Особенности культуры народов Поволжья - ABCD42.RU

Особенности культуры народов Поволжья

Обычаи и традиции народов поволжья: отличительные черты местых жителей

Национальная культура олицетворяет память народа, выступая тем, что позволяет идентифицировать этот народ среди прочих, позволяет человеку сохранить индивидуальность, почувствовать связь эпох и поколений, обрести духовную поддержку и жизненную опору. И если рассматривать календарь, а также жизнь людей, то обычаи и традиции народов поволжья демонстрируют тесную связь с ними.

Русские

Среди всех народов, обитавших на территории Поволжья, наибольшая доля приходится на русских. Русские женщины носили наряд, который состоял из холстовой рубашки, именуемой «рукавами», и сарафаном. Для бедных семей привычным костюмом служили сарафаны, для изготовления которых применяли крашеный холст. На торжества надевали сарафаны, сшитые на основе китайки. Возможности богатых семей позволяли им носить сарафаны, для создания которых использовали шелк, плис и бархат.

Несмотря на то, что среди руских основной верой было христианство, обычаи и традиции народов поволжья имели языческие корни. С завидным постоянством они праздновали такие торжества, как святки, масленица, семик-Троица.

Татары

Татары относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Если рассматривать этнический состав этих жителей Поволжья, то в этом плане они отличаются разнообразием. Среди них выделяют древние тюркские, булгарские, кипчакские и прочие тюркоязычные племена, а помимо этого отдельные финно-угорские и славянские.

Пусть татары непохожи друг на друга диалектом и в территориальном отношении, все же они представляют собой единую нацию, которой присущ общий литературный язык, культура, включающая в себя фольклор, музыку, религию, традиции народов поволжья.

Население Ульяновска представлено по большей части татарами, исповедующими ислам. И сегодня жители города не отклоняются от традиций ислама, предпринимая попытки по его развитию. Данные шаги затрагивают различные стороны жизни, в том числе воспитание детей, почтение к старшим, участие в красочных национальных праздниках. В то же время в основе их мировоззрения немаловажная роль отводится почтительному отношению к иным религиям и культурам.

Чуваши

Чуваши входят в состав тюркской группы алтайской языковой семьи. В основе названия данного народа лежит булгарское племя сувар, суваз. Именно булгары и сувазы, а вместе с ними и финно-угорские племена марийцев и способствовали возникновению чувашского этноса.

Долгое время чуваши Ульяновского Поволжья оставались язычниками, однако все изменилось, когда они присоединились к Русскому государству. Их языческая вера предусматривала систему, где присутствовало большое количество богов, во главе которых стоял Тор. Среди богов были и добрые, и злые. И определенному роду занятий людей соответствовал тот или иной бог, демонстрировавший свое покровительство. В существовавшем религиозном культе прослеживалась тесная связь с циклом земледельческих работ, относившая к культу предков.

В 18-19 вв. многие представители чувашского народа приняли христианство. Это привело к утрате языческой веры в чистом виде. Однако по-прежнему присутствовало двоеверие. Когда наступала пора для таких важных событий, как крестины и венчание, то их проводили в церкви. При этом среди данного народа встречались наряду с языческими древними и христианские имена.

Мордва

Под мордовскими племенами подразумевались коренные жители, местом обитания которых выступало междуречье Оки, Суры и Средней Волги. Данная народность включает в себя 2 главные группы:

  • Эрзя;
  • Мокша.

Первая обитала на левобережье р. Суры. Что касается второй, то ее местом проживания служил бассейн р. Мокши. В Ульяновской области основную часть жителей составляют мордва-эрзя.

Обычно женщины данного народа носили рубаху из белого холста, которая имела яркую вышивку, где в основном использовались красные, черные, синие тона, имевшие вкрапления желтого и зеленого. Свои отличия имели праздничные традиционные костюмы народов поволжья, марийский, как мордвинский наряд, играли роль важного атрибута.

Эрзянки имели в наличии и обрядовую рубаху, которую очень часто украшала вышивка. Девушки облачались в нее в двух случаях: когда достигали совершеннолетия и выходили замуж.

В народных праздниках мордвы прослеживалась связь с земледельческим календарём. Очень много народу собиралось летом, когда отмечали праздник вельозкс, который проводили в честь покровительницы села (Вель-ава). В современный период также продолжают чтить данную традицию: часто в деревнях проводят праздник отдаленного или малого села, а кое-где — праздник традиционной мордовской кухни.

Встреча любого подобного праздника неизменно предусматривала целенаправленное моление, которое дополняло исполнение определенного комплекса магических обрядов. Причем наряду с общественными проводили и семейные моленья. В данном случае уже внимание уделялось интересам конкретной семьи.

Реферат: Особенности культуры народов Поволжья

Поволжский район включает в себя Астраханскую, Волгоградскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области и республики — Татарстан и Хальмг-Тантч (Калмыкия). Поволжье занимает первое место в России по выпуску автомобилей, второе — по добыче нефти.

Культура поволжского народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействовали на становление и развитие хозяйства района, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Представители Поволжского района достаточно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам.

Изучение темы курсовой работы позволяет извлечь уроки на будущее, способствует формированию гражданских позиций, воспитывает интерес к культурным наследиям,

Цель работы: изучить и выявить особенности культуры народов Поволжья.

Задачей является прослеживание особенностей культуры народов Поволжья и ее благотворного влияния на общество.

Предмет: культура народов Поволжья, ее история и современный уровень развития.

Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения.

При написании курсовой работы были использованы различные источники и литература, что нашло отражение в библиографическом списке.

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОВОЛЖЬЯ

§1.1 Природа и национальный характер.

«Несомненно то, что человек поминутно и попеременно приспособляется к окружающей его природе, к ее силам и способам действия, то его приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказаться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой, и с природой вырабатывает он свою сообразительность и свой характер, энергию, понятия и чувства, и стремления. И чем более природа дает возбуждения и пищи этим способностям человека, чем шире раскрывает она его внутренние силы, на историю окружаемого ею населения.

Законами жизни физической природе отведена своя сфера влияния в исторической судьбе человечества.

Лес, степь, река — три природные стихии, определившие характер и мироощущение русского человека. Каждая из них и в отдельности сама по себе приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека».[1]

Впечатления, воспринимаемые от внешней природы, отражаются на внешнем виде жилищ, здесь меньше субъективного и больше исторически уловимого.

«Крестьянские поселки по Средней Волге доселе своей примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств производят, особенно на путешественников с Запада, впечатление временных, случайных стоянок кочевников, не нынче — завтра собирающихся бросить свои едва насиженные места, чтобы передвинуться на новые. В этом сказались продолжительная переселенческая бродячесть прежних времен и хронические пожары — обстоятельства, которые из поколения в поколение воспитывали пренебрежительное равнодушие к домашнему благоустройству, к удобствам в житейской обстановке».

По мнению С.М.Соловьева, «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа его племени, к которому он принадлежит, ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают». С.М.Соловьев указывал, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России — мачехой. Горы разделили Европу на замкнутые части как бы естественными границами, дали возможность строить прочные городские укрепления и замки и тем самым ограничивали внешние вторжения. Русь представляла собой огромную равнину, без естественных границ, открытую нашествиям. Однообразие природных форм «ведет население к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость нравов, обычаев, верований исключает враждебные столкновения; одинаковые потребности указывают на одинаковые средства к их удовлетворению». Бедность и однообразие природных условий не обеспечивали прочной оседлости населения, вели к его высокой подвижности. Анализ данной концепции позволяет объяснить характерные особенности Поволжья: — многонациональность; — веротерпимость. Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на характер народный. «Природа роскошная, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет его деятельность, как телесную, так и умственную. Пробужденный раз вспышкой страсти, он может показать чудеса, особенно в подвигах силы физической, но такое напряжение сил не бывает продолжительным. Природа, более скупая на свои дары, требующая постоянного и нелегкого труда со стороны человека, держит его всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянна; постоянно работает он умом, неуклонно стремится к своей цели; понятно, что народ с таким характером способен подчинить себе более слабые народы. С другой стороны, роскошная, щедрая природа, приятный климат развивают в народе чувство красоты, стремление к искусствам, поэзии, живописи. В народе, в котором развито чувство красоты, господствует стремление к увеселениям, — в таком народе женщина не может быть исключена из сообщества мужчин. Но среди природы, относительно небогатой, однообразной и потому невеселой, в климате, относительно суровом, среди народа,. постоянно занятого, практического, чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер народа является более суровым, склонным к более полезному, чем к приятному; стремление к искусствам, к украшению жизни слабее, а все это вместе, без других постоянных влияний, действует на исключение женщины из общества мужчин, что разумеется, в свою очередь приводит к еще большей суровости нравов»[2] .

§2.1 Народный календарь: праздники, обряды игры.

§3.1 Былины, песни и сказки народов Поволжья.

ГЛАВА II. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ПОВОЛЖЬЯ

§1.2 Воспитание в чувашских семьях.

§2.2 Обряды и традиции воспитания у татар.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы узнать любую культуру, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Всякая культура является плодом действия этих закономерностей и выражением этих потребностей. В то же время, любая культура влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизаций.

Многообразие культурных ценностей охватывает всё многообразие возможных смыслов человеческой жизни. Не все культурные ценности живы сегодня — многие из них не располагают в наши дни последователями. Однако все смыслы живы и в любой момент могут сплотить вокруг себя немалое число людей. Именно это требует, чтобы внимание общества было обращено не только на второстепенные детали функционирования современных ценностей, но на условия обретения и утраты всех смыслов, которые когда-либо были открыты человечеством.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. // Болгары и чуваши. Сб. статей. Чебоксары,1984,С.448.

2. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Казань-Чебоксары,1928-1950.Т.1-17.

3. Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986,С.195.

4. Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары,1993,С.96.

5. Иванов В.П. и др. Этническая история и культура чувашей ПоволжьяиПриуралья.Чебоксары,1993,С.310.

6. Иванов В.П. Чувашская диаспора. (Этногеографический справочник).Чебоксары,1999,С.402.

7. Иванов В.П. Этническая карта Чувашии. Чебоксары, 1997, С.67.

8. Иванов В.П. Чувашский этнос. Проблемы истории и этногеографии.Чебоксары,1998,С.102.

9. Иванов Н.И., Сидорова Е.С. Н.И. Ашмарин собиратель и исследователь чувашского фольклора // Болгары и чуваши. Сб.статей.Чебоксары,1984,С.448.

10. Иванов-Ехвет А.И. К истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей. Чебоксары, 1987,С.158.

11. Карпухин И.Е. Взаимодействие русской и чувашской свадеб в Башкирии (по записям 1967-1975гг.) // Фольклор народов СССР.Уфа,1975.С.55-64.

12. Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. (Основные этапы этнической истории). Чебоксары, 1965,С. 133

13. Киреев А.Н. Фольклорные записи И.В. Салтыкова // Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала.Уфа,1974,Вып.1.С.253.

14. Комиссаров Г.И. Собирайте сведения о чувашах и других инородцах//Гурий Комиссаров краевед и просветитель / Сост.А.А.Кондратьев.Уфа,1999,С.3-24.

15. Кондратьев М.Г. Музыкальная культура: традиции и новации//Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы. Чебоксары,1989,С.94.

[1] Ключевский В.О. Курс русской истории/В.О.Ключевский.-М.:Мысль, 1989г. – С.508

[2] Соловьев С.М. История России с древнейших времен/С.М.Соловьев.-М.:Мысль,1988г.-С.797

[3] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/С.И.Ожегов.-М.:Оникс,2008г.

[4] Калугин А. Повесть временных лет/А.Калугин.-М.:Наука,2007г.

«Изучение некоторых особенностей национальной культуры народов Поволжья».
проект (4 класс) на тему

Тема проекта «Изучение некоторых особенностей национальной культуры народа Поволжья».Эту тему мы выбрали не случайно, так как в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на одном языке, читают одни и те же книги, вместе играют ,похоже одеваются. И мы решили разобраться, всегда ли так было.

Читайте также  Физические качества человека и способы их развития

Изучение истории народов, живущих на территории Поволжья, познание их истоков и корней – такова цель нашего проекта.

Свою работу мы разделили на несколько этапов:

1. Изучение этапов расселение народов в Поволжье.

2. Ознакомление с культурой, традициями казахского, русского,мордовского и татарского народов – основной категории учащихся в нашей школе и жителей Поволжья

3. Сравнительный анализ культур народов Поволжья.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_po_polikult2.docx 47.33 КБ

Предварительный просмотр:

лицей – интернат№5 открытого акционерного

общества «Российские железные дороги»

Презентация по теме:

«Изучение некоторых особенностей национальной культурынародов Поволжья».

обучающиеся 5 «Б» класса

Заявленная тема актуальна, так как воспитание младшего школьника осуществляется на основе освоения ими поликультурного образования. У ребенка формируются: нравственное ценностное отношение к жизни человека и ко всему живому, целенаправленная социализация школьников, межнационального общения межэтнической толерантности.

Интерес данной работы заключается в том, что тема работы носит познавательное, воспитательное и образовательное значение в повседневной жизни.

В ходе работы над проектной презентацией, обучающиеся провели большую подготовительную деятельность: поиск литературы, ее обработку, выделение самого главного, интересного, занимательного по данной теме. Работа отличается достаточным объемом, в ней много полезной информации для обучающихся.

Работа над презентацией способствовала развитию познавательной самостоятельности обучающихся, формированию у них умения исследовательской деятельности, а так же развитию организационных и коммуникативных умений.

Я считаю, что работа была построена на доброжелательном взаимодействии ученика и педагога на основе сотрудничества, что способствовало успешному решению поставленных задач.

Руководитель: Горюнова Г.С.

Выбор и обоснование темы……………………………………………… стр. 4

Определение конкретной цели и задачи………………………………… стр. 5

  1. Расселение народов в Поволжье.
  2. Культура, традиции мордовского, казахского, русского и татарского народов.
  3. Сравнительный анализ культур народов Поволжья. – Продукт презентации.

Этапы работы над презентацией.

1. Выбор и обоснование темы.

2. Поиск необходимой информации в краеведческом музее, в библиотеке, в читальном зале.

3. Работа в сети интернет по поиску нужной информации.

4. Систематизация отобранного материала.

5. Использование собранного материала для подготовки презентации.

6. Оформление презентации.

8. Подготовка презентации.

9. Подготовка к защите презентации.

Выбор и обоснование темы

Тема нашего проекта «Изучение некоторых особенностей национальной культуры народа Поволжья».Эту тему мы выбрали не случайно, так как в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на одном языке, читают одни и те же книги, вместе играют ,похоже одеваются. И мы решили разобраться, всегда ли так было.

Изучение истории народов, живущих на территории Поволжья, познание их истоков и корней – такова цель нашего проекта.

Свою работу мы разделили на несколько этапов:

  1. Изучение этапов расселение народов в Поволжье.
  2. Ознакомление с культурой, традициями казахского, русского,мордовского и татарского народов – основной категории учащихся в нашей школе и жителей Поволжья
  3. Сравнительный анализ культур народов Поволжья.

Определение конкретной цели и задач.

Обобщить и углубить знания, полученные при ознакомлении с культурой народов Поволжья.

  • Изучить самобытность, фольклор народов, проживающих на территории Поволжья.
  • Уметьработать в команде, при работе с архивными документами, анализировать, обобщать и делать выводы.
  • Проявить свои умения в освоении навыков профессии гида, репортёра, способствующие повышению уверенности в себе, воспитывающие любовь к родной земле, уважение к традициям разных народов.

Начиная работу над проектом,мы задали себе следующие вопросы:

Почему территорию, на которой мы проживаем, называют Поволжьем?

Где она расположена?

Люди каких национальностей здесь проживают?

Что есть общего у этих народов?

А кто является коренным народом Поволжья?

Помочь ответить на эти вопросы нам помогли архивные документыкраеведческого музея имени Германа Степановича Титова в городе Красный Кут, встречи с жителями мест нашего проживания, экскурсия в музей города Саратова «Национальная деревня народов Поволжья», встречи с краеведами нашего региона: Терещенко Анной Николаевной, учителем по краеведению Ивановой Ларисой Юрьевной, местными поэтами Панчуриной Татьяной Михайловной, Коняхиной Светланой Яковлевной ,с руководителем краеведческого кружка Горюновой Галиной Сергеевной.

Проанализировав всю собранную информацию, мы узнали, что Поволжьем называют территорию,расположенную вдоль реки Волги (показывает по карте), что Поволжье вошло в состав Московского государства в середине 14 века. Несколько веков проводилось заселение и освоение этих территорий.

Вначале сюда разрешили переселиться калмыкам (позже казахам), затем началась раздача земель русским дворянам, состоявшим на военной службе. В XVIII-XIX вв. появились немецкие, польские и эстонские колонии.

В настоящее время в Поволжье проживаютразные народы — это русские, татары, казахи, мордва, чуваши, башкиры и т.д., более 15 национальностей.

Нам стало интересно узнать,в чём отличие данных народов.

Мы решили ближе познакомимся снекоторыми особенностями национальной культуры народа Поволжья

На протяжении учебного года мы накапливали материал . На занятиях краеведческого кружка «Родные просторы»,творческого объединения «Диалог культур» слушали и читали сказки разных народов, знакомились и рисовали народные орнаменты,изготавливали народные куклы. устраивали «Дружеские вечера» с чаепитием и дегустацией национальных блюд; смотрели художественные фильмы на разных языках, понимая их смысл . Активно участвовали в фестивале «Дружба народов» и в «Ярмарке мастеров», проходивших в рамках работы ресурсного поликультурного центра образования .

И сегодня мы представляем итоги нашей работы.

Расскажем вам о национальных костюмах,кухне и праздниках некоторых народов Поволжья

Выступление представителя казахского народа.

Я расскажу вам о национальных особенностях казахского народа.

Мужской казахский национальный костюм состоит из чапана (халата с поясом, сделанного из бархата), головного убора – мягкой тюбетейки, высокого колпака или шапки из меха лисы (малахай).

Женский национальный костюм состоит из шелкового платья, бархатного

жилета с вышивкой, высокого колпака с шелковым шарфом.

Основу казахской кухни издавна составляли продукты животноводства — мясо и молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты. Национальные блюда- это бешбармак, боурсаки. Моя бабушка Давлетова Валентина Григорьевна научила меня печь баурсаки,рассказала мне о некоторых секретах вкусной выпечки.

Национальный праздник Наурыз — это праздник весны и мусульманский Новый Год. Самое прекрасное в празднике – это его продолжительность. Начать праздник можно 1 марта, а закончить, 15-16 марта.

Выступление представителя русского народа

Я представительница русского народа.

Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные.

Основой женского русского костюма была длинная рубаха.

На Руси рубаху украшали вышивкой, иногда расшивали жемчугом.

Женский головной убор- кокошник.

Обувь. Сапоги шили из цветной кожи, бархата часто украшали вышивкой. Повседневной обувью были лапти, в зимнее время валенки.

Русская кухня. Каша — одно из наиболее распространённых и популярных блюд русской кухни. Пироги занимают на русском столе видное и притом всегда почетное место.

Один из любимых праздников русского народа-это масленица. До наших дней сохранилась традиция печь блины — круглые, желтые и горячие, как солнце.На масленицу принято устраивать катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бои, сжигать соломенную куклу,тем самым, прощаться с зимой.

С давних времён проживает в Поволжье и мордва.

Национальный костюм .Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских. Основой являлась рубаха . Женский костюм был сложный и состоял из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов. Женский головной убор-Панго. Головным убором мужчин были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями.

Мордва носила остроносые кожаные сапоги со сборками, повседневной обувью были лапти, в зимнее время валенки.

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия – кислый хлеб, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, толстые манные блины, пироги с различной начинкой.Традиционным праздником мордовского

народа являласьмасленица – проводы зимы, начало весны .Вовремя этого праздника молодежь каталась на лошадях, пела, плясала. Основное гуляние происходило на масленичной горе. Здесь катались с гор, играли, приносили сюда ячменные и пшенные блины, угощали друг друга.

Татары также являются почётными представителями народов Поволжья.

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё —шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Рабочей обувью служили лапти так называемого татарского образца, надевающиеся с суконными чулками.

Одно из оригинальных блюд — чак-чак является обязательным свадебным угощением. Своеобразную группу печеных изделий составляют перемяч.

В старые времена их делали с начинкойиз мелко нарезанного вареного мяса, пекли в духовой печи (как ватрушки) и подавали к завтраку с крепким бульоном.

Традиционный праздник татарского народа Сабантуй — означает «Праздник Плуга» .Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.

Работая над данным проектом мы сделали вывод, что у многих народов рубаха являлась частью национальной одежды, повседневной обувью являлись лапти, а праздничной — кожаные сапоги; основу национальных блюд у народов составляли изделия из муки, круп и мяса. Национальные праздники, например, весенние, сочетают в себе завершение периода зимы и открытие нового, весеннего периода. У всех народов Поволжья весенние ритуалы и обряды, способствуют получению богатого урожая.Мы отметили для себя, что смысл праздников одинаковый, только названия и обряды отличаются.

Изучив некоторые особенности культуры, традиций,быта, художественного творчества и фольклоранародов, проживающих на территории Поволжья мы уверенно можем сказать, что у каждого народа, конечно, есть свои национальные особенности,но и много общего у всех народов и делить нам нечего, и родина у нас одна.

Исследовательский проект » Культура и традиции народов Поволжья»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» Ленинского района г. Саратова.

Секция: «Начальные классы.»

Тема: «Культура и традиции народов Поволжья.»

учащиеся 3 «Г» класса МОУ «СОШ № 41» г. Саратова:

Харина Виктория, Богомолов Сергей, Дрынкин Андрей.

Классный руководитель : Григорьева Елена Александровна.

Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышали в детстве. И на протяжении всей нашей жизни, они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это великая страна с великой историей. Но Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где всё ему кажется особенным и родным.

Для нас Родина – это наш богатый Саратовский край, наш любимый город Саратов.

Находясь на перекрёстках сухопутных и водных путей, наш край издревле был многонациональным. И сейчас на его территории проживают представители разных национальностей.

И если спросить: «Какой же народ является коренным в Саратовской области?» «Мы получим ответ: «Коренного населения на нашей территории нет». Все мы, живущие в саратовской области, являемся потомками переселенцев разного времени. Но все мы живём в одном краю, любим свою землю, а значит нам нечего делить.

Все народы стремятся жить в дружбе и согласии. Ведь ничто не сближает нас так, как простое и естественное желание людей быть рядом друг с другом. Наши национальные культуры богаты и разнообразны.

Основная часть.

Цели исследования: (1 слайд)

— Воспитывать у детей любовь к малой Родине.

— Расширить знания о культуре и традициях народов Поволжья.

— Создать общее праздничное настроение, способствовать развитию эмоциональной восприимчивости.

Содержание исследования: (2 слайд)

— Беседа о народностях, проживающих в Поволжье.

— Просмотр иллюстраций, картин костюмов народов Поволжья.

— Проведение занятия «Музыка народов Поволжья».

— Посещение саратовского Этнографического музея.

Что такое Поволжье? (3 слайд)

Пово́лжье — в широком смысле — вся территория, прилегающая к течению Волги. В узком смысле — территория, прилегающая к среднему и нижнему течению Волги и экономически тяготеющая к ней.

Взаимодействие культур. ( 4 слайд)

В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, украинцы, казахи .

Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, обогащая друг друга.

( слайд 5- 9 ) Посетив саратовский Этнографический музей, мы узнали много интересного о народах Поволжья, их культуре и традициях. Нам рассказали о национальной одежде, быте этих народов.

У нас особенный класс, многонациональный. В нашем классе есть представители как коренных народов, проживающих в Поволжье, так и пришлых. И сейчас мы расскажем об этом .

Украинцы . ( слайд 10)

1.5 Украинцы на Волге

Интересна особенность появления в наших местах украинцев. Эльто́н — солёное бессточное озеро в Палласовском районе Волгоградской области. Для перевозки соли от озера Эльтон до Саратова, пригласили украинцев.

В результате через несколько лет возникли десятки украинских слобод и хуторов.

Жилые постройки переселенцы строили, как и у себя на родине, но они были похожи на русские. Это был открытый двор с хатой, обращенной двумя-тремя окнами на улицу. Хаты строили в основном из дерева, стены обмазывали внутри глиной и белили, полы делали земляными, глинобитными.

По данным переписи население Саратовского края к 1913г. составляло 3.290.710 жителей.

Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты.

В нашем классе есть два представителя украинского народа: Миронова Вика и Максименко Витя. (слайд 11)

Татары (слайд 12-13)

1.3 Татары на Волге

В 1224 году пришли на Волгу татары. Землю обрабатывать татары не любили, а занимались скотоводством. Как народ кочевой, татары деревянных и каменных домов вначале не строили, а жили в так называемых кибитках. Вскоре после покорения России, татары стали строить на Волге новые города. Татары очень гостеприимны, грамотны, живут очень опрятно, трудолюбивы.

Народные праздники

Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.

Традиционные соревнования сабантуя:

— Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

— Поход за призом по качающемуся бревну.

Традиционная сладость татар – печенье «Чак — чак», которым мы хотим вас угостить.

В нашем классе есть представитель татарской национальности: Ахмадова Хеда.

Марийцы (слайд 14)

Марийский народ талантлив, изобретателен, славился своими мастерами-умельцами. Мальчиков c ранних лет обучали ремесленному делу – умению плести лапти, помогать отцу во всех хозяйских делах. Одним из самых любимых занятий женщин и девушек было вышивание. У марийского народа, как и y других народов много национальных блюд:

Команмелна – многослойные блины, подкоголи – пельмени, туара – сырники.

Мордва .( слайд 15)

1.1 Мордва на Волге

Больше тысячи лет тому назад нашу Саратовскую губернию населял народ мордовского племени. Они занимались хлебопашеством, пчеловодством, охотой. Жили в селах, в деревянных домах. Представители этой национальности были стройны, красивы, сильны и храбры.

Лапти КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели.

Азербайджан (слайд 16-17)

Устойчивее всего национальные традиции сохраняются в пище. Излюбленными хлебными изделиями до сих пор остаются чурек и лаваш, выпекаемые из пресного пшеничного теста.

Широко была распространена в Азербайджане резьба по камню и дереву, украшавшая детали жилых домов. Для окон, например, делали специальные изящные решетки — шебеке. Их вырезали из одной доски или собирали без помощи гвоздей и клея из заранее подготовленных тонких деревянных пластинок.

В нашем классе представителем азербайджанского народа являются Гусейнов Исмаил, Валиева Сабина.

Культура Армении ( слайд 18-19)

Испокон веков армянский народ ткал ковры, плёл кружева, изготавливал посуду из глины .

Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. Эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья — прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные — тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные — барабан.

Шагинян Армен – представитель армянского народа.

Киргизы .( слайд 20-21)

Самым традиционным обычаем у кыргызов – как и у всех народов — является гостеприимство. Издревле, каждый, чей путь проходил через кыргызский аул, не покидал его, не разделив с хозяевами стол и кров. Поскольку кыргызы на протяжении многих десятилетий вели кочевой образ жизни, своеобразный вид хлеба – «комоч-нан», для приготовления которого требуется только две сковороды, — и в настоящее время пользуется заслуженным вниманием за простоту приготовления и отменный вкус.

Кенжебеков Абдиазиз – представитель кыргызского народа.

Немцы поволжья ( слайд 22-23)

1.4 Немцы Поволжья

Как отметили раннее, в XVIII веке по приглашению Екатерины II произошло переселение немецких крестьян на свободные земли Поволжья и Украины

В 1935-1936 гг. более десяти тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан.

Традиционные немецкие блюда:

МЯСО, ЗАПЕЧЕННОЕ В КАПУСТЕ

ТВОРОЖНЫЙ ПИРОГ СО СЛИВАМИ

В нашем классе Ободинская Кристина – представитель немецкой национальности.

И конечно , большинство представителей русской национальности .( слайд 24-25)

Саратовский край хранит историю быта русского народа, составляющего большую часть его населения прежде и теперь. Жилища в старину ставили из лесных срубов. Дома были небольшие, крытые соломой, в них ставили печи. Все жилые строения назывались избой. Занимались рыбной ловлей и торговлей.

Русские крестьяне Саратовского Поволжья в первой половине XIX века шили одежду из холстов и сукон собственного изготовления. Используя одинаковые природные материалы для изготовления одежды и обуви, русское население Саратовской губернии перенимало от живущих по соседству с ними татар, мордвы и чуваш то, что было удобно и имело практический смысл. Одежда и обувь были простыми, удобными, практичными.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни.

Традиции и обычаи русского народа всегда свято хранились и передавались из поколения в поколение.

Погрузившись в истоки культуры народов Саратовского Поволжья, мы проникаемся неподдельным интересом к исконным традициям представителей других национальностей, ощущаем необходимость взаимоуважения и веротерпимости в отношениях между соседями.

Россия – страна многонациональная, а потому вопросы мирного сосуществования людей, придерживающихся разных культурных традиций, принадлежащих к различным конфессиям, всегда были и будут для нее актуальными. Главное, что мы должны усвоить: наша сила – в единстве.

Народы- как одна семья

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Список используемой литературы:

1. Земля саратовская (книга для внеклассного чтения). Саратов. Приволжское книжное изд-во, 1975 — 111с.

2. История Саратовского края: Учебное пособие для 7-9кл. – Саратов: Регион. Приволжское изд-во «Детская книга», 1996-408с. .

3. Курбанов Л.Ф., Полубояринов Е.В. Саратовский край. Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 7-8 кл. Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1976 – 103с.

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Поволжья

Ольга Давыдова
Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Поволжья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №261 городского округа Самара

Доклад –презентация на тему:

«Ознакомление детей дошкольного возраста

с культурой и традициями народов Поволжья»

Воспитатель группы №3

г. Самара — 2019 г.

«Ознакомление детей дошкольного возраста

с культурой и традициями народов Поволжья»

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с народами Поволжья.

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям — одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это — русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т. д.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные игры, в которые дети с удовольствием играют.

Для реализации этой работы используются разнообразные средства:

— устное народное творчество; Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

— художественная литература; В художественной литературе как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего.

— музыкальное народное творчество;

— декоративно-прикладное искусство, живопись;

— игра, народная игрушка и национальная кукла;

Для приобщения дошкольников к народной культуре Поволжьясозданы определенные условия:

• Многофункциональные уголки в группах ДОУ «Уголок ряженья», «Уголок уединения».

• Центр «Театр», где размещены различные виды театров.

• Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

• Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.

• Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.

• Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

Проводим досуги, на которых дети поют песни, частушки, загадывают загадки, водят хороводы, играют в народные игры и т. д. Работая с детьми, мы часто используем пословицы и поговорки. Они помогают устанавливать эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Использование по-любившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Приобщая детей к истокам народной культуры, знакомим детей с народными костюмами.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. В народных сказках заключено богатое содержание в отношении насыщенности художественной речи, языковыми средствами выразительности. В процессе чтения сказок знакомим детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему. Посредством сказок дети знакомятся с историческим прошлым народов Поволжья, его бытом, обычаями, спецификой деятельности, заключавшейся, главным образом в скотоводстве, охоте, рыболовстве, торговле, в ремесле.

Наша основная цель — как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле,заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.

Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьёй. Когда родители начинают осознавать необходимость приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада, с энтузиазмом включаются в поиски предметов быта, национальной одежды, обшить куклу в национальный костюм.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Мудрые люди говорят, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Наверное, самый благодарный труд — возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Ознакомление с культурой мордовского народа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Ознакомление детей с культурным наследием родного края имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей дошкольного.

Фотоальбом «Костюмы народов Поволжья» Фотоальбом костюмы народов Поволжья Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол, сар Мужской костюм.

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей НОД «В гостях у народов Поволжья» Возрастная группа:подготовительная Вид (разновидности) детской деятельности детей:• игровая • познавательно-исследовательская • двигательная.

Консультация «Приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья» Культура — это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. Педагоги дошкольных.

Ознакомление детей с национальными костюмами народов Поволжья посредством кукол в национальных костюмах Проект ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ КОСТЮМАМИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ПОСРЕДСТВОМ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ. Актуальность. В настоящее.

Ознакомление старших дошкольников с культурой и традициями коренных народов Ямала В нашей старшей группе прошла неделя родного языка. В этом году ребята продолжают знакомиться с бытом и традициями народов Крайнего Севера.

Перспективный план работы по приобщению старших дошкольников к национальной культуре и фольклору народов среднего Поволжья ОКТЯБРЬ. 1-я неделя Беседа на тему: Среднее Поволжье, наша Родина Символика городов Среднего Поволжья Народы, проживающие на территории.

Развлечение с участием родителей «Ярмарка народов Поволжья» Цель: формирование знаний детей о народах Поволжья – казахах, татарах, народах Мордовии. Задачи: воспитывать любовь и уважение к своей.

Знакомство детей дошкольного возраста с историей, традициями и культурой Карелии Цель: Ознакомление с бытом и жизнью карельского народа, его характером присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями.

Народы Поволжья

Народонаселение и основные этносы Поволжья

В Поволжье вместе с русскими (19 811 351 чел.) или 66,26% от общей численности населения региона в 29 899 699 чел. проживают сегодня потомки выходцев из Половецкой степи, некогда могущественной Золотой Орды и не менее известной в древности Волжской Булгарии. В среднем Поволжье сейчас компактно проживают татары (3 999 568 чел.) или 13,38%, являющиеся прямыми потомками жителей Казанского ханства. В составе РФ татары имеют автономию – республику Татарстан со столицей Казанью.

Южнее мест проживания татар в многонациональном поволжском регионе издавна селилось много чувашей, башкиров и народности мордва, прозываемых в старину в России черемисами. Самобытными и легко узнаваемыми народами Поволжья со своими весьма колоритными старинными традициями стали калмыки, удмурты и марийцы. Много проживает в поволжском регионе украинцев и казахов, армян и азербайджанцев, коми-пермяков и белорусов, немцев и евреев, узбеков и цыган. Живут здесь в разное время приехавшие грузины, лезгины и чеченцы, молдаване и корейцы.

Русские

Во времена Ивана IV (Грозного) русская внешняя политика сосредоточилась на восточном направлении и обратила внимание на Казанское ханство. Именно оттуда в те времена совершались опустошительные набеги и сильно обеспокоили царя. Взятию Казани после определенной дипломатической подготовки способствовало восстание местных чувашей 1546 г. Отбыли сразу же в Москву чувашские послы с просьбой принять их народ в русское подданство. Иван IV согласившись, предпринял три неудачных военных похода на Казань. Высочайшим царским повелением основан Свияжск в 30 км от Казани, как база русского войска для наступления на столицу ханства. Здесь разместились русские войска, продовольствие, фураж, склады с оружием.

Появление укрепленного Свияжска стало для татар полной неожиданностью. Новый поход на татарскую столицу организован летом 1552 г., 150-тысячным русским войском была предпринята многодневная осада города. Решающий штурм столицы ханства прошел 2 октября, город с переменным успехом защищался, но был взят. Царь Едигар-Магмет был свергнут, и территория ханства вошла в состав Московского государства. На плодородные земли и угодья Поволжья стали переселяться русские крестьяне и активно осваивать обширную территорию.

Татары

Татары являются коренным тюркским этносом Поволжья, они стали по численности вторым после русских народом РФ. В регионе проживает этнотерриториальная группа волго-уральских татар, отличающихся самобытной культурой и древними тюркскими традициями. Большинство татар исповедуют ислам и принадлежат к мусульманам-суннитам. Сформировался татарский этнос при длительном историческом взаимодействии степняков-половцев, древних жителей Хазарии и народов Волжской Булгарии. В составе России процесс консолидации и самоопределения татарского этноса продолжался.

Татарские семьи издавна жили в просторных срубных избах, окруженных широкими дворами и плотными заборами. Дома в татарских селах сейчас расписывают традиционными узорами, и они выглядят с многочисленными цветниками очень нарядно. Праздники и старинные татарские обряды обусловлены сельскохозяйственным циклом. После весеннего посева у татар принято отмечать Сабантуй, когда общенародные гуляния проходят повсеместно. Отмечают татары Новый год и святки. Здесь вместе принято выполнять трудные работы – созывать «помочи» на строительство дома для молодых семей, на обработку зарезанных гусей.

Башкиры

Исконным поволжским народом стали башкиры, тюркский этнос, сформировавшийся из разных племен кочевников-степняков. Основным занятием башкиров, по мнению древних путешественников и историков, издавна было полукочевое скотоводство и обработка его продукции. С переселением в поволжские степи русских крестьян, башкиры стали сажать хлеб и овощи. Башкиры плавили медь и железо, изготовляли большое количество ковров и войлока, долбленых сосудов для кумыса (тэпэн), занимались резьбой по дереву, высокохудожественной росписью, узорным вязанием, ткачеством и вышивкой, тиснением по коже, чеканкой и ювелирным делом. Сейчас в поволжском регионе проживает 1 282 794 башкиров, что составляет 4,29% от числа жителей региона.

Чуваши

Прямыми потомками волжских булгар, по мнению специалистов, являются чуваши. Их предки были подданными казанских ханов, с падением ханства вошли в состав Русского государства. До присоединения к России чуваши были язычниками и поклонялись богам, воплощающим силы природы. Обрядовость и традиции чувашей берут начало с природных и сельскохозяйственных циклов. Праздники, начиная с зимнего «Сурхури», в честь нарождающегося весеннего солнца «Саварни» и Манкун», продолжается празднованием пахоты «Акатуем» и цветения природы «Симек». У чувашей есть культ поклонения умершим предкам, и многие праздники сопровождаются поминальными ритуалами. Сейчас в поволжском регионе проживает 1 272 790 чувашей, что составляет 4,26% от количества местных жителей.

Мордва

Мордовский финно-угорский этнос издавна проживает в данном регионе и стал для него исконным коренным. В нем различают два больших субэтноса – эрзяне и мокшане. Сейчас в поволжском регионе проживает 617 050 представителей этноса мордва, что составило 2,06% от числа жителей. Произошел этнос мордва от народностей буртасы, мурома и мещера. Субэтносы эрзя и мокша имеют разное этническое самосознание, свои языки, разные антропологические признаки, генофонд, различия в расселении, традициях, быте и культуре. Наименование народа «мордва» встречалось в записках древних путешественников и античных историков еще в IV в. н. э. Мордовцы поклонялись силам природы, имели богатейший устный эпос, сейчас многие из них христиане.

Удмурты

Финно-угорский народ удмуртов раньше называли вотяками. Формирование этноса происходило на основе самобытных автохтонных племен Волго-Камья. В процессе становления народа он принимал некоторые иноэтнические включения (тюркские, славянские, угорские, индоиранские). Проживающие на севере местные удмурты в 1489 г. вошли в подданство России, южные еще долго были под властью булгарских, золотоордынских и казанских ханов. С взятием Казани южные удмурты стали подданными Москвы и сегодня имеют автономию в составе РФ. Издавна удмурты занимались пашенным земледелием, разнообразным животноводством, выращиванием овощей и картофеля, охотой и бортничеством, рыболовством и собирательством. Хорошо развивались среди удмуртов промыслы: гончарное дело, резьба по дереву, чеканка, прядение, вышивка, ткачество. Сегодня в поволжском регионе проживает 497 214 представителей этноса, что составляет 1,66% от общего числа жителей.

Марийцы

Современных марийцев раньше именовали «черемисами», этот финно-угорский этнос имеет богатейшую историю и весьма самобытную культуру. Первые упоминания о данном народе встречаются еще в VI в. в трудах историка Иордана. Их предки в древности активно взаимодействовали с хазарами, готами и булгарами , были подданными золотоордынских и казанских ханов. С падением Казани марийцы становятся подданными русских царей. Сейчас марийцы имеют свою государственность, национальную республику в составе РФ. В поволжском регионе сейчас проживает 473 015 марийцев, что составляет 1,58% от количества жителей. На традиционном марийском женском костюме всегда много украшений, которые много могут рассказать о статусе женщины. Марийцы бережно хранят родную культуру, язык, костюм, фольклор и традиционную культуру.

Украинцы

Первые волны массового переселения малороссов в поволжский регион относятся к XVII в. Они переселялись сюда на плодородные малообжитые земли вместе с русскими крестьянами, а к началу следующего века появились этнические украинские села и слободы. Условия Поволжья были схожими с родными украинцам, многие именно поэтому шли на такое дальнее переселение. Украинцы предпочитали селиться в этнических селах, либо рядом с русскими, с инородцами рядом селились крайне редко. Их села практически ничем не отличались от типичных украинских. В этнических селах украинцам удавалось веками сохранять родные традиции и язык, промыслы и фольклор, кухню, разговорную речь и обрядовость. Селясь рядом с русскими, украинцы быстро утрачивали собственную культуру и попадали под влияние русской. Сегодня в поволжском регионе проживает 272 385 украинцев, что составляет 0,91% от числа местных жителей.

Казахи

В большинстве поволжские казахи являются потомками Букеевской орды, остальные происходят из родов, традиционно кочевавших по Общему Сырту. Крупнейшая казахская диаспора 149 415 человек проживает сегодня в Астраханской области. Всего в поволжском регионе сейчас живут 221 047 казахов, что составляет 0,74% от числа местных жителей. Казахи стали заселять стремительно пустеющее Поволжье в XVIII в. после переселения большого количества калмыков в Джунгарию в 1771 г. Павел I пожаловал переселяющихся сюда казахов плодородными землями. Местные поволжские казахи смогли полностью сохранить основные традиционные виды деятельности, самобытную культуру, язык и традиции. Здесь повсеместно работают общества казахской культуры и языка, известно общество «Жолдастык», издается газета «Ак арна».

Армяне

Выходцы из исторической Армении появились в поволжском регионе в XII в, территория тогда была обширным государством Волжско-Камской Булгарией. За отдельными армянскими семьями на плодородные равнины Поволжья в XIII в. переселялось все больше армян. Создавались этнические слободы в Сарай-Берке. С разорением северных областей Армении тысячи армян попадали в астраханский плен. С распадом Золотой Орды множество армян осели в столичном для Астраханского ханства городе Хаджи-Тархан. О длительном присутствии армян в поволжском регионе говорят многие топонимы местности. Сейчас здесь проживает 108 774 армян, что составляет 0,36% от числа жителей.

Коми-пермяки

Автохтонным коренным народом Поволжья являются коми-пермяки. При формировании самобытного коми-пермяцкого этноса участвовали очень разные племена, обские угры, ненцы, коми-зыряне, удмурты, славяне. Консолидация и самоопределение народа походило в XII-XIV вв., на их территории, управляемой князем появляются укрепленные торговые поселения. Живущие близко к природе коми-пермяки поклонялись священной крылатой Богине-матери и обожествляют природные стихии. В состав Московии территории, населенные коми-пермяками окончательно присоединены в 1472 г. Некоторое время местный князь еще управлял своим народом, но к 1505 г. его власть упразднена. Исторически коми-пермяки занимались животноводством и пашенным земледелием, пушной охотой и ловлей рыбы, бортничеством и заготовкой древесины. Сейчас в поволжском регионе проживает 82 979 представителей этноса, что составило 0,28% от числа жителей.

Азербайджанцы

В поволжском регионе проживает 80 727 азербайджанцев, что составило 0,27% от числа местных жителей. В переселении азербайджанцев в приволжские степи различают несколько этапов: появление отдельных азербайджанских семей в Волжско-Камской Булгарии, появление этнических слобод и поселений в Сарай-Берке и Астрахани, приезд азербайджанских специалистов на предприятия Поволжья в советские годы. Местная азербайджанская диаспора участвует в общественной жизни региона, проводит этнические праздники и фестивали.

Население поволжского региона отличается разнообразием национальностей, культур и религий. Здесь живут представители трех мировых религий: из них христиане, мусульмане и буддисты. Поволжье относится к высоко урбанизированным территориям, до 73% ее населения живут в больших и малых городах. Крупнейшими городами-миллионерами поволжского региона стали Казань и Самара, сравнительно большие города Саратов и Тольятти, Пенза и Астрахань, Волгоград и Ульяновск.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: