История развития гигиены - ABCD42.RU

История развития гигиены

Гигиена. Конспект лекций

Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.

Оглавление

  • Лекция 1. Гигиена как наука
  • Лекция 2. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий, дополняющие санитарное описание
  • Лекция 3. История развития гигиены
  • Лекция 4. Роль воздушной среды. солнечная радиация
  • Лекция 5. Гигиеническое значение температуры и влажности воздуха
  • Лекция 6. Гигиеническое значение перемещения воздушных масс и атмосферного давления
  • Лекция 7. Электрическое состояние атмосферного воздуха

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиена. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 3. История развития гигиены

1. Развитие гигиенических знаний

История развития профилактической медицины, как и многие другие области медицинских знаний, уходит своими корнями в далекое прошлое. Ее развитие тесно связано с эволюцией общественно-экономических отношений, прогрессом науки и культуры. Существуют сведения об известном развитии гигиенических навыков в античной Греции и в период господства Древнеримской империи. В Греции основоположником медицинских знаний Гиппократом впервые был создан трактат «О воздухе, водах и местностях», в котором описывались основные природные факторы, их влияние на здоровье людей. В Афинах были построены водопровод и канализация, имелись общественные бани, проводилась простейшая дезинфекция посредством окуривания помещений. Накопленные греками опыт и знания были восприняты и усовершенствованы в Римской империи: сооружались общественные бани и солярии; функционировала сеть водопроводов и канализации, которая выводила сточные воды за город на поля и огороды; осуществлялся контроль торговли пищевыми продуктами; уделялось внимание соблюдению санитарных правил в войсках.

В период упадка общей культуры в Западной Европе, который предшествовал эпохе Возрождения (ХV — ХVI в.), в Хорезме, Бухаре, Самарканде процветали науки, литература, поэзия, уделялось внимание медицине. Этот период в Азии известен трудами ученого врача Абу Али Ибн Сины (Авиценны), автора «Канона врачебной науки». Здесь содержатся указания по гигиене жилища, одежды, питания детей и стариков, охраны здоровья.

Эпоха Возрождения ознаменовалась развитием многих отраслей знаний, в том числе естествознания. Появился интерес к болезням, связанным с профессией — Парацельс изучал болезни рудокопов. Интерес к условиям труда проявляется в ХVIII в. с развитием ремесел, крупных мануфактур. Так, в 1700 г. итальянский врач Б. Рамаццини в труде «Рассуждение о болезнях ремесленников» описал известные профессии, дал анализ профессиональных заболеваний, выдвинул идею профессионального отбора. В 1788 г. вышел в свет труд П. Франка «Полная система медицинской полиции», где изложены сведения по санитарии, высказана мысль о здоровье в социальном отношении, необходимости проведения государственных мероприятий в здравоохранении. В 1797 г. немецкий ученый Гуфеланд опубликовал книгу «Микробиотика, или искусство продления жизни», в которой осветил вопросы личной гигиены.

Фактически гигиена этого периода продолжала оставаться еще эмпирической наукой, базировалась на наблюдениях, санитарная практика сводилась к надзору за исполнением существующих правил.

В середине ХIХ в. в гигиене начинает использоваться экспериментальный и статистический методы исследования. Этому способствует не только необходимость реальной действительности, но и развитие биологии, физики, физиологии и др. естественных наук, открытия Л. Пастера, Р. Коха, Н. Ф. Гамалеи, И. И. Мечникова. Большой вклад в развитие экспериментальной гигиены внес Петтенкофер, который в результате многолетних лабораторных и статистических исследований превратил гигиену в точную науку. Большое значение имеют работы К. Фойти по вопросам физиологии и гигиены питания.

2. Развитие гигиены в России

Развитие гигиены в России ХIХ в. во многом способствовал выдающийся врач М. Л. Мудров, придававший большое значение вопросам медицинского и санитарного обслуживания войск. Он также написал «Наставления простому народу, как уберечь себя от холеры». Во второй половине ХIХ в. большой в развитие гигиенической науки внесли А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман, которые считаются основоположниками экспериментального направления гигиены в России. А. П. Доброславин в 1871 г. создал и возглавил первую кафедру гигиены при Петербургской военно-медицинской академии. А. П. Доброславин был основателем журнала «Здоровье», руководителем Общества охраны народного здоровья, организатором земской санитарии. Ф. Ф. Эрисману принадлежат исследования близорукости школьников. Он организовывает и проводит изучение условий труда рабочих фабрик и заводов Московской губернии. Ф. Ф. Эрисманом были разработаны гигиенические нормы для оценки качества воды, создана первая санитарная станция. Он первым возглавил кафедру гигиены при медицинском факультете Московского университета.

В советский период на начальном этапе большой вклад в развитие гигиенической науки внесли Н. А. Семашко, З. П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин. Н. А. Семашко — основоположник социальной гигиены. Им была основана первая в стране кафедра социальной гигиены. Н. А. Семашко много сделал для принятия законодательства по охране водоисточников, водоснабжению и канализации, гигиене питания, труда и др. З. П. Соловьев — руководитель и организатор военно-санитарной службы. Он решал вопросы организации гигиенического обеспечения армии. Г. П. Хлопиным проведены фундаментальные работы в области гигиены водоснабжения, гигиены труда и профессиональных заболеваний, гигиены умственного труда, предложено много методов гигиенического исследования объектов внешней среды т. п.

В более поздний советский период в области гигиены успешно и плодотворно работали такие корифеи гигиенической науки, как А. Н. Марзеев, С. И. Каплун, А. В. Мольков, В. А. Рязанов, С. Н. Черкинсский, А. А. Летавет, Ф. Г. Кротков и др.

Краткая история возникновения и развития гигиены. Основоположник гигиенической науки. Основоположники отечественной гигиены

Гигиена как наука. Задачи гигиены. Разделы гигиены.

Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения.

Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продол­жительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни, обучения и труда человека.

Термин «гигиена» происходит от древнегреческого слова «hygieinos», что означает «целебный, приносящий здоровье». Связан с именем мифической богини здоровья Гигиеи – дочери бога медицины Эскулапа, которая изображалась в виде красивой девушки, держащей в руках чашу, наполненную во­дой и обвитую змеей. Чаша со змеей сохранилась до сих пор как эмблема медицины.

Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения. При этом под окружающей сре­дой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов.

Другой важной задачей гигиены является разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным не­благоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение вос­становительных процессов после тех или иных нагрузок.

Гигиена включает ряд самостоятельных разделов:

1.Гигиена коммунальная — это раздел гигиены, изучающий влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест, разра­батывающий гигиенические нормативы и санитарные меры для создания оптимальных условий проживания.

2.Гигиена питания – это раздел гигиены, изучающий влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребно­сти организма в них в зависимости от условий труда и быта, меры профилактики алиментарных заболеваний.

3.Гигиена труда – это раздел гигиены , изучающий трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывающий меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждения профессиональных заболеваний.

4.Гигиена социальная – область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения.

Краткая история возникновения и развития гигиены. Основоположник гигиенической науки. Основоположники отечественной гигиены.

Истоки развития гигиены относятся к глубокой древности. Уже у народов Древней Греции, Рима, Египта, Китая наблюдались первые попытки создания здоровых условий жизни. Это выражалось в различных мероприятиях, касающихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и т.д.

Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано основополож­ником античной медицины Гиппократом (около 460-377 до н.э.). В трактате «о воздухе, водах и местностях» Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Греческие философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии окружающей среды на здоровье людей. И именно здесь благодаря индивидуальному подходу к здоровью личности развивалось спартанское воспитание, основанное на тренировке тела и духа, которое явля­ется ярким примером гигиены. В древнем Риме уже создана система медицинского обеспечения в армии, гордостью его были крупные водопроводы, купальни и бани. Период средних веков (VI – XIV) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены.

Читайте также  Ядерное оружие: история создания, устройство и поражающие факторы

Более интенсивно гигиена стала развиваться в XVII — XIX в.в. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории значительного числа рабочих, не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, вследствие чего намного возрасла опас­ность эпидемических заболеваний.

Огромную роль в развитии гигиенической науки сыграл немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818-1901) , который по праву считается её основополож­ником. Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку. Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше , чем на Западе. Например, общественный водопровод в Новгороде существовал в XIв, замощение улиц в Пскове производилось в XIIв, тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осу­ществлены на 300 лет позднее.

Формирование гигиены как самостоятельной науки началось во второй половине XIX века. Систематические научные исследования в области гигиены начались с организации кафедр гигиены на медицинских факультетах. А.П.Доброславин (1842-1889) создал и возглавил первую кафедру гигиены в Рос­сии(1871) при Петербургской военно-медицинской академии. Он создал первый русский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», основал первую гиги­еническую экспериментальную лабораторию и заложил фундамент, на котором стала строиться отечественная гигиена.

В 1882 г была создана кафедра гигиены в Московском университете, возглавил её Ф.Ф.Эрисман (1842-1915), который, как и А.П. Доброславин, явился одним из основоположников отечественной гигиены и внес большой вклад в гигиеническую науку и санитарную практику.

История возникновения и развития гигиены.

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Термин «гигиена» происходит от древнегреческого слова «hygienos», что в переводе означает целебный, приносящий здоровье, и связан с именем мифической богини здоровья, дочери бога медицины Асклепия, которая изображалась в виде красивой девушки, с чашей наполненной водой и обвитой змеей.

Истоки гигиены уходят в глубокую древность. Элементы гигиены имелись уже при первобытнообщинном строе: оказывалась помощь при несчастных случаях, ранениях, родах, женщины поддерживали чистоту в жилище, собирали лекарственные растения. В качестве лечебных мер применялись вода, воздух, солнце.

В рабовладельческом обществе большое значение отводилось диететике, массажу, водным процедурам. Гигиенические ритуалы постепенно приобретали характер таинств, храмы становились местами оказания медицинской помощи, врачевания.

Наибольшего расцвета гигиена достигла в Древней Греции. Основоположником античной медицины считается Гиппократ (около 460 – 377 г. до н.э.). Он написал трактаты «О здоровом образе жизни», «О воздухе, водах и местностях». Греческие философы Платон и Аристотель в своих произведениях развили идею Гиппократа о влиянии окружающей среды на здоровье людей.

В Древнем Риме была создана система медицинского обеспечения в армии, созданы водопровод, купальни и бани.

В средние века (VI – XIV вв.) произошел упадок личной и общественной гигиены, войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий (чума или «черная смерть» в XIV веке унесла 25 млн.жизней).

В 1370 – 1374 гг. в Венеции впервые была применена система карантина, предусматривающая выявление больных и лиц, прибывших из «подозрительных» местностей, и истребление огнем вещей, принадлежащих зараженным.

В эпоху Возрождения (в XV – XVI вв.), особое внимание уделялось профессиональной гигиене. Первым сочинением в этой области является научный трактат итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников.

В XVII – XVIII и особенно в XIX в.стала развиваться экспериментальная гигиена. В конце XII в.в Пруссии создается общегосударственный орган управления медицинскими делами.

В Англии в XVII – XVIII вв. врачи выступили с предложениями об организации государственного здравоохранения.

Основоположником гигиенической науки считается немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818 – 1901). Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку. Петтенкофер уделял первостепенное внимание окружающей среде в этиологии заболеваний. Он наметил основные пути ее оздоровления и обращал также внимание на личную гигиену.

Отечественная гигиена развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе.

В Киевской Руси в XI в.уделялось большое внимание санитарной очистке населенных мест, захоронению умерших. Города рекомендовалось строить на возвышенных местах, сухих и с достаточным количеством воды для питья.

В XI – XII века на Руси в Новгороде был сооружен первый водопровод и система канализации. При Иване IV (Грозном) велось благоустройство торговых городов, предприняты первые шаги по медицинскому обеспечению армии, создан «Домострой», в котором давались указания о соблюдении чистоты жилища, мытье посуды, правила питания.

Во время царствования Петра I была создана медицинская канцелярия, он издал указ по охране здоровья населения, учредил запись родившихся и умерших, создал систему медико – санитарного обеспечения армии. При Петре I увеличилось число врачей, лечебных учреждений, организовывались военные госпиталя и гражданские больницы.

По инициативе М.В.Ломоносова в 1764 г.был открыт медицинский факультет при Московском университете.

Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной терапии М.Я.Мудров и С.Г.Зыбелин. они обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по профилактике многих заболеваний.

А.П.Доброславин (1842 – 1889г.) создал и возглавил первую кафедру гиены в России (1871г.) при Петербургской военно-медицинской академии. Доброславин был одним из организаторов Русского общества по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России. Он также уделял внимание вопросам коммунальной гигиены.

В 1882г. была создана кафедра гигиены в Московском университете, ее возглавил Ф.Ф.Эрисман (1842 – 1915). Эрисман внес большой вклад в гигиеническую науку и санитарную практику. В своей научной работе он придавал первостепенное значение лабораторному исследованию и эксперименту. В 1921 г.вышли его двухтомное руководство «Основы гигиены» и «Курс общей гигиены», где четко сформулирована конечная цель: «Основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее современным, упадок жизни – наименее быстрым, жизнь – наиболее сильной и смерть – наиболее отдаленной».

В 1922 г.вышел декрет «О санитарных органах республики», который явился первым законом, определившем права, обязанности, объем деятельности и структуру санитарных органов страны, что явилось началом организованного государственного санитарного надзора.

Экология, как наука. Экология человека. Учение о биосфере.

В вопросах влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена взаимодействует с экологической наукой.

Термин «экология» происходит от греческих слов «ойкос» (дом) «логос» — (учение).

Корни экологии, как гигиены уходят глубоко в древность, о чем свидетельствует иероглифическая надпись на пирамиде Хеопса: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».

Однако первым, говорившим об истощении природы, был европеец Аристотель.

В конце 3 – его тысячелетия до нашей эры древние люди рассеялись по всему периметру Древнего Востока, строили жилища, распахивали поля, вырубали леса, строили каналы. Однако, уже в первые два тысячелетия до н.э.земля истощалась, природные ресурсы заканчивались, и их население исчезало или переселялось. Вследствие чего наступало обезлюдение огромных территорий. Причиной же таких экологических катастроф или бед были эпидемии и голод в прошлом. Примером может служить страшный голод, опустошивший Киевскую Русь перед монгольским нашествием. У тогдашнего голода были две причины:

-это вырубка лесов и полная распашка природных речных пойм, в результате перестали задерживаться речные осадки, снижался уровень грунтовых вод – это приводило к снижению плодородия;

-вековое увеличение влажности климата и водность рек, в результате почвы стали заболачиваться

Эта экологическая катастрофа вызвала в то время повальный голод. Выбраться из этого состояния Русь смогла лишь в 14 веке, осваивая тяжелые земли, выкорчевывая леса.

Петр I издавал указы по беспорядочной вырубке лесов, пригодных для кораблестроения, охране заповедных мест, борьбе с браконьерством, разведению лесов в степях, укреплению берегов рек от разлива, охране лесов по берегам рек.

Официальной датой рождения экологии считают 1866г. ,когда крупный биолог Эрнст Геккель в одной из своих работ применил термин для обозначения науки о связях живых организмов и условий среды.

Для обозначения взаимоотношений между живыми организмами и средой обитания принято специальное понятие «экосистема». Это основная функциональная единица в экологии, т.е.любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды.

Экосистемы не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, как отдельное научное направление возникло во второй половине 20 – века – в век научно – технического прогресса, т.е.это было связано:

-ускоренным развитием производительных сил;

-широким использованием энергоресурсов, в том числе жидкого, газообразного и ядерного топлива;

-неконтролируемой добычей природных ресурсов;

-интенсивным освоением Мирового океана;

-освоением космического пространства и т.д.

Из выше сказанного следует:

Экология человека – это комплексная наука, изучающая:

-закономерности взаимодействия людей с окружающей средой;

-их адаптацию к различным изменениям привычных условий жизни;

-сохранение и улучшение здоровья человечества;

-совершенствование психических и физических возможностей человека.

Условно экологию человека можно разделить на 2 направления:

Читайте также  Битва при Плесси

1.экология человека (антропоэкология), которая изучает биологическое взаимодействие человека на организменном уровне с окружающей средой, т.е.уровень здоровья населения.

1.Экология человеческого общества (социальная), изучающая взаимоотношение между обществом и природой с целью их гармонии.

Объектом изучения экологии является система человек – окружающая среда. При этом показателями являются:

2.здоровье территориальной общности людей;

4.культурно – образовательный уровень, санитарная грамотность населения;

5.демографические показатели: рождаемость, смертность.

Экология человека, как наука базируется на учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

БИОСФЕРА – внешняя экологическая система Земли – единственная среда обитания и жизнедеятельности человека.

БИОСФЕРА – поверхностная оболочка Земли, где существует живой мир вместе с человеком.

Важнейшими компонентами биосферы являются:

-живое вещество (растения, животные и т.д.)

-биогенное вещество (органические вещества, органоминеральные полезные ископаемые: нефть, торф, каменный уголь)

-косное вещество (неорганические горные породы и вода)

-биокосное вещество (продукт синтеза живого и неживого: ил, почва)

-вещество космического происхождения (метеориты, космическая пыль)

В 1987 году А.В.Лано доходчиво раскрыл сущность процессов, протекающих в биосфере, и выделил следующие основные функции живого вещества:

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ выполняется, прежде всего, растениями, которые в процессе фотосинтеза аккумулируют солнечную энергию в виде разнообразных органических соединений;

ДЕСТРУКТИВНАЯ функция состоит в разложении или минерализации мертвого органического вещества, химическом разложении горных пород;

КОНЦЕНТРАЦИОННАЯфункция заключается в избирательном накоплении при жизнедеятельности организмов атомов веществ, рассеянных в природе (промышленные выбросы)

СРЕДООБРАЗУЮЩАЯ функция состоит в трансформации (изменении) физико-химических параметров среды в условия благоприятные для существования организмов.

Взаимосвязь и взаимозависимость элементов биосферы отражены в 4-х законах экологии, сформулированных американским экологом Барри Коммонером в начале 60-х годов 20-го столетия:

1. «Все связано со всем»

2. «За все надо платить»

3. «Все надо куда – то девать»

4. «Природа знает лучше»

Конечная цель человека в отношении биосферы – преобразование биосферы в НООСФЕРУ — «сферу разума».

Ноосфера – высшая стадия развития биосферы, она характеризуется:

-сохранением всех естественных закономерностей, присущих биосфере, но при высоком уровне производительных сил;

-научным подходом общества к природе, что означает контроль за использованием природных ресурсов при максимальном удовлетворении материальных и культурных потребностей человечества.

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 9407 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ С ЭКОЛОГИЕЙ

ОБЩАЯ ГИГИЕНА И МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

СИМФЕРОПОЛЬ

2003

Пособие подготовлено зав. кафедрой общей гигиены и экологии Крымского медицинского университета им. С.И. Георгиевского профессором С.Э. Шибановым в соответствии с Программой по общей гигиене для студентов медицинских факультетов (Киев, 2000) и отражает основные программные вопросы дисциплины.

Значительное внимание уделено разделам, недостаточно освещенным в учебной литературе (вопросы экологии, гигиены детей и подростков, гигиены жаркого климата и др.).

Пособие предназначено для студентов 3, 4 и 6 курсов медицинского факультета и 2 курса стоматологического факультета.

Зав. кафедрой социальной медицины профессор Е.С.Короленко

Зав. кафедрой нормальной физиологии профессор Е.В.Евстафьева.

КГМУ, Симферополь, 2003г.

ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

ГИГИЕНА КАК МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА.

В медицине можно выделить 2 области: лечебную и профилактическую. Они находятся в органическом единстве и дополняют друг друга, но являются отдельными научными дисциплинами.

Объектом изучения лечебной медицины является больной человек, им занимаются врачи лечебного профиля и все клинические дисциплины.

Профилактическая медицина или “гигиена” (с греч. — приносящая здоровье) изучает практически здорового человека (индивидуальное здоровье) или населения региона или страны (популяционное здоровье) с целью сохранения или укрепления здоровья. Специалисты в этой области называются врачами-профилактиками, врачами-гигиенистами или санитарными врачами (за границей — врачами общественного здоровья — Public Health).

Понятно, что для каждого человека, для здравоохранения в целом и экономики страны гораздо эффективнее и выгоднее предупредить возникновение или обострение заболевания (первичная профилактика болезней), чем лечить уже возникшее, поэтому профилактическое направление в медицине имеет очень большое значение. Великий русский хирург Н.И.Пирогов еще в 19 веке писал: «Будущее принадлежит медицине предупредительной. Вот где находится истинный прогресс нашей науки».

Задачей изучения гигиены является формирование у будущего врача гигиенического мышления — умения связывать возникновение заболевания отдельного человека или определенной популяции людей с влиянием факторов окружающей, производственной или бытовой среды, с санитарными условиями жизни, на основе чего разрабатывать соответствующие мероприятия по предотвращению отрицательного влияния неблагоприятных факторов среды на здоровье человека.

Факторы, влияющие на здоровье населения.

Согласно данным ВОЗ, изучившей факторы, определяющие здоровье населения любой страны мира, оказалось, что состояние здоровья населения зависит от следующих причин:

1) на 48-53% — от социально-экономических условий и образа жизни,

2) на 18-20% — от генетического фактора,

3) на 17-20% — от качества (степени загрязнения) окружающей среды

4) на 8-10% — от уровня развития и качества медицинской помощи.

Таким образом, улучшение качества окружающей среды в принципе способно оказать в 2 раза большее положительное влияние на здоровье населения, чем развитие лечебной медицины.

Понятие гигиены как медицинской науки

Гигиена — медицинская наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека и предупреждению заболеваний (то есть проведение первичной профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии).

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ.

История развития гигиены насчитывает несколько тысячелетий и она является древнейшей медицинской наукой.

Всю многовековую историю гигиены можно условно разделить на 2 периода:

эмпирическая гигиена (опытная гигиена) — постепенное накопление гигиенических знаний людьми со времени первобытного общества на основе собственного опыта или по опыту предыдущих поколений (употребление и сохранение различной пищи, воды из разных водоисточников, расположения жилья в разной местности и т.д.). Дальнейшее развитие эмпирическая гигиена получила в рабовладельческом обществе, во многом под влиянием религиозных предписаний — Древний Восток, Вавилон, Греция, Рим. В период средневековья центры медицинской науки переместились из задавленной инквизицией Европы на Восток (Авиценна). Завершается период эмпирической гигиены временем Возрождения в Европе (15 век), открытием микроскопа и природы заразных болезней (16-17 века).

период научно-экспериментальной гигиены — период изучения вредных факторов, влияющих на здоровье человека, в натурных и экспериментальных условиях и разработка научно-обоснованных профилактических рекомендаций. Первый научный труд по гигиене — итальянского врача Б. Рамаццини — “Размышления о болезнях ремесленников”, где описаны условия труда 52 профессий (17 век). В России президент Петербургской медико-хирурги-ческой академии И. Франк (18 век) издал многотомную книгу — “Полная система медицинской полиции” (основы санитарной службы).

Первая кафедра гигиены на территории Российской империи была открыта в 1863г. в Киевском университете, в 1865г. — в Петербурге.

На Украине сейчас работают выдающиеся гигиенисты: акад. Ю.И. Кундиев (директор НИИ гигиены труда), акад. Е.И. Гончарук (ректор Национального медуниверситета), акад. А.М.Сердюк (директор Украинского научного гигиенического центра).

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ

Предмет изучения гигиены — здоровье человека и окружающая среда в их сложном взаимодействии.

Окружающая среда в широком смысле — все, что окружает человека и оказывает на него влияние. В гигиене под окружающей средой понимается 4 объекта, которые в первую очередь оказывают действие на организм человека:

1) атмосферный воздух,

2) питьевая вода и вода водоемов,

4) продукты питания.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ:

1. Изучение природных и антропогенных факторов среды, воздействующих на человека — их источников, причин возникновения, путей воздействия на человека, основных количественных и качественных характеристик.

Классификация факторов окружающей среды, воздействующих на человека:

— физические факторы (шум, вибрация, ЭМП, радиация),

— химические (различные химические вещества),

— биологические (микробы, вирусы, биологические агенты и др.),

— социальные (условия труда, жизни, культура, образ жизни и др.).

2. Изучение закономерностей влияния факторов среды на организм или популяцию (натурные или лабораторные эксперименты).

3. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и рекомендаций по снижению или устранению влияния вредных факторов и усилению действия положительных факторов.

4. Внедрение гигиенических рекомендаций в практику, проверка их эффективности и дальнейшее совершенствование.

5. Научно-обоснованное прогнозирование санитарной ситуации в конкретном регионе или стране на ближайшую и отдаленную перспективу на основе многофакторного математического моделирования.

ЛЕКЦИЯ 2 История развития гигиены
презентация к уроку

Презентация по теме История развития гигиены

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_2._istoriya_razvitiya_gigieny.ppt 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

, дисциплина «Гигиена и экология человека» История развития гигиены

Трактат Гиппократа “ О воздухе, водах и местностях “ вплоть до Х V ІІІ сто л етия был единственной книгой по профилактической медицине. Гиппократ призывал врачей заботиться о здоровых людях, чтобы они не болели.

Основы гигиенических навыков были заложены в Древней Руси. «Домострой» (литературный памятник времен Ивана Грозного) предписывал порядок мытья посуды. В Москве с 1633 г. жители начали пользоваться водопроводом, сточные воды удаляли через канавы, была служба ассенизации. СЛАВЯНЕ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ БАНЕЙ, ПОТОМУ ЧТО ГОСПОДСТВОВАЛО ВСЕОБЩЕЕ УБЕЖДЕНИЕ, ЧТО МЫТЬЕ ИЗГОНЯЕТ ИЗ ТЕЛА БОЛЕЗНИ И ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ СУЩЕСТВОВАЛИ ЕЩЕ В ДОХРИСТИАНСКИЕ ВРЕМЕНА В ГОРОДАХ, НЕБОЛЬШИХ ГОРОДКАХ И В СЕЛАХ. ПРАВИЛА ПРЕДПИСЫВАЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ БАНЕЙ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ, ОБЫЧНО РАЗ В НЕДЕЛЮ, ЗА СЧЕТ ГОРОДСКОЙ КАЗНЫ.

По одной из версий, первый туалет был построен на острове Крит задолго до начала нашей эры. «Продвинутые» жители Крита уже тогда делали внутренние туалеты со смывом. С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется.

башенки с отверстиями и соломой.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

Но наконец впереди забрезжило будущее без запаха. В 1775 году британец Александр Каммингс предложил согнуть отводную трубку унитаза в виде буквы «V», чтобы небольшое количество воды не выпускало запах испражнений. Каммингс — тот самый человек, перед которым за изобретение современного туалета со смывом человечество должно склонить голову.

Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и б лохи. Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком – для дезинфекции. Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы.

Защита голов и париков от помоев и экскрементов— широкополые шляпы мушкетеров. А реверанс, изначально своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы?

Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке.

Джузеппе Мариа Креспи,

1709 г. Женщина, ищущая блох. Эрмитаж

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ГИГИЕНОЙ ОБОШЛОСЬ ЕВРОПЕ ОЧЕНЬ ДОРОГО: В XIV ВЕКЕ ОТ ЧУМЫ («ЧЕРНОЙ СМЕРТИ») ФРАНЦИЯ ПОТЕРЯЛА ТРЕТЬ НАСЕЛЕНИЯ, А АНГЛИЯ И ИТАЛИЯ – ДО ПОЛОВИНЫ.

Русские ученые Основоположники отечественной клинической медицины (Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин) были сторонниками профилактики, считали гигиену важнейшей отраслью медицинских знаний в борьбе за здоровье населения. Известный представитель русской школы клиницистов Г. А. Захарьин (1829-1897) говорил: «Мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного медицинского образования, но и одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности практического врача. Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения. Кто не знает, что самые губительные и распространенные болезни, против которых пока бессильна терапия, предотвращаются гигиеной. Самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены».

Алексей Петрович Доброславин Федор Федорович Эрисман — создатели гигиенической науки в России. А.П. Доброславин (1842–1889) возглавил первую в России кафедру гигиены при Петербургской военно-медицинской академии, создал первый русский учебник по гигиене Ф.Ф. Эрисман (1842–1915) создал и возглавил кафедру гигиены в Московском университете и городскую санитарную станцию (на ее базе впоследствии возник Научно-исследовательский институт гигиены, носящий его имя).

От зубной щётки до туалетной бумаги. История средств гигиены

О том, кому мы обязаны изобретением мыла, учёные спорят до сих пор. Одна из самых распространённых версий приписывает честь открытия древним римлянам. По легенде, само слово «мыло» (на английском языке – «soap») образовалось от названия горы Сапо, где животных приносили в жертву богам. Смесь из растопленного жира и древесной золы жертвенного костра смывало дождём в глинистый грунт берега реки Тибр. Женщины, которые стирали там бельё, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно легче. Постепенно «дар богов» стали использовать не только для стирки одежды, но и для мытья тела.

Однако со временем мыло было надёжно забыто. В средневековой Европе мытьё было не в почёте. Считалось, что чрезмерная любовь к гигиене – причина сифилиса и других болезней. Первые европейские мыловарни появились лишь в XIII веке, мыло в ту пору изготавливали из смеси жира животных, водорослей, масел и золы. Этот рецепт европейцы подсмотрели у арабов во времена Крестовых походов. Сарацины научились делать твёрдое мыло ещё в VIII веке.

Что касается наших предков‑славян, то первоначально для мытья они пользовались щёлоком – древесной золой, запаренной в кипятке. И, даже когда на Руси появились первые мыловарни, поклонников мыла было немного. В основном мылом пользовались промышленники – они натирали им различные ткани (например, парусину) для крепости. Мылись же по старинке – щёлоком, корнем мыльнянки, отварами трав. Впрочем, мыться с мылом в Средние века было не слишком приятно. Оно раздражало кожу и имело весьма неприятный запах. Ароматизированное мыло с запахом лаванды и розы появилось в XV веке во Франции.

Зубная щётка

Первая зубная щётка, похожая на современную, появилась в Китае в XV веке. Щётки в ту пору делали из щетины, которую выдирали из загривков свиней, выращенных на севере Китая, – в холодном климате щетина у свиней вырастает длиннее и жёстче, чем на юге. Торговцы завезли эти щётки в Европу, но щетина показалась европейцам слишком жёсткой. Те, кто к этому времени уже чистил зубы (а таких в Европе было немного), предпочитали более мягкие щётки из конского волоса. Временами, правда, входили в моду другие материалы, например волосы барсука.

Впрочем, даже после того как зубные пасты стали менее агрессивными, их использовали лишь от случая к случаю, а не ежедневно. Приучить человечество заботиться о гигиене полости рта удалось лишь в начале XX века благодаря рекламе. Американец Клод Хопкинс пытался вызвать интерес покупателей к одной из зубных паст. Именно он додумался обратить внимание потребителей не на здоровье зубов, а на красоту улыбки. С ярких плакатов американцам улыбались белозубые красотки, которые достигли совершенства лишь благодаря использованию зубной пасты. Рекламная кампания сработала – чистить зубы стало модно.

Туалетная бумага

Когда-то вместо туалетной бумаги использовали траву, мох, морские губки и даже кукурузные початки. Впрочем, так было не везде. В Китае туалетную бумагу начали делать ещё в VI веке. Листы такой бумаги имели внушительный размер – 60 на 90 см.

На Западе туалетная бумага появилась благодаря нью-йоркскому бизнесмену Джону Гайетти. В 1857 году он начал продавать гигиенические бумажные салфетки, пропитанные соком алоэ. Гайетти настолько гордился своим изобретением, что ставил своё имя на каждом листе. Впрочем, предполагалось, что обеспечение гигиены – не главное предназначение салфеток. Первоначально они были разработаны для лечения геморроя.

Рулонная туалетная бумага была изобретена в 1890 году в США, называлось это гигиеническое средство «бумажные бигуди», а перфорациями бумага обзавелась лишь в 1928 году.

В СССР первая фабрика по производству туалетной бумаги была запущена в 1969 году, однако продукция не пользовалась спросом – простые обыватели не понимали, зачем нужны странные рулоны. Впрочем, партия позаботилась о гражданах. Была проведена рекламная кампания (ролики о туалетной бумаге показывали перед сеансами в кинотеатрах), и изделие быстро превратилось в дефицит.

Сейчас существует множество разновидностей туалетной бумаги – она бывает разных цветов, с рисунками, с различными ароматами и даже светящаяся. Впрочем, даже в современном мире туалетной бумагой пользуется лишь каждый третий житель планеты – во многих мусульманских странах, а также в Индии и некоторых других районах Азии вместо бумаги используют воду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: