Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека - ABCD42.RU

Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека

Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сознательное в психике человека

Сознание – это высшая форма отражения предметной действительности, способ отношения человека к самому себе и к миру.

Психика человека возникла и сформировалась как способность живых организмов взаимодействовать с окружающим миром. Она дана человеку с момента его рождения в готовом виде, и её развитие происходит в процессе общения с другими людьми.

Рисунок 1. Сознательное и бессознательное в психике человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важнейшим свойством психики, высшей её формой является сознание. Благодаря сознанию человек глубже понимает мир, понимает то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения, человек может делать заключения и выводы. Разнообразные и многообразные явления жизни человека сознание конструирует, интегрирует, собирает в целостный способ бытия, делая человека Человеком.

Главной характеристикой человеческого бытия является осознанность.

Сознание имеет свои особенности, в частности, оно:

  • дает возможность различать субъект и объект, обеспечивает формирование целей деятельности, содержит совокупность знаний об окружающем мире;
  • дает возможность предварительного мысленного построения действий;
  • оказывает помощь в предвидении результатов действий;
  • регулирует поведение человека и его деятельность;
  • эмоционально оценивает межличностные отношения.

Сознание выполняет определенные функции – отражательную, креативную, преобразующую, оценочную, рефлексивную, регуляторную, коммуникативную.

В основе структуры сознания лежит интеллект, который представляет собой психические способности, знания и умения, необходимые при решении умственных задач. К психическим способностям интеллекта относится мышление, свойства памяти, свойства внимания, свойства восприятия, а основным элементом сознания являются знания. Эрудиция, компетенции, навыки умственной работы, безусловно, влияют на интеллект, но уровень его зависит ещё и от результата усвоении культуры, освоения духовных общечеловеческих ценностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Целенаправленность действий человека определяет мотивация, т.е. совокупность побуждений, а источником его активности выступают потребности, где выбор цели является центральным моментом.

Мотивация может быть сильной-слабой, устойчивой-неустойчивой.

Чувственно-эмоциональная сфера человека, которая включает чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы, выражающие его субъективное отношение к каким-либо явлениям, ситуациям, к себе, к другим людям.

Способность сознательно регулировать поведение является волей. Специфические качества сознания формируются и проявляются с помощью языка.

Бессознательное в психике человека

Происходящие в психике человека процессы осознаются далеко не все, потому что кроме сознания у человека есть ещё сфера бессознательного. Представлено оно в форме индивидуального и коллективного бессознательного. Они противостоят сознанию и в тоже время находятся с ним в неотрывной связи. Главенствует в бессознательной жизни человека его подсознание, которое хранит всю информацию.

Бессознательные психические явления, состояния и действия лежат вне сферы разума человека и со стороны сознания не поддаются контролю.

К бессознательным психическим процессам относятся бессознательные ощущения, мышление, бессознательная (внутренняя) речь, сновидения, грезы, мечты, неосознаваемые зрительные ощущения.

Во всех психических процессах и состояниях человека, так или иначе, присутствует бессознательное начало. К бессознательным ощущениям относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Непроизвольные рефлективные реакции в зрительной и слуховой системах вызываются неосознаваемыми зрительными и слуховыми ощущениями.

Иногда у человека возникает чувство, что он какой-либо объект, предмет или явление уже видел, чувство знакомости, связанное с узнаванием ранее виденного, – так могут проявляться неосознаваемые образы и восприятия.

Есть неосознаваемые мысли, чувства, есть бессознательная память. Она управляет воображением, мышлением, вниманием, она определяет содержание мыслей в данный момент, на которые направлено внимание.

Индивидуальное бессознательное имеет связь с инстинктами, например, инстинктом самосохранения, размножения.

Концепция индивидуального бессознательного была разработана З. Фрейдом, а концепция коллективного бессознательного разрабатывалась его учеником К. Юнгом.

К. Юнг утверждал, что память об истории всего рода человеческого живет в недрах его души и кроме унаследованных родительских свойств, в человеке живут свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное у всех людей идентично и образует всеобщее основание душевной жизни человека – это уже глубинный уровень психики. Бессознательное относится к глубинному уровню психики, но, в психике человека жестких границ между её различными уровнями не существует, потому что психика человека функционирует как единое целое.

Опыт всего человечества запечатлен в коллективном бессознательном в виде архетипов, которые являются универсальными образами мышления, мировосприятия, поведения. Непосредственно они не обнаруживаются и дают о себе знать через сновидения, предчувствия, видения. К. Юнг дал им своеобразные и условные названия – Самость, Персона, Тень, Мать, Ребенок, Бог, Смерть и др.

Основным является архетип Самость, представляющий ядро психики, вокруг которого объединяются все остальные.

Целый ряд направлений современной науки считает, что между сознанием и бессознательным непреодолимых конфликтов и противоречий не существует, поскольку они являются составляющими психики человека.

Некоторые образования относятся и к сознанию, и к бессознательному, причем в равной степени, поэтому ученые считают, что бессознательное надо рассматривать как часть сознания.

Сознательное и бессознательное и их соотношение

В решении некоторых мировоззренческих вопросов сознание можно рассматривать как нечто однородное и целостное, однако при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру.

Тенденция оценивать проявление духовной деятельности более дифференцированно, складывалась с немецкой классической философией. Развивается эта тенденция и в настоящее время.

Сознание, как было установлено, является многоярусным и разнополюсным образованием по своей структуре и его связь с соответствующим материальным субстратом также следует учитывать. Структура мозга в значительной степени предопределяет структуру и свойства сознания – определенные участки головного мозга соответствуют отдельным проявлениям психонервной деятельности.

Психические функции в определенной степени локализуются, хотя она и не является абсолютной и утрачиваемую функцию на себя берет соседний участок. Например, повреждение мозжечка приводит к нарушению координации движений.

Крупнейшее открытие сделал американский ученый Р. Сперри, который обнаружил функциональную асимметрию левого и правого полушарий головного мозга. Левое полушарие у правшей, как было обнаружено, управляет речью, счетом, письмом, логическими рассуждениями. Правое полушарие отвечает за зрительные образы, музыкальный слух, эмоции. Для того, чтобы сознание функционировало нормально, необходимо взаимосогласованное участие обоих полушарий.

Вопросы, связанные с уровнями сознания, являются наиболее сложными. У специалистов нет сомнений в том, что небольшая часть психической деятельности субъектом осознается, остальная, большая часть – не осознается.

В психической деятельности человека выделяют четыре уровня:

  • первый уровень – это самый верхний этаж сознания, занимающий «Сверх-Я» – социально значимые нормы и заповеди, внутренне усвоенные индивидом;
  • второй уровень – это часть психической деятельности индивида, непосредственно для него открытая и им контролируемая;
  • третий уровень занимает подсознательное – это слой психической деятельности, например, забытые переживания, тревоги, опасные мысли, которые в данный момент в поле сознания индивида появиться не могут, однако такие сведения могут всплывать в сознании самопроизвольно;
  • четвертый уровень – это бессознательное, включающее такие феномены, которые никогда в поле сознания не появляются ни спонтанно, ни по воле субъекта.

Сознательное и бессознательное различны, но их нельзя отделять их друг от друга и рассматривать можно только как единое целое.

Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания

Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.

Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Читайте также  История развития автотранспорта

Самосознаниеосознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.

По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

B4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Психика человека как система, ее структура, компоненты и элементы

2.4. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного

Психика – сложная система, подсистемы которой состоят из иерархически организованных изменчивых элементов. Основные свойства психики – системность, целостность , нерасчлененность. Структурными компонентами психики являются психические явления: процессы, состояния, свойства и образования, подробно рассмотренные в Лекции 1.

С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики выделяют: бессознательное, предсознание, сознание, сверхсознание.

Бессознательное (англ. unconscious mind, the unconscious) – актуально неосознаваемые действия и психические явления (например: привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы), осуществляющиеся автоматически и не доступные для интроспекции.

Бессознательное может рассматриваться как источник мечтаний, спонтанных мыслей, которые появляются без всякой видимой причины, хранилище забытых воспоминаний, центр неявных знаний. Разработка представлений о бессознательном в психологии была начата Зигмундом Фрейдом. Различные проявления бессознательного исследуются в прикладной клинической и экспериментальной психологии. Типы бессознательных явлений показаны на рис. 2.7.

Часто понятие «бессознательное» заменяется термином «подсознание» (англ. subconsciousness), который не является строго научным с точки зрения психологической науки. На рис. 2.8 показаны различные психологические характеристики, отнесенные к феноменам сознания и подсознания.

Предсознание (англ. preconscious) – это

  • психические процессы, протекающие без отображения их в сознании и помимо сознательного управления, т.е. под порогом сознания (мысли о хорошо известном, навыки, привычки, непроизвольные реакции и др.).
  • способность системы воспринимать и обрабатывать информацию одновременно о нескольких элементах окружающей среды без участия сознания, но доступной ему при концентрации внимания на этой информации, для ускорения процесса познания и генерации идей при недостатке возможностей у сознания.

Понятие «предсознание» обозначает феномены психики, которые в данный момент находятся за фокусом сознания, однако тесно с ним связаны, влияют на его функционирование и с изменением условий сравнительно легко переходят в его сферу.

Понятие «неосознаваемое» (англ. nonconscious) обозначает автоматические, в том числе и рефлекторные, действия, не контролируемые сознанием (И. П. Павлов, Д.Н. Узнадзе).

Сверхсознание (англ. higher consciousness ) – разновидность неосознаваемого, это эмоционально-образная активность по разрешению сложных эмоциональных задач, попытка выхода из трудных ситуаций.

Проявления сверхсознания: преодоление возникших мировоззренческих противоречий, первые этапы творческого процесса (догадки, озарение, гипотезы, замыслы и др.). Физиологический механизм сверхсознания – правополушарная доминанта.

Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается – стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками человек может менять состояние неосознаваемых психических явлений, способствующее функционированию сознания.

2.5. Структура сознания

Феноменологическая психология – основанное на идеях и методах феноменологии направление психологии, в рамках которого на дескриптивном (описательном) уровне исследуется феномен сознания вне связи его с физическим миром. Основным методом изучения сознания в феноменологической психологии является интроспекция в сочетании с методами изучения мозговой активности.

На рис. 2.9 представлены эмпирические характеристики, формы, функции, компоненты, свойства и уровни ясности сознания человека.

По масштабу сознания выделяют индивидуальное (сознание отдельного человека) и общественное (групповое) сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе.

По типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние [5, С. 137-138].

Сознание как процесс – поток одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов. Произвольные процессы находятся в «фокусе внимания» субъекта и полностью им контролируются; непроизвольные процессы находятся на «периферии сознания» и являются слабоуправляемыми.

Сознание как состояние – уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния активного (бодрствование), пассивного (сон) и измененного (гипнотические и наркотические состояния) сознания.

Свойства сознания человека:

  • активность – активная деятельность человека и его активное воздействие на окружающий мир определяется сознанием;
  • избирательность – сознание направлено на конкретные определенные объекты реального мира;
  • обобщенность,отвлеченность – сознание человека, в отличие от сознания животных, оперирует обобщенными и абстрактными понятиями;
  • целостность – сознанию человека присуща целостность, которая нарушается при некоторых видах психических заболеваний;
  • константность – устойчивость сознания, обусловленная свойствами личности и определяемая памятью;
  • динамичность – способность сознания изменяться под воздействием протекающих психических процессов, которые могут закрепляться в новых психических свойствах и состояниях личности;
  • искаженность – при отражении действительности сознанием происходят частичные потери и искажения информации, обусловленные индивидуальными особенностями восприятия человека и сформированной у него моделью мира;
  • индивидуальный характер – отличия сознания каждого человека от сознания других людей, обусловленные генетическими различиями, социальной средой, образованием, накопленным опытом;
  • рефлексивность – сознанию присущи способность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке.

Эмпирические характеристики сознания:

  • пространственная – способность осознавать себя в окружающем пространстве, перемещаться в нем и изменять его;
  • временная – способность создавать виртуальный временной континуум «прошлое – настоящее – будущее» и оперировать мысленными образами, моделируя события в нем;
  • информационная – способность осознавать информационные потоки, отслеживать взаимосвязи между ними, обрабатывать информацию и принимать решения.
  • энергетическая – способность задействовать энергетический потенциал организма в критических условиях.

Краткие итоги

Психика – способность субъекта активно отображать объективную реальность, возникшая как результат взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.

Интегративная функция психики состоит в обеспечении адаптации организма к условиям окружающей среды.

Психика – результат сложной деятельности нервной системы организма.

Стадии развития психики животных: стадия сенсорной психики _ стадия перцептивной психики _ стадия интеллекта.

Структурными компонентами психики являются психические явления: процессы, состояния, свойства и образования. С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики выделяют: бессознательное, предсознание, сознание, сверхсознание.

Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.

Бессознательное – актуально неосознаваемые действия и психические явления (например: привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы), осуществляющиеся автоматически и не доступные для интроспекции

Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается – стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками человек может менять состояние неосознаваемых психических явлений, которое также способствуют функционированию сознания.

Соотношение сознания и бессознательного

Соотношение сознания и бессознательного

Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в результате продолжительной психотерапевтической практики З. Фрейда и под влиянием философских теорий Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана.

По мнению З. Фрейда, первым двум областям психики – сознательному и бессознательному – присуща постоянная борьба, воздействующая на функционирование всей психической жизни человека. Следствиями этой борьбы становятся душевный акт или человеческий поступок.

Читайте также  Контрольная по истории искусств

Сознание не всегда контролирует поступки и чувства и определяет направленность человеческих мыслей. Необходимым и важным составным элементом психической структуры является система бессознательного. Зачастую оно и является движущей силой, детерминирующей в том числе и поведенческую модель человека.

Бессознательное в психике является врожденной инстинктивно-рефлекторной деятельностью. На уровне бессознательного поведенческие акты (например, направленные на удовлетворение биологических потребностей, таких как сохранение организма или вида, в том числе продолжение рода) регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. При этом генетически обусловленная программа поведения человека находится под контролем более высоких и более поздно сформировавшихся мозговых структур. Данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции в крайне редких случаях, в критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта).

В личности человека бессознательное предстает в виде качеств, интересов, потребностей и т. д., не осознаваемых, но присущих ему и проявляющихся в разнообразных непроизвольных реакциях и психических явлениях. Систематизировав, их можно разделить на три группы бессознательных явлений личностного характера:

1) ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов;

2) непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и т. п., что опосредованно или непосредственно связано для человека с неприятными переживаниями;

3) представления, связанные с восприятием, памятью и воображением (сновидения, грезы, мечты).

Основной причиной этого явления считается существование разных типов бессознательных психических явлений, различным образом соотносящихся с сознанием. Некоторые бессознательные психические явления находятся на подсознательном уровне психической деятельности, являясь обобщенными, автоматизированными в опыте отдельного индивида стереотипами его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция). К ним же относят импульсивно-эмоциональную сферу (неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки). Это непроизвольная сфера личности, «центр» индивидуальных поведенческих штампов, так называемая вторая натура.

Очень устойчивая и неподвижная сфера подсознательного определяет поведение, которое можно лишь слегка откорректировать только методами психотерапии и гипноза. Говоря метафорически, сознание вооружено понятиями, а подсознание – эмоциями и чувствами.

В психике человека сознательное и бессознательное противостоят друг другу. Одновременно они неразрывно связаны. В области бессознательного главная роль принадлежит подсознанию, которое хранит всю информацию о человеческом теле на текущий момент и о духовном развитии человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. Соотношение обучения и развития

1. Соотношение обучения и развития Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией, являясь сферой их совместного изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.Она изучает в первую очередь

Соотношение мифов и реальности

Соотношение мифов и реальности «В СМИ отражается наше коллективное беспокойство о старении. Мне нравится называть его „миф о несчастье“». * * *Чтобы спокойно принять свой возраст, мы должны помнить о старых и новых мифах о старении, которые нередки в нашей современной

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР Стержень человека – это «Я»-социальное. Личность и группа поддерживают нормальный баланс, когда их не «сносит» в какую-то сторону. Внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей заключается в триединстве этих эго-идентификаций:

Рис 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального

Рис 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального Это связано с тем, что человек и группа структурированы не только изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожидают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место они заняли в социальных

12.1. Соотношение любви и секса

12.1. Соотношение любви и секса Известный социолог Питирим Сорокин писал в начале XX в., что любовь проявляется в двух формах. «Если внимательно присмотреться к тем формам, в которых в наше время проявляется любовь между полами, то нельзя не поразиться одним весьма странным

Соотношение сознания и бессознательного

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в

Соотношение сознания и бессознательного

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного.По мнению ученого, первым двум областям психики

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания — внимание

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания — внимание Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях:

Соотношение понятий «ум» и «интеллект»

Соотношение понятий «ум» и «интеллект» Изучение различных источников, в которых рассматриваются данные понятия, позволило установить определенные соотношения между ними.1. Интеллект – это ум, а ум – это и есть важнейшее проявление интеллекта.В данном соотношении

Соотношение постоянства и разнообразия

Соотношение постоянства и разнообразия Когда вы стремитесь чем-то увлечь человека, важно также учитывать такие аспекты, как постоянство и разнообразие. Все мы в жизни стремимся и к постоянству, и к разнообразию, но вот в чем и как – этим люди здорово отличаются друг от

Обществознание. Термины. Сознание. Сознательное и бессознательное в жизни человека.

Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.

СОЗНАНИЕ.

Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире

Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.

Характеристика особенностей сознания:

  • содержит совокупность знаний об окружающем нас мире, позволяет отчетливо различать субъект и объект, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». обеспечивает формирование целей деятельности,
  • позволяет предварительно мысленно построить действия,
  • способствует предвидению результатов действий,
  • способствует разумному регулированию поведения и деятельности человека,
  • позволяет давать эмоциональные оценки в межличностных отношениях.

Функции сознания:

  • отражательная (познавательные процессы и память);
  • креативная (воображение, творчество);
  • преобразующая (определение целей и их достижение),
  • оценочная (формирование эмоций);
  • рефлексивная (самопознание, обращение сознания человека на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности.).
  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив); коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации).

Структура сознания

Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.

К интеллектуальным способностям относятся:

  • свойства мышления (быстрота, системность, гибкость);
  • свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);
  • свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость);
  • свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Основной элемент сознания (интеллекта)- знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть:

  • сильной — слабой,
  • устойчивой, неустойчивой.

Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.

В эмоциональную сферу входят:

  • чувства,
  • настроения,
  • аффекты,
  • переживания,
  • эмоциональные стрессы.

Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.

Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания и не управляемые им.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидения, состояние невменяемости, интуиция, творческое озарение).

Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.

Бессознательные психические процессы:

  • бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения.
  • неосознаваемые зрительные ощущения,
  • бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач,
  • бессознательная речь — это внутренняя речь.
  • бессознательные восприятием, память и воображение: сновидения, грезы, мечты.

Отличие сознания от психики живот­ных.

  • наличие абстрактно-логического мышления, связанное с умением вос­производить характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;
  • целеполагание, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
  • самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
  • наличие языка как второй сигнальной системы, позволяющей ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.
Читайте также  Эволюция и самоорганизация химических систем. Макромолекулы и зарождение органической жизни

Таким образом, сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Соотношение сознания и бессознательного

Из всего того, что обсуждалось в предыдущих параграфах главы, следует, что психика и поведение человека существуют и одновременно регулируются как на сознательном, так и на бессознательном (подсознательном) уровнях. Поэтому, одной из проблем современной психологии является выяснение отношений, которые складываются между сознанием и бессознательным в психике и поведении людей.

Существуют разные решения данной проблемы. Одно из них было предложено еще в классическом психоанализе З. Фрейда, другое – в психологии и современной психофизиологии. Сравнивая между собой сознательную и бессознательную части психики и регуляции поведения человека, З. Фрейд противопоставлял их друг другу и представлял сознание и бессознательное как антагонисты, как не совместимые друг с другом части психики человека, порождающие противоположные формы поведения. В теории личности и в объяснениях ее поведения у З. Фрейда между ними было изначально заложено неразрешимое противоречие. Бессознательное (биологические инстинкты человека), согласно его учению, находится в неразрешимом конфликте с сознанием (принятыми им социальными и культурными нормами поведения).

Такое решение проблемы соотношения сознания и бессознательного во многом оказалось неприемлемым для ученых – психологов. Основные возражения, выдвинутые против него, оказались следующими:

1. Сознание и бессознательное, даже если признать наличие в нем двух основных инстинктов, выделенных Фрейдом, ими не исчерпывается. Следовательно, полное решение вопроса о соотношении сознания и бессознательного не может быть получено на основе сравнения этих двух инстинктов и их влияния на поведение.

2. Конфликт между сознанием и бессознательным, о котором в своих работах много говорил и писал З. Фрейд, абсолютное большинство людей в реальной жизни никак не ощущают. Отсюда можно сделать вывод о том, что данный конфликт не столько действительно, сколько надуманный (вымышленный).

3. Признание существования данного конфликта находится в противоречии с одним из основных положений теории эволюции Ч. Дарвина. В ней утверждается, что ничто в жизни живых существ не появляется и в процессе эволюции не закрепляется, если оно не имеет положительного значения для адаптации живых существ к условиям жизни. Исходя из этого, непонятно, какую позитивную роль в адаптации людей к условиям их жизни в обществе может играть данный конфликт. Очевидно, что его роль скорее деструктивная, чем конструктивная.

Другое, более приемлемое для большинства ученых — психологов решение проблемы соотношения сознания и бессознательного вытекает из психофизиологической теории многоуровневой, динамической регуляции движений человека, предложенной Н. А. Бернштейном. Положения этой теории, изначально относилась только к физиологии регуляции движений, однако, они могут быть использованы по отношению к участию сознания и бессознательного в регуляции психики и поведения человека.

Изучая процесс физиологической регуляции движений человека, Н. А. Бернштейн пришел к выводу о том, что в зависимости от характера движений — простые автоматизированные движения или новые, сложные, только еще осваиваемые человеком движения — они могут регулироваться на разных уровнях центральной нервной системы. В своей теории автор выделил пять таких уровней и показал, что управление движениями может не только осуществляться на разных уровнях, представляющих собой сознательное и бессознательное, но и динамически переходить с одного уровня регуляции на другой, в том числе с уровня сознательной на уровень бессознательный регуляции, и наоборот.

Основные уровни регуляции движений, по Н. А. Бернштейну, являются следующими (по отношению к каждому из них в скобках указывается, к какому уровню психики – сознательному или бессознательному – относится тот или иной уровень регуляции движений):11

А – рубро-спинальный. На этом уровне регулируются движения внутренних органов тела, оснащенных гладкой мускулатурой и иннервируемых вегетативной нервной системой (самый низкий, бессознательный уровень регуляции).

В – таламо-палидарный уровень. На этом уровне регулируются локомоторные движения и мышцы конечностей типа врожденных двигательных реакций или рефлексов, а также двигательные навыки, доведенные до состояния автоматизмов (средний, бессознательный уровень регуляции).

С – пирамидно-стриальный уровень. На данном уровне регулируются приобретенные движения, обеспечивающие пользование разнообразными материальными предметами и ориентацию организма в окружающем пространстве (неосознаваемый или предсознательный уровни регуляции).

Д – теменно-премоторный уровень. На этом уровне регулируются движения, представляющие собой умения и входящие в состав хорошо развитых способностей человека (обычный сознательный или полусознательный уровень регуляции).

Е – лобно-кортикальный уровень. На данном уровне регулируются самые сложные, впервые осваиваемые и трудно выполняемые человеком движения (высший сознательный или апперцептивный уровень регуляции).

Из кратко описанной выше теории многоуровневой динамической регуляции движений человека по Бернштейну вытекает следующее принципиальное решение проблемы соотношения сознания и бессознательного в психике и поведении людей:

1. Сознание и бессознательное – не антагонисты, а только разные уровни существования психического и регуляции поведения. Они взаимно дополняют друг друга.

2. Самые простые психические процессы, не требующие особого внимания, и не связанные с решением сложных задач, происходят на подсознательном или бессознательном уровнях.

3. Психические процессы, связанные с решением наиболее сложных задач, требующие повышенного внимания, волевого контроля, и предполагающие принятие ответственных решений, происходят на уровне сознания.

4. Во всех остальных случаях, когда человеку приходится иметь дело с решением задач средней степени трудности, связанные с ними психические процессы могут включать в свой состав как сознательное, так и бессознательное. То, что в них является самым простым и привычным, представлено на уровне бессознательного, а то, что является новым, неожиданным или непривычным, включает в процесс регуляции поведения сознание человека.

Таким образом, сознание наряду с бессознательными психическими процессами участвует в регуляции поведения людей в большинстве случаев жизни. Сознание преимущественно управляет самыми сложными и ответственными формами поведения. Таких форм поведения в жизни людей встречается сравнительно немного, и поэтому сознание далеко не всегда участвует в управлении поведением людей, включаясь в него эпизодически в следующих типичных случаях:

1. Когда перед человеком возникают неожиданные, сложные и жизненно важные задачи, которые необходимо срочно решить, и которые не имеют простого и однозначного решения.

2. Когда человеку требуется преодолеть какое-либо внутреннее или внешнее препятствие (сопротивление, преграду) на пути к достижению важной для него жизненной цели.

3. Когда человеку необходимо осознать возникшую ситуацию и найти наиболее правильный (разумный, оптимальный) выход из нее.

4. Когда перед человеком возникает новая задача, с которой он раньше никогда не встречался.

5. Когда привычные формы поведения в сложившейся ситуации оказываются не подходящими, не приводят к желаемому результату.

Многие поведенческие акты человека выполняются на бессознательном, (предсознательном или полусознательном) уровне. Данные уровни регуляции психики и поведения включаются в следующих типичных случаях:

1. Когда организм располагает автоматически действующими, врожденными механизмами регуляции своих состояний или поведения, которые начинают работать под прямым воздействием соответствующих стимулов, всегда и безошибочно приводя к нужному результату.

2. Когда та или иная, приобретенная форма поведения настолько хорошо освоена человеком, что ее постоянный контроль не требуется.

3. Когда возникшая ситуации (проблема или задача) не имеют существенного значения для человека, то есть когда ее разрешение или не решение не имеют для человека каких-либо серьезных последствий.

4. Когда сознательный контроль регуляции поведения по тем или иным причинам невозможен, например, во сне, в состоянии обморока, при временной утрате сознания.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: