История развития секретарского дела - ABCD42.RU

История развития секретарского дела

Исторический опыт организации секретарского обслуживания в России.

Слово «секретарь» известно в русском языке с 17 века. Языковеды обнаружили его в «Книге о ратном строе» (1647 г.) и в некоторых других документах военного и дипломатического характера.

Первоисточник – позднелатинское слово «sekretarius» (от «sekretus» — «тайный, со-кровенный»), первоначально «хранящий тайны, секреты». Само же слово «секрет» в зна-чении «тайна» появилось на русской почве ровно через 100 лет после «секретаря», т.е. в 18 веке. Но уже в словаре Даля оба эти слова представлены как однокоренные, и теперь мало кто задумывается, что пришли они в Россию в разное время и из разных языков: «секрет» — предположительно из французского или голландского, а «секретарь» — из немецкого. И встретились они, кажется» не случайно. То прежнее значение позднелатин-ского «sekretarius» («хранящий тайны, секреты») оставило свой след в профессии секрета-ря.

Секретарское дело в России появилось гораздо раньше секретаря. В домосковской Руси делопроизводителями, писцами князей были дьяки. «Дьяк» слово греческое, в пере-воде означает «слуга, рассыльный». Нельзя не заметить, что и это значение наложило свою печать на профессию секретаря.

И если секретарское дело родилось при особе князя, т.е. имело происхождение бла-городное, то сами дьяки высокородностью похвастаться не могли. Дьяки делились на думных и приказных. Думные дьяки участвовали в заседаниях Боярской Думы, доклады-вали о делах приказов, записывали и формулировали царские указы и приговоры Думы, скрепляли своей подписью документы.

Приказные дьяки готовили решения по делам, рассматриваемым в приказах, и контролировали работу подъячих.

Подьячие были младшими чинами в приказахи делились на три статьи: «старые» (старшие), «средние» и «молодшие» (младшие).

Кардинальные изменения в развитие специальности внес 18 век, и связаны они с изменениями системы гос. управления.

В начале 18 века проводятся реформы Петра 1. Важнейшей из них была реформа гос. аппарата, в результате которой сложилась новая система гос. учреждений: Сенат, Си-нод, коллегии, местные учреждения. В каждом из них появились секретари. В Сенате – обер-секретарь – старший секретарь Сената.

Появились и канцелярии. Вся работа Коллегий и прежде всего канцелярии была расписана в Генеральном регламенте. Во главе канцелярии стоял секретарь, вторым ли-цом был нотариус. В его обязанности входило ведение протокола заседания коллегии.

Следующим лицом был актуариус. Он регистрировал поступающие в коллегии бумаги, составлял им реестр и разносил их непосредственным исполнителям, назначен-ным секретарем.

Дальше шел регистратор. На нем лежала ответственность за оформление указов, исходящих из коллегии.

Чтобы бумаги, исходившие из канцелярии, имели пристойный вид, их отправляли к «машинистке 18 века» — каллиграфисту-копиисту, которые переписывали все бумаги набело.

Технический прогресс трансформировал все эти профессии в одну – современный секретарь.

В 28 главе Генерального регламента о секретарском управлении и в 5 главе «О до-кладах в коллегии» описана работа секретаря.

По табели о рангах, введенной Петром 1 в 1722 году, секретарские чины оказались самыми многочисленными. Однако и в качестве должности термин тоже употреблялся (коллежский секретарь, корабельный секретарь, губернский секретарь).

В 18 веке появляются должности личных секретарей. Началом можно считать со-здание Петром 1 кабинета и личной канцелярии царя и появление должности кабинет-секретаря. Хотя после смерти Петра 1 кабинет ликвидируется, но и во время царствова-ния Елизаветы Петровны составлением документов занимается ее личный кабинет-секретарь барон Черкасов, принимавший и докладывавший все документы, поступающие на имя императрицы, и составлявший документы по ее поручению. В словаре Владимира Даля статс-секретарь определен как «доверенный письмовод государя», т.к. обязанности секретаря прежде всего связаны с составлением и оформлением документов. Секретари выполняли массу поручений императора, связанных как с государственными, так и с мел-кими личными делами.

Екатерина 2 сразу же после переворота прежде всего подбирает секретарей, кото-рые могли бы от ее имени составлять документы, вести ее переписку, разбирать и докла-дывать прошения. Секретариат затем получает название Собственная его Величества Канцелярия.

Екатерина 2 сама сформулировала обязанности своих секретарей, среди которых главной была работа с прошениями и ведение ее частной и официальной переписки с гос. учреждениями и должностными лицами, подготовка законодательных и распорядитель-ных документов, прежде всего манифестов и указов. Один из статс-секретарей ежедневно обязательно дежурил в ее приемной. Каждый статс-секретарь имел свою рабочую канце-лярию, т.е. тех. персонал: канцеляристов, копиистов, переводчиков.

В 2-ой половине 18 века своих личных секретарей завели и крупные вельможи.

Конечно, личными секретарями императора или крупного сановника могли стать лишь люди высокообразованные для своего времени и прежде всего умеющие составлять документы и работать с ними. Но и для обычной работы в канцелярии, начиная с нижнего чина, нужны были люди подготовленные.

В 18-19 вв. секретарь – не столько профессия, сколько социальный статус.

В 1840 году появляются личные секретари на Путиловском заводе и др.

Однако время диктовало свои законы. И, судя по всему, главным фактором секре-тарской профессии, к сожалению, являлась зависимость от чужой воли, а именно – воли начальства. Это объяснимо: человека, который в курсе тайн и секретов (а именно такова этимология слова «секретарь»), просто необходимо держать в повиновении. И вот картина времени: секретарь – это служащий при важной персоне, ведущий все его дела, чья возможность карьерного роста зависит исключительно от воли работодателя.

20 век все переворачивает с ног на голову. Во-первых, профессия секретаря из су-губо мужской превращается в абсолютно женскую. Во-вторых, кардинально меняется от-ношение к ней. И если раньше секретарь был зависимым человеком, теперь, наоборот – многое и многие зависят от него. Во главе угла – все тоже обладание чужими секретами. Понятие «домашний секретарь» уходит далеко в прошлое, и действие переносится в сте-ны офиса или кабинета.

После 1917 года был принят ряд декретов. Должность секретаря встает в один ряд с курьерами, архивистами. Появляются спец. курсы секретарей.

Итак, профессия «секретарь» с момента своего возникновения прошла множество этапов эволюции. Человек, который не только хранит тайны, но лучше других знает, как ими воспользоваться, вполне достоин уважения. Профессия секретаря стала включать в себя больше свободы, возможностей, полномочий. Сделать карьеру в ней тем более акту-ально, чем больше проявляешь инициативу и творческий подход.

История развития секретарской службы в России.

Практическое занятие 1.

1. Изучить и законспектировать тему «История развития секретарской службы в России»

История развития секретарской службы в России.

Многовековой опыт российской государственности сформировал аппарат гражданских чиновников, в котором секретарям отводилось далеко не последнее место.

Секретарская служба получила свое развитие в приказах XVI-XVII вв.

Глубокие преобразования государственного аппарата проводил Петр I. Административная реформа началась с создания Ближней канцелярии, предшественницы правительствующего Сената. Вокруг царя сформировалась сплоченная группа сподвижников, рядом с ними вырастала молодая поросль служилого чиновничества, где секретари играли одну из главных ролей. Канцелярию сената возглавлял обер-секретарь. Рядовые секретари «тянули воз» ежедневной скучной работы с текущими делами. Кабинет-секретарь докладывал царю важнейшие документы государственной политики и приватные письма, адресованные государю.

С 1704 года важнейшие государственные функции выполняет кабинет и личная канцелярия царя.

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность государственного аппарата Российской Империи стал Генеральный регламент 1720 г., закрепивший единые принципы работы всех звеньев государственного аппарата, нормы документирования и организации делопроизводства, распределение должностей внутри учреждения, функции чиновников, в том числе секретарей. Секретарь коллегии докладывал дела к слушанию, вел учет «вершинных» и «невершинных» дел, хранил печать коллегии (канцелярии).

Глава 29 «Генерального регламента» называлась «О секретарском управлении», в которой впервые записывалось требование об учтивости секретаря. Сохранность документов — также «попечение» секретаря.

Секретарь приходил на работу раньше других членов коллегии, «леность и недосмотр» наказывались штрафами, более серьезные проступки наказывались еще строже, вплоть до «лишения живота и пожитков».

В 1722 году был принят «Табели о рангах» — закон, по которому служба была разделена на гражданскую и военную. «Табель» состоял из 14 классов или рангов чиновников. Наиболее высокий ранг — 5-й был присвоен тайному кабинет-секретарю (эта должность была отнесена к придворной службе; а остальные должности относились к штатской службе.). К 6-му рангу были отнесены тайные советники канцелярии Иностранной коллегии, обер-секретарь Сената. Рангом ниже шли обер-секретари Военной, Адмиралтейской, Иностранной коллегий. Обер-секретари прочих коллегий, секретари Сената относились к 8-му рангу. 9-й ранг включал архивариусов при обоих государственных архивах, сенатских протоколистов и переводчиков. К 10-му рангу относились секретари остальных коллегий, переводчики и протоколисты Военной, Адмиралтейской и Иностранной коллегий. 12-й и 13-й ранги включали секретарей в надворных судах и канцеляриях в губерниях и провинциях.

С 1763 года происходит возрождение кабинета его императорского величества. У императрицы Екатерины II было много доверенных лиц в качестве кабинет-секретарей.

С 1763 года была введена должность статс-секретарей, основная обязанность которых заключалась в «приеме прошений на высочайшее имя». На эту должность назначались на основе рекомендательных писем и высокого покровительства. Работа с прошениями регламентировалась инструкциями, где был определен четкий порядок обращения с прошениями.

Канцелярия статс-секретарей была хорошей школой чиновничьей службы, через нее прошли видные государственные деятели. Впоследствии многие становились сенаторами. Канцелярия каждого статс-секретаря была автономна. В штате было еще два-три секретаря. Это были образованные люди, знали языки, были умны и умели схватывать суть вопроса. Два раза в неделю в восемь утра у Екатерины II была аудиенция со статс-секретарями. Частная переписка Екатерины II также проходила через их руки.

В местных органах управления секретарям принадлежала главная роль в присутствии. Секретари по каждому поступившему делу составляли докладные записки, по которым принимались решения. В конце XVIII века существовали пособия по составлению документов, которыми пользовались секретари. Наряду с уставными правилами они включали элементы правоотношений служащего и государства, деловой и «паркетный» этикет.

Значение секретаря в начале XIX века несколько изменяется. Достаточно отчетливо функции секретарей видны в отделениях департаментов, губернских присутствиях. Причем в канцеляриях имелись три уровня секретарской службы: обер-секретарь, секретарь, помощник секретаря.

Работа секретарей регламентировалась инструкциями, содержащими перечень обязанностей по работе с документами. XIX век по части продвижения секретарей на высокое служебное место мало отличался от XVIII. Рядовые секретари канцелярии несли всю тяжесть огромного делопроизводства, они обслуживали табельное чиновничество за маленькую зарплату.

Читайте также  История болезни - Педиатрия аллергический дерматит

Во второй половине XIX века новые структуры управления (банки, тресты, синдикаты, специальные органы надзора, комитеты, комиссии, советы) потребовали привлечение на государственную службу большого числа чиновников, в том числе секретарей.

В период расцвета российской империи должность секретаря при дворе или при высоких особах имели право занимать лица дворянского происхождения. Более демократичной и открытой для разночинцев профессия стала лишь в XIX веке. В 1840 году появились первые личные секретари у руководителей Путиловского и Невского заводов в Петербурге, а представители профессии приобрели новый статус — помощников в бизнесе. Секретари сопровождали своих патронов в деловых поездках и на отдыхе, отвечали на письма и прошения, принимали посетителей — в общем, в большей мере занимались тем, что сейчас принято называть «связями с общественностью».

В 1868 году в Харькове были созданы специальные курсы подготовки секретарей. Появляется техника, упрощающая работу: множительные аппараты, пишущие машинки, стенография. С 1884 года стали выходить специальные журналы — «Вестник контор и канцелярий», «Бюллетень конторщика» и другие.

Большое место в организации секретарской службы на протяжении многих лет занимали вопросы служебного этикета, взаимоотношения с начальником, искусство овладения хорошими манерами.

Обычно секретари носили форму, соответствующую званию и, подавая в отставку, увольнялись с мундиром и пенсионом.

Государственные секретари в дореволюционной России были образованными и компетентными людьми с развитым чувством долга и ответственности. Зная законы, будучи инициативными и заинтересованными, они, ко всему прочему, были также гибкими и дипломатичными, стараясь использовать любую возможность с тем, чтобы употребить накопленные знания и опыт на благо государства.

Профессия секретаря считалась «мужской», но изобретение телеграфной и телефонной связи во второй половине XIX века открыло эту профессию для женщин: в конторах потребовались «женские» качества — внимание, любезность, аккуратность. Постепенно приходило понимание того, что женщина — именно то существо, которое с одинаковой легкостью может исполнять, как творческие функции, так и рутинную работу, требующую большой выдержки и усидчивости.

После революции 1917 года стенография переживает свой расцвет — ведь именно стенографистки ведут историческую летопись новой России. По всей стране открылись курсы, готовящие качественно новых специалистов.

После 1917 года значение секретарей — помощников руководителей стало постепенно снижаться, и количество их сократилось. В 1925 г. секретарей официально включили в так называемую канцелярско-техническую группу служащих и фактически уравняли с машинистками, рассыльными, конторщиками.

Профессия секретаря в это время «обрастает» новыми требованиями: владение стенографией, владение машинописью, владение основами делопроизводства, умение отвечать на телефонные звонки (притом, что отдельно существуют профессии стенографистки и машинистки). В 1932 г. секретарей разделили на две группы. В первую, весьма малочисленную, группу вошли помощники и референты, во вторую — машинистки-секретари I и II категории.

В начале 1960-х гг. в перечне профессий и должностей значились лишь секретари-машинистки и секретари-стенографистки. Секретарей-помощников и секретарей-референтов официально могли иметь только руководители высокого ранга, например, руководители центрального аппарата министерств и ведомств. Большинство рядовых руководителей могли в соответствии со штатным расписанием иметь только секретаря-машинистку с весьма скромным должностным окладом. Поскольку без толкового секретаря ни один руководитель обходиться не может, выход находили с помощью так называемых «подснежников» — секретарей и помощников руководителей, которые числились инженерами или экономистами в планово-экономических, технических или иных более или менее подходящих отделах.

В 70-е годы профессия секретаря вместе со всей страной переживает период «застоя». «Секретаря семидесятых, как правило, можно представить в лице женщины средних лет, которая давно уже занимает эту должность, хорошо владеет правилами приема посетителей, прекрасно знает характер, запросы и особенности своего начальника, умеет манипулировать очередью к начальнику», — говорит Людмила Алексеевна Кондрашова, заместитель директора по учебной работе Колледжа МИД России.

То, что в приемных сидели не юные девушки во многом, видимо, объясняется тем, что состав советских руководителей был далеко не молод. Но время внесло свои коррективы, как в образ шефа, так и в образ секретаря.

В конце 80-х — начале 90-х годов с появлением в нашей стране первых бизнесменов, происходит резкое «омоложение». Молодому руководителю, соответственно, требуется молодой секретарь. Л.А.Кондрашова: «И вот появляется новый тип в профессии. Это красивая, молодая особа, пользующаяся, чаще всего, покровительством своего начальника, сопровождающая его на приемах и презентациях (т.к. владеет иностранными языками), хорошо знающая основы этикета. Она выполняет многие функциональные обязанности, подчас и не присущие данной профессии».

По мере того, как растет уровень топ-менеджеров, возрастают и требования к профессии секретаря. В девяностых годах, в соответствии с новыми требованиями, меняется учебный план в образовательных учреждениях, ориентированных на будущих секретарей. Однако многие работающие секретари, имеющие профильное образование, отмечают, что даже новейшие учебные программы далеко не исчерпывают тот список знаний и умений, которые необходимы современному секретарю.

Функциональное наполнение обязанностей секретаря и персонального ассистента изменилось, даже по сравнению с девяностыми годами, и сложно поддается какому-либо квалификационному определению.

Как показывает статистика, тяжелее всего в этом отношении, секретарям работается в молодых российских компаниях — им чаще приходится совмещать функции секретаря офиса и помощника руководителя (или руководителей), на них чаще возлагается решение каких-то спешных и важных проблем, и, помимо своих основных обязанностей, они нередко бывают вынуждены брать на себя обязанности других сотрудников. В то же время здесь для секретарей обычно складываются неплохие карьерные перспективы, как в рамках административного сектора, так и в рамках любого направления деятельности компании.

Современный секретарь может сделать вывод о том, что ему, как и дореволюционным секретарям также необходимо стремление к совершенствованию своих профессиональных знаний, постоянное самообразование, навыки делового администрирования, собранность и другие деловые качества.

История развития секретарского дела

1. Этапы развития секретарской службы при Петре 1.

Многовековой опыт российской государственности сформировал аппарат гражданских чиновников, в котором секретарям отводилась далеко не последнее место.

Понять особенности работы сегодняшнего секретаря невозможно без рассмотрения ее истоков, которые связаны с развитием системы государственных учреждений. Начинается служба в приказах 16-17 вв.

Документирование управленческих функций всегда сопровождалось множеством действий, которые с современных позиций можно отнести к чисто секретарским.

Глубокие преобразования государственного аппарата проводил Петр 1.

Административная реформа началась с создания Ближней канцелярии, предшественницы правительству-ющего Сената — высшего правительственного учреждения с судебными, административными и законодательными функциями.

Вокруг царя сформировалась сплоченная группа сподвижников (П. Гордон, Ф. Лефорт, Я. Брюс, А. М. Головин, А. Д. Меньшиков, братья Апраксины), рядом с ними вырастала молодая поросль служилого чиновничества, где секретари играли одну из главных ролей. Канцелярию сената возглавлял обер-секретарь. Рядовые секретари «тянули воз» ежедневной скучной работы с текущими делами.

Кабинет-секретарь докладывал царю важнейшие документы государственной политики и приватные письма, адресованные государю.

Основным законодательным актом, принятом в 1720 году, был «Генеральный регламент», установивший очередность рассмотрения дел, функции чиновников в том числе секретарей.

Секретарь коллегии докладывал дела к слушанию, вел учет «вершинных» и «невершинных» дел, хранил печать коллегии (канцелярии).

Глава 29 «Генерального регламента» называлась «О секретарском управлении». Впервые записывалось требование об учтивости секретаря. Сохранность документов — также «попечение» секретаря.

Секретарь приходил на работу раньше других членов коллегии, «леность и недосмотр» наказывались штрафами, более серьезные проступки наказывались еще строже, вплоть до «лишения живота и пожитков».

При Петре 1 был составлен моральный кодекс «Юности честное зеркало» — требования к секретарю: приветливость, смирение и учтивость.

В 1722 году был принят «Табель о рангах», закон, по которому служба была разделена на гражданскую и военную. «Табель» состоял из 14 классов или рангов чиновников. Служащий, получивший чин до восьмого класса, становится потомственным дворянином, с девятого до четырнадцатого класса давало только личное дворянство. Секретари относились по должности к четвертому классу, и, следовательно, занимали высокое место в служилой бюрократии. Гражданский коллежский секретарь соответствовал военной должности командира полка.

С 1704 года важнейшие государственные функции выполняет кабинет и личная канцелярия царя. В царствование Петра 1 кабинет-секретарь Макаров, по мнению историка С. М. Соловьева, был «человек без мнения, без голоса, но могущественный по своему приближению к государю, все вельможи обращаются к нему с почтением, рассчитывая на благосклонность государя, когда ему будет докладывать Макаров».

Функции его не очень ясны. В кабинет поступали рапорты от дипломатических представителей. Особую группу дел кабинета представляли челобитные. После смерти Петра 1 кабинет был упразднен.

Некоторые функции кабинет-секретаря выполняли разные лица, при последователях Петра 1.

С 1763 года происходит возрождение кабинета его императорского величества.

2. Этапы развития секретарской службы при Екатерине 2.

У императрицы Екатерины 2 было много доверенных лиц в качестве кабинет-секретарей: Безбородко, Елагин, Теплов. Все эти были люди одаренные: кроме чиновников среди них были писатели, поэты, внесшие «легкий слог в канцелярские дела» (Р. Г. Державин)

С 1763 года была введена должность статс-секретарей, основная обязанность которых заключалась в «приеме прошений на высочайшее имя». На эту должность назначались на основе рекомендательных писем и высокого покровительства.

По «Табелю о рангах» они относились к четвертому разряду с обращением «Ваше превосходительство», имели высокое жалование, единовременные выплаты, именные пенсии, награждались орденами, медалями, знаками. Кабинет имел большие финансовые средства, на которые строились поместья, дворцы, гражданские сооружения, тюрьмы и так далее на имя государыни.

Выписки хранились у статс-секретаря, а копии выдавались просителю. Работа с прошениями регламентировалась инструкциями, где был определен четкий порядок обращения с прошениями. Они подавались лично в кабинет, чаще по почте. Иногда отважных сановников (« под кувертом») — с подписью («в собственные руки»), часто вместе с рекомендательными письмами. Большую часть прошений передавались статс-секретарю в Сенат, «для разрешения по законам».

Многие вопросы, изложенные в прошениях на высочайшее имя решались вне очереди в зависимости от покровительства знатных лиц. Скорость рассмотрения вопроса нередко зависела от личности подателя. Есть резолюция Екатерины 2 на просьбы шведского посла: «Не мешкать по нашему российскому обыкновению, как в старину, чужие дабы не ведали».

Канцелярия статс-секретарей была хорошей школой чиновничьей службы, через нее пошли видные государственные деятели. Впоследствии многие становились сенаторами.

Читайте также  Барий свойства история открытия

Канцелярия каждого статс-секретаря была автономна. В штате было еще два-три секретаря. Это были образованные люди, знали языки, были умны и умели схватывать суть вопроса. Были также молодые люди из знатных фамилий для «курьерских посылок в чужие края». В России их функции заключались в проверке фактов, изложенных в прошениях. Сословный состав подателей прошений — дворянство, иностранные послы, торговые люди. Крестьяне за жалобы на своих помещиков ссылались в Сибирь.

Два раза в неделю в восемь утра у Екатерины 2 была аудиенция со статс-секретарями. Частная переписка Екатерины 2 также проходила через их руки.

Статс-секретари являлись членами многочисленных комиссий об иностранных поселениях, о беспорядках в Малой России, в готовли проект закона «Об учреждении губернии».

Архивы статс-секретарей — ценный исторический источник по изучению политики абсолютизма в России.

В местных органах управления секретарям принадлежала главная роль в присутствии, секретари по каждому поступившему делу составляли докладные записки, по которым принимались решения.

В конце 18 века существовали пособия по составлению документов, которыми пользовались секретари. («Кабинетный или купеческий секретарь» И. Сокольского). Наряду с уставными правилами они включали элементы правоотношений служащего и государства, деловой и «паркетный» этикет.

Реорганизация центрального аппарата и создание министерств отвечало интересам Российской монархии 19 столетия.

Иерархический принцип все больше пронизывал систему органов управления. Это проявляется и в организации государственной службы на основе петровской «Табели о рангах» и на основе «Положения о Министерствах».

«Учреждение министерств» 1811 года строго установило структуру министерств и «образ производства дел». Министерства были представлены департаментами, советом министра, общими присутствиями департаментов, канцеляриями.

История и развитие профессии секретаря Лекция 1.. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемportal.tpu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » История и развитие профессии секретаря Лекция 1..» — Транскрипт:

1 История и развитие профессии секретаря Лекция 1.

2 Приказное делопроизводство В конце XV в. появляются первые приказы и приказные избы.

3 Приказное делопроизводство Соборное уложение 1649 г., содержавшее основные законы России XVII в., имело общую длину столбца 309 м. Подпись на документах растягивали во всю ширину.

4 Приказное делопроизводство В период приказного делопроизводства царь издавал указы, жалованные грамоты, акты. Боярская дума издавала приговоры. Была распространена форма: «Царь указал и бояре приговорили».

5 Развитие секретарской службы при Петре I С 1704 года важнейшие государственные функции выполняет кабинет и личная канцелярия царя. В кабинет поступали рапорты от дипломатических представителей. Особую группу дел кабинета представляли челобитные. После смерти Петра I кабинет был упразднен.

6 Развитие секретарской службы при Петре I «Генеральный регламент», принятый в 1720 году, установил очередность рассмотрения дел, функции чиновников, в том числе секретарей. Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа коллегий.

7 Развитие секретарской службы при Петре I В 1722 году был принят «Табель о рангах», который состоял из 14 классов или рангов чиновников. Секретари относились по должности к четвертому классу, и, следовательно, занимали высокое место в служилой бюрократии. Гражданский коллежский секретарь соответствовал военной должности командира полка.

8 Этапы развития секретарской службы при Екатерине II С 1763 года происходит возрождение кабинета его императорского величества. Введена должность статс-секретарей, основная обязанность которых заключалась в «приеме прошений на высочайшее имя».

9 Исполнительное делопроизводство В 1802 г. был издан указ о замене петровских коллегий министерствами. В 1812 г. было учреждено восемь министерств. Порядок прохождения документов по инстанциям был строго регламентирован законом. Дела делились на три категории: неотложные, «не терпящие времени», и обычные.

10 Значение секретаря в начале 19 века 23 марта 1840 г. на Путиловском и Невском машиностроительных заводах Петербурга были установлены должности личных секретарей помощников первых руководителей. Эту дату можно считать началом создания профессионального секретарского труда в нашей стране.

11 Значение секретаря в начале 19 века В 1868 году в Харькове были созданы специальные курсы подготовки секретарей. Появляется техника, упрощающая работу: множительные аппараты, пишущие машинки, стенография. Выходили специальные журналы 1884 год «Вестник контор и канцелярий», «Бюллетень конторщика» и другие.

12 Форменный мундир секретаря в начале 19 века Впервые служебный этикет форменной одежды нарушил М. М. Сперанский, явившись на прием к генерал-прокурору во французском кафтане и завитках.

13 Письмовники Цвет бумаги мог быть синим, оранжевым, палевым и пр. Самым подходящим считали «молочный» цвет. Письма отправляли в конвертах, а конверты запечатывали облатками или сургучом.

14 Октябрьский переворот 1917 года Секретарями В.И.Ленина были образованные дамы из «высшего общества»: Е.Д.Стасова, Л.А.Фотиева, выпускницы Санкт- Петербургских высших женских курсов.

15 Профессия секретаря в советские годы В 1932 году секретари были поделены на две неравноценные по престижу и окладам группы. Одни назывались референтами и помощниками, а другие – секретари- машинистки.

16 Международная ассоциация офисных работников Международная ассоциация офисных работников (International Association of Administrative Professionals, сокращенно IAAP) родилась в 1942 году в США. Организация насчитывает около участников и 600 филиалов по всему миру

17 Международный день секретаря День профессиональных административных работников (Administrative Professionals Day) начали отмечать в США в 1952 году. Праздник отмечается ежегодно в среду последней полной недели апреля.

18 Национальные Дни секретарей Австралия – в первую пятницу мая; Пакистан – в третью среду апреля; Зимбабве – в первую среду сентября; ЮАР – 5 сентября; США – последняя полная неделя апреля; Новая Зеландия – последняя среда апреля; Россия — ?

Доклад на тему история профессия секретарь

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

В квалифицированном секретаре, берущем на себя всё организационное и информационное обслуживание, нуждается любая организация, любой руководитель. Секретарь высокой квалификации освобождает руководителя от нерациональной траты времени, а в случае своей достаточной опытности и доверия со стороны руководителя может взять на себя принятие решений. Сегодня в организациях и на предприятиях различной организационно-правовой формы круг обязанностей различного секретарского персонала очень различается.

В частности, некоторое время назад в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» была включена должность «Офис-менеджер». В секретарской профессии существует достаточно много разновидностей и ступеней. Подготовка высококвалифицированных секретарей разных уровней – требование сегодняшнего дня, нужно подумать о том, как можно было бы изменить систему подготовки представителей данной профессии.

Государственного регулирования требований к должности в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» оказалось недостаточно, проявился некий дисбаланс между утверждёнными полтора десятка лет назад квалификационными характеристиками большинства профессий, почти не меняющимися, и требованиями, предъявляемыми работодателями к реальным работникам в сегодняшней стране. Секретарями руководителей крупнейших российских компаний, может засвидетельствовать многообразие дипломов и профессий. Секретарём руководителя может человек с дипломом о каком угодно высшем образовании инженера, физика, математика, юриста, железнодорожника, биолога, социолога профессий, для обучения которым в принципе не предусмотрены дисциплины, прививающие знания, умения и навыки, должен обладать квалифицированный секретарь.

Таким образом, требования работодателя в большинстве случаев ограничиваются дипломом о любом высшем образовании, всё остальное, вероятно, должно прийти само собой. Проблемы высшего образования, которое беспрестанно подвергается модернизации постепенно превращаются в проблемы для работников. Изменение системы подготовки специалистов высшего образования в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих различных областях в России привело к получению в вузах всего базовых знаний за четыре года.

В дальнейшем студенты должны будут самостоятельно адаптироваться к требованиям работодателей, у которых будут работать. Юные бакалавры приходят на предприятия с непригодными для эффективной работы навыками. Для ускорения адаптации их приходится доучивать прямо на рабочем месте.

Советский принцип – «забудьте всё, чему вас учили в вузе» – пока торжествует. Сегодня рынок труда постоянно изменяется, работникам приходится регулярно трансформировать и область применения своих умений и компетенций, приобретая новые для себя умения и навыки. Признание бакалавра в российских нормативных документах, регламентирующих трудовые отношения, не просматривается, работодатели пока не воспринимают бакалавров специалистов с высшим образованием, ни в Трудовом Кодексе РФ, ни в локальных документах организаций не предусматривается наличие работников с уровнем образования.

Признание бакалавров равными специалистам по образованию пока не предусматривается и не учитывается ни в одном из квалификационных справочников. Переход на подготовку бакалавров в России фактически возлагает на профессиональные объединения дополнительные задачи и обязательства по доведению бакалавров до уровня для работы в производственных условиях определенной отрасли и на соответствующем уровне управления. Вопрос о программе разработки профессиональных стандартов ставился в 1997 году (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222), но в 2007 г. был разработан первый макет и запущены пилотные проекты профессионального стандарта для создания системы профессиональных квалификаций.

Предлагалось окончательно перейти от единого тарифно-квалификационного справочника работ и рабочих профессий (ЕТКС) к внедрению национальных профессиональных стандартов (НПС). Причём система вновь разработанных классификаций должна стать ориентиром для системы профессионального образования, объединив профессиональные стандарты и отраслевые квалификационные требования с образовательными стандартами. Стандарт означает «эталон», «модель» – ориентироваться.

Профессиональный стандарт должен явиться моделью для работодателя и для работника. Сам работник будет понимать, какие требования предъявляются к знаниям и навыкам, своё ли место он занимает. Документ стал профессиональным стандартом должен, принят специализированной организацией, полномочной издавать стандарты уровня. В Российской Федерации профессиональные стандарты будут подготавливаться профессиональным сообществом и утверждаться Министерством труда и социальной защиты.

Глава I .Современные требования к профессии секретар я .

1.1.История возникновения профессии секретар я .

Секретарь руководителя современной компании –помощник, который должен быстро решать многие вопросы не только в соответствии с порученными от руководителя указаниями, но проявлять инициативу, – например, в отсутствие руководителя. Умение расставлять приоритеты при самостоятельной работе очень важно. Он планирует и организовывает деятельность руководителя, быстро печатает и правильно оформляет документы, составляет тексты и редактирует проекты различных, в том числе сложных документов, справляется с приёмом посетителей, организует мероприятия – совещания, переговоры, командировки осуществляет телефонное обслуживание.

Читайте также  Особенности биологии ХХ века

Работа секретаря в приёмной руководителя разнообразна, требует высокой культуры и образованности, специальных знаний и навыков. Секретарь должен иметь ряд деловых и личных качеств коммуникабельность, доброжелательность, интеллигентность, являются неотъемлемой частью профессии. Секретариаты и секретари руководителей занимаются подготовкой и оформлением служебных документов, организацией документооборота, текущим хранением и оперативным использованием документов в деятельности организации.

Следует отметить, что за рубежом в негосударственных структурах мелкого бизнеса функции документационного обеспечения выполняют офисменеджеры, секретари-референты, секретари руководителей. На средних предприятиях функции по управлению документами выполняются в секретариатах руководителей. Рабочие места секретарей оснащаются современными техническими средствами и поддерживаются соответствующим программным обеспечением, что позволяет оптимально и с наименьшими затратами рабочего времени организовать делопроизводственное обслуживание, сочетая его с выполнением прочих многочисленных обязанностей.

Часто секретарю-референту передаются отдельные административные функции и мелкие бухгалтерские операции. Безусловно, фирмы, связаны с современными IT-технологиями – приобретаются комплексные системы управления документами наряду с традиционными функциями делопроизводства (визирование, регистрация документов, привязка к документам поручений, контроль исполнения документов) присутствуют функции создания и обработки финансовых и управленческих документов, что позволяет организовать контроль платежей, движение товаров, материалов и складской учёт, планирование бюджета, разработку финансовых и платёжных документов . В России в аналогичных случаях часто происходит обратное, если в небольшой организации есть секретарь, то выполняет он бездокументные функции (чаще всего в силу полной необразованности в вопросах ).

Функции документационного обеспечения в случаях поручаются бухгалтеру, который, кроме собственно бухгалтерского учёта, ведёт и управленческую, и кадровую документацию. Важной составляющей профессии секретаря являются эргономическая и техническая оснащённость и программное обеспечение рабочего места. В вопросах западные страны ушли очень далеко от российской практики.

К основной функции секретаря по бездокументному обслуживанию относится организационное обеспечение работы руководства. Сегодня секретарю делегируются разнообразные административные функции. В ряде стран Западной Европы секретари имеют обширные полномочия по приёму клиентов и гостей фирмы, осуществляют PR-деятельность, могут представлять своих руководителей на торжественных мероприятиях, юбилейных и траурных церемониях, поздравляют сотрудников от имени фирмы, вручают подарки.

Как и в России, секретари просматривают корреспонденцию на имя руководителя,могут направлять часть документов непосредственно на исполнение специалистам, фиксируют и контролируют исполнение всех поручений руководителя, как письменных, так и устных. В отсутствие руководителя секретарь обязан проявлять собственную инициативу. В небольших коммерческих организациях на Западе секретарь, как правило, взаимодействует со службой безопасности, кадровой и хозяйственной, а иногда непосредственно координирует деятельность подразделений.

Часто секретарям передаются функции сотрудников, занимающихся работой с персоналом. Порой обязанности секретаря приравниваются к обязанностям заместителя руководителя. Если в организации отсутствует секретариат, как структурное подразделение, то в подчинении у секретаря-референта находится помощник – секретарь. Любой секретарь-референт должен уметь принимать решения, давать указания и представлять своего руководителя в деловых ситуациях.

Другой устоявшейся в системе организационного управления крупнейших компаний и корпораций Запада, является должность корпоративного секретаря. Корпоративный секретарь является должностным лицом, обеспечивающим соблюдение требований действующего законодательства, устава и внутренних документов, гарантирующих реализацию прав и законных интересов.

Деятельность корпоративного секретаря направлена на повышение эффективности управления развитием компании, повышение инвестиционной привлекательности, рост капитализации и увеличение доходности бизнеса. Функции корпоративного секретаря зарубежной компании широки, и выходят за пределы привычных нам задач по обеспечению проведения общих собраний акционеров, работы советов директоров, раскрытию информации, взаимодействию с акционерами и профессиональными участниками рынка. Корпоративный секретарь является главным администратором зарубежного акционерного общества, выполняя многочисленные задачи, сделки слияния и поглощения, ведение системы внутренних документов компании, участвует в подготовке коммерческих сделок, а в ряде случаев – управляет пенсионными схемами, программами по страхованию сотрудников и т.д. По данным многих исследований, профессия секретаря входит в число двадцати пяти самых популярных профессий. Разноплановая и интересная работа, приличная оплата труда (прежде всего в крупных городах) делают профессию секретаря привлекательной для лиц, получивших самые разные профессии [3, с. 98]. Современные секретари должны хорошо разбираться в информационных технологиях, делопроизводстве, психологии, свободно владеть иностранным языком. Развитие рыночных отношений, появление негосударственных организаций вызвали увеличение спроса на настоящих профессионалов в области секретарского дела. Это не могло не привести к росту статуса секретаря и повышению престижности и перспективности этой профессии. В России подготовки офис-менеджера, помощника, представителя дирекции в западном понимании термина, как главного администратора, способного работать не только с первыми руководителями, но и с другими международными фирмами, владеющего двумя-тремя языками и одновременно знаниями менеджера и документоведа, пока не существует. Необходимо получать несколько разных высших образований.

История развития секретарского дела

Реферат: История развития секретарского дела

    • Рефераты
    • Делопроизводство

1. Этапы развития секретарской службы при Петре 1.

Многовековой опыт российской государственности сформировал аппарат гражданских чиновников, в котором секретарям отводилась далеко не последнее место.

Понять особенности работы сегодняшнего секретаря невозможно без рассмотрения ее истоков, которые связаны с развитием системы государственных учреждений. Начинается служба в приказах 16-17 вв.

Документирование управленческих функций всегда сопровождалось множеством действий, которые с современных позиций можно отнести к чисто секретарским.

Глубокие преобразования государственного аппарата проводил Петр 1.

Административная реформа началась с создания Ближней канцелярии, предшественницы правительству-ющего Сената — высшего правительственного учреждения с судебными, административными и законодательными функциями.

Вокруг царя сформировалась сплоченная группа сподвижников (П. Гордон, Ф. Лефорт, Я. Брюс, А. М. Головин, А. Д. Меньшиков, братья Апраксины), рядом с ними вырастала молодая поросль служилого чиновничества, где секретари играли одну из главных ролей. Канцелярию сената возглавлял обер-секретарь. Рядовые секретари «тянули воз» ежедневной скучной работы с текущими делами.

Кабинет-секретарь докладывал царю важнейшие документы государственной политики и приватные письма, адресованные государю.

Основным законодательным актом, принятом в 1720 году, был «Генеральный регламент», установивший очередность рассмотрения дел, функции чиновников в том числе секретарей.

Секретарь коллегии докладывал дела к слушанию, вел учет «вершинных» и «невершинных» дел, хранил печать коллегии (канцелярии).

Глава 29 «Генерального регламента» называлась «О секретарском управлении». Впервые записывалось требование об учтивости секретаря. Сохранность документов — также «попечение» секретаря.

Секретарь приходил на работу раньше других членов коллегии, «леность и недосмотр» наказывались штрафами, более серьезные проступки наказывались еще строже, вплоть до «лишения живота и пожитков».

При Петре 1 был составлен моральный кодекс «Юности честное зеркало» — требования к секретарю: приветливость, смирение и учтивость.

В 1722 году был принят «Табель о рангах», закон, по которому служба была разделена на гражданскую и военную. «Табель» состоял из 14 классов или рангов чиновников. Служащий, получивший чин до восьмого класса, становится потомственным дворянином, с девятого до четырнадцатого класса давало только личное дворянство. Секретари относились по должности к четвертому классу, и, следовательно, занимали высокое место в служилой бюрократии. Гражданский коллежский секретарь соответствовал военной должности командира полка.

С 1704 года важнейшие государственные функции выполняет кабинет и личная канцелярия царя. В царствование Петра 1 кабинет-секретарь Макаров, по мнению историка С. М. Соловьева, был «человек без мнения, без голоса, но могущественный по своему приближению к государю, все вельможи обращаются к нему с почтением, рассчитывая на благосклонность государя, когда ему будет докладывать Макаров».

Функции его не очень ясны. В кабинет поступали рапорты от дипломатических представителей. Особую группу дел кабинета представляли челобитные. После смерти Петра 1 кабинет был упразднен.

Некоторые функции кабинет-секретаря выполняли разные лица, при последователях Петра 1.

С 1763 года происходит возрождение кабинета его императорского величества.

2. Этапы развития секретарской службы при Екатерине 2.

У императрицы Екатерины 2 было много доверенных лиц в качестве кабинет-секретарей: Безбородко, Елагин, Теплов. Все эти были люди одаренные: кроме чиновников среди них были писатели, поэты, внесшие «легкий слог в канцелярские дела» (Р. Г. Державин)

С 1763 года была введена должность статс-секретарей, основная обязанность которых заключалась в «приеме прошений на высочайшее имя». На эту должность назначались на основе рекомендательных писем и высокого покровительства.

По «Табелю о рангах» они относились к четвертому разряду с обращением «Ваше превосходительство», имели высокое жалование, единовременные выплаты, именные пенсии, награждались орденами, медалями, знаками. Кабинет имел большие финансовые средства, на которые строились поместья, дворцы, гражданские сооружения, тюрьмы и так далее на имя государыни.

Выписки хранились у статс-секретаря, а копии выдавались просителю. Работа с прошениями регламентировалась инструкциями, где был определен четкий порядок обращения с прошениями. Они подавались лично в кабинет, чаще по почте. Иногда отважных сановников (« под кувертом») — с подписью («в собственные руки»), часто вместе с рекомендательными письмами. Большую часть прошений передавались статс-секретарю в Сенат, «для разрешения по законам».

Многие вопросы, изложенные в прошениях на высочайшее имя решались вне очереди в зависимости от покровительства знатных лиц. Скорость рассмотрения вопроса нередко зависела от личности подателя. Есть резолюция Екатерины 2 на просьбы шведского посла: «Не мешкать по нашему российскому обыкновению, как в старину, чужие дабы не ведали».

Канцелярия статс-секретарей была хорошей школой чиновничьей службы, через нее пошли видные государственные деятели. Впоследствии многие становились сенаторами.

Канцелярия каждого статс-секретаря была автономна. В штате было еще два-три секретаря. Это были образованные люди, знали языки, были умны и умели схватывать суть вопроса. Были также молодые люди из знатных фамилий для «курьерских посылок в чужие края». В России их функции заключались в проверке фактов, изложенных в прошениях. Сословный состав подателей прошений — дворянство, иностранные послы, торговые люди. Крестьяне за жалобы на своих помещиков ссылались в Сибирь.

Два раза в неделю в восемь утра у Екатерины 2 была аудиенция со статс-секретарями. Частная переписка Екатерины 2 также проходила через их руки.

Статс-секретари являлись членами многочисленных комиссий об иностранных поселениях, о беспорядках в Малой России, в готовли проект закона «Об учреждении губернии».

Архивы статс-секретарей — ценный исторический источник по изучению политики абсолютизма в России.

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: