История развития культуры и искусства - ABCD42.RU

История развития культуры и искусства

История развития культуры и искусства

1. Значение культуры в развитии человечества

Экономика, политика и культура – это три основные сферы, без одновременного продвижения в которых общество не может успешно развиваться.

На любом этапе своего существования культура не просто находится рядом с другими сферами жизни человек, но входит во все сферы, проявляя себя в политической деятельности, в отношении к труду, в искусстве, научных исследованиях. Делая ключевые ценности, жизненные цели человека, культура передает от поколения к поколению эту своеобразную аксиологическую эстафету. Именно в этом состоит эта роль.

3. Значение культуры доклассового общества

Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.

Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

4. Основные характерные черты культуры Египта

Основные особенности культуры: иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний.

Литературные памятки: «Тексты пирамид», «Книга мертвых», «Тексты саркофагов», «Песня арфиста».

5. Античная мифология в мировой культуре

Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения —

Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.

Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях

Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,

украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.

6. Основные характерные черты культуры Греции

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Греки активно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);

II. Гомеровские («темные») века (ХI-IX);

III. Эпоха собственно античной цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI — время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);

2. классический период (V-IV вв. до н.э.) — пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

7. Художественная культура классической Греции

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. ифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.

Основные этапы развития мировой культуры

Культура – это то, что выделяет человека из природной среды. Поэтому возникновение культуры связывают со временем выделения человека из животного мира.

I этап развития мировой культуры – культура первобытного общества или архаическая культурас момента появления человека -2,5 млн. лет назад – до IV тыс. до нашей эры

II этап развития мировой культуры – культура древнего мира или культура цивилизаций — IV тыс. до нашей эры – V век нашей эры

III этап развития мировой культуры – культура средних вековс V века н.э. – до сер. ХVII века

IV этап развития мировой культуры – культура нового времени — с сер. ХVII – 1917 г.

V этап развития мировой культуры – культура новейшего времени1917 г.– до наших дней.

Каждый этап в истории культуры — это своеобразный мир со своим особенным отношением к человеку, к жизни, к природе, со своим мировоззрением, идеалами, желаниями и потребностями. Изучая их, мы познаем, как жили и о чем думали люди предшествующих поколений.

Культура первобытного общества и древнего мира. Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры. Успехи первых цивилизаций Востока и особенности греко-римской культуры. Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры.

Культура первобытного общества (или архаическая культура) существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества. Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, выделился из животного мира около 2,5 миллионов лет назад.

Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого народа первого государства, которые возникают приблизительно в IV — I тыс. до н.э.

Всю историю первобытного общества делят на три эпохи:

Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:

· древний каменный век (палеолит)

· средний каменный век (мезолит)

· новый каменный век (неолит)

Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век — переход от камня к металлу)

Хронологические рамки бронзового веказанимают III — II тыс. до нашей эры. А в I тыс. до нашей эры начинается железный век.

Начальной формой организации общества в древнем каменном веке было так называемое «первобытное стадо» или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливая опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия труда первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже — для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.

Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер. Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи, поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.

Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления (нерасчлененность, комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).

Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной. Постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Развивалась и духовная культура — появился язык.

Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род – объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 – 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека – homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.

Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство, которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Россия).

Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в искусстве человек стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.

Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать «палеолитические венеры». Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери – прародительницы.

Некоторые исследователи допускают, что первобытные люди не понимали связи между половыми отношениями и появлением детей. Поэтому появление новорожденного воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала через женщин, давала им преимущества в обществе, что и привело к появлению матриархата. Не исключено, что в условиях первобытного стада, где брак имел полигамный характер, происхождение и родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому скульптурное изображение женщин могло быть связано с культом общей матери всего рода. На ранних этапах развития в обществе существовал матриархат (дословно – власть матери) – эпоха в развитии первобытного общества, для которой характерен матрилинейный род, равноправная роль женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.

Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Миф (дословно – слово, сказание, предание). Мифология – совокупность мифов, сказаний, которые передают верования древних народов о происхождении мира и явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Часто содержали и фантастические версии действительности.

Читайте также  История развития денег на территории Республики Беларусь

Миф стал основанием для возникновения религии. Религиозные взгляды людей появились уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества.

Ранние формы религии — тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.

I. Тотемизм — форма религии, для которой характерна вера в существование родственных отношений между данной группой людей с породой животных, видом растений либо другим элементом окружающей природы, так называемым тотемом. Тотем является «родичем и другом», и на него можно воздействовать с помощью магии.

II. Фетишизм — форма религии, для которой характерна вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма — ношение амулетов, талисманов).

III. Магия — колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека определенным образом воздействовать на людей, животных, природу, богов и т.д.

IV. Анимизм — форма религии, для которой характерна вера в общую одухотворенность природы (анима — душа), вера в существование духов, в наличие души у человека, животных, растений. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела.

Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу — запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного.

Система табу у разных народов сложна и многообразна, но главными следует считать два запрета:

· Одно из первых табу касалось инцеста — брака с кровными родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни.

· Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен.

С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды. Одним из важнейших из них был обряд инициации — посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи.

Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда с возникновением земледелия происходит «неолитическая революция». Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства.

С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.

Одним из наиболее важных культурных последствий «неолитической революции» становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен.

Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов.

Архаическая культура — самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.

Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры.

История искусства

История искусства

Искусство Древнего мира

Искусство как особая область человеческой деятельности, со своими самостоятельными задачами, особенными качествами, обслуживаемая профессионалами-художниками, стало возможным только на основе разделения труда. Энгельс говорит об этом: «. создание искусств и наук — все это было возможно лишь при помощи усиленного разделения труда, имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также наукой и искусством. Простейшей, совершенно стихийно сложившейся формой этого разделения труда и было именно рабство».

Но так как художественная деятельность есть своеобразная форма познания и творческого труда, то истоки ее гораздо более древни, поскольку люди трудились и в процессе этого труда познавали окружающий мир еще задолго до разделения общества на классы. Археологические открытия за последние сто лет обнаружили многочисленные произведения изобразительного творчества первобытного человека, давность которых исчисляется десятками тысяч лет. Это — наскальные росписи; статуэтки из камня и кости; изображения и орнаментальные узоры, вырезанные на кусках оленьих рогов или на каменных плитах. Они найдены и в Европе, и в Азии, и в Африке. Это произведения, появившиеся задолго до того, как могло возникнуть сознательное представление о художественном творчестве. Очень многие из них, воспроизводящие главным образом фигуры животных — оленей, бизонов, диких коней, мамонтов, — так жизненны, так экспрессивны и верны натуре, что не только являются драгоценными историческими памятниками, но и сохраняют свою художественную силу до наших дней.
оглавление раздела

Средневековое искусство. Европа

Вместе с переходом человеческого общества к феодальному способу производства начался новый этап исторического развития мирового искусства. Многие народы, не знавшие развитых рабовладельческих отношений, переживали в эпоху феодализма первый расцвет своей художественной культуры. Феодальный период был временем значительных эстетических завоеваний и для ряда стран бывшего рабовладельческого мира. В эпоху феодализма в культуре и в искусстве различных народов впервые появились элементы национального своеобразия, впоследствии послужившие основой для формирования самобытных национальных художественных школ.

Средневековым искусством называют искусство поры раннего и зрелого феодализма в странах Западной и Центральной Европы (до 14 столетия), византийское и древнерусское искусство (до 17 столетия). В отношении стран Востока, где средневековый тип искусства существовал значительно дольше, это определение обычно применяется к искусству всей феодальной эпохи, включая и период позднего феодализма.

При оценке исторической роли искусства средневековья важнейшее значение имеет вопрос об эстетической ценности того неповторимого вклада, который внесло искусство народов этой эпохи в развитие мировой художественной культуры. В тесной связи с данной проблемой находится вопрос, в какой мере искусство средневековья представляло дальнейший подъем или частичный упадок по сравнению с завоеваниями классического античного искусства.
оглавление раздела

Средневековое искусство. Азия

В Эпоху феодализма народы арабских стран сделали крупный вклад в развитие мировой цивилизации. Средневековая культура Аравии, Сирии, Ирака, Египта, Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании была важным прогрессивным шагом в развитии человечества. Кроме того, арабы сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности. Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Античные географы называли южную, земледельческую, Аравию «счастливой». Здесь еще в первом тысячелетии до нашей эры существовали богатые рабовладельческие государства.

Несмотря на важную роль прибрежных областей, основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. К началу 7 в. н. э. глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового Арабского государства. Политическое объединение арабов в начале 7 в. происходило под знаменем новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы Арабского государства Мухаммеда и его преемников — первых халифов — был аравийский город Медина, а затем Мекка1(Переселение (хиджра) Мухаммеда в Медину, происшедшее 16 июля 622 г., принято мусульманами за начало летоисчисления, в основу которого положен лунный год. Для перевода дат с хиджры на европейское летоисчисление применяются особые таблицы.).

В 7 в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 г. Муавия — арабский наместник в Сирии,— захватив власть и положив начало халифату Омейядов, перенес столицу в Дамаск. В конце 7 и начале 8 в. к халифату были присоединены гигантские территории, включавшие Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке. Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытно-общинные отношения. В 750 г. династия Омейядов была свергнута, и власть захватили Аббасиды, основавшие на реке Тигре новую столицу — Багдад. Владычество халифата вызвало освободительную борьбу завоеванных народов и восстания эксплуатируемых масс трудящихся. В 9—10 вв. халифат распался на ряд фактически самостоятельных государств; из-под его власти вышли Средняя Азия, Закавказье, Египет и Магриб.
оглавление раздела

Возрождение

Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством (См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр.346) . По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Достаточно напомнить о гениальных научных догадках Леонардо да Винчи, об основании Фрэнсисом БЭКОНОМ опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана. Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.

Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Более того, реалистическое искусство Возрождения открывает собой, по существу, первый этап в истории искусства нового времени. Основные принципы реализма, сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в искусстве Возрождения, в особенности в его живописи. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.

Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако это вовсе не значит, что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития. Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе.
оглавление раздела

Читайте также  История болезни - Оториноларингология (острый двусторонний гайморит)

Искусство 17-18 веков

Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть. В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя. В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, — дворянство сохранило свое господствующее положение. Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы.

Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс.

Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы, ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед.
оглавление раздела

Искусство 19 века

Искусство эпохи капитализма есть искусство последнего, завершающего Этапа истории классового эксплуататорского общества. Капиталистический способ производства утвердился в Европе после промышленного переворота в Англии и французской буржуазной революции 1789 г. В течение 19 в. капитализм стал господствующей силой не только в Европе, но и на всем земном шаре. Одни страны, как, например, Япония, сами становились на путь капиталистического развития, другие, отстававшие в экономическом развитии, вовлекались в орбиту капиталистического хозяйства путем колонизации и беспощадной эксплуатации.

Прогрессивная художественная культура 19 в. явилась новой всемирно-исторической ступенью в развитии реализма в широком смысле этого слова. При Этом следует различать понятие реализма нового времени как определенную, программно утверждаемую художественную систему, как эстетически осознанный метод от стихийного проявления той реалистической основы или той жизненной правдивости, которые присущи самой природе искусства как особой форме общественного сознания.

Реализм в искусстве 19 в. представляет собой качественно новую ступень в истории развития реалистического метода. И хотя он обладает своими специфическими художественно-идейными границами и исторически обусловленной эстетической ограниченностью, он являет более развитую и более программно-последовательную фазу утверждения этого метода. Именно для 19 в. характерно утверждение реалистического искусства, непосредственно отображающего основные социальные противоречия эпохи, обращающегося к изображению конкретных проявлений этих противоречий. При этом сам уклад социального быта, социальные условия жизни народа служат тем непосредственным жизненным материалом, на котором и создаются типические обобщенные образы. Чтобы уяснить себе своеобразие тех противоречий, которые свойственны развитию искусства в эту Эпоху, необходимо остановиться на некоторых чертах, присущих капиталистическому обществу и его культуре.
оглавление раздела

Русская культура

«Лебединое озеро» — балет П. И. Чайковского

Культура России составляет большую часть русского нематериального наследия. Она объединяет традиции многочисленных народов Руси, отражает исторические события, географические особенности, влияние других культур и мировоззрений.

Имена деятелей русской культуры известны во всём мире: Достоевский, Толстой, Чайковский, Глинка, Пушкин, Ахматова и многие другие. Произведения русских писателей переведены на многие языки. Постановки «Лебединого озера» или «Щелкунчика» с успехом проходят на сценах разных театров.

Русская живопись

Долгое время русская живопись ограничивалась росписью икон. У каждого из знаменитых мастеров был свой стиль. Например, иконы Андрея Рублёва сильно отличались от икон, созданных Феофаном Греком. Во время правления Петра I в Россию проникли западные техники исполнения. Начали создавать пейзажи, портреты, натюрморты. К началу XX века через пейзажи передавали не только красоту природы, но и состояние души автора. В начале XX века расцвели направления модернизма и авангарда. Казимир Малевич, работая в технике авангарда, создал новое направление — супрематизм. Этот жанр хорошо отражает его картина «Чёрный квадрат».

Русская литература

Важная часть русской культуры — русская литература. Произведения Достоевского, Толстого, Грибоедова, Лермонтова, Пушкина переведены на разные языки мира. Серебряный век русской поэзии подарил человечеству прекрасных поэтов: Анна Ахматова, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Александр Блок, Валерий Брюсов и другие. Советская эпоха также внесла свой вклад: имена Аркадия и Бориса Стругацких, Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко знают в разных уголках планеты. Характерные черты литературы России: глубокая проработка душевных переживаний героев, живописное описание природных пейзажей, исследование внутреннего мира человека.

Русский театр

Русский театр во всём мире известен прежде всего благодаря русскому балету — уникальной школе танцевального искусства, которая стала визитной карточкой страны. Не зря некоторые путешественники просят включить посещение балета в программу туров по России. Но мало кто знает, что история русского театра берет начало в народных гуляниях и представлениях на площадях. Скоморохи — вот родоначальники театральной культуры России.

Русская скульптура

В России жанр скульптуры развивался неравномерно. Славяне вырезали деревянных и каменных идолов, символизирующих ту или иную стихию, духов. После прихода христианства люди практически перестали создавать скульптуры, но жанр развивался в барельефах, оформлении фасадов зданий. Это было связано с запретом на идолопоклонство в православной русской культуре. Возрождение этого вида искусства началось во время реформ Петра I, когда многое перенималось из западноевропейского стиля. Огромное внимание скульптуре уделяли в Советском Союзе, увековечивая вождей и общественных деятелей в мраморе, камне, бронзе, гипсе.

Русская музыка

Музыка России трансформировалась от незамысловатых народных песен до объёмных симфонических композиций. Произведения великих русских композиторов Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова исполняли в крупнейших театрах мира. Сложно найти человека, который не узнает с первых нот композиции из балетов «Щелкунчик» или «Лебединое озеро» Чайковского. Музыкальные произведения русских классиков сочетают объём, художественную глубину, легкость и драматичность образов. Возможно, поэтому они завоевали любовь и признание во всём мире.

Русское кино

Современное русское кино часто ориентируется на западные кинокартины. В то же время культовые российские фильмы отличаются особой подачей, сюжетной линией и актёрской игрой. Отдельного внимания заслуживает советская школа кинематографии: несмотря на натянутые отношения между СССР и Западом некоторые фильмы завоевывали престижные награды международных конкурсов.

Традиционная русская мужская одежда

Одежда славян, как и многих древних народов, сочетала защитную и обережную функцию. Мужская традиционная одежда была проще, чем женская: просторная полотняная рубаха, холщовые штаны, пояс. Пояс в русской культуре был обязательным атрибутом «человеческой» одежды. По мнению славян, только нечистая сила и мертвые не носили пояс. Чтобы защитить мужчину от злых духов, дать ему смелости и ясности, на одежде вышивали различные обереги. Чаще всего вышивка располагалась вдоль ворота и, конечно, на поясе.

Традиционная русская женская одежда

Глядя на традиционную русскую женскую одежду, можно было определить её происхождение, семейный статус, возраст. Каждый элемент нёс скрытый смысл. Например, девица на выданье заплетала себе две косы, замужняя женщина одну косу, вдова могла ходить с распущенными волосами и непокрытой головой. Для женских нарядов в культуре России была характерна многослойность. Особую роль играл сарафан, крой которого менялся в зависимости от региона.

История русской культуры

Культура России объединяет в себе традиции многочисленных народов Руси, в ней отразились исторические события, географические особенности, влияние других культур и мировоззрений. История русской культуры делится на пять этапов: культура Древней Руси, культура XIII-XVII веков, культура Российской Империи, советская культура и, собственно, современная культура.

Большое влияние на развитие русской культуры оказал приход христианства на Киевскую Русь: изменились архитектура, традиции и письменность. Нашествие хана Батыя отдовинуло влияние византийской культуры. Этап Московской Руси объединил бескрайние земли вокруг столицы, был построен белокаменный Московский кремль, возрождена роспись храмов фресками, а живописцы снова стали ориентироваться на византийские каноны. Кстати, именно в то время творил знаменитый иконописец Андрей Рублев.

Реформами Петра I русская культура была переориентирована на западноевропейские ценности. В этот период сформировались основы русского литературного языка и были написаны знаменитые на весь мир произведения русских классиков. Советский период сильно повлиял на культуру, приход большевиков к власти вынудил творческих и научных деятелей царской России эмигрировать в Европу. Однако в это время выросло новое поколение советской элиты, развивались театр и кинематограф.

История культуры № 133

Н екоторые книги и даже научные труды бывают преданы забвению, и не вспоминают о них потомки. А бывает и наоборот — из небытия появляется на свет труд не то что забытый, но вообще оставшийся неизвестным…

Недавно российских историков потрясла удивительная находка — объемная работа по всемирной истории культуры. Она готовилась к печати в мае 1941 года, но началась Великая Отечественная война, внесшая свои коррективы…

Том I «Истории культуры» охватывает период от первобытного строя до Нового времени. Над ним работали 17 ученых — первое поколение советских историков, взращенное преподавателями старой, еще дореволюционной школы. Многие из авторов безвременно ушли из жизни: одни погибли на фронте, других унесла блокада Ленинграда, третьи были репрессированы. Поэтому следующие два тома так и не были написаны. Да и стране, пережившей страшную войну, было не до того…

Книга была обнаружена случайно. Один из экземпляров сохранила лаборантка кафедры истории Древнего мира МГУ Тамара Михайловна Шепунова, которая написала для первого тома статью об эгейской культуре. Тамаре Михайловне принадлежал экземпляр под номером 133 (всего их было 200) с пометкой «на правах рукописи». Она чудом сохранила его и никому не рассказывала о своем сокровище. После ее смерти доктор исторических наук, профессор кафедры истории Южной Азии МГУ Алексей Алексеевич Вигасин обнаружил книгу, разбирая личную библиотеку Тамары Михайловны. И не поверил своим глазам. Ни он, ни его питерские коллеги даже не слышали, что подобное издание когда-либо готовилось к публикации.

Читайте также  Битва за Берлин

«История культуры» должна была выйти в трех томах. Весной 1941 года к печати подготовили первый том: 840 страниц и 17 вклеенных иллюстраций на мелованной бумаге, восемь из них — цветные. Печатать его должны были в типографии «Красный пролетарий», получившей в 1937 году на Всемирной выставке в Париже золотую медаль за издание Конституции СССР 1936 года. Общий тираж должен был составить 100 тысяч экземпляров. Этот энциклопедический труд был рассчитан на самую широкую аудиторию — страна заботилась о воспитании нового поколения высококультурной советской интеллигенции.

К подготовке издания привлекались лучшие умы того времени. Эти ученые сполна разделили трагическую судьбу своей страны.

Молодой и талантливый египтолог из Ленинградского университета Николай Александрович Шолпо ушел добровольцем в ополчение и погиб в 1941-м.

Профессор МГУ, известный ученый-китаевед Георгий Сергеевич Кара-Мурза также ушел добровольцем на фронт. В 1943 году, когда началась подготовка к войне с Японией на китайской территории, Георгий Сергеевич активно работал для разведки, разрабатывал «учебники» и читал лекции офицерам спецслужб. Майор Кара-Мурза принимал участие в освобождении Северо-Восточного Китая и 22 августа 1945 года вылетел в составе делегации на церемонию отречения китайского императора Пу-И. Самолет, на котором он летел, разбился при неизвестных обстоятельствах.

Филолог, старший научный сотрудник Эрмитажа Андрей Яковлевич Борисов был уникальным специалистом по арабским и семитским рукописям. Война застала его в Средней Азии, где он изучал гробницу внука Тамерлана и философские рукописи на арабском и персидском языках. С началом войны Андрей Яковлевич сразу же вернулся в Ленинград. Днем помогал упаковывать экспонаты Эрмитажа для эвакуации, а ночью с коллегами охранял родной музей. Даже в суровую блокадную зиму он продолжал научную деятельность: закончил исследование «Теологии Аристотеля», написал ряд статей по древнерусской литературе, подготовил курс по истории еврейско-арабской философии, который собирался прочесть в Ленинградском университете. Ученый скончался от истощения в июле 1942 года уже в поезде, по дороге в эвакуацию.

Доцент исторического факультета ЛГУ, египтолог, специалист по Древнему Востоку Игорь Леонидович Снегирев ушел на фронт в июле 1941-го старшим инструктором политотдела 191-й стрелковой дивизии. Ровно через год попал в плен. В концлагере для советских военнопленных был переводчиком немецкого языка. По информации контрразведки, его завербовала в шпионы немецкая разведка. В мае 1945-го был арестован и приговорен военным трибуналом к 10 годам исправительно-трудового лагеря с лишением воинского звания. Скончался в Севвостлаге 21 декабря 1946 года.

Профессор ЛГУ, филолог Александр Николаевич Болдырев всю блокаду оставался в Ленинграде. Хранил коллекцию восточных рукописей Эрмитажа, которые не были вывезены из города. Одновременно служил переводчиком в рядах Балтийского флота. С декабря 1941 по август 1948 года вел дневник, который в 1998 году был опубликован под названием «Осадная запись (блокадный дневник)». В 1942-м — старший научный сотрудник Института востоковедения АН СССР, в 1944-м вновь читает лекции на восточном факультете ЛГУ, с 1950 по 1981 год возглавлял в университете кафедру иранской филологии.

По окончании войны началась идеологическая кампания по борьбе с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». Под новую волну репрессий угодили и авторы «Истории культуры» 1941 года. Так что поднимать вопрос об издании книги было не то что неуместно, а попросту опасно.

Серьезной травле подвергся гражданский муж Анны Ахматовой Николай Николаевич Пунин. Специалист по истории искусства, автор нескольких разделов «Истории культуры», еще до войны дважды был арестован. В 1921 году привлекался по делу Николая Гумилева, избежать ареста помогло вмешательство Луначарского, а в 1934-м помогли Ахматова и Мандельштам. А в 1949 году ему дали 10 лет лагерей за пропаганду «развращенного» западного искусства. Николай Николаевич умер в Воркутинском лагере летом 1953 года от внезапного сердечного приступа.

Профессор ЛГУ, доктор исторических наук Матвей Александрович Гуковский был ведущим специалистом по истории итальянского Возрождения. В первые дни войны ученый записался добровольцем в народное ополчение, но по состоянию здоровья был отчислен и назначен начальником штаба оборонительных работ. Вместе со всеми рыл окопы, возводил заграждения на подступах к Ленинграду, дежурил в госпиталях. В конце 1941 года организовывал эвакуацию университета в Саратов. В 1942-м Гуковский — декан истфака, в 1943–1944 годах — проректор по научной работе. В 1946-м — главный хранитель Эрмитажа, в 1948-м — заместитель директора по научной части. Летом 1949 года Матвей Александрович был арестован и приговорен за контрреволюционную деятельность к 10 годам лагерей. В 1954 году судимость с него была снята. А шесть лет спустя он возглавил кафедру Средних веков ЛГУ и одновременно стал заведующим библиотекой Эрмитажа.

Неизданная в 1941 году книга сегодня вырвана из забвения и опубликована на портале «История.РФ». Читать ее — одно удовольствие, и не только благодаря прекрасному литературному языку, который сейчас становится все большей редкостью. Она во многом опередила свое время. Даже на Западе в 1940-е годы культуру традиционно рассматривали лишь в контексте событийной истории: время, люди, достижения в науке и искусстве. Наши ученые уже в издании 1941 года рассказывают о банковском деле в античной Греции, рыцарском быте Средневековья, моде Возрождения и других подробностях, которыми отличалась повседневная жизнь в ту или иную эпоху. И сегодня все это является излюбленной темой западных историков, на эти темы читаются лекции, а ВВС снимает научно-популярные фильмы. Но западная наука обратилась к истории повседневности лишь во второй половине ХХ века, тогда как советские историки изучали ее уже в 1941 году.

Так выглядит внутренняя верстка книги «История культуры»

Искусство: его суть, виды, жанры и история

Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие.

Искусство также помогает формировать общественное сознание, стимулирует посредством полученных человеком ощущений появление новых мыслей и представлений. Оно может принимать всевозможные формы и служить разнообразным целям (от возвышенных и благородных до низменных и отвратительных).

Виды и жанры искусства

Искусство — очень объемное определение, поэтому оно объединяет огромное количество способов отображения замысла автора. Виды искусства классифицируются по таким параметрам:

  • Предмету отображения — изобразительные (для отображения реальной действительности) и неизобразительные (для воплощения выразительными средствами внутреннего мира человека).
  • По динамике — пространственные (характерные для определенной местности) и временные (соответствующие конкретной исторической эпохе).
  • По утилитарности — изящные (выполняющие сугубо эстетическую функцию) и прикладные (дополнительно востребованные в быту).
  • По используемым материалам — традиционные художественные материалы (краски, глина, гранит, мрамор, древесина, металл), современные средства обработки хранения информации (компьютерная графика, цифровая живопись), звук (музыкальные произведения), слово (проза, поэзия, каллиграфия), человек-исполнитель (певец, актер, клоун).

Исторически также принято разделять виды искусства по жанрам (темам и объектам отображения) и стилям (особенностям использования художественных приемов в произведениях).

К основным видам изобразительного искусства относятся:

  1. Пространственные (статистические или зрительные):
  • Архитектура (проектирование и строительство зданий).
  • Живопись (моно- или полихромное изображение художественными средствами предметов и объектов на плоскости).
  • Графика (воплощение художественного образа на плоскости линиями и штрихами).
  • Скульптура (создание объемных произведений из твердых материалов).
  • Фотоискусство (отражение действительности или эмоций автора посредством фотоснимков).
  • Декоративно-прикладное искусство (изготовление предметов, сочетающих в себе эстетическую и практическую функцию).
  1. Синтетические (зрительно-слуховые):
  • Театр;
  • Кино;
  • Эстрада;
  • Хореография;
  • Балет;
  • Цирк;
  • Телевидение.
  1. Временные (слуховые):
  • Музыка;
  • Литература;
  • Поэзия.

История развития искусства

История искусства ведет свое начало с древнейших времен. Среди ученых нет единого мнения относительно происхождения этого способа отражения действительности. Значительная часть философов считает, что толчком к зарождению искусства послужил промысл Божий, он пробудил в наших предках высшее духовное начало и желание творить. Согласно другой теории, первобытный человек посредством создания примитивных поделок (изображений) стремился понять окружающий мир и передать приобретенные знания другим членам общества.

Первобытное искусство было тесно связано с играми и обрядами. Оно существовало в виде изображений животных на стенах пещер, песен, танцев, украшений тела рисунками и символами, всевозможных предметов из подручных материалов (раковин, костей и шкур животных).

Появление древних цивилизаций (египетской, финикийской, вавилонской) ознаменовало собой новый этап в развитии искусства. Благодаря разделению физического и умственного труда, относительно небольшая часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, стать профессиональными зодчими, художниками или скульпторами.

В каждом очаге цивилизации постепенно формировался стиль с индивидуальными отличительными особенностями. Шедевры древних мастеров стали источником вдохновения для потомков в далеком будущем.

В эпоху Средневековья в Европе искусство было полностью подчинено служению религии. Основным заказчиком произведений была церковь, центральными мотивами — библейские сюжеты и духовные истины. В исламских странах ограничение на изображение человека привело к упадку живописи. Здесь развивались другие виды искусства: архитектура, ковроткачество, каллиграфия, керамика. В Древнем Китае хорошо была развита резьба по камню, скульптура и живопись.

Эпоха Возрождения коренным образом изменила концепцию искусства. Революционные идеи гуманизма послужили мощным двигателем для создания шедевров Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Микеланджело (Michelangelo), Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer). Изобретение книгопечатания содействовало развитию литературы и графики.

Чуть позже, в эпоху Просвещения наступило время кардинальной перестройки общественной жизни. Это неизбежно отразилось в искусстве появлением новых стилей:

Во второй половине XIX века бурное развитие капитализма привело к зарождению целого ряда художественных стилей:

Мастера того времени увлеченно искали новые средства художественного выражения, не стеснялись экспериментировать и отрицать догмы прошлого.

В ХХ веке огромную роль в искусстве начал играть кинематограф. Постепенно он занял главенствующую позицию относительно воздействия на широкие массы, формирования стиля жизни, пропаганды ценностей разных режимов. А развитие Интернета и всеобщая компьютеризация населения на рубеже ХХ-ХХI веков дали толчок к появлению новых видов медиаискусства.

Вместе с развитием человечества искусство прошло огромный путь от наскальных изображений до использования компьютерных технологий. Но его роль в удовлетворении духовных потребностей людей была и остается определяющей.

На сайте Very Important Lot любой желающий может принять участие в аукционах, приобщиться к миру прекрасного и приобрести шедевры искусства разных эпох. Здесь же можно купить напрямую картины у современных художников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: