История как наука - ABCD42.RU

История как наука

История как наука. (кратко)

История — понятие многозначное. Это и человеческая память о чем-либо, и некое событие, и действительность в процессе ее развития. Но в данной статье мы кратко расскажем о том значение этого слова, что толковый словарь Ожегова определяет как «совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества». Мы расскажем об истории как науке.

Объект и предмет, цели и задачи

История относится к гуманитарным и общественным наукам. Точно определить ее объект и предмет — сложно, так как круг ее интересов очень широк.

Чаще всего, объектом изучения истории называют общность составляющих человечество обществ, но также можно встретить иные вариант определения объекта истории, более узкие — ход становления и развития общества, отдельные события прошлого.

Предмет исторической науки, в широком смысле — совокупность проявлений человеческой жизни, всех действий людей (отдельных лиц, групп, сообществ и т.д.) от зарождения общества до настоящего времени, в более узком — закономерности развития общества.
Основная цель истории — поиск системного и объективного знания об историческом процессе.

Задачами же исторической науки являются:
1. Поиск и раскрытие смысла исторического процесса.
2. Изучение исторических событий.
3. Поиск закономерности между происходившими событиями.
4. Недопущение повторения ошибок прошлого.
5. Понимание причин современного состояния общества.

Функции

Среди функций исторической науки принято выделять четыре основные:
1. Познавательная (интеллектуально-развивающая) — изучение различных событий и их причин, предпосылок и последствий. Познание личности, человечества, этноса, государства и т.д.
2. Мировоззренческая — понимание исторической перспективы и формирование взвешенного научного взгляда на мир и происходящие в нем события.
3. Воспитательная — формирование исторического сознания, моральных и личностных качеств на основе опыта прошлого.
4. Политическая (практически-политическая) — выявление тенденций развития общества и создание с их помощью взвешенного политического курса.

Методология и принципы научного познания

История использует как собственные методы, так и методы других наук (геологии, лингвистики, математики и т.д.). Данное деление достаточно условно, так как некоторые исторические методы применяются и в иных дисциплинах. К числу специальных исторических методов относятся:
1. Идеографический (конкретно-исторический) — описание событий и фактов.
2. Хронологический — представление материала в хронологической последовательности.
3. Сравнительно-исторический — изучение события или явления в связке с другими ему подобными, имевшими место в иное время и/или в ином месте.
4. Историко-генетический — анализ возникновения исследуемого явления.
5. Ретроспективный — изучение причин и предпосылок события через последовательную возвратную реконструкцию.
6. Историко-типологический — классификация объектов по определенному признаку или ряду признаков с целью облегчения анализа данных объектов. Часто применяется в археологии, нумизматике и ряде иных дисциплин.
7. Нарративный (описательно-повествовательный) — описание исторических событий.

Помимо этого, историческая наука опирается на определенные принципы научного познания:
1.Принцип историзма — необходимо рассматривать все события, явления и факты в связке с соответствующей исторической обстановкой, учитывая их взаимосвязь.
2.Принцип объективности — каждое явление необходимо рассматривать со всех сторон, основываясь на фактах и принимая во внимание как отрицательные, так и положительные его аспекты.
3.Принцип социального подхода — требуется учитывать роль и интересы всех слоев социума.
4.Принцип альтернативности — необходимо анализировать вероятность событий с учетом объективных реалий и допускать различные варианты хода событий.
5. Принцип детерменизма — все явления и события не случайны и имеют причинно-следственную связь.

Вспомогательные исторические дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД) — научные дисциплины, исследующие конкретные аспекты содержания исторических источников. Они обладают собственными областями исследования и своими, иногда — уникальными, методами. Вот ряд примеров подобных дисциплин и их объектов изучения:
1. Археография — теория и практика издания письменных источников.
2. Архивоведение — различные стороны архивного дела.
3. Бонистика — уже не используемые денежные знаки и кредитные документы.
4. Генеалогия — родственные связи, происхождение.
5. Геральдика — гербы и использование.
6. Дипломатика — дипломатические и юридические документы.
7. Историческая метрология — меры длины, веса, объема и т.д.
8. Источниковедение — исторические источники.
9. Кодикология — рукописные книги.
10. Нумизматика — монеты, чеканка.
11. Ономастика — имена собственные.
12. Палеография — письмо, памятники письменности.
13. Сфрагистика — печати и оттиски.
14. Хронология — установление датировки событий и документов.
15. Эпиграфика — древние надписи на металле, камне и других нетипичных объектах.

Учебные материалы

История представляет собой сложное, многоплановое явление. Историю считают одной из древнейших наук. Ей около 2500 лет. Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни).

Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Он путешествовал по Египту и Месопотамии и оставил подробные описания городов, обычаев, быта многих народов Востока. Геродот первым написал книгу, которая так и называлась «История».

Геродот

Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. В ее руках свиток и грифельная палочка символизируют то, что ничто не должно исчезнуть бесследно, все должно быть зафиксировано для потомков.

В понимании древних греков история представляла собой процесс «расследования», «узнавания», «установления» подлинных событий и фактов. В эпоху Возрождения под историей нередко понимали разновидность литературы, функцией которой было установление и фиксирование истины.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом – это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: «История непосредственно касается нас… А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека».

Долгое время история считалась органической частью общей системы знаний и не выделялась в качестве самостоятельной научной дисциплины. Она существовала и развивалась в тесной связи с мифологией, религией, литературой, географией, политической теорией, философией.

Дохристианские историки представляли историю цикличной (возвратной, повторяющейся), как природные циклы смены времен года, дня и ночи. Линейная направленность времени от прошлого к будущему стала общепринятой только в христианской истории. Отсчет времени начинался с мифической даты «сотворения мира».

Привычная сегодня трехзвенная периодизация (Античность – Средние века – Новое время) окончательно утвердилась только в XVII в. Собственно наукой по мере накопления фактов и научных методов исследования история становится на рубеже XVIII-XIX вв.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако и в начале XIX века продолжала сохраняться «нерасчлененность» «философского» и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе «Опыт систематической энциклопедии знаний». Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные – на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные – на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь «исторические» науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

  1. «Теорематика» – «науки о пределах возможностей или о законе» (математика, физика, химия, биология, психология, социология).
  2. «История» – «науки о реализованных возможностях или фактах» (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).
  3. «Каноника» – «наука о возможностях, реализация которых была бы благом или об идеальных правилах поведения» (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

История как наука – это развитие человеческого общества во всем его многообразии. История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в «общий рынок» общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, – явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

Читайте также  Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости

История как наука опирается на факты. В переводе с латинского языка слово «факт» обозначает то, что произошло, совершилось. Необходимую совокупность фактов историки собирают, пользуясь разнообразными источниками.

Понятие «источник» входит в научный оборот в начале XIX в. Исторический источник – это историческая категория для обозначения информации о прошлом и настоящем, которая отражает состояние и развитие общества и сознания, человеческую деятельность и ее результаты и служит основой для их научного изучения.

Существуют разные классификации исторических источников. Например, Л.Н. Пушкарев, историк и филолог, выделяет следующие семь типов источников:

  1. письменные;
  2. вещественные;
  3. этнографические;
  4. устные;
  5. лингвистические;
  6. фото-кинодокументы;
  7. фонодокументы.

В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам:

1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).

2. Изобразительные источники:

  • художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
  • изобразительно-графические;
  • изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники:

  • разговорная речь;
  • памятники устного творчества (фольклор);
  • письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.

4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).

5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)

6. Звуковые или аудиальные источники. Это звуки в широком и узком смысле.

Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента:

  1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
  2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, т.к. иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Уважаемые студенты!
Специалисты нашего сайта готовы оказать помощь в учёбе по разным предметам:
✔ Решение задач
✔ Выполнение учебных работ
✔ Помощь на экзаменах

История (наука)

История (греч. Ιστορία , «исследование») — сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из письменных источников. Ученые, работающие в этой области науки, называются историки. Они используют рассказы современников для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий [1] [2] [3] [4] . Считается, что люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого (наступать на одни и те же грабли) [5] .

Первоначальное значение слова «история» восходит к древне­греческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (историография — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины [6] [7] .

Содержание

Этимология и смысл термина

Слово история пришло из греческого языка ( ἱστορία, historia), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть» [8] в русском языке представлен словами «видеть» и «ведать» [9] .

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путем исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных» [10] . Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалась только в Ионии, откуда затем распространилась на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.

В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось Френсисом Бэконом в широкоупотребительном термине естественная история. Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV в., а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII в. [11] В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история» [10] .

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи. По словам Бенедетто Кроче, «Вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путем рассказов о событиях и их беспристрастного анализа [11] . В наше время история создается усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники [12] . Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники [13] , например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные промежутки, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным [14] , а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками [15] . Изучение истории часто сопряжено с определенными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства [16] .

Историография

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тем, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Философия истории

Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определенные методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.

Профессиональные историки обсуждают также вопрос, является ли история наукой или свободным искусством. Это разделение является в значительной степени искусственным, так как историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах [17] [18] [19] .

Что такое история?

История как хронология событий, произошедших на земле за весь период существования человечества, должна служить бесценным опытом для современного поколения людей.

Однако изречения известных исторических деятелей свидетельствуют об обратном:

«Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо», — говорил У. Черчилль. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», — писал В. Ключевский.

В чем же истинная цель исторической науки, и каким образом она реализуется?

Определение термина

Термин история имеет 2 основных значения:

Процесс развития в природе и обществе, например: история развития Земли, история мироздания, история какой-либо науки (права, медицины и т.д.).

Наука, изучающая прошлое человеческого общества в различных аспектах: деятельном, философском, социальном и др.

Читайте также  История развития операционных систем

Что касается конкретно исторической науки, то она на основании источников информации о прошлом изучает и описывает исторический процесс, устанавливая объективность фактов и причинно-следственную связь между ними.

Происхождение термина

Слово «история» восходит к древнегреческому ἱστορία (historia), которое в свою очередь образовано от праиндоевропейского wid-tor-, где корень weid- переводится как «знать, видеть». Еще одно слово – historeîn употреблялось в значении «исследовать».

Таким образом, изначально «история» отождествлялась со способом установления, выяснения, узнавания истинности какого-либо факта или события. Она включала более широкий, по сравнению с современным, спектр значений, подразумевая всякое знание, добываемое через исследование, не ограничиваясь рамками человеческой истории.

Позднее — в Древнем Риме — «историей» стали называть рассказ о каком-либо происшествии, случае.

Предмет истории

В вопросе предмета изучения истории среди исследователей нет единого мнения.

Ученые-материалисты видят ключевые показатели общественного развития в способе производства материальных благ. Поэтому главный предмет исторической науки для них – общество в его экономическом аспекте.

Историки, занимающие либеральные позиции, ставят во главу угла человеческую личность, от природы наделенную естественными правами и реализующую их в процессе саморазвития. Определение истории как «науки о людях во времени», данное французским ученым М. Блоком, как нельзя лучше характеризует такой подход.

Отсюда – балансирование истории на грани общественных и гуманитарных наук.

Исторические методы, принципы и источники

Исторические методы базируются на принципах работы с обнаруженными первоисточниками и артефактами.

К базовым принципам исторической науки относят:

  1. Принцип истины как высшей цели исторического познания.
  2. Принцип историзма, устанавливающий рассмотрение объекта истории в его развитии.
  3. Принцип объективности, защищающий историческую истину от искажений и субъективных влияний.
  4. Принцип конкретности, предписывающий изучать исторический предмет, полагаясь на особенности места и времени его развития.
  5. Принцип опоры на исторические источники и др.

Согласно последнему принципу, исторические работы исследователей должны основываться на объектах, непосредственно отражающих исторический процесс. Исторические источники бывают:

  • Письменные — Они в свою очередь делятся на государственные акты (законы, договоры и др.) и описания (летописи, дневники, жития, письма).
  • Языковые (лингвистический материал).
  • Устные (фольклор).
  • Этнографические (обряды и обычаи).
  • Вещественные — К ним относят найденные в результате археологических раскопок орудия труда, предметы культуры и быта и др.

Исторические дисциплины

Среди вспомогательных исторических дисциплин, служащих изучению разнообразных исторических источников, выделяются:

  • Архивоведение (изучает и разрабатывает архивы).
  • Археография (собирает и издает письменные исторические источники).
  • Бонистика (изучает вышедшие из обращения денежные купюры как исторические документы).
  • Вексиллология (изучает флаги, знамена, штандарты, вымпелы и т.п)
  • Генеалогия (изучает родственные связи между людьми).
  • Геральдика (изучает гербы).
  • Дипломатика (исследует древние юридические документы).
  • Источниковедение (занимается теорией, историей и методикой изучения документов и предметов материальной культуры прошлого).
  • Кодикология (изучает рукописные книги).
  • Нумизматика (занимается историей монетной чеканки и денежного обращения).
  • Ономастика (историко-лингвистическая дисциплина, изучающая происхождение собственных имен).
  • Палеография (исследует памятники письменности, графику).
  • Сфрагистика или сигиллография (изучает печати и их оттиски).
  • Хронология (изучает исторические события в их последовательности) и др.

Философия истории

На сегодняшний день существует несколько подходов к толкованию исторического процесса, объясняющих закономерности, цели и возможные итоги его развития. К ним относятся следующие:

цивилизационный, рассматривающий историю в процессе рождения и угасания цивилизаций; Ярчайшими представителями этого подхода стали: О. Шпенглер, А.Тойнби, Н. Я. Данилевский и др.;

формационный, материалистический подход, опирающийся на общественно- экономические формации; Его создателями были: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин;

эстафетно-стадиальный, считающийся разновидностью марксистско-формационной концепции, в которой главной движущей силой истории является классовая борьба, а ее конечной целью – коммунизм; Разработан Ю. И. Семёновым.

мир-системный, исследующий социальную эволюцию общественных систем; Его создатели: А. Г. Франк, И. Валлерстайн, Дж. Абу-Лутход, А. И. Фурсов, Л. Е. Гринин и др.

школа «Анналов», изучающая историю ментальностей, ценностные установки. Ее основатели и последователи: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, А. Я. Гуревич и др.

Всеобщая история

План урока:

Что такое история?

Нам всем прекрасно знакомы такие высказывания: «Надо извлекать уроки из истории», «Эта личность обязательно войдет в историю», «Это событие станет достоянием в истории». Почему люди придают такое большое значение этой науке?

Без знаний прошлого трудно жить в настоящем и планировать будущее. История знает немало примеров безрассудных поступков человечества, которые можно было бы исправить путем анализа ошибок прошлых лет.

В свое время великий древнеримский политический деятель Цицерон сказал об истории: «История – это свидетель прошлого, также свет истины, а для честных поступков одной истины и достаточно».

История

В переводе с греческого языка история означает: «Рассказ о событиях, «исследование», «повествование о прошедшем» Сегодня мы знаем более точное определение этого термина: история – это наука, изучающая прошлое человечества.

В современном мире нам должно быть известно не только об истории нашей страны, но и об истории зарубежных стран, т.е. Всемирной истории.

Что собой представляет периодизация истории? Чтобы нам не запутаться в историческом прошлом, еще в древности была изобретена лента времени, которая позволяла увидеть какие события происходили в истории человечества и к какому периоду они относились.

Историческая хронология выделяет два больших периода, которые обозначаются на временной шкале: наша эра и до нашей эры.

В настоящее время принято считать за точку отсчета год рождения Иисуса Христа, именно с него и начинается новая эра. Все события, которые происходили до этой даты, относятся к периоду до нашей эры.

Также в истории выделяются несколько хронологических периодов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Как узнать прошлое человека?

Как люди стали узнавать о том как жили их предки?

Люди, жившие в прошлом, занимались какой-либо деятельностью: строили различные сооружения, сражались друг с другом, разводили скот, занимались каким-либо ремеслом (ткачество, кузнечное дело и др.) Естественно, после себя наши предки оставляли «следы жизни», с помощью которых ученые могут нам поведать об их прошлом. Эти останки принято называть историческими источниками.

Вещественные исторические источники

Это те останки, которые находят ученые посредством раскопок. Они материальны, их можно пощупать. Например: посуда, оружие, обувь украшения и т.д.

Эти «следы жизни» имеют большое значение для исторической науки, ведь с их помощью ученые могут лучше узнать, как жили люди еще до изобретения письменности.

Письменные исторические источники

Данный вид останков также может быть найден посредством раскопок. Главное его отличие от артефактов в том, что кроме ценности материальной (можно узнать много по обложке книги, материалу, на котором писали люди) он дает возможность узнать, что думали наши предки, какие события происходили, какие издавались законы в то или иное время.

К данному виду источников относятся: книги, свитки, глиняные таблички, летописи, хроники, мемуары и т.д.

1. Чем древнее записи, тем труднее их расшифровать – это является одной из проблем работы с данными источниками.

2. Вторая проблема – это достоверность текста источника, ведь ни для кого не секрет, что историю пишут победители для укрепления ими почетного места в памяти прошлого человечества.

Устные исторические источники

Последний вид артефактов тесно связан с устным народным творчеством. Это все то, что передавалось целыми поколениями из уст в уста: мифы, легенды, песни, сказки, былины. С помощью этих источников мы можем проследить нравы и обычаи какого-либо народа, ведь в них отразились представления людей о мире, происхождении человека, о правителях и героях того или иного времени. Справедливо сказать, что данный вид источников является не особо достоверным, по нему сложно судить о том каким было прошлое человечества, ведь там содержалось много сказочного и вымышленного.

Как мы видим, типы исторических источников имеют большие различия между собой, в особенности их способы получения и разъяснения. Работа с историческими источниками занимает у ученых много времени, так как многие артефакты дошли до нас не в целостности и сохранности, а некоторые из них трудно восстановить даже в первозданном виде.

Работа с историческими источниками на уроках истории также занимает отдельное место. Благодаря данному процессу ученики лучше узнают историю человечества, он содействует созданию ярких образов и картин прошлого, создает присутствие духа эпохи.

Как узнать прошлое человека? В этом нелегком деле нашей науке «ИСТОРИИ» приходят на помощь вспомогательные научные дисциплины. Данные науки являются своеобразными «кирпичиками», из которых складывается целое историческое знание. Они помогают истории более достоверно донести нам о прошлом человека. Каждая из этих дисциплин изучает свою определенную область в истории: родословную, монеты, печати, гербы и эмблемы, древнее оружие, ордена и др.

Самыми известными помощниками истории являются:

Археология — наука, изучающая материальные артефакты прошлого человечества (предметы, окружение людей прошлого).

Антропология — наука, изучающая и восстанавливающая физический облик древних людей (то, как они выглядели).

Этнология — наука, изучающая своеобразность и самобытность жизни различных народов (то, как люди жили, культура, ценности и т.д.).

Одной из самых интересных и привлекательных исторических наук является археология.

Кто из нас не слышал про Лару Крофт или Индиану Джонса? Сколько интересных фильмов связано с раскопками. По праву профессия археолога является одной из самых романтичных специальностей в мире.

Конечно, не стоит путать работу профессиональных археологов с действиями вымышленных героев в художественных фильмах. Ведь труд ученного требует упорства, трудолюбия и серьезного отношения к делу. Восстановление жизни людей в далёком прошлом по вещественным останкам – вот главная цель археологов.

Из историй прошлого мы можем с вами узнать много необычных и даже парадоксальных вещей.

Интересные факты в мире археологии:

В 1974 г. на территории китайской провинции был обнаружен выдающийся артефакт. Археологи раскопали захоронение китайского императора Цинь Шихуанди и натолкнулись на многочисленную терракотовую армию. Китайских воинов там насчитывается 8.100 человек, примечательно, что ни один из них не похож друг на друга, возможно, там были захоронены живые люди.

Читайте также  Возникновение письменности на Руси

Уникальные скульптуры, находящиеся на острове Пасхи поражают своей неповторимостью. Всего статуй насчитывается чуть более 900 штук, выполнены они были древними скульпторами примерно в XIII в., самая большая из этих статуй весит 82 тонны. По сей день археологи не могут понять, как туземцы переносили уже завершенные скульптуры или каменные монолиты на рабочее место.

Индейцы Латинской Америки всегда славились своей страстью украшать себя. Данные археологических раскопок показывают такой пример любви к инкрустации своих зубов. Эти загадочные люди вырезали отверстия в зубах и вставляли туда полудрагоценные камни. Эта практика была распространена только среди мужчин.

Значение истории

Подведем итоги: нужно ли тратить время на изучение истории?

Ответ: да, безусловно.

Зачем нам изучать историю?

Еще с давних времен человека интересовала жизнь его предков, простое любопытство захватывало его ум. Чем больше и дольше человек узнавал историю, тем быстрее шло развитие человечества, ведь новые знания черпались из старого багажа. Именно история позволила людям понять, какого уровня они достигли, какие ошибки они могли бы не повторять в будущем, и что они могут сохранить из знаний прошлого человечества.

Анализ исторических источников позволяет человеку «близко подойти» к истории, делает ее более жизненным и настоящим объектом исследований. Методика и методология работы с историческими источниками являются одними из важнейших процессов в деятельности историка, ведь благодаря им каждый исторический источник рассматривается более детально и беспристрастно.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

1.1 Понятие, объект и предмет истории.

1.2 Исторические источники и факты.

1.3 Методы и принципы исторического исследования.

1.4 Функции истории.

1.5 Подходы к изучению истории.

1.1 Понятие и предмет истории

В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует множество определений понятия «история». Самыми распространенными являются следующие: 1) история – это процесс развития человеческого общества во времени; 2) история – это наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии.

Объектом исторической науки (т.е. что она изучает) является прошлое человеческого общества. Поскольку прошлое человечества очень многообразно, его изучают не только историки. Чтобы определить границы исследования для различных наук, существует предмет науки.

Предметом отечественной исторической науки считаются закономерности общественного развития.

1.2 Исторические источники и факты

Познание прошлого возможно лишь на основе всестороннего изучения исторических источников. Исторический источник – это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследователя, которое используется как основание для какого-либо утверждения о прошлом.

Выделяют следующие виды источников:

а) письменные (летописи, законы, указы и т.д.);

б) вещественные (орудия труда, одежда, жилища и т.д.);

в) этнографические (традиции различных народов мира);

е) аудиовизуальные (фото-, кино-, видеодокументы, звукозаписи).

Прежде чем попасть на страницы учебников, источники многократно проверяются и анализируются специалистами. В частности, над древними текстами работают палеографы и текстологи, вещественные источники изучают археологи и т.д.

Из исторических источников извлекаются исторические факты – утверждения о прошлом, которые вводятся в научный оборот.

Выделяют следующие виды фактов:

а) абсолютные, т.е. утверждения о действительно происходивших событиях. Например: «22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война».

б) вероятностные, т.е. утверждения о предполагаемых событиях, действительность которых не установлена, но и сама возможность их полностью не опровергнута. Например: «Александр I закончил свою жизнь в Сибири под именем старца Федора Кузьмича в 1846 г.».

в) ложные, т.е. утверждения о событиях, никогда не происходивших. Подобные примеры можно без труда найти в массовой печати. Например: «При И.В. Сталине было репрессировано 40 млн. человек».

От фактов необходимо отличать интерпретацию (т.е. толкование) фактов. Одни и те же факты даже историки-профессионалы могут оценить по-разному. Можно по-разному представлять и оценивать историческую ситуацию, но это не отменит случившихся событий.

1.3 Методы и принципы исторического исследования

Обобщить исторические факты и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки. Методология – это учение о способах исследования исторических фактов. Методологию составляет совокупность методов. Метод – способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – факты. Историки пользуются следующими методами:

1. Историко-генетический метод – состоит в изучении исторических явлений в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния.

2. Историко-сравнительный метод – состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени и выявлении сходства и различия между ними.

3. С помощью историко-типологического метода выявляются общие черты исторических событий и выделяются однородные стадии в их развитии. Происходит классификация исторических явлений, событий, объектов.

4. Идеографический метод – состоит в описании событий, явлений.

5. Системный метод – состоит в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития, анализе системы и структуры того или иного явления.

6. Ретроспективный метод – с его помощью можно последовательно проникнуть в прошлое с целью выявления причины события.

7. Синхронный метод – состоит в изучении различных исторических событий, происходивших в одно и то же время.

8. Хронологический метод (проблемно-хронологический) – состоит в изучении последовательности исторических событий.

При использовании данных методов необходимо опираться на следующие принципы исторического исследования:

1. Принцип историзма – обязывает рассматривать все события и явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности. События с учетом данного принципа рассматриваются в контексте происходившего, а не по отдельности.

2. Принцип объективности – обязывает рассматривать все события и явления непредвзято, объективно, без предпочтений.

1.4 Функции истории

Что же дает изучение истории? История выполняет в обществе самые разнообразные функции.

Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать новые знания о нем.

Интеллектуально-развивающая функция заключается в том, что изучение истории развивает логическое мышление. Чтобы понять причины происходивших событий, необходимо восстановить логическую цепочку всех решений, которые привели к тем или иным последствиям.

Практически-рекомендательная функция заключается в том, что выявленные историей закономерности развития общества помогают выработать научно обоснованный политический курс, избежав ошибок прошлого. Близка к ней прогностическая функция, которая заключается в том, что изучение истории позволяет предвидеть будущего.

Воспитательная функция заключается в том, что изучение истории в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Мировоззренческая функция заключается в том, что изучение истории формирует целостную систему взглядов на мир, общество, место человека в нем. Это позволяет сформировать свое отношение к событиям текущего периода, прогнозировать возможные варианты будущего развития ситуации в аналогичных обстоятельствах.

Функция социальной памяти заключается в том, что история является способом коллективной самоидентификации и позволяет осознать свою принадлежность к определенному обществу, государству. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. Тот, кто не помнит прошлого, не может иметь будущего.

1.5 Подходы к изучению истории

В исторической науке существует несколько подходов, обеспечивающих разные пути к познанию и осмыслению истории. В настоящее время принято выделять следующие подходы к изучению истории:

Исторически самым первым появился теологический подход. Он возникает в эпоху Средневековья, в условиях господства религиозного мировоззрения. С его помощью исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли или мирового духа. В настоящее время практически не используется.

В Новое время возникает несколько новых подходов. Рационалистический подход (рационализм) признает только разум единственным источником познания. Технологический подход представляет развитие исторического процесса как результат развития технологий. Субъективистский подход (субъективизм) подчеркивает роль личности в истории и определение хода истории выдающимися личностями (субъектами). Либеральный подход анализирует историю как процесс развития гражданского общества, прав и свобод личности.

Однако наиболее популярным стал марксизм (формационный подход). Его основателем в середине XIX в. стал К. Маркс. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинный строй;

5) коммунизм (первая стадия коммунизма – социализм).

Несмотря на свою привлекательность и простоту, у данного подхода имеются и недостатки, в частности он не учитывает многообразия мира и не может быть применен ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся. Тем не менее, после 1917 г. этот подход стал господствующим в нашей стране (одним из первых историков-марксистов был М.Н. Покровский) и оставался таковым вплоть до распада СССР в 1991 г. Далее ему на смену пришел цивилизационный поход.

Цивилизационный подход возник во второй половине XIX – начале ХХ в. К числу основателей этого подхода принадлежат Н. Данилевский и А. Тойнби. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (цивилизаций), которые имеют свое своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели. Недостатком подхода является неразработанность терминологии (нет даже четкого понимания термина «цивилизация»), что ограничивает его распространение.

Среди современных подходов необходимо отметить модернизационный подход (теория модернизации), восходящий к учению М. Вебера начала ХХ в. Само слово «модернизация» означает переход от старого к новому, от традиционного общества, основанного на традициях, к современному, основанному на постоянном совершенствовании.

Также современным является социальный подход, который изучает историю общества через развитие отдельных социальных институтов (семья, государство, образование).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: