Исторический характер финансов - ABCD42.RU

Исторический характер финансов

Исторический характер финансов

СУТЬ ФИНАНСОВ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ

1.2. Исторический характер финансов, их генезис

Финансы — продукт наличия государства и товарно-денежных отношений.

Финансы 1 возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и потребности в финансовых ресурсах.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных сборов, податей, повинностей, а денежное хозяйство было лишь в армии.

Основными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание монаршего двора, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, дорог, водопроводов). Основными доходами были поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами), военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы, пошлины, займы.

С распадом феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных собрания сокращалось.

На ранних стадиях развития государства не существовало разделения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. Только с отделением государственной казны от собственности монарха (XVI — XVII вв.) возникают понятия:

Финансы, как и цена, кредит, заработная плата существуют объективно как продукт экономического развития общества.

До начала XVIII в. под финансами понимали государственное публичное хозяйство или хозяйство любого государственного образование низшего уровня, например: земство, городская община и т.д. Итак, финансы связывали с передачей части дохода гражданина в распоряжение монарха, короля или другого правителя на его содержание и другие расходы государственного содержания.

В XVIII в. трактовка понятия финансов как государственного хозяйства получило дальнейшего развития. Государственные образования разного уровня стали называться союзами публичного содержания, а финансы — формами и методами добывания средств и их расходования этими союзами во время выполнения возложенных на них функций. Наиболее значительными для теории финансов были исследования таких авторов конца XIX ст., как В. Лебедев, И. Янжул, С. Витте, И. Озеров. Именно И. Озеров определил финансы как совокупность отношений, возникающих во время добывания союзами публичного содержания материальных средств.

Со временем, кроме государственного хозяйства, в состав финансов начали включать финансы сферы производства, выполнение работ и оказание услуг. Возникают финансовые рынки, развивается государственный кредит и другие финансовые институты.

Наивысшего расцвета финансы достигай в XX ст., когда функции государства намного расширились и усовершенствовались, а товарно-денежные отношения заняли главное место в экономических

системах. Значительное развитие получили местные (региональные) финансы, внебюджетные специальные финансовые фонды, финансы предпринимательских структур.

Поскольку возникновение финансов связано с развитием товарно-денежных отношений, с усилением роли государства, расширением ее функций, то причиной появления финансов можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в финансовых ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

1 Термин «финансы» происходит от латинского «finis», т.е. конец. В средневековье это слово употребляли для обозначения срока уплаты, а затем и для определения документов, свидетельствующих о погашении долга, которыми

завершалась сделка. Позже термином «финансы» стали обозначать любой принудительный платеж в пользу государства.

Существует и другая точка зрения, согласно которой авторство термина «финансы» принадлежит французскому ученому Же. Бодену, который в 1577 г. издал книгу «Шесть книг о республику». Из старофранцузского языка » finis » (платить, оплачивать) этот термин перешел во все языки мира.

История возникновения финансов. Этапы развития финансов

Термин “финансы” появился в Западной Европе в XVII веке и в переводе на русский означает “денежный платеж”, “платеж в срок”. Финансовые отношения возникли раньше и историки точно не называют дату их зарождения. Одни считают, что это произошло, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме — Древний Рим, Вавилон, Египет — где определенная часть доходов государства формировалась за счет налогов в денежной форме.

Иные полагают, что это произошло еще раньше — при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. В России (Киевская Русь) финансовые отношения слабо развиты, в основном ресурсы государства формировались за счет натуральных податей. С приходом на Русь монголо-татаров произошли изменения: Золотая Орда требовала уплату дани (выкупа) в форме драгоценных металлов — золота, серебра, что в какой-то степени стимулировало развитие финансовых отношений.

Финансовая наука длительное время рассматривала категорию “финансов” упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемую государством и некоторыми другими участниками денежных отношений. В дореволюционном словаре приведено следующее определение финансов: финансы — совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей государствами различных общественных групп. В Советское время: советские финансы — денежные ресурсы, сосредоточиваемые в распоряжении советского государства для осуществления его функций по хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной работе, охране социалистической собственности и обороне страны.

Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было государства. Первое крупное деление общества на классы – это деление на рабовладельцев и рабов, и первое государство – рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно – экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

В условиях капитализма, когда товарно – денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения перераспределения национального дохода.

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги – это одно и то же, то для чего существуют два разных термина для одной и той же категории? Что же такое финансы?

Термин finansia возник в XII –XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж.. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал, во – первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во – вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в- третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет.

Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в – четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно – принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

И все же, каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно – денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное – произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течении многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление экономику, социальные нужды.

В России последнее направление возникло в конце XIX века. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX века на эти цели выделялось в бюджете Англии 1, 05%, Пруссии – 3, 9%, России – 2,7% общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11 – 13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения – часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение – формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем – и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов .

Первый этап – неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Читайте также  Краткая характеристика функциональной активности человека

По мере развития товарно – денежных отношений, у государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и , соответственно, в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития – второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Исторический характер финансов. Причины, условия их возникновения и этапы развития

Этимология термина «финансы» имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латинским глаголом «Finis», означающим «уплачивать обусловленную сумму денег».

Формирование и развитие финансов как системы экономических отношений носит еще более глубокий исторический характер. Историки точно не могут назвать дату их зарождения. Одни считают, что это произошло, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме — Древний Рим, Вавилон, Египет — где определенная часть доходов государства формировалась за счет налогов в денежной форме. Иные полагают, что это произошло еще раньше — при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. Финансовые отношения на первоначальном этапе становления финансов были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов.

Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государст- [14] [15] венного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в 1618 вв. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете. Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики.

Двадцатый век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

В целом, можно выделить два основных этапа развития финансов 16 .

Первый этап — неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером финансов; т.е. основная масса денежных средств [16] (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

Современная форма развития финансов. В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того иного государства, финансы вступают в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним, из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Таким образом, современные финансы следует рассматривать как продукт развития форм государственности и товарно-денежных отношений.

Исторический характер финансов

Возникновение финансов связано с существованием государства и товарно-денежных отношений. Для выполнения возложенных на государство функций, необходимы соответствующие денежные средства, которые можно было получить в результате распределения общественного продукта с помощью финансов.

Финансы как объективная экономическая категория выражают экономические отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП.

Сущность финансов неизменная, однако формы их использования постоянно усовершенствуются с развитием товарно-денежных отношений и усилением роли государства.

Т А К:

Ø зародышевые формы финансов возникли в период распада первобытного строя в виде натуральных податков, сборов, повинностей в пользу князя, императора, короля;

Ø со временем налоги стали взиматься в денежной форме и выступать простейшей первичной формой финансовых отношений между общиной и властью в процессе создания централизованного фонда денежных средств;

Ø с развитием государства сформировались государственные доходы и государственные расходы, которые в последующем составили более общую финансовую категорию – «государственный бюджет» и пополнились категориями «внебюджетные фонды», «государственный кредит»;

Ø развитие общественного воспроизводства потребовало необходимости включения в состав финансовых категорий таких новых категорий как «финансы предприятий», «финансы организаций», «финансы учреждений»;

Ø возникновение новых финановых категорий потребовало перераспределения финансовых ресурсов и способствовало возникновению финансовых рынков;

Ø возникновение финансовых рынков способствовало формированию международных финанов, перераспределению финансовых ресурсов между странами.

Исторический характер финансов проявляется не тольковсоздании новых форм финансовых отношений с развитиемобщества, а й в эволюции каждой из этих форм,

в частности:

ü в эволюцииналогов;

ü в эволюции бюджета;

ü в становлениигосударственного кредитаи др.

1.Эволюция налогов.

В Киевской Руси, первом государственном формировании предков современных украинцев, возникли зародышевые формы финансов, необходимые для содержания верховной княжеской и поместной власти. Платежи были представлены данью, которая уплачивалась как в натуральном виде ( мехом, кожей, медом, зерном, скотом), так и в денежном выражении. Вначале дань выступала в форме военной контрибуции, т.е. характер фиска имел черты «финансового насилия» и применялся к побежденным и порабощенным народам.

Со временем дань приобрела формы прямого государственного налогас переориентацией государственной казны на внутренние источники доходов.

Единицей налогообложения были: «плуг», «рало», «дым», т.е. основными плательщиками были земледельцы.

С конца Х1 века объектом налогообложения становится каждое хозяйство (дым, соха). Соха означала размер земельного надела, к которому приписывались крестьяне. Хозяйства, включенные в «соху» несли коллективную ответственность за уплату налогов.

С развитием внутренней и внешней торговли, важным видом доходов становится пошлина. Существовали и натуральные повинности: работы на строительстве дорог, мостов, и пр.

Дальнейшее развитие налогов характеризуется такими особенностями:

· увеличение количества налогов и многоразовость их взимания (пошл.);

· внедрение разных объектов налогообложения на отдельных территориях (поголовщина, воловщина, подымщина);

· установление дифференцированных ставок налогов в зависимости от плательщика (привелированные лица уплачивали меньше);

· наличие доменовкак важного источника доходов государства, альтернативы налогообложения.

Домены – это доходы от государственной собственности и эксплуатации земель, лесов, недр, ведения торговли, рыболовства. Т.е. они поступали от всех ресурсов, находящихся в собственности короля,правителя.Эта система получила название домениального устройства. Оно было необходимым в уловиях недостаточного развитых денежных отношений и государственного управления. В дальнейшем произошло отделений средств короля, правителя от государственной казны и система домениального устройства пришла в упадок.

Новые методы формирования доходов государственной казны основывались на особых привилеях иправах государства, и получили названиерегалий. Государство имело исключительное право на эксплуатацию земли, недр, воздуха, производство отдельных товаров.

Наиболее распространенными были такие регалии:судебная, лесная, пошлинная, монетная, охотническая, речная, морская, почтовая, телеграфная, винная, табачная и др.

Регалиям присущи черты налогов(имеют принудительный характер)

и сборов(взимаются за определенную услугу, иногда имеют целевое назначение).Однако по своей экономической природе регалиигосударственные монополии на ведение определенной детельности или торговли отдельными видами товаров.

В дальнейшем много видов регалий трансформировались в косвенное налогообложение ( акцизы на соль, спички, табак, сахар и др.).

С развитием капиталистического способа производства такие формы доходов государства как домены и регалии, стали мешать конкуренции и развитию частного предпринимательства. Произошел переход к налогам как основному источнику государственных доходов

Первыми формами налогообложениябыли подушные и имущественные налоги. На начальном этапе развития сферы налогообложения существовало много льгот, которые устанавливались для наиболее влиятельных лиц (духовенство,дворянство).

В Запорожской Сечи применялись льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты налогов за особые заслуги в козацкой службе, в связи со старостью или низкими доходами.

В налоговой системе ХVII – XVIIIвв.регалии заменяются косвенными налогами, преимущественно на товары широкого потребления, которые взимались со всех социальных групп населения. В Российской империи косвенные налоги составляли более половины доходов государственного бюджета.

Читайте также  Проблема творчества в истории философии

С развитием капиталистического хозяйства совершенствуются и другие формы налогообложения. В начале ХХ века в России был наконец-то введенподоходный налог вместо подушного. В этом же столетии продолжились кардинальные изменения в налоговых системах всех стран относительно состава налогов, изменения ставок налообложения, изменения их дифференциации в зависимости от доходов.

В России, после революции 1917г., налоговая система развивалась по таким направлениям:

· широкое применение одноразовых чрезвычайных революционных налогов (контрибуций);

· преобразование системы непрямых налогов путем повышения ставок и введение новых;

· организация строгого учета и контроля за взиманием прямых налогов.

До 1929 г. насчитывалось 86 платежей в бюджет, что усложняло их взимание.

В 1930-1931гг.в СССР была проведена налоговая реформа, внедрившая двухканальную систему платежей в бюджет и удачно объединившая прямые и непрямые налоги:для государственных предприятий – налог с оборота и отчисления от прибыли, для кооперативных организаций – налог с оборота и подоходный налог.

В налоге с оборота были унифицированы 53 платежа. Этот налог существовал почти 60лет, чему способствовало административное управление и твердые цены.

В годы Второй мировой войны, в ее начале была установлена 100%-я надбавкак подоходному и сельськохозяйственному налогу, которую с января 1942г. заменили военным налогом, имеющим подушный характер.

Также были введены:

· налог с холостяков, одиноких и малосемейных граждан;

· налог со зрелищ;

· увеличены ставки других налогов.

В 1965 г. в ходехозяйственной реформы были введены новые прямые налоги с юридических лиц в бюджет:

Ø плата за фонды ( пробраз налога на недвижимость);

Ø фиксированные (рентные) платежи;

Ø свободный остаток прибыли.

В Украине, с провозглашением ее независимости в 1991г. началось реформирование ее налоговой системы. Налог с оборота был упразднен, введены НДС и акцизный сбор – это косвенные налоги. Среди прямых налогов наибольшее значение имеют налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц.

В Украине создана налоговая система, отвечающая современному этапу общественного развития, однако механизм начисления и уплаты отдельных налогов требует дальнейшего усовершенствования.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

История финансов

Описание истории финансов следует начать с термина «финансы», который возник в XIII – XV вв. в городах торговли Италии и сначала характеризовал почти любой денежный платеж.

Далее данный термин получил интернациональное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Финансы – это категория историческая, они зарождаются наряду с государством и подвергаются изменениям вместе с ним. Сущность финансов, сфера из воздействия и роль в структуре общественного воспроизводства определяются природой государства и его выполняемыми функциями.

История финансов опирается на определенных исторические предпосылки:

  1. Суть первой предпосылки заключается в следующем: из-за первых буржуазных революций была значительно занижена власть монархов. Хотя и монархические режимы сохранялись, однако главы многих государств, были не в состояние самостоятельно использовать и распоряжаться казной. Последняя в свою очередь стала общегосударственным фондом денежных средств – называемой бюджетом.
  2. Следующая предпосылка заключалась, в том, что формирование и использование бюджета стало носить постоянный характер. Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенной структурой и законодательными закреплениями.
  3. И наконец, последняя, третья предпосылка – взимание налогов стало проходить в денежной форме. Если раньше государственные доходы формировались в основном за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то уже к концу ХIХ — началу XX века. Доля, денежных налогов занимала около 80—90%всех поступлений бюджета. Только на данной стадии развития государства и денежных отношений, стало доступным в полном объёме распределение только созданного продукта в стоимостном выражении.

На протяжении многих веков, вплоть до становления товарно-денежного хозяйства, значительный объём потребительских качеств у государства удовлетворялась за счет взимания различных сборов, которые проходили в натуральной форме. Хоть и деньги находились в обороте, но денежное хозяйство было крайне ограниченным.

Следовательно, общегосударственный бюджет был таким же небольшим, и заметная доля направлялось на финансовое обеспечение войско и её подготовку. В силу данного обстоятельства, никакого ощутимого воздействия с точки зрения регулирования на материальное производство бюджет не способен был оказать.

Со временем, общество переходит на стабильное формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Этот процесс эволюции привёл к тому, что было построена структурированная система государственных расходов и доходов. Структура и состав бюджета, были закреплены законодательством. Статьи расходов данных бюджетов на протяжении долгого времени обеспечивали преимущественно 4 устойчивых функции государства: военные цели, государственное администрирование, развитие конкретных сфер экономики, расходы на социальные нужды.

Скоро стала трансформироваться и приобретать регулярность, система формирования государственных доходов. На место натуральных сборов приходили денежные налоги. Но финансовая система в тот период, была слабо развитой и состояла всего из одного звена — бюджета. И естественно, финансовые отношения сводились всегда к формированию бюджета и его использованию.

Капитально новая стадия развития финансов складывается в капиталистической общественно-экономической формации, характеризующаяся развитием товарно-денежных отношений у общества, и также становлением нового типа государственности. Общественная жизнь стала нуждаться в новых общегосударственных фондов денежных средств. Именно потому и возникли новые виды денежных отношений по поводу их формирования и перераспределение.

Товарно-денежные отношения затрагивают все сферы общества, приобретая при этом масштабный характер. В данных условиях финансы выражают экономические отношения по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств, в процессе перераспределения национального дохода и СОП (совокупно общественный продукт).

После XX века финансовые отношения усложнились, в частности после Второй Мировой Войны. Значительно выросли объёмы государственных бюджетов. Государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многих внебюджетных фондов. Большие ресурсы денежных средств помогли государству оказать немалое влияние на все процессы общественного воспроизводства.

Финансы проявляются как экономической, так и исторической категорией, при этом возникая и видоизменяясь со временем. В этом процессе можно выделить, два этапа.

  • Первый из них — неразвитая форма финансов. Характерными чертами являются: непроизводительное использование собранных средств (до 2/3 бюджета расходовалось на военные цели); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы. Финансовые отношения держали связь непосредственно с формированием и расходование бюджета.
  • Второй же этап развития финансов, наоборот, характеризуется множествами звеньев финансовой системы, высокой степенью регулирования на экономику, огромным разнообразием финансовых отношений. Если в начале XX века в ведущих странах, национальный доход перераспределялся через финансовую систему в размере 9—18% , то в сегодня данная цифра составляет 30—50 и даже 70%.

Развитие получали не только государственные финансы. Развиваются и финансы хозяйствующих субъектов (финансы предприятий, организаций и других форм собственности). Акционерные общества стали также влиять на общественный процесс.

Такие ценные бумаги как: акции, облигации и кредиты разных банков, а также другие методы прилива средств значительно расширили и разнообразили возможности роста корпораций. А раньше им приходилось развиваться за счет собственных и относительно ограниченных источников.

В результате, в ходе длительной эволюции, финансовые отношения разделились на 2 этапа:

  • на первом, происходит процесс формирования денежных фондов и аккумулированию в бюджетной системе
  • на втором уровне, происходит процесс кругооборота денежных фондов хозяйствующих субъектов

3.1- Исторический характер и экономическое содержание финансов

Финансы — широкое, разностороннее понятие. Термин «финансы» используют как для обозначения отдельной отрасли экономической науки, так и для обозначения особой сферы экономической деятельности.

Для финансовой науки характерен упорядоченный терминологический аппарат, который способствует единому восприятию различных трактовок в финансовой сфере как внутри страны, так и на международной арене Финансовая наука носит исторический характер* она возникла вслед за созданием государства и зачаточного механизма привлечения денежных средств в государственную казну, затем развивалась вместе с расширением сферы финансовой деятельности государства, зачастую опережая и предвосхищая ее результат и предлагая соответствующие рекомендации правительству для решения финансовых проблем.

Развитие частного бизнеса вызвало к жизни науку об управлении частными (личными) финансами, получившую в XX в. название «финансовый менеджмент» В основе финансовой науки лежат положения экономической теории, которая изучает глобальные процессы воспроизводства в стране и в мире. Финансовая наука использует статистические и математические методы для анализа денежных потоков, она связана с политологией, поскольку политика во многом обусловлена состоянием финансов, и наоборот, политические процессы отражаются на состоянии финансов страны.

История развития финансов показывает, что термин «финансы» первоначально применялся только по отношению к деятельности государства в сфере управления доходами казны.

Начиная с I века н э существовал термин «фиск» (лат ) — сначала для обозначения кассы императора Римской империи, управляемой госчиновниками и пополняемой за счет доходов с провинций, а позднее — налогами и сборами; поэтому во времена Средневековья термины «финансовая» и «фискальная» для обозначения деятельности государства использовались как синонимы

Читайте также  Поэты серебряного века Николай Гумилев

Если термин «фиск» сохранил свое узкое значение — (государственная казна), то термин «финансы» начиная с XIX в, по мере развития экономических связей, производства, торговли, денежных операций как внутри страны, так и между государствами, принимал все более многозначный характер, превращался в обобщающую экономическую категорию [7] В настоящее время под финансами понимают процессы образования, распределения и перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов.

расходов, накоплений и возникающие при этом денежные отношения и денежные потоки [8] Это часть экономики, включающая практическую финансовую деятельность государства, бизнеса, граждан. Экономические отношения между’ ними осуществляются С ПОМОЩЬЮ многообразных финансовых операций

В финансовых отношениях предполагается использование денег в любой форме; поэтому необходимым условием их возникновения является появление денежных знаков и национальных денежных систем В свою очередь, классические деньги — это продукт государства Следовательно, финансы появились на определенной ступени развития цивилизации вместе с появлением товарно-денежных отношений и государственной власти.

Финансовые отношения развивались одновременно в двух направлениях — по линии государства и по линии частного предпринимательства. Государственная власть для выполнения своих функций (зашиты границ, ведения войн, судебной пласти и т.д.) нуждалась в материальных и денежных средствах С помощью налогов н различных поборов оно принудительно изымало в казну часть доходов и имущества своих граждан. Налоги — первый в истории человечества финансовый инструмент. Для их взимания был создан фискальный аппарат, затем появились ведомства, управляющие расходами казны, контрольные ведомства и др

Частные финансы появляются с разделением общества на отдельные социальные группы и превращением денег в капитал в целях извлечения прибыли Богатые граждане занимаются ростовщичеством (выдачей ссуд за счет собственных средств под процент), появляются ценные бумаги — закладные и векселя. В XVI в. появляются акционерные общества, выпускающие акции и другие ценные бумаги, возникают фондовые биржи. Со временем появляются мировые рынки капитала, мировые финансовые центры, возникают наднациональные и международные финансовые организации и институты. В XX в возникает финансовый менеджмент — как наука и как система управления денежными потоками и финансовыми ресурсами в частных и государственных организациях.

Таким образом, финансы — это особая сфера денежных отношений, финансовые отношения невозможны без использования денежной формы стоимости, но финансы и деньги — не тождественные понятия* каждая категория имеет свое предназначение в экономической системе.

Деньги — это инструмент для измерения стоимости товаров и услуг, т.е. общественного труда, затраченного на их производство; Он дает обществу возможность соизмерять их стоимость для осуществления равноценного обмена. Деньги в данном случае служат всеобщим эквивалентом, измерителем стоимости. Кроме того, деньги служат средством обращения, платежа, накопления и сбережения, международных расчетов. Движение денежных средств (денежный поток в наличной или безналичной форме) создает материальную основу финансовых отношений

Деньги обслуживают финансовые отношения тремя основными методами, которые можно условно назвать:

1) бюджетно-налоговый; финансовые инструменты — налоги, госпошлина, бюджетные ассигнования, пенсии, пособия, межбюджетные трансферты В этом случае движение денежных средств между экономическими субъектами носит односторонний, безвозмездный характер,

2) кредитный; финансовые инструменты — банковские и бюджетные ссуды, государственный кредит, межгосударственные займы и др. Движение средств происходит на условиях платности, срочности. возвратности;

3) страховой; финансовые инструменты — страховые взносы и страховые возмещения Средства в страховые фонды поступают в обязательно-добровольном порядке и выплачиваются только при наступлении страхового случая или окончания срока страхования.

Перечисленные выше методы, с помощью которых деньги участвуют в финансовых операциях, образуют различные сферы финансовой деятельности — налоговую, бюджетную, кредитную, страховую, инвестиционную и др.

Таким образом, финансы занимают особое место в системе денежных отношений, которое определяется их специфическими чертами

Во-первых, любая финансовая операция так или иначе связана с распределением или перераспределением части стоимости общественного продукта Например, взимание налогов означает передачу части валового внутреннего продукта в распоряжение органов государственной власти и управления; выплата государственных пенсий и пособий означает перераспределение огосударствленной путем налогообложения части ВВП в пользу нетрудоспособных граждан.

Во-вторых, особенностью финансовых отношений является тот факт, что полученные в результате финансовых операций денежные средства принимают форму финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы — это денежные средства в форме доходов, накоплений, поступлений экономических субъектов, предназначенные для финансирования расширенного воспроизводства, удовлетворения общественных потребностей, включая социальные нужды — т.е. на цели накопления (инвестирования в прирост капитала) и потребления (содержание работника и его семьи)

Финансовые ресурсы формируются как на уровне государства (публичные финансы), так и на уровне организаций и отдельных семей Финансовые ресурсы отражаются в доходной части финансовых планов (бюджетов) и подразделяются на собственные, заемные и привлеченные Их состав и структура зависят от сферы деятельности и организационной формы экономического субъекта.

Характеристику финансовых ресурсов, которыми располагают отдельные экономические субъекты, дает табл. 3.1

Формирование финансовых ресурсов — важнейшая сторона финансовой деятельности Но не менее важным аспектом является их расходование От того, насколько рационально и эффективно израсходованы финансовые ресурсы, зависит результат финансовой деятельности.

Финансовая операция по привлечению финансовых ресурсов совершается для их целевого использования. Например, средства, поступившие в бюджетную систему, расходуются через систему бюджетных расходов Финансовые ресурсы корпораций либо инвестируются в производство и другие формы капитализации, либо выплачиваются в форме дивидендов собственникам акций Основные направления расходования государственных финансовых ресурсов определяются на основе разработанной правительством стратегии, путем принятия законодательного акта (например.

Финансовым отношениям присуща так называемая фондовая сослав іяющоя — это третий отличительный признак финансов. Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение того или иного экономического субъекта, концентрируются в обособленных фондах Финансовый фонд в отличие от определенной суммы денежных средств, во-первых, имеет источник — конкретные виды финансовых ресурсов; во-вторых, имеет строго целевое назначение; в-третьих, будучи обособленным, финансовый фонд функционирует самостоятельно, поскольку имеет административное или правовое обеспечение, регулирующее вопросы его функционирования. Каждый экономический субъект создает ряд фондов. Одни из них создаются в соответствии с финансовым законодательством, другие — на основе решений коллектива или руководства Самыми крупными фондами на макроуровне являются государственные и территориальные бюджеты, внебюджетные фонды, резервные фонды стабилизирующего или страхового назначения На микроуровне — это уставный, амортизационный, резервный фонды, фонд премирования работников и др.

Существуют также межгосударственные и наднациональные фонды, предназначенные для оказания безвозмездной финансовой помоши или низкопроцентных кредитов нуждающимся государствам (ресурсы МВФ, Всемирного банка, бюджеты Евросоюза, ООН и др.)

Все многообразие финансовых отношений, сопровождаемых денежными потоками, можно подразделить на следующие группы:

• между государством в лице его органов и юридическими лицами (налоги, сборы, государственные пошлины, государственные займы, бюджетные кредиты и др.);

• между государством в лице его органов и его гражданами (налоги, сборы, штрафы, пенсии, пособия, продажа государственных облигаций, стипендии, гранты и др.);

• между’ организациями — юридическими лицами и их контрагентами (совместная деятельность, финансовая помощь, коммерческие ссуды и др.);

• между организациями — работодателями и физическими лицами (заработная плата, премии, дивиденды, паи и др.);

• между отдельными уровнями государственной власти и управления (межбюджетные трансферты и ссуды, государственное финансирование министерств и ведомств);

• между центральным банком и федеральным правительством (перечисление прибыли и федеральный бюджет, посредничество в размещении государственных ценных бумаг, ссуды правительству и др );

• между центральным банком и коммерческими банками (обя зательные резервы, ссуды рефинансирования и др.),

• между’ коммерческими банками и их клиентами (депозиты, ссуды, векселя, дивиденды акционерам банка и др );

• между’ посредниками и инвесторами на финансовых рынках (ценные бумаги);

• между государствами (правительствами) и международными финансовыми организациями (финансовая помошь, международные кредиты и др.)

Этот далеко не исчерпывающий перечень не раскрывает всего многообразия финансовых отношений как на национальном, так и на международном уровне, особенно в условиях углубления международных связей

Эффективность финансовой деятельности как государства в целом, так и отдельных организаций зависит от эффективности финансового механизма. Национальный финансовый механизм — исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся и регулируемая законодательством организация финансовых отношений в стране. Он включает состав н структуру финансовой системы государства; методы привлечения (мобилизации) финансовых ресурсов; способы и каналы расходования денежных фондов, организацию финансовых рынков; специализированные органы и учреждения, осуществляющие управление финансовыми (денежными) потоками и их контроль. С помощью финансового механизма государство осуществляет единую финансовую политику, воздействует на пропорции распределения ВВП. чтобы обеспечить финансирование приоритетных проектов социально-экономического развития, финансовую стабильность и безопасность. Успешная реализация стратегических задач, поставленных руководством России, таких как построение инновационной экономики, ее модернизация и диверсификация, неизбежно потребует развития новых финансовых технологий и встраивания финансового механизма страны в мировую финансовую систему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: