Ноосфера и воздействие на нее человека - ABCD42.RU

Ноосфера и воздействие на нее человека

Ноосфера от философии до научных исследований

В конце XX — начале XXI века стало встречаться много публикаций, посвящённых учению о ноосфере и его всестороннему обсуждению. В научном мире мнения о концепции ноосферы всегда разделялись. Одни учёные делали и делают вклад в её развитие, другие вообще не принимают концепцию ноосферы и считают её всего лишь философской идеей космистов. Известно, что формирование мировоззрения – процесс индивидуальный, важную роль в нём занимают информация и размышления. Цель данной статьи – дать информацию к размышлению о ноосфере как о невидимой оболочке Земли.

Термин “ноосфера” не имеет однозначного толкования. Впервые его предложил в 1927 году французский философ и математик Эдуард Леруа. Вместе со своим другом и единомышленником геологом, палеонтологом и философом Пьером Тейяром де Шарденом он выдвинул теорию, согласно которой с появлением человека начала образовываться специфическая “мыслящая” оболочка Земли – ноосфера (в переводе с греческого “сфера разума”), формирующаяся человеческим сознанием. Она представляет собой нечто вроде опоясывающего всю планету информационного потока сведений, знаний и несёт в себе проявления психического, духовного порядка. Эта оболочка как бы наложена на биосферу (область распространения жизни на Земле), но не слита с ней и оказывает на неё преобразующее воздействие. Идея такой ноосферы возникла у Леруа и Шардена после лекций В.И.Вернадского о биосфере и живом веществе, которые он читал в Сорбонне в 1922-1923 годах [4]. Сам же Вернадский стал употреблять термин “ноосфера” позже и в другой трактовке. В его толковании ноосфера – это состояние биосферы, находящееся пока в стадии формирования, при котором её развитие происходит целенаправленно под влиянием научной мысли и труда в интересах Человечества, его будущего. Основной геологической силой, создающей ноосферу, он считал рост научного знания.

Известно, что П.А.Флоренский в 1929 году в одном из своих писем к В.И.Вернадскому высказал эвристическую мысль о существовании в биосфере или на биосфере пневматосферы, состоящей из «особой части вещества, вовлечённой в круговорот духа», – понятия почти идентичного тому понятию ноосферы, которое предлагал Э. Леруа. Но трактовка термина “ноосфера” Вернадским была, возможно, обусловлена следующим. Учёный, введя в 1925 году понятие биогеохимической энергии, охватывающей всю биосферу, носителями и породителями которой являются все живые существа, а в большей степени люди, признавал её связь с психической и умственной деятельностью, но не располагал научно установленными фактами, позволяющими считать мысль и все духовные проявления формой энергии. В работе «Несколько слов о ноосфере» Вернадский, говоря о возможности человека перестраивать трудом и мыслью область своей жизни, задаётся вопросом о том, как же может мысль, не являясь формой энергии, изменять материальные процессы. Он высказал пожелание усилить научное внимание к феномену человеческого разума и изучению сущности таких духовных проявлений как интуиция и вдохновение, которые признавал основами величайших научных открытий [1].

Во второй половине XX века много исследований было посвящено биоэнергетике, человеческому сознанию и психике. Результаты ряда научных опытов свидетельствовали о том, что мысль материальна, но невидима для обычного человека по причине тонкости своей материальной структуры и ограниченных возможностей восприятия человеческого глаза. Была установлена также физическая сила мысли. Достоянием широкой общественности стали фотоснимки на сверхчувствительную плёнку (до появления цифровых фотокамер) светящихся плазменных образований различной формы в пространстве над головами думающих людей, фиксация фотокамерой создающегося мыслеобраза, опыты с Ниной Кулагиной по перемещению силой мысли лёгких предметов. Информация об этом публиковалась в конце XX века в известных в то время журналах «Наука и жизнь», «Наука и религия», а также в отдельных изданиях (например, [2]) и была доступна всем интересующимся.

В настоящее время мы продолжаем узнавать о более новых и глубоких открытиях в сфере человеческого сознания и психической энергии не только из научно-популярных изданий, но и из документальных фильмов. Среди них примечателен фильм «Вода» (известный также под названием «Великая тайна воды»), выпущенный в 2006 году продюсерским центром «Мастерская», режиссёром-постановщиком которого является Анастасия Попова. Его можно посмотреть через Интернет на YouTube в формате HD, например, по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=NFCfTkJ-pW8 .

В этом фильме приведены результаты научных экспериментов информационного воздействия на воду. Установлено, что молекулярная структура воды перестраивается, по-новому реагируя на каждую мысленную установку, словесную фразу, музыку и даже эмоцию. Капельки воды после такого воздействия замораживались, а затем рассматривались под сильным микроскопом, имеющим встроенную фотокамеру. Полученные фотографии демонстрируют поразительные изменения воды. После воздействия слов и мыслей с негативным смыслом, тяжелого рока кристаллы воды складываются в бесформенное месиво, а после слов любви, благодарности, молитвы, музыки Бетховена, Баха – в красивые снежинки. Также установлено, что поливание растений водой, предварительно подвергнутой негативному или позитивному информационному воздействию, отражается на качестве их роста и состояния. Эти экспериментально полученные результаты пока не имеют строгого теоретического обоснования, но заставляют задуматься о последствиях воздействия сознания и эмоционального состояния людей на окружающее пространство, а также на самих себя. Учитывая, сколько воды в организме человека, можно представить, какой вред он наносит, прежде всего, себе негативными мыслями, сквернословием, отрицательными эмоциями.

Упомянутый фильм – один из лучших документальных научно-популярных фильмов российских кинематографистов, о котором идут непримиримые споры. В первом десятилетии этого века его иногда показывали по телевизору, потом, к сожалению, перестали. Я очень благодарна создателям этого замечательного фильма! Официальная наука ещё многое не может объяснить, но ей есть над чем работать.

Итак, экспериментально доказано, что вода способна как бы впитывать в себя информацию, хранить её и обмениваться ею с окружающей средой. Современная наука начала исследовать и анализировать факты взаимосвязи стихийных бедствий и техногенных катастроф с ростом слепой, неуправляемой энергии взбудораженных человеческих масс. По-новому оцениваются возможности мысли как планетарного явления.
Таким образом, результаты научных экспериментов последних десятилетий подтверждают, что в процессе мыслительной и вообще психической деятельности человека в пространство, действительно, выделяется тонкоматериальное вещество, которое можно считать разновидностью энергии. Всё это свидетельствует об удивительной прозорливости первых толкователей понятия “ноосфера”. Кстати, вместе с ним сейчас некоторые учёные используют и понятие “единое энергоинформационное поле Земли”.

Богатейший материал, раскрывающий суть, значение мысли, объясняющий её воздействие на человека, планету, Космос, содержится в книгах Учения Живой Этики. Эти книги, воплотившие в себе синтез научного, философского, нравственного и поэтического осмысления мира, стали достоянием человечества в XX веке благодаря Елене Ивановне Рерих. Если обобщить основные положения Учения Живой Этики о мысли, то имеем следующие выводы.

Из всех энергий, существующих в Космосе, тончайшая есть мысль. Человек всё время излучает мысленную энергию, наполняющую собой пространство, которая может обладать как созидательной, так и разрушительной силой. Мысли имеют вес, плотность, форму. Изречение “идеи витают в пространстве” имеет научное обоснование. Незримая на физическом плане мысль зрима и действует в Тонком Мире, принося в мир плотный совершенно реальные следствия. Подобные по содержанию и качеству мысли притягиваются, образуя в пространстве порой громадные скопления. Если такие образования содержат избыток энергии отрицательного характера, то эта энергия обрушивается на человечество в виде всевозможных стихийных бедствий.
Состав надземных слоёв насыщается эманациями, исходящими от всех видов деятельности человека, включая мыслительную, духовную. Мысли порождают чувства, чувства порождают мысли. Каждая мысль в зависимости от качества может затемнить или очистить пространство. Слои мыслей, которые творит человечество, окружая ими планету, становятся всё более и более уплотнёнными. К сожалению, атмосфера Земли заражена, причём не только продуктами промышленной деятельности людей, но и продуктами психического происхождения. Надо осознать необходимость очищения пространства, ибо равновесие мира нарушено до предела. Невозможно ожидать улучшения жизни и процветания на планете без улучшения качества мышления, поднятия уровня сознания [3].

В начале XXI века в России учение о ноосфере послужило основой для формирования перспективного комплексного научного и образовательного направления, названного “ноосферология”, развитие которого важно для будущего цивилизации. Под ноосферологией понимается интегрированная система научного знания при его философском осмыслении, обоснованная трудами русских космистов, к идеям которых обращено внимание научного и философского сообщества, передовой общественности.

Космизмом называют мировоззренческое течение, основанное на представлении о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о гражданине этого мира. Согласно философии космизма Человек, Земля, Космос находятся в неразрывном единстве, космические и земные процессы взаимосвязаны и человек несет большую ответственность за состояние своей планеты обитания и космического пространства. В идеях космизма заложено понимание целостности мира в его сложности, гармонии и красоте. Среди учёных яркими представителями русского космизма являются Вернадский, Циолковский, Чижевский, среди философов – Соловьёв, Бердяев, Флоренский. Очень значимым носителем космического мировоззрения является Николай Константинович Рерих – учёный, философ, публицист, художник мирового масштаба.

Русские космисты сумели соединить заботу о планете Земля, её биосфере, Космосе с интересами человека, обосновать нравственную и практическую необходимость активной эволюции ноосферы. Их научные и философские труды помогают понять, почему отношение к природе не должно быть потребительским, почему деятельность человека должна быть направлена не на преобразование природы, а на нахождение гармонии с ней. Свойственный космистам гуманизм обусловлен не только добродушием, он основан на глубоком понимании задач космической эволюции [4]. Некоторые учёные находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира, видят их потенциал для разработки теоретико-методологического основания развития науки на новом этапе.

Реализация идеи формирования ноосферного мышления необходима для разрешения наболевших проблем современности (поиска нравственных ориентиров, преодоления экологического кризиса). Важно понимать, что космическое мировоззрение может послужить основой устойчивого развития общества.

Стоит также заметить, что упомянутыми выше исследованиями человеческого сознания и психической энергии стали заниматься относительно недавно в историческом плане, и среди учёных, конечно, есть как прогрессивно, так и консервативно настроенные субъекты. (Впрочем, так бывало во все времена, когда в науке появлялись новые тенденции.)

Имеющейся на сегодняшний день опубликованной информации достаточно, чтобы каждый мог составить своё представление о ноосфере как порождении человеческой деятельности и мышления, а также найти обоснование необходимости нравственного очищения и духовной работы над собой, проповедуемыми всеми мировыми религиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Переписка В.И. Вернадского с П.А. Флоренским / В.И. Вернадский // Грёзы о земле и небе: Антология русского космизма. – СПб.: Художественная литература, 1995.– С. 102 — 125.
2. Дубров, А.П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. – М.: СП СОВАМИНКО, 1990. – 280 с.
3. Живая Этика: Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – 224 с.
(По причине того, что книги Живой Этики включают несколько томов, незнакомому с ними читателю познакомиться с их содержанием и сутью удобно будет по источнику 3.)
4. Семёнова, С. Идеи русских космистов/С. Семёнова //Утренняя Звезда. Альманах Международного Центра Рерихов. – 1993. – №1. – С. 260 – 277.

Учение Вернадского о ноосфере — мысль творящая

Известный русский ученый В.И.Вернадский почти век назад, в 1927 году, ввел в широкую научную общественность новые понятия, в актуальности которых сейчас убеждаемся все больше и больше. Речь идет об учении о ноосфере, которое возникло философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира (учение космизма).

Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц (по другим источникам Леруа).

А заслуга же В.И. Вернадского в том, что он наполнил этот термин новое, материалистическое содержание, понятное обывателю и строй научной общественности. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Осознавая огромную роль и значение человека в жизни преобразовании планеты, Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли;

3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние — отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих.

Читайте также  Балетмейстеры 19 века

Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человечества».

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Что есть ноосфера

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда. Тут можно задуматься — если мир людей гораздо старше, чем пишет официальная наука, то и ноосфера существует очень давно…

Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара.

Значит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии».

Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества.

Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли.

Значение теории Вернадского

Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о ноосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже есть качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетается с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую.

Учение о ноосфере: этапы развития, учение Вернадского и основные признаки ноосферы

Что такое ноосфера и какова ее роль? Пройдемся кратко по учению Вернадского о ноосфере.

Этапы развития учения о ноосфере

Живые организмы на нашей планете проходят длительный процесс развития, что становится причиной качественных изменений самой биосферы. Термин ноосфера был предложен французским ученым Э. Леруа в 1927 году. Не обошлось в этом деле и без участия Вернадского: Леруа был с ним знаком и присутствовал на его лекциях.

По мнению Леруа, ноосфера — это настоящий геологический период развития биосферы. К такому выводу он пришел вместе с П. Т. де Шарденом — своим другом и коллегой.

Позже де Шарден разработает собственную теорию о ноосфере. По мнению ученого, ноосфера представляет собой новый мыслящий слой, который образовался в конце третичного периода и формировался над миром растений и животных — вне биосферы и над ней.

Перед тем как дать определение ноосферы по Вернадскому, обратимся к определению, которое было предложено в конце 20-х годов 20 века.

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, где разумная человеческая деятельность является главным фактором.

Учение о ноосфере Вернадского

От биосферы к ноосфере

Учение о биосфере Вернадского плавно перетекло в учение о ноосфере, в которое он вкладывал материалистическое наполнение. Он говорил о том, что человек, будучи частью природы, должен соблюдать ее законы, а не пытаться их изменить. Главная мысль учения о ноосфере Вернадского заключается в том, что человечество должно учитывать природные закономерности в ходе развития общества и среды.

В первое время ученый считал, что ноосфера — особая оболочка разума, развивающаяся над биосферой. Однако позже он сформулировал другое определение.

Ноосфера по Вернадскому — новое состояние биосферы, где умственная и разумная деятельность человека будет определять ее развитие.

Факторы перехода биосферы в ноосферу

Переход биосферы в ноосферу происходит в результате воздействия научной мысли и деятельности человека. Человечество в процессе развития приобретало все больше отличий от других составляющих биосферы, став новой биогенной природоформирующей силой. Научная же мысль в виде достижений науки и техники помогает человеку осваивать части биосферы, к которым раньше он не мог добраться.

Ноосфера отличается тесной связью законов природы с социально-политическими факторами общества. В ее основе — научно обоснованное рациональное использование ресурсов природы. Оно предполагает, что круговорот вещества и поток энергии будут восстановлены.

Согласно Вернадскому и учению о ноосфере, отличительная черта ноосферы — экологизация всех сферы деятельности человека, что предполагает формирование экологического мышления и экологического сознания.

Основные положения учения о ноосфере Вернадского

Вернадский сформулировал основные свои положения, оценив роль человеческого разума как явления планетарного. Вот эти положения о ноосфере Вернадского:

  1. Развитие науки — решающая сила. С ее помощью человек изменяет биосферу, в которой обитает.
  2. Изменение биосферы — явление неизбежное. Оно протекает одновременно с обогащением научными знаниями.
  3. Изменения биосферы происходят помимо человеческой воли. Они являются процессом.
  4. Биосфера как организованная оболочка — среда обитания человечества. Постепенные изменения в биосфере в ходе научной деятельности человека, который является решающей силой — закономерный процесс перехода биосферы в ноосферу.

Основные признаки ноосферы

Учение Вернадского о ноосфере дало большой фактический материал о биосфере и производственной человеческой деятельности. В том числе на их основе сформулировали современные признаки ноосферы:

  • увеличение объема добычи полезных ископаемых. Сегодня этот показатель в 5 раз выше показателя горных пород, переносимых реками под воздействием речной эрозии;
  • увеличение углекислого газа в атмосфере. Причинами этого стало массовое потребление органических веществ, которые образовались путем фотосинтеза в прошлые геологические эпохи. Вместе с этим количество кислорода в атмосфере сокращается;
  • рассеивание энергии в ноосфере. Под влиянием человека энергия не накапливается, а рассеивается;
  • появление новых трансурановых химических элементов. Это произошло в результате развития современных технологий и ядерной энергетики;
  • освоение околоземного пространства и Солнечной системы. Научно-техническая революция поспособствовала выходу ноосферы за пределы биосферы. Разрабатываются возможности создания искусственных экосистем на других планетах;
  • переход планеты в новое качественное состояние благодаря образованию ноосферы. Ноосфера становится сферой Солнечной системы.

Место человека в природе

Природа, окружающая человека — система довольно хрупкая.

Не зря философы всех времен пытаются найти ответ на вопрос, кем же выступает человек по отношению к природе: рабом или господином. Оба варианта в некоторой степени допустимы.

Несмотря на то, что индустриальная мощь человечества достигла небывалых высот, оно не приобрело независимость от окружающей природы. Даже когда человек изменяет природу, то должен думать о ее возрождении и охране. Главная задача, которую ставит перед собой человек — использование природных закономерностей в собственных интересах без нарушения природного равновесия. Это возможно только в рамках всемирного сотрудничества.

Бумеранг Ноосферы

«. Человек изменяет биосферу и ноосферу в основном бессознательно. » Источник — Эзотерика. Живое Знание

«Магнитное поле Земли — это архив, в котором записаны наши мысли, слова и поступки; это ноосфера, о которой говорили русские космисты»

Введение о Ноосфере

Пять лет назад в августе 2005 года на Новый Орлеан обрушился самый сильный ураган в истории США. Город оказался под водой, около 2000 человек погибли, а экономический ущерб составил 80 млрд. долл. Интересно, что за год до этого бедствия в соседней Мексике состоялся дебют кинофильма — катастрофы «Послезавтра». По сюжету фильма таяние ледников, вызванное глобальным потеплением, приводит к резкому снижению температуры Мирового океана и изменению климата на планете Земля. Катаклизмы в разных регионах планеты следуют один за другим. В США город Нью-Йорк оказывается фактически отрезанным от цивилизации после накрывшего его огромного цунами.

Является ли совпадением то, что кино-идея, рожденная в Голливуде, практически через год после массового просмотра в определенной степени воплотилась в реальности? Кажется, что между этими событиями есть какая-то невидимая связь, ведь однажды созданные в воображении образы обязательно будут тяготеть к материализации, а кино-образы, «подпитанные» эмоциями миллионов людей, будут обладать колоссальной потенцией и стремиться к реализации.

Разбираясь в причинно-следственной связи этого явления, необходимо обратить внимание на ноосферу, выполняющую роль питательного субстрата, в котором прорастает всё, что мы в неё сеем: мысли, эмоции, воображаемые истории, в общем, всё хорошее или плохое, что мы ежечасно излучаем.

Чтобы продолжить рассуждение на эту тему, давайте разберемся с двумя вопросами:

  1. что такое ноосфера, и
  2. какова природа взаимодействия в системе «человек-ноосфера».

Сущность Ноосферы

«Нус есть «Бог в шаровидном огне»

В системе отношений «Человек-Космос» ноосфера ведет себя как «посредник», который принимает на себя влияния звёзд, Солнца, людей и всей планетарной жизни. Модный ныне термин «ноосфера» часто употребляется во многих противоречивых контекстах, к тому же, он клонирован настолько, что без тщательного исторического анализа понять его изначальный смысл очень трудно.

В. И. Вернадский, на которого многие современные учёные по инерции ссылаются как на автора концепции ноосферизма (хотя сам он прямо указывает на других), не оставил ясного определения понятия ноосферы и применял этот термин, скорее всего, как обобщающую метафору.

В книге «Биосфера и Ноосфера» (1) он пишет о том, что в 1927 году Леруа и Тейяр де Шарден, опираясь на лекции Вернадского о биосфере (а также на философские концепции Анри Бергсона, «неоплатоника XIX века»), предложили использовать в научном мире идею «разумная сфера Земли», или ноосфера.

Читайте также  Инстинкт и его роль в жизни человека

В современном научном мире есть всего лишь несколько фундаментальных работ Э. Сороко, В. Казначеева и В. Татура, но и они не отвечают на вопросы происхождения и физической сущности ноосферы. А большинство пишущих на эту тему вообще считает ноосферу неким прекрасным будущим состоянием, в которое мы когда-нибудь придем, обрастая интернетными сетями и накапливая несметные объемы информации. Так ли это?

Чтобы разобраться в этой истории, следует задаться очень простым вопросом: существовала ли ноосфера до 1927 года, то есть до момента заявления Леруа?

Похоже что да, существовала!

В. И. Вернадскому и его французским коллегам следует отдать должное за введение этого термина в современный обиход, но авторами их признать действительно трудно, поскольку в основе теории ноосферы лежат представления о мировом Уме (Нус), о котором древние египтяне упоминали уже тысячи лет назад, утверждая, что » Всё есть Ум, Вселенная ментальна «. Спустя много веков это понятие появилось в Древней Греции, где легло в основу философии неоплатонизма. Данная тема развивалась в XIX веке А. Бергсоном, а затем, уже в XX веке, Леруа и Тейяр де Шарденом, которые, встретив гениального Вернадского, «озарились» и заговорили о ноосфере, но в современном научном изложении, уже отличном от «оригинала».

Когда древние произносили слово «Нус», то, скоре всего, подразумевали не интеллект людей, а реальный разум планеты, поскольку считали Нус (Разум) планетарной сферой и божественным творением. Согласно герметической науке, если я её правильно понимаю, подобная сфера может быть образована у всего эволюционирующего живого, имеющего биполярную структуру, в том числе и у человека, и у планеты.

Выходит, Земля — живое существо, магнитное поле которого образовано взаимодействием разных полюсов (мужского и женского), что в итоге и вызывает явление гравитации; это поле служит планете и архивом, и защитным барьером, ограждая биологическую жизнь (и нас тоже) от жёсткого космического излучения, и, очевидно, имеет еще ряд функций, которые нам пока неведомы.

Следовательно, если принять такую точку зрения, сфера разума планеты, или ноосфера, существует с момента образования магнитного поля, а значит, возникла задолго до цивилизации древних египтян, да и раньше появления человечества, можно сказать даже, что она является нашим общим родителем, поскольку мы сотканы из её энергетических элементов.

Похоже, случилась обычная подмена понятий, запутавшая многих писателей на тему ноосферизма, и то, что древние называли планетарным разумом, мы нескромно приписываем себе, считая, что наш человеческий интеллект и есть ноосфера, тогда как вся наша цивилизация всего лишь продукт этой ноосферы, и мы никак не тянем на звание её создателей!

То, что на протяжении многих лет называется ноосферой, соответствует антропосфере, которая, несомненно, является одной из компонент ноосферы. Мы ведь не называем водителя автомобилем только потому, что он находится внутри авто? Характер водителя и его эмоциональное состояние неизбежно будут влиять на стиль вождения — так и человечество со своими мыслями и продуктами жизнедеятельности лишь составная часть планетарной сферы разума, определяющая её тональность, а не структуру.

Человечество оказывает сильное влияние на ноосферу своими бессознательными эмоциями, неконтролируемыми мыслями и аморальными поступками, и поэтому мы живем в таком мире, который сами же и создали. И прежде чем жаловаться на трудности, давайте посмотрим в зеркало в поисках причин нашей непростой жизни.

Мне кажется, что В. И. Вернадский хорошо это понимал, когда написал: «. .. Человек изменяет биосферу и ноосферу в основном бессознательно. » (то есть, не понимая последствий своей деятельности).

Человек и ноосфера

«Не плюй в колодец! «
«Что посеешь, то и пожнёшь»

Переходя ко второму вопросу, будет уместно процитировать некоторые утверждения Дарио Саласа, которые я взял из его статьи на сайте Академии Тринитаризма (2), дополняющие предыдущее высказывание В. И. Вернадского:

  • «. Мы живем в сознательной и разумной Вселенной, имеющей голографическую структуру. Существует только одна энергия, пронизывающая космос во всех измерениях и создающая полное единство жизни. То, что происходит с мельчайшей частицей, одновременно затрагивает структуру в целом, поскольку между всеми частями Вселенной существует неразрывная связь.
  • Природа чувствительна к любым действиям и жизненной энергии, излучаемой человеком, неизбежно оплодотворяя их в своем чреве.
  • Мы всегда созидаем, поскольку психическая энергия, производимая нашими мыслями, чувствами и поступками представляет собой импульсы биофотонов, которые излучаются в пространство, влияя на силы Природы, при этом мы также испытываем на себе ее влияние.
  • Каждый человек, излучая биофотоны, изменяет Природу и взамен получает энергию, которая восстанавливает космическое равновесие, нарушенное нашими действиями. Если излучения человека позитивны и гармоничны, то после зачатия в чреве Природы они компенсируются чем-то эквивалентным, поскольку подобное притягивает подобное. Независимо от того, верим мы или нет, мы получим поощрение или наказание, соответствующее качеству наших излучений. «

В последние годы появились теории и фундаментальные исследования, убедительно демонстрирующие, что человек всё время излучает энергию, и логично предположить, что от качества этого излучения зависят многие факторы его жизни.

Основным аргументом в этих теориях стало открытие такого явления, как биофотоны, на которые ссылается в своих работах Дарио Салас. Оказалось, что свои выводы он сделал не на теоретических расчётах, а на основе данных своего коллеги из Германии, с которым они вместе исследуют свойства биофотонов, профессора Фритца Поппа из института биофизики.

Представления о биофотонах базируются на законах квантовой физики, утверждающей, что наш материальный универсум есть не что иное, как информационное пространство.

Профессор физики Фритц Альберт Попп еще в 1975 году сумел доказать с помощью высокочувствительных измерительных приборов, что все живые клетки излучают ультраслабый свет, который он назвал «Эмиссией биофотонов».

Действие этих биофотонов сравнимо со своего рода радиосвязью между нашими 70-100 миллиардами клеток организма, служащей для регуляции всех жизненных процессов. Поэтому биофотоны имеют основополагающее значение для передачи биологически важной информации для работы и восстановления каждой отдельной клетки. Думаю, этот процесс можно масштабировать до уровня человечества, как единого организма, в котором будет работать этот же принцип.

Помеха в информационной передаче биофотонов, например, из-за негативного эмоционального воздействия или появления возбудителя той или иной болезни, неизменно приводит к нарушению функций организма.

Из всего этого можно сделать вывод, что мы физически излучаем световые импульсы, «засеивая» вокруг себя пространство, как сеятели поле, и пожинающие то, что сеем.

Если человек излучает гнев, зависть или ненависть, то его биофотоны будут нести в себе эту эмоциональную окраску, облучая магнитное поле Земли, или ноосферу, которая всё записывает, регистрирует и реагирует соответственно качеству излучения, компенсируя его воздействие.

А если так ведут себя миллиарды людей, то что же происходит с ноосферой? Вероятно, она искажается настолько, что вызывает не только события планетарного масштаба, но и изменения в нашей солнечной системе, которая представляет собой безупречно осциллирующий планетарный ансамбль. И если мы своим поведением покушаемся на гармонию солнечной системы, то изменения в излучении Земли обязательно приведут к адекватной перемене в активности Солнца, которое будет поддерживать порядок в «своём ведомстве». Со всеми вытекающими для нас последствиями.

Голливуд и ноосфера

Американский нейрофизиолог Роджер Сперри (3) в 1981 году получил Нобелевскую премию, в частности, за распознание того, как мыслеформы внутри разума развивают «причинную потенцию», силу, которая инициирует всё, что происходит в жизни человека. Исходя из исследований Сперри, причинная потенция создается в разуме как встроенная биоэлектрическая система, похожая на конденсаторную батарейку большой емкости. Чем активнее вы заряжаете «батарейку», тем больше энергии она производит, даруя возможность личностного влияния на события, жаль только, что это происходит в основном бессознательно.

На первый взгляд это кажется странным, но физикам хорошо известно, что в приборе из двух батареек по 4, 5 вольта можно получить энергетический импульс мощностью 20 киловатт. Это свидетельствует, что при определенных условиях энергия из скрытой формы может перейти в явную.

Согласно Сперри, каждая мысль активизирует в мозге молекулы-носители, превращая умственный импульс в поток биологической информации. А если мы имеем дело с мозгом не одного человека, а миллионов людей, «вибрирующих» в заданном кем-то режиме? Думаю, такие «штучки» уже применяются в избирательных технологиях и массовых рекламных кампаниях, а также для создания «цветных революций» и «народных восстаний», но это уже . политика.

Теперь давайте попробуем применить открытие Сперри и явление биофотонов в такой области как кинематограф.

Для примера можно взять упоминаемый фильм «Послезавтра», который посмотрели сотни миллионов зрителей. Трудно представить и измерить силу эмоций, которые вызвала эта картина, но похоже, что они сформировали в ноосфере определенные образы, которые абсорбировали в себе импульсы воображения и переживания миллионов кинозрителей, а затем «разрядились», усилив один из обычных сезонных ураганов. И получилась мощная «Катрина».

И если в этих рассуждениях есть некоторый смысл, то «голливудское наполнение» ноосферы должно нас очень сильно беспокоить — ведь там есть уже «посеянные образы» будущих войн, катастроф, торжество криминала над законом, изощренные методы пыток и грабежей, пропаганда гомосексуализма и педофилии, вытеснившие истинные человеческие ценности, воспетые, но уже забытые, в классической литературе.

Из такого «культурного наследия» цивилизации, хранящемся в планетарном ноосферном архиве, каждое новое поколение людей в момент рождения получает свой «имплантант», определяющий его будущие навыки и поведение. Поэтому нашим детям так доступны компьютеры, телефоны и электронные игрушки, а также, впридачу: рассеянность, безволие, стремление к лёгкой жизни и наживе, потеря половой ориентации. Что посеяли.

Ноосфера

Ноосфе́ра (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера») [1] .

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного» [1] .

Содержание

Возникновение и эволюция понятия

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L’évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растёт в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l’élan vital).

Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l’élan) и длительности (durée).

Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.

В. И. Вернадский о ноосфере

По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:

  • расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»,
  • радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,
  • создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»),
  • «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии»,
  • установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом, но и других его форм,
  • учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства,
  • вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой,
  • превращение человечества в «геологическую силу».
Читайте также  Исторический характер финансов

Академик утверждал, что эти социальные реформы и катаклизмы сделают «переход к ноосфере» необратимым.

В структуре ноосферы и биосферы Вернадский выделял «семь видов вещества»:

  • живое,
  • биогенное (возникшее из живого),
  • косное (возникшее не из живого),
  • биокосное (частично живое, частично неживое),
  • радиоактивное,
  • атомарно-рассеянное,
  • космическое.

Эта теория получила своё логическое продолжение и развитие в трудах академика Лысенко, а также профессора Лепешинской, расширившей и углубившей учение о «живом веществе». Тем не менее «Теория семи видов вещества» никогда не была принята западным научным сообществом.

Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Иногда Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, иногда — как о неотвратимом будущем. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечал он. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

  1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
  2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Критика

Если понятие «живое вещество» было принято советской наукой, а понятие «биосфера» иногда встречается даже в пост-советских научных текстах, то понятие «ноосфера» вызывает резкие возражения в научных кругах, а в научных публикациях используется крайне редко. Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно идеологизированно и носит не научный, а религиозно-философский характер. В частности, биолог Ф. Штильмарк из Института проблем экологии и эволюции РАН считает: «мысли о Ноосфере как Обществе Разума… уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными» [2] .

Американский историк природоохраны Д. Винер называет учение о ноосфере «утопической и научно несостоятельной идеей» [3] .

Критика «ноосферы» Вернадского дана также в монографии Б. Миркина и Л. Наумовой [4] .

Доктор философских наук В. Кутырев считает:

Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет:

В научной среде России «ноосферогенез» рассматривается как учение. Однако если под учением понимать теорию достижения цели, единственно необходимую последовательность практических действий, то это скорее не учение, а недостаточно обоснованные утопические положения о всемогуществе Человека. В основе этого «учения» — обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в эго- и антропоцентризм… [6] .

На основе учения о «ноосфере» появилось понятие «ноосферизма». Профессор-правовед М. Н. Кузнецов и юрист И.В.Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма» [7] , в котором отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной идеологии», указано на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением «русского космизма» и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов. В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями Вернадского и его именем [8] [9] .

Российский историк и социолог Николай Митрохин называет ноосферологию «сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной из гражданских религий современной России» [10] .

Ноосфера и воздействие на нее человека (стр. 1 из 3)

II. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу……………4

III. Ноосфера как утопия………………………………………. 7

IV. Реальность ноосферы………………………………………8

V. Ноосфера – сфера разума…………………………………..10

VI. Концепция ноосферы……………………………………….13

VII. Человек и ноосфера………………………………………. 15

IX. Список литературы…………………………………………20

Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу. С именем В.И. Вернадского связано вхождение в науку революционных научных представлений, намного опередивших свое время и послуживших основой их плодотворного развития в наши дни.

В 1945 году, незадолго до смерти, этот крупнейший ученый внес выдающийся вклад в развитие современной картины мира. В те годы его идеи о превращении биосферы Земли в сознательно организуемую и управляемую человеком ноосферу не были оценены по достоинству. Но со временем, когда предсказанные им явления стали нарастать с головокружительной быстротой, значение учения о ноосфере, об органическом единстве природы и общества, о том, что в условиях возросшего технологического могущества людей природа уже не может существовать и развиваться без сознательного управления ее жизнью со стороны человечества, стало очевидным.

Концепция биосферы – ноосферы представляет собой итог всего научного творчества ученого, его мировоззрение. Она служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и, прежде всего проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы.

Благодаря работам В.И. Вернадского и дальнейшим исследованиям поставленных им вопросов сегодня каждый ученый, вооруженный геохимическими и космохимическими знаниями, видит эволюцию Земли и Космоса, как исторический процесс развития, который охватывает во взаимосвязи все явления живой и неживой природы. При совместном их рассмотрении возникает особая позиция естествоиспытателя в отношении развития явлений жизни.

В.И. Вернадский дал миру своеобразное философское направление общечеловеческого значения: активно-эволюционную, ноосферную, космическую мысль.

Неизбежность перехода биосферы в ноосферу

В.И. Вернадский считал объем и вес «живого вещества» биосферы неизменным на протяжении всей геологической истории Земли. Он предполагал, что в процессе биологической эволюции менялись только формы проявления жизни. Много писал о больших изменениях биосферы под влиянием деятельности человека, об антропогенных факторах геологических процессов. Он считал это явление новым, наложенным на стационарное существование биосферы.

В более поздних работах, с середины 30-х годов, В.И. Вернадский пересмотрел эту свою точку зрения и пришел к выводу, что биосфера по массе «живого вещества», его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционировала, изменялась, что влияние деятельности человека явилась естественным этапом этой эволюции и что в результате ее биосфера неизбежно должна коренным образом измениться и перейти в новое состояние.

Появление человека и влияние его деятельности на окружающую среду представляет собой не случайность, не «наложенный» на естественный ход событий процесс, а определенный закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда объединенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера Земли должна перейти в новое состояние, которое он предложил назвать «ноосферой» (от греческого слова «ноос» – разум) – сферой человеческого разума. Сам термин «ноосфера», как и термин «биосфера», не принадлежит В.И. Вернадскому. Он возник в 1927 году в статьях французского математика Эдуарда Леруа, написанных после прослушанных в 1922 – 1923 годах курса лекций В.И. Вернадского по проблемам геохимии и биогеохимии.

В.И. Вернадский начал применять термин «ноосфера» строго в математическом смысле. «Ноосфера» – это не отвлеченное царство разума, а исторически неизбежная стадия развития биосферы. Еще в 1926 году в статье «Мысли о современном значении истории знаний» он писал: «Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества».

Вот эту биосферу Земли, измененную научной мыслью и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества он и назвал впоследствии «ноосферой».

В.И. Вернадский попытался дать ответ на вопрос о том, в чем заключаются те реальные условия или предпосылки образования ноосферы, которые уже созданы или создаются в настоящее время в ходе исторического развития человечества. По мнению В.И. Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему.

1) Человечество стало единым целым. Мировая история охватила как единое целое весь земной шар, совершенно покончила с уединенными, мало зависимыми друг от друга культурными историческими областями прошлого. Сейчас «нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если б это было ему нужно».

2) Преобразование средств связи и обмена. Ноосфера – это единое организованное целое, все части которого на самых различных уровнях гармонично связаны и действуют согласованно друг с другом. Необходимым условием этого является быстрая, надежная, преодолевающая самые большие расстояния связь между этими частями, постоянно идущий материальный обмен между ними, всесторонний обмен информацией.

3) Открытие новых источников энергии. Создание ноосферы предполагает столь коренное преобразование человеком окружающей его природы, что ему никак не обойтись без колоссальных количеств энергии. «В самом конце прошлого столетия неожиданно была открыта новая форма энергии, существование которой предвидели немногие умы, — атомная энергия». Это было написано еще в 30-е годы а сейчас мы уже видим, как человечество овладело атомной энергией и как расширяется с каждым годом ее применение в мирных целях..

4) Подъем благосостояния трудящихся. Ноосфера создается разумом и трудом народных масс.

5) Равенство всех людей. Охватывая всю планету как целое, ноосфера по самому своему существу не может быть привилегией какой-либо одной нации или расы. Она дело рук и разума всех народов без исключения.

6) Исключение войн из жизни общества. В наше время война, угрожая самому существованию человечества, встала как самое большое препятствие на пути к ноосфере. Отсюда следует, сто без устранения этой преграды достижение ноосферы практически невозможно и, напротив, уничтожение угрозы войны будет означать, что человечество сделало крупный шаг к созданию ноосферы.

Ноосфера, по мнению Вернадского, — это новая геологическая оболочка Земли, создаваемая на научных основаниях. «Научная мысль, — писал он, — охватила всю планету, все на ней находящиеся государства. Всюду создались многочисленные центры научной мысли и научного искания. Это – первая основная предпосылка перехода биосферы в ноосферу».

Ноосфера является результатом действия слившихся в единый поток двух величайших революционных процессов современности: в области научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений – с другой. Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, т.е. союза науки и трудящихся масс.

Ноосфера как утопия

Основоположники учения о ноосфере верили, что ее становление ведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Ноосфера возникает как результат планомерного, сознательного преобразования биосферы, ее превращения в качественно новое состояние. Этот процесс рассматривался как несомненное благо, несущее человечеству разрешение трудных проблем. В.И. Вернадский и даже Т. де Шарден связывали его с социалистической организацией жизни людей, расширяя задачу преодоления стихийности природы до общества. В некоторых случаях ноосфера рассматривалась как полное устранение зла, как всеобщая гармония, что особенно типично для ее космических вариантов.

Некоторые направления мысли, близко стоявшие к учению о ноосфере или являющиеся его предпосылками, например, «русский космизм», фактически вообще не подвергаются трезвому анализу. Критический взгляд на них как бы свидетельствует об отсутствии возвышенности духа.

Экологические тенденции современности, однако, столь тревожны, что требуют мыслить и действовать, несмотря на теоретические стереотипы. Нужна коренная перемена представлений о ноогенезе. Учение о ноосфере с самого начала несло в себе элементы утопии.

Под общую закономерность жизни и смерти утопий подпадает учение о ноосфере в той его части, где оно действительно утопично. Отсюда же следует, что если на первом этапе становления ноосферы трудно, неоправданно ожидать критического отношения к теоретическому выражению происходящих процессов, то на этапе их развертывания, когда обнаруживаются дотоле скрытые противоречия, мы обязаны обратиться к рефлексии над теорией.

Сейчас ноосфера находится в стадии интенсивного развития и по масштабам присущих ей процессов соперничает с «чистой» биосферой. Появилась угроза существованию природы в качестве самостоятельной целостности. Между тем отношение к ноосфере продолжает быть преимущественно восторженным, будто ее развитие не стоит ни в какой связи с кризисом современной цивилизации. «По мысли В.И. Вернадского, ноосфера – это гармоническое соединение природы и общества, это торжество разума и гуманизма, это слитые воедино наука, общественное развитие и государственная политика на благо человека, это – мир без оружия, войн и экологических проблем, это – мечта, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это – вера в великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой». Подобное некритическое отношение к ноосфере господствует и в нашем повседневном сознании, в науке и философии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: