История Казахстана жизнь древнейших людей - ABCD42.RU

История Казахстана жизнь древнейших людей

Эпоха камня на территории Казахстана

Эпоха камня — самый длительный период в истории человечества, древнекаменный век (палеолит) — это борьба человека за существование, в которой выживал сильный. Образ жизни первобытного человека в Казахстане мало чем отличался от образа жизни в других странах Земли.

Эпоха палеолита было эпохой становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры.

РАННИЙ (НИЖНИЙ, ДРЕВНИЙ) ПАЛЕОЛИТ (800-140 тыс. до н.э.)

Особенности раннего палеолита на территории Казахстана :

  • Первые следы человека на территории Казахстана относятся к раннему палеолиту.
  • Наиболее благоприятными местами для расселения человека были — район хребта Каратау в Южном Казахстане. В 1958 г. археологическая эскпедиция X. Алпысбаева раскопало здесь серию стоянок раннего палеолита — Танирказган, Бориказган, Шабакты.
  • Древние люди жили стадами. Сообща легче было охотиться, легче противостоять опасности и силам природы.
  • Основные занятия древних людей собирательство и охота.
  • Древние люди селились под каменными навесами, в гротах, пещерах. Стены и потолки пещер были покрыты копотью, это говорит, что древние обитатели Каратау уже были знакомы с огнем.
  • Древние люди на территории Казахстана эпохи раннего палеолита были современниками питекантропов и синантропов.

Первые каменные орудия труда.

В основном рубящие орудия дисковидной формы: ручные рубила, остроконечники, отщепы (каменные пластины), топоры, ножи и др.

Первые орудия были универсальными. Первое грубое рубящее орудие труда — чоппер, в Южном Казахстане — чоплинг.

Основное сырье — речная галька , кремень, кварцит, обсидиан, сланцы.

Ручное рубило (чоппер) — основной вид орудия раннего палеолита. Они имеют крупную симметричную, копьевидную или

миндалевидную форму. Длина — 10-20 см, вес от 0,5 до 2 кг. Острые их края, для увеличения прочности, подправляли рядом мелких ударов. Такая обработка называется ретушью.

СРЕДНИЙ (МУСТЬЕ) ПАЛЕОЛИТ (140-40 тыс. до н.э.)

Средний палеолит был более высоким этапом развития человека и его культуры:

Расселение древних людей среднего палеолита — от района хребта Каратау на юге до верховьев Ишима на севере, от среднего течения реки Сарысу на западе до верховьев Иртыша на востоке.

ПОЗДНИЙ (ВЕРХНИЙ) ПАЛЕОЛИТ (40-12 тыс. до н.э.)

С эпохой позднего палеолита связано:

  • Появление человека современного физического типа — «человека-разумного» (человек — кроманьонец), а также формирование рас.
  • Формирование родовой общины с возникновением рода.
  • Люди жили в построенных жилищах, которые различались в зависимости от климата, строительных материалов, навыков людей.

У людей позднего палеолита получило развитие искусство:

  • а) находки древней живописи, выполненные минеральными красками на стенах и потолках пещер, с изображением животных, сцен охоты и ритуальных плясок;
  • б) из костей вырезали различные фигурки Особенно популярным был образ женщины-матери, которая символизировало прародительницу рода, племени.

Люди этой эпохи жили большими общинами. Появляется начальная форма матриархальной родовой общины.

Основные занятия — охота и собирательство. Применение загонной охоты на крупных животных — мамонтов, бизонов, козлов, пещерных медведей требовало участия в ней большего количества охотников.

Крупнейшим достижением мустьерского человека было — открытие способа добывания огня трением.

Люди в среднем палеолите наряду с пещерами, уже строили себе жилища из костей крупных животных.

Древние люди эпохи среднего палеолита были современниками неандертальцев.

В эпоху мустье появились зачатки культа умерших как первых религиозных верований, произошли сдвиги в мышлении и мировоззрении человека, возникли представления о различиях между жизнью и смертью.

Совершенствование орудий труда: получает распространение прием изготовления орудий из дисковидных нуклеусов (ядрищ). Пластины с таких нуклеусов получались посредством сколов, направленных от краев к центру. Ведущий тип орудий — резцы. Основной материал — поделочный камень халцедон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тема лекции № 2 Древнейшая история Казахстана.

Цель лекции – рассмотреть основные аспекты исторического развития древнейших человеческих групп, населявших территорию Казахстана в периоды каменного и бронзового веков

Ключевые слова – палеолит, мезолит, неолит, «неолитическая революция», андроновская культура, матриархат, патриархат

1) Каменный век Казахстана

2) Бронзовый век Казахстана

1) Каменный век Казахстана

Каменный век – самый первый и продолжительный период в мировой истории, в том числе истории Казахстана. Он представлен исключительно вещественными историческими источниками, обнаруженными в результате археологических раскопок. За основу периодизации каменного века взяты изменения в технике обработки камня. Традиционно каменный век делится на три основных периода:

1. Палеолит – древнекаменный век (от греческих слов палайос-древний, литос-камень) – 2,5 млн. лет-10 тыс. лет до н.э.

2. Мезолит (мезос-средний) – среднекаменный век – 10 тыс.- 6 (5) тыс. лет до н.э.

3. Неолит (нео-новый) – поздне/новокаменный век- 6 (5) -3 (2) тыс. лет до н.э.

Иногда еще выделяется энеолит (меднокаменный век) как промежуточный период между каменным и бронзовым веком.

В течение этого периода произошли очень серьезные изменения в антропологическом типе человека его материальной, духовной культуре:

1) Формирование современного антропологического типа человека — человек разумный. Основные этапы антропологической эволюции человека в период каменного века: 1. Человек умелый (хомо хабилис), 2. Человек выпрямленный (хомо эректус), 3. Человек разумный (хомо сапиенс)

2) Прогресс в технике изготовления орудий труда из камня и других подручных материалов

3) Переход от присваивающего хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему (земледелие, скотоводство)

4) Эволюция общественных отношений, переход от первобытного стада к семейной (родовой) общине, начало формирования племен и племенных объединений. Господствующий тип общественного устройства в период каменного века – матриархат

5) Зарождение и дальнейшее развитие духовной культуры (первобытные религиозные культы, живопись, музыка и т.д.)

В исторической науке существует понятие «неолитическая революция», которое включает в себя серьезный изменения в жизни человека того времени а именно-переход от присвоения к производству, появление керамики и текстиля, новых форм общности-племен и племенных объединений. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о существовании древнейших человеческих групп на территории Казахстана в эпоху каменного века. Самые древние из находок, обнаруженных в Казахстане в результате археологических исследований, датируются примерно 700-м тысячелетием до н.э. Первые следы пребывания человека на территории Казахстана найдены в Южном Казахстане. Постепенно человек расселялся и в другие районы и уже в эпоху бронзы практически вся территория Казахстана была достаточно плотно заселена.

2) Бронзовый век Казахстана

Бронзовый век Казахстана можно разделить на следующие периоды: ранний, средний, поздний. В это время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства, двумя главными направлениями которой выступают скотоводческоземледельческое хозяйство и высокоразвитая древняя металлургия. В этническом и культурном отношений – время сложения на обширной территории Казахстана и сопредельных зонах ареала родственных племен, получивших название андроновской культуры. Эпоха поздней бронзы представлена памятниками бегазы-дандыбаевской культуры.

Андроновская культура представляла собой культурно-историческую общность, протоцивилизацию, определившую историческое развитие значительной части Евразии. Важными ее центрами были части центрального, восточного и северного Казахстана. На западе Казахстана параллельно андроновской существовала близкая ей срубная культура. На юге андроновская культура соседствовала с родственной ей тазабагьябской в Приаралье. По данным археологов, андроновская культурно-историческая общность включает в себя: петровскую, алакульскую, федоровскую и культуру валиковой керамики. Причем каждая из них имеет свои особенности в изготовлении жилища, керамической посуды, в способах захоронения, в технологии плавки и литья металла. Между тем, общим для них является то, что они знали весь цикл производства металлических изделий от добычи руды выплавки до изготовления предмета. Имелись специальные плавильные печи, литейные мастерские, хорошо знали приемы ковки, чеканки и тиснения.

Происхождение андроновской культуры – проблема дискуссионная. Наиболее сложным является вопрос об определении этнической принадлежности населения. Существуют несколько мнений. Большинство (Чернецов В., Вереш П. И др.) относят андроновцев к финно-угорской этнической группе. В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен на основе анализа древнейших памятников индоиранцев – Авесты, Ригведы, Атхарваведы и других данных топонимики, ономастики, археологических материалов. Буквально, в последние годы у языковедов-тюркологов, этнологов, историков появилось ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. По антропологическому типу андроновцев относят к протоевропеоидной расе без какой-либо примеси монголоидных черт.

У андроновцев было скотоводческо-земледельческое хозяйство. Жилищами у них были землянки, полуземлянки. Строили они свое жилье из камня и дерева. Установлено, что жили они в больших поселениях, окруженных оборонительными сооружениями – стенами с деревянными частоколами и рвами, башнями. Аркаим – считают протогородом той эпохи. Археологические данные позволяют констатировать следующие факты, у андроновцев были широко развиты домашние промыслы. Так, например, они пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь. И мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с ушками.

Читайте также  Факторы речевого развития человека

В конце 2-го и начале 1-го тысячелетия до н.э. в Центральном Казахстане появляются оригинальные архитектурные погребальные комплексы, отнесенные академиком А.Маргуланом к бегазы-дандыбаевской культуре. Культура получила название по могильникам Бегазы (Жезказган) и Дандыбай (Караганда). Таким образом, в Центральном Казахстане комплексная андроновская культура в XII-X вв. до н.э. сменяется бегазы-дандыбаевской культурой. Отличительная черта этой культуры–монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят и принадлежности их к родоплеменной знати. Вполне возможно, что мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государства.

Первую форму организации общества называют «первобытным человеческим стадом» или праобщиной. Формирование данной формы совпало с выделением человека из животного мира и образованием общества. Дальнейшая эволюция человеческого социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. При этом основой для укрепления социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. Одной из отличительных черт родовой общины является – экзогамия, т. е запрет на брачные отношения внутри общины. Первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род. Власть внутри рода принадлежало собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался торжественными обрядами — инициацией.

С появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак.

Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают такие формы родовой организации как племена или объединение племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Они имели свое имя, территорию, диалект, культурно-бытовые особенности.

Изменения в хозяйстве андроновцев нашли отражения в их социальной структуре общества. В эпоху бронзы доминирующей формой становятся патриархально-родовые отношения. У андроновцев наблюдалась и социальная дифференциация: появились своеобразные «цари», особая группа привилегированных и высокочтимых воинов, что свидетельствовало о большой роли военных столкновений, битв, сражений в эпоху бронзы.

Вопросы для контроля:

1. Что такое «неолитическая революция»?

2. К какому периоду истории относится смена матриархата патриархатом?

3. Где на территории Казахстана были впервые обнаружены протогородские поселения?

4. Где на территории Казахстана были обнаружены древнейшие следы пребывания человека?

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней — Алматы, 1992

3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998

4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993

5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие — Алматы, 1998

6. История Казахстана. В 4-х томах — Т.1.-Алматы, 1996.

7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.

8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.

См. также список основной и дополнительной литературы

Жизнь древних людей на территории Казахстана

Содержимое публикации

Жизнь древних людей на территории Казахстана

Ф.И.О учителя: Куракова И.К.

5.4.1.1 – описывать занятия древних людей

Узнают о временных рамках и особенностях энеолита;

Определят стоянки эпохи энеолита. Объяснят значимость использование меди для изготовления орудии труда и роль лошади в хозяйственной деятельности человека

Определят временные рамки энеолита;

Определят на карте стоянки энеолита;

Опишут занятие древних людей

Акцентирование внимания учащихся на академическом языке

Использование учащимися языковых навыков чтение-письмо, чтение-говорение,

Вовлечение учащихся в диалог- дискуссию а также отрабатывается навык критического мышления, ведение диалога, написание 3 мин эссе

Лексика и терминология урока

Энеолит, «ботайская культура», стоянка, удила,боласы

Классный диалог / используемые для диалога языковые единицы

Вопросы для обсуждения:

Что доказывает приручение людьми лошадей?

Как ботайцы строили жилища?

Как вы думаете, какими промыслами занимались ботайцы, судя по найденным археологами артефактам?

Развитие письменных навыков: отрабатывается при выполнении задания 2 минутное –эссе «Почему ботайцы считаются первыми людьми, приручившими лошадей?»

«Мəңгілік Ел» ценность: Единство истории, культуры и языка -. проявление уважения к культуре наших предков

творческое и критическое мышление

Познание мира, естествознание

Предыдущие знания учащихся по теме

Учащиеся знают что такое историческая периодизация,вещественные источники- артефакты,производящее хозяйство

Этапы урока

Орг момент Приветсвие соседа мимикой и жестами.

Оценивание психологического настроя с помощью смаилика Объединение в группы по методу «Археологическая экспедиция»

Учитель выбирает 4 руководителей экспедиции, а они выбирают по очередно себе: секретаря,картографа,археолог,повар

Совместное целеполагание

Задание 1. слайд показ картинок

Что изображено на картинках?

Как они взаимосвязанны ?

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? .

Что нам нужно узнать?

ФО: словесная похвала «Молодцы, ребята,мы с вами определили цели нашей экспедиции!»

А теперь запишим тему нашего урока: «Ботайская культура» Запись темы в тетрадь

Слаид с картинками

(приручение лошади , поселение Ботай, занятие древних людей, выплавка меди)

Задание 2. Ребята, мы продолжим археологическую экспедицию. Итак, мы начинаем двигаться по маршруту экспедиции, но куда мы должны ехать? Посмотрите на карту и найдите регионы, где люди впервые приручили животных и каких? И где впервые приручили лошадь?

Если группа готова отвечать хлопает в ладошки.

Руководитель группа приклеевает смаилик тому кто правильно ответил.

Карта в учебнике на стр

Мотивация.Пословица гласит «Дорогу осилит идущий» как вы понимаете эту пословицу? это значит, кто идет, всегда дорогу найдет. Нужно что-то делать, чтобы добиться результата.

Задание 4 Работа в группах Продолжим экспедицию: прочитайте данный текст ,проанализируйте как можно использовать материал,для того чтобы представить информационный постер

группа: «Стоянка Ботай»

группа: «Ботайцы – пастушеское племя»

группа: «Жилище ботайцев»

группа: «Артефакты ботайской культуры»

Защита постеров спикером или командой

ФО: внутри группы руководителем в виде смаилика , другими группами :«Большой палец- Здорово» — все понятно хорошо.

«Вопрос»- нам не понятно,уточните.

Задание 5: Учитель: Ребята,встречались ли вам в тексте непонятные слова, термины? Посмотрите «Терминологический листок» к уроку, который подготовил Н (опрережающее задание)

ФО: Помог ли вам «Терминологический листок» «Большой палец»

да «Кулак» -нет, некоторые слова непонятный.

Учитель: Работа археологов очень кропотливая , раскопки проводятся вручную, артефакты очищаются с помощью кисточек. Тяжело, давайте сделаем физзарядку

Вечером, когда заходит солнце можно прогуляться по степи

Повторяйте за мной движения:
1) Заходим в камыши, растущие возле реки, зажмуриваем глаза — открываем (несколько раз).
2) Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги — вдруг нам встретится змея или паук

(ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
3) Из камышей вспорхнули птицы слева, справа

(поворот головы влево вправо).
4)) Раздвигаем камыши на пути

(разводим руками: правой, левой, двумя).
5) Вот вышли из камышей, увидели последние лучи солнца, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Учитель: Мы с вами почти выполнили все задачи экспедиции, но чтобы другие археологи знали расположение стоянки Ботай составим карту.

Задание 6. Индивидуальная работа

Нанесите на свою контурную карту название населенных пунктов, рек вблизи которых располагались крупные стоянки энеолита

Нанесите на контурную карту название крупных стоянок энеолита

ФО: «Ветровое окно» учитель дает команду всем закрыть глаза и задает вопрос кто выполнил 1,2..задание без трудностей, правильно поднимите руки.

ватман дл постеров, маркеры,

лист с информацией для 1,2 группы

«Большой палец» Вопрос»

«Большой палец» «Кулак»

карта на слайде,

Учитель: мы завершаем свою экспедицию и нужно заполнить «Дневник археолога»

Задание 7. Написать 2 минутное эссе- ответ на вопрос: « Почему ботайцы считаются первыми людьми, приручившими лошадей?»

метод «Представить мысли соседа» друг другу читают, два ученика, которые считают что его сосед написал хорошо,зачитывают его работу и оценивают

ФО: «одна звезда и пожелание»

Рассказ притчи с целью оценивания и подведения итогов работы.

Притча: Однажды, шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я добросовестно принимал участие в строительстве храма».

— Давайте сейчас и мы с вами попробуем каждый оценить свою работу за сегодня.

— Кто возил камни, поднимают желтые жетоны.

— Кто добросовестно работал, поднимают зеленые жетоны.

— А кто принимал участие в «строительстве храма», розовые жетоны.

Читайте также  Возникновение и современное состояние ядерного оружия

-Объясните, почему вы подняли именно этот цвет? Опрос 2 учеников

Желтый, зеленый, красный- жетоны

Способы дифференциации

Соблюдение техники безопасности и охрана здоровья

Деление на группы

Опережающее задание «Терминалогический листок»

Работа с картой

Написание эссе «Представь мысли соседа» ЗБР

Использование слаид-презентации с рисунками для представления и запоминание визуалам.

Формативное с помощью стратегии: «Ветровое окно», «большой палец», «кулак», «одна звезда и пожелание»

Задание КО оцениваются учителем при проверке тетрадей, письменно оценивается.

В начале урока напоминание о соблюдении ТБ на уроке.

Соблюдение требовании СЭС. Физминутка.

ТБ при движении в классе, при работе в группах с использованиикарандашей,

маркеров и др предметов.

При выполнение заданий учащиеся передвигаются по классу.

Рефлексия урока

Итоговая оценка

Удачные моменты урока

На что обратить внимание и совершенствовать.

Что нового я узнала из этого урока о своем классе или об отдельных учениках. Что я могла бы использовать при планировании следующего урока ?

Задание для критериального оценивания

Археологические памятники Ботайской культуры

Тема: 5.1 А раздел

Жизнь древних людей на территории Казахстана

5.4.1.1 – описывать занятия древних людей

Уровень мыслительных навыков :

Определяют на карте стоянки энеолита

Определяют на карте стоянки энеолита

Нанесли на контурную карту название населенных пунктов, рек вблизи которых располагались крупные стоянки энеолита

Определили и указали на контурной карте название крупных стоянок энеолита

КСП по истории Казахстана на тему «Жизнь древнейших людей»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

План урока

Дата : 12.09.2017г

ФИО учителя: Султанов Д.М

Участвовали: 1

Не участвовали:

Жизнь древнейших людей.

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

5.1.2.1 – демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме

Все: понимают жизнь и быт первобытных людей.

Большинство: определяют жизнь первобытных людей в творческом варианте.

Некоторые: демонстрируют жизнь и быт первобытных людей.

Критерии оценивания

демонстрируют жизнь и быт первобытных людей.

Языковые задачи

Чтение, говорение, письмо, аудирование через задания:

Воспитание ценностей

Стремление к обществу всеобщега труда.

Межпредметная связь

Всемирная история, биология.

Предыдущие знания

Предмет истории, исторические источники.

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Начало урока

1. Орг момент

Психлогический настрой. «Дерево настроения»

Проверка домашнего задания.

Ученикам предлагаются предложения, которые нужно закончить.

1.Автролопитек был найден………

2.Сина означает………, Антропос означает…..

3.История это наука…….

4.Назови четыре вида исторических источников…..

5.Где был найден впервые в Казахстане Золотой человек….

Актуализация знаний.

Зачитать Эссе «Как появился древний человек? Какие потребности были у первого человека?

Формирования цели урока совместно.

Демонстрация слайдов изображающие жизнь древних людей

-Определить тему урока

— что можно сделать, чтоб достичь цели урока.

Работа в парах

Задание № 1. Описать картинку. (3 4 предложения)

Прием ФО — Аплодисменты

Работа в парах.

Ученикам предлагается просмотреть видео, затем описать увиденное.

— Описывают занятия древних людей.

Прием ФО – обратная связь учеников.

Рефлексия. Смайлики

Дерево настроения.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Приемы ФО Аплодисменты, обратная связь учеников.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Султанов Дамир МнайдаровичНаписать 428 20.10.2017

Номер материала: ДБ-774912

  • Другое
  • Конспекты
    20.10.2017 142
    20.10.2017 392
    20.10.2017 82
    20.10.2017 342
    20.10.2017 272
    20.10.2017 240
    20.10.2017 764
    20.10.2017 878

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Пять магистерских программ вузов России вошли в сотню рейтинга QS лучших бизнес-школ мира

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

ВПР начались в колледжах с 15 сентября

Время чтения: 4 минуты

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

Постоянно получать новые знания хотят 46% россиян

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Когда древние люди начали заселять Казахстан

Предки современного человека стали расселяться по планете 4‒3 миллиона лет назад. Однако на территории Казахстана древние люди появились значительно позже. Разберемся, в чем причина и что послужило предпосылкой миграции.

Древние люди на территории Казахстана: предпосылки появления

Возраст обнаруженных в Африке древнейших останков предков человека — 7 миллионов лет. Этот и ряд других фактов свидетельствуют о том, что именно там зародилось человечество.

Если развернуть эволюционное древо, то ближайшими предками современного человека считаются пять видов, которые объединены в семейство гоминид. Мы, к слову, тоже относимся к нему.

Первых гоминид ученые прозвали ардипитеками. Их главное отличие от обезьян заключалось в передвижении на двух ногах. За несколько миллионов лет они эволюционировали в знакомых каждому школьнику австралопитеков.

Виды динозавров, которые популярны в наши дни

Объем мозга этих животных был таким же, как у шимпанзе. Они тоже ходили на двух ногах, но не исключено, что значительную часть времени проводили на деревьях. Весил австралопитек от 30 до 50 кг, его рост — 120‒140 см.

Это самый живучий, с точки зрения эволюции, вид. Последние австралопитеки дожили до позднего плейстоцена и долгое время сосуществовали со своими потомками. Вполне возможно, они даже застали первых гомо сапиенс .

Постепенно австралопитеки заселили Восточную, Центральную и Южную Африку. Есть предположение, что они делали вылазки в Европу, но достоверных доказательств этому нет.

Где-то 2,5 миллиона лет назад появился так называемый человек умелый. По сути, это подвид австралопитека с более развитой кистью и несколько увеличенным мозгом. Ученые считают, что с них началось освоение орудий труда.

Самые древние цивилизации мира, о которых нам известно

Спустя шестьсот тысяч лет эволюции на свет появился принципиально новый вид первобытных людей — гомо эректус, или человек прямоходящий. Они все еще были покрыты шерстью, но пропорции тела уже напоминали современного человека.

По сравнению с предками прямоходящий человек любил путешествовать. Его останки находили на Кавказе, Ближнем Востоке, в Китае и Европе. Однако на территории Казахстана следы жизнедеятельности человека появились спустя миллион лет, после появления человека прямоходящего. С чем это связано?

В древние времена положение материков и рельеф Земли серьезно отличались от сегодняшних. Когда в Африке появились высшие приматы, большая часть Казахстана находилась под водой, лишь на Востоке были обширные территории суши. Центральная часть с ее мелкими сопками представляла собой скопление островов.

Сколько материков на Земле?

Постепенно суша поднималась, менялся климат. Однако к началу первой миграционной волны первобытных людей территория Казахстана все еще была недоступна. Каспийское и Черное моря представляли собой единое целое и заливали всю прикаспийскую низину.

Предположительно заселение Казахстана началось около 800 тысяч лет назад. Таков возраст самых поздних археологических находок.

Преимущественно континентальный климат в совокупности с обилием пресной воды и материалом для изготовления инструментов делали территорию Казахстана привлекательным местом для жизни. Флора того времени была сходна с современной, а изобилие животных предоставляло неплохие возможности для охоты.

Читайте также  Дисплеи, их эволюция, направление развития

Стоянки древних людей в Казахстане

Для прямого доступа к пресной воде стоянки располагались вблизи озер и рек, а это:

Существуют ли драконы на самом деле?

  • побережье залива Сарыташ, что на полуострове Мангышлак;
  • территории Северного Казахстана возле озер Кудайколь и Карасор;
  • часть Казахского мелкосопочника вблизи озера Балхаш;
  • горы Каратау в Южном Казахстане, богатые речными долинами, родниками.

Кроме того, приветствовалась близость к выходу известняка, который относительно легко поддается ручной обработке.

За несколько сотен тысяч лет древние люди буквально усыпали территорию Казахстана различными археологическими артефактами. В основном это орудия труда, наскальные рисунки, останки животных.

Самые распространенные находки — наконечники стрел, поскребки, бифасы (двусторонний каменный топор), ножи, рубила. Помимо готовых инструментов, исследователи раскапывали каменные заготовки для инструментов.

Большинство стоянок в Казахстане имеют поверхностное залегание. Это открывает широкие возможности для изучения каменных изделий, однако материалы органического происхождения здесь не сохранились. Нет ни костей животных, ни рыхлых пород, которые бы говорили о климате конкретного периода, нет и останков первобытного человека.

Существует ли мегалодон: научные объяснения

Встречаются стоянки и других типов, например памятники, расположенные во всех регионах современного Казахстана:

  • Шульбинка.
  • Майбулак.
  • Шоктас.
  • Ешкитау.
  • Батлак.
  • Кошкурган.
  • Шидерты.

Следы жизнедеятельности людей в этих местах перекрывались рыхлыми отложениями, которые сохранили кости животных. Из самой породы можно узнать, какая растительность преобладала в этом регионе и какими были климатические условия.

Многие задаются вопросом, почему в Казахстане ни разу не находили останков древних людей? Причина все в том же поверхностном залегании. Тела, находящиеся под открытым небом, не могут сохраниться.

Есть и другая версия. Великое обледенение не дошло до границ Казахстана, но значительно повлияло на климат. Люди не вымерли, но могли уйти на Восток и жить на территории современного Китая. Данную версию косвенно подтверждают многочисленные находки в этой местности.

Почему вымерли динозавры: версии

Древние люди в Казахстане: эпоха мустье

Большую часть археологических памятников в Казахстане относят к среднему палеолиту. Этот период называют эпохой мустье. Она продолжалась на отрезке времени от 120 до 40 тысяч лет назад.

Самые известные стоянки, относящиеся в мустьерской эпохе в Казахстане, — это Чингиз, Семизбугу, Карсор, Бурма, Актогай, Шахбагата, Кошкурган, Хантау, Кудайколь, Жалпак.

Все они строились по сырьевому принципу: мастерские, охотничьи лагеря и т. д. Долговременные стоянки порадовали ученых огромным количеством разнообразных инструментов и предметов быта первобытных людей.

Примерно в эту эпоху появился новый вид человека — неандерталец. Он был сравнительно невысок — 160‒170 см, с массивным скелетом и мозгом, не уступающим по их размерам у современных людей.

Пресмыкающиеся — это: примеры, описание, интересные факты

Внешне они отличались от нас вытянутым черепом с мощными надбровными дугами, коротким подбородком и широким плоским носом. Возможно, неандертальцы обладали примитивной речью и могли общаться между собой.

Основу рациона составляло мясо, которое они добывали. Это доказывает анализ состава костей и останки животных, найденные на местах стоянок.

Главной добычей для них были:

  • шерстистый носорог;
  • мускусный бык;
  • мамонт;
  • бизон.

Предположительно неандертальцы охотились загонным методом и нередко получали травмы в ближнем бою. Об этом свидетельствуют неправильно сросшиеся переломы, обнаруженные на ископаемых скелетах во Франции, Израиле, Узбекистане и Бельгии.

На временном отрезке 130‒50 тысяч лет назад возник человек современного типа — кроманьонец, который относится к Homo Sapiens. По одной версии, этот вид появился в Африке и постепенно расселился по Европе и Азии. По другой — так называемый человек разумный развился эволюционным путем в нескольких местах одновременно.

Млекопитающие — это: классификация, происхождение, признаки

Стоянок людей современного типа в Казахстане немного: Шульбинка в Прииртышье, Шахбагата и Онежек на полуострое Мангышлак, Кудайколь, Ешкитау в западной части страны и несколько археологических памятников в горах Каратау.

Несмотря на обилие найденных инструментов из камня и кости, нельзя утверждать, что в этих местах обитали именно кроманьонцы. Поскольку до сих пор не было обнаружено ни единого фрагмента скелета первобытного человека, все стоянки, относящиеся к эпохе мустье, могли принадлежать как неандертальцам, так и людям современного типа.

Итак, первые люди на территории Казахстана появились в период от 800 тысяч до миллиона лет назад. Предположительно это был вид Homo Erectus, который уступил место, а может, и сосуществовал с неандертальцами.

Громадные доисторические животные, в существование которых трудно поверить

К сожалению, нашим археологам пока не удалось найти останки древнего человека. Возможно, всему виной особенности рельефа и климата. Также свое дело сделал ледниковый период, который заставил людей мигрировать в поисках благоприятных условий жизни. А как вы думаете, в чем причина?

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Жизнь древних людей на территории Казахстана

Целью урока является ознакомление с общим обзором древней истории Казахстана.

Содержимое разработки

Раздел долгосрочного плана:

Жизнь древних людей на территории Казахстана

Исследовательский вопрос: Что изучает история древнего Казахстана?

(ссылка на учебную программу)

Общий обзор древней истории Казахстана

может объяснить что такое история.

Описывает основные события истории древнего Казахстана

Может рассказать о видах исторических источников, приводит примеры

Знание и понимание.

Предметная лексика и терминология: род, первые общины, стадо, патриархат, матриархат, анимизм,тотемизм, фетишизм, магия, искусство, петроглифы, гравюра, обработка кожи, пиктография, археология, сбор урожая, охота, рыбалка, животноводство, мотыжное земледелие,разделение труда, производительный труд, частное имущество, производственное хозяйство, рукоделие, производство руды, ткачество, керамика, глиняные или медные сосуды

Языковая цель обучения:

Просмотр и прослушивание интерактивного объяснения «Жизнь первобытного человека», «Особенности эпохи бронзы» (навык слушания).

Работа с текстом по теме (навык чтения).

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Главные отличия человека от мира животных.

Памятники каменного века на територии Казахстана.

В жизни и в быту древних людей произошли следующие изменения.

Следующие факторы повлили на изменения в жизни древних людей.

Наскальные рисунки дают нам следующие сведения о жизни и мировоззрении древних людей.

То, что мы определили.

Следующие причины / факторы .

. стали самыми главными достижениями

Судя по этому, … было важнее чем. потому что .

Уважение к культуре, обществу, труду.

Используя знания и навыки по географии, антропологии, археологии, этнографии, всемирной истории определяют особенности общественного развития в древних веках в Казахстане, делают выводы

Использовать интерактивную доску для формирования интереса учащихся и развития творческих работ.

Этапы запланированного урока

І. Организационный момент

объясняет что такое история.

(К) Метод «Подумай. Обсуди. Поделись мнением»

Что такое история?

О чем история может рассказать?

Чему будет учить история древнего Казахстана?

В чем важность изучения истории Казахстана?

Объяснение учителя: История – наука, изучающая прошлое человечество во всей его конкретности и многообразии (записать в раб. тетради).

Существует множество наук, которые помогают истории изучать прошлое человека, его достижение и развитие. Например, антропология, археология, этнография.

Знакомство с понятием «истории»;

Заинтересовать учащихся и обратить их внимание к уроку;

Расскрытие темы урока.

Учитель: знакомит с темой урока, целями обучения и критериями оценивания.

Слайды с изображением превобытных людей, орудий труда, первых племенных сообществ.

Ссылка на изображения:

Т. Садыков, А. Толеубаев, Г. Хплидуллин, Б. Сарсекеев.

История древнего Казахстана – Алматы: Мектеп, 2012.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). Пятитомник. 1-том. – Алматы, 2010

ІІ Этап осмысления

Учитель: В незапамятные времена на территории древнего Казахстана обитали первобытные люди, на смену им через несколько тысяч лет пришли различные племена и племенные союзы: саки, уйсуни, гунны, канглы, сарматы и другие племена.

Изучая историю древнего Казахстана, мы совершим путешествие по следам материальной культуры людей, побываем в древних пещерах, жилищах. Рассмотрим орудия труда, основные занятия, искусство и религию древних людей.

Перенесемся через столетия, когда люди научились делать оружие и орудия труда не только из камня и дерева, а освоили медь, бронзу, а позже и железо.

Наши предки совершили очень длинный путь в своем развитии от человекоподобной обезьяны до высоко организованных племен с богатой историей и самобытной культурой.

Древняя история делится на 3 периода:

(К) Метод «Денотатный граф»

Действия: предлагается вычленение из текста существенных признаков ключевого понятия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: