Русская философия XIX века - ABCD42.RU

Русская философия XIX века

Глава I. Русская философия в XVIII и первой половине XIX в.

Русская культура XIX и начала XX в. имеет всемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда цен­ности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества. Прежде всемирное значение имела культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значение имеет культура Англии, Франции, Германии и Америки. Русская культура в том виде, в каком она существовала до большевистской революции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театрального искусства в области драмы, оперы и балета.

В области науки достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство и выразительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним из международных языков. В области полити­ческой культуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство и исполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которые приобретут всемирную известность тогда, когда их достаточно изучат и осознают, и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного развития русского государства. Люди, признающие религиозный опыт, не станут оспаривать того факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокие ценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культа русской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура не породила ничего оригинального в области философии. Правда, меткое замечание Гегеля о том, что сова Минервы не вы­летает, пока не наступят вечерние сумерки, относится и к раз­витию русской мысли. Русская философия начала развиваться только в XIX в., когда русское государство уже имело тысячелетнюю историю.

Русский народ принял христианство в 988 г. Он получил первое представление о философии только тогда, когда на церковнославянский язык стали переводиться сочинения отцов церкви. К XII в. на Руси имелся перевод богословской системы св. Иоанна Дамаскина, третьей части его книги, из­вестной под заглавием «Точное изложение православной веры». Хотя философское предисловие к этой книге было переведено только в XV в., отдельные выдержки из него появились в «Святославове Изборнике» еще в 1073 г. В XIV в. были переведены сочинения Дионисия Ареопагита с комментариями св. Максима Исповедника. Эти книги наряду с сочинениями других отцов восточной церкви имелись во многих русских монастырях 1 . При помощи подобных сочинений некоторые представители русского духовенства предпринимали попытки продолжать богословские и философские труды византийцев. К ним можно отнести митрополита Петра Могилу в XVII в. и епископа Феофана Прокоповича в начале XVIII в. Среди любителей философии того времени следует особо упомянуть Григория Сковороду (1722–1794) 2 – моралиста, опиравшегося главным образом на библию, но использовавшего некоторые неоплатонические теории Филона (например, в вопросе толкования материи), отцов церкви и немецких мистиков (в учении о внешнем и внутреннем человеке, глубине человеческого духа и божества, «искре» в сердце человека – излюбленного сравнения немецких мистиков) 3 . Века татарского господства, а впоследствии изоляцио­низм Московского государства помешали русскому народу ознакомиться с западноевропейской философией. Русское общество не было в достаточной мере знакомо с западной культурой, пока Петр Великий «не прорубил окно в Европу». Влияние Запада сразу же сказалось на отношении к церкви. Среди русского дворянства, с одной стороны, широко распространилось вольтерьянство с его вольнодумством, с другой стороны, появилось стремление проникнуть в сокровенные глубины религии, найти сущность «истинного христианства» и воплотить его в жизнь. Масонство появилось в России в первой половине XVIII в. и получило широкое распространение во второй его половине.

Главные философские направления, под влиянием кото­рых находилось русское масонство, были связаны с именами французского мистика Сен-Мартэна (1743–1803) и немецкого мистика Якова Бёме (1575–1624). Книга Сен-Мартэна «Об ошибках и истине» была опубликована в переводе на русский язык в 1785 г. Были переведены на русский язык сочинение Томаса а Кемписа «Имитация Христа» и книга лютеранского богослова Иоганна Арндта (1555–1621) «Истинное христианство». Многие переводы сочинений Якова Бёме распространялись в рукописях, некоторые же были напечатаны.

Под истинным христианством масоны понимали развитие духовной жизни, нравственное самоусовершенствование и проявление действенной любви к ближним. Особенно активно участвовал в распространении идей истинного христианства Н. И. Новиков (1744–1818). Он издал много книг, редактировал масонские периодические издания и организовывал библиотеки. Наряду с Новиковым следует отметить немца И.Г. Шварца (1751–1784), профессора философии при Московском университете с 1779 по 1782 г. Шварц верил в учения розенкрейцеров. В лекциях, читаемых у себя на дому, он толковал неясные места в сочинениях Сен-Мартэна, ссылаясь на работу Якова Бёме «Mysterium Magnum» («Мистериум Магнум»). Шварц утверждал, что бог сотворил мир не из ничего, а из своей внутренней сущности. Он проповедовал необходимость нравственного и духовного совершенствования человека, осуждал злоупотребления в области светской и духовной жизни, пороки в среде духовенства. Только преждевременная смерть спасла Шварца от преследований правительства. Новиков также осуждал несправедливости русской государственной и церковной жизни. В 1792 г. по приказу Екатерины II он был заточен в Шлиссельбургскую крепость и только через четыре с половиной года, после смерти императрицы, был освобожден Павлом I. Заточение подорвало физические и умственные способности Новикова. В 1790 г. Екатерина Великая сослала в Сибирь также и Радищева, другого знаменитого критика несправедливостей русской жизни. После ее смерти Радищев был освобожден Павлом Г. Радищев (1749–1802) был человеком высокой культуры. Императрица Екатерина послала его вместе с одиннадцатью другими молодыми людьми изучать юриспруденцию и смежные науки в Лейпцигском университете. В этом университете Радищев провел 6 лет. Он был знаком с социальными и философскими теориями Руссо, Локка, Монтескье, Гельвеция, Лейбница и Гердера. Радищев выступал против самодержавия, а крепостное право вызывало в нем негодование. Свои взгляды Радищев особенно ярко выразил в книге «Путешествие из Петербурга в Москву», за которую был сослан в Сибирь.

Книга Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» имеет философское значение. Она состоит, из четы­рех частей. В первых двух частях автор излагает свои мате­риалистические взгляды на бессмертие, стремясь доказать, что материальные основы в такой мере относятся к духовному процессу, в какой духовная жизнь зависит от тела. Отсюда он делал вывод, что уничтожение тела должно повлечь за собой уничтожение духовной жизни. В третьей и четвертой частях своего произведения Радищев, опровергая эти утверждения, говорит, что нельзя «…усомниться более, чтобы душа в человеке не была существо само по себе, от телесности от­личное… Она такова и есть в самом деле: проста, непротяжен­на, неразделима среда всех чувствований и мыслей…». Не будь такого единства, «…человек сего мгновения не будет ведать, тот ли он, что был за одно мгновение. Он не будет ны­не то, что был вчера». Он не мог бы «…ни вспоминать, ни сравнивать, ни рассуждать…» 4 . Радищев утверждает, что Гельвеции был не прав, сводя все познание к чувственному опыту, «…ибо, когда предмет какой-либо предстоит очам моим, каждое око видит его особенно; ибо зажмурь одно, видишь другим весь предмет неразделимо; открой, другое и зажмурь первое, видишь тот же предмет и так же неразделим. Следует, что каждое око получает особое впечатление от одного предмета. Но когда я на предмет взираю обеими, то хотя чувствования моих очей суть два, чувствование в душе есть одно; следовательно, чувствование очей не есть чувствование души: ибо в глазах два, в душе одно». Подобным же образом, когда «…я вижу колокол, я слышу его звон; я получаю два понятия: образа и звука, я его осязаю, что колокол есть тело твердое и протяженное». Итак, у меня имеется три различных «чувствования». Тем не менее я «составляю единое понятие и, изрекши: колокол, все три чувствования заключаю в нем» (366) 5 . Итак, Радищев ясно сознавал различие между чувственным опытом и нечувственным мышлением относительно объекта. Придя к заключению, что душа проста и неразделима, Радищев делает вывод о ее бессмертии. Он рассуждает следующим образом. Цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству. Всемилосердный господь не сотворил нас для того, чтобы мы считали эту цель напрасной мечтой. Поэтому разумно полагать: 1) после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с достигнутой им ступенью развития; 2) человек непрерывно продолжает свое совершенствование (397).

В толковании доктрины перевоплощения Радищев ссыла­ется на Лейбница, который сравнивал переход одного вопло­щения к другому с превращением отвратительной гусеницы в куколку и вылуплением из этой куколки восхитительной бабочки (393 ) 6 . Радищев выступал против мистицизма и, в силу этого, не примкнул к масонам. Известный государственный деятель М. М. Сперанский (1772–1839) был масоном с 1810 по 1822 г., когда масонство было в России запрещено. Он знал работы западноевропейских мистиков Таулера, Руйсбрука, Якова Бёме, Пордаге, св. Иоанна Крестителя, Молиноса, госпожи Гийон, Фенелона и перевел на русский язык произведение Томаса а Кемписа «Имитация Христа», а также отрыв­ки из работ Таулера. Первичной реальностью он считал дух, бесконечный и обладающий неограниченной свободой воли. Триединый бог в своем сокровенном существе – первичный хаос, «вечное молчание». Принцип женственности – София, или Мудрость, – является содержанием божественного познания, матерью всего, что существует вне бога. Грехопадение ангелов и человека дает начало непроницаемой материи и ее пространственной форме. Сперанский верил в теорию перевоплощения. Он говорил, что, хотя эта теория и осуждена церковью, ее можно встретить в сочинениях многих отцов церкви (например, у Оригена, св. Мефодия, Памфилия, Синезия и других). В области духовной жизни Сперанский осуждал практику замены внутреннего поста внешним и духовной молитвы – напрасным повторением слов. Поклонение букве Библии в большей степени, чем живому слову Бога, Сперан­ский считал лжехристианством 7 . Начало последовательного развития русской философии мысли восходит к тому времени XIX в., когда русское общество уже пережило период увлечения немецким идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Философия природы и эстетики Шеллинга была изложена профессорами М. Г. Павловым, Д. М. Велланским, А. И. Галичем и Н. И, Надеждиным. Павлов (1773–1840) был профессором физики, минералогии и сельского хозяйства в Московском университете. Он утверждал, что основные принципы устройства природы раскрываются при помощи интеллектуальной интуиции, а опыт только подтверждает последнюю. Павлов истолковывал интеллектуальную интуицию как самосозерцание абсолюта. Надеждин (1804–1856) – профессор эстетики Московского университета – познакомил своих студентов с учением Шеллинга о бессознательном органическом творчестве гения. Вел-ланский (1774–1847) был профессором анатомии и физиологии в Петербургской Медико-хирургической академии, а Галич (1783–1848) начиная с 1805 г. профессор в Петербургском педагогическом институте, впоследствии преобразованном в университет (1819). В 1821 г. Галича вынудили оставить университет, ибо он «предпочитал безбожника Канта Христу, а Шеллинга – Святому Духу» 8 . Начало самостоятельной философской мысли в России XIX в. связано с именами славянофилов Ивана Киреевского и Хомякова. Их философия была попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточ­ной церкви и возникшего как результат национальной самобытности русской духовной жизни. Ни Киреевский, ни Хомяков не создали какой-либо философской системы, но они изложили определенную программу и вселили дух в философское движение, которое явилось наиболее оригинальным и ценным достижением русской мысли. Я имею в виду попытку русских мыслителей систематически развить христианское мировоззрение. Владимир Соловьев был первым, кому выпала честь создания системы христианской философии в духе идей Киреевского и Хомякова. Его преемники составляют целую плеяду философов. Среди них философы-богословы – князь С. Н. Трубецкой, его брат князь Е. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, Эрн, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк, И. А. Ильин, отец Василий Зеньковский, отец Георгий Флоровский, Б. П. Вышеславцев, Н. Арсеньев, П. И. Новгородцев, Е. В. Спекторский. Это движение про­должает развиваться и расти по настоящий день. Начало ему положили И. Киреевский и А. Хомяков. Поэтому я собираюсь дать всестороннюю оценку их жизни и учениям.

См. В. Туркалевский, Философские тенденции в русском обществе XVIII в., Журнал министерства народного просвещения, май, 1911; С. Г. Вернадский, Русские масоны в царствование Екатерины II, Записки историкофилологического факультета Императорского С.-Петербургского университета, 1917; В. Боголюбов, Н. Новиков и его время, М., 1916.

Глава 3. Русская философия XIX века

Глава 3. Русская философия XIX века

1. Особенности развития философских идей в России в первой половине XIX века

XIX век открывает новый этап в истории русской философии, характеризующий ее усложнением, появлением ряда философских направлений, связанных как с идеализмом, так и с материализмом. Возрастает роль профессиональной философской мысли, прежде всего за счет развития философского образования в стенах университетов и духовных академий. Налицо также общий рост философского знания, особенно в таких его областях, как антропология, этика, философия истории, гносеология и онтология. Происходит расширение философских контактов с Западом, осваиваются новейшие достижения европейского интеллекта (Кант, Шеллинг, Гегель, Конт, Спенсер, Шопенгауэр, Ницше, Маркс).

Читайте также  Геологическая история развития Австралии. Большой Водораздельный хребет

Здесь, однако, отнюдь не всегда действовал принцип «чем современнее, тем истиннее». Так, декабристы вдохновлялись главным образом французской философией прошедшего столетия, которая считалась неприемлемой для членов кружка любомудров; а идеологи народничества хотя и признавали философское значение К. Маркса, но не безусловно, поскольку ориентировались также и на Конта, Прудона и Лассаля. Славянофилы, отдавая вначале дань уважения Шеллингу и Гегелю, затем совершили «консервативный поворот», обратившись к христианской святоотеческой традиции. Новизна и оригинальность взглядов русских мыслителей определялась, однако, не их чуткостью к восприятию западной философии, а акцентированием внимания на проблемы России, национального самосознания. Так, П. Я. Чаадаев, поклонник французского традиционализма и корреспондент Шеллинга, становится основоположником русской историософии, а «русский гегельянец и фейербахианец» Н. Г. Чернышевский – создателем теории перехода России к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Важные философские замыслы в XIX в. принадлежали часто не систематизаторам-теоретикам, а членам философских кружков (любомудры, славянофилы и западники), публицистам и литературным критикам (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Н. К. Михайловский), религиозным писателям (К. Н. Леонтьев), выдающимся художникам слова (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой), революционным теоретикам (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин) и т. п. Именно мыслители указанного типа, носители «вольной философии», были инициаторами новых философских идей, развивали и обогащали терминологию, хотя они и не создавали законченных философских систем. Это не свидетельствует, разумеется, о какой-то ущербности их интеллекта. Напротив, как раз идеи такого рода значительно быстрее «схватывались» интеллигенцией и широко распространялись через «толстые журналы» не только в столицах, но и в провинции.

Всех этих мыслителей характеризует то, что они принадлежали к различным «идейным течениям», которые являлись философскими лишь отчасти, так как включали в себя значительный слой нефилософской – богословской, исторической, эстетической, социально-политической, экономической и др. – проблематики. Идеи таких мыслителей, как П. Я. Чаадаев, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев и др., использовались и в XIX, а затем и в XX в. разными идейными течениями, и опять же не только в сугубо философском, но и в культурологическом, богословском и даже геополитическом контексте.

Причина, по которой русская интеллигенция теснее всего была связана с «вольной», а не профессиональной, университетской, философией, заключается в том, что правительство, с одной стороны, и ученые-философы – с другой, по-разному понимали цели распространения философских знаний. В России только поддержка со стороны государства могла обеспечить функционирование системы профессиональной подготовки в области философии. Об этом свидетельствует инициирование философского образования «сверху», со стороны Петра I и его дочери Елизаветы Петровны, поддержавшей основание в 1755 г. Московского университета. В этом отношении правительство выполняло роль «единственного европейца» в России (по определению А. С. Пушкина).

Университеты и ученые стояли за автономию, за права совета профессоров на руководство ходом академической жизни и свободу академических союзов, обществ и собраний. Напротив, виды правительства в области высшего образования и науки были охранительными в смысле зашиты от «революционной заразы» из Европы. Отсюда – правительственные притеснения, ограничения преподавания философии. Кандидатуры профессоров проходили обязательное утверждение в Министерстве народного просвещения (основано в 1802 г.), а философские сочинения подвергались строгой цензуре. Поэтому некоторые работы, не проходившие цензуры, публиковались за рубежом, например сочинения А. С. Хомякова и В. С. Соловьева.

Наиболее строгие ограничения на преподавание философии были введены после европейских революций 1848 г. По распоряжению Николая I министр просвещения П. А. Ширинский-Шихматов в 1850 г. подготовил «Высочайшее повеление», согласно которому преподавание философии ограничивалось в основном логикой и психологией и обязанность чтения философских курсов возлагалась на профессоров богословия. Ему же принадлежит известная фраза, ставшая афоризмом: «Польза философии не доказана, а вред от нее возможен».

Более благополучной была судьба философии в четырех российских духовных академиях (в Москве, Петербурге, Киеве и Казани), где чтение философских курсов не прерывалось. Духовно-академическая философия представляет собой особую отрасль профессионального философствования. Высшие духовные учебные заведения сыграли значительную роль в развитии русской мысли. Достаточно сказать, что первое по времени обобщенное изложение истории русской философии принадлежало перу архимандрита Гавриила (в миру В. Н. Воскресенского) и было опубликовано в Казани в 1840 г. С. С. Гогоцкий, представитель Киевской школы духовно-академической философии, опубликовал первые в России философские лексиконы и словари. Первые русские учебники по философии были написаны также профессорами духовных академий – Ф. Ф. Сидонским, В. Н. Карповым, В. Д. Кудрявцевым-Платоновым. Выдающимся переводчиком сочинений Платона был В. Н. Карпов, считавший перевод платоновских диалогов на русский язык главным делом своей жизни. Сильной стороной духовно-академической философии было обращение к наследию мировой философской мысли. Постоянным и непременным источником академических курсов по логике, психологии, истории философии, этике (как правило, публиковавшихся затем в монографических вариантах) была античная философская мысль (главным образом платонизм), а также философия Нового времени, включая философию Канта, Шеллинга и Гегеля.

Время образования самых влиятельных идейных течений XIX в. – 30—40-е гг. – не случайно названо «философским пробуждением» (Г. В. Флоровский). В этот период общественная мысль России разделилась на два направления – славянофильство и западничество. Спор между ними был острым, но не перерастал в непримиримую партийно-политическую грызню и не предполагал уничтожения противника ради доказательства правоты каждой из спорящих сторон. И хотя славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы и др.) акцентировали внимание на национальном своеобразии России, а западники (П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и др.) больше тяготели к восприятию опыта Европы, и те и другие страстно желали процветания своей родине и активно содействовали этому.

Участник философских дискуссий того времени П. В. Анненков в своих «Литературных воспоминаниях» называл спор между славянофилами и западниками «спором двух различных видов одного и того же русского патриотизма».

Впоследствии термины «славянофил» и «западник» приобрели специфическую политизированную окраску. (В наши дни так называют политиков или представителей противоборствующих политических направлений, за которыми стоит соответствующий «электорат».) Славянофильство и западничество первой половины XIX в. не следует рассматривать как враждебные идеологии. Западники и славянофилы сыграли важную роль в подготовке российского общественного мнения к крестьянской реформе. «Положение 19 февраля 1861 г.», составленное славянофилом Ю– Ф. Самариным и одобренное митрополитом Московским Филаретом, было поддержано также одним из лидеров западников – К. Д. Кавелиным. Кроме того, попытка разделить всех участников философских дискуссий того времени строго на два лагеря (кто не западник – тот славянофил, и наоборот) не соответствует исторической правде. Славянофилов объединяла приверженность христианской вере и ориентация на святоотеческие источники как основу сохранения православной русской культуры, западничество же характеризовалось приверженностью к секулярным воззрениям и идеям западноевропейской философии.

Большим знатоком философии Шеллинга и Гегеля был Н. В. Станкевич, основатель философского кружка, в который входили М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, В. П. Боткин и др. Философские и исторические идеи, характерные для западников, были изложены К. Д. Кавелиным, автором работы «Взгляд на юридический быт древней России» (1847). Так же как и славянофилы, Кавелин подчеркивал своеобразие исторического пути развития России, хотя ее будущее понимал по-своему. Один из основателей так называемой государственной школы в русской историографии, он признавал решающее значение государственного элемента в отечественной истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Русская философия XX века

Русская философия XX века Русская философия XX века, испытав несомненный взлет в начале века, после революции 1917 года постепенно утратила национальное своеобразие, превратившись в интернациональную марксистско-ленинскую философию.Идеалистическими направлениями

86. Русская философия XX века

86. Русская философия XX века Русская философия XX века, испытав несомненный взлет в начале века, после революции 1917 года постепенно утратила национальное своеобразие, превратившись в интернациональную марксистско-ленинскую философию.Идеалистическими направлениями

16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30–50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии

16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30–50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии Русская философия XIX века характеризуется наличием борьбы двух противоположных направлений: западничества и

Глава 4. Русская религиозная философия XX века

Глава 4. Русская религиозная философия XX века Начало XX в. в России названо временем культурного и религиозного возрождения. Подъем художественного творчества получил свое выражение в литературе, поэзии, музыке, театре, балете, живописи. Развитие отечественной культуры в

Глава 1.9 Русская философия

Глава 1.9 Русская философия Историческая справкаВсякая форма философии несет на себе печать национальнокультурного своеобразия. С этой точки зрения выделяют национальные типы философии, в том числе русскую философию. Мировое значение имеет не только отечественная

Глава 8 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава 8 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА Если рассматривать развитие русской мысли до XIX века, то вряд ли можно обнаружить в ней наличие каких-либо систематических самостоятельных философских школ или направлений. В основном русская философская мысль высказывалась в трудах того или

Русская философия XIX века

В ходе Отечественной войны 1812 года русские солдаты и офицеры познакомились с жизнью Западной Европы. Неизбежность падения крепостного права в начале XIX века стала очевидна многим. Но вопрос о крепостном праве рассматривался как вопрос о судьбе и предназначении России. Идеологи крепостнического лагеря выдвинули принципы: «православия, самодержавия и соборности (народности)», как якобы присущие русскому народу от природы. По многим вопросам к ним примыкали и славянофилы. Они, если и критиковали отдельные стороны самодержавия, то в целом считали его исконной формой правления русского народа. Они тоже приписывали русскому народу покорность царизму и помещикам, исконную религиозность, мистицизм и аскетизм, но идеализировали Допетровскую Русь, патриархальную крестьянскую общину, противопоставляли Запад и Россию.

Западники считали, что у Руси нет особого пути, поэтому они ориентировались на Европу. Первым западником считается Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). (Прототип Чацкого в «Горе от ума» А. Грибоедова. Он оставил службу в тот момент, когда его ждала блестящая карьера.) До 1825 г. был связан с декабристами. Антикрепостнические идеи изложил в первом «Философическом письме», в 1836 г. напечатанном в журнале «Телескоп». За это письмо он был официально объявлен сумасшедшим. Журнал был закрыт, люди разжалованы. В письме (всего их было восемь, но напечатано только первое) он идеализировал Запад, ставил в заслугу католицизму то, что он объединяет народы. Он говорил: «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать». Причину отсталости и бед России он видел в неправильном религиозном выборе — в принятии византийского православия. В России беззаконие, крепостническое рабство, нет идей долга, справедливости, права, порядка. Впоследствии Чаадаев немного изменил взгляды, причиной стал считать географический фактор.

Чаадаев спорил со славянофилами, но в то же время выдвинул идею об особом пути России, правда, своеобразную. Чаадаева считают автором «русской идеи» — идеи об особом божественном предназначении России, но в негативном варианте. То есть Россия — это пример того, как не надо жить. Причина в православии. Католицизм принял участие в создании цивилизации на Западе (то есть осуществлял царство Божие на Земле), а в России церковь попала в зависимость от светской власти. Но у России особая роль в будущем: она должна дать разгадку человеческой загадке. Это и есть русская идея в отличие от идеи Запада и Востока.

Вначале не считал, что у России есть особый путь развития и Александр Иванович Герцен (1812-1870).Герцен рано порывает с религией. Он считал, что «взгляд на жизнь как на дурную станцию на дороге в царство Божие» ведет к оправданию всех отрицательных сторон действительности. Он пришел к выводу, что логическим путем нельзя доказать существование Бога и бессмертие души, что религиозные воззрения нельзя оправдать разумом. Фейербах еще больше укрепил Герцена в атеизме. Философия для Герцена — это наука о всеобщих законах бытия. А законы имеют объективное значение. Философия — это живой организм, в котором раскрывается истина. Назначение философии — быть средством деятельности человека, сделать эту деятельность сознательной.

Читайте также  Спортивные игры. История возникновения и развития

Диалектический метод Герцен считал важнейшим, так как он соответствует характеру процессов и явлений в природе. Диалектику Гегеля он назвал алгеброй революции.

От французского утописта Сен-Симона он воспринял идею социализма, считал, что социализм исторически необходим и пытался доказать это, опираясь на Гегеля. Поражение революций 1848 г. в Европе привело Герцена к духовной драме. Выход из нее он нашел в идее «русского социализма». Он увидел особенность России в том, что она не прошла стадии развития капитализма, а значит, у нее есть свой путь к социализму. Запад в своем развитии зашел слишком далеко и социализм там уже невозможен. В России отсутствуют вековые традиции государственной жизни. Военно-бюрократическая организация государства «не национальна», навязана сверху, противоположна «народному принципу общественного самоуправления», которое сохранилось в сельской общине. Община — это зародыш социализма, который должен развиться под влиянием социалистических идей. Для перехода к социализму нужно освободить крестьян с землей. Для этого не надо отступать перед насильственным переворотом. Он считает, что Россия может избежать развития по пути капитализма и решает помочь этому.

Если славянофилы видели в общине противоположность обреченной западной цивилизации из-за индивидуализма и разрушающего его социализма, то Герцен объединяет социализм и русскую общину.

За революционную деятельность в 1835 г. он попадает в ссылку. В 1847 г. выезжает за границу, где в 1855 г. начинает выпускать журнал «Полярную звезду», а в 1867 г. «Колокол». Герцен оказал огромное влияние на дальнейшее политическое развитие России.

Последователем Герцена, идейным вдохновителем и вождем русского революционно движения 50-60-х гг. был воинствующий философ-материалист, литературный критик Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Его деятельность развернулась в период подготовки и проведения реформ 1861 г. В этот период Россия потерпела поражение в Крымской войне, нарастала волна крестьянского движения. Чернышевский сотрудничал в «Отечественных записках», возглавил журнал «Современник». Он ярый пропагандист народной революции («К топору зовите Русь!»), материализма в философии, атеизма, что вызвало репрессии в отношении его со стороны царской власти. В 1862 г. он был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. Здесь им написан роман «Что делать», в котором он нарисовал картину будущего общества. Затем ссылка в Сибирь, откуда его пытались не раз безуспешно спасти. После 19 лет сибирской ссылки ему разрешают переехать в Астрахань.

Материализм его проявляется в таких трудах, как «Эстетическое отношение искусства к действительности», где он проповедует «теорию разумного эгоизма», «Антропологический принцип в философии», где он отстаивает принцип «единства натуры человека».

Природа у Чернышевского — разнородная материя, пространство и время — ее основные формы. Материя и движение неуничтожимы. Критерием истины считал практику, так как она «великая разоблачительница всех обманов». Диалектику считал важным завоеванием философской мысли и делал из нее революционные выводы о смене форм собственности и неизбежности социализма. Отсюда и его исторический оптимизм. Прогресс общества у него зависит от прогресса знаний. Он был противником избранности народов, славянофилов, расистских и мальтузианских взглядов.

Идейным соратником Чернышевского был Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Глубокий мыслитель, блестящий литературный критик, в самодержавии и крепостном праве видел главных врагов освободительной борьбы, оплот реакции и консерватизма, мечтал о социализме. В философии — материалист.

Добролюбов видел классовую борьбу в обществе между трудящимися и дармоедами, демократией и аристократией. Смену крепостного права капиталистическими отношениями считал прогрессивным явлением.

Движущей силой истории, по его мнению, являются народные массы. Но особенность его взглядов в том, что он большую роль отводил личности. Он сравнивал ее с искрой, которая может взорвать порох, или с дождем, орошающим землю, но личность появляется из испарений с той же земли. Эти положения явились идейной основой деятельности народников, которые и являли собой пример таких личностей. Но их поход в народ в 1874 г. закончился тем, что народ их выдал полиции. Это удачно показано в картине И. Репина «Арест пропагандиста».

Народники перешли к индивидуальному террору, рассчитывая на то, что в результате смуты (особенно в случае убийства царя) народ будет вынужденным пойти за ними. Они организовали ряд покушений на высших чиновников, и им удалось взорвать Александра II.

Впоследствии народники образовали партию социалистов-революционеров (эсеров), которые продолжили тактику индивидуального террора. Эсеры участвовали в революции 1905-1907 гг. Это была самая крупная партия в России. В феврале 1917 г. представитель партии эсеров А.Ф. Керенский вошел в состав Временного правительства, затем возглавил его. Лидер партии эсеров Чернов стал министром земледелия. В сентябре 1917 г. эсеры могли бы осуществить то, о чем мечтал Герцен, но не сделали этого. После октября 1917 г. левые эсеры вошли в состав правительства большевиков (правые эсеры отказались), но в июле 1918 г. подняли мятеж. Вся власть сосредоточилась в руках большевиков, и с идей Герцена о русском социализме было покончено.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века

Вы будете перенаправлены на Автор24

Русская философия первой половины $19$ века была представлена целой плеядой прогрессивных философов-мыслителей, писателей, публицистов, ученых.

Для философии данного периода было характерно заниматься вопросами, касающимися философии права. Русские просветители уделяли иэтим вопросам особое внимание, поскольку так требовал политический контекст России. Начало правления императора Александра По данной теме мы уже выполнили презентацию Александр Александрович Блок подробнее $1$ ознаменовалось как эпоха реформаций и перемен, в ответ на стимул преобразований, которые прошли в общественной и политической жизни в Европы.

Перед философами и мыслителями становились задачи нравственного развития народа на пути преобразования страны, освобождения и просвещения крестьянства.

Идейные течения

Среди прочих направлений, выделялось крупное течение мистиков, идеологами которого были: А.Ф. Лабзин, М. М. Сперанский, с идеями реформирования христианства.

На основе активного изучения идей западной философии формируется один из известных кружков, члены которого именуют себя любомудрами. В $1823$ году в него входят: В. Ф. Одоевский, Д. В. Венивитинов, И. В. Киреевский, А. И. Кошелев. Основные идеи данного кружка оформлялись как оппозиционные к абсолютизму и официальной идеологии. Свои мысли они черпали из трансцендентальной идеологии Шеллинга По данной теме мы уже выполнили реферат Герменевтика подробнее . Резко критиковали материализм.

Движение Декабристов

Готовые работы на аналогичную тему

Большое влияние на развитие философии первой половины $19$ века оказало движение декабристов. Декабристы – революционеры-демократы дворянского происхождения, основной своей целью видящие отмену крепостного права в России. Особое впечатление на них оказала Отечественная война $1812$ года и революции в Европе, следствием чего было осознание отсталости России в социальном, политическом и экономическом развитии. Одно направление декабристов выступало за конституционную монархию, другое – за республиканское устройство.

Основные требования: предоставление свободы слова, вероисповедания, наделение крестьян землёй.

Декабристы создавали тайные общества, наиболее известные:

  • «Общество истинных и верных сынов отечества»,
  • «Союз благоденствия»,
  • «Северное общество»,
  • «Южное общество»,
  • «Общество соединенных славян».

Представители декабристов: Н. М. Муравьев, П. И. Пестель, М. А. Фонвизин, П. И. Борисов.

Консервативная тенденция

Восстание декабристов вызвало волну консерватизма в России. Помещики-крепостники и царская власть нацелили усилия на укрепление своих идеологических основ. Особенно ярко это представлено теорией «официальной народности», которую сформулировал министр народного просвещения С. С. Уваров: «православие, самодержавие, народность».

Другой общественный деятель М. П. Погодин так же выступал в качестве теоретика официальной идеологии, который представил концепцию самобытного развития России.

Славянофилы и западники

К $40$м годам возникает течение, которое поддерживает идею уникального пути развития России – славянофильство. Крупные идеологи: А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский. Своё мнение они представляли в понимании того, что Россия не должна следовать западному образцу, а опираться на свой внутренний потенциал, культуру, быт и народ.

Противниками славянофилов выступали западники, ещё одно общественно-социальное движение, которое полагало, что Россия движется по заранее отсталому пути, чтобы исправить это, Россия должна ровняться на европейские страны, перенимая уже проверенные опытом идеи, концепции и теории.

Основные представители: П.Я. Чаадаев, В.С. Печерин, И.А, Гагарин, В. С. Соловьёв, Б. Н. Чечерин, И. С, Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Т. Н. Грановский, М. М. Бахтин, Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин, И. В. Вернадский.

Почвенничество

Почвенничество –общественно-литературное движение, сформировавшееся в $60$-е годы $19$ века.

Почвенничество характеризовало себя как ответвление европейского философского романтизма, с отсылкой к идеям славянофильства, но, не отождествляясь с ним. Истоки своего возникновения почвенничество берёт в поиске самобытного пути развития отечества в момент социального надлома, образовавшегося после реформы от $1861$ года (манифест об отмене крепостного права Александром II). Ведущими представителями почвенничества были выходцы из разночинной демократии, примыкавших к журналам братьев Достоевских По данной теме мы уже выполнили реферат Артмир по Достоевскому подробнее : «Время» ($1861−1863$) и «Эпоха» По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Движущие силы истории подробнее $(1864−1865)$. Основоположники почвенничества: Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов. Достоевский выступал с критикой крепостного права и отчужденности образованного населения от народа. Он обосновывал в своём труде «Книжность и грамотность»:

«Русское общество должно соединится с народною почвой и принять в себя народный элемент».

В социально-экономической направленности почвенничество выражало свои стремления увести Россию с буржуазного пути развития, поскольку видело в нем антигуманистическую тенденцию, спасти Россию от революционной чумы.

Особенности русской философии 19 века

XIX и XX столетия — это эпоха появления в России самостоятельной философской идеологии, возникновения новейших направлений в русской философии, которые демонстрировали максимальное многообразие тезисов по проблеме человека. В течение веков изменялись господствующие мировоззренческие направления и духовные установки. Но тема человека продолжала оставаться неизменной, она была фундаментом для самых разнообразных теоретических исследований [4, с. 33].

XIX век открыл в истории русской философии новый этап, характеризующийся ее усложнением, возникновением ряда философских течений, связанных с материализмом и идеализмом. Выросла роль профессиональной философской деятельности, прежде всего за счет формирования философской грамотности в стенах духовных академий и университетов. Очевиден также общий прирост философского познания, в частности в таких его областях, как этика, антропология, онтология, гносеология и философия истории. Идет расширение философских коммуникаций с Западом, приобретаются новейшие наработки европейского интеллекта (Шеллинг, Кант, Конт, Гегель, Шопенгауэр, Спенсер, Маркс, Ницше) [19, с. 57].

Важнейшие философские идеи в XIX в. часто посещали не систематизаторов-теоретиков, а посетителей философских кружков (западники, славянофилы и любомудры), литературных критиков и публицистов (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, Н.К. Михайловский, А.А. Григорьев), религиозных писателей (К.Н. Леонтьев), выдающихся художников пера (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), революционных теоретиков (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров) и т.п. Именно носители «вольной философии», мыслители такого типа были инициаторами сверхновых философских течений, обогащали и развивали терминологию, хоть они могли и не создавать оконченных философских теорий. Это не указывает, разумеется, на ущербности их разума. Наоборот, как раз мысли такого рода намного быстрее «перехватывались» интеллигенцией и свободно распространялись в столицах и провинции через «толстые журналы» [15, с. 26].

Всех этих философов характеризует то, что они примыкали к разным «идейным течениям», которые были лишь отчасти философскими, так как включали значительный пласт нефилософской – исторической, богословской, социально-политической, эстетической, экономической и прочей – проблематики. Идеи таких философов, как К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, П.Я. Чаадаев и другие, употреблялись и в XIX, и в XX в. различными идейными группами, и опять же не только в философском, но и в геополитическом, богословском и культурологическом контекстах [7, с. 37].

Русская интеллигенция теснее была связана со «свободной», а не с университетской (профессиональной) философией. Это происходило потому, что правительство и ученые-философы понимали по-разному цели распространения философских познаний. В России исключительно поддержка с боку государства обеспечивала в области философии работу системы профессиональной подготовки. В этом смысле, по определению А.С. Пушкина, правительство исполняло в России роль «единственного европейца». Панорама теорий человека, которые были созданы в этих столетиях, значительна. В неё укладываются представители разных философских течений [26, с. 91].

Так, философия России возникает перед нами как летопись борьбы двух антагонистичных направлений: устремления сформировать жизнь на европейский манер и желания уберечь от иностранного влияния традиционные формы русской национальной жизни, в результате которого появились два философско-идеологических течения: западничество и славянофильство.

Славянофильство и западничество – две противоположные и в тоже время взаимосвязанные стези в формировании русской философской мысли, показывающие большой творческий потенциал и самобытность русской философии ХХІ столетия [13, с. 23].

Читайте также  Работоспособность человека и ее динамика

Философия России имеет ряд существенных особенностей. Русские мыслители, в отличие от деятелей классической философии Германии, видели в философии средство разрешения конкретных проблем бытия человека. В основе русской философии были построены оригинальные историософские теории (Н.А. Бердяев). В отличие от европейской традиции в них история показана не как результат работы абсолютного Разума, а как историческое действо личности и народа. Социальная направленность в разрешении проблемы человека появилась у философов социалистической и материалистической школы. Русские философы выставили как нравственный абсолют идеал Богочеловека. Для философии России характерен панморализм: в нравственности русские философы находят путь спасения для всего человечества, сотворение нового образа человеческой жизни, духовного возрождения социума и человека. Философскую мысль России отличает описание общечеловеческих ценностей и норм, нашедших самовыражение в христианской доктрине. Центральное место среди этих ценностей занимает идеал всеединства (соборности) [10, с. 86].

Важной чертой философии России есть ее родовая связь с эллинизмом, начала которого нужно искать в восточном (греческом) христианстве. Второй существенной чертой, эффектно выступающей в философии России, есть ее глубочайший интерес к человеку: Что такое человек? Что такое я сам? Для философии России и всего мышления русских людей характерно, что его лучшие представители видели человеческую духовную жизнь не как сферу субъективного (не как сферу абстрактного субъекта) – русские философы видели в духовности особый мир, специфическую реальность, сопряженную в своей глубине с божественным и космическим бытием; для русских характерны акцентирование предназначенности и способности человека быть подобным Богу, человеческая включенность в Космос [31, с. 25].

В формировании русской философской мысли необычно важную роль сыграли проблемы нравственности. Исключительным примером может послужить нравственная философия Вл. Соловьева, где узловым компонентом смысла как онтологическая сущность есть Добро, » осуществляемое через все». Русский философ всегда ищет правду, старается не только постигнуть жизнь и мир, а познать нравственные принципы бытия и мироздания, чтобы улучшить мир. Тот же вопрос включен и в тему русской поэзии, русской литературы (Ф.И. Тютчев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие) [33, с. 33].

Одной из значительных проблем русской философской мысли есть отношение русского философского мира к западноевропейской культуре.

К нюансам русской философии также возможно причислить гносеологический реализм. Человек зрит мир проходящим в себя и себя ушедшим в мир. Человек миру не противопоставляется, но ему принадлежит и в принципиальной познаваемости мира не сомневается. Кроме логического, рационального, интеллектуального видов знания, гигантская роль отводится прямому постижению окружающей реальности, чувственному опыту, интуиции. «Русские философы верят интуиции интеллекта, эстетическому и нравственному пробам. но прежде всего они верят религиозному мистическому опыту», – написал Н.О. Лосский [20, с. 13].

Рассмотрение духа человеческого в исторической и социальной философии шло здесь как религиозная этика человечества коллективного. Русское мировоззрение, в противоположность западному, заключает в себе эффектно выраженную «Мы – философию» (философию «Мы»). Это объясняется тем, что спастись возможно только вместе (принцип простой религиозной вероятности). Кроме того, «Мы» — это органическая целостность, единство, в коем его части им пронизаны и с ним связаны, но при этом своеобразие и свобода «Я» не отвергается [28, с. 18].

В философских идеях ряда русских мыслителей (например, А.С. Хомяков и других) развивается понятие соборности. Сама идея соборности возымела в отечественной философии немалый смысл. Соборность значила сочетание свободы и единства многих лиц на ниве их совместной любви к Богу и буквально всем абсолютным ценностям бытия. Легко понять, что принцип соборности означает многое не только для церковной доктрины, но и для решения множества вопросов в духе слияния универсализма и индивидуализма, для рассмотрения тем общественной и духовной жизни [11, с. 53].

Но можно отнести к граням (к недостаткам) философии России XIX – начала XX в. ее систематическую недоработанность, несистематичность, кое-какую недооценку рационалистических тенденций.

Специфика философии России – в ее теснейшей связи с русской культурой, и более всего — с литературой. Ориентиры на гуманитарное познание, на искусство и литературу, на проблематику человека предстают в русской философии начала 20 века безусловной доминантной. Отсюда берет начало ее оригинальный персоноцентризм, антропоцентризм, предстающий чаще всего в виде «христоцентризма», т.е. в виде философии религиозного человека [30, с. 14].

И наконец, невозможно не отметить религиозность философии России. Ведь сама теология и религия были первой формой философии, они переполнены философскими мыслями. Кроме того, русские философы особенно доверяли религиозному мистическому опыту, определяющему связь человека с Богом. Как подчеркивал Н.О. Лосский, религиозный опыт дает самые важные факты для центральной задачи философии – выработки теории о мире как едином целом. Группа русских мыслителей – П.А. Флоренский, С.Г. Булгаков, Вл. Соловьев и многие другие – всю свою жизнь посвятили выработке всеобъемлющего православного мировоззрения [18, с. 18].

Итак, русская философия возникает не в 6 в. и даже не в 18 в., а в полную силу лишь в 19 столетии, во второй его части. «Но это было подлинно великий почин, ибо он был связан с именами В.Л. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Философское самосознание русского народа в их творчестве «на весь мир» заявило о себе – уже не как имитация Запада (немцам, французам, византийцам), а как безупречно самостоятельный глас, вносящий свою собственную тональность и свою тему в многоликий симбиоз культур, в сложнейшую духовную полифонию цивилизации людей» [6, с. 10].

В конце необходимо отметить, что невозможно говорить о совершенной противоположности и несопоставимости философии западноевропейской и русской. Отношение между ними можно сравнить с коммуникациями между своеобразными, но внутренне близкими людьми. Русская и западноевропейская культуры происходят от смешения христианства с духом античности и “ лишь являются разными ветвями общего ствола” [8, с. 41]. Такое духовное сродство всегда отмечали наши величайшие мыслители-философы.

Выводы по Главе 1:

Философия (от греч. «любовь к мудрости») очень точно определена в древнерусском слове «мудролюбие». И, не глядя на то, что философская мысль России представлена самыми разными школами, ориентациями и направлениями, при решении философских задач в ней преобладали яркая выраженная установка на мораль, неизменная обращенность к историческим судьбам России и человека в ней.

В русской философии ХIХ-ХХ столетий различают три этапа. Первый – когда философское творчество было главным образом направлено на то, чтобы постигнуть свои собственные задания, свою самостоятельную стезю (период с начала ХIХ века до его середины). Это работы П.Я. Чаадаева, славянофилов и западников.

С середины до конца ХIХ века длится второй этап. Здесь объявляется целый спектр философских течений: материализм Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, М.А. Бакунина и других; Вл. Соловьев — религиозная философия; младшие славянофилы К.Н. Леонтьев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский; позитивистская школа К.Д. Кавелина, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского и других; неокантианство И.И. Лапшина и А.И. Введенского; персонализм Л.М. Лопатина, А.А. Козлова. Особой строкой нужно отметить космическую философию Н.Ф. Федорова, произведения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Третий этап русской философии — начало ХХ столетия. От Вл. Соловьева исходят религиозно-философской идеи, включающее такие лица, как С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, а также философские идеи поэтов-символистов Вяч. Иванова, В. Мережковского, А. Белого. Особняком идут противоречивые и сложные фигуры Л. Шестова и В.В. Розанова. Из новейших религиозных русских философов можно отметить Г.В. Флоровского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина. В ХХ веке идеи Н.Ф. Федорова развивают естествоиспытатели А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский и гуманитарии – художники, поэты, писатели – Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский, В. Чекрыгин, А. Платонов.

Содержательные идентичности русской философии таковы:

— русская философия основывает свою теорию познания на базисе живого (жизненного) опыта личности и непосредственной данности сознанию бытия;

− фундаментальной чертой русского мировоззрения есть “соборность”, или приверженность духовному коллективизму;

— истина в русской философии понимается не как бесстрастное теоретическое постижение мира, но как “правда-истина ”, которая обязана быть основой справедливой, подлинной жизни как личности, так всего человечества.

Русская философия XIX века

ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ РУСИ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ЕВДОКИМОВА ЕВГЕНИЯ.

HTTP://CLARINO2.NAROD.RU E-MAIL: STUDIO18@MAIL.RU

Важнейшие течения в русской философии 19 века (период классики)

19 век – «Золотой век» русской философии. Это классический период в истории русской илософской мысли, эпоха универсализма, т.е. многообразия. Философская мысль в этот период развивалась внутри художественной литературы. Начало классическиго периода философии было связано с творчеством Чаадаева, а в художественной литературе с Пушкиным. В это время обозначилась проблема выбора Россией социального идеала, путей и форм ее дальнейшего развития, взаимоотношений смировым сообществом. Чаадаев, вначале, высоко оценил западную цивилизацию и ее достижения. С сожалением писал об отставании России. Позже он стал критически относиться к Западу, выделяя таки пороки, как эгоизм, жизнь по расчету. Отмечая достоинства русского народа (щедрость души, совестливость), размышлял об особой роли России в мире. Эта роль в том, что Россия должна дать мирру важный урок, разрешить наиболее сложные проблемы. Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской философии 19 века и возникновению западничества и славянофильства.

Славянофилы ( Кереевский, Хомяков, Аксаков) – выразители идеи самобытности России. Критиковали западную цивилизацию как безбожную, низменную и бездушную. Ориентировались на православие: религиозная вера является двигателем исторического процесса. Форма государственного устройства – монархия. Социальная основа – патриархальная семья. Идеализировалась допетровская Русь. Славянофилы подчеркивали идею соборности (собирание всех сил ради общего дела). Вцелом, мировоззрение славянофилов было основано на 3х принципах: православие, самодержавие, народность. Это – философия религиозно-окрашенного коллективизма.

Западники – выразители идеи единого, общемирового прогрессивного развития. Выступали за европеизацию России (ликвидация феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути). Их идеалами были передовые идеи в творчестве Гегеля, Фейербаха. Придерживалис атеистических взглядов. Давали высокую оценку человеческому разуму и науке. Основной ценностью общества должен быть индивид. Европейский человек трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Западничество – не только мировоззрение, но и установка на определденный образ жизни.

Само по себе оно было неоднородным: революционное (Герцен, Белинский), просветительское.

Герцен : прошлое русского народа темно, настоящее ужасно, поэтому остается лишь надежда на будущее. Он разработал концепцию крестьянского социализма – основой справедливого общества должна стать крестьянская община с ее трудовой моралью и духом коллективизма, ее нужно обеспечить достижениями цивилизации.

Кроме славянофильства и западничества в русской философии 19 века были и другие течения.

Философский материализм Чернышевского: человека надо расматривать как природное существо. Цель всех устремлений человека – получение наслаждения. С помошью разума, человек может приводить свои поступки в соответствие с интересами общества. Предпосылки классовой борьбы в обществе, Чернышевский видел в различии потребностей и интересов людей. Он был сторонником крестьянской революции. Считал, что в истории действует закон нарастания прогресса.

Заметным явлением общественной мысли 60-90х годово 19 века было народничество , в котором основной была идея крестьянской революции. Оно делилось на 3 ветви: анархистская, пропагандистская, заговорщическая. Анархизм (Бакунин): необходимо заменить государства-угнетателя самоуправлением общества. Сделать это с помошью бунта. Пропагандистская (Лавров): необходимо готовить общество к революции с помошью пропаганды. Этим должна заниматься интеллигенция. Заговорщическая (Ткачев): революция немедленно с помошью террора, убить царя и его приблеженных и государство рухнет.

В середине 80х годов 19 века народничество распалось. Из него выделились первые русские марксисты (Плеханов, Ленин).

Универсализм русской философии 19 века проявился в наличие в ней целого веера течений: философия права, философия истории, естественно-научный материализм, космическая философия, религиозная философия.

В рамках философии права развивалась идея либерализма. Основная идея – незыблемость прав и свобод человека. Важнейший представитель – Чичерин. Государство должно существовать для того, чтобы выражать общие интересы, издавать законы, слежить за их соблюдением. Каждый человек свободен, но эта свобода должны иметь границы в виде интересов другого человека.

В философии истории ( Данилевский) разработана теория обособленных кльтурно-исторических типов (цивилизаций), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом. Наиболее перспективный славянский тип цивилизации.

Естественно-научный идеализм ( Менделеев, Сеченов) продолжал традиции Ломоносова, Герцена, Чернышевского. Исследовалась тема материи и ее свойств, природа человека. Подчеркивали особую роль науки и образрования в общественной жизни.

Космическая философия ( Циолковский) пропагандировала мысль о возможности обитания в космосе иных разумных существ, и их равенстве.

Религиозная философия ( Достоевский, Лев Толстой, Тютчев) – борьба добра и зла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: