Конституция 212 года и ее культурно-историческое значение - ABCD42.RU

Конституция 212 года и ее культурно-историческое значение

Конституция 212 года и ее культурно-историческое значение

«КОНСТИТУЦИЯ 212 ГОДА И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

Древнеримская цивилизация была крупнейшей цивилизацией древнего мира. Важную роль в жизни античного государства играло законодательство, которое регламентировало практически все стороны общественной жизни. В предлагаемой работе я попытаюсь рассмотреть один из законодательных актов, приравненных к конституции императора Каракаллы и его влияние на жизнь античного общества.

В данной работе я рассмотрела период классической эпохи в истории древнего Рима (период Римской империи с I до III в н.э.), в частности, эпоху поздней античности.

Поздняя империя была закономерным этапом в развитии римской гражданской общины, выступавшей в виде социально-политического организма. Формальным началом эпохи поздней античности может считаться 212 г. – год распространения Каракаллой гражданских прав на большую часть жителей римских провинций.

Во II в. н.э. из 60–70 млн. населения всей Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн. человек. Необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины.

Одержавший победу над другими претендентами на власть Септимий Север повел в конце II – начале III в. политику, враждебную сенату, рассчитывая исключительно на поддержку со стороны войска. Септимий Север углубил начатый еще при Адриане процесс варваризации армии, распустив старую преторианскую гвардию, состоявшую из полноправных римских граждан, и создав новую, рекрутировавшуюся из солдат дунайских и сирийских легионов, а также сделав офицерское звание доступным любому выходцу из провинции, тот же политический курс – ослабление позиций сената и опора на войско – продолжил сын императора, Марк Аврелий Антонин Каракалла.

Знаменитый эдикт Каракаллы 212 г., предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, явился завершением длительного исторического развития Римского государства от маленького замкнутого италийского полиса к универсалистской космополитической империи.

Распространение римского гражданства в провинциях было постоянно действовавшим фактором в жизни первых трех веков империи. Независимо от субъективной оценки и отношения к правам римского гражданства среди различных слоев провинциального населения, они были важнейшим социальным ориентиром, организовывавшим весь строй общественной жизни империи. Уже во второй половине II в. их распространение достигло таких размеров, что авторы поздних веков приписывали эдикт о даровании римского гражданства провинциалам Марку Аврелию или Антонину Пию.

В исторических исследованиях социальным последствиям распространения гражданских прав на провинциалов уделяется небольшое внимание, хотя существует значительная литература, рассматривающая правовые последствия.

Правоведы-романисты полагают, что после издания эдикта Каракаллы civitas Romana перестала быть условием приобретения гражданской правоспособности. Комплекс прав, который раньше был связан с принадлежностью к гражданской общине, стал независимой формальной характеристикой отдельного лица.

Имеющееся в нашем распоряжении не столь уж малое количество античных свидетельств об эдикте Каракаллы прямо указывают на широкомасштабность, всеобщий для империи характер этого акта.

В период принципата, римская юриспруденция достигла особого расцвета. Именно в эту эпоху право частной собственности, частное право достигло своего наивысшего развития, что обуславливалось широким развитием деятельности юристов.

Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия в этот период все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны, рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызвали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки.

Именно в этот период юристы написали ряд сочинений в виде комментариев, консультаций к цивильному праву, к преторским эдиктам, появились монографии и даже учебники.

1. Предпосылки: кризис III века

В III в. Римская империя переживает тяжелый экономический и политический кризис, причиной которого было глубокое противоречие между производственными отношениями и характером производительных сил.

Со смертью императора Коммода начались внутренние распри, войны между претендентами на престол, опиравшимися на те или иные легионы, расквартированные в провинциях, или на преторианскую гвардию в столице.

В III в. н.э. в экономике и сельском хозяйстве Римской империи происходят значительные сдвиги. По характеристике Киприана, автора III в., бывшего очевидцем этих событий, «весь мир, как бы разделенный на два противоположных лагеря, залит кровью». ( 1 , с. 48)

Для этого времени характерен рост крупного землевладения, массовое распространение колоната. Нужно отметить, что положение колонов ухудшалось от многочисленных поборов, повинностей и постоев солдат.

Упадок сельского хозяйства в III в. согласовался с упадком торговли, с общим обнищанием населения Италии и провинций. С III в. начинаются также стихийные массовые выступления рабов и колонов.

Коммуникации в империи стали ненадежны, что подорвало торговлю между провинциями, стремившимися теперь ко все большей хозяйственной самостоятельности и замкнутости, ограничивая масштабы производства размерами, достаточными лишь для удовлетворения потребностей своего населения.

Центральная власть испытывала хроническую нехватку средств, ибо расходы на содержание императорского двора, должностных лиц, армии опустошали казну, доходы же с провинций поступали нерегулярно. В провинциях, как уже говорилось, нередко всем заправляли узурпаторы, а не представители римских властей. Чтобы справиться с финансовыми трудностями, государство нередко прибегало к обесцениванию денег: так, уже при Септимии Севере содержание серебра в денарии сократилось наполовину, при Каракалле уменьшилось еще больше.

Инфляции сопутствовал рост денежных вложений в приобретение земельных владений. Арендная плата за землю повышалась, что вело к разорению колонов, все больше вытеснявших из сельского хозяйства рабов; теперь колонам приходилось очень трудно, и многие из них оставили деревню.

Эдикт Каракаллы, предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, имел, несомненно, фискальные цели, а именно охватить всех подданных императора единой налоговой системой. Росло долговое бремя, стремительно повышались цены, количество же рабочих рук сократилось, ибо доставлять все новых рабов было уже неоткуда. К тому же усиление эксплуатации рабов и колонов вызывало с их стороны упорное сопротивление.

Политическая история этой эпохи характеризуется в первую очередь усилением роли армии, выдвигавшей на императорский престол своих ставленников. В свою очередь новые императоры всячески старались поддерживать выдвинувшие их войска.

Большая часть императоров пришедшей к власти династии Северов (193–235 гг.) опиралась на войско.

Как большинство императоров, опиравшихся в своей политике на войско, Северы открыто проводят антисенатскую политику, роль сената теперь совершенно аннулируется. Особенно остро конфликт между сенатом и императором сказывается во времена правления Каракаллы (211–217 гг.), сына и преемника Септимия Севера.

Таким образом, в III в. уже отчетливо проявились все черты того кризиса, который два века спустя привел к гибели Западную Римскую империю.

Одержавший победу над другими претендентами на власть Септимий Север повел в конце II – начале III в. политику, враждебную сенату, рассчитывая исключительно на поддержку со стороны войска. Распустив старую преторианскую гвардию, состоявшую из полноправных римских граждан, и создав новую, рекрутировавшуюся из солдат дунайских и сирийских легионов, а также сделав офицерское звание доступным любому выходцу из провинции, Септимий Север углубил начатый еще при Адриане процесс варваризации армии. Тот же политический курс – ослабление позиций сената и опора на войско – продолжил сын императора, Марк Аврелий Антонин Каракалла.

Знаменитый эдикт Каракаллы 212 г., предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, явился завершением длительного исторического развития Римского государства от маленького замкнутого италийского полиса к универсалистской космополитической империи.

Конституция 1977 года: значение, плюсы и минусы

К 1977 году принятие новой конституции должно было произойти. В Советском Союзе к тому времени произошли преобразования в социально-экономическом плане, покончено с эксплуатацией, страна успешно развивается, и уже существенно изменился политический строй. Конечно, по-прежнему единственным руководящим органом оставалась незыблемая партия коммунистов, но позади остались развенчанный культ личности вождя народов, период, когда нужно было действовать жестко и даже жестоко, удерживая власть и борясь с противниками советского образа жизни, а классовой борьбы уже не существовало.

Конституция победившего социализма

Принятую в 1936 году Конституцию было решено изменить, внеся важные коррективы, еще в 1962 году. Была уже даже создана Конституционная комиссия, которую возглавил Никита Хрущев. Однако вскоре он был смещен с должности, и вскоре Леонид Брежнев был назначен председателем комиссии, о чем свидетельствовало постановление Верховного Совета. Это был уже 1964 год.

Эта конституция разрабатывалась длительное время, и главным при разработке проекта был вопрос – какое общество строит страна, ведь уже исторически отпала нужда возвеличивать и отдавать приоритеты определенным слоям общества, а других отодвигать на второй план. Теперь Основной Закон страны должен был отобразить в полной мере победу развитого социалистического общества. А разрабатывался данный документ потому так долго, что это был завершающий этап построения зрелого социалистического общества. И когда он набрал свою силу, только тогда можно было теоретически осмыслить этот период, определить концепцию победившего социализма и отразить это документально. Потому разработка новой конституции стала проходить намного быстрее уже в 70-е годы.

Страна начала жить по-новому

Разрабатывало проект конституции не только правительство. И граждане страны тоже активно участвовали в обсуждении. На протяжении нескольких месяцев на различных предприятиях и в организациях, по месту жительства и в военных частях, на пленумах, собраниях и конференциях люди решали судьбу страны. Более 400 000 предложений они внесли в статьи проекта.

  • Новая конституция утверждала, что в стране существует нерушимый прочный союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
  • Теперь государство выражало интересы каждой социальной группы и каждой народности, а также всех слоев общества.
  • В документе утверждалось, что в стране действует программа, направленная на социально-культурную политику, учитывая при этом потребности всех слоев общества.
  • Благодаря принятию новой конституции, у граждан страны появилось больше прав и гарантий. Прежде всего это права на жилище и охрану здоровья, появилось больше возможностей пользоваться культурными достояниями, расширилась свобода в сфере научного, технического или изобразительного творчества.
  • У граждан страны теперь появилась возможность вносить свои замечания, если они были недовольны работой государственных или административных структур, критиковать недостатки в их работе.
  • Но также для жителей страны был расширен и круг обязанностей, появился и такой термин, как «долг граждан».
  • Законности были уделены многие положения исходя из того, что сама она являлась в социалистическом обществе одним из важных принципов политической системы. От государственных органов и должностных лиц теперь требовалось охранять граждан, а именно их права и свободы.
  • Уважительное отношение было проявлено и к союзным республикам. Если раньше у них и имелись гарантированные права, то теперь они могли координировать и контролировать развитие экономики и социальной сферы на своей территории, союзные власти могли теперь решать организационные вопросы, касающиеся проблем страны, и участвовать на уровне законодательных инициатив в Верховном Совете СССР.
Читайте также  Инстинкт и его роль в жизни человека

Не все так идеально в Конституции 1977 года

В Конституции, принятой в 1977 году, есть много положительного, но все же некоторое несоответствие между статьями и теми фактами, которые происходили в те времена в Советском Союзе, имеются.

  • В первых статьях документа говорится о том, что СССР – это общенародное государство. То есть народу принадлежит власть. Ее он осуществляет через Советы народных депутатов, они в свою очередь являются политической основой страны. Но далее в Законе говорится о том, что основой политической системы является КПСС, а все самые важные вопросы государственного значения – политические, экономические, международные – решаются на высшем партийном уровне. Советы остаются в стороне.
  • К отрицательным фактам можно отнести и принудительную службу в армии. Причем призывникам грозила уголовная ответственность за отказ от воинской повинности, не учитывались никакие факторы – ни религиозные, ни идейные.
  • Не была четко прописана норма, позволяющая уехать за рубеж, отказавшись от советского гражданства. Значит, советский человек не обладал подлинной свободой и демократическими правами, как утверждалось в Конституции.
  • Несмотря на уверения Основного Закона, нельзя было устраивать шествия или демонстрации, митинги или собрания, высказывать убеждения, не соответствующие идеологии Коммунистической партии. А свобода слова контролировалась, пресекаясь партийными цензорами.
  • Все так же за рабочим классом сохранились приоритеты как ведущей силы общества.

Если сравнить Основные Законы страны

Новая Конституция отличалась от предыдущей тем, что уже не определяла экономическую основу государства как сформированную путем ликвидации капиталистической системы хозяйствования и частной собственности. Принятый документ утверждал социалистическую собственность, а экономика успешно двигалась вперед благодаря успешному применению научно-технического прогресса во всех отраслях производства и технической оснащенности народного хозяйства.

  1. В Конституции 1977 года содержатся 174 статьи. А открывает ее преамбула, чего не было раньше в Основном Законе. Эта вводная часть, которая была впервые введена в документ, имеет важное значение, так как благодаря ей можно узнать из краткого обзора о значимых событиях советского государства и об обществе развитого социализма.
  2. В предыдущем Основном Законе 146 статей, разделенных на 13 глав. А его преемница имеет главы и заголовки, чтобы легче было ориентироваться, а еще 75 статей, которых прежде не было.
  3. И хотя 99 статей уже раньше существовали, но только 17 перешли в новый документ, не претерпев никаких изменений.
  4. Если раньше в конституциях утверждалось, что рабочему населению государства или трудящимся принадлежит власть, то теперь появилась иная формулировка: власть «принадлежит народу».
  5. Советский Союз на мировой арене всегда являлся сильной державой. А новая Конституция могла лишний раз продемонстрировать мощь страны, укрепить ее позиции, но и доказать, что существует социалистическое содружество.

Значение Конституции 1918 г.

Конституция 1918 г. явилась первой Советской Конституцией, первой в истории человечества Конституцией социалистического государства.

Она сложилась в сложное для страны, неустойчивое для власти время, но тем не менее она отражала основной политический и правовой статус будущей Советской державы.

Она закрепила основные принципы советской демократии, организации государственного единства, демократическую структуру государственного механизма, наиболее демократичную для своего времени избирательную систему.

Конституция 1918 г. была вместе с тем законом переходного от капитализма к социализму периода, законом первого этапа истории Советского государства, государства диктатуры пролетариата. Она отмечала наличие эксплуататоров в нашей стране и ставила задачу их беспощадного подавления, уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, установление социалистической организации общества. Авторы Конституции заглядывали и дальше — они рассчитывали и на перспективу полного устранения деления общества на классы и победы социализма во всех странах.

Конституция обладала рядом особенностей, о которых стоит упомянуть в Заключении данной работы:

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями она, как первая Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.

2. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней.

3. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции.

4. Конституция 1918г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции большое количество «целевых» статей.

5. К числу отличительных черт Конституции 1918г. относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество. Так, в ст. 3, закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах. ». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

6. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918г., как открытое признание применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так в ст. 3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.

7. С точки зрения юридической техники, относящейся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции.

Также Конституция 1918 г. послужила правовой базой для последующего создания и функционирования советского законодательства и формирования механизма государственной власти и ее структур.

Сама же политическая система, которая была создана Конституцией 1918 г. практически не была изменена последующей Конституцией 1925 г. и просуществовала и далее, вплоть до 1938г.

Причиной замены Конституции 1918г. Конституцией 1925 а. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г.

Первую Советскую Конституцию-Основной Закон РСФСР 1918 г.-по праву называют Ленинской. Историческая «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанная В. И. Лениным,-важнейший раздел Конституции, определяющий все ее содержание. Конституция явилась воплощением ленинских идей о строительстве и функционировании Советского социалистического государства, о пролетарской демократии. Весь ход разработки первой Советской Конституции шел при неослабном внимании В. И. Ленина, на основе его указаний. А разработка окончательного проекта Основного Закона РСФСР была осуществлена непосредственно В. И. Лениным и руководимой им Комиссией ЦК РКП (б).

На основе данной Конституции в дальнейшем были разработаны Конституции братских социалистических республик.

Если же говорить о значении Конституции 1918 г. в призме исторической науки, то оно заключалось, как было указано выше в тексте работы, в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.

Список используемой литературы:

[1] История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева – 1998.

[2] История Советской Конституции в документах. — М., 1957. — С. 102—103.

[3] История государства и права России: учеб./ Исаев Игорь Андреевич. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 797с.

[4] Российское законодательство X– XX веков : в 9 т. / Под ред О. И. Чистякова. М., 1994

[5] История государства и права России: учеб./ Исаев Игорь Андреевич. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 797с.

[6] История государства и права России: учеб. для вузов (спец. «Юриспруденция») / под ред. Ю.П. Титова. — М.: Проспект: ТК Велби, 2006 – 575 с.

[7] История государства и права СССР / Под ред. Ю.П. Титова. — М.: Юридическая литература, 1988. — 543 с

Читайте также  Бокс: история его развития и зарождение в России

[8] История Советской Конституции в документах. — М., 1957. — С. 102—103.

[9] История государства и права России: учеб. / Исаев Игорь Андреевич. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 797с.

[10] История государства и права России: учеб./ Исаев Игорь Андреевич. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 797с.

[11] Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие. М.: ТК Велби Изд. Проспект, 2008. 336 с.

[12] Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие. М.: ТК Велби Изд. Проспект, 2008. 336 с.

[13] Российское законодательство X– XX веков : в 9 т. / Под ред О. И. Чистякова. М., 1994 т8 – 913с.

[14] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. – 287с.

[15] Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. М., 2004 – 583 с

[16] История государства и права России: учеб./ Исаев Игорь Андреевич. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 797с.

[17] Верт Н. История советского государства. М., 1998. – 385с.

[18] Верт Н. История советского государства. М., 1998. – 385с.

[19] История государства и права России: учеб. / Исаев Игорь Андреевич. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 797с.

[20] Рогов В.А. История государства и права России IX — начала XX вв. Учебник для вузов. — М.: Теис, 2005. — 263 с.

[21] Хрестоматия по истории государства и права России. Составитель Ю.П. Титов. М., 2005. — 183с

[22] Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. М., 2004 – 583 с

Сущность и значение Конституции РФ

Термин «конституция» (от лат. co s i u io – установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлений и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни сменившее его феодальное государство не имели конституций как основного закона государства, в котором бы закреплялось бы его устройство. Под конституцией в юридической науке понимается основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов. Сущность любой конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, существующего на момент принятия основного закона. Принятие новой конституции либо внесение в нее серьезных изменений осуществляется классом, пришедшим к власти экономической и политической. Конституция есть результат экономической и политической борьбы в обществе, правовое закрепление действительного соотношения сил в этой борьбе. Преамбула Конституции Российской Федерации 1993 года начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации ». Такие формулировки подчеркивают идею о том, что главным источником учредительной конституционной власти является народ. Структура конституций различных государств мира многообразна. Вместе с тем анализ их содержания показывает, что практически каждая из них содержит нормы и институты, закрепляющие: 1. Основы общественного строя – политическую систему, принадлежность власти народу и формы реализации народовластия, принцип разделения властей, основы экономической системы, социальные отношения и политику государства в этой области и т.д. 2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина, порядок приобретения и утраты гражданства. Данные нормы и институты по мнению большинства государствоведов составляют главное назначение основного закона, ибо в них содержатся правовые гарантии защиты граждан от произвола государства, его органов и должностных лиц. 3. Для всех конституций федеративных государств характерным является включение в основной закон норм, устанавливающих национально-государственное устройство, субъективный состав федерации, статус субъектов, основы разграничения предметов ведения и компетенции, установление государственной символики, административное деление и т.д. 4. Все конституции мира достаточно подробно устанавливают систему, порядок формирования и основы компетенции высших органов государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, а также правовые основы взаимоотношений между органами различных ветвей власти. 5. Для многих конституций характерным является включение норм регламентирующих порядок принятия и изменения Основного закона (как правило более сложный, чем для текущего законодательства); порядок вступления в действие, а также норм, придающих конституции высшую юридическую силу, ставящих основной закон на особое место в законодательной системе государства. Для науки государственного права важное значение имеет классификация конституций, что позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, изучать их содержание, совершенствовать конституционное законодательство.

Современная юридическая наука классифицирует существующие конституции по различным критериям: 1. По форме действующие конституции бывают писаные и неписаные. Под писаной конституцией обычно понимают единый основной закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие важнейшие общественные и государственные институты и изложенные по определенной системе. Неписаная – это такая конституция, которая представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций (примером такой конституции служит английская конституция, содержащая совокупность множества актов, от Великой Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». В Конституции Российской Федерации нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли свое отражение. В частности, конституционно закреплен институт частной собственности, в том числе и на землю (ст. 8, 9, 35, 36), установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе, Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом. Впервые в российском конституционном законодательстве Конституция РФ 1993 г. устанавливает светский характер Российской Федерации. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Российская Федерация провозглашена правовым государством. В этой связи к основам конституционного строя отнесены положения о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации и ее прямом действии на всей территории государства; о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных правовых актов; об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. В Конституции 1993 г. впервые в нашем законодательстве устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15). Впервые в Конституции закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Все положения, включенные в содержание первой главы Конституции Российской Федерации, составляют основы конституционного строя Российской Федерации и находятся под повышенной правовой охраной даже по сравнению с другими нормами Конституции.

В частности установлено, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. Кроме того, предусмотрен особый порядок изменения этих положений, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если такие предложения будут поддержаны тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законодательством созывается Конституционное Собрание, которое и будет решать данный вопрос (ст. 135) По сравнению с предшествующими конституциями Конституция Российской Федерации 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина. Оценивая характер этих изменений в целом, следует отметить, что в нормах главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» в обобщенном виде использованы все действующие международно-правовые акты в этой области. Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод, принадлежности их каждому от рождения. Установлены новые для нашего конституционного законодательства права и свободы: право на жизнь; запрет пыток, насилия, жестокого и унижающего достоинство обращения или наказания; защита частной жизни; право определения и указания национальности; право свободного передвижения и выбора места жительства; право на частную собственность и предпринимательскую деятельность; запрет принудительного труда; право на альтернативную службу и др. Несмотря на то, что конституционный круг прав и свобод весьма широк, Конституция Российской Федерации устанавливает, что их перечисление в Конституции не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод. Важное значение имеет также впервые закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В Конституции 1993 г. содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации, на сохранение России как единого федеративного государства. Важно отметить, что большинство этих положений включено в содержание основ конституционного строя, которые, как мы отмечали выше, под повышенной правовой защитой. В этом отношении принципиальный характер носят положения статей 4 и 5 Конституции, в которых закреплено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию; Конституция и законы федерации имеют верховенство на всей территории России; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории; федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Для сохранения целостности, да и самого существования России принципиальный характер имеет ликвидация в Конституции России 1993 г. понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Конституции установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты федерации равноправны. В отличие от ранее действующих Конституция РФ 1993 г. более четко разграничивает предмет ведения федерации и ее субъектов.

Однако потребность в характеристике различных типов К. ч. для медицинской практики сохраняется. Лит.: Горизонтов П. Д., Майзелис М. Я., Значение конституции для развития болезней, в кн.: Многотомное руководство по патологической физиологии, М., [1966]. П. Д. Горизонтов. Конституционные типы: 1 — астеник; 2 — нормостеник; 3 — гиперстеник. Конструктивизм Конструктиви’зм, направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусствах, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании , а также в литературе). Первая организация конструктивистов (А. М. Ган, А. М. Родченко, братья В. А. и Г. А. Стенберги, В. Ф. Степанова и др.) возникла в Инхуке в 1921. Сторонники К., выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические качества таких материалов, как металл, дерево, стекло. В практике К. частично воплотились в жизнь лозунги производственного искусства

Читайте также  Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков

Конституция независимого Казахстана 1995, ее историческое значение

«Конституция 1995 года окончательно оформила независимость Казахстана, создала прочную основу для становления институтов государства»

С 5 сентября 1995 года в Республике Казахстан действует всенародно принятая Конституция Республики Казахстан, характеризующаяся как общественный, публичный договор власти и народа, так как впервые в истории Казахстана народ сам принял Основной закон государства, конституционно закрепивший республиканскую форму правления с президентской системой ее устройства. Политическими партиями, движениями, маслихатами, профсоюзами и общественными объединениями было внесено около 30 тысяч предложений о внесении изменений в основные положения Конституции. В результате изменения претерпели 55 из 95 статей проекта Конституции

30 августа 1995 года состоялся республиканский референдум по принятию Конституции Республики Казахстан. В голосовании приняли участие 8 091 715 граждан, из которых 7 212 773 человек ответили «да» на вопрос о принятии предложенного проекта Конституции Республики Казахстан. В принятой таким способом Конституции определены взаимные права и обязанности государственных органов с одной стороны, и правовой статус человека и гражданина – с другой.

Соглано конституции РК утверждает себя демократическим, светским, унитарным и правовым государством. Высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, демократические права и свободы. РК является унитарным (неделимым, не состоящим из других федеративных образований) государством, с президентской формой правления. Единственным источником государственной власти является народ, осуществляющий ее непосредственно через республиканский референдум, свободные выборы, а так же путем делегирования своей власти государственным органам.

Конституция состоит из 9 разделов и 98 статей.

Раздел I. Общие положения (ст. 1-9)

Раздел II. Человек и гражданин (ст. 10-39)

Раздел III. Президент (ст. 40-48)

Раздел IV. Парламент (ст. 49-63)

Раздел V. Правительство (ст. 64-70)

Раздел VI. Конституционный Совет (ст. 71-74)

Раздел VII. Суды и правосудие (ст. 75-83)

Раздел VIII. Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)

Раздел IX. Заключительные и переходные положения (ст. 90-98)

В Конституции Республики Казахстан указывается, что государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Это означает, что каждая ветвь власти имеет свою компетенцию и не вправе выходить за ее пределы. Законодательная власть осуществляется Парламентом, местными представительными органами; исполнительная власть – Правительством, центральными исполнительными органами, местными исполнительными органами; судебная власть – Верховным Судом, местными судами. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Поэтому для изучения основных прав и обязанностей того или иного государственного органа страны необходимо обратиться к основному закону данного государства, то есть к Конституции.

Конституция представляет собой основной закон не только государства, но и общества в целом, т.е. это политический и юридический документ. В таком смысле осуществляемое конституцией правовое регулирование имеет универсальный характер, так как охватывает все сферы организации жизни и развития общества – социальную, экономическую и духовную. Конституция – Основной Закон, обладающий наивысшей юридической силой. В иерархии действующего законодательства она стоит выше любого другого правового акта, ей должны соответствовать все законы и подзаконные акты. В случае же их несоответствия конституции они считаются неправомерными и подлежат отмене. Фактическое применение

Высшей, наиболее развитой формой социальной власти, единство всеобщей и мобилизирующей, способной на определенной территории сплотить людей в один народ, является власть государственная. Сущность ее – суверенитет.

Суверенитет – сущность государственной власти, которая реализуется в деятельности государства по осуществлению социальных функции власти.

Государственная власть не подчинена власти какого-либо другого государства, т.е. независимо вовне, и верховна внутри страны, потому как она централизована и едина.

Принятие Конституции 1995 г., ее дух – неотъемлемые моменты преемственности превратили нашу Республику Казахстан в детище конституционной эволюции и одновременно открыли перспективы дальнейшего развития и укрепления нового независимого государства как государства, возведенного в цивилизованную степень конституционного государства, воплощающего национальные и либерально – демократические ценности.

Конституция 1995 г. можно сказать – историческое предопределение ею структуры и механизма государства вследствие легитимирования верховной власти и установления ее пределов самим народом Казахстана.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Семинар 13.2. Конституция 1936 г. и ее историческое значение

1. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г.

2. Закрепление в Конституции федеративных основ устройства Союза ССР.

3. Система органов власти и управления СССР.

4. Конституционные права, свободы и обязанности советских граждан.

Темы докладов:

Устройство судебной системы СССР по Закону 1938 г.

Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г.

В первом докладе дать общую характеристику Закона СССР о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик (1938 г., августа 16) и раскрыть его содержание.

Во втором докладе рассмотреть перевод Советских Вооруженных Сил на кадровую систему устройства. Закрепление в данном законе положений Конституции СССР 1936 г. Дать характеристику основных положений Закона о всеобщей воинской обязанности, показать его отличия от предшествующего законодательства.

В первом вопросе обосновать необходимость разработки и принятия Конституции СССР 1936 г., показать основные этапы работы над ней. Дать общую характеристику. Раскрыть основы политической и экономической систем СССР.

Во втором вопросе остановиться на конституционном закреплении федеративных основ устройства Союза ССР. Развитие национально-государственного устройства после принятия Конституции до июня 1941 г.

В третьем вопросе раскрыть систему органов власти и управления СССР. Центральный и местный аппарат. Суд и прокуратура СССР.

В четвертом вопросе рассмотреть конституционные права, свободы и обязанности советских граждан. Дать характеристику избирательной системе.

В ходе семинара могут быть поставлены проблемные вопросы, которые должны быть разрешены при ответе на вопросы: Зачем нужна была новая Конституция? Соотношение унитаризма и федеральных начал в Конституции 1936 г. Принцип разделения властей и Советская власть. Демократична ли Конституция 1936 г.? Закрепление конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их реализация.

Литература

Основная

Сырых В.М. История государства и права России. В 2-х т. Т. 2: Учебник. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// znanium . com /

Карапетян Л.А. История отечественного государства и права: учебное пособие. М.: РГУП, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// op . raj . ru

Источники права

История Советской Конституции (в документах) 1917—1956 гг. М.,1957.

Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6 т. Т.5. М., 2003.

Отечественное законодательство XX век. Под ред. Чистякова О.И. Пособие для семинаров. Ч.2, М., 2000 г.

Съезды Советов в документах. 1917 — 1936. I — VII . М., 1959 — 1965.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 — 1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997.

Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2010.

Дополнительная

Авторханов А. Империя Кремля. Советский тип колониализма. Вильнюс, 1990.

Болтенкова Л.Ф. Интернационализм в действии. М., 1988.

Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х т. М., 1994.

Бузгалин А.В., Колганов А.И. Сталин и распад СССР. М., 2003.

Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск — М., 1997.

Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленности в СССР 1917—1957 гг. М.,1986.

Верт Н. История советского государства. 1900 — 1991. М.: 1995.

Емелин А.С. История государства и права России: (Окт. 1917 — дек. 1991 гг.). М., 2001.

Жуков Ю. Иной Сталин: Политические реформы в СССР в 1933 — 1937 гг. М., 2003.

История советского государства и права: Советское государство и право в период строительства социализма (1921—1935 гг.). В 3-х кн. Кн. 2 / Отв. ред. Е.А. Скрипилев. М.: Наука, 1968.

Карр Э. История Советской России. Кн. 1. Т. 1—2. М., 1990.

Кожевников М.В. История советского суда. М., 1957.

Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1986.

Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.,1986.

Курицын В.М. Становление социалистической законности. М., 1983.

Новиков Ю.А. Избирательное право и избирательная система России 1906—1996 гг. (общегосударственный уровень). СПб.,1997.

Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация. В 2-х т. М., 1996.

Портнов В.П., Славин М.И. Этапы развития советской Конституции. М.,1982.

Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. М., 1999.

Чистяков О.И. Развитие Конституции Российской Федерации. М., 1980.

Хрисанфов В.И. История государства и права России 1917 — 1999 гг. СПб., 1999.

Якубовская С.И. Развитие СССР как союзного государства. М.,1972.

Тема 14. Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: