Русская литература XVIII века (сентиментализм и классицизм) - ABCD42.RU

Русская литература XVIII века (сентиментализм и классицизм)

Классицизм и сентиментализм в русской литературе XVIII века

Эту тему можно изучать последовательно: классицизм, затем сентиментализм, или в сопоставлении двух методов, чтобы увидеть их сходство и различие. (Поясним: художественный метод — определенная идейно-эстетическая система, в основе которой свой спо­соб отражения жизни и создания характера человека).

Вспомните социально-исторические условия возникновения классицизма и сентиментализма. Изучите приведенные ниже таблицы и соотнесите отдельные ее пункты с творчеством писателей 18 века.

Классицизм 30-50-е годы. Сентиментализм 80-90-е годы.
1. А. Д. Кантемир (1709-1744) [сатиры (1729-17391; Н.М.Карамзин(1766-1826). (Является главой русского сентиментализма);
2. В.К. Тредиаковский (1703-1769) М.Н. Муравьев (1757-1807);
3. М.В. Ломоносов (1711-1765) И.И. Дмитриев (1760-1837);
4. А.П. Сумароков (1717-1777) В.Л. Пушкин (1770-1830);
5. Г.Р. Державин (1743-1816) В.А. Жуковский (1783-1852)
6, Д.И. Фонвизин (1745-1792) А.Н. Радищев (1749-1802).
Классицизм Сентиментализм
Идейные основы
I. Политическая основа: I. В литературе: I. Политическая основа: I. В литературе:
Идея просвещенного абсолютизма; власть монарха вечна, незыблема, объединяющее начало общества, залог социального равновесия. Обсуждение проблем власти, создание образа росвещенного монарха (образ Петра!). Разрушение абсолютизма; рождается лозунг: обратись к душе человека; «Найди опору в своей душе». Нет этой проблемы, она не обсуждается, создается образ простого человека. В образе монарха интересует человеческое начало.
П. Социальная основа: П. Социальная основа:
1. Природное или естественное равенство людей. 1. Обличение крайностей крепостного права (произведения Кантемира и Фонвизина). 1 . Природное или естественное равенство людей. 1. Сентименталисты изображают крестьян как полноценных героев своих произведений («Бедная Лиза» — «И крестьянки любить умеют»). Они сглаживали социальные противоречия, идеализированно изображали крестьянскую жизнь. Изображают противоречие между городом и деревней. Город развращает человека; рисуют сельскую идиллию; их идеал: простота, естественность жизни, жизнь, близкая к природе.
2. Идея государственности; появляется лозунг: «Пусть гибнет личность, но процветает государство»; человек — единица государства, выполняющий свой долг. 1. Создание образа героя; служащего отечеству (оды Ломоносова, 2. Лозунг: «Пусть гибнет то государство, которое губит личность, пусть 2. Герой — человек простой, маленький, неофициальный, далекий от государственной деятельности. В центре
Державина); герой из высших тократических кругов: процветает личность». внимания частная жизнь частного человека (Карамзин «Бедная Лиза»).
полководец, дворянин,
вельможа, царь.
3. Светскость: отказывается от опоры на церковь, религию. 3. Литература чисто светского характера. 3. Светскость. 3. Появляется литература «для переживаний и чувств» человека
Философские основы.
I. Метафизика. [. Идеи немецкой идеалистической
философии
Явления природы, общественной жизни, искусства понимаются вне их связи друг с другом, вне их развития и движения. Четкое деление явлений на возвышенные и низменные, трагические и смешные, высокие Связь материи и движения. Изображаются переходные состояния, оттенки чувств, подчеркивается сосуществование
и низкие. Нельзя противоречивых чувств в
соединять их в характере человека.
одном произведении.
Образ строится на
изображении одной
черты характера
человека, характер
статичен, не
развивается.
II. Рационализм. II. Сенсуализм.

(Рене Декарт) разум в человеке первичен, Четкое деление на Чувственные Психологический анализ
чувство нас обманывают, мир можно назвать положительных и впечатления первичны. личности. Герой — это
только с помощью разума. отрицательных героев, человек с чувствительным,
положительные нежным сердцем, склонный
руководствуются к меланхолии, преданно
разумом, отрицательные любящий близких,
— в плену своих чувств. друзей. Образ конкретно-
Образ абстрактный, чувственный.
обобщенный,
образ-понятие,
идея. Действует
правило жизненного
правдоподобия. Образ
автора предельно
обобщен (нет — Я,
оно растворяется во
множественном — МЫ).
Закон трех единств
— места, времени,
действия — объясняется
здравым смыслом.
(Сутки 24 часа, в одном
месте, один конфликт).
Эстетическая основа.
Античность — античное искусство вечный Античные образы Сентиментализм Тематика произведений
идеал, образец, пример для подражания. мотивы — для возве- тоже обращается к — реальная жизнь,
личивания героев. древней поэзии. В повседневный быт, природа,
Нормативность, соблю- античной поэзии они но все это как отблеск
дение закона жанровой обращают внимание психологического состояния
иерархии (на основе на авновешенность, человека. В конечном счете,
принципа механическо- гармонию чувств. это авторское сознание.
го соответствия формы Библейская поэзия, Жанровая система:
и содержания). Содер- в основе которой Ведущий жанр — переписка
жание определяет жанр, чувственное толкование героев (роман «Письма»
жанр — стиль, стиль мира. русского путешественника
— выбор средств. Н.М. Карамзина); дневник
Высокие жанры: путешествий («Путешествие
поэма, трагедия, ода из Петербурга в Москву»
— общегосударственные Радищева); исповеди,
проблемы, высокий мемуары, интимная лирика.
штиль. В русском сентиментализме
Средние жанры: ведущим жанром стала
эклоги, идиллии, драмы повесть (Н.М. Карамзина):
— общечеловеческие 1) любовно-психологическая
проблемы, средний повесть («Бедная Лиза»,
штиль. ^ «Юлия»);
Низкие жанры: коме- 2) сельская повесть-пастораль
дия, бытовая сатира, «Фрол Силин»;
басня — бытовая темати- 3) историческая повесть
ка, низкий штиль. «Марфа Посадница»,
«Наталья, боярская дочь»;
4) предромантическая повесть
«Остров Борнгольм».
Стиль:
Экспрессивный,
выразительный, впервые
появляется пейзаж как
полноправный компонент
сюжета.

Синхроническая таблица по ИРЛ XVIII века

73518 (Русская литература XVIII века (сентиментализм и классицизм))

Описание файла

Документ из архива «Русская литература XVIII века (сентиментализм и классицизм)», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «литература : зарубежная» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «литература : зарубежная» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «73518»

Текст из документа «73518»

Русская литература 18 века

(сентиментализм и классицизм)

Ученицы 9А класса

1. Литература петровского времени 4

2. Эпоха классицизма 5

3. Эпоха сентиментализма 13

Вступление

Первого января 1700 года по указу Петра Первого неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и столетнего века».

Отныне россияне должны были жить по новому календарю. Дворянам велено было носить немецкое платье и стричь бороды. Быт, образование и даже церковное управление приобретают светский характер. При активной поддержке Петра создается и новая светская литература.

«Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке», — писал А.С. Пушкин.

Хотя к началу этого столетия русская литература прошла многовековой путь развития, создатели новой культуры — сторонники нововведений Петра — видели в прошлом не опору, а нечто устаревшее, что следует переделать. Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического небытия. Противники Петра, напротив, видели в преобразованиях гибель старинных устоев Московского государства. Но внезапность, масштабность перемен, их последствия ощутили все.

1. Литература петровского времени

Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов — все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия.

Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу общества и государства, подражая неустанному «работнику на троне». Всякое явление оценивалось прежде всего с точки зрения его полезности. Словесность же могла быть полезна в том случае, если она прославляла успехи России и разъясняла государеву волю. Поэтому главные качества литературы этой эпохи — злободневность, жизнеутверждающий пафос и установка на общедоступность. Так в 1706 году появились, так называемые » школьные драмы», пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений.

Школьная драма могла наполняться политическим содержанием. В пьесе, написанной в 1710 году по случаю победы под Полтавой, библейский царь Давид прямо уподоблен Петру Первому: как Давид победил великана Голиафа, так и Петр победил шведского короля Карла XII.

Многочисленное духовное сословие к реформам было настроено враждебно. Петр не раз безуспешно пытался привлечь на свою сторону деятелей Церкви. Он искал верных людей, которые обладали бы даром слова и убеждения и послушно проводили его линию среди духовенства.

Таким человеком стал Феофан Прокопович, церковный деятель и писатель. Проповеди Феофана — всегда политические выступления, талантливое изложение официальной точки зрения. Их печатали в государственных типографиях и рассылали по церквам. Большие публицистические сочинения Феофана — «Духовный регламент» (1721г) и «Правда воли монаршей»(1722г) — написаны по поручению Петра. Они посвящены обоснованию неограниченной власти монарха над жизнью подданных.

Разнообразно поэтическое творчество Прокоповича. Он сочиняет духовные вирши, элегии, эпиграммы. Его «Песнь победная на пресловутую победу Полтавскую»(1709) положила начало многочисленным одам восемнадцатого века на победы русского оружия.

Феофан был не только практиком, но и теоретиком литературы. Он составил курсы » Поэтики» и » Риторики» (1706-1707г) на латинском языке. В этих трудах он отстаивал литературу, как искусство, подчиняющееся строгим правилам, приносящее» услаждение и пользу». В стихах он требовал ясности и осуждал «темноту» ученой поэзии XVII века. В «Риторике» он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: «высокий»,»средний» и «низкий», закрепляя каждый из них за конкретными жанрами. Трактаты Прокоповича не были своевременно изданы, но стали известны теоретикам русского классицизма, — Ломоносов изучал их в рукописи.

2. Эпоха классицизма

Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком — в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница — классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.

В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

Для русского классицизма характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

После смерти Петра Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерна сатира.

Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим в этом жанре был князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744г. г) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и называл свой ум » недозрелым плодом недолгой науки», на самом деле был человеком образованнейшим по самым высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н. Татищев. Последние двенадцать лет жизни Кантемир был посланником в Лондоне и Париже.

С ранней молодости Антиох желал видеть окружавшее его дворянское общество образованным, свободным от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.

Кантемир более известен как автор девяти сатир. В них обличаются разные пороки, но главные враги поэта — святоша и бездельник — щеголь. Они выведены в строках первой сатиры «На хулящих учение». Во второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

Мысль о природном равенстве людей — одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать дворянство, чтоб не дать дворянину опуститься до состояния непросвещенного мужика:

Читайте также  Особенности культуры народов Поволжья

«Мало пользует тебя звать хоть сыном царским,

Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским. «

Одну из своих сатир Кантемир специально посвятил воспитанию:

«Главно воспитания в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело

В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен. «

Кантемир писал и в других жанрах. Среди его произведений есть » высокие» (оды, поэма), «средние» (сатиры, стихотворные письма и песни) и » низкие» (басни). Он старался найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем «высокий» слог отличается от «низкого», было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр. Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно.

Не все в поэзии Кантемира позволяет считать его поэтом классицизма. Но именно он поставил перед русской литературой задачу воспитания словом.

Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения — является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В его торжественных одах возобладало «утверждающее» начало. Поэт прославляет успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

«С Ломоносова начинается наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим». Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г. Белинский.

Родился М.В. Ломоносов близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н. Некрасов рассказал нам, » как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик».

В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, — в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных. В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано.

«Архангельский мужик», первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся просветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых восемнадцатого века, замечательный поэт Ломоносов стал реформатором русского стихосложения.

В 1757 году ученый пишет предисловие к собранию сочинений » О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию » трех штилей». В нем Ломоносов выдвигал в качестве основы литературного языка общенациональный язык. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму — знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему — слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы.

В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. Так сложились «три штиля» русской поэзии: «высокий»-церковнославянские слова и русские,

«посредственный» (средний) — русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

Каждому стилю соответствуют свои жанры: » высокие» — героические поэмы, оды, трагедии, «средние» — драмы, сатиры, дружеские письма, элегии, «низшие» — комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению высоких жанров.

Сам Ломоносов писал преимущественно в «высоких» жанрах.

Так, «Ода на день восшествия не престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана «высоким штилем» и прославляет дочь Петра Первого. Отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», » доброму и прекрасному лику», стремлению » расширять науки», поэт заводит речь об её отце, которого называет «человеком, каков не слыхан был от века». Петр — идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с её необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема родины и служения ей — ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэта.

Русская литература во второй половине 18 столетия

В конце XVII и начале XVIII в. в западноевропейской литературе и искусстве господствовал классицизм — правление, выражавшееся в подражании искусству и поэзии древней Греции и Рима. Особенно сильное развитие классицизм получил во Франции. В русской литературе середины XVIII в. классицизм также становится господствующим направлением, причём в России классицизм принимает своеобразные формы.

В творчестве крупных представителей русского классицизма — Ломоносова, Сумарокова и Тредьяковского — народные и реалистические мотивы находят своё заметное выражение. В это время на русский язык стали усиленно переводиться произведения греческих и римских авторов. Изучение классической и западноевропейской литературы содействовало расширению умственных интересов, выдвигало перед русскими писателями новые темы.

Представителем классицизма в русской литературе середины XVIII в. был Александр Петрович Сумароков (1718—1777).

А.П.Лосенко. Портрет А.П.Сумарокова. 1760 г.

Сумароков был сторонником усиления политического значения среднего дворянства, в котором он видел основу всего государственного порядка России. Он враждебно относился к высшей придворной знати и в своих произведениях высмеивал невежество и дворянскую спесь.

Из произведений Сумарокова особенное значение имели исторические трагедии, любовные песни, комедии и сатиры. Даже в трагедиях, написанных на русские исторические темы, действующие лица говорили и действовали, как греческие или римские герои. И при этих недостатках трагедии Сумарокова сыграли положительную роль, так как послужили материалом для русского театра. Ещё большее значение имели комедии и сатиры Сумарокова. Они подготовили путь для развития последующей сатирической литературы. В поэзии Сумарокова ярко обнаруживается струя русского фольклора. Сумароков высоко ставил общественное значение литературы.

Денис Иванович Фонвизин (1745—1792)


В последней четверти XVIII в. на смену классической трагедии в России появляется национально-русская комедия с ярко выраженной социальной темой. Комедия, чтобы быть понятной и увлекательной, должна была пользоваться русским бытовым материалом. Это приближение к русской действительности, к реализму мы находим в произведениях Дениса Ивановича Фонвизина (1745—1792), высмеивавшего пороки дворянского общества, его низкопоклонство перед Западом. В типах, выведенных в замечательных комедиях Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», в сварливой и жадной бригадирше, в глупой и злой Простаковой, в грубом Скотинине, в ленивом и невежественном Митрофанушке читатели узнавали современных им людей.

Гавриил Романович Державин (1743-1816)

Большая заслуга в упрощении стихотворной речи принадлежит выдающемуся русскому поэту конца XVIII в. Гавриилу Романовичу Державину (1743—1816). Державин вводил в свои стихи народный русский язык и показал его большую музыкальность и силу. Державин был поэтом дворянской империи, её могущества и её военных успехов. Но в то же время он старался обличить пороки сильных «властителей», которые своим злодейством потрясают землю, а неправдою колеблют небеса. Державин, борясь с пороками «властителей», думал этим укрепить крепостническое государство.

Сентименталисты в русской литературе

В конце XVIII в. в России возникает новое литературное направление — сентиментализм, в особенностях которого сказались противоречия русской действительности XVIII в. Писатели этого направления обращали главное внимание на воспроизведение человеческих чувств («сентиментализм» происходит от французского слова sentiment — чувство).

Крупнейшим представителем русского сентиментализма был Николай Михайлович Карамзин (1765—1826). Огромный успех у читающей публики имели «Письма русского путешественника», в которых Карамзин описывает своё пребывание за границей. Особую известность получило произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», тема которого — несчастная любовь крестьянской девушки к дворянину. Впоследствии Н. М. Карамзин отошёл от художественной литературы, полностью посвятив себя занятиям по русской истории.


Часть русских писателей пользовалась сентиментализмом как средством для изображения противоречивших действительности картин мирной и счастливой деревенской жизни, полного согласия между крестьянами и помещиками. Так, Василий Майков через два года после подавления восстания Пугачёва написал комическую оперу «Деревенский праздник или увенчанная добродетель». В ней был выведен хор крестьян, который должен был петь: «Дав оброк с нас положенный, в жизни мы живём блаженной за господской головой».

—> Детская Энциклопедия —>

ЛИТЕРАТУРА XVIII в. Классицизм и сентиментализм

Литература XVIII в. занимает очень важ­ное место в многовековом процессе литератур­ного развития русского народа. Вырастая на почве, подготовленной древней русской пись­менностью и народным творчеством, литерату­ра XVIII в. сбрасывает с себя путы средневе­ковья, впитывает передовые просветительные идеи, начинает вступать в семью наиболее раз­витых западноевропейских литератур.

В первые десятилетия XVIII в. новая рус­ская литература находится еще в младенческом состоянии. Большинство произведений этого времени дошло до нас без имени авторов. Гра­мотных людей было мало, поэтому литературные произведения, как правило, распространялись рукописным путем.

Не созданы были еще художественные фор­мы, необходимые для передачи нового содержа­ния, которое несла с собой развивающаяся жизнь русского общества. Неуклюж и тяжело­весен, заполнен церковнославянскими словами и оборотами язык; не развит стих. Но и сквозь эти устарелые формы, еще мало отличающиеся от привычных видов русской письменности предшествующего века, дают себя знать но­вые начала, внесенные в русскую жизнь пре­образованиями Петра I, которые нанесли серьез­ный удар по старым, средневековым порядкам, способствовали развитию просвещения, науки. Благочестивые повести превращаются в «гистории» о славных подвигах русских «матросов» и «кавалеров» — представителей, как тогда го­ворилось, «Российской Европии»; в нескладных виршах (от латинского слова, означающего «стих») славятся уже не бог и святые, а воспе­ваются человеческие чувства, радости и печали.

Большой шаг вперед новая русская лите­ратура делает в 30—50-е годы XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей — представителей новой русской литературы: А. Д. Кантемира (1708— 1744), В. К. Тредиаковского (1703—1769), А. П. Сумарокова (1717—1777) и в особенности гениального деятеля русской науки и культу­ры Ломоносова (см. ст. «М. В. Ломоносов»). Эти четыре писателя принадлежали к различ­ным слоям общества (Кантемир и Сумароков — к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов — сыном крестьянина). Но все они боролись со сторонниками допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры. В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII столетие) все они были сторонниками так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивное историческое развитие может осуществить но­ситель верховной власти — царь. И в пример этому ставили деятельность Петра I. Ломо­носов в своих хвалебных стихотворениях — одах (от греческого слова, означающего «песнь»), адресованных царям и царицам, давал им, ри­суя идеальный облик просвещенного монарха, своего рода урок, призывал их идти путями Петра. Кантемир в обличительных стихотворе­ниях — сатирах — резко высмеивал привер­женцев старины, врагов просвещения, науки. Он бичевал невежественное и корыстное духо­венство, боярских сынков, гордящихся древ­ностью своего рода и не имеющих никаких за­слуг перед отечеством, надменных вельмож, алчных купцов, взяточников-чиновников. Су­мароков в трагедиях нападал на деспотов-царей, противопоставляя им идеальных носи­телей царской власти. «Злых царей» гневно обличил в поэме «Тилемахида» Тредиаковский. Прогрессивные идеи, которыми в большей или меньшей степени проникнута деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, существенно повышают обществен­ный вес и значение создаваемой ими новой русской литературы. Литература отныне вы­ходит на передовые позиции общественного развития, становится в лучших своих проявле­ниях воспитательницей общества. Именно с этого времени произведения художественной лите­ратуры систематически появляются в печати, привлекая к себе сочувственное внимание все более широких читательских кругов.

Читайте также  Хромосомные заболевания человека и факторы их развития и наследования

Для нового содержания создаются новые формы. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соот­ветствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное на­правление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в., — русский классицизм.

Родоначальники и последователи класси­цизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были, по их понятиям, безусловно преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, за­конам которого должно полностью подчиняться и художественное творчество. Совершеннейшими, классическими (отсюда получило на­звание и все направление) образцами прекрас­ного считали они замечательные создания античного, т. е. древнегреческого и древнерим­ского, искусства, которое выросло на почве религиозных представлений того времени, но в мифологических образах богов и героев по существу прославляло красоту, силу и доб­лесть человека. Все это составляло сильные стороны классицизма, но в них же заключа­лась и его слабость, ограниченность.

Возвеличивание ума шло за счет приниже­ния чувства, непосредственного восприятия окружающей действительности. Это зачастую сообщало литературе классицизма рассудочный характер. Создавая художественное произведе­ние, писатель старался всячески приблизиться к античным образцам и строго следовать специально разработанным для этого тео­ретиками классицизма правилам (см. ст. «Клас­сицизм во Франции»). Это стесняло свободу творчества. А обязательное подражание созда­ниям древнего искусства, как бы совершенны они ни были, неизбежно отрывало литературу от жизни, писателя — от его современности и тем самым придавало его творчеству услов­ный, искусственный характер. Самое же глав­ное, что общественно-политический строй эпо­хи классицизма, основанный на угнетении на­рода, никак не соответствовал разумным поня­тиям о естественных, нормальных отношениях между людьми. Особенно резко такое несоот­ветствие давало себя знать в самодержавно-крепостнической России XVIII в., где вместо просвещенного абсолютизма господствовал са­мый безудержный деспотизм. Поэтому именно в русском классицизме, который не случайно был начат сатирами Кантемира, стали усиленно развиваться обличительные, критические темы и мотивы.

С особенной силой сказалось это в послед­нюю треть XVIII в. — время дальнейшего усиления крепостнического гнета и тираниче­ской диктатуры дворян-крепостников во главе с императрицей Екатериной II.

Критическое отношение к бесправию, про­изволу и насилиям отвечало настроениям и интересам широких слоев русского общества. Общественная роль литературы все более повышается. Последняя треть века — наиболее цветущий период в развитии русской литературы XVIII столетия. Если в 30—50-е годы писате­лей можно было пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писатель­ских имен. Писатели-дворяне занимают преоб­ладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян. Возросшее значение литературы по­чувствовала сама императрица Екатерина II. Она начала весьма активно заниматься писа­тельской деятельностью, стараясь такими пу­тями расположить к себе общественное мнение, сама управлять дальнейшим развитием лите­ратуры. Однако она потерпела неудачу. На ее сторону стали немногие и по большей части малозначительные авторы. Почти все крупные писатели, деятели русского просвещения,— Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, молодой И. А. Крылов, А. Н. Радищев (см. статьи об этих писателях), автор комедии «Ябеда» В. В. Кап­нист и многие другие — вступили в смелую и энергичную борьбу с реакционным литературным лагерем Екатерины и ее прислужников. Борь­ба эта велась в очень тяжелых условиях. Про­изведения неугодных царице писателей запре­щались цензурой, а порой и публично сжигались «рукою палача»; их авторов жестоко пре­следовали, заключали в тюрьмы, приговари­вали к смертной казни, ссылали в Сибирь. Но, несмотря на это, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все больше проникали в сознание общества.

Благодаря деятельности главным образом прогрессивных писателей замечательно обога­щается сама литература. Создаются новые ли­тературные роды и виды. В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы. Стре­мительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сати­рических жанров (видов): усиленно пишутся сатиры не только в стихах, но и в прозе, сати­рические басни, так называемые ироикомические, пародийные поэмы, сатирические коме­дии, комические оперы и т. д. В творчестве крупнейшего поэта XVIII в. Державина (см. ст. «Г. Р. Державин») сатирическое начало про­никает даже в хвалебную, торжественную оду.

Сатирики XVIII в. еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более широко отражаются картины и обра­зы реальной жизни. Они носят уже не условно-отвлеченный характер, как в так называемых высоких жанрах классицизма (одах, траге­диях), а непосредственно взяты из современной им русской действительности. Произведения кри­тических писателей — Новикова, Фонвизина, Радищева — были прямыми предшественниками творчества основоположников русского крити­ческого реализма XIX в.— Пушкина, Гоголя,

Сатира XVIII в. еще ограничена в полити­ческом отношении. Резко обличая злонрав­ных помещиков, зверски обращающихся со своими крестьянами, сатирики не выступали против дикости и нелепости права одних лю­дей владеть другими людьми, как своим рабо­чим скотом. Бичуя произвол, насилие, взяточ­ничество, неправосудие, царившие в стране, сатирики не связывали их с порождавшим все это самодержавно-крепостническим строем. По словам замечательного русского критика Добролюбова (см. ст. «Н. А. Добролюбов»), они осуждали «злоупотребления того, что в наших понятиях есть уже само по себе зло». Впервые негодующе обрушился не только на отдельные злоупотребления, а на все зло самодержавия и крепостничества в целом первый русский ре­волюционный писатель Радищев.

На смену классицизму пришло новое лите­ратурное направление — сентимента­лизм (от французского слова sentiment — чувство). В противовес классицизму писатели этого направления на первый план выдвигали именно чувство. Сентименталисты отстаива­ли права человека на независимую от гнета государственной абсолютистской машины лич­ную жизнь. Равным образом отстаивали они свободу писателя от принудительных пра­вил классицизма. Взамен аристократических героев классических од, поэм и трагедий с осо­бой теплотой и сочувствием рисовали они в сво­их романах, повестях, часто имевших форму дневника, переписки, путевых записок, карти­ны обычной жизни обыкновенных простых лю­дей. Наиболее характерным представителем и главой русского сентиментализма стал Карам­зин (см. ст. «Н. М. Карамзин»). Творчество его развернулось в 90-е годы, завершая собой, как и творчество Радищева, историю русской лите­ратуры XVIII в.

Всего за семьдесят лет, начиная от первых произведений Кантемира и Тредиаковского, новая русская литература стремительно про­шла весьма длинный и сложный путь, значи­тельно сократив расстояние, отделявшее ее от наиболее передовых западноевропейских литератур.

Внося прогрессивные, просветитель­ные идеи в сознание читателей, зажигая их высокими гражданско-патриотическими чув­ствами, литература все более сближалась с жизнью общества, народа. В то же время она стала как бы коллективной творческой лабора­торией, в которой складывались необходимые формы литературного языка, совершенство­вался стих, вырабатывались средства и приемы отечественного искусства слова. Тем самым создавались условия для появления великого русского национального писателя— А. С. Пуш­кина (см. ст. «А. С. Пушкин»). Но литература XVIII в. имеет не только историческое значе­ние. Некоторые лучшие ее произведения со­храняют и до сих пор силу большой художест­венной выразительности.

И сейчас нельзя без живого волнения читать лучшие стихотворения Ломоносова, в особен­ности образцы его научной поэзии, многие вдох­новенные создания Державина. Нельзя не сме­яться над сценами старого помещичьего быта и злонравными персонажами, показанными Фонвизиным в его «Недоросле». Нельзя без горечи и гнева читать «Путешествие из Петер­бурга в Москву» Радищева, в котором ярко изображены картины зверского угнетения на­рода, придавленного бесчеловечным самодер­жавием и крепостничеством.

Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Уроки 2–3
КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
И РОМАНТИЗМ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА

Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый ) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» [16].

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный ) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Читайте также  Жизнь человека в разных климатических условиях

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное ) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии. это мир. населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» [16]. Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis – вещественный ) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. А. Крылов и другие писатели. В сатирических журналах Н. И. Новикова, в комедиях Д. И. Фонвизина, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке – это критический реализм , по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами были Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы :

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

—>Decadence —>

Образовательный сайт

  • Регистрация
  • Вход
  • Facebook
  • Twitter
  • YouTube

Литература 18 века стала твердой опорой для дальнейших достижений поэзии и искусства. Произведения русской литературы подготовили фундамент для классики 19 века.

· Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?

Реформы Петра I привели к укреплению российского самодержавия, сближению России со странами Европы. В ходе преобразований использовались достижения науки и техники, а также культуры и промышленности.

Новый этап развития получила и русская литература. Особых успехов добились деятели культуры и образования.

Петр I и Екатерина II понимали, что печать и просвещение – основные двигатели развития государства. Поэтому они поддерживали эти направления.

Литература 18 века: новые тенденции

· Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке?

В эпоху преобразований были открыты школы и училища, а также Московский университет, Академия наук и Академия художеств. Появился постоянный русский театр. Люди получили возможность высказывать свое мнение.

Литература 18 века обогатилась новыми жанрами.

Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов?

На первый план в литературе выдвинулась гражданская позиция. Новые жанры, появившиеся в 18 веке:

  • сатира;
  • бытовая комедия нравов;
  • ода;
  • классицизм – его формировал Феофан Прокопович, высший иерарх православной церкви.

С 1760 г появляются и другие жанры:

  • слезная драма;
  • повесть;
  • прозаический роман;
  • комическая опера.

Литература 18 века — журналы

Назовите несколько журналов, издававшихся в XVIII веке .

В конце 18 века сатира как жанр развивалась достаточно быстро. Возникали социальные противоречия. Для смягчения ситуации Екатерина II учредила сатирический журнал «Всякая всячина», который был призван повысить значение правительственной сатиры. В то время также издавались такие сатирические журналы:

  • «И то, и сио»;
  • «Поденщина»;
  • «Адская почта»;
  • «Смесь».

Конкурентами екатерининского журнала «Всякая всячина» были «Живописец» и «Трутень» Новикова Н.И.

· Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столетия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.

Я запомнил Карамзина по повести «Бедная Лиза». Он был основоположником сентиментализма в России. Его деятельность распространялась на поэзию и прозу, публицистику и журналистику. У Карамзина много стихотворений, которые принесли ему широкую популярность.

Он хотел сгладить различия между устным, письменным и литературным языком. Карамзин хотел, чтобы мысли русского человека выражались посредством языка так же красиво и понятно, как во французском.

Литература 18 века славится попытками найти новое направление развития слова.

· Кто автор приведенных текстов?

Случились вместе два астронома …

Не умел я притворяться …

Литература 18 века: классицизм

· Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

Классицизм – это не только эстетического направление, но и художественный стиль. Он проявлялся как в искусстве, так и в литературе. Последователи этого направления считали эталоном этетическое направление и художественный стиль античного искусства.

Зародился Классицизм в 17-начале 18 века в Италии. Позднее, в 17 веке она формировалась во Франции. Этичная поэтика Аристотеля и Горация считается для классицистов образцовой.

В этом направлении жанры подвержены строгой иерархии:

  • высокие – трагедия, ода, эпопея;
  • низкие – сатира, басня, комедия.

Особой популярностью во Франции пользовались именно басня и сатира. Пьесы Мольера причисляли к жанру «высокой комедии».

Среди российских деятелей литературы классицизм стал популярен во 2-ой половине 18 века. При этом в классицизме преобладала национально-историческая тематика. Особенно популярными стали такие жанры как ода и военно-патриотическая поэзия.

· Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение .

Ода «Вельможа» Державина выражала его гражданский долг перед отечеством. Он видел, как страдает простой народ от беззаконных и неразумных действий чиновников и князей. Когда с поэта сняли обязанности помощника императрицы Екатерины II , он потерял надежду исправить положение с самого верха, через правительницу. Поэтому он решил донести свои мысли до народа через поэзию.

· Исследователь русской литературы XVIII века В. И. Федоров пишет: …

Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

Литература 18 века подготовила площадку для достижений искусства 19 века.

Задачей литературы 18 века стало воспитание нравственного и социального начала ее современников.

Благодаря развитию классицизма и сентиментализма литература 18 века стала энциклопедией характеров людей разных сословий. Классицизм описывал мысли, а сентиментализм – чувства людей.

Литература классицизма определила новый этап в развитии русской литературы. Она сформировала образ патриота и гражданина.

· Подготовьте пересказы статей о русской литературе XVIII века и о классицизме

Полные пересказы статей вы найдете по ссылке:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: