Гражданская оборона Российской Федерации - ABCD42.RU

Гражданская оборона Российской Федерации

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

    Руководство гражданской обороной

Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации


Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

Федеральные конституционные законы

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ
«О гражданской обороне»

С изменениями и дополнениями от:

9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23 декабря 2010 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 29 июня, 30 декабря 2015 г., 1 мая 2019 г., 23 июня, 8 декабря 2020 г., 11 июня 2021 г.

Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года

Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ

Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

12 февраля 1998 г.

Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. Гражданская оборона в смысле настоящего Закона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Устанавливается, что гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу. Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях. Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 19 февраля 1998 г. N 32-33, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 799

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 23 июня 2020 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июня 2020 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного закона

Федеральный закон от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ

Гражданская оборона. Основные задачи. История.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

— защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

— координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

— создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

— повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

— поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

— специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

— обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

— эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

— организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

— обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

— Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

— В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

— В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

— Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

— В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Лекция 3.1. Гражданская оборона, определение, основные понятия, структура, задачи

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по под­готовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценно­стей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих в военное время. ГО РФ функционирует в соответствии с положениями Конституции РФ, Закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 года. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны.

Основные задачи ГО:

1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие их;

3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5. осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;

6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие их;

7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и приня­тие других необходимых мер;

8. борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие их;

9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическо­му, биологическому и иному заражению;

10. обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;

11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их:

12. восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в воен­ное время:

13. срочное захоронение трупов в военное время;

14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необхо­димых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

15. обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Структура и органы управления ГО

Гражданская оборона организуется по территориально-производ­ственному принципу на всей территории Российской Федерации с уче­том особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприя­тий, учреждений и организаций (схема 7).

Территориальный принцип заключается в организации ГО на тер­риториях республик, краев, областей, городов, районов, поселков со­гласно административному делению Российской Федерации.

Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Пра­вительство Российской Федерации, в субъектах и муниципальных образованиях – их главы; в учреждениях, организациях, на предприятиях – их руководители.

В Российской Федерации непосредственное управление ГО возло­жено на МЧС России.

Силами и средствами ГО являются:

  • воинские формирования, объединённые в войска ГО;
  • гражданские невоенизированные организации (формирования ).

В гражданские невоенизированные формирования могут быть зачислены:

мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих с началом войны призыву в действующую армию, инвалидов, беременных и женщин, имеющих детей до 8 летнего возраста, а женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-х летнего возраста.

В составе ГО наряду с другими службами существует и функционирует

медицинская служба Гражданской обороны — МСГО.

К силам и средствам МСГО относятся:

а) медицинские формирования; б) медицинские учреждения.

Медицинские формирования ГО.

«Формирований» в повседневной жизни нет – они создаются (формируются) в случае реальной необходимости. Предназначены для работы непосредственно в очагах поражения. Подразделяются на: объектовые и территориальные.

  • Объектовые – санитарные посты, санитарные дружины, отряды санитарных дружин. Они создаются на объектах экономики, в учреждениях, на предприятиях из немедицинских работников — обычных сотрудников. Используются только в масштабе своих предприятий, учреждений.
  • Территориальные– создаются на базе медицинских учреждений из числа медицинских работников.

Используются для выполнения задач в интересах области, края, города, района на наиболее важных участках. К ним относятся: медицинские отряды, подвижные госпитали, бригады и отряды специализированной медицинской помощи, сан-эпид. отряды (СЭО) и бригады (СЭБ).

Медицинский отряд (МО) – основное подвижное территориальное формирование МСГО. Предназначен для оказания первой врачебной помощи на границе очага. Медицинские отряды создаются на базе больниц, поликлиник.

В структуре МО развёртываются отделения: приёмно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуационное, лабораторное, частичной санитарной обработки.

— Медицинские учреждения ГО – «учреждены» и в существующем виде используются в ЧС мирного и военного времени.

К ним относятся: лечебные учреждения больничной базы, станции переливания крови (СПК), центры Роспотребнадзора, аптеки и склады, учебные заведения.

Что такое гражданская оборона — ее назначение, цели и меры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Некоторые из вас еще помнят «железный занавес» – время холодной войны, которая разделяла мир на два противоборствующих лагеря: социалистический и капиталистический.

Именно в тот период все граждане СССР были готовы к «проискам империализма», даже, в том числе, к ядерной войне.

Создавались бомбоубежища, проводились учения, в которых участвовали не только взрослые граждане нашей страны, но и младшие школьники. Все мероприятия выполнялись в рамках ГО – гражданской обороны.

По окончании холодной войны страсти поутихли, международная напряженность спала, и меры ГО стали проводиться больше «для галочки».

В последние десятилетия волны экономического кризиса, которые время от времени сотрясают все без исключения страны, дестабилизируют и политические отношения между государствами. У нас опять появился потенциальный внешний враг.

Кроме того, природные катаклизмы (наводнения, пожары, засухи и т.д.) и техногенные катастрофы в нашей стране также происходят с завидной регулярностью.

Все это стало причинами того, что гражданская оборона вновь стала актуальной, а меры, предпринимаемые в рамках ГО – чрезвычайно важными. Сегодня поговорим о том, что такое гражданская оборона в наши дни, каковы ее цели и какие меры принимаются для ее укрепления.

Гражданская оборона — это .

Гражданская оборона – это комплекс мероприятий, направленных на защиту населения, культурных и материальных ценностей от внешней военной угрозы, от природных и техногенных катастроф.

В РФ принципы и меры гражданской обороны определяются на государственном уровне Федеральным Законом (ФЗ) № 28 «О гражданской обороне».

Данный законодательный акт прописывает:

  1. задачи ГО;
  2. принципы организации мероприятий ГО;
  3. полномочия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления (это что?), граждан страны;
  4. осуществление управления ГО;
  5. силы ГО;
  6. ответственность за неисполнение законодательных актов в области ГО.

Далее рассмотрим аспекты гражданской обороны немного детальней.

Задачи ГО

Перед гражданской обороной ставится множество задач и целей, выполнение которых должно осуществляться при военном конфликте, природных или техногенных катастрофах, т.е. при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС):

  1. подготовка населения страны к ГО (разъяснение, учения и др.методы);
  2. оповещение граждан о возможном или наступившем военном конфликте, о природной или техногенной катастрофе;
  3. обнаружение зоны бедствия, возникшей в результате ЧС;
  4. эвакуация населения, мат.ценностей, культурного достояния, документов в безопасные районы;
  5. обеспечение всего населения средствами защиты;
  6. проведение маскировки (световой и иной) жилых и производственных объектов в случае военных действий;
  7. выполнение аварийно-спасательных мероприятий;
  8. жизнеобеспечение населения в случае ЧС;
  9. тушение пожаров;
  10. санитарная обработка населения и обеззараживание материальных объектов;
  11. поддерживание правопорядка при ЧС;
  12. восстановление первоочередных систем жизнеобеспечения;
  13. захоронение трупов при ЧС;
  14. обеспечение готовности сил и средств ГО.

» alt=»»>

Как организуется гражданская оборона до наступления ЧС

Очевидно, что эффективная защита населения страны при любой чрезвычайной ситуации возможна только в случае заблаговременной подготовки сил и средств. Поэтому все мероприятия, необходимые к проведению при ЧС, должны быть спланированы и организованы заранее.

Гражданская оборона (т.е. оборона (защита) граждан) – это одна из главных функций государства.

Управление ГО осуществляется на нескольких уровнях:

  1. на федеральном уровне – Национальным центром управления в кризисных ситуациях;
  2. на региональном уровне – территориальными центрами управления в кризисных ситуациях, подконтрольные Национальному центру.

При этом государственная и исполнительная власть, а также организации и граждане имеют определенные обязанности в рамках ГО:

  1. Президент РФ:
    1. определяет направления гос.политики в рамках ГО,
    2. утверждает план ГО,
    3. вводит в действие план ГО при наступлении ЧС в стране или ее отдельных регионах,
    4. утверждает состав, структуру (это что такое?) и штат спасательных воинских и гражданских формирований;
  2. Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти:
    1. руководят ведением ГО,
    2. формируют законодательную базу ГО,
    3. дифференцируют регионы (это как?) страны по группам ГО в зависимости от численности населения и наличия там предприятий, важных для экономики и обороноспособности государства,
    4. определяют порядок эвакуации населения и мат.ценностей,
    5. определяют порядок формирования материально-технической базы для выполнения мероприятий в рамках ГО (строительство защитных сооружений, убежищ, накопление и хранение средств индивидуальной защиты, мед.оборудования, лекарств, продовольствия),
    6. устанавливают приведение сил ГО в готовность и в повышенную готовность;
  3. власти субъектов РФ:
    1. организуют и выполняют мероприятия по ГО, в том числе – осуществляют подготовку населения своего субъекта,
    2. поддерживают в постоянной готовности систему оповещения и материально-техническую базу ГО, дислоцированную на территории своего субъекта РФ,
    3. планируют мероприятия по эвакуации населения и мат.ценностей,
    4. формируют планы по поддержанию функционирования значимых организаций и предприятий при возникновении ЧС,
    5. создают и осуществляют хранение материальных средств и продовольствия на случай ЧС,
    6. обеспечивают оповещение населения о потенциальной и наступившей ЧС;
  4. органы местного самоуправления:
    1. проводят мероприятия по ГО, в том числе – подготовку населения, в рамках своего муниципального образования (это что?),
    2. поддерживают в работоспособном состоянии системы оповещения населения и проводят оповещение в случае необходимости,
    3. выполняют мероприятия по подготовке населения и мат. ценностей к эвакуации при возникновении ЧС,
    4. подготавливают предприятия к работе в условиях ЧС,
    5. создают и обеспечивают хранение запасов продуктов, средств индивидуальной защиты, мед.принадлежностей и медикаментов;
  5. организации:
    1. проводят внутренние мероприятия по ГО, в том числе – по подготовке своих сотрудников,
    2. подготавливают свое предприятие к функционированию в условиях ЧС,
    3. создают и содержат материальные и продуктовые запасы на случай ЧС,
    4. организации, отнесенные к опасным производствам, создают свои нештатные аварийно-спасательные формирования, а также поддерживают в готовности средства локального оповещения о ЧС;
  6. граждане:
    1. проходят подготовку по ГО,
    2. участвуют в мероприятиях по ГО.

Неисполнение обязанностей по осуществлению мероприятий гражданской обороны карается в соответствии с российским законодательством.

Силы гражданской обороны

Силами ГО являются:

  1. специальные воинские формирования;
  2. подразделения пожарной службы;
  3. аварийно-спасательные службы;
  4. нештатные формирования ГО.

При наступлении чрезвычайной ситуации на подмогу к силам ГО по решению Президента РФ направляются штатные воинские формирования.

Финансирование ГО

Мероприятия по гражданской обороне финансируются из бюджета (это что такое?) того уровня, на котором они проводятся. Это значит, что мероприятия, осуществляемые федеральными властями, обеспечиваются из федеральной казны.

Мероприятия на уровне субъектов РФ – из бюджета этого субъекта, на уровне муниципалитетов – из муниципального, на уровне организаций – за счет самих организаций.

Вместо резюме

Что же требуется от нас, простых граждан, для обеспечения эффективной гражданской обороны?

В первую очередь – выполнять все требования государственной и исполнительной власти при наступлении чрезвычайной ситуации. Это позволит не поддаться панике при наступлении ЧС и, следовательно – минимизировать возможные людские и материальные потери.

Как говорится: «Все уже придумано до нас», созданы специальные инструкции по эвакуации, выживанию в экстремальных условиях и т.д. Требуется лишь тщательно выполнять предписания. Не нужно «бежать впереди паровоза», это может спровоцировать хаос и анархию.

И еще: читайте хоть иногда инструкции действий в различных чрезвычайных ситуациях. Они, как правило, размещены в визуальной доступности в общественных местах, в организациях и т.д.

Имея хотя бы минимальные знания, можно спасти себя, своих близких и просто незнакомых людей. Взаимная помощь в трудной ситуации – это то, что спасет человечество от вымирания.

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Гражданская оборона никуда не делась. Только теперь она больше направлена на устранение техногенных катастроф.

А каким образом готовят население к чрезвычайным ситуациям? Могли бы для этой цели использовать ресурсы федеральных телеканалов, к примеру, вести соответствующие передачи, как о здоровье.

4 октября — День Гражданской обороны МЧС РФ

4 октября в нашей стране отмечается День гражданской обороны МЧС РФ. Почему именно 4 октября? Дело в том, что именно в этот день в 1932 году в СССР была создана централизованная система МПВО (местной противовоздушной обороны). Одновременно с этим было утверждено и положение. Положение о МПВО предполагало строительство убежищ, формирование спасательных бригад, проведение работ по обучению населения действиям при атаке с воздуха.

Структура МПВО развёртывалась в системе наркомата внутренних дел. Местная противовоздушная оборона со дня своего создания начала охватывать крупные промышленные центры, города, важные объекты инфраструктуры. Фактически создание централизованной системы МПВО и послужило началом полноценного развития в стране гражданской обороны, что сыграло свою важную роль в годы Великой Отечественной войны. Подготовка населения к вероятным эвакуационным мероприятиям на случай авиационных бомбардировок позволила спасти сотни тысяч жизней от Минска и Киева до Ленинграда, Тулы и Москвы.

К 1961 году система местной противовоздушной обороны была преобразовано в систему ГО (гражданской обороны) СССР.

Для справки:
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Внимание уделялось уже не только защите от авиабомбардировок, но и защите от других вариантов потенциальной агрессии со стороны недружественных государств. Особое внимание уделялось подготовке советского населения к ядерному удару со стороны американских, как бы сейчас выразились, «партнёров». Отрабатывались действия местных органов власти по оповещению населения сигналами «Воздушная тревога», «Радиационная опасность», «Химическая тревога». Большое внимание уделялось тому, что гражданин должен с собой взять в убежище в случае поступления одного из этих сигналов или нескольких сразу.

Один из плакатов по тематике «Гражданская оборона СССР», связанный с защитой детей от оружия массового поражения:

Плакат «Гражданская оборона СССР», рассказывающий о правилах эвакуации населения в убежище:

Эти плакаты доходчиво разъясняли населению тот набор действий, которые необходимо предпринять для сохранения своей жизни, здоровья, а также для сохранения здоровья и жизни других людей. И эти незамысловатые иллюстрации и советы, так уж выходит, не теряют своей актуальности и по сей день. Если бы советские власти в апреле 1986 года не тянули с признанием чудовищной катастрофы на Чернобыльской АЭС, а своевременно сообщили населению об опасности, позаботясь об эвакуации не через несколько дней после взрыва и пожара, а в те же сутки, то, возможно, многие жизни были бы сохранены. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения, и сегодня никто даже из крупных специалистов не может достоверно сказать, на какое число людей негативно повлиял такой фактор как радиационное заражение местности. До сих пор эхо катастрофы, случившейся 30 лет назад, демонстрирует свои отголоски в Белоруссии, на Украине и в России.

Говоря о чернобыльской аварии, нельзя не упомянуть о том подвиге, который тогда совершили сотрудники чрезвычайных служб СССР, военнослужащие, медики, шахтёры, пожарные, строители, водители, связанные с ликвидацией последствий того, что произошло ночью 26 апреля 1986 года.

Деятельность в рамках гражданской обороны активно ведётся в нашей стране и сегодня. Мероприятия по ГО проводятся под эгидой МЧС России.

Так, в день Гражданской обороны начинается масштабная тренировка во всех без исключения субъектах РФ. Пресс-служба МЧС сообщает о том, что в тренировке будут задействованы как органы местного самоуправления, так и органы исполнительной власти областей, краёв, республик, а также федеральные органы исполнительной власти.

Название тренировки по ГО: «Организация выполнения мероприятий по гражданской обороне в условиях возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации».

Тренировка будет проходить в течение 4 суток и состоять из 3 различных этапов.
1 этап заключается в отработке вопросов оповещения и сбора представителей различных органов власти.
2 этап: планирование и организация мероприятий по ГО, развёртывание группировки сил для ликвидации ЧС.
3 этап: организация взаимодействия органов управления сил ГО.

Из сообщения пресс-службы ведомства:

В тренировке будут задействованы около 40 миллионов человек, свыше 200 тыс. специалистов аварийно-спасательных формирований и свыше 50 тыс. единиц различной техники.

Одним из важных направлений работы профильных служб на поприще ГО является профилактическая работа с населением. Ведь нередко причиной возникновения чрезвычайной ситуации становится именно человек. Разжигание костра в лесу способно превратить в пепелище гектары соснового бора в считанные часы. Выход рыбаков на открытый лёд в предпаводковый сезон может привести к тому, что сотни людей окажутся заложниками стихии. Понятно, что есть особая категория людей, для которых предупреждения и запреты – это какие-то книжные термины, но для большинства граждан профилактическая работы со стороны специалистов играет важную роль.

Схема управления гражданской обороной в наши дни:

Деятельность в области гражданской обороны позволяет сохранять жизнеобеспечение населения страны при возникновении чрезвычайных ситуаций как техногенного, так и природного характера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: