История и структура англиканской церкви - ABCD42.RU

История и структура англиканской церкви

АНГЛИКАНСТВО

Англика́нство — одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом.

Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно — так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь — более типичный протестантизм. Широкая Церковь — более экуменична.

Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность.

В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения — «высокое», тяготеющее к католицизму, и «низкое», протестантское. Эта особенность позволяет англиканской церкви вступать в экуменические контакты как с католической церковью, так и с протестантскими течениями.

Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберрийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Высшие иерархи этих фактически независимых церквей встречаются на периодических Ламбертских конференциях.

Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента.

Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) — около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.

История

В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы.

В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений.

В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю, разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.

После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. Он был английским королем с 1547 по 1553 год. В это время архиепископ Томас Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был затаить. Была опубликована так называемая «Книга общих молитв», в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой Англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия.

В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения. Их тоже составил Томас Кранмер. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. Она была английской королевой с 1553 по 1558 год. При ней все повернулось назад — английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал — запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и в 1556 году был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке.

Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор (1558 — 1603). В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив в 1559 году Мэтью Паркера (в нашем произношении — Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.

При Мэтью Паркере 42 члена веры были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ [1].

Вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ.

От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.

От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств — Крещения и Евхаристии. Но англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины «священный обряд» или «священнодействие». Иногда их называют «малыми таинствами». В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально.

В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам [2].

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали «житиями святых». Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства — это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества.

В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины — епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина — епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина — епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. В их церковных журналах можно прочесть объявление: «община ищет пресвитера (пресвитершу)». И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин — епископов нет, но это только вопрос времени [3]. Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.

От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus — чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти нонконформисты, или пуритане, образовали свое сообщество , которое называется пресвитерианской церковью (от слова “пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные. Пресвитериане есть и поныне, они распространены в основном в Шотландии. От них откололось еще более крайнее течение — индепенденты, или независимые. Они отвергли и пресвитеров провозгласив полную независимость каждой общины не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. Каждый во что хочет в то и верит. Когда они собираются вместе в воскресный день в своем церковном здании, то каждый может говорить что хочет. Там могут выступать гастролирующие проповедники и даже неверующие, и любой, кто пожелает, может поделиться своими мыслями по вопросам вероучения или жизни. Индепенденты есть в Англии, но больше их в США, где они очень подходят самому духу общества.

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 92 млн. англикан [4].

Использованные материалы

  • Свящ. Максим Козлов. Англиканство
    • http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=305
  • http://engchurch.fromru.com/

[1] На очередной Ламбетской конференции, в 70-е годы нашего века, было принято решение рекомендовать английскому парламенту отменить обязательность требования от членов англиканской церкви исповедания веры в содержащиеся в 39 членах догматические положения, тем самым процесс размывания христианства в англиканской церкви продолжается и сегодня

[2] В последней четверти 20 века западные христиане “открыли” для себя православную икону и теперь весьма часто украшают свои храмы Владимирскими, Казанскими и другими прославленными на Православном Востоке иконами; причем их можно встретить не только в католических или англиканских храмах, но и в храмах тех конфессий, которые в начале своего становления отталкивались от всякого присутствия изображений в местах богослужения, например у лютеран.

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.

Англиканская Реформация.

К 1529 относится начало знаменитого конфликта короля Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I, организационное устройство Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англикане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

И все же был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Читайте также  Возрождение торговли и ремесла на Руси в 14-15 веках

Основы англиканского вероучения.

Англиканская вера покоится на Священном Писании, которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко излагающих христианское вероучение; вероисповедных положениях четырех вселенских соборов ранней церкви (Никейского, Эфесского, Константинопольского и Халкидонского), утвердивших основы церковного вероучения; 39 статьях Церкви Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но указывают на занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.: между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом – с другой; едином служебнике – Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer). Англикане не отделяют теологию от богослужения. Этот служебник – в основном плод трудов архиепископа Томаса Кранмера, умершего мученической смертью в 1556, – столь же превосходен в литургическом плане, сколь глубок в богословском. Изучение его – лучший способ для понимания жизни англиканских церквей.

Характер англиканства.

Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Например, Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отвергает, с одной стороны, доктрину пресуществления Римско-католической церкви, где допускается отождествление внешних знаков (хлеба и вина) и с благодатным даром (Тела и Крови Христа), а с другой – цвинглианство, которое стремится в полной мере отделить знаки от дара; англиканство не определяет с точностью характер присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается участвующим в богослужении верующим. Можно критиковать нечеткость англиканского вероучения в данном вопросе, но она свидетельствует о благоговении перед тайнами, слишком глубокими для человеческого понимания. Вместе с тем отсутствие крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан новым идеям, ибо они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее понимания. Англиканская богословская традиция насчитывает ряд великих теологов, начиная с Дж.Джевела и Р.Хукера в царствование королевы Елизавета I и кончая У.Темплом (1881–1944) в 20 в.

Распространение англиканства.

Англиканство поначалу было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется, придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в. наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока.

Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии, например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

Сообщество англиканских церквей.

Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня все епископы в Японии – японцы, а в Китае – китайцы. Четыре епископа-африканца возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников епископов из африканцев. Епископ Ямайки – негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов.

Единство столь обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце – лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности) является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция – не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя вероисповеданиями.

Значение англиканства.

С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.

Англикане играют ведущую роль в экуменическом движении за единство и обновление вселенской церкви. Первым президентом временного комитета Всемирного совета церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский. Инициативу создания Движения за веру и церковное устройство предпринял епископ Ч.Брент из Филиппин (позднее – епископ западного шт. Нью-Йорк. Все независимые англиканские церковные провинции – члены Всемирного совета церквей. Многие из них проводят дискуссии о возможностях более тесного союза с другими церквами.

Англиканство

При английском короле Генрихе VIII (1509–1547) в Англии было положено начало реформации. Генрих VIII от папы Климента VII добивался развода со своей женой Екатериною Арагонскою, чтобы жениться на некоей Анне Болейн. Папа, боясь гнева германского императора Карла V, отказал Генриху в разводе. Тогда Генрих в 1533 г. приказал парламенту издать закон о независимости Англии от папы в церковных делах, а в 1534 г. торжественно и формально провозгласил себя верховным главою вместо папы. Впоследствии Генрих от лица парламента издал в 10-ти членах нечто вроде нового учения. Содержащееся в членах вероисповедание представляет смешение учений и обрядов Католической Церкви с несколькими незначительными примесями протестантства. Но, собственно, реформа вероучения началась в Англии при преемнике Генриха, Эдуарде VI (1547–1553).

В первые годы правления Эдуарда было выработано систематическое изложение догматов англиканского вероисповедания, которое было изложено в 42 членах и имело характер смешанный, нося на себе отпечаток и католичества, и протестантства. При королеве Елизавете (1558–1603) эти члены были пересмотрены и из них составлено новое вероисповедание в 39 членах, каковое вероисповедание и было уже окончательным, сохраняющим силу до настоящего времени. Вероисповедание, изложенное в 39 членах, имеет характер смеси лютеранства, реформатства и католичества. Так, вместе со всеми христианами Запада это вероисповедание признает догмат об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filiogue); вместе с лютеранством считает единственным источником веры Св. Писание, учит об оправдании одною верою без добрых дел, принимает, как обязательные для верующих и необходимые для их спасения, только два таинства – крещение и евхаристию, придавая им лютеранский смысл, отвергает учение о чистилище, почитании и призывании святых, почитание мощей и икон; вместе с кальвинизмом – допускает безусловное предопределение; вместе с католичеством признает церковную иерархию, состоящую из епископов, пресвитеров и дьяконов, которые одни имеют право совершать таинства и проповедовать слово Божие, но вместо главенства папы утверждается главенство над Церковью короля, который определяет на должности всех высших духовных лиц и имеет власть верховного судьи в делах веры.

Впрочем, некоторые члены указанного вероисповедания изложены настолько неполно и неопределенно, что могут быть понимаемы и понимаются неодинаково, смотря по различию религиозного направления толкователей. Таково, например, учение 17-го члена о предопределении, которое одни понимают в строго кальвинистическом смысле, а другие признают условным; равным образом и учение 25-го члена о числе таинств по способу своего выражения, особенно при сопоставлении его с другими символическими источниками, дает место сомнению в том, придерживается ли англиканская Церковь строго протестанского взгляда, что таинств только два, или же признает и остальные пять таинств, приписывая им лишь менее важное значение.

Богослужение англиканской Церкви изложено в «Книге общих молитв». Составители ее положили в основу своего труда тот римско-католический богослужебный чин, который употреблялся в Англии до реформации. Кроме переложения на английский язык, богослужебная реформа состояла, главным образом, в весьма значительном сокращении прежнего чина (например, в исключении множества особых служб на памяти святых и в устранении многих обрядов и церемоний) и в перемене молитв соответственно новым догматическим учениям. Одною из своих главных задач составители «Книги общих молитв» поставляли также, как можно более дать места в англиканском богослужении Св. Писанию, что действительно и было ими исполнено. Ветхий Завет распределяется на столько частей, чтобы большая его часть прочитывалась ежегодно однажды. Новый Завет, за исключением Апокалипсиса, из которого избраны только некоторые части, разделен так, чтобы в продолжение года он прочитывался три раза, причем воскресные и праздничные чтения Апостола и Евангелия в счет не принимаются. Книга псалмов полностью прочитывается в продолжение каждого месяца.

По своему общему характеру англиканский богослужебный строй более приближается к протестантскому, чем к римско-католическому или православному; но вместе с тем в нем сохранилось значительное количество таких молитв, символических действий и обрядов, которые в протестантизме не допускаются. Сюда нужно отнести, например, употребление при богослужении священных облачений, коленопреклонение при приобщении, отрицание сатаны и освящение воды при крещении, осенение крещаемого крестным знамением, отпущение грехов кающегося при чине посещения больного, соединение рук брачующихся и употребление кольца при совершении брака, и т.д.

По своему устройству англиканская Церковь – епископская. Члены ее разделяются на пастырей и пасомых. Группирующиеся подле своего храма верующие, составляя из себя церковную общину или приход, на своих приходских собраниях определяют налог в пользу Церкви и избирают из своей среды попечителя, или старосту, на обязанности которого лежит управление церковным имуществом, попечение о благолепии храма и забота о снабжении храма всем потребным для богослужения. Низшее духовенство разделяется на соборное, во главе которого стоит декан, и приходское. Духовенство каждого собора представляет собою организованную коллегию, называемую капитулом. Приходское духовенство делится на приходских священников и их помощников – викариев и капелланов. Пастырская деятельность приходского духовенства подчинена надзору и руководству так называемых архидьяконов, которые назначаются епископом из лиц пресвитерского сана, большею частью служащих при соборе, и являются его ближайшими помощниками по епархиальному управлению. Во главе епархии, в качестве ее верховного пастыря, судьи и правителя, стоит епископ. Ему одному принадлежит право совершать конфирмацию и рукополагать священнослужителей в свою епархию.

Читайте также  Ядерное оружие: история создания, устройство и поражающие факторы

По церковному управлению Англия разделяется на две провинции: Кентерберийскую и Йоркскую, во главе которых стоят архиепископы, причем архиепископ Кентерберийский именуется примасом всей Англии и пользуется преимуществом чести и среди имеющихся отдельных ветвей англиканской Церкви за пределами Англии.

Стремление англиканской Церкви оживить свою внутреннюю жизнь и придать ей возможно большую самостоятельность породило «церковные конгрессы», которые ежегодно собираются теперь в каком-либо из заранее предназначенных к тому городов Англии; а с 1867 г. через каждые десять лет в Ламбэтском дворце архиепископа Кентерберийского собирается еще всеангликанский собор, или конференция, на которой присутствуют епископы, съезжающиеся со всех концов мира. На этих конгрессах и конференциях обсуждаются и решаются вопросы относительно вероучения, нравственности, церковного устройства и практики и т.д.; но эти собрания, представляющие собой вполне достоверное свидетельство о современных воззрениях англиканской Церкви, не обладают никакими полномочиями с точки зрения государственной власти, а потому их постановления не имеют законодательной силы. Вследствие вышеуказанной неопределенности и двусмысленности изложенного в 39 членах англиканского исповедания, дающего повод направлять его в разные стороны и толковать в разных смыслах, издавна в англиканской Церкви образовались три партии, называющие себя церквами и продолжающие существовать и в настоящее время: низкая церковь, широкая церковь и высокая церковь.

Низкоцерковная партия является представительницею крайних идей протестантизма, стараясь учение и практику англиканской Церкви понимать и направлять именно в этом, возможно более протестантском смысле. Широкая церковь представляет собою, собственно, не партию, а то довольно равнодушное к религиозно-церковным вопросам большинство, которое вполне удовлетворяется неопределенными формулами официального англиканства. Основная идея высокоцерковной партии состоит в том, чтобы, противодействуя крайностям реформации, отстоять в англиканской Церкви все то, что она сохранила от древности, даже возвратить ей, по возможности, в этом отношении и то, что было ею утрачено, и, вообще, как можно более приблизить ее к преданиям и практике нераздельной вселенской Церкви 38 .

В среде этой партии в тридцатых годах прошлого столетия образовалась еще особенная, «самая высокая», члены которой называются по имени основателя – оксфордского профессора Пьюзи (1800–1882) пьюзеистами, а по своим стремлениям к восстановлению древнего церковного обряда – «ритуалистами». Эта партия поставила себе задачею доказать жизненность англиканства как вероисповедания, будто бы не изменившего характеру древней вселенской Церкви, поставить его в живую связь с Восточной Церковью и даже объединить их. Формулируя же свое учение, которое они желали бы видеть общепризнанным в Англии, они весьма близко и, притом во многом, приближаются к Православной Церкви. Так, например, источником вероучения они признают не одно только Св. Писание, но и Св. Предание; отвергают безусловное предопределение, и если говорят о нем, то в православном смысле, т.е. объясняют его предведением Божьим; о спасении человека думают, что оно совершается через веру и дела; на евхаристию смотрят, по-видимому, вполне православно, – не употребляют только слова «пресуществление»; веруют, что существует «общение святых», почему не отвергают ни почитания и призывания святых, ни молитв за умерших; считают полезным и назидательным для религиозного чувства бытие св. икон и св. мощей, не отвергают необходимость поклонения им.

Источник: С.В.Булгаков. Настольная книга для церковно-священно-служителей. Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913 г. — С. 1592-1745.

Англиканская церковь

Англиканская Церковь — удивительное направление христианства. Ему удалось уравновесить разрозненные ветви христианского учения и достичь гармонии.

В итоге получилась очень интересная религиозная традиция — с епископальным устройством, но всё-таки протестантская. Поговорим подробнее о том, что такое Англиканская Церковь.

Англиканскую Церковь создал король Генрих VIII, чтобы аннулировать свой брак без участия папы Римского

Создание Англиканской Церкви приписывают английскому королю Генриху VIII. В годы его правления христианская церковь в Англии находилась в юрисдикции Римского папы.

Короля эта ситуация не устраивала. У него имелись на то основания: понтифик Климент VII не желал аннулировать брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской.

Супруга короля не могла родить наследника, сам он уже давно нашёл другую избранницу и желал, чтобы папа Климент VII признал старый брак недействительным.

Король Англии Генрих VIII — основатель и первый глава Англиканской Церкви

Однако понтифик Климент VII был скован другими обстоятельствами — фактически был пленником родственника Екатерины Арагонской, императора Карла V. Вынести решение в пользу короля Англии он просто не мог.

Но король нашёл выход: по ряду парламентских законов он смог аннулировать власть папы в Англиии взять дела церкви в свои руки. Большого труда это не составило, тем более что авторитет Рима сильно пошатнулся благодаря распространению идей лютеран.

И вот, Генрих VIII — не только король Англии, но глава англиканской церкви.

Само собой, проблему с аннулированием брака он мгновенно решил, благодаря новым полномочиям.

С прошлым церкви Англии расставались радикально:

  • распускали монастыри;
  • избавлялись от церковного убранства;
  • уничтожали изображения святых (иконы, статуи).

Фактически Церковь Англии превратилась в государственную структуру в большей степени, чем в религиозную.

Вопросы богословия мало заботили короля, так что он не спешил реформировать учение церкви. Тем более, к лютеранству он не испытывал симпатии.

Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер и епископ Стефан Гардинер, а также их приверженцы вступили в противостояние. Первые старались сохранить католическое наследие, вторые — стремились к протестантизму.

Постепенно Английская Церковь взяла курс на реформацию. Появились письменные каноны новой традиции.

При Марии Тюдор католицизм вновь набрал силу, но Елизавета I восстановила англиканство и укрепила его позиции.

Англиканская Церковь совмещает признаки католицизма и протестантизма

Английская Церковь занимает особую нишу в христианстве. Англиканство — это симбиоз двух течений:

  • католичество;
  • протестантизм (кальвинизм и лютеранство).

Как христианское течение, Англиканская Церковь за источник догматики берёт Библию. А основные каноны англиканства изложены в двух текстах:

  • «Книга общих молитв»;
  • «Тридцать девять статей».

Оба источника имеют противоречия друг с другом, поскольку второй из них сильно тяготеет к протестантскому течению. Также «Тридцать девять статей» практически не затрагивают библейские тексты.

С христианским преданием в англиканстве дела обстоят несколько сложнее. Английская Церковь безусловно принимает следующие авторитеты:

  • предания до V в.;
  • постановления первых Вселенских соборов.

Всё остальное не должно входить в противоречие с Библией. Если этот критерий нарушен, предание отвергается.

Из Символов веры англиканством признаны:

  • Апостольский;
  • Афанасиев;
  • Никео-Цареградский.

Всё остальное, с точки зрения Английской Церкви, не подкрепляется Священным Писанием, а значит, не может быть признано достоверным.

Как наследница католицизма, Английская Церковь придерживается западного представления о Троице. Святой Дух в этой традиции может исходить не только от Бога-Отца, но и от Сына.

Спасение англикане считают независимым от добрых дел. Единственное, что важно, — это вера. Остальное, в том числе и добрые дела, — это её следствия.

Смотрите также статью Какая вера у армян

Жертву Христа Английская Церковь рассматривает, как событие, предопределённое ещё при Сотворении мира.

Жертва Иисуса Христа, по мнению англикан, предопределена с сотворения мира

В отличие, например, от православной традиции, англиканство не имеет представления о земной Церкви с большой буквы — о теле Христовом.

Для англикан церковь — это только здание, храм, где собираются верующие для молитв, проповедей и богослужений. Если же в тексте встречается написание Церкви с прописной буквы — то это о небесной.

Англиканская традиция вообще очень прагматично смотрит на христианскую религию и старается максимально разграничить земное и небесное.

В тех же Вселенских Соборах вовсе не обязательно, по мнению англикан, должен участвовать Святой Дух. Они — вполне себе мирское мероприятие.

Положение церкви в англиканстве максимально снижено. Она обусловлена и ограничена текстом Библии.Если в Священном Писании о чём-то не сказано, то церковь не правомочна вносить эти вещи в христианскую догматику.

Из таинств Английская Церковь признаёт всего два:

  • Крещение;
  • Господня Вечеря (евхаристия).

То есть, например, таинства исповеди в этом течении нет. А причина — в том, что в Священном Писании нет эпизодов, которые можно соотнести с этими таинствами.

Раз в библейской истории нет предпосылок брака, елеосвящения и т.д. — значит, верующим нет нужды организовывать ничего подобного.

А евхаристия имеет оба традиционных и для православия элемента:

  • тело Христово;
  • кровь Христова.

Но оговаривается, что таинство нужно пройти в правильном настроении: достойно, с верой, праведно. В противном случае результата для человека не будет. Таинство не обнаружит своего духовного содержания и останется лишь внешней формой, за которой ничего не стоит.

При этом англикане рассматривают евхаристию в некоторой степени с символической стороны. По крайней мере, они отрицают идею того, что повторяется искупительная жертва.

Англиканская Церковь придерживается тех взглядов, что жертва Спасителем принесена единожды — на кресте. Евхаристия — это напоминание, символ, образ, но никак не духовный эквивалент того события.

Образ Божией Матери значительно снижен, если сравнивать с православным христианством. К ней нет молитв для богослужений.

Изначально Англиканская Церковь категорично отрицала почитание таких вещей, как

  • мощи;
  • иконы;
  • статуи.

Но со временем эти взгляды смягчились. Отдельные святые признаны англиканством, иконы допустимы в церквях. Англиканская Церковь довольно инертна по части нововведений.

В труде «Тридцать девять статей» немало устаревших положений, которые ничего общего с современными реалиями не имеют. Например, уделяется внимание явно неактуальному вопросу индульгенций.

В 1922 году англиканские активисты пытались разработать богословский инструментарий для своего течения и уточнить важные направления её деятельности. Затея провалилась, так как духовенство не приняла предложений.

Сегодня Англиканская Церковь продолжает двигаться тем же курсом и руководствуется обтекаемыми доктринами.

Но, если на бумаге всё выглядит замороженным, то на практике можно заметить и развитие богословской мысли, и развивающиеся тенденции англиканского вероучения.

Другой вопрос — в том, насколько согласованы инициативы и идеи различных новаторов англиканства.

Духовный лидер англикан — архиепископ Кентерберийский, но в Великобритании Церковью руководит парламент

Сегодня главой Англиканской Церкви в Великобритании выступает парламент.

Любые коррективы учения или богослужебных традиций необходимо утверждать через него.

Это невероятная для религиозного мир

а ситуация, поскольку в составе парламента могут находиться и иноверцы, и атеисты.

Духовный глава Англиканской Церкви — архиепископ Кентерберийский. Нынешний, 105-ый по счёту, лидер англикан, его светлость Джастин Уэлби, имеет резиденцию в Ламбетском дворце.

Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, нынешний глава Англиканской Церкви

В других странах ситуация намного безопаснее: Англиканские Церкви сохраняют независимость от правительства тех стран, на территории которых действуют.

Наиболее населены англиканами:

  1. Австралия.
  2. Северная Америка.
  3. Африка.
  4. Новая Зеландия.

Любая англиканская община за пределами Великобритании называется епископальной церковью.

Общее число последователей Англиканской Церкви — около 25 миллионов.

В Англиканской Церкви епископом может служить женщина. Но это встречается нечасто.

Кей Голдсуорси — женщина-епископ Англиканской Церкви в Австралии

От Англиканской Церкви откололись нонконформисты и индепенденты

На базе Англиканской Церкви возникли другие течения. Преимущественно это сторонники очищения англиканской церкви от следов католицизма. Например, пуритане (нонконформисты).

Их отличительная черта — намерение избавиться от наследия католиков, в основном, административного характера. Сегодня пуритане наиболее плотно сосредоточены в Шотландии и называются: Пресвитерианская Церковь.

Индепенденты — ещё одно течение, уже образовавшееся из числа пуритан. У них полностью отсутствует какая-либо церковная иерархия.

В Москве есть Англиканская церковь святого Андрея

Церковь святого Андрея — единственное здание Англиканской Церкви в Москве . Внутри имеются:

  • воскресная школа;
  • общество анонимных алкоголиков;
  • Англиканско-православный образовательный центр;
  • библиотека.

Службы в Церкви святого Андрея проводятся на английском языке.

Первоначально Англиканская Церковь действовала в других зданиях. Это было давно. Ещё Иван Грозный разрешил приезжим проводить в России свои богослужения.

Англиканская церковь святого Андрея в Москве

Строительство же самой церкви началось в конце XIX века. Тогда англиканская община разрослась до таких масштабов, что их не могла вместить старая часовня, где проходили богослужения.

Читайте также  История болезни - травматология (закрытый медиальный перелом шейки левого бедра)

Построили Церковь святого Андрея на пожертвования.

Автор проекта — Ричард Нилл Фримен. Первая служба в храме произошла 11 апреля 1882 года.

Православие и англиканство сближались веками, но у них всё равно достаточно разногласий

Православная и Англиканская Церкви за многовековую историю стремились к сближению. Миряне и священники обоих традиций часто вели диалог, на высших уровнях обсуждались разногласия в богословской догматике.

Англикане проявили большую терпимость к православным взглядам, в связи с чем иногда в СМИ занимаются спекуляциями на тему едва ли не объединения двух традиций.

Однако православие ставит Англиканской Церкви довольно жёсткие ультиматумы, в то время как англикане предпочитают противоположные пути.

В последние десятилетия СМИ шумно освещались два вопроса, по которым две традиции имеют разногласия:

  • посвящение женщин в епископов;
  • освящение гомосексуальных браков.

Первое уже есть в Англиканской Церкви. Второй вопрос активно ею рассматривается. Это стало камнем преткновения в межконфессиональном диалоге.

Информацию о том, что такое Англиканская Церковь можно узнать, просмотрев видео

История и структура англиканской церкви

Возникнув в Англии, англиканство в результате миграций и миссионерской деятельности распространилось и в других странах и регионах мира. Всего в мире насчитывается свыше 450 англиканских епархий более чем в 160 странах. Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой. Некоторые епархии, например, на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

Возглавляемое архиепископом Кентерберийским Англиканское сообщество объединяет более тридцати церквей, в т.ч. Церковь Англии, Шотландскую епископальную Церковь, Церковь Ирландии, Церковь Уэльса, Реформированную Епископальную церковь Испании, Лузитанскую церковь (Португалия), Епископальную церковь США, Англиканскую церковь Канады, Епископальную Англиканскую церковь Бразилии, Англиканскую церковь Мексики и другие региональные. «Церкви Англиканского содружества независимы в литургических вопросах, и с 1866 г. под председательством архиепископа Кентерберийского Содружество проводит в Лондоне, в Ламбетском дворце, конференции, на которых руководители автономных церквей обсуждают актуальные проблемы вероучения, культа и социальной жизни верующих» [5, с. 126].

По толкованию некоторых положений, касающихся догматики и культовой практики, различаются пять течений внутри англиканства: высокая церковь, широкая (центральная) церковь, низкая церковь, англо-католики, евангелисты.

Высокая церковь во многом близка католицизму. Среди её сторонников существует представление, что англиканская церковь — одна из трёх ветвей католицизма (две другие — римский католицизм и православие). От англо-католиков, которые фактически являются ответвлением высокой церкви, последняя отличается некоторым упрощением обрядности. Кроме того, если англо-католики не признают королевскую власть Божественной, то высокая церковь признаёт.

Низкая церковь гораздо ближе по своим доктринальным установкам и взглядам на обрядовую практику к классическому протестантизму. Её последователи не придают сколько-нибудь значительной роли Священному Преданию, считают, что для спасения нужна только личная вера, полностью отвергают чистилище. Обрядность упрощена ещё более, чем в высокой церкви.

Широкая церковь пыталась примирить крайние тенденции в англиканстве. Существует в ней и стремление объединить все христианские направления. Однако в дальнейшем либерализм этой церкви увёл её в сторону критики Библии: подвергается сомнению богодухновенность Священного Писания и предлагается его историческое истолкование.

Англо-католики мало отличаются от Римско-католической церкви по вероучению и обрядности. Они придают значительно большее, чем большинство англикан, значение Священному Преданию, верят в возможность духовенства оказать определённую помощь в спасении, практикуют таинство исповеди в присутствии священника, сохраняют целибат для священников. Существует и представление о каком-то подобии чистилища (промежуточного звена между адом и раем). Большое значение придаётся ритуалу: во время богослужений используются ладан и святая вода, духовенство облачается в богатые священные одеяния. Это течение представляют Католическая англиканская церковь, Святая католическая церковь (Англиканского обряда), Американская англиканская церковь, Американский синод англиканского обряда, Англиканская католическая церковь, Англиканская коалиция в Канаде, Англиканская миссия в Америке, Англиканская ортодоксальная церковь Америки, Англиканская провинция Царя Христа, Англиканская церковь международная, Англиканская церковь Судана, Африканская православная церковь, Епископальная миссионерская церковь, Епископальная ортодоксальная церковь, Объединенная англиканская церковь, Христианская епископальная церковь и другие [1].

Евангелистское течение (вышло из недр низкой церкви) потребовало максимального упрощения обрядности. Его сторонники, в частности, выступают против установления на алтаре крестов и свечей, а также против коленопреклонений во время богослужения. К нему относятся Англиканская епископальная Церковь, Англиканская ортодоксальная церковь, Объединенная епископальная церковь Северной Америки, Реформированная епископальная Церковь, Свободная церковь Англии, Сообщество Христа Искупителя, Традиционная протестантская епископальная церковь, Харизматическая епископальная церковь, Церковь Англии в Южной Африке и Южная епископальная церковь [1].

Общая численность англикан во всём мире — 69 млн. человек. Свыше трети этого числа (25 млн.) приходится на Великобританию, что составляет 43,5% её населения. Значительные группы англикан имеются в Уганде (4,5 млн.), Нигерии (4,5 млн.), Австралии (3670 тыс.), США (2445 тыс.), Южно-Африканской Республике (2,1 млн.), Кении (1450 тыс.), Судане (1 млн.), Танзании (950 тыс.), Канаде (848 тыс.), Руанде (600 тыс.), Зимбабве (238 тыс.), Малави (165 тыс.), Гане (160 тыс.), на Мадагаскаре (160 тыс.), в Бурунди (143 тыс.), Лесото (100 тыс.), Ирландии (95 тыс.), Намибии (80 тыс.), Мозамбике (75 тыс.), Замбии (45 тыс.), Сьерра-Леоне (25 тыс.), Новой Зеландии (732 тыс.), Папуа-Новой Гвинее (200 тыс.), на Соломоновых Островах (112 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (153 тыс.), Ямайке (103 тыс.), в Гаити (93 тыс.), Гайане (78 тыс., или 10% населения), на Барбадосе (78 тыс.), Малайзии (150 тыс.), на Филиппинах (100 тыс.), в Японии (58 тыс.), Шри-Ланке (50 тыс.), Мьянме (44 тыс.), Антигуа и Барбуде (36 тыс.), Багамских Островах (28 тыс.), в Панаме (20 тыс.), Мексике (18 тыс.), Сингапуре (24 тыс.) [4].

Другое по теме:

Ислам
Ислам — одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам я .

Рекомендации на уровне личной жизни
Мы имеем руководство Слова Божия для того, чтобы правильно и мудро поступать в личной жизни. Каждый из нас, как отдельный верующий, едва ли избежит встречи с представителями культов и мировых религий. В том или ином случае, нам нужно будет решать, что отвечать и что д .

Англиканская церковь

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Христианское богослужение
Христианин
Христианские добродетели

Англика́нская це́рковь (англ. The Anglican Communion ) — Сообщество поместных (национальных) Церквей, признающих своим духовным лидером Архиепископа Кентерберийского (The Archbishop of Canterbury) и состоящих с ним в церковном общении. Исповедует совокупность доктринальных положений, иногда собирательно именуемых англиканством. Последнее представляет собою одно из трёх основных направлений раннего протестантизма наряду с лютеранством и кальвинизмом, в догматике которого сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе Церкви . Каждая из поместных Церквей независима и самостоятельна в своём управелнии и образует так наз. Провинцию (a Province), каковых насчтывается 38.

Архиепископ Кентерберийский , будучи предстоятелем Церкви Англии, по отношению к предстоятелям прочих поместных англиканских Церквей пользуется первенством чести (primus inter pares, «первый среди равных»), но не обладает канонической или административной властью за пределами Англии.

Догматически, канонически и литургически тяготеет к Римо-католической Церкви, но отвергает Папу Римского как Главу Церкви .

Общее число приверженцев Церквей, входящих а Англиканское Сообщество (The Anglican Communion), на начало XXI века — около 77 миллионов человек [1] .

Содержание

  • 1 История возникновения и положение в Англии
  • 2 В США
  • 3 В России
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

История возникновения и положение в Англии

В Соединенном Королевстве существует четыре Церкви, входящих в Сообщество: Церковь Ирландии, Шотландская Епископальная Церковь (The Scottish Episcopal Church ), Церковь в Уэльсе и Церковь Англии (The Church of England).

Последняя имеет государственный статус (state establishment); возникла на основании Акта о верховенстве 1534, принятого парламентом по настоянию Генриха VIII, который объявлял Короля «единственным верховным главою на земле Церкви Англии». Король объявлялся Защитником веры (Fidei Defensor). Второй Акт о верховенстве 1559, принятый при Елизавете I, подтверждал положения первого, но уточнял титул Монарха в отношении Церкви, каковой определялся как Верховный Правитель Церкви Англии (Supreme Governor of the Church of England).

Монарху принадлежит формальное право назначать Архиепископа и епископов по представлению премьер-министра, хотя фактическая процедура назначения — сложна и многоступенчата. Примас Церкви Англии — Архиепископ Кентерберийский , который признаётся духовным лидером всего Сообщества, но не имеет административной власти за пределами Англии. Значительная часть епископов Церкви Англии — члены палаты лордов .

Главный доктринальный документ англиканства — Тридцать Девять Статей (The Thirty-Nine Articles of Religion), принятый в нынешней редакции на Соборе 1563 на основе прежних 42 Статей, составленных Томасом Кранмером в 1552. Статьи были приняты в качестве закона парламентом в 1571. Статьи не дают полного изложения вероучения, но определяют позицию по отношению к католицизму. Важнейший документ Церкви Англии — так наз. Книга общих молитвословий (The Book of Common Prayer), принятая парламентом в 1549; последняя редакция — 1662.

В США

В Соединённых Штатах Америки англиканская Церковь именуется Епископальная церковь (The Episcopal Church); насчитывает 2 миллиона 300 тысяч членов [2] .

С 1990-х позиция Епископальной Церкови в США по рукоположению гомосексуалистов и однополым бракам и неприятие её другими Церквами — прежде всего в Африке и Азии — основной источник раздоров между разными поместными Церквами Англиканского Сообщества. Со стороны ряда епископов Церкви в США высказывается готовность пойти на разрыв (схизму) для сохранения либеральных принципов [3] [4] . На состоявшемся в феврале 2007 в Дар-эль-Саламе съезде Предстоятелей Англиканских Церквей[1][2] Церкви в США был фактически предъявлен ультиматум засвидетельствовать до 30 сентября своё неприятие «гомосексуальной практики» и не совершать благословений однополых браков и не совершать более хиротоний открытых гомосексуалистов.

Консервативная часть Церкви в США считает, что она подвергается изоляции и вытеснению из Епископальной Церкви [5]

20 марта 2007 в городе Навасота, Техас, епископы Епископальной Церкви отвергли ультиматум cъезда в Дар-эль-Саламе [3][4], заявив, что он имеет черты «колониализма, от которого Епископальная Церковь освободилась» и заменяет местное самоуправление мирян папистской моделью — «решениями далёкой и неподотчётной группы прелатов». Тем не менее, заявление выражает «страстное желание оставаться в полном общении как с Англиканским Сообществом, так и Епископальной Церковью».

Возможное отпадение Епископальной Церкви от Сообщества чревато резким сокращением финансирования центральных международных программ Сообщества, около трети бюджета которого составляет вклад членов Церкви США [6] .

В России

Англиканская Церковь в России зарегистрирована Минюстом РФ в 1992. Капелан московской общины обслуживает также небольшие общины верующих англикан в Баку, Тбилиси, Ереване. Церковь в России входит в англиканскую епархию Гибралтар в Европе.

Примечания

  1. ↑Jack Miles. Anglicans of the World Disunite: IHT Feb 28, 2007
  2. ↑Jack Miles. Anglicans of the World Disunite: IHT Feb 28, 2007
  3. ↑Alan Cooperman. Episcopalian bishops talk of schism over gay rights: The Washington Post. Feb 21, 2007
  4. Bishop: Episcopal Church Would Not ‘Abandon’ Gays for Anglican Communion: The Christian Post. Feb 22, 2007
  5. ↑Alan Cooperman. Episcopal Church Rejects S.C. Bishop: The Washington Post. March 17, 2007
  6. ↑Ruth Gledhill. Anglicans closer to schism as US bishops reject gay ultimatum: Timesonline

См. также

  • Оксфордское движение

Ссылки

  • Англиканские церкви
  • Англиканство
  • Тридцать девять статей на англ.
  • официальный сайт Церкви Англии
  • сайт Гибралтарской епархии в Европе
  • Anglican Communion
  • The Episcopal Church in the USA

bg:Англиканска църква cs:Anglikánská církev cy:Eglwys Loegr da:Den anglikanske kirke de:Church of England en:Church of England eo:Eklezio de Anglio es:Iglesia de Inglaterra et:Anglikaani kirik fi:Anglikaaninen kirkko he:הכנסייה האנגליקנית hr:Engleska Crkva id:Gereja Inggris it:Chiesa anglicana ja:イングランド国教会 ko:영국 성공회 kw:Eglos Pow Sows la:Ecclesia Anglica ms:Mazhab Gereja England nl:Anglicaanse Kerk no:Den engelske kirke nrm:Églyise d’Angliétèrre pt:Igreja Anglicana ro:Biserica Anglicană scn:Chiesa Anglicana sh:Anglikanska crkva simple:Church of England sr:Англиканска црква sv:Engelska kyrkan uk:Англіканська церква ur:چرچ آف انگلینڈ vi:Giáo hội Anh zh:英國國教會

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: