Культура кочевников Евразии - ABCD42.RU

Культура кочевников Евразии

ФОТО: О жизни последних свободных кочевников Евразии

В самой труднодоступной части Афганистана, Ваханском коридоре проживают 1100 киргизов, не подвластных никому. Они сохранили средневековый образ жизни и ведут натуральное хозяйство. Единственный способ связи с внешним миром для них – продажа опиума. Фотогалерея жизни последних свободных кочевников Евразии.

Вахинский коридор – это северо-восток Афганистана, высокогорная страна. Коридор появился в результате т.н. «большой игры» в конце XIX века, когда британские и русские Империи боролись за влияние в Центральной Азии. Две державы создали через ряд договоров между 1873 и 1895 годами в качестве буферной зоны своего рода географической амортизатор – именно этот «отросток», предотвращающий соприкосновение царской России к Британской Индии.

В прошлые века эта территория была частью Великого Шелкового пути, соединяющего Китай и восточное Средиземноморье. Марко Поло прошёл здесь в конце 1200-х.

Окончательно оформили здесь границы русская и китайские революции в 1917-м и 1949 году соответственно. Этот коридор стал «мешком» для живущих здесь киргизов. Если до середины ХХ века они, пусть и с некоторыми ограничениями, могли кочевать в Китае и Британской Индии (её часть в виде нынешнего Пакистана), то после 1949 года эта относительная свобода передвижения была полностью запрещена.

В 1979 году в результате смены власти и ввода советских войск в Афганистан почти все киргизы, исторически проживавшие здесь, – 1300 человек, приняли решение о бегстве в Пакистан. Инициатором этой идеи был хан Рахман-Кул – неформальный лидер киргизских племён.

Вскоре произошел раскол. Абдул Рашид Хан, отец нынешнего хана Эр—Али-бая, привёл обратно в Афганистан, в Вахинский коридор около 300 киргизов. За 20 лет их численность почти выросла до прежних размеров – 1100 киргизов.

Те, кто остался в Пакистане с Рахман-Кулом во главе, в конечном итоге были переселены из Пакистана в восточную Турцию, где они живут и поныне в специальных деревнях, в домах со всем удобствами. Турецкая власть выделяет примерно по 100 долларов вэлфера на каждого киргиза. Разумеется, прежний кочевой образ жизни они оставили.

А киргизы, вернувшиеся в Вахинский коридор, ведут и сегодня свой традиционный образ жизни – кочуют вместе со своим скотом.

Они проживают в трудных географических и климатических условиях: на высоте над уровнем моря в 2,5-3,5 тысячи метров, с зимними температурами до -40 и 340 днями с заморозками. Трудность жизни компенсируется отсутствием здесь центральной власти – в Вахинском коридоре не было ни просоветской администрации, ни талибов, ни американцев. Сами себя эти киргизы называют «свободные люди».

Детская смертность на этой территории самая высокая в мире – до возраста 5 лет не доживает 50% детей. При этом в семьях всё равно в среднем по 7 детей (хороший пример – как уже было сказано выше, за 30 лет численность киргизов выросла в 3,5 раза).

Формально племенами управляет хан, но власть его номинальна – скорее, это переговорщик с центральными властями и соседними племенами. Почти нет здесь и религиозности – во всяком случае, мулл киргизы не имеют, также как и мечетей, а ислам тут переродился в шаманизм.

В этой среде господствует натуральный обмен, а заменой деньгам служит овца. Так, як стоит 10 овец. Хорошая лошадь – 50. Калым за невесту – 100 овец, столько же, сколько и верблюд.

В последние годы и сюда стали проникать элементы прогресса – к примеру, солнечные электрические панели, а также сотовые телефоны (они в среднем стоят 1 овцу). Правда, связи тут нет, и телефоны используют как аналог фотоаппарата.

Киргизы из «коридора» почти не общаются с другими афганцами, их контакты ограничиваются вылазками 2-3 раза в год в городки за 100-150 км от их кочевий. Выход в город нужен для закупки муки, посуды, соли и других хозяйственных вещей. Единственный способ заработать деньги для таких покупок – опий. Его собирают до 100 граммов не человека, этого хватает, чтобы обеспечить себя всем необходимым на год. Употребление опия внутри киргизской общины не приветствуется, наркомана обычно изгоняют из племени.

Быт у этих киргизов налажен примерно также, как у других кочевников. Центром жизни является юрта, в а в ней очаг, отапливаемый сухим помётом яков или верблюдов. Основа питания – молоко яка, вместе с ним (и солью) пьют чай – до 100-120 чашек в день. Пресный хлеб, сыр, мясо, из растительной пищи – только дикий лук, вот и весь их рацион.

Они называют свою родину Бам-Е-Дуня, что переводится как «крыша мира». На фото ниже можно посмотреть, как устроена жизнь этих последних дикарей Евразии:

Кочевничество и основные этапы его развития. Специфика кочевого способа производства.

Существует комплекс причин, способствовавших возникновению кочевого скотоводства в евразийских степях. Полагается, что этот переход является следствием действия различных факторов. Как одна из основных предпосылок возникновения кочевничества отмечается аридность географической среды, где земледелие возможно только при наличии ирригации; состав стада, максимально приспособленного к условиям окружающей среды; наличие верховых животных и транспортных средств, развитая имущественная дифференциация. К числу главных предпосылок можно отнести степень дифференциации труда между скотоводами и земледельцами.

В евразийских степях определяющее влияние на переход к пастушеству, а затем и к кочевому скотоводству сыграло коневодство. Использование лошади продвинуло древнее население степи далеко вперед. Кочевники использовали все универсальные возможности лошади как транспортного, пищевого, военного средства. Лошадь помогала беречь другой скот, отвоевывать его у других и даже облегчала им доступ к траве, разбивая своими копытами снежный покров. Наиболее ранние элементы хозяйственно-культурной системы евразийских степей появились в эпоху неолита-энеолита.

В ходе археологических раскопок на поселении энеолитического времени Ботай были обнаружены останки более 70 тысяч особ лошадей. В удельном весе костные останки лошадей составляет 99,9 % всех костей, найденных здесь.

В 111-11 тыс. до н.э. в Великой степи существовал комплекс типа хозяйствования, где сочетались коневодство, земледелие и металлургия. Но значительная часть населения вела подвижный образ жизни.

В I тыс. до н.э. кочевое скотоводство становится господствующей формой хозяйства. В сакскую и гуннскую эпохи существовало несколько форм скотоводческого хозяйства. Первая связана с полупустынными зонами, где заниматься земледелием попросту было невозможно. Второй вид хозяйства — полукочевое скотоводство, предполагающее наличие постоянных зимних стоянок, и третий вид — оседлое скотоводство, где в хозяйственной жизни преобладало земледелие.

Но, несмотря на существование двух последних форм, в эпоху гуннов кочевое скотоводство было доминирующим видом хозяйственной деятельности в Великой степи.

К числу особенностей, определяющих специфику кочевого общества, относятся:

1. Скотоводство как преобладающий род хозяйственной деятельности;

2. Хозяйства — зависимость от природного фактора.

3. Периодически сезонная подвижность;

4. Участие в перекочевках большой части населения;

5. Преобладание натуральных форм хозяйства.

Следовательно, кочевничество можно определить как особый род производственного хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки.

Говоря о том, что кочевничество есть яркий результат и самостоятельная ветвь эволюции человечества, мы должны уяснить для себя, что история кочевничества тесно связана со всемирно-историческим процессом. В древней фазе развития кочевники доминировали в Евразийском мире, и вклад их в становление человечества чрезвычайно огромен. Общность древней истории всего Евразийского континента определялась активными миграциями и завоеваниями кочевых народов Центральной Азии. Великие движения кочевых орд из степи в Европу, в Западную и Южную Азию и даже на территорию Северной Африки подталкивали вперед человечество и его прогресс. В ходе этих движений происходило образование государств, общественных институтов и своеобразных динамичных культур. В средние века кочевничество выступало как активная государствообразующая сила. Но она не порождена номадизмом как таковым. Государствообразующим фактором является прежде всего соединение кочевников и земледельцев. Кочевники воедино связывали многочисленный конгломерат локальных культур, творили единую конструкцию мировой истории. Новое время круто изменило расстановку сил в Евразии, было нарушено шаткое равновесие между оседлостью и кочевничеством. Причиной падения культуры казахов- кочевников является не только военная и экономическая экспансия России и Китая в XVIII-XIX веках. Она кроется гораздо глубже: начало кризиса датируется XV веком, когда Центральная Азия теряет свое былое значение доминанты в евро-азиатских отношениях. Впоследствии в новейшее время были нарушены и уничтожены существовавшие тысячелетиями жизненные коммуникации кочевников, производительные силы, культура.

Таким образом, наша история есть, прежде всего, история Евразийского кочевничества. На протяжении четырех тысячелетий она выступала в четырех ипостасях — первоначально в древнюю эпоху и в средневековье с доминирующе-лидирующей ролью во всеминой истории, а затем как сила — катализатор истори

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Читайте также  Повесть Бориса Васильева Завтра была война

«Кочевники Евразии на пути к империи»
ARTinvestment.RU 23 июня 2012

На выставке в Казани представлены 2190 экспонатов из собрания Эрмитажа, охватывающих период от начала I тысячелетия до н. э. до сложения Великой Монгольской империи в XIII веке

Центр «Эрмитаж-Казань», 18 июня 2012 — 31 марта 2013

На этой неделе в Центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Кочевники Евразии на пути к империи», на которой представлено 2190 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа, охватывающих период от начала I тысячелетия до н. э. и до сложения Великой Монгольской империи в XIII веке. Экспозиция выстроена в хронологическом порядке и знакомит посетителей с особенностями культуры кочевых народов Евразийского континента на материале археологических раскопок, а также собраний коллекционеров конца XIX — начала XX веков.

  • Навершие. VIII в. до н.э.
    Бронза
    Источник: hermitagemuseum.org
  • Обойма от портупеи кинжала
    Вторая половина VII в. до н.э.
    Золото
    Источник: hermitagemuseum.org

Целый ряд предметов впервые участвует в музейном показе. К таковым относятся находки из могильника Аймырлыг (Тува, 1960-1970-е) и Кичмалка (Центрально-Кавказская археологическая экспедиция Эрмитажа, 2010).

Выставка открывается экспозицией, посвященной культуре скифского времени, где соседствуют самые ранние памятники Европы и Центральной Азии. Обилие роскошных золотых изделий из «царских» могил дополняется реконструкцией погребальных костюмов из единственного непотревоженного памятника такого ранга, исследованного в начале XXI века, — кургана Аржан-2. Оттуда же происходят и плиты с наскальными рисунками — чрезвычайно редко выставляемые в музеях примеры искусства кочевников. Секира из Келермеса, изготовленная в VII в. до н. э., — один из шедевров собрания Эрмитажа — демонстрирует ранний этап контактов скифов и ближневосточных государств.

  • Парные пряжки в виде резных фигур горных козлов
    с вывернутыми крупами
    VI-III вв. до н.э.
    Рог
    Источник: hermitagemuseum.org
  • Сосуд со сценой охоты
    Начало IV в. до н.э.
    Серебро, позолота
    Источник: hermitagemuseum.org

В следующем разделе небольшое количество памятников кочевников Приуралья дополнено экспонатами Сибирской коллекции Петра I. Здесь же показаны уникальные изделия пазырыкской культуры Алтая. Выполненные из дерева, войлока и кожи, они сохранились в ледяных линзах, образовавшихся в глубоких могилах. Не меньший интерес вызывают находки в хуннуских курганах Ноин-Улы рубежа нашей эры, привезенные из Монголии экспедицией П. К. Козлова в 1920-х годах. Европейские памятники представлены изделиями сарматов, сменивших скифов в причерноморских степях. Ярчайший комплекс этого времени — украшения из богатейшего захоронения женщины-жрицы из кургана Хохлач.

  • Пластина поясная — схватка грифона с яком
    IV-III вв. до н.э.
    Золото, бирюза
    Источник: hermitagemuseum.org
  • Фибула в виде цикады
    Конец V-начало VI в.
    Серебро, позолоченное серебро, бронза, камень
    Источник: hermitagemuseum.org

Эпоха Великого переселения народов (середина I тысячелетия н. э.) открывает новую страницу истории кочевых племен Евразии. Золотые изделия в полихромном стиле, бронзовые котлы особой формы, оружие и украшения конной сбруи представляют культуру европейских гуннов. На востоке в это время на историческую арену выходят тюркские племена — предки многих современных народов. Они переходят от привычного кочевания к жизни в городах, воспринимая, с одной стороны, все достижения культуры оседлых земледельцев, с другой, — сохраняя специфические черты культуры номадов (от гр. nomades, древнегреческое название кочевников). Каменные скульптуры воинов, оружие, поясная гарнитура, снаряжения коней и другие предметы материальной культуры, происходящие из разных мест Средней и Центральной Азии, свидетельствуют о распространении тюркского влияния на огромной территории.

  • Золотой кубок. VII в.
    Золото, стекло
    Источник: hermitagemuseum.org
  • Маска на голову коня из с изображением головы козла и фигурой птицы
    V-IV в. до н.э.
    Войлок, кожа, дерево, золотая фольга
    Источник: hermitagemuseum.org

Древности Хазарского каганата из раскопок городища Саркел на Нижнем Дону показывают разноплановость культуры и полиэтничность его населения. К этому же времени относится и Перещепинский клад — золотые и серебряные украшения, посуда, богато декорированное оружие из погребения болгарского хана Куврата в Поднепровье.

На рубеже I и II тысячелетий в предгорьях Тянь-Шаня сложилось государство Караханидов. Распространение ислама в караханидском обществе обусловило развитие пышной орнаментики в прикладном искусстве, о чем свидетельствуют искусные изделия керамистов, медников и стеклодувов.

В средние века южнорусские степи были заселены кочевниками, не составлявшими единой этнополитической общности. Половцы, печенеги, торки, берендеи, чёрные клобуки даже внешне не всегда походили друг на друга. Вместе с тем часть номадов постепенно переходила к оседлому образу жизни. Одним из лучших образцов монументального искусства данного периода является представленная на экспозиции так называемая половецкая баба.

  • Половецкая баба. XII в.
    Песчаник
    Источник: hermitagemuseum.org
  • Флакон для ароматических веществ. I в. н.э.
    Золото, кораллы, жемчуг, паста
    Источник: hermitagemuseum.org

Завершает выставку раздел, посвященный Великому Монгольскому государству — империи, созданной Чингисханом и объединившей, хоть и на короткий срок, огромные территории Евразии. Материалы из раскопок первой столицы этого государства Каракорума, а также из других городских центров монголов, исследованных в пределах нынешней территории России, впервые представлены на выставке.

Экспозиция «Кочевники Евразии на пути к империи» призвана продемонстрировать, с одной стороны, богатство и разнообразие культуры номадов в её развитии на огромной территории, с другой, — показать возможности и значение археологии. Извлекаемые археологами из земли материальные свидетельства человеческого существования дают возможность ощутить непреходящее значение творческой созидательной деятельности кочевнического мира, внесшего неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог («Славия», СПб., 2011). Куратор выставки — Константин Владимирович Чугунов, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.

Часть первая
Степной пояс: картины исторические

Пролог – 1
Звездный час и «лебединая песнь»

Источники исторические и синдром Нарцисса

Три волны кочевников

Рис. Пр.1. Пророк Мухаммед поднимает с покрывала святыню святынь всех мусульман – Черный Камень, чтобы вставить его в восточную стену Каабы [Chronik: 237]

Эпицентр этой волны вызревал в среде кочевых и полукочевых племен Аравийских нагорий и пустынь. Арабское племя курейшитов явилось колыбелью великого пророка Мухаммеда. Как известно, с момента его бегства из Мекки в Медину в 622 году начинается летоисчисление мусульманского мира. По кончине пророка в 644 году провозглашенный им своим наследником халиф Омар объявил начало знаменитых арабских походов во имя истинного учения ислама. Вот оценка этого рывка недавних кочевников со стороны выдающегося германского исследователя истории ислама Августа Мюллера:
«…могучие волны арабских завоевателей, подобно громадному прибою, стали заливать соседние земли, с востока и запада. Сначала по повелению халифа была направлена с неудержимой силой первая волна: она залила Персию до Оксуса, Сирию, Месопотамию, Армению, некоторые части Малой Азии до самого Константинополя, Египет и северный берег Африки до Карфагена включительно» [Мюллер: 313].
С этого времени, пожалуй, начался также отсчет поистине легендарного и столь нервно обсуждаемого вплоть до сегодняшнего дня противостояния Востока и Запада, чему мы и уделим внимание в следующей главе.
Вторая волна была сопряжена с активизацией тюркоязычных скотоводов– кочевников, на сей раз уже выходцев из Степного пояса – из Кара-кумов, Хорезма, Бактрийско-Маргианского региона. С ярким колоритом и блеском ранней арабской волны ее вряд ли можно сравнить, однако менее чем за сто лет (конец X–XI вв.) принявшим ислам тюркам-огузам – а их наследники стали именоваться сельджуками – удалось покорить арабские халифаты юго-западной Азии и захватить в них властные высоты. С тех пор эти государственные объединения стали именоваться сельджукским султанатом. С ним и поведут яростную битву христиане в своих крестоносных походах. Легендарное противостояние Восток – Запад продолжится.
Без всякого сомнения, самой могучей и сокрушительной волной кочевнических ратей, сыгравшей роль своеобразного «девятого вала», стали монгольские завоевания XIII века. Ведь они накрыли едва ли не всю Евразию, исключая лишь намеченный нами во Введении «Европейский полуостров». С того времени наступило время не легендарного, но реального противостояния Востока и Запада. И если первые две волны предстанут в нашем изложении весьма скупо, то монгольскому «девятому валу» мы уделим многократно большее место.
И наконец, обратимся вновь к той причине, каковая побудила автора начать изложение долгой истории степных скотоводов с их «звездного часа» и «лебединой песни». Нашествия кочевников столь мощно потрясли Евразийский мир, что в самых разнообразных западных источниках появилось огромное число упоминаний и описаний их культур: ведь тогда проявился свежий взгляд на неведомо откуда возникшего свирепого врага. Китайские же цивилизации находились с кочевниками в постоянных сражениях с гораздо более ранних столетий, однако до западных людей эти слухи с далекого Востока практически не доходили. До того времени в христианском мире сведения о номадах были скупы, лапидарны и грешили массой нелепостей.
Для того чтобы понять реальную суть их культур, характер менталитета воинственных кочевников, автор и предпочел начать книгу хотя бы с краткой характеристики этих звездных периодов. При таком порядке представления материалов читателю станут гораздо более понятными и зримыми те важнейшие черты культур, что оказались скрытыми толщей столетий и отразились лишь в погребальных комплексах (и то не всегда!). У культур кочевых народов VII – XIII веков, а также тех, что относились к гораздо более древним периодам, не так уж трудно подметить множество общих для номадов черт, а это делает не столь безнадежным конструирование отдаленных по времени аналогий.
Культуры стремились к своему звездному часу, к своему апогею, и верное понимание процесса их восхождения к подобным вершинам кажется исключительно важным. Апогей – это кульминация развития культур, именно тогда они раскрывают свои самые яркие стороны. Однако не менее увлекательно вникать и в динамику их распада – либо медленного умирания, либо катастрофически бурного коллапса. Все это и отразилось чрезвычайно ярко на культурах и общностях Степного пояса Евразии.

Читайте также  Поэты серебряного века Николай Гумилев

Глава 1
Ислам и христианство: первые встречи

Покорение Иберийского полуострова

Языческие полчища несметны.
Гребут они, по ветру парус держат.
На мачтах и на самых верхних реях
Карбункулы и фонари алеют.
Залито море их светящим светом…
Флот Балигана не встает на отдых,
Из моря входит разом в пресноводъе.
Минует и Марбризу и Марброзу,
По Эбро вверх плывет без остановки.

Рис. 1.1. Мусульманские воины. Западноевропейская миниатюра [Chronik: 283]

Успехи Тарика вызвали жгучую зависть и немалый гнев его непосредственного патрона Мусы, остававшегося в Африке. И уже летом следующего года ведомое Мусой воинство из 18 тысяч человек высадилось на европейском берегу. Теперь и его отряды победоносно двинулись на север, так что уже к осени 713 года они смогли узреть предгорья Пиренеев. На полуострове, в сущности, оставался едва ли не единственный неподвластный воинам Мухаммеда кусочек – горная Астурия и страна басков. Наверное, арабы позднее горько сожалели, что не отрядили в эту горную область больше сил, чтобы удушить последний очаг сопротивления. Ведь именно этот очаг вскоре даст старт столь знаменитой реконкисте.
После короткого затишья мусульманские отряды вновь ринулись далее на север. Они перевалили Пиренеи и вторглись в страну франков. И здесь мы вновь вспоминаем строфы Роландовой поэмы, по всей вероятности, опять же содержащие явные преувеличения:

Промолвил [франк] Оливье: «Идут враги.
Я в жизни не видал такой толпы.
Сто тысяч мавров там: при каждом щит,
Горят их брони, блещут шишаки,
Остры их копья, прочны их мечи.
Бои небывалый нынче предстоит…

Видели б вы, как там копьями колют,
Как щиты на куски разбивают с ходу,
Как с маху рубят прочные брони,
Как значки на копьях алеют от крови,
Как мчатся без всадников резвые кони!
Кличу «Аллах!» клич «Сант-Яго!» вторит,
Бой тем жесточе, чем длится дольше.
Уж пало мавров тринадцать сотен.
………………………………………………………
На добром коне Сид навстречу скачет —
Борода густая, заломлена шапка.
Стальное предплечье, в деснице шпага.
К вассалам своим он громко взывает:
«Царю небесному, Господу слава!
В нелегкой битве мы верх одержали».
Вражеский лагерь грабят испанцы.
………………………………………………………
В большом веселии все христиане.
Хоть в битве своей потеряли пятнадцать.
Золота и серебра им досталось
Столько, что все они ныне богаты.
Доволен каждый такой удачей.

Изменения климата и миграции кочевников [52] Природа и история

Изменения климата и миграции кочевников [52]

Природа и история

Зависимость человечества от окружающей его природы, т.е. от географической среды, неоспорима. Хотя степень этой зависимости и расценивается различно, но в любом случае хозяйственная деятельность народов, когда-либо населявших Землю, тесно связана с ландшафтами и климатом обитаемых территорий.

Народы Земли живут в определенных ландшафтах, но коль скоро ландшафты разнообразны, то столь же разнообразны и народы. Ведь, как бы сильно они ни видоизменяли ландшафт (путем ли создания антропогенного рельефа или путем реконструкции флоры и фауны), людям приходится кормиться тем, что может дать природа на той территории, которую этнос (народность) либо населяет, либо контролирует на предмет получения тех же даров природы (подробно о проблеме этногенеза см.: 90, 108, 112).

Однако ландшафты, подобно этносам, имеют свою динамику развития, свою историю. И когда ландшафт меняется до неузнаваемости (причем безразлично – от воздействия ли человека, от изменения ли климата, от неотектонических процессов или от появления губительных микробов, несущих эпидемии, которые ведут к изменению численности тех или иных видов животных и растений), люди должны либо приспособиться к новым условиям, либо вымереть, либо обрести новую родину. Простое выселение в другую страну, где уже есть достаточно плотное население, может быть выходом для единиц и малых групп. Но когда дело идет о судьбе целого народа, такие переходы всегда были связаны с крупными историческими событиями. А поскольку они часто повторялись за пять тысяч лет обозримой истории, то их уже можно классифицировать и анализировать. Так мы вплотную подошли к проблеме миграций.

Изменение ландшафтов – не единственная причина миграций. Они возникают также при демографических взрывах, но тогда они будут столь отличны по характеру, что спутать их очень трудно. Однако в любом случае переселенцы ищут условия, подобные тем, к которым они привыкли у себя на родине. Англичане охотно переселялись в страны с умеренным и даже жарким климатом, лишь бы там были степи, где можно было разводить овец. Поэтому они заселили всю Северную Америку, за исключением сплошных лесов бассейна р. Маккензи, которые были заселены франко-индейскими метисами Канады; они без труда превратили в овцеводческие районы Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, но влажные тропические районы их не манили. В Индии, Родезии, Нигерии, Гвиане и на Борнео они выступали преимущественно в роли колониальных чиновников, военных и купцов, т.е. людей, живущих не за счет природы, а за счет местного населения. В Индии для английских чиновников и солдат были предусмотрены длительные отпуска, которые они проводили в горах, где климат умеренный; иначе чиновники теряли работоспособность, а солдаты – боеспособность.

Предки якутов в XI в. проникли в долину Лены из прибайкальских степей. Используя широкую пойму этой реки и ее притоков, они развели там степную породу лошадей, имитируя свою прежнюю жизнь в степях. Но они не посягали на водораздельные массивы тайги, предоставив их оленеводам-эвенкам. Русские землепроходцы в XVII в. подчинили всю Сибирь, но заселили только лесостепную полосу и берега рек, т.е. ландшафты, сходные с теми, где сформировались их предки.

Но если между некоторыми миграциями и изменениями ландшафтов есть функциональная зависимость, то, зная одно, мы можем судить о другом. Миграции народов фиксировались историей, а смены ландшафтов не имеют абсолютных дат. Следовательно, для того, чтобы датировать изменения, происходящие в природе, мы можем отправляться от истории, и, значит, нам необходима канва исторических событий.

Наши исследования, посвященные установлению связи явлений физической географии и палеонтологии на материале истории Центральной Азии и археологии низовий Волги, позволили сделать три вывода [73, с.95; 74, с.78]:

1. Историческая судьба этноса, являющаяся результатом его хозяйственной деятельности, непосредственно связана с динамическим состоянием вмещающего ландшафта.

2. Археологическая культура данного этноса, представляющая собой кристаллизованный след его исторической судьбы, отражает палеогеографическое состояние ландшафта в эпоху, поддающуюся абсолютной датировке.

3. Сочетание исторических и археологических материалов позволяет судить о характере данного вмещающего ландшафта в ту или иную эпоху и, следовательно, о характере его изменений. И наоборот, наличие установленных данных о колебаниях климата, а тем самым и о соотношениях ландшафтов между собой помогает искать памятники давно исчезнувших народов.

Способ применения изложенных здесь тезисов подробно описан нами в книге «Открытие Хазарин» (М., 1966). Теперь мы можем перейти к широкому обзору и характеристике соотношения колебаний увлажнения Центральной Азии с миграциями кочевых народов, ее населявших.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

II. Природа и история

II. Природа и история Сочетание природоведения и истории В древности, когда мир представлялся человеку целостным, несмотря на видимое разнообразие, и взаимосвязанным вопреки кажущейся разобщенности, проблема сопряжения естествознания и истории не могла даже

Природа страны и история народа

Природа страны и история народа Здесь не будет излишней одна предварительная оговорка. Поставленный вопрос не свободен от некоторых затруднений и опасностей, против которых необходимы методологические предосторожности. Наше мышление привыкло расчленять изучаемый

Преобразование земель и климата

Преобразование земель и климата 21 июля 1942 годаСегодня мы продолжили разговор о вооруженном крестьянстве. Я спросил Гиммлера:– В ваших планах вы предусмотрели место для промышленности. Значит, хотите создавать индустриальные города? Я думал, что на востоке будет только

Читайте также  Ноосфера как новое эволюционное состояние биосферы

Мелиорация климата

Мелиорация климата Мы привыкли говорить о мелиорации земель, почв. А можно ли улучшить климат?О том, что деятельность человека преимущественно ухудшает природные условия, хорошо известно. В частности, много и тревожно пишут о глобальном потеплении. Согласно некоторым

Природа и история

Природа и история Зависимость человечества от окружающей его природы, т.е. от географической среды, неоспорима. Хотя степень этой зависимости и расценивается различно, но в любом случае хозяйственная деятельность народов, когда-либо населявших Землю, тесно связана с

Миграции кочевников

Миграции кочевников Вопреки распространенному мнению кочевники куда менее склонны к переселениям, чем земледельцы. В самом деле, земледелец при хорошем урожае получает запас провианта на несколько лет и в весьма портативной форме,Для кочевников все обстоит гораздо

Природа и история

Природа и история Природный парк Ла Пьедра в АрагонеВ истории садово-паркового искусства Западной Европы Испания занимает особое место. Географическое положение и исторические судьбы этой страны, расположенной на далеком форпосте европейского континента, определили

Нашествие кочевников

Нашествие кочевников Продвижение индоевропейской культуры на запад Европы происходило следовавшими одна за другой волнами кочевников, представители которых широко использовали лошадь для верховой езды и привнесли в культуры Евразии знаменитый впоследствии шнуровой

Тюркские племена в составе Джучиева Улуса, их миграции и этническая история

Тюркские племена в составе Джучиева Улуса, их миграции и этническая история Монгольские завоевания не только полностью изменили политическую карту Евразии, но также внесли определенные коррективы и в этническую карту расселения кочевых племен Восточной Европы и Азии.

Хозяйство и быт кочевников

Хозяйство и быт кочевников Основным занятием кочевников Дешт-и Кипчака было пастбищное скотоводство. Здесь, пожалуй, к месту напомнить, что русское слово «кочевник» — ориентализм. Оно происходит от тюркского к?ч (к?ш) — переезд, переселение, кочевка, а также стоянка

Лихорадка погоды и климата

Лихорадка погоды и климата В наши дни много разговоров, споров и научных исследований посвящается глобальному потеплению и мерам борьбы с ним (из них обсуждаются, как это ни странно, наименее эффективные, например стабилизация выбросов промышленных предприятий

Глава 19. Изменение климата

Глава 19. Изменение климата 18 тысяч лет назад уровень мирового океана был значительно ниже нынешнего. Затем, началось резкое повышение уровня мирового океан. В настоящее время этот процесс происходит более медленно.На фоне пульсаций первого порядка происходят меньшие

Ремесла у кочевников?

Ремесла у кочевников? Еще одной из загадок Русского каганата является наличие в крепостях ремесленных мастерских. Представить их себе у кочевников довольно сложно. Однако археология говорит обратное. Ремесленники, жившие в посадах крепостей, производили оружие,

Номадизм – это кочевничество

Номадизм – это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни. К ним относят охотников, собирателей, подсечных земледельцев, рыболовов и даже цыган.

При изучении этого вопроса возникает, как правило, множество мнений, дискуссий, исчезает четкость формулировок. Поэтому в качестве основы возьмем следующее определение: номады – это мигрирующие народы, живущие за счет скотоводства. Оно в большей мере отражает суть понятия.

Номады и номадизм

Вам будет интересно: Что такое «кромлех»: определение, значение слова, фото

Далеко не все скотоводы являются номадами. Специалисты отмечают три главных признака кочевничества:

  • основным видом хозяйственной деятельности должно быть экстенсивное скотоводство;
  • особая культура и мировоззрение кочевых сообществ;
  • регулярное перемещение населения и скота.

    Местами обитания кочевников исторически были степи, полупустыни или высокогорные районы. То есть номадный тип хозяйствования складывался в условиях резко континентального климата, в местах с низким количеством осадков, с ограниченностью водных и кормовых источников. Такие территории называют аридными зонами.

    Вам будет интересно: Присоединение Бессарабии к России: причины, исторические факты, дата и результаты

    Плотность населения у кочевых народов чрезвычайно низка: обычно она колеблется от 0,5 до 2 человек на один кв. километр. Такой тип расселения диктуется основным принципом номадизма – это необходимое соответствие между поголовьем скота и водно-кормовыми ресурсами конкретной аридной зоны.

    Происхождение кочевничества

    История кочевого мира охватывает промежуток времени приблизительно в три тысячелетия. Но у ученых вызывают сомнения и разногласия как указанные сроки возникновения, так и другие, связанные с кочевничеством, моменты. Существует множество точек зрения, которые не подкреплены бесспорными аргументами.

    Возможно, считают одни, кочевники появились среди охотников. Другая точка зрения утверждает, что этому процессу способствовало вынужденное переселение в зоны рискованного земледелия. То есть рождение номадизма – это альтернатива рискованному земледелию в зонах с неблагоприятными условиями, куда была вытеснена часть населения. Адаптируясь к новым условиям, эти сообщества вынужденно занялись кочевым скотоводством.

    Классификация кочевничества

    История изучения номадизма позволяет провести классификацию видов кочевничества. Но следует отметить, что количество их велико и продолжает расти по мере изучения вопроса специалистами в этой области.

    Наиболее распространенными схемами считаются основанные на степени оседлости и экономической деятельности:

    • кочевое;
    • полукочевое, полуоседлое;
    • отгонное;
    • сезонное (летние и зимние пастбища).

    Некоторые схемы расширяются видами кочевания:

    • вертикальное (горное и равнинное);
    • горизонтальное (широтное, меридиональное, круговое и т. д.).

    Географически специалисты выделяют шесть основных зон, в которых до настоящего времени распространено кочевничество:

  • Степи на территории Евразии. Здесь исторически разводят «пять видов скота», а именно: лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз и верблюдов. Кочевники этой зоны: монголы, тюрки, казахи, киргизы — создали могущественные степные империи.
  • Ближний Восток. Местное население: курды, пуштуны, бахтияры — разводит мелкий рогатый скот, а лошади, ослы и верблюды используются как транспортные средства.
  • Сахара, Аравийская пустыня. Основное занятие бедуинов – верблюдоводство.
  • Восточная Африка. Местное население разводит крупный рогатый скот.
  • Высокогорные районы (Тибет, Памир, Анды). Здесь содержат яков, лам, альпаку.
  • Зоны Крайнего Севера (субарктические). Чукчи, эвенки и саамы разводят оленей.

    Быт и культура кочевников

    Вынужденные перемещаться в поисках новых пастбищ, скотоводы используют под жилища различные легко разбираемые, нетяжелые конструкции. Это могут быть палатки, шатры, юрты. Каркас такого жилища закрепляется жестко на земле, а сверху укрывается шерстью, кожей или тканевыми материалами.

    Домашняя утварь также должна быть удобной в транспортировке, то есть подходящими материалами являются дерево, кожа, металл. Одежда и обувь шились из кожи, шерсти и меха. Кочевники не были полностью изолированы от земледельческих народов. Они могли поддерживать с ними контакт, но вполне обходились долгое время без их продукции.

    Как тип культуры, номадизм предполагает особенное восприятие времени и пространства, своеобразное культовое отношение к скоту, воспевание выносливости, неприхотливости и гостеприимства в людях. Для культуры кочевых народов характерно отражение воина-всадника, добытчика, героя в устном творчестве и в изобразительном искусстве.

    Расцвет кочевничества

    Расцвет номадизма — это временной период приблизительно с X до XV века. Он связан с возникновением целых кочевых империй, которые создавались неподалеку от земледельческих цивилизаций и подчиняли их себе. Для этого использовались разные стратегии. Одним из способов были набеги и грабежи.

    Использовалось также подчинение земледельческого общества и взимание с него дани — таким примером может служить Золотая Орда. Были варианты с захватом территорий и последующим слиянием с местным населением. С развитием торговых маршрутов шелкового пути на участках, проходящих по землям номадов, возникали стационарные караван-сараи.

    Упадок номадизма

    С началом модернизации отраслей хозяйствования кочевники оказались неспособными конкурировать с быстрым развитием промышленной экономики. Конец их военному, мобильному преимуществу положило появление усовершенствованного огнестрельного оружия и артиллерии. Кочевники все чаще стали использоваться в различных процессах в качестве подчиненной стороны. Как результат, стало меняться кочевое хозяйствование. В XX веке в социалистических странах даже были попытки коллективизации номадизма, но они закончились неудачей. В настоящее время многие кочевники возвращаются к полунатуральному ведению хозяйства. Рыночная экономика ставит жесткие условия перед людьми, и многие скотоводы разоряются. Сегодня номадов насчитывается всего 35-40 миллионов в мире.

    Роль номадизма в истории значительна. Кочевники способствовали освоению малопригодных к проживанию территорий, создавали и укрепляли торговые связи между народами, распространяли технические новшества и культуру разных государств. Неоценим вклад номадов в мировую, этническую культуру. Но нельзя не говорить и о разрушительной деятельности кочевых народов. Обладая сильным военным потенциалом, они в определенный период времени уничтожили многие культурные ценности.

    Специалисты, изучая материалы по истории номадизма, приходят к выводу, что кочевой образ жизни постепенно исчезает.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: