Горловка маленький город с большой историей - ABCD42.RU

Горловка маленький город с большой историей

Горловка маленький город с большой историей

Вы знаете самые длинные улицы нашего города? Если нет, то по порядку: Углегорское шоссе (почти 8,5 километров), улица Горловской дивизии (около 7 км) и проспект Ленина (тянется почти на 5,5 км).

Такие данные для газеты «Кочегарка» десять лет назад подготовили специалисты отдела градостроительства и архитектуры Горловского исполкома, пишет горловский блогер Егор Воронов.

И ещё: «Самой короткой оказалась улица Рыбацкая в Никитовском районе (возле Гольмовского поворота), её длина всего 77 метров. Чуть длиннее – улица Кочубея, расположенная там же и занимающая 114 метров. Замыкает тройку улица Хлопина (138 метров) в ж/м «Восточный».

Самая высокая природная точка Горловки находится в Поклонске (район Вериной Могилы). Высота — 313 метров над уровнем моря. На «Стироле» (около здания «Полистирола») даже есть специальный знак, где обозначена «высшая точка». Хотя сама возвышенность находится несколько восточней — так говорят об этом советские (в том числе военные) топографические карты.

Самое низкое место? Согласно тем же источникам, речная долина между Широкой Балкой и Новгородским. Именно там сейчас проходит линия разграничения. 123 метра над уровнем моря. Однако (по данным карт) в районе третьего отделения зайцевского посёлка Бахмутка (район Дачи) есть речная долина ещё ниже — 117, 8 метров.

И там тоже сейчас проходит линия разграничения. Перепадом высот в 150-200 метров обусловлены и погодные отличия в разных концах Горловки, раскинувшейся на 422 км². В одной части есть туман, а в другой — нет. В одной части её может быть холодней (или теплей), чем в другой.

Что касается реки Бахмутка (хотя официально она называется Бахмут), то своё начало она берёт в заболоченной местности к северо-западу от терриконов шахты им. Румянцева, где раньше располагался хутор Нефёдовка (и железнодорожная станция «Трудовая»). Так вот, в истоке своём эта река. солёная! У современного донецкого писателя-краеведа Ивана Костыря в книге «Думы о Донбассе» есть легенда о её возникновении.

Будто бы дочь половецкого предводителя Бахмета, безоглядно полюбила местного пастуха. Но отец воспротивился этой любви, послав пастуха со своей дружиной завоевывать «тот же мир, о ладе и покое которого не однажды пел пастух. В одной из стычек пастух погиб. И тогда дочь Бахмета прокляла отца, пославшего его суженого на верную гибель, а сама бросилась в бездонный яр, заросший до темени лесом.

Бахмут-хан так и не отыскал её. Прошло какое-то время после разыгравшейся здесь трагедии, и в том яру проклюнулся солеродоный родник — вода в нём была солона от слез дочери хана, которая там, в подземелье, неутешно оплакивала своего любимого горькими, солёными слезами. Оттого-то и прозвали народившуюся речушку Бахмуткою».

Если говорить о самых старых сохранившихся зданиях Горловки, то в центральной её части — это здание штейгерского (проще говоря, горного) училища им. Самуила Полякова. Построено в 1872 году (в то время здесь располагался и домовой Макариевский храм). Стены этого здания стоят до сих пор.

В советское время к ним пристроили новую часть, в которой до войны находился Профсоюзный комитет Горловского машиностроительного завода им. Кирова (напротив южной проходной ГМЗ). Кстати, в 1933 году училище, уже в виде каменноугольного техникума им. Румянцева, переехало на площадь Победы и мы знаем его сегодня, как «индустриальный техникум». А старое здание. доживает свой 148 год в зарослях возле ГМЗ.

Почему оно сохранилось? Быть может, по той причине, что в его стенах появился первый в Горловке музей (знаете, такое мистическое объяснение). Это было прописано в договоре передачи здания Правительству от правления Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности. Согласно докладу Общего собрания акционеров ОЮРКП от 20 марта 1891 года, одним из условий передачи было: «Переходящее въ собственность Правительства, зданіе будетъ имъть назначеніе: а) служить помъщеніемъ для учреждаемого здъсь горнопромышленнаго музея имени С.С.Полякова, б) служить мъстом сбора для воспитанниковъ соединенныхъ училищъ, проходящихъ практическій курсъ на Корсунской копи и в) въ немъ должны всегда производиться окончательные экзамены воспитанников, окончивших практический курсъ». Так что это здание сегодня служит некой памятью истоков самой Горловки.

Нельзя не рассказать и о Свято-Вознесенском храме в посёлке Байрак. Его основой служат стены и фундамент церкви, которая была построена (а возводилась она около 30 лет) в. 1824 году! За советский период здесь не проводились ремонты, поэтому восстанавливать его начали только в период независимой Украины. Но всё-таки Свято-Вознесенский храм считается одним из старейших зданий Горловки.

В этом вопросе не менее интересна тема школьных зданий. Для начала возвратимся всё к тому же Самуилу Соломоновичу Полякову, который также построил отдельное здание для первой школы Горловки. В 1912 г. в ней обучалось 500 детей, а персонал школы состоял из трех учителей, четырех учительниц и двух законоучителей.

Знаменитый горловский краевед Петр Жеребецкий в своём главном труде о Горловке пишет: «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности открыло школу при Корсунских копях в 1878 году, на шахте «Альберт» (Пятый рудник) в 1897 году.

В посёлке добытчиков ртутной руды и плавильщиков жидкого металла училище приняло детей в 1889 году, при ст. Никитовка обучение началось в 1895 году, на посёлке Ксеньевка — в 1900-м. В 1884 году был взят курс на усиление религиозного воспитания. В Государевом Байраке открылась церковноприходская школа.

В ней много внимания уделялось после освоения грамоты чтению церковных книг, изучению священной истории, пению псалмов и молитвам — утренней, до и после принятия пищи, перед отходом ко сну. После уроков учащиеся благодарили верховное божество: «яко сподобил еси нас благодати Твоея, воеже внимати учению».

До недавнего времени в здании той самой церковно-приходская школы (её открытие историки датируют 1913 годом) располагалась ОШ № 28 (сейчас байракские ребята ездят на обучение в калининскую школу № 62). Здание стоит до сих, чему я был свидетелем летом минувшего года. Тогда же посещал и никитовскую школу № 84.

Её старое здание построено в 1911 году (там размещалась четырехклассная начальная школа для мальчиков). Сейчас оно также используется учебным заведением. Кстати, новый корпус был построен в 1938 году, как железнодорожная школа № 30. А если говорить о центре города, то, наверное, самым старым зданием может гордится ОШ № 73. Я как-то уже писал, что оно было построено в 1934 году (с 1937 года здесь находилась школа № 4 им. Франко с украинским языком обучения).

Вернемся к категории «самые». В 1987-90 годах горняками шахты им. Изотова на стволе № 5 был пройден «путь» до глубины 1251,7 метров. Считайте, самое глубокое место в Горловке. А вот что касается терриконов, то сейчас мало кто может сказать, какой из них самый высокий — шахт им. Гаевого, Ленина или «Комсомолец».

До 1970-х год самым высоким (как бы не во всем Донбассе) называли террикон шахты «Кочегарка». В 2000-х его высоту определяли в 88 метров, а вес в 9 миллионов 690 тысяч тонн породы (на площади в 14,6 гектаров).

Самый известный долгожитель Горловки — Ольга Павловна Федичкина, которая умерла 10 января 2013 года. Она прожила 107 лет! Ольга Павловна не была коренной горловчанкой, а родилась в селе Могилевка Курской области. Ровесница горловского вооруженного Восстания. В наш город она переехала в 1968 году.

И ещё пару слов о «началах». Первый водопровод (линия водовода) в Горловке появилась в 1927 год. Строился два года в районе будущей шахты им. Гаевого.

До этого вопрос водоснабжения для Горловки был, мягко говоря, болезненным. Целых 60 лет! По информации сотрудников нашего Музея истории, в начале ХХ века за доставку питьевой воды надо было платить возчику копейку за ведро:

«По тем временам немало, поскольку большой бублик или конфета-«карандаш» в бумажной обертке тоже стоили по копейке. Не случайно, что машиностроители во время забастовки выдвинули и требование об улучшении доставки воды. После долгих дебатов они согласились получать по четыре ведра для семейных и два ведра для холостяков. Но даже такая норма была в те времена мечтой».

Первый трамвай в Горловке пошёл 7 ноября 1932 года. Двумя моторными и двумя прицепными вагонами Х по маршруту № 1 протяжённостью 2,5 км «Вокзал — Дом Советов» по Советскому проспекту (сейчас — проспект Ленина). Хотя вот маршрут Пётр Жеребецкий называет несколько иной: «Значительным событием в жизни города явилось открытие в ноябре 1932 года первого трамвайного маршрута от станции Горловки до кольца Шаумяна в микрорайоне шахты им. Ленина протяженностью восемь километров. Трамвай в первый рейс повела после курсов в Киеве Ефросинья Петровна Антипова, работавшая до этого выборщицей породы на Первом руднике. Вдоль дороги собралось много жителей, а ребятишки пытались бежать наперегонки с быстро мчавшимся вагоном».

А первый автобус для общественного извоза в городе вышел на маршрут лишь в 1934 году. Один единственный в 16 мест, курсировавший по маршруту «Горловка – Никитовка». И стало это возможно только после того, как в городе появились мощенные дороги. Ну и, наконец, спустя 40 лет после этого на улицы Горловки вышел первый троллейбус — Škoda 9Tr по маршруту № 1 «Депо — кинотеатр „Украина». «

Их повели Вера Васильевна Пивоварова, Надежда Константиновна Андреева, Александр Иванович Зинченко. Стоимость проездных билетов в трамвае, троллейбусе, автобусе составляла соответственно 3, 4, 5 копеек, к отдаленным поселкам в автобусах в два-четыре раза дороже. На внутригородских перевозках билеты погашались компостерами», — пишет Петр Жеребецкий.

А теперь о «первенстве» в сфере культуры и спорта. Всё тот же автор пишет, что в Горловке с конца XIX века рудничные и заводские парни стали гонять на пустырях мячи собственного изготовления:

«И уж совсем обрадовались, когда поселившийся в Горловке юзовский слесарь Мирошниченко вынес для игры настоящий кожаный. [. ] в 1911 году была создана первая футбольная команда. В нее вошли Торин (капитан), Калашников, Любомудров, Мирошниченко, Романенко, Сигалов, Солодовников, Сорокин. На сохранившейся фотографии они уже в форме — тельняшках. В ходе игр создавался коллектив, вырабатывалось мастерство. И поле стадиона готовили сами возле очеретинской ветки железной дороги. Первый праздник отметили, когда в Горловку прибыла команда шахты «Софиевка». Горловчане победили со счетом 6:0. И сами стали добираться к соседям пешком, на подводе, изредка по железной дороге. В складчину оплачивали проезд. В 1914 году создается любительская команда «ФОГАЗ», что в расшифровке означало «Футбольное общество Горловского артиллерийского завода». Играли не только со своими земляками, но и с австрийскими и бельгийскими спортсменами. В команде коногоны, забойщики, слесари. Они были одними из первых. Пройдя здесь школу мастерства, некоторые из них стали известными игроками далеко за пределами города и уезда, умелыми организаторами команд последующих поколений».
Ну и куда же без кинематографа. В Горловку изобретение братьев Люмьер пришло значительно позднее в 1913 году. Газета «Бахмутский курьер»: «губернское правление разрешило Георгию Левитову в помещении клуба общественных собраний общества Южнороссийской каменноугольной промышленности в поселке Горловка оборудовать кинематограф с электрическим освещением».

А в 1914 году в театре «Блио» посёлка Никитовка был показан снятый по роману Эмиля Золя кинофильм «Углекопы». В том же 1914 году в городе был открыт частный кинотеатр «Банакер», рассчитанный на 300 мест. По воспоминаниям старожилов Горловки, два кинотеатра работали в Никитовке – «Иллюзион» ведомства железной дороги и частный – «Вий».

В колонии общества «Ртутное и угольное дело А. Ауэрбаха и Ко» местом культурного отдыха жителей были бульвар и чайная, а в 1914 году в саду возле местной школы открыли также кинотеатр, где демонстрировались немые фильмы. Театральному же искусству Горловки в этом году исполняется 130 лет. В 1890 год был построен клуб-театр для служащих Южно-Русского общества каменно-угольной промышленности.

Здесь устраивались спектакли, как любителями-служащими и мастеровыми Общества, так и гастролирующими труппами. Название его, увы, не сохранилось.

До середины 1930-х годов жизнь Горловки была очень далека от «светлого будущего».

Всё те же работники музея Истории приводят отчет Горловского горсовета за 1931-1934 г.г., согласно которому основными приметами нашего города были «грязь, темнота на улицах, невозможность нормально передвигаться по городу, отсутствие средств связи с другими населенными пунктами и предприятиями, страшная санитарная запущенность целых кварталов, постоянный недостаток воды, отсутствие канализации, частые перебои с энергоснабжением».

Горловка – маленький город с большой историей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Экскурсия по городу Горловка. Описаны все достопромечательности города.

Содержимое работы — 1 файл

Экскурсия по городу Горловка.doc

Министерство образования Украины

Донецкий институт туристического бизнеса

Контрольная работа

по дисциплине:

«Основы экскурсионного дела»

«Горловка – маленький город с большой историей»

Группы МО-08З

Преподаватель:

Голубничая С. Н.

К.б. н. доцент

Донецк 2008

Герб Горловки

Прапор города

Здравствуйте, дорогие друзья!

Меня зовут Власенко Екатерина Николаевна. Я представляю Донецкий институт туристического бизнеса. Хочу познакомить вас с нашим водителем – Дорошенко Виктором Николаевичем.

А теперь перейдем непосредственно к экскурсии. Сегодняшняя экскурсия называется – « Горловка – маленький городок с большой историей». Длится она 2 часа. На маршруте будет 2 остановки, из них одна санитарная.

И перед тем как перейти к увлекательному рассказу о городе Горловка, хочу вам напомнить о технике безопасности:

1)Следовать указаниям экскурсовода;

2)При выходе из автобуса не забывать о правилах дорожного движения;

3)В автобусе не должно находится посторонних лиц, в обратном случае сообщить об этом экскурсоводу;

4)Аптечка и огнетушитель находятся у водителя;

5)Аварийный выход находится в конце автобуса или же также можно выдавить стекло;

Читайте также  История города Павлодар

6)В случае возникновения чрезвычайной ситуации, не поддаваться панике;

7) При выходе из автобуса просьба все свои вещи забирать с собой, т.к. не экскурсовод, не водитель обязанности за них не несет.

Итак, мы можем начать нашу экскурсию. Вперед.

Начало Горловка берет с 1779 года. Расположена в 50 км от областного центра. Площадь — 422 тысячи квадратных километров. Поделена на три административных района: Центрально-Городской, Калининский и Никитовский. Население — 314,7 тыс. человек. В городе более полутора тысяч проспектов, бульваров, улиц и переулков. Три железнодорожные станции. Сегодня Горловка — один из крупных промышленных городов нашей страны. Среди ведущих предприятий — концерн «Стирол», Пантелеймоновский огнеупорный завод, Никитовский доломитный комбинат, заводрезино-техиических изделий, Новогорловский машиностроительный завод, «Горловский машиностроитель».

Угольная отрасль представлена шахтами государственного предприятия «Артемуголь» и самостоятельной шахтой им. Гаевого. В городе — 33 строительные организации, работают предприятия легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности. Молодежь города получает образование в 2 вузах, 5 техникумах и медицинском училище, 8 профтехучилищах и 62 школах. 3 музея, 3 кинотеатра и более 20 дворцов культуры и клубов, центров досуга и театров, представляют социально-культурную сферу.

Город назван именем выдающегося горного инженера, одного из основателей угольной промышленности Донбасса Петра Горлова (1839-1915 гг.). В 1868 году он был приглашен на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги для устройства угольных рудников. Здесь в 1871 году Горлов построил мощную Корсунскую копь, известную впоследствии как шахта «Кочегарка». Возникшие вокруг нового рудника горнозаводской поселок и железнодорожная станция в середине 1880-х годов были названы в честь Петра Николаевича — Горловкой.

В 1999 году благодарные потомки, признав заслуги выдающегося горного инженера, установили в городе, чье имя носит город, памятник Петру Николаевичу Горлову.

Областной город Горловка находится в Донецкой обл. Украины на берегу р. Корсунь. В городе имеется ж/д. узел.

Город Горловка является центром Горловско-Енакиевской агломерации.

Население города по данным 2001 года составляет почти 292 тысячи человек. 15.3% населения говорят на украинском языке. Население города по данным начала 2007 года составляет 272 тысячи жителей. По сравнению с данными 1989 года число жителей уменьшилось на 16% главным образом из-за оттока населения и низкого уровня рождаемости.

Уровень рождаемости составляет 6/6 на одну тысячу человек, уровень смертности составляет 18/6 человек на одну тысячу, естественная убыль составляет 12 человек на одну тысячу.

Что ж после очень краткого описания, я предлагаю, нам окунутся непосредственно в саму историю города Горловки.

Территория современного города Горловки начала заселяться в начале 18 века казаками Запорожья и беглыми крестьянами. Кроме того, во второй половине 18 века здесь основывали поселения славяно-сербские полки из сербов, славян, хорват, словенцев, которые создавались для укрепления российских границ.

В 1754 году появляется с. Государев Байрак. В 1776 году зимовники хутора, расположенные в Сухом Яре и Жёваном Лесе объединяются в слободу Зайцево. Территории села Государев Байрак и слободы Зайцево находятся в черте современного города Горловки. В 1795 году их население составляло 6514 жителей. В период с 1800 по 1805 годы были образованы хутор Щербиновский, хутор Нелеповски, слобода Железная. В начале 19 века на данной территории обнаруживаются залежи угля, появляются небольшие крестьянские шахты.

Прошу пройти в автобус.

В 1867 году начинается строительство Курско-Харьковско-Азовской ж/д и на данной территории появляется рабочий посёлок, который был назван в честь инженера Горлова — Горловкой. В поселке строятся бараки, мастерские и т.д., начинается добыча угля в промышленных масштабах. В период 1871 по 1874 годы была возведена шахта «Корсунская копь 1» («Кочегарка»), которая включала в себя 2 шахты. В 1879 году на этом крупнейшем предприятии угольной промышленности Донбасса трудилось больше 1000 рабочих, добывалось около 80 тысяч тонн угля. В 1889 году было создано «Общество южнорусской каменноугольной промышленности», которое добывало 42 миллиона пудов угля и 12миллионов пудов кокса.

В 1879 году было обнаружено месторождение киновари, к 1886 году была построена шахта и завод, производящий ртуть. В 1889 году был возведен рудник № 5 «Альберт», в 1897 году — шахта № 7 «Альфред», а также машиностроительный завод. У завода образовался рабочий посёлок на три тысячи рабочих. На территории основываются алебастровый, кирпичный, цементный заводы, вокруг которых появляются рабочие посёлки, постепенно объединяющиеся в один город.

В 1897 году в центральной части города открывается «Клуб-театр собрания служащих», который стал местом выступления артистов, самодеятельных спектаклей, вечеров отдыха. В 1898 году население Горловки составляло 7 тысяч жителей. В декабре 1905 года здесь произошло одно из крупнейших вооружённых восстаний рабочих против самодержавия.

В 1930 году в городе функционировало пятьдесят предприятий, на которых было занято 13 тысяч рабочих. В тот момент в данном заштатном городе проживало 30 тысяч человек. В центральной части города находились дома владельцев заводов и шахт, инженеров, казармы и типовые дома рабочих (всего 18 линии по 70 домов). Приблизительно10 тысяч рабочих жили в убогих полуземлянках или сараях. В городе были открыты три больницы, рассчитанные на 80 коек, 2 церковноприходских, 4 заводских и 10 2-хклассных земских школ, а также штейгерская школа, клуб и т.д.

В 1925 году посёлки были объединены в районный центр Горловка, население которого составляло 27 тысяч жителей. Шахты города добывали 2 миллиона тонн угля ежегодно. В 20-е – 30-е годы XX века в городе были реконструированы старые заводы и шахты, появились новые предприятия. Например, в 1928 году был построен новый коксохимический завод, в 1932 году была открыта шахта им. Румянцева, в 1933 году появились шахта «Кочегарка», азотно-туковый завод им. С. Орджоникидзе, открыт на машиностроительном заводе цех, где производились врубовые машины. В 1941 году начала свою работу шахта № 4-5 «Никитовка».

В 1929 году открывается горный техникум, базой которого стало штейгерское училище. В 1932 году Горловка получила статус города.

К 1940 году в Горловке функционировали 10 крупных заводов, 13 шахт, которые ежегодно добывали 7 миллионов тонн угля. Население города составляло 182 тысячи жителей. К началу ВОВ в городе были построены системы водопровода и канализации, имелась типография, почтамт, универмаг, 2 бани, гостиница, спортивный стадион и т.д. В 1932 году здесь появилась трамвайная линия, протяжённость которой составляла 8 километров. В городе работали 6 больниц, 3 роддома, санаторий для детей, 3 станции скорой помощи, 54 детсада, 68 школ, 22 Дворца культуры, 25 библиотек. В начале 30-е годов в городе были открыты медицинский рабочий факультет, рабочий факультет искусств, училище общественного питания, Высшие инженерно-технические курсы (отделение), отделение Промышленной академии и т.д.

Во время ВОВ город находился в оккупации с 29 октября 1941 года по 5 сентября 1943 года.

К 1950 году в Горловке были восстановлены системы водопровода и канализации, начала работать электрическая сеть, открылись после восстановления школы.

После ВОВ в Горловке были возведены новые жилые районы, которые находились в отдалении от предприятий промышленного комплекса, была улучшена система водоснабжения, проведена реконструкция канализации. Кроме того, велись активные работы по восстановлению школ, детских садов, клубов и т.д. В 1954 году в город Горловка был переведён педогогическиий институт иностранных языков. В период с 1956 по 1958 годы в городе были открыты 6 шахт, ремонтно-механический завод, 3 бетонных завода, завод по переработки древесины, 11 цехов. В 1959 году в городе был открыт художественный музей. В период с 1959 по 1965 годы здесь были возведены и реконструированы 18 предприятий.

Ну что ж, друзья, я вам предлагаю посетить один из самых больших в Украине концернов, который находится в Горловке. Прошу вас пройти в автобус.

У ОАО «Концерн Стирол» большая история. Я попытаюсь немного вам рассказать об истории «Концерн Стирол».

В 1929 году в рамках первого пятилетнего плана были начаты геолого-изыскательские работы и проектирование завода. 23 апреля 1933 года азотно-туковый завод (АТЗ) — так тогда назывался концерн «Стирол», первым в бывшем СССР начал выпуск аммиака из коксового газа. Построен цех № 1 был по проекту зарубежных фирм, использовалось зарубежное оборудование. Через два года завод достиг проектной мощности, к 1940 году производство аммиака увеличилось в пять, а азотной кислоты — в тридцать раз.

В октябре 1941 г. после начала войны Горловский АТЗ отправился на восток — в относительно безопасный тыл.

60-е годы были периодом становления и развития органической химии. В строй были введены цехи по производству суспензионного, блочного и вспенивающегося полистирола. В марте 1966 г. начало работу новое производство минеральных удобрений — цех № 3″А», выпускающий гранулированную аммиачную селитру.

4 мая 1966 г. Горловский азотно-туковый завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1976 г. завод переименован в производственное объединение «Стирол».

Рубеж 70-х и 80-х годов стал временем второго рождения завода: были введены новые крупнотоннажные агрегаты по производству серной кислоты, аммиака, карбамида. Выпуск аммиака вырос втрое, а минеральных удобрений — в два раза.

С конца 80-х годов ПО «Стирол» приступило к работе, связанной с изменением формы собственности. Акционирование предприятия было прервано в 1991 г. с распадом Союза. По вновь принятым законам украинского государства вся деятельность, связанная с изменением формы собственности, была приостановлена. В течение двух с небольшим лет руководство предприятия добивалось возобновления этого процесса.

Горловка, о которой не пишут

Люблю возвращаться в старое время. Додевайсное. Домобильное. Доинтернетное. Оставлять в одиночестве телефон, выходить из дому и гулять пятиэтажными улицами и панельными дворами. Бурить взглядом угольные пласты лиц, заходить в звенящие колокольчиками магазины, сидеть на разрисованных маркером скамейках и говорить с незнакомками в трамвае. Снова превращать Горловку в большой и неизвестный мне город. Заново открывать его и искать необычные места. Удивлять себя ассиметричными изгибами улицы Светлая, поражаться уютным дворикам Малой Кирова, изучать заброшенные двухэтажки Семидорожек, теряться в дачной автономии улицы Оленина и не верить своим глазам при виде горняцких бараков на «5 шахте». Да, я люблю глаголы в своем городе – слушать, спорить, вдыхать, смотреть, ходить, петь, читать, жить и еще многое-многое другое.

Когда меня спрашивают о том, какой бы город мира я хотел увидеть, то я честно отвечаю – Горловку. Я до сих пор так и не посмотрел ее всю. А это, поверьте, для меня намного интереснее, чем по два часа автобусным туристом галопировать фасады Парижа, Вены или Милана. Зачем? Я в любой момент могу посетить Дрезден – так горловчане с любовью называют Дзержинск. Или, например, Калифорнию – та часть Калининского района, что находится за северной промплощадкой «Стирола». Там живут суровые и так непохожие на жителей ЦГР люди. Калиновка – это вообще иной мир, проводником куда служит призрачный трамвай восьмого маршрута. Если во всей Горловке неформалы испокон десятилетий являлись штрафбатом маргинальной молодежи, то в Калиновке они – многочисленный авангард. Наша Калифорния до сих пор является неким центром горловской панк-культуры. В музыке, стиле жизни и социальной тенденции к анархо-протесту. Это рабочий район, со своей не терпящей слабости и конформизма атмосферой. Своими законами существования, резко контрастирующими с другими частями Горловки. Поэтому, несмотря на название «Калифорния», по внутренней своей сути Калиновка больше всего напоминает Манчестер или Ливерпуль (так говорят побывавшие и там, и там). Стоит хотя бы вспомнить группу «Базедова болезнь» (ныне «Солнечное сплетение») – абсолютно бесшабашные и до корней бород пролетарские ребята. Один из нестареющих и драйвовых локомотивов рокенрольного андеграуда химической столицы Донбасса.

Сестра-близнец Калифорнии – Бессарабка. Мало кто знает, но официально такого названия нет. Это поселок шахты им. Изотова. Но если Калиновка – это пролетарский поселок, то Бессарабка – уже субпролетарский. Иными словами, жители постиндустриальных районов, которые теряют классовую рабочую принадлежность и все больше втягиваются в нелегальную или криминальную сферу деятельности. Тем не менее, для меня Бессарабка остается интересным районом. Со своими неизменно врезающимися в память двухэтажками в «серых» шубах и с трапецевидными эркерами. Долго пытался узнать — почему же Бессарабка? Но так мне никто и не ответил. Говорят, что здесь еще до войны селились выходцы из Молдавии. Вполне возможно. Больше всего меня тут поражает местный парк, от которого остались только «античные руины» — арки, стены и основания колонн. Заросший и пустой, а, говорят, еще пару-тройку десятилетий назад в нем было даже колесо обозрения!

Не так далеко от этого поселка (в 2-3 км на юго-запад) находится поселок Комарово, в народе называемый просто – Курганка (возле которого я впервые увидел геодезический знак). Видимо, здесь некогда было расположено захоронение (скифское, сарматское или иной культуры – не знаю). Расположена Курганка совсем рядом с одним из самых мистических мест Горловки – Никитовским ртутным комбинатом. Заброшенные карьеры, красно-фиолетовые озера, превратившиеся в лесистые минисопки ртутные отвалы… Эти места можно исследовать бесконечно, открывая все новые и новые ущелья и укромные долины. Кстати, последний дальний карьер НРК – называется Черная Курганка. Зловеще не правда ли? А буквально в нескольких сотнях метров от него высится холм, который местные кличут «Черный бугор». Попав сюда в октябре-ноябре, складывается ощущение, что ты находишься на границе миров. Ткань реальности настолько тонка, что знающий человек способен прейти здесь на другую ее сторону. Диффузировать своей физической сущностью в мир духов.

Да что ж это я о мрачном. Заглянем вновь на другой конец Горловки. Поселок «Солидарность». Одной из его «изюминок» является…. Аргентина! Говорят, что в 1950-х сюда начали приезжать те наши соотечественники, которые волею судеб оказались во время Второй Мировой войны в этой южноамериканской стране (по другой версии дело происходило в 1970-х и это были эмигранты, которые бежали от преследований режима Хорхе Виделы). Пожили «аргентинцы» у нас до 1990-х и уехали (хотя далеко не все). Название так и прижилось. Многие рассказывают, что когда уже наши люди делали ремонт в выкупленных квартирах Аргентины (а они были «сталинской» планировки), то находили в стенах КГБшные прослушивающие устройства. Кстати, половина женщин из центра ездила сюда к «аргентинским» портнихам, которые на весь город славились своим мастерством кройки и шитья.

Читайте также  История кондитерских товаров (конфет)

Чуть дальше Аргентины находится Соцгородок. Уникальный тем, что там расположен шикарный, но недостроенный в 1994 году ГКХЗ, многоэтажный дом. Совсем недалеко от Соцгородка есть пруд с поэтическим названием… Байкал! Рядом с терриконами шахты им. Гаевого соседствует поселочек Кузнецовка. Но этимология такого названия никак не связана с ковкой металла, а происходит от сорта вишен, который тут довольно активно высаживали. Примечательная страница истории Кузнецовки и в том, что половина поселка находится под терриконом. В советское время было принято решение (из каких-то технических соображений) расширять отвал в сторону жилых домов, а потом и дальше, переселяя людей на 88 квартал и новые жилые массивы.

Кстати, что касается наших жилмассивов. Если глянуть на город с террикона, например, шахты им. Ленина (в народе именуемой «пятой»), то вы увидите, что основная часть Горловки – это одно, двух или пятиэтажные строения. Почему? Ответ прост – слишком много шахтных выработок под городом. Однажды даже провели глобальный архитектурно-строительный опыт – построили экспериментальный дом (с особым фундаментом и конструкцией) по проспекту Ленина на этих самых выработках. Что, спросите вы? Дом-то стоит, но со временем скособочился, пошел трещинами и чуток накренился. Кстати, в этом районе даже двухэтажки и частные дома покрыты трещинами. На этом, кстати, в центре города « жилищные эксперименты» не закончились. Быть может, кто-то помнит историю с многоэтажным домом на пересечении улицы Гагарина и проспекта Победы, где ныне находится магазин «Барс»? Так вот он таки ушел под землю. Часа в четыре утра начал медленно оседать и сложился, как карточный домик. Я даже встречал одного шахтера, который был жильцом этого дома. Рассказывал, что пришел со смены, как вдруг почувствовал что-то похожее на землетрясение. Выбежал, как и его соседи в домашней одежде на улицу, а дом-то того – тю-тю. Было это, говорят, где-то во второй половине 1980-х.

Поэтому расположение наших панельно-высотных жилых массивов – неслучайно. Они стоят на безвыработных площадках (либо там, где выработки на очень приличной глубине). Это ж/м «Комсомольский» (чаще говорят -«Комсомолец»), 88 квартал, ж/м «Строителей» (а не «Строитель», как его обычно именуется) и ж/м «Солнечный». Еще сюда можно прибавить и 245 квартал, который наполовину панельно-девятиэтажный, а наполовину 5-этажный. Что касаемо ж/м «Солнечный», а в народе «5 квартал», то тут тоже много путаницы. Старая часть «квартала» — это, в основном, хрущевки и «бессарабские» двухэтажки. Район улицы Космонавтов Волковых. Местные называют эту часть «старушкой», восточная же ее часть известна, как «Париж». Район, который ближе к рынку «Александрия» и конечной маршрута № 2 – это основная часть «5 квартала», который на самом деле… 405 квартал!

В километре от ж/м «Солнечный» на северо-восток находится поселок «Финские» (неофициальное название). На самом деле это часть поселка шахты им. Румянцева. Любопытно, что здесь находится улица… Прометея! Представляете себе, скольким шахтером здесь выклевал печень местный орел? Вообще, это очень интересное место, где на 90% живут горняцкие семьи. Здесь даже для мусорных контейнеров используют запаянные шахтные скипы, в крышках которых вырезаются квадратные дыры. Когда приходит время забирать мусор, то приезжает грузовик, ставит новый ковш, а старый грузит и увозит. Элементарно! Все это стоит увидеть, чтобы узнать этот город. На мой взгляд, с ним можно познакомиться именно так, по-другому это будут куски текста на обрывках газет, приклеенных к обтрепанной доске объявлений.

Или вот вы знаете, что нынешний центр Горловки, площадь Победы – это уже четвертый центр? В довоенное время главная площадь нашего города называлась Старобазарной (к середине ХХ века на ней осталась лишь водозаборная колонка и пустырь) и находилась она в районе нынешней Станции юных техников. От нее расходились мясной, мучной, аптекарский переулок, была и торговая улица. А ближе к машзаводу располагался район «Шанхай», снос которого увековечили даже в исторических хрониках. Потом центр сместился к остановке шахты Кочегарка (площадь Революции) и Свято-Никольскому храму. В 1950-х он был уже возле нынешнего здания «Артемугля», которое на тот момент являлось исполкомом. А еще позже на площадь Победы. С начала 2000-х центр Горловки неустанно перенимал район КСКЦ «Стирол»-Горловского горсовета-бульвара Димитрова. Последний, кстати, еще в начале 2000-х имел народное название «Бродвей». Так что еще чуть-чуть, и центр Горловки будет где-то на «Строителях».

История нашего города хоть и невелика, но стремительна и имеет много интересных деталей. Жаль, что никто до сих пор так и не удосужился написать о его забытых «народных» страницах. Вот кто помнит, как к предполагаемому приезду Брежнева (был вариант, что он поедет через Горловку из Днепропетровска в Луганск) вдоль 16 линии начали сооружать забор? Своеобразный «потемкинский» способ оградить очи вождя от «шахтерских шале» по пути. Но, генсек так и не проехал, а забор остался. К началу 1990-х его растащил местный народ на изгороди и стройматериал. А кто знает, что после Великой Отечественной войны Горловка заканчивалась там, где сейчас находится магазин «Брусничка» по улице Комсомольской? В тот момент на месте Сквера Энергетиков находился военный аэродром! Вплоть до середины 1960-х в районе центрального корпуса ГГПИИЯ был небольшой лес, и текла река! Да, как же я забыл иняз и его знаменитые корпуса – ЦК, «Бастилия», «Сорбонна», «Соловки». И еще вот такой момент, вы задавались вопросом что за «руины» находятся возле правой стороны от Кировского рынка? Это фундамент так и непостроенного нового общежития нашего института иностранных языков.

А еще ведь у нас, в Горловке есть два хутора! Стенки и Шевченко. Вот так неожиданно в промышленной Горловке два официально «зарегистрированных» хутора. А еще до войны между Аксеновкой и «Стиролом» находилась Русская слобода. Знали? Еще одна тайна стироловских окрестностей – Верина могила. Расположена она возле сульфатных отвалов и Поклонска. По сути это курган, возле которого были расположены каменные изваяния. Но мне как-то довелось от местных жителей слышать красивую легенду о похороненной здесь дочери помещика (который якобы высадил здесь Воробьевский лес для шахтных нужд). Я ее не помню и думаю, что это выдумка, но так приятно, что люди продолжают сочинять легенды. А вот, знаете, почему поселок «Химик» называют «Почтовый»? Местные говорят, что наш химзавод был настолько засекречен, что дома вокруг него называли для конспирации «Почтовый ящик». Название со временем сократилось до «Почтовый».

Надеюсь, что в будущем я услышу еще немало сказочных, легендарных и реальных историй о своем городе. Кто-то напишет его неофициальную историю, и мы узнаем много забавных и интересных рассказов. Очень хочу, чтобы в эту книгу вошли и «вечные наши места», как, например, Книжный магазин на пересечении пр. Ленина и ул. Пионерская. Или недалеко от него расположенной «Пельменной», которая пережила не только 90-е, но и войну. Или «невезучие места», как дом по ул. Кузнецова-Зубарева, 26. Знаете, об этом городе можно писать бесконечно. Даже если кто-то сомневается в его будущем, у него было замечательное прошлое.

Горловка.

Хотя Горловка — четвёртый по величине город Донбасса (260 тыс. жителей, было 340 тысяч), по площади сравнимый с Донецком, сказать о ней особенно нечего. Конгломерат посёлков длиной 25-30 километров, возникших независимо от друга (старейший — казачья слобода Байрак, 1757) и объединённый в 1925 году вокруг собственно Горловки — посёлка при Корсунской шахте (она же Кочегарка), которую начал разрабатывать в 1867-71 году инженер Пётр Горлов. Микрорайоны, промзоны, частный сектор, сталинский соцгород на двух проспектах — вот и вся Горловка.

В прошлых двух частях (первая, вторая) мы прошлись по промзонам на дальней окраине Горловки. Ехать туда из центра около получаса — почти как до Донецка. На обратном пути немного поснимал из окна автобуса. На километры тянутся вот такие вот серые микрорайоны без единой новостройки и частный сектор за высокими заборами:

На горизонте — леса коптящих труб и хребты терриконов. В Горловке работает десяток шахт и крупнейший на Украине химический завод «Стирол», действительно гигантский. Вот этот кадр снят немного в другой части города, но виды один в один те же:

Канал Северский Донец — Донбасс, снабжающий водой собственно Донецк. Стоящую на водоразделе Горловку он пересекает по трубам, которые в одном месте проходят даже над железной дорогой (см. прошлую часть). Если за городом трубы покрашены, здесь они беспросветно ржавые.

А ехали, созерцая всё это, мы на примерно таком автобусе — автопарк Горловки отличается обилием раритетов:

И вышли на площади Ленина с администрацией и автодорожный институтом:

Напротив — местная «китайская стена» то ли конца 1980-х, то ли середины 1990-х:

Мы на проспекте Победы — одной из двух параллельных осей, на которых стоит центр Горловки. Пойдём в сторону, противоположную той, в которую были сняты два кадра выше.

Здесь преобладают хрущовки и ободранные сталинки, а едва ли не самым впечатляющим элементом мне показались каменные лавочки, в каждом квартале оформленные индивидуально:

В подъезде слева — Музей Миниатюрной книги, в индустриальной глубинке кажущийся чудом. Коллекцию ещё в советское время начал собирать местный инженер Венеамин Розумов, а в 1996 году коллекция стала государственным музеем. Здесь хранится около 8000 книг, ни одна из не крупнее 10 сантиметров, а некоторые размером с маковое зерно. Мне в это поверить трудно, а своими глазами не видел — музей в воскресение оказался закрыт. Есть в Горловке и ещё несколько музеев, местный художественный едва ли не лучше, чем в Донецке.

Дальше — круглый сквер, судя по всему являющийся и главным городским променадом. Орден Победы, квадратный фейс Януковича — эх, что ж мой журнал не читает maxdz ?!

В скверике был снят и вводный кадр поста. А здесь я вообще-то лавочку фотографировал, сгонять с неё девочек показалось неудобно. Ладно, думаю, девочки симпатичные, и не обидятся на появление своей фотки в интернете:

Дома вокруг сквера:

И уходящий дальше проспект Победы, превращающийся в мощный сталинский ансамбль:

Хотя, справедливости ради, сталинская Горловка меня не впечатлила. Нет-нет, я люблю сталинскую архитектуру и немало постов в этом ЖЖ посвящены её ансамблям, но в Горловке какое-то оно всё. обычное, что ли? В общем, среди сталинских соцгород это типичный «крепкий середняк»:

К тому же, весь ансамбль — одна улица, за красной линией начинается частный сектор:

Памятник самому Петру Горлову — сразу видно, что горный инженер на службе буржуазии:

Первомайская улица ведёт к автовокзалу, откуда мы собирались ехать в Енакиево. Но я подумал, что раз уже в музей миниатюрной книги всё равно не попали — лучше ещё погулять по Горловке, и мы пошли в противоположную сторону (налево по ходу нашего движения):

Первомайская — типичный пейзаж вне двух главных проспектов:

Закопчённые домики, частный сектор с палисадниками. Можно и так — параллельная улица Изотова. В одной из пятиэтажек находится музей поэта Василя Стуса, умершего в Перми-36.

На Первомайской же запомнилась больница — скульптура перед её входом понравилась мня в центре Горловки, наверное, сильнее всего:

В конце улицы — Центральный рынок с главным корпусом в сталинском здании. В современной Горловке, стоящей на перекрёстке дорог — не менее важное предприятие, чем «Стирол». Вокруг базара на несколько кварталов тянется несусветный гадюшник:

Проспект Ленина в целом похож на проспект Победы, только ещё и с трамвайными путями. Здесь находится самое внушительное здание Горловки — бывший ДК бывшей шахты «Кочегарка»:

Дальше мы сели на автобус и поехали в Енакиево, таким образом в итоге преодолев всю длиннющую Горловку из конца в конец. Из окна маршрутки, тем более когда едешь стоя, а на тебя все пялятся много заснять не удалось. Но всё-таки поймал террикон «Кочегарки» — оплывший, ступенчатый, покрытый лесом и в общем являющийся уже историческим памятником. Сама Кочегарка закрылась в 2001 году. Вдалеке краешком виден «Стирол». Вообще, об этой части города есть хороший репортаж griphon_275, включащий также виды с террикона и общение с местными шахтёрами-неформалами (а думали, так не бывает?).

Сидевший у окна дяденька спросил:
-Ты часом не шпион американский?
За меня ответил frankensstein :
-Русский!
Я объяснил:
-Да на ходу таким фотиком ничего полезного шпионажу снять нельзя.
-Ну тогда ты наверное зелёный!
Хотя в целом разговор проходил весьма миролюбиво, может быть потому, что со мной были обаятельная Алиска и очевидно местный Франкенштейн. В итоге убедил окружающих, что пишу книгу о старопромышленных районах, и мне наперебой начали советовать съездить в Мариуполь, Луганск, Святогорск и далее по списку.
И всё же невероятно, но факт: в Восточной Украине многие боятся шпионов, причём непременно американских. Кадр с тётенькой в автобусе, читающей «доктрину Даллеса», я уже приводил. Что ж, видимо это человеческое свойство — бояться кого-то Чужого, будь то террористы, шпионы, русские оккупанты или ещё кто-нибудь.

Между Горловкой и Енакиево пристроился ещё и посёлок Карло-Марксово (11 тыс. жителей), известный с 1783 года и до 1924 года называвшийся Софиевкой. Здешняя шахта имени Карла Маркса (изначально Софиевская) — чуть ли не старейшая сохранившаяся в Донбассе: основана в 1858 году. Показательно, что до отмены крепостного права и постройки железных дорог чугунолитейный завод и шахту на своих землях основала помещица София Раевская.

Читайте также  Физиологические основы поведения человека

Карло-Марксово считается частью Енакиева, а фактически все три города образуют единое целое с непрерывное застройкой. Да и не три, а больше. Горловскую агломерацию также иногда называют Старый Донбасс — это сердце угольного края. Ну а Енакиево — это даже не квинтэссенция Донбасса, а Донбасс в квадрате. Его в следующей части и осмотрим.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма и окрестности..
Донецк. Старая Юзовка.
Донбасская глубинка. Никитовский ртутный комбинат.
Донбасская глубинка. Шахта имени Изотова.
Горловка. Центр города.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск. Каскад.
Луганск. Старый город.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.

Города Донецкой области

флаг

Герб

Город Горловка

Памятник основателю города Горловка
— Горлову Петру Николаевичу

Мэрия Горловки

Открытие памятника в Горловке
воинам погибшим в Афганистане

Храм Спаса Нерукотворного в Горловке

Памятник Изотову

Горловка — город областного подчинения, один из крупнейших промышленных центров Донецкой области. Горловка расположена в 50 км от областного центра Донецка. Железнодорожный узел. Город делится на три района: Центрально-Городской, Никитовский и Калининский.
Находится: Украина, Донецкая область.

Город Горловка находится на западных отрогах Донецкого кряжа. По территории города протекают 29 рек. В городе находятся истоки рек:

  • Лугань (приток Северского Донца),
  • Бахмут (приток Северского Донца),
  • Корсунь (приток Крынки).

Все реки бассейна Азовского моря.

В 2009 году Горловка отметила свое 230-летие. Впервые о людях, некогда населявших территорию будущего города, было упомянуто в 1779 году. Пионерами заселения территории современной Горловки следует считать запорожцев. Первые упоминания о казацких зимовники в балках Железная, Сухая, Житний Яр и Байрак относятся к 1696 — 1702 годам.

На месте зимовников в 1776 году были сформированы государственные села Зайцево и Железное. Население их составили запорожцы, украинские и русские крестьяне. Зайцево в 1785 году получило второе название — Никитовка, в честь Никиты Девьятилова, переселенца из Курской губернии. К концу 19 века Зайцево, Железное и Государев Байрак были крупнейшими многолюдными селами Бахмутского уезда.

С 1803 по 1807 гг. крестьяне Железного и Никитовки начали добычу каменного угля. Но индустриальное развитие края началось только с появлением железных дорог.

В 1868 — 1869 годах через земли крестьян сел Железное, и Зайцево прошла линия Курско – Харьковская — Азовской железной дороги. Строитель дороги С.С. Поляков обязался построить завод, рудники и прииски вдоль дороги, для чего был приглашен инженер П.М. Горлов. Он усовершенствовал добычу угля на двух шахтах, находившихся вдоль железной дороги, а в 1871 — 1873 годах построил шахту «Корсунский рудник № 1» (шахта «Кочегарка»), которая по техническому оснащению и организацией горных работ была одной из лучших в Донбассе. В честь Петра Николаевича Горлова и был назван город. По его инициативе в Горловке в 1878 году было открыто Горное училище для подготовки специалистов для горной промышленности.

В 1895 году началось строительство машиностроительного завода для производства шахтного и металлургического оборудования. В это же время инженером М. М. Глебовым был возведен завод по обжигу доломита. Вокруг него обосновалось поселок Гольма.

Горловка становится крупным горнозаводским центром, принадлежащий обществу Юго-Российской каменноугольной промышленности. В начале 19 века в Горловке насчитывалось более 10 тысяч рабочих, а в 1916 году Горловка получила официальный статус заштатного города, в котором проживало более 30 тысяч человек.

После Октябрьской революции 1917 года крупные предприятия Горловки были национализированы, основное внимание уделялось восстановлению предприятий, разрушенных во время гражданской войны.

С конца 20-х годов 20 века начинается интенсивное развитие угольной отрасли: открываются новые шахты, активизируется массовое социалистическое соревнование за ударный труд. 4 апреля 1932 Горловка получила статус города и стала городом областного подчинения.

Значительно меняется социально-культурный облик Горловки. Методом народной стройки были сооружены первая восьмикилометровая трамвайная линия и стадион, появилось автобусное сообщение. В 1934 году в Горловке открылся городской аэроклуб. Семь спортивных обществ объединили более 20 тысяч спортсменов.

Мирная жизнь горловчан было прервано Великой Отечественной войной. Основные предприятия Горловки перестроили свою работу на военный лад. Как никогда нужен был уголь, и горловские шахтеры горячо подхватили инициативу — работать и за себя, и за товарищей, ушедших на фронт.

В конце октября, когда возникла непосредственная угроза Донбасса, оборудование промышленных предприятий было эвакуировано в Кемеровскую и Челябинскую области, в Киргизию и Узбекистан.

С 29 октября 1941 года по 5 сентября 1943 гг. Горловка находилась в оккупации итальянскими частями, союзниками фашистской Германии. На фронтах Великой Отечественной войны отличились многие горловчане:

  • 23 из них удостоены звания Героя Советского Союза,
  • 8 воинов стали полными кавалерами орденов Славы.

В их честь названы улицы города.

Сразу после освобождения Горловки от фашистских захватчиков началось ее восстановление. Далеко за пределами Донбасса была известна бригада девушек шахты № 19 — 20, которые бросили клич: «Девушки и женщины, — в забой!» И пошел Горловский уголек, нарубленный хрупкими женскими руками, в помощь восстановлению разрушенного хозяйства. За послевоенные пятилетки полностью было восстановлено все жилье, коммунальное хозяйство, школы и дошкольные учреждения, объекты культуры и здравоохранения.

Горловка росла, строилась, вводились в эксплуатацию новые шахты, заводы, предприятия. Появились новые микрорайоны:

  • Солнечный,
  • Строителей,
  • Восточный,
  • Комсомольский.

Промышленность города включает более 50 предприятий различных форм собственности:

  • ОАО «Концерн Стирол»,
  • ГП «Артемуголь»,
  • ЗАО «Горловский машиностроитель»,
  • ОАО «Ново-Горловский машиностроительный завод»,
  • ОАО «Горловский завод« Реммаш »,
  • ОАО« Пантелеймоновский огнеупорный завод »,
  • НПП« Фильтр ».

Пищевая промышленность представлена ЗАО «Горловский мясокомбинат» и 2 хлебозаводами.

В городе качественная и хорошо развитая сфера торговли и общественного питания: 822 предприятия розничной торговли, 304 — общественного питания, 201 — оптовой торговли. Кроме того, на территории города функционируют 38 рынков и торговых рядов. Старейшие предприятия торговли — ЗАО ТД «Пассаж» (1937 г.) и ЗАО ТД «Веста» (1955 г.).

24 сентября 1968 года город Горловка был награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР за успехи в хозяйственном и культурном строительстве, в развитии угольной промышленности и в связи с 100-летием.

В 1982 году Центральным Комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ город был награжден переходящим Красным Знаменем как победитель во Всесоюзном социалистическом соревновании за достойную встречу 60-й годовщине СССР, успешное выполнение годового плана экономического и социального развития.

В 1983 году Центральным Комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ город был награжден переходящим Красным Знаменем как победитель во Всесоюзном социалистическом соревновании, за успешное выполнение плана экономического и социального развития за 1983 год.

Профессиональное образование представлено высшими учебными заведениями:

  • Горловским государственным педагогическим институтом иностранных языков,
  • автомобильно-дорожным институтом ДонНТУ,
  • Горловский региональный институт высшего учебного заведения «Открытый международный университет развития человека «Украина»,
  • Горловский филиал Межрегиональной академии управления персоналом;
  • Горловский техникум Донецкого национального технического университета,
  • Горловский техникум пищевой промышленности,
  • Горловский техникум Донецкого национального университета,
  • Горловский жилищно-коммунальный техникум,
  • Горловский машиностроительный колледж,
  • Горловское медицинское училище;

профессионально-техническими учебными заведениями:

  • Горловский профессиональный лицей сферы услуг,
  • Горловский профессиональный лицей,
  • Горловский профессиональный лицей строительства,
  • Высшее профессиональное училище № 37,
  • Горловский профессиональный лицей строительной механизации,
  • Профессионально-техническое училище № 88,
  • Горловский профессиональный лицей сферы услуг и торговли,
  • Горловский профессиональный горный лицей.

Известные люди Горловки:

  • Антип Петр Иванович — украинский художник и скульптор;
  • Бадоев Алан — кинорежиссер, клипмейкер, сценарист;
  • Волков Александр Александрович — летчик-космонавт;
  • Дюмин Александр Васильевич – музыкант;
  • Засядько Александр Федорович (1910 — 1963 гг.) — министр угольной промышленности СССР и УССР;
  • Пономарев Александр Семенович (1918 — 1973 гг.) — советский футболист и футбольный тренер, 2-й лучший бомбардир чемпионатов СССР;
  • Пономарев Руслан Олегович — украинский шахматист, чемпион мира по шахматам в 2002, заслуженный мастер спорта Украины;
  • Ребров Сергей Станиславович — футболист;
  • Рейзен Марк Осипович (1895 — 1992 гг.) — оперный певец, народный артист СССР (1937 г.);
  • Хайчин Юрий Дмитриевич (1958 — 2005 гг.) — знаток «Что? Где? Когда?», главный редактор газеты «Игра»;
  • Шевченко Аркадий Николаевич (1930 — 1998 гг.) — советский дипломат. Чиновник высокого ранга, из числа бежавших на Запад в годы Холодной войны.
  • Урочище Софиевское;
  • Балка Поклонская.

История Горловки

Сотни найденных курганов на территории города, дают учёным основание говорить о том, что здесь несколько тысяч лет назад жили древние люди. На сегодняшний момент многие из этих захоронений тщательно изучаются. Археологи находят останки костей, утварь, украшения. В раннем средневековье здесь селились племена и народы, пришедшие с севера, но они быстро менялись и не оставили после себя практически никаких следов.

Только с XVII века, с приходом запорожцев и беглых крестьян, были основаны хутора вдоль Кодымы, Железной и Корсунь. На протяжении века они постепенно осваивают эти земли. В XVIII веке правительство Российской империи, для укрепления западных границ государства, формирует здесь полки на поселении. В их состав входят сербы, словенцы, хорваты, русские и украинские крестьяне, казаки. Некоторые из этих поселений и жили на территории современной Горловки.

В 1754 году образуется первое село, которое назвали Государев Байрак. Через двадцать лет населённые пункты Сухой Яр и Жёваный Лес объединяются в слободу Зайцево, а её южную часть Никитовка. Переселенцы из Харькова организуют слободу Железную. В начале XIX века были найдены залежи угля и стали организовываться крестьянские шахты.

После строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, был основан посёлок, станция, позднее названные Горловкой, и рудник Корсунская Копь. Это было первое и крупнейшее предприятие на территории города, которое тогда состояло из двух шахт. В 1879 году здесь работало более тысячи шахтёров. За десять лет производство увеличилось в миллионы раз и было организовано «Общество южнорусской каменноугольной промышленности». В том же году был обнаружен минерал киноварь. А в 1886 году оборудована шахта под его добычу и первый в России завод по производству ртути.

В конце века открыт машиностроительный завод, вокруг которого обосновался рабочий посёлок для трёх тысяч человек. Промышленность развивалась в эти годы быстрым темпом, что повлияло в свою очередь на рост рабочих посёлков вокруг заводов, рудников и шахт. По данным на 1898 год в городе проживало 7000 человек.

В год первой Российской революции, в Горловке состоялось самое крупное вооружённое восстание рабочих по всей Украине, направленное против самодержавия. Началось всё с заявления директора завода по машиностроению, который сделал объявление о сокращении рабочего дня, и как следствие зарплат. Рабочие, узнав о Декабрьском восстании в столице, организовали совещание, на котором решили, что 9 декабря созовут митинг. Группа городских большевиков поддержала это решение и помогла написать и расклеить листовки. На митинг собрались несколько тысяч рабочих и крестьян.

Ч лен стачечного комитета огласил им телеграммы о начале всеобщей стачки, которая бы поддержала Московских коллег в их борьбе с царским режимом. Был избран распорядительный комитет, который фактически являлся Советом рабочих депутатов, председателем которого стал большевик Глушко Е.И.

На «Корсуньской копи №1» и заводе наспех были организованы рабочие дружины. В кратчайшие сроки было собрано более тысячи рублей на покупку оружия, которое купили в тот же месяц в Таганроге. 16 декабря состоялись главные события. Рабочие, угрожая оружием директору завода, заставили его отменить ранее принятые решения. Вскоре туда прибыли солдаты, которые по приказу пристава начали стрелять по бастующим. В итоге 18 человек было убито, многие ранены.

Но на этом восстание не завершилось. Руководители стачки разослали по округе депеши с просьбами о помощи и на следующий день в городе оказались дружинники с оружием. В тот же день они напали на казармы царских войск. В какой-то момент восставшие побеждали, но прибывшее подкрепление в лице запорожских казаков помогло оттеснить дружинников к вокзалу. В результате десятки человек погибло.

В 1925 году из разрозненных посёлков на довольно большой территории был создан районный центр Горловка, объединяющий более 27 тысяч жителей. В эти годы в Горловке реконструировались старые предприятия и открывались новые, промышленное строительство из года в год всё нарастало. И к 1932 году районный центр признали городом.

Накануне Второй Мировой Войны численность жителей приближалась к двумстам тысячам человек, которые жили на ста квадратных километрах. В городе существовала всевозможная инфраструктура, это и водопровод, типография, трамвай, и почтамт, универмаг, стадион. Кроме того работали шесть больниц, несколько родильных домов, три станции скорой помощи, более полусотни детских садов, 68 школ, 25 библиотек.

Оккупация города продолжалась чуть менее двух лет, с 29 октября 1941 года по 5 сентября 1943 года и уже в 1950 году практически все главные объекты были восстановлены. Постепенно жилые районы начали строить вдали от предприятий, и город получил те очертания, которые он имеет сейчас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: