Культурология как наука
Культурология
Тема 1
1. Культурология как система знаний
ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры
Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология представляет собой вид знания, уже переросшего «родительскую» опеку философии, хотя и взаимосвязанного с ней.
В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.
Первый – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.
Второй – представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру: культурантропологии, социологии культуры, философской культурологии.
Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
Следует отметить и наличие нескольких моделей современных культурологических исследований:
1) классическую, с жестким разделением субъекта и объекта познания;
2) базирующуюся на рационально-сциентистской методологии;
3) неклассическую, ориентирующую исследователя на изучение повседневной культурной жизни человека на принципах герменевтики;
4) постмодернистскую, реализующую феноменологический подход, отвергающий возможность «абсолютного» субъекта познания и культурного творчества, переосмысливающего в рамках своей культуры значение «чужих» культур. Важнейшее значение для становления культурологии имеет понимание сущности культуры. Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на понимание и употребление термина «культура» различными дисциплинами и в различные исторические эпохи. И все же анализ показывает, что объединяющее, движущее начало в становлении культурологии надо искать в богатых традициях европейской истории философии. Это позволяет рассматривать в качестве элемента культурологии как системы знания историческое развитие представлений о культуре – от античных до современных культурологических теорий и концепций.
Современная культурология формируется, выходя из-под «родительской» опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества), но его задача – идти глубже, к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы). Основу культуры, ее ядро составляет структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации, принятой системой символики и т. д. Во всех этих случаях неизменным остается рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса.
Культурология, выделяясь из философии, выступает своего рода стилем философствования. Как бы не рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и дает возможность различной трактовки природы культуры. Однако, если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщего), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал, т. е. в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий, основанных на исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.
Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы передачи культурных навыков от человека к человеку. Для культуролога принципиально важно, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные и личностные формы.
Для понимания культурологического знания нужно выделить основные подходы к самому понятию «культура».
Деятельностный подход. Здесь культура выступает как способ деятельности, как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе.
Семиотический подход рассматривает культуру как знаковую систему, анализирует смысл знаков, значения, особенности, роль в жизни человека и общества.
В последнее время значительное распространение получает «диалоговый» подход, в рамках которого культура рассматривается как «встреча» культур.
Курс культурологии призван показать, что цель научного изучения культуры состоит в постижении творческих возможностей человека, в познании его индивидуальности.
Научное и художественное видение мира в поисках научно обоснованного понимания человека, его сознания и культуры, – это и есть предмет культурологии как научной дисциплины.
Сложное историческое существование культурологии показывает, что связь науки и культуры пока что неоднозначна. Появилось большое число исследований в этой области. Интерес к культурологии возрос в период общественного подъема, когда возникла необходимость понять суть отношений человека и общества.
Сегодня существует множество определений культуры и ни одно нельзя считать исчерпывающим. Если, например, создание культуры есть форма создания человеческого общества, то культурологию можно рассматривать как одну из форм создания бытия. Таким образом, нужно показать взаимосвязь между представлениями о том, что есть культура и как мы постигаем культуру. Эта идея рассматривается в работах многих русских ученых.
Связь культурологии с научным знанием неразрывна и обязательна. Культурология должна рассматривать культурно-историческую эволюцию различных форм мировоззрения с позиции современной науки.
С историко-художественной точки зрения культура рассматривается в работах Д. С. Лихачева. Интерес к вопросам человеческой психики наблюдается в работах А. Я. Гуревича, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева и во многих других работах русских исследователей культуры.
Со времени эпохи Возрождения можно выделить по крайней мере два направления в развитии интереса к культуре:
1) изучение культуры как части философской системы;
2) направление, связанное со сбором материалов о развитии разных сторон культуры. Было положено начало изучению таких форм проявления культуры, как искусство, музыка, живопись и т. д.
Культурология как наука прошла в своем развитии 4 стадии. Сначала она существовала как наука о разуме. Разум рассматривался как некая абстрактная всемирная категория, обладающая созидательной силой; следующая стадия – наука о цивилизации. Превращение культурологии в науку о человеке стало очередной стадией развития. Сначала человек рассматривался как творение высшего разума. Видимо, поэтому исследователей привлекали прежде всего выдающиеся личности. Через осмысление категории «историческая личность» наука о человеке пришла к понятию «ординарная личность». Четвертым звеном культурологии стала наука о человеческом сознании, сопоставившая массовое сознание с развитием индивидуального сознания.
Культурология делится на фундаментальную и прикладную.
Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. Прежде всего в этом смысле выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций.
Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.
Культурология — определение, задачи и функции науки
Понятие культурологии
Не надо быть очень эрудированным, чтобы догадаться о значении термина «культурология». Как и названия многих наук, это слово имеет греческое происхождение и в переводе означает «наука о культуре». Но если на теоретическом уровне это простое объяснение понятно, то на практике непосвященному человеку трудно с ходу определить предмет культурологии. Тем более, что не только культурология занимается изучением культурной сферы. Сложность заключается в многогранности самого термина «культура».
Ученые в свое время насчитали свыше тысячи различных определений культуры. Такое многообразие связано с тем, что контекст рассмотрения этого понятия зависит от конкретной науки. В самом общем виде этот термин можно определить как человеческую деятельность в разных ее проявлениях. При этом результатом этой работы может быть как изделие массового производства, так и единичный шедевр великого художника. В более узком, культурологическом смысле культура — это система ценностей человеческого общества.
Определившись с главным понятием, можно кратко сказать, что культурология — это наука, изучающая происхождение, функционирование и развитие культуры как особого способа жизни человека. Объектом исследований является культура, а субъектом — человек в широком смысле: индивид, семья, коллектив, учреждение, народ, государство, то есть любая социальная группа.
Культура как множество ценностей представляет собой набор взаимосвязанных отдельных элементов: убеждений, правил, привычек, манер, традиций, обычаев и т. д. Какие-то из них характерны для узкой социальной группы, например, у некоторых народностей принято при встрече тереться носами. Другие элементы более универсальны, например, мировые религии.
Люди порой не задумываются, какую большую роль играет культура в их жизни. В качестве примера можно привести ряд важных функций:
- воспитательная — воспитывает в человеке качества, требуемые средой;
- дескриптивная — описывает традиции, обычаи, нравы;
- трансляционная — передает социальный опыт от поколения к поколению;
- адаптивная — позволяет приспосабливаться к окружающей среде;
- оценочная — формирует у человека набор убеждений.
Период зарождения
Культурология как отдельная научная дисциплина оформилась в середине XX века. Ее возникновение связано с личностью известного американского антрополога Лесли Уайта. Именно он впервые употребил термин «культурология» и издал несколько фундаментальных трудов. Несмотря на то что его называют отцом культурологии, в полной мере считать Уайта основателем науки нельзя. В той или иной степени вопросами культурологии занимались многие видные ученые своего времени.
Культура как категория занимала важное место и в трудах античных философов, и в концепциях христианских богословов. Так, древнеримский деятель Цицерон культурой называл совершенствование души с помощью философии и красноречия. Христианский мыслитель Тертулиан считал, что культура вредит душе. Ему оппонировал Климент Александрийский, считая, что культура предваряет путь к христианству.
В эпоху Возрождения отношение к культурной сфере изменилось. Оно возвратилось к античному смыслу и стало ассоциироваться с гармоничным и возвышенным развитием человека. Позднее, в эпоху просвещения, оно стало больше мигрировать в сторону обычаев и правил поведения. В это же время немецким философом Кантом было заложено классическое понимание культуры как противопоставления натуре, то есть природе. Мир природы (жестокости и зла) и мир свободы (культуры, морали) связывает только великая сила Красоты (сила искусства).
В XIX веке классической модели бросают вызовы новые мыслители. Шпенглер, Ницше, Фрэйд. Человеческая натура провозглашается выше культуры. Начинается противопоставление культур Востока и Запада. Все эти ученые не являлись культурологами в чистом виде. Культурология находится в очень тесной взаимосвязи с социологией, психологией, историей и философией, и порой между ними невозможно провести четкую грань.
И даже провозглашение отдельной наукой не помогло.
Формально этой науки в западной классификации как самостоятельной дисциплины до сих пор нет. Ее место отводят в основном культурной антропологии.
Содержание науки
Культурология — чрезвычайно содержательная по составу наука. В нее входит масса различных направлений, разделов, но в самом общем виде структуру культурологии можно представить в виде двух уровней:
- Фундаментальный. На этом уровне изучаются общие закономерности культурных процессов, исследуются происхождение, типология и методология культуры. В фундаментальный раздел включены направления: социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культурологии.
- Прикладной. Главным содержанием этого направления является процесс управления культурой и в конечном итоге формирование культурной политики. Исполнителями этой задачи в обществе выступают различные культурные институты: государственные учреждения, общественные организации, музеи, школы, университеты, средства массовой информации.
И на фундаментальном, и на прикладном уровне для решения исследовательских задач применяется обширный методологический аппарат. Выделяют несколько основных подходов:
- генетический — изучение культуры в динамике c момента ее возникновения;
- компаративный — предполагает сравнительный анализ различных культур;
- деятельностный — культура рассматривается как результат человеческой деятельности;
- аксиологический (ценностный) — культура представляет собой набор идеалов, к которым стремится человек;
- социологический — любое культурное явление оценивается в контексте социальной группы, внутри которого оно возникло.
Кроме того, выделяют еще ряд методов, в частности, системный, структурно-функциональный, просветительский. Набор методов не является конечным множеством. Любой исследователь может предложить свою методологию и развить ее до уровня отдельного направления или школы.
Культурологические школы
Как в любой науке, ученое культурологическое сообщество делится по различным научным направлениям (школам). Критерием разделения обычно служит методология и предмет изучения. Выделяют следующие основные культурологические школы:
- Символическая. Самое молодое и популярное направление в культурологии. Любой культурный элемент в этой концепции представляет собой знак, символ, с помощью которого индивид или социальная группа пытаются коммуницировать с другими участниками общества. Развитие этой школы связано с ростом влияния на культуру средств массовой информации. Ярким представителем этой школы является известный философ Эрнст Кассирер.
- Натуралистическая. Также известна как психоаналитическая. Ее становление связано с именами Зигмунда Фрейда, Карла Юнга. Главное утверждение этой школы — культура обусловлена психобиологической природой человека, его бессознательной стороной. Такие выводы представители направления сделали на основе долгих исследований человеческого поведения с помощью различных психотехник: гипноза, метода свободных ассоциаций и др.
- Аксиологическая. В основе этого направления лежит ценностный подход. И хотя первое упоминание о ценностях встречается еще у Канта, он не считается основоположником этой школы. Главным теоретиком аксиологического направления является немецкий философ Виндельбанд. С его точки зрения, культура — это множество духовных и материальных ценностей.
- Социологическая. Согласно принципам этой школы, культура происходит из общественной природы и организации. К этой школе относятся такие видные учёные, как Альфред Вебер (младший брат более известного Макса Вебера), Питирим Сорокин, Томас Эллиот. Последнему принадлежит высказывание, определяющее культуру прежде всего как образ жизни конкретного народа.
- Антропологическая. Эта школа представлена Франсом Боасом, Брониславом Малиновским и Лесли Уайтом. Они рассматривают культуру как способ приспособления человека к природе, способ программирования деятельности людей в обществе. Из теории этого направления вышел знаменитый термин «культурный шок» — резкое погружение человека в незнакомую культуру.
- Общественно-историческая. Самое раннее по времени возникновения направление базируется на концепциях Канта и Гегеля. Но самый значительный вклад внес немецкий философ Шпенглер. В своей знаменитом книге «Закат Европы» Освальд Шпенглер представляет историю как чередование отдельных культур, каждая из которых, умирая, превращается в цивилизацию, где господствуют массовые ценности, техника и спорт.
- Марксистская. Основоположником школы является Карл Маркс, а продолжателями — Энгельс и Ленин. Во главу угла эта школа ставит материальные отношения. Прежде чем обратить взор к культуре, человек должен удовлетворить свои базисные потребности. Сторонники школы выступали за сознательное управление культурой, в противном случае, если отдаться в руки стихии, то результатом будет пустыня.
Значение в России
Одним из главных теоретиков культурологии в России можно назвать русского философа Николая Данилевского. В мировой науке он наряду со Шпенглером считается основоположником общественно-исторической или, иначе, цивилизационной школы в культурологии. Пик его творчества пришелся на вторую половину XIX века, когда в среде российских мыслителей не утихал спор между славянофилами и западниками о месте России в мировой культуре.
Свои основные взгляды Данилевский изложил в книге «Европа и Россия», в которой автор активно оппонирует европоцентристской концепции культуры. На извечный вопрос о месте России между Востоком и Западом Данилевский отвечает об особой роли славянской цивилизации в будущем мироустройстве. На труды Данилевского опирались в дальнейшем видные русские философы. Помимо культурологического аспекта, «Россия и Европа» остается фундаментальным учебником по геополитике для государственных деятелей России.
В годы советской власти в культурологической области господствовала марксистская теория исторического материализма. Но уже в 60-е годы под видом критики буржуазных теорий западные культурологические концепции становятся доступны для советских ученых. Одним из главных невольных популяризаторов науки о культуре стал армянский социолог Эдуард Маркарян. К 90-м годам были изданы десятки книг российских авторов и появились переводы зарубежных культурологов.
К тому времени в научном сообществе сформировались два крыла:
- социальное — основанное на англо-американской и немецкой антропологии;
- гуманитарное — опирающееся на труды отечественных ученых и на принципы французской символической школы.
В 1989 году, когда культурология как наука получила право на жизнь в России, начинают предприниматься попытки объединить социальную и гуманитарную части в единую науку. Кроме того, новой вузовской дисциплиной пытались заменить отмененный «истмат». Но попытка объединить изучение общества и культуры в рамках одной науки оказалась безрезультатной. Культурология едва не пала жертвой очередного запрета.
Существует довольно популярное мнение, что культурология — не особо нужный предмет. Но в современном обществе, когда, с одной стороны, идет процесс глобализации, а с другой — увеличивается культурное многообразие, профессия культуролога становится очень востребованной.
Знание о том, как наладить диалог между различными социальными группами, позволить решать многие проблемы в многонациональных государствах.
Особенно существенно это в многонациональной России, где культурный фактор необходимо учитывать в первую очередь.
Культурология как наука
Нестерова И.А. Культурология как наука // Энциклопедия Нестеровых
Культурология как наука о культуре и её истории наделена предметом и функциями. Изучение культурологии не только расширяет кругозор, но и дает возможность почувствовать дух различных эпох.
- Понятие и предмет культурологии
- Задачи культурологии
- Функции культурологии
- Методы культурологии
Понятие и предмет культурологии
Наука культурология появилась относительно недавно – в 60х годах XX столетия. Однако те знания, которые являются основой данной науки, известны задолго до времен Римской Империи и эпохи Возрождения. Говорить о культурологии как о науке начали давно, но в системе наук она не была выделена.
Особенностью культурологии можно смело назвать изучение культуры и исскуства не в статике, а в динамике.
Культурология – гуманитарная наука. Она имеет обширные связи с такими областями знаний как история, философия и литература. Однако на зарождение культурологии больше всего повлияла философия, так как именно философы заложили определенные аксиомы, которые относят к сущности культурологии как науки.
Термин «культурология» был применен американским исследователем Лесли Уайтом еще в 1949 году. Однако распространения он не получил и встречался в литературе всего лишь несколько раз. В СССР термин «культурология» пришел в 1960-х гг. Он привлек внимание ученых, таких как М.М. Бахтин и Т.С. Гуревич. В настоящее время культурология является не только полноценной наукой, но и важной учебной дисциплиной.
Культурология, как полноценная наука имеет несколько трактовок. К числу основополагающих относят сразу несколько определений. Они приведены в таблице ниже.