Культура развитого социализма - ABCD42.RU

Культура развитого социализма

Культура в годы перестройки: кратко, описание, основные факты

Содержание:

Новая тактика политического управления Советским Союзом, избранная руководством, получила название «перестройка». Основными задачами властей было модернизировать социалистический режим, преобразовать экономическую, идеологическую, политическую и социальную структуру. Государство направлялось к развитому социализму. Политика по отношению к культуре менялась, дума приняла решение немедленно вносить изменения в государственный уклад страны. Начало перестройки датируется 1985 годом. Она продолжалась до декабря 1991 года – шесть лет.

Власть и церковь в годы перестройки регулярно конфликтовали. Периодические гонения вызывали недовольство в православном мире. Основная причина недопонимания заключалась в радикальном экономическом, политическом реформировании. Они старались изменить консервативные взгляды жителей СССР, прервать застой, изменить мировоззрение людей.

Духовная жизнь в годы перестройки практически не изменилась, однако культурный, экономический, социальный сектора потерпели колоссальные перемены. Одной из главных задач стала адаптация фундаментальных, социалистических принципов к ценностным ориентирам человека. Однако власти действовали непоследовательно, неуверенно. Это положило начало распаду КПСС. Советский Союз как крупнейший государственный синдикат прекратил свое существование в августе 1991 года.

Культура в годы перестройки – кратко

Молодой политический активист, деятель – Горбачев – первым заложил идею обновить социализм. Культура во время перестройки сильно изменилась. Люди настолько привыкли к ограничениям, цензуре и запретам, что исчезновение жестких рамок стало для них шагом в новое будущее. Советское общество стало активно развивать разнообразные формы культурного самовыражения – искусство, литературу, музыку, танцы и другое. Россия – страна талантов, для которой гласность стала еще одним значимым аспектом.

Государственные учреждения стали открытыми для народа, система из работы – прозрачная и понятная для каждого гражданина. Информация появилась в открытом доступе, люди смогли делиться мнениями, дискутировать, не опасаясь наказания. В СССР на протяжении долгих лет была запрещена критика власти, при Горбачеве жители страны могли высказывать свой взгляд на государство. Ключевые моменты культурных изменений:

  • Значительное сокращение материальной поддержки культурного направления со стороны государства. Переход к самостоятельному финансированию;
  • Смягчение идеологической диктатуры. Это сопровождалось печатью множества произведений, запрещенных при Союзе за осуждение социализма или руководства. Первые годы перестройки большое внимание уделялось публицистике, шестидесятники выпускали статьи, опусы, остро критиковавшие сталинский режим. Со временем они стали выказывать свое отношение к коммунизму;
  • Прикладная и фундаментальная наука столкнулась с кризисом. Государство сократило финансирование отраслей, практически перестало давать заказы. Особенно сократился военный сектор, направление конструкторских разработок. Научные учреждения СССР не имели современных технологий, поэтому не могли соответствовать уровню западной науки;
  • Писатели активно занялись развитием темы личности, духовного мира. Они изучали, как человеческая душа меняется под давлением социальных сложностей;
  • В театре появилось множество новых пьес, некоторые из них можно отнести к резонансным произведениям;
  • Появился первый русский рок, талантливые музыканты смогли выйти из тени, открыто выступать, собирать концертные залы. В 1980 году им не приходилось бояться осуждения, гонений или тюрьмы за свои выступления.

Духовная жизнь общества в период перестройки – перемены

В духовной сфере произошли разительные перемены. Что касается религии и веры, война с церковью более не велась столь ожесточенно, как это было еще десять лет назад. Люди вольны были выбирать самостоятельно свои религиозные предпочтения, читать Библию, посещать храмы и церкви. Другие важные перемены:

  • Гласность. Ограничения информационного плана были сняты не только для населения, но и для властей. Правительство более не скрывало от населения важные сведения. Первым политиком, который открыл всю правду о коммунизме и других аспектах государственной жизни, стал Горбачев. Так он начал свой путь партийного главы;
  • СМИ. Пресса стала пользоваться популярностью среди народа. Отсутствие цензуры, пропаганды, влияния контролирующих органов на журналистов сделало газеты и журналы интересными для людей. Они начали доверять источникам информации. Здесь печатались запрещенные ранее произведения, важные новости;
  • Противоречивость культурного развития. Отсутствие ограничений позволило напечатать многие творения знаменитых авторов, которые произвели огромное впечатление на читателей;
  • Историческое прошлое. Народ переосмыслил прошлые события, причиной тому послужили публикации о скрытых ранее ситуациях. Описывалась гражданская война, революция, сталинские репрессии, массовые расстрелы и уничтожение людей.

Культура развитого социализма

Процесс демократизации жизни советского общества, широко развернувшийся с середины 50-х годов, создавал благоприятные условия для развития культуры. Конечно, важным шагом на этом пути был ХХ съезд партии. Значительную роль в этом процессе сыграло постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (30 июня 1956 г.).
Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции.

Образование. В 1960-1970-е гг. руководство страны взяло курс на рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход ко всеобщему полному среднему образованию. Уже в 1975 г. 86% молодежи вступало в жизнь, имея за плечами 10-летний курс школьного обучения. Более 96% выпускников 8-летней школы продолжали обучение в различных учебных заведениях, дававших среднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями. Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения количества профессионально-технических училищ (ПТУ) и техникумов, а также профориентации в системе средней школы. Но противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников школ и реалиями уровня развития производства в стране, требовавшего большого числа работников неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной социально-психологической проблемой. Необходимость существенной структурной перестройки системы образования в условиях научно-технического прогресса вызвала пересмотр школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения. На первом этапе (с 1971 г.) курс начальной средней школы был сокращен до трех лет. В 1983-1984 гг. была предпринята попытка комплексной реформы школы. С апреля 1984 г. законодательно предусматривалось перепрофилирование всеобщего среднего образования с учетом нужд развития экономики. Однако непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. Уже в 1987 г. она была свернута.

Серьезные проблемы стояли и в сфере высшего образования. Число вузов и университетов в стране постоянно увеличивалось (к 1985 г. в СССР насчитывалось 69 университетов). Значительно возрос их научный потенциал (в системе высшей школы к началу 1980-х гг. работали около 50% докторов наук). Тем не менее основные отрасли экономики испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, так как отдача вузовской науки, оторванной от производства, была весьма слабой.

Литература:Крупными событиями в культурной жизни страны явились Второй (1954) и Третий (1959) Всесоюзные съезды писателей.
По ней можно изучать весь путь романтической культуры «оттепели»: от утопических надежд до прозрения. На поэтических вечерах в Политехническом музее возникала атмосфера высокой гражданской искренности, появлялись новые кумиры: Б. А. Ахмадулина, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский.
Оживилась деятельность литературных журналов, альманахов. Появились новые издания: «Москва», «Нева», «Иностранная литература», «Дружба народов», «Вопросы литературы» и др. Во второй половине 50-х годов выходили регулярно 28 журналов, 7 альманахов, 4 литературно-художественных газеты. Они стали у истоков формирования общественного мнения. Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.), «Другая жизнь» (1975 г.); В. Г. Распутин«Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 г.); В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.). Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Трифонова – город, а герой – обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками. В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой. Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 г.), Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 г.).

Кинематограф:Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.) не теряют популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова – удостоена «Оскара»). Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. С. Говорухин), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Живопись:Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма» Также в эти годы продолжает развиваться плакатное изобразительное искусство, например: О.Масляков «Программа XXVI съезда КПСС» (1982)

Архитектура: В области архитектуры, большого всплеска не наблюдается. Обустраиваются жилые кварталы, так называемыми «Брежневками». Стоит выделить «Дом на Набережной», который был богато украшен лепниной и украшена лифтовая шахта, в нём проживали члены Политбюро со своими семьями.

Читайте также  Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру

Скульптура:В 1965-1984 годы резко возрастает интерес к скульптуре. Так стоит отметить положение «О повторном награждении «Золотой звездой» Героя Советского Союза или Героя Социалистического труда», там прописывалось, что при повторном и/или последующем награждении званием, следовало ставить бюст Героя в его родном городе. Также особым интересом пользуются бюсты и памятники Владимиру Ильичу Ленину, которые должны были находиться в «красных уголках» партийной ячейки.

Наука .Середину 1960-х — 1980-е гг. в целом нельзя назвать застойным периодом в области развития науки в СССР. За счет массированного финансирования государством целевых научно-исследовательских программ (до 25 млрд руб. в 1980 г.) сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. Первоочередными считались задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 1960-е гг. начали организовываться научно-производственные объединения (НПО), такие как Ленинградское оптико-механическое объединение, военно-промышленные объединения но выпуску новейших образцов военной техники (например, НПО «Энергия») и др. Всего к 1985 г. в СССР действовало 250 таких НПО.

Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, вошел в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол «Арктика«. Эти работы осуществлялись под руководством президента АН СССР А. П. Александрова. Другим направлением в развитии энергетики стало освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых технологических разработок по добыче и транспортировке энергоресурсов. Значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника). Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др. Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Советские ученые добились успехов в расшифровке структуры белка, получении искусственных генов (генной инженерии), лазерной медицине (например, методы офтальмолога С. Н. Федорова).

Результаты большинства научных разработок были связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 1970-е гг. стали главным направлением государственной политики в области науки. Однако из-за применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 1970-х гг., привела к отставанию СССР в этой наиболее динамично развивающейся отрасли от большинства развитых индустриальных держав мира. А экологически опасная программа переброски северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых ресурсов. В случае же ее реализации последствия могли быть катастрофическими для всей планеты.

В начале 1980-х гг. советская наука в силу структурного кризиса системы «государственного социализма» стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ее приоритет ранее был неоспорим. Это проявлялось в регулярной корректировке сроков реализации научных программ, торможении выполнения даже важнейших для государства космических исследований — так произошло с запуском космического «челнока» «Буран«. Еще более серьезным был кризис советской науки в сфере гуманитарных знаний. С одной стороны, в СССР в 1970-е гг. стали достаточно успешно проводиться перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, разрабатываться крупномасштабные программы по совершенствованию народнохозяйственного комплекса в целом. Историческая наука достигла значительных успехов в изучении конкретных фактов и событий прошлого. Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советского периода отечественной истории. Значительное место в работе обществоведов отводилось созданию многотомных трудов по истории КПСС, Второй мировой войны, Октябрьской революции и т.д., а также различного рода юбилейных изданий.

Техника: в 1970-е годы резко возрастает машиностроение. В 1970 году входит в строй Волжский автомобильный завод (ВАЗ),Камский автомобильный завод (КамАЗ). Данные заводы обеспечивали не только промышленность транспортом, но и советские граждане смогли покупать автомобили для личного пользования более широко.

В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты.

Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по истории «Наука и культура СССР эпохи развитого социализма»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Наука и культура СССР эпохи «развитого социализма»

В двадцатилетие брежневского правления руководство культурой обрело внешне демократические формы (это проявлялось, в частности, в регулярном проведении съездов союзов творческой интеллигенции, учителей и преподавателей вузов, а также различных научных и научно-практических конференций и т. п.), однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, все решения были заранее подготовлены и согласованы с партийными органами и были в основном чисто декларативными.

Под лозунгом неуклонного повышения уровня жизни советских людей росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры, но качественных изменений в развитии отечественной культуры и науки для широких слоев общества не происходило. С конца 60-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования в сфере образования, науки и культуры. Создавались невыносимые условия для осуществления оригинальных научных, творческих проектов, не укладывавшихся в окаменевшие каноны марксистско-ленинской идеологии, выходившие за рамки устоявшихся представлений и стереотипов.

Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. Тема преступлений эпохи «большого террора» с конца 60-х гг. фактически оказалась под запретом. В 70-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 60-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по «повышению авторитета» главы партии, а затем и государства.

Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями. Развитие постиндустриального общества на Западе, расширение масштабов информатизации вносило изменения в формирование массовой культуры в СССР. Широкое распространение получили новые, средства массовой информации и способы ее передачи: радио и телевидение (цветное с конца 60-х гг.), аудио- и видеокассеты — все это значительно расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры, давало возможность понять, насколько СССР оторван от достижений западной цивилизации. Становилось ясно, что самый передовой строй фактически отстает от стандартов жизни «загнивающего» капитализма. Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догматах марксизма-ленинизма’ критика «буржуазных концепций».

Несмотря на отчаянные попытки советского руководства догнать и перегнать Запад в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля расходов государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал все тот же укоренившийся принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в «долгострой», десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей — библиотеки, музеи, заповедники и др.

Эмиграция из СССР деятелей культуры.

В условиях ужесточения политической и идеологической цензуры СССР покинули добровольно, а также в принудительном порядке многие деятели искусства и культуры: режиссеры А. Тарковский, Ю. Любимов, художники — М. Шемякин, О.Целков, Э. Неизвестный; поэты Н. Коржавин, И. Бродский, А. Галич; писатели А. Солженицын, В. Войнович, В. Аксенов и др.; музыканты М. Ростропович, Г. Вишневская, артисты балета — Р. Нуриев, М. Барышников и др.

Имена этих людей были вычеркнуты, а сведения об их творчестве забыты на долгие годы.

Система образования.

Система образования в 1960-1980-е гг. являлась единой: государственной, централизованно управляемой и финансируемой из госбюджета. Народное образование регулировалось директивными документами постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ведомственных органов управления. Главная ее задача заключалась в предоставлении всем гражданам равных возможностей получить образование и совершенствовать его на протяжении всей жизни. Система образования состояла из двух ступеней: базовое (основное) и дополнительное образование. Обязательное образование (на базе полной средней школы) включало в себя несколько этапов: начальное образование; неполное среднее обучение на основе ПТУ; среднее специальное образование в техникумах и училищах; высшее на базе институтов, университетов, академий, дополняемое аспирантурой (докторантурой). Дополнительное — предполагало переподготовку, обучение новым специальностям (в т.ч. в негосударственной системе на базе народных университетов).

Средняя и начальная школа.

В средней школе было введено всеобщее среднее образование. Начальная и неполная средняя школа стала ступенью общего среднего образования. За 1960-1970-е гг. общее число учащихся возросло на 24,5% (число учителей в общеобразовательной системе выросло за 1960-1991гг. на 44,9%). Появились школы, ориентированные на углубленное изучение отдельных предметов (иностранного языка, математики и т.д.). В системе единого государственного образования обязательным являлся курс начальной военной подготовки (отмененный в 90-е гг.).

В апреле 1984 г. был принят закон о реформе школы, который дополнял всеобщее среднее образование (с 1966 г. — десятилетнее; с 1984 г. — одиннадцатилетнее) всеобщим профессиональным обучением молодежи. Начальное образование после перехода в 70-е гг. на трехлетний срок обучения вновь с 1984 г. стало четырехлетним.

Профессионально-техническое обучение.

В средней школе акцент был сделан на профессиональной ориентации учащихся, в результате дальнейшее развитие получила система профессионально-технического образования.

В 60-е гг. профессиональное обучение обеспечивалось профессионально-техническими училищами (ПТУ), работавшими на базе неполной (восьмилетней) школы со сроком обучения 1-2 года и технические училища (на базе 10-11 классов). С конца 60-х гг. (после введения обязательного полного среднего образования) стали создаваться средние ПТУ (СПТУ) с 3-4-летним сроком обучения. После реформы 1984 г. все профессионально-технические учебные заведения были преобразованы в единый тип ПТУ. За 1960-1987 гг. численность ПТУ возросла в 1,9 раза; число учащихся в 3,3 раза.

Высшее образование .

СССР оставался страной с широкой сетью высших учебных заведений, число которых выросло за 1960-1993 гг. на 36%. В 1969г. возродились рабфаки (как подготовительные отделения на базе среднего образования).

Читайте также  Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе

Обучение в вузах и средних специальных учебных заведениях в условиях плановой государственной экономики было нацелено, прежде всего, на нужды промышленности. Развивалась система образования, осуществлявшаяся без отрыва от производства в вечерних и заочных учебных заведениях. За 1960-1980гг. количество людей, получивших таким путем образование, увеличилось на 64,3%.

Наука и научно-технический прогресс (НТП) в СССР были государственным делом, требовавшим бюджетного финансирования (свыше 95%) и руководства со стороны государственных органов. Наука и вся инфраструктура НТП были одним из выдающихся достижений советской тоталитарной системы. В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. В конце 80-х гг. в сфере науки работало 4,4 млн. человек (в том числе 1,52 млн. научных и преподавательских кадров). Ежегодно регистрировалось 85 тыс. изобретений, которые явились важным источником многих перспективных направлений развития производства во многих отраслях (микроструктура материи, физика элементарных частиц, использование энергии атомного ядра, аэрокосмическая и радиоэлектронная промышленность и т.д.).

Основные научные направления.

Затраты на НИОКР (научно-исследовательские открытия и конструкторские разработки) составляли на 1990г. 5,0% национального дохода и 3,5% ВНП. По эти показателям СССР превосходил развитые страны с рыночной экономикой, в том числе США по ежегодному выпуску и общей численности инженеров, занятых в народном хозяйстве.

Развивалась атомная и газовая энергетика, велись исследования по квантовой электронике и лазерной технике. Важные исследования проводились в биологических науках.

СССР имел приоритет в производстве промышленных установок непрерывного разлития стали, методах обработки твердых материалов с помощью взрыва, использовании природного газа в доменном производстве. Советские ученые М.Басов и А.Прохоров открыли и создали основу новой отрасли квантовой электроники (использование лазеров при исследовании поверхности Луны, обработке сверхтвердых металлов, в хирургических операциях).

Продолжали развиваться исследования в области космического пространства. В 1965 г. впервые был произведен выход человека из корабля в космос (эксперимент совершил летчик-космонавт А.А.Леонов). В эти же годы в Советском Союзе состоялись запуски автоматических станций для исследования Луны, Венеры, околоземного и межпланетного пространства. Летом 1975 г. был осуществлен совместный полет советского корабля Союз-19 и американского — Аполлон. Развивалась программа «Интеркосмос» по подготовке и осуществлению полетов международных экипажей.

Однако степень внедрения научно-технических достижений значительно отставала от зарубежной. Обновление парка машин и оборудования, а также производимой продукции шло чрезвычайно медленными темпами. По оценкам экономистов, в 70-80-х гг. отставание СССР от Запада в области нововведений составило 15-25 лет, увеличившись по сравнению с серединой 60-х гг. почти вдвое. На отставании отечественной науки сказался планово-распределительный характер экономики, слабость ее материально-технической базы и остаточный принцип

В гуманитарных и общественных науках сохранились партийный контроль и идеологизация. Для советских историков и философов были закрыты многие темы и направления. Во второй половине 60-х гг. фактически произошла реабилитация сталинской схемы истории советского общества, что затормозило на долгие годы научное исследование сталинизма как политического феномена. В 1967 г. подверглась разгромной критике книга А.М.Некрича 22 июня 1941 г. о причинах неудач СССР в первые месяцы войны (автор был исключен из рядов КПСС, впоследствии эмигрировал).

В то же время некоторая либерализация научной политики способствовала тому, что были сделаны важные шаги по пути исследования конкретных исторических проблем, продолжились дискуссии, развернувшиеся в 50-е — начале 60-х гг. (хотя исключительно в рамках марксизма-ленинизма). В частности, в исторической науке в центре внимания ученых оказались вопросы о некапиталистическом пути развития, о роли русского абсолютизма в утверждении капитализма в России и др. В 70-е гг. группа историков — К.Тарновский, М.Гефтер, П.Волобуев и др. — представителей так называемого нового направления, предложила свою концепцию социально-экономического развития России начала ХХ в. (проблемы многоукладности, монополизации капитала и др.) с тем, чтобы отойти от сталинских догм и стереотипов в отношении трактовки предпосылок Октябрьской революции. Кадровые репрессии в отношении представителей этого направления последовали незамедлительно со стороны ЦК КПСС.

Художественный процесс 60-70-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Благодаря последствиям хрущевской оттепели установилось своеобразное равновесие сил между властью и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. значительные либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала «Новый мир» во главе с его редактором А.Т.Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М.Булгакова («Мастер и Маргарита»), Б.Пастернака («Доктор Живаго»), произведения Платонова, Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева «Москва-Петушки» (1969), А.Битова «Пушкинский дом» (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М.А.Шолохов (1965), А.И.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987).

Презентация и конспект урока на тему: Культурная и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
Культурная и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма» 1.36 МБ

Предварительный просмотр:

«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей»

Урок по теме: Культурная и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма».

  1. Подвести учащихся к пониманию особенностей духовной жизни советского общества.
  2. Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы.

Учебное оборудование: мультимедийный проектор, рабочая тетрадь.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся по теме: «Успехи и недостатки советской экономики».

Решение тестовых заданий.

Тест 49.Экономика «развитого социализма»

Al. Что предполагала экономическая реформа второй половины 1960-х гг.?

1) усиление экономической заинтересованности предприятий в результатах деятельности

2) отказ от централизованной системы управления промышленностью

3) поощрение частной предпринимательской деятель¬ности

4) сокращение военного сектора экономики

А2. Укажите причину неудачи реформы 1965 г. в про¬мышленности.

1) ликвидация министерств

2) мировой экономический кризис

3) возросшая самостоятельность предприятий

4) сохранение директивного планирования

A3. Как называется застой в развитии экономики?

1) инфляция 3) эмиссия

2) интенсификация 4) стагнация

А4. В ходе проведения аграрной реформы 1965 г.:

1) были ликвидированы колхозы 2) увеличился экспорт российского хлеба за границу

3) повысились закупочные цены на сельскохозяй¬ственную продукцию

4) были созданы фермерские хозяйства

А5. Что было главным стержнем развития советской экономики в 1970-1980-е гг.?

1) сфера торговли 2) автомобильная промышленность

3) пищевая промышленность 4) топливно-энергетический комплекс

В1. Как называется ведение хозяйства предприятия на основе самоокупаемости, самофинансирования

С1. Прочтите отрывок из воспоминаний А.А. Громыко и ответьте на вопросы.

По справедливости тогдашний период назван «за¬стойным». Он был застоем в экономике,

науке и тех¬нике, социальной сфере.

Страна тогда закупала за рубежом много про¬мышленного оборудования.

С его освоением наша промышленность не справлялась. Пролежав годы, устаревало

с точки зрения технологии и становилось фактически непригодным.

Почти систематически страна закупала и зерно. Сельское хозяйство Советского Союза

переживало исключительно трудные времена.

Все это не могло не отразиться в отрицательном плане на жизненном уровне населения.

Было ясно, что наша наука и техника во многих отношениях отстают от развития

науки и техники в передовых капиталистических странах.

Сама оценка положения в стране. была какой-то вялой, давалась от случая к случаю.

Многие факты просто скрывались.

К какому периоду истории страны относятся опи¬санные в тексте события?

Кто в это время стоял во гла¬ве государства?

О каких фактах «застоя» говорит автор воспоминаний?

На основе знаний по истории приведите дополнительно не менее двух фактов,

подтверждающих данную в документе оценку этого периода.

  1. Изучение новой темы.

Со второй половины 1960-х гг. наметились перемены в духовном климате советского общества. Стремление к свободе творчества рождало потребность в развитии свободной личности.

Настроения «оттепели» в среде интеллигенции постепенно перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявляла неспособность и нежелание вести диалог со своими гражданами о путях дальнейшего развития страны. Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий культа личности Сталина исчезла из печати. В 1970 г. редакцию «Нового мира» был вынужден покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом нажима на главного редактора журнала стали публикация в журнале ряда работ, вызвавших недовольство властей, и ходившие в самиздате списки его поэмы «По праву памяти», опубликованной на Западе. После ухода Твардовского «Новый мир» потерял репутацию носителя демократических настроений. Журнал «Октябрь», вокруг которого группировались сторонники пересмотра сложившегося в период «оттепели» отношения к Сталину, также подвергся критике за «крайности» в издательской политике и низкое качество публикуемых произведений. Ликвидируя такие «крайности», власть стремилась возродить единомыслие. «Толстые» литературные журналы имели огромную читательскую аудиторию, и контроль за их издательской деятельностью был действенным средством влияния на умы людей.

План выступлений учащихся.

1.Финал «оттепели». Слайды 3,4,5,6.

Проблема. Какие перемены в духовном климате советского общества произошли во второй половине 60-х гг.? С чем связаны эти перемены?

2.Время «социальных» героев. Зарождение общественных движений. Слайды с 7 по 14.

Проблема. Почему во второй половине 60-х – начале 80-х гг. ряд известных деятелей культуры покинули СССР?

3. Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство».

Слайды с 15 по 24.

Проблема. Почему любимым жанром советского зрителя стала комедия с социальным подтекстом? С чем связано существование двух типов культуры?

4. Советское общество в 70-е гг..

Слайды с 25 по 28.

Проблема: Почему существовало отставание в уровне жизни населения в СССР от уровня жизни ведущих стран Запада?

После выступления каждого участника конференции, ведущий задаёт предложенный ранее проблемный вопрос, ребята коротко высказывают свою точку зрения, и после этого. ведущий делает логические выводы и переходы к следующей проблеме урока.

Время, о котором мы сегодня ведем разговор, это период взросления и юности наших родителей, активной трудовой деятельности дедушек и бабушек. Поэтому говоря об истории нашей необъятной страны хочется узнать , а как эти события происходили в нашем маленьком, но в тот период времени очень перспективном и процветающем поселке. И наилучшей информацией по этому вопросу станет не большая экскурсия по нашему школьному музею.

Экскурсию по школьному музею проводит ученица этого же класса, участник музейной группы кружка «Следопыт». Ее экскурсия проходит у стендов рассказывающих историю поселка в 70-80-е гг. ХХ в. В этот период времени, совхоз «Степной» находился в пике своего экономического и культурного развития. Были построены: большой Дом Культуры, новая двухэтажная среднеобразовательная школа, медицинская амбулатория, комсомольцами поселка был построен очень уютный и необычный бар (такого не было нив одном поселке района). Жители поселка гордились своими передовиками производства, совместно отмечали праздник урожая, праздники улиц, Новый год, организовывали конно-спортивные соревнования, радовались новым возведенным социальным объектам.

Т.О. представленная сейчас картина жизни советского общества, доказала прозвучавшие вначале нашей конференции мысль американского корреспондента, что «жизнь в СССР постоянно улучшалась…». Но в тоже , повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. И если американский корреспондент не увидел эксплуатации человека в прямом смысле в СССР, то в духовном она была на лицо, а результатом этого стало активно развивающееся диссидентское движение.

Т.О. порассуждав сегодня о культуре и духовной жизни советского общества, наших родных и близких, мы выяснили, что политика двойных стандартов рождала и двойное отношение к периоду Брежневской эпохи. Неоднозначно было сегодня и ваше мнение по этому вопросу на нашем уроке. Я думаю, что удачным размышлением над данной проблемой станут ваши творческие задания в блоке «Думаем, обсуждаем». Каждый из вас самостоятельно определится с вариантом задания, но повторений заданий не должно быть.

  1. Закрепление изученного на уроке. (свободная форма)

1. Какие перемены в духовном климате советского общества произошли во второй половине 60-х гг? С чем связаны эти перемены?

2. Почему во второй половине 60-х — начале 80-х гг. ряд изве- стных деятелей культуры покинули СССР?

3. Какие меры принимались властями для формирования «правильного» мировоззрения у советских граждан? Что включало в себя это понятие?

4. Каково было отношение общества к насаждаемой идеологии?

В чем проявлялось это отношение?

5. Можно ли говорить об особом общественном призвании литературы в этот период? В чем оно заключалось?

6. Почему любимым жанром советского кинозрителя стала комедия с социальным подтекстом? Что такое социальный подтекст?

7. Почему во второй половине 60-х — начале 80-х гг. все сильнее намечается разрыв между «официальной» и «неофициальной» культурой? С чем связано существование этих двух типов культуры? Чем они отличались друг от друга в художественном и содержательном плане?

8. Как вы думаете, почему существовало отставание в уровне жизни населения в СССР от уровня жизни в ведущих странах Запада?

9. Какие профессии пользовались популярностью в эти годы и почему?

  1. Подведение итогов урока.

Прочитать &12 Ответить на вопросы 1-9.

Поработать с историческими источниками стр.190.

(4)Культура и духовная жизнь в эпоху «развитого социализма»

1)Социокультурная ситуация в ссср во 2-й пол. 60-х-нач. 80-х г.Г.

Со второй половины 1960-х гг. наметились перемены в ду­ховном климате советского общества.

Конец «оттепели» и усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью. С уходом с политической арены Н. С. Хрущева и победой партийно-бюрократической номенклатуры произошло усиление консервативных тенденций в руководстве куль­турной жизнью страны, что выразилось в окончательном свертыва­нии курса на десталинизацию. В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачения сталинских репрес­сий.

Ужесточение цензуры привело к дальнейшему ограничению до­ступа специалистов к отечественной и зарубежной информации, что имело тяжелые последствия для развития науки в целом. Усилилось

Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий культа личности Сталина исчез­ла из печати, были приняты серьезные меры против тех, кто активно выражал несогласие с пересмотром политического на­следия «оттепели».

Духовная жизнь общества в 70-е гг. была сложной и проти­воречивой. С одной стороны, парадность и догматизм, идеологиза­ция науки и культуры, с другой — медленный, но неизбежный рост протеста. «Оттепель» не прошла бесследно, менее плотным стал «же­лезный занавес».

Все более увеличивался разрыв между рядовыми гражданами и власть предержащими, возрастало социальное расслоение, что нега­тивно сказалось на духовном состоянии общества. В нем нарастала социальная апатия, нормой становилась двойная мораль как «на­верху», так и «внизу». При этом у значительной части населения со­хранялся оптимизм в отношении социалистического строя .В рабочей среде это проявлялось в прогулах, пьянстве, анекдотах о высшем руководстве страны, то в среде интеллигенции характерной стала негласная критика советского строя, обсуждения «на кухне» проблем политического, социального и экономического положения в стране.

2) Система образования

Система образования в 1960—1980-е гг. являлась единой: государственной, централизованно управляемой и финансируемой из госбюджета. Народное образование регулирова­лось директивными документами — постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ведомственных органов управления. Глав­ная ее задача заключалась в предоставлении всем гражданам равных возможностей получить бесплатное образование и совершенствовать его на протяжении всей жизни. Система образования состояла из двух ступеней: базовое (основное) и дополнительное. Обязательное образование (на базе полной средней школы) включало в себя не­сколько этапов: начальное образование; неполное среднее обучение на базе ПТУ; среднее специальное образование в техникумах и учи­лищах; высшее — на базе институтов, университетов, академий, до­полняемое аспирантурой (докторантурой). Дополнительное предпо­лагало переподготовку, обучение новым специальностям (в том числе в негосударственной системе — на базе народных университетов).

В связи с проблемами экономического развития и нуждами гон­ки вооружений к началу 80-х гг. доля средств бюджета, выделяемая на развитие образования, стала сокращаться.

Средняя и начальная школа.

Начальное образование после перехода в 70-е гг. на трехлетний срок обучения вновь с 1984 г. стало четырехлетним. Возросло коли­чество детей, с 6 лет обучающихся в общеобразовательных школах и в подготовительных группах детских садов.

В средней школе было введено всеобщее среднее образование. В 1966 г. был разработан проект постепенного перехода к обязательному 10летнему обучению , который был завершен в 1972 г. За 1960—1970-е гг. об­щее число учащихся возросло на 24,5%. Появились школы, ориен­тированные на углубленное изучение отдельных предметов (ино­странного языка, математики и т. д.). В системе единого государст­венного образования обязательным являлся курс начальной военной подготовки (отмененный в 90-е гг.).

В средней школе усилилась профессиональная ориентация учащихся. В апреле 1984 г. был принят закон о реформе школы, который дополнял всеобщее среднее образование (с 1966 г. — десятилетнее; с 1984 г. — одиннад­цатилетнее) всеобщим профессиональным обучением молодежи.

В 60-е гг. профессиональное обучение обеспечивалось профессио­нально-техническими училищами (ПТУ), работавшими на базе не­полной (восьмилетней) школы со сроком обучения 1—2 года, и тех­ническими училищами (на базе 10—11 классов). С конца 60-х гг. (после введения обязательного полного среднего образования) стали создаваться средние ПТУ (СПТУ) с 3—4-летним сроком обучения. После реформы 1984 г. все профессионально-технические учебные

заведения были преобразованы в единый тип — ПТУ. За 1960— 1987 гг. численность ПТУ возросла в 1,9 раза; число учащихся в них —

СССР оставался страной с широкой сетью высших учебных заведений, число которых увеличилось за 60—80-е гг. на треть. В 1969 г. возродились рабфаки (как подготови­тельные отделения на базе среднего образования).

Обучение в вузах и средних специальных учебных заведениях в условиях плановой государственной экономики было нацелено прежде всего на нужды промышленности. Развивалась система обра­зования, осуществлявшаяся без отрыва от производства в вечерних и заочных учебных заведениях. За 1960—1980 гг. число получив­ших таким путем образование увеличилось на 64,3% . При этом при­рост интеллигенции опережал прирост рабочего класса, численность которого с 1980 по 1989 г. сократилась на 0,1%, а численность ин­теллигенции возросла на 11% и составила 29% занятых в народном хозяйстве. При этом наметились диспропорции в профессиональном составе (избыток технической интеллигенции и недостаток юристов, экономистов, социологов).

Система «коммунистического воспитания».

КПСС развер­нула идеологическую работу с целью «воспитания гармонически развитого человека», формирования у всех граждан «коммунистиче­ской сознательности и нравственности». Основой духовной жизни советских людей и их «мощным оружием в борьбе за коммунизм» объявлялась социалистическая идеология.

В целях «коммунистического воспитания» усилилась работа по изучению и пропаганде ленинского наследия, проблем внутренней и внешней политики КПСС. Так, произведения В. И. Ленина были из­даны на 102 языках тиражом более 450 млн экземпляров. Осуществ­лялась пропаганда решений съездов КПСС через систему партийного обучения (университеты марксизма-ленинизма, политбеседы, полит­кружки, Ленинские зачеты). «Творческому энтузиазму» советских людей были призваны служить социалистическое соревнование, движение за коммунистический труд, борьба за звание коллективов коммунистического труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, коммунистические субботники.

Презентация к экспериментальному уроку «Культура и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»

Презентация к экспериментальному уроку «Культура и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к экспериментальному уроку «Культура и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»»

Культура и духовная жизнь в «ЭПОХУ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»

Понять культурные и социальные особенности периода застоя или развитого социализма.

  • 1) Финал «оттепели»
  • 2) Время новых героев. Зарождение общественных движений.
  • 3) Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство».
  • 4) Советское общество в 70-е гг.
  • 5) Повседневная жизнь.

Финал «оттепели»

Эпоха застоя обозначение периода в истории СССР , охватывающего примерно два десятилетия ( 1960-е1980-е ).

В советских источниках того времени этот период именовался развиты́м социализмом.

Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский

Самизда́т — способы неофициального и потому неподцензурного производства и распространения литературных произве-дений, религиозных и публицистических текстов в СССР.

Александр Исаевич Солженицын

Время новых героев. Зарождение общественных движений.

Интеллектуальное (авторское) кино — интеллектуальный фильм — такой, который побуждает напрягать мозги, постигать новое, способствует логическим «открытиям», либо стремлению что-то узнать.

Театральное искусство

Двоемыслие – состояние внутреннего несогласия с идеологическими установками и укладом жизни, который они порождали, при внешнем одобрении (или примирении) действительности.

Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство».

Михаил Михайлович Жванецкий

Аркадий Исаакович Райкин

Музыкальный авангард- вид современной музыки, некоторые элементы эстетики которой являются радикально инновационными. Предполагается, что подобная музыка в эстетическом отношении опережает своё время.

«Другое искусство»

Московский концептуализм- направление, начавшееся в неофициальном искусстве СССР в начале 1970-х годов.

Супер серия игр СССР — Канада

Летние олимпийские игры 1980г.

Повседневная жизнь

Выпускалась с 1970 года.

Домашнее задание

Ответить на вопросы – Проверяем себя.

1) В каком журнале работал А. Т. Твардовский?

2) Что такое «самиздат»?

3) Что такое «двоемыслие»?

4) Как звали актера, игравшего Глеба Жеглова в фильме «место встречи изменить нельзя»?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: