Русская философия 20 века - ABCD42.RU

Русская философия 20 века

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 20 ВЕКА

Для этого периода русской философии характерно воз­никновение философских систем. К ее особенностям можно отнести антропоцентризм, гуманизм и религиозный харак­тер. Проблемы, поставленные философией в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры.

Продолжая осмысливать традиционные для русскои философской проблемы, Н.В. Федоров, В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин, Н.О. Лосский уделили внимание вопросам сo­знания, смысла и цели жизни человеческой свободы и от­ветственности личности, соотношению божественного и земного в человеке.

Конец 19 — начало 20 вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. В этот период возникает философия русского космизма. Космизм с caмого начала разделился на два направления: мистическо­теологическое (Н.В. Федоров, В.С. Соловье и П.А. Флоренский) и естественнонаучное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Яркий представитель космизма Н.Ф. Федоров основу своего учения изложил в труде «Философия общего дела». Он обратился к вопросам творческих возможностей человека, науки и религии. Основной вопрос его философии — найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить его жизнь сообразно этой цели. Задача филосо­фии — объяснить мир и дать проект его преобразования.

К.Э. Циолковский считал космос живым и разумным, верил в возможность его освоения, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи.

А.Л. Чижевский — основал, систему космической биоло­гии. По его теории жизнь на земле находится под влиянием космоса.

Религиозная философия (В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Бердяев, Н. Федоров и др.). Решались проблемы соборно­сти, всеединства и абсолютной ценности человека, идея о богочеловечестве.

Понятие «соборность» выражает единст­во общего (социального) и единичного (индивидуального).

Соборность подразумевает единство людей на основе любви к богу. Идея всеединства развивается в творчестве В. Соловьева. По его теории, в природе существуют три цар­ства: природное, человеческое и божественное. Только бо­гочеловек наполняет эволюцию природы нравственным ду­хом, осуществляет всеединство благодаря своей синтези­рующей любви. Всеединство понимается как единство трех видов знания: науки, философии и религии. Единство госу­дарства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия.

Абсолютная ценность человека выражается в том, что он ставится выше природы. Идея богочеловечества есть высшее выражение единства материального, идеального и божественного. Эта идея осуществилась в Иисусе Христе, а в дальнейшем должна реализоваться в человеке.

Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность — в прак­тической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя.

Первым теоретиком марксизма в России считается Г.В. Плеханов. В своих работах он уделил внимание вопро­сам материалистического понимания истории, историче­ской необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания.

В понимании истории Г.В. Плеханов считает всеобщeй причиной общественного движения развитие производи­тельных сил, а творцом истории он считал народные массы.

Его взгляды во многом разделял В.И.Ленин. Он являет­ся основателем политического движения, которое называет­ся большевизм. Ленин занимался разработкой проблем со­циального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства, исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата.

Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризи­са в естествознащщ возникшего в начале 20 в, дает опреде­ление материи, исследуя теорию познания.

Русская философия XX века

XX век — очень сложный для России период, в течение которого она пережила многочисленные потрясения. По этой причине и история русской философии XX века неоднородна. В соответствии с пе-

риодами истории России принято выделять философию «Серебряного века», советскую и постсоветскую философию.

Серебряный век — период расцвета русского искусства и философии, продолжавшийся с конца XIX века до начала 20-х гг. XX века. Одно из наиболее ярких явлений русской философии Серебряного века — это сборник «Вехи», вышедший в 1909 г. Открывался этот сборник статьей Н.А. Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда», в которой философ критически разбирал идеологию русской интеллигенции. В этом же сборнике были помещены статьи С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, М О. Гершензона, А.С. Иэгоева, Б.А. Кистя- ковсого, П.Б. Струве. Этот сборник произвел в обществе фурор: негативные оценки духовной и общественной жизни России того времени, а также неблагоприятные прогнозы развития страны не могли не вызвать бури протеста Хотя общество в целом не приняло идей, высказанных авторами сборника, и не прислушалось к ним, в значительной степени предсказания и прогнозы, которые в нем содержались, сбылись.

Среди наиболее интересных фигур, появившихся в начале XX века, следует назвать Густава Густавовича Шпета (1879—1937), Алексея Федоровича Лосева (1893—1988), Александра Ивановича Введенского (1В56—1925), Льва Шестова (1866—1938), Николая Александровича Бердяева (1В74— 1948), Николая Ануфриевича Лосского (1870—1965), Павла Александровича Флоренского (1882—1937), Сергея Николаевича Булгакова (1871—1944), Ивана Александровича Ильина (1883—1954). Этот объемный список не содержит всех достойных внимания имен: в него вошли лишь те философы, творчество которых представляет наибольший интерес и имело наиболее широкий резонанс.

Густав Густавович Шпет — русский философ польского происхождения, известный прежде всего своими феноменологическими исследованиями.

В советское время Шпету запретили преподавать. В 1935 г. Шпет был сослан в лагерь, где и был расстрелял через два года.

Алексей Федорович Лосев — русский философ, родившийся в Новочеркасске в семье преподавателя музыки. Закончил два факультета Московского университета — филологический и философский.

Основной сферой интереса Лосева была античная философия. За короткий период (конец 20-х гг.) он подготовил и опубликовал целый ряд работ: «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «Музыка как предмет логики», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа». Последняя книга вызвала большое возмущение официальных властей, поскольку в ней Лосев очень резко критиковал работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Лосева сослали в лагерь, где он практически ослеп. К счастью, затем он был выпущен на свободу. Впоследствии, уже после смерти Сталина, запрет на публикацию его работ был снят, и Лосев опубликовал огромное количество книг и статей, среди которых следует прежде всего отметить восемь томов, посвященных истории античной эстетики.

Александр Иванович Введенский — представитель русского неокантианства.

Лев Шестов — русский философ и литературный критик, стоявший у истоков экзистенциализма.’ Первоначально Шестов был марксистом и в целом не интересовался философией. Интерес к философии возникает у Шестова в тридцатилетием возрасте. Заслуга Шесто- ва состоит, во-первых, в популяризации Ницше в России, а во-вторых, в популяризации Достоевского и Кьеркегора в Европе, гже он оказался после Октябрьской революции.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — один из наиболее крупных русских философов первой половины XX века. Основные сочинения философа — «Философия свободы» (1911), «смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Я и мир объектов». (1934), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1945), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX—XX века» (1946), «Царство духа и царство кесаря» (1951).

Первоначально Бердяев был сторонником марксизма и активно участвовал в деятельности марксистских организаций; Карл Каутский, возглавлявший в то время II Интернационал, видел в нем будущего крупного теоретика коммунизма и возлагал на него большие надежды. Однако достаточно быстро Бердяев разочаровался в марксисткой идеологии и стал ее активным критиком. В этом смысле показательно посвящение, предваряющее позднюю работу Бердяева «Христианство и классовая борьба» (1931): «Посвящается памяти социального учителя моей молодости и ныне идейного врага моего Карла Маркса».

Бердяев преподавал философию в Московском университете, в 1918 г.

Бердяев принимал активное участие в интеллектуальной жизни своего времени. В частности, он написал статью «Философская истина и интеллигентская правда», которая открывала имевший огромный резонанс сборник «Вехи» (1909). Основной пафос этого сборника — осознание необходимости духовного обновления русской интеллигенции, которое предполагает отказ от «давящего господства наро- долюбия и пролетаролюбия». И Бердяев уже в этом сборнике активно критикует марксизм. В частности, философской традиции Чернышевского Бердяев противопоставляет подлинную русскую философию, основы которой были заложены Чаадаевым и традиции которой продолжали Соловьев и Толстой. БердяЬв полагал, что русская философия в состоянии восполнить недостаток живого бытия, которым характеризуется философия Европы.

Бердяев был продолжателем традиций Соловьева. Он полагал, что общественное развитие России возможно лишь в рамках христианской традиции (которая, впрочем, с его точки зрения, нуждалась в переосмыслении и обновлении). Если христианство традиционно отрицало ценность всего земного, то Бердяев и его сторонники видели в земной жизни арену, на которой происходит воплощение религиозных идеалов, реализация божественного в человеке. Другими словами, принципы, которые с позиций христианства могли воплотиться только в потусторонней жизни, рассматривались Бердяевым как способные реализоваться в земной жизни.

Поэдний период творчества Бердяева в целом можно охарактеризовать как религиозный экзистенциализм. Как и другие философы- экзистенциалисты (например, наш соотечественник Л. Шестов), Бердяев полагал, что рационалистические воззрения оторваны от конкретного жизненного опыта человека. Подлинная же задача философии состоит не в объективном, абстрактном познании, а в изучении места человека в мире в связи с его личностными — интеллектуально-духовными, нравственными, эмоциональными — структурами.

Одна из самых важных тем в философии Бердяева — это тема свободы. Он противопоставлял два пути реализации личности. Первый путь — это принятие общеобязательных форм жизни, или объективация; в этом случае человек как бы обезличивается, поскольку становится таким как нужно, теряя свою свободу и персоналистичность.

Второй путь — жизнь в свободе, предполагающая неприятие того, что считается общеобязательным. Только этот путь дает человеку возможность свободного творчества и независимости. Естественно, второй путь представлялся Бердяеву правильным: свобода в его философии является высшей ценностью, не сравнимой с пользой, которую человек может принести обществу. Бердяев писал в «Философии свободы»: «Рабство у «мира», у необходимости и данности есть не только несвобода, но и узаконение и закрепление нелюбовного, разорванного, не космического состояния мира. Свобода — любовь. Рабство — вражда. Выход из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь есть суть победы над грехом, над низшей природой».

Бердяев видел в демократии опасную идею: «Демократия есть. — самодовлеющая отвлеченная идея, ничему высшему не подчиненная, есть человекообожествление, отрицание божественного источника власти. Демократия есть нездоровое состояние народа».

По всей видимости, негативное отношение к демократии было для Бердяева оправданно в том числе и а силу того, как он понимал сущность русского народа. В работе «Русская идея» он писал: «Два противоположных начала легли в основ у. русс кой души: природная, языческая. стихия и аскетически монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость. ; индивидуализ- м. и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность. ; смирение и наглость; рабство и бунт».

Павел Александрович Флоренский (1822—1937) — русский философ и ученый, обладавший крайне разносторонними интересами и внесший значительный вклад в такие науки, как философия, лингвистика, математика, культурология, электротехника В частности, он занимался семантикой собственного имени, интересовался проблемами сновидений, написал исследование, посвященное иконописи, занимался проблемами пространства в искусстве (наибольшую известность, пожалуй, получила его работа «Мнимости в геометрии», в которой Флоренский исследовал излом пространства в мире Данте).

Первое образование Флоренского — математическое (он закончил математический факультет Московского университета). Однако по окончании университета он принял решение отказаться от карьеры математика и изменить сферу деятельности. Флоренский поступил в Духовную академию, где активно занимался историей философии и религии; в 1911 г. он защитил диссертацию, которая впоследствии легла в основу его книги «Столп и утверждение истины» (1914), и получил сан священника

Флоренский оставил после себя подготовленную для энциклопедического словаря «Гранат» краткую характеристику тех философских вопросов, которые его волновали и которые он стремился разрешить: «Основным законом мира Флоренский считает второй принцип термодинамики — закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос — начало энтропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству — смерти. Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, то есть служит предметом веры. Культура, как свидетельствуется и этимологией, есть производное от культа, т.е. упорядочение всего мира по категориям культа. Вера определяет культ, а культ миропонимание, из которого далее следует культура».

Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) — один иэ наиболее крупных русских религиозных философов. С этой точки зрения его судьба была обычной. Он получил светское (юридическое) образование в Московском университете и был оставлен в качестве преподавателя политэкономии. В этот период он придерживался марксистской философии. Однако со временем он отказался от своих взглядов, перейдя сначала на позиции идеализма, а затем и к православию. Он принимает сан священника, принимает активное участие в работе Всероссийского поместного собора, становится членом Высшего церковного совета. В 1922 г. в числе других крупных мыслителей и деятелей культуры он был выслан за границу. В первые годы изгнания Булгаков провел в Праге; там он возглавлял Софийское братство, которое стремилось к развитию идей В.С. Соловьева и в которое также входили Г.В. Вернадский, В.В. Зеньковский и другие мыслители. Последние годы жизни Булгаков провел в Париже, преподавая догматику в Париже и руководя Православным богословским институтом.

Иван Александрович Ильин (1883—1954) также закончил юридический факультет Московского университета. Во время командировки в Германию, связанной с подготовкой к получению профессорского звания, Ильин познакомился с Гуссерлем. Ильин как в русский период своего творчества, так и после 1922 г., когда он был выслан за границу, активно участвовал в общественно-политической жизни, выступая с резкими публицистическими статьями, направленными против большевизма.

Среди философских заслуг Ильина следует упомянуть в первую очередь написанную им во время поездки в Германию работе «философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», опубликованную в 1918 г. До настоящего времени эта книга прочно входит в число лучших работ, посвященных философии Гегеля. В ней Ильин рассматривает философию Гегеля с точки зрения иррационализма. И его

Читайте также  Гражданская оборона Российской Федерации

подход по праву считается в значительной степени проясняющим философскую концепцию Гегеля.

Большую известность получила также работа Ильина «О сопротивлении злу насилием». В ней Ильин^олемизирует с активно разрабатывавшейся Львом Толстым идеей о том, что злу нельзя противопоставлять зло. Ильин отдает предпочтение активному противостоянию злу и отрицает пассивность по отношению к нему. Мысль Ильина хорошо выражена в следующем его рассуждении: «. несопротивля- ющийся злу поглощается им и становится одержимым. Ибо «зло» — не пустое Слово, не отвлеченное понятие, не логическая возможность и не «результат субъективной оценки». Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас; как бы некоторое живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата».

По мнению Ильина, непротивление злу фактически равнозначно его принятию: «Духовный опыт человечества свидетельствует о том, что несопротивляющийся злу не сопротивляется ему именно постольку, поскольку он сам уже зол, поскольку он внутренне принял его и стал им».

Современная русская философия XX века

Русская философия XX в. чётко разделена на три периода. В первую очередь, это связано с социально-политическими событиями, происходящими в России в это время. Кроме того, влияние идей В. Соловьёва, также стало определяющим развитие философской мысли. В конечном варианте образовались следующие периоды:

  • Первый период – Серебряный век (1901 – 1917 гг.).
  • Второй период – советское время (1917 – 1991 гг.).
  • Третий период – постсоветский (1991 г. – по настоящее время).

Первый период – Серебряный век (1901 – 1917 гг.)

Для начала XX в. характерно бурное развитие культуры и философии. Они становятся более свободными и раскрепощёнными. В свою очередь, философия «всеединства» В. Соловьёва стала отправной точкой для формирования мнений и воззрений братьев Трубецких, более того, она оказала серьёзное воздействие и на других русских философов, к примеру, Бердяева, Флоренского, Булгакова, Франка и др., а также на литераторов, занимающихся философствованием таких, как Мережковский, Розанов, Белый и др.

Основная проблематика философии данного периода по-прежнему была судьба России. Она обсуждалась преимущественно в ходе дискуссий о «русской идее».

Данное понятие было введено В. Соловьёвым в 1887-1888 гг. и сразу приобрело популярность в философских кругах, где регулярно обсуждалось, в том числе и среди русской интеллигенции.

Дискуссии, которые были посвящены «русской идее», активное участие принимали Трубецкой, Розанов, Франк, Ильин, Иванов, Карсавин и др.

Данная проблема интересовала общественность не только в рамках Серебряного века, спустя многие годы, примерно до середины XX в., эта проблема остаётся актуальной для культуры Русского зарубежья.

Многих русских философов беспокоили проблемы, которые были связаны с дальнейшей судьбой страны и порядками, установленными властью. На фоне этого множество мыслителей пристрастились к марксизму, здесь и Бердяев, и Булгаков, и Франк. Однако после первой русской революции, которая прошла в 1905 – 1907 гг. их взгляды были сориентированы в направлении религиозно-идеалистических исканий, социальные революции и материалистические учения их перестали интересовать. В этой перемене взглядов русской интеллигенции свою роль сыграл Б. Струве, который сам прошёл этап от увлечения марксизмом и позитивизмом до религиозно-идеалистического этапа.

Русская православная церковь и её высшие иерархи резко высказывались против консерватизма. Это стало причиной появления совершенно нового направления – «новое религиозное сознание». Оно было связано с деятельностью Религиозно-философских собраний, которые начали свою работу как раз в 1901 г. в Санкт-Петербурге. В этих собраниях активное участие принимали Мережковский, Розанов, Бердяев и др.

В своих трудах Бердяев и Шестов сформировали основы экзистенциализма или предэкзистснциализма. Франс стал создателем концепции «живого знания», которая была обращена к человеку и его «философии жизни». Именно его идеи легли в основу учения Н. Лосского. В. Эрн занимался разработкой христианского неоплатонизма в своих трудах. Г. Шпет своей целью ставил развитие феноменологии. Усилиями Флоренского, Булгакова, Лосева и Эрна, стало развиваться ещё одно очень интересное направление, которое пришло в Россию в эпоху Средневековья из Византии – исихазм. Здесь оно преоьбразовалось в «философию имени». В это же время Циолковский и Вернадский трудились над «русским космизмом».

Период Серебряного века отмечен необычайной популярностью мистицизма в виде теософии Блаватской. Также широкое распространение получило учение «четвёртого пути» Гурджиева и его последователя Успенского.

Стоит упомянуть, что в это время русский марксизм развивается благодаря трудам Плеханова, Богданова, Луначарского и Ленина.

Второй период – советское время (1917 – 1991 гг.)

В этот период философия разделяется на два основных течения:

  • Русская философия в эмиграции (1917 – 1950 гг.).
  • «Советская философия» в России.

Русская философия в эмиграции

Революция 1917 г. оказала серьёзное влияние на ситуацию в развитии русской философии. Условия серьёзно ухудшились, и огромная часть выдающихся философов вынуждены были эмигрировать из страны. Некоторые уехали по собственному желанию, а некоторые были насильно высланы из страны. В судьбе каждого, кто покинул родину, было место для личной трагедии. Глубоко переживали философы разлуку с близкими друзьями и родственниками, с родной землёй. Кардинальная смена образа жизни также повлияла на деятельность многих философов.

Ключевой темой для философии «русского зарубежья», естественно, стала Россия как общемировая, или трагический урок, который она преподнесла всему миру. На этом были основаны и дальнейшие дискуссии на тему «русской идеи». Творчество Ильина и Бердяева были посвящены именно этому. Они работали над развитием данной темы.

«Русская идея» стала основой для формирования концепции «евразийства», праотцами которой были Н. Трубецкой и Флоровский. Данная концепция получила своё дальнейшее развитие в работах Карсавина.

Идея евразийства состояла в том, что катастрофа, произошедшая в России, под катастрофой понималась Октябрьская революция 1917г., стала возможна потому, что страна избрала для себя совершенно не подходящий путь следования, придерживаясь западных или европейских идей. Евразийцы высказывались о том, что Россия, это «место встречи» Запада и Востока, именно в ней встречаются и пересекаются элементы западной и восточной культуры, и страна должна найти свой особенный путь, исключительный, подходящий только для неё.

Стоит отметить, что русская культура была основана на культурах двух предшествующих евразийских культур – эллинистической и византийской.

Многие русские философы, которые эмигрировали после Октябрьской революции, присоединились к различным школам религиозной философии. Они занимались развитием идей, которые они сформировали еще на родине в период Серебряного века. Следствием этого стал тот факт, что тема «судьбы России» у них получило своё преобразование, при этом стоит отметить, что оно носило не всегда характер религиозного мировоззрения. Характерной особенностью взглядом философов-эмигрантов было непринятие советской власти и всей её деятельности.

Несмотря на то, что подавляющее большинство философов-эмигрантов не мирилось с взглядами советского руководства, в годы Второй мировой войны они заняли патриотическую позицию.

Интересен тот факт, что сосредоточение взглядов философов-эмигрантов положило начало для формирования систематического исследования истории русской философии. Этим усердно занимались Зеньковский, Лосский, Бердяев.

Советская философия в России

Жизнь и творческая деятельность философов, которые остались в России, сложилась по-разному. Некоторые из них попали под репрессии советской власти, в их числе Флоренский, Шпет, Лосев, Чижевский и др. Примерно начиная с 1920-х гг. философская мысль сдерживалась, и публиковать свои философские работы «немарксистского» содержания было практически невозможно. Это послужило почвой для работы учёных в других областях. Например, Флоренский организовал свою деятельность в области техники и искусствоведения, а Шпет занимался лингвистикой и филологией, Лосев во второй половине XX в. посвятил своё время работе в эстетике.

В 1930-х гг. ситуация в советской стране сложилась таким образом, что единственной разрешённой философией остался марксизм, который в России трансформировался в марксизм-ленинизм и марксизм-ленинизм-сталинизм. Властями она провозглашалась как истинно верная и научная философия.

Стоит отметить, что марксизм стал практически религией, при этом идеи коммунизма выглядели как атеистическое «царство Божие на земле», о котором люди мечтали испокон веков. Мнение о том, что Россия должна избрать собственный путь развития, получил новое объяснение: России – это государство, которому отведена роль прокладывать дорогу всему человечеству в лучшее будущее.

Призыв к «строительству светлого будущего» на научной или марксистской основе, которое базировалось на открытых законах развития общества, подталкивало к социальному оптимизму, тем самым становясь привлекательным для многих философов, которые поверили в данные идеи. Впоследствии они составили основу советских философов.

Важнейшим направлением работы русского философского мира в этот период было пересмотр всей истории философии через призму марксизма.

Масштабы данного пересмотра идей и взглядов были сопоставимы с пересмотром и переработкой античного наследия в христианской и мусульманской философии.

Даже подобные условия не стали преградой для многих талантливых людей, и они смогли достичь серьёзных успехов в области философского знания. Вернадский и Чижевский трудились в 1930-1960 гг. над развитием русского космизма.

Наиболее важной и серьёзной работой с мистическим характером, которая по большому счёту относилась к русскому космизму, стала «Роза мира» под авторством Д. Андреева. Он написал её, будучи в тюрьме, но смог впервые опубликовать лишь в 1991 г.

К работам, которые не носят марксистский характер, также относятся статьи и произведения, написанные М. Бахтиным. Он посвящал их проблемам философии культуры, языка и герменевтики.

В 1960 – 1980 гг. философская мысль получила некоторую свободу. Это произошло благодаря периоду хрущёвской оттепели. Это время отмечено появлением новых и развитием существующих философских идей М. Мамардашвили. Э. Ильенков представляет миру своё понимание гегелевской диалектики. Ю. Лотман на позиции главы Тартуско-Московской школы глубоко погружается в изучение семиотики и философии культуры.

Вместе с тем энергично разворачивается работа по исследованию общей теории систем, философской антропологии, логики и других наук. В общем, можно говорить о том, что философская деятельность бурлила в нишах, на которые наименьшим образом оказывалось идеологическое давление.

Не лишним будет упомянуть, что философия советского периода в России находила своё выражение в художественном творчестве наиболее известных поэтов и писателей, режиссёров кинематографа и театра, а также музыкальных композиторов и художников.

Третий период – постсоветский (1991 г. – по настоящее время)

Этот период охватывает почти три десятка лет, но сказать, что он сильно отличается от предыдущего пока нельзя из-за отсутствия ярких отличий. Если говорить об отличиях, то можно упомянуть следующие:

В данный период марксистская философия потеряла своё официально-лидирующие позиции. Теперь она не считается той философией, которая единственно верна и научна. Более того, регулярно подвергается критике.

Настоящее время породило интерес современных российских философов к философским идеалистическим учениям. Это особенно становится заметным из-за контраста, который сложился по сравнению с советским временем. Вызывают интерес мистический учения.

Интересен и тот факт, что в данный период ведётся переосмысление всего того философского наследия, которое было запрещено в советский период на основе идеологической проблемы. Сегодня переводятся и издаются тексты важнейших трудов западных и восточных философов. Феноменологии посвящаются научные конференции и монографии. Здесь же стоит упомянуть и экзистенциализм и психоаналитическую философию, которые также привлекают внимание современников.

Ещё одна заметная причина – интерес к постмодернизму и проявление его характерных особенностей посредством продвижения идей плюрализма философских учений.

Русская философия XX века

Русская философия XX века

Русская философия XX века, испытав несомненный взлет в начале века, после революции 1917 года постепенно утратила национальное своеобразие, превратившись в интернациональную марксистско-ленинскую философию.

Идеалистическими направлениями русской философии XX века культивировались не политические, а нравственные или религиозные пути спасения России. Эта направленность русской философской мысли могла быть осмыслена в категориях свободы, совпадения идеала и действительности.

Как материалистические, так и идеалистические течения русской философии были философией жизни. Для них характерно преимущественное внимание к проблемам философии истории, социологии, проблеме человека, этики, то есть тем, которые напрямую выводили на решение животрепещущих проблем современности. Русская философия утверждает нерасчлененность субъекта и объекта. Субъект познания в ней выступает как факт внутри бытия. Русская философия осмысливает объективную реальность не как безличную, противостоящую реальности, а переживает ее как свою судьбу, сопрягая, таким образом, гносеологию с оценкой и моралью. Это, правда, не означало, что в русской философии не разрабатывались так называемые метафизические проблемы онтологии, методологии, гносеологии.

Антропологическая ориентация русской философии является общепризнанной ее национальной особенностью. На протяжении всей своей истории она демонстрировала неизменное внимание к проблемам сущности и существования человека, предлагая большой спектр их решения. Начиная с середины XIX века вопросы существования человека, его ценности, свободы выходят в русской философии на первое место; она вся проникнута тревогой в связи с осознанием несовершенства бытия, наличия в нем иррациональных начал.

Именно русская философия в начале XX века сформулировала и предложила решение основных вопросов философии существования – экзистенциализма, став как бы предтечей ее европейских течений. Развитие экзистенциализма в России связано с именами Л. Шестова и Н. Бердяева.

Философия Льва Шестова

Лев Шестов (Шварцман) (1866–1938) был философом, для которого философия была не просто академической специальностью, а делом жизни и смерти. Он был однодум. Поразительна была его независимость от окружающих течений времени. Он искал Бога, искал освобождения человека от власти необходимости. Философия его принадлежала к типу философии экзистенциальной, то есть не объектировала процесс познания, не отрывала его от субъекта познания, связывала его с целостной судьбой человека. Этот тип философии предполагал, что тайна бытия постижима лишь в человеческом существовании. Для Льва Шестова источником философии выступали человеческая трагедия, ужасы и страдания человеческой жизни, переживание безнадежности. Свою философию Шестов называл «философией трагедии».

Мыслитель выдвигает тезис о принципиальной несовместимости философии и науки. В философии исходным пунктом должен быть человек, вопросы о месте и назначении человека в мире, о его правах и роли во Вселенной. А объективная наука не может решить проблем, стоящих перед человеком, так как человек вообще недоступен научному познанию как таковому. Философия, считает он, должна исходить из предпосылок, прямо противоположных научным. Она – искусство, «стремящееся прорваться сквозь логическую цепь умозаключений и вносящее человека в безбрежное море фантазии, фантастического, где все одинаково возможно и невозможно». Кроме того, философия должна быть философией человека, а его можно понять, лишь живя всей его жизнью, понимая и разделяя все его как положительно, так и отрицательно окрашенные чувственные переживания (любовь, ужас отчаяния).

Читайте также  Общественно-исторические школы в культурологии

Кроме того, Л. Шестов борется с всемогущей, равнодушной к судьбам человека необходимостью. В мире, где ничто не может произойти вопреки необходимости, люди чувствуют себя «бессильными колесиками» одной большой машины.

Задачу человека Шестов видит в том, чтобы освободить живое и чувствующее существо от власти мертвой необходимости и подчинить ее себе, то есть вновь обрести свободу.

Философия Н. А. Бердяева

Н. А. Бердяев (1874–1948) – русский философ, значительная часть мировоззренческой эволюции которого проходила в рамках религиозного экзистенциализма.

Н. А. Бердяев осуществил попытку создать объективно-идеалистическую «свободную христианскую философию», чуждую научности. Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, то есть о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия. Философия должна быть основана на духовном опыте; она субъективна, а не объективна.

По Бердяеву, экзистенциальная философия есть утверждение познания мира в человеческом существовании и через человеческое существование.

Главным онтологическим началом в философии Н. А. Бердяева является свобода. Она абсолютна, иррациональна и несоизмерима ни с какими другими категориями; она добытийственна и существует как нечто, представляющее иррациональную субстанциональную силу, способную творить из ничего.

Основная онтологическая категория в философии

Н. А. Бердяева – человек, поскольку он стоит в центре мира «и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него». Человек и мир обогащают божественную жизнь, потому что «Бог с человеком есть нечто большее, чем Бог без человека и мира». Человек является единственным носителем духа (духовным существом), носителем добра и красоты, реализует высшую божественную правду. Он – высшая материальная структура (микрокосм), содержащая все элементы мира (макрокосма).

Главенствующее место человека в мире определяется тем, что он является носителем добытийной свободы. Он, кроме того, экзистенциальный субъект, некая данность, стремящаяся к самоутверждению. Это объясняет происхождение зла в мире и возможность творчества и новизны в мире. Подлинное бытие человека (экзистенция) первично к любому возможному вне его бытию как природному, так и социальному. Этот мир объективирован, материализован экзистенцией. Поэтому мир человека есть объективированная его духовность. Каков дух человека, таков и его мир. Стать личностью – задача человека.

В начале XX века в европейской философии существовали две противоположные точки зрения: космоцентризм (человечество – ничтожная сила, несравнимая по масштабам с космическими силами) и антропоцентризм (возникновение человечества неслучайно, а как бы входит в программу саморазвития космоса; лишь на первых ступенях возможности человечества малы, но в перспективе, по мере роста научного знания и технической мощи, оно станет силой, определяющей направление и характер космических процессов).

Русским философам удалось преодолеть эти крайности. Их позицию можно назвать «антропокосмизмом»: возможности человечества влиять на ход космических процессов возрастают. Человек и космос – это, в перспективе, два равноправных «партнера», уважительно относящихся друг к другу.

Философы-космисты призывали к осторожности и благоразумию, суть которого – не навредить природе, не уничтожить среду своего обитания; жить в единстве и гармонии с космосом, а не со стремлением непременно «покорить» его.

Человечество может попасть в ловушку собственной самонадеянности. Желая выйти из плена «первой природы» (естественной), люди могут оказаться в плену «второй природы» (техногенной, созданной самими людьми). Человек может улететь на другие планеты, писал К. Э. Циолковский; для этого у него достаточно ума. Но он не может улететь «от собственной глупости». Вместо того чтобы быть «частью природы», люди считают себя «господами над природой».

Русский философ и естествоиспытатель В. И. Вернадский вводит в научный оборот понятие «ноосферы» (сферы разума) – высшей стадии биосферы (сферы жизни), связанной с деятельностью человечества. Зародившись на Земле, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь, таким образом, в особый, структурный, элемент космоса. Влияние человеческого общества на ход космических процессов осуществляется и усиливается именно посредством ноосферы. В свою очередь, воздействие космоса на жизнь людей также происходит (и усиливается!) через ноосферу.

Марксизм и В. И. Ленин

Материалистическая линия развития русской философии XX века связана с распространением в России марксизма, выдающимся представителем которого был В. И. Ленин.

В. И. Ленин был марксистом, то есть знатоком теории Маркса, продолжателем его дела. В теоретических построениях обоих мыслителей было много общего: диалектико-материалистическое видение мира, признание исторически преходящего капитализма, обоснование революционно-преобразующей роли пролетариата как могильщика капитализма и др. Однако была и большая разница. Если К. Маркс к этим идеям пришел из немецкой классической философии, классической политэкономии и утопического социализма, то для В. И. Ленина и большинства марксистов теория Маркса была, прежде всего, социалистической доктриной, в основе которой лежит идея всемирно-исторической роли пролетариата, его диктатуры и необходимости ликвидации частной собственности. О философских основаниях этих идей речи не шло. Кроме того, Маркс был по преимуществу теоретиком, а для Ленина теория была руководством к действию – он был в основном практиком революционного движения. Создание революционной организации рабочих, политическая борьба с меньшевиками и другими противниками большевизма, первая русская революция – все это выносило на первый план отнюдь не философские проблемы. «Философией заниматься в горячке революции приходилось мало», – признается Ленин в письме к Максиму Горькому от 25 февраля 1908 года. Эта самооценка весьма характерна и важна. Ленин подчеркивает, что философские прения его интересовали в сугубо партийном, то есть политическом, плане. Указанный аспект, главный во всей ленинской интерпретации марксизма, определял и его понимание философии марксизма, да и философии вообще. Онаучивание и жесткая политизация марксизма Лениным, взгляд на марксизм как на социальный проект, подлежащий практической реализации в России, породили особую интерпретацию, версию марксизма, ставшего на долгие годы единственной идеологической доктриной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. «Нестяжатели» и «иосифляне».2. Вклад духовных наставников русских князей в становление философии.3. Российское Просвещение и его эволюция от А. Курбского до А. Радищева.4. Ученая «дружина» Петра и ее вклад в становление русской философской

Русская философия XX века

Русская философия XX века Русская философия XX века, испытав несомненный взлет в начале века, после революции 1917 года постепенно утратила национальное своеобразие, превратившись в интернациональную марксистско-ленинскую философию.Идеалистическими направлениями

16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30–50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии

16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30–50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии Русская философия XIX века характеризуется наличием борьбы двух противоположных направлений: западничества и

2. Русская общественная мысль 40 – 70-х годов XIX века и марксизм

2. Русская общественная мысль 40 – 70-х годов XIX века и марксизм Первые отклики на произведения Маркса и Энгельса в русской общественной мысли В поисках надежных путей общественного прогресса, способов освобождения страны от ига самодержавия и крепостничества

Глава 3. Русская философия XIX века

Глава 3. Русская философия XIX века 1. Особенности развития философских идей в России в первой половине XIX века XIX век открывает новый этап в истории русской философии, характеризующий ее усложнением, появлением ряда философских направлений, связанных как с идеализмом, так

Глава 4. Русская религиозная философия XX века

Глава 4. Русская религиозная философия XX века Начало XX в. в России названо временем культурного и религиозного возрождения. Подъем художественного творчества получил свое выражение в литературе, поэзии, музыке, театре, балете, живописи. Развитие отечественной культуры в

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА Если рассматривать развитие русской мысли до XIX века, то вряд ли можно обнаружить в ней наличие каких-либо систематических самостоятельных философских школ или направлений. В основном русская философская мысль высказывалась в трудах того или

Русская философия

Русская философия В России не было философии до принятия христианства, которое боролось в основном с язычеством, т. е. с мифологическими представлениями. Философия возникла уже в недрах христианства, и первым философским произведением можно считать проповедь первого

Русская философия 20 века

1. Основными направлениями русской философии конца XIXХХ вв. были:

• философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);

• философия русского зарубежья.

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);

• обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.

2. «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.

Видными представителями религиозного направления того периода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.

CH. Булгаков (1871 — 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «экуменическую» Церковь.

Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них.

В религии — разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.

Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 — дата смерти спорна — 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).

Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.).

Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.

Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям.

Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.

3. Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаи-

мосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.

По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.

По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы — атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел.

Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.

Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.

Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, «воспоминания прошлого». Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

А.Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции.

Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. 4. Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.

Основными направлениями естественно-научной философии были:

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.

Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Читайте также  Культура процессуальных документов

Можно выделить три этапа развития советской философии:

1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное,

определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности советской философии.

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х 80-х гг., можно отнести следующие:

• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»;

• проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:

• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

• А. Богданов (теория систем — «тектология»);

• А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);

• A.M. Деборин (творческое понимание материализма);

• Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

• В. Асмус (широкий круг исследований);

• Ю. Лотман (общество, философия, история).

6. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья». Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.

По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:

• приобщения к христианству;

• полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.

Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.

Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:

• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

• свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека;

• свобода человека подвергается угрозе извне;

• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

• ключевую роль в жизни человека играет также религия;

• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

• отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;

• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить «Царство Божие» (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает «конец света» в будущем).

Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.

Питирим Сорокин (1889 — 1968) — русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.

Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:

Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) — страты.

Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность перехода из одной страты в другую.

История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

Отечественная философия XX в.

Русская философия ХХ века

XX век — очень сложный для России период, в течение которого она пережила многочисленные потрясения. По этой причине и история русской философии XX века неоднородна. В соответствии с периодами истории России принято выделять философию Серебряного века, советскую и постсоветскую философию. Серебряный век стал периодом расцвета русского искусства и философии, продолжавшийся с конца XIX века до начала 20-х гг. XX века.

Среди наиболее интересных фигур, появившихся в начале XX века, следует назвать:

  • Густава Густавовича Шпета (1879 — 1937) — русского философа польского происхождения, известного, прежде всего, своими феноменологическими исследованиями;
  • Алексея Федоровича Лосева (1893 — 1988) — русского философа, родившегося в Новочеркасске, в семье преподавателя музыки. Основной сферой интереса Лосева была античная философия и история античной эстетики;
  • Александра Ивановича Введенского (1856 — 1925) — представителя русского неокантианства (основной труд Введенского — «Опыт построения теории материи на принципах критической философии»);
  • Льва Шестова (1866 — 1938) — русского философа и литературного критика, стоявшего у истоков экзистенциализма. Его заслуга состоит, во-первых, в популяризации Ницше в России, а во-вторых, в популяризации Достоевского и Кьеркегора в Европе, где он оказался после Октябрьской революции;
  • Николая Ануфриевича Лосского (1870 — 1965) — одного из самых плодовитых русских философов, основателя русского интуитивизма. Его главная работе «Обоснование интуитивизма» посвящена вопросам гносеологии, которой он много занимался;
  • Павла Александровича Флоренского (1882 — 1937) — религиозного философа и ученого-энциклопедиста. Он внес значительный вклад в такие науки, как философия, лингвистика, математика, культурология, электротехника. Его диссертация «Столп и утверждение истины (Опыт православной теодицеи в 12 письмах» обратила на себя всеобщее внимание. В ней он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины;
  • Сергея Николаевича Булгакова (1871 — 1944) — крупного религиозного философа. В «Свете Невечернем», своем главной труде, он связал проблемы космологии с религиозной тематикой, развил соловьевское учение о Софии. По Булгакову, София (Премудрость Божия) имеет действенный характер — одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий;
  • Ивана Александровича Ильина. (1883 — 1954) — философа, теоретика религии и культуры, политического деятеля. Среди философских заслуг Ильина следует упомянуть в первую очередь, написанную им во время поездки в Германию работу «Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», опубликованную в 1918 г. Большую известность получила также работа Ильина «О сопротивлении злу насилием». В ней Ильин полемизирует с активно разрабатывавшейся Львом Толстым идеей о том, что злу нельзя противопоставлять зло. Ильин отдает предпочтение активному противостоянию злу и отрицает пассивность по отношению к нему. По мнению Ильина, непротивление злу фактически равнозначно его принятию;
  • Питирима Сорокина (1889 — 1968) — русского философа, жившего и работавшего в США. Он сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации и социальной мобильности. Стратификация представляет собой разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, власти, образованию и престижности профессии) — страты. Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения, т.е. возможность перехода из одной страты в другую.

Но, пожалуй, наиболее великим русским философом первой половины XX века был Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948). Основные сочинения философа — «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Я и мир объектов» (1934), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1945), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX века» (1946), «Царство духа и царство кесаря» (1951). Первоначально Бердяев был сторонником марксизма и активно участвовал в деятельности марксистских организаций. Карл Каутский, возглавлявший в то время II Интернационал, видел в нем будущего крупного теоретика коммунизма и возлагал на него большие надежды. Однако достаточно быстро Бердяев разочаровался в марксистской идеологии и стал ее активным критиком. В этом смысле показательно посвящение, предваряющее позднюю работу Бердяева «Христианство и классовая борьба» (1931): «Посвящается памяти социального учителя моей молодости и ныне идейного врага моего Карла Маркса». Бердяев принимал активное участие в интеллектуальной жизни своего времени. В частности, он написал статью «Философская истина и интеллигентская правда», которая открывала имевший огромный резонанс сборник «Вехи» (1909). Основной пафос этого сборника — осознание необходимости духовного обновления русской интеллигенции, которое предполагает отказ от «давящего господства народолюбия и пролетаролюбия». И Бердяев уже в этом сборнике активно критикует марксизм.

Бердяев был продолжателем традиций Соловьева. Он полагал, что общественное развитие России возможно лишь в рамках христианской традиции (которая, впрочем, с его точки зрения, нуждалась в переосмыслении и обновлении). Если христианство традиционно отрицало ценность всего земного, то Бердяев и его сторонники видели в земной жизни арену, на которой происходит воплощение религиозных идеалов, реализация божественного в человеке. Другими словами, принципы, которые с позиций христианства могли воплотиться только в потусторонней жизни, рассматривались Бердяевым как способные реализоваться в земной жизни.

Поздний период творчества Бердяева в целом можно охарактеризовать как религиозный экзистенциализм. Как и другие философы-экзистенциалисты, Бердяев полагал, что рационалистические воззрения оторваны от конкретного жизненного опыта человека. Подлинная же задача философии состоит не в объективном, абстрактном познании, а в изучении места человека в мире в связи с его личностными структурами: интеллектуально-духовными, нравственными и эмоциональными.

Одна из самых важных тем в философии Бердяева — это тема свободы. Он противопоставлял два пути реализации личности. Первый путь — это принятие общеобязательных форм жизни, или объективация; в этом случае человек как бы обезличивается, поскольку становится таким как нужно, теряя свою свободу и персоналистичность. Второй путь — жизнь в свободе, предполагающая неприятие того, что считается общеобязательным. Только этот путь дает человеку возможность свободного творчества и независимости.

Второй путь представлялся Бердяеву правильным: свобода в его философии является высшей ценностью, несравнимой с пользой, которую человек может принести обществу. Бердяев писал в «Философии свободы»: «Рабство у «мира», у необходимости и данности есть не только несвобода, но и узаконение и закрепление нелюбовного, разорванного, некосмического состояния мира. Свобода — любовь. Рабство — вражда. Выход из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь есть суть победы над грехом, над низшей природой». Бердяев видел в демократии опасную идею. По его мнению, демократия есть самодовлеющая отвлеченная идея, ничему высшему не подчиненная, есть человекообожествление, отрицание божественного источника власти. Демократия есть нездоровое состояние народа.

Кроме свободы, для философии Бердяева основополагающими понятиями являются также понятия личности и творчества. Личность он понимает не как некоего субъекта, а как некое метафизическое человеческое единство. Личность — это всеобъемлющее духовное единство человечества, воплощенное в отдельном человеке. В этом смысле характерны высказывания Бердяева о том, что общество и космос — это части личности. Я — человек — не есть часть общества, а общество есть часть моей души. Природа — форма, в которой существует личность. Человек — это микрокосм, в нем дана разгадка тайны бытия (макрокосма). Смысл существования личности — в свободе и творчестве.

Имея подобные убеждении, Бердяев не мог вписаться в веяния XX века. Дух капитализма он ненавидел. Но не выносил он также и социализм. Ни то, ни другое не приемлемо для личности творца. Именно поэтому Николай Бердяев чувствовал себя в этом мире очень одиноким. В работе «Философия свободного духа» он писал: «Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит» (Бердяев Н.А, 1994, С. 338).

Начиная с 20-х годов ХХ века и вплоть до начала 90-х легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество Владимира Ильича Ленина (1879 — 1924), который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии следует отметить:

  • Николая Ивановича Бухарина (1888 — 1938), занимавшегося проблемами сознания и психики;
  • Анатолия Васильевича Луначарского (1875 — 1933), ставшего ярким представителем течения богостроительства, т.к. он попытался понять социалистическую и коммунистическую идеологию как последнюю фазу религиозного развития человечества;
  • Михаила Михайловича Бахтина (1895 — 1975), большая часть трудов которого была посвящена литературоведению (главный труд «Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского) и истории культуры (работа «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»);
  • Мераба Константиновича Мамардашвили (1930 — 1990), который исследовал проблемы человека, морали, нравственности и в 60 — 80-е годы был наиболее ярким мыслителем, критически настроенным по отношению к господствующей марксистской философии;
  • Льва Николаевича Гумилёва (1915 — 1992), исследовавшего вопросы истории и этногенеза и других.

События 90-х годов ХХ века кардинально изменили социально-политическую и культурную ситуацию в России. В современных условиях постсоветской философии созданы условия для сводного творчества и философского в частности. Современная философия затрагивает широкий спектр вечных и актуальных философских проблем, которые кратко будут рассмотрены во втором разделе данной книги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: