Культура восточных славян в древности - ABCD42.RU

Культура восточных славян в древности

Восточные славяне в древности

В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры, обособившись от более крупной индоевропейской общности (историческая общность «полей погребений»). Первые письменные упоминания о них можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I—II вв. — Плиния Старшего, Тацита, географа Птолемея Клавдия. Древним авторам они были известны как венеды (венеты).

Происхождение славян

В современной исторической науке продолжаются дискуссии вокруг проблемы происхождения славян. Наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III—II в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (II—IV вв.) археологических культур.

С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III—II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов — непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II—IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура Черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пёстрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже I—II вв. н. э. под давлением воинственных германских племён они пересекли Вислу, а уже к IV—V вв. достигли Днепра.

Другим путём проникновения славян в восточноевропейский регион был путь от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

Расселение славян

В период Великого переселения народов (IV—VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Основным ареалом их обитания стали лесная и лесостепная зоны. На то время железные орудия труда получили уже достаточное распространение, что позволяло славянам вести оседлый способ жизни и заниматься земледелием. Проникновение славян на Балканы сыграло существенную роль в ослаблении византийских границ в районе Дуная.

Несколько позднее произошёл раздел славян на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:

  • западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южные (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточные (русские, украинцы, белорусы).

Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Следствием разделения венедов готским «клином» на восточную и западную группы стало возникновение антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).

Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более агрессивным и склонным к вторжению в соседские земли. Ввиду этого именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заменили в Юго-Восточной Европе готское объединение.

Эти события, имевшие место в конце IV—V в., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на стыке лесостепной и полесской зон Восточной Европы, говорят о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур, и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось продвижение славянских племён на северо-восток, юг и юго-запад.

Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.

Восточных славян также упоминали византийские историки Прокопий Кесарийский и Иордан. К примеру, Прокопий Кесарийский так писал о них: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому у них успехи и неудачи воспринимаются как общее дело. . У тех и других схожий язык. . А ранее даже имя у славян и антов было единым. Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны. . Все они и высокие, и очень сильные. . Образ жизни (их) грубый и неприхотливый. ».

После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.

Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI-IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.

14 разных племенных групп восточных славян, имевших общие этнические черты

Названия

Территория, на которой жили

Культура восточных славян (+таблицы и схемы)

Удобная навигация по статье:

Древняя культура восточных славян

Современным историкам и исследователям-славянофилам известно крайне мало о культуре восточных славян. Изменяясь и теряясь в веках, народные песни, загадки и сказания донесли до нас лишь малую часть верований и быта этих племён. Устное народное творчество, археологические раскопки и несколько десятков летописей более поздних времён – вот основные источники далее изложенной информации.

К примеру, в бассейне речки Рось учёные смогли найти уникальный клад, включающий в себя вещи шестого-восьмого веков, среди которых особо выделялись серебряные изваяния славянских мужчин в традиционной одежде, а также фигурки коней с золотыми копытами и гривами. Таким образом, можно сделать вывод о развитом ювелирном деле и верованиями, которые нашли место в изобразительном творчестве (вышивка, изделия и пр.).

Формирование культуры у восточных славян

Историки считают, что огромное значение в формировании культуры данных племён, как впрочем и иных народов, оказали природно-географические условия их жизни. В данном случае, в качестве места проживания восточных славян считается богатая реками и лесами Восточно-Европейская равнина. Как известно, для многих племён проживание около водоёма в то время являлось основополагающим фактором выживания, ведь вода и лес могли прокормить немало народу. Таким образом, мы подошли к тому, что историки называют материальной культурой восточных славян, в которую входит:

Земледелие у восточных славян

  • Земледелие, являющееся в тот период одним из основных занятий данной этнической группы. Со временем, для более продуктивной работы умельцы научились обрабатывать почву не только деревянными, но и железным орудием труда. При этом, большинство важных процессов, связанных с земледелием было тесно связано с мировоззрением и религией славян, которые верили в потустороннюю помощь многочисленных богов.

Таблица: особенности земледельческой культуры восточных славян

Вывод: особенностью земледельческой культуры восточных славян была ее трудоемкость, которая требовала коллективных усилий значительного количества людей. Данный факт способствовал историческому становлению общины и общинной культуры.

Чем торговали восточнославянские племена?

Промыслы восточных славян

  • Следующим занятием, причисляемым к категории материальной культуры, считаются промыслы (бортничество, рыболовство, а также охота и скотоводство), которые также позволяли обеспечить большое количество людей необходимым пропитанием и были подкреплены разнообразными обрядами, связанными с местом осуществления промысла. К примеру, славянский народ верил, что в некоторые дни не стоит ходить за мёдом или за зверем, ведь в этот период человека могут сгубить потусторонние силы.

Промыслы восточных славян

Жилища восточных славян

  • Ещё одним важным элементом славянской культуры является жилище. До того как эти народы начали жить в знаменитых избах, восточные славяне проживали в землянках и полуземлянках с печками, которые занимали до четверти площади самого помещения и выступающими в качестве семейного оберега на котором часто размещались небольшие фигурки идолов и духов-охранников. При этом, каждый угол жилья имел своё сакральное назначение. Имели славяне и надомные постройки для хранения зерна и другого провианта.

Материальная культура восточных славян

  • Обувь и одежда восточных славян не обтягивала и не сковывала наших предков, а наоборот, отличалась свободным типом покроя. Мужчинам шили штаны, крепящиеся на верёвку, а после на рубаху и ремень (при этом, штаны носили только мужчины) и рубахи, которые после украшались вышивкой, представляющей собой оберег против злых сил, которые, как и добрые боги, присутствовали в язычестве. Женщины восточных славян носили сорочку (длинную рубаху) и фартук, закрывающий нижнюю часть тела. Кроме того, были у женщин того времени платья и юбки, накидки и шубы. Обувь славяне плели из лыка или шили из меха и кожи.

Рассказывая о материальной культуре славянских народов, нельзя не упомянуть о ремёслах, самым из почётных среди которых являлось кузнечное дело и обработка металлов. Женщины, как правило, занимались прядением и ткачеством, производя нити из льна, конопли и шерсти животных.

Мировоззрение славян

Богатое мировоззрение этой этнической группы отражала и их посуда, представленная в форме горшков разного размера. Такая утварь использовалась как для приготовления пищи, так и для проведения разного рода обрядов. В последнем случае, посуда особо тщательно украшалась различными элементами декора.

Как мы уже упоминали, благодаря развитой системе верований, восточные славяне обладали богатой литературной базой (народными песнями, сказаниями и легендами), которые передавались из поколения в поколение на протяжении сотен лет.

Стоит упомянуть и о пище древних славян. Даже эта простая человеческая необходимость была наделена «потусторонним». Особенно это касалось еды и напитков, которые готовились на различные языческие праздники, свадьбы, дни рождения и похороны. Чего стоит одно только Масленица, обычай которой смог дойти к нам практически без изменений!

Историки утверждают, что искусство восточных славян достигло пика развития лишь с приходом христианства. Яркое тому подтверждение различные памятники, храмы, летописи и каменные сооружения, украшенные фресками, которые и сегодня вдохновляют мастеров и художников.

Читайте также  Информатика, как наука и история ее развития

Восточные славяне

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Южнее Западной Двины

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Южнее реки Припять

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Территории вдоль реки Десны

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Культура восточных славян в древности

Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры. Первые письменные упоминания можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I—II вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея.

Расселение славян

Многие современные учёные считают, что первые славянские племена занимали территорию между Вислой и Днепром. В период Великого переселения народов (II—VI вв.) они заселили значительную территорию Европы, разделившись на три ветви:

  • западную (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южную (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточную (русские, украинцы, белорусы).

Великое переселение народов — термин, обозначающий совокупность передвижений европейских народов в IV—VII вв., большая часть которых была обусловлена давлением гуннов, пришедших на территорию Европы из азиатских степей в середине IV в.

Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, поло-чане). Все они имели общие этнические черты.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. Этнические контакты восточных славян в VI—VIII вв. составляли: в Северной Европе — финно-угры (чудь, весь, мурома и др.); в Восточной Европе — балты (предки латышей, литовцев); в Азии — иранские племена (скифы, сарматы). Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Расселение восточных славян

Вятичи бассейн Оки
Кривичи вдоль верховий Днепра и Западной Двины
Ильменские словене на берегах Ильменского озера
Радимичи река Сож
Древляне между Днепром и Припятью
Дреговичи между Припятью и Березиной
Поляне вдоль западного берега Днепра
Северяне бассейн Десны и Днепра
Уличи и тиверцы на юго-западе Восточно-Европейской равнины

Поляне и ильменские словене — крупнейшие восточнославянские племена раннего средневековья. Киевская (II—V вв.) и Пеньковская (VI — нач. VIII в.) археологические культуры — первые археологические культуры восточных славян.

Занятия славян

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Двухпольные и трехпольные севообороты в земледелии стали распространенным явлением в славянских землях VII—VIII вв., заменяя собой подсечно-огневое, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась. Также есть сведения о занятии славян рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное), интенсивно развивалась торговля.

Читайте также  История развития кормопроизводства

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина. На смену родовым связям приходят территориальные. Кровнородственную связь сменила соседская община — вервь (мир). Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. Период VIII — начало IX вв. в исторической науке называется военная демократия — это переходный период от первобытности к государственности. Ее признаки: участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач; народное собрание (вече) как высший орган власти; наличие народного ополчения. Правящий слой: старая родоплеменная аристократия (вожди, жрецы, старейшины) и разбогатевшие на эксплуатации рабов и соседей члены общины. Имело место патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи).

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы. К главным богами славян следует отнести:

  • Перун — бог грома, молнии, войны;
  • Сварог — бог огня;
  • Велес — покровитель скотоводства;
  • Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;
  • Даждьбог (Ярило) — бог солнца.

Язычество — политеизм, вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Волхвы — служители языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Анимизм — вера в существование души и духов, одушевлённость всей природы.

Конспект урока по Истории России в 6 классе «Восточные славяне».

История. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. КОНСПЕКТЫ. Восточные славяне в древности.

ПЛАН.

Источники по истории древних славян.

Прародина восточных славян.

Роль Великого переселения народов в истории праславян

Племена, их названия.

Соседи восточных славян

Торговля. Торговые пути.

Быт восточных славян.

Источники по истории древних славян.

  • Хроники византийских авторов VI- VII вв. – Прокопия Кессарийского (анты), Менандра Протиктора, Феофилакта Симокатты. В них встречаются названия племенных групп антов, венедов, склавинов.
  • Геродот, древнегреческий историк (V в. до н.э.) – называл славян борисфенитами (т.к. Днепр называли Борисфеном).
  • Римский писатель Тацит (I в.) – называл славянвенедами.
  • «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

Происхождение славян.

Славяне относятся к индоевропейской семье народов, которая примерно с серtдины II тысячелетия до н.э. стала делиться на отавные части.

Праславяне обособились в самостоятельную общность в конце I тысячелетия до н.э.

Прародина восточных славян и их расселение.

О прародине три версии:

  • Центральная Европа, бассейны рек Вислы, Одера и Эльбы.
  • Северное Причерноморье, а предки славян – скифы-пахари, о которых упоминал историк Геродот ещё в 5 веке до н.э. (так считаем меньшинство учёных).
  • Славяне – коренное (автохтонное) население Восточной Европы (зарубинецкая и черняховская археологические культуры, т.е. совокупность археологических памятников, обладающих общими признаками, соединённых в течение одной эпохи и обнаруженных сравнительно недалеко друг от друга)

Роль Великого переселения народов в истории праславян.

Великое переселение народов – это процесс переселения огромных масс населения в Центральной Азии и особенно в Европе в IV — V веках, начало которому положило нашествие гуннов.

Под давлением других народов (особенно германских племён готов, вандалов и др.) одна часть славян мигрировала на юг, на Балканский полуостров (южные славяне), другая – на восток, через Карпаты, в долины Днестра, Днепра а затем и Волги (восточные славяне), где смешались с местными угро-финскими племенами.

ДАТЫ.

IV VII вв.-Великое переселение народов.

6-7 вв. – разделение славян на три ветви: западную, южную, восточную; появление славян на Днепре.

С 8 в- появление протогородов – центров союзов племён + торговля, ремёсла.

В 10 в- превращение их в города.

Славяне – автохтоны (т.е. аборигены)– коренные жители территории от Эльбы до Днепра.

Расселение восточных славян.

Территория: сначала- центральные и восточноевропейские земли, естественные границы- река Одер на западе, Днепр на востоке, побережье Балтики- на севере, Карпаты- на юге.

Расселение:

СЕВЕР: ильменские племена (Новгород, на берегах Ильменского озера), кривичи (главным городом которых был Смоленск, вдоль верховий Днепра и Западной Двины.

ЗАПАД: волыняне, бужане (р.Буг), хорваты (в верховьях Днестра), дулебы (Прикарпатье), полочане (в долине Западной Двины).

ЦЕНТР: поляне (Киев, среднее Поднепровье), древляне (южнее Припяти), дряговичи (селившихся между Припятью и Двиной, «дрягва» — болото), северяне (северные соседи полян, бассейн Десны и Днепра).

ВОСТОК: радимичи (жившие в бассейне р. Сож), вятичи (бассейн Оки), мурома.

ЮГ: тиверцы (ниже по Днестру), уличи (жили в южном Поднепровье).

Названия племён.

Названия племён либо по территории, либо по имени старейшины племени.

Тиверцы – жили на б. Днестра (т.е.Тироса-быстрого).

Уличи – от слова « угол» ( на б. Чёрного моря в течениях Днестра и Буга).

ПОЛЯНЕ – основали Киев (поле).

Полочане – о реки Полота, приток Двины.

Радимичи – от Радим, имя основоположника рода.

Вятичи – от имени родоначальника — Вятка.

Кривичи — нет единого мнения:

— Кривее — старейший рода,

— с балтийского – топь, трясина.

Соседи восточных славян:

· западные славяне (поляки, словаки, чехи и др.)

· северо-запад (Прибалтика) – предки литовцев, латышей, эстонцев.

· северо-восточные леса – народы угро-финской группы (весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари).

· Средняя Волга – булгары (предки татар Среднего Поволжья и чувашей).

· южные степи – кочевники (тюрки, авары, хазары, в ІX в. появились печенеги, в XІ в. – половцы).

Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату.

Занятия славян.

Земледелие – главное занятие славян (пшеница, ячмень, просо).

Типы земледелия:

Север: подсечно-огневое земледелие (в лесных зонах):

  • 1 год: деревья вырубаются,
  • 2 год: деревья сжигаются, а зола используется как удобрение,
  • 3 год: засев и сбор урожая
  • Затем – новый участок, т.к. земля истощается.

Основные орудия труда: топор, мотыга, соха, борона-суковатка, заступ, цепы, каменные зернотерки, ручные жернова

Юг: переложное (в лесостепях)

Много плодородных земель. Засеивали участок в течение 2-3 лет, затем следующий, сжигая траву и кустарники.

Основные орудия труда: соха, рало, деревянный плуг с железным лемехом и иные орудия для горизонтальной вспашки.

Пашенное земледелие — земледелие, основанное на использовании тягловой силы домашних животных при обработке земли различными по характеру пахотными орудиями (соха, рало, плуг и др.).Более поздний период возникновения. Озимые (сеяли осенью), яровые (сеяли весной), пар (пустующая, «отдыхающая» земля), т.е. трёхполье.

Залежное земледелие – осваивается целина, по мере истощения переходят на новые участки, а старые забрасываются.

Скотоводство.

Свиньи, коровы, мелкий рогатый скот.

Рабочий скот: юг – волы, лес – лошади.

Рыболовство, охота (белка, куница, соболь), бортничество (сбор меда диких пчел, от слова «борть» — дупло дерева).

Из ремесел наиболее распространенными были кузнечное, гончарное, ювелирное.

ТОРГОВЛЯ.

Вывозили: меха, мёд, воск.

Ввозили: ткани, драгоценности, вино, пряности.

Торговля. Торговые пути.

Путь «из варяг в греки» .

Балтийское (Варяжское) море → р. Нева → Ладожское озеро (Нево) → р. Волхов → о. Ильмень → р. Ловать ( в районе Смоленска, днепровские пороги – волок) → верховья Днепра → западный берег Черного моря (Русского моря) → Константинополь (Царьград) → Рим → Варяжское море

Волжский торговый путь («из варяг в арабы»).

Днепр – Чёрное море – Дон- Волга:

— вверх по течению – Волжская Булгария,

-вниз по течению- Каспий – страны Востока.

Связь с Западной Европой – сухопутные дороги.

Прибалтийский путь: Волга

верхнее течение – Западная Двина-Прибалтика

нижнее течение – воронежские леса – Киев – страны Западной Европы.

Города.

К моменту основания государства существовали города:

Киев (легендарное летописное свидетельство об основании – V — VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром.

Древняя Русь«гардарика» – т.е. страна городов

К IX в. – не менее 24 городов, имевших крепостные укрепления.

Быт восточных славян.

Селились славяне преимущественно по берегам рек. В небольших поселках жило от нескольких до нескольких десятков семей. Поселки объединялись в «гнезда» из 3 — 4 поселков.

Жилище славян представляло собой полуземлянку, площадью 10 — 20 м . Пол в таком жилище был на 1 — 1,5 м ниже уровня земли, стены были деревянными, крыша обмазана глиной. Внутри дома находилась глинобитная или каменная печь, которая топилась по-черному.

Хозяйственная утварь изготавливалась из дерева или глины. Железо использовалось редко. В основном из него изготавливали орудия труда и оружие.

Одежду шили из льняных и хлопковых тканей, которые самостоятельно пряли женщины в каждой семье. Вещи украшали вышивкой, по которой можно было определить на какой территории проживает её владелец.

Религия восточных славян.

Славяне были язычниками, то есть верили в силы природы, духов, сверхъестественные силы.

В их верованиях различают два направления: поклонение явлениям природы и культ предков.

Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду и впоследствии отдельным семьям.

Волхв – языческий жрец.

Иерархия богов:

  1. 1.Боги верхнего уровня

Род – верховное божество Неба и Земли

Даждьбог – бог солнца

Сварог – бог вселенной

Велес – бог скотоводства

Перун – бог грома и молний

Стрибог – бог ветра

Хорс – бог света

Семаргл – бог скотоводства

Макошь – богиня плодородия, хранительница домашнего очага

Купава- богиня лета

Ярило – бог весеннего плодородия

Лад-покровитель семьи и брак

2.Духи природызлые (упыри) и добрые (берегини): лешие, русалки, водяные, Баба-Яг

3.Духи – соседи: домовой

Пантеон богов— боги язычества

Капища – месса поклонения богам

Жрецы, волхвы

Тризна – повиновение умершего.

Языческие праздники: Масленица, Святки, Ивана Купала.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Культура восточных славян в древности

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:

1) Согласно первой точке зрения славяне — коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.

2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, — из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда — на Днепр, где появились в VI — VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Читайте также  Законы и загадки зрительного восприятия человека

Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода).

В Восточной Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало всем. Постепенно угро-финнское население было ассимилировано славянами, носителями более высокой культуры.

2. Расселение восточно-славянских племён

Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине.

  • На Днепре — поляне, к северу от них — северяне, к северо-западу — древляне.
  • На р. Припять — дреговичи (от «дрягва» — болото).
  • На р. Сож — радимичи.
  • В районе Смоленска и севернее — кривичи.
  • На Ильмень-озере и р. Волхов — Ильменские словене.
  • На северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) — вятичи.
  • На юго-западе (зап. Украина) — уличи, тиверцы, волыняне.

3. Занятия древних славян

Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще — через 6 -8 лет.

Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охоились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством — собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь «Из Варяг в Греки»: Нева — Ладожское оз. — Волхов — Ильмень-озеро — р. Ловать — волоки до притоков Днепра — Днепр — Черное море.

4. Общественный строй восточных славян

В VII — IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах — полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было.

Выделилась родо-племенная знать — вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез», означающего «вождь». Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись («Повесть Временных лет») называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой.

5. Возникновение государства

Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. «Варяжская легенда», изложенная в летописи, рассказывает, что словене, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере. После смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти «на греки» и ушли на юг, однако осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород.

На основе легенды возникла в XVIII в. норманская теория. Она утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, то есть германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе). Русские ученые-монархисты на основе норманской теории доказывали невозможность революционных потрясений в России. Они рассуждали так: на Западе государство возникло в результате завоевания, а в России — в результате мирного добровольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России — мирными.

Некоторыми западными, в основном немецкими, учеными XIX в. норманская теория использовалась для того, чтобы объявлять славян неполноценным народом, не способным самостоятельно создать государство. В середине ХХ века эти утверждения взяла на вооружение гитлеровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполноценными.

В русской науке реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм — стремление доказать, что варягов на Руси или не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживался, в частности, М.В. Ломоносов. В современной науке крайности норманской теории почти не встречаются. Серьезные ученые на Западе уже не пишут о том, что славяне получили государственность извне. В то же время и большинство российских авторов считает, что первыми князьями действительно были варяги. Правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами, или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря (польское Поморье).

Большинство ученых признает:

  • историчность Рюрика,
  • вымышленность Трувора и Синеуса,
  • варяжское происхождение первых русских князей (Олега, Игоря, Ольги), имена которых — явно скандинавские (Хельг, Ингварь, Хельга).

В то же время, в современной науке существует единое мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества. Норманны находились на той же стадии развития. Скорее всего, враждующие племена призвали их как нейтральную силу, способную прекратить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из враждующих группировок и потому в равной степени устраивали всех. Варягов призывали на княжение, следовательно сама эта форма власти у славян уже существовала.

6. Киевская Русь при первых князьях

Если до объединения Киева и Новгорода существовали отдельные племенные государства-княжения, то с этого момента возникло Древнерусское государство. Условной датой этого объединения считается вокняжение Олега — 882 г. Правление Олега продолжалось с 882 по 912 гг. Олег подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками.

Киевский князь правил, опираясь на дружину. В IX — XI вв. дружинники являлись не слугами, но вассалами князей. Вассальные отношения подразумевают взаимные обязанности вассала и сюзерена (сеньора). Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным. Именно дружине принадлежала инициатива повторного похода Игоря к древлянам за данью. Дружина вынесла решение отказаться от боя с византийцами в 944 г. и ограничиться предложенным выкупом. При заключении договоров с Византией клятву приносил не только князь, но и его дружинники.

Дружина делилась на старшую — бояр, и младшую — гридей (детьцких). Первые являлись по преимуществу советниками, вторые воинами.

Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего племени — полян. Их главная функция заключалась в сборе дани (полюдья) . Киевский князь выезжал на полюдье в ноябре, когда установливался зимний путь, и возвращался в Киев весной, к моменту вскрытия рек. Собранная дань в ладьях отправлялась вниз по Днепру и морем — в Константинополь (по пути «из Варяг в Греки» ). Киев располагался ниже впадения притоков в Днепр, поэтому через него везли все товары в Византию. Это позволило Киеву добиться преобладания среди русских городов.

Русь экспортировала в Византию меха, мед, воск, невольников; импортировала из Византии драгоценности, вина, ткани, оружие.

Подчинение восточнославянских племен власти Киева оставалось еще непрочным. После смерти Олега некоторые племена (например, древлян) пришлось подчинять вторично. Подчинение вятичей произошло при Святославе, а окончательное подчинение радимичей — лишь при Владимире I.

Дань вначале не была регламентирована. Это вело к злоупотреблениям. Так, Игорь был убит в 945 г. древлянами, которые восстали из-за попытки князя вторично собрать дань. (Руководил восстанием племенной древлянский князь Мал, предложивший вдове Игоря Ольге выйти за него замуж). После подавления восстания Ольга регламентировала сбор дани, установив ее размеры — уроки, и места сбора — погосты. Так рядом с первой формой взимания дани — полюдьем, возникла вторая: повоз.

7. Социально-экономические отношения на Руси

Источником наших знаний о социально-экономических отношениях в Киевской Руси является, в первую очередь, законодательство — «Русская Правда». «Русская Правда» делится на «Краткую Правду», составленную в XI в., и «Пространную Правду», составленную в XII в. «Краткая Правда», в свою очередь, делится на «Правду Ярослава», составленную около 1015 г., и «Правду Ярославичей», появившуюся во 2-й половине XI в.

Большинство населения Киевской Руси составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Община у славян называлась вервью. В X-XI вв. славянская община была уже не родовой, а соседской. Участки принадлежавшей общине земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение в IX — начале XI вв. еще не было развито. Имелись лишь немногочисленные и небольшие княжеские и боярские вотчины. В них работали зависимые люди.

В Киевской Руси было несколько категорий зависимого населения:

  • холопы, челядь (рабы);
  • закупы (люди, отрабатывающие долг, имеющие право после его выплаты освободиться, располагающие собственным хозяйством);
  • рядовичи (люди, работающие по ряду — договору);
  • смерды. (Значение этого термина не вполне выяснено. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.)

Законодательство Киевской Руси устанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека — 5 гривен. За убийство свободного платилась вира в 40 гривен, а за убийство княжеского приближенного — 80 гривен. Система штрафов за убийство и нанесение увечий являлась в XI в. новшеством, свидетельствующим о постепенном усилении государства. Еще в «Правде Ярослава» допускалась, хотя и ограничивалась, кровная месть. В «Правде Ярославичей» она была уже безусловно запрещена и заменена вирой.

8. Характер древнерусского государства

В отечественной исторической науке преобладало мнение, что Киевская Русь была раннефеодальным государством. Ранним считался феодализм без развитого феодального землевладения. В последние годы укрепляется мнение о том, что общественный строй Киевской Руси был многоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: