Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести - ABCD42.RU

Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести

Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку. Гербы

Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести

Культура и искусство

Другие материалы по предмету

ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ9

ДЕВИЗЫ И ВОЕННЫЙ КЛИЧ26

ВВЕДЕНИЕ

Конечно же, все мы слышали о рыцарях. О них написано много книг, существуют также многочисленные мифы и легенды, связанные с рыцарством. Скажите, кто из нас не слышал что-нибудь о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола?

Мы можем не только читать о рыцарстве, но в наше время также смотреть различные фильмы, дающие нам визуальное представление о том, как все происходило в эпоху Средневековья.

Существуют различные взгляды и представления о том, какими были рыцари на самом деле. Одни говорят, что они были благородными, доброжелательными с низшими, мужественными. Конечно, все это соответствует основным законам их Кодекса чести. Другие же считают, что это действительно были только законы, какие-то идеи, а на самом деле рыцари были жестокими, высокомерными по отношению к другим людям, считали себя наивысшим сословием.

В своем реферате я постаралась отметить оба этих взгляда на средневековое рыцарство. Сейчас, конечно, оно уже не существует. Но, мне кажется, что люди нашего времени должны перенять кое-какие черты тех воинов, как честь, храбрость, благородство, сделаться как бы прообразами тех, кто когда-то, несколько веков назад, защищали свой народ и отчизну от несправедливости.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

О рыцарстве и о его происхождении писали очень многие, но не все сочинения придерживаются одного и того же мнения относительно происхождения рыцарства; некоторые из писателей по этому предмету относят происхождение рыцарства ко времени первых крестовых походов, другие же относят его к векам еще более отдаленным. Так, например, Шатобриан относит происхождение рыцарства к началу 8 века.

Для начала обратим внимание на тот период времени, когда рыцарство стало оказывать большое влияние на всю Европу. Впоследствии рыцарство потеряло всякий престиж и даже неоднократно порицалось.

Прежде, в начале средних веков, только право сильного могло бороться против всевозможных злоупотреблений и против притеснения слабых; следовательно, рыцари, принимая на себя также обязанность защищать слабых, вполне удовлетворяли духу времени; но с течением времени и с успехами цивилизации право сильного заменилось установлением полного порядка и действиями законной власти.

Если смотреть на рыцарство как на особый обряд, по которому молодые люди, предназначавшиеся к военной службе, получали право носить оружие, то рыцарство придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее. Известно из истории, что Карл Великий вызвал своего сына из Аквитании, торжественно препоясал его мечом и дал ему воинское вооружение. Но если смотреть на рыцарство как на звание, которое занимало первое место в военном сословии и давалось посредством инвеституры, сопровождавшейся некоторыми установленными религиозными и военными обрядами и торжественной клятвой, то в этом смысле рыцарство возникло не ранее 11 века. Только тогда французское правительство вышло из того хаоса, в который погрузили его как внутренние волнения в стране, последовавшие за пресечением династии Каролингов, так и беспорядки, причиненные набегами норманнов. Чем сильнее бывает зло во времена политического перелома и анархии, тем оно продолжительнее и тем более стремятся все к водворению общего порядка и спокойствия. Признательность и энтузиазм воодушевляли храбрых воинов, и они смело шли на борьбу, чтобы наказать тех жестоких владетелей, которые занимались грабежами и разбоями, сеяли всюду бедствия и несчастья, проливали кровь невинных, заставляя их предаваться отчаянию.

Духовные лица, видя в рыцарях защитников веры и покровителей несчастных и сирот, смотрели на них как на воинов, достойных небесной награды в будущей загробной жизни. Католическая церковь придала большое значение этому благодетельному учреждению и освятила прием в рыцари своей пышной обрядностью.

Таким образом, рыцарство достигло той степени славы, которой домогались даже короли. И эта слава настала именно в то время, когда отважный дух крестоносцев усилил степень энергии и всех рыцарских доблестей и открыл новое поприще для удальцов.

Словом, рыцарство распространило вокруг себя какую-то волшебную прелесть, которая занимает, привязывает и обольщает; благодаря этому же рыцарству забывалось отсутствие искусств и литературы; можно сказать, что это был луч просвещения, который блистал среди мрака, варварства и диких инстинктов обитателей Европы того времени. Трубадуры, или странствующие певцы, шли рука об руку с рыцарством, так как во все времена и у всех народов подвиги храбрости и поэзия были постоянно неразлучны. Трубадуры были всегда желанными гостями и в замках гордых владетей, и во дворцах могущественных королей; им внимали и в селах, и в деревнях.

Известно, что женщины восточных народов были постоянно в рабстве. Законодательства Греции и Рима оставили много примеров этого рабства и унижения, из которого женщины в Римской империи вышли только с введением христианства, которое указало человеку его настоящее достоинство и обратило жену из рабыни в подругу. Такое великое преобразование быстро обнаруживалось и в разных странах Европы. Особенно же это проявилось у потомков галлов, германцев и северных народов, которые смотрели на женщину как на существо, наделенное даром пророчества и нравственной силой -словом, как на какое-то высшее существо. Все думы, все сердечные помыслы рыцарства связаны с этим верованием, и от этого союза родилась великодушная любовь и верность, очищенная религией и нисколько не похожая на грубую страсть. Как только рыцарь избирал себе “даму сердца”, которая со времен должна была сделаться его подругой, он старался всеми силами заслужить ее расположение и уважение. Этого он мог заслужить подвигами доблести и чести. Желание понравиться даме своего сердца удваивало храбрость рыцаря и заставляло его презирать самые большие опасности. Но, храня верность избранной им особе, он должен был выказывать уважение и покровительство и ко всем прочим женщинам; все особы слабого пола были священными лицами в глазах рыцарей. Последние всегда были готовы вооружиться для защиты женщин, если кто только задумывал их притеснять. Действительно, если бы не великодушное покровительство рыцарей, то многим женщинам того времени пришлось бы очень плохо: они были слишком слабы для того, чтобы удержать за собой без помощи мужчин свое имущество или мстить за нанесенные им оскорбления. Одна из основных статей рыцарского закона заключалась в том, чтобы не оскорблять женщин и не дозволять никому делать этого в своем присутствии.

Девизом всех рыцарей было следующее: “Бог, женщина и король”; они были настоящими защитниками отечества. Упомянутый девиз сиял на роскошных и воинственных празднествах рыцарей, в их воинских играх, в торжественных собраниях удальцов и красавиц, в их вымышленных сражениях, в великолепных турнирах, которые все более и более размножались.

Рыцарство способствовало также сохранению вассальной верности и простоты, что, конечно, красило душу человека; в то время одно слово считалось нерушимым залогом в самых важных договорах.

Ложь и вероломство считались между рыцарями самыми гнусными преступлениями; они были заклеймены презрением.

Блестящие подвиги, совершаемые рыцарями, заслужили им самые почетные отличия. Им давали разные титулы; рыцари имели право восседать за одним столом с королями; только они одни имели право носить копья, броню, золоченые шпоры, двойные кольчуги, золото, шлемы, горностаевые и беличьи меха, бархат, красное сукно и ставить флюгера на своих башнях.

Рыцаря узнавали издали по его вооружению. При его появлении перед ним опускались мосты замков, ограды ристалищ. Везде ему оказывали любезный, почтительный прием.

Как уже говорилось ранее, некоторые писатели-историки относят происхождение рыцарства к более ранним векам. Одним из таких писателей можно назвать Франко Кардини, автора книги “Истоки средневекового рыцарства”.

В развитом средневековье статус рыцаря предполагал благородное происхождение (на более раннем этапе в число рыцарей проникали и представители низших, зависимых слоев населения; Ф.Кардини, однако, как представляется, преувеличивает возможность такого продвижения вверх), включение в систему сеньориально-вассальных связей и профессиональное занятие военным делом. Первоначально рыцарство было светским воинством, идеалы которого во многом противостояли официальной церковной морали, но постепенно церковь усиливала свое влияние на рыцарство, все активней использовала его для защиты своих интересов. Рыцарство, включавшее феодалов разного ранга от королей и герцогов до обедневших странствующих рыцарей, которых с 12 века становилось все больше,- было привилегированной социальной кастой. Сами рыцари считали себя “цветом мира”, высшим слоем общества. Итак, связь рыцарства с “классическим” средневековьем не подлежит

Рыцарство — этический кодекс поведения.

Определение рыцарских добродетелей

Щедрость — великодушие;
Честь — Любой знак признания для выдающейся службы или высшего достоинства; тонкое ощущение того, что достойно и справедливо с готовностью применить в отношении других
Добрая Вера — верить на слово
Слава — великий почет, всеобщая хвала, известность
Бескорыстие — великодушный; заботится о других больше, чем о себе
Гордость — присущее чувство уважения к собственным качествам и достижения
Учтивость — формальная вежливость, любезность взамен истинного положения вещей
Храбрость — бесстрашие в присутствие опасности; отвага
Преданность — верность стране, долгу, или другу

Кодекс рыцарства

В бою нападай на врага в таком порядке:
Вражеский лидер
Известные противники, вражеские флаги и штандарты
Знатная или элитная конница врага
Другая кавалерия
Элитная пехота
Лагерь и штаб
Пехота
Новобранцы или крестьяне

Чемпионство

Один из наиболее важных аспектов рыцарства — защита Дамы. Когда вы находите персону, которая, как вы чувствуете, достойна быть вашей дамой, это повод дать клятву и соединить ваш меч и ее доброе имя.

Клятва чемпиона
Моя прелестнейшая леди, в этом стечении обстоятельств я нашел себя лишенным Дамы, за которую я мог бы сражаться. Это было бы великой честью для меня и моего владения, если бы я мог биться под вашим покровительством и быть вашим чемпионом в этом грядущем Военном Деле. Я буду делать все возможное, чтобы доказать силой своего оружия собравшимся здесь дворянам ваше величие, красоту и изящество.

Если она ожидает ваше предложение о покровительстве, то вы можете ожидать , что она дарует вам благословение. Вы надеваете знак покровительства (лоскут ткани или украшение, принадлежащие даме) на свой пояс, показывая этим, что вы деретесь за нее и что вы сделаете все, чтобы защитить ее честь на поле брани.

1. Рыцарский Кодекс Чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя Рыцарями.

2. В случае нарушения Кодекса Рыцарем, его судьба будет вверена Сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от Воли Сюзерена, данное лицо автоматически лишается благородного Рыцарского титула, всех земель и всех привилегий.
3. Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего Сюзерена.
4. Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для Рыцаря позором большим, чем клятвопреступление.
5. Каждый рыцарь должен иметь Грамоту, подтверждающую его благородное происхождение.
6. Каждый рыцарь должен принимать участие в Турнирах, где показывать доблесть ратную, храбрость и отвагу великую.
7. Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному.
8. Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя.
9. Рыцарь должен быть милосердым и кротким к слабому, и не отказывать тем кто просит о помощи.
10. Рыцарь должен быть безжалостен к лиходеям, врагам его и его сюзерена, и к людей обидчикам и зла причинителям.
11. Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами.
12. Если между рыцарями возник спор, или один из них словом или поступками своими оскорбил другого, то рыцарь может требовать сатисфакции в честном поединке в присутствии секундантов, или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках.
13. На Рыцарском турнире запрещено использовать нечестные приемы.
14. Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство.
15. Рыцарь не может ударить поверженного противника (в честном поединке), а также противника, молящего о пощаде.
16. Рыцарь должен беспощадно карать любое оскорбление чести своего Сюзерена, чести Дамы (любой), и собственной чести.
17. Незнание Кодекса Рыцарской чести не является смягчающим вину обстоятельством для людей вероломных, отступивших от его правил.

Читайте также  Орнамент Ренессанса - история орнамента

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари — профессиональные воины — представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…

Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы — носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах «грубых мужиков». Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда «базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам». Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.

Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов — эти привилегии стали все чаще покупаться.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием — прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.

Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.

Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.

Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.

«Если здесь война, я здесь остаюсь«, — говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.

Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание — имитацию битвы двух отрядов.

Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам». Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.

Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.

Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 — последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации — рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.

Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил «куртуазии».

«Куртуазия», кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.

Наиболее популярные сюжеты — о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

Лишение Рыцарского Достоинства

Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.

Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.

В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).

После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.

Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).

После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести:

-мужество (pronesse)
-верность (loyaut)
-щедрость (largesse)
-благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
-утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
-чувство чести (honneur)
-вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.

Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести

Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести — раздел Культура, Содержание Введение 3 История Возникновения 4 Ритуалы 9 Посвящение В Рыцари 9.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 4 РИТУАЛЫ 9 ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ 9 ТУРНИРЫ 13 ОБЕТЫ 20 СИМВОЛИКА 22 ГЕРБЫ 22 ДЕВИЗЫ И ВОЕННЫЙ КЛИЧ 26 КОДЕКС ЧЕСТИ 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 БИБЛИОГРАФИЯ 32 ВВЕДЕНИЕ Конечно же, все мы слышали о рыцарях. О них написано много книг, существуют также многочисленные мифы и легенды, связанные с рыцарством. Скажите, кто из нас не слышал что-нибудь о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола? Мы можем не только читать о рыцарстве, но в наше время — также смотреть различные фильмы, дающие нам визуальное представление о том, как все происходило в эпоху Средневековья.

Читайте также  История развития денег на территории Республики Беларусь

Существуют различные взгляды и представления о том, какими были рыцари на самом деле. Одни говорят, что они были благородными, доброжелательными с низшими, мужественными. Конечно, все это соответствует основным законам их Кодекса чести.

Другие же считают, что это действительно были только законы, какие-то идеи, а на самом деле рыцари были жестокими, высокомерными по отношению к другим людям, считали себя наивысшим сословием. В своем реферате я постаралась отметить оба этих взгляда на средневековое рыцарство. Сейчас, конечно, оно уже не существует. Но, мне кажется, что люди нашего времени должны перенять кое- какие черты тех воинов, как честь, храбрость, благородство, сделаться как бы прообразами тех, кто когда-то, несколько веков назад, защищали свой народ и отчизну от несправедливости.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

И эта слава настала именно в то время, когда отважный дух крестоносцев. Как только рыцарь избирал себе даму сердца, которая со времен должна б. Рыцарство, включавшее феодалов разного ранга — от королей и герцогов д. Те же исследователи, которые решительно заявляют, что говорить о начал. Одержав победу над собой, а затем и над своими товарищами, которые отн.

ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ

Панцирь, который ты носишь на себе как защиту против вражеских ударов. Рыцари также стекались со всех сторон одни были в великолепном одеянии. Успех победителя провозглашается трубами и громогласными кликами. Все обращали на них особенное внимание, все расточали им похвалы. Военные подвиги и различные предприятия рыцарей, как, например, поедин.

СИМВОЛИКА

Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, т. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным. Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отлич. Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были .

ДЕВИЗЫ И ВОЕННЫЙ КЛИЧ

Бурбоны же приняли клик Bourbon Notredame, или Esperance. Georges а позднее God and my right! Бог и мое право ь В одной из леген. Действительно, изображение в гербе дракона, грифона, льва, орла, тура . Такие слова говорил отец своему сыну, отдавая его в десятилетнем возра. Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В своем заключении я попытаюсь выяснить те причины, которые способствовали возникновению рыцарства, также разберу те обстоятельства, которые сначала способствовали его падению, а потом и уничтожению.

Теперь же рыцарство совершенно исчезло с лица земли, о нем остались лишь воспоминания. В этой главе я постараюсь подытожить все то, что было описано мною во всей работе. Прежде всего хочется обратить внимание на то, что рыцарство, возникшее в средние века, не могло бы существовать без христианской религии, так как основные чувства рыцарства возникли непосредственно под ее благотворным влиянием и могли иметь важное значение.

Такие чувства все более и более развивались, в результате чего появилось настоящее рыцарство, преданное своему делу. Вообще все, что требовалось от рыцаря, вполне соответствовало догматам христианства. Отсутствие ненависти во время битвы, самопожертвование, стремление помогать притесненным — все это можно отнести к христианским добродетелям.

Из этого можно сделать вывод, что эта религия, которой был проникнут дух рыцарства, необходима любому человеку. 11 век в Европе — это время гнета феодальной тирании, время суеверий, невежества и варварства. Богатые и сильные притесняли бедных, в то время каждый жил своей отдельной жизнью. И появление рыцарства среди всего этого можно назвать лучом света и надежды среди полной темноты и мрака.

Рыцарство образовало между собой некое братство, которое смогло сблизить друг с другом все народы. Учреждение рыцарства послужило объединению людей в общем поклонении высоким чувствам. Вследствие некоторых перемен, которые произошли в военно-политической системе Европы, и злоупотреблений после нескольких веков своего существования рыцарство пришло в упадок. Позднее оно неоднократно высмеивалось, что мы можем непосредственно увидеть, прочитав роман Мигеля де Сервантеса Сааведры Дон Кихот Ламанчский, который является великолепной пародией на все рыцарские романы, созданные ранее.

Но сейчас подвиги рыцарства не забыты согласитесь, что честного, великодушного, благородного и храброго человека у нас называют рыцарем. Воспоминание о славном рыцарстве никогда не исчезнет из памяти людей. Быть может, пройдет еще время, а рыцарство не исчезнет совершенно бесследно, о нем будут помнить как об учреждении, которое в свое время добилось многого примирило человека с человеком, народ с народом.

Под тяжелыми доспехами рыцаря билось нежное и доброе сердце, переполненное любви и милосердия к человечеству.

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ 1. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М 1987 г. 2. Флори Ж. Идеология меча Предыстория рыцарства. СПб,1999 г. 3. Иванов К. Многоликое Средневековье. М 1996 г. 4. Руа Ж. История рыцарства. М 1996 г. 5. Павленко В.Г Николаев Р.В. Европейское рыцарство. Кемерово, 1998 г. 6. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры.

СПб,1995 г. 7. Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. М 1997 г. 8. Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в 11-13 вв. М 1962 г.

Реферати українською

Реферати українською » Культурология » Средневековое лицарство: історія виникнення, ритуали, символіка, кодекс честі

Реферат Средневековое лицарство: історія виникнення, ритуали, символіка, кодекс честі

Відмовившись слідувати новому курсу, воїни з лицарів перетворювалися на “антирыцарей”. Тепер у тому, щоб бути потрактованим лицарем, було вже мало мати зброю, бойового коня, фізичну силу, професійну майстерність, особисту хоробрість. Необхідна воля і дисципліна в дотриманні моральної нормі, ухвалення якої позначалося відповідним инициационным обрядом – ритуалом посвяти в лицарі.

Поєднання особливого способу життя й професіоналізму з етичної місією та соціальній програмою і перетворювало воїна в середньовічного лицаря. Союз відваги і мудрості, фізичної сили та культу справедливості.

Зрозуміло, у справжній житті усе було негаразд гладко, як у папері. У історії лицарства немало ганебних сторінок. Проте самосвідомість лицаря виявилося міцним, здатним подолати кордон середньовіччя і, слідуючи невідомими нам шляхами підсвідомості і звивистими стежками семантики, ввійти складовою до системи цінностей, якої ми намагаємося дотримуватися і з сьогодні. Можливо, саме тут і полягає та корінна причина, з якої середньовічний лицар й близького нам, сьогоднішніх людей, громадян світу, позбавленого покровів сакральності, прекраснішого якогось банківського службовця.

ПОСВЯТУ У ЛИЦАРІ

Рыцарство з часом завдяки їхній хоробрості, великодушності та чесності набувало дедалі більш значення; але з цього й посвяту їх у лицарське звання ставало дедалі більш важким. Тільки родової дворянин по батьку й матері, який сягнув 21-го року, міг стати знає лицарі. І було, щоб молода людина, який лицарського звання, був приготовлений до цього від самих юних літ ретельним і гарним вихованням; він повинен бути настільки дужим і міцний, щоб виносити без шкоди здоров’я всі труднощі військової життя; ще, була потрібна дуже докладне вивчення всіх обов’язків воїна. Желавший отримати лицарське звання мав спочатку нижчих ступенях військового звання довести своє мужність, великодушність, чесність і доблесть та проявити себе гідним такої високої звання, такий великої честі.

Обыкновенно сини рицарів та пологових дворян починали свою службу з пажів.

Коли дитина сягав десятирічного віку, його відсилали виховання, по заведеному звичаєм, до найголовнішим лицарям, з його батьки листувалися кревність чи дружбі. Ради і таких лицарів становили справжнє і остаточне виховання, що називався bonne nourriture (хороше виховання). Кожен лицар вважав собі велика честь, якщо якийсь батько доручав йому довершувати виховання тато свого сина.

Дослужившись до посади зброєносця та перебуваючи у цьому званні кілька років, відзначившись хорошим поведінкою, скромністю, мужністю і хоробрістю, юнак починав домагатися лицарського звання і про неї навести довідки; тоді государ чи грансеньор, якого звали з проханням, уверясь в хоробрості та інших доблестях молодого зброєносця, призначав день посвяти. І тому обряду зазвичай обиралися кануни якихось урочистостей, наприклад, оголошення світу чи перемир’я, коронування королів, народження, хрещення чи шлюбу принців, великих церковних свят (Різдва, Великодня, Вознесіння), й переважно переддень П’ятидесятниці.

Такий зброєносець, чи новик (novice), за кілька днів приготовлялся до висвячення в лицарі; він дотримувався суворий піст вже й каявся у своїх гріхах. Після сповіді і залучення Святих Таємниць новика наділяли по-білому, як сніг, лляну одяг вважається символом цнотливості, необхідної в лицарському званні, чому й сталося слово кандидат (candidatus від candidus — білий). Кандидат, чи новик, вирушав у цьому вбранні до церкви, де він мав провести їй всю ніч і молитися.

Удосвіта приходили за новиком старі лицарі, його восприемники, тобто обрані стояти з нею під час посвяти; потім вони проводили їх у лазню, що з шанування лицарству була приготовлена великим камергером. Після цього супроводжували новика лицарі одягали йому на шию перев’яз з мечем, вкладали їх у постіль і покривали простим білим полотном, котрий іноді чорним сукном з те, що він прощався зі сквернами світу цього і розпочав іншу, нове життя.

У цьому наряді восприемники вводили до церкви новопосвящаемого у супроводі родичів, на друзів і сусідніх лицарів, яких запрошували з цього урочисту церемонию.(когда присвячували в лицарі нащадка сімейства вищої знаті, для більшої урочистості разом з ним присвячували дуже багато його однолітків). У церкві священик, благословляючи меч новика.

Після закінчення цього обряду восприемники вели новика кімнат де він його вдягали. Спочатку нею одягали щось на кшталт темній фуфайки, але в неї — газову, тканную золотом сорочку; вже потім його вбирали в кольчугу і накидали йому на плечі мантію, всю поцятковану та городніми гербами лицаря.

У цьому вся парадному костюмі новопосвященный лицар вирушав туди, де король чи якийсь там знаменитий, що прославився своїми подвигами лицар мав поцілувати його. Таке цілування давалося знову прийнятому лицарю зазвичай у церкві чи каплиці. Хід кандидата було саме церемоніальне; під звуки барабанів, труб і рогів; попереду цієї процесії йшли найбільш знамениті лицарі і зазнавали на оксамитових подушках зброю, якими озброювали кандидата після прибуття його за місце; лише щит і спис вручали йому після освячення. Прибувши цього разу місце робили літургію в ім’я Святого Духа. Посвящаемый вислуховував в колінах, ставши якнайближче на вівтар, навіть попереду того, хто давав йому цілування. Після закінчення обідні церковнослужителі виносили аналой з книжкою лицарських законів, які кандидат й усі присутні мали вислухати з великим вниманием.(см.гл. Кодекс честі).

Після закінчення читання лицарського статуту посвящаемый схиляв коліно перед государем, який вимовляв урочисті слова.

Кандидат відповідав ними так:

Читайте также  Личность Ивана Грозного в истории России

“Обіцяю і клянуся у присутності Панове мого і государя мого становищем рук моїх на Свята Євангелія старанно дотримуватися законів й наша славнозвісне лицарство”.

Після цього государ виймав свій меч і трьох разу бив ним плечу новообраного; потім давав триразове цілування новому лицарю; потім государ давав знак восприемнику, велячи йому надіти новообраному золоті шпори – емблему покладеного гідності, помазати його єлеєм і пояснити йому таємничий сенс кожній частині його озброєння.

Восприемник, підкоряючись вказівкою свого государя, одягав на нового лицаря шпори і каже:

“Ці шпори означають, что,поощряемый честю, ти має бути невтомним в підприємствах”.

За восприемником підходив до новопосвященному інший лицар, тримають у руках металевий чи шкіряний нагрудний щит, де було зображений родової герб молодого лицаря, і, навішуючи цей щит йому на шию, говорив:

“Пане лицар, даю тобі цей щит, щоб захищатися тобі від ударів ворогів, щоб нападати тобі ними відважно, щоб ти зрозумів, що більша частина послуга государеві і батьківщині у збереженні дорогий їм твоєї особи, ніж у побиении багатьох ворогів. На щиті цьому зображений твій родової герб – нагорода доблесті твоїх предків; зробися його гідним, помнож славу твого роду Мазуренків та додай до герба праотців який-небудь символ, що на б, що твої доблесті подібні річках, вузьким біля витоків і дедалі ширшим протягом”.

За другим підходив до новообраному третій лицар і, одягаючи втаємниченому на голову шолом, говорив:

“Пане лицар, як є найважливіша частина людського тіла, так шолом, її зображення, становить найголовнішу частина лицарських обладунків; тож його зображують над щитом герба – представником інших частин тіла; як є твердиня, у якій перебувають все здатності людські, то покриваючому голову цим шоломом годі було робити нічого, що було б справедливо, сміливо, славно й високо; не уживай цього доблесного прикраси голови на низькі незначні діяння, а старайся увінчати його не рицарським вінцем, а й короною слави, яка так дасться тобі у нагороду за доблесті”.

Далі вже восприемник починав пояснювати й інші частини лицарського озброєння та його символічного значення.

“Цей меч має вигляд хреста і дано тобі в повчання: як Ісус Христос перемагав гріх і смерть на дереві Хреста, так ти мусиш перемагати ворогів твоїх цим мечем, який тебе представник хреста; пам’ятай і те, що меч – це представник правосуддя, тому, одержуючи його, ти зобов’язуєшся завжди бути правосудним”.

“Панцирь, який ти носиш у собі як захист проти ворожих ударів, означає, що лицарське серце має бути недоступно ніяким пороків свою фортецею; наче фортецю оточують міцними стінами і гадки глибокими ровами, щоб перепинити доступ супротивнику, так панцир і кольчуга закривають тіло зусебіч з те, що лицарське серце має бути недоступно зраді й гордості”.

“Це довше і пряме спис є символ правди, залізо у ньому означає перевагу правди над брехнею, а развевающееся на кінці його прапор показує, що, втім повинна не приховуватися, а всім показуватися”.

“Булат означає собі силу й мужність, тому що як булат витримує всякі удари, так сила волі захищає лицаря від усіх пороків”.

“Перчатки, які захищають твої руки, вказують ту турботу, з якою лицар повинен берегтися будь-якого нечестивого доторку і відвертатися від крадіжки, клятвопорушення і усілякої скверни”.

Після закінчення від цього новий лицар та його супутники виходили церемоніальний з церкві та новопосвященный йшов збоку государя чи монсеньйора, дав йому цілування.

Потім із старих лицарів підводив новопосвященному гарного коня, вкритого дорогий попоною, усім чотирьох кінцях якій був зображений родової герб молодого лицаря; наглавник вершники було прикрашене нашлемником, подібним нашлемнику на касці лицаря. У цьому говорили:

“Ось шляхетний кінь, призначуваний тобі помічником для твоїх славних подвигів. Пильнуйте, щоб ця кінь допомагав твоєму мужності; води його лише туди, де стяжаются честь добра слава!”

Часто траплялося, що саме чоловіка государя повязывала новому лицарю шарф, прикріплювала пера на шолом і препоясывала новопосвященного мечем.

Якщо новий лицар був сином короля чи принца, йому одягали мантію червоної сукна як знак його царського походження. І новий лицар сидів у цієї мантії і під час бенкету, яке відбувався за парадній залі палацу чи замку. Цього дня новопосвященный користувався особливою пошаною. За столом під час бенкету він чільне місце праворуч того короля, грансеньора чи славного лицаря, від якого одержав цілування. І зазвичай, особливо у перші часи установи лицарства, у тих новопосвященных не помітно було ні гордості, ні пихи, ні пишномовності, ні зарозумілості. Вони мусили прості у своїй обходженні з людьми: чемні з вищими, поблажливі й добрі з нижчими.

Таким був обряд посвяти в лицарі у час при дворах королів, принців і грансеньоров. Однак у час обряд посвяти в лицарське звання відбувався набагато простіше; туп на виду ворога ніколи було витрачати час на різні урочисті церемонії. Отличившемуся на полі битви лицарське звання нарікало серед табору до перемоги чи влітку після неї проламі укріплень взятого приступом міста.

Якщо якогось із государів було бажання подвоїти сили своєї армії, не збільшуючи числа нижчих воїнів, він створював лицарів. Якщо хтось із старших зброєносців вирізнявся на полі битви, його зводили у лицарське звання.

Під час спорудження в лицарське звання у час обряд посвяти був простий. Знову посвящаемого було вдарено тричі мечем під силу з проголошенням наступних слів: “В ім’я Батька, і Сина, і Святого Духа, і Святого Великомученика Георгія дарую тебе лицарем”. Потім дотримувався звичайний обряд цілування; цим правилом і закінчувалося присвята.

Таке ведення справ породжувало цілі мільйони героїв. Вплив пошани до такої міри потужно, що сама вже звання лицаря спонукало кожного перевершувати себе перетворювало потім із нього потім із нього якесь надприродне істота.

Лицарі, посвящаемые до цього звання у час, носили й різні назви, відповідно до тим обставинам, внаслідок чого їм поважали це почесне звання; так, були лицарі битви, лицарі нападу, лицарі підкопу й інші.

Як мовилося раніше раніше, в лицарське звання зводилися лише дворяни; але й що така випадки, що звання зводилися і простолюдини; зазвичай це робилося чи через будь-яких особливих заслуг простолюдина, або за будь-яких надзвичайних обставин. Однак у цьому разі один государ мав права будувати простолюдина в звання лицаря, а подарований від часу посвяти робився вже дворянином і користувався мають повні права лицарського звання. Посвящаемые в лицарі з простих воїнів селян називалися “лицарями з милості” (“les chevaliers de grace”). Велика кількість рыцарей-трубадуров вийшли з простолюдинів, і тільки з своїм славним подвигам цих людей досягли такої честі.

Середньовічне лицарство: історія виникнення, ритуали, символіка, кодекс честі

справа йшла про інтереси батьківщини. Так, у всіх випадках лицарі були зобов’язані не змінювати своєму обов’язку і честі — йшло Чи справа про атаку або про оборону якого-нибудь обраного чи призначеного місця або ж про дійсний битві, в якому доводилося нападати або оборонятися.

В.І.Уколова у вступній статті до книги Франко Кардіні «Витоки середньовічного лицарства» каже: «Лицар бився заради слави, але не завжди її приносила лише перемога. Героїчна смерть в чесному бою вважалася гідним завершенням його життя. Лицарські ідеали почасти протистояли етичним принципам, диктували християнством. Гординя, проголошена церквою найголовнішим з смертних гріхів, вважалася найважливішим гідністю лицаря. Помста за образу (нерідко нещире) була законом його етики, в якій не виявилося місця для християнського всепрощення. Лицарі мало цінували людське життя, свою і особливо чужу. Вони звикли проливати кров, і війна здавалася їм природним справою. Нехтування до чужого життя ускладнювалося тим, що свій етичний кодекс лицарі вважали за необхідне виконувати тільки в рамках своєї соціальної групи. По відношенню до інших — селянам, городянам, купцям і їм подібним — не було й мови про якесь «лицарському» відношенні, навпаки, грубість, зневага, навіть грабіж у такому разі вважалися у лицарів «хорошим тоном».

У своєму висновку я спробую з’ясувати ті причини, які сприяли виникненню лицарства, також розберу ті обставини, які спочатку сприяли його падіння, а потім і знищенню. Тепер же лицарство зовсім зникло з лиця землі, про нього залишилися лише спогади. У цій главі я постараюся підсумувати все те, що було описано мною у всій роботі.
Насамперед хочеться звернути увагу на те, що лицарство, що виникло в середні століття, не могло б існувати без християнської релігії, тому що основні почуття лицарства виникли безпосередньо під її благотворним впливом і могли мати важливе значення. Такі почуття все більш і більш розвивалися, в результаті чого з’явилося справжнє лицарство, віддане своїй справі. Взагалі все, що було потрібно від лицаря, цілком відповідало догматам християнства. Відсутність ненависті під час битви, самопожертву, прагнення допомагати утисків — все це можна віднести до християнських чеснот.
З цього можна зробити висновок, що ця релігія, якої було проникнуть дух лицарства, необхідна будь-якій людині.
11 століття в Європі — це час гніту феодальної тиранії, час забобонів, невігластва і варварства. Багаті і сильні гнобили бідних, у той час кожен жив своїм окремим життям. І поява лицарства серед усього цього можна назвати променем світла і надії серед повної темряви і мороку. Лицарство утворило між собою якесь братство, яке змогло зблизити один з одним всі народи. Установа лицарства послужило об’єднанню людей в загальному поклонінні високим почуттям.
Внаслідок деяких змін, які відбулися у військово-політичній системі Європи, і зловживань після кількох століть свого існування лицарство занепало. Пізніше воно неодноразово висміювалось, що ми можемо безпосередньо побачити, прочитавши роман Мігеля де Сервантеса Сааведри «Дон Кіхот Ламанчський», який є чудовою пародією на всі лицарські романи, створені раніше.
Але зараз подвиги лицарства не забуті; погодьтеся, що чесного, великодушного, благородного і хороброго людини у нас називають лицарем.
Спогад про славне лицарство ніколи не зникне з пам’яті людей.
Бути може, пройде ще час, а лицарство не зникне зовсім безслідно, про нього будуть пам’ятати як про установу, яка свого часу домоглося багато чого, — примирило людини з людиною, народ з народом. Під важкими обладунками лицаря билося ніжне і добре серце, переповнене любові і милосердя до людства.

1. Кардини Ф. Витоки середньовічного лицарства. М., 1987 г.

2. Флорі Ж. Ідеологія меча: Передісторія лицарства. СПб, 1999 р.

3. Іванов К. Багатолике Середньовіччя. М., 1996 г.

4. Руа Ж. Історія лицарства. М., 1996 г.

5. Павленко В.Г., Миколаїв Р.В. Європейське лицарство. Кемерово, 1998 г.

6. Біціллі П.М. Елементи середньовічної культури. СПб, 1995 г.

7. Меттьюз Дж. Традиція Грааля. М., 1997 р.

8. Барг М.А. Дослідження з історії англійського феодалізму в
11-13 ст. М., 1962

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: