • 2.3 Назначается случайным образом
  • 3 Примеры экспериментальных исследований
    • 3.1 Исследование по улучшению социального климата в классе
    • 3.2 Возможное лекарство от рака молочной железы и простаты
    • 3.3 Плохой сон может вызвать проблемы в паре
    • 3.4 Открытия по регенерации раковых клеток
    • 3.5 Предотвращение вулканического воздействия в Мексике
  • 4 Ссылки

Определение по мнению разных авторов

Санта-Палелла и Фелиберто Мартинс

Санта-Палелла и Фелиберто Мартинс (2010), авторы книги Методология количественного исследования, определить экспериментальный дизайн как эксперимент, в котором исследователь манипулирует недоказанной экспериментальной переменной.

По мнению этих исследователей, условия должны строго контролироваться, чтобы описать, каким образом и по какой причине происходит или может возникнуть явление..

Фидий Ариас

С другой стороны, по словам Фидиаса Ариаса, автора книги Исследовательский проект, «Экспериментальное исследование — это процесс, который включает в себя воздействие на объект или группу лиц при определенных условиях, стимулах или лечении (независимая переменная), чтобы наблюдать эффекты или реакции, которые происходят (зависимая переменная)».

Дуглас Монтгомери

Дуглас Монтгомери, специалист по проектам экспериментов и профессор Университета Аризоны в США, определяет эксперимент как тест, в котором сознательно манипулируют одной или несколькими переменными.

Характеристика экспериментального исследования

Переменные или экспериментальные факторы манипулируют

Исследователь вмешивается, изменяя переменные или факторы, которые влияют на эксперимент, и наблюдает за реакциями, которые генерируются..

Несколько факторов могут быть изменены одновременно. Тем не менее, идеальным вариантом является изменение одного за другим, а затем изменение нескольких, чтобы независимо наблюдать результаты и увидеть, как каждое изменение влияет на результаты..

Контрольные группы созданы

Там должно быть две группы. Один, в котором факторы и переменные не изменены, и другой, в котором осуществляется манипулирование.

Таким образом можно будет наблюдать результаты в обеих группах и уметь определять различия. Это позволяет количественно оценить изменение, вызванное экспериментальной обработкой, и гарантирует возможность проверки вариаций в группах переменных.

Читайте также  Химические элементы в организме человека

Назначается случайным образом

С двумя эквивалентными группами применение эксперимента устанавливается случайным образом, чтобы можно было установить действительные зависимости из экспериментальных данных. Это должно быть сделано в два момента:

Поскольку группы изначально равны по своим переменным, различия, обнаруженные после каждого лечения, будут связаны с лечением.

Примеры экспериментальных исследований

Исследование по улучшению социального климата в классе

В государственном институте общины Валенсии под названием Castellar-Oliveral было проведено расследование, главной целью которого было улучшение социального климата в классе.

Это должно было быть достигнуто путем применения образовательной программы для сосуществования, в которой поощрялись участие и сотрудничество, разрешение конфликтов и стандарты обучения..

Фундаментальная идея этого исследования состояла в том, чтобы улучшить восприятие каждого ученика о классе.

В этом исследовании были выбраны две группы студентов. Одна из групп была экспериментальной; то есть тот, который был подвержен влиянию педагогической программы.

Другая группа была контрольной группой, которая оставалась свободной от влияния эксперимента..

Исследование является полевым, потому что оно проводится в нормальных условиях повседневной жизни. В этом случае, это в классе в школе.

Обе группы были довольно однородными, потому что они учились в одном и том же курсе (в разных секциях), и их классы были похожи, так как у них были одинаковые условия.

После эксперимента выяснилось, что социальный климат в классе действительно заметно улучшился..

Эти результаты позволили рассмотреть применение указанной образовательной программы для сосуществования в обоих классах..

Возможное лекарство от рака молочной железы и простаты

Хулио Сезар Карденас, главный научный сотрудник лаборатории клеточного метаболизма и биоэнергетики Чилийского университета, провел эксперимент, в ходе которого он обнаружил возможное лекарство от рака молочной железы и простаты.

Результаты этого исследования были получены после 7 лет исследований. В течение этого времени Карденас проводил исследования с клетками людей (в пробирке) и с мышами.

Данные, которые его исследование показало, отражают, что на 50% уменьшилось размножение опухоли при раке простаты и молочной железы.

Хотя эти результаты весьма обнадеживают, исследователь заявляет, что пока еще невозможно проводить тесты на людях. По его оценкам, это произойдет примерно через 10 лет.

Плохой сон может вызвать проблемы в паре

Согласно исследованию, проведенному Университетом Калифорнии в Беркли, было подсчитано, что плохой сон может порождать эгоистичные отношения у людей и создавать проблемы в парах.

Исследование возглавляет психолог Ами Гордон, который утверждает, что, помимо эгоистичных взглядов, возможно, что плохой сон порождает довольно негативное представление о жизни..

Исследование было основано на данных, собранных от 60 пар, которые были в возрасте от 18 до 56 лет. Аспекты, которые они принимали во внимание, были способом, которым они решали свои ежедневные проблемы и чувства, которые, по их словам, они испытывали к своим партнерам..

Люди, которые говорили, что у них проблемы со сном, на самом деле проявляли гораздо меньшую признательность к своим партнерам и были более невнимательными, демонстрируя очень низкую узнаваемость по отношению к своим сверстникам..

Открытия о регенерации раковых клеток

Ученые из Национального центра научных исследований Франции объявили о революционном открытии.

Он касается возможности регенерации клеток, пораженных ультрафиолетовыми лучами, используемых в химиотерапии и лучевой терапии..

Методом для этого открытия была нанотехнология. После многих экспериментов эти ученые добились регистрации ферментов в реальном времени, пока они восстанавливали раковые клетки..

Объем этого исследования заключается в том, что может быть возможно ингибировать работу этих ферментов, когда они готовятся к восстановлению клеток, пораженных ультрафиолетовыми лучами..

Предотвращение вулканического воздействия в Мексике

Дональд Брюс Дингвелл — ученый из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене, Германия..

Он провел экспериментальное исследование, в ходе которого он изучил природные процессы, которые возникают, когда извержения происходят в вулканах взрывно.

Что этот ученый сделал, чтобы воссоздать в лабораторных условиях, аналогичных тем, которые испытывали до извержений вулканов. Цель Dingwell — определить возможные риски и элементы, которые можно предсказать..

Преимущество этого исследования заключается в том, что оно позволит людям, живущим рядом с вулканами, вести нормальный образ жизни..

Это будет так, потому что будет возможно идентифицировать элементы, которые могут предсказать близость вулканической активности и позволят жителям этих районов иметь возможность действовать вовремя..

Одним из главных бенефициаров этого будет Мексика. В Институте геофизики Национального автономного университета Мексики прошла конференция Дингвелла, на которой он рассказал о своих выводах.

Среди конкретных элементов, исследованных этим исследователем, выделяются текстура магмы, качество вулканического пепла и концентрация газов. Все это важные элементы для прогнозирования вулканической активности.

Психологическое экспериментальное исследование. Типы и этапы эксперимента. Как составить план эксперимента?

Кузнецова Екатерина Николаевна – студент магистратуры Московского политехнического университета.

Аннотация: В работе обозначены основные принципы, требующие внимания на начальных этапах подготовки психологического исследования. Рассматриваются и структурируются знания о психологическом эксперименте – его типы и этапы. Приводятся практические рекомендации, необходимые для составления плана эксперимента.

Ключевые слова: Психологическое исследование, эксперимент, причинно-следственные связи, планирование.

Вводная часть

Психологическое исследование является способом научного познания сущности и критериев психических явлений.

В наши дни психологические исследования получили широкое применение во многих областях человеческой жизни – в работе, учебе, общественной деятельности и т.д. Психологическое исследование является совокупностью организационных, методических и методологических процедур, с целью получения информации об изучаемых психологических параметрах.

Любое психологическое исследование состоит из определенных этапов: определение цели и задач, разработка гипотезы, выбор методов и методик исследования, сам процесс исследования и получение выводов. Таким образом, каждое исследование невозможно произвести, предварительно не разработав его план.

Несмотря на существующие на данный момент учебные пособия по проведению психологических исследований, эта тема остаётся сложной в изучении для людей, не имеющих профессиональных навыков в сфере психодиагностики, экспериментальной психологии и математических методов.

Выделяют два вида психологических исследований – теоретическое и эмпирическое. Цель эмпирического исследования заключается в изучении явлений, теоретического – в выяснении сути и закономерности явления. Подробнее рассмотрим эмпирические исследования.

Существуют следующие подвиды эмпирического исследования:

  • описательное исследование, не связанное с проверкой каких-либо гипотез. Чаще всего данный вид исследования направлен на измерение выбранных психологических характеристик человека или группы людей с целью сбора эмпирических данных;
  • корреляционное исследование. Данное исследование направлено на проверку взаимосвязей между выбранными психологическими явлениями;
  • экспериментальное исследование. Является самым сложным эмпирическим исследованием и направлено на проверку каузальных гипотез – причинно-следственных связей.

В современной психологии эксперимент – основной метод сбора новой научной информации. Большая часть новой научной информации в области психологии в наше время получается в ходе проведения экспериментальных исследований.

Давайте выясним специфику эксперимента как метода. Раньше экспериментом называли любой процесс сбора эмпирических данных, с применением опытов. Сейчас под экспериментом понимают только специфический вид психологического исследования – экспериментальное исследование. Попытаемся ответить на вопрос – какое исследование может называться экспериментальным?

Выделим несколько признаков экспериментального исследования:

  1. Классический эксперимент изучает каузальные гипотезы – проверяет причинно-следственные связи между выбранными психологическими явлениями.
  2. Для проверки каузальных гипотез необходимо иметь контроль над условиями исследования – чтобы иметь возможность утверждать достоверно, что одно наблюдаемое явление является причиной или следствием другого. Факторы, влияющие на исследования, принято называть переменными.
  3. Эксперимент является активным методом исследования, он отличается от пассивного наблюдения. Для проведения эксперимента необходимо не только создание условий наблюдения за выбранной переменной, но также управление ими.
  4. Благодаря данным, полученным с помощью эксперимента, можно воссоздать психологические процессы, которые фактически недоступны для наблюдения.

Мы можем сделать вывод, что экспериментальное исследование – это изучение каузальных связей в подконтрольных условиях, где экспериментатор имеет возможность управлять переменными, влияющими на созданные условия. Под переменными будем понимать некий выбранный параметр, который изменяется или может быть изменен в ходе проведения экспериментального исследования.

Основная часть

Разберем подробнее – что такое эксперимент?

В эксперименте выделяют две главные переменные – независимую (НП) и зависимую (ЗП). С их помощью обозначается наблюдаемая причинно-следственная связь, т.е. в эксперименте этими переменными обозначают выбранные психологические процессы. В качестве ЗП обозначают явление, которое будет измеряться в течение эксперимента – для наблюдения влияния тех или иных воздействий. Для причинно-следственных связей ЗП будет являться следствием.

Таким образом, зависимую переменную мы будем иметь ввиду как измеряемую в эксперименте переменную, изменение которой является следствием воздействия НП.

Независимая переменная – это воздействие, управляемая и активно изменяемая экспериментатором переменная. Под НП всегда понимается явление, которое предполагаемо влияет на ЗП.

Необходимо также учесть, что НП может по-разному задаваться в эксперименте. С этим связано наличие трех основных способов проведения экспериментального исследования:

  1. При контроле условий эксперимента в него вводят какой-либо элемент и измеряют эффект влияния элемента на испытуемых (на их поведение или мысли). Данный способ предъявления независимой переменной является наиболее оптимальным, но не всегда возможным.
  2. Выбирается группа с определенными свойствами (IQ, раса, возраст, пол и т.д.) и измеряются её психологические показатели в сравнении с контрольной группой. При данном способе испытуемые непосредственно не подвергаются какому-либо воздействию, а НП обусловлена особенностью подбираемой группы.
  3. Наблюдение за испытуемыми в естественных условиях (неподконтрольных) и фиксация их показателей психологических характеристик. В данном способе на испытуемых влияет окружающая среда и происходящие в ней события – они принимаются за причину изменения каких-то выбранных характеристик, т.е. используется неуправляемое воздействие.

Помимо ЗП и НП, существуют также и побочные переменные (ПП), которые могут являться причиной осложнений при проведении эксперимента. Для экспериментатора необходимо не только иметь ввиду возможный эффект ПП, но и по возможности контролировать их действие. Это необходимо для уменьшения шанса получения ложных фактов, на основе которых будут делаться выводы исследования.

Типы эксперимента

Рассмотрим основные типы экспериментов по их критериям:

  1. Критерий – организация условий эксперимента.
  • Эксперимент в лабораторных условиях.
  • Эксперимент в естественных условиях, т.е. участники не проинформированы и находятся в естественных для себя условиях.
  • Полевой эксперимент – отличается от эксперимента в естественных условиях тем, что участники проинформированы об эксперименте и возможно использование необходимого оборудования для проведения исследования.
  1. Критерий – цель влияния.
  • Целью оказывания влияния является установка каузальной связи между явлениями – констатирующий эксперимент.
  • Целью оказывания влияния является формирование определенного явления – формирующий эксперимент.
  1. Критерий – цель исследования.
  • Поиск каузальной связи – поисковый эксперимент.
  • Определение вида количественной связи между явлениями – подтверждающий эксперимент.
  1. Критерий – контроль условий/переменных.
  • Изменяется только одно условие, остальные условия подконтрольные – идеальный эксперимент.
  • Изменяется ряд условий в силу естественности проведения эксперимента – реальный эксперимент.
  • Все условия и их изменения отличаются от естественных условий – эксперимент полного соответствия.

Основные этапы психологического исследования

Что нужно знать про планирование, чтобы провести экспериментальное психологическое исследование?

Эксперимент состоит из нескольких этапов. Основные этапы исследования можно обозначить следующим образом:

  1. Определение темы исследования.

Данный этап позволяет ограничить область исследований, объектов и методов. После выбора темы осуществляется первичная постановка проблемы.

  1. Работа с научной литературой.
Читайте также  Барий свойства история открытия

Ознакомление с работами других психологов, их исследованиями, а также информацией из открытых источников позволяет приобрести базовые знания в выбранной теме. В результате данной работы происходит уточнение проблемы, возникновение гипотезы и идеи плана исследования, определяется актуальность проблемы.

  1. Уточнение гипотезы и определение переменных.

На данном этапе необходимо разработать экспериментальную гипотезу, которая должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания «если А, то Б». Переменные, входящие в гипотезу, должны контролироваться в эксперименте, т.е. «А» будет меняться под влиянием экспериментатора, а «Б» измеряться.

  1. Выбор экспериментального инструментария.

Выбираются методики и аппаратура эксперимента для управления условиями исследования и измерения выбранных параметров.

  1. Планирование экспериментального исследования.

Этап является центральным для всей процедуры исследования, на нем выделяются побочные переменные, способные повлиять на ЗП и результаты эксперимента. Планирование создается с целью контроля внутренней и внешней валидности эксперимента.

  1. Отбор и распределение испытуемых.

Распределение испытуемых необходимо проводить в соответствии с выбранным ранее планом.

  1. Проведение эксперимента.

Сам эксперимент делится условно на три части:

  • Подготовка. Включает в себя разработку инструкций для испытуемых, подготовку условий для проведения исследования.
  • Инструктирование. Производится подготовка участников к эксперименту, задается мотивация, разъясняется инструкция.
  • Эксперимент. Непосредственно процедура экспериментирования, а также все пост-экспериментальные процедуры, связанные с интервьюированием испытуемых и оказанием им необходимой помощи после завершения эксперимента (в случае необходимости).
  1. Статистическая обработка результатов.

Этап направлен на преобразование заданной экспериментальной гипотезы в статистические данный, полученные от испытуемых.

  1. Выводы и интерпретация результатов.

Итоговым этапом является опровержение или подтверждение экспериментально гипотезы, связанной с каузальной связью между переменными «А» и «Б».

Заключительная часть

В работе представлены структурированные знания о психологических экспериментальных исследованиях – подробно рассмотрено понятие эксперимента в психологии, выделены его типы и этапы. С помощью принципов, обозначенных в работе, можно составить план эксперимента.

Стоит отметить, что статья не содержит в себе всю информацию, требующуюся для проведения психологического экспериментального исследования, она может служить только в качестве ознакомительного материала для людей, имеющих целью проведение психологического эксперимента.

  1. Дж. Гудвин. Исследование в психологии: методы и планирование / 3-е изд., испр. // М.: СПб.: Питер. — 2004. — 558 с.
  2. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология / Учебник для вузов, 2-е изд., испр. // М.: Академия. — 2007. — 320 с.
  3. Левитов Н.Д. «Определение психического состояния». Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.
  4. Чуприкова, Н. И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии / Н.И. Чуприкова. — М.: Языки славянской культуры, 2015. — 428 c.

Экспериментальный метод исследования в психологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и специфика экспериментального метода исследования в психологии

Экспериментальный метод исследования в психологии – это способ проведения исследования, при котором экспериментатор активно вмешивается в деятельность и функционирование объекта, подверженного испытанию, чтобы создать ситуацию и условия, при которых происходит выявление психологического фактора.

В процессе экспериментального исследования происходит целенаправленное изменение разнообразных факторов с целью закрепить их в исследуемом объекте или процессе.

Посредством эксперимента ученым удается определить и исследовать причинно-следственные связи того или иного психического процесса, объекта, явления. При этом, экспериментальная деятельность выполняет важное научное значение, поскольку, эксперимент может быть проведен многократно. Можно проводить одно и то же исследование несколько раз, сохраняя исходные условия, либо, меняя их, дабы выявить ошибки, недочеты, найти оптимальное решение, поставленной проблемы или разрешения психологической задачи.

Рисунок 1. Свойства эксперимента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Специфика экспериментальных методов исследования состоит в следующем:

  1. Данные методы исследования базируются на организации особых условий пребывания объекта исследования и реализации его деятельности, которые оказывают решающее воздействие на изучаемые психологические параметры объектов изучения;
  2. В процессе прохождения эксперимента, первоначальные условия пребывания объекта преобразуются в различных направлениях.

Эксперимент позволяет исследователю занять активную позицию, наблюдать и при необходимости возобновлять это наблюдение в любое время и в любом удобном для этой деятельности месте.

Готовые работы на аналогичную тему

Экспериментальное исследование проводится при тщательном контроле и четко установленных условиях организации.

Стоит отметить, что экспериментальное исследование отличается достаточно высокой стоимостью, а условия его проведения не всегда в точной степени отражают реальность, настоящие показатели исследуемого объекта или процесса.

И все же, экспериментальное исследование обеспечивает научное обоснование психологическому исследованию. Научность психологического исследования подтверждается следующими факторами:

  1. Аналитический подход в исследовании с применением разнообразных переменных.
  2. Сравнительный подход в исследовании. Результаты эксперимента рассматриваются в качестве итогов функционирования причинных параметров, находящихся под контролем экспериментатора.
  3. Проведение проверки, сделанных в процессе исследования выводов о том, каким образом, исследуемый показатель воздействует на психику и ее процессы.
  4. Проведение оценки реальности психологической гипотезы, ее принятие или отвержение.

Применение экспериментов в психологической области предполагает обязательное вмешательство экспериментатора в развитие личности. Оно может носить разнообразный характер: быть как вредным, так и нести пользу. В этой связи важно обращать внимание на верное истолкование и интерпретацию данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

Виды экспериментальных исследований в психологии

Все психологические исследования делятся на несколько групп:

  • Теоретические исследования.
  • Эмпирические исследования.
  • Прикладные исследования.

Теоретические исследования могут быть включены и, по сути, включаются в любую исследовательскую деятельность, поскольку они ориентированы на сбор информационных данных об объекте исследования и разработку его теоретической базы.

Эмпирические исследования основаны на восприятии окружающего мира органами чувств, реальным наблюдением за исследуемыми объектами и процессами, а также создание точно соответствующих исследуемому психическому процессу экспериментальных условий. При этом, исследование сочетает в себе различные методики и приемы.

Прикладные психологические исследования ориентированы на решение определенной группы задач психологической ориентации, разрешение проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности личности.

Каждое психологическое исследование, независимо от своей групповой принадлежности состоит из разнообразных экспериментальных методов.

Различают их следующие разновидности:

  1. Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного поступка, оценить их динамику и структуру;
  2. Лабораторный эксперимент– проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных искусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;
  3. Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе сочетания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического анализа. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообразные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного развития объектов экспериментальной деятельности.

Итоги проведения любого психологического эксперимента требуют проведения математического обоснования. Оно создает положительные условия для адекватной интерпретации фактов. Кроме того, это позволяет определить показатели, которые влияют на объект исследования и его параметры, выявить закономерности развития того или иного процесса, ситуации, объекта, отыскать области ожидаемого эффекта экспериментальной деятельности.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

  • Морфология растений
  • Зоология беспозвоночных
  • Микробиология
  • Биохимия
  • Анатомия растений
  • Зоология позвоночных
  • Цитология и гистология
  • Молекулярная биология
  • Альгология и микология
  • Физиология человека и животных
  • Биология развития
  • Генетика
  • Физиология растений
  • Анатомия человека
  • Экология
  • Биосистематика

Методы исследования в физиологии и медицине

Для изучения различных процессов и функций живого организма в физиологии используются методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение — метод получения информации путем непосредственной, как правило, визуальной регистрации физиологических явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. При этом объект наблюдения обычно находится в естественных условиях без специальных воздействий на него исследователя. Недостатком простого наблюдения является невозможность или большая сложность получения количественных показателей и восприятия быстропротекающих процессов.

Эксперимент — метод получения новой информации о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами в контролируемых и управляемых условиях. Острым называется эксперимент, реализуемый относительно кратковременно. Хроническим называется эксперимент, протекающий длительно (дни, недели, месяцы, годы). Физиологический эксперимент — это целенаправленное вмешательство в организм животного с целью выяснить влияние разных факторов на отдельные его функции. Такое вмешательство иногда требует хирургической подготовки животного, которая может носить острую (вивисекция) или хроническую (экспериментально-хирургическая) форму.

К экспериментальным методам относится множество физиологических методов.

  • Удаление (экстирпация) органа, например, определенной железы внутренней секреции, позволяет выяснить ее влияние на различные органы и системы животного. Удаление различных участков коры головного мозга позволило ученым выяснить их влияние на организм.
  • Вживление электродов в различные участки мозга помогло установить активность различных нервных центров. Введение радиоактивных изотопов в организм позволяет ученым изучать метаболизм разных веществ в органах и тканях.
  • Томографический метод с использованием ядерного магнитного резонанса имеет очень важное значение для выяснения механизмов физиологических процессов на молекулярном уровне.
  • Биохимические и биофизические методы помогают с высокой точностью выявлять различные метаболиты в органах и тканях у животных в состоянии нормы и при патологии.
  • Микроскопия – метод, позволяющий выявить структурные или биохимические изменения клетки. Различные методы окраски и увеличения позволяют использовать микроскопию для широкого круга исследований.

В медицине из гуманных соображений применяются методы исследования всего человека, его тканей или выделений.

  • Биохимические анализы позволяют выявить состав различных биохимических жидкостей организма и выявить отклонения от нормы.
  • Биопсия – это метод исследования, при котором проводится прижизненный забор клеток или тканей (биоптата) из организма с диагностической или исследовательской целью.
  • Эндоскопии (гастероэнтероскопия, колоноскопия и т.д.) – введение камеры в естественные отверстия человека (рис. 1).

Рис. 1. Снимки гастероэнтероскопии. а) сфинктер, б) ротовая полость.

  • Ультразвуковое исследование (УЗИ) — неинвазивное исследование организма человека или животного с помощью ультразвуковых волн (рис. 2). Ультразвук распространяется в средах в виде чередующихся зон сжатия и расширения вещества. Скоростью распространения ультразвука зависит главным образом от упругости и плотности среды. Разрешающая способность современных ультразвуковых аппаратов может достигать долей мм.

Рис. 2. УЗИ снимки почки (а) и сердца (б).

  • Исследования с помощью рентгеновских лучей: флюрография, рентгенография, компьютерная томография (рис. 3). Это исследование внутренней структуры объектов, которые проецируются при помощи рентгеновских лучей на специальную плёнку или бумагу. Исследования можно проводить с применением контрастов. Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутреннего строения предмета.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) — способ получения томографических медицинских изображений для исследования внутренних органов и тканей с использованием явления ядерного магнитного резонанса. Способ основан на измерении электромагнитного отклика атомных ядер, чаще всего ядер атомов водорода (рис. 4).

Рис. 3. Различные методы рентгеноскопического исследования. а) флюрография, б) рентген с контрастом почек, в) рентген с контрастом ЖКТ, г) компьютерная томограмма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: