Теория прав человека - ABCD42.RU

Теория прав человека

Права человека

Раздел I. Теория прав человека

Раздел II. Система и механизмы защиты прав человека и гражданина

Бадальянц Ю.С., Ягофаров Д.А. Права человека. 2004.

Права человека — одно из важнейших завоеваний мировой культуры и цивилизации, ибо они воплощают в себе высокие идеалы свободы и равенства, такие общечеловеческие нравственные принципы, как справедливость, гуманность, милосердие. Права человека составляют основные разделы конституций большинства демократических стран и в самом концентрированном виде выражают гуманизм современной эпохи. О правах человека заходит речь на всех более или менее значительных общественных и политических форумах, они закреплены в самых авторитетных международных документах.

Идея прав человека восходит к представлениям о естественном праве, как сумме рожденных самой природой принципов регулирования отношений между людьми. В соответствии с этими представлениями строились теории о внегосударственном и внеюридическом происхождении прав человека, о правах, присущих ему от рождения.

В период Нового времени содержание понятия «естественное право» вышло далеко за рамки природных факторов и мыслилось уже как существование независимых от государства высших норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, божественные предустановления.

Пришедшие к нам из глубины веков представления о естественном праве радикально изменились в ХХ веке. Кровавый вандализм двух мировых войн, порожденных ими тоталитарных режимов, убедительно продемонстрировал народам, что права человека, его достоинство и свобода носят всеобщий и универсальный характер и нуждаются в международной защите. Концепция возрожденного естественного права была буквально выстрадана человечеством, а ее основные идеи воплотились во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1949 года, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах от 4 ноября 1950 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и ряде других документов. Сегодня права человека – одна из высших общечеловеческих ценностей, нарушения прав человека немедленно привлекает внимание мирового сообщества.

Россия – часть цивилизованного мира, но ее путь к правовому государству оказался и трудным, и долгим. Конституция 1993 года, принятые в ее русле законы, провозгласили и закрепили концепцию прав человека и их приоритета в нашей стране. Однако российское общество слишком долго находилось в тисках тоталитаризма, официальное «единомыслие» насаждалось здесь не один век, так что концепции демократии, примата права, либеральных свобод приживаются здесь с трудом.

И дело не только в состоянии общественного сознания. Нам еще предстоит одолеть часть пути, уже пройденную на Западе. Там, в процессе развития свободного общества, в первую очередь упор был сделан на отстаивании человеком своих прав от вмешательства государства.

Поэтому особое внимание уделялось свободе слова, собраний, вероисповедания, собственности. Но вскоре общество осознало, что отсутствие определенного уровня жизни, образования, делает эти права для значительных групп населения чистой формальностью. Акцент в борьбе за права человека был перенесен на обращенные к государству требования о праве каждого человека на получение такого минимального прожиточного уровня, который позволил бы ему воспользоваться провозглашенными материальными и духовными свободами.

Сегодня права человека включают в себя в обязательном порядке право на самореализацию.

Очевидно, что право на достойный образ жизни, на реализацию своих социально-экономических прав не может быть обеспечено в условиях сегодняшней России. Пока не решены насущные проблемы, связанные с качеством жизни, преодолением бедности, а честнее сказать нищеты значительной части населения, невозможно осуществить поставленные перед обществом в области прав человека задачи.

К трудностям экономического характера прибавляются социально-политические. Россия безусловно страдает от ослабления государственности, а в условиях объявленной нам международным терроризмом войны этот недостаток становится особенно опасным. Но нельзя не видеть и того, что угроза международного терроризма ставит современную цивилизацию перед выбором: свобода или безопасность? Для нас этот выбор осложнен тяжелым историческим наследием: отсутствием демократических традиций, упованиями на «сильную власть», «сильное государство», традиционным пренебрежением, а то и призрением к гражданским правам. Все это может легко спровоцировать население на отказ от с таким трудом завоеванных свобод, способствовать восстановлению прежних тоталитарных порядков, раскручиванию вновь спирали насилия, нарушению основных прав и свобод человека.

К сожалению, (или к счастью?) жизнь всегда оказывается куда сложнее наших теоретических построений. Помимо тенденции к господству права, культа прав человека, о котором говорилось выше, присутствует и другая, связанная с разочарованием в возможностях права, указывающая на бессилие права перед сложными реалиями жизни. Наряду с эйфорией от победного шествия по странам и континентам идеи господства права, в общественном сознании с глубокой тревогой отмечаются попытки замещения моральных норм, основанных на чувствах долга, чести, совести – нормами правовыми, которые базируются преимущественно на внешнем принуждении со стороны государства. Особенно циничные формы такой подмены мы замечаем, к сожалению, в своей стране. «Не пойман – не вор» — вот лозунг современных хозяев жизни. А некоторые из них смело могли бы перефразировать этот лозунг на «Пойман – но не вор!», ибо наш когда-то «самый гуманный», а сегодня – увы, продажный суд «не обнаружил состава преступления» в их очевидно преступной деятельности.

При таком раскладе наш отечественный либерализм приобретает карикатурные формы, а выражения «права человека», «правовое государство» превращаются, как уже не раз указывалось, в привычные штампы, вроде прежних – «общенародное государство» и т.п.

Видимо одной из серьезных проблем, которую предстоит решать современной теории права, является попытка пересаживания на российскую почву западных политико-правовых ценностей. Попытка весьма неэффективная, что легко обнаружить, наблюдая за периодически вспыхивающими спорами по поводу возможности отмены смертной казни в стране. Утверждения о примате прав личности над правами любой социальной общности, как представляется, также значительно расходятся с нормами традиционной российской, да и общечеловеческой нравственности.

И все же, главное сегодня в решении проблемы прав человека в нашей стране не столько теоретические разработки и их законодательное закрепление (что безусловно очень важно), сколько создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации данных прав. Именно на это должны быть направлены сегодня усилия науки и практики. Ибо о реальной значимости прав человека можно судить только по их реальному осуществлению и способности государства обеспечить эти права.

Актуальностью стоящих перед обществом задач и вызвано к жизни появление данной книги удачно, на наш взгляд, сочетающей качество учебного пособия для студентов и фундаментального исследования одной из сложнейшей проблем, стоящей перед молодой российской демократии. В работе были использованы действующие российское и зарубежное законодательства в части, касающейся вопросов прав человека, а также широкий круг нормативно-правовых документов, научные труды дореволюционных, советских и современных российских ученых – юристов, философов, политиков и историков.

Теории прав человека

1. Теория естественных прав.

Естественное право обязательно для любого вида человеческой деятельности. Право, которое нарушает естественное право, совершает преступление. Если право реализовано намеренно, то оно теряет свою моральную и политическую ценность в глазах общества.

У этой теории существует 2 точки зрения: 1) Ж.Ж. Руссо – концепция «Общественного договора». Суть этой концепции сводится к тому, что люди заключили договор и передали часть своих прав государству. В том случае, если власть не оправдывает ожидание людей, то они имеют право расторгнуть договор; 2) Дж. Локк делит права: право на жизнь, право свободы, право имущества — эти права дарованы Богом, они неотчуждаемы, (то есть родились вместе с человеком). Ни при каких условиях их нельзя нарушить. Эта теория стала источником теории прав человека, обоснованием ограничения абсолютной монархии, и обоснованием необходимости революционного свержения.

2. Теория позитивистского права.

Право толкуется как веление, приказ государства. Никаких естественных прав за человеком эта теория не признавала, по этой теории человек может иметь лишь те права, которые предусмотрены законом. Права человека по этой теории рассматриваются как разрешение государства на тот или иной вид деятельности, поведение человека в обществе.

Кроме того, представители этой теории отдают приоритет внутригосударственному праву, т. к. право положительное, обеспеченное силой государственного принуждения; граждане самостоятельно контролируют и защищают свои права.

3. Рациональная теория прав человека.

«Право – наличие свободы». Наиболее ярким представителем теории рациональности выступает И. Гегель. Источником права является мировой разум, который понимается Гегелем как личность, упорядоченность, рациональность. Правовые законы это законы, идущие от людей. В самом праве человек должен найти разум и соблюдать разумное право. Если закон не разумный, то он противоправен.

И. Гегель различает: а) позитивное право; б) естественное право (право, не зависящее от государства, т. к. обусловлено природой человека); в) все виды публичного установления: государственное законодательство; обычное право; судебные прецеденты.

Права человека по этой теории вытекают из того, что:

· человек обладает свободой воли;

· имеет естественные права в силу факта своего рождения;

· право человека выражается во владении имуществом (собственностью);

· права и обязанности соотносительные (кор-дирующие), т. е. по Гегелю обладать правом значит обладать обязанностью и наоборот;

· вопрос имущественного равенства Гегелем не рассматривался, т. к. он против такого равенства.

4. Теория природной эволюции прав человека.

Права человека – это сам человек в его социальной сущности. Происхождение прав человека и происхождение самого человека это единый процесс. Права человека это самая высокая форма права, самый высокий этап развития прав.

5. Универсальная теория прав человека.

Она характеризуется выходом на международный уровень. Составляющими концепции являются: а) признание человеческого достоинства и прав человека наивысшими абсолютными ценностями; б) непроизводность прав человека от веления государства и их неотчуждаемость; в) равенство людей в достоинстве и правах человека; г) признание взаимосвязанности всех прав; д) несовместимость прав человека с тиранией, унижением, произволом, преступностью; е) признание ценностей демократии, правосудия; ж) обеспечение системы международных и внутригосударственных гарантий прав человека.

4. Системоцентризм и персоноцентризм как идеология взаимоотношений власти и человека[21]

Под системоцентризмом подразумевается такая модель общества: центральным ядром и основой которого является социальная система. Целью развития данной модели общества является успешное функционирование социальной системы. Личность в системоцентристской модели является элементом, чьи интересы подчинены интересам социальной системы.

Альтернативой системоцентризму является общественная модель

персоноцентризма, ядром и основой, которой становится социальная система, в центре которой находится личность и ее интересы. Целью развития такой модели общества является развитие личности, удовлетворение ее интересов. Государство в данной общественной модели становится элементом, обеспечивавшим всестороннее развитие личности.

Персоноцентристская модель общества начала формироваться в Западной Европе и США в эпоху Нового Времени: фундаментом ее развития было ослабление абсолютистских режимов в эпоху буржуазных революций и индивидуалистические ценности социального сознания, идеалом которого было освобождение личности.

Говорить о системоцентризме и персоноцентризме как двух моделях общества, отличных друг от друга и обладающих специфическими особенностями, позволяет тщательный анализ социального мировоззрения и социальной системы, включающей в себя государство, опирающееся на коллектив и массовое сознание. Сами термины «системоцентризм» и «персоноцентризм» были введены в научный оборот в начале 90-х годов в работах А. Оболонского.

Читайте также  Культура публичной речи

Однако в них исследовался, в основном, характер государственной власти в отрыве от изучения системы ценностей и мировоззренческих установок, что придало работам А. Оболонского политологический оттенок.

Представляется необходимым отметить, что «системоцентризм» и «персоноцентризм» тесно связаны с понятием «система». Категория системы, трактуемой как целостность, обладающая структурой и организацией, состоящей из упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, позволяет раскрыть внутренний смысл этой дихотомии. Система функционирует на основе определенных принципов: целостности, структурности, взаимозависимости системы и среды, иерархичности, многоуровневости, самоорганизации, саморегуляции. Социальная философия оперирует понятием социальной системы. Соотносясь с этим понятием, системоцентризм и персоноцентризм как социальные понятия отражают содержанием «устройство», «организованность» социального системы.

Социальная система есть сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее личность, социальные общности, социальные институты, массовое сознание. Динамика развития социальных систем позволяет разделить их на два типа:

1) социальная система, в которой превалирует социальный институт и социальная общность, являющиеся основой системы, системообразующим фактором;

2) социальная система, основой которой является личность как системообразующий фактор.

Два этих типа социальных систем, соответственно, различаются и в целях функционирования. Целью первого типа является стабильное развитие государства и коллектива; целью второго типа становится всестороннее развитие личности, интересы которой определяют социальный прогресс.

Термин «системоцентризм» отражает наличие такой социальной реальности, при которой «центром», смыслом существования общества является развитие социальной системы, в основе которой находятся государство как важнейший социальный институт, коллектив, как тип доминирующей социальной общности и массовое сознание, как форма осознания обществом социальной реальности.

Российская система, включает в себя базисную основу в виде государства и массового сознания, демонстрируя процесс их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлияния.

Анализ условий складывания в России системоцентристской модели общества позволяет выделить несколько главных факторов.

Прежде всего, необходимо указать роль территориальной детерминанты в формировании специфической социальной системы.

Кроме этого, значительное влияние на социальные процессы, происходившие в России, оказала социально — экономическая политика и ее влияние на формирование общества.

Третьим фактором, повлиявшим на становление специфической модели общества в России, была религиозная детерминанта. Религия выступает неким ориентиром в формировании общечеловеческих ценностей.

Тема 2. Права человека в правовом и социальном государствах:

Права человека: содержание понятия

Именно с возникновением и распространением концепций естественного права связано появление такого научного понятия как «права человека».

Многими правоведами отмечалось, что с каждым годом значение прав и свобод человека и гражданина увеличивается. Если рассматривать дефиницию «современные права» можно прийти к выводу, что она не является бесспорным. Однако мы попробуем определить его общепризнанные составляющие.

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями[2]. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью[3].
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства[4], а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность[5].

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

Интересным представляется определение, данное Додоновым В.Н., Пановым В.П., Румянцевым О.Г.: «Права человека — права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо»[6].

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека)[7].

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

Поскольку по своей природе права человека являются неотчуждаемыми, то государство не имеет право вмешиваться в личную жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во «Всеобщей декларации прав человека», из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы[10].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека являются неотъемлемым элементом каждого человека. Государство не может «даровать» эти права, а может лишь закрепить их во внутреннем законодательстве и всеми возможными способами обеспечить их реализацию. Только в этом случае государство можно назвать правовым. В случае же если государство или не предоставляет своим гражданам их естественные права или препятствует их осуществлению или представляет эти права только определенным группам лиц, тем самым порождая дискриминацию, то его можно охарактеризовать как антидемократическое.

Права человека — есть естественные возможности индивида, которые обеспечивают его личное достоинство и свободу жизнедеятельности во всех аспектах общественной жизни. Помимо термина «права» употребляется еще и термин «свободы»: свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и свобода слова, печати, свобода передвижения и т.д. В общем и целом эти понятия можно считать однородными. В науке и законодательных актах используются также такие понятия как «права гражданина» и «права личности».

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Под правами личности понимаются полномочия, относящиеся к конкретному человеку в данной ситуации. Объем этих полномочий зависит как от условий проживания, работы, и социально-экономического положения в целом, так и от общественно-политического статуса. Под понятие «личность» подпадают граждане страны, иностранные гражданине, апатриды и беженцы. Права личности характеризуют степень его зрелости, индивидуальные особенности человека, способность руководить своими действиями и осознавать правомерность своих поступков.

В современной юридической литературе, в международных и внутригосударственных актах такие понятия как «права человека», «права личности» и «права гражданина» рассматриваются как однопорядковые. Использование другой терминологии связанно как правило с логическими и стилистическими правилами или в случае необходимости выделить тот или иной аспект проблем прав индивидуума.

Все основные права человека закреплены в международно-правовых актах, поскольку они являются международным стандартом и все современные государства обязаны равняться им. Так, в преамбуле Устава Организации Объединенных Наций закреплено, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций…».

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

Если рассматривать отдельно права женщин, особенно в мусульманских странах, то можно будет наблюдать, что их права определены Институтом «Право личного статуса»:

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.
Читайте также  История развития жизни на земле

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне[12].

[1] Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С — 295

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Права человека

Права́ челове́ка — это его возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности. И ниже приведено Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства [1] .

Содержание

История

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).

В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.

Начиная с 1950 года, ежегодно 10-го декабря отмечается как международный День прав человека.

Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека.

В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Эти и последующие международные соглашения утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников. Он не является исчерпывающим: «включение одних прав не означает умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина».

Помимо перечисленных в международном стандарте прав человека, в национальных системах права список прав человека и гражданина нередко дополняется новыми положениями. Например, в России — правом на благоприятную окружающую среду [2] , правом на информацию [3] и др.

Равноправие — универсальный принцип правового статуса личности

Идея равенства людей своими корнями уходит в глубину веков. Но потребовались столетия для запрета дискриминации групп людей по тому или иному признаку.

Как и в Декларации прав человека и гражданина 1789 года, во Всеобщей декларации прав человека провозглашалось, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.

Однако дополнительно отмечалось:

Равноправие женщин и мужчин

Особого внимания в этом отношении требуют женщины. Впервые вопрос о равенстве прав мужчины и женщины стал решаться идеологами Великой французской революции. В 1791 году был принят Закон о женском образовании и предоставлены некоторые гражданские права. Но в годы Термидорианской реакции эти позиции были потеснены. В конце XIX — начале XX вв. в Германии распространилась теория «трех К» — Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь), но параллельно развивались и другие направления общественного мнения. В Великобритании в 1847 году принят Закон о 10-часовом рабочем дне для женщины и открыт доступ к профессии учителя. В США с 1848 года замужние женщины получали право на собственность, а с 1880 года — возможность быть членами профсоюзов. Избирательным правом впервые воспользовались женщины Новой Зеландии в 1893 году.

Демократические принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени [4] .

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

  • Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;
  • Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;
  • Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;
  • В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;
  • Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;
  • Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;
  • Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);
  • Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой и правительством;
  • Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). [источник не указан 353 дня] В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее [источник не указан 353 дня] популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Личные

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

  • Наказуемость только по суду — запрет чрезвычайных судов
  • Неприкосновенность личности
  • Неприкосновенность жилища
  • Неприкосновенность переписки
  • Неприкосновенность собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции [5] )

Политические

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

  • Равенство перед законом — отсутствие сословий
  • Свобода совести — право иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;
  • Свобода слова и печати — запрет цензуры;
  • Свобода собраний — право проводить собрания как в закрытом помещении так и под открытым небом
  • Свобода союзов — право создавать союзы не спрашивая разрешения
  • Свобода стачек
  • Право петиций

Социальные

Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. [источник не указан 353 дня] К социально-экономическим правам относятся:

  • Трудовые права (право на труд и свободу труда)
  • Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
  • Право на социальное обеспечение
  • Право на жилище
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.
Читайте также  Экономические функции государства и их эволюция в России 2

Экономические

  • Свобода передвижения
  • Свобода труда
  • Свобода промышленности и торговли
  • Свобода приобретения собственности и распоряжения ею

Культурные

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

  • Свобода языка — право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях
  • Право на образование
  • Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
  • Свобода преподавания

Права человека: понятие, поколения

Понятие прав человека

Понятие прав человека включает объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные права. Они принадлежат людям по причине их человеческой природы. Гегель в своей концепции отмечал, что как таковой человек обладает правом на свободу.

Понятие права человека включает соответствующие социальные притязания, меры социальной свободы индивидов, развивающиеся наряду с общественным развитием и социализацией людей.

Существует прямая связь феномена прав человека и идеи естественного права, основанная на объективном наличии исходных, социально оправданных и социально требующихся условий (прав и свобод) человеческой жизни. Концепция естественного права поддерживалась еще мыслителями Античности, которые называли естественными права, следующие из природы человека. В их число было включено право жизни, собственности, личной неприкосновенности, свободы передвижения и др. Философы считали перечисленные права врожденными и естественными, неотчуждаемыми от человеческой личности и вечными.

Права человека (ТГП) являются социальными в том понимании, что их фиксация и существование возможны без каких-либо внешних форм социального опосредствования. В системе идей естественного права и прав человека правильной является постановка вопроса о естественных, непосредственных, социальных обязанностях людей перед обществом (положения, содержащиеся в 29 статье Всеобщей декларации прав человека).

Пуфендорф С., являвшийся представителем теории естественного права в Германии, написал труд «Об обязанностях человека и гражданина согласно естественного права».

Права человека представляют собой разновидность непосредственно-социальных прав, имея в виду наличие непосредственно-социальных прав любой социальной общности (народа, нации, различных ассоциаций и др.).

Вне зависимости от возможности констатации и фиксации человеческих прав в качестве объективно существующих явлений, их воплощение в жизнь и выход на поведенческий уровень являются достаточно сложными. Объем прав лица, включая их реализацию, относится к состоянию общества, уровню его развития и характеру организации, к степени освоения посредством общественного сознания. Эффективность реализации человеческих прав зависит от их нормативного оформления, включения в состав системы нормативного регулирования общества как норм обычаев, права и морали и др.

Таким образом, права человека представляют собой естественные, социально оправданные притязания индивидов, обладающие прирожденным, неотчуждаемым характером и присущие людям в силу их природы.

Понятие и классификация поколения прав человека

В соответствии с процессом развития человеческих прав, разным временем появления определенных прав, принято выделять поколения прав. Существует три поколения прав человека.

Поколения прав человека представляют собой совокупности прав, которые являются особыми по своей природе. Их формирование происходит на соответствующих стадиях общественного развития.

Первое поколение включает права человека, которые обеспечивают индивидуальную свободу. Они состоят в свободе слова, совести и религии; право жизни, свободы и безопасности; равенство перед законом; право свободы от произвольного ареста (задержания); право гласной справедливости, рассмотрения дел независимыми и беспристрастными судами и др.

Определение прав человека первого поколения заключается в реализации негативной свободы, обязанности государства воздержаться от вмешательства в область работы этих прав.

Второе и третье поколение прав

Второе поколение включает в свое содержание позитивные права. Для их реализации необходимы формы государственной деятельности, включая организационную, планирующую и др. Они формируются в ходе борьбы разных классов и сословий, которая направлена на улучшение экономического положения и расширение правового статуса.

По причине резкой поляризации буржуазного общества в конце XIX – начале XX в. появилась идея социального реформирования. Оно предназначалось для смягчения противостояния бедного и богатого слоя общества. Подобная концепция была непосредственно связана с появлением социальных, экономических и культурных прав, включая право на труд и свободу в выборе работы, права пользоваться социальным обеспечением, право на отдых и досуг, защита материнства и детства, право получать образование и принимать участие в культурной жизни общества.

В соответствии со своей природой права второго поколения не похожи на права первого поколения, так как для их осуществления не достаточным будет воздержание государства от вмешательства в эту область. Задача заключается в создании социальных программ, включая обеспечение посредством своей деятельности их реализации.

В третье поколение включены коллективные права, формирование которых происходило после Второй мировой войны. Они включают право на мир, право на здоровую окружающую среду и ядерную безопасность. Основной аспект этих прав заключается в их осуществлении не отдельной личностью, а группой людей, коллективом, общностью. Отметим, что каждый отдельный человек участвует в реализации этих прав, но это участие можно отнести не к его личному статусу, а к его положению в качестве участника определенной общности. Между индивидуальным и коллективным правом есть взаимосвязь. В ее основу должен быть положен принцип, в соответствии с которым коллективные права и их осуществление не должны ущемлять индивидуальных прав и свобод.

Таким образом, права человека первого поколения являются правами, с помощью которых обеспечивается индивидуальная свобода человека, ее защита от определенного вмешательства, включая вмешательство государства.

Рассматривая права человека второго поколения, отметим, что они представляют собой социальные права индивида, заставляющие государство осуществлять активную созидательную деятельность в области их обеспечения, в том числе гарантия реализации этих прав.

Права третьего поколения представлены коллективными правами, присущими не отдельному человеку, а коллективу, общности, ассоциации.

Теория прав человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные понятия теории прав человека

Права человека — это обязательные и неотъемлемые свойства любого человека. Государство не предоставляет права, а закрепляет их в законодательстве и обеспечивает их реализацию.

Если государство не соблюдает естественные права человека, уничтожает их, создает условия для реализации прав какой-либо отдельной группы лиц, то такое государство является антидемократическим, тоталитарным или авторитарным. Права человека относятся к естественным возможностям индивида. Они обеспечивают свободу деятельности и достоинство человека во всех сферах общественной жизни. Права человека не ограничиваются национальными и территориальными рамками, являются объектом защиты и международно-правового регулирования, существуют вне зависимости от закрепления в нормативно-правовых и законодательных актах государства.

В случае закрепления прав человека законом, они становятся правами гражданина государства.

Права гражданина — это комплекс естественных правомочий, отраженных в нормативных и правовых актах государства, а также приобретенных правомочий, полученных в процессе развития государства и общества.

Права гражданина закреплены в Конституции и других законодательных актах, декларируется государством и обеспечивают их защиту. Права гражданина квалифицируют индивида как члена государственного сообщества.

Права личности — это особые правомочия конкретного индивида в определенной ситуации. Объем правомочий зависит от общественно-политического статуса, социально-экономического положения человека, условий его проживания и работы. Права личности обуславливают индивидуальные особенности, степень социальной зрелости человека, способность отвечать за свои действия.

В международно-правовых актах, законодательстве развитых стран категории «права гражданина», «права человека», «права личности» употребляются чаще всего в одном значении.

Готовые работы на аналогичную тему

Права человека и права гражданина

Категории «права человека» и «права гражданина» носят неотъемлемый характер, несут один смысл, но разное содержание:

  • права человека берут свое начало в теории естественного права;
  • права гражданина проистекают из теории позитивного права.

Права человека — базовые категории, они принадлежат всем от рождения и не зависят от того в каком государстве проживает человек. Права гражданина включают права, закрепленные за индивидом в силу наличия определенного гражданства. Понятие «гражданские права и свободы» объединяет обе группы прав и свобод (человека и гражданина).

Права гражданина выступают определенным ограничением равенства между людьми, так как их лишены лица, проживающие на территории страны, но не имеющие гражданства. Права гражданина предусматривают возможность участия в выборах органов управления разного уровня, в допуске к работе на должности государственного служащего. Отдельные права предоставляются исключительно гражданам, исходя из общенародных интересов. Например, право частной собственности принадлежит к категории прав человека, а право частной собственности на землю — исключительно к категории прав граждан.

Права человека подразумеваются в случаях, когда Конституция закрепляет обезличенную обязанность государства что-либо «признавать», «гарантировать» или «охранять». Формулировка «граждане имеют право» применяется в случаях, когда речь идет о правах, предоставляемых лицам, имеющим гражданство данного государства.

Международные источники права человека

Права человека — это международный стандарт, пример для всех цивилизованных государств. Документы ООН, посвященные правам человека, имеют конкретную гуманистическую направленность. В 1991 году Верховным Советом РФ была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина.

В 1989 году ООН издала сборник международных договоров (более 70 договоров), непосредственно касающихся прав человека. Их состав постоянно пополняется.

Международный билль о правах человека включает:

  • Всеобщую декларацию прав человека;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Государства, подписавшие Факультативный протокол, признают право Комитета по правам человека принимать и рассматривать жалобы граждан на нарушения положений Пакта о гражданских и политических правах. РФ подписала Факультативный протокол в 1991 году.

Конвенция — это международное соглашение по специальному конкретному вопросу, обладающее обязательной силой для присоединившихся к этому соглашению государств. Пакт — это конвенция неоднородного содержания.

  • о борьбе с дискриминацией в сфере образования;
  • о дискриминации в сфере труда;
  • о рабстве;
  • о принудительном труде;
  • о правах ребенка;
  • о статусе беженцев и др.

Положения международных соглашений о правах человека непосредственно включены в национальное право РФ. Права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ, отражены в нормах гражданского, гражданско-процессуального, семейного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права и др.

Права человека: соотношение прав и обязанностей

Классический подход к соотношению прав и обязанностей отражен во Всеобщей декларации (ст. 29): каждый человек несет перед обществом определенные обязанности, однако при реализации своих прав и свобод может подвергаться только ограничениям, полностью учитывающим права и свободы других и отвечающим нормам морали. Права являются первичными, так как выполнение только одних обязанностей ведет к рабскому послушанию.

Права человека занимают преимущественное положение над правами народа (демократический подход соотношения прав общества и отдельного человека). Эффективная реализация прав человека требует наличия и развития высокого уровня развития у людей сдержанности, терпимости, сочувствия к ближнему, скромности в проявлении собственного «Я».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: