История рыцарских турниров - ABCD42.RU

История рыцарских турниров

В озникновение рыцарского турнира

История рыцарских турниров

Во франкоязычном регионе словом “tornoi” еще в начале 12 в. определялись бои конных воинов. Первое, как раньше считалось, немецкое сообщение о турнире 1127 г. близ Вюрцбурга, теперь также принято полагать ошибочным истолкованием сообщения о военном столкновении. Очевидно лишь постепенно этот термин стали употреблять исключительно для определения боевых игр, служащих тренировке. О турнире как о рыцарских упражнениях впервые сообщает Вильгельм из Сан-Тьери в 1149 г. в своем рассказе о жизни Бернарда Клервосского.

Кретьен де Труа в 1170 г употребляет слово torno в значении спортивного турнира в своем романе “Эрек”.После него и другие авторы рыцарских романов 12 в. используют термины turnei и turneiement уже не в военном значении. То, что французские рыцари были прародителями турнира, видно и из английских рукописей Высокого Средневековья, называвших спортивные турниры также conflictus Gallici.

Турниры и церковь

Магдебургский епископ Вихманн (Wichmann) проклял в 1175 г. всех участников этой “порочной игры” после того, как в течение одного года 16 рыцарей погибло на саксонских турнирах. Саксонские властители должны были поклясться, что навсегда откажутся от проведения турниров. Как строго эта клятва соблюдалось, можно увидеть из того, что уже в следующем году именно маркграф Дитрих фон Мейсен (Dietrich von Meissen) погиб от несчастного случая на турнире. Многие служители церкви также были приверженцами турниров: аббат монастыря Lesterps близ Лиможа стал известен в 1198 г. тем, что не пропустил ни одного турнира в окрестностях.

То, что критика со стороны церкви шла на убыль, могло быть и следствием изменения турнирной культуры: чем ближе мы к расцвету рыцарско-придворной культуры, тем больше теряет турнир свою грубость и военную функцию. Это развитие было неудержимо. Упадок рыцарского войска стал заметен уже вскоре после 1300 г., и это ускорило перемены в турнире. Позднее, после изменений способов ведения войны в 14 в., начатых в т.ч. катастрофами в битвах при Моргартене (Morgarten) и Земпахе (Sempach), турнир, как упражнение профессиональных воинов, утратил большое значение. Он просто превратился в – пусть и смертельно опасное – спортивное и репрезентативное зрелище. С падением значения рыцарей на поле боя возрастала потребность рыцарства в самовыражении на турнирном поле. Именно на этом фоне надо интерпретировать позднесредневековые усилия по обособлению турнирной культуры. Регламент становиться все жестче: основание турнирных обществ и связанных с ними институтов, например демонстрация шлемов и гербов, должны были защитить последнюю территорию, оставшуюся рыцарям.

Turnei, Buhurt и Tjost – Виды турниров

Рыцарская турнирная культура знала не единственный вид боевых игр: в средневековых источниках различают Turnei, Buhurt и Tjost.

Turnei – симуляция группового боя закованных в броню всадников, проводился как правило с участием двух команд. Бухурт был, напротив, командным соревнованием в искусстве верховой езды. Тренировке парного боя служил Тйост. Понятие “турнир” как обозначение всех видов состязаний стало общепринятым к концу 15 в. При Turnei – турнире в узком смысле – симулировалась рыцарская битва. Это происходило следующим образом: две возглавляемые предводителями команды по сигналу (им служило чаще всего перерезывание каната), начинали движение, переходили с рыси в галоп, затем в карьер, сталкивались, разворачивались (tornare!), и все повторялось. Победивший всадник имел право увести в плен выбитого из седла противника или потребовать залог. Был также распространен обычай, по которому побежденный освобождался в обмен на свое оружие или выкуп. Были рыцари, которые благодаря своим успехам на турнирах становились “профессиональными спортсменами” и благодаря участию в турнирах получали неплохой доход.

В турнирах поначалу принимали участие не только рыцари. В 12 в. еще было принято, что рядом с рыцарями сражались вспомогательные пешие войска, вооруженные дубинами и булавами. Лишь в ходе 13 в. от этого обычая постепенно отказались после того, как возросло число жалоб по поводу распространившейся практики “опрокидывания”. Речь идет о слугах, которые целенаправленно пытались стянуть противника своего господина из седла с целью обеспечить сеньору большую добычу. Турниры были массовыми мероприятиями. На турнир в Суассоне в 1175 г. граф Балдуин Геннегау (Hennegau) явился с 200 рыцарями и 1200 пешими слугами. На турнире, устроенном в Гейдельберге (Heidelberg) в 1481 г. пфальцграфом Филиппом, присутствовало 5 князей, 20 графов, 4 свободных господина (Freiherr), 60 рыцарей и 385 благородных (т.е. еще не посвященных в рыцари оруженосцев). Из-за большого стечения народа турниры были опасны не только по техническим причинам: если среди бойцов присутствовали те, кто имел между собой личные счеты, то катастрофа была почти запрограммирована. Дурно прославился турнир в Шалоне (Chalons) 1274 г. между рыцарями графа Шалона и англичанами из свиты короля Эдуарда I. Он перерос в кровавую бойню. Королевский двор был так шокирован, что было введено “armes courtoises” – тупое оружие, которое должно было в дальнейшем применятся при состязаниях. При турнире в Виндзоре 1278 г. допускались лишь мечи из китового уса.

Бугурт (или Gyrum) был скорее конным состязанием, уходящей корнями в старинные, возможно древнегерманские обычаи. При этом состязались в демонстрации совершенства верховой езды. При бухурте оружие, как правило, заменялось деревянным. Благодаря мирному характеру этого состязания участие в нем было разрешено даже рыцарям-тамплиерам, для которых участие в турнирах было вообще строго запрещено. Такого рода спектаклем был, вероятно, знаменитый придворный праздник в Майнце в 1184 г. Это мероприятие всегда описывается хронистами как особо блестящее, возможно этот бухурт стал событием века. По данным хрониста Гизельберта фон Монс (Giselbert von Mons) в празднике принимали участие 20000 рыцарей. Центральным событием было посвящение в рыцари сыновей императора, короля Генриха VI и герцога Филиппа. В конных играх участвовал и император со своими сыновьями.

Тйост – это бой двух рыцарей с длинными копьями, знакомый нам по многочисленным средневековым изображениям. Оба рыцаря пытаются сбить друг друга с коня или как минимум сломать копье. В зависимости от правил иногда, например в случае выхода из строя копий, разрешалось пользоваться мечом.

В романах Высокого Средневековья часто сообщается о тйосте. Одно из старейших описаний дает нам Хартманн фон Ауэ (Hartmann von Aue) в своем романе “Эрек” (1190 г.). Подробное описание тйоста можно найти и в рассказе о турнире, устроенном маркграфом Генрихом фон Мейсcен(Heinrich von Meissen) в 1263 г. в Нордхаузене (Nordhausen). Богатый князь установил на турнирном поле искусственное дерево с серебряными и золотыми листьями. Серебряные предназначались в награду тем, кто смог сломать копье противника, золотые – выбившим противника из седла. В немецких землях тйост сначала называли Stechen (от нем. колоть). С переходом на тупые копья было перенято и название тйост. Введение такого тупого оружия, вероятно в 13 в., “обезопасило” тйост, хотя риск и не мог быть полностью исключен. Это доказывает смерть короля ФранцииГенриха II в 1559 г., которому при тйосте обломок копья, прошедший сквозь визир шлема, проник в мозг

Источник – Harduin de la Joaille, Boutillier etc, Froissard, chap XX, P. Menestrier. La Colombiers. La Rogue, etc, Outerman, Histoire de Valenciennes, Fargy, liv. III, p. 613. Beneton, Traite des marques nationales, Monuserit du roi d’Anjou, Le P. Menestrier, La Colobiere, Theatre d’honneur et de chevalerie, Un chevalier, n’eb doutez pas, Doit ferir haut et parler bas, M. de Barante, Histoire des dues de Bourgogne, La Colombiere, Marehangy, Gaule poetique.
Выложил – Мэлфис К.

Рыцарский турнир. Основные правила

В средневековой Европе оформился новый вид борьбы между знатными воинами — рыцарский турнир. Чтобы обуздать пыл головорезов, турниру нужны были правила.

Появление рыцарского турнира

Немецкий историк Йозеф Флекенштайн дал вполне ёмкое и точное определение, что такое рыцарские турниры. Учёный считал, что турнир — это зеркало рыцарства и его культуры. Исследователи осторожно подходят к вопросу датировки первых состязаний. Одни считают, что отправной точкой традиции показательных боёв знати стали зафиксированные в хронике Нитхардом состязания по случаю заключения Страсбургских клятв 14 февраля 842 года между Людовиком Немецким и Карлом Лысым.

По другой версии, изобретение турнирного дела приписывается некому анжуйскому воину Жоффруа де Прейи, который покинул свет в 1066 году.

Но ни в официальных документах, ни в эпических chansons de gestes никаких упоминаний о турнирах нельзя найти вплоть до начала 12-го столетия. И уже в первой четверти века турнирные схватки приобретают массовый характер.

Родиной этой средневековой забавы считается Франция. Английские хронисты употребляли по отношению к турнирам выражение conflictus Gallicus. Да и в «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха отец главного героя, победитель турниров Гамюрет, был воспитан именно в Анжу.

Таким образом, рыцарские турниры появились не ранее складывания основной концепции знатного сословия Средневековья, оформления обрядов инициации и узнаваемых форм. Иными словами, образ классического средневекового рыцарства складывается к середине 12-го века.

Организация рыцарских турниров

Основная масса участников — молодые, безземельные или холостые мужчины, которые мечтают о славе и подъёме по социальной лестнице. Они обречены на бродячую жизнь и частые столкновения с противником. Выходом для этой агрессии становятся турниры: крупным сеньорам следовало во избежание распространения частных войн давать неистовой молодёжи места для выяснения отношений. Именно так и сделал граф Фландрии Карл Добрый в начале 12-го столетия — собрал своих необузданных вассалов вместе и велел им участвовать в состязаниях.

Точных границ турнирное поле не имело: барьеры можно было наблюдать лишь у мест, где участники имели возможность отдохнуть. Как правило, это огороженная верёвками небольшая территория. Рельеф местности зачастую использовался для создания засад и ловушек на поле битвы.

Рыцарский турнир — состязание командное. 10−30 рыцарей в плотном строю бьются с противниками. Команды формировались по принципу земляков: это могли быть нормандцы, анжуйцы, бретонцы Чуть позже появились схватки, в которых активно применялось фехтование копьём. Мероприятие было, безусловно, массовым и требовавшим огромных средств. Купцы, кузнецы, продажные женщины и бродячие артисты — все приезжали на турнирное поле, дабы получить свою выгоду. Так в Европе возникло новое пространство для социокультурного обмена, которое серьёзно повлияло на становление западноевропейской военной элиты.

Правила рыцарского турнира

Состязание подчинялось ряду условий и законов.

1. День турнира назначался за 2−3 недели до начала мероприятия. Место определяли также заранее и устанавливали его условные границы на пространстве между двумя городами. Информацию о времени и месте турнира всегда доносили гонцы.

2. Деление участников на команды происходило по локальному признаку. В Англии — северяне и южане, во Франции — бретонцы, анжуйцы и даже французы. К 13-му столетию в моду входят джостры — рыцарские поединки между двумя участниками.

Читайте также  Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

3. Помимо меча и копья участники могли использовать и другие виды оружия (кроме луков и арбалетов).

Само столкновение рыцарей было крайне небезопасным и походило на битву. Именно так турнирную схватку описывает французский поэт Кретьен де Труа в своём романе «Эрек и Энида»:

«С обеих сторон ряды участников дрогнули, и над полем прокатился гул сражения. Последовали страшные удары копьями, и копья ломались от этих ударов, пробивая в щитах дыры, а кольчуги разрывая в клочья. Сёдла пустели, а всадники, выбитые из седла, брели, спотыкаясь, прочь; по крупам коней струился пот, с их морд падали клочья пены. Мечи стремительно поднимались и опускались, рубя врагов, которые с грохотом падали на землю, и некоторые из участников в страхе бежали с поля боя, надеясь впоследствии заплатить выкуп, некоторые же — чтобы предотвратить этот позор».

Уже в 13-м веке в турнирных уставах появляются требования использовать тупое или затупленное оружие. Появляются специальные кожаные доспехи и неметаллическое оружие.

4. Со времён правления Ричарда Львиное Сердце каждый из участников платил налог за турнир. Граф отдавал 20 марок серебром, 10 платил барон, 4 — обычный рыцарь с земельным наделом, а 2 марки брали с безземельного воина.

5. Побеждённого соперника могли брать в плен и требовать с него выкуп. Победитель имел право забрать доспехи и коня у поверженного противника. Приз турнира формировался за счёт взносов основных участников.

Несмотря на все сложности организации подобных мероприятий и негативного отношения церкви к этой забаве для знати, рыцарские турниры стали очень популярны в Европе к 13−14 столетиям. Они существенно повлияли и на военное дело, и на культурный климат на континенте.

Рыцарский турнир

« Поле брани —
Нам под стать.
Мы — дворяне,
Сиречь знать.
Мы без злобы
И для пробы
Бьёмся, чтобы
Заблистать.
»
— В. Гюго, «Турнир короля Иоанна Доброго»

Рыцарский турнир — состязание рыцарей в силе, ловкости и умении. Традиционно является большим праздником, на который приходят посмотреть все, кому не лень. Большинство людей, услышав слова «рыцарский турнир», представляют себе исполненные пафоса конные поединки разодетых в цветастые тряпки благородных сеньоров, которые налетают друг на друга с копьями наперевес. Однако, в программу турнира могут входить и пешие поединки один на один, и даже бугурты.

Содержание

  • 1 Дисциплины турнира
    • 1.1 Джостра (Joust)
    • 1.2 Меле (Melee)
    • 1.3 Бугурт (Bouhourt)
    • 1.4 Турнир лучников или метателей
    • 1.5 Отработка на снарядах, рубка овощей и фруктов, поднятие платка прекрасной дамы
    • 1.6 Волчарня (Wolfbite, louvée)
    • 1.7 Судебный поединок
  • 2 Турнирные доспехи и оружие
  • 3 Где встречается
    • 3.1 Литература
    • 3.2 Кино
    • 3.3 Телесериалы
    • 3.4 Видеоигры
    • 3.5 Музыка
    • 3.6 Реальная жизнь
  • 4 Примечания

Дисциплины турнира [ править ]

Джостра (Joust) [ править ]

Стереотипное воинское состязание, которое первым приходит в голову современному человеку, когда он слышит про рыцарский турнир. Джостра представляет собой поединок двух рыцарей, налетающих друг на друга с копьями и другим оружием. Всадников разделяет особая преграда, чтобы бронированные кони просто не врезались друг в друга на полном скаку. Способов победить два — выбить противника из седла, самому оставшись в седле, либо сломать свое копье о противника (при условии, что ему это сделать не удалось), иначе ничья. Увы, настоящее боевое копье было гораздо прочнее, чем мы привыкли себе представлять, поэтому сломать его о противника было очень тяжело, выбивания из седла случались куда чаще. Разумеется, все это вело к травмам — как от падения с седла, так и непосредственно от копейных ударов. Поэтому в целях безопасности стали использовать специальные турнирные копья повышенной ломкости — например, полые внутри, специально подпиленные и так далее, гораздо более вероятным стал второй сценарий победы. Также стали использовать и специальные утяжеленные турнирные доспехи, чересчур неудобные для реальных боев, где куда важнее ловкость, чем защищенность. Позднее появляются и обычные доспехи особой конструкции, к которым болтами крепились турнирные щиты из стали. В результате турниры стали все еще зрелищным действием, неплохой тренировкой для всадников, но при этом обрели почти полную безопасность.

В позднее средневековье джостра обросла огромным количеством правил допуска. Отчасти правила были направлены на то, чтобы не пускать на джостру безродных и самозваных рыцарей: такой наглец, сунувшийся на турнир, мог лишиться всего своего снаряжения, герольды попросту обобрали бы его. Другие правила касались этикета джостры, выставления щитов с гербами и выбора противников.

Под самый закат эпохи рыцарства, во время позднего Ренессанса, в Священной Римской Империи возникли две модификации джостры: Rennen и Stechen. Разница между ними заключалась в разрешённых ударах копьём: в первом случае рыцари били копьём в щит (менее травматичный вариант), во втором — пытались сбить со шлема гребень. Для уменьшения травматизма в турнирах по правилам Stechen возникли особо утяжелённые турнирные доспехи (Stechzeug).

Меле (Melee) [ править ]

Куда менее условная сшибка, популярная до того, как распространилась джостра, меле отличалось серьезным риском для здоровья участников. Меле представляло собой групповой турнир, в котором сходились два отряда рыцарей. Никакого особого защитного спортинвентаря не предусматривалось: во времена, когда меле было основной дисциплиной турнира, стандартным снаряжением рыцаря была кольчуга, не спасавшая от большинства видов членовредительства. Выжившие рыцари проигравшей команды лишались экипировки, которая доставалась победителям.

Вскоре, когда феодальные правители заметили, что в меле гибнет как-то слишком много рыцарей, его правила стали ужесточать. Размеры команд урезались, вводилась требования к доспехам и оружию, запретили обирать побеждённых. Так, в конце концов, и получилась джостра.

Бугурт (Bouhourt) [ править ]

Тоже групповая схватка, бывает как конной так и пешей. Однако бугурт — не основная, а дополнительная дисциплина турнира, «потешный» массовый заруб, проводившийся большими группами по различным сюжетам и правилам и зачастую реконструировавший какие-нибудь героические битвы прошлого. Именно поэтому (ну и еще потому, что больше народу — больше веселья, а ещё для него лошади совершенно не обязательны) бугурт — самая популярная рубиловка у современных исторических реконструкторов.

Турнир лучников или метателей [ править ]

Ещё одна вспомогательная дисциплина турнира, соревнование на метательном оружии — луках, сулицах, метательных копьях или топориках. Друг по другу на этом соревновании никто не стреляет, все соревнуются в поражении неживых целей.

Отработка на снарядах, рубка овощей и фруктов, поднятие платка прекрасной дамы [ править ]

Мини-дисциплины, своего рода разогрев перед настоящим экшеном. По названию понятно, в чем они заключались: демонстрация приёмов на чучелах, кинтанах и растительной биомассе. Что же касается поднятия платка, то поднимать его предлагалось копьём с коня; для этого требовалось недурное умение контролировать свое оружие и животное.

Волчарня (Wolfbite, louvée) [ править ]

Простейшая из вспомогательных дисциплин, заруб по принципу «каждый сам за себя», бой каждого против всех остальных. Побеждает в волчарне тот, кто дольше продержался. Один из вариантов засчета поражения в волчарне — у кого со шлема сбили украшение (перо, намёт, ещё какой прибамбас) — тот поражён.

Судебный поединок [ править ]

Это, строго говоря, вовсе не дисциплина турнира, поскольку проводился не для состязания или развлечения, а для выяснения правых и виноватых. Но он мог собирать зрителей, как и турнир, поэтому часто ставится в один ряд с турниром. Если истец или ответчик сам не умел драться, он мог нанять выступать за себя бойца со стороны. Распространены эти поединки были повсеместно, в том числе и на Руси. У викингов это называлось хольмганг и постепенно превратилось в узаконенный разбой, когда какой-нибудь берсерк вызывал на поединок заведомо слабого противника, чтобы завладеть его имуществом, а отказываться нельзя — позорно!

Турнирные доспехи и оружие [ править ]

Турнирные доспехи имели, по сути, то же предназначение, что современный защитный спортинвентарь, к примеру, хоккейная защита: чтобы участники игрищ не убились к чёртовой матери, ведь это не война всерьёз. Поэтому они были и массивнее, и толще боевых доспехов, их вес мог достигать 80 килограмм. Именно к турнирным доспехам относится большая часть стереотипов о рыцарских доспехах и том, что рыцари в них были неповоротливы и беспомощны. В особенности это касалось поздних германских турниров типа Stechen: доспехи для них (Stechzeug) были больше похожи на привинченную к седлу кабинку для рыцаря и совершенно не предназначены для пешего боя.

Впрочем, и этот защитный инвентарь спасал не всегда: например, если обломок копья попадал в щель для обзора в шлеме, это могло иметь самые печальные последствия.

Отдельным значением обладает турнирное копьё (для джостры). В то время, как в бою рыцари использовали копья вполне обычной формы, турнирное копьё (jousting lance) отличалось очень узнаваемой и неповторимой внешностью: толстое, коническое, с тремя расходящимися штырьками на конце, а зачастую ещё и раскрашенное «а-ля шлагбаум» или «а-ля карамельная трость». Из-за этого у некоторых сложилось впечатление, что вообще все копья, использовавшиеся рыцарями, выглядели именно так, и время от времени можно увидеть рыцарей с турнирными копьями в бою.

Где встречается [ править ]

Литература [ править ]

Кино [ править ]

  • Фильм «История рыцаря» с покойным Хитом Леджером в главной роли полностью посвящен турнирам по правилам джостры.
    • Здесь, правда, одна загвоздка: Уильям является простолюдином, а следовательно закон запрещает ему участвовать в турнирах. Джеффри Чосер (да, то самый) помогает ему подделать родословную «сэра Ульриха Лихтенштейнского». Впоследствии, его противник лорд Адамар узнаёт правду и приказано его арестовать. Однако принц Эдвард, которого Уильям впечатлил, объявляет, что его личные историки обнаружили, что Уильям происходит от обедневшего знатного рода. Противится принцу не смеет никто.

Телесериалы [ править ]

  • «Игра престолов» — как же без турнира! Он был и в книжном первоисточнике.

Видеоигры [ править ]

  • Турниры в игре Mount and Blade, похоже, застряли где-то между меле и джострой. С одной стороны, это зарубы на 2/3/4 команды, пешие и всадники смешаны (на самом деле не всегда: это зависит от страны-организатора — в Свадии и у кергитов все дерутся конными, а у нордов — пешими), все колотят друг друга по-настоящему. Выбывает тот, кто потерял сознание. Да и ГГ сохраняет все свои навыки: если у него, скажем, прокачано только одноручное оружие, но очков на 9000, и ему дадут меч или топорик — он будет класть всех с одного удара, а вот сунут копье (класс древковое) — огребет уже ваш персонаж. С другой стороны, вся экипировка специальная, турнирная — тряпичная с виду бронька имеет показатели где-то между легкой и средней, а оружие выдают деревянное, без заточки, стрелы и копья без наконечников, моргенштерны без шипов. И убить никого нельзя в принципе, даже если стоять и колошматить «труп» полчаса.
    • А еще может выпасть в финале тебе «Лук и Стрелы» [1] , а противнику «Щит и меч» (конь опционально). Тот случай, когда откровенное издевательство.
  • Судебные поединки присутствуют в первых двух частях игры Dragon Age, причем в ключевой момент можно как драться самому, так и выставить вместо себя напарника из своего отряда.
Читайте также  Битва за Кавказ

Музыка [ править ]

Вот мой соперник — рыцарь Круглого Стола [2] .
Чужую грудь мне под копьё король послал —
Но в сердце нежное Её
Моё направлено копьё…
Мне наплевать на королевские дела!

Рыцарский турнир | Что это и как проходили?

Средневековый турнир рыцарей был местом сбора самых искусных бойцов своего времени , где они могли практиковать и показать свои военные навыки, в таких мероприятиях, как выездка или фехтование, устроить настоящее шоу, проявить свои рыцарские качества, и главное — выиграть богатство и заслужить славу.

С 10 по 16 век н.э. турниры были основным выражением аристократических идеалов, таких как рыцарство и благородная родословная, в которой ставились под вопрос фамильное оружие и честь, рыцарь в случае успеха мог рассчитывать на карьеру, деньги, благосклонность дам, при поражении мог потерять все.

Происхождение рыцарских турниров

Воины устраивали тренировочные бои с древнейших времен, но средневековый турнир, вероятно, развивался из кавалерийских маневров у франков в 9-м веке нашей эры, которые, как известно, практиковали тренировку друг друга и выполнение маневров командного боя вместе с джигитовкой.

Для телесных упражнений они часто устраивали воинские игры следующим образом. Для этого они сходились там, где за этим было удобно наблюдать, и, в присутствии теснившегося со всех сторон народа, большие отряды саксов, гасконцев, австразийцев и бретонцев быстро бросались друг на друга с обеих сторон; при этом одни из них отступали и, прикрывшись щитами, спасались бегством от нападавших, но потом, в свою очередь, преследовали тех, от кого бежали. Наконец, оба короля, окруженные лучшими юношами, набрасывались друг на друга с громкими криками, выставив вперед копья и, как в настоящей битве, то одна, то другая сторона отступала. Зрелище было удивительное по своему блеску и господствующей при этом дисциплине.

Организованные встречи рыцарей с целью отработки конкретных военных навыков и участия в кавалерийских битвах принимали две основные формы:

  • Турнир — это битва между двумя группами конных рыцарей. Часто называют они могут бить на конях, затем пешими, применяя все виды оружия, которым владеют.
  • Поединок — бой один на один между конными рыцарями с использованием деревянных копий. Цель — сбить соперника с коня, при одновременном падении бой продолжался в рукопашную.

Некоторые рыцари устраивали настоящие курьезы:
С 10 июля по 9 августа 1434 года леонский рыцарь Суеро де Киньонес и десять его компаньонов расположились лагерем на поле рядом с мостом и бросили вызов каждому рыцарю, желавшему пройти через мост. Мужчины сражались более месяца, и после 166 сражений Суэро и его люди были настолько изранены, что не смогли продолжить и объявили миссию завершенной. Правда никто не знает, что они вообще хотели этим сказать.

Когда именно начались турниры, неизвестно, но их первое упоминание в исторических записях появляется в летописи аббатства Сен-Мартен в Туре, Франция. Под записью за 1066 год н.э. есть ссылка на смерть некоего Годфри де Преуйи, убитого в турнире, для которого он, по иронии судьбы, сам же и установил правила.

Первые турниры были очень жестоки: бились настоящим оружием, бой не затихал даже после падения кого-то на землю или когда оружие ломалось. Бойцов подстегивали правила, по которому у проигравшего рыцаря можно было забрать коня, имущество или даже его самого в плен за выкуп!

Как проходили турниры

Две группы рыцарей, численностью до 200 на каждой стороне, носили полную броню, копья, мечи и щиты и были организованы на основе географического происхождения. Это и были «команды рыцарей».
Зрители также любили на поединки «сборных стран», болея за своих, как сейчас во время спортивных соревнований.

Например, чаще всего в турнировах участвовали команды рыцарей из Нормандии, Франции, Англии, Фландрии и германских городов. Реже встречались участники из Испании, Италии, Венгрии, Польши и Скандинавии.

На турнире всегда были судьи-маршалы, чтобы не допустить нечестной битвы, но, кровожадность боя не была в их зоне ответственности, потому редкий турнир проходил без увечий кого-либо.

На самом деле правил было не так много: нельзя убивать поверженного или делать это специально, нельзя нападать на оставшегося одного, нельзя нападать на рыцаря, чья лошадь пала.

Хотя честь и слава были сильными мотиваторами, была и перспектива финансовой выгоды. Рыцари стремились объявить оружие, доспехи и что-либо еще ценное, что нес их противник, своим и требовать выкуп, а то и взять с собой лошадь или самого проигравшего, пока его семья не заплатит.
В конце дня турнира,местный правитель выделял денежный приз для команды-победителя.

Со временем турниры стали более изощренными и более сложными с использованием, например, штурмовых крепостей для инсценировок осады. Пехотинцы использовались для повышения шансов на победу стороны рыцаря, а прибегать стали даже к таким видам оружия, как арбалет. Бывало, что проигравшие рыцари объединялись и устраивали полный погром в городе проведения!

Со временем, рыцарей стали разделять барьером, давать возможность трижды сменить оружие, а копья и щиты делали ломкими, чтобы понять кто ударил первый и соответственно стал победителем.

Кто мог принять участие в турнире?

Изначально, на рыцарский турнир могли приехать все рыцари и считающие себя таковыми. Но когда успехи выдающихся рыцарей-победителей, таких как Уильям Маршалл, позволили многим стать настоящими богачами, желающих стало так много, что пришлось ограничивать.

  • В Англии рыцари платили взнос и получали лицензии
  • Во Германии участвовать могли лишь лица королевских кровей
  • В Италии папы еще в 12 веке запретили турниры, считая, что там проявляются как раз все 7 смертных грехов. Однако рыцари игнорировали запрет, а одна из команд сшила себе наряды в виде этим самых грехов и сражалась в них.

В 13 веке множество смертей на турнирах привели к запрету на боевое оружие. Копья и мечи стали затупливать, а броню напротив увеличивать.
Затем запретили и метать копья во врага во время сшибки.

В 14 веке, перед турниром рыцарь оглашал свою родословную и только очень знатный род позволял стать участником. Кроме того резко выросли вступительные взносы, делая праздник уделом богачей.

Пышные герольды, гербы и знамена стали атрибутом любого турнира, рыцарь шел на бой, как модель на подиум и турнир стал прообразом футбола — игры миллионеров. Небогатым оставалось одно — наскрести денег на взнос, выступать анонимно, не снимая шлема, но в случае победы, приз могли и не дать, сочтя это за нарушение правил.

Не допускались до турнира опальные против короля или церкви, преступники, худородные, оскорбившие честь дамы или девицы, дворянин зарабатывающий на торговле, как простолюдин.

Вместе с турниром шли ярмарки, собирались торговцы и бродячие артисты, купцы привозили товар и все проходило в атмосфере карнавала или ярмарки!
Простолюдины надевали лучшие одежды, рыцари покрывали дорогой тканью доспехи, попоны, делали украшения на шлемы, которые имитировали боевой опыт: сарацинские башни, орлы или рога для крестоносцев в Балтии и т.п.

Какими были призы и конкурсы?

  • Победителю могли вручить золотое украшение, чаще всего корону.
  • Крупный драгоценный камень, боевого коня, сокола, дать новый более высокий титул.
  • Женщины могли одарить поцелуем или подвязкой, что означало романтические отношения между ними.
  • Но главное, для чего приходили туда, это получение выкупа с побежденных.

Проигравший не мог покинуть поле, пока не выплатит выкуп или не даст слово, когда, кто и где это сделает за него. Нарушители слова встречались, но это означало крах репутации всего рода — таким не рисковали.

Мечи использовали в редких случая, обычно копье и щит составляли большую часть поединков, но часто применялась и булава. Особенно в «поединках чести», где таким образом шли судебные споры, в начале турниров и нередко между простолюдинами.

Честь прекрасных дам, как повод турнира, появился поздно, уже на излете явления. И скорее в форме «докажи своей даме сердца, что ты мужчина и воин!», нежели чем какая-то дама требовала защиты своей чести.
Тем ни менее, эротический контекст у турниров был всегда, особенно когда после битвы шел пир, а за ним «разврат ради распутных женщин», как писала об это церковь.

Как и любая человеческая деятельность, на турнирах хватало обмана и подтасовок: проигравший рыцарь мог сбежать, чтобы не платить выкуп и это не считалось преступлением (так у Маршалла сбежало несколько человек, за что над ним долго смеялись), вместо рыцаря нередко шел в бой дюжий оруженосец, особенно в массовых бугуртах, а под маской «неизвестного рыцаря» из далекой страны, мог быть кто угодно — поди проверь настоящий ли у него герб, если турнир в Лондоне, а рыцарь из Литвы!

Турниры пропали, когда конницу вытеснила пехота на поле боя, усилиями испанских терций, швейцарских пехотинцев, а затем и огнестрельного оружия.
Тем ни менее, турниры еще проводились в отдаленных уголках Европы даже в 18 веке!

Николаева И., Карначук Н. Культура рыцарской среды

ОГЛАВЛЕНИЕ

Традиция рыцарских турниров

И после посвящения в рыцари повседневная жизнь воина представляла собой непрерывный тренинг физических и воинских достоинств. Охота и турнир являлись своеобразными культурными субститутами сражений, способствовавшими приращению соответствующих навыков и самоутверждению рыцаря в собственных глазах и глазах окружающих. Сражение с раненным вепрем или медведем было столь же опасным, как и единоборство с вооруженным врагом. Кроме того, преследование диких зверей развивало искусство верховой езды, необходимое рыцарю.

Турниры также способствовали совершенствованию воинского искусства рыцаря, не говоря уже о том, что создавали благоприятную возможность блеснуть личной отвагой, быть замеченными и помимо всего прочего добиться материального вознаграждения, подтверждающего рыцарскую доблесть. Изначально это были полувоенные поединки. В них четко прослеживались основные цели такого состязания: самоутверждение воина и захват добычи. Схватка велась, как правило, оружием, не отличавшимся от боевого, причем допускались практически любые виды вооружения, вплоть до луков и арбалетов. Господствовала массовая схватка. Побежденный лишался всего вооружения и коня в пользу победителя. Нередко побежденный на турнире становился пленником своего удачливого соперника и, как в условиях настоящей феодальной войны, обязан был заплатить выкуп.

Читайте также  История возникновения тригонометрии

К XIII веку турнир начал приобретать более символико-ритуализированный, игровой характер. Это выражалось, прежде всего, в попытках регламентировать сражение. Вокруг четырехугольного ристалища возводился двойной деревянный барьер, рядом воздвигали помосты, где сидели судьи и зрители, среди которых было немало дам, охочих до подобного рода кровавых развлечений. Герольды провозглашали имена участвовавших в турнире рыцарей, перечисляли подвиги, прославившие их ранее. Условия турниров были разнообразными. Как правило, в классическую эпоху они начинались с поединка отдельных рыцарей, получивших во Франции название «жюте». Задача могла заключаться в нанесении противнику удара копьем в определенное место (в грудь или центр щита) или в том, чтобы повергнуть противника на землю, выбить его из седла. В XIII веке создается Status Armarium – свод турнирных правил. В нем запрещается направлять удар копья в ноги или в правую руку противника.

Тем не менее, турниры продолжали оставаться опасным мероприятием, дававшим выход природной агрессии воинов. Импульсивный характер человека той эпохи нередко приводил к тому, что разгоряченные противоборством рыцари забывали о том, что это всего лишь праздничная имитация военной авантюры. Нередко такие турниры оборачивались жертвами. Бывали случаи, когда в ход турнирного сражения вмешивались вооруженные слуги и оруженосцы участников. Поэтому со временем мечи и копья для турниров стали притуплять и появился запрет зрителям и слугам участников турнира появляться возле поля в доспехах и с оружием. Ограничивается время проведения турниров – нельзя преломлять копья с пятницы по понедельник и в большие церковные праздники. Символической стала и награда победителю – теперь он получал лишь часть доспеха своего неудачливого соперника — шпору или плюмаж со шлема.

Если на раннем этапе спонтанность турнира допускала участие и простолюдинов, то в классическую эпоху благородное происхождение участника поединка также превратилось в необходимое условие. «Гербовой король» и герольды строго следили за составом участников. Более того, постепенно для турниров начали использовать специальный доспех — более закрытый и тяжелый, чем боевой. Появились и разные доспехи для разных видов поединков – конных и пеших. Стоимость такого снаряжения автоматически исключала из рядов участников неимущих.

Одновременно турниры стали ярче и зрелищнее. Большую роль начали играть дамы – иногда они определяли победителя турнира (кон. XIV в.). С XIII века в среде рыцарства появилась традиция носить цвета своей дамы и прикреплять к шлему или копью вещицы дам, дарованные как знак расположения – это могли быть вуаль, рукав, платок. К XIV веку стало модным открывать турнир процессией, в которой дамы вели своих рыцарей на золотых или серебряных цепях.

Со временем пышность, церемониальность рыцарских поединков начали подвергаться осмеянию. Многочисленные маргиналии пародируют рыцарский поединок как состязание обезьян, скачущих на козлах навстречу друг другу с копьями наперевес, в шлемах, с гербами на щитах. В маргиналиях на страницах рыцарского романа «Ланселот Озерный», рыцарь изображен скачущим верхом на петухе. А чего стоит образ Дон Кихота в знаменитом романе Сервантеса — вместо реального противника «рыцарь печального образа» сражается с ветряными мельницами, источником вдохновления становится простая селянка, превращенная воображением чудака в Прекрасную Даму – Дульсинею Тобосскую. Несмотря на это осмеяние и трансформацию обычая (дуэли Нового времени не поставили точку в его истории), он продолжал жить и в более поздние эпохи. Живучесть традиции придавало и придает одно — желание утвердить свое «Я» в прямом и честном противоборстве с противником.

Неудивительно, что бюргерская среда, отринувшая многие ценности рыцарской культуры, тем не менее, позаимствовала культурную символику рыцарских поединков. Так, в Магдебурге на протяжении XIII-XV веков в последнюю субботу накануне Великого поста неженатые «дети» богатейших бюргеров – так называемые кунстабелен, «имели обычай» организовывать рыцарскую игру, «как это делал Роланд». В рамках одного из таких праздников «сотоварищ» кунстабелен, поэт Брун фон Шенебек соорудил «Грааль» — замок на острове Эльбы около Магдебурга. Поединки начались после богослужения и совместного праздничного застолья, победителю была предназначена в качестве приза благосклонность Прекрасной Дамы – все это выглядит как формальное соответствие рыцарским обычаям. Хотя пародирование обычая налицо – Дамой была горожанка далеко не безупречного поведения, но сами поединки носили нешутейный характер.

В зените средневековья стремление к самоутверждению, лежавшее в основании традиции турнирных сражений дает о себе знать постоянно, в том числе и в повседневной жизни, будь то будни мирного времени, будь то военные действия. Герцог Бургундский Филипп Добрый поклялся на кресте, что готов когда угодно один на один сразиться с Великим Турком, если тот примет вызов. Фруассар описывает поединок во время Столетней войны Эдуарда III с французским дворянином Эсташем де Рибмоном. Английский король выбирает в первой схватке с французами именно этого рыцаря, имевшего репутацию сильного и смелого воина. Несмотря на достоинства противника, Эдуарду III удалось одержать над ним победу. О том, что он сражался с королем, рыцарь узнал только после того, как получил в дар новую одежду и приглашение отужинать в замке Кале со своим могущественным соперником.

Обычай устраивать личные поединки накануне сражения перед строем двух войск сохранился вплоть до конца средневековья. Так знаменитый Баярд в сражении за Италию в 1501 году вызвал Сотомайора на поединок, который получил название «Вызов при Барлетте». Нередко на месте памятного поединка ставился камень, к которому рыцари совершали своеобразные паломничества.

Подобного рода поединки – явление, известное многим культурным мирам. Гектор и Ахилл, Пересвет и Челубей – этот перечень имен может быть с легкостью продолжен. Однако европейская средневековая цивилизация являет их в своеобразии собственного социокультурного ландшафта. Такого рода событие как поединок правителя и поданного, пусть рыцаря, пусть дворянина, но человека, стоявшего в системе иерархических отношений безусловно ниже властителя — явление достаточно органичное на европейской почве. Нечто подобное трудно представить себе в арабском, китайском, древнерусском обществах. Рыхлость европейской средневековой государственности, относительная сила феодальной элиты во взаимоотношениях с королевской властью, породившая идею рыцарей круглого стола, создавали особую атмосферу эгалитаризма, в которой и возможен был поединок между королем и дворянином как символически равными фигурами на игровом поле европейской культурной традиции.

Этот эгалитарный дух отражают и рыцарские праздники. Пример тому – празднества Артурова цикла в английском королевстве (сочетание пиршеств за круглым столом с рыцарскими поединками), в ходе которых утверждался союз между королем и его рыцарями.

История рыцарских турниров

История зарождения рыцарских турниров берет свои корни в древних военных играх германских племен, которые были связаны с обрядом инициации, а так же эпохой Римской империи, где игры были похожи на спортивные состязания. В игре принимали участие две группы всадников, одна группа вооружены затупленными дротиками и играли роль охотников, а вторая щитами, перенимая роль бегущего животного — мишени.

Дальнейшее развитие подобных турнирных состязаний имеет свое продолжение в 9 веке во Франции. Участники турнира делились на отряды за этническим принципом и просто бросались друг на друга имитируя настоящее сражение. Следует заметить, что в таких «сражениях» погибало достаточно много людей, так как правил проведения турниров еще не было, и никто не заботился о жизни участника. Такие состязания проводились как телесные упражнения как для физического так и духовного укрепления молодых людей.

До 12 века турниры не являлись привилегией феодалов, поэтому участие в них принимали короли, вельможи и даже простолюдины.

Классический или рыцарский турнир, который так привычен всем по книгам Вальтера Скотта, стали проводится с 12 века, когда турнирную практику Франции перенимают Германия Италия и Англия. Спустя пару десятилетий турниры становятся общеевропейской забавой.

Как и в 9 веке, турниры 12-13 веков оставались довольно опасными для участников, так как использовалось боевое оружие, а доспехи оставались слабо защищенными. Доминирующей формой турнирных боев были групповые схватки (меле). Поединок один на один был большой редкостью. Так же следует заметить, что к началу 13 века, групповые бои теряют популярность среди участников из-за высокой вероятности смерти или страхом остаться калекой.

С 13 века становятся популярные конные сшибки, суть которых заключалась том, чтобы выбить противника из седла или «красиво» сломать.

Турниры были не только прекрасным способом показать свою доблесть и боевые умения, а так же возможностью подзаработать. Победитель имел право забрать у побежденного его доспехи и лошадь, что по средневековым расценкам насчитывало 40-50 голов скота. Так же победитель мог взять в плен и самого побежденного рыцаря, справедливо требуя за него выкуп. В 13 веке правила немного изменились и трофеи стали носить более символичный характер – кусок от доспехов побежденного, а так же подарок от организатора турнира.

Почему церковь запрещала рыцарские турниры

Церковь сильно озаботили турниры из-за множества смертей. Она видела в них дьявольскую забаву, поэтому всячески пыталась ограничить проведения схваток, начиная с эдиктов запрещающих турниры, заканчивая слухами, что над турнирными аренами летают ведьмы и помогают победителям. Но даже святая святых не могла ничего поделать с любимой европейской игрой, поэтому последним к чему смогла прибегнуть церковь, запретить хоронить убитых на турнире по христианскому обычаю.

Из-за козней церковников в 13 веке начинаются попытки сделать турниры более безопасными и вводятся специальные правила — Status Armarium (оружие мира). По этим правилам на турнирах использовалось затупленное оружие, запрещалось наносить удары в незащищенные броней части тела, драться несколькими против одного. Нарушение правил вело за собой суровое наказание, от денежного штрафа до тюремного заключения.

13 век принес в рыцарские турниры еще один аспект – дамы. Без них не мог пройти ни один турнир. Связано это с рыцарскими романами 12 века, которые воспевают любовь к дамам и подвигам рыцарей в их честь. Воины носили дамам цветы, «дарили» им победы, даже появилась новая награда – золотое кольцо, которое после победы в турнире рыцарь должен был подарить даме.

После 13 века турниры все больше и больше становятся похожими на театральные действия, отходя от исконной задачи поединка – продемонстрировать и улучшить свои боевые навыки. Опасные коллективные драки богатых и стоящих рядом простолюдинов стали пышной и более безопасной игрой на публику или для дамы. С закатом рыцарства, турниры становятся большой редкостью, так как денег на пышные доспехи мог собрать далеко не каждый рыцарь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: