Эволюция научной мысли о сущности налогов - ABCD42.RU

Эволюция научной мысли о сущности налогов

Эволюция научной мысли о налогах

Уральский государственный экономический университет

МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

По дисциплине

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

Подготовлен:

К.э.н., доцентом

Кафедры Г и МФ

Смородиной Е.А.

Тема 1. Экономическая природа налогов

Экономическая сущность налога, его характерные черты и признаки

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на макро- и микроэкономические процессы.

Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Давида Рикардо (1772–1823 гг.), последователя А. Смита. «Налоги, – писал он, – составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны».[1]

Рассматривая современные точки зрения ученых-экономистов на экономическую сущность налога, можно отметить, что сегодня не существует единого подхода при исследовании данного вопроса.

Наиболее распространенной точкой зрения является рассмотрение экономической сущности налога как изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса для формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Налог является комплексной категорией, имеющей как экономическое, так и юридическое значение. Поэтому важным моментом является определение налога в рамках законодательства. В свою очередь это будет способствовать правильному применению норм законодательства, определению объема и полномочий налоговых органов, реализации налоговой ответственности и пр.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ:

Налог– обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Сбор– обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[2]

В этой связи для характеристики налога необходимо выделить те специфические черты и признаки, которые позволят определить условия и порядок его существования как правого явления.

Характерными чертами налога как платежа, исходя из вышеприведенного определения, являются:

1. Обязательность – обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.

2. Индивидуальная безвозмездность – характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.

Обязательства по уплате налогов являются односторонними, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона – налогоплательщик. Государство, получая в бюджет налоги, не принимает каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав.

Налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Безвозвратность налога характеризуется тем, что налог подлежит возврату только в случае законно установленной льготы или в случае переплаты его в бюджет.

3. Отчуждения денежных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Иными словами, при уплате налога происходит переход части доходов (имущества) налогоплательщика в собственность государству.

4. Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

— одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Функции налогов

Как финансовая категория налоги выражают общие свойства присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их экономическую сущность, внутреннее содержание. Рассмотрение положений о функциях налогов составляет предмет научных дискуссий.

Исследования в области налогов в развитых зарубежных странах, показывают, что теоретические споры ведутся в основном по вопросам, связанным с ролью, которую играют налоги в экономике их стран. Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклассической школ, что определило два основных направления в теории государственных финансов. Представители первого направления рассматривают налоги как орудие государственной экономической политики. Их противники считают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным, а налоги – чисто фискальный инструмент.[3]

Учитывая вышеизложенное, проанализируем содержание трактовок функций налогов на основе рассмотрения позиций таких ученых-экономистов, как Н.Е Заяц, Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, М.В. Романовский.

Анализ предложенной в таблице 1 информации свидетельствует о том, что в числе налоговых функций ученые обычно рассматривают: фискальную, экономическую, регулирующую, стимулирующую, распределительную, контрольную, используя различную компоновку отдельных из них.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и глубинный потенциал, теоретически заложенный в данной категории, раскрывается в фискальной функции, которая является основной, вытекающей из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и развития государства. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Поэтому теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональная емкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задает не только наука, но и практика.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задает не только наука, но и практика. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах.

Таблица 1

Позиции экономистов на содержание сущности и функций финансов и налогов

Ф.И.О. экономиста Определение финансов Функции финансов Сущность налогов Функции налогов
профессор Заяц Н.Е. Сущность финансов проявляется через распределение и перераспределение части совокупного продукта, называемого чистым доходом (финансы — объективная базисная категория)[4] 1. Распределительная — отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта 2. Контрольная — порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением СОП, НД и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их целевому расходованию Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными –группами населения и каждым членом общества. Специфичность этих отношений выражается: 1. в обязательном характере налогов (представляет часть национального дохода, принудительно изымаемого государством у предприятий и граждан); 2. в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т. е. возвращаются плательщикам косвенно). 1. Распределительная — осуществляется формирование доходной части государственного бюджета, а затем направление этих доходов на финансирование различных мероприятий, связанные с реализацией государством своих функций 2. Контрольная — оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику
профессор Родионова В.М. Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества (финансы относятся к экономическому базису)[5] 1. Распределительная- обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения 2. Контрольная- способность «сигнализировать» о течении распределительного процесса Тесное единство с распределением Экономическая сущность налоговхарактеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. 1. Фискальная — формирование бюджетного фонда 2. Экономическая(иногда ее дробят на регулирующую и стимулирующую) – государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения

продолжение таблицы 1

Ф.И.О. экономиста Определение финансов Функции финансов Сущность налогов Функции налогов
профессор Дробозина Л.А. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства (финансы базисная категория)[6] 1. Распределительная- проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов 2. Контрольная — проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению (осуществляются одновременно) Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. 1. Фискальная – образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства 2. Регулирующая — означает, что активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежный спрос населения
профессор Романовский М.В. Государственные (публичные) финансы – система денежных отношений по поводу формирования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. 1. Образование денежных фондов. 2. Использование денежных фондов.[7] Налог — одно из основных понятий финансовой науки. Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом налог должен взиматься с соблюдением принципов справедливости по отношению к плательщику и достижения большой эффективности взимания налогов. Налог также является рычагом воздействия государства на экономику.[8] Исходя из глубинной экономической сущности самого понятия налога, ему имманентна единственная фискальная функция, которая достаточно ярко проявляется на всех исторических этапах его развития и является атрибутом налога – нет денежных перечислений в бюджетный фонд – нет налога.
Читайте также  Исторический смысл психологического кризиса. Л.С. Выготский

Налоговые теории

Таблица 2

Эволюция научной мысли о налогах

Эволюция научной мысли о налогах

Продолжение таблицы 2

Название теории Период Представители Суть теории Понятие налога
5. Классическая теория Вторая половина XVIII в. — первая половина XIX в. Адам Смит Давид Рикардо Более высокий научный уровень. Налоги один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Определения как такового нет. Только «расходы на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти должны покрываться общими сборами со всего общества», т.е. налогами.
6. Кейнсианская теория Первая половина ХХ в. Джон Мейнард Кейнс Экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости достичь практически невозможно. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.
7. Монетаристская теория 50-е гг. ХХ в. Милтон Фридмен Регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. Налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. Через налоги изымается излишнее количество денег.

Продолжение таблицы 2

Название теории Период Представители Суть теории Понятие налога
8. Теория экономики предложения Начало 80-х годов ХХ в. М.Бернс; Г. Страйн; А. Лаффер Рассматривает налоги в качестве одного и факторов экономического развития и регулирования. Высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогов и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Снижение налогового беремени, приведет к бурному экономическому росту.
Частные налоговые теории
1. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложений Средние века Конец средних веков Конец XIX в. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого и косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. Первая позиция — косвенные налоги являются вредными, поскольку они ухудшают положение народа. Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. В конце XIX в. все споры привели к необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением.
2. Теория единого налога XVIII в. Англия Теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство станет невозможным, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.

Продолжение таблицы 2

Название теории Период Представители Суть теории Понятие налога
3. Теория пропорционального и прогрессивного налогообложений. 1690 г. Утвердился с эпохи Великой Французской революции Джон Локк К.Маркс, Ф.Энгельс, Жан Жак Руссо, Жан Батист Сея, П. Леруа-Болье Согласно идеи пропорционального налогообложения, налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика. Данное положение всегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости. В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика. Сторонниками прогрессивной теории всегда выступали ведущие сторонники социалистического переустройства общества.
4. Теория переложения налогов С XVII в. Джон Локк; Эдвин Селигмен Суть теории переложения состоит в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический налогоплательщик способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения. Две разновидности переложения налогов — это переложение с продавца на покупателя и, наоборот.

Тема 2. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Эволюция научной мысли о налогах

Налоговые теории

Таблица 2

Название теории Период Представители Суть теории Понятие налога
Общие теории:
1. Теория обмена Средние века Через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. (возмездный характер налогообложения). Формальное отражение существующих отношений. Господство договорных отношений — между королем и подданными.
2. Атомистическая теория Эпоха просвещения (XVII-XVIIIвв.) Себастьян Ле Петр де Вобан (1707 г.); Шарль Луи Монтескье (1748 г.); Томас Гоббс (1651 г.); Вольтер; Оноре Мирабо Налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и другие услуги. Никто не может отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами, представляемыми государством. «Налог есть предварительная уплата за предоставление защиты общественного порядка» (Мирабо) «Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное» (Вольтер)
3. Теория наслаждения Первая половина ХIХ в. Жан Симонд де Сисмонди Налоги есть цена, уплачиваемая гражданам за получаемые им от общества наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. «Налог есть цена, уплачиваемая за получаемое им наслаждение» (Ж. Симонд де Сисмонди) «Налог есть жертва; но в тоже время и благо, если услуги государства приносят нам больше наслаждений, чем сколько отнимает у нас жертва, ценой которой мы их получаем»
4. Теория налога как страховой премии Первая половина XIX в. Вторая половина XIX в. Джон Рамсей Мак-Куллох; Адольф Тьер; Э. Де Жирарден Налогоплательщики выступают как члены страхового общества, считали одни. Другие — что плательщики налога похожи на коммерсанта, который страхует свой товар от риска, связанного с опасностями мореплавания, и уплачивает страховую премию. Налоги — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска.

продолжение таблицы 2

Название теории Период Представители Суть теории Понятие налога
5. Классическая теория Вторая половина XVIII в. — первая половина XIX в. Адам Смит Давид Рикардо Более высокий научный уровень. Налоги один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Определения как такового нет. Только «расходы на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти должны покрываться общими сборами со всего общества», т.е. налогами.
6. Кейнсианская теория Первая половина ХХ в. Джон Мейнард Кейнс Экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости достичь практически невозможно. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.
7. Монетаристская теория 50-е гг. ХХ в. Милтон Фридмен Регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. Налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. Через налоги изымается излишнее количество денег.

продолжение таблицы 2

Название теории Период Представители Суть теории Понятие налога
8. Теория экономики предложения Начало 80-х годов ХХ в. М.Бернс; Г. Страйн; А. Лаффер Рассматривает налоги в качестве одного и факторов экономического развития и регулирования. Высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогов и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Снижение налогового беремени, приведет к бурному экономическому росту.
Частные налоговые теории
1. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложений Средние века Конец средних веков Конец XIX в. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого и косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. Первая позиция — косвенные налоги являются вредными, поскольку они ухудшают положение народа. Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. В конце XIX в. все споры привели к необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением.
2. Теория единого налога XVIII в. Англия Теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство станет невозможным, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.
Читайте также  Культура поведения, культура общения и туризм

продолжение таблицы 2

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Эволюция научной мысли о налогах

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Кафедра государственных и муниципальных финансов

Налоги и налогообложение (1 часть)

Конспект лекций

Составители: к.э.н., доцент Шадурская М.М.,

К.э.н., доцент Смородина Е.А.,

Cт. преподаватель Анкудинова А.П.

Екатеринбург

Год

ТЕМА 1. Генезис и эволюция
теории налогов и налогообложения

Налоговая теория –система научных знаний
о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни.

Налоговые теории:

• Общие – отражают назначение налогообложения в целом.

• Частные – исследования по отдельным вопросам налогообложения.

Эволюция научной мысли о налогах

Общие теории

Название теории Период Представители Суть теории Понятие налога
4. Теория налога как страховой премии Первая и вторая половина XIX века. Джон Рамсей Мак-Куллох; Адольф Тьер; Э. Де Жирарден Налогоплательщики выступают как члены страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу, считали одни. Другие — что плательщики налога похожи на коммерсанта, который в зависимости от доходов страхует свою собственность, товар от риска, связанного с опасностями мореплавания, войны, стихийного бедствия, пожара и уплачивает страховую премию. Налоги — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска.
5. Классическая теория Вторая половина XVIII века — первая половина XIX века. Адам Смит Давид Рикардо Более высокий научный уровень. Налоги один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства, на поддержание достоинства верховной власти, на общественную оборону. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Определения как такового нет. Только «расходы на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти должны покрываться общими сборами со всего общества», т.е. налогами.
6. Теория жертвы Теория коллективных потребностей Первая половина XIX века. — вторая половина ХХ века. Н. Канар; Б. Мильгаузен; Д. Милль Э. Селигман; Р. Струм; Л. Штейн; А. Шеффле; Ф. Нитти Принудительный характер налога. В теориях были отражены реальности того периода, они долго сохраняли свою актуальность. Теории были обусловлены необходимостью обоснования роста государственных расходов. Налог – обязанность, вытекающая из самой сути государственного устройства общества.

Название теории Период Представители Суть теории Понятие налога
7. Кейнсианская теория Первая половина ХХ века. Джон Мейнард Кейнс Экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости достичь практически невозможно. В этих условиях большие сбережения, как пассивный источник дохода, мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития. Рассмотрение налога как инструмента макроэкономической стабилизации позволяет связать налоги с рядом макроэкономических показателей: национальным доходом, фондами накопления и потребления и т.д.
8. Монетаристская теория 50-е гг. ХХ века. Милтон Фридмен Основана на количественной оценке денежного обращения. Регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. Налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. Через налоги изымается излишнее количество денег и тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.
9. Теория экономики предложения Начало 80-х годов ХХ века. М.Бернс; Г. Страйн; А. Лаффер Рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогов и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Снижение налогового беремени, приведет к бурному экономическому росту, росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках данной теории А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

Частные налоговые теории

Название теории Период Представители Суть теории Понятие налога
3. Теория пропорционального налогообложения 1690 г. Джон Локк Согласно идеи пропорционального налогообложения, налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика. Данное положение всегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости.
4. Теория прогрессивного налогообложения Утвердился с эпохи Великой Французской революции К.Маркс, Ф.Энгельс, Жан Жак Руссо, Жан Батист Сей, П. Леруа-Болье В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика. Сторонниками прогрессивной теории всегда выступали ведущие сторонники социалистического переустройства общества. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным.
5. Теория переложения налогов С XVII века. Джон Локк; Эдвин Селигмен Суть теории переложения состоит в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический налогоплательщик способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения. Две разновидности переложения налогов — это переложение с продавца на покупателя и, наоборот.

Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211.

16.Функции налогов и сборов.

Ф-я н — способ выр-я сущностных св-в налога. Ф-я пок-ет, как реализуется обществ назначение налога как инструмента стоимостного распр-я и перераспр-я дохода:

1.Фиск (распр-я): форм-ся фин ресурсы гос-ва, и, затем, перераспр-ся для осущ-я возложенных на гос-во обществ обяз-тей. 2.Рег: призвана с помощью нал механизмов решать те или иные задачи нал пол-и. нал механизмы: нал ставки, нал льготы, нал кредиты и с-ма отсрочек и рассрочек по уплате н.

Рег ф-я проявляется в процессе воздействия нал отношений на макроэк пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. 3 подфункции: •Поощрит (стимул) – проявляется через нал льготы, кот позволяют создать благоприятный нал режим для отд категорий нал/щиков. •Дестимулирующая – реал-ся ч/з повышение нал ставок и созд жесткого нал режима, ограничивающего отд виды деят-ти, кот не поощряются гос-вом. •Воспроизводств–использ-е взысканных в виде налогов ср-в на восстан-е использ-х ресурсов и инфрастр-ры. 3.Соц: Затрагивает проблемы справ-го нал/жения и реал-ся посредством: •Использ-я прогрес-й шкалы н/о. •Прим-я нал- скидок. •Введение акцизов на предметы роскоши. •Введение в стр-ру нал с-мы ряда отчислений от прибыли, напр-мых в разл гос соц внебюджетные фонды.

18. Эволюция научной мысли о критериях классификации налогов.

Классификация позволяет свести все разнообразие явлений к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение. Критерии, лежащие в основе классификации н., определяли ее качество и степень действенности мер фискального регулирования.

Структура, в которую можно уместить все виды н-ов состоит из прямых и косвенных н-ов. Деление н-ов на прямые и косвенные было взято финансовой наукой из практики XVI в. Заслуга науки состояла в обосновании этой классификации с помощью ряда критериев.

В финансовой науке деление на прямые и косвенные н. впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости н.. Определив основное положение, что всякий н., с кого бы он ни взимался, в конечном итоге упадет на землевладельца, Локк установил, что н-ам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть н., непосредственно взимаемый с землевладельца. Т.о. получилось, что поземельный н.— это прямой н., остальные н. — косвенные. Физиократы подтвердили и углубили это деление, исходя из того, что один лишь доход землевладельца действительно чистый доход, из кот платятся все н.

А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А. Смиту включить н. на предприним-скую прибыль и заработную плату, кот он считал переложимыми, в прямые н.. Он определил косвенные н. как н., кот падают на расходы. Дж. Стюарт Милль выдвинул новый критерий — намерение законодателя. Прямой н. — это тот н., кот по мнению законодателя должен лечь на н/пл-щика, косвенный — тот, который должен быть переложен н/пл-щиком на другое лицо. Классификация н., в основании кот лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течение XVII-XIX вв.

Читайте также  Русско-турецкая война 1568 1570

Способ обложения и взимания. Вторым способом деления н. на прямые и косвенные явилось принятое разграничение их по способу обложения и взимания. Прямые н. построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются поличным (окладным), периодически составляемым, спискам плательщиков на основании кадастра (земель, домов и т. д.) и в определенные сроки. Косвенные н. исходят из изменчивых явлений, из отдельных действий, фактов, как, наприм., из различных актов потребления, сделок, услуг, облагаемых на основании определенных тарифов.

Платежеспособность. Обложение определенного источника было отнесено к прямым н-ам, обложение на основе учета общей платежеспособности лица — к косвенным. В соответствии с этой посылкой все н., в кот гос-во направляет требование определен.лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, явл-ся прямыми. Те н., в кот. Гос-во непосредственно не устанавливает платежеспособность через действия плательщика, являются косвенными.

Т.о., при непосредственном установлении платежеспособности взимаются прямые н., при опосредованном — косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, кот разделил все н/о на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По Геккелю, хоз-во н/пл-щика делится на доходное и расходное. Обложение хоз-ва н/пл-щика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных н. Обложение расходного, потребительского хоз-ва производится н-ми на расход, на потребление. Подоходно-поимущественные н. (поземельный, подомовый, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категориям прямых, а н. на расход, т. е. на предметы потребления в широком смысле слова — к категории косвенных н.. Такое деление н. на прямые и косвенные исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом и имуществом, а также из связи между доходом плательщика и его потреблением.

Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного принципа, установленное финансистами начала XX в., не утратило своего значения и в конце XX в.

В налоговых законодательствах развитых стран сохранена классификация налогов с подразделением на прямые и косвенные. В Российской Федерации она введена налоговой реформой 1991 г.

Эволюция научной мысли о сущности налогов

1. Общие теории налогов

1.1 Налоговые теории XVII — XIX вв. Классическая школа

1.2 Научные концепции налогообложения ХХ в. Кейнсианство и неоклассицизм

2. Частные теории налогов

Финансовая наука на протяжении длительного времени, включая начало ХХ в., изучала прежде всего такой элемент государственного хозяйства как налоги. Именно налог является одним из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснит себе его экономическую природу, функции и значение для народного хозяйства. Первое из вышеперечисленного особенно важно и теоретически заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и народное хозяйство как единое целое с условием того, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление реальной жизни.

Первые налоги возникли с появлением государства, но отдельной науки по налогам на тот момент не существовало, все вопросы, связанные с налогообложением изучались в рамках учения о государстве. По мере своего развития данное учение открывало новые возможности и для выяснения природы налога. Трудности исследования при этом заключались в том, что две науки экономическая и политическая – занимались налогом, не считая его «своим».

Однако в последней четверти XIX – в начале ХХ вв. финансовая наука становится самостоятельной. Это позволяет ей, используя идеи неоклассической школы и учение о правовом государстве, обосновать необходимость взимания налогов, сформулировать определение налога, словом выяснить природу налога, которая концептуально не оспаривается и в конце ХХ в.

Но не стоит думать, что первоначальное определение налога, его функций и влияния на экономику страны не совпадают с современными. За весь период существования налогов было очень много различных теорий налогообложения, какие-то из них совпадали по своей сути, а какие то прямо противопоставлялись друг другу. Такое разнообразие не сложно объяснить с исторической точки зрения, для каждой эпохи, для каждой экономической системы была справедлива существовавшая в то время теория, но в результате определенных экономических или политических событий, она становилась несостоятельной, и ее сменяла другая. Кроме того, у каждого ученого существовал свой взгляд на ту или иную ситуацию.

Вообще под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и значении налогов, их месте, роли, значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговой системы государства в зависимости от признания за налогами того или иного значения. Основные налоговые теории стали формироваться в качестве научных концепций начиная с XVII в., и как свод важнейших принципов и положений получили в буржуазной науке наименование «общая теория налогов». Помимо них существуют еще частные налоговые теории. Разница заключается в том, что направления общей теории налогов определяет назначение налогообложения в целом, а частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и так далее. В данной работе будут рассмотрены и те, и другие.

Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков. Следует отметить, что принципы налогообложения, разработанные А. Смитом и А. Вагнером, положены в основу и современной налоговой системы.

Разработанность темы исследования

Описание общих и частных теорий налогов можно встретить в работах различных авторов: Блауг, Адкинсон, и др.

Объектом исследования являются налоги и налоговые теории.

Предмет исследования – научные мнения о сущности налогов.

Цель данной работы – проследить эволюцию представлений о принципах налогообложения, сменявших друг друга под влиянием развития учения о государстве.

Достижению этой цели подчинены следующие задачи настоящей работы:

· определить сущность и значение налогов

· проанализировать содержание различных теорий налогов

· провести сравнительный анализ рассматриваемых теорий

· проследить эволюцию научной мысли о налогах: отношение к налогам, необходимость и обоснованность налогов, объект налогообложения, принципы налогообложения в различный период времени

· раскрыть каждую теорию, показать преимущества и недостатки и какое отражение конкретная теория получила в последующих теориях о налогах.

Поставленные задачи определили структуру данной курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Общие теории налогов» представлена история происхождения налога, рассмотрены налоговые теории школы меркантилистов, классической школы, а также рассмотрены кейнсианская и неоклассическая теории.

Во второй главе «Частные теории налогов» представлены теория соотношения прямого и косвенного обложений, теория единого налога, теория пропорционального и прогрессивного налогообложения, а также теория переложения налогов.

Практическая значимость работы заключается в расширении теоретических знаний в сфере налогообложения.

1. Общие теории налогов

1.1 Налоговые теории XVII-XIXвв. Классическая школа

Обратимся к истории происхождения налога. Дань с побежденного народа – одна из первичных форм налога. Конечно, дань не являлась в прямом смысле налогом, но она – источник, из которого берут начало современные налоги. Очень рано к дани присоединились и другие виды налогового обложения, но уже имеющие внутренние источники. Как только общественные союзы перестают быть простыми родственными объединениями, как только появляются администрация, суд, войско, так сейчас же сказывается необходимость общественных расходов и в обложение вовлекаются и сами граждане такого союза. Средневековая Европа к доменам быстро присоединила религии, а затем начала практиковать налоги.

Первоначально налоги носили временный характер. Еще в первой половине 17в. английский король не мог ввести налоги без согласия парламента. В этот начальный период развития налоговой системы против налогов возражают с позиций неприкосновенности частной собственности и допускают их лишь в чрезвычайных случаях как экстраординарный источник государственных доходов. Так смотрит на налоги даже такой выдающийся представитель школы меркантилистов, как Ж. Боден (фр. Jean Bodin). Но меркантилисты не ставили проблемы непосредственной разработки принципов налогообложения, хотя уже в XVIIв. высказали свою приверженность к главному принципу – принцип равномерности.

Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Это вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало от финансовой науки теоретическое обоснование такого явления как налоги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: