Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях - ABCD42.RU

Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

Тушение пожаров в культурно- зрелищных учреждениях

229. Тушение пожаров в культурно-зрелищных учреждениях, особенно в период их работы, связано с проведением сложных работ по эвакуации и спасанию людей. При пожарах на этих объектах возможны:

— наличие большого количества людей в зрительном зале и сценическом комплексе, паника;

— быстрое распространение огня по сцене, переход его в зрительный зал и на чердак, а также распространение пожара по вентиляционным системам, пустотам,а также конструкциям амфитеатров, трибун, ярусов и их обрушение;

— обрушение подвесных перекрытий над зрительным залом;

быстрое заполнение продуктами горения сценической коробки и через проемы всех помещений.

230. При тушении пожара в культурно-зрелищных учреждениях РТП обязан:

— принять меры к предотвращению паники;

— в минимально короткое время организовать и провести эвакуацию зрителей из зрительного зала, в первую очередь с галерей, балконов и бельэтажа;

при проведении разведки установить наличие зрителей и персонала в здании, состояние противопожарного занавеса и дымовых люков.

231. При пожаре на сцене:

— стволы подавать на сцену со стороны зрительного зала с одновременной защитой колосников и карманов сцены, а также проемов в смежных со сценой помещениях;

— противопожарный занавес опустить и охлаждать его со стороны зрительного зала;

— ввести в действие стационарные средства тушения защиты (дренчерные и другие установки пожаротушения, лафетные стволы);

— опустить загоревшиеся декорации на планшет сцены;

— при недостатке сил и средств, явной угрозе перехода огня и дыма в зрительный зал, а также с целью предотвращения задымления при наличии в нем зрителей открыть дымовые люки;

— проверить наличие горения на чердаке зрительного зала.

Локализация и ликвидация пожаров. Связь понятий способы и приёмы тушения пожаров.

Тушение пожара состоит из двух этапов:

— локализация горения;- ликвидация горения.76. Локализация горения на пожаре достигается:- своевременным сосредоточением и вводом в действие требуемого количества сил и средств;- быстрым выходом ствольщиков на позиции и умелыми их действиями;- созданием ротивопожарных разрывов;- бесперебойной подачей огнетушащих веществ.77. Ликвидация горения на пожаре достигается:- решительным наступлением на огонь силами и средствами, введенными в период локализации горения;- умелым маневрированием стволами;- продвижением в глубь площади пожара по мере его ликвидации;- бесперебойностью подачи огнетушащих веществ в том же количестве, что и в период локализации.. Решающим аправлением боевых действий на пожаре является направление, на котором создалась опасность людям, угроза взрыва, наиболее интенсивного распространения огня и где работа в данный момент может обеспечить успех тушения пожара.После сосредоточения сил и средств на решающем направлении вводятся в действие силы и средства на других направлениях.79. Решающее направление боевых действий на пожаре определяется исходя из следующих принципов:

— опасные факторы пожара угрожают жизни людей и спасание их невозможно без введения стволов — силы и средства сосредотачиваются для обеспечения спасательных работ;

17 Боевое развёртывание, его этапы. Требования Правил охраны труда при ведении боевого развертывания

Боевое развертывание — действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова (пожара) пожарной техники в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожара.

Боевое развертывание не должно нарушать нормального хода работ по спасанию и эвакуации людей.

59. Боевое развертывание состоит из следующих этапов:

— подготовки к развертыванию;

60. Подготовка развертыванию проводится по прибытии подразделения на пожар одновременно с разведкой и включает в себя:

— установку пожарного автомобиля на водоисточник с присоединением всасывающих рукавов и забором воды в насос;

— снятие с креплений пожарно-технического вооружения;

— проведение других подготовительных мероприятий в зависимости от местных условий.

61. Подготовка к развертыванию автоцистерны (без установки ее на водоисточник) состоит:

— из приведения насоса в рабочее состояние;

— из подсоединения рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса.

18 Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте 1.1 Тушение пожаров подвижных составов на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях 1.2 Особенности тушения пожаров в вагонах, груженых опасными грузами 1.3 Особенности тушения пожаров в вагонах и цистернах со сжатыми и сжиженными газами 1.4 Особенности тушения пожаров в вагонах со взрывчатыми материалами и отравляющими веществами 1.5 Особенности тушения пожаров в пассажирских, рефрижераторных, дизель и электропоездах 1.6 Особенности тушения пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках 1.7 Организация тушения пожаров в железнодорожных тоннелях 2 Меры по предотвращению пожаров на железнодорожном транспорте Заключение Список использованной литературы Введение В условиях современной развитой промышленности особое внимание уделяется транспорту.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 6646 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

1. История и анализ

2. Особенности тушения пожаров

3. Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

Список используемой литературы

Человечество вступило в XXI век, пресыщенный информационными потоками, стремительно развивающий новые технологии познания и преобразования окружающего мира. Быстрое развитие науко- и техноемких отраслей промышленности в развитых странах мира, научно-технический прогресс способствуют появлению новых опасностей техногенного характера. Наряду с расширением масштабов хозяйственной деятельности человечества, растет и его культурный уровень жизни. В связи с этим наблюдается тенденция роста строительства зрелищных учреждений, театров, клубов, концертных залов и т.п. С увеличением масштаба строительства зрелищных предприятий и возрастанием их роли в подъеме культурного уровня жизни, возникает ряд трудностей и проблем, связанных с обеспечением необходимой безопасности людей, посещающих эти заведения. Здесь имеется в виду безопасность людей, связанная с возникновением пожаров.

В России в последнее десятилетие ежегодно на объектах различного назначения происходит примерно четверть миллиона пожаров. Каждый год на пожарах гибнет 17 — 18 тыс. человек и почти столько же травмируется. Особую опасность представляют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся культурно-зрелищные заведения. Пожары в таких зданиях нередко сопровождаются человеческими жертвами. Количество жертв на некоторых пожарах достигало несколько сотен человек.

Актуальность проблемы повышения уровня обеспечения пожарной безопасности людей в зданиях культурно-зрелищных учреждений очевидна из вышеизложенного.

Безусловно, вместе с развитием научно-технического прогресса и культурного уровня жизни, развиваются новые современные способы борьбы с пожарами и их предотвращением. Но, необходимость обеспечения безопасности людей, находящихся на объекте, где возможно возникновение пожара, не отпадает. Примером тому служит ГОСТ 12.1.004-91 (Пожарная безопасность. Общие требования), где прописано о том, что «. допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10 6 воздействия опасных факторов пожаров, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека». Это означает, что в течение года от воздействия опасных факторов пожара в нашей стране могут погибнуть не более чем 1 человек на миллион россиян. Данный норматив уже действует более 25 лет. Однако современное социально-экономическое состояние российского общества не в состоянии достичь этого требования. Очевидна необходимость корректировки этой величины, т.е. для достижения безопасности людей на пожарах следует использовать иные подходы. В общем виде они сформулированы в СНиП 21-01-97 [3], допускающих применение расчетных методов для оценки уровней пожарной опасности зданий и безопасности людей в них.

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» определяет приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями. В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (ОФП). Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты.

ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» требует, чтобы каждый объект имел такое объемно-планировочное и техническое исполнение, при котором эвакуация людей с объекта была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.

Вопрос обоснованности величины необходимого времени эвакуации (НВЭ) людей при пожаре является одним из ключевых в решении задач обеспечения пожарной безопасности при проектировании путей эвакуации. От него зависит рациональный выбор объемно-планировочных и технических решений. Недооценка пожарной безопасности, равно как и ее переоценка, может привести к серьезным социальным или экономическим потерям.

Для обеспечения пожарной безопасности людей необходимо разрабатывать и обосновывать конструктивные и объёмно-планировочные решения в строительстве с учётом динамики ОФП и вероятности воздействия этих факторов на человека. Эти решения должны предусматривать возможность своевременной и безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара. Эвакуация является успешной, если расчётное время эвакуации меньше необходимого времени эвакуации. Это условие безопасности лежит в основе нормирования процесса эвакуации.

Расчетное время эвакуации определяется на основе метода моделирования процесса вынужденной эвакуации. Этот метод разработан в трудах профессора В.В. Холщевникова. При проектировании эвакуационных путей и выходов необходимо также располагать методом расчета критической продолжительности пожара по условию достижения каждым ОФП своего предельно допустимого значения в зоне пребывания людей и, соответственно, необходимого времени эвакуации людей. Особого внимания в этом отношении требуют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся театры. Для разработки методов расчета критической продолжительности пожара (КПП) и, соответственно, НВЭ необходимы сведения о динамике ОФП.

5072 (Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях)

Описание файла

Документ из архива «Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «безопасность жизнедеятельности» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «безопасность жизнедеятельности» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «5072»

Текст из документа «5072»

1. История и анализ

2. Особенности тушения пожаров

3. Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

Список используемой литературы

Человечество вступило в XXI век, пресыщенный информационными потоками, стремительно развивающий новые технологии познания и преобразования окружающего мира. Быстрое развитие науко- и техноемких отраслей промышленности в развитых странах мира, научно-технический прогресс способствуют появлению новых опасностей техногенного характера. Наряду с расширением масштабов хозяйственной деятельности человечества, растет и его культурный уровень жизни. В связи с этим наблюдается тенденция роста строительства зрелищных учреждений, театров, клубов, концертных залов и т.п. С увеличением масштаба строительства зрелищных предприятий и возрастанием их роли в подъеме культурного уровня жизни, возникает ряд трудностей и проблем, связанных с обеспечением необходимой безопасности людей, посещающих эти заведения. Здесь имеется в виду безопасность людей, связанная с возникновением пожаров.

Читайте также  Физическое состояние человека

В России в последнее десятилетие ежегодно на объектах различного назначения происходит примерно четверть миллиона пожаров. Каждый год на пожарах гибнет 17 — 18 тыс. человек и почти столько же травмируется. Особую опасность представляют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся культурно-зрелищные заведения. Пожары в таких зданиях нередко сопровождаются человеческими жертвами. Количество жертв на некоторых пожарах достигало несколько сотен человек.

Актуальность проблемы повышения уровня обеспечения пожарной безопасности людей в зданиях культурно-зрелищных учреждений очевидна из вышеизложенного.

Безусловно, вместе с развитием научно-технического прогресса и культурного уровня жизни, развиваются новые современные способы борьбы с пожарами и их предотвращением. Но, необходимость обеспечения безопасности людей, находящихся на объекте, где возможно возникновение пожара, не отпадает. Примером тому служит ГОСТ 12.1.004-91 (Пожарная безопасность. Общие требования), где прописано о том, что «. допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10 6 воздействия опасных факторов пожаров, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека». Это означает, что в течение года от воздействия опасных факторов пожара в нашей стране могут погибнуть не более чем 1 человек на миллион россиян. Данный норматив уже действует более 25 лет. Однако современное социально-экономическое состояние российского общества не в состоянии достичь этого требования. Очевидна необходимость корректировки этой величины, т.е. для достижения безопасности людей на пожарах следует использовать иные подходы. В общем виде они сформулированы в СНиП 21-01-97 [3], допускающих применение расчетных методов для оценки уровней пожарной опасности зданий и безопасности людей в них.

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» определяет приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями. В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (ОФП). Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты.

ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» требует, чтобы каждый объект имел такое объемно-планировочное и техническое исполнение, при котором эвакуация людей с объекта была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.

Вопрос обоснованности величины необходимого времени эвакуации (НВЭ) людей при пожаре является одним из ключевых в решении задач обеспечения пожарной безопасности при проектировании путей эвакуации. От него зависит рациональный выбор объемно-планировочных и технических решений. Недооценка пожарной безопасности, равно как и ее переоценка, может привести к серьезным социальным или экономическим потерям.

Для обеспечения пожарной безопасности людей необходимо разрабатывать и обосновывать конструктивные и объёмно-планировочные решения в строительстве с учётом динамики ОФП и вероятности воздействия этих факторов на человека. Эти решения должны предусматривать возможность своевременной и безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара. Эвакуация является успешной, если расчётное время эвакуации меньше необходимого времени эвакуации. Это условие безопасности лежит в основе нормирования процесса эвакуации.

Расчетное время эвакуации определяется на основе метода моделирования процесса вынужденной эвакуации. Этот метод разработан в трудах профессора В.В. Холщевникова. При проектировании эвакуационных путей и выходов необходимо также располагать методом расчета критической продолжительности пожара по условию достижения каждым ОФП своего предельно допустимого значения в зоне пребывания людей и, соответственно, необходимого времени эвакуации людей. Особого внимания в этом отношении требуют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся театры. Для разработки методов расчета критической продолжительности пожара (КПП) и, соответственно, НВЭ необходимы сведения о динамике ОФП.

История и анализ

К сожалению, количество пожаров в России из года в год существенно не уменьшается, а масштабы их разрушительных последствий постоянно растут.

Статистика свидетельствует о том, что ежегодно в пепел и дым превращаются огромные ценности, что каждые 5 минут в стране вспыхивает пожар, каждый час в огне гибнет человек и 20 получают ожоги и травмы.

Вообще, пожар как причина одновременной гибели большого числа людей, по количеству уносимых жизней уступает лишь таким опасным природным явлениям, как землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения и тайфуны. Среди техногенных же причин пожар прочно занимает второе место после взрыва.

В целом, пожарная обстановка в России продолжает оставаться довольно сложной и напряженной.

Однако, какой бы крамольной не казалась мысль, пожары были, есть и будут всегда.

Пожарный-безработный — дело неслыханное, даже при повальной безработице.

Пожары возникают везде — на предприятиях промышленности и сельского хозяйства, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях и целом ряде других объектов.

По данным Главного управления государственной противопожарной службы МЧС РФ за год в России происходит около 300.000 пожаров, в которых гибнут в среднем от 14 до 20 тысяч человек, выгорает 2,5 млн. кв. метров жилья (а это жилой фонд небольшого города), лесные пожары охватывают ежегодно около 1 млн. гектаров площадей. В огне пожаров в течение нескольких минут все, что накоплено годами упорного труда превращается в пепел и дым, материальный ущерб от пожаров составляет многие миллиарды рублей.

Особенно опасны пожары в местах массового пребывания, большого скопления людей: метро, театрах, клубах, больницах, гостиницах, общежитиях, учебных заведениях, на стадионах, вокзалах и т.п.

Анализ статистических данных о пожарах в зрелищных учреждениях показал, что примерно 70% всех пожаров возникает в сценической части, что способствует быстрому распространению пожара.

Самый крупный по числу жертв пожар в одном здании произошел в мае 1845 года в театре города Кантона (Китай). В огне погибли 1670 человек. В результате крупнейшего пожара в отеле корейского города Сеула 25 декабря 1971 года погибло 162 человека.

Что касается гостиниц (общежитий), то история отечественной пожарной охраны последних лет также хранит весьма впечатляющие примеры грандиозных пожаров на этих объектах.

Самый страшный и по числу жертв и по масштабам последствий случился в феврале 1977 года в московской гостинице «Россия», которую за строгую, отвечающую эпохе планировку, и шикарное убранство номеров на Западе окрестили «Русским Хилтоном». Скорбная статистика такова: в Северном корпусе гостиничного комплекса из тысячи номеров повышенной комфортности, выгорели более ста вместе с дорогостоящим, закупленным за рубежом оборудованием (бытовой техникой). Но главный и печальный итог пожара — погибли люди — 42 человека, в том числе 5 — из обслуживающего персонала. Ожоги различной степени тяжести, переломы и тяжелые формы интоксикации, потребовавшие экстренной медицинской помощи (госпитализации), были обнаружены у 52 человек, в числе которых 13 оказались пожарными.

Многих жертв и пострадавших можно было бы избежать, если бы в гостиничном комплексе была отлажена система оповещения и его администрация была подготовлена к действиям в чрезвычайных ситуациях.

К сожалению, обслуживающий персонал (не говоря уже о постояльцах) не имел никакого представления о правилах поведения и действий в случаи пожара. Только дисциплинированные японцы оказались «на высоте»: набросив на лица обильно смоченные водой полотенца, они легли на пол, дожидаясь, когда их вызволят из огня и спасут пожарные. А вот нашим, россиянам, за незнание азов пожарной безопасности приходилось расплачиваться по самому большому счету.

Пожару в гостинице «Россия» была присвоена самая высокая, пятая категория сложности, весьма внушительными выглядели силы и средства, принимавшие участие в борьбе с огненной стихией: 1500 специалистов пожарного дела и 162 единицы специальной техники. Спустя ровно 14 лет трагедия повторилась в Санкт-Петербурге в гостинице «Ленинград», погибли 18 человек, в том числе 9 пожарных.

13 марта 1995 года третий крупный пожар в гостинице «Сибирь» г. Иркутска унес жизни 12 человек, число спасенных пожарными людей составило 45 человек, при «самоэвакуации» получили травмы различной степени тяжести более 20 человек.

Помимо больших человеческих жертв перечисленные пожары в гостиницах повлекли за собой огромный материальный ущерб и справедливо отнесены к числу подлинных катастроф, национальных бедствий.

Ушедший 20 век запомнился россиянам и чудовищным пожаром в административном здании Управления внутренних дел г. Самары, случившимся в феврале 1999 года.

Во время пожара пострадало более 200 человек, погибли 67 человек, 20 человек пропали без вести, десятки сотрудников и граждан с травмами и тяжелыми ожогами были госпитализированы. Потери воистину катастрофические. В связи с трагическими событиями в г. Самаре день 17 февраля 1999 года был объявлен в Российской Федерации днем национального траура.

Не принес облегчения, не стал переломным в деле улучшения пожарной обстановке в стране и не заметно пришедший для многих 21 век. Вновь «отличилась» столица, жить и учиться в которой, как оказалось, далеко небезопасно.

В конце ноября 2003 года произошел самый крупный в Москве за последние 10 лет пожар в общежитии Российского университете дружбы народов (РУДН). Подробности катастрофы: практически дотла сгорел так называемый карантинный блок, куда обычно поселяют вновь приезжающих на учебу в Россию иностранных студентов. В огне пожара погибли 30 человек, еще шесть скончались позднее в больнице, всего пострадал 171 человек.

По данным МЧС РФ в тушении пожара, охватившем площадь до 1000 квадратных метров, участвовало около 50 пожарных расчетов, 27 дежуривших машин «скорой помощи» доставляли пострадавших в различные медицинские учреждения столицы.

Любопытен и такой факт — как следует из интервью побывавшего на месте трагедии министра образования РФ корреспонденту «РГ» общежития в РУДН считаются самыми безопасными в городе, поскольку здесь есть собственная служба безопасности (примерно 200 сотрудников). И еще. Только два ВУЗа страны — МГУ и РУДН — имеют свои отделения милиции. В РУДН штат милиционеров — 70 человек.

Вообще, по удельному числу погибших во время пожаров Россия прочно занимает первое место в мире, а по абсолютному количеству жертв делит с Индией первое — второе места. И это при том, что обеспечение пожарной безопасности провозглашено одной из важнейших функций государства, а профессиональная пожарная охрана России — самая большая в мире.

2. Особенности тушения пожаров

Тушение пожаров в культурно-зрелищных учреждениях, особенно в период их работы, связано с проведением сложных работ по эвакуации и спасанию людей. При пожарах на этих объектах возможны:

— наличие большого количества людей в зрительном зале и сценическом комплексе, паника;

— быстрое распространение огня по сцене, переход его в зрительный зал и на чердак, а также распространение пожара по вентиляционным системам, пустотам, а также конструкциям амфитеатров, трибун, ярусов и их обрушение;

— обрушение подвесных перекрытий над зрительным залом;

— быстрое заполнение продуктами горения сценической коробки и через проемы всех помещений.

При тушении пожара в культурно-зрелищных учреждениях РТП обязан:

Читайте также  Великий шелковый путь на территории Казахстана

Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

Безусловно, вместе с развитием научно-технического прогресса и культурного уровня жизни, развиваются новые современные способы борьбы с пожарами и их предотвращением.

Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

Другие материалы по предмету

1. История и анализ

2. Особенности тушения пожаров

3. Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

Список используемой литературы

Человечество вступило в XXI век, пресыщенный информационными потоками, стремительно развивающий новые технологии познания и преобразования окружающего мира. Быстрое развитие науко- и техноемких отраслей промышленности в развитых странах мира, научно-технический прогресс способствуют появлению новых опасностей техногенного характера. Наряду с расширением масштабов хозяйственной деятельности человечества, растет и его культурный уровень жизни. В связи с этим наблюдается тенденция роста строительства зрелищных учреждений, театров, клубов, концертных залов и т.п. С увеличением масштаба строительства зрелищных предприятий и возрастанием их роли в подъеме культурного уровня жизни, возникает ряд трудностей и проблем, связанных с обеспечением необходимой безопасности людей, посещающих эти заведения. Здесь имеется в виду безопасность людей, связанная с возникновением пожаров.

В России в последнее десятилетие ежегодно на объектах различного назначения происходит примерно четверть миллиона пожаров. Каждый год на пожарах гибнет 17 — 18 тыс. человек и почти столько же травмируется. Особую опасность представляют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся культурно-зрелищные заведения. Пожары в таких зданиях нередко сопровождаются человеческими жертвами. Количество жертв на некоторых пожарах достигало несколько сотен человек.

Актуальность проблемы повышения уровня обеспечения пожарной безопасности людей в зданиях культурно-зрелищных учреждений очевидна из вышеизложенного.

Безусловно, вместе с развитием научно-технического прогресса и культурного уровня жизни, развиваются новые современные способы борьбы с пожарами и их предотвращением. Но, необходимость обеспечения безопасности людей, находящихся на объекте, где возможно возникновение пожара, не отпадает. Примером тому служит ГОСТ 12.1.004-91 (Пожарная безопасность. Общие требования), где прописано о том, что «. допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10 6 воздействия опасных факторов пожаров, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека». Это означает, что в течение года от воздействия опасных факторов пожара в нашей стране могут погибнуть не более чем 1 человек на миллион россиян. Данный норматив уже действует более 25 лет. Однако современное социально-экономическое состояние российского общества не в состоянии достичь этого требования. Очевидна необходимость корректировки этой величины, т.е. для достижения безопасности людей на пожарах следует использовать иные подходы. В общем виде они сформулированы в СНиП 21-01-97 [3], допускающих применение расчетных методов для оценки уровней пожарной опасности зданий и безопасности людей в них.

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» определяет приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями. В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (ОФП). Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты.

ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» требует, чтобы каждый объект имел такое объемно-планировочное и техническое исполнение, при котором эвакуация людей с объекта была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.

Вопрос обоснованности величины необходимого времени эвакуации (НВЭ) людей при пожаре является одним из ключевых в решении задач обеспечения пожарной безопасности при проектировании путей эвакуации. От него зависит рациональный выбор объемно-планировочных и технических решений. Недооценка пожарной безопасности, равно как и ее переоценка, может привести к серьезным социальным или экономическим потерям.

Для обеспечения пожарной безопасности людей необходимо разрабатывать и обосновывать конструктивные и объёмно-планировочные решения в строительстве с учётом динамики ОФП и вероятности воздействия этих факторов на человека. Эти решения должны предусматривать возможность своевременной и безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара. Эвакуация является успешной, если расчётное время эвакуации меньше необходимого времени эвакуации. Это условие безопасности лежит в основе нормирования процесса эвакуации.

Расчетное время эвакуации определяется на основе метода моделирования процесса вынужденной эвакуации. Этот метод разработан в трудах профессора В.В. Холщевникова. При проектировании эвакуационных путей и выходов необходимо также располагать методом расчета критической продолжительности пожара по условию достижения каждым ОФП своего предельно допустимого значения в зоне пребывания людей и, соответственно, необходимого времени эвакуации людей. Особого внимания в этом отношении требуют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся театры. Для разработки методов расчета критической продолжительности пожара (КПП) и, соответственно, НВЭ необходимы сведения о динамике ОФП.

  1. История и анализ

К сожалению, количество пожаров в России из года в год существенно не уменьшается, а масштабы их разрушительных последствий постоянно растут.

Статистика свидетельствует о том, что ежегодно в пепел и дым превращаются огромные ценности, что каждые 5 минут в стране вспыхивает пожар, каждый час в огне гибнет человек и 20 получают ожоги и травмы.

Вообще, пожар как причина одновременной гибели большого числа людей, по количеству уносимых жизней уступает лишь таким опасным природным явлениям, как землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения и тайфуны. Среди техногенных же причин пожар прочно занимает второе место после взрыва.

В целом, пожарная обстановка в России продолжает оставаться довольно сложной и напряженной.

Однако, какой бы крамольной не казалась мысль, пожары были, есть и будут всегда.

Пожарный-безработный — дело неслыханное, даже при повальной безработице.

Пожары возникают везде — на предприятиях промышленности и сельского хозяйства, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях и целом ряде других объектов.

По данным Главного управления государственной противопожарной службы МЧС РФ за год в России происходит около 300.000 пожаров, в которых гибнут в среднем от 14 до 20 тысяч человек, выгорает 2,5 млн. кв. метров жилья (а это жилой фонд небольшого города), лесные пожары охватывают ежегодно около 1 млн. гектаров площадей. В огне пожаров в течение нескольких минут все, что накоплено годами упорного труда превращается в пепел и дым, материальный ущерб от пожаров составляет многие миллиарды рублей.

Особенно опасны пожары в местах массового пребывания, большого скопления людей: метро, театрах, клубах, больницах, гостиницах, общежитиях, учебных заведениях, на стадионах, вокзалах и т.п.

Анализ статистических данных о пожарах в зрелищных учреждениях показал, что примерно 70% всех пожаров возникает в сценической части, что способствует быстрому распространению пожара.

Самый крупный по числу жертв пожар в одном здании произошел в мае 1845 года в театре города Кантона (Китай). В огне погибли 1670 человек. В результате крупнейшего пожара в отеле корейского города Сеула 25 декабря 1971 года погибло 162 человека.

Что касается гостиниц (общежитий), то история отечественной пожарной охраны последних лет также хранит весьма впечатляющие примеры грандиозных пожаров на этих объектах.

Самый страшный и по числу жертв и по масштабам последствий случился в феврале 1977 года в московской гостинице «Россия», которую за строгую, отвечающую эпохе планировку, и шикарное убранство номеров на Западе окрестили «Русским Хилтоном». Скорбная статистика такова: в Северном корпусе гостиничного комплекса из тысячи номеров повышенной комфортности, выгорели более ста вместе с дорогостоящим, закупленным за рубежом оборудованием (бытовой техникой). Но главный и печальный итог пожара — погибли люди — 42 человека, в том числе 5 — из обслуживающего персонала. Ожоги различной степени тяжести, переломы и тяжелые формы интоксикации, потребовавшие экстренной медицинской помощи (госпитализации), были обнаружены у 52 человек, в числе которых 13 оказались пожарными.

Многих жертв и пострадавших можно было бы избежать, если бы в гостиничном комплексе была отлажена система оповещения и его администрация была подготовлена к действиям в чрезвычайных ситуациях.

К сожалению, обслуживающий персонал (не говоря уже о постояльцах) не имел никакого представления о правилах поведения и действий в случаи пожара. Только дисциплинированные японцы оказались «на высоте»: набросив на лица обильно смоченные водой полотенца, они легли на пол, дожидаясь, когда их вызволят из огня и спасут пожарные. А вот нашим, россиянам, за незнание азов пожарной безопасности приходилось расплачиваться по самому большому счету.

Пожару в гостинице «Россия» была присвоена самая высокая, пятая категория сложности, весьма внушительными выглядели силы и средства, принимавшие участие в борьбе с огненной стихией: 1500 специалистов пожарного дела и 162 единицы специальной техники. Спустя ровно 14 лет трагедия повторилась в Санкт-Пете

Тактика тушения пожаров в культурно-зрелищных учреждениях

Тушение пожаров в культурно-зрелищных учреждениях сопровождается сложностями в связи с количеством людей и дорогостоящих объектов, находящихся внутри. Последствия могут быть катастрофическими. Как остановить возгорание в кинотеатре, музее, театре, цирке?

  1. Культурно-зрелищные учреждения
  2. Системы пожаротушения в КЗУ
  3. Особенности развития пожара
  4. Театр
  5. Кинотеатр
  6. Цирк
  7. Музей и библиотека
  8. Первые действия при пожаре
  9. Тушение пожара в театре
  10. Разведка
  11. Эвакуация зрителей
  12. Сценическая часть
  13. Зрительный зал
  14. Тушение пожара в кинотеатре и цирке
  15. Тактика пожаротушения в библиотеке и музее

Культурно-зрелищные учреждения

КЗУ – это здания, оснащенные зрительным комплексом. К ним относятся дома культуры, кинотеатры, цирки и т. д.

Существует два отдела театральных помещений, отделяемые противопожарной стеной:

  • сценическая;
  • зрительная.

Системы пожаротушения в КЗУ

В зависимости от места расположения противопожарные стационарные системы, установленные в КЗУ, могут различаться:

  1. Внутренний водопровод (зрительный зал, трюм, сцена, рабочие площадки).
  2. Спринклерные и дренчерные установки (над сценой, зрительным залом).
  3. Лафетные стволы (на рабочих площадках, в районе колосников).

Особенности развития пожара

Специалисты МЧС уделяют большое внимание не только категории возгорания и процессу распространения огня, но и месту локализации. В зависимости от того, в каком типе КЗУ началось воспламенение, выбирается тактика тушения.

Театр

Пожары в театрах сопровождаются следующими опасными факторами:

  • гибель большого количества людей и трудности при эвакуации из-за паники;
  • токсичные продукты горения, которые выделяются от электроприборов, декораций и строительных материалов;
  • высокая температура и задымленность помещения;
  • обвалы сценических конструкций.

Кинотеатр

Краткий обзор пожаров в театрально-зрелищных и культурно-просветительных учреждениях дает понять, что самым частым местом возникновения возгораний в кинотеатрах являются киноаппаратные. Огонь охватывает кинопленки, горючие материалы и быстро продвигается по вентиляции. Опасные факторы:

  • стремительное распространение пламени;
  • токсичные продукты горения;
  • обрушение конструкций здания.

Тушение пожара в кинотеатре

Цирк – это объемное помещение с множеством горючих материалов, конструкций и устройств, а также с развитой вентиляцией. В качестве поражающих факторов выступают:

  • стремительное задымление и распространение огня;
  • обрушение стен и конструкций;
  • воспламенение подсобных загонов для животных.
Читайте также  Конституция 212 года и ее культурно-историческое значение

Тушение пожара в цирке

Музей и библиотека

Какая тактика тушения пожаров в архивных помещениях? Особенностью музеев и библиотек является то, что там хранятся объекты культуры, которые необходимо беречь (а при пожаре многие из них могут быть испорчены или уничтожены огнем).

Опасность при возгорании также заключается в следующем:

  • паника;
  • нагрузка легковоспламеняющимися объектами;
  • задымление здания;
  • обрушение стеллажей.

Первые действия при пожаре

Тактика тушения пожаров в культурно-зрелищных учреждениях предусматривает полное соблюдение всех требований безопасности в процессе пожаротушения.

Помещение Кинотеатр Цирк Зрительный зал Сцена
Используемые стволы для тушения РС-70, РС-50 РС-70 РС-70 РС-70

Тушение пожара в театре

При появлении первых признаков возгорания в театре (запах гари, звук и пр.) дежурные должны вызвать пожарных, а далее действовать следующим образом:

  1. Включить автоматическую систему пожаротушения вручную, если она не работает.
  2. Оповестить руководство.
  3. Закрыть декоративный занавес.
  4. Открыть все выходы.
  5. Начать первичное пожаротушение.

Представители администрации должны вежливо попросить зрителей покинуть здание и организовать оперативную эвакуацию. Свет включают, музыку не приглушают. Обслуживающий персонал должен помогать зрителям продвигаться.

Внимание! После окончания эвакуации необходимо, чтобы все помещение было обесточено. Представитель КЗУ обязан встретить пожарную службу для выяснения обстоятельств.

Разведка

Разведка возгорания осуществляется для получения всей необходимой информации о категории пожара, его развитии и других деталях:

  1. Устанавливается количество оставшихся в помещении человек, уровень угрозы.
  2. Определяется очаг возгорания, характер пожара, скорость распространения, угроза обрушения.
  3. Проверяется работа автоматических средств пожаротушения.

Внимание! Если люди находятся в зрительном зале, разведка проводится со стороны сцены, чтобы не создавать среди них паники.

Эвакуация зрителей

Эвакуационные мероприятия являются главной составляющей процесса пожаротушения. План эвакуации:

  1. Руководитель пожаротушения (РТП) осуществляет оперативную эвакуацию, управляет движением людей по эвакуационным ходам организации.
  2. Если паники нет, то зрителей полностью удаляют из горящего помещения и отводят на безопасное расстояние. Составлением списков и размещением людей занимается персонал КЗУ, а пожарная служба задействована в тушении.
  3. Если всех эвакуировать не удалось и многие пути задымлены, основные силы пожарной службы бросают на спасательную эвакуацию.
  4. Первостепенно спасают зрителей из бельэтажа и галерей, где большой риск выделения токсичных продуктов горения.
  5. Если среди людей есть паника, представители пожарной бригады должны направлять их по эвакуационным выходам с помощью громкоговорителей, а также встречать пострадавших и оказывать им моральную поддержку. В это же время другая группа спасателей проводит разведку и приступает к тушению.
  6. Для того чтобы избежать первоначальной паники, сразу же после прибытия пожарной службы всю технику оставляют на небольшом расстоянии от объекта возгорания.

Эвакуация зрителей

Сценическая часть

Если огонь охватил сцену и ее части, соблюдают следующие правила при тушении:

  1. Рукава вводятся в трюм и на планшеты, чтобы препятствовать расширению площади возгорания.
  2. Тушение проводится с учетом сохранения механизмов подъема декораций.
  3. Все подвесные элементы поднимают, бутафорию убирают.
  4. При устранении огня в трюме используют пену или воду.
  5. Планшет сцены тушат с помощью стволов со стороны зрительного зала с учетом интенсивности подачи вещества (0,3 л/(с*м2).
  6. При необходимости допускается открывать дымовые люки, но только после устранения очага возгорания.

Зрительный зал

Ликвидация возгорания зрительного зала проходит следующим образом:

  1. Тушение пожара в зрительном зале начинается с введения огнеупорных стволов в место возгорания. Если установлен противопожарный занавес, то его опускают и охлаждают водой или пеной.
  2. Необходимое количество стволов определяется из расчета, что интенсивность подачи огнеупорного вещества должна составлять 0,15 л/(с*м2).
  3. Для того чтобы защитить горючие подвесные конструкции, используются резервные стволы.
  4. Все воздуховоды и вентиляцию перекрывают.
  5. В случае возгорания под полом зрительного зала все кресла убирают, покрытие вскрывают и вводят вниз стволы с пеной для ликвидации огня.
  6. Все спасатели должны иметь защиту от токсичных выделений горения и открытого пламени.
  7. При угрозе обрушения несущих конструкций или декоративных элементов личный состав пожарной бригады эвакуируется в принудительном порядке.
  8. При пожаротушении помещение необходимо обесточить.

Внимание! Важно помнить о нагревании чердака, потому температуру там снижают путем подачи воды на стены помещения. Это позволяет избежать обрушений.

Тушение пожара в кинотеатре и цирке

Тушение пожаров в кинотеатрах или цирках имеет следующую тактику:

  • эвакуация зрителей и животных;
  • обесточивание помещения;
  • рукава прокладывают через служебные выходы, чтобы не препятствовать эвакуации;
  • элементы из дерева и вентиляцию вскрывают;
  • стволы подают через балконы;
  • если горят места пребывания животных, то после ввода стволов их эвакуируют;
  • все представители спасательной службы должны быть в защитной одежде (противогазы, маски, перчатки).

Тактика пожаротушения в библиотеке и музее

Тушение пожаров в музеях, библиотеках, архивах и на выставках связано с риском повреждения и разрушения объектов культурной и исторической ценности. Проведение ликвидации возгорания происходит по плану:

  1. Эвакуация людей.
  2. Определение исторических и культурных ценностей, составление их перечня.
  3. Использование распыленной воды, пены, порошка или газа для ликвидации возгорания.
  4. Эвакуация и защита объектов культуры.

Важно. По возможности все ценные объекты накрывают противопожарным полотном. При пожаротушении архивохранилищ и книгохранилищ не используются водные устройства.

Тактика тушения пожаров в культурно-зрелищных учреждениях подразумевает полный контроль над действиями и отсутствие паники. Только профессиональная работа спасателей и сознательность граждан может обеспечить успешную ликвидацию возгорания.

Основные проблемы при тушении пожаров в театрально-зрелищных учреждениях

Технические науки

  • Мальцев Алексей Николаевич , старший преподаватель
  • Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
  • СЦЕНА
  • ТЕАТР
  • ПОЖАР
  • ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ
  • ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ

Похожие материалы

  • Выбор наиболее надежного и функционального быстроразъемного соединения пожарных рукавов
  • Проблемы тушения пожаров в многоэтажных зданиях с наружным утеплителем
  • Основные способы спасения людей из высотных зданий
  • Тушение производственных зданий путем применения «сухой воды» (novek 1230) в установках автоматического пожаротушения
  • Применение комбинированного водяного пожарного ствола СРП-50р для тушения пожаров в торгово-развлекательных центрах

Каждую минуту по всему миру возникают чрезвычайные ситуации такие как пожары. Они возникают везде — в жилых домах и общественных зданиях, на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, на транспорте и в ряде других объектов. Наиболее вероятную опасность представляют пожары в местах массового пребывания и большого скопления людей: в культурно-зрелищных учреждениях, в гостиницах и общежитиях, в торговых и развлекательных центрах, в учебных заведениях, в спортивных комплексах и т.п.

Современные системы противопожарной защиты в зданиях и сооружениях должны исключать возможность распространения пожаров до больших площадей и предотвращать гибель и травмирование людей. Однако, факты говорят об обратном.

Театрально-зрелищные комплексы не являются исключением в общем списке пожароопасных объектов. Так почему же пожары в театрах принимают большие размеры и требуют привлечения значительного количества пожарных подразделений для их ликвидации? Необходимо разобраться в этом вопросе более детально.

Рисунок 1. Возгорание в театрально-зрелищном учреждении

Пожарная опасность каждого здания определяется возможностью возникновения и развития пожара в нем, а также воздействием на людей опасных факторов пожара. На это, в первую очередь, влияет возможность возникновения источников зажигания, наличие горючей среды и путей распространения пожара, а этого в театре в достатке. Большие площади сценической части, зрительных залов, гримерных, производственных и складских помещений имеют высокую пожарную нагрузку, и, в основном, из легко воспламеняющихся материалов. Здания театров, построенные в первой половине прошлого века, как правило, имеют третью степень огнестойкости, и горючие конструкции здания также являются путями распространения огня. Нарушение правил эксплуатации многофункциональной системы энергоснабжения обеспечения театральных представлений и неосторожное обращение с огнем являются основными источниками возникновения пожаров.

Причинами развития пожаров до больших площадей являются:

  • технические неисправности систем обнаружения;
  • оповещения и автоматического тушения пожаров;
  • отсутствие или неисправность противопожарного занавеса, системы открытия люков дымоудаления, первичных средств пожаротушения;
  • несвоевременное сообщение о пожаре; курение в неустановленных местах; нарушение производственного регламента и противопожарного режима при проведении огневых работ.

Высокая скорость распространения горения по легкогорючим материалам приводит к быстрому увеличению площади пожара, а большая пожарная нагрузка требует подачи значительного количества огнетушащих веществ. Загруженность автомобильных дорог транспортом, особенно в вечернее время в момент демонстрации театральных представлений, замедляет время прибытия пожарных подразделений к месту вызова. Несмотря на автоматический вызов по повышенному номеру в первое время прирост площади пожара зачастую превышает скорость наращивания сил и средств пожарных подразделений.

При организации тушения пожаров не исключаются и ошибки РТП. В первую очередь это использование маломощных стволов. В разведку пожарные направляются со стволами РС-50. А при интенсивности тушения 0,2-0,3 л/с∙м 2 это далеко не достаточные расходы огнетушащих веществ. Также при тушении в качестве огнетушащих веществ не используется смачиватель, что могло способствовать сокращению времени тушения и достижения локализации пожара, а так же экономия огнетушащих веществ до 50%.

Российская промышленность уже освоила выпуск ручных комбинированных стволов с высокой производительностью и регулируемым расходом. Однако многие пожарные расчеты еще не укомплектованы данными приборами.

Таким образом, пути достижения пожарной безопасности театральных учреждений — это в первую очередь правильные архитектурно-планировочные решения этих зданий, устройство безопасных путей эвакуации, широкое внедрение современных автоматических систем обнаружения и тушения пожаров, запрещение использования легкогорючих и особенно синтетических материалов для отделки путей эвакуации и оформления сценических постановок, повышение ответственности администрации театров за состояние пожарной безопасности, а следовательно, за жизнь и здоровье людей.

Список литературы

  1. Савельев П.С. Пожары и катастрофы. — М., 2018 (1-я Обр. тип.). — 414 [2] с.
  2. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Думилин А.И. Жилые и общественные здания и сооружения. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга №1. — М.: Пожнаука 2006. — 314 с.
  3. Борисов А.А., Пискунов А.О., Мальцев А.Н. Быстроразъемные соединения, применяемы в пожарной охране Российской Федерации и за рубежом. В сборнике: надежность и долговечность машин и механизмов. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 17-19.
  4. Мальцев А.Н., Наумов А.В., Белорожев О.Н., Пискунов А.О. Проблемы тушения пожаров в многоэтажных зданиях с наружным утеплителем в сборнике: пожарная и аварийная безопасность. Сборник материалов XII международной научно-практической конференции, посвященной году гражданской обороны. 2017. С. 339-340.
  5. http://www.nachkar.ru/taktika/index9.htm
  6. http://www.supernicolass.narod.ru/topic487.htm

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: