Культура с точки зрения социологии. Экономическая стратификация - ABCD42.RU

Культура с точки зрения социологии. Экономическая стратификация

Культура с точки зрения социологии. Экономическая стратификация (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

по дисциплине «Социология. Экономическая социология»

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Социальная трансляция норм

Изменение социальных норм

Социальные функции идеологии

Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс. 2001. №6.

Задание 1 Общество и культура

Понятие культуры

В XVIII веке смысл слова «культура» расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных значений. Специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. В культуре выделяют два уровня: первичный, или спонтанной, — непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту; вторичный – литература, кинематограф, живопись.

С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучении продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры. Спонтанная культура – это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими – людей из разных обществ и эпох.

В рамках одного и того же общества могут сосуществовать разные культуры. Так, поведение русского дворянина XVIII века разительно отличалось от поведения крепостного крестьянина или купца. Они отличались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором они говорили в своей среде.

Влияние культуры на индивида сильнее, чем может показаться. Вопреки тому, что мы обычно считаем культуру чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и воспитанное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. Например, Р. Мельзак подверг исследованию роль культуры в том, как человек чувствует физическую боль.

Элементы культуры

В культуре выделяют несколько составляющих:

1. Ценность – это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и несемейному воспитанию.

2. Под идеологией понимается система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Она обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.

3. Язык – это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Это важнейший критерий, позволяющий отличать «своих» от «чужих». Более того, язык – это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками.

4. Символы – важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре.

5. Традиции – это совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Это социальное и культурное наследие, которое родитель оставляют своим детям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причастен к каким-то традициям. Традиции регламентируют быт. Конкретным выражением традиции являются обычаи — это более частные, привязанные к определенным ситуациям «фрагменты» традиции.

6. Ритуал – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал строго связан с традицией. Ритуалы очень разнообразны, от примитивных ритуалов первобытных обществ, направленных на обеспечение удачной охоты, до сложных обрядов и таинств мировых религий.

7. Модель поведения – это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные. Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни: для того, чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал, так как они не могут измениться без изменения всей системы ценностей.

Функции культуры

Как комплекс всех рассмотренных элементов выполняет в обществе ряд важных функций. Одна из важнейших функций культуры – коммуникативная. Культура – это универсальная система общения людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений.

Еще одна функция культуры – прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации.

Третья функция культуры – идентификационная. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с группой ценности, символы, модели поведения и т.д. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющая членов единой группы.

Наконец, четвертая функция – адаптационная. Культура позволяет индивиду адаптироваться к своему географическому окружению, помогая ему решать проблемы выживания.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Все мы, поскольку живем в обществе себе подобных, обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций – как наших собственных, так и чужих – мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то поведение других или же это другие преимущественно определяют наше собственное поведение.

В разных ситуациях – в разном социальном контексте – одни и те же люди ведут себя по-разному. Поведение людей определяется ценностями. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей – тем, какие из ценностей для них доминируют, а какими можно всегда или ситуативно поступиться.

Социальные ценности – это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.

Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.

Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.

Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.

Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.

Культура и социальная стратификация

Люди различаются по полу, возрасту, уровню образования, интересам, социальному происхождению… Список этих критериев можно продолжать почти до бесконечности. Некоторые из различий оказываются социально значимыми, то есть получают институциональное оформление. Получается, что общество представляет собой не столько монолит, сколько «единство непохожих», пользуясь формулировкой Аристотеля. Говоря языком социологии, любое общество стратифицировано. В основе стратификации лежит принятая в обществе система ценностей. К числу таких ценностей в разных обществах может относиться происхождение, доступ к властному ресурсу, богатство и пр. Каждый человек занимает в этой стратификационной структуре определенное место (статус) и выполняет определенные роли.

Социальная стратификация – неотъемлемая черта любого общества. Неравенство людей связано с возможностью их доступа к наиболее значимым ценностям общества, которая, в свою очередь, предопределяет и другие возможности. В частности, различные социальные страты имеют разный доступ к доминирующей культуре.

Культурные различия внутри общества порождаются социальной стратификацией. По сути, каждая социальная группа корректирует доминирующую культуру, привнося собственные ценности, правила поведения. Строго говоря, единство культуры социума лишь абстракция. В реальной жизни мы имеем дело со множеством культурных миров, которые в совокупности создают обобщенный образ культуры данного общества.

Социально обусловленные модификации единой культуры получили название субкультур. В широком смысле слова субкультура – это система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. В основе выделения субкультур может лежать социальный или демографический признак. С этой точки зрения мы говорим о субкультуре интеллигенции, дворянской субкультуре (социальный критерий) или о субкультуре детства, женской субкультуре (демографический критерий). Различия между этими субкультурами касаются в основном образа жизни и манеры поведения. Любой этап в развитии культуры можно рассматривать как совокупность субкультур, базирующихся на примерно одинаковых ценностных основаниях, но уточняющих их.

Вместе с тем все чаще понятие субкультуры применяется к различным социально-культурным общностям, которые находятся в оппозиции к официальной, доминирующей культуре. Особое значение здесь приобретают молодежные субкультуры. На их примере особенно хорошо заметна еще одна черта субкультурных образований. Субкультуры возникают как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп и, следовательно, диагностируют наиболее консервативные сегменты официальной культуры.

Таким образом, нюансы социальной стратификации получают отражение в культуре.

С другой стороны, культура активно участвует в утверждении границ страт, позволяя очертить границы должного и допустимого для каждого социального слоя, для каждой социальной группы. Помимо собственно социальных ограничений, стратификация располагает широким спектром культурных маркеров, указывающих на место индивида в социальной структуре. Рассмотрим этот сюжет более подробно.

Среди множества дихотомий, определяющих структуру культуры, одно из центральных мест принадлежит оппозиции «элитарная / массовая». Противопоставление культуры избранных культуре большинства обнаруживается практически в любой культурно-исторической эпохе. Однако XX и начало XXI вв. до предела обострили отношения между ними, одновременно и утверждая непроходимость границ между этими типами культуры и проблематизируя само их противопоставление.

В контексте нашей темы особый интерес представляет социальный аспект дихотомии массовой и элитарной культур, то, каким образом она обусловлена социальной стратификацией и какую роль играет в ее поддержании.

Под элитарной культурой традиционно понимается субкультура привилегированных групп общества, которая отличается принципиальной закрытостью и ценностно-смысловой самодостаточностью. Субъекты элитарной культуры одновременно являются ее творцами и потребителями. Другими словами, элитарная культура ориентирована на самовоспроизведение в рамках очень узкого круга экспертов.

Читайте также  История как наука

Происхождение элитарной культуры возводят к сакральному знанию, которым обладали в первобытном обществе жрецы и племенные вожди.Это знание не должно было стать достоянием масс. Эта закрытость, самодостаточность сохраняется и в позднейшие эпохи. В элитарной культуре сознательно ограничивается круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими», и ужесточается система норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных».

Массовая культура свободна от таких ограничений. Она носит более «площадной» характер, ориентирована на вкусы и знания большинства. Не вдаваясь в качественные различия элитарной и массовой культур, отметим более значимый для нашей темы факт: эти культуры различаются способами функционирования в обществе. Во-первых, массовая культура – это все то, что передается через средства массовой коммуникации. Массовая культура здесь отнюдь не синоним «ширпотреба»: «Относя то или иное явление к массовому искусству, мы характеризуем не его художественный уровень (который, в принципе, может быть достаточно высоким) и даже не культурно-образовательный уровень аудитории, для которой оно предназначено, а тот общественный способ, каким оно создается, распространяется и используется» [163] . При таком подходе к явлениям массовой культуры можно отнести и 40-ю симфонию Моцарта, если она установлена в качестве звонка мобильного телефона, и «Войну и мир» Л. Н. Толстого, изданную большим тиражом. Главный критерий здесь – массовость, достигаемая с помощью средств массовой коммуникации, а не качество того, что распространяется.

Во-вторых, массовую культуру можно определить через рынок. Массовая культура – все то, что продается и пользуется массовым спросом. Здесь опять же снимается вопрос о качестве продаваемого. На первый план выходит степень доступности культурного продукта. Для того чтобы познакомиться с образцами элитарной культуры, необходимо преодолеть ряд барьеров – от собственно финансовых затруднений (например, высокая стоимость билетов) до преград, связанных с закрытостью элитарных сообществ. Эта закрытость, герметичность порой имеет даже визуальное воплощение. Ледяная торжественность больших музеев, грандиозная роскошь оперных театров, декор концертных залов как будто специально ориентированы на отказ от коммуникации с профанами. Своей холодной вежливостью они как бы исключают соблазн близости.

Массовые развлечения, напротив, подразумевают коллективное участие в празднестве. Цирк или мелодрама популярны не только потому, что дают непосредственное чувственное удовлетворение отдельному зрителю. Они формируют чувство общности самой возможностью общего разговора, сердечного смеха, разрушения условностей и установлений социального мира.

Однако массовая и элитарная культуры не только отмечают границы страт, но и зачастую формируют сами эти страты. Как было обнаружено социологами, традиционное разделение на высокую и массовую культуру отражает в большей степени политические симпатии и притязания элит, чем интеллектуальные или эстетические различия. «Высокая культура» возникла в конце XIX столетия главным образом не из-за разницы в эстетических предпочтениях, а как форма культурной политики. Так, в начале двадцатого столетия пьесы У. Шекспира воспринимались всеми как неотъемлемая часть самобытной «американской» культуры и больше объединяли, чем разделяли разные слои американского общества. Шекспира ставили на самодеятельных сценах в сельских районах с тем же удовольствием, что и в профессиональных городских театрах. Аудитория была разнородной, больше похожей на аудиторию, которая собирается во время современных спортивных соревнований, чем на нынешнюю театральную публику. Только в конце столетия Шекспир был присвоен высокой культурой, уверовавшей в свое интеллектуальное превосходство над массами[164]. Усложненный язык элитарной культуры указывает не принадлежащим к ней членам общества на их чуждость и более низкий социальный статус.

Казалось бы, элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре во всех ее исторических и типологических разновидностях – фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса или государства в целом, культурной индустрии и т. п. С другой стороны, это означает, что она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта.

Взаимодействие и диффузия массовой и элитарной культуры особенно отчетливо проявляются в современном искусстве. Возникает своего рода эффект двойного дна. Так, неискушенный читатель воспринимает романы Бориса Акунина как удачный образец детектива. Взгляд эрудированного интеллектуала различает в нем изощренную игру аллюзий, многочисленных отсылок к классическим текстам. Подобная двойственность культурных артефактов свидетельствует о том, что социальная стратификация утрачивает жесткость и маркирование социально-культурных различий приобретает более сложный и утонченный характер.

Социальная стратификация: понятие, примеры, классификация

Приветствую Вас, друзья!

Важнейшая особенность человеческого общества заключается в том, что оно очень неоднородно. Оно разделено на социальные группы и социальные страты. И если разделение на социальные группы не подразумевает явного неравенства, то понятие «социальная страта» основывается на расслоении людей по их материальной обеспеченности, влиятельности, возможностям самореализации, уровню образования и прочим признакам. Сегодня мы подробно рассмотрим такое явление как социальная стратификация и выясним, что она собой представляет, какой бывает, почему возникает и к каким последствиям может приводить.

Что такое социальная стратификация?

Термин «стратификация» имеет латинское происхождение. Он образован от слов stratum (слой, пласт, прослойка) и facio (создавать). Соответственно, социальная стратификация – это расслоение общества как явление или как процесс. При этом разделение происходит по самым разным признакам: по материальному достатку и доходам, объему прав и обязанностей, наличию привилегий и престижного положения в обществе, уровню образования и количеству возможностей для самореализации.

Социальная стратификация подразумевает деление общества на так называемые страты – эмпирически определяемые общности людей, объединенных определенным признаком.

У социальной стратификации присутствуют две важных особенности:

  • Верхние слои имеют определенные преимущества перед нижними;
  • Численность верхних слоев значительно меньше, чем нижних;

Согласно теории социальной стратификации, деление человеческого общества на слои можно сравнить с делением горных пород и минералов на пласты в геологии. Данный процесс происходит под влиянием большого количества факторов, при этом никто не прикладывает целенаправленных усилий для его осуществления.

Формы социальной стратификации

В истории человеческой цивилизации наибольшую роль сыграли такие виды социальной стратификации как:

  1. Рабство. Данный социальный институт существовал на протяжении всей истории человечества и продолжает существовать в разных формах даже сегодня, несмотря на то, что в большинстве современных стран данное явление запрещено.
  2. Кастовая система. Деление на касты подразумевает значительное ограничение свобод людей, принадлежащих к определенным кастам. Как правило, существуют ограничения на доступность образования, профессию и возможность заключать браки. Наиболее известный пример – варно-кастовая система Индии.
  3. Сословная система. Сословия в той или иной форме существовали практически у всех народов. Сословная принадлежность, как и кастовая, обычно наследуется от родителей, но при этом существует возможность перейти в другое сословие (например, за заслуги перед правителем). Принадлежность к определенному сословию фактически определяет право заниматься определенными видами деятельности, получать образование.
  4. Классовая система. В отличие от каст и сословий, социальный класс формально не ограничивает права и возможности человека. По сути, классовая принадлежность определяется материальными возможностями. Поэтому любой член общества имеет возможность перемещаться между классами без каких-либо ограничений.

Критерии социальной стратификации

В современном обществе социальная стратификация происходит по таким критериям как:

  • Состояние. Наличие материального имущества и денежных накоплений всегда было одним из основных факторов, приводящих к расслоению общества.
  • Доход. Личный доход человека и доход его семьи могут не коррелировать напрямую с уже накопленным богатством, однако определяют актуальный уровень жизни.
  • Власть. Данный фактор определяется формальными (наличие полномочий) и неформальными (авторитет, репутация) возможностями осуществлять свою волю и оказывать влияние на окружающих.
  • Престиж. Это общественная оценка образования, профессии и прочих достижений человека. Престиж – это субъективный показатель отношения общества к определенному роду занятий или другим факторам (человек окончил престижный вуз и ездит на престижной машине).
  • Образование. От образования напрямую зависит возможность выбирать высокооплачиваемые профессии, следовательно, зависит и доход. Сотрудники с более высоким уровнем образования чаще получают руководящие должности (власть). Кроме того, хорошее образование подразумевает уважение и престиж.

Причины стратификации

Существует несколько основных причин, приводящих к расслоению человеческого общества:

  1. Гендерное неравенство. Общество всегда было патриархальным или матриархальным, поэтому один из полов доминировал и имел определенные привилегии.
  2. Физическое превосходство. В первобытном обществе наибольшими правами обладали самые сильные представители племени. Подобное разделение сохранялось и в более продвинутых цивилизациях. Вплоть до средних веков воины были наиболее знатными и привилегированными членами общества.
  3. Доступ к ресурсам. Если кто-то изначально имеет больше ресурсов, его шансы занять более высокое положение в обществе существенно выше.
  4. Экономические и политические привилегии. В эпоху национальных государств доминирующий этнос, как правило, имел больше возможностей для ведения бизнеса и участия в политике.

Теории социальной стратификации

К числу наиболее значимых теорий социальной стратификации относятся: Классовая теория Карла Маркса, трехкомпонентная теория стратификации Макса Вебера, теория стратификации Питирима Сорокина. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Классовая теория Карла Маркса

Немецкий философ Карл Маркс считал, что в любом обществе существует всего два класса: эксплуататоры и эксплуатируемые. Он по-своему понимал, что такое социальная стратификация и как она проявляется. Согласно его классовой теории, тот, кто владеет средствами производства и использует наёмный труд, является эксплуататором. Соответственно, тот, кто не владеет средствами производства и работает за зарплату, является эксплуатируемым.

По мнению Маркса, классы находятся в непрерывном противостоянии, и борьба между ними является основной движущей силой истории (а итогом этой борьбы в любом обществе должна стать революция).

Маркс считал, что развитие любого общества состоит из 5 этапов:

  • Первобытно-общинный строй. Частной собственности не существовало, следовательно, не существовало и классов.
  • Рабовладельческий строй. В частной собственности могли находиться не только предметы, но и люди. Существовало два класса: рабовладельцы и рабы.
  • Феодализм. Крестьяне отличались от рабов тем, что формально являлись свободными. Существовало два класса: феодалы и крестьяне.
  • Капитализм. Капиталистическое общество, по мнению Маркса, также делится на два класса: капиталисты и рабочие.
  • Коммунизм. Общество, в котором нет института частной собственности, а также классового неравенства и противостояния между «эксплуататорами» и «эксплуатируемыми».

Маркс и его сторонники считали коммунизм вершиной развития любого общества. Однако история показала, что подобный порядок невозможно воплотить в реальность по целому ряду причин.

Трехкомпонентная теория стратификации Макса Вебера

Немецкий философ и социолог Макс Вебер предложил своё объяснение того, что такое социальная стратификация и чем она вызвана. Согласно его точке зрения, положение человека в обществе определяется тремя факторами: классовой принадлежностью, социальным статусом и отношением к партии.

  • Класс зависит исключительно от материального положения. Вебер делил всех представителей общества на два класса: имущие (владельцы недвижимости и средств производства) и неимущие.
  • Социальный статус определяется образом жизни, мировоззрением и родом деятельности.
  • Партия не зависит от класса и социального статуса. Отношение к определенной партии определяется участием человека в политической борьбе или общественной деятельности.

Все три составляющие являются взаимно независимыми, и каждая из них может дать человеку определенные возможности для улучшения качества его жизни и жизни его семьи.

Теория стратификации Питирима Сорокина

Русско-американский социолог Питирим Сорокин, являющийся одним из основоположников теории социальной стратификации, считал, что все факторы, приводящие к расслоению общества, можно разделить на три группы:

  • экономические (богатство, доход);
  • политические (власть, влияние);
  • профессиональные (навыки, квалификация).

Именно этим три категории он считал определяющими. Помимо этого на расслоение могли влиять такие факторы как возраст, воспитание, культура и многое другое. Согласно определению Сорокина, социальная стратификация – это неравномерное распределение прав и привилегий, власти, материальных и иных возможностей среди членов общества.

Сорокин считал, что жизнь в обществе обычно устроена так, чтобы сохранять существующую социальную пирамиду. Но если социальное расслоение значительно усиливается, это может приводит к революциям и разрушению существующего строя. Однако в дальнейшем неизбежно появляется новый привилегированный слой, и довольно часто это происходит сразу же после революции.

Социальная мобильность

Данным термином обозначается возможность перемещения отдельного человека между социальными слоями или группами. Раньше возможности подобного перемещения были сильно ограничены. Однако в современном мире таких ограничений нет, и мобильность достигается за счёт образования, активной политической и общественной деятельности, карьерных и иных успехов.

Читайте также  Возникновение письменности на Руси

В социологии рассматривается два типа социальной мобильности:

  • Вертикальная. Это потеря или приобретение социального статуса (женитьба или развод, создание своего бизнеса или разорение, повышение в должности или увольнение).
  • Горизонтальная. Это перемещение между социальными группами (развод с последующим образованием новой семьи, переход на другое место работы с аналогичными условиями).

Сегодня процессы горизонтальной и вертикальной мобильности стали гораздо более интенсивными чем раньше. Это объясняется высокой динамикой современной жизни, наличием больших возможностей и высокими рисками во всех сферах деятельности.

Заключение

Социальная стратификация – это расслоение, возникающее в любом обществе. Никто не прикладывает усилий для того, чтобы организовать такое расслоение. Однако оно неизбежно возникает, поскольку каждый человек стремится получить определенные блага, занять более высокое положение и стать более влиятельным, в результате чего формируется определенная иерархия и возникает социальное неравенство. Современные государства стремятся к тому, чтобы минимизировать влияние социальной стратификации на качество жизни людей и предоставить каждому равный доступ к социальным лифтам.

Социальная стратификация: понятие и критерии. Три типа стратификации общества

Социальная стратификация общества: что означает это понятие. Суть, критерии, основные типы, особенности. Выберите и укажите верные суждения о социальной стратификации – примеры заданий из ЕГЭ. Социальная стратификация и социальная мобильность.

Социальная стратификация и социальная дифференциация

Любое общество делится на различные социальные группы, члены которых занимают неодинаковое положение, имеют разные права и обязанности. Это разделение общества на группы с неравным положением называется социальной дифференциацией.

В любом обществе существует неравенство — неравномерное распределение ограниченных ресурсов, таких как власть, деньги или престиж. Меньшинство, которое находится наверху, имеет много этого ресурса, а большинство — мало. Эта иерархическая система называется социальной стратификацией.

Социальная стратификация — система, состоящая из множества общественных групп, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Стратификация — это система слоев, расположенных по вертикали. В каждом слое — люди с примерно одинаковым социальным статусом.

Страта — это группа людей, общность, социальный слой, объединенные каким-то социальным признаком.

Пример: шесть страт американского общества

Американский социолог середины XX века Уильям Уорнер разделил общество США на шесть слоев:

  1. Богачи-аристократы;
  2. Миллионеры в первом поколении;
  3. Образованные люди интеллектуальных профессий и предприниматели;
  4. «Белые воротнички»: конторские служащие, учителя и т.п.;
  5. «Синие воротнички» — квалифицированные рабочие;
  6. Люмпены: нищие, безработные, преступники.

Четыре критерия социальной стратификации

Обычно выделяют четыре критерия социальной стратификации — признака, по которым определяется место группы в иерархии общества:

  • доход;
  • власть;
  • образование;
  • престиж.

Например, в современном обществе профессия юриста престижнее профессии заводского рабочего. Поэтому социальная группа «юристы» занимает в обществе привилегированное положение по сравнению с группой «рабочие».

В привилегированные группы входит меньшее число людей, чем в непривилегированные. К примеру, миллиардеров всегда меньше, чем людей со средними доходами. Политическая элита, управляющая обществом, всегда малочисленна по сравнению с людьми, которыми она управляет.

Какой критерий стратификации считать главным — спорный вопрос. Так, марксисты делят общество на классы по экономическим признакам, в зависимости от их отношения к средствам производства (капиталисты владеют средствами производства, а наемные работники продают свой труд).

Социолог и историк Макс Вебер называл основой стратификации распределение власти и авторитета. Функциональная теория объясняет неравенство в обществе профессиональным разделением труда: ведь за различный труд полагается неравное вознаграждение.

Исторические типы стратификации: касты, сословия, классы

Социальная стратификация отличается определенной стабильностью на конкретном историческом этапе. В истории человечества были разные типы обществ, и иерархия в них строилась по-разному.

Рабство. Рабовладельческое общество делится на свободных людей и рабов. Положение низших страт закрепляется жестко: раб считается собственностью другого человека, он лишен прав и свобод. Примеры рабовладельческих обществ: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

Кастовая система. Некоторые общества делятся на касты — социальные группы, в которые люди попадают по рождению. Например, деление на касты традиционно существовало в Индии: брахманы были жрецами, кшатрии — воинами, вайшьи — ремесленниками, шудры — крестьянами и наемными рабочими. У каждой касты свои функции. Человек жестко закрепляется за своей кастой: например, могут быть запрещены браки между людьми из разных каст.

Сословная система. Сословие — это социальная группа, чьи права и обязанности закреплены юридически и передаются по наследству. Например, в царской России существовали дворянское сословие, духовенство, крестьянство, купечество, казачество — и каждый человек принадлежал к одному из них от рождения.

Рабовладельческая, кастовая и сословная система — примеры закрытых обществ с низкой социальной мобильностью. В Древнем Риме раб мог получить свободу и даже разбогатеть, в Российской империи простолюдин мог дослужиться до дворянства, однако это всегда было исключением.

Классовая система. Класс — большая социальная группа, выделяемая по отношению к собственности и общественному разделению труда. По Карлу Марксу, в капиталистическом обществе люди делятся на буржуазию и пролетариат. Буржуа владеют средствами производства (фабриками и заводами), а пролетарии работают по найму. Принадлежность к классу не устанавливается сверху, не закрепляется навсегда и не передается по наследству. Классовое общество — общество открытого типа с высокой социальной мобильностью. Теоретически ничто не мешает наемному работнику самому разбогатеть и войти в состав буржуазии.

Одновременно в любом обществе есть стратификация и по другим признакам: люди отличаются по своим физическим данным, по квалификации, по месту проживания и так далее.

Все эти системы могут переплетаться и дополнять друг друга. Например, в США до XIX века классовая система существовала наряду с рабством.

Классы и страты – в чем разница

Классовый подход предполагает деление общества на группы по экономическим характеристикам. Страты же могут выделяться по многим другим качествам.

Деление общества на классы учитывает экономические факторы: место в системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры получаемого богатства.

Делить общество на страты можно по массе экономических и неэкономических характеристик: по уровню доходов и образования, включенности во властные структуры, образу жизни, общественному престижу, по самооценке позиции в обществе.

По одному критерию человек может занимать высокое положение в социальной иерархии, по другому — низкое. Например, в некоторых странах образованный и уважаемый в ученой среде профессор может быть небогатым человеком. Его статус в одной сфере высок, в другой — нет.

Выберите верные суждения о социальной стратификации

Готовясь к ЕГЭ по обществознанию, нужно запомнить определение социальной стратификации, ее основные типы и критерии. Рассмотрим для примера несколько заданий, где необходимо указать верные суждения о стратификации.

Задание 1. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В основе социальной стратификации лежит социальное неравенство.
2) Социальная стратификация бывает формальная и неформальная, позитивная и негативная.
3) Социальная стратификация в традиционном обществе была связана с правами и обязанностями, которые передавались по наследству.
4) В постиндустриальном обществе социальная стратификация отсутствует.
5) К критериям социальной стратификации относят доход, образование, наличие властных полномочий.

Правильный ответ: 135

Задание 2. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Страта — слой людей, имеющих схожие признаки по психическим и физиологическим параметрам.
2) Сословия — большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности.
3) Поляризация общества способствует росту социальных конфликтов.
4) Распределение социальных групп и людей по стратам позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества с точки зрения доступа к власти, выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода.
5) К деклассированным элементам относятся люмпены — бродяги, попрошайки, нищие, а также, в некоторых случаях, маргиналы.

Правильный ответ: 345

Задание 3. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В основе социальной стратификации лежит неравномерное распределение ресурсов, прав и обязанностей среди членов общества.
2) Пол, возраст и семейное положение являются критерием отнесения человека к определённой социальной страте.
3) Социальная стратификация существует в любом обществе.
4) В социологии выделяются вертикальная и горизонтальная форма социальной стратификации.
5) Проявлением социальной стратификации является сословное деление общества.

Правильный ответ: 15

Задание 4. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи различают индивидуальную и групповую (коллективную) мобильность.
2) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп — уровень доходов.
4) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.

Социальная стратификация общества

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие и критерии социальной стратификации общества

Страта — это большая группа людей, которая отличается от других своим положением в социальной структуре общества.

Социальная стратификация — это отражение различий, которые есть между различными группами людей (классов и слоев) в определенном обществе.

Проще говоря, социальной стратификацией общества называют отношения между слоями общества, а также определенными социальными институтами.

Так как каждая социальная структура представляет из себя совокупность работающих социальных общностей, в ней можно выделить закономерные элементы.

Элементы социальной структуры общества:

  • этническая (род, племя, народность, нация);
  • демографическая (по возрасту и полу);
  • поселенческая (городские жители, сельские жители);
  • классовая (буржуазия, пролетариат, крестьяне);
  • профессионально-образовательная.

Пять основных критериев социальной стратификации:

Доход — количество финансовых поступлений за определенный период (месяц, год).

Богатство — накопленные доходы.

Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать влияние на деятельность других людей с помощью авторитета, права, насилия и других методов.

Образование — знания, умения и навыки, которые освоены в процессе обучения.

Престиж — общественная оценка привлекательности, значимости профессии, должности, увлечений.

Выделяют три стратификационных уровня:

  • высший — верхние слои находятся в более привилегированном положении, обладают ресурсами или возможностями получить вознаграждение, они значительно малочисленнее нижних;
  • средний — бизнесмены, руководители, бюрократия и специалисты;
  • низший — те, кто находится за чертой бедности, люмпены, маргиналы.

Социальная стратификация существует в любом обществе. Давайте узнаем причины ее возникновения.

Причины социальной стратификации

Принято выделять несколько причин возникновения социальной стратификации. Каждая причина относится к разным периодам развития человеческого общества. При этом в процессе усложнения общества причины тоже приобретали более комплексный характер.

Основные причины социальной стратификации:

Гендерное разделение. В результате сформировались патриархальные и матриархальные общества, в которых один гендер явно доминировал над другим.

Различия в способностях, биологический фактор. Простой пример: представители одного племени были физически более развиты и смогли одержать победу над своими соседями. В итоге между двумя племенами образовались отношения типа «господин-подчиненный», основанные на превосходстве в физической силе одной группы людей над другой.

Неравный доступ к ресурсам. Отсутствие жизненно важных ресурсов на территории одного государственного или догосударственного образования ставит его в своего рода экономическую зависимость от соседа, обладающего данными ресурсами. В свою очередь это дает последнему рычаг влияния, который может быть использован для формирования подчинительных отношений между двумя данными субъектами.

Наличие экономических привилегий, политических прав, социальных льгот. Данная причина характерна для эпохи национальных государств, когда доминирующий этнос в отдельно взятом государстве занимал более привилегированное положение относительного любого другого. Это проявлялось в том, что представители меньшинств не могли занимать государственные должности, иметь недвижимое имущество в частном владении, находиться в одном помещении с доминирующим большинством. Пример: расовая сегрегация в США в начале XX в.

Существование системы ценностей, в соответствии с которой определяется важность видов деятельности. Обычно важность видов деятельности определяется текущими потребностями общества и экономики, однако государственная политика, реалии времени и пропаганда могут искусственно превозносить одни профессии над другими. Так, в СССР привилегированным классом была партийная элита, а в нацистской Германии подвергались общественному осуждению юноши, не имевшие отношения к армейским структурам.

Читайте также  Историческое прошлое русского народа в повести Карамзина Наталья, боярская дочь

Социологи признают неравенство как важную характеристику социального распределения в социуме, однако в настоящее время нет единой трактовки природы такого паттерна.

Теории социальной стратификации

Все ученые приходили к выводу, что социальная стратификация естественна, как и иерархическое деление между людьми, при этом каждый выделял разные причины неравенства.

Ученый Причина неравенства
Карл Маркс Сам факт обладания человеком собственностью, уровень доходов.
Макс Вебер Критерии Карла Маркса + социальный престиж и участие человека в жизни политической партии.
Питирим Сорокин Права и привилегии, ответственность и обязанности между людьми распределены неравномерно.

Выделяют три наиболее авторитетные теории социальной стратификации: теория Карла Маркса, система Макса Вебера и функционализм Питирима Сорокина. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Классовая теория Маркса

В теории Маркса общество делится на два основных класса: эксплуататоров и эксплуатируемых, которые находятся в состоянии постоянного непримиримого противоборства из-за противоположных интересов.

Критерий принадлежности к классу — владение средствами производства. Классовая борьба в свою очередь представляется как движущая сила истории. Итог борьбы — социальная революция, за которой следует смена общественного строя.

Маркс выделил пять этапов развития общества — общественно-экономических формаций:

Первобытно-общинная. Отсутствие частной собственности подразумевало отсутствие классов.

Рабовладельческая. Классы: рабовладельцы и рабы.

Феодальная. Осознание нерентабельности рабского труда стало причиной появления новых классов: феодалов и крестьян.

Капиталистическая. Классы: предприниматели, владельцы собственности и рабочие.

Коммунизм. Бесклассовое общество, которое возникло в связи с уничтожением частной собственности.

Как показала история, воплощение идеи Маркса о бесклассовом обществе оказалось недостижимым.

Теория трехкомпонентной стратификации Вебера

Вебер определял положение человека в обществе исходя из трех критериев: принадлежности к классу, социального статуса и связи с партией.

Класс по Веберу — экономическое понятие, которое зависит от имущественных отношений индивида. Классы:

  • имущие (владельцы недвижимости, живущие преимущественно на доход с ее аренды);
  • неимущие (деклассированные, должники).

Социальный статус находится в сфере культуры и объединяет людей по схожему образу жизни, мировоззрению, роду занятий. В связи с этим в рамках или вне классов формируются статусные группы — сообщества людей, которых объединяет социальный статус.

Партии (группы власти) находятся вне классов или статусных групп, их борьба не связана с деятельностью деловых и финансовых организаций из-за наличия особых интересов, которые происходят из желания решать вопросы определенного круга лиц. При этом партия может не быть причастна к политике.

Каждая из трех составляющих положения человека в обществе дает ему возможности для улучшения своей жизни. Эти возможности Вебер назвал «жизненными шансами».

Теория социальной стратификации Сорокина

По мнению Сорокина, на расслоение общества влияют экономика (доход и богатство), политика (влияние и власть) и профессиональная деятельность (мастерство и навыки).

Дополнительные характеристики, которые влияют на степень расслоения, но не создают его: возраст, культура, речь и другие.

Сама же стратификация заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

По этой теории, индивиды, занимающие высокое положение в обществе по одному из критериев, обычно занимают равно высокое положение по другим критериям, однако этот принцип работает не всегда. Это явление называется статусным несовпадением и приводит к тому, что человек предпринимает усилия, которые направлены на повышение своего статуса в обществе.

Сорокин классифицировал профессиональную стратификацию на:

  • межпрофессиональную:
    • важность профессии для функционирования группы в целом;
    • уровень интеллекта, который необходим для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
  • внутрипрофессиональную:
    • предприниматели;
    • служащие высшей категории (директора, топ-менеджеры);
    • наемные рабочие.

Основная идея Сорокина в том, что общество тяготеет к сохранению социальной пирамиды в ее текущем состоянии. Если привилегированный слой получает еще больше прав и возможностей, это ведет к социальной революции, в результате которой происходит разрушение элиты общества. При этом развитие общества, по мнению Сорокина, циклично, поэтому привилегированный слой общества снова начнет расти.

Исторические типы стратификационных систем

Рассмотрим четыре основных вида социальной стратификации в таблице.

Форма жесткого закрепления людей в низших стратах.

Раб — говорящее орудие труда, собственность другого человека, лишен всех прав и свобод.

«Закрытое общество», социальные перемещения из низших страт в высшие либо запрещены, либо ограничены.

Пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническому или религиозному признаку.

Членство в касте человека определяется только рождением, передается по наследству, жесткая регламентация. Нет социальной мобильности.

Например, в Древней Индии были четыре касты:

  • брахманы — священнослужители;
  • кшатрии — воины;
  • вайшьи — купцы;
  • шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимали чандалы — неприкасаемые, которые не входили ни в одну касту и занимали низшую позицию.

Деление людей на группы, сословия, которые обладают закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству (дворянство, духовенство, казачество, крестьянство).

Принадлежность к сословию можно было приобрести за деньги или даровать за службу.

Деление людей на большие группы, которые различаются:

  • по их месту в исторически определенной системе общественного производства,
  • по их отношению к средствам производства,
  • по их роли в общественной организации труда.

В зависимости от исторического периода выделяют такие классы:

«Открытое общество»: возможны социальные перемещения из одной страты в другую.

Понятие социальной мобильности

Как мы уже знаем, есть три основных стратификационных уровня: высший, средний и низший — и большое разнообразие социальных групп. Человек может переходить из одной группы в другую, при этом повышать или понижать свой социальный статус, либо из одной группы в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называют социальной мобильностью.

Социальная мобильность — изменение социального положения человека через переход из одной социальной группы в другую.

Виды социальной мобильности:

Коллективная — много людей меняют социальную группу из-за внешних обстоятельств. Пример: после изобретения электропоезда все кочегары сменили сферу деятельности.

Индивидуальная — человек переходит из одной группы в другую единолично. Пример: принц Карл вступил в наследство и стал королем.

Внутрипоколенная — изменение социального статуса человека в одном поколении. Пример: юноша был чистильщиком обуви, затем стал менеджером, а после — предпринимателем.

Межпоколенная — изменение социального статуса у разных поколений. Пример: дед был крестьянином, отец рабочим, а сын стал нефтяным магнатом.

Вертикальная — подъем по социальной лестнице. Пример: младший менеджер стал старшим менеджером.

Горизонтальная — перемещение внутри социальной группы. Пример: инженер переехал из России в Америку, но все еще работает инженером.

Рассмотрим в таблице, что значит социальная мобильность для отдельного человека и для общества в целом.

Контрольная работа: Культура с точки зрения социологии. Экономическая стратификация

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Социальная трансляция норм

Изменение социальных норм

Социальные функции идеологии

Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс. 2001. №6.

Задание 1 Общество и культура

Понятие культуры

В XVIII веке смысл слова «культура» расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных значений. Специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. В культуре выделяют два уровня: первичный, или спонтанной, — непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту; вторичный – литература, кинематограф, живопись.

С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучении продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры. Спонтанная культура – это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими – людей из разных обществ и эпох.

В рамках одного и того же общества могут сосуществовать разные культуры. Так, поведение русского дворянина XVIII века разительно отличалось от поведения крепостного крестьянина или купца. Они отличались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором они говорили в своей среде.

Влияние культуры на индивида сильнее, чем может показаться. Вопреки тому, что мы обычно считаем культуру чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и воспитанное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. Например, Р. Мельзак подверг исследованию роль культуры в том, как человек чувствует физическую боль.

Элементы культуры

В культуре выделяют несколько составляющих:

1. Ценность – это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и несемейному воспитанию.

2. Под идеологией понимается система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Она обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.

3. Язык – это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Это важнейший критерий, позволяющий отличать «своих» от «чужих». Более того, язык – это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками.

4. Символы – важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре.

5. Традиции – это совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Это социальное и культурное наследие, которое родитель оставляют своим детям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причастен к каким-то традициям. Традиции регламентируют быт. Конкретным выражением традиции являются обычаи — это более частные, привязанные к определенным ситуациям «фрагменты» традиции.

6. Ритуал – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал строго связан с традицией. Ритуалы очень разнообразны, от примитивных ритуалов первобытных обществ, направленных на обеспечение удачной охоты, до сложных обрядов и таинств мировых религий.

7. Модель поведения – это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные. Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни: для того, чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал, так как они не могут измениться без изменения всей системы ценностей.

Функции культуры

Как комплекс всех рассмотренных элементов выполняет в обществе ряд важных функций. Одна из важнейших функций культуры – коммуникативная. Культура – это универсальная система общения людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений.

Еще одна функция культуры – прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: