История развития языкознания как науки - ABCD42.RU

История развития языкознания как науки

Краткий очерк истории языкознания.

Языкознание как наука. Основ. разделы. Связь с другими науками.

Языкознание— это наука о человеческом языке вообще и о каждом конкретном языке как представителе человеческого языка.Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.

Внешняя лингвистикаобъединяет дисциплины, которые возникли на стыке языкознания с другими науками: математическая лингвистика, социолингвистика, психолингвистика, лингвокультурология,

Внутренняя лингвистика изучает язык как систему. В нее входят лексикология, фонетика, грамматика. Языкознание делится на общее, частное и прикладное. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью: 1) определить природу языка, его сущность; 3) создать классификацию языков и др.

В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, направленное на выяснение общих закономерностей языка.

Типологическое языкознание выявляет положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии). Абсолютными универсалиями являются, например, следующие утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует различие и по числу. Примеры статистических универсалий: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел; почти во всех языках есть не менее 2 гласных фонем. Частное языкознание занимается отдельным языком или группой родственных языков, или языками, объединенными территориально: существуют русистика, германистика, балкановедение Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории, либо диахроническим, прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени..Прикладное языкознание — это применение лингвистических знаний к практической деятельности. Важной отраслью практической деятельности языковедов является преподавание родного и неродного языков в общих и специальных школах, перевод с одного языка на другой, разработка терминологии, совершенствование алфавита и орфографии.

Языкознание связано с социальныминауками: с историей, поскольку история языка является частью истории народа, с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам — орудиям труда, оружию, украшениям.Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию. Связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика. Из естественных наук языкознание теснее всего соприкасается с физиологией. Языкознание связано также с такой естественной наукой, как антропология. Антропология — наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. О связи языкознанияс философией: философия вооружает языкознание, как, впрочем, и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

Краткий очерк истории языкознания.

1 период – V-IV вв. до н.э. – XVI вв. Языкознание как наука о языке зародилось в глубокой древно­сти (предположительно на Древнем Востоке).

Первым теоретическим опытом описания языка была грамматика санскрита индийского ученого Панини, которая называлась «Восьмикнижие». В ней устанавлива­лись нормы санскрита и давалось точное описание языка священ­ных текстов. Это было наиболее полное описание фонетики, морфоло­гии, морфонологии, словообразования. Сочинение Панини оказало существенное влияние на раз­витие языкознания в Китае, Японии

Европейская лингвистическая тради­ция зародилась в Древней Греции. В IV в. до н.э. Платон, опи­сывая грамматику греческого языка, вводит термин определяющий основные разделы современной лингвистики (отсюда происходит и современ­ный термин «грамматика»). К этому времени относятся работы Аристотеля «Риторика»

2 период– XVII-XVIII вв. — «Период универсальной грамматики». Философское изучение языка достигает своей вершины в трудах западноевропейских ученых XVI-XVII вв. Ф. Бэкона, Р. Декарта и В. Лейбница, выдвинувших идею создания единого для всего чело­вечества языка в качестве совершенного средства общения и выра­жения человеческих знаний, т.е., по сути, речь шла о создании языка типа эсперанто.

В этот период была создана универсальная «Общая рациональная грамматика», разработанная Пор-РояльКлодом Лансло и Антуаном Арно, которые издали ее в Париже в 1660 г.

В этот период появился и еще один тип грамматики – нормативная грамматика, посвященная изучению одного языка

3 период– конец XVIII-первая половина XIX вв. Появляется языкознание сравнительно-историческое (к 1816 г.) и философия языка. Новое направление обращено к исследованию мёртвых языков, к нахождению праязыков и установлению влияния их на живые языки и их диалекты. У истоков сравнительно-исторического изучения языков стояли немецкие ученыеФранц Бопп, Я. Гримми русский А.Х. Востоков.

Сравнительно-исторический подход к изучению языков способствовал разработке их генеалогических классификаций. Первым лингвистом, предложившим такую классификацию, был немецкий ученый Август Шлейхер. Он рассматривал язык как живой организм.

4 период– период системного изучения языка – конец XIX – первая треть XX вв. В этот период формируются логическое и психологическое направления. Язык начинает рассматриваться в связи с логикой и психологией.

Представитель психологического направленияв русском языкознании – А. А.Потебня. Он говорил, что язык – это произведение народа и развивается по своим, не биологическим законам.

5 период– 30-е годы XX в. — по настоящее время. Основные особенности современного языкознания: 1. в научный оборот вовлекаются новые языки и их диалекты; 2. возникают новые науки на стыке старого, традиционного, и нового языкознания; 3. увеличивается количество научных школ. Первые десятилетия XX века характеризуются появлением ряда новых отраслей в языкознании. Социолингвистика — научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии.

Лингвистика — краткая история науки

Что такое лингвистика и что она изучает

Лингвистика (другое название – языкознание) – наука о языке, процессах, в нём происходящих, его лексическом составе, развитии, структуре, истории и связи с другими языками.

Предмет изучения лингвистики поистине бесконечен. Самому явлению «язык» очень трудно дать точное определение. Языки существуют столько же, сколько человеческое общество. Язык объединяет нацию и разделяет народы, на нём создаётся литература, пишутся исторические документы. Ни одна наука не существует вне языка.

История лингвистики

Это история накопления знаний о языковых реалиях, их систематизации, об изменении научных методик, о понимании роли языка в обществе, возникновении новых направлений лингвистики.

Этапы развития лингвистики

Древний мир

Изучать язык люди начали тысячи лет назад, одновременно с появлением письменности. Учёные не уверены, началось это в Китае, Индии, в странах Древнего Востока или в Египте. Многие письменные свидетельства утеряны. Остаётся судить по источникам, дошедшим до просвещённых веков. Но первым опытом научного осмысления языка (санскрита), установления норм его использования считают индийскую рукопись под названием «Восьмикнижие». Автор этого труда, учёный по имени Панини, жил в V − IV веках до нашей эры.

Языкознание Античности

Древняя Греция − колыбель европейской лингвистики. В работах Гераклита Эфесского, в некоторых из «Диалогов» Платона содержатся попытки объяснить происхождение слов, символику звуков.

Аристотель в «Поэтике» выделяет 8 частей речи, пишет о назначении падежей. Он классифицирует звуки и описывает работу речевого аппарата.

Во II в. до нашей эры в Александрии существовала созданная благодаря Александру Македонскому Александрийская школа, прославившаяся огромной библиотекой и созданием грамматики греческого языка.

Римские философы в своих работах опирались на перевод Александрийской грамматики, внеся изменения для адаптации к латинскому языку. Но были и вполне самостоятельные труды. К примеру, «О латинском языке» Марка Теренция Варрона. В IV веке нашей эры Элий Донат был автором нескольких учебных пособий, ставших классическими. Объединённые в один труд, они получили название «Грамматическое руководство». Самым популярным, подробным, тщательно прописанным и крупным стал «Курс грамматики» Присциана ( VI в. нашей эры), состоящий из 18 книг.

Средневековье и Возрождение

С гибелью античной цивилизации во всех областях научной деятельности наступил застой. Причиной этого была религия, проникшая во все сферы жизни. Единственным объектом изучения для лингвистов стал латинский язык. Он давно не функционировал в общественной жизни, не использовался как средство живого общения. Поэтому языкознание, в сущности, не развивалось. Другие языки рассматривались только в сравнении с латынью по канонам, прописанным ещё Донатом и Присцианом. Латинский и греческий стали основой системы образования во всех европейских странах.

Позитивное движение в Средние века наблюдалось лишь у славянских народов. В населённых ими землях широко распространилась созданная Кириллом и Мефодием азбука. Её появление объяснялось необходимостью переводить с греческого церковные книги. Но возникновение собственной письменности стало толчком для развития самобытной культуры и науки.

В XV – XVII вв., в эпоху Возрождения интерес лингвистики переместился с изучения отдельных фактов языка на исследование текста, как цельной структуры. Активно появляются грамматики европейских языков: польского, армянского, французского, венгерского, английского и других

Это время в российском языкознании связано с деятельностью Максима Грека, автора трудов по основам перевода.

Читайте также  Республика Бурятия в древние века

Просвещение

XVII век ознаменовался появлением словарей иностранных слов и изобретением книгопечатания. На язык стали смотреть как на основу национального самосознания. Возрос интерес к родному языку и языкам иных стран. Делаются попытки сопоставительного анализа лингвистических явлений, проводятся этимологические исследования.

Бурно развивающаяся наука, нарождающийся капитализм предъявляли новые требования к лингвистике. В XVII – XVIII веках на основании новых философских идей был выдвинут целый ряд лингвистических теорий, которые нашли подтверждение или были опровергнуты намного позже. Часть поднятых в этот беспокойный век проблем не решена до сих пор.

Учёные-лингвисты той поры сосредоточились в основном на следующих вопросах:

  • происхождение языка;
  • объединение языков в группы, их классификация;
  • принципы создания словарей.

Научные изыскания в области языка проводят люди, чья основная деятельность не связана с лингвистикой. Это Жан-Жак Руссо, Георг Лейбниц, Джанбатист Вико, Этьен Бонно де Кондильяк.

Российское языкознание

XVIII век – время полноценного участия российских лингвистов в развитии науки о языке. Русский язык окончательно отделяется от старославянского и изучается как самобытное явление. В.Г. Адодуров пишет первый учебник русского языка. М.В. Ломоносов создаёт «Российскую грамматику», в которой фиксирует и систематизирует явления не старославянского, а именно русского языка.

В конце XVIII века выходит в свет Словарь Академии Российской. В нём целый ряд новшеств: слова не только поделены на русские и старославянские, но и имеют пометки о стилевой принадлежности в соответствии с теорией «трёх штилей», сформулированной Ломоносовым.

XIX век

Основным методом в языкознании становится сравнительно-исторический. Возникновение самого термина произошло благодаря работам Фридриха и Августа Шлегелей.

Одновременно с исследованиями в этом ключе развивается теоретическое языкознание, формируются новые направления. Например, психологическое, основанное немецкими учёными Гумбольтом и Штейнталем, а также философом из России А.А. Потебней. Главными вопросами этого направления стали проблемы связи национального языка с мышлением, речью, ментальностью («духом народа»).

В это же время появляется несколько теорий о происхождении и генеалогии языков. Самая известная и критикуемая из них – концепция А. Шлейхера, отрицавшего существование праязыка.

XX век и начало XXI

Ярчайшей отличительной чертой языкознания XX века стало появление лингвистического структурализма. Основа этого течения – восприятие языка как целостной системы из взаимосвязанных элементов.

У истоков структурализма стоял швейцарец Ф. де Соссюр. Огромный вклад был сделан российскими лингвистами Ф. Фортунатовым, И. Бодуэном де Куртенэ, Р. Якобсоном.

В 70-е годы прошлого века структурализм вошёл в состав общего языкознания. На смену пришло отделившееся от него перспективное направление − конструктивизм. Его основоположником стал Н. Хомский (США). Выдвинутая им идея опиралась на представление о языке как о динамической системе. Этот взгляд был развит российским лингвистом С.К. Шаумяном и его последователями.

В современной науке превалирует стремление к синтезу разнообразных методик лингвоанализа. Историческое языкознание на подъёме. Это позволило воплотить такие трудоёмкие, масштабные проекты, как «Словарь праславянского языка», «Этимологический словарь славянских языков», лингвистические атласы. К современным языковедческим направлениям относятся ареальная и когнитивная лингвистика, психолингвистика, этнолингвистика.

История языкознания как науки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Языкознание — это наука, которая изучает язык посредством анализа языковых форм, языковых значений и языка в контексте.

Язык сопровождал человечество на всех этапах его развития. Это обуславливает многовековую историю науки «языкознание».

Античный период

Самые ранние языковедческие тексты — написанные клинописью на глиняных табличках — датируются почти четырьмя тысячами лет до н.э. В первые века второго тысячелетия до н.э. в южной Месопотамии возникла первая грамматическая традиция, которая длилась более 2500 лет.

Языкознание в Древней Индии получило импульс к развитию от необходимости правильно читать и интерпретировать ведические тексты. Уже в древнейшем индийском тексте, «Ригведа», речь обожествляется. К 1200 г. до н.э. устное исполнение этих текстов становится стандартизированным, и трактаты о ритуальном чтении предлагают разделить санскритские соединения на слова, основы и фонетические единицы, что дает толчок для развития морфологии и фонетики. К основным представителям древнеиндийского языкознания относятся Яска, Панини, Вараручи, Патанджали и др.

Подобно индийской традиции, китайская филология Xiaoxue («начальные занятия») началась с того, что она помогла понять классику династии Хань (III в. до н.э.). Позднее Xiaoxue разделилось на три ветви:

  • Xungu («толкование»);
  • Wenzi («анализ истинности»);
  • Yinyun («изучение звуков»).

Xiaoxue достигла пика своего развития в XVII веке нашей эры (династия Цин).

Первым языковедческим произведением в Китае считается Глоссарий Эръя (III в. до н.э.). Во II в. до н.э. был составлен первый китайский словарь — Shuowen Jiezi, который классифицировал китайские иероглифы по радикалам. Впоследствии данной практике будет следовать большинство последующих лексикографов.

В Древней Греции был разработан алфавит, основанный на системе, ранее использовавшейся финикийцами. Наряду с письменной речью греки начали изучать грамматические и философские вопросы. Предметом их исследований был вопрос о происхождении языка (искусственное, социальное или сверхъестественное).

Стоики сыграли важную роль в определении языковедческих знаковых терминов. Они также изучали фонетику, грамматику и этимологию как отдельные уровни обучения. Александрийские грамматики также изучали звуки речи и просодию.

Готовые работы на аналогичную тему

Яркими представителями древнегреческого языкознания (как и практически всех остальных научных знаний) были:

  • Платон;
  • Аристотель;
  • Аполлоний Дискол.

Они создали множество трудов по вопросам синтаксиса, семантики, морфологии, просодии, орфографии, диалектологии и др.

В тот период греческий язык функционировал как лингва франка, язык, на котором говорили во всем известном мире (для греков и римлян) того времени, и, как следствие, современная лингвистика основана на нем.

Период Средневековья

Из-за быстрого распространения ислама в VIII веке, получила распространение арабская грамматика, многие люди выучили арабский язык как лингва франка. По этой причине самые ранние грамматические трактаты на арабском языке часто писались носителями языка, для которых он был неродным.

Усилия трех поколений грамматиков завершились в книге персидского лингвиста Сибавихи (около 760-793 гг.). Он подробно и профессионально описал арабский язык в своем монументальном труде «Аль-Китаб фи ан-Нахв» («Книга по грамматике»). В своей книге он отделил фонетику от фонологии.

Первым в Европе этимологическим и энциклопедическим словарём на неклассическом языке стал ирландский «Cormac’s Glossary».

В XIII-XIV веках действовало сообщество представителей философской грамматики «Modistae». Основным результатом его деятельности стало введение понятия универсальной грамматики.

Данте в своем произведении «О красноречии народного языка» По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы «Риторика и ораторское искусство». подробнее расширил область языковедческих исследований с латыни/греческого языка, чтобы включить современные языки. Другими языковедческими произведениям того же периода, касающимися родного языка, являются «Первый грамматический трактат» (исландский) и кодекс «Словарь учёного» (ирландский).

В периоды Ренессанса и Барокко был усилен интерес к языкознанию, в частности, с целью перевода Библии иезуитами. Также он был вызван философскими размышлениями об универсальном языке и происхождении языка.

Современный период языкознания

Современное языкознание началась только в конце XVIII века.

В течение XVIII века гипотетическая история, основанная на сочетании лингвистики и антропологии, была посвящена теме происхождения и развития языка и общества. Мыслители данного направления способствовали созданию академических парадигм, в которых некоторые языки были помечены как «примитивные» или «дикие» по отношению к английскому языку.

В XVIII веке Джеймс Бернетт проанализировал множество языков и вывел логические элементы эволюции человеческого языка. В своем «Санскритском языке» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правописание наречий подробнее (1786 г.) Уильям Джонс предположил, что санскрит и персидский язык имеют сходство с классическим греческим, латинским, готическим и кельтским языками. Из этой идеи возникла область сравнительного и исторического языкознания. В течение XIX века европейская лингвистика сосредоточилась на сравнительной истории индоевропейских языков, стремясь найти их общие корни и проследить их развитие.

В 1820-х годах Вильгельм фон Гумбольдт заметил, что человеческий язык является системой, управляемой правилами. Работа Гумбольдта По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Гумбольдт подробнее связана с развитием романтической лингвистики, которое было вдохновлено натурфилософией и романтической наукой. Другие известные представители движения включают Карла Вильгельма Фридриха Шлегеля и Франца Боппа.

Только в конце XIX века младограмматический подход Карла Бругмана и других ввел строгое понятие фонетического закона. Историческое языкознание также привело к появлению семантики и некоторых форм прагматики.

В Европе произошло развитие структурной лингвистики, инициированное швейцарским профессором индоевропейской и общей лингвистики Фердинандом де Соссюром, чьи лекции по общему языкознанию, опубликованные посмертно его учениками, определили направление европейского лингвистического анализа с 1920-х годов; его подход получил широкое распространение в других областях под общим термином «структурализм».

Во время Второй мировой войны североамериканские лингвисты Леонард Блумфилд, Уильям Мандевиль Остин и несколько его учеников и коллег разработали учебные материалы для различных языков, знания которых были необходимы для военных действий. Эта работа привела к росту популярности языкознания, которое стало признанной дисциплиной в большинстве американских университетов только после войны.

Читайте также  История российского предпринимательства

Примерно с 1980 года прагматический, функциональный и когнитивный подходы неуклонно завоевывают популярность как в Соединенных Штатах, так и в Европе.

История развития языкознания как науки

Контрольная работа по языкознанию на тему:

«История развития языкознания как науки»

1. Начальный этап развития языкознания: Индийское и античное языкознание

2. Языкознание Средних веков, Возрождения и Нового времени. Универсальная логическая грамматика

3. Сравнительно-историческое языкознание и философия языка

4. Натуралистическое, логико-грамматическое и психологическое направления в лингвистике XIX века. Младограмматизм

5. Неограмматизм, эстетизм и социология языка

6. Структурализм как ведущее направление языкознания XX века

7. Основные направления в современном языкознании

8. Методы лингвистических исследований

1. Начальный этап развития языкознания: Индийское и античное языкознание

Начальный этап развития языкознанияVIв до н.э.-XVIII в. н.э.:

1. индийское языкознание

2. античное языкознание

3. языкознание средних веков

4. языкознание возрождения средних веков.

В это время были сформированы важные проблемы языкознания, заложившие основу лингвистической терминологии, накопили материал по изучению различных языков мира.

Древняя идея происхождения языка восходит к мифам и связывает появление языка с Богом- с одной стороны и с материальным миром-с другой.

Древнее представление: в основе зарождения мира лежит божественное начало, которое превращается в материю через логос (слово). «В начале было слово и слово было у Бога».

Представление о наличии значения слова послужило толчком к развитию науки о языке.

Индийское языкознание возникло в потребности толкования вед — священных книг Индуизма (ведическое языкознание). Важнейшей функцией древневедических лингвистов было отграничение священного языка вед санскрита от народного языка пракрита.

Самое выдающиеся достоинство индийского языкознания – грамматика Панине (IV в. До н.э.) грамматика Панине состоит из 3996 сутр (стихотворных произведений).

В отличии от индийского языкознания для европейско-античной лингвистики была важна суть языка, его связь с мышлением. Учёных интересовали природные наименования. На первом месте был философский аспект языка, сама теория языка, рождённая в недрах философии. Существует 2 теории происхождения языка-наименования речи:

1. наименование по природе physei (Гераклит) происхождение названия отрицает саму суть предмета.

2. по становлению thesei (Демокрит) вещи называют вещи так как устроены люди, не отражая сути.

Свой вклад внесла и великая Древне Греческая троица философии: Платон, Сократ и Аристотель.

Кроме того на становление языкознания повлияли философы стоики и Александрийские грамматисты.

2. Языкознание Средних веков, Возрождения и Нового времени. Универсальная логическая грамматика

Теория языка (476 г. н.э. — 1492 г. н.э.) переживает застой, усилия учёных были направлены только на область канонических библейских текстов, занимались толкованием текстов, исследованием лексики и этимологии.

Именно в средние века возникло 2 направления в исследовании древних текстов:

· герменевтика/ палеография (объясняла текст, истолковывала содержание)

· экесгетика / текстология (история возникновения текстов, исследование их подлинности)

В эпоху возрождения и в новое время происходит взрыв в духовной жизни Европы, географические открытия, которые привели к необходимости изучения новых языков. Это время называется периодом универсальной грамматики. Представители полагали, что язык будет средством выражения мысли, а значит и единство в плане выражения категории является единым и в плане грамматики.

Во всех языках имеются одни и те же части речи, поэтому грамматика универсальная. Учёные стремились рассмотреть грамматические функции языка с точки зрения логики, если что-то не укладывалось, то это было неправильным. Первым опытом такой грамматики стала общая рациональная грамматика 1660 г. Грамматика Пор-Рояль – это первый и удачный опыт в построении логической грамматики.

«Всеобщая и рациональная грамматика Пор-Рояля» – книга, изданная аббатами монастыря Пор-Рояль Антуаном Арно и Клодом Лансло в 1660 году. Разрабатывалась для серии учебников Пор-Рояля наравне с пособием по логике. Стала первым фундаментальным грамматическим сочинением, относимым к универсальным грамматикам, в которых грамматические категории объясняются через категории мышления и восприятия человеком действительности. «Грамматика…» разделена на две части. Первая из них носит название «Слова как звуки» и состоит из шести глав. Вторая часть называется «Слова как средства выражения и передачи мысли»; её составляют 24 главы. Именно в ней содержатся положения об «основных операциях рассудка» (представлении, суждении, умозаключении) и соответствующих им категориях языка. Операциям соответствуют различия между частями речи: имена существительные, прилагательные, местоимения и артикли соотносятся с представлением, глаголы – с суждением; способность к умозаключению находит выражение в связном тексте. Впрочем, авторы грамматики признавали необходимым для определения частей речи учёт роли слов в предложении.

Основа теории, изложенной в «Грамматике Пор-Рояля», – описание «операций рассудка», посредством которых воспринимается, анализируется и осмысливается окружающая дейстительность; по мнению авторов «Грамматики…», названные операции постижимы исключительно через язык и выразимы лишь с его помощью.

А языковая практика развивается по пути создания грамматик новых европейских языков.

Начиная с XV в. Появляются грамматики Испанского и Итальянского языков, в XVI в. Появляется грамматика французского, английского, немецкого языков.

Распространяется лексикография, создаются полные академические словари. Для подготовки словаря французского языка была создана французская академия наук. В России начиная с XVI в. грамматики (М. Грек «Словесная грамматика 1586 г., Лаврентий Зизаний «Грамматика словесная современного искусства восьми частей слова» 1596 г., М. Смотрицкий «Грамматика словесная 1619 г.). В 1789–1794 г. выходит первый словарь Академии Российской.

2.Из истории языкознания. Основные этапы развития языкознания.

История лингвистических учений может быть рассмотрена с учётом периодизации, которая отражает наиболее важные вехи на пути совершенствования знаний о языке. Языкознание в своем развитии прошло пять этапов и переживает сейчас очередной этап, шестой:

I. Начальный этап (VI в. до н.э. — XVIII в.). В это время были сформулированы важнейшие проблемы языкознания, заложены основы лингвистической терминологии, накоплен огромный фактический материал по изучению самых разных языков мира.

П. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (конец XVIII — начало XIX в.). На этом этапе языкознание определило свой объект и свой предмет исследования, выработало специальный метод анализа языкового материала и выделилось в самостоятельную науку.

III. Расцвет сравнительно-исторического языкознания, отражённый в деятельности натуралистического, логико-грамматического и психологического направлений в лингвистике XIX в.

IV. Неограмматизм и социология языка (конец XIX — начало XX в.), отмеченный критикой сравнительно-исторического метода. Данный этап можно считать кризисным, подготовившим почву для формирования структурального метода в мировом языкознании.

V. Структурализм (20 век) В этот период все структуральные школы на разных континентах достигают значительных успехов при изучении языка в его синхронном состоянии как системного явления.

VI. Современное языкознание (1970-е гг. — наши дни). Большинство лингвистических школ конца XX — начала XXI в., критикуя структурализм за формальный подход к языку, за игнорирование человеческого фактора, за сужение предмета языкознания, строит свои теории, основываясь на принципе антропоцентризма, и расширяет границы лингвистических исследований за счёт интеграции с другими науками (психологией, социологией, философией, этнографией, культурологией, информатикой и др.).

3.Происхождение языка. Закономерность развития языка

Со времен античности сложилось много теорий происх-я я.

1) Теория звукоподражания идет от античной школы стоиков, была поддержана в 19-м и 20-м вв. Суть этой теории в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы, старался подражать им своим речевым аппаратом. Противоречит с практикой. Звучащих слов немного, звукоподражать можно только звучащему, как тогда назвать безгласное. Звукоподражательных слов больше в развитых языках, чем в примитивных, тк чтобы подражать нужно в совершенстве владеть речевым аппаратом, чего первобытный чел. с неразвитой гортанью не мог сделать.

2) Теория междометий идет от эпикурейцев, противостоявших стоикам, и состоит в том, первобытные люди превратили инстинктивные животные вопли в «естественные звуки» — междометия, сопровождающие эмоции. Отсюда и происходят, по их мнению, все слова.

3) Теория трудовых выкриков – XIXв. Возникла в трудах вульгарных материалистов и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождающих коллективный труд. Они не коммуникативны, не номинативны, не экспрессивны.

3) Теория трудовых выкриков возникла в 19-м веке в трудах материалистов и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождающих коллективный труд.

4) Теория соц договора (сер XVIII) Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. Руссо обосновал ее с позиций своей теории о двух периодах в жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувства, второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности».В этом же ряду теория возникновения звукового языка из жестов. Все перечисленные теории игнорируют язык как общественное явление.

5) Теория жестов – также несостоятельна, тк жесты всегда вторичны для людей имеющ звук Я. Среди жестов нет слов и жесты не связ с понятиями. Все подобн теории игнорир Я как обществ явл-е. Из главных положений Энгельса о происх-я Я: происх-е Я нельзя научно доказать, можно лишь построить гипотезы, только языковедческих данных недостаточно для решения этого вопроса.

Читайте также  Ирландский нейтралитет во Второй мировой войне

6)Божественная теория— Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов.

7) Биологическая гипотеза— Язык — естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм. Выдвинул эту гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма, то есть учения, определяющего ведущую роль естественного отбора в биологической эволюции. Но первые корни слов возникли, по его мнению, как результат звукоподражания.

Язык— это абстрактная система ,выражающаяся в речи. Речь динамична. Язык универсален, системен, а речь последовательна.

Закономерности развития языка.

Деление языков (диалектов) и их объединение – основные процессы развития языка.

Дифференциация – территориальное и социальное распределение носителей языка, в рез-те чего возникают новые диалекты.

Интеграция (конвергенция, схождение) – истор.процесс, в ходе к-го происходит объединение языков и диалектов.

Дифференциация увеличивает колво языков, интеграция сокращает.

Существуют внешние и внутренние законы развития языка.

* Внешние законы – это законы изменения функций и структуры языка под влиянием неязыковых причин: изменения экономического и социального строя общества, контактов народов, их переселения, войн. Эти законы изменяют в первую очередь внешнюю сторону языка.

* Внутренние законы – исторические изменения внутренней структуры языка, языковые, внутренние изменения единиц и категорий языка.

1) фонетические законы;

2) морфологические процессы и т.п.

Развиваются звуковой строй, грамматический строй, словарный состав.

Важные исторические закономерности развития языка:

1) длительное сохранение основы языка:

2) историческая преемственность между старым и новым состоянием при образовании родственных языков;

3) соотнесенность корнеслова, морфем и фонетических законов между родственными языками в их современном состоянии.

4)Закон эволюционного развития структуры языка.( в развитии языка не бывает скачков, взрывов: изменения происходят незаметно, путём появления элементов нового качества, временного сосуществования элементов нового и старого, а в дальнейшем постепенного выхода из употребления старых явлений.)

5)Закон неравномерного развития разных ярусов языковой системы.( Отдельные языковые ярусы (уровни): фонетический, лексический, морфологический, синтаксический – характеризуются различной степенью устойчивости. Например, изменения в фонологической системе более интенсивны в древний период и в период становления языка народности; В то же время лексика – наиболее подвижный ярус, тесно связанный с жизнью общества, поэтому изменения в ней происходят постоянно: старые слова отходят на второй план, появляются новые лексические единицы .Причём учёные отмечают, что прирост слов всегда превышает их убыль.)

6)Закон аналогии.-уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними другие элементы, более редкие и малочисленные. Каждый новый факт языка включается в языковую систему по существующим моделям, например: в русском языке заимствованное слово принимает категорию рода, склонения, даже если эти категории отсутствуют в языке-источнике; образование новых слов идет по существующим моделям и т. п.

7)Закон речевой экономии (или экономии речевых усилий). Стремление к экономичности языкового выражения обнаруживается на разных уровнях языковой системы — в лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе. Действие этого закона объясняет, например, замену форм следующего типа: грузин из грузинец, лезгин из лезгинец,

В случаях скрещивания различают два понятия: субстрат 1 и суперстрат 2 . И субстрат и суперстрат – это элементы побежденного языка в языке-победителе, но так как побежденным может быть и тот язык, «на который накладывается другой язык», и тот язык, «который накладывается на другой язык и сам в нем растворяется», то можно различать эти два явления.

Субстрат — влияние языка коренного населения на чужой язык, обычно при переходе населения с первого на второй в результате завоевания, этнического поглощения, культурного преобладания и т. д. При этом местная языковая традиция обрывается, народ переключается на традицию другого языка, но в новом языке проявляются черты языка исчезнувшего.

Суперстрат — влияние языка пришлого населения на язык коренного в результате завоевания, культурного господства некоего этнического меньшинства, которому не хватило критической массы для ассимиляции покорённого или подчинённого коренного населения. При этом местная языковая традиция не обрывается, но в ней ощущаются (в разной степени и на разных уровнях в зависимости от длительности) иноязычные влияния.

Языкознание как наука. Объект и предмет. Основные этапы развития

Языкознание как наука. Объект и предмет. Основные этапы развития
Языкознание как наука о языке

Языкознание – наука, изучающая языки. Как и многие науки, языкознание возникло в связи с практическими потребностями. Постепенно языкознание превратилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Теоретическое языкознание разделяется на частное и общее.

Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Частное языкознание может быть синхроническим или диахроническим.

Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех знаков мира. Общее и, в частности, типологическое языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии.

Прикладное языкознание решает как частные задачи, касающиеся одного языка, так и задачи, прилагаемые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации.

Предмет, объект и задачи языкознания

Языкознание — наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира. С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология. Внешняя лингвистика изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.

Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

Современное языкознание разделяется на общее и частное. Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д. Языкознание может быть синхроническим или диахроническим.

Задачи языкознания:

Ø Установление природы и сущности языка

Ø Изучение структуры языка

Ø Изучение языка как целостной системы

Ø Изучение вопроса развития языка

Ø Изучение вопроса возникновения и развития письма

Ø Классификация языков

Ø Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный

Ø Изучение связи языкознания с другими науками

История языкознания

Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания. Основные направления в истории языкознания: логическое (сер. 19 в.), психологическое, младограмматическое (2-я пол. 19 в.), социологическое (кон. 19 — нач. 20 вв.), структурная лингвистика (1-я пол. 20 в.).

ЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в языкознании — совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношеини к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (лингвистический психологизм) в языкознании — совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. В разные периоды истории лингвистики представители П. н. по-разному трактовали исходные понятия, предмет и задачи исследования. Существенно изменялась система взглядов на психологич. природу языка. Поэтому можно говорить о ряде психологич. направлений, школ н концепций, объединенных характерными чертами: 1) общей оппозицией логическим (см. Логическое направление) и формальным школам в яз-энании; 2) ориентацией на психологию как методологич. базу; 3) стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и употреблении.

Структурная лингвистика, совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: