Эволюция представлений человечества об огне - ABCD42.RU

Эволюция представлений человечества об огне

Реферат: Эволюция представлений человечества об огне

Академия государственной противопожарной службы МЧС РФ.

Кафедра истории и экономической теории.

по курсу «История пожарной охраны»

на тему: «Эволюция представлений человечества об огне.»

слушатель 1-го курса

факультета заочного обучения

сержант внутренней службы

Волков Вадим Николаевич

Зачетная книжка № 07041

д.т.н., профессор Исхаков Х.И.

Москва – 2007

Содержание

1. Питекантропы – борьба за жизнь 4

2. Шотландцы — огонь как символ благополучия и жизни 8

Список литературы 12

Огонь, в истории культуры первоначально использовался природный огонь (следы применения огня найдены при раскопках стоянок синантропа). С эпохи позднего палеолита добывался трением двух кусков древесины и высеканием искр из кремня, с железного века до изобретения в 19 в. спичек — при помощи огнива. Многим народам известен культ огня.

Помимо получения огня при помощи трения, человек также высекал искры из кремня. С началом железного века этот способ был усовершенствован при помощи огнива, но продолжал применяться вплоть до изобретения в 19 веке фосфорных спичек. Огниво носили на поясе в специальном кожаном мешочке вместе с кремнем и жженой тряпкой (трутом). Оно настолько прочно вошло в быт крестьянина, что продолжало использоваться вплоть до начала 20 века

Цель настоящей работы: изучить литературу по истории.

Задача: рассмотреть в работе основные представления древних об огне.

1. Питекантропы – борьба за жизнь

Древнейших людей ученые назвали питекантропами, т. е. обезьяночеловеками (от греч. «питекос» — обезьяна и «антропос» — человек). Он стоял на кривых ногах, его длинные руки доходили почти до колен. Торс был покрыт густыми волосами, а голова наклонена вниз, словно это существо еще боялось ото­рваться от земли. Лоб такого обезьяночеловека был низким, под­бородок срезанным. И все лицо было угрожающе грубым. Но это был уже человек: он мыслил, он придумывал себе орудия труда и первое оружие. Он начал свой путь в истории. Естественно, что в ту пору не было ни наций, ни различных языков, но уже опреде­лялись районы обитания древнейших человеческих коллективов. От этих получеловеков до людей современного облика был еще долгий путь. Но начало человеческой истории уже было по­ложено. Кстати, ученые отмечают, что проникновение предков человека на территорию Восточной Европы, в том числе в Рос­сию, началось с юга — из регионов Африки, Средиземноморья, Южной Азии. Не случайно здесь впоследствии появились первые мировые цивилизации — в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. От­туда люди постепенно распространились на север.

Решительный сдвиг в истории человечества произошел в пе­риод между 100—30 тыс. лет до н. э., когда под влиянием геоло­гических, климатических, а возможно, и космических измене­ний на Земле началось оледенение значительных территорий и в первую очередь в северных широтах Земли. Резко изменился кли­мат, исчезли гигантские животные — часть их вымерла, другие ушли в теплые края. Иной стала растительность: районы тунд­ры, арктической растительности продвинулись далеко на юг. Гра­ница ледника доходила до среднего Днепра и Дона, пересекала Волгу у устья реки Ветлуги и Камы, там, где в нее впадает река Чусовая.

В этих условиях перед человеком встал трудный, поистине исторический выбор — как выжить, уцелеть, сохранить потом­ство?

В течение всех этих многих и суровых тысячелетий человек отчаянно боролся за жизнь. Часть людей подалась на юг, другие же в изменившихся условиях стали осваивать земные простран­ства на границах ледниковой зоны. Человека спас разум и умение создавать. К этому времени люди научились пользоваться огнем и получили искусственное тепло.

Древний человек когда-то подобрал горя­щую ветку. Положил на землю и стал подбрасывать в огонь сухие листья, траву, хворост, радуясь аппетиту и силе пылающего костра. Так, впервые появился у человека огонь.

Огонь разгонял тьму — и вместе с нею страх. Огня боя­лись самые грозные звери. Человек после того, как раздобыл огонь стал сильнее льва и тигра. Огонь согревал человека, давал ему тепло.

Но как бы бережно ни хранили люди огонь, за него всё время приходилось бояться — во время дождей или других катаклизмов огонь затухал.

Одним из великих открытий человечества было «огненное сверло» — острой палочкой люди свер­лили дощечку до тех пор, пока от трения не вспыхнет древесная пыль.

Позже узнали, что огонь можно добыть и из твёрдого камня — кремня. Если стукнуть кремнем о кремень — искры огнём посыплются. Ещё лучше, если вместо второго кремня взять железо. (До сих пор во многих зажигалках бьётся кре­мень о железо, рождая искру).

Огонь, который человек на­учился добывать – это огромный шаг в развитии человечества..

Как видно, вначале человек полу­чал огонь от лесных возгораний, а потом тщательно берег его и хранил. В ту пору лишиться огня значило погибнуть от холода. Позднее люди научились получать огонь при помощи трения су­хого дерева о дерево. Такой способ требовал большой сноровки и терпения, а главное, подбора соответствующих пород дерева. Огонь дал человеку возможность жарить на углях мясо. Новый вид пищи существенно менял саму физиологию человека, делал ее более совершенной; люди со временем научились использовать в качестве жилищ пещеры и укрываться в них, согреваясь теп­лом костра от стужи и непогоды. Но большинство пещер уже было обжито хищниками: пещерными львами, медведями. Человек бросил им вызов: за свои первые жилища он вступил в борьбу с животными и выиграл ее. Сколько страшных схваток произош­ло в тех темных пещерах, где сегодня найдены останки древних людей у старых кострищ! В это же время появляются и первые построенные человеком жилища из дерева, камня, камыша, за­рождается и такой вид жилья, как землянка, которой довелось дожить до конца XX в.

2. Шотландцы — огонь как символ благополучия и жизни

По рассказам одного путешественника ХVIII в., кельтское население о-ва Мейкланд (Оркнейские острова) ещё за две недели до дня св. Иоанна начинало заготовлять длинные вязанки вереска. Когда в ночь на 24 июня зажигался костёр, каждый юноша также зажигал одну из приготовленных им вязанок и бегал по полям и вокруг посёлка, размахивая ею в воздухе. Фермеры с горящим пучком вереска в руках совершали по ходу солнца обход своих полей и стад. После того, как костёр догорал, молодые люди прыгали через угасающее пламя. По старым представлениям кельтов огонь ритуального костра предохранял человека и всё его богатство от всякого зла, от колдовства и чар нечистой силы. В прошлом на кострах совершались жертвоприношения богам, а в глубокой древности жертвами часто были и люди. О том, что древние кельты на своих больших праздниках сжигали людей, есть сообщения Юлия Цезаря и других античных авторов. Из прутьев ивы и травы сплетали большую корзину, в неё сажали раба или животное и затем всё это поджигали. Следы древних жертвоприношений проявляются в обычае шотландцев бросать в огонь костра кость какого-нибудь животного. Рыбаки Шетландских островов также обязательно клали в свои костры кости рыб, домашних животных, пучки шерсти, и т.д.

В Новый Год в Шотландии (или как его здесь называют Hogmanay) также открыты двери всех домов: каждый может зайти в гости в любую семью. Гостю полагается принести с собой лишь кусочек угля и бросить его в семейный камин с пожеланием, чтобы огонь в этом доме горел ещё долго — долго. Здесь снова прослеживается языческая основа шотландского обычая — огонь как символ благополучия и жизни.

Итак, во все времена огонь был неотъемлемой частью жизни человека.

Сколько помнит себя человечество, оно всег­да восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из та­ких легенд — древнегреческое сказание о Прометее. Плохо, скудно, холодно, в вечном страхе жили люди без огня, — говорит это сказание. Всемогущий Зевс, повелитель громов и молний, не хотел дать им огонь. Он боялся, что люди станут слишком сильными, перестанут чтить богов и слушаться их. Но Прометею стало жалко людей. Он похитил огонь у Зевса. За это Зевс обрёк его на вечные муки.

Так говорит греческое сказание. На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.

И стал огонь для нас не только другом и помощником. Его живое пламя — символ жизни и борьбы. Горящий фа­кел— символ победоносного знания. Мы говорим о борцах за счастье человечества: в их сердцах горит огонь любви к людям. И на могилах героев мы зажигаем вечный огонь — символ памяти, знак неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим.

Список литературы

1. История России. / Под ред. Орлова А.С. и др. -М., 2004.

2. История России. В 2 т. Т.1. / Под ред. Сахарова А.Н. –М., 2006.

3. История России с древнейших времен до конца 18 века. / Под ред. А.П. Новосельцева и др. –М., 1998.

4. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. –СПб., 2002.

5. Подольный Р. Как человек огонь приручил. –М., 1981.

6. Стариков Н.В. История России с древнейших времен до XX в. -М., 2001.

Эволюция представлений человечества об огне

  • Акции
  • Новости
  • Факты
  • Библиотека
  • База знаний
  • Инфографика

Эволюция представлений человечества об огне

В природе существует целый ряд явлений, внешним проявлением которых является огонь. Это, к примеру, огонь вулканов и естественных пожаров. В австралийском штате Новый Южный Уэльс, неподалеку от города Сконе, на вершине холма на протяжении нескольких тысячелетий не угасает пламя. Учеными установлено, что это горит газ, выделяющийся из каменного угля, лежащего под 150-метровой толщей земли. Подобные «пожары» с давних пор полыхают и на других континентах.

Другими стихийными источниками огня были и остаются лесные и степные пожары, возникающие от ударов молнии. Добывая огонь на естественных пожарах, первобытные люди сохраняли его совместными усилиями, постоянно поддерживая огонь. При кажущейся простоте на самом деле это была непростая задача, однако она себя оправдывала, так как только таким образом можно было воспользоваться теплом от огня в холодные дни или отпугивать от себя хищных животных.

Жизнь наших далеких предков складывалась так, что все, чем они занимались, — охота, обработка различных материалов и т. д. — заставляло их наблюдать за окружающим миром, И каждый новый шаг в развитии требовал от людей все больших знаний и умения. Использование огня также требовало знаний, но иного характера.

В тех районах, где селились люди и где естественные пожары возникали не часто, человек изобретал домашние способы добывания огня. Например, высекая искру путем соударения камней вблизи легковоспламеняющегося мха. Археологи установили, что техника добывания огня появилась сначала в зонах с суровым климатом.

Понимая пользу огня для среды обитания и его страшную способность превращать сгораемый материал в пепел, не следует удивляться, что его восприятие в мышлении первобытного человека сопровождалось значительной мистической нагрузкой. Огонь для него был загадкой: он «пожирал» древесину и «пожирая» давал не только свет, тепло, но и золу, используемую для удобрения. Огонь был одним из первых олицетворений у наших предков, видевших в нем отнюдь не процесс горения, а живое существо, «хозяйку огня». Историки предполагают, что скульптурные статуэтки обнаженных женщин ориньякской эпохи (33 000 — 19 000 лет до н. э.), найденные на многих стоянках в Европе и Азии в непосредственной близости от домашнего очага, изображают таких «хозяек огня». Женские статуэтки «хозяек огня» известны у алеутов и эскимосов. У народов Сибири существовал культ «матери огня», «старухи огня».

Мифы о происхождении мира из огня восходят к культу этой стихии. Древнеегипетские мифы о боге солнца Амон-Ра, сотворившего мир, в конечном счете являются мифом о небесном огне, из которого якобы все произошло. Своеобразные представления о роли огня для человечества сохранились и в греческой мифологии (миф о Прометее). В нем говорится, что в течение многих веков боги Олимпа под началом Зевса жили в согласии и мире с людьми на Земле. Бог огня Гефесту греков и Вулкан у римлян ковали небесные изделия на горне, зажженном в подземелье Олимпа. Прометей похитил с небес огонь и передал его людям, которые использовали его для своих целей: выходить из своих убежищ в пещерах, противостоять диким зверям и суровым зимам, изготавливать оружие. Они стали сильными и перестали почитать богов. Возмущенный Зевс приказал приковать Прометея к вершине высокой скалы, где его начал пожирать орел, а человечество покарал волнами потопа. Оставшиеся в живых стали добиваться от Зевса восстановления человечества, подверженного вечным страданиям. Согласно красноречивому выражению историка Геосида «смертные овладели огнем, но несчастья охватили землю».

Этот рассказ показывает, как изменялось для людей значение огня: сначала пожары были желанным благодеянием, однако после подвига Прометея, когда стали пользоваться его даром, человечество было обречено страдать от тяжелых последствий пожаров.

Читайте также  Гражданско-правовой договор как юридический факт

Рассуждения Гераклита о происхождении воды из огня, о том, что «огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертью воды», напоминают воззрения, известные во многих странах Древнего Востока. Так, например, в Древнем Китае существовало учение о пути огня, аналогичное гераклитовским путям огня вверх и вниз. У китайцев круговорот выражен в категории «преодоления», перехода каждого из пяти первоэлементов друг в друга за счет «преодоления»: вода преодолевает огонь, огонь — дерево, дерево — металл, металл — землю, земля — воду и т. д. Аналогии объясняются тем, что взгляды древних мудрецов на огонь как основу всего сущего, из чего произошел мир, имели глубокие корни в воззрениях на огонь как на источник жизни и вечной борьбы с тьмой у всех народов. Мир — это единство четырех стихий: огня, воды, воздуха (ветра) и земли, олицетворенных в четырех богах, которые порождены богом огня. А история Вселенной у древних народов развивается по четырем циклам, каждый из которых начинается с создания нового мира и кончается его катастрофой: мировым пожаром, потопом, бурей и голодом.

Если у древних огонь — начало всех начал, то вода — колыбель мира. Человечество на протяжении многих тысячелетий олицетворяло вечно развивающуюся материю в образе бурлящего, изменчивого моря, текущей воды, не имеющей определенной формы. Нет почти ни одного племени, у которого вода не считалась бы матерью всего живого. В Древнем Египте первородная водная стихия, хаос океана, бездна, полная мрака, была олицетворена в образе бога Нуна. Из него исходил и Нил, и земля, и небо, и Солнце. От Нуна родился великий бог Ра — бог Солнца. В Древнем Китае женское начало изображалось в виде воды, а изначальная вода олицетворялась в образе небесной женщины-дракона Нюйва. Впоследствии ее рисовали с человеческой головой и хвостом, покрытым чешуей. По Гомеру самое древнее божество — «река-океан», от которого все «родилося», в Древней Руси было известно несколько сказаний «о сотворении небеси и земли». В таких сказаниях говорится, что «не было ни земли, ни небеси, а только едино море Тиверландское».

Из мифологии берут истоки первые представления о правилах пожарной безопасности. Так, один из домашних духов Кореи Ендон обеспечивает предупреждение пожара, следя за чистотой жилища. В случае нарушения этого правила он может наказать нерадивых хозяев загоранием. В монгольской и тибетской мифологиях считалось, что пожар является следствием гнева божества огня — Отхана-галахона, вызванного дурным обращением с пламенем домашнего очага. Запрещалось перешагивать через огонь очага, подталкивать топливо ногой, бросать отходы. Нельзя было и лить воду на пламя очага.

Проходили столетия. В первых центрах цивилизации большое развитие получили города, а вместе с ними родилось строительное искусство. По мере образования и роста городских центров все явственнее становилась опасность пожаров, количество которых намного увеличивалось при использовании огня в качестве орудия ведения войны. По народному поверью пожары считались Божьей карой, и это сохранилось в мистике феодальной эпохи. Между тем развитие науки в Европе в эпоху Возрождения и последующая критика аристотелевских и неоплатоновских основ вступили в плодотворное движение. Тысячелетняя теория четырех элементов — «земли, воды, воздуха и огня» — не обеспечила алхимикам создание «философского камня». Однако эти работы привели в 1669 году немецкого химика и врача И. И. Бехера к мысли, что в природе существует «маслянистая земля», ответственная за горючесть веществ. Эта идея была одобрена его соотечественником, химиком и врачом Г. Э. Шталем, выдвинувшим гипотезу существования горючего начала, названного «флогистоном». Теория «флогистона» пользовалась полным признанием среди наиболее выдающихся ученых. «Флогистонное учение обобщило множество реакций (окисления), и это было уже очень важным шагом вперед в науке», — так писал Д. И. Менделеев. Только после работ гениального А. Лавуазье понятие элемента горения стало исчезать из научного обихода. Зарождающаяся химия объясняла горение как окислительно-восстановительную реакцию между горючим материалом и окислителем (в общем случае кислородом воздуха), начинающуюся под воздействием энергии активации источника зажигания. В действительности химические реакции, происходящие при пожаре, поддерживаются за счет собственного материала. Такая автономия обусловлена четвертым фактором, участвующим в процессе горения — реакцией окисления. Цепная теория горения (1934 г.) получила всеобщее признание ученых, а ее автор — русский академик Н. Н. Семенов — в 1956 году был удостоен Нобелевской премии. Отсутствие одного из четырех факторов, участвующих в процессе горения, ведет к его прекращению. На протяжении тысячелетий именно в этом ключе — вначале эмпирически, а затем вполне осознанно — человечество ищет способы борьбы с огнем.

Эволюция представлений человечества об огне

Освоение огня людьми стало переломным моментом в развитии человеческого общества, позволившим людям разнообразить белковую и углеводную пищу появившейся возможностью приготовить её, развить свою активность в ночное время, а также защищаться от хищников.

Однако, даже такой явный факт, как освоение человеком огня таит в себе много тайн и загадок.

Актуальность – все современные источники говорят о том, что огонь люди получили в южных широтах с теплым климатом и стали использовать его для приготовления пищи и защиты от хищников. Но в холодном климате огонь был гораздо важнее – он служил для обогрева, что быстрее подтолкнуло бы людей к его освоению. Если предположить, что люди впервые добыли огонь в холодных широтах – это позволит по другому посмотреть и на историю человечества, и на древние изменения климата и на саму теорию происхождения человека.

Гипотеза – людям было проще получить огонь с помощью ледяной линзы, а не методом трения и высекания.

Цель – доказать, что огонь, возможно, появился раньше у людей в северных (холодных) частях планеты, а не в южных (теплых).

Объект – социальная эволюция человека (развитие человеческого общества).

Предмет – освоение и получение огня людьми.

Задачи и методы исследования:

Изучить греческие мифы, скандинавский эпос, исторические факты использования людьми огня.

Провести ряд экспериментов по добыванию огня:

2.1. Методом трения

2.2. Методом высекания

2.3. Методом ледяной линзы

Провести опросы разных возрастных групп.

История возникновения огня – мифы, легенды, факты.

В древнегреческих мифах говорится, что людям огонь дал титан Прометей. «Твою ведь гордость, силу всех ремесл – огонь, Похитил он для смертных.» (Эсхил. Прометей прикованный).

Если рассматривать мифологию и эпос как косвенные исторические документы, возникает вопрос – что же происходило в других частях света. Всем ли народам огонь дали боги?

В скандинавском эпосе ясно прослеживается, что огонь у людей был всегда, изначально, так как сама земля была создана из тела великана Имира, рожденного из огня и льда. «Затем Один вдохнул в них жизнь, Вили дал им разум, а Ве — кровь и румяные щеки.» (Скандинавский эпос).

Данный факт вызывает несомненный интерес, почему же в эпосе северных народов не отражен такой важный факт, как получение людьми огня.

При изучении исторических фактов о получении огня в разных уголках мира, выяснилось, что только северные народы имели огонь, как данность, в то время как на юге огонь обожествлялся и история его возникновения проносилась через века.

Ниже приведены обобщенные выводы:

Скорее всего, древние люди узнали о существовании огня, когда молния ударила в дерево. В большинстве своем огонь обожествлялся.

Человек мог заметить, что при ударе одного камня о другой появляются искры. Это могло кого-нибудь подтолкнуть намеренно вызвать искры, из которых и разгорелось пламя.

Высекание огня может производиться ударом камня о камень, ударом камня о кусок железной руды (серный колчедан, иначе — пирит) и, наконец, ударом железа о кремень. В результате удара получаются искры, которые падают на трут и воспламеняют его.

Выскабливание огня— один из наиболее простых, но в то же время малораспространенных способов. Оно произво­дилось с помощью деревянной палочки, которую водили, сильно нажимая, по лежащей на земле деревянной дощечке. В результате скобления получались тонкие стружки или древесный порошок. Вследствие трения дерева о дерево возникала теплота; стружки или древесный порошок нагревались, а затем начинали тлеть. Их присоединяли к легко воспламеняющемуся труту и раздували огонь. Этот способ являлся быстрым, но в то же время требовал от применяющих его больших усилий.

Наиболее распространенный способ добывания огня — высвер­ливание. Огневое сверло состояло из деревянной палочки, которой сверлили лежащую на земле деревянную же палочку или дощечку. В результате сверления очень быстро в углублении на нижней дощечке появлялся дымя­щийся и тлеющий древесный порошок, который высыпался на трут и раздувался в пламя. Простейшее огневое сверло приводилось во вращение ладонями обеих рук. Значительным усовершенствова­нием являлось присоединение к нему упора сверху и ремня, охваты­вающего сверло. Ремень попеременно тянули за оба конца, приводя сверло во вращение. Если концы ремня были привязаны к концам деревянного или костяного лука, то появлялось уже улучшенное сверло — лучковое. В то время как простейшее огневое сверло еще недавно было очень широко распространено у самых примитивных племен, усложненное сверло с ремнем и луком встречалось лишь у племен с относительно развитой техникой, находившихся, как правило, на ступени нео­лита и века металлов.

Метод линзы. Кусок горного хрусталя мог послужить в качестве «сжигающего стекла» в руках неосторожного древнего человека. Такой метод получения огня использовали в Древнем Риме и даже в древнем Египте.

Во всех частях света огонь обожествлялся, и только на севере к нему относились как к чему-то обыденному, изначальному.

Интересна также одна новость – одни из самых древних останков человека были найдены в Сибири, то есть человек покорял холодные части света намного раньше, чем думали историки.

Первый человек мог появиться не в Африке, как принято было считать раньше, а в Сибири. Геологи вели раскопки у берегов реки Лены в Якутии. Местность называется Диринг-Юрях, в переводе с якутского — Глубокая речка. Совершенно случайно геологи обнаружили погребение позднего неолита – 2-го тысячелетия до нашей эры. А затем, копнув еще глубже, наткнулись на слои возрастом более 2,5 миллионов лет и нашли там останки орудий труда древнейшего человека.

А это значит, что и огонь они должны были освоить намного раньше, ведь в холодном климате люди бы просто не выжили без живительной силы огня.

Проанализировав прочитанное, возникает мысль: как могли получить огонь древние скандинавы, если им его не дали боги? И, если полагаться на современные находки, как древние люди справлялись с холодом в суровых северных условиях?

Возможно, это был случай – удар молнией. Люди смогли сохранить огонь, так как поняли, что огонь раздувается ветром, что он имеет такие естественные преграды, как вода, земля, скалы, что огонь необходимо поддерживать топливом и что с помощью последнего его можно переносить с места на место.

Но ведь случалось, что, несмотря на все старания людей огонь в очаге гас, и тогда все племя было на грани выживания, особенно в условиях постоянных холодов.

Можно предположить, что древние северные люди, которые забирались в районы вечных снегов и льда могли получить огонь с помощью примитивной ледяной линзы – ведь лед по своим качествам прозрачности почти не уступает стеклу и хрусталю.

Для того, чтобы понять, как проще всего получить огонь, нужно провести несколько экспериментов. Окунуться в далекое прошлое и представить себя древним человеком.

Практическая часть – добыча огня методами древних людей.

Для чистоты эксперимента определим одинаковое время для всех трех методов – высекания, трения и линзы – 15 минут. Потому что в условиях холода, время для получения огня очень важно и чем оно меньше, тем лучше.

Способ добычи основан на получении искры при ударе.

Для данного способа необходимо взять:

Два куска кремния (в нашем случае это бутовый камень, используемый в строительстве, с большим содержанием кремния),льняную паклю (легко воспламеняемый материал).

Взять в обе руки по камню, положить на землю паклю. Касательными, сильными ударами бить камни друг о друга, стараясь получить искру (фото 1).

Эксперимент по добыче огня метом высекания продолжался все время, выделенное по условию. На 4, 6, 11 и 15 минуте была получена искра. Добиться воспламенения пакли не удалось.

Вывод – огонь не получен, метод очень трудоемкий, требует сноровки и физической силы. Возможно, были неправильно подобраны камни.

Метод трения с помощью лучка.

Способ добычи огня основан на эффекте выделения тепла при трении.

Для данного способа необходимо взять:

деревянную дощечку (подложка) из сухого дерева,

«сверло» — деревянную заостренную круглую палочку,

лучок – изогнутый гибкий прут с натянутой тетивой (веревкой),

льняную паклю (легко воспламеняемый материал).

В подложке необходимо проделать углубление под сверло. В углубление положить паклю, вставить «сверло», на которое накинута петлей веревка лучка (фото 2).

Далее необходимо двигать лучком вперед-назад, тем самым приводя во вращение «сверло».

Читайте также  Ирландский нейтралитет во Второй мировой войне

Эксперимент по добыче огня метом трения продолжался все время, выделенное по условию. Был получен густой белый дым, легкое тление пакли, огня добыть не удалось (фото 3).

Вывод – огонь не получен, метод очень трудоемкий, требует навыков, выносливости и физической силы.

У древних северных людей вряд ли были необходимые куски хрусталя. Однако, вокруг было много льда и яркое солнце. Попробуем заменить хрустать ледяной линзой.

Ветошь или бумага

Самой большой проблемой было получить чистый лед. Мы живем в теплом климате, реликтовый лед для нас недоступен. Поэтому были применены несколько способов получения чистого прозрачного льда.

Лед из кипяченой дважды воды.

Лед из очищенной питьевой воды

Лед из дистиллированной воды.

Для удобства лед сразу замораживаем в выпуклой чаше.

Наиболее удачной оказалась линза из дистиллированной воды. (фото 4)

В солнечный день нужно подставить линзу под солнечные лучи и сфокусировать пучок света на ветоши или бумаге. (фото 5)

Эксперимент по добыче огня метом линзы продолжался 2 минуты, из которых 1 минута 43 секунды заняла фокусировка света. После получения кучного луча огонь разгорелся за 7 секунд (фото 6).

Вывод – огонь получен очень быстро. Метод не требует физических усилий. Скорость получения огня напрямую зависит от прозрачности линзы.

3. Анкетные опросы.

В ходе исследования был проведен опрос 4 возрастных групп. Им были заданы одинаковые вопросы (прил.1)

Возрастные группы были представлены:

Учениками 4 классов – 25 человек

Учениками 7 классов – 25 человек

Учениками 11 классов – 25 человек

Людьми с высшим образованием – 25 человек.

После анализа полученных данных мы видим, что, хотя большинство людей всех возрастов считает, что огонь нужнее всего был для обогрева, (график 1) в метод получения огня с помощью ледяной линзы опрашиваемая аудитория практически не верит (график 2). Из всех возрастных групп, наибольшее количество людей, верящих, что изо льда можно получить огонь, оказались учениками 7 классов (график 3).

Выводы и заключение.

Проведя данное исследование: изучив литературу по теме, поставив практические эксперименты и узнав мнение людей разных возрастных групп, можно сказать, что гипотеза, выдвинутая вначале исследования — людям было проще получить огонь с помощью ледяной линзы, а не методом трения и высекания – подтвердилась.

Метод получения огня с помощью линзы оказался самым легким из всех рассмотренных. Время, затраченное на получение огня, намного меньше, чем при других методах. Метод не требует физических усилий, нужна только наблюдательность, которая наверняка была у наших далеких предков.

Древним людям важнее всего было согреться, а в теплом климате данная проблема отсутствует. Поэтому можно предположить, что именно жители северных холодных районов были вынуждены быстрее освоить такой «страшный» огонь, чем жители теплых регионов.

Данная информация подтверждается и последними археологическими раскопками – люди гораздо раньше освоили холодные районы, чем мы думали до настоящего времени, и наверняка спасались от холода и хищников с помощью огня.

Основываясь на результатах проведенных исследований, можно предположить, что история возникновения в человеческой жизни огня не так ясна, как казалось раньше. Если допустить, что люди впервые добыли огонь в холодных широтах – это позволит по-другому посмотреть и на древние изменения климата, и на теорию расселения человека по планете и даже на всю историю человечества,

Николай Кун: Легенды и мифы Древней Греции, Вече, 2010

Скандинавские сказания, М.: Дет. Лит., 1988

Даниэль Юм: Искусство добывания огня. Республика, 2015

Эрнест д’Эрвильи: Приключения доисторического мальчика, Азбука, 2016.

Гипотезы: Человека человеком сделал огонь

До сих пор остаётся неясным вопрос о происхождении человека. Версия о том, что в результате длительного использования передних конечностей у обезьяны развился мозг и она превратилась в человека, оказалась не слишком состоятельной. Мозг человека не самый большой и развитый в животном мире. По относительному весу лидируют китообразные.

А по количеству извилин и площади коры головного мозга людей опережают дельфины. Спрашивается почему, ведь ни киты, ни дельфины вообще не трудились? Между прочим, средний вес мозга современного человека около 1400 граммов, а неандертальца — 1650. Это что же — мы на 250 граммов глупее?

Колотить камнем по костям древняя обезьяна начала миллионы лет назад — об этом свидетельствуют археологические раскопки. Но и до неё другие животные делали это. Например, морские выдры ныряют за моллюсками и заодно поднимают со дна плоские камни, кладут камни себе на живот, устраивая подобие наковальни, двумя передними лапами берут ракушку и колотят ею по камню (плавая при этом на спине). И раскалывают! Однако их труд так и не привёл к появлению подводных цивилизаций выдр.

До сих пор некоторые виды обезьян раскалывают кокосы с помощью камня и специальной наковальни с выемкой. Камни тщательно подбираются, возможно, даже обрабатываются, но обезьянья порода за миллионы лет так и не сдвинулась дальше по эволюционному пути. Почему же использование камней превратило одних животных в людей, а других нет? Где тот качественный рубеж, который отделил наших предков от животного мира?

Может быть, дело в мышлении и речи? Пусть по загадочным причинам в мозг первобытной обезьяны каким-то чудесным образом залетела первая мысль — и вот она уже думает, уже не животное! Однако последние наблюдения за «меньшими братьями» доказали, что они тоже думают. Думают быстро и хорошо. А некоторые виды живых существ общаются друг с другом с помощью звука (дельфины, например). Другие передают весьма сложную информацию об окружающем мире, используя знаковую кодировку. Например, пчёлы с помощью полётных пируэтов сообщают своему рою, в каком направлении, на каком расстоянии и какие площади цветущих растений они обнаружили!

Животные думают, считают, общаются, передают сложные визуальные символы — и ничего, никакой революции уже многие миллионы, даже десятки миллионов лет. Выходит, ни вес мозга, ни количество извилин, ни даже труд не могли стать решающими факторами для превращения обезьяны в человека.

Значит, есть какое-то особое отличие — самый главный и секретный «золотой ключик» к дверке в социальный мир.

То, что радикально отличает человека от животных, — это отношение к огню. Человек — единственное существо на Земле, которое его не боится и, более того, использует, начиная с первых костров и заканчивая пуском космических кораблей.

Отметим принципиальный момент — в овладении огнём не может быть никаких переходных этапов. Невозможно к огню привыкать постепенно, приближаться к нему шаг за шагом миллионы лет. От огня все животные бегут в страхе. И лишь одно животное когда-то и почему-то остановилось, развернулось, пошло к пламени и приручило его навсегда. Это был первый Адам-Прометей, хотя ещё в образе обезьяны, который развернулся на 180 градусов и запустил эволюцию по совершенно новому для всего животного мира пути. Наверное, именно поэтому и говорят «искра Божия», а не «камень Божий».

С того момента и до сих пор именно использование огня — главный локомотив развития человечества.
Первое разделение труда в первобытном обществе было по половому признаку. В стаде обезьян его нет, нет и в других семьях животных. Но как только появился костёр и необходимость его поддерживать, возникло это радикальное разделение. Мужчины уходили на охоту, а женщины оставались у костра — они ведь слабее и у них малыши. С тех пор и повелось: женщина — хранительница очага, а мужчина — добытчик.

Костёр не должен был погаснуть, его берегли пуще собственной жизни, ведь на первых порах не было ни кремня, ни умения добывать огонь трением. Добывая его от пожаров и молний, его сохраняли из поколения в поколение. Археологи обнаружили пещеры, в которых слой копоти на стенах и слой золы показывают, что костёр горел в них тысячи лет!

Лишь потом, когда человек научился добывать огонь с помощью трения или выбивать искры из кремня, он смог свободно перемещаться. До появления костра человек был просто бродячим собирателем и охотником. С появлением костра стал оседлым собирателем и охотником, а после изобретения «зажигалки» опять стал бродить по миру. Как много значил способ добычи и сохранения огня для всей истории первобытного человечества!

Рядом с пещерой, которая защищала от ветра и дождя, зверей, змей и насекомых, но привязывала человека к одному месту, что сужало площадь сбора кореньев, орехов и прочей растительной пищи, стали возделывать огороды. Пасущихся вокруг диких коз и баранов в конце концов одомашнили. Но прежде человек изобрёл загонную охоту, что давало сразу много мяса. В пещерах был придуман факел — первый переносной светильник.

Кстати, загонная охота с огнём до сих пор практикуется аборигенами Австралии. В России облаву на волков давно проводят с красными флажками, хотя волки не различают цветов. Но откуда это было знать нашим предкам? А вот традиция обкладывать зверьё кострами и поджигать их не забывалась.

И ещё один толчок к эволюции дали пещеры. Избыток мяса после удачной загонной охоты оставлял массу свободного времени, чего никогда не было у собирателей и охотников за мелкими животными. Можно было несколько дней есть и ничего не делать. Масса свободного времени привела к тому, что человек стал заниматься искусством. Именно поэтому самые древние наскальные рисунки археологи находят внутри пещер.

Костёр и пещера привели к очередному социальному скачку. От небольшой семьи — к родовому сообществу, потом к племени. Загонная охота требовала центрального управления — возникла функция вождя.

С тех пор костёр был постоянно рядом с человеком все долгие годы эволюционного пути. Обгоревшая палка становится острой, так появляется первое копьё. Это увеличивает охотничьи возможности человека. Острая палка превращается в орудие земледельца, которым он обрабатывает почву. В могущественной цивилизации инков не знали мотыги, а тем более лопаты — все огороды копали обгоревшей с одного конца палкой. И ведь половину овощей мира на них вывели!

Золы в пещере накапливалось много, её выносили наружу, пока не заметили, что рядом с ней трава растёт пышнее и гуще, так появляется идея использовать удобрение, повышающее урожайность первых огородов. Как появились первые лодки? Их выжигали из ствола дерева.

Известна чёткая классификация последующих этапов развития человечества: эпоха меди, бронзы, железа. Но как-то в тени остаётся то, что все эти новации начинались с увеличения температуры плавления руды и изменений конструкции печей. Кузницы, выпечка хлеба, бани, обжиг керамики — всё начиналось с нового варианта использования огня. Образно говоря, человек шёл по дороге эволюции, неся перед собой факел новаций.

Перепрыгнем через века. Разве машины появились не благодаря тому, что огонь соединили сначала с водой (паровые двигатели), а потом стали воспламенять топливо в цилиндрах? Разве в космос человек вышел не на новом принципе использования огня?

Посредник Агни

Известно, что кочевые арийцы поклонялись огню, а бог огня Агни (отсюда и такие слова, как «огни», «огонь») был для них самым близким богом. В древнейшем собрании религиозных гимнов Ригведах имеются сотни гимнов, посвященных разным богам. Но отметим, что самый первый гимн, с которого и начинаются Ригведы, посвящен именно богу огня!

Индра — главный бог ариев, что-то вроде Зевса у греков, — далеко на небе, и до него можно «докричаться» только с помощью костра. Когда подношение сжигают на костре, то запах вместе с дымом поднимается вверх, в небеса, туда, где живут боги. Туда не добросить камень, туда не долетит стрела. Но туда, в небо, легко и естественно поднимется дым от костра. Поэтому Агни — посредник между людьми и богами:

В этом суть жертвенных костров во все времена и у всех народов. Отсюда и свечи с лампадами в храмах, и вечный огонь у памятника павшим воинам. Дым от него поднимается вверх, к небесам, и напоминает славным героям, живущим на небесах с богами, что о них помнят благодарные потомки.

Сергей Сухонос, кандидат технических наук

Как и когда люди научились добывать огонь: история и интересные факты

История человечества полна различных загадок, и чем древнее дата, тем таинственнее событие и его обстоятельства, что касается как обретения членораздельной речи и перехода к прямохождению, так и вопроса о том, когда люди научились добывать огонь. О том, что этот навык резко изменил жизнь далеких предков современных людей, спорить не приходится. Улучшилось качество пищи, что не могло не повлиять на продолжительность жизни. В условиях оледенения, приходящегося именно на начальные этапы существования человека, огонь помогал согреться. Незаменим он был и при охоте.

Первобытный человек и огонь

Очень многие природные явления, так или иначе, связаны с огнем. Более миллиона лет назад извержения вулканов происходили чаще, чем сейчас, и представляли серьезную опасность для всех животных, в том числе и для человека. Еще один вариант столкновения с огнем — не менее частые лесные и степные пожары.

Читайте также  Место и роль тюркизма в новейшей истории Турции

Однако если внимательнее присмотреться к мифологии, то выясняется, что первый полученный человеком огонь был небесного происхождения. Наиболее известен греческий миф, согласно которому Прометей похитил искру из кузнечного горна Гефеста и принес ее людям, спрятав в пустой тростинке. Схожие предания имелись и у других народов, в том числе у различных индейских племен, которые не могли контактировать с греками. Ввиду этого предположение, что первобытные люди впервые воспользовались огнем от возгорания чего-либо после удара молнии, рассматривается учеными как наиболее вероятное.

Искусственное разведение огня

Наиболее важным и сложным для первобытного человека было преодолеть природный страх перед огнем. Когда же это произошло, он не мог не обнаружить, что вовсе не обязательно ждать сильной грозы или извержения вулкана: при создании каменных орудий труда в результате ударов одного камня о другой вспыхивали искры. Однако этот способ был очень трудоемким и занимал по меньшей мере час. В областях расселения человека, где существовала высокая влажность, он и вовсе был невозможен.

Еще один физический процесс, дающий представление о том, как древние люди научились добывать огонь, — трение. С течением времени человек удостоверился, что еще сильнее упрощает процедуру не просто трение, а сверление. Для этого использовалось сухое дерево. Упирая в него сухую палку, человек быстро вращал ее между ладоней. В дереве образовывалось углубление, в котором скапливался древесный порошок. При высокой интенсивности движений он вспыхивал, и уже можно было разводить костер.

Поддержание огня

Если вновь обратиться к мифологии, становится ясно, что когда люди научились добывать огонь, они были весьма озабочены его поддержанием. Например, даже римские обычаи требовали, чтобы в храме богини Весты находились жрицы, занятые сохранением неугасимого огня на ее алтаре. Даже возжигание свечей в христианских храмах многими учеными считается пережитком первобытной необходимости хранить огонь.

Этнографические данные показывают: хотя люди научились добывать огонь и максимально упростили этот процесс, сохранение уже имеющегося было в приоритете. Это понятно: не всегда можно было найти подходящие камни или сухое дерево. Между тем без огня племени грозила смерть. Индейцы не только поддерживали неугасимые костры у своих хижин, но и носили с собой тлеющий трут. Скорее всего, так себя вел и первобытный человек.

Проблема датировки

Нельзя окончательно поставить точку в споре о том, в какой период люди научились добывать огонь. Исследователь может рассчитывать только на данные археологии, а от человеческих стоянок возрастом в миллион лет осталось чрезвычайно мало. Именно поэтому ученые предпочитают использовать широкие датировки. Сходясь во мнениях о том, что добывать огонь человек научился в эпоху палеолита, специалисты по истории первобытного общества указывают, что это могло произойти в промежуток с 1,4 млн до 780 тыс. лет назад.

Удревнить это событие на 300 тысяч лет помогли находки в пещере Вондерверк на территории Южноафриканской Республики. Команде археологов под руководством Питера Бомона удалось обнаружить культурный слой, в котором сохранились остатки древесной золы и обугленные кости животных. Дальнейшие исследования показали, что их сожжение происходило непосредственно в пещере, то есть возможность их случайного попадания туда исключена. На стенах пещеры были обнаружены следы копоти.

Человек-первооткрыватель

Благодаря этим открытиям был вновь поставлен вопрос о том, какой человек научился добывать огонь. Миллион лет назад род Homo был представлен различными видами, из которых выжил лишь один — Homo sapiens (Человек разумный). Реконструкция антропогенеза осложняется небольшим количеством материальных свидетельств о существовании того или иного вида, то есть скелетных останков. Ввиду этого существование таких видов, как Homo rudolfensis, является дискуссионным вопросом.

Если расположить на одной шкале этапы антропогенеза и свидетельства о том, когда люди научились добывать огонь, то самая ранняя точка приходится на существование вида Homo erectus (Человек прямоходящий). Но было ли умение добывать огонь уже привычным, или же это происходило от случая к случаю, выяснить пока невозможно.

Значение овладения огнем

Когда люди научились искусственно добывать огонь, их эволюция значительно ускорилась. Изменения затронули даже их внешний вид. Использование огня в приготовлении пищи позволило значительно увеличить расход энергии. Если обычное животное в течении жизни расходует около 125 ккал на килограмм веса, то человек — в шесть раз больше.

Овладение огнем резко выделило человека из ряда других животных. Благодаря огню стало возможным эффективнее преследовать крупных хищников и загонять их в ловушки, защищать свои стоянки от вторжения. Применялся огонь и для обработки деревянных орудий труда, что делало их более прочными и твердыми.

Затронуло это событие и ментальную сферу. Когда люди научились добывать огонь, он сразу же стал объектом поклонения. Стали складываться различные религиозные культы, в которых бог огня занимал центральное положение. Поэтому вряд ли будет натянутым предположение, что именно овладение огнем позволило человеку достичь сегодняшних высот.

Освоение огня древними людьми

Первая технологическая инновация в истории человечества.

Содержание

Освоение огня древними людьми стало переломным моментом в социальной эволюции человека, позволившим людям разнообразить белковую и углеводную пищу появившейся возможностью приготовить её, развить свою активность в ночное время, а также защищаться от хищников.

Свидетельства

1,42 млн лет назад: Восточная Африка

Первые свидетельства использования людьми огня относятся к таким археологическим стоянкам древнего человека Восточной Африки, как Чесованья возле озера Баринго, Кооби Фора и Ологесалирие в Кении. Доказательства в Чесованьи представляют собой осколки красной глины, имеющие возраст около 1,42 миллиона лет [1] . Следы обжига этих осколков свидетельствуют о том, что они были нагреты до температуры 400 °C — для придания твёрдости.

В Кооби Фора, на участках FxJjzoE и FxJj50, найдены свидетельства использования огня Homo erectus с возрастом примерно 1,5 миллиона лет, с красными отложениями, которые могут образоваться лишь при температуре 200—400 °C [1] . Обнаружены образования, напоминающие ямы для обжига, в районе Олоргесайлие, Кения. Было также обнаружено немного мелкого древесного угля, хотя он мог образоваться и от природного огня [1] .

В эфиопском Габебе в локации №8 найдены фрагменты игнимбрита, который появляется в результате горения, но перегрев горной породы мог появиться также и в результате местной вулканической активности [1] . Они оказались среди артефактов Ашельской культуры, созданных H. erectus.

В середине долины реки Аваш были обнаружены конические образования с красной глиной, что возможно только при температуре 200°C. Эти находки наводят на мысль о том, что древесина могла сжигаться с расчетом, чтобы огонь оказался подальше от места обитания [1] . Кроме этого, в долине Аваш найдены обгоревшие камни, но в районе древней стоянки присутствовали также и вулканические породы.

790-690 тыс лет назад: Ближний Восток

В 2004 году была обнаруженна стоянка Bnot Ya’akov Bridge в Израиле доказывает применение огня H. erectus или H. ergaster (человек работающий) примерно 790—690 тысяч лет назад [2] . В пещере Кесем, что в 12 километрах восточнее Тель-Авива, найдены свидетельства регулярного использования огня примерно 382—200 тысяч лет назад, в конце раннего плейстоцена. Значительное количество обожженных костей и умеренно нагретых земляных масс позволяет предположить, что возле огня производился забой скота и его разделка [3] .

700-200 тыс лет назад: Южная Африка

Первые бесспорные свидетельства использования людьми огня были найдены в южно-африканском Сварткрансе. Несколько обгоревших камней обнаружены среди ашельских инструментов, каменных орудий, а также камней с отметками, нанесенными человеком [1] . Этот район также показывает ранние свидетельства плотоядности H. erectus. Пещера Cave of Hearths в Южной Африке содержит обгоревшие породы с возрастом 0,2 — 0,7 миллиона лет, также как и в других районах — пещера Montagu Cave (0,058 — 0,2 миллиона лет) и Клезис Ривер Маус (0,12 — 0,13 миллиона лет) [1] .

Убедительнейшие доказательства найдены в районе водопада Каламбо в Замбии — при раскопках обнаружено несколько артефактов, указывающих на использование людьми огня: разбросанные дрова, древесный уголь, красная глина, карбонизированные стебли травы и растений, а также деревянные принадлежности, возможно подвергнутые обжигу. Возраст локации, определенный с помощью радиоуглеродного анализа, составляет примерно 61 000 лет, а по данным аминокислотного анализа — 110 000 лет [1] .

Огонь применялся для нагрева силкритовых камней с целью облегчения их последующей обработки и изготовления орудий труда культуры Стиллбей [4] [5] [6] . Проведённые исследования сопоставляют этот факт не только со стоянкой Стиллбей, имеющей возраст около 72 тысяч лет, но и со стоянками, которые могут насчитывать и до 164 тысяч лет [4] .

200 тыс. лет назад: Европа

Многочисленные стоянки в Европе также демонстрируют свидетельства использования огня H. erectus. Древнейшая обнаружена в деревне Вертешсёлёш, Венгрия, где найдены свидетельства в виде обгоревших костей, но без древесного угля. В Торральба и Амброна, Испания, присутствуют древесный уголь и древесина, а Ашельские изделия из камня имеют возраст 0,3 — 0,5 миллиона лет [1] .

В Сент-Эстев-Жансон, что во Франции, имеются свидетельства в виде кострищ и покрасневшей земли в пещере Эскале. Этим кострищам около 200 тысяч лет [1] .

Дальний Восток

В Сихоуду, провинции Шаньси, о горении свидетельствуют обнаруженные черные, серые и серо-зеленые кости млекопитающих. В китайском Юаньмоу провинции Юньнань была обнаружена еще одна древняя стоянка с почерневшими костями млекопитающих [1] .

В Триниле, на острове Ява, также были найдены подобные почерневшие кости животных и залежи древесного угля среди окаменелостей H. erectus.

Китай

В китайском Чжоукоудяне свидетельства применения огня имеют возраст от 500 000 до 1,5 миллионов лет [7] . Вывод о применении огня в Чжоукоудяне сделан на основании обнаруженных обгоревших костей, обожженных каменных артефактов, древесного угля, золы и кострищ вокруг окаменелостей H. erectus в Слое 10 Локации 1 [1] [8] . Остатки костей были охарактеризованы скорее как обгоревшие, чем как окрашенные марганцем. Эти остатки также показали наличие инфракрасного спектра, свойственного оксидам, а кости с бирюзовым оттенком были позже воспроизведены в лаборатории путем обработки огнем других костей, найденных в Слое 10. В месте стоянки подобный эффект мог быть и результатом воздействия естественного огня, так же как и эффект на белых, желтых и черных костях. [8] Слой 10 представляет собой пепел, содержащий кремний биологического происхождения, алюминий, железо и калий, но остатки древесного пепла, такие как кремниевые соединения, отсутствуют. На фоне этого возможно, что кострища «были образованы в результате полного распада ила и глиняных прослоек с красно-коричневыми и желтыми фрагментами органической материи, местами смешанных с фрагментами известняка и темно-коричневого полностью распавшегося ила, глины и органической материи.» [8] Эта древняя стоянка сама по себе не доказывает добывание огня в Чжоукоудяне, но сравнение почерневших костей с каменными артефактами в последнее время говорит о том, что во время обитания в пещере Чжоукоудяня люди пользовались огнем.

Изменения в поведении и эволюция

Огонь и исходящий от него свет внес важнейшие изменения в поведение людей. [9] Активность больше не ограничивалась дневным временем. Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма [10] [1] . Огонь также привёл к улучшению питания из-за возможности приготовить белковую пищу [10] [8] [11] .

Ричард Вронгхам из Гарвардского университета утверждает, что приготовление растительной пищи могло стать причиной ускоренного развития головного мозга в ходе эволюции, так как полисахариды в крахмало-содержащей пище становились более усваиваемы и, как следствие, позволяли организму поглощать больше калорий [12] [13] [14] .

Изменения в диете

Шталь полагал, что, поскольку такие вещества, как целлюлоза и крахмал, которые в наибольших количествах содержатся в стеблях, корнях, листьях и клубнях, являются трудно перевариваемыми, эти органы растений не могли быть основной частью человеческого рациона до начала использования огня [15] . Вместо этого в пищу употреблялись растения, в больших количествах содержащие моносахариды и дисахариды — семена и сочные плоды. Содержание токсинов в семенах и подобных углеводных продуктах тоже влияло на рацион. Так, цианогеновый гликозид, найденный в льняном семени и маниоке, становился нетоксичным при готовке [15] . Зубы H. erectus и их износ указывали на употребление такой еды, как жёсткое мясо и свежие корнеплоды [16] [17] .

Приготовление мяса, свидетельством чему являются обгоревшие и почерневшие кости животных, облегчает его употребление в пищу и улучшает усвоение белков, делая мясо более перевариваемым [18] [19] . Количество энергии, необходимое для переваривания приготовленного мяса, ниже, чем для сырого, а приготовленный желатиновый коллаген и другие соединительные ткани «способствует усвоению углеводных молекул» [19] . Приготовление пищи на огне также убивает болезнетворные бактерии и паразитов.

Тема освоения огня в литературе и кино

Теме освоения древними людьми огня посвятил свой фантастический роман «Борьба за огонь» (1911) французский писатель Рони-старший. Роман был дважды экранизирован — в 1914 и в 1981 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: