Морфологическая концепция истории О. Шпенглера - ABCD42.RU

Морфологическая концепция истории О. Шпенглера

Культурологические теории современности

4.1. Морфологическая концепция истории О. Шпенглера

4.2. Концепция цивилизаций А. Тойнби

4.3. Концепция циклического развития культуры П. Сорокина

4.4. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда

4.5. Концепция коллективного бессознательного К. Юнга

4.6. Функциональная теория культуры Б. Малиновского

4.7. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги

4.8. Пассионарная теория культуры Л. Гумилева

На протяжении ХХ в. интерес к культурологии продолжал постоянно возрастать, что закономерно привело к появлению множества новых теорий, школ, направлений, дававших свою оценку сущности культуры, ее динамики и вероятных перспектив ее будущего. Из всего многообразия культурологических теорий, школ и направлений ХХ в. наиболее известной является концепция мировой истории немецкого философа и культуролога О. Шпенглера.

4.1. Морфологическая концепция истории

В своей знаменитой книге «Закат Европы» (1918) Освальд Шпенглер (1880—1936) поставил себе целью проследить судьбу ев-

ропейской культуры, воссоздать историческую картину развития, выяснить взаимосвязь культуры и истории и разработать типологию мировой культуры. Реализацию поставленной задачи Шпенглер на- чал с анализа традиционной схемы всемирной истории как эволюционного процесса восхождения от первобытного состояния через ряд промежуточных этапов (Древний мир, Средние века, Новое время) к современности. Мировую историю, по его мнению, составляет смена развивающихся и подобных по структуре организмов с индивидуальным обликом и ограниченным сроком жизни, которые

è называются культурами. Они подобны живым организмам, растениям, которые вырастают на определенной почве. Так же, как растения, культуры обособлены друг от друга и никак не связаны между собой. Они вырастают из лона породившей их земли, расцветают

è погибают. Для Шпенглера нет и не может быть всемирной истории как единого поступательного процесса. Это спектакль множества мощных культур, расцветающих на определенном ландшафте, имеющих собственную форму, собственную идею, а также собственную смерть.

Каждая культура обладает душой, которая представляет собой нечто нематериальное, но фиксируемое через особенности живо-

писи, музыки, архитектуры, поэзии, научного мышления. По этой причине в рамках каждой культуры существуют свои собственные представления о природе, числе, времени. У каждой из них, как отмечает Шпенглер, своя «собственная психология, собственный стиль знания людей и жизненного опыта» 1 .

Ключом к пониманию каждой культуры является символ, который позволяет понять ее сущность и отличие от других культур. Для этого необходимо погрузиться в мир символов, рожденных данной культурой, и осознать смысл, заложенный в них. Если этого не происходит, то культура остается для нас закрытой и вопрос ее познания не возникает. В качестве символов могут выступать различные артефакты, в частности, механические часы, появившиеся в Средневековье и свидетельствующие об изменившемся понимании времени, дальнобойные орудия, китайская административная система, египетские пирамиды, которые могли быть воздвигнуты только людьми, обеспокоенными сохранением своего прошлого и др. Совокупность символов рождает образ эпохи, ее гештальт (вид, облик), от которого необходимо исходить при изучении любой культуры. Если понимается образ культуры, то значит понимается ее глубинная сущность.

Культура рождается в тот миг, когда пробуждается ее душа. Она расцветает на основе определенного ландшафта, к которому остается привязанной в течение всей жизни, и умирает, когда эта душа полностью реализует свои возможности, создав народы, языки, вероучения, искусства, государства, науки. Душа возникает по воле Всевышнего (или объективного Духа), чтобы развить определенную идею — задачу данной культуры. Душа, а вместе с ней и культура существуют, пока не будет выполнена эта задача.

1 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 483.

Культурологические теории современности

Душа каждой культуры, вырастая на определенном ландшафте, выбирает там свой прасимвол, порождающий все богатство культур-

ных форм. Он кроется в нормах этики, в форме государства, в религиозных мифах и культах, в произведениях искусства. Но сам прасимвол неосуществим и непостижим, он не исчерпывается никаким множеством его конкретных проявлений.

В соответствии со своим прасимволом каждая культура чувствует и творит. Так, для греков прасимволом было отдельное тело, для арабов — пещера или арка, для египтянина — узкий, заранее предначертанный путь, для европейца — бесконечное пространство, а для русского — бесконечная холмообразная равнина.

Прасимвол египетской культуры — дорога, означающая движение по предначертанному жизненному пути. Дорога — символ движения не только в пространстве, но и во времени. Египетская культура проникнута идеей долговечности, в которой сосуществуют прошлое, настоящее и будущее. Прасимвол античной культуры — ограниченное материальное тело. Для грека реальны только тела: обозримые, осязаемые, существующие здесь и теперь. Родина для грека — это его небольшой полис, границы которого видны невооруженным глазом, наименьшее из возможных государств. Политика этого полиса — всегда политика близких расстояний, в которой непосредственное участие принимает каждый гражданин. Таков же и античный храм — наименьший из всех классических типов строений, дом близких и понятных богов. Красота для грека воплощается в прекрасном человеческом теле и его изображении в виде статуи. Прасимвол античной культуры проявляется в «апполоническом» художественном стиле. Поэтому Шпенглер называл гре- ко-римскую культуру апполонической.

Прасимвол арабской культуры — это мир-пещера. Замкнутый внутренний мир «пещеры» представляется полным тайн и загадок, он возбуждает фантазию и мистические настроения. Время течет в этом мире циклично, как бы вращаясь внутри заданного круга. Отсюда убеждение в фатальности происходящего, в существовании мистических связей настоящего с прошлым и будущим. Шпенглер считал, что арабскую культуру следует называть магической.

Европейский мир основан на тяге к бесконечному, западное мирочувствование выражается образом бесконечного пространства. Зримым воплощением его в математике становится понятие функции, ряда рациональных чисел, не представляемых в форме конкретных тел и наглядных величин. Так же появляются динамиче- ская физика, машинная техника, незнакомые античному миру. Иначе воплощается и красота — в инструментальной музыке и масляной живописи, способных отразить идею бесконечности. Иначе

воспринимает европеец и понятие родины — это не конкретный участок земли, на котором стоит его дом. Для него это страна со своей природой, климатом, языком, обычаями, историей. И если античный человек всегда жил в настоящем, не будучи историче- ским человеком, европеец всегда осознает единство прошлого, настоящего и будущего.

Такие же специфические характеристики свойственны и всем остальным культурам, по-своему воплощающим свои прасимволы. Все они существуют обособленно, изолированно. Каждая культура является самодостаточной и ничего не может позаимствовать у других культур. Человек, принадлежащий к одной культуре, не только не может воспринять ничего из ценностей других культур, но и не в силах их понять. Араб или китаец смотрят на мир другими глазами, не так, как грек или европеец, они живут разными интересами, их волнуют другие заботы. Все формы духовной деятельности человека относятся только к данной культуре, имеют значение только для нее.

Далеко не каждый народ, по мнению Шпенглера, способен к созданию собственной культуры. За

всю историю человечества сложилось лишь восемь достигших своего завершения типов культур: вавилонская, египетская, китайская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская и культура народов майя. В стадии зарождения на-

ходится русская культура.

Несмотря на всю несхожесть истории развития этих культур имеет общие черты. Она сводится к прохождению одинаковых стадий, которые в своем развитии переживает организм: детство, юность, зрелость, увядание. Закономерное наступление и чередование этих стадий делают периоды развития всех культур тождественными, длительность стадий и срок их существования самой культуры — отмеренными и нерушимыми.

Как считает Шпенглер, длительность жизни каждого культурно-

го типа составляет около тысячи лет. Этот срок разбивается на три этапа. Подготовительный период, в котором идет накопление сил,

рождение души культуры и определение ее задачи, выделение прасимвола — это детство культуры. Затем идет период собственно

культуры — период выявления и осуществления идеи культуры во всех сферах, период интенсивного творчества, когда создаются все духовные ценности, величайшие шедевры искусства. Процесс развертывания культуры связан с отмиранием ее гибких органов, упрощением расчлененной структуры, переходом от разнородности к большей однородности и, вместе с тем, от органического единства

многообразия к механическому единству, сопряженному с разрушительной борьбой. И, наконец, наступает период упадка культуры,

Морфологическая концепция истории О. Шпенглера

2. Дианова В.М. Культурология: основные концепции. СПб., 2005.

3. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005.

4. Культура и культурология. Словарь. Сост. А.И. Кравченко. М., 2003.

5. Культурология XX века. Антология. М., 1995.

6. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. М., 2002.

7. Ницше Ф.Рождение трагедии из духа музыки // Соч. в 2 т. T.l. М., 1993.

8. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Культурологические теории современности

4.1. Морфологическая концепция истории О. Шпенглера

4.2. Концепция цивилизаций А. Тойнби

4.3. Концепция циклического развития культуры П. Сорокина

4.4 Психоаналитическая концепция культуры 3. Фрейда

4.5. Концепция коллективного бессознательного К. Юнга

4.6. Функциональная теория культуры Б. Малиновского

4.7. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги

4.8 Пассионарная теория культуры Л. Гумилева

На протяжении XX в. интерес к культурологии продолжал постоянно возрастать, что закономерно привело к появлению множества новых теорий, школ, направлений, дававших свою оценку сущности культуры, ее динамики и вероятных перспектив ее будущего. Из всего многообразия культурологических теорий, школ и направлений XX в. наиболее известной является концепция мировой истории немецкого философа и культуролога О. Шпенглера.

4.1. Морфологическая концепция истории О. Шпенглера

В своей знаменитой книге «Закат Европы» (1918) Освальд Шпенглер(1880–1936) поставил себе целью проследить судьбу европейской культуры, воссоздать историческую картину развития, выяснить взаимосвязь культуры и истории и разработать типологию мировой культуры. Реализацию поставленной задачи Шпенглер начал с анализа традиционной схемы всемирной истории как эволюционного процесса восхождения от первобытного состояния через ряд промежуточных этапов (Древний мир, Средние века, Новое время) к современности. Мировую историю, по его мнению, составляет смена развивающихся и подобных по структуре организмов с индивидуальным обликом и ограниченным сроком жизни, которые и называются культурами. Они подобны живым организмам, растениям, которые вырастают на определенной почве. Так же, как растения, культуры обособлены друг от друга и никак не связаны между собой. Они вырастают из лона породившей их земли, расцветают и погибают. Для Шпенглера нет и не может быть всемирной истории как единого поступательного процесса. Это спектакль множества мощных культур, расцветающих на определенном ландшафте, имеющих собственную форму, собственную идею, а также собственную смерть.

Каждая культура обладает душой, которая представляет собой нечто нематериальное, но фиксируемое через особенности живописи, музыки, архитектуры, поэзии, научного мышления. По этой причине в рамках каждой культуры существуют свои собственные представления о природе, числе, времени. У каждой из них, как отмечает Шпенглер, своя «собственная психология, собственный стиль знания людей и жизненного опыта» [3].

Ключом к пониманию каждой культуры является символ, который позволяет понять ее сущность и отличие от других культур. Для этого необходимо погрузиться в мир символов, рожденных данной культурой, и осознать смысл, заложенный в них. Если этого не происходит, то культура остается для нас закрытой и вопрос ее познания не возникает. В качестве символов могут выступать различные артефакты, в частности, механические часы, появившиеся в Средневековье и свидетельствующие об изменившемся понимании времени, дальнобойные орудия, китайская административная система, египетские пирамиды, которые могли быть воздвигнуты только людьми, обеспокоенными сохранением своего прошлого и др. Совокупность символов рождает образ эпохи, ее гештальт (вид, облик), от которого необходимо исходить при изучении любой культуры. Если понимается образ культуры, то значит понимается ее глубинная сущность.

Культура рождается в тот миг, когда пробуждается ее душа. Она расцветает на основе определенного ландшафта, к которому остается привязанной в течение всей жизни, и умирает, когда эта душа полностью реализует свои возможности, создав народы, языки, вероучения, искусства, государства, науки. Душа возникает по воле Всевышнего (или объективного Духа), чтобы развить определенную идею — задачу данной культуры. Душа, а вместе с ней и культура существуют, пока не будет выполнена эта задача.

Душа каждой культуры, вырастая на определенном ландшафте, выбирает там свой прасимвол, порождающий все богатство культурных форм. Он кроется в нормах этики, в форме государства, в религиозных мифах и культах, в произведениях искусства. Но сам прасимвол неосуществим и непостижим, он не исчерпывается никаким множеством его конкретных проявлений.

В соответствии со своим прасимволом каждая культура чувствует и творит. Так, для греков прасимволом было отдельное тело, для арабов — пещера или арка, для египтянина — узкий, заранее предначертанный путь, для европейца — бесконечное пространство, а для русского — бесконечная холмообразная равнина.

Прасимвол египетской культуры — дорога, означающая движение по предначертанному жизненному пути. Дорога — символ движения не только в пространстве, но и во времени. Египетская культура проникнута идеей долговечности, в которой сосуществуют прошлое, настоящее и будущее. Прасимвол античной культуры — ограниченное материальное тело. Для грека реальны только тела: обозримые, осязаемые, существующие здесь и теперь. Родина для грека — это его небольшой полис, границы которого видны невооруженным глазом, наименьшее из возможных государств. Политика этого полиса — всегда политика близких расстояний, в которой непосредственное участие принимает каждый гражданин. Таков же и античный храм — наименьший из всех классических типов строений, дом близких и понятных богов. Красота для грека воплощается в прекрасном человеческом теле и его изображении в виде статуи. Прасимвол античной культуры проявляется в «апполоническом» художественном стиле. Поэтому Шпенглер называл греко-римскую культуру апполонической.

Читайте также  История болезни - Неврология (правосторонний центральный гемипарез)

Прасимвол арабской культуры — это мир-пещера. Замкнутый внутренний мир «пещеры» представляется полным тайн и загадок, он возбуждает фантазию и мистические настроения. Время течет в этом мире циклично, как бы вращаясь внутри заданного круга. Отсюда убеждение в фатальности происходящего, в существовании мистических связей настоящего с прошлым и будущим. Шпенглер считал, что арабскую культуру следует называть магической.

Европейский мир основан на тяге к бесконечному, западное мирочувствование выражается образом бесконечного пространства. Зримым воплощением его в математике становится понятие функции, ряда рациональных чисел, не представляемых в форме конкретных тел и наглядных величин. Так же появляются динамическая физика, машинная техника, незнакомые античному миру. Иначе воплощается и красота — в инструментальной музыке и масляной живописи, способных отразить идею бесконечности. Иначе воспринимает европеец и понятие родины — это не конкретный участок земли, на котором стоит его дом. Для него это страна со своей природой, климатом, языком, обычаями, историей. И если античный человек всегда жил в настоящем, не будучи историческим человеком, европеец всегда осознает единство прошлого, настоящего и будущего.

Такие же специфические характеристики свойственны и всем остальным культурам, по-своему воплощающим свои прасимволы. Все они существуют обособленно, изолированно. Каждая культура является самодостаточной и ничего не может позаимствовать у других культур. Человек, принадлежащий к одной культуре, не только не может воспринять ничего из ценностей других культур, но и не в силах их понять. Араб или китаец смотрят на мир другими глазами, не так, как грек или европеец, они живут разными интересами, их волнуют другие заботы. Все формы духовной деятельности человека относятся только к данной культуре, имеют значение только для нее.

Морфологическая концепция истории О. Шпенглера

Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин

«Культурология. Учебник»

Глава 1. Культурология в системе гуманитарных наук 5

Становление культурологии как науки 6

Междисциплинарные связи культурологии 8

Предмет и задачи культурологии 11

Структура культурологии как науки 15

Глава 2. Возникновение и развитие культурологической мысли 22

Доклассический период развития культурологии 23

Классический период развития культурологии 27

Просветительские и идеалистические концепции культуры 35

Глава 3. Неклассический период развития культурологии 45

Культурологическая концепция эволюционизма. Г. Спенсер, Э. Тайлор 45

Теория локальных цивилизаций. Н.Я. Данилевский 48

Философия жизни о культуре. Ф. Ницше 56

Глава 4. Культурологические теории современности 63

Морфологическая концепция истории О. Шпенглера 63

Концепция цивилизаций А. Тойнби 67

Концепция циклического развития культуры П. Сорокина 73

Психоаналитическая концепция культуры 3. Фрейда 81

Концепция коллективного бессознательного К. Юнга 84

Функциональная теория культуры Б. Малиновского 87

Игровая концепция культуры И. Хейзинги 90

Пассионарная теория культуры Л. Гумилева 94

Глава 5. Культура как предмет изучения 98

Понятие «культура» 98

Основные теории культурогенеза 102

Культура и цивилизация 106

Глава 6. Структура и функции культуры 114

Артефакт, культурная форма и культурная система 114

Материальная и духовная формы культуры 116

Мировая культура и национальная (этническая) культура 122

Массовая культура и элитарная культура 125

Контр культура и субкультуры 131

Функции культуры 134

Глава 7. Динамика культуры 145

Модели (формы) динамики культуры 146

Типы динамики культуры 157

Источники (механизмы) культурной динамики 160

Факторы культурной динамики 165

Модернизация традиционных культур 172

Глобализация культуры современного мира 175

Глава 8. Бытие культуры 179

Культура и природа 180

Культура и язык 185

Культурная идентичность личности 188

Глава 9. Типология культур 199

Историческая типология культур 200

Формационная типология культур 201

Цивилизационная типология культур 202

Линейная типология культур К. Ясперса 204

Современные концепции типологии культур 206

Глава 10. Культура первобытного общество 211

Периодизация и характерные черты первобытной культуры 211

Становление культуры первобытного общества 214

Духовная первобытная культура 217

Художественная культура первобытного общества 224

Глава 11. Культура древних цивилизаций Двуречья 231

Культура древних цивилизаций Месопотамии 232

Духовная культура Месопотамии 238

Искусство месопотамских цивилизаций 242

Глава 12. Культура цивилизации Древнего Египта 248

Истоки культуры Древнего Египта 248

Культура Древнего царства 250

Культура Среднего царства 254

Культура Нового царства 256

Религия и искусство Древнего Египта 260

Глава 13. Единство и многообразие индийской культуры 266

Культура хараппской цивилизации и культура ариев 267

Культура в эпоху Маурьев 274

Культура в эпоху Гуптов 281

Культура Индии в период Средневековья и Нового времени 286

Глава 14. Традиционная культура Китая 294

Основные этапы развития культуры Древнего Китая 295

Духовная культура и религия Китая 297

Искусство Древнего Китая 303

Китайская культура эпохи Средневековья 305

Глава 15. Древнееврейская культура 317

Истоки и начало древнееврейской культуры 317

История религии древних евреев 319

Памятники древнееврейской культуры 325

Глава 16. Античная культура Древней Греции 328

Периодизация культуры Древней Греции 328

Крито-микенская культура 330

Культура гомеровского периода 333

Культура периода архаики 335

Культура классического периода 341

Культура эпохи эллинизма 350

Глава 17. Античная культура Древнего Рима 356

Культура эпохи Республики 357

Культура эпохи Империи 363

Культура поздней Империи 369

Глава 18. Культура Византийской цивилизации 373

Эволюция византийской культуры 374

Ранний период византийской культуры 375

«Темное время» и «Македонское Возрождение» 380

«Палеологовский Ренессанс» 385

Глава 19. Культура цивилизаций доколумбовой Америки 391

Культура ольмекской цивилизации 391

Культура цивилизации майя 393

Культура цивилизации ацтеков 397

Культура цивилизации инков 400

Глава 20. Европейская культура Средних веков 405

Особенности культуры Средневековья 406

Три типа культуры Средневековья 412

Художественные стили Средневековья 422

Глава 21. Арабо-мусульманский тип культуры 429

Истоки и основы арабской культуры 430

Арабо-мусульманская культура Средних веков 434

Глава 22. Традиционная культура Японии 445

Духовно-религиозные основы культуры Японии 445

Художественная культура средневековой Японии 449

Глава 23. Культура эпохи Возрождения 457

Предпосылки и особенности культуры Возрождения 457

Культура Итальянского Возрождения: интеллект, гармония и мощь 464

Северное Возрождение 478

Глава 24. Европейская культура Нового времени 486

Характерные особенности эпохи 487

Культура и искусство XVII в. Классицизм и барокко 491

Культура и искусство XVIII в. Рококо и сентиментализм 502

Глава 25. Основные направления европейской художественной культуры XIX в. 507

Социально-исторические особенности эпохи 508

Критический реализм и принцип типического 513

Импрессионизм и постимпрессионизм 518

Символизм и декаденство: художественное сознание и творческий метод 522

История русской культуры 528

Глава 26. Русская культура эпохи Киевской Руси 529

Истоки и условия зарождения русской культуры 529

Древнерусская языческая культура 532

Культура Киевской Руси, Древнего Новгорода и Пскова 536

Типологические особенности древнерусской культуры 550

Глава 27. Средневековая культура Московской Руси 553

27.1. Русская культура эпохи монголо-татарского нашествия 554

27.2 Начало культуры Московской Руси 558

Русская культура XVI в. 563

Обмирщение русской культуры XVII века. 570

Глава 28. Два лика русской культуры Нового времени 582

Культура эпохи Петровских реформ 583

Культура России 30—50-х годов XVIII в. 590

Формирование общенациональной русской культуры 596

Глава 29. «Золотой век» русской культуры 608

Русская культура первой половины XIX в.: развитие самобытности и самосознания 609

Русская культура второй половины XIX в.: гражданственность, нравственность и демократическая направленность 620

Глава 30. Культура Серебряного века: личность и ее духовный мир 631

Новые художественные течения в русской литературе 632

Изобразительное искусство Серебряного века 639

Глава 31. Мировая культура Новейшего времени (вместо заключения) 643

Основные особенности и тенденции современной мировой культуры 644

Современный модернизм 647

Модернизм в изобразительном искусстве 654

Постмодернизм и его особенности 663

Краткий словарь специальных терминов 669

Основная задача высшей школы — подготовка не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а формирование личности, способной творчески решать стоящие перед ней задачи, осознанно принимать решения по всем жизненно важным для нее вопросам.

Исследования рынка труда однозначно показывают, что современному обществу не нужны специалисты, способные решать узкоутилитарные задачи только в пределах усвоенного за время обучения комплекса знаний и навыков. Сегодня недостаточно овладеть специальностью, записанной в дипломе, необходимо быть в курсе последних достижений в своей профессиональной области, уметь творчески применять их на своем рабочем месте. А это доступно только всесторонне образованному человеку, с высоким уровнем общей культуры, который может найти новые нетрадиционные решения стоящих перед ним проблем. Быстрота и нестандартность мышления специалистов определяются не только объемом узкопрофессиональных знаний, но и их эрудицией, широтой кругозора.

Морфологическая концепция локальных культур О. Шпенглера

РЕФЕРАТ

По Истории

Тема:

Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков

Содержание

1. Концепции культуры второй половины XIX, начала и середины XX веков 5

1.1 Культурологические направления. 5

1.2 Культурологические концепции. 6

1.2.1 Морфологическая концепция локальных культур О. Шпенглера. 6

1.2.2 Социологическая концепция культуры Макса и Альфреда Вебера. 8

1.2.3 Игровая модель культуры Й. Хейзинги. 10

1.2.4 Концепция В. Шубарта. 11

2. Культурологические концепции 60-90-х годов XX в. 13

2.1 Концепция культуры А. Тойнби. 14

Список использованной литературы. 18


Введение

Культурология как наука сформировалась лишь в XX веке. Процесс обоснования ее объекта, предмета, структуры, основной проблематики и функций еще продолжается. Но воззрения на явления и процессы жизнедеятельности общества, которые впоследствии были отнесены к содержанию культуры, возникали уже в древних обществах.

Формирование культурологических взглядов и идей, разработка концепций культуры на всем протяжении исторического развития общества определялись в первую очередь мерой отграничения человека от природы, состоянием действительной жизни людей, постепенным ее усложнением, возрастанием многообразия и богатства общественных отношений. Поэтому основные этапы возникновения и развития культурологической мысли в исходных положениях адекватны историческим эпохам, периодам и стадиям восхождения человека и человечества по пути прогресса. Важно также отметить, что этапы развития культурологической мысли, а особенно их конкретное содержание, не всегда в полной мере отражали складывающуюся динамику жизни общества.

Основными этапами развития культурологической мысли можно считать:

1. Становление воззрений на культуру в древних обществах (до II — V

2. Взгляды на культуру в эпоху Средневековья (V-XIV вв.);

3. Развитие культурологической теории в эпоху Возрождения (XV-XVI

4. Формирование культурологической теории в Новое время (XVII-XIX

5. Культурология в XX веке: основные течения и концепции.

Завершение XIX и весь XX век характеризуются появлением значительного числа концепций культуры. Понятие «культура» становится наиболее распространенным в гуманитарных и технических науках. Теория культуры за этот период настолько обогатилась, приобрела самостоятельность и социальный авторитет, что стала одной из ведущих гуманитарных наук и учебной дисциплиной. Вместе с тем, концепции культуры ХIХ-ХХ веков трудно классифицировать из-за их многообразия, а иногда и сложного содержания. Более всего было разработано интегративных концепций.

Концепции культуры второй половины XIX, начала и середины XX веков

Культурологические направления

Во второй половине XIX и начале XX веков развитие культуры в европейском регионе характеризовалось острым кризисом. Научно-технический прогресс порождал крупные негативные последствия. Политическое, социальное и духовное развитие существенно замедлилось. Исследователи культуры не могли «пройти мимо» подобных деструктивных явлений. Одни из них акцентировали внимание на кризисных состояниях культуры, другие были склонны сохранять оптимистическую ориентацию. Возникла своеобразная поляризация в выборе методологии и направленности изучения культуры.

Оптимистическое, или сциентистское, направление разработки концепций культуры составили работы, в которых научно-технический прогресс оценивался положительно и рассматривался главным фактором культурологического развития. Доминантная позитивная позиция отстаивалась и в отношении развития экономики, политики, права, свободы человека, духовное жизни. Сциентистский подход к объяснению культуры был характерен для Р. Арона, Д. Белла, П. Сорокина, А. Тоффлера, А. Тойнби, К. Фрименсо, М. Вебера и других исследователей.

Пессимистическое, или антисциентистское, направление составляло оппозицию научно-техническому развитию и преимущественно негативно отражало состояние европейской культуры. В работах О. Шпенглера, К. Ясперса, представителей Римского клуба и других высказывалась негативная оценка технического развития. Наука и технизация объявлялись главными «виновниками» кризиса европейской культуры.

Отнесение того или иного исследователя культуры к сциентистам или антисциентистам является во многом достаточно общим. Большей определенности в их культурологической ориентации можно достичь, если обратить внимание на конкретно-научный характер концепций.

Читайте также  Темные аллеи история написания

Культурологические концепции

По данному основанию культурологические концепции можно дифференцировать по принадлежностям к наукам:

— философские концепции культуры: А. Шопенгауэр, Ж.-П. Сартр, Э. Гуссерль, А. Швейцер, О. Шпенглер и др.

— исторические концепции культуры: А. Тойнби, К. Ясперс, Э. Тайлор, К. Ламберг-Карловски, Дж. Саблов и др.

— социологические концепции культуры: М. Вебер, А. Вебер, А. Камю, П. Сорокин и др.

— психоаналитические концепции культуры: К. Юнг, З. Фрейд, Э. Фромм и др.

— цивилизационные (собственно культурологические) концепции культуры: Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Элиот, В. Шубарт и др.

Существуют культурологические концепции других научных ориентаций. Рассмотрим некоторые концепции культуры.

Морфологическая концепция локальных культур О. Шпенглера

В начале ХХ века известность и признание получила морфологическая концепция локальных культур немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936). Он был сторонником «философии жизни» в философии и «морфологии культуры» в культурологии. Свою концепцию культуры Шпенглер изложил в книге «Закат Европы», а также в работах «Внутренняя форма слова», «Человек и техника» и других. Концепция культуры Шпенглера оказалась созвучной доминирующим настроениям в европейском обществе, связанным с глубоким кризисом и поиском выхода из него. Устойчивое социальное чувство завершения «великой эпохи» Нового времени ХVII-ХVIII веков и начала XIX в. нашло всестороннюю поддержку и объяснение в морфологии локальных культур. Шпенглер удачно использовал художественную образность, связь с разговорным языком, краткие и понятные суждения, метафоричность и другие приемы для того, чтобы его концепция оказалась доступной широким массам граждан. При этом он во многом отходил от строгого научного анализа, что обусловило ряд противоречий и несогласований. Исходные понятия определял упрощенно.

Культуру он понимал как организм, обладающий сквозным историческим единством, но обособленный от других подобных организмов. Это отличающее эпоху и создающее ее как целостность внутреннее единство форм мышления и творчества, единая стилистика, запечатленная в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

Жизнь людей лишь частично может быть выражена в культуре. Это символы культуры — верования, образы мышления, сооружения, социальные учреждения, литература и искусство.

Шпенглер считал, что носителями действительной истории общества являются всего восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западно-европейская (фаустовская) и культура народа майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры2. Культуры неповторимы и замкнуты, хотя взаимодействуют между собой. Каждая культура существует примерно тысячу-полторы тысячи лет. Она проходит в своем развитии четыре цикла.

Первый цикл — «весна» — отражает становление культуры; второй -«лето», или юность, — характеризует расцвет, упрочение; третий -«осень» — знаменует зрелость культуры и, одновременно, ее надлом. Четвертый цикл — «зима» — означает гибель культуры. Она, по Шпенглеру, умирает и перерождается в цивилизацию. Такова судьба всякой культуры. Если культура есть творчество и живой организм, то цивилизация — оскудение и бездушный интеллект. «Зима» культуры есть смена героических деяний механической работой.

Шпенглер понимает цивилизацию негативно. Западный мир, по его мнению, уже перешел к цивилизации в XIX веке. Начинается «закат Европы». Он характеризуется культом денег, подчинением человека машине, бюрократическим государством, возвеличиванием техницизма, свертыванием литературно-художественной деятельности, разложением морали. Философия оторвалась от жизни. Главное: человек потерял свободу, он простая «песчинка» в мегаполисах и элемент бездушной толпы.

Цивилизацию, по Шпенглеру, надо заменить «действительной жизнью», которой присуща близость к природе, полнота переживаний и Прорыв в будущее. Философия жизни должна состоять в ограничении Научно-технического прогресса и мегаполисов, в развитии народной культуры, художественного восприятия, в удовлетворении непосредственных интересов людей, в богатстве экономической, политической, нравственной, духовной деятельности общества.

Морфологическая концепция локальных культур Шпенглера явилась примером отхода от существовавшего традиционного линейно-стадиального рассмотрения единой истории человечества. Его идеи и подходы во многом были созвучны концепции «локальных культур» второй половины XIX века, создателем которой был Н.Я. Данилевский. Однако ссылок на известного отечественного мыслителя и его книгу «Россия и Европа», в которой Н. Данилевский изложил свою концепцию, мы не находим.

Морфологическая концепция истории О. Шпенглера

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 10:33, доклад

Краткое описание

Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936).

Файлы: 1 файл

морфологическая концепция истории О. Шпенглера.doc

В начале ХХ века известность и признание получила морфологическая концепция локальных культур немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936). Он был сторонником «философии жизни» в философии и «морфологии культуры» в культурологии. Свою концепцию культуры Шпенглер изложил в книге «Закат Европы», а также в работах «Внутренняя форма слова», «Человек и техника» и других. Концепция культуры Шпенглера оказалась созвучной доминирующим настроениям в европейском обществе, связанным с глубоким кризисом и поиском выхода из него. Устойчивое социальное чувство завершения «великой эпохи» Нового времени XVII-ХVIII веков и начала XIX века нашло всестороннюю поддержку и объяснение в морфологии локальных культур. Шпенглер удачно использовал художественную образность, связь с разговорным языком, краткие и понятные суждения, метафоричность и другие приемы для того, чтобы его концепция оказалась доступной широким массам граждан. При этом он во многом отходил от строгого научного анализа, что обусловило ряд противоречий и несогласований.

Исходные понятия определял упрощенно.

Культуру он понимал как организм, обладающий сквозным историческим единством, но обособленный от других подобных организмов. Это отличающее эпоху и создающее ее как целостность внутреннее единство форм мышления и творчества, единая стилистика, запечатленная в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

Жизнь людей лишь частично может быть выражена в культуре. Это символы культуры — верования, образы мышления, сооружения, социальные учреждения, литература и искусство.

Шпенглер считал, что носителями действительной истории общества являются всего восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура народа майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры. Культуры неповторимы и замкнуты, хотя взаимодействуют между собой. Каждая культура существует примерно тысячу-полторы тысячи лет. Она проходит в своем развитии четыре цикла.

Первый цикл — «весна» — отражает становление культуры; второй — «лето», или юность, — характеризует расцвет, упрочение; третий — «осень» — знаменует зрелость культуры и, одновременно, ее надлом. Четвертый цикл — «зима» — означает гибель культуры. Она, по Шпенглеру, умирает и перерождается в цивилизацию. Такова судьба всякой культуры. Если культура есть творчество и живой организм, то цивилизация — оскудение и бездушный интеллект. «Зима» культуры есть смена героических деяний механической работой.

Шпенглер понимает цивилизацию негативно. Западный мир, по его мнению, уже перешел к цивилизации в XIX веке. Начинается «Закат Европы». Он характеризуется культом денег, подчинением человека машине, бюрократическим государством, возвеличиванием техницизма, свертыванием литературно-художественной деятельности, разложением морали. Философия оторвалась от жизни. Главное: человек потерял свободу, он простая «песчинка» в мегаполисах и элемент бездушной толпы.

Цивилизацию, по Шпенглеру, надо заменить «действительной жизнью», которой присуща близость к природе, полнота переживаний и прорыв в будущее. Философия жизни должна состоять в ограничении научно-технического прогресса и мегаполисов, в развитии народной культуры, художественного восприятия, в удовлетворении непосредственных интересов людей, в богатстве экономической, политической, нравственной, духовной деятельности общества.

Морфологическая концепция локальных культур Шпенглера явилась примером отхода от существовавшего традиционного линейно-стадиального рассмотрения единой истории человечества. Его идеи и подходы во многом были созвучны концепции «локальных культур» второй половины XIX века, создателем которой был Н.Я. Данилевский. Однако ссылок на известного отечественного мыслителя и его книгу «Россия и Европа», в которой Н. Данилевский изложил свою концепцию, не найдено.

http://www.diary.ru/

Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936)

Выход в свет главной книги немецкого философа и историка «Закат Европы» (1914) стал выдающимся событием в западноевропейской культурологи XX века. Идея гибели, упадка Европы впервые была изложена задолго до Шпенглера, и до него говорили о закате Европы, критиковали европейскую цивилизацию, писали о так называемых циклах истории (правда, следует отметить, что современниками «Закат Европы» был оценен как самобытный, оригинальный, новый взгляд на проблему). В западной культурологии предшественниками Шпенглера были А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, в России — Н.Я. Данилевский и Н.А. Бердяев. Однако, в отличие от своих западноевропейских и русских предшественников, Шпенглер абсолютизирует развиваемую им идею, рассматривая грядущую гибель с фатальной неизбежностью как биологическую смерть живого организма.

Подход Шпенглера к истории и культуре в корне отличается от рационалистической традиции познания. Он выступает «ниспровергателем» важнейших положений исторической науки XIX в., критикуя, прежде всего принцип историзма, линейной направленности истории и культуры. Теорию единства и преемственности исторического процесса, единой эволюции человечества, проходящего разные этапы, но в целом имеющей поступательный характер (то, что традиционно рассматривается как прогресс) Шпенглер оценивает как лишенную всякого смысла. Периодическую структуру истории и культуры — «Древний мир — Средние века — Новое время» он рассматривает как «невероятно скудную и лишенную смысла схему».

Что же противопоставляет Шпенглер «привычной для европейца схеме» культурно-исторического развития?

Философ выдвигает идею множественности достигших зрелости культур, разобщенных во времени и пространстве, и равноценных, эквивалентных по степени раскрывающихся в них возможностей. Как говорилось выше, таких культур Шпенглер насчитывает восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), » фаустовская» (западноевропейская) и культура майи. Культуры эти, по Шпенглеру, несопоставимы, они свидетельствуют не о единстве культурно-исторического процесса, а о единстве проявлений многообразной жизни во Вселенной.

Таким образом, «лишенной всякого смысла» эволюционной теории развития истории и культуры Шпенглер противопоставляет циклическую схему, где даже одновременно существующие культуры не сообщаются между собой, являясь замкнутыми в себе ценностями. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал — человечество — свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть» Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993, с.56 . Такая схема на первый план выдвигает индивидуальность, абсолютную уникальность культур. Понятно, что для изучения, таким образом, понимаемых «культурных миров» неприемлем сравнительно-исторический анализ.

Отрицая возможности последнего для рассмотрения «физиогномики» различных культур, Шпенглер использует метод морфологического анализа. Гетевский принцип морфологизующей физиогномики (метод созерцания природы) он применяет к изучению культур. Этапы органической жизни — юность, расцвет, увядание, смерть — переносятся на жизнь культуры. Каждая культурно-историческая форма, возникнув, достигает своего цветения, затем в форме цивилизации подходит к своему концу. Таким образом, законы органической жизни Шпенглер делает основным принципом диалектики развития каждой культуры. В жизни каждой культуры он выделяет раннюю стадию — мифологическую, среднюю, стадию зрелости — метафизико-религиозную культуру и позднюю — стадию цивилизации.

Каково же само понятие культуры у Шпенглера? Концепция культуры трактуется им следующим образом. Культура возникает тогда, «когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения. Культура умирает после того, как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию» Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993, с.172. Как видим, Шпенглер настолько широко трактует культуру (народы, языки, вера, государство, наука. ), что трудно уловить границу между тем, что собственно является культурой и тем, что таковой не является. Шпенглер рассматривает культуру как систему, характеризующуюся определенным внутренним единством форм мышления и стилистики, выражающей себя в формах экономической, политической, религиозной, технической, художественной жизни. Анализ этого стилистического единства «культурных форм» — основной способ рассмотрения культуры Шпенглером. Культура у него — это по сути все обозримые «формы жизни». Трудно не согласиться с известным исследователем Шпенглера: «само понятие культуры у Шпенглера совершенно не отграничено, сливается с «жизнью» вообще, не имеет ограничений, необходимых для четкого определения объекта системного исследования» Тавризян Г.М., О. Шпенглер, И. Хейзинга: «Две концепции кризиса культуры. М., 1989, с.51.

Культура для Шпенглера запечатляет себя в только ей присущих символах, определенных образах. Символы культур не имеют никакой преемственности, они никак не связаны между собой. (Так, для Шпенглера не существует ничего общего между античной статуей и западноевропейской скульптурой). «Не существует вечных символов. Даже и повсюду встречающиеся знаки треугольника, свастики, кольца как символы — преходящи. Они встречаются во многих культурах, но каждый раз имеют иное значение и, таким образом, каждый раз созданы вновь и обладают ограниченной жизненной длительностью» Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993, с.237.

Читайте также  История развития, основные достижения и проблемы медицинской генетики

Задачу своей «морфологии истории» Шпенглер видит в объяснении «души» культуры через символику, в которой последняя выражается. Символом античной культуры для Шпенглера является статуя; неведомое, что таит в себе «дорога» — символ египетской культуры; а беспредельное «пространство» — символ западноевропейской культуры. Для Шпенглера символ — ключ к пониманию культуры и истории.

Выделив в своей работе восемь «культурных форм», Шпенглер останавливается на рассмотрении трех из них: античной, европейской и арабской. Каждой из этих культур соответствует собственная «душа» — «всякая большая культура есть не что иное, как осуществление и образ одной определенной души». Идеал аполлоновской души — чувственное тело, символом «фаустовской» души стало бесконечное пространство и всеобщая динамика, арабская «магическая» душа характеризуется дуализмом души и тела и их логическим взаимодействием. Исходя из этих прафеноменов, Шпенглер объясняет все уникальное содержание каждой из культур, все явления и события данной эпохи. Философ особо настаивает на неповторимости, невоспроизводимости символов культур, тем самым еще раз выступая против какой-либо преемственности в культуре.

Концепция культуры Шпенглера основывается на противопоставлении «культуры» и «цивилизации». Понятием «цивилизация» Шпенглер обозначает завершающий этап развития единой культуры. Если термин «цивилизация» используется в настоящее время в современной науке в нескольких значениях: как противопоставление варварству, как современная культура XX в., как синоним понятия «культура» при рассмотрении различных культурно-исторических типов, то для Шпенглера «цивилизация» — это конец культуры, ее декаданс, вырождение, причем каждая культура, по мысли философа, заканчивается собственной цивилизацией.

«Что такое цивилизация, понимаемая как логическое следствие, завершение и исход культуры? Потому что у каждой культуры своя собственная цивилизация. Цивилизация — это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Они — завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством, являемым над дорикой и готикой. Они — неизбежный конец, и, тем не менее, с внутренней необходимостью к ним всегда приходили» Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993, с.69-70. «Невольно восстаешь против Шпенглера — «ниспровергателя», знакомясь с его анализом римской культуры — «цивилизации» античной культуры.

Морфология мировой истории по О. Шпенглеру

Первая мировая война поколебала веру европейцев в неограниченный линейный прогресс, в универсальность западных ценностей. В Европе начал приобретать популярность исторический релятивизм, учение об относительности достижений каждой отдельной цивилизации.

Немецкий мыслитель О. Шпенглер (1880-1936), популяризировавший теорию культурно-исторических типов на Западе, стал одним из первых выразителей данных настроений. В своем релятивизме он доходил до того, что утверждал множественность математик и физик, а не только самобытных культур. Кроме Н. Я. Данилевского, на его мировоззрение повлияли Ф. Ницше и другие представители немецкой философии жизни, а также И. В. фон Гете.

Свои взгляды Шпенглер изложил в книге «Закат Европы», первый том которой вышел в 1918 г., а второй – в 1922 г. Идеи философа были хорошо приняты как немецкими, так и зарубежными интеллектуалами. Однако его учение попало под негласный запрет в Третьем рейхе. Нацисты верили, что созданное ими государство будет существовать неограниченно долго, и навязывали данную точку зрения немецкому народу. Шпенглер же утверждал, что старые культуры неизбежно приходят в упадок и вытесняются новыми, история человечества носит циклический характер, а линейный прогресс – это иллюзия.

Культура, по Шпенглеру, – это неповторимый «образ действительности», в ней выражает себя коллективная душа народа, которую можно описать только косвенно, анализируя ее проявления во внешнем мире.

Прежде чем изложить свою версию мировой истории, Шпенглер подробно описывает принятый им метод исследования. «Средство для познания мертвых форм – математический закон. Средство для понимания живых форм – аналогия». (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность. – М.: Эксмо, 2006. – 800 С. – С. 157). Задача историка состоит в том, чтобы исключить из своих аналогий все произвольное, случайное и поверхностное, придать им научную строгость. Чтобы избежать ошибок, подстерегающих исследователя на пути к данной цели, необходимо отказаться от применения естественнонаучных методов в истории. Есть большая разница между природой (царством бытия) и историей (царством становления). Первая управляется системой математических законов, опирающихся на принцип причинности. Вторую нужно рассматривать с точки зрения хронологии и судьбы. Содержание истории определяется гештальтами – некими первообразами, развитием которых служат великие культуры мира. Естественнонаучные методы подходят для изучения механических, но не органических явлений. Между разными гештальтами или разными проявлениями одного и того же гештальта нет причинно-следственной связи. Настоящее историческое исследование основывается на фантазии, вживании, внутренней уверенности, в нем больше искусства, чем науки.

Каждой культуре присуще особое отношение к истории. Древние греки и индийцы так и не создали самобытной историографии, а европейцы и древние египтяне, напротив, весьма в этом преуспели. Древним грекам был нужен миф, а не история, развитие народа или отдельной личности во времени их не интересовало.

Вера в реальность единой всемирной истории – часть западного мироощущения, она не является общечеловеческой. Цель западных ученых – довести данную концепцию до совершенства, очистив ее от наслоений и заблуждений. Линейная схема всемирной истории (Древний мир – Средние века – Новое время) и европоцентризм неверны. Обе теории игнорируют тот факт, что человечество распадается на несколько самобытных культурных миров, каждый их которых проходит свой путь развития, обладает самостоятельной ценностью и не смешивается с соседями. Понятие Европы ненаучно, поскольку оно основано на произвольном соединении разнородных явлений – западной и русской культуры.

Западные историки верят в превосходство своей культуры над всеми остальными и готовы даже объявить ее общечеловеческой. С их точки зрения недавние события по умолчанию важнее удаленных во времени. Исследования, основанные на такой искаженной перспективе, по необходимости приводят к неверным, тенденциозным выводам.

Каждая культура является своеобразной «исторической личностью» со своим неповторимым мироощущением, а также произведением искусства, выражающим одну идею в одном последовательно выдержанном стиле. Также ее можно рассматривать как живой организм. Это означает, что существует широкая аналогия между биологическими и социальными законами. Каждая культура обладает внутренним единством, она обособлена от других культур. Подобно живому существу, она рождается, растет и развивается, достигает расцвета, а потом стареет и умирает. Шпенглер сравнивал ее возрасты со временами года, от весны до зимы. Также исследуемая концепция заставляет вспомнить древний миф о золотом веке, который лежит в глубокой древности и от которого люди постепенно и необратимо удаляются. Действительно, философ не верил в достижимость «земного рая» для человечества.

Разные культуры имеют разные «первосимволы» – базовые представления, определяющие все многообразие их проявлений. Для эллинов таким «первосимволом» было тело, для арабов – пещера или арка, для египтян – дорога, для европейцев – бесконечность. Культура впервые складывается в неповторимом материнском ландшафте, который влияет на все ее проявления и с которым она сохраняет живую связь до конца своего существования. Таким образом, Шпенглер до известной степени предвосхитил категорию месторазвития, позже введенную в науку Л. Н. Гумилевым.

Всего в мире насчитывается восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская и мексиканская, в будущем возможно возникновение самостоятельной русско-сибирской культуры. Естественный срок их жизни составляет около тысячи лет, от рождения до смерти они проходят три стадии развития – мифосимволическую, метафизико-религиозную и цивилизационную. Первую из них можно назвать весной культуры. В данный период народ создает национальный эпос, делает первые попытки осмыслить мир и свое место в нем. Возведение древнеегипетских пирамид и готических соборов тоже сюда относится.

Метафизико-религиозную стадию можно сравнить с летом и осенью. Тогда формы культуры достигают полного развития, зрелости, задатки ее носителей проявляются с предельной ясностью. Для древних греков данная эпоха пришлась на правление Перикла в Афинах, для европейцев – на Высокое Средневековье и Возрождение. Примерами «осеннего» творчества могут служить дворец Альгамбра в Гранаде и музыка барокко.

Последний из упомянутых этапов заслуживает более подробного рассмотрения.

Шпенглер жестко противопоставляет культуру и цивилизацию, ассоциируя первую с творчеством, а вторую – с бесплодием. Эпоха цивилизации характеризуется чрезмерной урбанизацией и индустриализацией, господством техники, тиранией и империализмом. Вступая в нее, общество переходит от интенсивного развития к экстенсивному. Духовный поиск вытесняется из центра его внимания более приземленными занятиями – предпринимательством, политикой, войной. Интеллект занимает место души, развивается культ денег. На историческую сцену выходит «массовый человек», лишенный высоких стремлений. Каждый исторический народ проходит данный этап в свое время и придает ему особый тон. В то же время цивилизация – это период умирания культуры, утраты ею индивидуальности. Культуры эпохи расцвета резко различаются между собой. Приходя в упадок, они становятся все более похожими друг на друга. Для древних греков период цивилизации начался после походов Александра Македонского (эллинизм), для Европы – в XIX в.

Шпенглер был убежден, что история повторяется, нужно только научиться правильно сопоставлять однородные события, чтобы понять это. Анализируя исторические факты, он стремился вывести общую закономерность развития культурно-исторических типов. Зная ее, можно не только объяснять прошлое, но и предсказывать будущее, например, неизбежный закат Европы. Шпенглер утверждал, что ее история близится к завершению. Признаком упадка европейской культуры он считал нивелирование духовной и материальной жизни. В начале XX в. большинство европейцев одинаково зарабатывали деньги и тратили их на одинаковые удовольствия, мыслили расхожими шаблонами и легко поддавались стадному инстинкту. Ярко выраженная индивидуальность и превосходство любого рода вызывали у них глубокую неприязнь.

В первом томе «Заката Европы» Шпенглер обосновывает изолированность, замкнутость культур, отсутствие единой общечеловеческой культуры. Данный тезис является краеугольным камнем любой теории цивилизаций, его отрицание неизбежно приводит исследователя к всемирно-историческому подходу. Однако во втором томе своего труда мыслитель высказывает ряд идей, которые заставляют переоценить его учение. По его мнению, фаустовская (западноевропейская) культура ориентирована на неограниченное познание, на всемерное расширение горизонта мысли и деятельности. Соответственно, она, не теряя своей неповторимой индивидуальности, вбирает в себя достижения всех предыдущих культур.

Фаустовский человек покоряет пространство, совершая географические открытия и осваивая новые земли. Он ввел понятие бесконечности в науку, создав математический анализ. Построив готические соборы, он выразил свою тягу к бесконечности в искусстве. Его религиозные переживания, связанные, в частности, с церковным таинством покаяния, не имеют себе равных по глубине и интенсивности. Религиозное чувство европейцев было главным фактором, сформировавшим их уникальное отношение к истории. Европейский историзм и европейская же пространственная устремленность – тесно взаимосвязанные явления.

Интересны рассуждения Шпенглера о судьбе России, призванной, по его мнению, подхватить эстафету умирающей западной цивилизации. Россию ждет невиданный духовный подъем, торжество «иоанновского христианства», «христианства Достоевского». Пока страну продолжают сковывать чуждые ей формы жизни, но она уже готова пробудиться и создать новую, самобытную культуру. Духовный путь, пройденный Россией к началу XX в., большей частью остался вне поля зрения Шпенглера. Это объясняется тем, что он считал русское православие лишь частным случаем «магической» (византийско-арабской) культуры, отказывая ему в самобытности.

Критикуя данный взгляд, современный исследователь С. С. Аверинцев отмечает, что и византийская, и русская культура обладают рядом характерных черт, более существенных, чем «магизм». Он утверждает, что созданная Шпенглером схема мировой истории в некоторых отношениях является односторонней и искусственной.

По Шпенглеру, Россия продлит жизнь христианской культуры еще на какое-то время. В этом – великая миссия русского народа.

В мировоззрении философа теория цивилизаций была органически связана с оригинальной политической концепцией, призванной по возможности задержать закат Европы. Мыслитель объявляет Германию новым Римом, последней носительницей истинно европейского духа. В эпоху мировых войн сильное государство является необходимым условием выживания народа. Немцы должны построить такое государство на основе сплава прусского духа и социалистических идей. Одряхлевшая Европа еще некоторое время продержится на прусских штыках и создаст свои последние творения. Она должна желать уготованной ей судьбы или вообще ничего не желать.

Своими консервативными идеями Шпенглер объективно способствовал возникновению Третьего рейха. Позже, увидев повседневную практику нацизма, философ резко осудил его, но было уже поздно.

Дата добавления: 2015-04-12 ; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: