История города Павлодар - ABCD42.RU

История города Павлодар

ПАВЛОДАР

ПАВЛОДАР — город на северо-востоке Казахстана, центр Павлодарской области.

Население 325,5 тысяч человек (2013); около 46% жителей — русские, около 39% — казахи. Расположен на правом берегу реки Иртыш (порт). Узел автомобильных дорог. Железнодорожная станция. Международный аэропорт.

Возник в 1720 году как военный форпост Коряковский. Укрепление имело форму квадрата (50×50 м), обнесено высоким бревенчатым частоколом, по углам располагались бастионы с артиллерийскими батареями. С 1747 года близ форпоста, на озере Коряковское, начата промышленная добыча соли. В 1838 года преобразован в станицу Коряковскую. С 1861 года город Павлодар (назван в честь родившегося в 1860 году сына императора Александра II великого князя Павла Александровича). Заштатный (1861-1868 годы), уездный (1868-1920 годы) город Семипалатинской области. В 1861 году открыто пароходное сообщение по Иртышу с городом Омск. С 1880-х годов место политической ссылки (прежде всего деятелей социал-демократических организаций). 19.1(1.2).1918 года установлена советская власть. Во время Гражданской войны 1917-1922 годов находился под контролем Временного сибирского правительства (июнь — ноябрь 1918 года), Уфимской директории (ноябрь 1918 года), «Омского правительства» (ноябрь 1918 — ноябрь 1919 годов). 29.11.1919 занят частями РККА в ходе Восточного фронта наступления 1919-1920 годов. Уездный город Семипалатинской губернии Киргизской (с 1925 года Казакской) АССР (1920-1928 годы). Окружной (1928-1930 годы) и районный (с 1928 года) центр Казакской АССР, Восточно-Казахстанской области Казакской АССР (с 1936 года Казахстанской ССР) (1932-1938 годы). С 1938 года областной и районный центр Казахстанской ССР (с 1991 года Республики Казахстан). В 1922 году образован Павлодарский сольтрест. В 1924 года открыто постоянное движение по железно-дорожной линии Кулунда — Павлодар. В Великую Отечественную войну в Павлодар эвакуирован ряд крупных предприятий. В 1953 году открыто постоянное движение по железнодорожной линии Акмолинск — Павлодар. С февраля — марта 1954 года Павлодар — один из центров освоения целинных и залежных земель.

В 1863 году утверждён план регулярной застройки Павлодара. В центре города сохранились многочисленные постройки 2-й половины XIX — начала XX веков в духе эклектизма, в том числе дом поэта П.Н. Васильева (2-я половины XIX века), дерев. Народный дом (1898), здания Русско-Азиатского банка (конец XIX века), бывшей гостиницы «Россия» (1910-1911 годы), Русско-киргизского училища (1916). Многочисленные купеческие дома и магазины конца XIX — начала XX веков. В мавританском стиле возведена Белая мечеть имени Абдулфаттаха Рамазанова (1905, минарет восстановлен в 1990-е годы). В 1920-е годы построен городок судостроителей с клубом имени В.В. Куйбышева; деревянное здание зала ожидания железнодрожного вокзала (1923, реконструировано в 2011 году). В 1930–40-е годы построены филиал Госбанка (1934), 3-этажный «16-квартирный дом» (1940-е годы). С 1955 года стали возводиться 5-этажные дома, построены кинотеатр «Октябрь», Дом культуры железнодорожников (ныне «Шанырак»; оба 1957 год), речной вокзал (1960), здание обкома КПСС (1961; ныне здание акимата области). Среди построек 1970-1980-х годов: Дворец пионеров (1978), Центральный почтамт с часовой башней (1979-1982 годы), новое здание железнодорожного вокзала (1981). После 1990 года возведены православный Благовещенский кафедральный собор (1993-1999 годы), часовня Святого Николая (1999); неоготическая католическая церковь Святой Терезы Младенца Иисуса (1997-2000 годы); Центральная мечеть имени Машхура Жусупа (Копеева) (1999-2001 годы), мечети Газиз (2000), Бижан (2005) и др. В 2000 году открыт архитектцрный ансамбль новой набережной. Мемориал Славы воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1975; с обелиском и Вечным огнём). Памятник В.И. Ленину (1928, перенесён на современное место в 1990-е годы) и др.

Павлодар — крупный региональный центр науки, образования и культуры. Ведущие вузы — Государственный университет имени С. Торайгырова (университет с 1992 года, современное название с 1996 года), Инновационный евразийский университет (1991, современное название с 2006 года; негосударственный), филиал Государственного медицинского университета города Семей (Семипалатинск); Государственный педагогический институт (1962). 17 библиотек, в том числе Областная универсальная научная имени С. Торайгырова (ведёт историю с 1892 года), Центральная городская имени П. Васильева (1948), филиал Республиканской научно-технической (1972), Областная специальная для незрячих и слабовидящих граждан (1970), Центральная детская имени А. Гайдара. Музеи: Областной историко-краеведческий имени Г.Н. Потанина (1942; в бывшем торговом доме А.И. Дёрова, 1896, архитектор П. Батов) с филиалом «Дом-музей Д.П. Багаева» (2001), областной художественный (основан в 1964 году, открыт в 1965 году), литературы и искусства имени Бухар жырау (1992; в деревянном доме 1897 года), Дом-музей П.Н. Васильева (1994), дом Н.Г. Шафера (Музей граммофонных пластинок, 2001). Театры: Областной драматический имени А.П. Чехова (1945), Областной казахский музыкально-драматический им. Ж. Аймауытова (1990).

Павлодар — «футбольная столица» Казахстана. Команда «Иртыш» — 5-кратный чемпион Казахстана (1993-2003 годы); принимает соперников на Центральном стадионе (около 12 тысяч мест). Среди других спортивных сооружений — ледовый дворец «Астана» и легкоатлетический манеж «Юность».

Один из крупнейших промышленных центров Северного Казахстана. Ведущие отрасли — чёрная и цветная металлургия, нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроение. Крупнейшие металлургические заводы: сталелитейный имени 10-летия независимости Республики Казахстан (стальные заготовки и прокат, мелющие шары, стержни и строительная арматура), трубопрокатный (стальные электросварные прямошовные трубы), компании «KSP Steel» (стальные бесшовные трубы), алюминиевый компании «Алюминий Казахстана» (глинозём), Казахстанский электролизный (первичный алюминий), литейно-механический, «Тас-Эрга» (переработка лома цветных металлов, производство сплавов). Нефтехимический завод (в 2012 году переработано свыше 5,0 миллионов тонн сырой нефти, поступающей по нефтепроводу Омск — Павлодар), предприятие «Нефтехим LTD» (производство метил-трет-бутилового эфира, полипропилена, в том числе на экспорт). Предприятия химической промышленности выпускают каустическую соду, хлор, соляную кислоту, антифризы, присадки, пластмассовые, резинотехнические изделия («Каустик», «Реагент-Восток» и др.). Основная продукция машиностроения — мостовые и козловые краны, грейферы (машиностроительный завод), спецтехника, оборудование для нефтегазовой отрасли («Темирмаш»), трубопроводная арматура, комплектующие для железнодорожного подвижного состава, сварочное оборудование, кабельная продукция, электромонтажные изделия. Выпуск металлоконструкций, силикатного кирпича, рубероида, кровельных материалов на стекловолокнистой основе, древесно-стружечных плит, мебели, туалетной бумаги, молочной и мясной продукции, пива (один из крупнейших в Казахстане пивоваренный завод «Роса»), поваренной пищевой и промышленной соли («Павлодарсоль») и др. 3 ТЭЦ (общая мощность свыше 960 МВт).

Близ Павлодара, в городе Аксу (на левом берегу реки Иртыш), — завод ферросплавов (филиал компании «Казхром»; мощность свыше 1,1 миллиона тонн в год; большая часть продукции экспортируется).

История города Павлодар

  • Home
  • Kazakhstan
    • Tours to Kazakhstan
    • Excursions in Kazakhstan
    • Sky-resort in Kazakhstan
    • Hotels in Kazakhstan
    • Visas and registration
    • Our services
    • Helpful information
    • Cities of Kazakhstan
    • Nature of Kazakhstan
    • Monuments of Kazakhstan
    • Reserves and parks
    • Culture of Kazakhstan
    • Map of Kazakhstan
  • Kyrgyzstan
    • Tours to Kyrgyzstan
    • Excursions in Kyrgyzstan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Kyrgyzstan
    • Nature of Kyrgyzstan
    • Monuments of Kyrgyzstan
    • Reserves and parks
    • Culture of Kyrgyzstan.
    • Map of Kyrgyzstan
  • Uzbekistan
    • Tours to Uzbekistan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Uzbekistan
    • Nature of Uzbekistan
    • Monuments of Uzbekistan
    • Reserves of Uzbekistan
    • Culture of Uzbekistan
    • Map of Uzbekistan
  • Turkmenistan
    • Tours to Turkmenistan
    • Excursions in Turkmenistan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Turkmenistan
    • Nature of Turkmenistan
    • Monuments of Turkmenistan
    • Reserves and parks
    • Culture of Turkmenistan
    • Map of Turkmenistan
  • Tajikistan
    • Tours to Tajikistan
    • Excursions in Tajikistan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Tajikistan
    • Nature of Tajikistan
    • Monuments of Tajikistan
    • Reserves and parks
    • Culture of Tajikistan
    • Map of Tajikistan
  • English
  • Русский

You are here

История Павлодара.

Тематический тур «История городов Казахстана».

«Похожи все города,
И все-таки непохожи.
Ведь сердцу почти всегда
Какой-то один дороже.
Какой-то один милей»

​Туры в Павлодар.

Основан город в 1720 году под названием Коряковского форпоста на Иртышской линии русских военных укреплений.Преобразован в город и переименован в Павлодар в 1862 году. Павлодар ведёт свою историю с 1720 года, когда в ряду военных крепостей и форпостов России на Иртыше появился форпост Коряковский, названный так потому, что был выстроен рядом со складами соли, добываемой на Коряковском озере.В 1868 году Павлодар стал уездным центром Семипалатинской области, ещё через четыре года сюда была проведена телеграфная связь. Затем были основаны судоремонтные мастерские, построена первая мельница. А ещё в начале минувшего века в Павлодаре и его окрестностях на считывалось свыше 80 ветряных мельниц. Центральная часть города застраивалась купеческими особняками, ближе к пристани размещались торговые ряды, лабазы, склады. Открылись городской банк, школы, училища, две православные церкви, мечеть. Располагался он примерно в районе нынешней городской спасательной станции и завода «Октябрь». По сохранившимся документам, форпост имел форму квадрата 50 на 50 метров, был обнесен высоким бревенчатым частоколом, по углам имел бастионы с артиллерийскими батареями. Во внутренней части располагались казармы, снаружи — конюшни и баня.Весь гарнизон форпоста имел 48 человек. Спустя 25 лет форпост несколько расширил свои границы, был увеличен гарнизон, появились дополнительные постройки для казаков, назначавшихся на соледобычу. Еще спустя два десятка лет было получено разрешение отставным драгунам и солдатам селиться на свободных местах. Здесь же разрешили селиться подрядчикам и чиновникам соляного ведомства. В Павлодарском историко-краеведческом музее имеется любопытный документ — план Коряковского форпоста в 1765 году. Кроме казарм, канцелярии, офицерских покоев и порохового погреба внутри самого укрепления, снаружи обозначены конюшни, сараи для обоза, соляной амбар, два провиантских магазина. На окраине своеобразного поселка рядом с таможней — кабак. На берегу Иртыша — бани. Знаменитый путешественник П. Палпас оставил нам описание форпоста, относящееся к 1770 году: Сей форпост всех прочих по Иртышу многолюднее и имеет лучшие там строения. Комиссар соляного ведомства и подрядчик поставки соли живут здесь в изрядных домах, выстроены обширные слободы, разделенные «на улицы» В течение второй половины XVIII-го века иртышское укрепление теряло свое военно-стратегическое значение. Крепости и форпосты становились обычными селами и станицами, в которых появились женщины, дети. Коряковский форпост становится одним из центров соледобычи в Сибири. В 1838 году он был преобразован в станицу Коряковскую, и из Ямышева сюда были переведены казачья школа (старожилы-павлодарцы помнят это здание по ул. Ленина, бывшая школа № 1) и полковой лазарет. К этому времени станица разрастается от первоначального форпоста в сторону речного вокзала. Выгодное положение станицы, расположенной на берегу большой судоходной реки, соседство с округами, где развивались разработки свинца, меди, серебра, перекрестье торговых путей с кочевой степью — все эти обстоятельства были очень выгодными для экономического развития станицы. Именно купеческое сословие, все более увеличивавшееся численно, с середины XIX — го века начинает настойчиво добиваться изменения статуса казачьей станицы, что дало бы им право чувствовать себя здесь не гостями, но хозяевами. Наконец, 4 (16) апреля 1861 года Коряков получает статус «заштатного города с наименованием оного Павлодар, в честь новорожденного Великого князя Павла Александровича». Немногим позднее город становится уездным центром Семипалатинской области. Рождается генеральный план застройки города — копия его также есть в музее. В плане четко отражена история возникновения города: бывшая Коряковская станица остается как казачья часть города, а новое строительство, в основном, предполагается в мещанской северной части. Границей между этими районами станет переулок № 1 — нынешняя улица Луначарского, на которой стоит русский драматический театр. Описание этого места, относящееся к 1865 году: Пять улиц обстроены по большей части ветхими домами (казачья часть), между которыми изредка выглядывают дома весьма приличной наружности. Новый город еще только отстраивается. Площадь, на которой помещена деревянная церковь, а за нею лавки, гостиный ряд — вот и весь Павлодар. Но уже начинают вовсю разворачиваться купцы, в основном русские и татарские. Нынешний драмтеатр отстроен на основе двух купеческих домов — Баландина (ближе к кафе) и Сурикова (угол Ленина и Луначарского). Напротив, через улицу Ленина — здание одного из павлодарских банков, глубже (Ленина, 153) — дом купца Охапкина. Начинают отстраиваться торговые ряды из кирпича, закладывается торговый дом Дерова (ныне музей), почтово-телеграфная контора и еще много зданий — кирпичных и деревянных, купеческих домов, магазинов, учебных заведений, церквей. Уже в 1900 году Н. Коншин в своих «Путевых набросках» писал[4]: Несколько улиц с деревянными домишками, среди которых каменное здание тюрьмы выглядело настоящим дворцом, — таким был Павлодар всего 10 лет назад. Но за последние 10 лет город очень разросся, отстроился, и теперь Павлодар один из лучших городов в Семипалатинской области с блестящим будущим, как уверены сами павлодарцы. Статистика отмечала, что в 1904 году в городе было 33 улицы и переулка 4. Водоснабжение из колодцев и Иртыша, вывозка нечистот производится в бочках. Благоустройства в городе совершенно нет: отсутствуют мощеные улицы, тротуары, электроосвещение на улицах, транспорт. Из промышленных предприятий — 10 фабрик и заводов кустарного типа, ремесленники, одна скотобойня. В 1910 году: тротуаров — 0,3 версты, 45 керосиновых фонарей, летом — 120 извозчиков, зимой – 135. Наконец, знаменитая «Азиатская Россия» в 1914 году констатирует: Из уездных городов Семипалатинской области нужно также особо упомянуть Павлодар. В смысле благоустройства быстро прогрессирует. Уже вовсю по Иртышу ходят пароходы, ветряные мельницы фабриканты Герцен и Тиссен заменили паровыми, уже от угольных шахт Экибастуза проложена железная дорога к Иртышу. Нарастают купеческие капиталы. Татарин Ф. Рамазанов выстроил мечеть, А. Деров заложил на свои деньги Владимирский собор, на базарной площади выстроен деревянный цирк-шапито. Во время пожара 1901 года преимущественно деревянный Павлодар полностью выгорел. Революция и гражданская война оставили свои кровавые следы в Павлодаре. Власть в городе и в округе не раз переходила из рук в руки, от красных к белым и наоборот, из-за чего погибло немало людей. В первые два с лишним десятилетия Советской власти Павлодар был типичным провинциальным городишком — одноэтажным, почти без зелени, летом его улицы заносило песком, зимой заваливало снегом. Когда Павлодар стал центром созданной в Казахстане области, его население (по переписи 1938 года) составляло 29 тысяч человек. После Великой Отечественной войны начинается бурная индустриализация края. В Павлодаре, Экибастузе, Ермаке (ныне Аксу) строятся предприятия энергетики, металлургии, угледобычи, машиностроения, нефтехимии. Разворачивается крупное жилищное строительство. И сегодня Павлодар по праву можно назвать индустриальным сердцем региона. Предприятия города хорошо известны не только в Казахстане, но и далеко за его пределами.

Читайте также  Поиски и находки поэтов Серебряного века

Исторические даты города Павлодар.

В 1720 году на месте нынешнего Павлодара основан военно-казачий форпост Коряковский с гарнизоном в 48 человек.
В 1861 году Коряковская станица преобразована в защитный город Павлодар. Из Омска пришёл первый пароход «Ура» за коряковской солью.
В 1868 году Павлодар становится уездным центром Семипалатинской области.
В 1899 году в Павлодаре основаны судоремонтные мастерские.
В 1920 — 1921 годах в город проведена железная дорога.
В 1924 год пущена в эксплуатацию железная дорога Славгород — Кулунда — Павлодар. Построена станция Павлодар.
В 1930 году в Павлодар прилетел первый самолёт.
В 1938 году Павлодар стал областным центром Казахской ССР, размещён механический завод «Октябрь».
В 1949 году построен железнодорожный мост через Иртыш.
В 1949 году в аэропорту Павлодара приземлился первый турбовинтовой самолёт «Ан-24» из Алма-Аты.
В 1953 году пришёл первый поезд из Акмолинска. Начата эксплуатация железной дороги Павлодар — Акмолинск.
В 1964 году дала первый промышленный ток ТЭЦ-1.
В 1966 году на базе Павлодармаша начато строительство тракторного завода.
В 1967 году организован завод специнструмента и технологической оснастки при ПТЗ. Сданы в эксплуатацию 2-я и 3-я очереди алюминиевого завода.
В 1978 году первую продукцию выпустил нефтеперерабатывающий завод.

Источник:
Юрий Поминов «Павлодарская область: прошлое, настоящее, будущее». Журнал «Нива», №7, 2008 год. Фотографии предоставлены управлением архивов и документации Павлодарской области.

как строился павлодар

Острова и линии
Если контурно очертить историю развития городской застройки в Павлодаре, начиналась она с 1862 года, через полгода после присвоения бывшей станице Коряковке статуса заштатного города.
Из Омска прислали чертеж генплана. Но выполнялся он не систематически. Когда в Павлодаре появились погорельцы из Самары, они построили дома по губернаторскому чертежу, но подальше от станицы. Казаки по привычке назвали их «островом», а новые горожане – Самарской слободкой. Потом к ним «пристроились» по очереди Мещанская (или Собачья), Брод и Рабочий Остров. Казахам, которые записались жителями города (форштадта), до 1919 года разрешали жить в Жатаках (Жанааул), возле бань Словцова и керосиновой цистерны Нобеля. Не случайно Всеволод Иванов в своих повестях и рассказах, упоминая Павлодар, называл его «раскидистым». В 11 километрах от Иртыша на левом его берегу еще в начале 20-века был выстроен городок Иртыш, но больше он был известен как Седьмой аул, а потом его переименовали в поселок Ленинский.
По генплану, предписанному администрацией омского генерал-губернатора, предполагалось от перекрестка улиц Казачьей и Телеграфной поставить кварталы, рассеченные прямыми линиями мостовых. Их тогда назвали линиями и пронумеровали 10 основных, идущих с запада на восток. Потом, в 1930-е годы и в 1949 году линиями назвали улицы поселка МДС и Второго Павлодара и постепенно заменили номера названиями.
Старинные линии с 1 по 10 – это нынешние улицы Луначарского, Исиналиева, Естая, Кирова, Кривенко, Каирбаева, Пушкина (эта улица исчезла), Лермонтова, Урицкого и Крупской. Линии МДС получили имена, образованные от названий городов и местностей Казахстана и Урала – Кокчетавская, Челябинская, Бескарагайская.
Линии, построенные через 85 лет на восточной окраине Павлодара (с севера на юг), обозначили именами прилагательными, образованными от названий городов СССР: первая линия – Московская, вторая – Ленинградская и т. д. Когда выстроился поселок Горзеленстроя, здесь также сначала были линии, а потом их наименовали. То же было и с Усольским микрорайоном, который выстроили на месте старых коммерческих огородов, нывавшихся по имени владельца Дурмановской рощей или Дурмановскими кустами.
Даже в этой контурной обрисовке видно, что застройка была выборочной. Вероятнее всего, это было связано с особенностями землепользования, и сначала надо было отчуждать казачьи угодья, а потом оформлять права на застройщиков. Само собой разумеется, люди селились поближе либо к месту работы, либо к месту торговли. Поэтому застройка всегда была гуще вокруг и около предприятий, не имевших средств доставки на работу, и базарных площадок.

Поселки, кварталы, микрорайоны
Принципиальное деление Павлодара на станицу и «форштат» сохранялось долго, лет тридцать, пока в «городу» не завелись промышленные рабочие. С 1898 года стали работать судомастерские по ремонту пароходов, и возле затона выстроилась слобода – по сути, первый небольшой заводской поселок. Более ста лет речники-механики играли первую роль в общественной жизни Павлодара, пока не был ликвидирован выросший на месте мастерских судоремзавод.
На протяжении века вокруг открывающихся предприятий или на отведенных им землях друг за другом возникли поселки МДС (машинно-дорожной станции) и Водников, Военный городок (горстка финских домиков возле Летной школы), Хромзаводский, Привокзальный, Пеносиликатный, городки Мостопоезда, Алюминстроя, Энергетиков, Административный, Аэропортовский, СМП-530, Химгородок. Самые молодые «заводские» поселки – Горзеленстрой и Железнодорожный. Самый дальний – Жетекши при гидрогеологической экспедиции – имел статус самостоятельного села и не раз то включался в городскую черту, то исключался из состава города.
Кварталы не были выражены, пока застройка была «островной». Но потом они в народной топонимике они получили названия Броды, Телецентр, Пятихатки, Затон, Горторг, Военкомат, Казкрай. Последний оформился стихийно, когда в советское время казахи компактно расселились около мечетей и старого базара. Самой старой была частная застройка вдоль берега, она включала в себя три улицы – Береговую, Луговую и Паромную между улицами Крупской железнодорожным мостом – и называлась Гусинкой (от названия «Гусиный перелет», места, где долгое время каждый год в ноябре на воду Иртыша садились стаи гусей и лебедей-шипунов перед отлетом на юг).
Массовой и систематической застройка стала в годы целины. Восточная окраина отодвинулась до самого кирпичного завода, который стоял у дороги, ведшей на Красноармейку. Кладбище на улице Пахомова оказалось в центре застройки. Острова, поселки и кварталы стали сливаться или превращаться микрорайоны.
Фактически площадь города за каких-то шесть-семь лет увеличилась в полтора-раза. Ансамбли многоэтажных домов, новые широкие улицы «похерили» старую топографию, но прямолинейных характер застройки проектировщики «Ленгипрогора» сохранили, применяя опыт планировки Ленинграда (где тоже
всегда были свои острова и линии).
Генпланы советского периода предполагали дальнейшее развитие застройки в виде ансамблей многоэтажных домов. Масштабное строительство перекроило карту города. Исчез поселок Мостопоезда, Название «Военный городок» забылось после закрытия Летной школы (в ее здании был энергофак индустриального института, а потом магазин «Гулливер»), как и Гусинка после возведения Дворца культуры ПТЗ (ГДК) и комплекса МЖК. На Третьих дачах садоводческие кварталы поглотили деревушку, называемую 14-й годовщиной (по названию старого колхоза).

Новые абрисы
Но все же основное деление на массивы сохранилось. Поселок Алюминстроя «присоседился» к поселку МДС, часть Горторга стала Дачным микрорайоном. Химгородок получил второе название — Прибрежный микрорайон. Границы бывших островов, кварталов и поселков стали условно определяться по уличным магистралям. Довольно долго город делился на Ильичевский и Индустриальный районы, а начале 21 века эти названия заменили на условные обозначения – Северный и Южный. Так же поступили и с делением города по параллели – все правобережное стало Восточным, а левобережное – западным (это коснулось энергосетевых районов, полицейских учреждений).
Многие девятиэтажные ансамбли из-за их формы получили просторечные выразительные прозвища – Живые и Мертвые и Тещин Язык (возле Пахомовского кладбища), Китайская стена (с южной стороны Химгородка-Прибрежного), Шляпа (позади школы № 22), Квадрат и Шестерка (ул. Чокина-1 Мая).
После распада СССР и обретения Казахстаном суверенитета город поделили на 16 микрорайонов, и стали забываться имена Тракторозаводского, Строительного. Потом число административных участков сократили до 8 микрорайонов. От Хромзавода до автодорожного моста разросся поселок Лесозавода, который стал «пробираться» к Химзаводскому шоссе. Села Кенжеколь, Павлодарское, Мойылды и Ленинский поселок окончательно вошли в состав городской территории.
В течение последнего десятилетия 20 века и первых лет 21-го века предприниматели взялись за индивидуальную застройку, выбивая себе места в бывшей станице и прилегающих к ней кварталах и улицах. В этих местах старина быстро стала исчезать.
Прежний облик сохранила только историческая часть города, в которой 110 лет назад купечество выстроило одно-двухэтажные магазины, лабазы, особняки и гостиницы. Она начинается от набережной и очерчена улицами Чокина, Бектурова и Каирбаева. В ней густо и редко расположены дома, которым присвоен статус памятников, охраняемых государством.

История города Павлодар

Ещё один казахстанский кусок Сибири, один из основных промышленных центров республики — алюминий, нефтехимия, химия, машиностроение. Город совершенно не казахстанский — не столько по населению, сколько по общей атмосфере. Павлодар уютен и довольно живописен, тут есть городская среда, совсем немного присущей почти всем городам степного Казахстана какой-то бесприютности/безликости/неэстетичности. Не последнюю роль в этом играет местный исторический центр (данное явление, как известно, в Казахстане можно встретить очень мало где), хороший общественный транспорт (местная трамвайная система прекрасно сохранилась), многофункциональность могучей городской промышленности (это не обычный для Казахстана моногород вокруг одного предприятия).

Нельзя не отметить и оформление неисторического центра многоэтажными домами, чего не хватает многим казахстанским городам, даже крупным.

При этом город в целом не может похвастаться большим количеством многоэтажек и даже пятиэтажек, преобладает частный сектор.

Хотя Павлодар гораздо больше похож на российские города (да, как я уже говорил, многие российские города после казахстанских — практически Европа), чем на казахстанские.

Читайте также  История болезни - травматология (закрытый медиальный перелом шейки левого бедра)

Но всё же его сложно назвать именно российским городом — как и многие «хорошо сохранившиеся» и ухоженные города («где всё работает») в азиатской части постсоветского пространства, он вызывает ассоциации скорее с Советским Союзом, только без дефицита, серости, немного поярче и благоустроеннее.

Короче, Павлодар быстро стал самым моим любимым казахстанским городом.

Поселение на месте будущего города появилось в 1720 г. (форпост Коряковский) — тогда здесь, на степном приграничье, добывали соль, и для прикрытия промыслов была выстроена небольшая деревянная крепость. Примерно в это же время стали строиться русские города на лесостепном юге и юго-востоке Западной Сибири, алтайские заводские посёлки, и подступы к ним тоже нуждались в защите.
В XIX граница империи отодвинулась далеко на юг, укреплённая линия по Иртышу потеряла своё значение, и Коряковский стал станицей Коряковской.
В 1861 г. Павлодар стал городом — четвёртым на территории современного Казахстана (после Семипалатинска, Петропавловска и Уральска). Тогда же и появилось современное название — в честь великого князя Павла, который только что родился у императора Александра II. Город скоро стал уездным центром Семипалатинской области Степного генерал-губернаторства, но оставался очень маленьким даже по меркам того времени — около 2 тысяч человек населения.
Как это часто бывало в Казахстане, до Павлодара практически не дошла первая волна индустриализации в 1930-е, зато полностью охватила вторая в 1950-е. Для всего Северного Казахстана это было время освоения целины, но в Павлодаре кроме обслуживающих этот процесс учреждений и предприятий сложился мощнейший многофункциональный промышленный узел.

Сейчас Павлодар — седьмой по населению город Казахстана, и самый крупный город на востоке страны; его населяет 330 тысяч жителей.
Это один из немногих крупных городов на севере страны, где в постсоветское время наблюдался некоторый рост населения (1.5%) — не в последнюю очередь благодаря успешно работающей промышленности и общей относительно благоприятной социально-экономической обстановке в городе.

Павлодар, в прошлом русский город, сейчас уже является в той же степени казахским, что и русским по составу населения.

Похожие процессы «коренизации» идут по всему Казахстану, но в Павлодаре доля русского населения остаётся одной из самых высоких среди крупных городов страны (44%).

Когда находишься в городе, то казахское присутствие ощущается слабо; по абсолютному количеству русских (146 тыс. человек) Павлодар находится на четвёртом месте в стране — после Алма-Аты, Караганды и Усть-Каменогорска. В России примерно такая же доля русского населения в татарстанских и башкортостанских городах.

Павлодар расположен на правом, восточном берегу Иртыша; степь здесь менее сухая, чем на западном берегу, где Экибастуз.
В таком климате долина Иртыша выглядит оазисом.

По левому низкому берегу тянется пойма; она резко отличается от окружающих равнин в зелёную сторону. В ней даже встречаются деревья — в основном тополя, кажется.
Павлодар относительно компактен, его основная часть — это прямоугольные кварталы, образующие прямоугольник побольше, вытянутый километра на 4 с севера на юг (вдоль Иртыша) и на 2 — с запада на восток.

Севернее и восточнее расположены основные промзоны, на северо-востоке — район частного сектора со звучным названием «Второй Павлодар». На юго-западе можно обнаружить немногочисленные классические спальные микрорайоны на окраине — Усольский и Дачный. Несколько кварталов исторической застройки и почти вся советская и постсоветская многоэтажная застройка сосредоточена в основной центральной части города;

Жилая периферия Павлодара — это в основном малоэтажная застройка.
Надо сказать, что достопримечательностей в Павлодаре совсем немало по казахстанским меркам.
Например, в городе есть историческая застройка — остатки уездного Павлодара; она расположена на юге собственно центра города. Исторический центр крайне невелик; всё-таки в Павлодаре перед революцией бюло меньше 10 тысяч населения; он не очень совпадает с современным центром города, который весь в основном средне- и позднесоветской постройки.

Он вполне напоминает исторические центры городов юга Западной Сибири; впрочем, сам я до павлодарской истории позорно не добрался, поэтому отсылаю вас к рассказу Варандея.
Из того, что я видел в Павлодаре, самое достопримечательное — это, пожалуй, мечеть Машхура Жусупа, построенная в 2001 году.

Если от мечети пойти на запад, то совсем скоро можно выйти к улице 1-го Мая — ещё одной важной центральной улице. Около неё — сквер с трогательно советским по духу памятником учительнице:

К слову, в городах Северного Казахстана вообще не приобрела большого масштаба новая топонимика в честь казахских деятелей, но в Павлодаре её как-то особенно мало — среди центральных улиц только пара названа в честь казахов.
Ещё чуть-чуть на запад — и парк Победы.

Парк постепенно переходит в одноимённую площадь.

Если судить по наличию здесь акимата-мэрии, то это центральная площадь Павлодара.

«Казахстан-2050» — это как наш недоброй памяти План Путина.
Площадь «нанизана» на третью меридиональную магистраль центра Павлодара — на улицу академика Сатпаева; пожалуй, во всём городе у неё самый магистральный вид, не хватает только трамвая.

С северо-запада на площадь выходит здание местного почтамта — более-менее удачно реновированная позднесоветская постройка:

Площадь Победы не выглядит оживлённой, в отличие от Привокзальной и других площадей севернее.

Наверно, она оживает в выходные и праздники, когда люди гуляют в сторону Иртыша и набережной.

Да, площадь обрывается на западе к реке; ближе к лестничному спуску неплохой фонтан.

В Казахстане рек мало; возможно, поэтому тут более уважительно относятся к оформлению набережных, чем в среднем по России. Но иртышская набережная в Павлодаре меня приятно удивила — тут и променад, и пляж, и спортплощадки.

И речные трамвайчики:

Совсем как лучшая российская набережная в Самаре, только масштабы по понятным причинам не те.
Если вышеупомянутая мечеть — самое примечательный объект в Павлодаре, то набережная — самый приятный.
Она, впрочем, быстро заканчивается, довольно нескладно переходя в Береговую улицу, совершенно по-азиатски впритирку застроенную роскошными особняками.

Особняки теснятся между рекой, советскими многоэтажками, зданием «КазТрансОйла» и Благовещенским кафедральным собором.
Последний, несмотря на свой исторический вид, был построен только в 1999 году.

Он окружён небольшой зелёной зоной с очень казахстанским названием «парк Третьего Тысячелетия».
Восточнее находится площадь Конституции с целым ансамблем фонтанов — на мой взгляд, она представительнее площади Победы.

По сути, это вторая главная площадь — если на площади Победы находится акимат, то здесь — ДК «Городской», ничуть не менее важное учреждение:

Впрочем, ничуть не менее важное учреждение по-азиатски ужасно модернизировали. Филиал Астаны в Павлодаре.
Ещё на площади можно обнаружить некий монумент из рук и цветка:

И памятник Султанмахмуту Торайгырову — раннесоветскому казахстанскому поэту, уроженцу Павлодарской области:

На восток от площади в сторону вокзала отходит улица имени того же Торайгырова — пожалуй, самая парадная и вместе с тем самая разнообразная в городе:

Памятник Чокану Валиханову и Григорию Потанину — учёным-этнографам и географам, которые оба были уроженцами этих мест; Валиханова можно назвать одним из первых учёных-казахов.

Наверно, самое красивое здание города — бывший кинотеатр «Октябрь» 1950-х годов постройки, редкая в Казахстане сталинка.

Сейчас тут — «Славянский культурный центр».
Вот-вот должен был начаться проливной дождь, солнце подсвечивало его снизу — вышло очень красиво:

Надо отметить, что, несмотря на столь впечатляющую индустриальную мощь, в городе не пахнет индустрией, можно дышать и вообще с экологией неплохо; можно сравнить с Усть-Каменогорском, где из-за градообразующего комбината «Казцинка» жители города побогаче пытаются селиться через сопку от города.
Павлодарскую ситуацию можно объяснить тем, что, во-первых, была учтена роза ветров; возможно, даже большую роль сыграло то, что местная индустрия складывалась уже в 1950-е и 1960-е годы, то есть примерно в те же годы, когда началось массовое жилищное строительство. В результате промышленные зоны оказались на городской периферии; они не оказались зажаты между центром и спальными окраинами, как это часто происходит в городах, где промышленность сложилась раньше.

История города Павлодар (стр. 1 из 3)

Современный Павлодар ведёт свою историю с 1720 года, когда в ряду военных крепостей и форпостов России на Иртыше появился форпост Коряковский, названный так потому, что был выстроен рядом со складами соли, добываемой на Коряковском озере. Располагался он примерно в районе нынешней городской спасательной станции и завода «Октябрь». По сохранившимся документам, форпост имел форму квадрата 50 х 50 метров, был обнесен высоким бревенчатым частоколом, по углам имел бастионы с артиллерийскими батареями. Во внутренней части располагались казармы, снаружи — конюшни и баня. Весь гарнизон форпоста имел 48 человек. Спустя 25 лет форпост несколько расширил свои границы, был увеличен гарнизон, появились дополнительные постройки для казаков, назначавшихся на соледобычу. Еще спустя два десятка лет было получено разрешение отставным драгунам и солдатам селиться на свободных местах. Здесь же разрешили селиться подрядчикам и чиновникам соляного ведомства. В Павлодарском историко-краеведческом музее имеется любопытный документ — план Коряковского форпоста в 1765 году. Кроме казарм, канцелярии, офицерских покоев и порохового погреба внутри самого укрепления, снаружи обозначены конюшни, сараи для обоза, соляной амбар, два провиантских магазина. На окраине своеобразного поселка рядом с таможней — кабак. На берегу Иртыша — бани. Знаменитый путешественник П.Палпас оставил нам описание форпоста, относящееся к 1770 году: «Сей форпост всех прочих по Иртышу многолюднее и имеет лучшие там строения. Комиссар соляного ведомства и подрядчик поставки соли живут здесь в изрядных домах, выстроены обширные слободы, разделенные «на улицы». В течение второй половины 18-го века иртышское укрепление теряло свое военно-стратегическое значение. Крепости и форпосты становились обычными селами и станицами, в которых появились женщины, дети. Коряковский форпост становится одним из центров соледобычи в Сибири. В 1838 году он был преобразован в станицу Коряковскую, и из Ямышева сюда были переведены казачья школа (старожилы-павлодарцы помнят это здание по ул. Ленина, бывшая школа N1) и полковой лазарет. К этому времени станица разрастается от первоначального форпоста в сторону речного вокзала. Выгодное положение станицы, расположенной на берегу большой судоходной реки, соседство с округами, где развивались разработки свинца, меди, серебра, перекрестье торговых путей с кочевой степью — все эти обстоятельства были очень выгодными для экономического развития станицы. Именно купеческое сословие, все более увеличивавшееся численно, с середины 19-го века начинает настойчиво добиваться изменения статуса казачьей станицы, что дало бы им право чувствовать себя здесь не гостями, но хозяевами. Наконец, 4 апреля 1861 года Коряковка получает статус «заштатного города с наименованием оного Павлодар, в честь новорожденного Великого князя Павла Александровича». Немногим позднее город становится уездным центром Семипалатинской области.

Рождается генеральный план застройки города — копия его также есть в музее. В плане четко отражена история возникновения города: бывшая Коряковская станица остается как казачья часть города, а новое строительство в основном предполагается в мещанской северной части. Границей между этими районами станет переулок N1 — нынешняя улица Луначарского, на которой стоит русский драматический театр. Описание этого места, относящееся к 1865 году: «Пять улиц обстроены по большей части ветхими домами (казачья часть), между которыми изредка выглядывают дома весьма приличной наружности. Новый город еще только отстраивается. Площадь, на которой помещена деревянная церковь (площадь нынешнего завода «Октябрь». — Л.С.), а за нею лавки, гостиный ряд — вот и весь Павлодар». Но уже начинают вовсю разворачиваться купцы, в основном русские и татарские. Нынешний драмтеатр отстроен на основе двух купеческих домов — Баландина (ближе к кафе) и Сурикова (угол Ленина и Луначарского). Напротив, через улицу Ленина — здание одного из павлодарских банков, глубже (Ленина, 153) — дом купца Охапкина. Начинают отстраиваться торговые ряды из кирпича, закладывается торговый дом Дерева (ныне музей), почтово-телеграфная контора и еще много зданий — кирпичных и деревянных, купеческих домов, магазинов, учебных заведений, церквей. Уже в 1900 году Н.Коншин в своих «Путевых набросках» писал: «Несколько улиц с деревянными домишками, среди которых каменное здание тюрьмы выглядело настоящим дворцом, — таким был Павлодар всего 10 лет назад. Но за последние 10 лет город очень разросся, отстроился, и теперь Павлодар один из лучших городов в Семипалатинской области с блестящим будущим, как уверены сами павлодарцы». Статистика, которая и раньше знала все, отмечала, что в 1904 году в городе было 33 улицы и переулка. «Водоснабжение из колодцев и Иртыша, вывозка нечистот производится в бочках. Благоустройства в городе совершенно нет: отсутствуют мощеные улицы, тротуары, электроосвещение на улицах, транспорт. Из промышленных предприятий — 10 фабрик и заводов кустарного типа, ремесленники, одна скотобойня». А уже в 1910 году: «тротуаров — 0,3 версты, 45 керосиновых фонарей, летом — 120 извозчиков, зимой — 135». И, наконец, знаменитая «Азиатская Россия» в 1914 году констатирует: «Из уездных городов Семипалатинской области нужно также особо упомянуть Павлодар. В смысле благоустройства быстро прогрессирует». Уже вовсю по Иртышу ходят пароходы, ветряные мельницы фабриканты Герцен и Тиссен заменили паровыми, уже от угольных шахт Экибастуза проложена железная дорога к Иртышу. Нарастают купеческие капиталы. Татарин Ф.Рамазанов выстроил мечеть (ныне действующая), А.Деров заложил на свои деньги Владимирский собор, на базарной площади выстроен деревянный цирк-шапито. Общественная жизнь спокойно-ленива, оживляется, как писал Вс. Иванов, только в праздники. Смена общественно-экономической формации в стране в октябре 1917 г. какого-либо резкого изменения в архитектурный облик города не внесён. Правда, в районе Затона появляется городок судостроителей с клубом им. Куйбышева и школой N13. В 20-х же годах строится новое деревянное здание для предполагаемого железнодорожного вокзала в районе нынешнего локомотивного депо. Само по себе оно представляло интереснейший образчик деревянного зодчества, пережило социализм и перестройку, но в эпоху «дикого капитализма», попав в частные руки, сгорело. В 30-е годы были порушены все павлодарские церкви, минарет на мечети. Из кирпича бывшего Троицкого собора был выстроен шестнадцатиквартирный дом — «шишка». Правда, уцелел недостроенный Владимирский собор, но его «рванули» все-таки позже, в середине 70-х годов. Он помешал реконструкции завода «Октябрь», который в 1942 г. был эвакуирован в Павлодар из Краснодара.

Читайте также  История экономической этики

Свое «второе дыхание» город получил в целинные годы. Начало нового мощного строительства было связано с решением строить здесь комбайновый и алюминиевый заводы. В начале января 1955 года начали прибывать в Павлодар первые механизированные колонны строителей. Для управленческих служб и сотрудников с семьями строились щитосборные дома, открывались новые магазины и столовые, бытовые точки. Так на северной окраине города вырастал временный городок, который стали называть Административным. Начинается строительство строй-базы ТЭЦ-2 и производственных корпусов заводов. На месте нынешнего трамвайного управления установили 28 железнодорожных вагонов с чугунными печками, от вагона к вагону перебросили мостки — здесь начал работу штаб громадной стройки. В городе начинается строительство сетей городского водопровода и канализации. Одновременно решаются вопросы электроснабжения. Один из строителей-целинников И.Большаков оставил интересные воспоминания о Павлодаре тех лет, «Вспоминается, как майским утром 1955 года мы вышли из вагона московского поезда на станции Павлодар. Вокзал располагался в то время в ветхом здании в районе теперешнего автовокзала. Автобусного сообщения в городе не было, и нам пришлось ехать в гостиницу на ломовой телеге. Город был неблагоустроенный. От здания вокзала влево простиралась бескрайняя степь, а справа виднелись приземистые очертания мазанок с плоскими крышами. Над ними как маяк возвышался единственный «небоскреб» — трехэтажное здание, сохранившееся до сих пор под названием «шестнадцати-квартирный дом». В гостинице (нынешняя филармония. — Л.С.) смыв с себя дорожную грязь, мы решили осмотреть город и набережную Иртыша. Побродив по пыльным улицам, мы вынесли крайне неприятное впечатление. Город был мало озеленен, отсутствовали мощеные улицы и тротуары, плохо было с наружным освещением, не видно было колонок городского водоснабжения». Зато «с высокого обрывистого берега Иртыша открывался прекрасный вид на зеленую пойму левобережья. Внизу у берега вручную разгружались баржи и пароходы. Тут же по колено в воде стояла лошадь, запряженная в телегу с бочкой. Пожилой казах, стоя на телеге, ведром на длинном шесте, не торопясь, наполнял бочку речной водой, которую потом развозил для населения за плату». Одновременно со строительством промышленных объектов началось и строительство жилья для будущих рабочих заводов. В мае 1955 г. в торжественной обстановке экскаватор вынул первый ковш изкотлована будущего пятиэтажного дома под номером один по ул. 1 Мая. С 1956 г. население Павлодара стало интенсивно нарастать. Со всех концов Союза ехали опытные специалисты, приезжали по распределению и молодые, только что окончившие вузы. Чтобы рассосать острый недостаток жилья, начинается интенсивное строительство частного поселка в восточной части города — «Второй Павлодар». Дирекция комбайнового завода принимает решение форсировать строительство жилого массива по улице Куйбышева — «старые пятиэтажки», как их сейчас называют горожане. Одновременно строится детский сад, ясли. Уже в декабре 1956 года госкомиссия приняла в эксплуатацию первые три пятиэтажки по ул. 1 Мая. Начинается строительство двухэтажного магазина — «двадцать пятого», кинотеатра «Октябрь», школы N3, в которой позднее разместился пединститут (как известно, это здание стоит пустым уже два года).

Город Павлодар, Казахстан

Павлодар ‒ это один из крупнейших индустриальных городов Казахстана, который имеет большой туристический потенциал. В частности, отдых в Павлодаре и в его окрестностях популярен у казахстанцев, приезжающих сюда из южных областей страны, и жителей приграничных с Казахстаном регионов России. И это неудивительно, так как город расположен недалеко от грязевого курорта на озере Мойылды и Баянаульского национального парка, а многочисленные достопримечательности и развлекательные заведения делают его прекрасным местом для проведения длинных выходных.

Как доехать

Город Павлодар (Казахстан), индекс которого 140000, расположен на севере страны, в 405 км от ближайшего крупного города РФ ‒ Омска. Добраться туда можно, прежде всего, на самолете, так как казахские авиаперевозчики осуществляют регулярные рейсы в Павлодар из Астаны и Алматы. Кроме того, в городе находится железнодорожная станция, куда прибывают поезда, следующие с территории РФ, через станции Пресногорьковская и Лениногорская, а также из Новокузнецка, Астаны и Алматы. И, конечно же, туда можно добраться на рейсовых автобусах.

Немного истории

Считается, что Павлодар (Казахстан) был основан в начале 18 века. Точнее, в этот период на территории современного города на берегу реки Иртыш возник форпост Коряковский. Спустя четверть века это военное укрепление значительно расширило свои границы, а несколькими годами позже оно, хотя и утратило свое стратегическое значение, но из-за развития соледобычи на Коряковском озере превратилось в процветающий поселок, заселенный преимущественно отставными военными. Этот факт был признан властями Российской Империи, которые в 1838 году присвоили форпосту Коряковский статус станицы, туда же были переведены полковой лазарет и школы из Ямышева. А вот свое современное название город Павлодар (Казахстан) получил в 1861 году в честь Великого князя Павла Александровича. Дальнейшая история Павлодара не изобилует интересными фактами. Единственное, что заслуживает упоминания — это стремительный рывок в развитии города в период освоения целины, когда было принято решение основать в Павлодаре два крупных промышленных предприятия: алюминиевый и комбайновый заводы. Для размещения их рабочих стали строиться жилые дома, а также школы, поликлиники, детсады, магазины, стадион и т. д. Таким образом, к концу 80-х годов 20 века Павлодар имел уже довольно развитую городскую инфраструктуру. Что касается постсоветской эпохи, то город успешно преодолел переходный период и сегодня считается одним из наиболее благоустроенных в Казахстане.

Климат

Климат Павлодарский области, и в частности в городе Павлодар (Казахстан), резко континентальный, с коротким жарким летом, теплой весной и осенью и холодной зимой, которая обычно длится около 5,5 месяцев. При этом в течение самого жаркого месяца ‒ июля ‒ столбик термометра колеблется около 19 градусов выше ноля, но в некоторые годы может достигать даже 40 градусов. В то же время зимой средние дневные температуры держатся на уровне 17-18 градусов ниже нуля. Таким образом, май и сентябрь ‒ лучшее время для посещения города Павлодар (Казахстан). Карта погоды для регионов Казахстана доступна на многих ресурсах и путеводителях, поэтому туристы могут заранее выбрать наиболее удобное время для визита в Павлодарскую область.

Шоппинг в городе Павлодар (Казахстан)

В Павлодаре есть более двух десятков крупных торговых центров, где продается широкий ассортимент товаров, начиная с современной электроники до косметики. Кроме того, здесь можно найти магазины, где торгуют продукцией от нескольких известных европейских брендов. Хотя справедливости ради нужно сказать, что большинство местных модниц предпочитают покупать одежду в интернет-бутиках. В частности, огромной популярностью пользуется сетевой магазин “Ламода — Казахстан”. Павлодар также считается хорошим местом для тех, кто предпочитает совершать покупки на вещевых рынках и барахолках, где, кроме всего прочего, можно приобрести традиционные сувениры, работы местных народных мастеров.

Достопримечательности

Так как Павлодар — город сравнительно молодой, он не может похвастаться многочисленностью памятников старины. Однако любителям интересных экскурсий вряд ли придется здесь скучать. Например, они могут осмотреть одну из красивейших в Казахстане мечетей, которая находится в центре города. Особо примечательным в этом сооружении, носящем имя известного казахского мыслителя Машхура Копеева, является купол в виде шанырака небесно-голубого цвета, увенчанный золотым полумесяцем, и четыре 63-метровых минарета. Еще одна достопримечательность ‒ Благовещенский Собор ‒ был основан в 1999 году и является великолепным украшением города. Что касается памятников старины, то туристам стоит увидеть деревянный дом купца Зайцева, которому более века. Сегодня в нем размещается Павлодарский музей литературы и организуются встречи с деятелями искусства. Любители побродить по музейным залам могут также посетить местный краеведческий музей, где они увидят скелеты вымершего несколько тысяч лет назад большерогого оленя и мамонта, бронзовые и каменные орудия труда, скифский котел, а также коллекцию минералов.

Кухня

В Павлодаре туристы могут попробовать традиционные блюда казахской кухни. Например, здесь готовят великолепный бешбармак из конины, баранины или говядины, который подается с отваренными в бульоне тонкими пластами теста. Гостям города можно порекомендовать попробовать также традиционные казахские целебные напитки кумыс и шу-бат, представляющие собой молоко кобылицы и верблюдицы соответственно, а на десерт стоит заказать жареные пончики баурсаки с изюмом и местным видом творога ‒ иримшик. Кстати, в Павлодаре есть также несколько ресторанов уйгурской кухни, коронными блюдами которой считаются особенным образом приготовленный плов, пирожки-самса и манты.

Туристам также будет интересно попробовать уйгурские лепешки, которые бывают более 20 видов, имеющих различный состав, размер и форму.

Развлечения в Павлодаре

Город Павлодар (Казахстан) может предложить своим гостям развлечения на любой вкус. Приезжим не придется долго искать, где провести свое свободное время: г. Павлодар (Казахстан) предложит длинный список названий ночных клубов, дискотек, развлекательных комплексов, кинотеатров, спортивных и фитнес-центров. А любителям более интеллектуального времяпрепровождения стоит побывать в Павлодарском театре им. Чехова. Прекрасно провести время смогут и маленькие гости Павлодара, к услугам которых детские кафе и центры развлечений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: