Культура публичной речи - ABCD42.RU

Культура публичной речи

Методическая разработка урока по культуре речи » Культура публичной речи».
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют коммуникативные умения и навыки учащихся. Разработано для начального профтехобразования.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_urokov_novator.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 20»

Разработка уроков по культуре речи

«Культура публичной речи»

русского языка и литературы

Одной из задач обучения русскому языку в профессиональном лицее является выработка коммуникативной компетенции, то есть умения общаться, видеть позицию собеседника, высказывать свое мнение, уметь отстаивать свою точку зрения. Выработка указанной компетенции подразумевает успешное овладение основными видами речевой деятельности.

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют коммуникативные умения и навыки учащихся. «Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами», — писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Указанные уроки имеют не только образовательное, но и воспитательное значение. Они должны помочь нашим учащимся готовить высказывания на общественно значимые темы, отстаивать свою точку зрения, строить рассуждения, выдвигать тезисы и приводить доказательства. Темы высказываний могут быть тесно связаны с будущей деятельностью учащихся, их общественной жизнью, что важно для комфортного существования, для адаптации подрастающего поколения в современном обществе.

Результатом работы должны стать публичные выступления учащихся на важную общественную тему или тему, связанную с изучаемой профессией. Предлагаю Вам один из вариантов урока на тему «Культура публичной речи».

Культура публичной речи (2 часа)

— дать понятие «культуры публичной речи»;

— познакомить с основными требованиями к подготовке публичной речи;

— помочь выбрать тему;

— помочь построить выступление, показать значение начала «речи»;

— развивать монологическую речь, учить создавать тексты – рассуждения.

памятка «Требования к речи специалиста», учебник А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой «Русский язык», Москва, 2005.

  1. Объявление темы урока, постановка цели и задачи. Мотивация

Ребята, сегодняшний урок мы посвятим культуре публичной речи, но прежде давайте вспомним, что такое культура речи вообще.

— Культура речи- это умение писать и говорить в соответствии с нормами русского литературного языка.

Что значит слово «публичный»?

— Это слово образовано от латинского publikus, что значит «общественный», «государственный».

Запишем однокоренные слова к слову «публичный».

— Публика, публицист, публицистический.

Итак, сегодня мы с вами будем готовиться произносить публично, то есть для окружающих нас людей, выступления. А зачем это нужно в современном обществе?

Прежде всего — для общения, публичное высказывание поможет организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, убедить окружающих принять именно твою точку зрения, реализовать поставленные задачи.

— Сможете ли вы использовать данное умение в своей будущей производственной деятельности?

— Да, парикмахер, строитель сварщик, продавец, повар, выполняя свою основную работу, вынужден что-то объяснять, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать, отстаивать свою точку зрения. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

  1. Знакомство с памяткой «Требования к речи специалиста»

Как вариант для более сильных групп – выполнение упр. 437( выделение основных мыслей текста.)

Знакомство с памяткой «Требование к речи специалиста»(Приложение 1), обсуждение основных требований и запись наиболее характерных черт речи специалиста.

Правильность, точность, логичность, доступность, выразительность, умение вести монолог и диалог, общая культура человека.

3.Знакомство с правилами подготовки речи.

Для того чтобы цель вашего выступления была достигнута, к нему нужно тщательно готовиться.

(Учащимся нужно предложить темы, которые соответствуют уровню их знаний, их интересам, имеют воспитательное или развивающее значение, а также связанные с осваиваемой профессией.)

Например, ребятам, изучающим металлообработку, можно предложить следующие темы: «Спорт в моей жизни», «Экология родного края», «Рабочие профессии на рынке труда», «Сварщик – это звучит гордо», «Характер рабочего человека», «Играйте в футбол», «Будущее моей профессии) т. д.

Выбор темы очень важен, потому что, насколько тема понятна, интересна и близка ребятам, будет зависеть, как они будет готовиться.

Конечно, приходится учитывать слабые общеучебные навыки, поэтому выступление планируется не больше, чем на 2- 5 минут. По этой же причине важно, чтобы учащиеся сразу определились с формулировкой темы, потому что легче собирать материал по какой-то конкретной теме.

Далее составляется план и обсуждаются возможные варианты поиска и сбора информации.

4.Домашнее задание. Подобрать материал для устного высказывания по выбранной теме.

Второй урок по теме «Культура публичной речи» можно начать с проверки домашнего задания, обсудить с учащимися тот материал, который они подготовили для публичного выступления.

Следует напомнить, что наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная: вступление, главная часть и заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки.

Следующий этап урока – работа над началом выступления – вступлением.

Нужно обратить внимание учащихся на то, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения, поэтому начало и конец речи должны быть в центре внимания.

Определяем цель вступления: подчеркнуть актуальность темы, сформулировать цель выступления, подготовить слушателей к восприятию данной темы. (Уместно провести параллель с подготовкой к сочинению).

Интересно было бы обсудить на этом этапе урока проблему обращения в русском языке. Можно предварительно дать задание кому-нибудь из ребят подготовить сообщение «Обращение как социально значимое явление» или дать задание обратиться к продавцу, кондуктору в автобусе, просто незнакомому человеку с просьбой, употребив исконно русские обращения «господин», «госпожа», «сударь», «сударыня» и т. д. Уместно ли такое обращение? Здесь же повторим постановку знаков препинания при обращении, записав несколько предложений (упр.444, 1 часть. «Русский язык», М «Просвещение», 2009).

Итак, как же конкретно можно начать вступление? Это процесс творческий, он требует немалых усилий. Можно привести слова писателя Ю.Трифонова, который в статье «Нескончаемое начало» рассказывает, как тяжело ему даются фразы его произведений: «Начало переделываю и переписываю множество раз. Никогда не удавалось сразу найти необходимые фразы. Бродишь, будто на ощупь, с завязанными глазами, тыкаешься в одно, в другое, пока вдруг не натолкнешься на то, что нужно. Мучительнейшее время. Начальные фразы должны дать жизнь вещи. Это как первый вздох ребенка.»

Здесь может быть несколько вариантов, главное сразу заинтересовать слушателей, привлечь их внимание. Это можно сделать, используя интересный пример, пословицы, поговорки, крылатое выражение, риторический вопрос, юмористическое замечание. Ребята обдумывают, какое именно вступление они используют для своего высказывания, обмениваемся мнениями, делаем записи, редактируя текст. Если группа совсем слабая, можно работать над общим выступлением, выбрав близкую и понятную подросткам тему, например, о том, что значит служба в армии для современной молодежи или о роли спорта в жизни подростка.

Ребята записывают вариант вступления самостоятельно или все вместе в зависимости от уровня знаний и умений учащихся.

Далее аналогично работаем над заключением. Народная мудрость утверждает: «Конец делу венец». Так как мы уже говорили о том, что запоминается лучше то, что говорится во вступлении и заключении, то

можно еще раз повторить основную мысль высказывания.

Вместе обдумываем заключение, записываем. Если уровень знаний учащихся повыше, можно проанализировать устные высказывания Ф.Н.Плевако и И.Л.Андронникова, выполнив упражнения 438, 439, из учебника А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык» М, 2005.

В качестве домашнего задания предлагаем записать полностью все выступление, отредактировав его и подготовиться к выступлению.

Обычно ребята очень заинтересованы в подготовке выступления, но далеко не все будут готовы представить его товарищам на следующем уроке: некоторые сочтут достаточным лишь прочесть, что, конечно, неинтересно. Следует попытаться убедить ребят в том, что эта работа в дальнейшем пригодится им, когда нужно будет четко определить свою позицию, отстаивать свою точку зрения. Есть в группах ребята, которые очень заинтересованно подходят к заданию, с удовольствием готовят выступления. Когда же на следующем уроке, они будут пробовать себя в качестве ораторов, то все остальные, внимательно слушая, должны оценить их выступления короткой рецензией по плану:

  1. Заинтересовала ли тебя речь товарища?
  2. Является ли актуальной избранная им тема?
  3. Достаточно ли аргументов приведено?
  4. Заметил ли ты фактические или речевые ошибки во время выступления?
  5. Была ли речь товарища достаточно выразительной?
  6. Правильно ли вел себя выступающий?

Также необходимо спросить самого выступающего с «речью» о том, насколько он доволен своим выступлением, что, по его мнению, нужно изменить, исправить, согласен ли он с мнением одногруппников.

В качестве дополнительного материала можно предложить учащимся подготовить сообщение по теме «Невербальные средства общения». Это материал им обычно очень интересен и полезен.

Основная ошибка при подготовке таких уроков — это надежда на самостоятельность. В условиях работы в учреждении начального профессионального образования нужно организовать работу под контролем учителя. Лишь потом, когда тема выбрана, определены способы поиска информации, подобран материал для основной части работы, в общих чертах определены вступление и заключение, можно ждать, что учащиеся соберут материал в единое целое и, уже поняв, что из этого получится, создадут публичное высказывание. Важно постоянно подчеркивать, что с данным заданием могут справиться абсолютно все, что это важно не только для овладения родным языком, но и для будущей профессиональной деятельности. Нужно как можно больше подготовки проделать именно на уроке.

Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать

Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое ораторское искусство

Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.

Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.

Почему важно развивать ораторское искусство

Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.

«Ораторское искусство нужно для того, чтобы завоевывать достойное место в обществе, выдерживать конкуренцию и создавать свой публичный имидж, —

считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».

Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:

«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.

Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».

Основные принципы ораторского искусства

Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.

Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.

Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.

Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.

Как развить ораторское искусство

«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».

Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».

  • Первое, что хочется сказать тем, кто только заинтересовался изучением ораторского мастерства: если вы умеете говорить с друзьями на кухне, значит вы достаточно хорошо говорите.
  • Второе. Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь.
  • И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала?

Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.

Практические упражнения

Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.

Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.

Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».

Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.

Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.

Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.

Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.

Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.

Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.

Русский язык. 11 класс

Конспект урока

Русский язык

Тема: «Культура публичной речи»

Перечень рассматриваемых вопросов.

Урок посвящён теме «Культура деловой речи». На уроке изучаются разновидности публичной речи, её композиции, требования к аргументации и принципы ведения дискуссии.

Оратор – Тот, кто произносит речь. Тот, кто обладает ораторским даром, красноречием. (по Большому толковому словарю русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. 2014).

Дискуссия – публичное групповое обсуждение вопроса, проблемы.

Тезис – Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п. (по Большому толковому словарю русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. 2014)

Аргумент – довод, которым можно подтвердить или опровергнуть мысль.

Основная и дополнительная литература.

Власенков А. И. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009 — 287 с.

  1. Речи, которые изменили России/ под ред. В.М. Юфа – Манн, Иванов и Фербер, 2017 — 264 с.;
  2. Речи, изменившие мир. От Сократа до Джобса. 55 важнейших выступле-ний в истории/ под ред. М.Терешиной – Эксмо, 2014 — 384 с.;
  3. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10-11 классов/ А.Г. Петрякова, – М.: Флинта, 2018 — 256 с.;
  4. Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учеб. пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – М.: Логос, 2011. – 328 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Спонтанность, разговорная лексика и просторечия — всё это не характерно для качественной публичной речи, но, например, эмоциональность, большое количество вопросительных и восклицательных предложения — эти черты мы встретим как в дружеской беседе, так и в речи оратора. То есть публичная речь является одним из видов устной формы русского литературного языка.

Композиция публичного выступления состоит из знакомых вам частей: вступления, основной части и заключения.

Во вступлении оратору необходимо пробудить интерес к своему выступлению, установить контакт со слушателями, обозначить его тему.

Хорошо начать выступление с яркой цитаты или риторического вопроса, рассказать короткий, но подходящий к теме случай из жизни. Это поможет привлечь внимание аудитории, настроить их на нужный лад.

Ни в коем случае не нужно «тянуть» вступление, извиняться за выбранную тему или рассказывать неподходящие анекдоты, особенно перед незнакомой публикой.

В основной части своего выступления оратор последовательно излагает свои тезисы, подтверждая их аргументами. Важна стройность и смысловая цельность выступления, речь не должна «распадаться» на части. Не допускаются в одной речи утверждения, противоречащие друг другу.

В заключении важно сделать вывод, подвести итог выступления, вернуться к тем вопросам, которые поднимались во вступлении, и кратко, чётко ответить на них, ещё раз подчеркнув основную мысль.

В конце необходимо поблагодарить аудиторию за внимание и предложить задать вопросы (если формат мероприятия это позволяет).

Публичная речь как вид устного общения в зависимости от цели говорящего может быть:

Для успешного выполнения коммуникативной задачи необходимо заранее подготовить материал для выступления, продумать его композицию, подобрать логические и психологические аргументы для подтверждения своих тезисов.

Кроме обычных публичных выступлений, когда одна речь следует за другой, существует дискуссия, во время которой сразу группа людей высказывается по поводу того или иного вопроса, выражает своё отношение к проблеме. В отличие от спора, во время дискуссии каждое высказывание должно быть аргументировано.

Вот некоторые правила ведения дискуссии: (видим текст с правилами, который лежит в центре этого стола и голос его зачитывает)

  • относитесь к собеседникам уважительно, даже если категорически не согласны с их мнениями;
  • не прерывайте другого на полуслове, позволяйте высказаться;
  • внимательно слушайте того, кто говорит;
  • нельзя называть позицию человека глупой или смешной.

Излагая свою позицию или отвечая на высказывание собеседника, следует придерживаться такой структуры: «Позиция» «Обоснование» «Пример» «Следствие».

Если во время дискуссии убедительные аргументы других участников заставили вас задуматься или даже изменить точку зрения – не бойтесь это признать! Ведь главная цель дискуссии – не доказать свою правоту любыми средствами, а посмотреть на проблему с разных позиций.

Аргументы могут быть логическими и психологическими.

Психологические аргументы могут взывать как к общечеловеческим ценностям и нормам, так и к тем ценностям, которые особенно близки вашей аудитории.

Кроме того, вы можете воспользоваться и наглядными примерами в качестве подтверждения ваших тезисов. Пример может быть конкретным (рассказываете о каком-то конкретном случае из жизни) или предположительным (а как бы могло быть в такой ситуации).

Сильным эмоциональным аргументом будет сравнение. Сравнивать можно буквально (когда мы сопоставляем то, что действительно можно сопоставить) или фигурально, когда сравнивается что угодно с чем угодно. Именно фигуральные сравнения, при всей их кажущейся нелогичности, действуют особенно убедительно (при условии, что найден общий признак).

Лев Толстой писал: «Человека ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится хуже. Человек подобен дроби: числитель её то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Укажите верные утверждения об фрагменте речи:

«Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к Тебе! Повели и поклянись исполнить их, и Ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя своё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, пред Твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем! У нас только два пути: — или к свободе и счастью, или в могилу. Укажи, Государь, любой из них, мы пойдём по нему беспрекословно, хотя бы это и был путь к смерти. Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим её!»

  • Это развлекательная речь
  • Это побудительная речь
  • Это протокольно-этикетная речь
  • В этой речи используются логические аргументы
  • В этой речи используются психологические аргументы
  • Это побудительная речь
  • В этой речи используются психологические аргументы

Выделите зелёным цветом позицию, синим – обоснование, жёлтым – пример, фиолетовым – следствие.

«Я не согласна с вашей позицией и считаю, что субботники являются важным и полезным мероприятием, так как благодаря субботникам можно не только убрать двор, но и познакомиться с соседями, почувствовать себя частью общества. В прошлом году благодаря субботнику в нашем дворе я познакомилась с ребятами из своего дома, и мы до сих пор общаемся и ходим друг к другу в гости. Именно поэтому я не считаю субботник пережитком прошлого».

«Я не согласна с вашей позицией и считаю, что субботники являются важным и полезным мероприятием, так как благодаря субботникам можно не только убрать двор, но и познакомиться с соседями, почувствовать себя частью общества. В прошлом году благодаря субботнику в нашем дворе я познакомилась с ребятами из своего дома, и мы до сих пор общаемся и ходим друг к другу в гости. Именно поэтому я не считаю субботник пережитком прошлого».

Виды, особенности и правила публичного выступления

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Виды и методы публичного выступления

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики .

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость — сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

Культура структурирования и общие правила произнесения публичной речи

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Культура структурирования публичной речи

Структура публичной речи – это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.

Классическая композиция публичной речи состоит из 8 форм, расположенных в определенном порядке, однако их можно компоновать по-разному. Эти 8 форм древнегреческие риторики называли частями речи (части речи – это крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания). Требование к современной публичной речи: в тексте должна быть структура, понятная слушателям. Выступление обычно строят по ожидаемой слушателями традиционной 3-частной композиции:

1) вступление (ставится проблема, сообщается основная мысль; во вступлении различают зачин, его цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушателя внимать; и завязку, ее цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса);
2) основная часть (приводятся аргументы и доказательства);
3) заключение (напоминание – возвращение к основному тезису и проблеме; обобщение (рекапитуляция) – подводятся итоги, формулируется обобщенный вывод; побуждение – призыв к аудитории с целью вызвать реакцию слушателей).

В основной части могут быть такие структурные элементы: общее положение, разделение темы на подтемы, изложение фактов, подтверждение или опровержение тезисов.

Структурные части темы надо обозначать понятным слушателям способом: начну с…, теперь о… наконец о…, во-первых, во-вторых, цель нашего выступления – показать, что…, в заключение отмечу, что…, итак, мы установили… Структурные части можно обозначать интонационно – паузами, снижением тона.

Общие правила произнесения публичной речи

Каждый говорящий стремится завоевать доверие слушателей и удержать внимание аудитории на протяжении всего публичного выступления. Эффективность публичной речи зависит от того, чувствует ли говорящий свою аудиторию, обладает ли он чувством коммуникативности, способен ли он спроектировать эффект живой реакции аудитории.

Рассмотрим основные правила для выступающего с публичной речью:

Составьте план речи. В плане содержатся основные пункты речи, информация, которая требует точности: даты, статистические данные, цитаты (которые должны быть краткими и с выходными данными источников), сложные или малознакомые слова и термины и т.д. Рекомендуется план речи размещается на одной стороне листа бумаги. План речи поможет вам уложиться в регламент. Речь, которая произносится публично, должна быть подготовлена и предварительно продумана. Только очень опытный оратор может позволить себе импровизированную публичную речь, которая на самом деле подготовлена опытом многочисленных выступлений.

Структурируйте речь. B каждой речи должны быть начало, середина и конец; четко структурируйте свое выступление. Аудитория готова воспринимать логично выстроенные части композиции речи. Первые фразы и заключение должны быть продуманы особенно тщательно.

Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам (покажите слушателям реальную пользу от вашей информации).

Читайте или произносите речь соответственно жанру выступления. Аудитория привыкла, что по заготовленному тексту публично читаются лекции, доклады, официальные документы, чужие тексты; все остальные виды речей надо произносить или отрепетировать так, чтобы свободно произносить.

Демонстрируйте некоторое превосходство над аудиторией (примените аргумент к невежеству: показывайте свою образованность и начитанность, цитируйте ученых, приводите латинские изречения).

Не будьте угрюмы в начале выступления. Встав перед аудиторией, первым делом улыбнитесь и посмотрите на людей, которые вас слушают, – вы увидите, что они внимательны к вам и настроены в целом доброжелательно.

Плавно вступайте в речь. Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим – вытерпеть ее до конца.

Отвлекайтесь в изложении большого материала (надо немного отвлекаться от темы, чтобы дать слушателям возможность отдохнуть: небольшое отвлечение (слайды, изменение громкости голоса, экстравагантные жесты оратора) заставляет слушателей напрягать внимание и не оставляет времени на обдумывание и выдвижение контраргументов).

Управляйте своим волнением. Небольшое волнение перед выступление подавлять не стоит, поскольку это придает речи нужную эмоциональность. С большим волнением надо справиться: постарайтесь непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания, не воображайте себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем. Если это не помогает и вас не видят, согните руки в локтях, поставьте локти на высоте плеч, напрягите мышцы и сделайте несколько сильных движений локтями назад. Если это невозможно, сделайте несколько сильных движений пальцами ног. Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит говорить.

Держите осанку и будьте опрятны. Стойте прямо, развернув плечи. Голову держите, немного приподняв подбородок. Ноги должны быть примерно на ширине плеч. Не прижимайте руки к животу, не заламывайте руки, не сцепляйте пальцы рук, не закладывайте руки за спину, не держите руки в карманах, не заплетайте ногу за ногу. Человек, который выступает перед публичной аудиторией, должен быть физически собранным, бодрым, оптимистичным, спокойным, уверенным в себе; он должен иметь опрятный и привлекательный вид.

Жестикуляция оратора должна быть умеренной. Держите руки свободно, не машите руками во время речи, но и не вытягивайте руки по швам. Ораторский жест соответствует темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким.

Размеряйте громкость голоса по объему помещения и по величине аудитории. Дышите диафрагмой. Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию. Голос направляйте не вниз и не вверх, но прямо перед собой несколько над головами аудитории. Говорите громко, отчетливо, сохраняя размеренный темп речи. Не разговаривайте непосредственно перед выступлением. Не пейте много воды непосредственно перед выступлением и во время выступления – вода дает ненужную нагрузку на сердце и сбивает голос.

Произносите речь не словами, а фразами. Фразы должны быть связными. Завершайте каждую начатую фразу. Чем больше аудитория и объем помещения, тем меньшей должна быть средняя длина вашей фразы.

Применяйте паузу для воздействия на аудиторию. Сделайте небольшую начальную паузу перед выступлением. Если шумят, сделайте паузу больше и окиньте взглядом аудиторию. Внутри публичной речи пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки. Паузой вы предоставляете аудитории время оценить смысл сказанного прежде и про себя ответить вам. Не делайте паузы где попало – следите, чтобы ответы аудитории оказывались именно такими, какие нужны вам. Чем значительнее фрагмент содержания речи, тем короче отрезки звучания между паузами и тем отчетливее произнесение этих отрезков.

Интонация должна быть естественной и умеренной на протяжении речи. Публичная речь интонирована: интонация обеспечивает смысловое членение речи, указывает на соотношение частей фразы и на отношение оратора к содержанию речи. Никогда не подвывайте на концах фраз.

Завершение всякой речи должно быть энергичным и оптимистичным. Покажите подъемом голоса и завершающей интонацией, что вы сказали все, что нашли нужным, и не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание. Уход оратора с трибуны не должен производить впечатление бегства.

Говорите спокойно и уверенно. Не пытайтесь вместить максимум информации в минимум времени. Торопливо произнесенная речь плохо воспринимается аудиторией. Если вы ограничены регламентом, сократите содержание вашей речи, потому что лучше сказать мало, чем сказать плохо и много.

Во время речи периодически смотрите на аудиторию. Рекомендуется последовательно фиксировать взглядом группы находящихся перед вами людей. Не обращайтесь все время к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь лично к нему.

Анализируйте реакцию аудитории: фиксируйте для себя согласных и несогласных с вами людей, внимательных и рассеянных, заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Оратор должен видеть все, что происходит в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на поведение аудитории.

Используйте только литературные слова и выражения. Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов или непонятных аудитории терминов. Выразительность и эффект живого общения в публичной речи не заменяйте снижением стилистической окраски речи. Эффекта доверительной разговорности речи можно достичь при помощи специальных приемов диалогизации и имитации разговорности.

Не старайтесь перекричать аудиторию. Если в аудитории начался шум, не повышайте, но понизьте голос или сделайте паузу и внимательно посмотрите на аудиторию, при необходимости прервитесь на технический перерыв.

Не бойтесь реплик из зала. Реагируйте или не реагируйте на них по обстоятельствам и исходя из ваших интересов. Не давайте втянуть себя в дискуссию во время речи: вы должны сказать все, что намеревались сказать.

Будьте лаконичны и в речи в целом, и в ответах на вопросы аудитории. Отвечая на реплики и вопросы во время речи или после нее, помните, что ответы либо должны быть дельными, ясными и краткими, либо их не должно быть вовсе. Помните совет А.П. Чехова: «В хорошем рассказе, как и на военном корабле, не должно быть ничего лишнего».

Публичная речь: структура выступления

Материал подготовлен на основе вебинара «Формирование навыков публичного выступления на уроке: от теории к практике», третьей части из цикла о публичных выступлениях.

Олег Бойцов, ведущий методист по русскому языку и литературе, кандидат филологических наук: «На первом занятии мы рассмотрели цель выступления и определили, что она складывается из вектора эмоций и рацио. Совмещаем эмоциональный фон и рациональный фон, и в зависимости от этого у нас выстраиваются четыре цели выступления. Выступление может быть развлекательным, этикетным (небольшое приветствие), информационным (лекция) и убеждающим. Если мы хотим кого-то убедить, то мы должны работать как на уровне эмоций, так и на уровне разума. На втором вебинаре мы рассматривали такие понятия, как работу с аудиторией и способы воздействия на нее. Воздействие складывается из трех составляющих — метасообщение (воздействие на уровне невербального общения — эмоции, интонация, темп, тембр, визуализация, жесты и мимика), воздействие на уровне пространства (расстояние до слушателя имеет важное значение) и воздействие на уровне вербального общения (то, что говорим)».

Русский язык. Риторика.10-11кл. Учебник
Учебник соответствует ФГОС среднего (полного) общего образования и включен в Федеральный перечень учебников (предмет по выбору). На завершающем этапе школьной гуманитарной подготовки риторика даёт возможность учащимся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Изучение риторики позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике. Риторика знакомит учащихся с основами знаний о речевом общении, причинах и признаках его успеха или неудачи, дает возможность учащимся освоить методы и способы работы над своей речью, помогает формировать эффективное речевое поведение в различных ситуациях общения, способствует пониманию у школьников важности национально-культурных различий в речевом поведении. Теоретический материал сопровождается практическими знаниями, что дает возможность полнее овладеть искусством красноречия.

Третье занятие серии посвящено структуре публичного выступления. Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление, основная часть и заключение.

Вступление. Главная задача вступления — подготовить слушателей: установить контакт, заинтересовать темой, обосновать смысл дальнейшего. По времени это не более 10% от общего времени речи — ни в коем случае не затягивать. Не допускать извинений и шуток в самом начале — потому что неизвестно, как это сработает. Если допускаете комплимент, он не должен выглядеть лестью. Много вопросов сразу не задавайте — это может разделить, а цель должна быть «мы вместе».

Основная часть. Задача — разъяснить тему, доказать аргументами, подвести слушателей к необходимым выводам. Принципы работы: экономия времени, усилий и речевых средств; принцип развития рассуждения идет от очевидного к менее очевидному и усилению значимости аргументов к концу. Виды аргументов: рациональные и иррациональные; сильные и спорные. Какие и когда озвучивать, говорящий решает сам, по ситуации в аудитории. Надо иметь и запасные аргументы.

Заключение. Задача — суммирование сказанного, подчеркивание значения, призыв к дальнейшим действиям. Как закончить выступление? Привести цитату или крылатое выражение. Дать иллюстрацию. Сделать комплимент аудитории. Поблагодарить за внимание.

Притом надо хорошо понимать, что письменная речь, будучи воспроизведенной в качестве устной, срабатывает плохо. Поэтому выступающему даже по готовому тексту следует помнить: для устной речи характерны спонтанные переходы, комментарии о порядке хода речи и о самой речи, повторы и возвращения, РЕКАПИТУЛЯЦИИ (мы снова возвращаемся к тезису).

Устная речь более рефлексивная и личностная. Экстралингвистические факторы — мимика, жесты — в значительной степени дополняют содержание. Есть эмоции — есть жестикуляция, нет эмоций — не стоит и жестикулировать. Жесты падающие идут на минус, взлетающие — на плюс. Но чтобы убедиться, что ваши жесты конгруэнтны произносимому, надо записать свою речь на видео и посмотреть «со стороны». Интересную работу можно провести вместе с ученикам, читающими стихи — что и как происходит с телом? Классификация и значение жестов описаны в разной литературе. В том числе — глава «Основы мастерства публичного выступления» в книге А.К.Михальской «Риторика 10-11 класс» корпорации «Российский учебник»*.

Итак, слагаемые успеха выступающего: голос, энергетика, сверхзадача, диалогизация, естественность.

Записала Людмила Кожурина

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: