Проблема творчества в истории философии - ABCD42.RU

Проблема творчества в истории философии

Проблема творчества в истории философии

Античность. Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом, состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия вечного, бесконечного и равного себе.

а) как божественное — акт рождения (творения) космоса и

б) как человеческое (искусство, ремесло).

Для большинства древних мыслителей характерно убеждение в вечном существовании космоса. Творчество как создание нового и уникального непричастно к сфере божественного. Даже у Платона, который учит о творении космоса, творчество понимается очень своеобразно: демиург творит мир «. сообразно с тем, что познается разумом и мышлением и что не подлежит изменению». Таким образом, античная философия не отводит творчеству главенствующего значения. Истинное знание, то есть созерцание вечного и неизменного бытия, выдвигается ею на первое место. Всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное.

Христианство. Иное понимание творчества возникает в христианской философии Средних веков, в которой перекрещиваются две тенденции:

теистическая, идущая от древнееврейской религии, и

пантеистическая — от античной философии.

Первая связана с пониманием Бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Творчество есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности. Вторая тенденция, к которой тяготеет едва ли не большая часть представителей средневековой схоластики, в том числе и крупнейший ее представитель — Фома Аквинский, в вопросе творчества подходит ближе к античной традиции. Бог Фомы — это добро в его завершенности, это вечный, созерцающий самое себя разум, это «. совершеннейшая природа, нежели воля, сама себя делающая совершенной».

Возрождение. Это своеобразное «ограничение» человеческого творчества снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от Бога и начинает рассматривать самого себя как творца. Возрождение понимает творчество прежде всего как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творческого начала по преимуществу. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества, а вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу творческого процесса, которая незнакома ни древности, ни средневековью, но столь характерна именно для нового времени.

Реформация. В противоположность Возрождению Реформация понимает творчество не как эстетическое (творческое) содержание, а как действие.

Понимание творчества в Новое время несет на себе следы обеих тенденций. Пантеистическая традиция в философии Нового времени, начиная с Бруно, а в еще большей степени у Спинозы, воспроизводит античное отношение к творчеству как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием, которое, в конечном счете, есть созерцание вечного бога-природы. Напротив, философия, формирующаяся под влиянием протестантизма (в первую очередь английский эмпиризм) склонно трактовать творчество как удачную, но в значительной мере случайную комбинацию уже существующих элементов: в этом отношении характерна теория познания Бэкона, а еще более Гоббса, Локка и Юма.

бессознательной деятельностей, потому что, кто наиболее одарен этой способностью — гений — творит как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный характер процесса протекает все же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и романтикам, творчество и, прежде всего, творчество художника и философа, — высшая форма человеческой жизнедеятельности. Здесь человек соприкасается с Абсолютным, с Богом.

7. Зарубежная философия конца Х1Х — начала ХХ века творчество рассматривает, прежде всего, в его противоположности механически- технической деятельности. Творчество, как непрерывное рождение нового, составляет, по Бергсону, сущность жизни; творчество есть нечто объективно совершающееся (в природе — в виде процессов рождения, роста, созревания; в сознании — в виде возникновения новых образцов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования. Деятельность интеллекта, по Бергсону, не способна создавать новое, а лишь комбинирует старое. Общим для философии жизни и экзистенциализма в трактовке творчества является противопоставление его интеллектуальному и техническому моментам, признание его интуитивной или экстатической природы, принятие в качестве носителей творческого начала органически душевных процессов или экстатически духовных актов, где индивидуальность или личность проявляется как нечто целостное, неделимое и неповторимое. Иначе понимается творчество в таких философских направлениях как прагматизм, инструментализм, операционализм и близкие к ним варианты неопозитивизма. В качестве сферы творческой деятельности здесь выступает наука в той форме, как она реализуется в современном производстве. Творчество рассматривается, прежде всего, как изобретательство, цель которого — решать задачу, поставленную определенной ситуацией. Таким образом, если для Бергсона творчество выступает как самозабвенное углубление в предмет, как саморастворение в созерцании, для Хайдеггера — как экстатическое выхождение за собственные пределы, высшее напряжение

человеческого существа, то для Дьюи творчество есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи и выхода из опасной ситуации.

Эссе на тему: «Проблемы творчества в истории философии»

ID (номер) заказа
1608031

Проблемы творчества в истории философии являют собой весьма интересную область для познания и дальнейшего изучения. Пожалуй, свобода творческой мысли посещает каждого из нас, а вот сумеем ли мы дать ей выход под влиянием и с учетом философского осмысления – вопрос, дать ответ на который весьма сложно.
Для философии крайне актуальны проблемы творчества. Ведь творчества – это весьма широкомасштабная область. Ее изучение помогает более глубоко окунуться и узнать механизмы, влияющие на механизм развития человека и прогресса общества. Особо остро выделяется проблема поисков источника творчества. Примечательным является то, что для каждого человека будет свой, индивидуальный источник с различными уровнями и способами его использования в своих целях.
Для углубленного раскрытия и изучения темы необходимо окунуться в прошлое. В Античность. Специфика философии того времени заключается во взаимодействии сферы изменчивого бытия, имеющего такие характеристики, как изменчивость и гибкость, а не бытия вечности и чего – то, что будет равно себе. Да и само понятие творчества можно рассматривать в нескольких формах, как, например, нечто божественное, связанное с космосом и как исход человеческих действий (например ремесло или какое – то искусство). Однако же, для большинства философов – мыслителей древнего времени характерны убеждения о том, что космос существует вечно. К примеру, Гераклит выдвинул учение о том, что бытие по природе своей – подлинно, и подвластно изменениям на протяжении вечности. Согласно его мысли, творчество, как процесс осуществления созданного новшества и уникальности не является причастным к сфере сверхъестественного, божественного. В заключение данной мысли хотелось бы отметить, что античная философия в сфере человеческих отношений отнюдь не отводит главенствующую роль процессу творчества.
Религиозные ценности в период Средневековья внесли новые размышления в тему творчества. К примеру, Фома Аквинский даже выдвинул теорию о творчестве. Согласно ей, большее количество в концепции о человеческом творчестве исходит, берет свое начало из августовской традиции. Подводится некий итог основным представлениям эпохи Средневековья касательно представлений о художественной деятельности, можно заметить, что представления о творчестве и о художнике складываются. В тоже время, эти представления открывают возможность для того, чтобы развивались совершенно новые представления и характере и о значении творчества, которые в дальнейшем будут продолжать не только формироваться, но и видоизменяться.
Теперь мы плавно переходим к эпохе Возрождения: как именно формировалось творчество и отношение к нему под призмой философии с учетом влияния гуманизма. Безусловно, гуманизм имеет весьма существенное влияние на многие сферы жизнедеятельности, непосредственно тем или иным образом связанные с человеком. Леонардо Бруни уделил данному вопросу огромное место в своих трудах и размышлениях. Сама эпоха была весьма колоритной на события и различные веяние, имеющие вл.

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • .
    • 149

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Лекция 2.2. Проблема творчества в западной философии 18-20 вв

ЛекцияПроблема творчества в западной философии 18-20 вв.

1. Немецкая классическая философия о творчестве. 1

2. Творчество в философии марксизма.. 3

3. Зарубежная философия конца Х1Х — начала ХХ века.. 4

1. Немецкая классическая философия о творчестве.

Современные исследователи считают, что завершенную концепция творчества создал великий немецкий философ И. Кант. Мыслитель анализирует творческую деятельность, используя понятие продуктивной способности воображения. Кант осмысливает укоренившуюся идею в философии о творчестве, как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей новый, ранее не существовавший, «очеловеченный» мир. Он анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших моментов структуры сознания.

Исследователь в своей работе формулирует вопросы, на которые желает ответить философ: каков механизм творческого акта? Какая из выделенных Кантом способностей человеческого сознания: чувственность, воображение, рассудок отвечает за творчество?

Творческая способность воображения по Канту, подчёркивают исследователи, оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатлений и синтезирующей, объединяющей силой понятия. Трансцендентальное воображение (трансцендентальный синтез способности воображения, трансцендентальная способность воображения, продуктивная способность воображения, творческое воображение, чистое воображение, чистая способность воображения a priori и т. п.) — одно из наименее проясненных понятий трансцендентальной логики Канта, используемое для обозначения действия способности рассудка на чувственность, в результате которого осуществляется синтез многообразия чувственно-наглядных представлений сообразно категориям. До сегодняшнего дня не прекращаются споры по вопросу о роли данной идеи в кантовской теории познания, а само трансцендентальное воображение не перестает оставаться, по словам Хайдеггера, вызывающим беспокойство неизвестным.

Читайте также  История развития бухгалтерского учета за рубежом

«Трансцендентальное» воображение Канта есть тождество созерцания и деятельности, общий корень того и другого. Творчество лежит в самой основе познания. Поскольку в творческом воображении присутствует момент произвольности, оно есть коррелят изобретательства, поскольку уже в нём присутствует момент необходимости (созерцание), оно оказывается опосредованно связанным с идеями разума и, следовательно, с нравственным миропорядком, а через него — с нравственным миром.

Кантовское учение о воображении было продолжено Ф. Шеллингом. Обращаясь к анализу эстетического творчества, Шеллинг показывает, как преодолеваются противоречия теоретического и нравственного практического в искусстве. По Шеллингу, художник – это «Гений» (интеллигенция), действующий как природа. Именно в его творчестве разрешаются противоречия, неустраняемые никаким иным способом. Для объяснения этого процесса Шеллинг вводит понятие интеллектуальной интуиции, которое оказывается формой самосозерцания Абсолюта, представляющего из себя тождество субъекта и объекта (тождество понимается не как совпадение субъекта и объекта, а как диалектический переход предшествующего к последующему, или свернутого к развернутому). С этого момента философ всё больше переходит на позиции пантеизма неоплатоников и Б. Спинозы, рассматривая Бога и универсум как различные моменты становящегося тождества, в котором Вселенная есть развернутая потенция абсолютного организма и абсолютного произведения искусства.

По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельностей, потому что, кто наиболее одарен этой способностью — гений — творит как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный характер процесса протекает всё же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и романтикам, творчество и, прежде всего творчество художника и философа, — высшая форма человеческой жизнедеятельности. Здесь человек соприкасается с Абсолютным, с Богом. Вместе с культом художественного творчества у романтиков усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого творчества.

Такое понимание творчества во многом обусловило новую трактовку истории, отличную как от её античного, так и средневекового понимания. История оказалась при этом сферой реализации человеческого творчества, безотносительно к какому-либо трансцендентному смыслу. Эта концепция истории получила наиболее глубокое развитие в философии Г. .

2. Творчество в философии марксизма

Нельзя не согласиться с выводом современных философов о том, что понимание творчества в немецкой классической философии как деятельности, рождающей мир, оказало существенное влияние на марксистскую концепцию творчества. Материалистически истолковывая понятие деятельности, выводя из него те нравственно-религиозные предпосылки, которые имели место у Канта и Фихте, К. Маркс рассматривает её как предметно-практическую деятельность, как «производство» в широком смысле слова, преобразующее природный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества.

Можно сказать, что Маркс был близок к идеям Возрождения, поставившего человека и человечество на место Бога, а потому и творчество для него выступает как деятельность человека, созидающего самого себя в ходе истории. История же предстает, прежде всего, как совершенствование предметно-практических способов человеческой деятельности, определяющих собой и различные виды творчества.

Современный философ в своём исследовании пишет, что Маркс, утверждая, что главное в творчестве — это предметно-практическое преобразование природного мира, а вместе с тем и самого себя, упускает из виду «инстинкт человечности» в индивиде. По Марксу выходит так, что уровень человечности определяется только уровнем развития производства материальных благ. Задача выживания человека и человечества состоит в том, чтобы сознательно укреплять нравственное основание человеческого бытия и оберегать его от увлечений тела и от абсолютизации предметно-практической детерминанты.

Исследователь В. подчёркивает тот факт, что Маркс отказывается от противопоставления труда и творчества и считает, что человеку необходимо самоосуществление, предметное воплощение субъекта как действительная свобода, деятельным проявлением которой как раз и является труд. Этот труд — не игра, как у Фурье, а серьёзное дело. Маркс выдвигает идею научного характера труда. Это можно понимать и как подчинение всех научным выводам и планам, и как вовлечение всех в научную деятельность (воплощение продуктов информационной деятельности в жизнь остается на долю машин).

При этом Маркс напоминает, что наука — это не только свободное творчество, но и школа дисциплины. Современная наука противостоит работнику как чуждая сила, элемент машинной системы. Из этого следует, что простое приобщение человека к науке еще не решает проблему. Напротив, наука может делать человека инструментом чуждой ему машинной системы. Сама научная деятельность должна быть деспециализированной, разнообразной. Но достаточно ли этого? В современном мире действует немало «экспертов» по всем вопросам сразу, но их мнение считается «компетентным» постольку, поскольку совпадает с заказом руководящих элит. Дело не только в специализации работы с информацией, но и в самой организации информационного пространства, зависящей от социальной организации в целом, считает автор исследования.

3. Зарубежная философия конца 19 — начала 20 века

В зарубежной философии конца 19-20 веков творчество рассматривается как противоположность механически-технической деятельности. При этом если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое биоприродное начало, то экзистенциализм подчеркивает духовно-личностную сущность творчества.

В философии жизни наиболее развернутая концепция творчества дана А. Бергсоном в работе «Творческая эволюция». Творчество, как непрерывное рождение нового, составляет, сущность жизни; творчество есть нечто объективно совершающееся (в природе — в виде процессов рождения, роста, созревания; в сознании — в виде возникновения новых образцов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования. Деятельность интеллекта, по Бергсону, не способна создавать новое, а лишь комбинирует старое.

В философии жизни творчество рассматривается не только по аналогии с природно-биологическими процессами, но и как творчество культуры и истории (Дильтей, Ортега-и-Гасет). Подчеркивая в русле традиций немецкого романтизма личностно-уникальный характер творческого процесса, Дильтей во многом оказался посредником в понимании творчества между философией жизни и экзистенциализмом.

В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы, прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, через который «в мир приходит ничто».

В религиозном варианте экзистенциализма через экзистенцию человек соприкасается с некоторым трансцендентным бытием; в иррелигиозном экзистенциализме — с ничто. Именно экзистенция как выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира — как экстатический порыв вносит в мир то новое, что обычно называется творчеством. Важнейшие сферы творчества, в которых выступает творчество истории — это:

Творческий экстаз, согласно Бердяеву «Смысл творчества», раннему Хайдеггеру — наиболее адекватная форма существования или экзистенции.

Общим для философии жизни и экзистенциализма в трактовке творчества является противопоставление его интеллектуальному и техническому моментам, признание его интуитивной или экстатической природы, принятие в качестве носителей творческого начала органически душевных процессов или экстатически духовных актов, где индивидуальность или личность проявляется как нечто целостное, неделимое и неповторимое.

Иначе понимается творчество в таких философских направлениях как прагматизм, инструментализм, операционализм и близкие к ним варианты неопозитивизма. В качестве сферы творческой деятельности здесь выступает наука в той форме, как она реализуется в современном производстве. Творчество рассматривается, прежде всего, как изобретательство, цель которого — решать задачу, поставленную определенной ситуацией подчёркивает Дж. Дьюи в своей работе «Как мы мыслим». Продолжая линию английского эмпиризма в трактовке творчества, рассматривая его как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи, инструментализм тем самым раскрывает те стороны научного мышления, которые стали предпосылкой технического применения результатов науки. Творчество выступает при этом как интеллектуально выраженная форма социальной деятельности. Творчество есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи и выхода из опасной ситуации.

Реферат: Проблема творчества в истории философии

Глава 1. Проблема творчества в истории философии и психологии

§1.1. Проблема творчества в истории философии

§1.2. Проблема творчества в зарубежной психологии Х1Х-ХХ веков

Глава 2. Развитие проблемы научного творчества в российской философии и психологии ХХ века

§2.1.Потебницкая концепция художественного творчества

§2.2.Рефлексологическая теория творчества

Введение

Проблема творчества, с давних пор интересует философов; и отношения к нему всегда складывалось неоднозначное. Традиционно сложилось 2 подхода и пониманию творчества:

1. Философский – его можно разделить на философско-методологический и на его проявление в сфере творческого мышления. Данный метод рассматривает человеческое мышление, как высокую форму отражение человеком окружающего мира, а творчество в данном случае понимается, как формирование микро, посредством отражения и преобразования окружающего мира.

2. Логический – рассматривает творчество с научно – психологической точки зрения, как способ выражения личностных качеств, а не как преобразования вселенной.

В данной работе, я хочу построить исследования н6а рассмотрении и сравнении данных методов, так как они являются взаимодополняющими.

Тема моей работы «Роль творчества в истории философии», с моей точки зрения эта тема является актуальной в силу того, что сама философия является научной творческой, ориентированной на постоянном поиске нового и более совершенного. Взаимосвязь философского и творческого мышления очевидна. Кроме того, на сегодняшний момент в социуме сложилось к творчеству довольно предвзятое мнение, возможно из-за того, что современное образование является односторонним и узко специализированным. Я считаю, что подобное отношение и творчества в будущем может привести к духовной деградации общества и поэтому необходимо уделить большое внимание творческому развитию личности.

Цели моей работы, рассмотреть проблематику заложенную в понимании творчества, с точки зрения философского и психологического подходов; определить философскую суть творчества, исследовать влияние творчества на личность.

Для реализации поставленных целей, в первой части своей работы я исследую проблему творческого процесса в рамках развития философии и психологии, а во второй исследую развитие и, изменение отношений к творчеству в мировой и российской философии.

По структуре своей моя работа состоит из введения, двух глав, попарно разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Проблема творчества в истории зарубежной философии и психологии.

§1.1 Проблема творчества в истории философии

Читайте также  Гражданская оборона Российской Федерации

Философское рассмотрение творчества предполагает ответы на вопросы:

а) как вообще возможно творчество, как порождение нового;

б) каков онтологический смысл акта творчества?

В разные исторические эпохи философия по-разному отвечала на эти вопросы.

Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом, состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия вечного, бесконечного и равного себе.

Творчество при этом выступает в двух формах:

а) как божественное — акт рождения (творения) космоса и

б) как человеческое (искусство, ремесло).

Для большинства древних мыслителей характерно убеждение в вечном существовании космоса. Греческие философы различных направлений утверждали:

— Гераклит с его учением о подлинном бытии, как о вечности

— Элеаты, признававшие лишь вечно неизменное бытие;

— Демокрит, учивший о вечном существовании атомов;

— Аристотель, доказывавший бесконечность времени и тем самым, по сути, отрицавший божественный акт творения.

Творчество как создание нового и уникального не причастно к сфере божественного. Даже у Платона, который учит о творении космоса, творчество понимается очень своеобразно:

1. Демиург творит мир «. сообразно с тем, что познается разумом и мышлением и что не подлежит изменению».

Этот образец творения не есть что-то внешнее создателю, но есть нечто, предстоящее его внутреннему созерцанию. Поэтому высшим и является само это созерцание, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той полноты совершенства, которая заключена в божественном созерцании.

Это понимание божественного творчества характерно также и для неоплатонизма.

Аналогично этому и в сфере человеческой античная философия не отводит творчеству главенствующего значения. Истинное знание, то есть созерцание вечного и неизменного бытия, выдвигается ею на первое место. Всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
  • О природе творчества в философии Н. А. Бердяева

    О природе творчества
    в философии Н.А. Бердяева.

    1. Проблема природы творчества.
    Проблема природы творчества становится наиболее актуальной, интересной и фундаментальной в философской и научной мысли 20-го века. На процесс становления проблематики творчества в 20-м веке повлияли две концепции, с нашей точки зрения, фундаментально и радикально значимые по своему замыслу и масштабу. Это концепции А. Бергсона и Н. Бердяева, благодаря которым, можно сказать, стала актуальной проблема «творчество природы» и «творчество человека». За 20-е столетие учёные и философы, как зарубежные, так и отечественные, указывая на сходство основных процессов эволюции и творчества, заметно сократили разрыв между «творчеством природы» и «творчеством человека» (У.Джеймс, А.Кестлер, К.Поппер, К.А.Тимирязев, Я.Пономарёв, П.В.Симонов). Однако подобные аналоги и сопоставления человеческого творчества и эволюции природы всё же не решают проблемы генезиса творческой новизны и ценности творчества. До сих пор открытой и актуальной остаётся центральная проблема субъекта творчества. Основная же проблематика философии Н.Бердяева и есть проблема творческой личности, как субъекта творчества. Поэтому имеет смысл рассмотреть основные положения в учении Н.Бердяева о природе творчества.

    2.Творчество как акт свободы и бытия. Генезис творческой новизны.

    Творчество (в философии Н.Бердяева) прежде всего «есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире». Первичная постановка проблемы творчества в философии Н.Бердяева – это проблема генезиса творческой новизны. Проблема творчества есть проблема о том, возможно ли новое, ещё не бывшее в мире? Постановка проблемы не в том, что есть творчество, а проблема для него состоит в постановке вопроса: возможно ли творчество, почему и как возможно? Для чего предназначен субъект творчества? И, чтобы приблизиться к тайне творчества, необходимо распознать генезис новизны.

    Творчество в понимании Н.Бердяева есть тайна, чудо, метафизическая сила в человеке и характеризуется мыслителем апофатически. Творчество – это не перегруппировка и не перераспределение материи, не наложение на неё извечных идеальных форм, не отражение мира идей или природного мира; это не просто деятельность человека или процесс разных видов деятельности, а экзистенциальный акт человека, как акт субъекта, личности.
    Объяснить же творчество как акт свободы и бытия можно лишь из интерпретации личности как экзистенциального акта и из пони-мания термина «бытие» в философии Н.Бердяева. «Бытие», акт бытия, по Н.Бердяеву, не есть бытие рационализированное объектно и вещно, не есть рациональная объективация (в отрицательном пони-мании), но есть первичная реальность, исходящая из глубин экзистенции человека.

    Личность характеризуется метафизически: она онтически непостижима и одновременно открыта для познания и самопознания, от-крыта в общении с другим «я» как «ты». Личность, по Н.Бердяеву, есть неизменное в изменении, единство в многообразии. Человек есть личность не по природе, а по духу, дух же есть свобода. Личность есть становление будущего, есть самобытные, оригинальные творческие акты, что и составляет её неповторимую ценность. Н.Бердяев характеризует личность как активность, сопротивление, победа над тяжестью мира, торжество свободы. Творчество как акт свободы и бытия есть своего рода мистификация непостижимого (непостижимой свободы, непостижимого бытия человека), но мистификация как раз имеет положительное значение. В творческом акте непостижимое (реальность) открывает себя человеку и есть возможность постижения предельного в человеке.

    Поэтому творческий акт имеет личностный и онтический характер. Творческая личность есть акт онтический по преимуществу, который имеет несколько слоёв в экзистенциальном измерении. Таким образом, творчество в философии Н.Бердяева нужно пони-мать как акт свободы и бытия, который имеет как экзистенциально личностное, социальное, так и космическое значение.

    Экспликацию творчества как акта бытия можно представить в порядке трёх измерений: 1) как акт из чего-то (сверхбытие или ничто, духовная первореальность и свобода);
    2) как акт кого-то (человек как дух, личность и экзистенциальный субъект творчества);
    3) как акт для чего-то (воплощение и объективация, направленные человеком на преображение мира, реализацию и осуществление ценностей).
    Творчество человека, по Н.Бердяеву, имеет сложный состав и предполагает три элемента: 1) элемент свободы, как возможность творчества нового и не бывшего; 2) элемент дара свыше, благодатного дара (вдохновение, воображение), связанного с назначением человека; 3) элемент сотворённого бытия мира, в котором и совершается творческий акт. Данные три элемента и предполагают возможность творчества человека. Творчество в мире потому только и возможно, что мир сотворён, что есть Бог-Творец, который сотворил и человека-творца по своему образу и подобию и наделил его благодатными дарами, а также первичной свободой. Генезис новизны можно объяснить как из первичной, бездонной свободы человека, независящей от Бога, но к Богу направленной, так и из благодатного дара (как вдохновение и воображение).

    Таким образом, возможность творческой новизны, творчества человека предполагает: 1) сверхбытие или первореальность, с которой человек имеет онтическую связь, так как человек есть существо духовное; 2) первичную свободу человека, которая не есть «что-то» от «бытия-мира», а есть ничто, небытие в мире, означающее динамичность и прерывность мира; 3) наличие объективного, сотворённого мира, который является ареной и материалом человеческого творчества.

    3. Экзистенциально-диалектический характер творческого акта.
    Творческий акт эксплицируется мыслителем как экзистенциально-диалектический. Природу творчества, по Н.Бердяеву, нужно различать по двум разным сферам одинаково значимым, как два различных акта. 1) Первоначальный творческий акт сокровенен по преимуществу (для мира). Здесь человек как бы стоит перед лицом Божьим. Это своего рода прорыв в первореальность первичного об-раза, восхищение образа иной, высшей и лучшей реальности. Первичный творческий акт Н.Бердяев метафорически видит и объясняет по восходящей линии как вдохновение, творческий экстаз, взлёт, неповторимая любовь, притяжение высоты, восхождение в гору, прорыв к транцендентному, транцензус к бесконечному, горение духа, «огненное движение из бездонной свободы», в которых за-рождается творческий замысел, интуиция, образ. Это есть внутреннее и сокровенное познание субъекта, ещё не выраженное для мира и неведомое миру, которое предполагает внутреннее, ещё не выраженное открытие и изобретение, внутренний творческий акт любви человека к другому, также ещё не выраженный. 2) Вторичный творческий акт определён тем, что человек есть существо социальное и культурное, творческий акт требует зевершения – реализации замысла, первичной интуиции, требует воплощения образа. Вторичный творческий акт социально и культурно обусловлен, подчинён нормам и законам, в нём начинают играть роль мастерство и искусность, и проявляется он в мире как объективация. Объективация означает акты субъекта, духа личности, направленные на установление связей и сообщений в мире. Объективация творческого акта означает также символизацию первореальности в продуктах культуры (как символы бесконечного в конечном), имеет организационный и информационно-коммуникативный характер.

    Таким образом, творческий акт, по Н.Бердяеву, имеет динамико-диалектический характер, предполагает движение по вертикали: духовное движение как восхождение к образам первореальности и ни-схождение к миру, воплощение первообраза в продуктах культуры, что отчасти и объясняет преображение мира чрез воздействие на него культурных ценностей. Однако, для мыслителя, смысл творчества человека заключается не только в создании культурных ценностей, но прежде всего в конкретно-реальном, а не символическом воздействии на мир. Утверждение человеком ценностей не через предметы культуры, а через само творческое действие личности. Первично важно не рациональное созидание продуктов творчества, а экзистнециальное действие личности, творческий акт субъекта, исходящий из глубины самости. Что и предполагает две аксиомы: аксиому зависимости человека от Бога, от первичной реальности, и аксиому независимости человека от мира. Поэтому творчество означает транцензус, как восхождение (анагогэ), возвышение (сублимация, по Б.Вышеславцеву), переход души в иной план бытия, так и нисхождение (воплощение образа, объективация первореальности) души человека к миру, ибо необходимо «сообщать людям и миру то, что возникло в творческом прозрении, замысле, образе, подчиняться законам реализации продуктов, мастерства и искус-ства». (Бердяев Н.А., 2003, с. 194).

    Творческое же возвышение невозможно без любви сердца человека. Поэтому творчество исходит из любви и присуще каждому человеку, есть духовное качество, как творящая любовь. Подлинное творчество всегда есть любовное творчество и творческая любовь.
    Итак, природа творческого акта, в видении философа, брачная, она всегда есть встреча, озарение, открытие и откровение, как отношение субъекта к субъекту. Творчество, с одной стороны, обусловлено природным миром и социально, предполагает бытие мира, из которого воспринимаются предметные реальности и черпаются материалы творчества. С другой стороны, творчество безусловно и непосредственно исходит из человека, который есть дух и свобода, есть личность, что и объясняет творчество по преимуществу, независимо от мира социального и природного. И экзистенция, и действие творческой личности предполагает самоочевидность существования иной реальности, непостижимой по существу и в то же время непотаённой, благодаря которой и возможно происхождение и возникновение многообразия новизны в мире феноменов. Творчество человека, в философии Н.Бердяева, есть ответ на изначальный зов Божий, как опыт изначальной свободы, есть опыт осуществления Божьего замысла о трансцендентном, «потаённом сердца» человеке и его иного образа в себе.

    Читайте также  Возникновение и современное состояние ядерного оружия

    Можно сказать, самая поэтичная и точная интенция философа о природе творчества выражена в такой форме: «Творчество есть сфера человеческой свободы, исполненной преизбыточной любви к Богу, миру и человеку» (Бердяев Н.А., 2002, с. 651).

    Бергсон А. Творческая эволюция / А.Бергсон. М., 2001.
    Бердяев Н.А. Дух и реальность / Н.А.Бердяев // Философия свободного духа. М., 1994.
    Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики /Н.А.Бердяев //
    Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
    Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А.Бердяев // Опыт парадоксальной этики. М., 2003.
    Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого / Н.А.Бердяев. М., 2003.
    Бердяев Н.А. Смысл творчества / Н.А.Бердяев. М., 2002.
    Бердяев Н.А. Спасение и творчество / Н.А.Бердяев // Смысл творчества. М., 2002.
    Гуревич П.С. Философская антропология /П.С.Гуревич. М.,2001.

    Философские проблемы творчества

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 02:05, реферат

    Краткое описание

    Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и
    потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества
    занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки.
    Формируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология).
    Эта тема всегда волновала искусство.

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    27.docx

    Философские проблемы творчества.

    Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и

    потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества

    занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки.

    Формируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология).

    Эта тема всегда волновала искусство. На долю философии выпадает интеграция знаний о

    творчестве, методологическое обеспечение коллективной работы в различных областях

    культуры. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются

    сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть

    самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный

    элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и

    Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально

    обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось

    как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo>. С этим

    органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно

    откровенно выразил Н. Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество». Бросается в глаза

    несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Однако одной лишь

    констатации такого несоответствия явно недостаточно. Правильнее, не сводя суть дела к

    логическим несообразностям, постараться увидеть в представлениях об «абсолютном»

    (Божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор

    обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения

    замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств.

    Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества и

    соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактеризовать как

    мистификацию творчества. Противоположные взгляды и действия, направленные на

    объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих

    способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию

    творчества. Если иллюзорные представления, как правило, возникают стихийно, то их

    преодоление — в своей основе сознательный, целенаправленный процесс.

    Демистификация творчества есть органическая часть процесса познания и преобразования

    мира. Апробированные в других областях науки и практики методологические принципы

    имеют первостепенное значение и для разгадки «тайны» творчества. Объективные

    предпосылки творчества заключены уже в универсальных свойствах материи, ее

    несотворимости и неуничтожимости (откуда непосредственно следует невозможность

    creatio ex nihilo), ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти

    свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих

    свойствах материи. В истории познания имели место попытки расширительного

    толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути,

    провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущий как идеалистам

    (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К. А. Тимирязеву.

    Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Бытующее

    выражение «творчество природы» лишь метафора. Исходя из социальной специфики

    этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество

    можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую

    одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного

    Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с

    деятельностью человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с

    его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в

    контексте общественно-исторической практики.

    Творчество как особый вид человеческой деятельности следует отличать от других,

    нетворческих видов или проявлений деятельности. Так, творчество можно понимать как

    созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной)

    деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает

    определенный прирост, получение новых результатов. Вместе с тем такое

    противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент

    деструкции в той мере, в какой необходимо устранить тормозящие факторы, освободить

    место для нового и т. д.

    Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в

    отличие от репродуктивной, повторяющей известное (существующее). Понятно, что и это

    различие относительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всем

    оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы.

    Трактовка творческой деятельности как продуктивной выводит на такие ее характерные

    признаки, как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует, однако,

    уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой

    деятельности, она присуща и репродуктивной деятельности. Однако недооценка

    полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) —

    отличительный признак творчества.

    В недавнем прошлом под творчеством понимались преимущественно духовная

    деятельность, умственный труд; выделялись также особые «творческие профессии»,

    представляющие различные области искусства. На неправомерность сведения творчества

    лишь к искусству и связанное с этим узкое понимание творческого дарования более 75 лет

    тому назад обратил внимание выдающийся американский предприниматель,

    основоположник автомобильной индустрии США Г. Форд: «Утверждают, что творческая

    работа возможна лишь в духовной области. Мы говорим о творческой одаренности в

    духовной сфере: в музыке, живописи и других искусствах… Положительно стараются

    ограничить творческие функции вещами, которые можно повесить на стену, слушать в

    концертном зале или выставить как-нибудь на показ… Нам нужны художники, которые

    владели бы искусством индустриальных отношений… Нам нужны люди, которые могут

    составить план работы для всего, в чем мы видим право, добро и предмет наших

    Проявления творческой деятельности многообразны. Это многообразие отражает

    потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство

    сущностных сил человека. Определенные виды творчества тяготеют преимущественно к

    материально-практической или к духовной сфере общественной жизни. Так, например,

    техническое творчество направлено на преобразование прежде всего материального

    производства. Его наивысшее проявление — крупнейшие изобретения (паровая машина,

    космическая ракета, лазер). Научному и художественному творчеству принадлежит

    важнейшая роль в отражении и духовном пересоздании действительности: научные

    открытия дают представление об устройстве мира, литературные, музыкальные и другие

    шедевры постигают действительность и самого человека в художественных образах,

    существенно тем самым влияя на мировоззрение людей. Особое место занимает

    социальное творчество. В широком смысле слова оно охватывает все виды творчества, в

    узком — имеет своим предметом преимущественно совершенствование общественных

    Каждый вид творчества включает подвиды. В искусстве — это роды и жанры, в науке —

    различные сферы и типы исследования, в технике — изобретательство, конструирование и

    др. Экономическое (хозяйственное) творчество — один из наиболее быстро

    развивающихся его подвидов — наиболее непосредственно реагирует на жизненные

    потребности людей и в значительной мере формирует их. К числу других подвидов

    относятся политическое, правовое, педагогическое творчество, связанные с

    соответствующими социальными институтами. Не менее важна дифференциация в

    аспекте форм творчества. Под формой творчества следует понимать специфический

    способ выражения его содержания, включая как внешнюю обусловленность, так и

    внутреннюю напряженность творческого действия.

    Формы творчества располагают при этом как от низшей к высшей, так и от высшей к

    Применяя «восходящий» принцип расположения форм творчества, их совокупность

    можно представить в виде усеченной пирамиды. Нижнее, широкое, основание составляет

    самая многочисленная группа участников трудовой, научной, технической и другой

    деятельности, которые откликаются на запросы жизни, находя (иногда стихийно)

    оригинальные решения, не выходящие, однако, за пределы разового или местного

    применения. Среднее основание социальной пирамиды, отражающее соответствующий

    уровень творчества, составляют инициаторы, результаты деятельности которых

    способствуют прогрессу определенных отраслей деятельности. Верхнее, узкое, основание

    содержит сравнительно немногочисленный слой новаторов, т. е. основоположников новых

    направлений духовно-теоретической или практической деятельности.

    Высшие формы творчества зависят от низших, поскольку достижению творческой

    самостоятельности предшествует подражание известным образцам.

    Второе направление дифференциации форм творчества осуществляется в зависимости от

    субъекта творчества — личности или коллектива. Различают индивидуальное и

    коллективное творчество. Как то, так и другое своеобразно воплощают различные пути

    формирования субъекта творчества и его социальную обусловленность.

    Третье направление дифференциации форм творчества проводится в зависимости от

    отношения к процессу труда, в соответствии с чем различают профессиональное и

    непрофессиональное (самодеятельное) творчество. В первом случае создание

    нововведений и их включение в социальную действительность обусловлено самим

    характером деятельности, служебными обязанностями (работа в НИИ, КБ, театральных

    коллективах и др.). Во втором случае творчество людей в той или иной сфере

    деятельности является побочным с точки зрения их социального статуса или основного

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: