Поведение человека в аварийных ситуациях - ABCD42.RU

Поведение человека в аварийных ситуациях

Действия при ЧС

Алгоритмы действий при угрозе (возникновении)
чрезвычайных ситуаций

Действия при обнаружении и тушении пожара

Немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону 01.
Назвать:
— адрес объекта,
— место возникновения пожара,
— сообщить свою фамилию, номер телефона.
Принять по возможности меры: по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.
При тушении необходимо соблюдать следующие правила:
— если есть возможность затушить пламя, лучше двигаться против огня, стараясь ограничить его распространение и «толкая» огонь к выходу или туда, где нет горючих материалов;
— всегда страхуйтесь веревкой, когда надо идти вдоль коридоров, на крыши, в подвалы и другие опасные места, так как в сильном дыму трудно отыскать обратную дорогу;
-наиболее эффективное тушение пламени осуществляется с высоты на уровне огня;
— если на человеке загорелась одежда, не позволяйте ему бежать повалите его на землю, закутайте в покрывало и обильно полейте. Ни в коем случае не раздевайте обожженного, если одежда уже прогорела, накройте пострадавшие части тела стерильной ватой;
— тушите пожар водой, учитывая возможные разрушения предметов или несущих опор здания. Важно не количество используемой воды, а правильное её применение;
— запрещается тушить водой электроприборы, включенные в сеть. загоревший прибор необходимо отключить от сети (вынуть вилку из розетки, отключить предохранитель электросчетчика);
— потушив источник загорания, необходимо проверить существование других возможных очагов, которые могут перечеркнуть все предыдущие усилия.
При эвакуации:
— эвакуацию производить только по лестничным маршам, в том числе между балконами, наружным стационарным, приставным и выдвижным лестницам.
Спускаться по водосточным трубам и стоякам, с помощь, связанных простыней крайне опасно!
Недопустимо прыгать из окон здания, начиная с третьего этажа, так как неизбежны травмы, несовместимые с жизнью!
— запрещается пользоваться лифтами;
— при сильном задымлении необходимо передвигаться пригнувшись к полу, плотно прикрыть нос и рот мокрым носовым платком или полотенцем и придерживаться рукой за стену, чтобы не потерять направление движения к выходу.
Оказание первой медицинской помощи:
К пострадавшему немедленно вызвать скорую помощь по телефону 03. До ее прибытия нужно вынести пострадавшего на свежий воздух, освободив от стесняющей одежды, сделать искусственное дыхание и растирание тела, давать обильное питье.
При этом:
1. При ожогах тела – приложить холодную влажную ткань (лучше стерильную) или постоянно смачивать место ожога холодной водой (приложить чистый снег). Глубина ожога уменьшается с увеличением времени охлаждения. Не смазывайте ожоги различными мазями или маслами. Не трогайте ничего, что прилипло к ожогам.
2. При загорании одежды пострадавшего необходимо облить водой или обернуть плотной тканью, пальто или одеялом для устранения притока воздуха к месту горения.

Пламя можно сбить, катаясь по земле, защитив прежде голову. Нельзя позволять пострадавшим бежать, пытаться срывать одежду. Необходимо предотвратить движение человека, вплоть до применения силы.
3. При отравлении продуктами горения – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
4. При переломах – наложение шин для обеспечения неподвижности сломанных частей тела.

Действия при опасности отравления АХОВ

Признаки отравления хлором — наблюдается резкая боль в груди, резь в глазах, слезотечение, одышка, сухой кашель, рвота, нарушение координации движений и появление пузырей на коже.
Признаки отравления аммиаком – учащение сердцебиения и пульса, возбуждение, возможны судороги, удушье, резь в глазах, слезотечение, насморк, кашель, покраснение и зуд кожи. В определенных условиях при отравлении возможен смертельный исход.
При опасности отравления необходимо:
1. Быстро выйти из района заражения, укрыться в защищенном сооружении (аммиак).
2. Подняться на верхние этажи зданий (хлор).
3. Герметизировать помещения.
4 Использовать противогазы всех типов, при отсутствии – ватно-марлевые повязки, смоченные водой или лучше 2-5% растворами питьевой соды (хлор), уксусной или лимонной кислоты (аммиак).
5. При опасности отравления на улице необходимо быстро выйти из района заражения, используя смоченные водой материалы, а при возможности – укрыться в защитных сооружениях .
6. Если Вы находитесь дома, то нужно плотно закрыть окна и двери, выключить нагревательные приборы, газ.
7. Кусками материи, смоченными содовым раствором, провести герметизацию окон и дверей, отойти и ждать сообщений о дальнейших действиях.
8. Если сообщение об аварии застало Вас в общественном месте, то необходимо выслушать указания администрации о порядке поведения. Если таких указаний не последовало – смочить водой любой материал (платок, шарф и т.д.), защитить органы дыхания, выйти на улицу, определить направление ветра и идти перпендикулярно направлению ветра.
Оказание первой медицинской помощи при отравлении хлором:
— пострадавшего необходимо немедленно вывести на свежий воздух, плотнее укрыть и дать подышать парами воды или аэрозолем 0,5% раствора питьевой соды в течение 15 минут;
— не позволяйте пострадавшему передвигаться самостоятельно. Транспортировать можно только в лежачем положении. При возникновении необходимости – сделать искусственное дыхание способом «рот в рот»;
— Основным средством для борьбы с хлором является вод.
Оказание первой медицинской помощи при отравлении аммиаком:
— пострадавшего необходимо немедленно вынести на свежий воздух;
— транспортировать необходимо в лежачем положении. Обеспечит тепло и покой, дать увлажненный кислород.
— при отеке легких искусственное дыхание делать нельзя.

Действия при приеме по телефону сообщений, содержащих угрозы
террористического характера

1. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
2. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:
— голос: громкий (тихий), низкий (высокий)
— темп речи: быстрая (медленная)
— произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шипилявое, с акцентом или диалектом
— манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями
3. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- радиоаппаратуры, голоса, другое).
4. Отметьте характер звонка – городской или междугородный.
5. Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора или его продолжительность.
6. В любом случае, постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
— куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
— какие конкретные требования он (она) выдвигает?
— выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?
— на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
— как и когда с ним (с ней) можно связаться?
— кому Вы можете или должны сообщить об этом звонке?
7. Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия Вами и руководством организации (дежурным администратором) решений или совершения каких-либо действий.
8. Если возможно, еще в процессе разговора, сообщите о нем руководству организации (руководителю своего структурного подразделения, дежурному администратору), если нет – немедленно по его окончанию.
9. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

Действия при получении угрозы в письменном виде

1. При получении такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет, и поместите в отдельную жесткую папку.
2. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
3. Если документ поступил в конверте – его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.
4. Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте.
5. Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.
6. О получении такого документа и его содержании немедленно сообщите руководству по телефону, а затем лично передайте его с соблюдением названных выше мер предосторожности.
7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, также запрещается их мять и сгибать.

Действия при захвате в заложники

1. По возможности сообщите руководству организации или любому другому сотруднику.
2. Инициативно не вступайте в переговоры с террористами (преступниками).
3. При необходимости выполняйте требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей.
4. Не противоречьте преступникам, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной.
5. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов

1. При получении сообщения о заложенном взрывном устройстве или обнаружении предметов, вызывающих такое подозрение:
— зафиксируйте время обнаружения (сообщения);
— немедленно сообщите об этом руководителю организации или лицу, исполняющему его обязанности (руководителю структурным подразделением, дежурному администратору);
— не подходите близко к этому предмету;
— оставаясь на безопасном расстоянии, не позволяйте другим сотрудникам прикасаться к подозрительному предмету или пытаться его обезвредить.
2. При обнаружении взрывного устройства категорически запрещается:
— самостоятельно предпринимать действия, нарушающее состояние подозрительного предмета, трогать его или перемещать его на другое место;
— заливать жидкостями или накрывать предмет тканевыми и другими материалами;
— пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами вблизи обнаруженного предмета;
— оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на взрывоопасный предмет;
— прикасаться к взрывоопасному предмету, находясь в одежде с синтетическими волокнами.

Демаскирующие признаки взрывного устройства

1. Наличие у предметов характерного вида штатных боеприпасов, сигнальных, осветительных, пиротехнических изделий.
2. Наличие у обнаруженных предметов самостоятельных доработок и элементов, не соответствующих их прямому предназначению или конструкции (антенн, проводов и т.д.)
3. Наличие звука работающего часового механизма или электронного таймера.
4. Наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек.
5. Резкий запах горюче-смазочных материалов или растворителей, исходящего дыма (что может быть связано с разложением химических элементов).
6. Необычно большая масса предмета (например, коробки из-под конфет, банки из-под кофе, книги, блокноты).

7. Наличие наклеек с надписями на поверхности крышек коробок (например, «Бомба», «Тротил», «Взрыв» и т.п.)

Действия при взрыве

1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
2. Продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции и оголившиеся провода.
3. В разрушенном или поврежденном здании (помещении) из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалкой, свечами, факелами и т.п.)
4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).
5. Если возможно, включите теле-, радиоаппаратуру.
6. При невозможности эвакуации подавайте сигналы о том, что Вы находитесь в данном помещении (здании).
7. Если Вы при взрыве не пострадали – помогите пострадавшим в освобождении из-под развалов, окажите им первую медицинскую помощь.

Действия при нахождении под обломками стен

1. Постарайтесь взять себя в руки, не падайте духом.
2. Дышите глубоко, ровно, не торопитесь.
3. Приготовьтесь терпеть голод и жажду.
4. Голосом и стуком привлекайте внимание людей.
5. Если Вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т.п.) для обнаружения Вас металлолокатором.
6. Если пространство около Вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи, зажигалки, берегите кислород.
7. Продвигайтесь осторожно, старайтесь не вызвать нового обвала.
8. Ориентируйтесь по движению воздуха, поступающему снаружи.
9. По возможности укрепите обвисающие балки и потолок.
10. При сильной жажде положите в рот лоскут ткани и сосите его, дыша носом.
11. При наличии мобильного телефона постарайтесь установить связь с родственниками (знакомыми).

Приложения:

  1. Рекомендации гражданам по действиям в чрезвычайных ситуациях: Рекомендации по безопасности.rtf

Как надо себя вести в аварийной ситуации?

Правила поведения человека в аварийных ситуациях. Виды аварийных ситуаций. Порядок действий. Советы психологов. Правила безопасности.

Правила поведения человека в аварийных ситуациях

В аварийных ситуациях состояние эмоций человека характеризует высокую напряженность – то есть стресс. Под ним понимается психическое состояние, которое вызывает трудности, опасности, которые возникают у человека при выполнении нужных для него работ. Стресс проявляет себя необходимостью и полезностью реакции организма человека на быстрые увеличения нагрузки.

Тем не менее, стресс оказывает положительное воздействие на результат труда и способность преодоления различного рода препятствия пока он не увеличит опасный уровень. В таких ситуациях в нем начинает развитие процесс гипермобилизации, он приносит только разрушения механизма регулирования и тем самым ухудшается результат работы. Человек в аварийных ситуациях может подчиняться закономерностям и проходить некоторое количество этапов.

Читайте также  Правовые основы медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека

1 этап – гипермобилизация включает в себя уменьшение точных движений, которые вызываются неправильными реакциями, приведшими к плохим результатам.

2 этап – снижение ориентации. Человек стал не видеть основные показатели работы, снижается контроль работы труда.

3 этап – нарушилось отношение между главным и второстепенным действием. Для выхода из опасной ситуации нужно произвести правильные и отточенные действия, которые направляются на ликвидирование опасностей, но в стрессовом состоянии у человека снизится бдительность к главным задачам.

Последний этап – обостряется оборонительная реакция и отказ.

Аналитическое поведение человека в аварийных ситуациях показывает то, что наиболее частая причина, приводящая к ошибкам, является ограничение информации.

У большинства людей есть так называемы комплект определенных действий выхода из тяжелых ситуаций. Самостоятельное управление предполагает уметь внушить себе хорошие мысли, впечатления и заблокировать, ограничить плохое воздействие.

Виды аварийных ситуаций

Аварийные ситуации – это развитие постепенных аварий, которые состоят в определенной последовательности, которые сменяются разными сложными событиями.

Аварии – это важное понятие для человека, которое именуется и характеризуется последствием возникновения одной из главных опасностей техники – разрушается объект или нарушается процесс.

Высочайший риск появления аварий сказывается следующим:

  1. концентрация объектов с взаимностью опасности;
  2. ухудшение использования оборудования;
  3. снижается уровень безопасности на предприятии;
  4. сокращение санитарно-защитных мер возле потенциально опасных объектов;
  5. падение производственной дисциплины и увеличение отклонений от установленного технологического режима работы;
  6. отсутствует надлежащий профилактический эффект воздействия.

Порядок действий в аварийных ситуациях

В любых аварийных ситуациях любой человек придерживается следующей системе последовательности действий:

  1. Собирание и систематизация поступившей информации.
  2. Анализирование собранной информации.
  3. Составление плана определенных действий на основе информации.
  4. Реализация плана действий, скорректированного при получении информации в ходе ликвидации аварии.
  5. Оказание первой помощи при неотложных состояниях пострадавшим.

В ходе возникшей аварии человек должен:

– отключить звуковые сигналы, записать время ее начала;
– определение места аварии по имеющемуся виду сигнализации.

Советы психологов

Оказание психологической помощи происходит после аварийных ситуаций, которые оказывают сильное воздействие на эмоциональную, личностную сферу человека. Это может быть масштабное чрезвычайное происшествие природного или техногенного характера. Безусловно, эти события могут оказать сильное воздействие на человека. В некоторых случаях такие события характеризуются как внезапные. Таким образом, помощь психолога – это краткосрочная помощь после сильного негативного стресса.

Самым простым способом помочь себе является массаж физиологических активных зон: пальцы руки, мочки ушей, виски и другие части тела.

Правила безопасности

При использовании пенного огнетушителя струю пены не направляйте в сторону человека. При попадании ее на участки без защиты промойте раствором соды это место.

Первоочередные действия при ЧС

I. Действия при чрезвычайных ситуациях

1.1. Сохраняйте спокойствие

Первостепенную значимость при любой чрезвычайной ситуации имеет не то, что следует делать, а то, чего делать не следует. Главная опасность для вас кроется в ваших же поспешных необдуманных действиях. Ведь не природа виновата в том, что ударяет по человеку – чаще всего человек сам сослепу попадает под ее удар.

Поэтому, прежде всего, сохраняйте спокойствие. Кстати, спокойствие и есть граница между жизнью и смертью. При любой чрезвычайной ситуации порог, за которым начинается смерть, это та грань, за которой человек утрачивает душеное равновесие и начинает творить необдуманные поступки, приводящие к его гибели.

Следующее: обдумывайте свои действия и не предпринимайте шагов необдуманных. Лучше немного помедлить и собраться с мыслями, размышляя о дальнейших своих шагах и приспособить общие правила к конкретной обстановке и составить ваш личный план реагирования на ЧС.

1.2. Составьте личный план реагирования

Лучше бы составить такой план загодя, не дожидаясь, пока чрезвычайная ситуация на самом деле произойдет. Ознакомьтесь с районом вашего пребывания, выясните, какие катаклизмы случаются здесь регулярно, и составьте план чрезвычайных действий в самых общих чертах. Тогда при реальной ЧС вам останется только внести в него коррективы, необходимые на данный момент.

Что должен включать в себя личный план реагирования?

В плане должны содержаться самые общие вещи:

Где будете укрываться в случае опасности.

Каким путем будете эвакуироваться, если оставаться на месте нельзя.

Какие есть еще пути отступления, если первый намеченный окажется заблокированным.

Как будете эвакуироваться – на машине, лодке или иначе. Как поступите, если машина сломалась в неподходящий момент.

Какие вещи у вас должны быть под рукой, если придется укрываться в доме или ином убежище.

Какие вещи возьмете с собой при эвакуации.

Этих шести пунктов, как правило, достаточно, чтобы иметь представление о необходимых действиях и составить комплект необходимых вещей.

1.3. Подготовьте Комплект первой необходимости

Для любой чрезвычайной ситуации следует составить и хранить в отдельной непромокаемой сумке, в легко доступном месте Комплект первой необходимости. Он включает в себя следующие вещи:

аптечку первой помощи.

консервированные продукты в банках и питьевую воду в пластиковых бутылках (можно еще банку кофе и пачку чая, коробочку с солью).

транзисторный приемник и электрический фонарик.

комплект запасных батареек для приемника и фонарика.

спички в герметичной коробке, зажигалку, бумагу на случай разжигания костра.

инструменты и столовые принадлежности – хотя бы, складной нож, ложки, вилки, две-три миски и кружки, открывалку для консервов, легкий туристский топорик.

лекарства, употребляемые членами семьи по медицинским показателям регулярно (если инструкция не требует их хранения в холодильнике).

Семейные документы и деньги следует не разбрасывать где попало, а хранить в определенном, легко доступном для вас месте. Тогда в нужный момент вы быстро присовокупите их к вашему Комплекту первой необходимости.

То же касается лекарств, которые некоторым членам семьи приходится употреблять регулярно, но которые следует держать в холодильнике. В холодильнике их рекомендуется держать в отдельной коробке, чтобы можно было их сразу достать ее и положить в сумку Комплекта первой необходимости.

К этому набору можно добавить походный котелок, керосинку или спиртовку для разогревания еды в полевых условиях, термос. Но лучше держать их в другой, отдельной сумке.

На шкале транзисторного приемника хорошо бы сделать пометки, при помощи которых вы сможете моментально определить, на какую волну настраиваться, чтобы поймать сообщения радиостанции, передающей инструкции для населения.

Другие предметы:

— определите, какая одежда может вам пригодиться и подготовьте комплект одежды и обуви для каждого члена семьи на случай ЧС – непромокаемую одежду и обувь для лета, теплую для зимы. Проследите, чтобы обувь не была на мягкой подметке – возможно, вам придется проделать долгий путь пешком, а с мягкими подметками много не пройдешь, не сбив ноги в кровь.

— неплохо иметь палатку и спальные мешки. Упаковать их лучше бы так, чтобы они были всегда готовы к транспортировке.

— если в инструкциях местных чрезвычайных служб содержатся рекомендации иметь еще какие-либо вещи на случай специфических ЧС, последуйте этим рекомендациям.

Не берите ничего лишнего

Какие бы вещи вы ни планировали взять с собой при эвакуации, убедитесь, что это ровно столько, сколько вы сможете унести на своем горбу, и не более того. Даже если вы планируете уезжать на автомобиле, не исключено, что по дороге он сломается (попадет в затор и т.п.), и тогда вам придется топать дальше на своих двоих.

Вещи, входящие в Комплект первой необходимости, следует взять с собой обязательно.

Этот комплект должен быть в отдельной непромокаемой сумке, причем внешне не похожей на другие, а лучше всего – специально помеченной каким-либо ярким знаком. Вещи, в него не входящие, складывайте в другие сумки. Ведь может возникнуть печальная необходимость выкинуть по дороге часть багажа, а то и вообще всё, что окажется лишним, причем быстро, без лишних раздумий и поисков.

Рассудите загодя, какие из вещей, не входящих в Комплект первой необходимости, вам придется оставить в багажнике, если автомобиль сломается по дороге, а какие вам, возможно, придется выкинуть за тем при очень неблагоприятном развитии событий. Распределите эти вещи по сумкам соответственно.

Однако помните: лучше взять с собой побольше еды, питьевой воды и медикаментов – два-три комплекта первой необходимости, — чем тащить барахло, которое окажется не так уж нужным в экстремальных условиях.

1.4. Заранее подготовьте место для оперативного сбора и хранения ценностей и реликвий, оставляемых вами при эвакуации

Допустим, в доме имеются вещи, которые для хозяев представляют большую ценность – например, семейные реликвии, — однако нагружаться ими при эвакуации было бы безрассудством. Как поступить?

Следует обзавестись герметичной тарой, чтобы иметь возможность быстро побросать такие предметы туда, а потом надеяться, что в ваше отсутствие эти вещи переживут бедствие. Однако в большинстве случаев непосредственной причиной увечий и гибели людей при ЧС является слишком долгая возня с имуществом, в том время как обстановка требует скорейшей эвакуации. Самое здравое решение – взять только предметы первой необходимости, а об остальном забыть.

Во многих семьях хранятся предметы, которые действительно являются реликвиями и гибель которых для семьи окажется катастрофой. Но, как правило, это вещи, хранящихся в шкафах и извлекаемые оттуда изредка, чтобы полюбоваться. Если всерьез опасаетесь их гибели при каком-либо бедствии, то лучше сложите их в герметичный металлический сундук, а не держите в шкафу. Если всерьез опасаетесь их гибели при каком-либо бедствии, то лучше сложите их в герметичный металлический сундук, а не держите в шкафу. Если живете в сельском доме, то лучше бы этому сундуку стоять в подвале – при ЧС это самое надежное место, где у него больше шансов уцелеть до вашего возвращения.

1.5. Будьте готовы принять тревожные сообщения

Когда следует начинать приводить в действие свой план на случай ЧС?

Готовьтесь к этому как только получите первые тревожные предупреждения. Во всех администрациях сельских поселений имеются подвижные электросирены, установленные на служебных автомобилях глав поселений, которые при угрозе ЧС издают сигнал «Внимание всем!». Это монотонный вой, непрерывно длящийся от трех до пяти минут. Его значение таково: всем включить радио или телевизоры и настроить их на местную волну, чтобы получать сообщения о том, что происходит.

С этой минуты ваш план находится, говоря техническим языком, «в режиме ожидания».

Если какая-либо радиостанция или ТВ извещает о возможности какого-либо бедствия (ураган, наводнение, лесной пожар и пр.), то уделите этому сообщению как можно больше внимания.

Лучше всего при первом же намеке на возможность чрезвычайной ситуации включить телевизор и радиоприемник одновременно. Настройте их на местные теле- и радиостанции. Так вы будете получать ценные сведения и инструкции.

Для быстроты настройки загодя пометьте нужные вам волны на шкале радиоприемника.

Правда, в один прекрасный момент электричество может вырубиться при обрыве линий электропередачи. В этом случае ваш транзисторный приемник и запасные батарейки к нему очень вам пригодятся.

Следя за новостями, прокрутите в голове ваш личный план чрезвычайного реагирования и прикиньте, как он может сработать при чрезвычайной ситуации, о которой говорится в сообщениях. Попутно проверьте комплектность вашего Комплекта первой необходимости и сообразите, какие еще вещи могут понадобиться.

Если СМИ передают инструкции от чрезвычайных служб, следуйте этим инструкциям, а собственный план сообразуйте с ними.

Что еще следует делать? Лучше уточним, чего еще делать не следует.

Получив тревожную информацию, не перегружайте линии связи.

Если у вас имеется телефон, то при надвигающейся чрезвычайной ситуации постарайтесь не звонить по нему вашим родственникам, друзьям и знакомым. Эта касается и проводной связи, и мобильных телефонов.

Например: вы позвоните им. От вас одного не было бы вреда. Однако кроме вас позвонит еще тысяча человек, через секунду десять тысяч, а там и сто тысяч одновременно, чтобы обменяться новостями – мол, на нас движется ураган (снежная буря, наводнение, ураган, и т.п.). В результате телефонные линии окажутся перегружены и заблокированы. И это в тот момент, когда чрезвычайным службам как никогда нужна свободная связь, чтобы получать сообщения, какие уже пострадали населенные пункты, сколько там пострадавших, куда посылать помощь. При чрезвычайной ситуации звоните по телефону лишь чрезвычайным службам – извещайте их о раненых, сообщайте о какой-либо новой чрезвычайной ситуации или ее угрозе.

Читайте также  Беларусь в годы первой мировой войны

Ни в коем случае не надо праздных звонков.

Однако как тогда известить родных и друзей об опасности? Ведь неизвестно, знают ли они о чрезвычайной ситуации.

Если вы уверены, что ваши родные без вашего телефонного предупреждения не укроются в убежищах или не покинут свои «гнездышки», спасаясь от бедствия, то будьте столь же убеждены, что вашему предупреждению они не так уж и поверят. Они не сдвинутся с места до критического момента, когда еж может быть поздно.

Поэтому при наступлении бедствия, опять же, не загружайте телефонные линии и не подвергайте тем самым опасности жизнь людей, реально оказавшихся под угрозой. Лучше до того, в спокойные минуты повседневной жизни, постарайтесь доходчиво проинструктировать своих родных и близких, какие опасности присущи местности, где они живут, и как им лучше вести себя при предупреждении властей и СМИ о приближении бедствия. В этом вам пригодятся и инструкции, изданные разнообразными чрезвычайными службами.

Мягко и настойчиво доводя до разума людей такие инструкции, вы рано или поздно добьетесь того, чтобы в минуты реальной опасности вам не пришлось никому звонить с предупреждениями.

Что делать, если родные пропускают ваши инструкции мимо глаз и ушей?

Действительно, многие люди чрезвычайно упрямы, думают, будто они лучше всех все знают, да и вообще убеждены, что ничего им не может угрожать, ибо ничего плохого с ними пока не случилось. Общеизвестно, что такие особы – первые кандидаты на то, чтобы при чрезвычайной ситуации потерять имущество, здоровье, а то и жизнь, однако от этого меньше их не становится.

В подобной ситуации вам следует уделить повышенное внимание младшим поколениям вашего семейства. Дети хватают все на лету и лучше запоминают советы. Кроме того, если вы не будете их нудно и агрессивно наставлять, в чем опасность и как лучше действовать при ЧС, а превратите свои уроки в увлекательный рассказ о минувших бедствиях и самоспасении людей, то такая информация особенно прочно осядет в детской памяти, а там и в подсознании.

Неплохо рассказать детям о ваших планах реагирования на ЧС, а также обсудить с ними какие вещи надо иметь при чрезвычайной ситуации, а какими можно и пренебречь. Привлеките их к комплектованию Комплекта первой необходимости.

При сообщениях о приближении бедствия никуда не выезжайте без совершенно крайней необходимости.

Если вы все же вынуждены ехать, то в машине не включайте любимую музыку, а включите радио. Ловите новости.

II. Общие правила действий при авариях, опасных природных явлениях, катастрофах, стихийных или иных бедствиях.

Основой для вашего личного плана реагирования на ЧС должен быть не только ваш личный опыт (коего может и вообще не оказаться), но и советы опытных людей. Как правило, это сотрудники чрезвычайных служб.

В России этим занимаются МЧС России, местные органы управления по делам ГОЧС и другие подразделения Российской системы чрезвычайных ситуаций.

Ниже приведены номера телефонов основных чрезвычайных служб района. Выбор организации или службы, которой следует сообщить или обратиться за помощью, в первую очередь зависит от вида и характера ситуации.

Наименование организаций или диспетчерских служб

Правила поведения при чрезвычайных ситуациях

В жизни бывает всякое и нужно знать как вести себя и что делать в случае чрезвычайной ситуации, которая может произойти вдруг, когда она совсем неожидаемая. Необходимо знать какие действия при возникновении чрезвычайных ситуаций нужно предпринять для защиты своей жизни и здоровья, для обеспечения безопасности окружающих людей.

1. Сохраняйте спокойствие. Это очень важно. Как говорят в народе: «Горячее сердце и холодная голова» помогут трезво оценить тяжёлую ситуацию и быстрее справиться со стрессом. Спокойствие является границей между жизнью и смертью, так как теряя спокойствие и душевное равновесие человек начинает совершать необдуманные поступки, которые могут привести к гибели.

2. Обдумайте свои действия. Не следует предпринимать ни в коем случае необдуманных шагов. Для этого следует заранее ознакомиться с общими правилами действия в определённой чрезвычайной ситуации.

3. Составьте план реагирования. Ещё до возникновения ЧС следует ознакомиться с местностью и выяснить возможные катаклизмы и чрезвычайные ситуации, которые могут произойти здесь, чтобы продумать детально как действовать при наступлении реальной ЧС. Этот личный план реагирования должен включать в себя такие простые и важные пункты:

— Место укрытия в случае опасности.

— Пути отступления, если путь эвакуирования заблокирован.

— Метод эвакуирования: на машине, лодке или как-нибудь по-другому. План действия, если метод эвакуации будет недоступен или сломан.

— Список и наличие укомплектованных вещей на случай эвакуации.

Подготовка к чрезвычайным ситуациям

1. Используйте правила поведения от чрезвычайных служб. Нужно постараться прослушать, запомнить, записать правила поведения и действия при определённых чрезвычайных ситуациях, которые доносят до ведома граждан чрезвычайные службы. Такую информацию можно получить на официальных сайтах этих служб, также такая информация распространяется в виде инструкций на плакатах, буклетах, в передачах на радио и телевидении.

2. Подготовьте комплект первой необходимости (можно даже подготовить два таких комплекта). Данный комплект следует хранить в непромокаемой сумке в легко доступном месте.

3. Не берите ничего лишнего. Возможно, придётся идти долгое время пешком, поэтому следует взять только самое необходимое, что можно будет нести в руках: в сумке или в рюкзаке. Обязательно нужно взять с собой комплект первой необходимости.

4. Подготовьте заранее место для хранения ценных вещей и семейных реликвий, которые, возможно, придётся оставить при эвакуации. Для таких вещей следует подготовить герметичный пакет или металлический герметичный сундук, сейф. Было бы хорошо спрятать такие вещи в подвале.

5. Будьте готовы к тревоге. При угрозе ЧС могут быть включены сирены, которые представляют собой монотонный вой в течение 3-5 минут. Услышав такую тревогу следует включить радио или телевизор, настроив на местную волну, чтобы принять важное сообщение о возможном наступлении чрезвычайной ситуации. По радио или ТВ должны быть переданы крайне важные инструкции о правилах поведения и действиях при ЧС.

6. При надвигающейся ЧС следует уточнить план действий и проверить по списку Комплект первой необходимости, продумайте о возможно необходимых дополнительных вещей в данном комплекте. Если СМИ передают инструкции действия от чрезвычайных служб, нужно обязательно следовать этим инструкциям.

7. Не перегружайте линии связи ненужными звонками, звоните только для получения и передачи важной информации. Это нужно для того, чтобы чрезвычайные службы имели свободную связь в информировании населения и различных служб, в том числе и медицинских о необходимой информации, действиях.

8. Обучайте и инструктируйте родных как нужно себя вести и какие следует собрать вещи в комплект первой необходимости в случае чрезвычайной ситуации.

9. Повышенное внимание уделяйте детям. Дети хватают всё на лету, поэтому в форме увлекательного рассказа провести урок о минувших бедствиях и о том, как люди спасались собственными усилиями. Эта информация в виде инструктажа хорошо запомнится детям, можно обсудить с детьми какие вещи важно иметь при ЧС, а какие можно не брать. Дети хорошо запоминают важную информацию и могут вовремя поделиться ей со взрослыми.

10. Сохраняйте спокойствие, не паникуйте. При сообщениях о приближающемся бедствии не выезжайте из дома без крайней необходимости. Если ехать необходимо, включите радио в машине на местную волну.

11. Будьте осторожны при возвращении в дом, который находился в зоне ЧС. Если дом повреждён, входить в него нельзя — он может обрушиться в любую секунду. Чрезвычайные службы должны осмотреть дом прежде, а потом уже дать или не дать разрешение на возвращение в него жильцов. Входя в здание, не нужно освещать себе дорогу свечой или факелом, нельзя также курить в связи с опасностью пожара или взрыва (во время ЧС могла произойти утечка газа из повреждённых труб, мог случится разлив огнеопасных веществ). Также не следует пользоваться электричеством. Только после проверки электриками электросети дома и их разрешения можно пользоваться электричеством. Если чувствуется запах газа или каких-то химикатов возле дома или в самом доме, следует обратиться в чрезвычайные службы и проинформировать их об этом. Не приближайтесь к любым порванным проводам — это смертельно опасно. Проверьте запасы продуктов: они могут оказаться заражёнными химикатами или плесенью, могут быть испорченными. Водопроводную или колодезную воду перед употреблением должны проверить чрезвычайные службы (либо проинструктировать население о мерах по её обеззараживанию), вода ведь тоже может быть заражена.

12. Спасательные работы. Если находитесь вблизи места, где проводятся спасательные работы, помогите всем, чем сможете спасателям. Если ваша помощь там не требуется, лучше не мешайте проведению спасательных работ и покиньте местность.

13. Не выезжайте никуда без крайней необходимости. Ведь дороги могут быть завалены, трассы повреждены, мосты могут быть смертельно опасными. Если ехать всё-таки пришлось, нужно соблюдать максимальную осторожность, ехать следует на невысокой скорости. Если на дороге образовались препятствия или повреждения, которые могут представлять опасность для автомобилистов, следует сообщить об этом чрезвычайные службы.

1 4. Свяжитесь с родными сразу после нормализации ситуации. Убедитесь, что с ними всё в порядке, проинформируйте родных о своём местоположении, состоянии здоровья. Если родные не смогли связаться с вами долгое время, они могли обратиться в штаб ликвидации ЧС для внесения вас в списки пропавших без вести. Чтобы на ваше обнаружение не тратились время и силы, которые нужны тем, кому помощь в этот момент остро необходима, необходимо известить родных и близких, что с вами всё в порядке.

Поведение человека в аварийных ситуациях

В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью (стрессом), сопровождающейся понижением работоспособности, координации движений и устойчивости психологических функций. Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным фазовым закономерностям, наступающим в следующем порядке.

Гипермобилизация. При встрече с определенной опасностью у человека наступает мобилизация сил, когда все органы чувств находятся в напряженном состоянии. При этом снижается точность движений, что может вызвать ошибки или неверные реакции.

Потеря ориентации — неверная оценка информации, искажение процесса контроля и оценки действительных причин ошибок.

Нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но при столкновении с трудностями у человека снижается, внимание к главным в данной ситуации задачам; и он начинает заниматься мелочами.

Распад структуры операций — усиление ошибок предыдущей фазы, так как практически все технологические процессы или операции имеют определенный алгоритм. При этом нарушение последовательности операций, сосредоточение внимания человека-оператора на выполнение отдельной операции не способствуют поиску путей выхода из аварийной ситуации.

Обострение оборонительных реакций и отказ. При наслоении трудностей и неудач человек начинает больше внимания уделять поискам искусственных оправданий, обвинению других участников в невыполнении своих обязанностей. При длительном или интенсивном процессе преодоления трудностей и выполнении тяжёлой работы возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией.

В реальных условиях из-за дефицита времени четкое прослеживание названных закономерностей может быть затруднено.

Предупреждение аварийной ситуации и правильные в смысле снижения опасности действия человека-оператора достигаются прогнозированием возможных аварийных ситуаций, их возможных последствий и необходимых действий человека. Другим важным условием является соответствующая тренировка умения работать в режиме, близком к аварийному, однако следует знать, что данное условие трудновыполнимо в длительном промежутке времени, так как человек не может долго работать на пределе своих психофизиологических возможностей.

Читайте также  История развития пищевой промышленности России

Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности.

Что же такое психологическая готовность? Выделяют заблаговременную, общую (или длительную) готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первое представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникнет состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности — это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Ситуативная готовность — это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Нужна предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, которая позволила бы компенсировать недостаток информации. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.

Предупредить скованность, связанную с переоценкой возникающего усложнения решаемой задачи, помогает планирование своих действий: воображаемое их «проигрывание», предварительная обработка возможных вариантов действий при возникновении тех или иных положений в работе вплоть до аварийных.

У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудной ситуации. Но самоуправление всегда предполагает умение вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.

Способами самомобилизации и регуляции своего управления являются: самоубеждение, самоприказ, самоободрение (например, сохранить стойкость и готовность к действию некоторым специалистам помогало чувство личной удачливости, основанное на предшествующем опыте успешного преодоления сложных препятствий), самоанализ (снять эмоциональную напряженность помогает анализ вызвавших ее причин), отвлечение сознания с помощью «умственного действия» (концентрация внимания не на исходе дела, а на технике решения задачи, технических приемах); наконец, устранение признаков эмоциональной напряженности.

[1] К острым профессиональным заболеваниям и отравлениям относятся случаи, происшедшие после одноразового (в течении не более одной рабочей смены) влияния опасных факторов, вредных веществ. Острые профессиональные заболевания возникают под действием химических веществ, ионизирующих и неионизирующих излучений, большой физической нагрузкой и перенагрузкой отдельных органов и систем человека. К ним также относятся инфекционные, паразитарные и аллергические заболевания. Острые профессиональные отравления возникают в основном под действием вредных веществ остронаправленного действия.

[2] Термин «рабочее время» — это время, начиная с момента прихода работника на предприятие к его уходу, который должен фиксироваться, и этот порядок устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

[3] Действия в интересах предприятия – действия работника, не входящие в круг производственного задания или прямых обязанностей. Это может быть, например, оказание необходимой помощи другому работнику, действия по предупреждению возможных аварий или спасение людей и имущества предприятия.

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характе­ризуется повышенной напряженностью (стрессом), сопровождающейся понижением работоспособности, координации движений и устойчивости психологических функций. Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным фазовым закономерностям, наступающим в следующем порядке.

Гипермобилизация. При встрече с определенной опасностью у чело­века наступает мобилизация сил, когда все органы чувств находятся в на­пряженном состоянии. При этом снижается точность движений, что мо­жет вызвать ошибки или неверные реакции.

Потеря ориентации — неверная оценка информации, искажение процесса контроля и оценки действительных причин ошибок.

Нарушение соотношения между основными и второстепенными дей­ствиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие дейст­вия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но при столкновении с трудностями у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам; и он начинает заниматься мелочами.

Распад структуры операций — усиление ошибок предыдущей фазы, так как практически все технологические процессы или операции имеют определенный алгоритм. При этом нарушение последовательности опе­раций, сосредоточение внимания человека-оператора на выполнение от­дельной операции не способствуют поиску путей выхода из аварийной ситуации.

Обострение оборонительных реакций и отказ. При наслоении труд­ностей и неудач человек начинает больше внимания уделять поискам ис­кусственных оправданий, обвинению других участников в невыполнении своих обязанностей. При длительном или интенсивном процессе преодо­ления трудностей и выполнении тяжелой работы возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией.

В реальных условиях из-за дефицита времени четкое прослеживание названных закономерностей может быть затруднено.

Предупреждение аварийной ситуации и правильные в смысле сниже­ния опасности действия человека-оператора достигаются прогнозирова­нием возможных аварийных ситуаций, их возможных последствий и не­обходимых действий человека. Другим важным условием является соот­ветствующая тренировка умения работать в режиме, близком к аварийно­му, однако следует знать, что данное условие трудновыполнимо в длительном промежутке времени, так как человек не может долго рабо­тать на пределе своих психофизиологических возможностей.

Поведение человека в экстремальных условиях деятельности являет­ся проявлением и результатом психологической готовности к деятельно­сти.

Что же такое психологическая готовность? Выделяют заблаговремен­ную, общую (или длительную) готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первое представляет собой ранее приобретен­ные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникнет состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности — это актуализа­ция, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Ситуативная готовность — это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, моби- лизованность всех сил на активные и целесообразные действия. I

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации ‘ складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленно­сти, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективно­сти предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной си­туации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Нужна предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, ко­торая позволила бы компенсировать недостаток информации. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказы­вающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в усло­виях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвос­хищению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и рас-пределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварий­ной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуа­ции, а только необходимые.

Предупредить скованность, связанную с переоценкой возникающего усложнения решаемой задачи, помогает планирование своих действий: воображаемое их «проигрывание», предварительная обработка возмож­ных вариантов действий при возникновении тех или иных положений в работе вплоть до аварийных.

У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудной си­туации. Но самоуправление всегда предполагает умение вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздейст­вия и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом

случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать на­пряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навы­ки.

Способами самомобилизации и регуляции своего управления явля­ются: самоубеждение, самоприказ, самоободрение (например, сохранить стойкость и готовность к действию некоторым специалистам помогало чувство личной удачливости, основанное на предшествующем опыте ус­пешного преодоления сложных препятствий), самоанализ (снять эмоцио­нальную напряженность помогает анализ вызвавших ее причин), отвле­чение сознания с помощью «умственного действия» (концентрация вни­мания не на исходе дела, а на технике решения задачи, технических при­емах); наконец, устранение признаков эмоциональной напряженности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР

Задача профотбора — определение пригодности человека к данной работе. При этом следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется ис­ходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя. Професси­ональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека конк­ретному виду деятельности.

Профотбор представляет собой специально организуемое исследова­ние, основанное на четких качественных и количественных оценках с по­мощью ранжированных шкал, позволяющих не только выявить, но и из­мерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с норма­тивами, определяющими пригодность к данной профессии. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппа­ратурный и тестовый методы.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают ин­формацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах чело­века. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения данных, получаемых от лиц, длительное время на­блюдавших за испытуемым.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологи­ческие факторы выявляют и оценивают с помощью специально сконстру­ированных приборов и аппаратуры. Наряду с приборами, обеспечиваю­щими общее исследование психофизиологических свойств, на предприя­тиях конструируются установки, имитирующие тот или иной трудовой процесс. Они служат для определения наличия у испытуемого качеств, важных для данной работы, а также как тренажеры при обучении соот­ветствующей профессии.

Тестовый метод располагает наборами тестов, предлагаемых испыту­емому, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизи­ологические свойства. Этот метод в настоящее время активно использу­ется за рубежом.

Тесты делятся на следующие группы:

• тесты определения способностей, которые служат для установления общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;

• тесты проверки зрения и слуха, назначение которых вытекает из са­мого названия;

• личностные тесты, ставящие цель оценить такие качества, как им­пульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригинальность мыш­ления;

• тесты определения уровня квалификации, применяемые для про­верки профессиональных навыков.

Исходным материалов для проведения работы по профессионально­му подбору (отбору) являются профессиограммы, которые составляются на соответствующие профессии на основе всестороннего изучения трудо­вого процесса, проведения необходимых исследований, опроса самих ра­ботников, использования литературных источников.

Профессиограммы представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств. В них объективные особенности трудового процесса — технические, технологические, организационные — находят выражение в физиологических, психических и социально-психологиче­ских показателях. Перечень этих показателей приведен в табл. 3.1.

По своим психофизиологическим свойствам люди различаются и эти различия необходимо учитывать. Причем большинство свойств в силу масштабности человеческого организма развивается и изменяется в про­цессе индивидуальной жизни. Направление воспитания и обучение дает положительный эффект, однако степень его может быть неодинакова, так как имеются относительные ограничения изменчивости и психофизиоло­гических свойств человека, таких, как пороги ощущения, объем опера­тивной памяти. Поэтому профессиональный психологический отбор опе­раторов ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения. Ниже при­ведены психофизиологические признаки, которые учитываются при от­боре операторов.

Профессиональная пригодность — положительная мотивация к дан­ной специальности; порог ощущения опасности; хороший глазомер; ус­тойчивость, концентрация, распределение внимания; нормальное состоя­ние двигательного аппарата; высокая пропускная способность анализато­ров и т. д.

Профессиональная непригодность: наличие хронического заболева­ния и травм; низкий порог ощущения опасности; плохое зрение; невнима­тельность, рассеянность; отсутствие положительной мотивации к данной работе и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: