Историческое прошлое русского народа в повести Карамзина Наталья, боярская дочь - ABCD42.RU

Историческое прошлое русского народа в повести Карамзина Наталья, боярская дочь

Все сочинения по литературе за 8 класс

Данное пособие поможет написать сочинения для школьников. В нем собраны лучшие сочинения, написанные на основе литературных произведений школьной программы 8 класса.

Оглавление

  • 1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
  • 2. Образы животных в баснях И. А. Крылова
  • 3. История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
  • 4. «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все сочинения по литературе за 8 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ― все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.

Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ― и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных».

Рисуемые события отличались романтической остротой ― внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно-таки условны, но они ― знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит-рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце». И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «сей прав по моей совести, сей виновен по моей совести…» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков». Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало «точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени ― предметно-определенного, вполне точного ― было делом будущего.

Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?»

Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ― его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании“, ни Руссова „Эмиля“».

Собственно, «Наталья, боярская дочь» ― прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас «особенная стать». История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто-насмешливое упоминание кумира юности ― Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях-хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.

«Наталья, боярская дочь» ― печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама — сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила ― впервые! ― простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.

Разработка урока литературы по теме «Русская литература XVIII века. Н.М.Карамзин. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»». 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Цели урока:

  • кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Карамзина;
  • рассмотреть историческую основу повести “Наталья, боярская дочь”;
  • дать понятие о сентиментализме как литературном направлении;
  • развивать навыки выразительного чтения, анализа эпизодов;
  • воспитывать интерес к творчеству писателя-сентименталиста Н.М.Карамзина.

Формы работы и методические приемы: рассказ учителя, выступления учеников (индивидуальная исследовательская работа), выразительное чтение, элементы анализа текста (коллективная работа).

Оборудование: портрет Н.М. Карамзина, презентация по творчеству писателя.

Ход урока

I. 1. Организационный момент.

2. Актуализация — опрос домашнего задания.

II. Изучение нового материала. Повесть Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”.

1. Постановка целей и задач урока.

2. Вступительное слово учителя о Н.М. Карамзине (1766-1826).

/Работа с презентацией по творчеству писателя./

Николай Михайлович Карамзин родился 1(12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте 3-х лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 г. Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П. Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение 2-х лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина — “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки — натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьезной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почетную и уважаемую.

Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму — сентиментализм, который, обращая главное внимание на изображение мира души, противопоставлял богатству кармана богатство чувств. Время требовало от литературы понимания “языка сердца”, умения говорить на этом языке. Мысль Карамзина о том, что надо “писать, как говорят, и говорить, как пишут”, сохранила свое значение и в наше время. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

3. Сообщение ученика “Н.М. Карамзин — реформатор русского литературного языка”.

4. Слово учителя о сентиментализме. Словарная работа.

Слово “сентиментализм” происходит от английского sentimental – чувствительный и французского sentiment – чувство. Это литературное течение в европейской литературе конца 18 — начала 19 веков. Друг Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”. Сентименталисты, в отличие от приверженцев классицизма, отдавали приоритет чувствам, а не разуму, воспевали простого человека, с его богатым внутренним миром, переживаниями, чувством собственного достоинства. Отсюда и эмоциональный характер повествования в произведениях этого лит. направления. Сентиментализм выступил против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. Для этого течения характерно стремление изобразить психологию человека, жизнь его души.

Литература сентиментализма обращена к повседневности, к частной жизни людей. Поэтому жанры, характерные для сентиментализма — элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), дневник, путешествие, повесть, — во многом имитируют непосредственные переживания человека, записи, продиктованные непосредственным движением сердца.

Одной из характерных черт русского сентиментализма является идиллическое изображение деревни, крестьянства. Идеальной, нравственно чистой изображается жизнь простых людей на лоне природы. В связи с этим особую роль в произведениях сентиментализма играет пейзаж. Человек должен жить в согласии, в гармонии с природой, следовать естественным желаниям, черпать в природе умиротворение. Контрастом выступает город — средоточие зла, неестественной жизни, пустой суеты.

В некоторых произведениях сентиментализма звучит протест против социальной несправедливости, против унижения “маленького человека”. Внимание сентименталистов к психологии человека сыграло большую положительную роль в развитии русской литературы.

5. Историческая основа повести “Наталья, боярская дочь”.

Историческое прошлое всегда интересовало Карамзина. В течение 20 лет он работал над многотомной “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков.

Главный исторический труд Карамзина — “История государства Российского”. Но история государства состоит из истории отдельных людей, великих и обычных, выдающихся и неприметных. Повести “Наталья, боярская дочь” и “Марфа-посадница” рассказывают о русской старине, о людях, таких, какими их представлял писатель.

Мы знаем, что повесть создана в эпоху правления Екатерины II, но прочитав ее, мы переносимся в эпоху правления царя Алексея Михайловича, в Москву XVII века. Важно помнить, что не только для нас, но и для самого писателя это глубокая древность, “древние патриархальные времена”.

Читайте также  Основные гипотезы происхождения человека

6. Сообщение ученика о царствовании Алексея Михайловича Романова. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Алексей Михайлович Романов, родившийся 19 марта 1629 года, вступил на престол в возрасте 16 лет, после смерти отца Михаила. Он был сторонником идей благочестия и морального совершенствования, ревностно соблюдал посты. Фактическое управление страной в начале его правления осуществлял воспитатель и опекун, боярин Морозов. Нужно сказать, что в окружении царя, прозванного Тишайшим, были люди не только знатные. Отдавалось должное и тем, кто был наделен способностями (Морозов, Ордин-Нащокин).

Составленное в начале правления царя Алексея Романова Соборное уложение (1649 г.) позволило заложить законодательную базу российского общества. Продолжилась практика привлечения военных специалистов из других государств в российскую армию. Значение Боярской думы и Земских соборов постепенно свелось к нулю. Но набрала силу Ближняя дума, в которую входили только приближенные Алексея. Одним из наиболее заметных событий правления царя Алексея Михайловича Романова стал раскол церкви. В противостоянии с патриархом Никоном окончательно был закреплен приоритет царской власти над церковной.

Внешняя политика Алексея Михайловича ознаменовалась практически непрерывными войнами. Границы государства расширились за счет земель Дальнего Востока и Восточной Сибири. Внутренняя – массовыми социальными выступлениями. Это война Степана Разина, бунты (Медный и Соляной).

Биография Алексея Михайловича Романова сообщает о том, что царь был дважды женат и имел 16 детей. 13 – от первой жены Марии Милославской, 3 – от Натальи Нарышкиной. Впоследствии трое его сыновей занимали Российский престол.

Умер царь 11 февраля 1676 года, в 47 лет. Как полагают, одной из причин ранней смерти была излишняя полнота. Даже по мнению бояр царь Алексей считался весьма тучным человеком.

(Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. /http://historynotes.ru/car-aleksey-mihaylovich-romanov/)

— По какой причине автор обращается в прошлое? (Повесть поучительная. Это урок Екатерине II и её окружению, так как показывает, какой должна быть сама императрица и её приближённые.)

7. Сообщение ученика “Краткий сюжет повести “Наталья, боярская дочь”.

Объективность для настоящего ученого — превыше всего, поэтому сама история определяет повести Карамзина краткое содержание. Наталья, боярская дочь, живет с отцом, боярином Матвеем Андреевым. (Он – обладатель “благополучной” части биографии прообраза.) Боярин Матвей – в фаворе у царя и уважаем людьми, богат, деятелен, справедлив. Вдовец. Усладой его души является единственная дочь, красавица Наталья. Она уже на выданье. Ее воспитала няня. Жизнь девушки протекает в довольно узком русле, регламентированным сводом правил ведения домашнего хозяйства – “Домостроем”. Однако повзрослевшая девушка всем своим существом ощущает потребность любить, ей уже узко жить в рамках “Домостроя”, соединяющего воедино христианские нормы и бытовые рекомендации XVI века. В храме на обедне она видит молодого человека, чей взгляд пробуждает в ней страсть. После вторичной встречи с ним няня организует молодым свидание. При встрече Алексей убеждает Наталью в необходимости следовать за ним и жениться без благословения отца. Так оно и случилось. Когда няня и девушка увидели около лесного жилища Алексея вооруженных людей, то испугались, посчитав их разбойниками. Но Алексей успокоил их, рассказав историю опалы его рода. Тайно поженившись, они жили счастливо. Далее — о том, что вассалы ратными делами доказывали свою лояльность царям, и свидетельствует краткое содержание. “Наталья, боярская дочь” в канву своего повествования вводит тему войны и служения. Молодой человек узнал о начале войны с литовцами. Алексей принял твердое решение: доблестью заслужить милость царя и прощение рода. Жене Наталье он предложил на время вернуться к отцу. Но девушка, переодевшись в воинское платье, сказала, что и на войне будет с ним, называя себя его младшим братом. Война закончилась победой. В боях неоспоримы были воинские заслуги Алексея. Сам царь наградил героя, но наивысшей наградой для Алексея стало прекращение опалы. Узнав же, что Наталья, как простой солдат, сражалась плечо к плечу с любимым, царь умилился, да и отец благословил их брак. Боярин прожил до глубокой старости вместе с дружной семьей Алексея и Натальи, богатой детьми. От лица автора повествования, который услышал эту историю от прабабушки, Карамзин в конце рассказа свидетельствует, что сам видел огромный камень над могилой Алексея и Натальи.

8. Комментированное чтение начала повести и обсуждение.

— Прочитайте начало и постарайтесь понять, с каким чувством Карамзин вводит приметы русской старины в свое повествование.

— С какой целью Карамзин обращается к русской старине?

(Он видит в русской старине идеал общественного устройства, “достойный подражания во всяком веке и во всяком царстве”, в изображении идеального государства проявляется патриотизм Карамзина, стремление улучшить современное ему общество.)

— Каким предстает перед читателем боярин Матвей?

(Отец героини, боярин Матвей, с первых же строк характеризуется как “умный, верный слуга царский. великий хлебосол”, покровитель и заступник своих бедных соседей, мудрый советник царя, человек с чистыми руками, чистым сердцем и чистой совестью, щедрый и дружелюбный, “верный друг человечества”.)

— Можем ли мы судить об отношении автора к героям? Каково это отношение?

(Автор откровенно любуется своими героями. Еще до появления на страницах повести главной героини читателю становится понятно, что у идеального отца и человека может быть только идеальная дочь. Автор передает свое восхищение и прямым текстом, и обилием возвышенной лексики и эмоциональных эпитетов.)

III. Подведение итогов. Обобщение изученного. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание. Повторить сведения по теории литературы, подготовить характеристику главных героев повести, используя цитаты из текста.

Индивидуальное задание: особенности романтизма в повести “Наталья, боярская дочь”.

Анализ произведения «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина

Автор: Guru · Опубликовано 23.04.2021 · Обновлено 25.04.2021

На страницах повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» впервые было воспроизведено историческое прошлое нашей страны. Автор затрагивает в ней важные для каждого человека вопросы. Тема трепетной юношеской любви умело переплетается здесь с темой долга перед отечеством и памятью о предках.

История создания

Повесть «Наталья, боярская дочь» была создана Карамзиным в 1792 году. В этот период автор стал увлекаться историей и шаг за шагом отходил от уже привычного сентиментального стиля, в котором были написаны его предыдущие произведения. В литературном обществе России тех времен неожиданно вспыхивает интерес к иностранным авторам из Германии и Франции. Сам же Карамзин не поддерживал новые веяния в литературе. Его, напротив, интересовали старые времена, а конкретно время правления Алексея Михайловича Романова. Поэтому героями его нового произведения становятся современники «тишайшего» царя.

Жанр произведения

Повесть представляет собой историческую оду, представленную в стиле сентиментального романа. Несмотря на описываемые в повести события, имевшие место в истории государства, автора по-прежнему интересует жизнь отдельной личности. Карамзин с подробностью, присущей сентиментализму, показывает чувства и переживания героев, которые являются потомками дворян.

Тема, идея и проблематика

Автор ставит перед персонажами своей повести непростую задачу – сохранить любовь несмотря на общественное презрение и разворачивающуюся войну с литовцами. Главная героиня произведения – Наталья постоянно мечется между любовью к супругу и любовью к оставленному отцу. Тема долга – супружеского, долга перед отечеством, перед памятью оклеветанного отца красной нитью проходит через всю повесть.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Композиция повести является типичной для этого жанра. Перед тем, как перейти непосредственно к описаниям главных событий, Карамзин в экспозиции знакомит читателя с героями произведения. Также композиция повести состоит из привычной для этого жанра схемы – завязка-кульминация- развязка. В завязке герои знакомятся друг с другом, играют тайную свадьбу. В кульминации и развязке происходят уже основные события произведения – война с литовцами, встреча с царем, помилование Алексея и воссоединение Натальи с Матвеем.

Что касается сюжета повести, то он довольно прост. Молоденькая девушка, дочь известного московского боярина, живет без матери. Воспитанием ее занимается няня. Как-то раз в церкви она видит красивого молодого человека в голубом кафтане, в которого тут же влюбляется. Чувство оказывается полностью взаимным, и Алексей, так звали молодца, увозит Наталью, тайно венчается с ней и поселяется в доме, в лесу. Из разговора с супругом девушка узнает, что ее любимый человек – наследник опального дворянина и за ним ведется охота.

В скором времени наступает война, и Алексей, решив искупить честь семьи в бою, идет в армию. Наталья, переодевшись в мужскую одежду, всюду следует за мужем, представляясь его братом. Отличившийся на войне супруг юной боярыни предстает перед царем. Алексей Михайлович снимает с него опалу, а Наталья вновь встречается с отцом. В конце произведения нам предстает счастливая картина воссоединившейся семьи.

Конфликт в произведении

Однако несмотря на внешнюю простоту повествования, герои повести постоянно находятся во внутреннем конфликте с собой и обществом. Наталья разрывается между любимым супругом и отцом. Но сам супруг не может позволить ей поехать к родителю. Страх быть узнанным и пойманным не дает ему отпустить жену. Вместе с тем, несмотря на свою бесконечную преданность супруге, еще более предан он своему отечеству, поэтому не может оставаться с ней, когда наступает война.

В боярине Матвее тоже борются сразу несколько чувств. Он бесконечно любит дочь, но понимает, что отъезд ее скорее был вынужденным. Старик должен смириться перед обстоятельствами и терпеливо ждать встречи, которая может никогда не случиться.

Система героев и образов

  • В центре повествования находится восемнадцатилетняя девушка Наталья. Кроме необыкновенной красоты она отличается хорошим воспитанием и бесконечной добротой. Так же, как и отец, юная боярыня бескорыстно помогает нищим и убогим. Уже позже автор показывает, что Наталья может еще и очень нежно любить. Ее отношение к супругу – образец женской преданности.
  • Прототипом отца Натальи предположительно был боярин Матвеев, проживавший при царском дворе в 17 веке и погибший насильственной смертью. Он является прообразом старого дворянства, для которого превыше всего были вера в Бога и долг перед отечеством.
  • Его зять Алексей – еще один образчик истинного дворянского благочестия. Он бережно хранит память об отце и хочет восстановить справедливость по отношению к неправильно осужденному покойному. При этом супруг Натальи истинно любит государя и не обвиняет его в несправедливой опале. Более того, когда наступает война, Алексей готов один из первых пострадать за отечество, демонстрируя свою преданность государю. Алексей Любославский – настоящий сын России. Он доблестен и мужественен, а главное чтит традиции, заложенные его предками.

Позиция автора

Писатель искренне сопереживает своим персонажам и относится к каждому из них с огромной симпатией. Через своих героев Алексея и Наталью он показывает, что истинная любовь никогда не идет вразрез с любовью к отечеству. Описывая нравы тех лет, автор показывает, насколько тема долга и чести была важна для дворян того времени и искренне сокрушается, что Родина его постепенно теряет свою «русскость». Карамзин считает, что по-настоящему честный человек всегда готов послужить государю и даже умереть за него.

Читайте также  Воинские звания, воинская форма

Выводы

Карамзин демонстрирует временную эпоху не в сухом, документальном стиле присущем историку. Исторические события показываются через отношение к ним главных героев. Благодаря такому описанию читатель лучше знакомится с персонажами, а также лучше понимает, какие чувства двигали людьми в то непростое время.

658. Анализ повести Наталья, боярская дочь Карамзина Русский язык

Сочинение — Анализ повести Наталья, боярская дочь Карамзина. Русский язык

Жанровая направленность произведения представляет собой историческую оду в стиле сентиментализма, в которой поднимаются вопросы, связанные с человеческими взаимоотношениями в проявлениях любви, национальных патриотических традиций и порядочности.

Главным персонажем повести является Наталья, представленная в образе боярской дочери овдовевшего Матвея Андреева, служащего царским советником, состоятельного, умного и порядочного человека.

Героиня изображается автором восемнадцатилетней девушкой необыкновенной красоты, отличающейся темными глазами, нежной румяной кожей, длинными ресницами. Помимо красивой внешности героиня обладает внутренней душевной привлекательностью, проявляющейся в ее невинных и благовоспитанных характерных качествах, при этом Наталья не является грамотным человеком, освоившим чтение и письмо. Увлечением Натальи является рукоделие, вышивание, шитье.

Сюжетное действие повести разворачивается в период правления царя Алексея Михайловича, изображенного в виде картины идеального монархического строя, при котором царь беспокоится о благополучии своего народа.

Завязкой сюжетной линии становится случайное столкновение героини с молодым человеком в лице Алексея Любославского, наследником боярина, находящегося в опале, являющегося добрым, храбрым и мужественным юношей, ставшего впоследствии мужем Натальи, заключившей с возлюбленной тайный брак.

Во время начавшихся военных действий с литовцами молодые люди принимают участие в сражениях, при этом Наталья переодевается в мужскую одежду. Смелость, отвага и любовь к родине дают им возможность получения царского прощения, а также прощения батюшки Натальи.

Средствами художественной выразительности в повести представляются многочисленные перифразы, сравнения, эмоциональные тропы, позволяющие автору выразить собственное отношение к происходящим событиям, а также использование субстантивированных прилагательных и эпитетов, лишенных реального содержания, подчеркивающие языковые и стилистические особенности произведения.

Смысловая нагрузка повести заключается в изображении писателем чести и достоинства русского человека.

2 вариант

Повесть «Наталья, боярская дочь» — это одно из самых известных произведений Николая Карамзина.

Повесть была написана в 1793 году. История создания произведения достаточно проста. В то время Карамзин начал серьёзно увлекаться историей и постепенно охладевал к сентиментализму, в котором писал свои более ранние произведения. Да и в русском литературном обществе возник интерес к другой литературе, в частности иностранной — немецкой, французской. Осознание этого было неприятно Карамзину, который скучал по старым русским временам. Тогда автор написал произведение, действие которого разворачивается во время правления Алексея Михайловича.

Жанр повести подразумевает небольшой объём, но достаточную насыщенность событиями произведения. Произведение можно описать как историческую сентиментальную повесть, ведь всё внимание автора сосредоточено на чувствах героев в определённую историческую эпоху.

Сюжет можно описать следующим образом. Наталья жила с отцом Матвеем Андреевым и няней. В церкви она увидела молодого человека и влюбилась в него. Любовь оказалась взаимной. Алексей подговорил няньку, тогда пара тайно обвенчалась. Оказалось, что возлюбленный главной героини — сын опального дворянина, поэтому они не могут жить в столице. Так некоторое время Наталья прожила вдали от отца с любимым человеком. Позднее они вместе пошли воевать против литовцев. Алексей и Наталья, представившаяся его братом, проявили героизм. Их лично похвалил царь Алексей Михайлович и снял опалу с Алексея. В этой сцене присутствовал и отец Натальи. Он узнал дочь. Повесть заканчивается примирением. С тех пор они жили вместе. В произведении поднимается прежде всего тема любви. Наталья очень любила Алексея, поэтому была готова полностью изменить свою жизнь. Раскрывается по-своему и тема исторического прошлого, ведь автор вдохновляется былыми временами.

Главные герои — это Наталья и Алексей. Наталья — красивая юная девушка. Она мечтательна. Героиня очень верная и преданная. Любовь значит для неё всё. Она готова всегда быть с любимым человеком несмотря ни на что. Наталья смелая и отважная, ведь она не бросила своего возлюбленного даже в бою. Алексей — порядочный и ответственный молодой человек. Он смелый и благородный, ведь он пытался восстановить честь своего отца, незаслуженно осуждённого. Герой очень любит Наталью и всё для неё делает. В повести действуют и другие персонажи. Отец Натальи очень любит свою дочь. Няня искренне заботится о своей воспитаннице. Алексей Михайлович — честный правитель, который поступает по совести.

Композиция произведения вполне типична и состоит из экспозиции, когда автор знакомит читателей с героями. Включает она и завязку — знакомство возлюбленных, их тайная свадьба. Кульминация и развязка — это война и сцена с царём, снятие опалы с Алексея, воссоединение отца и дочери.

Повесть «Наталья, боярская дочь» положила конец сентиментальному периоду в творчестве Карамзина и начало историческому.

Анализ 3

Повесть «Наталья, боярская дочь», стоит несколько особняком от прочих произведений Карамзина, но, несмотря на это, данный труд затрагивает самые разные нравственные вопросы, которые и по сей день волнуют читателей.

Основной темой произведения является вопрос человеческой чести. Данная проблематика связана с образом одного из главных героев произведения Алексеем Любославским. Мы узнаем, что отец молодого человека был несправедливо изгнан из Москвы, и долгое время ему вместе со своим сыном приходилось жить среди поданных Магомеда. Но вскоре отец умирает, и юноша уходить жить в леса, где он сражается с дикими животными и мечтает вновь перебраться в Москву.

Вскоре Алексей находит себе жену. Но в один прекрасный день до них приходит известие, что Москва терпит нападение литовцев. Алесей, недолго думая, решает поехать на войну и защитить свою страну, тем самым доказать царю, что Любославские все так же любят своего предводителя и готовы отдать жизнь за свою родину.

И Алексей действительно принимает участие в войне, и даже более того, приносит победу русскому войску. После битвы Алексей бросается в ноги к царю и начинает умолять его о восстановлении чести своего несправедливо опороченного отца. Царь, уже к тому моменту знавший о ситуации в семье Любославских, прощает отца Алексея.

Также Алексей признается в еще одном тяжком преступлении. Он рассказывает царю о том, что он украл дочь боярина Матвея Андреева из ее родительского дома. Царь, в свою очередь, понимая, что перед ним стоит достойный сын своего Отечества, благословляет брак влюбленных. С ним соглашается и Матвей Андреев, и более того, называет Алексея своим сыном.

В конце повести мы узнаем, что Алексей с Натальей прожили долгую, счастливую жизнь, и ни одна беда не могла разлучить влюбленных. Отличительной чертой семьи стала безукоризненная любовь к своему государю и неистовая преданность государству. За свои подвиги, Алексей был удостоен особой царской милостью.

По мнению Карамзина, вопрос чести совершенно неотделим от темы служения государству и государю. Только тот по-настоящему благороден и честен с собой, кто готов умереть за своего царя, кто без каких-либо вопросов бросится в битву, если того требует родина.

Персонаж Алексея Любославского полон черт, присущих настоящему сыну России. Ему не чужды доблесть, мужественность и смелость. Он свято чтит традиции своих предков, он порядочен в отношениях с близкими людьми, он честен с самим собой. Именно поэтому, по мнению писателя, его жизнь столь удачна, ведь порядочность должна быть несомненна награждена.

Историческая основа повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемghalilulina.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Историческая основа повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»» — Транскрипт:

1 Историческая основа повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

2 Авторы Тюрина Мария и руководитель проекта Халилулина Г.И. Тюрина Мария и руководитель проекта Халилулина Г.И. Тюрин Александр Тюрин Александр Таратин Александр Таратин Александр 8 В класс МОУ «СОШ2» 8 В класс МОУ «СОШ2» г. Шумерля Чувашская Республика г. Шумерля Чувашская Республика

3 Чем было вызвано обращение Карамзина к историческому прошлому народа в повести «Наталья, боярская дочь»?

4 Гипотеза: Писатели, видя несправедливость современного им общества, обращались к прошлому, чтобы представить читателям картины образцовой государственности.

5 Задачи: Выяснить, в какую эпоху жил писатель. Выяснить, в какую эпоху жил писатель. Выяснить, какова историческая основа повести. Выяснить, какова историческая основа повести. Разобраться, почему автор обратился именно к эпохе царствования Алексея Михайловича. Разобраться, почему автор обратился именно к эпохе царствования Алексея Михайловича.

6 Работа над проектом 1. Прочитали текст повести. 2. В исторической энциклопедии прочитали о времени царствования Алексея Михайловича. 3. Нашли материал об эпохе царствования Екатерины II. 4. Нашли портреты царя, императрицы, бояр, крестьян, картины «златоглавой Москвы» и её окрестностей. 5. Выяснили, кто такие бояре.

7 Характеристика царя Алексея Михайловича «Царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен» (строки из статьи «Поразмышляем над прочитанным…» литературоведа, специалиста по литературе 18 века И.В. Федорова) «Царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен» (строки из статьи «Поразмышляем над прочитанным…» литературоведа, специалиста по литературе 18 века И.В. Федорова) «Добросердечный, чувствительный царь…», «доброго государя», «в престольном граде славного русского царства», «чувствительный царь был тронут до глубины сердца», «царь встречает его (вестника)… и дрожащею рукою развертывает письмо военачальников… Первое слово есть «победа»! «Победа!» — восклицает он в радости.» (Из повести Н.М.Карамзина) «Добросердечный, чувствительный царь…», «доброго государя», «в престольном граде славного русского царства», «чувствительный царь был тронут до глубины сердца», «царь встречает его (вестника)… и дрожащею рукою развертывает письмо военачальников… Первое слово есть «победа»! «Победа!» — восклицает он в радости.» (Из повести Н.М.Карамзина)

8 Из «Школьной энциклопедии» История России – высший слой общества на Руси в 10- нач.18 вв., занимавший главенствующее положение в государственном управлении после великих князей и царей. Бояре – высший слой общества на Руси в 10- нач.18 вв., занимавший главенствующее положение в государственном управлении после великих князей и царей. В 15-17вв. боярин – высший служебный чин в Русском государстве среди «служилых людей по отечеству». Бояре были членами Боярской думы, занимали высшие придворные, государственные и судебные должности, возглавляли приказы. В 15-17вв. боярин – высший служебный чин в Русском государстве среди «служилых людей по отечеству». Бояре были членами Боярской думы, занимали высшие придворные, государственные и судебные должности, возглавляли приказы.

9 Портрет боярина Б.И. Прозоровского (художник Э. Грубе год) «Приближенный Государя был верным и полезным ему советчиком, не пользовался своим положением для корыстного интриганства, не разворовывал государственной казны, был покровителем и «заступником» бедных соседей». (Строки из статьи «Поразмышляем над прочитанным…» литературоведа, специалиста по литературе 18 века И.В. Федорова) (Строки из статьи «Поразмышляем над прочитанным…» литературоведа, специалиста по литературе 18 века И.В. Федорова) Боярин Матвей (Из повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»)

Читайте также  Эволюция и самоорганизация химических систем. Макромолекулы и зарождение органической жизни

10 «…боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества…» «…боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества…» « боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный… по обычаю русских, великий хлебосол. Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей… Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал… Когда ему (царю) надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в помощь боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: «Сей прав…по моей совести…» — и совесть его была всегда согласна с правдою и совестью царскою» « боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный… по обычаю русских, великий хлебосол. Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей… Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал… Когда ему (царю) надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в помощь боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: «Сей прав…по моей совести…» — и совесть его была всегда согласна с правдою и совестью царскою» «…В каждый дванадесятый праздник поставлялись длинные столы в его горницах… и боярин… звал к себе обедать всех мимоходящих бедных людей..» «…В каждый дванадесятый праздник поставлялись длинные столы в его горницах… и боярин… звал к себе обедать всех мимоходящих бедных людей..» Характеристика боярина Матвея

11 Как представляет Карамзин «образцовое царствование»? Сравнение эпохи царствования Екатерины II и эпохи царя Алексея Михайловича.

12 Эпоха царствования Екатерины II Тяжелое положение крепостных крестьян: «Объявляется во всенародное известие… Кто из помещиков людей своих пожелает отдавать в каторжную работу, таковых принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят…» (из указа императрицы Екатерины II) Тяжелое положение крепостных крестьян: «Объявляется во всенародное известие… Кто из помещиков людей своих пожелает отдавать в каторжную работу, таковых принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят…» (из указа императрицы Екатерины II) Преклонение перед всем иностранным: «Всегда отдаю преимущества их (народ) подкапкам и шубейкам перед нынешними и всеми галло – албионскими нарядами» Преклонение перед всем иностранным: «Всегда отдаю преимущества их (народ) подкапкам и шубейкам перед нынешними и всеми галло – албионскими нарядами» Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к родному языку. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к родному языку.

13 Эпоха царствования Алексея Михайловича «…царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен, где привлекательная простота нравов выгодно отличалась от распущенности и развращенности екатерининского двора…» (В.И.Федоров) «…царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен, где привлекательная простота нравов выгодно отличалась от распущенности и развращенности екатерининского двора…» (В.И.Федоров) Воспитание в национальном духе, в любви к своему народу, в духе благочестия и милосердия: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкой…жили по своему обычаю, говорили… как думали» (из вступления к повести) Воспитание в национальном духе, в любви к своему народу, в духе благочестия и милосердия: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкой…жили по своему обычаю, говорили… как думали» (из вступления к повести)

14 Сравнение двух эпох Эпоха Екатерины II 1. Тяжелое положение крепостных крестьян. 2. Преклонение перед всем иностранным. 3. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, национальной культуре, родному языку. Эпоха Алексея Михайловича 1. Забота о своем народе. 2. Чистота нравов. 3. Воспитание в национальном духе, в любви к своему народу, языку.

15 Вывод: «Картина государственной гуманности и справедливости в повести «Наталья, боярская дочь» недвусмысленно показывала Екатерине II и её фаворитам, какими должны быть монархи, сама императрица и их приближенные.» (В.И. Федоров, специалист по литературе 18 века)

16 Какое значение в повести имеет описание Москвы и её окрестностей? «…взглянуть на златоглавую Москву, с которой лучезарный день снимал туманный покров ночи и которая, подобно какой-нибудь огромной птице, пробужденной гласом утра, в веянии ветерка стряхивала с себя блестящую росу, — взглянуть на московские окрестности, на мрачную, густую, необозримую Марьину рощу, которая, как сизый, кудрявый дым терялась от глаз в неизмеримом отдалении и где жили тогда все дикие звери севера, где страшный рев из заглушал мелодии птиц поющих. С другой стороны являлись Натальиному взору сверкающие изгибы Москвы- реки, цветущие поля и дымящиеся деревни, откуда с веселыми песнями выезжали трудолюбивые поселяне на работы свои…» «…взглянуть на златоглавую Москву, с которой лучезарный день снимал туманный покров ночи и которая, подобно какой-нибудь огромной птице, пробужденной гласом утра, в веянии ветерка стряхивала с себя блестящую росу, — взглянуть на московские окрестности, на мрачную, густую, необозримую Марьину рощу, которая, как сизый, кудрявый дым терялась от глаз в неизмеримом отдалении и где жили тогда все дикие звери севера, где страшный рев из заглушал мелодии птиц поющих. С другой стороны являлись Натальиному взору сверкающие изгибы Москвы- реки, цветущие поля и дымящиеся деревни, откуда с веселыми песнями выезжали трудолюбивые поселяне на работы свои…»

17 Почему автор рисует картины жизни простого русского народа? «…поселяне, которые и по сие время ни в чем не переменились, так же одеваются, так же живут и работают, как прежде жили и работали, и среди всех изменений и личин представляют нам еще истинную русскую физиогномию..» «…поселяне, которые и по сие время ни в чем не переменились, так же одеваются, так же живут и работают, как прежде жили и работали, и среди всех изменений и личин представляют нам еще истинную русскую физиогномию..»

18 Решение проблемы: 1. Обращение писателя к историческому прошлому русского народа было вызвано патриотическим стремлением писателя бороться с галломанией, получившей в то время в среде русского дворянства широкое распространение. 2. В повести автор нарисовал картину «образцовой» монархии.

19 Библиографический список: 1. Литература, учебник-хрестоматия 8 класс.- М.: Просвещение, 2002 г. 2. Школьные энциклопедии «Руссика»: «История России 9-18 века», «История России века».-М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003 г. 3. Российский исторический журнал «Родина» 4. Евгений Осетров. Твой Кремль. Издательство «Малыш», М. – 1974 год.

Историческое прошлое русского народа в повести Карамзина Наталья, боярская дочь

Русская литература тесно связана с историей. Писателей всегда волновал вопрос о связи судьбы человека и судьбы его родины, о том влиянии, положительном или отрицательном, которое история оказывает на человека.

Этот вопрос рассматривается и в повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». В ней автор рисует времена, когда «когда русские были русскими, … жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали».

Писатель обращается к «старой Руси» (тому времени, когда жила его прапрабабушка), считая их «идеальными». История героини повести — девушки Натальи — показывает, какими благородными, мужественными, добрыми и честными были мужчины, и какими красивыми, преданными, кроткими и верными были женщины тогда. Получается, что это – некий укор современному писателю обществу, где он не видит всех этих добродетелей.

Наталья – молодая красивая девушка, дочь влиятельного боярина Матвея Андреева. Карамзин подчеркивает, что Андреев был «верный слуга царский», опора и поддержка государя. Кроме того, «он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей…»

По воле рока Наталья влюбилась в молодого человека, отец которого был в опале у царя. Именно поэтому Алексей увез героиню из родного дома, ничего не сказав ее отцу. Девушка, доверяя своему возлюбленному, безропотно последовала за ним.

Лишь в лесу, в избушке, в которой жил боярин Любославский после смерти отца, он признался во всем Наталье. Рассказал, что его отца несправедливо оклеветали перед царем, поэтому им пришлось скитаться и терпеть лишения. Но теперь Алексей хотел восстановить опороченное имя и честь своей семьи.

И такой случай вскоре представился – на Москву напали литовцы. Алексей и преданная Наталья, которая переоделась в воина, отправились на эту войну. Благодаря молодому боярину Любославскому москвитяне одержали победу. Тогда Алексей пал к ногам русского царя, прося его о прощении своего отца. Выяснилось, что боярин Любославский давно оправдан. Алексей признается и еще в одном «грехе» — в том, что он увез дочь без разрешения отца.

Однако все в повести завершается благополучно: «Молодой человек хотел броситься перед ним на колени, но старец прижал его к своему сердцу вместе с милою дочерью.

Царь. Они достойны друг друга и будут твоим утешением в старости».

Карамзин любуется своими героями и говорит нам, что добродетель должна быть награждена, а порок – наказан. Это его идеал, которым он делится с читателем. В любых исторических условиях человек должен сохранять в себе Человека, только тогда он сможет справиться со всем.

Для изображения своих героев писатель использует различные художественные приемы. Это портрет («Пусть читатель вообразит себе белизну италиянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее — и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных»); характеристика внутреннего состояния («Сердце ее как будто бы вздрогнуло — как будто бы какой-нибудь чародей дотронулся до него волшебным жезлом своим!»); речевая характеристика или внутренний монолог («Жестокий, — думала она, — жестокий! Зачем скрываешься от глаз моих, которые тебя всеминутно ищут?»); отступления автора («Напрасно, обманывая самих себя, хотите вы пустоту души своей наполнить чувствами девической дружбы, напрасно избираете лучшую из подруг своих в предмет нежных побуждений вашего сердца!»)

Мне очень симпатичны герои этой повести Карамзина. Думаю, что они являются образцом мужчины и женщины. Наталья – красивая, кроткая, преданная, но, в то же время, способная на смелый поступок. Алексей – благородный, честный, отважный воин и нежный муж. Царь в этой повести суров, но справедлив, относится к своим подданным, как к родным детям. А боярин Матвеев — образец «государственного человека» и любящего отца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: