Культура поведения, культура общения и туризм - ABCD42.RU

Культура поведения, культура общения и туризм

Культура поведения, культура общения и туризм

Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами, «волшебными словами»: пожалуйста, благодарю вас и др.

Культура поведения, культура общения и туризм

Культура и искусство

Другие материалы по предмету

В наше время количество кратковременных контактов между людьми значительно возросло. В большом городе в течение дня мы встречаемся с сотнями и даже тысячами людей. Как можно судить об уровне их культуры, не зная ничего или почти ничего, об их внутреннем мире? Только по их поведению, по внешним проявлениям культуры. Случайные, мимолётные встречи с незнакомыми людьми на улице, в городском транспорте, в магазине, в театре могут оказаться для нас приятными, а могут, наоборот, огорчить, надолго выбить из привычной колеи. Поэтому, оценивая культурный уровень того или иного человека, мы в первую очередь имеем в виду его внешние проявления, то есть поведение.

Культурный человек, прежде всего, вежлив, и это важное его достоинство. Нередко цитируют слова Сервантеса: «Ничто не стоит нам так дёшево и не ценится людьми так дорого, как вежливость». Действительно, вежливость, возможно, не самая важная и не самая труднодостижимая из добродетелей. Гораздо труднее быть, например, принципиальным, справедливым, мужественным. Но стоит вспомнить, насколько облегчает людям жизнь вежливость и насколько усложняют и даже отравляют её грубость, хамство. Значение вежливости в человеческом общении трудно переоценить.

Людям необходимо общение. В настоящее время усилился поток к нам иностранных граждан родственников, живущих за границей, деловых людей, туристов. Это требует от тех, кто их принимает, хотя бы минимальных знаний в области национальных традиций.

ИЗ ИСТОРИИ ЭТИКЕТА

«Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости»

Этикет слово французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран. Понятие «этикет» включает в себя форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том обществе, где живёт каждый из нас.

Значительная часть правил этикета пришла к нам из прошлого, и даже из древнего мира. Бесполезные и незначительные правила, отсеивались по мере исторического развития, сохранялись для потомков лишь наиболее рациональные из них, проверенные временем.

С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации, относительно поведения человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни». В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

В памятнике древнескандинавской литературы «Эдда» также повествуется подробно о правилах поведения за столом. Например, для произнесения тостов был детально разработан этикет, и нарушение этих правил вело к штрафу. У скандинавов мы заимствовали также правило предоставлять почётные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

Нравы французского дворянства в XVII веке представляли собой смесь дерзости и галантности, фамильярности и церемонности. Даже светской даме, делая реверанс, следовало выполнить его изящно и согласовать в то же время с рангом того лица, к которому он относился. Мужчины оставались в шляпе во время визитов и даже за столом. За чьё-нибудь здоровье пили стоя или опустившись на колено, но обязательно с обнажённой шпагой в руке и без шляпы. Граф де Гран Пре пил за здоровье своей возлюбленной из заряженного пистолета, держа палец на курке, после чего стрелял в воздух.

На парадных обедах сотрапезники рассаживались в один ряд: знатнейший из присутствующих занимал место на почётном конце стола и не имел соседей с правой стороны. По его левую руку садился следующий по знатности гость, и так далее до противоположного конца стола. Хозяин дома занимал место в зависимости от своего титула и положения.

Очень распространены были поцелуи. Они служили не только обычным приветствием, но вместе с объятиями заменяли собой поздравления, выражение благодарности и дружеские излияния.

Согласно этикету того времени, господствовавшим представлениям о норме поведения, учтивость и выражение чувств принимали несколько преувеличенные формы. Однако, невзирая на всю сложность этикета и церемонность манер, придворные нравы мало чем отличались от общих нравов эпохи. Однажды Людовик XIV стал бросать в придворных дам хлебными шариками и милостиво разрешил ответить ему тем же. От шариков перешли к яблокам и апельсинам, и когда одной из дам король сделал больно, та вылила на него содержимое салатника.

Руководство хорошего тона 1640 года рекомендовало мыть руки каждый день, а лицо почти так же часто, а руководство 1673 года советовало придворным «держать в чистоте волосы, глаза, зубы, руки, и даже ноги, особенно летом, чтобы не вызвать тошноты у своих собеседников».

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далёк от хороших манер времён французского короля. Но всё же, заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые даже из древней истории. Современный этикет наследует обычаи и традиции поведения всех народов. Со времён Древнего Рима пришёл к нам обычай гостеприимства. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почёте уже у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

В средние века, а точнее в XI-XIII веках высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели с одной тарелки и пили из одного бокала. Разумное начало этого обычая внимательное, учтивое отношение к женщине сохранилось до наших дней и, а вот из одной тарелки уже не едят.

В позднее средневековье правила этикета приобретают характер закона, разумеется, только для дворянства. С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и т. д. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать». Или другое: «Над ествою не чавкай как свинья и головы не чиши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкаться и кашлять не пригоже». Этикет и это справедливо прямо был соотнесён с нравственными отношениями.

Разработкой правил этикета в сочетании с критикой его сословного, унижающего достоинство простых людей характера занимались великие просветители, литераторы.

«Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году», написанные выдающимся чешским педагогом-гуманистом Я.А. Коменским, с большим интересом читают и сейчас. Вот некоторые из них:

  1. считай всех товарищей по ученью за друзей и братьев;
  2. если возможно, лучше оказывать благодеяния, чем принимать их;
  3. при встрече с кем-либо приветствуй его; перед уважаемыми лицами даже обнажай голову, уступай им место и свидетельствуй им своё почтение поклоном».

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ

«Поведение это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

«В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, учёность шутовством, простота неотёсанностью, добродушие лестью».

Этикет это внешняя сторона человеческих взаимоотношений, сложившихся в данном обществе и поддерживаемый им порядок общения, принятые ритуал и манера поведения. Этикет входит в понятие культуры поведения, которое, однако, им не исчерпывается хотя бы потому, что включает в себя не только стандартные, «этикетные», но и нестандартные формы поведения, получившие в современном обществе достаточно широкое распространение. В своём реферате я хотела бы затронуть только ту сторону культуры поведения, которая относится к этикетным поступкам, этикету.

В последние десятилетия активно возрождается интерес к культуре поведения, особенно у молодежи. Молодые люди хотят знать, как себя вести в разных случаях жизни, как говорить, как двигаться, как вести себя в общественном месте…

Но интерес возник не сразу. Нельзя забывать о том, что после Великого Октября с устоями старого общества рушился этикет. Интерес к культуре поведения пришёл позднее, в послевоенные годы, когда явственно обнаружилось расхождение между внутренней и внешней культурой, между высоким уровнем образования и серьезными производственными достижениями.

Реферат: Культура поведения, культура общения и туризм

Мы ежедневно встречаемся со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, во многом зависят и настроение людей и наши будущие отношения с ними. В этикете нет мелочей. Один и тот же поступок, даже незначительно нарушающий общепринятые нормы, одними воспринимается безразлично, а иными – с обидой. Поэтому лучше во всех ситуациях стремиться к максимальной вежливости.

Вежливым называют поведение, соответствующее принятым в данном обществе правилам приличия и манерам, которые в значительной мере менялись исторически, да и сегодня весьма различны у разных народов. Но за всей этой пестротой правил и форм поведения проступает то, что является главным в вежливости: внимание и уважение к окружающим.

А воспитанность? Чем же она отличается от вежливости? Можно сказать так: воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая второй натурой. Есть разница между просто вежливым человеком и человеком воспитанным – в степени реакции, в оттенках, в вещах, которые вроде бы не определяют существа дела, но тем не менее очень важны в человеческих отношениях.

Воспитанный человек, не задумываясь, автоматически делает то, о чём «просто вежливый» знает, но что не всегда делает: при обращении к нему старшего, поднимается с места, если тот говорит стоя; пропускает вперёд женщину; снимает головной убор там, где его полагается снимать; уступает место и т.п. «Просто вежливый» иногда это сделает, иногда – нет. В зависимости от настроения и обстоятельств. Думаю, понятно, что настоящая культура имеет место лишь там, где появляется воспитанность, где правила этикета, внешней культуры, вежливого поведения, становятся внутренней потребностью, воплощаются в характере, становятся неотъемлемыми его чертами.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет – специфическаяформа поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Придворный этикет строго соблюдается как установленный порядок и форма обхождения при дворах монархов, однако сохраняется только в монархических странах.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными : соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Читайте также  История развития автотранспорта

Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами, «волшебными словами»: пожалуйста, благодарю вас и др. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или иной словесной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Это элементарная вежливость, которую, на мой взгляд, необходимо выполнять каждому. Ведь не так уж это и сложно – пожелать человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь или услугу, и уметь произносить слова извинения, если не прав или причинил беспокойство кому-нибудь. Необходимо всегда помнить одно, на мой взгляд, мудрое изречение: «Основное положения всякой морали: делай для твоего ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал для тебя…» (К. Либкнехт). Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутреннейготовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремиться не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас.

Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Этикет слова и действия не должен вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если – при всей правильности и вежливости поведения – молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и ведёт себя соответственно.

Одеваясь (и даже ещё раньше – приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться, образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм – знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках «говорят», что человек – спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы – о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Они просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка – признаки невоспитанности и эгоизма.

«По одежде встречают, по уму провожают», гласит русская народная мудрость. Другими словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как уже упоминалось, регулируют общение, взаимодействие людей. Быть хорошим собеседником значит знать предмет разговора, то есть понимать, о чём говоришь, и излагать собственные суждения не только правильно, но и интересно, без занудства. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.

Умение управлять своими эмоциями приобретает важное значение при общении с людьми. Воспитанный и культурный человек никогда не выплескивает своё плохое и очень хорошее настроение на окружающих. Хорошие манеры подразумевают, что обладатель их ни словом, ни действием, ни взглядом не покажет своего раздражения и недовольства, а лучшим средством подавить в себе неприятные эмоции являются доброжелательность, внимание, умение выслушать собеседника, помочь ему в случае необходимости. Очень ценится в этикете улыбка.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности.

СОВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ВРАЗНЫХ СТРАНАХ

«Какою мерою меришь, той же отмерится и к тебе»

Основные черты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в международном общении, но и у себя дома. Но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда необходимо знание правил международного этикета. Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует не только знания иностранных языков, но и умения вести себя естественно, тактично и достойно, что крайне необходимо и важно на встречах с людьми из других стран. Такое умение не приходит само собой. Этому следует учиться всю жизнь.

Правила вежливости каждого народа – это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были, в какой бы стране не находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.

В манере поведения человек проявляет уровень своей культуры, воспитания (манера курить, жать руку, говорить и т.д.). Многие российские бизнесмены, попав за границу, с истинно русским размахом бросают на ветер огромные суммы, покупая особняки или проигрывая в казино и ресторанах. В цивилизованном обществе это не принято. Здесь не стремятся к демонстрации богатства. Это чисто варварская черта.

От Вашего поведения и способа общения с представителем другой культуры зависит его отношение к Вам. Поэтому, мне показалось нужным рассмотреть основные нормы поведения туристов.

ПОЕЗДКА НА ПОЕЗДЕ. В Англии посадка на поезд – довольно строгий ритуал, которому должны следовать все гости страны. У входа в вагон люди становятся в очередь, здесь не принято толпиться, отталкивая друг друга, расталкивая детей и женщин. Очередь англичане уважают везде – на автобусных остановках, в кино, в магазинах и в других заведениях. Так что если Вы не хотите прослыть невеждой, лучше не забывать об этом маленьком правиле.

В английских поездах обычно бывают вагоны двух классов – первого и третьего. В поездах дальнего следования вагоны разделены на купе, в которые открываются в коридор (как и в России). В Великобритании билет сначала проверяет контролёр, а потом вы отдаете его, проходя через турникет на конечной станции своего путешествия.

Достижения техники быстро распространяются по всему миру, и оборудование поездов меняется на глазах. В Испании , например, есть чудесный экспресс «Талыго», идущий из Мадрида в Сан-Себастьян и Барселону. Это один из самых быстрых поездов в мире (вагоны в нём сделаны из алюминия), еду там подают на запечатанных подносах. А шведский поезд «Круиз в страну белых ночей», соединяющий Стокгольм с Заполярьем, столь роскошен, что это трудно себе представить. В нем предусмотрено всё: прачечная, душ, музыкальный салон, остановки, во время которых можно осмотреть достопримечательности.

Моральные основы культуры общения

Общение это деятельность в культуре в соответствии с культурными образцами, ценностями и нормами. Эти нормы отличаются большим разнообразием: политические, правовые, моральные, этикетные. Это также обычаи и традиции. Все эти нормативные образования призваны ориентировать человека в организации культуры общения.

В основе культуры общения лежит мораль, так как она включена во все сферы общественной жизнедеятельности. Моральное сознание человека оценивает все явления общественной жизни с точки зрения соответствия или несоответствия их моральным ценностям и нормам. Положительные, духовно значимые явления человеческой практики поддерживаются, отрицательные мобилизуют волю людей на их уничтожение. Кроме того, мораль формирует образ нравственного идеала, личностный образец человека. Эти морально одобренные образцы влияют на поведение вступающих в общение людей.

Как правило, моральное сознание ориентирует человека на идеалы добра, справедливости, гуманизма, то есть готовность относиться к человеку как к наивысшей ценности. В практике повседневной жизни моральные идеи и ценности воплощаются в человеческих контактах: быт, семья, служебные и соседские связи — основная сфера общения. Именно в этих контактах появляются такие нравственные качества, как помощь, дружба, уважительное отношение, долг, верность, любовь и т. п. В таком общении большую роль играет этикет — нормы внешней культуры человека.

Этикет оформляет почти все нормы непосредственного общения человека. Вспомним слова поэта: «Пустое «Вы» сердечным «Ты» она внезапно заменила. ». Приветствие, обращение к женщине или старику, вручение подарка и т. п. предполагает знание и соблюдение этикета.

Не в только межличностных отношениях людей проявляется моральная сторона этикета. Существует правовая культура общения, которая основана на таких моральных прин­ципах как уважение к правам человека, его достоинству, со­блюдении принципа физического ненасилия.

Политическая деятельность также является полем обще­ния в соответствии с определенными моральными нормами делового этикета, дипломатического и др., которые предполагают заботу государства о благе граждан, соблюдение общественной справедливости, гласность и открытость политической жизни государства и т. п. Об этом говорит существование во многих парламентах европейских стран комиссий по этике, утверждение этических кодексов, способствующих контролю за моральным значением деятельности политиков и политических партий.

Деловое общение также предполагает соблюдение таких моральных принципов, как честность, верность слову, долг перед обществом. Все сферы общения, культура общения признана моральными идеями и нормами, которые ориентируют его на гуманные принципы. Что же такое этикет?

Буквальное значение этого слова, пришедшего к нам из французского языка — «ярлык», «этикетка».

Этикет — установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо общении.

Разновидностями этикета являются дипломатический, военный, деловой, этикет повседневного неформального общения. Существует также этикет узких профессиональных групп: можно говорить об этике врача, юриста, учителя. Наиболее массовым видом этикета является внешняя культура поведения человека в деловом и повседневном общении.

Моральными основами этикета являются такие черты, как толерантность, уважение, сочувствие.

Быть толерантным значит терпеть, выдерживать другого человека таким, каким он есть. Признать за ним право на жизнь, думать и действовать по-своему. Быть толерантным — значит сперва что-то осудить, а потом примириться с тем, что осуждается.

В современных подходах толерантность рассматривается как состояние терпимой сдержанности в присутствии чего-то, что не любят или не одобряют. В толерантности встроен элемент осуждения.

Толерантность призвана обеспечить людям возможность жить вместе даже в том случае, если у них разные моральные установки и ценности, разные взгляды на жизнь. Иными словами, толерантность предусматривает некую дистанцию, разведение в разные стороны людей, социальных групп, культур и общение этих людей, групп и культур.

Толерантность предполагает взаимность. Иначе это будет только ширма или тактический ход, направленный на удушение оппонента. Ведь «золотое правило» морали уже обязывает нас быть толерантными. В то же время толерантность предполагает существование каких-то высших ориентиров и ценностей.

Уважение такое отношение к человеку, которое реализует на практике признание человеческого достоинства. Это не единичный волей акт: подарки, поздравления и т. п., а целостный моральный аспект уважений. Отсутствие реального уваже­ния к человеку является одной из причин упадка культуры общения в нашем обществе. Там, где достоинство человека сводится к его классовой принадлежности, к толщине кошелька или особому положению в государственной чиновничьей структуре, для уважения остается мало места. Есть только один способ дать отпор покушениям на наше достоинство — самоуважение. Человек не должен допустить, чтобы над ним издевались.

Сочувствие в общении означает, что мы не просто слушаем, ценим нашего партнера, уважаем его достоинство, но активно вникаем в его проблемы, заботы, то есть сочувствуем. Сочувствие близко к состраданию. По выражению Шукшина, «культурный человек. это тот, кто в состоянии сострадать».

Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. В христианстве — это принцип отношения Бога к людям, в древнеиндийской культуре — это любовь к ближнему, у Аристотеля милосердие — это чувство, противоположное гневу: жалость, сострадание, благотворительность. Если общество перестает быть милосердным к своим нуждающимся согражданам, оно становится морально больным, бездуховным.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Реферат: Культура поведения, культура общения и туризм


.

В наше время количество кратковременных контактов между людьми значительно возросло. В большом городе в течение дня мы встречаемся с сотнями и даже тысячами людей. Как можно судить об уровне их культуры, не зная ничего или почти ничего, об их внутреннем мире? Только по их поведению, по внешним проявлениям культуры. Случайные, мимолётные встречи с незнакомыми людьми на улице, в городском транспорте, в магазине, в театре могут оказаться для нас приятными, а могут, наоборот, огорчить, надолго выбить из привычной колеи. Поэтому, оценивая культурный уровень того или иного человека, мы в первую очередь имеем в виду его внешние проявления, то есть поведение.

Культурный человек, прежде всего, вежлив, и это важное его достоинство. Нередко цитируют слова Сервантеса: «Ничто не стоит нам так дёшево и не ценится людьми так дорого, как вежливость». Действительно, вежливость, возможно, не самая важная и не самая труднодостижимая из добродетелей. Гораздо труднее быть, например, принципиальным, справедливым, мужественным. Но стоит вспомнить, насколько облегчает людям жизнь вежливость и насколько усложняют и даже отравляют её грубость, хамство. Значение вежливости в человеческом общении трудно переоценить.

Читайте также  Великая Отечественная война

Людям необходимо общение. В настоящее время усилился поток к нам иностранных граждан – родственников, живущих за границей, деловых людей, туристов. Это требует от тех, кто их принимает, хотя бы минимальных знаний в области национальных традиций.

ИЗ ИСТОРИИ ЭТИКЕТА

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»

Этикет – слово французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран. Понятие «этикет» включает в себя форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том обществе, где живёт каждый из нас.

Значительная часть правил этикета пришла к нам из прошлого, и даже из древнего мира. Бесполезные и незначительные правила, отсеивались по мере исторического развития, сохранялись для потомков лишь наиболее рациональные из них, проверенные временем.

С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации, относительно поведения человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни». В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

В памятнике древнескандинавской литературы «Эдда» также повествуется подробно о правилах поведения за столом. Например, для произнесения тостов был детально разработан этикет, и нарушение этих правил вело к штрафу. У скандинавов мы заимствовали также правило предоставлять почётные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

Нравы французского дворянства в XVII веке представляли собой смесь дерзости и галантности, фамильярности и церемонности. Даже светской даме, делая реверанс, следовало выполнить его изящно и согласовать в то же время с рангом того лица, к которому он относился. Мужчины оставались в шляпе во время визитов и даже за столом. За чьё-нибудь здоровье пили стоя или опустившись на колено, но обязательно с обнажённой шпагой в руке и без шляпы. Граф де Гран Пре пил за здоровье своей возлюбленной из заряженного пистолета, держа палец на курке, после чего стрелял в воздух.

На парадных обедах сотрапезники рассаживались в один ряд: знатнейший из присутствующих занимал место на почётном конце стола и не имел соседей с правой стороны. По его левую руку садился следующий по знатности гость, и так далее до противоположного конца стола. Хозяин дома занимал место в зависимости от своего титула и положения.

Очень распространены были поцелуи. Они служили не только обычным приветствием, но вместе с объятиями заменяли собой поздравления, выражение благодарности и дружеские излияния.

Согласно этикету того времени, господствовавшим представлениям о норме поведения, учтивость и выражение чувств принимали несколько преувеличенные формы. Однако, невзирая на всю сложность этикета и церемонность манер, придворные нравы мало чем отличались от общих нравов эпохи. Однажды Людовик XIV стал бросать в придворных дам хлебными шариками и милостиво разрешил ответить ему тем же. От шариков перешли к яблокам и апельсинам, и когда одной из дам король сделал больно, та вылила на него содержимое салатника.

Руководство хорошего тона 1640 года рекомендовало мыть руки каждый день, а лицо почти так же часто, а руководство 1673 года – советовало придворным «держать в чистоте волосы, глаза, зубы, руки, и даже ноги, особенно летом, чтобы не вызвать тошноты у своих собеседников».

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далёк от хороших манер времён французского короля. Но всё же, заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые – даже из древней истории. Современный этикет наследует обычаи и традиции поведения всех народов. Со времён Древнего Рима пришёл к нам обычай гостеприимства. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почёте уже у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

В средние века, а точнее в XI-XIII веках высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели с одной тарелки и пили из одного бокала. Разумное начало этого обычая – внимательное, учтивое отношение к женщине – сохранилось до наших дней и, а вот из одной тарелки уже не едят.

В позднее средневековье правила этикета приобретают характер закона, разумеется, только для дворянства. С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и т. д. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать». Или другое: «Над ествою не чавкай как свинья и головы не чиши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкаться и кашлять не пригоже». Этикет – и это справедливо – прямо был соотнесён с нравственными отношениями.

Разработкой правил этикета в сочетании с критикой его сословного, унижающего достоинство простых людей характера занимались великие просветители, литераторы.

«Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году», написанные выдающимся чешским педагогом-гуманистом Я.А. Коменским, с большим интересом читают и сейчас. Вот некоторые из них:

— если возможно, лучше оказывать благодеяния, чем принимать их;

— при встрече с кем-либо приветствуй его; перед уважаемыми лицами даже обнажай голову, уступай им место и свидетельствуй им своё почтение поклоном».

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ

«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

«В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, учёность – шутовством, простота – неотёсанностью, добродушие – лестью».

Этикет – это внешняя сторона человеческих взаимоотношений, сложившихся в данном обществе и поддерживаемый им порядок общения, принятые ритуал и манера поведения. Этикет входит в понятие культуры поведения, которое, однако, им не исчерпывается хотя бы потому, что включает в себя не только стандартные, «этикетные», но и нестандартные формы поведения, получившие в современном обществе достаточно широкое распространение. В своём реферате я хотела бы затронуть только ту сторону культуры поведения, которая относится к этикетным поступкам, этикету.

В последние десятилетия активно возрождается интерес к культуре поведения, особенно у молодежи. Молодые люди хотят знать, как себя вести в разных случаях жизни, как говорить, как двигаться, как вести себя в общественном месте…

Воспитательное занятие «Культура поведения и общения»

Воспитательное занятие «Культура поведения и общения »

Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения.

1)развивать умение правильно оценивать свое поведение и поведение других;

2) учится применять навыки культурного поведения и общения в повседневной жизни;

3) воспитать уважительное отношение к окружающим.

План мероприятия.

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

Работа у доски «Культурный человек»

Индивидуальная работа «Проблемные вопросы»

Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

Итог :повторение и закрепление.

Оборудование

Проектор, ноутбук, карточки с индивидуальными заданиями «Проблемные вопросы», картинки и высказывания по теме.

Ход воспитательного часа.

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

Воспитатель Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную — поливают, удобряют, прививают.

– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной — плоды хорошие.

Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? СЛАЙД 3

Примерные ответы детей:

– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Воспитатель:

Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

– Можно привить хорошие навыки, привычки.

Воспитатель:

Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

Воспитатель: СЛАЙД 4 Вот мы и подошли к теме нашего занятия культура поведения и общения .

Сегодня мы выясним, что такое культура поведения, культура общения, кто такой культурный человек. Попытаемся с вами сформулировать правила культурного человека и научимся применить эти правила в повседневной жизни.

А сейчас давайте обратимся к словарям и узнаем, что же значит культура поведения и общения. Внимание на экран.

СЛАЙД 5. Прочти …

Педагогический словарь:

Культура поведения — соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.

Педагогический словарь:

Культура общения — система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения .

Культурный человек— это человек воспитанный, который усвоил правила поведения в обществе, он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками.

2.Работа у доски «Культурный человек»

Воспитатель: А теперь давайте разберемся на конкретных примерах что значит быть культурным человеком?

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак культурного человека, но не торопитесь и думайте т.к. не все определения подходят для культурного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди выбирают характеристики воспитанного человека со стола воспитателя и клеят на доску)

…. Еще раз зачитай, какими качествами должен обладать культурный человек.

….. а какие качества остались неподходящими(Читает).Почему?

СЛАЙД 9 Молодцы, с этим заданием вы справились и разобрались чем отличается культурный от дикого, некультурного человека.

Воспитатель Ребята, и как мы с вами уже убедились, признаков культурного человека очень много, и они важны в разных сферах жизни, давайте посмотрим в каких:

Культура поведения и общения в различных сферах :

Культура общения в школе, классе, столовой

Культура общения и поведения дома

Культура поведения в общественных местах

Культура делового общения

Культура телефонного общения

Однако все сводится к одному, главному принципу: СЛАЙД 11

«Уважай окружающих людей».

Уважение к окружающим – это закон для культурного человека.

А всегда ли мы выполняем этот закон?

Скажите для чего вам нужно знать и выполнять правила поведения и общения в обществе?

В связи с этим у меня появились к вам несколько заданий. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле с вами, и разрешить ее. (Раздаю детям индивидуальные задания по 1 вопросу..)

3.Индивидуальная работа

Детям раздаются карточки с заданием-вопросом. Ребята должны обдумать ситуацию и высказать свое мнение по своему вопросу.

Вопросы для работы в приложение №1

СЛАЙД 12 Молодцы и с этим заданием вы тоже справились отлично.

4. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

Предлагаю вам послушать рассказ «Кто здоровается первым?» и ответить на вопрос: почему с Димкой никто не здоровался?

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? СЛАЙД 14

Читайте также  История болезни - Неврология (правосторонний центральный гемипарез)

Примерные ответы детей.

– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Воспитатель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения и, сам того не желая, оскорбил и обидел окружающих.

5. Подведение итогов.

О чем мы сегодня на занятии вели разговор?

Что нового вы узнали?

Назовите признаки культурного человека?

Расскажите в каких сферах жизни нужны эти навыки?

Сегодня на занятии мы говорили что такое культура поведения и культура общения, выяснить, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций и героев рассказа учились правильно поступать по отношению к окружающим.

Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача – научиться этими инструментами пользоваться в жизни.

Спасибо за внимание. Мне было приятно с вами работать.

Приложение №1. Ситуации.

1.Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы и как поступили?

2.Как у незнакомого человека спросить, как пройти к театру?

3.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

4.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

5.Как вести себя при кашле?

6.Как должен пройти человек в кино, в театре при посадке на свое место?

7.Почему некультурно мусорить?

8.Двое взрослых разговаривают между собой, а тебе срочно нужно задать вопрос. Как ты поступишь?

9.Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?

10.Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

11.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

12.Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого как?

13.Если вы входите в комнату, где находится много людей, как нужно поздороваться?

Речевой этикет и культура речи

Независимо от образования и возраста человека, знание речевого этикета и культуры речи помогает создать приятное впечатление, наладить связи и получить преимущества перед теми людьми, которые пренебрегают золотыми правилами воспитанного человека. Что же такое речевой этикет , какие его функции и роль, отличается ли культура речи в разных странах?

Под речевым этикетом понимаются

Этикет включает в себя правила поведения, которые приняты в обществе. Это манера общения, внешнего вида, переписка, то есть охватывается комплекс поведения культурного человека. В разных странах этот свод норм и правил отличается. Историки используют информацию об этикете конкретного исторического периода для более детального изучения ценностей по эпохам.

Под речевым этикетом подразумевают систему речевого поведения, правила живого разговора и переписки, как использовать язык и его инструменты в конкретной ситуации и окружении. Первое знакомство с речевым этикетом происходит до года, когда родители на примере показывают ребенку, когда нужно говорить «привет», «пока», «спасибо», «извини». Но эти слова – это элементарные формулы, которые с возрастом усложняются, обрастают новыми оборотами.

Без речевого этикета невозможно представить полноценное общение с друзьями, в семейном кругу или в деловой среде. Так как освоение речевого этикета и культуры речи происходит постепенно, кажется, что это простой процесс – семья, детский сад, школа , на примерах или прямым обучением присваивают человеку необходимые нормы и правила общения. Но на самом деле обучение тесно пересекается с лингвистикой, историей, культурой и психологией .

Общая характеристика

Сфера речевой культуры включает в себя передачу информацию плюс языковые способы выражения эмоций, принятых у конкретного народа. Так если в одной культуре принято открыто делиться эмоциями, рассказывая о делах, то в других естественно быть сдержанным, оставляя личное дома.

Речевой этикет состоит из множества готовых формул, которые облегчают его изучение, делая простым и понятным, в какой ситуации, какой набор слов необходим.

Общение делится на три блока:

  1. Начало (знакомство/приветствие/вступление).
  2. Основа беседы (суть и причина обращения или общения).
  3. Финал (заключительная, итоговая часть).

Независимо от темы, правильная беседа должна быть такой, иначе собеседнику трудно будет настроиться на нужный лад, он может не понять, что хотят донести или забыть о главной мысли разговора.

Формулы включают в себя: слова вежливости, обращение приветствия, прощания, другое.

Уровни системы речевого этикета:

  • лексика, фразеология (формы обращения, специальные слова, выражения);
  • грамматика (Вы с большой буквы);
  • стилистика (использование всех резервов выбранной речи);
  • интонация (только спокойная);
  • орфоэпия (полные формы слов, никакого жаргона, сленга или сокращений);
  • психология (слышать собеседника, не перебивать, не мешать чужому общению).

Ценность культуры речи настолько важна, что ее соблюдают на всех уровнях общения, начина от лепета ребенка и взрослого, заканчивая деловой коммуникацией и даже уличной болтовней. Естественно, это будут разные формулы.

Не свойственные функции

Основная функция речевого этикета – коммуникативная. Способствовать наладить связь между собеседниками, выразить уважение во время разговора, задать соответствующий тон, эмоциональную окраску при помощи речевых инструментов. Но не стоит недооценивать и остальные, несвойственные функции.

Функции речевого этикета:

  • контактоустанавливающая – налаживание связь с собеседником, настроить беседу на нужный лад, подготовить к передаче информации;
  • апелятивная­ – обращение к собеседнику, функция привлечения и концентрации внимания на себе, призыв к общению;
  • конативная – использование подходящих речевых оборотов, в зависимости от социальной роли собеседника;
  • волюнтаимная – воздействие на участника беседы при помощи инструментов речи, например, просьбы, советы, предложения;
  • эмотивная – подбор необходимой речевой конструкции, в зависимости от эмоций и чувств которые вызывает человек, тема беседы или ситуация.

Сложно переоценить роль и возможности речевого этикета жителя мегаполиса. Людям из городов муравейников приходится ежедневно взаимодействовать с сотнями различных по близости, важности и социальному уровню людей. Использую корректные обороты, правильные формулы, человек получает мощный инструмент взаимодействия и воздействия на собеседников и повышает эффективность деятельности.

Назначение речевого этикета

Представить взаимодействие людей без использования норм и правил речевого этикета невозможно, будь то фамильярная болтовня уличных хулиганов, общение учителя и ученика , щебетание влюбленных или беседы деловых партнеров. Это подбор правильных местоимений, выбор необходимых конструкций, форм слов с необходимой информативностью и эмоциональной окраской.

Этикет речи предназначен для своевременной, правильной и приятной для собеседников передачи информации. Налаживание контакта, получение необходимого результата беседы – прямое предназначение правильно подобранных речевых конструкций. Эмоционально окрасить, сделать общение ярким, но при этом полезным и приемлемым для восприятия – важное назначение речевого этикета. Поэтому уровень владения культурой речи характеризует профессиональную пригодность человека, особенно на тех специальностях, где есть живое взаимодействие. Ведение переговоров, деловые беседы незаменимый инструмент успешного ведения бизнеса, не говоря уже о речевом этикете делового письма.

Какую роль в речевом этикете играют местоимения

Роль местоимений во время обращения, речевого взаимодействия важна, особенно для русской речи. Используя местоимения, человек, кроме того, что налаживает прямой контакт, показывает принадлежность того или иного объекта беседы кому-либо. Плюс сокращает сложные конструкции, заменяя целый словосочетания притяжательными местоимениями. Указательные и вопросительные дают возможность строить простые и понятные формулы.

А выбор между местоимениями «ты» и «Вы» позволяет выражать не только степень уважения к собеседнику, разницу в возрасте, социальном положении, но и форму обращения (официальная, неофициальная). Заметна роль местоимений в профессиональной деятельности. Используя «ты», человек показывает близость отношений, дружественность, доверительность беседы.

Особенности речевого этикета в разных странах

Знание культуры речи различных народов позволяет быстрее налаживать контакт с иностранцами, особенно в их странах, позволяет избежать неоднозначности и оскорбления собеседника простыми словами, ведь один и тот же элемент в разных частях мира воспринимается по-разному. Корректно выразить мысли, не обидеть собеседника, гарантировано получить ответ, не нарушить, не оскорбить местные традиции – вот возможности речевого этикета.

Даже разговаривая через переводчика, следует соблюдать культуру речи того места, откуда собеседник или партнер. А если общаться напрямую, то без четкого соблюдения норм не обойтись. Поэтому, изучение иностранного языка начинают с запоминания самых важных оборотов, обращений, соответствующих речевых форм (приветствия, прощание, благодарность прощение).

Каждая страна, национальность имеют свои правила речевого поведения. Так для японцев характерно признание бесконечного уважения к собеседнику, его семье. Они стараются избегать прямого отрицания, отказов. Японский партнер найдет сотни способов сказать «нет», не говоря прямо. Это не будет способ избежать ответственности или обмануть компаньона, это особенность менталитета и стремление не обидеть человека отказом.

Французам свойственно использовать витиеватые обороты речи, делая общение красочным, богатым на обороты. При этом им нужна в разговоре четкость, понятность и ясность. Они не могут сказать «она улыбнулась», обязательно уточнят, какая это улыбка, добрая, игривая, с ноткой грусти или насмешки. Хотя французский язык долгое время был языком дипломатов, говорить на нем, маскируя истинную мысль, непросто.

Для англичан характерно строго придерживаться этикета во всех сферах своей жизни. Они проявляют к нему определенный снобизм. Не придерживаясь большинства правил поведения и разговора человек будет воспринят как грубиян и невоспитанный джентльмен. Без культуры речи получить желаемое от бизнес партнера или государственного служащего не получится. Но необходимо правильно выбирать уровень вежливости (официальный, нейтральный и фамильярный стиль общения).

Пословицы о речевом этикете

Важность этикета во время общения хорошо выражает народное творчество, например, пословицы .

Хорошее слово – половина дела.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Будешь следить за языком – он охранит тебя.

Слово не стрела, а в сердце язвит.

С умным разговориться, что мёду напиться.

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.

Красную речь красиво и слушать.

Сердечное слово до сердца доходит.

Каждая пословица несет вековую мудрость народа, позволяя изучать те или иные принципы полноценного общения и секреты успешных переговоров.

Важно прививать азы речевого этикета еще с первых дней жизни. Разговаривая с лепечущим малышом, следует использовать многогранные возможности речи, правильные формы обращения, сложные и простые конструкции. Это не только позволит ребенку раньше заговорить, это даст ему непроизвольный багаж знаний, который позволит быстрее сверстников осваивать новые контакты, получать нужную информацию, проще заводить знакомства и быть на лучшем счету в любом коллективе. Процесс изучения речевого этикета будет происходить естественно и без дискомфорта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: