Культура во времена правления Ивана Грозного - ABCD42.RU

Культура во времена правления Ивана Грозного

Доклад: Культура во времена правления Ивана Грозного

Культура вовремена правления Ивана Грозного

На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем.

Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единного языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.

Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие «Россия» и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века.

Значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской . В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVI веке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХV века. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.

До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цмтатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного – о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.

Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.

Другим литературным сочинением стала “Книга Степеная царского родословия”, составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по “степеням”. Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти.

В ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпритированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает “Никоновский свод”, вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов хVI века, подчиненный идее возвеличивания власти царя.

В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”.

Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566г), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства.

К литературе бытового жанра относится “Домострой” (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.

Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Осовременнились былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVI века в народе с бытованием жанров прежних эпох( былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий . Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе,завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом. Как умный правитель и полководец изображается в исторической песне о походах на Казань сам Иван грозный. Но и властность и жестокость его народ тоже осудил. В тоже время, возлагая свои надежды на лучшую долю, на справедливость народ связывает их с «“орошим»”царем, а потому славил борьбу Ивана IV с “багатишами-боярами”.

Развитие устного народного творчества и литературы, подъем русской публицистики свидетельствовали о дальнейшем росте просвещения на Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения, что говорит о возрастании грамотности. В связи с развитием государства также выраствла потребность в грамотных людях. Увеличивавшаяся потребность государства нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ ”. Обучение проходило в училищах при моностырях, церквях. Учителями были духовные лица. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали граматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по граматике (“Беседы об учении грамоте”) и арифметике (“Циферная счетная мудрость”). В ХVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.

Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания , что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография . Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра Мстиславеца в 1564 году вышла первая печатная книга “Апостол”, хорошо выполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была так жк выполнена гравюра “Апостол Лука” и т.д. в 1565 году вышли два издания другой книги “Часовник”. Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг “Священного писания”,приближая их язык к языку своего времени. Во Львове, куда переехал Иван Федоров по невыясненным причинам, в 1574 году была напечатана первая книга светского содержания: букварь с граматикой . Но с отъездом Федорова не прекратилось издательское дело и в России: во второй половине ХVI века работали типографии в москве и в Александрийской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до 1000 экземпляров.

Впрочем, печатная кника не вытеснила рукописную, так как издавалась в основном богослужебная литература. Летописи, сказания и Жития святых по-прежнему переписывались от руки.

Укрепление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. В ХVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь, и сельская, и городская остается деревянной. Для формирования общерусского стиля архитектуры большое значение имела перестройка Московского Кремля в конце ХV – начале ХVIвеков. Строительством Успенского собора Московского Кремля, воплотившего в своих торжественно величавых формах мощь молодого Российского государства, руководил итальянский архитектор Аристотель Фиоровати, обогативший русское зодчество элементами строительной техники и архитектуры эпохи Возраждения.

В ХVI веке началось строительство каменных церквей с шатровым завершением. Великолепным образцом шатрвого стиля в архитектуре стала церковь Вознесения в селе Коломенском, Возведенная в 1532 году в ознаменование рождения будущего царя Ивана IV. Жемчужиной русской архитектуры ХVI века стал воздвигнутый в 1560 году в честь взятия Казани Покровский собор – храм Василия Блаженного. Десятиглавый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся своеобразные купола приделов, связанных мужду собой галереей и расположенных на одном помосте.

В течение всего ХVI века ведется строительство каменных городских кремлей . Огромный размах получило крепостное строительство, так как ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками. После свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой орды, Литвой, Польшей, Швецией. По всей Руси возводятся каменные крепости-сторожи, в виде монастырей.

Развивается тиматика живописных произведений , которые становятся иллюстрациями житий святых, притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552г.) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории. В середине ХVI века была написана знаменитая икона “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани и трактующая это событие как победу христианской веры. На иконе изображены Иван Грозный, Александр Невский, Владимир Святославич и Дмитрий Донской.

Продолжается процесс накопления прикладных знаний. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств и пособий по математическому исчислению площадей , определению качества земельных участков. Рост торговли и денежных обращений способствовал развитию арифметических знаний. Математических расчетов требовало и артеллерийское дело. В конце ХVI века уже умели производить все четыре арифметических действия, в том числе и с дробями. Математические знания использовались в расчетах астрономического характера: составлялись таблицы пасхалий, лунных фаз и затмений.

Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель.

Умножались познания в практической медицине. 1543 году появился перевод немецкого справочника “Вертоград”. А в 1582 году в Москве открылась первая аптека , обслуживавшая царскую семью.

В ХVI возросла торговля. Крупнейшими торговыми центрами были Новгород, Холмогоры, Нижний Новгород, Москва. Рос торговый обмен, он был основан прежде всего на естественно-географическом разделении труда. Ведущую роль в торговле играли феодалы и монастыри. Крупным торговцем был князь. Возрастала в торговле роль купечества, которое формировалось из различных слоев населения. Государство наделяло крупных купцов привилегиями, предоставляя им судебные и податные льготы. Купцы часто становились крупнейшими феодальными собственниками.

Большие обороты набирала внешняя торговля . Важнейшим ее направлением после присоединения Казанского и Астраханского ханств стало восточное. Связи с Западом осуществлялись по сухопутным путям через Смоленск и Новгород. В Европу отправлялись из России продукты сельского и промыслового хозяйства, а так же лес. В 1553 году был открыт путь в Англию через Белое море. Внешторговым портом страны стал Архангельск.

Развитие культурных связей с Западной Европой было важным для преодоления экономической и культурной отсталости. Особенно успешно в этот период развивались связи с Италией. Существенно затрудняло их развитие усиление борьбы с “латинством”, развернутая борьба против проникновения светских знаний в Россию.

Две ведущие силы феодального общества – государство и церковь – соперничали друг с другом и в тоже время нуждались друг в друге. В середине ХVI века упрочился компромисс между государством и церковью. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Церкви отводилась огромная роль в укреплении самодержавной власти, а потому ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Во второй половине ХVI века она развернула борьбу с “латинством”, светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни, дабы препятствовать свободному “самомышлению”, что осложнило развитие культуры и способствовало в это время замедлению темпов культурного прогресса. Этому так же способствовали Ливонская война и опричнина.

Книгопечатание, живопись, архитектура были подчинены идее усиления церковно-религиозного влияния. Серьезный урон культуре нанесла строгая регламентация мысли. Общий подъем культуры периода образования единного государства, сменился заметным спадом ее развития. Новый подъем культуры происходит лишь в следующем столетии.

Культура во времена правления Ивана Грозного

Культура во времена правления Ивана Грозного

На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем.

Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единного языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.

Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие «Россия» и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века.

Значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской . В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVI веке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХV века. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.

До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цмтатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного – о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.

Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.

Другим литературным сочинением стала “Книга Степеная царского родословия”, составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по “степеням”. Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти.

В ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпритированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает “Никоновский свод”, вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов хVI века, подчиненный идее возвеличивания власти царя.

Читайте также  БМВ как символ нынешнего века автомобилестроения

В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”.

Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566г), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства.

К литературе бытового жанра относится “Домострой” (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.

Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Осовременнились былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVI века в народе с бытованием жанров прежних эпох( былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий . Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе,завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом. Как умный правитель и полководец изображается в исторической песне о походах на Казань сам Иван грозный. Но и властность и жестокость его народ тоже осудил. В тоже время, возлагая свои надежды на лучшую долю, на справедливость народ связывает их с «“орошим»”царем, а потому славил борьбу Ивана IV с “багатишами-боярами”.

Развитие устного народного творчества и литературы, подъем русской публицистики свидетельствовали о дальнейшем росте просвещения на Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения, что говорит о возрастании грамотности. В связи с развитием государства также выраствла потребность в грамотных людях. Увеличивавшаяся потребность государства нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ ”. Обучение проходило в училищах при моностырях, церквях. Учителями были духовные лица. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали граматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по граматике (“Беседы об учении грамоте”) и арифметике (“Циферная счетная мудрость”). В ХVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.

Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания , что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография . Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра Мстиславеца в 1564 году вышла первая печатная книга “Апостол”, хорошо выполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была так жк выполнена гравюра “Апостол Лука” и т.д. в 1565 году вышли два издания другой книги “Часовник”. Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг “Священного писания”,приближая их язык к языку своего времени. Во Львове, куда переехал Иван Федоров по невыясненным причинам, в 1574 году была напечатана первая книга светского содержания: букварь с граматикой . Но с отъездом Федорова не прекратилось издательское дело и в России: во второй половине ХVI века работали типографии в москве и в Александрийской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до 1000 экземпляров.

Впрочем, печатная кника не вытеснила рукописную, так как издавалась в основном богослужебная литература. Летописи, сказания и Жития святых по-прежнему переписывались от руки.

Укрепление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. В ХVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь, и сельская, и городская остается деревянной. Для формирования общерусского стиля архитектуры большое значение имела перестройка Московского Кремля в конце ХV – начале ХVIвеков. Строительством Успенского собора Московского Кремля, воплотившего в своих торжественно величавых формах мощь молодого Российского государства, руководил итальянский архитектор Аристотель Фиоровати, обогативший русское зодчество элементами строительной техники и архитектуры эпохи Возраждения.

В ХVI веке началось строительство каменных церквей с шатровым завершением. Великолепным образцом шатрвого стиля в архитектуре стала церковь Вознесения в селе Коломенском, Возведенная в 1532 году в ознаменование рождения будущего царя Ивана IV. Жемчужиной русской архитектуры ХVI века стал воздвигнутый в 1560 году в честь взятия Казани Покровский собор – храм Василия Блаженного. Десятиглавый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся своеобразные купола приделов, связанных мужду собой галереей и расположенных на одном помосте.

В течение всего ХVI века ведется строительство каменных городских кремлей . Огромный размах получило крепостное строительство, так как ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками. После свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой орды, Литвой, Польшей, Швецией. По всей Руси возводятся каменные крепости-сторожи, в виде монастырей.

Развивается тиматика живописных произведений , которые становятся иллюстрациями житий святых, притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552г.) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории. В середине ХVI века была написана знаменитая икона “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани и трактующая это событие как победу христианской веры. На иконе изображены Иван Грозный, Александр Невский, Владимир Святославич и Дмитрий Донской.

Продолжается процесс накопления прикладных знаний. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств и пособий по математическому исчислению площадей , определению качества земельных участков. Рост торговли и денежных обращений способствовал развитию арифметических знаний. Математических расчетов требовало и артеллерийское дело. В конце ХVI века уже умели производить все четыре арифметических действия, в том числе и с дробями. Математические знания использовались в расчетах астрономического характера: составлялись таблицы пасхалий, лунных фаз и затмений.

Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель.

Умножались познания в практической медицине. 1543 году появился перевод немецкого справочника “Вертоград”. А в 1582 году в Москве открылась первая аптека , обслуживавшая царскую семью.

В ХVI возросла торговля. Крупнейшими торговыми центрами были Новгород, Холмогоры, Нижний Новгород, Москва. Рос торговый обмен, он был основан прежде всего на естественно-географическом разделении труда. Ведущую роль в торговле играли феодалы и монастыри. Крупным торговцем был князь. Возрастала в торговле роль купечества, которое формировалось из различных слоев населения. Государство наделяло крупных купцов привилегиями, предоставляя им судебные и податные льготы. Купцы часто становились крупнейшими феодальными собственниками.

Большие обороты набирала внешняя торговля . Важнейшим ее направлением после присоединения Казанского и Астраханского ханств стало восточное. Связи с Западом осуществлялись по сухопутным путям через Смоленск и Новгород. В Европу отправлялись из России продукты сельского и промыслового хозяйства, а так же лес. В 1553 году был открыт путь в Англию через Белое море. Внешторговым портом страны стал Архангельск.

Развитие культурных связей с Западной Европой было важным для преодоления экономической и культурной отсталости. Особенно успешно в этот период развивались связи с Италией. Существенно затрудняло их развитие усиление борьбы с “латинством”, развернутая борьба против проникновения светских знаний в Россию.

Две ведущие силы феодального общества – государство и церковь – соперничали друг с другом и в тоже время нуждались друг в друге. В середине ХVI века упрочился компромисс между государством и церковью. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Церкви отводилась огромная роль в укреплении самодержавной власти, а потому ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Во второй половине ХVI века она развернула борьбу с “латинством”, светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни, дабы препятствовать свободному “самомышлению”, что осложнило развитие культуры и способствовало в это время замедлению темпов культурного прогресса. Этому так же способствовали Ливонская война и опричнина.

Книгопечатание, живопись, архитектура были подчинены идее усиления церковно-религиозного влияния. Серьезный урон культуре нанесла строгая регламентация мысли. Общий подъем культуры периода образования единного государства, сменился заметным спадом ее развития. Новый подъем культуры происходит лишь в следующем столетии.

Вклад Ивана Грозного в культуру и жизнь Московского государства

Складывание государства с центром в Москве, преобразования в сфере общества и политики стали предпосылками к конкуренции разнообразных идей и теорий, направленных на удовлетворение потребностей различных слоев русского государства. Интересно то, что, пытаясь найти решение определенной проблемы, авторы различных теорий обращались не к религии, а разуму. Но несмотря на это религиозное мировоззрение оставалось превалирующим и им приходилось искать пути решения оставаясь в жестких рамках.

Публицистика

Шестнадцатый век часто именуют временем расцвета публицистики, но это скорее преувеличение, чем правда. Самые ожесточенные распри охватили только начало шестнадцатого века и угасли под конец правления Ивана 4. Ведь довольно проблематично высказать свое мнение, учитывая тот факт, что тебя могут легко казнить. Более того, начало проведения политики опричнины означало конец плюрализма мнений и отсутствие возможности находить недостатки и преимущества в различных путях развития государства.

Так или иначе споры публицистов стали почвой для реформ, которые в последствии проведут члены Избранной рады. Но, к сожалению, Избранная рада не мыслила так широко, поэтому факт того, что затрагиваемые публицистами темы, были намного шире, чем реформы 1550-15560 годов остается фактом.

Отрицание церковных обрядов, тайной исповеди, поклонения иконам; осуждение холопства (считал, что это противоречит идеям христианства и отпустил на волю всех подчиненных холопов).

Отрицание официально принятой церкви; все люди равны.

Государство и общество стоит основывать опираясь на соблюдении законодательства.

Образование государства дворян во главе которого будет стоять монарх с абсолютной властью; в ведении царя находятся жизнь и имущество всех подчиненных, но править он должен, по правде.

Сословно-представительская монархия, присутствие выборных из разных слоев общества на Земском соборе. Осуждение репрессий без суда и массовым казням Ивана Грозного.

Просвещение и книгопечатание

Теория и её освоение были однотипными для каждого, кто решился взяться за учебу. Обучение начиналось с юных лет, поначалу материал просто заучивался и воспроизводился много раз. Научившись читать азбуку, люди брались за Часослов, в котором находился свод молитв и ряд церковных текстов; далее изучали Псалтирь, письмо, и в заключение нотную грамоту. Математика заканчивалась простыми арифметическими операциями по типу сложения и вычитания, иногда – умножения и деления. Полноценных учебников тогда не было, тем не менее имелись краткие справочники по грамоте и математике.

Большой вклад в развитие культуры внесло распространение книгопечатания. Напечатанные на первых станках книги стоили дорого. Возникновение таких книг было приурочено прежде всего к нуждам церковным. Печать церковной литературы позволяла предотвратить многочисленные ошибки, возникавших при переписи рукописных изданий. С ходом времени книгопечатание станет корнем просветительской деятельности.

Зодчество

Благодаря поиску новых решений в архитектурном искусстве, возник новый для России шатровый стиль. Новый стиль предполагал венчание храмов шатром, определяющий во многих аспектах композиционное решение всей постройки. Нет одного конкретного мнения, из какой страны в русскую архитектуру пришел шатер. Многие культурологи предполагают, что это вероятнее всего Италия, но существует также мнение, что этот стиль мог быть перенят с деревянной архитектуры северной Руси. Самым известным храмом этого стиля является храм Вознесения в Коломенском, построенный по случаю рождения Ивана Грозного.

Церковь Вознесения в селе Коломенском

Следующий шедевр зодчества, безоговорочно можно венчать памятником и символом целой эпохи правления Ивана Грозного – популярный не только в России, но и за её пределами, Покровский собор на Рву, более известный как собор Василия Блаженного, построенный в честь взятия Казанского княжества. (см. раздел «Осада и штурм Казани в 1552 г.»)

Покровский собор на Рву

Характерные особенности культуры при Иване Грозном

В шестнадцатом веке продолжалось формирование великорусской народности, что во многом предопределило дальнейший характер развития историко-культурного процесса. Создается духовная и культурная среда для появления памятников общенационального значения, целью которых было увековечить могущество самодержавной власти и торжество православия.

Видео для лучшего усвоения материала:

История России: учебник/ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 528 с.

Правление Ивана IV Васильевича (1547 — 1584). Развитие культуры. Литература.

Особенности литературы и просвещения периода правления Ивана Грозного.

Постепенно начал меняться характер культуры – она становилась более светской.

Господствующим литературным направлением была публицистика, в которой церковные и светские авторы затрагивали важнейшие проблемы жизни государства и общества.

Основная идея произведений – возвеличивание власти царя.

Дальнейшее развитие просвещения, произведения русской письменности собирались в монастырских библиотеках, распространялись среди читающего населения.

Увеличилась потребность государства в грамотных людях, что нашло отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ”.

Изменение содержания произведений устного народного творчества, отражение в них событий современности, появление новых жанров.

Литература.

Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.

Иван Грозный. Картина художника Игоря Панова.

Публицистика Ивана Грозного.

До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания.

О чём писал царь?

  • О взглядах на власть, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.
  • выступал против боярства и его притязаний.

Царь использовал цитаты из религиозной литературы, материал из греческой, римской, византийской истории и литературе – всё это свидетельствует о всесторонней развитости Ивана Грозного, о его начитанности.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (1564-1579).

Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития государства. Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченной монархии.

Читайте также  История коррупции в России

Андрей Курбский обвинял Ивана Грозного в уничтожении многих без вины государственных деятелей и профессиональных воевод.

Иван Грозный утверждал, что «самодержавство» имеет божественное происхождение. Иван Грозный, ссылаясь на Послание апостола Иуды, обосновывает право царя жёстко наказывать («страхом спасать») изменников и преступников, поскольку от их «лукавая умышления» страна может ввергнуться в «междоусобицы». Говоря о царской власти, он писал, что её задача «действовать страхом, запрещением и обузданием».

Произведения периода правления Ивана Грозного.

Митрополитом Макарием и его сотрудниками к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.

“Книга Степенная царского родословия.”

1561-1563«Книга Степенная царского родословия» (Степенная книга»), составлена протопопом Благовещенского обора Московского Кремля Андреем ( впоследствии -митрополит Афанасий). В книге повествование располагается по “степеням”. Каждой степени (а их всего 17) соответствует правление князя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Подчеркивалась идея единства царской и церковной власти.

Составление новых летописей.

Работа по составлению летописей в ХVI веке была продолжена.

Были созданы Воскресенская и Никоновская летописи (под руководством А.Ф. Адашева).

“Никоновский свод” вобрал в себя огромный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI века. Основная идея – возвеличивание власти царя.

В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами томов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”.

Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566 г.), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства.

“Домострой” (домоводство).

Это сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.

Устное народное творчество.

Ведущей темой была борьба народа с иноземными захватчиками.

На более современный лад переделывались былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар.

Наряду с жанрами прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий, которые посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе, завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

Дальнейшее развитие грамотности.

Потребность государства в грамотных людях, нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ”. Обучение проходило в училищах при монастырях, церквях. Учителями были духовные лица.

Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы.

В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали грамматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по грамматике (“Беседы об учении грамоте”) и арифметике (“Циферная счетная мудрость”).

В ХVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.

Начало книгопечатания.

1553- начало книгопечатания в России. Иван Фёдоров печатает в Москве первые книги – «Евангелие» и «Триодь постную».

1564— выход в свет первой русской датированной печатной книги «Апостол» из типографии И. Фёдорова в Москве.

1565 – выход в свет новой печатной книги И. Фёдорова – «Часовник».

1569- издание Фёдоровым Евангелия в г. Заблудове.

1570- издание Фёдоровым в г. Заблудове Псалтыри с Часословцем.

1574- — издание Фёдоровым первой русской азбуки.

1580-1481 — издание Фёдоровым Библии в Остроге

Памятник Ивану Фёдорову в Москве. Скульптор – Сергей Волнухин. 1909 г.

Исторические личности.

Иван Фёдоров (ок. 1520-1583) – русский первопечатник, основатель книгопечатания в России и на Украине. С 1563 г.- руководитель первой московской государственной типографии. Издатель первой точно датированной книги «Апостол».

Филофей ( ок. 1465 -1524 г.)– русский писатель и публицист первой половины 16 в. , автор идеи «Москва- Третий Рим». Монах псковского Елизарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию III и царю Ивану IV.

Иван Семёнович Пересветов (сер.-втор. пол. XVI века; годы жизни неизвестны).

Русский светский писатель, политик, публицист, один из самых ярких представителей русской общественно-политической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства; известен сочинениями против старой наследственной аристократии, то есть бояр. Он в своих сочинениях выступал обличителем боярства, за удовлетворение основных требований «воиников», то есть дворян. Призывал к усилению царской власти — к царской «грозе». Утверждал, что «правда» выше «веры». Высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. Придавал огромное значение книгам и философской «мудрости», которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований.

Произведения: «Сказание о Магмет-салтане», в котором автор рисует образ идеального, мудрого правителя, Челобитные царю, «Сказание о царе Константине» и др.

Цитаты И.С. Пересветова:

  • «Государство без грозы, что конь без узды».
  • «Коли правды нет, тогда и всего нет».
  • «В каком царстве люди порабощены, в том царстве люди не храбры и к бою несмелы против недруга».

Курбский Андрей Михайлович (1528-1583).

Член Избранной рады. Однако впал в немилость, как и почти все члены Избранной рады, в 1564 году покинул страну и уехал в Литву.

В течение 1564-1579 гг. вёл переписку с Иваном Грозным.

Названия произведений.

«Апостол»- богослужебная книга греко-российской церкви, содержит «Деяния» и «Послания» апостолов и предназначена для чтения во время богослужения.

«Великие Четьи Минеи» — 12 томов (более 27 тысяч страниц). От старославянских слов- «читать ежемесячно». Содержит сочинения, предназначенные для «душеполезного» чтения, их состав был подобран и утверждён церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день. Составлен под руководством митрополита Макария.

«Домострой» («домоводство») — книга, созданная в 16 веке. Содержит руководство по самому широкому кругу вопросов, которые возникают перед каждым, кто намерен «дом и себя устраивать во всём». Состоит их трёх частей, или «строений».

Первая часть посвящена нравственным основам семейной жизни, остальные – разнообразным хозяйственным и житейским вопросам.

Главная мысль книги – ничто не даётся человеку даром, а только в результате тяжёлого труда. Автором считают Сильвестра – духовника Ивана IV.

«Книга степенная царского родословия» (или «Степенная книга»).

Содержит систематическое изложение русской истории в виде жизнеописания великих князей и митрополитов- от Владимира I до Ивана Грозного. В книге прославляются представители правящей династии, обосновывается божественное происхождение самодержавной власти, преемственность и непрерывность власти киевских и московских князей, деяния митрополитов.

Часослов – православная богослужебная книга, предназначенная для чтецов и певцов. Включает в себя молитвы ежедневных служб: заутрени, полунощницы, вечерни и др., а также «молитвы к службам круга дневного».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Культура во времена правления Ивана Грозного

На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единного государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем.

Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единного языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.

Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие «Россия» и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века.

Значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской. В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVI веке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХV века. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.

До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цмтатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного – о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.

Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.

Другим литературным сочинением стала “Книга Степеная царского родословия”, составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по “степеням”. Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти.

В ХVI веке была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпритированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает “Никоновский свод”, вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов хVI века, подчиненный идее возвеличивания власти царя.

В середине ХVI века на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название “Царственной книги”.

Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566г), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства.

К литературе бытового жанра относится “Домострой” (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.

Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Осовременнились былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVI века в народе с бытованием жанров прежних эпох( былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр исторических песен и преданий. Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе,завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом. Как умный правитель и полководец изображается в исторической песне о походах на Казань сам Иван грозный. Но и властность и жестокость его народ тоже осудил. В тоже время, возлагая свои надежды на лучшую долю, на справедливость народ связывает их с «“орошим»”царем, а потому славил борьбу Ивана IV с “багатишами-боярами”.

Развитие устного народного творчества и литературы, подъем русской публицистики свидетельствовали о дальнейшем росте просвещения на Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения, что говорит о возрастании грамотности. В связи с развитием государства также выраствла потребность в грамотных людях. Увеличивавшаяся потребность государства нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ”. Обучение проходило в училищах при моностырях, церквях. Учителями были духовные лица. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали граматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по граматике (“Беседы об учении грамоте”) и арифметике (“Циферная счетная мудрость”). В ХVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.

Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания, что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография. Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра Мстиславеца в 1564 году вышла первая печатная книга “Апостол”, хорошо выполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была так жк выполнена гравюра “Апостол Лука” и т.д. в 1565 году вышли два издания другой книги “Часовник”. Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг “Священного писания”,приближая их язык к языку своего времени. Во Львове, куда переехал Иван Федоров по невыясненным причинам, в 1574 году была напечатана первая книга светского содержания: букварь с граматикой. Но с отъездом Федорова не прекратилось издательское дело и в России: во второй половине ХVI века работали типографии в москве и в Александрийской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до 1000 экземпляров.

Впрочем, печатная кника не вытеснила рукописную, так как издавалась в основном богослужебная литература. Летописи, сказания и Жития святых по-прежнему переписывались от руки.

Укрепление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. В ХVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь, и сельская, и городская остается деревянной. Для формирования общерусского стиля архитектуры большое значение имела перестройка Московского Кремля в конце ХV – начале ХVIвеков. Строительством Успенского собора Московского Кремля, воплотившего в своих торжественно величавых формах мощь молодого Российского государства, руководил итальянский архитектор Аристотель Фиоровати, обогативший русское зодчество элементами строительной техники и архитектуры эпохи Возраждения.

В ХVI веке началось строительство каменных церквей с шатровым завершением. Великолепным образцом шатрвого стиля в архитектуре стала церковь Вознесения в селе Коломенском, Возведенная в 1532 году в ознаменование рождения будущего царя Ивана IV. Жемчужиной русской архитектуры ХVI века стал воздвигнутый в 1560 году в честь взятия Казани Покровский собор – храм Василия Блаженного. Десятиглавый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся своеобразные купола приделов, связанных мужду собой галереей и расположенных на одном помосте.

Читайте также  История развития делового этикета

В течение всего ХVI века ведется строительство каменных городских кремлей. Огромный размах получило крепостное строительство, так как ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками. После свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой орды, Литвой, Польшей, Швецией. По всей Руси возводятся каменные крепости-сторожи, в виде монастырей.

Развивается тиматика живописных произведений, которые становятся иллюстрациями житий святых, притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552г.) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории. В середине ХVI века была написана знаменитая икона “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани и трактующая это событие как победу христианской веры. На иконе изображены Иван Грозный, Александр Невский, Владимир Святославич и Дмитрий Донской.

Продолжается процесс накопления прикладных знаний. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств и пособий по математическому исчислению площадей, определению качества земельных участков. Рост торговли и денежных обращений способствовал развитию арифметических знаний. Математических расчетов требовало и артеллерийское дело. В конце ХVI века уже умели производить все четыре арифметических действия, в том числе и с дробями. Математические знания использовались в расчетах астрономического характера: составлялись таблицы пасхалий, лунных фаз и затмений.

Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель.

Умножались познания в практической медицине. 1543 году появился перевод немецкого справочника “Вертоград”. А в 1582 году в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью.

В ХVI возросла торговля. Крупнейшими торговыми центрами были Новгород, Холмогоры, Нижний Новгород, Москва. Рос торговый обмен, он был основан прежде всего на естественно-географическом разделении труда. Ведущую роль в торговле играли феодалы и монастыри. Крупным торговцем был князь. Возрастала в торговле роль купечества, которое формировалось из различных слоев населения. Государство наделяло крупных купцов привилегиями, предоставляя им судебные и податные льготы. Купцы часто становились крупнейшими феодальными собственниками.

Большие обороты набирала внешняя торговля. Важнейшим ее направлением после присоединения Казанского и Астраханского ханств стало восточное. Связи с Западом осуществлялись по сухопутным путям через Смоленск и Новгород. В Европу отправлялись из России продукты сельского и промыслового хозяйства, а так же лес. В 1553 году был открыт путь в Англию через Белое море. Внешторговым портом страны стал Архангельск.

Развитие культурных связей с Западной Европой было важным для преодоления экономической и культурной отсталости. Особенно успешно в этот период развивались связи с Италией. Существенно затрудняло их развитие усиление борьбы с “латинством”, развернутая борьба против проникновения светских знаний в Россию.

Две ведущие силы феодального общества – государство и церковь – соперничали друг с другом и в тоже время нуждались друг в друге. В середине ХVI века упрочился компромисс между государством и церковью. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Церкви отводилась огромная роль в укреплении самодержавной власти, а потому ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Во второй половине ХVI века она развернула борьбу с “латинством”, светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни, дабы препятствовать свободному “самомышлению”, что осложнило развитие культуры и способствовало в это время замедлению темпов культурного прогресса. Этому так же способствовали Ливонская война и опричнина.

Книгопечатание, живопись, архитектура были подчинены идее усиления церковно-религиозного влияния. Серьезный урон культуре нанесла строгая регламентация мысли. Общий подъем культуры периода образования единного государства, сменился заметным спадом ее развития. Новый подъем культуры происходит лишь в следующем столетии.

Культура во времена правления Ивана Грозного.

На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единого государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVI века переживала подъем.

Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единого языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.

Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единство русской народности. В государстве все больше утверждалось понятие «Россия» и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVII века.

До нашего времени дошли письменные труды Ивана IV богословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цитатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного – о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.

Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания, что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография.

Укрепление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. В ХVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь, и сельская, и городская остается деревянной. Для формирования общерусского стиля архитектуры большое значение имела перестройка Московского Кремля в конце ХV – начале ХVIвеков. Строительством Успенского собора Московского Кремля, воплотившего в своих торжественно величавых формах мощь молодого Российского государства, руководил итальянский архитектор Аристотель Фиоровати, обогативший русское зодчество элементами строительной техники и архитектуры эпохи Возраждения.

В течение всего ХVI века ведется строительство каменных городских кремлей. Огромный размах получило крепостное строительство, так как ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками. После свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой орды, Литвой, Польшей, Швецией. По всей Руси возводятся каменные крепости-сторожи, в виде монастырей.

В ХVI возросла торговля. Крупнейшими торговыми центрами были Новгород, Холмогоры, Нижний Новгород, Москва. Рос торговый обмен, он был основан прежде всего на естественно-географическом разделении труда. Ведущую роль в торговле играли феодалы и монастыри. Крупным торговцем был князь. Возрастала в торговле роль купечества, которое формировалось из различных слоев населения. Государство наделяло крупных купцов привилегиями, предоставляя им судебные и податные льготы. Купцы часто становились крупнейшими феодальными собственниками.

Большие обороты набирала внешняя торговля. Важнейшим ее направлением после присоединения Казанского и Астраханского ханств стало восточное. Связи с Западом осуществлялись по сухопутным путям через Смоленск и Новгород. В Европу отправлялись из России продукты сельского и промыслового хозяйства, а так же лес. В 1553 году был открыт путь в Англию через Белое море. Внешторговым портом страны стал Архангельск.

Развитие культурных связей с Западной Европой было важным для преодоления экономической и культурной отсталости. Особенно успешно в этот период развивались связи с Италией. Существенно затрудняло их развитие усиление борьбы с «латинством», развернутая борьба против проникновения светских знаний в Россию.

Две ведущие силы феодального общества – государство и церковь – соперничали друг с другом и в тоже время нуждались друг в друге. В середине ХVI века упрочился компромисс между государством и церковью. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Церкви отводилась огромная роль в укреплении самодержавной власти, а потому ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Во второй половине ХVI века она развернула борьбу с «латинством», светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни, дабы препятствовать свободному «самомышлению», что осложнило развитие культуры и способствовало в это время замедлению темпов культурного прогресса. Этому так же способствовали Ливонская война и опричнина.

Общий подъем культуры периода образования единого государства, сменился заметным спадом ее развития. Новый подъем культуры происходит лишь в следующем столетии.

III. Оценка личности Ивана Грозного и итоги его правления.

В начале 1584 года Иван Грозный заболел. Астрологи указали время смерти, но царю об этом доложено не было. Однако Богдан Бельский (любимец Ивана в то время) предупредил астрологов, что если их предсказание не сбудется, их сожгут живьем. Это было равносильно назначению премии за убийство царя. Поэтому после его смерти многими высказывались подозрения, что он был отравлен Борисом Годуновым с сообщниками. 18/3 1584 года Иван Грозный пригласил Б.Годунова для игры в шахматы и сам уже начал расставлять фигуры на доске, как вдруг почувствовал себя дурно. Спустя несколько минут он уже хрипел в агонии. Он оставил своему сыну Федору царский венец, а Б.Годунову – государственную власть.

Шведский король отмечал, что со смертью Ивана Грозного в Москве не стало умного и сильного государя.

Личность Ивана IV, оказавшая значительное влияние на ход событий российской истории в ХVI веке, до настоящего времени не нашла однозначной оценки в исторической литературе.

Иван IV, несомненно, обладал достоинствами выдающегося государственного деятеля. Он был хорошо образован для своего времени, имел от природы острый ум и одарен талантом публициста, умело руководил военными действиями, был выдающимся стратегом и проницательным политиком, обладал способностью четко ставить цели во внутренней и внешней политике и неуклонно стремился к их осуществлению, не останавливаясь в выборе средств.

Неожиданные переплетения весьма противоречивых черт в характере царя отмечали уже его современники: крайняя мнительность и рассудительность, изощренная жестокость и забота о воинстве, невероятная гордыня и смирение и так далее.

В памяти современников кровавое правление первого московского царя оставило глубокий след. Народ наградил Ивана Васильевича прозвищем Грозный. Но жестокость царя Ивана IV нельзя объяснять только патологическими причинами. Духом насилия, суеверий и пренебрежения к жизни человеческой проникнута вся атмосфера средневековья.

Личность самого Ивана IV, необузданного средневекового тирана, вызывает до сегодняшних дней в российской истории самые противоречивые отношения, но, видимо явление царя-тирана на российском престоле в эпоху становления в Европе единых национальных государств можно считать закономерным.

Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей истории и литературе был поднят Р.Ю. Виппером еще в 1922 году. Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р.Ю.Виппер, показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий. Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV в окружении государственных деятелей Западной Европы, его современников: Англия – Генрих VII, Франция – Людовик ХI, Испания – Филипп II; и на международном фоне московский самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру.

38 лет Иван Грозный обладал всей полнотой царской власти в Московском государстве. Он ставил перед собой весьма масштабные задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне и нередко добивался успеха.

В царствование Ивана IV свершилось немало великого. В Московское государство вошли 2 ханства: Казанское и Астраханское, был совершен поход Ермака в Сибирь, в результате которого в дальнейшем стало возможным освоение Сибири. Первопечатник Иван Федоров положил начало книгопечатному издательству. Митрополит Макарий составил «Жития святых». В памяти народа остались и Судебник и первый Земский собор и многое другое.

И положительные реформы продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину, в результате которой была уничтожена самая активная часть населения страны, истощены и людские и материальные ресурсы и т.д.

Итоги правления Ивана Васильевича Грозного (Рюрика) были для страны крайне противоречивыми, как и характер Грозного. Главным результатом его почти 40-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства – царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в ХVI веке широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавил «всея Руси самодержец».

Однако именно в этот период Россия вела изнурительную и бесплодную Ливонскую войну, которая сопровождалась во внутренней политике страшным опричным террором. Опричнина явилась форсированной централизацией без необходимых социально-экономических предпосылок, когда власть маскирует свою слабость «подсистемой» тотального страха.

Но, тем не менее «…добрая слава Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!» /Н.М.Карамзин/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть 2.- М.: Мысль.1988.- 440 с.

2) Павленко Н.И. Кобрин В.Б. Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года.- М.:Просвещение.1989.-559 с.

3) Платонов С.Ф. Иван Грозный(1530-1584) Виппер Р.Ю. Иван Грозный.- М.: УРАО.1998.-222 с.

4) Скрынников Р.Г. Иван Грозный.- М.: Наука. 1983.-248 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: