Культурология как наука - ABCD42.RU

Культурология как наука

Культурология

Тема 1

1. Культурология как система знаний

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры

Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология представляет собой вид знания, уже переросшего «родительскую» опеку философии, хотя и взаимосвязанного с ней.

В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

Первый – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.

Второй – представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру: культурантропологии, социологии культуры, философской культурологии.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Следует отметить и наличие нескольких моделей современных культурологических исследований:

1) классическую, с жестким разделением субъекта и объекта познания;

2) базирующуюся на рационально-сциентистской методологии;

3) неклассическую, ориентирующую исследователя на изучение повседневной культурной жизни человека на принципах герменевтики;

4) постмодернистскую, реализующую феноменологический подход, отвергающий возможность «абсолютного» субъекта познания и культурного творчества, переосмысливающего в рамках своей культуры значение «чужих» культур. Важнейшее значение для становления культурологии имеет понимание сущности культуры. Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на понимание и употребление термина «культура» различными дисциплинами и в различные исторические эпохи. И все же анализ показывает, что объединяющее, движущее начало в становлении культурологии надо искать в богатых традициях европейской истории философии. Это позволяет рассматривать в качестве элемента культурологии как системы знания историческое развитие представлений о культуре – от античных до современных культурологических теорий и концепций.

Современная культурология формируется, выходя из-под «родительской» опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества), но его задача – идти глубже, к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы). Основу культуры, ее ядро составляет структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации, принятой системой символики и т. д. Во всех этих случаях неизменным остается рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса.

Культурология, выделяясь из философии, выступает своего рода стилем философствования. Как бы не рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и дает возможность различной трактовки природы культуры. Однако, если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщего), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал, т. е. в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий, основанных на исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы передачи культурных навыков от человека к человеку. Для культуролога принципиально важно, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные и личностные формы.

Для понимания культурологического знания нужно выделить основные подходы к самому понятию «культура».

Деятельностный подход. Здесь культура выступает как способ деятельности, как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе.

Семиотический подход рассматривает культуру как знаковую систему, анализирует смысл знаков, значения, особенности, роль в жизни человека и общества.

В последнее время значительное распространение получает «диалоговый» подход, в рамках которого культура рассматривается как «встреча» культур.

Курс культурологии призван показать, что цель научного изучения культуры состоит в постижении творческих возможностей человека, в познании его индивидуальности.

Научное и художественное видение мира в поисках научно обоснованного понимания человека, его сознания и культуры, – это и есть предмет культурологии как научной дисциплины.

Сложное историческое существование культурологии показывает, что связь науки и культуры пока что неоднозначна. Появилось большое число исследований в этой области. Интерес к культурологии возрос в период общественного подъема, когда возникла необходимость понять суть отношений человека и общества.

Сегодня существует множество определений культуры и ни одно нельзя считать исчерпывающим. Если, например, создание культуры есть форма создания человеческого общества, то культурологию можно рассматривать как одну из форм создания бытия. Таким образом, нужно показать взаимосвязь между представлениями о том, что есть культура и как мы постигаем культуру. Эта идея рассматривается в работах многих русских ученых.

Связь культурологии с научным знанием неразрывна и обязательна. Культурология должна рассматривать культурно-историческую эволюцию различных форм мировоззрения с позиции современной науки.

С историко-художественной точки зрения культура рассматривается в работах Д. С. Лихачева. Интерес к вопросам человеческой психики наблюдается в работах А. Я. Гуревича, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева и во многих других работах русских исследователей культуры.

Со времени эпохи Возрождения можно выделить по крайней мере два направления в развитии интереса к культуре:

1) изучение культуры как части философской системы;

2) направление, связанное со сбором материалов о развитии разных сторон культуры. Было положено начало изучению таких форм проявления культуры, как искусство, музыка, живопись и т. д.

Культурология как наука прошла в своем развитии 4 стадии. Сначала она существовала как наука о разуме. Разум рассматривался как некая абстрактная всемирная категория, обладающая созидательной силой; следующая стадия – наука о цивилизации. Превращение культурологии в науку о человеке стало очередной стадией развития. Сначала человек рассматривался как творение высшего разума. Видимо, поэтому исследователей привлекали прежде всего выдающиеся личности. Через осмысление категории «историческая личность» наука о человеке пришла к понятию «ординарная личность». Четвертым звеном культурологии стала наука о человеческом сознании, сопоставившая массовое сознание с развитием индивидуального сознания.

Культурология делится на фундаментальную и прикладную.

Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов. Прежде всего в этом смысле выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций.

Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

Культурология — определение, задачи и функции науки

Понятие культурологии

Не надо быть очень эрудированным, чтобы догадаться о значении термина «культурология». Как и названия многих наук, это слово имеет греческое происхождение и в переводе означает «наука о культуре». Но если на теоретическом уровне это простое объяснение понятно, то на практике непосвященному человеку трудно с ходу определить предмет культурологии. Тем более, что не только культурология занимается изучением культурной сферы. Сложность заключается в многогранности самого термина «культура».

Ученые в свое время насчитали свыше тысячи различных определений культуры. Такое многообразие связано с тем, что контекст рассмотрения этого понятия зависит от конкретной науки. В самом общем виде этот термин можно определить как человеческую деятельность в разных ее проявлениях. При этом результатом этой работы может быть как изделие массового производства, так и единичный шедевр великого художника. В более узком, культурологическом смысле культура — это система ценностей человеческого общества.

Определившись с главным понятием, можно кратко сказать, что культурология — это наука, изучающая происхождение, функционирование и развитие культуры как особого способа жизни человека. Объектом исследований является культура, а субъектом — человек в широком смысле: индивид, семья, коллектив, учреждение, народ, государство, то есть любая социальная группа.

Культура как множество ценностей представляет собой набор взаимосвязанных отдельных элементов: убеждений, правил, привычек, манер, традиций, обычаев и т. д. Какие-то из них характерны для узкой социальной группы, например, у некоторых народностей принято при встрече тереться носами. Другие элементы более универсальны, например, мировые религии.

Люди порой не задумываются, какую большую роль играет культура в их жизни. В качестве примера можно привести ряд важных функций:

  • воспитательная — воспитывает в человеке качества, требуемые средой;
  • дескриптивная — описывает традиции, обычаи, нравы;
  • трансляционная — передает социальный опыт от поколения к поколению;
  • адаптивная — позволяет приспосабливаться к окружающей среде;
  • оценочная — формирует у человека набор убеждений.

Период зарождения

Культурология как отдельная научная дисциплина оформилась в середине XX века. Ее возникновение связано с личностью известного американского антрополога Лесли Уайта. Именно он впервые употребил термин «культурология» и издал несколько фундаментальных трудов. Несмотря на то что его называют отцом культурологии, в полной мере считать Уайта основателем науки нельзя. В той или иной степени вопросами культурологии занимались многие видные ученые своего времени.

Культура как категория занимала важное место и в трудах античных философов, и в концепциях христианских богословов. Так, древнеримский деятель Цицерон культурой называл совершенствование души с помощью философии и красноречия. Христианский мыслитель Тертулиан считал, что культура вредит душе. Ему оппонировал Климент Александрийский, считая, что культура предваряет путь к христианству.

Читайте также  История города Павлодар

В эпоху Возрождения отношение к культурной сфере изменилось. Оно возвратилось к античному смыслу и стало ассоциироваться с гармоничным и возвышенным развитием человека. Позднее, в эпоху просвещения, оно стало больше мигрировать в сторону обычаев и правил поведения. В это же время немецким философом Кантом было заложено классическое понимание культуры как противопоставления натуре, то есть природе. Мир природы (жестокости и зла) и мир свободы (культуры, морали) связывает только великая сила Красоты (сила искусства).

В XIX веке классической модели бросают вызовы новые мыслители. Шпенглер, Ницше, Фрэйд. Человеческая натура провозглашается выше культуры. Начинается противопоставление культур Востока и Запада. Все эти ученые не являлись культурологами в чистом виде. Культурология находится в очень тесной взаимосвязи с социологией, психологией, историей и философией, и порой между ними невозможно провести четкую грань.

И даже провозглашение отдельной наукой не помогло.

Формально этой науки в западной классификации как самостоятельной дисциплины до сих пор нет. Ее место отводят в основном культурной антропологии.

Содержание науки

Культурология — чрезвычайно содержательная по составу наука. В нее входит масса различных направлений, разделов, но в самом общем виде структуру культурологии можно представить в виде двух уровней:

  1. Фундаментальный. На этом уровне изучаются общие закономерности культурных процессов, исследуются происхождение, типология и методология культуры. В фундаментальный раздел включены направления: социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культурологии.
  2. Прикладной. Главным содержанием этого направления является процесс управления культурой и в конечном итоге формирование культурной политики. Исполнителями этой задачи в обществе выступают различные культурные институты: государственные учреждения, общественные организации, музеи, школы, университеты, средства массовой информации.

И на фундаментальном, и на прикладном уровне для решения исследовательских задач применяется обширный методологический аппарат. Выделяют несколько основных подходов:

  • генетический — изучение культуры в динамике c момента ее возникновения;
  • компаративный — предполагает сравнительный анализ различных культур;
  • деятельностный — культура рассматривается как результат человеческой деятельности;
  • аксиологический (ценностный) — культура представляет собой набор идеалов, к которым стремится человек;
  • социологический — любое культурное явление оценивается в контексте социальной группы, внутри которого оно возникло.

Кроме того, выделяют еще ряд методов, в частности, системный, структурно-функциональный, просветительский. Набор методов не является конечным множеством. Любой исследователь может предложить свою методологию и развить ее до уровня отдельного направления или школы.

Культурологические школы

Как в любой науке, ученое культурологическое сообщество делится по различным научным направлениям (школам). Критерием разделения обычно служит методология и предмет изучения. Выделяют следующие основные культурологические школы:

  1. Символическая. Самое молодое и популярное направление в культурологии. Любой культурный элемент в этой концепции представляет собой знак, символ, с помощью которого индивид или социальная группа пытаются коммуницировать с другими участниками общества. Развитие этой школы связано с ростом влияния на культуру средств массовой информации. Ярким представителем этой школы является известный философ Эрнст Кассирер.
  2. Натуралистическая. Также известна как психоаналитическая. Ее становление связано с именами Зигмунда Фрейда, Карла Юнга. Главное утверждение этой школы — культура обусловлена психобиологической природой человека, его бессознательной стороной. Такие выводы представители направления сделали на основе долгих исследований человеческого поведения с помощью различных психотехник: гипноза, метода свободных ассоциаций и др.
  3. Аксиологическая. В основе этого направления лежит ценностный подход. И хотя первое упоминание о ценностях встречается еще у Канта, он не считается основоположником этой школы. Главным теоретиком аксиологического направления является немецкий философ Виндельбанд. С его точки зрения, культура — это множество духовных и материальных ценностей.
  4. Социологическая. Согласно принципам этой школы, культура происходит из общественной природы и организации. К этой школе относятся такие видные учёные, как Альфред Вебер (младший брат более известного Макса Вебера), Питирим Сорокин, Томас Эллиот. Последнему принадлежит высказывание, определяющее культуру прежде всего как образ жизни конкретного народа.
  5. Антропологическая. Эта школа представлена Франсом Боасом, Брониславом Малиновским и Лесли Уайтом. Они рассматривают культуру как способ приспособления человека к природе, способ программирования деятельности людей в обществе. Из теории этого направления вышел знаменитый термин «культурный шок» — резкое погружение человека в незнакомую культуру.
  6. Общественно-историческая. Самое раннее по времени возникновения направление базируется на концепциях Канта и Гегеля. Но самый значительный вклад внес немецкий философ Шпенглер. В своей знаменитом книге «Закат Европы» Освальд Шпенглер представляет историю как чередование отдельных культур, каждая из которых, умирая, превращается в цивилизацию, где господствуют массовые ценности, техника и спорт.
  7. Марксистская. Основоположником школы является Карл Маркс, а продолжателями — Энгельс и Ленин. Во главу угла эта школа ставит материальные отношения. Прежде чем обратить взор к культуре, человек должен удовлетворить свои базисные потребности. Сторонники школы выступали за сознательное управление культурой, в противном случае, если отдаться в руки стихии, то результатом будет пустыня.

Значение в России

Одним из главных теоретиков культурологии в России можно назвать русского философа Николая Данилевского. В мировой науке он наряду со Шпенглером считается основоположником общественно-исторической или, иначе, цивилизационной школы в культурологии. Пик его творчества пришелся на вторую половину XIX века, когда в среде российских мыслителей не утихал спор между славянофилами и западниками о месте России в мировой культуре.

Свои основные взгляды Данилевский изложил в книге «Европа и Россия», в которой автор активно оппонирует европоцентристской концепции культуры. На извечный вопрос о месте России между Востоком и Западом Данилевский отвечает об особой роли славянской цивилизации в будущем мироустройстве. На труды Данилевского опирались в дальнейшем видные русские философы. Помимо культурологического аспекта, «Россия и Европа» остается фундаментальным учебником по геополитике для государственных деятелей России.

В годы советской власти в культурологической области господствовала марксистская теория исторического материализма. Но уже в 60-е годы под видом критики буржуазных теорий западные культурологические концепции становятся доступны для советских ученых. Одним из главных невольных популяризаторов науки о культуре стал армянский социолог Эдуард Маркарян. К 90-м годам были изданы десятки книг российских авторов и появились переводы зарубежных культурологов.

К тому времени в научном сообществе сформировались два крыла:

  • социальное — основанное на англо-американской и немецкой антропологии;
  • гуманитарное — опирающееся на труды отечественных ученых и на принципы французской символической школы.

В 1989 году, когда культурология как наука получила право на жизнь в России, начинают предприниматься попытки объединить социальную и гуманитарную части в единую науку. Кроме того, новой вузовской дисциплиной пытались заменить отмененный «истмат». Но попытка объединить изучение общества и культуры в рамках одной науки оказалась безрезультатной. Культурология едва не пала жертвой очередного запрета.

Существует довольно популярное мнение, что культурология — не особо нужный предмет. Но в современном обществе, когда, с одной стороны, идет процесс глобализации, а с другой — увеличивается культурное многообразие, профессия культуролога становится очень востребованной.

Знание о том, как наладить диалог между различными социальными группами, позволить решать многие проблемы в многонациональных государствах.

Особенно существенно это в многонациональной России, где культурный фактор необходимо учитывать в первую очередь.

Культурология как наука

Нестерова И.А. Культурология как наука // Энциклопедия Нестеровых

Культурология как наука о культуре и её истории наделена предметом и функциями. Изучение культурологии не только расширяет кругозор, но и дает возможность почувствовать дух различных эпох.

  1. Понятие и предмет культурологии
  2. Задачи культурологии
  3. Функции культурологии
  4. Методы культурологии

Понятие и предмет культурологии

Наука культурология появилась относительно недавно – в 60х годах XX столетия. Однако те знания, которые являются основой данной науки, известны задолго до времен Римской Империи и эпохи Возрождения. Говорить о культурологии как о науке начали давно, но в системе наук она не была выделена.

Особенностью культурологии можно смело назвать изучение культуры и исскуства не в статике, а в динамике.

Культурология – гуманитарная наука. Она имеет обширные связи с такими областями знаний как история, философия и литература. Однако на зарождение культурологии больше всего повлияла философия, так как именно философы заложили определенные аксиомы, которые относят к сущности культурологии как науки.

Термин «культурология» был применен американским исследователем Лесли Уайтом еще в 1949 году. Однако распространения он не получил и встречался в литературе всего лишь несколько раз. В СССР термин «культурология» пришел в 1960-х гг. Он привлек внимание ученых, таких как М.М. Бахтин и Т.С. Гуревич. В настоящее время культурология является не только полноценной наукой, но и важной учебной дисциплиной.

Культурология, как полноценная наука имеет несколько трактовок. К числу основополагающих относят сразу несколько определений. Они приведены в таблице ниже.

Что такое культурология

Культурология – базовая

гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития

культуры как системы.

Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М. [2]

Культурология – скорее, некоторое суммарное обозначение целого комплекса

наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей

на разных этапах их исторического существования.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования

и развития, человеческом значении и способах постижения культуры

Предметом культурологии является то, что она изучает. Наука культурология уникальна, так как может изучать практически любой предмет и явление в рамках реализации творческого потенциала и значимости для цивилизационного развития.

Задачи культурологии

Культурология как наука обладает задачами и функциями, которые определяют её ценность. Начать следует с рассмотрения задач культурологии.

В научной литературе выделяют широкий спектр задач культурологии, Но мы остановимся на ключевых. К ним относятся:

  1. Изучение деятельность людей направленную на создание культурных ценностей, которые способствуют духовному развитию.
  2. Выявление макродинамики взаимодействия культуры и политики, культуры и права, а также определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества.
  3. Анализ и подробное изучение микродинамики развития культуры в современных условиях. Выявление роли культуры в социализации и культурализации личности.
  4. Выявление основных тенденций и закономерностей на каждом этапе развития культуры, а так же изучение процесса смены культурных эпох, их роли в формировании человека и развитии общества.
  5. Разработка категориального аппарата, а также методов данной науки, применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.
  6. Использование основ культуры, её столпов для того, чтобы предсказывать основные тенденции развития культуры и общества, а также способствовать развитию производства и социально ориентированного общества.

Функции культурологии

Большинство функций культурологии можно сформулировать из задач.

Знакомство с функциями культурологии начнем с познавательной функции. Её цель состоит в том, чтобы человек и общество понимало структуру и сущность культуры, её роль в цивилизационном развитии. Кроме того, культурология демонстрирует типологизацию культуры, её дифференциацию на отрасли, виды и формы.

Следующей не менее важной является концептуально-описательная функция культурологии. Она включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов.

Оценочная функция культурологии направлена на то, чтобы выявить культурную ценность того или иного объекта искусства. Может ли объект называться культурным феноменом? Оценочная функция направлена на анализ форм и механизмов их культурного воздействия на социум и общество.

Объясняющая функция направлена на разъяснения терминов, культурных феноменов. Она дает научное объяснение событиям и механизмам функционирования агентов и институтов культуры в рамках воздействия на общество и личность.

Мировоззренчески-идеологическая функция культурологии направлена на реализацию определенной системы общественно-политических идеалы, а также на выявление и преодоление фундаментальных и прикладных проблем развития культуры

Образовательная функция культурологии состоит в том, что культурология как наука расширяет горизонты познания посредством подачи информации в учебных заведениях, на культурных мероприятиях и т.д.

Методы культурологии

Культурология как наука развивается при помощи определенных методов исследования. В культурологии используются как общие, так и специальные методы. В настоящее время больше всего распространены четыре метода изучения культуры. Они представлены на рисунке ниже.

Диахронический метод изучения культурных явлений представляет собой совокупность последовательного изучения и анализа фактов и явлений в хронологической последовательности. Данный метод редко используется без сопутствующих. Чаще всего, вместе с диахроническим методом используют синхронический.

Синхронический метод очень популярен в культурологии. Он призван проводить совокупный анализ нескольких культурных типов на протяжении определенного периода с целью выявления связей, систем взаимодействия и возможных противоречий.

Сравнительно-исторический метод используется для того, чтобы проводить параллели и сравнительный анализ в историческом разрезе многие культурные явления и феномены, при этом проникать в их сущность и выявлять их влияние на культуру.

Структурно-функциональный метод направлен на расчленение культурных феноменов и явлений на определенные составляющие с целью анализа.

В целом культурология использует множество общенаучных методов, например индукцию, дедукцию и т.д.

  1. Быстрова Т. Ю.Культурология/ Под ред.О.И. Ган – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014.
  2. Культура: теории и проблемы /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов – М.: Наука, 1995
  3. Радугин А.А. Культурология – М.: Центр, 2001.

Культурология как наука

Вопросами изучения многообразия культур, их уникальностью и несхожестью занимается специальная наука — культурология.

Предмет культурологии

Культурология (от лат. cultura — возделывание, развитие и от греч. logos — слово, понятие, учение) — наука, находящаяся в стадии становления и уточнения своего предмета исследования, и все же со значительной долей уверенности можно говорить о том, что именно проблемы культуры являются предметом ее исследования. Однако понятие «культура» весьма сложно и многозначно, употребляется в самых разных значениях в диапазоне от обыденного использования — «культура поведения» до глобального контекста — «мировая культура». Причиной тому является многогранность данного понятия и его исключительно глубокое содержание.

Таким образом, предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.

Сам термин «культурология» (для обозначения науки о культуре) введен в российские исследования о культуре в начале 90-х гг. XX в. Он включает в себя концептуальные проблемы теории и истории культуры, а также специальных наук о различных типах, формах, видах и явлениях культуры и культурной жизнедеятельности человека.

В мировой пауке не существует однозначного признания культурологии в качестве целостной, единой науки о культуре как общественном явлении. С 1871 г., когда было дано «первое научное определение культуры английским этнографом Э. Б. Тайлором, в исследовании культуры сосуществуют три ведущих направления:

  • философия культуры как часть философии;
  • блок наук о культуре: этнология, этнография, культурология, антропология и другие;
  • культурология как единая наука, включающая теорию и историю культуры.

В последнем значении культурология начинает широко развиваться в нашей стране с 1991 г. Предметом культурологии является изучение культуры как конкретно-исторической системы создания, сохранения, распределения, обмена и потребления материальных и духовных ценностей».

Объектом культурологии выступает культура как анализ особенностей различных культурно-исторических типов и процессов, а также культурные объекты общественной жизни.

Задачи и цели культурологии

При таком понимании предмета культурологии основными ее задачами являются:

  • наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее
  • сущности, содержания, признаков и функций;
  • изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
  • определение места и роли человека в культурных процессах;
  • разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
  • взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
  • изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
  • исследование развития отдельных культур.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать: факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и усвоения культурных феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); культурные коды и коммуникации между ними.

Цели и задачи культурологии определяют и функции этой науки.

Функции культурологии

Функции культурологии можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам:

  • познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
  • концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
  • оценочная функция — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
  • объясняющая функция — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
  • мировоззренческая функция — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
  • образовательная (обучающая) функция — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам, а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества.

Предмет культурологии, ее задачи, цели и функции определяют общие контуры культурологии как науки. Каждый из них в свою очередь требует углубленного изучения.

Становление культурологии как науки

Культурология — это прежде всего наука о культуре. Этот специфический предмет отличает ее от других социальных, гуманитарных дисциплин и объясняет необходимость ее существования как особой отрасли знания.

Культурология — молодая наука, находящаяся в стадии становления. Самым большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие точки зрения на предмет ее исследования, с которой были бы согласны большинство исследователей. Выявление предмета культурологии происходит на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.

Связь культурологии с другими науками

В культурологии выделяют несколько разделов или подходов в изучении культуры.

Философия культуры выполняет методологическую функцию по отношению ко всей культурологии, т. к. она определяет общий смысл явления культур, представляет различные трактовки культуры, обеспечивает выбор познавательных ориентиров культурологических исследований.

Теория культуры определяет сущность, место и значение конкретных культурных явлений.

История культуры описывает конкретно-исторические особенности культурного развития, т. к. прошлое культуры изучается для понимания ее настоящего.

Социология культуры изучает функционирование в социальной структуре общества культурных особенностей, проявляющихся в поведении и образе жизни различных социальных групп, слоев, сословий, классов и этносов.

Культурная антропология фиксирует и анализирует образ жизни и свойства различных культурных объектов: регионов и областей культуры, социокультурных слоев и групп, индивидов и т. д.

Культурология как наука. Задачи культурологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие культурологии

Культурология как наука оформилась поздно – только во второй половине ХХ века. В СССР ее считали буржуазным проявлением, лженаукой, а потому сам термин «культурология» был почти под запретом. Однако проблемы культурологии в той или иной степени проявлялись в работах многих ученых, работающих в области гуманитарных знаний – философии, социологии, филологии и др., поэтому к родоначальникам отечественной культурологии можно отнести Г. В. Вернадского, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, П. Н. Милюкова, С. С. Аверинцева, В. Е. Хализева и др.

На Западе же культурология была признана самостоятельной наукой достаточно давно, однако, как ни странно, ее общая теория здесь создана не была, так как представители этого направления занимались в основном частными исследованиями. Среди западных ученых и философов, занимавшихся культурологическими проблемами можно назвать К. Леви-Строса, О. Шпенглера, Ф. Ницше, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и др.

Несмотря на то, что как наука культурология установилась недавно, в России вопросы культурологи издавна затрагивались русскими писателями в художественной литературе, имеющей характер философской. Писатели-философы XIX-XXвв. в своих произведениях создали разнообразные культурологические модели, которые представляют и сейчас прекрасный иллюстративный материал при анализе проблем культурологии.

Культурология — это наука о наиболее общих закономерностях культуры, изучающая универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Она исследует культуру в целом — от бытового уклада до концепций мира и человека, обобщая наши представления о культуре, которые представлены другими гуманитарными науками, дает возможность изучать культуру как систему. Другими словами, культурология выявляет и исследует наиболее общие культурологические законы, применимые как к отдельной личности, так и к человечеству в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи культурологии

Так как культура пронизывает всю жизнь человека, то определить основные задачи культурологии как науки, представляется сложным. Как правило, все ученые-культурологи в качестве первостепенных задач выносят следующие шесть:

  1. проанализировать культуру как систему культурных феноменов;
  2. исследовать ментальное содержание культуры;
  3. выявить типы связей между элементами культуры;
  4. исследовать типологии культур и культурных единиц;
  5. проанализировать проблемы социокультурной динамики;
  6. определить и исследовать культурные коды и коммуникации.

Более полно решить поставленные задачи помогает связь со всеми гуманитарными науками, объектом изучения которых является человек. Культурология не подменяет специальных исследований смежных наук, а имеет свой специфический предмет изучения, хотя и использует данные, полученные в результате развития других направлений гуманитарного знания.

Так культурологии близка философия, основным вопросом которой является определение смысла человеческой жизни.

Социология представляет различные модели поведения человека в обществе, межличностные отношения, характеристики общественных структур, которые культурология пытается осмыслить и описать.

Сведения о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом, анализируемые политологией, также необходимы для культурологических исследований.

Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях, являющиеся предметом изучения науки психологии, расширяются и уточняются культурологическими исследованиями.

Этнография дает культурологии богатый материал для исследования национального культурного менталитета.

Каждый исследователь культуры должен быть историком, чтобы уметь выявлять как общекультурные, вневременные закономерности, так и особенности культурного менталитета в определенную историческую эпоху. Данные истории также помогают выстроить теорию возникновения и развития культуры, определить основные пути ее исторического развития.

Особое значение имеет связь культурологии с литературоведением и искусствознанием. Произведения литературы и искусства, так как описывают культурологические модели, пытаются их осмыслить, осваивать.

Таким образом, культура может рассматриваться в различных аспектах – философском, психологическом, историческом, социальном, эстетическом и др. И все эти аспекты дают возможность культурологии выявить основные закономерности такого сложного явления, которым является культура.

Предмет, объект и метод культурологии

Все статьи сайта → Культурология → Теория культурыПредмет и объект культурологии

Культурология как наука изучает закономерности куль­турного процесса, памятники и явления материальной и ду­ховной культуры, а также культурные интересы и потребности людей, их участие в сохранении, приумножении и пере­даче культурных ценностей.

Культурология как учебная дисциплина родилась в мно­гостепенном переплетении с философией, археологией, ис­торией, психологией, этнографией, религиоведением, соци­ологией, искусствознанием и поэтому с полным основанием может быть названа интегративной сферой знания. Это социогуманитарная наука, которая ориентируется на бытие и деятельность человека и общества. Этимологически слово «культурология» переводится на русский язык как наука о культуре.

Предмет и объект культурологии

Предмет культурологии (в зависимости от подхода) пони­мался на разных этапах становления этой науки по-разному. Основные определения предмета культурологии сводятся к следующим:

1. Культурология изучает содержание, структуру и дина­мику культуры, ее происхождение, отбор и передачу культур­ных ценностей (А. Я.Флиер).

2. Культурология изучает семиотические системы: знаки, символы, язык искусства и всей области творчества челове­ка (Ю. Лотман, А. Кармин).

3. Культурология изучает культуру как универсальный способ творческой самореализации через утверждение смыс­ла человеческой жизни.

Существует множество определений культуры. Это свя­зано с разнообразием самой культуры, с ее пониманием. Можно говорить об антропологическом понимании культуры. В таком понимании любая культура — это образ жизни отдельного человека или общества. Она уникальна и непов­торима. Вот некоторые определения данного подхода:

— культура — это способ существования человечества;
— культура — все, что создано человечеством;
— культура — это общий образ жизни, способ приспособления человека к его естественному окружению и эконо­мическим потребностям.

При социологическом понимании культуры акцент делается на культурные ценности, которые определяют развитие общества:

— культура — это язык, эстетические вкусы, знания, ве­рования и обычаи;
— культура — это наследуемые изобретения, вещи, тех­нические процессы, идеи и обычаи;
— культура — это общепринятый способ мышления.

Философский подход к культуре выделяет в жизни обще­ства некоторые закономерности, составляющие основание культуры или причину ее развития. Это не внешнее описа­ние или перечисление явлений культуры, а проникновение в сущность происходящих в обществе процессов. В таком по­нимании:

— культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей челове­ка, выраженный в типах и формах организации жизни;
— культура — это относительно постоянное нематериаль­ное содержание, передаваемое в обществе при помощи про­цесса социализации.

Причиной такого многообразия трактовок культуры яв­ляется неисчерпаемость и многогранность человеческого бытия. Каждый исследователь обращает внимание на одну из сторон культуры. Ее изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, аксиологи, антропологи. И общий взгляд на такое многомерное явление, как культура, выработать не так-то просто. Наиболее традиционным в фи­лософской науке (а мы будем придерживаться такого подхо­да) является представление о культуре как о совокупном ре­зультате деятельности человека. Эта точка зрения выражена в целом ряде работ известных философов-культурологов (П.С.Гуревич, А.Я.Гуревич, А.А.Аверинцев, В.В.Иванов, М.С.Каган, Ю.М.Лотман, М.К.Межуев, В.И.Полшцук, В.Н.Топоров). Некоторые авторы включают в понятие культуры и саму деятельность, иные только «технологическую» деятель­ность (средства и механизмы), третьи — только творчество. Но их объединяет то, что с философской точки зрения куль­тура понимается не как сумма идей или вещей, а как способ существования человека и его отношения к самому себе. При таком подходе мало простого описания каждой культуры. Тре­буется объяснение и понимание особенного характера каж­дой культуры. Появилось название научной дисциплины, ко­торая занимается подобного рода исследованием — культурология.

Объектом культурологии являются те же культуры, которые интересуют социологов и историков, но предметом культурологии является не простое описание достижений той или иной культуры, а особенности ее рождения, становления, дальнейшего развития и судьбы культуры.

Культурология развивалась и под воздействием переломных событий XX века в Европе. Первая мировая война, революция в России и ряде других стран Европы, фашистские режимы, рост власти человека над природой и гибельные последствия этого ро­ста, появление тоталитарных режимов — все это вызвало новый взгляд на характер европейской культуры, на ее роль в жизни об­щества.

Поводя итоги, можно следующим образом определить предмет «культурологии»: это сущность и особенности тако­го многозначного понятия, как культура, ее происхождение и смысл.

Термин «культура» в современной науке трактуется мно­гозначно. Наиболее устоявшиеся определения:

1. культура — это вид человеческого бытия, специфика которого проявляется в том, что он создается человеком;

2. культура — это совокупность материальных и духов­ных ценностей, которые отражают активную творческую де­ятельность людей в освоении мира;

3. культура — это способ жизнедеятельности человека, процесс и результат поиска человеком самого себя и своего места в этом мире;

4. культура — это совокупность идей, материальных объектов, технологий.

Метод культурологии

Разработка общих проблем теории и истории культуры требует привлечения понятийного и методологического аппарата, создаваемого философией, социологией, психологией, этикой, эстетикой, информатикой. Тем самым достигается объединение эмпирического и теоретического уровней изучения культуры. При этом используются общенаучные, философские и специальные методы познания. Например, наблюдение, описание фактов культуры и измерение, по возможности, их параметров, является необходимым исходным пунктом их познания. Непременным условием этого процесса является использование процедур анализа и синтеза, логической дедукции и индукции. До сих пор популярен в культурологии древний метод познания по аналогии. В последние десятилетия широко применяются методы моделирования культурных процессов, в частности компьютерного.

Следует отметить, однако, что использование общенаучных методов в культурологии оспаривается представителями некоторых философских направлений. Так, в учениях неокантианцев XIX ст. (Риккерт, Кассирер и др. ) было предпринято резкое противопоставление методов наук о природе методам наук о культуре. Первые, так называемые генерализующие методы направлены на изучение повторяющихся признаков, сходных моментов в многообразных явлениях природы с целью установления их общего закона.

Методы наук о культуре принципиально отличны: они призваны исследовать уникальные, неповторимые культурные феномены. В результате, эти методы оказываются исключительно описательными (индивидуализирующими, идеографическими).

Практика последующих культурологических исследований показала, что различение методов двух групп наук не стоит абсолютизировать, так же как и преувеличивать уникальность культурных объектов. Здесь оправдано сочетание различных методов и методологических установок. Например, среди философских методов особое значение имеют диалектические (восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического подходов), феноменологические, а также структурно-функциональные методы (выявление элементов системы, установление взаимосвязей).

К специальным методам культурологии можно отнести:

  1. сравнительно-исторический метод (последовательное изучение изменяющегося культурного объекта путем сравнения его состояний);
  2. типологические метод (исследование культурных объектов с целью выявления типичного, общего для них свойства);
  3. герменевтический метод (интуитивно-художественное постижение культурных смыслов, дополняющее объективное рациональное знание чувственными образами, эмоциональными переживаниями).

Следовательно, культурология не ограничивается узким кругом методов и приемов. Методологическая широта имеет свои достоинства при изучении всего многообразия аспектов культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: