Великий шелковый путь на территории Казахстана - ABCD42.RU

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Казахстанские ветви Великого Шелкового пути

Жетысу.

По территории Казахстана, который издавна был местом, соединяющим Восток и Запад, проходило несколько ответвлений Великого Шелкового пути. Жетысу были «основными воротами» на Восток, что имело несколько последствий:

  1. все средневековые города Семиречья располагались вдоль Великого Шелкового пути;
  2. здесь же в дальнейшем находились зимовки казахов;
  3. современные железные и автомобильные дороги проходят параллельно Шелковому пути.

По Жетысу проходило несколько трасс Великого Шелкового пути. Первое направление пролегало через юго-восток Жетысу, затем проходило через Тараз до Алматы (Алмалык), оттуда через Шелек (Чилик), Сумбе, Жаркент шло на восток. Второе ответвление – северо-восточное – проходило через Алматы, Капшагай, Шенгельды, Алтын-Эмель, Дунген и Койлык мимо озера Алкаколь на восток. Третье, северное, направление после Тараза проходило через город Кулан, перескало Хантау и в городе Дунген соединялось с северо-восточным направлением. Затем от поселения Айнабулак путь поворачивал на север в Сарканд и через северо-восток Казахстана шел в Монголию. По этому направлению прошел к Монке-хану караван фламандского путешественника В. Рубрука. В 1253 году В. Рубрук писал о городе, в котором имелась торговая колония иранских купцов Екиогуз (Эквиус).

Западное и восточное направления Великого Шелкового пути смыкались в городе Тараз и доходили до Испиджаба (Сайрама), которые были основными торговыми центрами в Южном Казахстане. Первым крупным городом на Великом Шелковом пути в Таласской долине был Джувикат, через который караваны попадали в Тараз. Исторические источники называют Тараз «городом купцов». Именно в Таразе каган тюрков Истеми (Иштеми) в 568 году принимал посольство византийского императора во главе с Земархом для заключения военного союза и решения вопросов торговли шелком.

Путь, идущий из Семиречья через Тараз, в Испиджабе разветвлялся: первое направление шло в юго-восточном направление через Шаш в Самарканд и Бухару и оттуда на запад; второе направление проходило через Шымкент, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыганак и в Баршынлыкенте делилось на две трассы: одна шла на юго-восток в Хорезм, вторая – через Жанкент по северному побережью Аральского моря и северо-восточному побережью Каспийского моря выходила на запад. Из Жаркента существовало направление и в Северный Казахстан. Из Сыганака через Аксумбе пролегало направление в Центральный Казахстан.

Узлом многих караванных путей был город Отрар, основанный в V–VI веках. Отсюда одна дорога шла в Шавгар, а другая – через Сырдарью к городу Васидж. Затем путь шел вверх по Сырдарье через город Сюткент в Шаш, а вниз по Сырдарье – в город Дженд, дальше через Кызылкумы – в Хорезм и Ургенч, оттуда – в Поволжье и на Казказ. Эта часть Великого Шелкового пути была основным направлением в Золотую Орду.

Главным городом в Отрарском оазисе в X веке был Кадер, известный как «место стечения купцов из разных стран». Крупным торговым городом Чуйской долины был Суяб, о котором сообщалось, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран тюрков со стороны Мавераннахра». Китайцы называли город Кулан (Цзюйлень).

Значение Великого Шелкового пути для Казахстана.

Располагавшиеся вдоль Великого Шелкового пути города сыграли важную роль для перехода к оседлости тюркоязычных племен, вошедших в состав казахского народа. Благодаря развитию торгово-экономических связей народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства. Такое взаимовлияние продолжалось до расцвета Средневековья (XIII–XV века). На территории Казахстана развивалось денежное обращение, о чем свидетельствует серебряный клад из Отрара. В городе Тараз был найден византийский золотой солид эпохи императора Юстиниана I. Торговые и экономические связи между государствами по Великому Шелковому пути были нарушены в XIII веке монгольским нашествием. Начиная с XVII века, после открытия морских торговых путей, Великий Шелковый путь пришел в упадок. Только со второй половины XVIII века возобновилась торговля Казахстана с Россией на севере и Китаем на юге.

Главными воротами Великого Шелкового пути на Восток была территория

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Легендарная магистраль Средневековья — Великий шелковый путь — предмет современных исследований. Это не удивительно, потому что полуторатысячелетняя история этой трассы — мировое культурное и экономическое чудо. Одно из ответвлений знаменитого торгового пути проходило по регионам Казахстана. Перелистаем страницы прошлого, которые поведают о значении дороги для развития казахских земель.

Великий шелковый путь на территории Казахстана: направления, трассы

Важнейшая система торговых коммуникаций, которая до XV века связывала Восточную Азию со Средиземноморьем, называлась Великим шелковым путем. По подсчетам ученых, его протяженность составляла 7 тыс. км.

Какие трассы стали основными в этой системе торговых дорог? Какова карта шелкового пути? Об этом подробнее.

В начале II тыс. до н. э. китайцы взяли под контроль путь из Китая на запад. С этого момента начинается становление и развитие Великого шелкового пути. Он просуществовал 1,5 тыс. лет, был самым длинным, благодаря ему возникали, развивались и исчезали города.

Древние города Казахстана на Великом шелковом пути

Несмотря на то что торговые маршруты менялись, на карте Великого шелкового пути ученые выделяют две главные трассы:

Южную. Она охватывала территории от Китая и до берегов Черного моря. Пролегала по землям Памира и Приаралья. Главные торговые узлы этой трассы — Сирия, Иран, Средняя Азия, юг Казахстана через Таласскую и Чуйскую долины до Иссык-Куля. Выходила она к землям Туркестана.

Северную. Начиналась эта дорога в бассейне Хуанхэ, пересекала Среднюю Азию и выводила торговцев к Ирану и Сирии, к провинциям Индии.

Одна из ветвей Великого шелкового пути (северная) проходила по казахским землям, а точнее — по югу и востоку, охватывала центральные территории и уходила на запад.

Материальная культура казахов в ХV–XVIII веках

Источник фото: altyn-orda.kz

Рассмотрим основные пути и их направления. Узнаем, через какие древние города и поселения, возникшие в то время на территории Казахстана, проходил этот торговый путь:

Дорога с запада на восток — главная магистраль, которая, начиная с ІІ тыс. до н. э., позволила переправлять товары из Шаша в Сайрам и дальше до Ферганской долины. Торговцы проходили такие древние поселения:

  • Сайрам. О некогда большом торговом поселении Великого шелкового пути сегодня напоминает городище, расположенное возле поселка Сайрам на р. Сайрам-Су. Находится в 10 км от Шымкента. Ученые считают, что на этой территории когда-то располагался древний город Исфиджаб, или Белый город, но в Х в. его сравняли с землей воины хорезмшаха Мухаммеда.
  • Тараз. Сегодня это центр Жамбылской области, а во времена Великого шелкового пути это был крупный торговый центр северной магистрали. Буддийский монах и паломник Сюаньцзан в своих записках назвал его городом купцов. Из этого центра торговцы отправлялись на восток.
  • Джамукат. Историю этого древнего поселения, торгового и культурного центра, историки «считывают» на развалинах Костобе, или Двойного бугра.
  • Дех Нуджикес и Адахет — перевалочные пункты для караванов, которые отправлялись в северном направлении.
  • Текабет, Сус и Куль и Шельджи — города, возникшие вокруг серебряных рудников. Через них проходили торговые валки, преодолевая таласский отрезок в его горной части.

Казахстанский тенге: история национальной валюты

Перевалы на Чаткальском хребте открывали торговцам путь из Семиречья в Ферганскую долину.

Источник фото: silkadv.com

Восточная трасса вела из Тараза, проходила через Касрибас и вела купцов к городу Кулан. Расстояние до него от Тараза немного более ста километров (по старинным мерам длины это расстояние соответствовало 14 фарсахам, а 1 фарсах равнялся 6–9 км). Это городище расположено на территории современного Рыскуловского района Казахстана. О нем в своих записях вспоминает китайский ученый Сюаньцзан и арабские путешественники.

Отсюда путь купцов лежал в Чуйскую долину. Их целью было достичь одного их основных перевалочных пунктов шелкового пути — города Навакета (теперь это территория современного Киргизстана).

Юго-восточное направление проходили торговцы, стремившиеся попасть в Илийскую долину. Их путь пролегал через юг Казахстана, его восточные области и выходил к озеру Балхаш.

Первая мировая война кратко: основные события

По этой трассе товары попадали к пункту назначения двумя путями — северным и южным. Они расходились в пункте Тильхоз:

  • южная дорога вела из Кулана. На пути следования купцов располагались древние города Иссык, Лавр, Чилик. Чтобы последовать по этому пути сегодня, то нужно ориентироваться на Коктал и Жаркент.
  • северная трасса проходила по территории Чингильды. Преодолев перевал Алтын-Эмель, торговцы попадали в Икиогуз. Он раскинулся в долине полноводной реки Коксу (запад Джунгарского Алатау). Сейчас ориентир этого поселения — с. Дунгановка.

Каялык. Источник фото: tengrinews.kz

Отсюда караваны следовали в один из прославленных своими базарами город — Каялык. Это был важнейший торгово-ремесленный и культурный центр северного отрезка шелкового пути. Сейчас о нем напоминает городище возле с. Антоновка (Саркандский район).

Столица Казахстана Нур-Султан: что мы знаем о главном городе нашей страны?

Путь из Отрару на Иртыш и в Европу.

Товары в Отрару попадали из Исфиджаба. В этом древнем городе процветала торговля, развивалось искусство и науки. Потомкам приходится восстанавливать его историю, поскольку в XVIII веке город сравняли с землей джунгары, а в XIX веке поселение окончательно забросили. Купцов на пути из Отрару интересовал центр этого оазиса — город Кедер.

  • первая пересекала центральную и восточную части современного Казахстана. Она выходила к Иртышу, открывала путь в алтайский край и степи Монголии. Благодаря ей центральные районы могли сбывать скот, шерсть, кожу, металл.
Читайте также  Битва при Плесси

Следуя по ней, купцы миновали две долины — Арыстанды и Чаяна, преодолевали перевалы Каратау, шли через степную зону Центрального Казахстана и выходили к реке Кенгир. На этом пути возникли большие городища, где происходил обмен товарами: Болган-Ана, Домбгаул, Ормамбет и др.;

«Казахстан темир жолы»: перевозки, билеты, сервис

  • по второй торговцы переправляли товары в Хорезм, доставляли их народам, проживавшим на Поволжье и Кавказе. Сарай-Бату и Каффу — узловые торговые центры средневекового мира, которые располагались на этой трассе.

Таким образом, во ІІ до н. э. благодаря становлению и развитию Великого шелкового пути происходил интенсивный рост крупных торговых центров на территории Казахстана. Множество торговых путей, удобный выход к крупным водным артериям делали этот регион особенно оживленным.

Великий шелковый путь: торговля, товары

Эта важнейшая торговая артерия средневекового мира помогла наладить активный товарообмен между Востоком и Западом. Все начиналось с торговли изысканными китайскими шелками.

Китайские купцы обменивали шелковые ткани на драгоценности, металлы. На них покупали арабских скакунов, экзотические фрукты и овощи, специи и пряности.

Основные достопримечательности Самарканда

Трасса объединила в единую торговую сеть государства, что входили в состав Арабского халифата, Ближнего Востока, Индии, с Византией и Римом. Благодаря ей товарооборот не только вырос, но и стал более разнообразным. Страны продавали и покупали:

  • специи, лекарственные растения и смеси;
  • благовония (мирру, ладан, амбру);
  • красящие вещества;
  • ткани;
  • минералы, в том числе драгоценные камни;
  • меха;
  • оружие;
  • животных (коней, газелей, верблюдов, гепардов, обезьян, носорогов, львов и пр.);
  • слоновьи бивни;
  • продукты питания;
  • экзотические растения.

Расплачивались за товары не только золотыми и серебряными слитками и монетами. Наряду с ними главным средством расчета были шелковые ткани. Шелк дарили сановникам, им уплачивали налоги, подкупали чиновников.

Благодаря находкам археологов, сделанным при раскопках Отрара (монеты, слитки, артефакты), можно утверждать, что торговля на казахских землях времен Великого шелкового пути была оживленной и разнообразной. В серебряном отрарском кладе найдены монеты правителей Восточного Туркестана, европейских держав, Китая.

«Древний Тараз»: археологический парк и музей

Великий шелковый путь: историческое значение

Значение Великого шелкового пути было не только в обеспечении торговых и экономических связей. Благодаря ему налаживались культурные, научные и дипломатические связи. Путь, изначально возникший как торговый, очень скоро стал важнейшим фактором технического, научного и духовного прогресса человечества.

Источник фото: epochtimes.com.ua

Разберемся, в чем значение шелкового пути для развития общества:

  • Культурное развитие и обмен.

Великий шелковый путь позволил контактировать представителям разных народов. В процессе общения происходило культурное сближение и налаживание связей между представителями разных племен.

Продавали и покупали изделия серебра и золота, украшения из драгоценных камней, одежду из меха. Они были не только искусно изготовлены, но и обработаны соответственным способом, на них наносился аутентичный рисунок или вышивка, создавались оригинальные композиции, которые демонстрировали вкус, эстетические ценности того или иного народа.

Тюргешский каганат: образование, расцвет, упадок

Источник фото: advantour.com

Исследуя городища Талгар и Испиджаб, ученые обнаружили удивительной красоты серебряные кувшины, сделанные византийскими умельцами, фарфоровые изделия, изготовленные в Китае.

В этих торговых центрах нашли остатки храмов и культовых сооружений разного рода. Это говорит о том, что в центры торговли стекались мудрецы, паломники, путешественники, творчески одаренные люди, которые производили не только предметы культа, но и изделия светского характера. Благодаря этому происходил культурный обмен.

Путешественники, которые прошли по шелковому пути оставляли записи, дневники, сочиняли песни и стихи, писали музыку.

  • Развитие международных отношений.

Эта величайшая магистраль способствовала становлению и развитию дипломатии. Народы Востока и Запада вынуждены были контактировать, налаживать торговые и политические взаимоотношения.

Средневековые города Казахстана

Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря отрезку шелкового пути, проходящему по территории нынешнего Казахстана. Эта территория фактически стала главными воротами Великого шелкового пути.

  • Социально-экономическое развитие.

Городища, расположенные по пути следования караванов, интенсивно развивались. Проходило становление и быстрое освоение тюркскими народами ремесел. Осваивались разные технологии производства товаров, увеличивался торговый оборот, развивались торговые связи. Кочевники и полукочевые тюркские племена постепенно переходят к оседлости.

Торговые трассы, что проходили по территории Казахстана, способствовали становлению и развитию таких торговых узлов, как Отрар, Сайрам, Тараз и др. Формируется городская культура, налаживаются разносторонние связи с миром, формируются социально-экономические, политические и культурные основы развития народов, населяющих территорию Казахстана.

До XIV века Великий шелковый путь сохранял свою значимость в развитии социально-культурных, политических и экономических связей. Но с развитием морских торговых путей он утратил свои позиции.

Сегодня мировые лидеры возвращаются к идее возобновления этой магистрали в новом технологическом и экономическом воплощении.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Легендарная магистраль Средневековья — Великий шелковый путь — предмет современных исследований. Это не удивительно, потому что полуторатысячелетняя история этой трассы — мировое культурное и экономическое чудо. Одно из ответвлений знаменитого торгового пути проходило по регионам Казахстана. Перелистаем страницы прошлого, которые поведают о значении дороги для развития казахских земель.

Великий шелковый путь на территории Казахстана: направления, трассы

Важнейшая система торговых коммуникаций, которая до XV века связывала Восточную Азию со Средиземноморьем, называлась Великим шелковым путем. По подсчетам ученых, его протяженность составляла 7 тыс. км.

Какие трассы стали основными в этой системе торговых дорог? Какова карта шелкового пути? Об этом подробнее.

В начале II тыс. до н. э. китайцы взяли под контроль путь из Китая на запад. С этого момента начинается становление и развитие Великого шелкового пути. Он просуществовал 1,5 тыс. лет, был самым длинным, благодаря ему возникали, развивались и исчезали города.

Древние города Казахстана на Великом шелковом пути

Несмотря на то что торговые маршруты менялись, на карте Великого шелкового пути ученые выделяют две главные трассы:

Южную. Она охватывала территории от Китая и до берегов Черного моря. Пролегала по землям Памира и Приаралья. Главные торговые узлы этой трассы — Сирия, Иран, Средняя Азия, юг Казахстана через Таласскую и Чуйскую долины до Иссык-Куля. Выходила она к землям Туркестана.

Северную. Начиналась эта дорога в бассейне Хуанхэ, пересекала Среднюю Азию и выводила торговцев к Ирану и Сирии, к провинциям Индии.

Одна из ветвей Великого шелкового пути (северная) проходила по казахским землям, а точнее — по югу и востоку, охватывала центральные территории и уходила на запад.

Материальная культура казахов в ХV–XVIII веках

Источник фото: altyn-orda.kz

Рассмотрим основные пути и их направления. Узнаем, через какие древние города и поселения, возникшие в то время на территории Казахстана, проходил этот торговый путь:

Дорога с запада на восток — главная магистраль, которая, начиная с ІІ тыс. до н. э., позволила переправлять товары из Шаша в Сайрам и дальше до Ферганской долины. Торговцы проходили такие древние поселения:

  • Сайрам. О некогда большом торговом поселении Великого шелкового пути сегодня напоминает городище, расположенное возле поселка Сайрам на р. Сайрам-Су. Находится в 10 км от Шымкента. Ученые считают, что на этой территории когда-то располагался древний город Исфиджаб, или Белый город, но в Х в. его сравняли с землей воины хорезмшаха Мухаммеда.
  • Тараз. Сегодня это центр Жамбылской области, а во времена Великого шелкового пути это был крупный торговый центр северной магистрали. Буддийский монах и паломник Сюаньцзан в своих записках назвал его городом купцов. Из этого центра торговцы отправлялись на восток.
  • Джамукат. Историю этого древнего поселения, торгового и культурного центра, историки «считывают» на развалинах Костобе, или Двойного бугра.
  • Дех Нуджикес и Адахет — перевалочные пункты для караванов, которые отправлялись в северном направлении.
  • Текабет, Сус и Куль и Шельджи — города, возникшие вокруг серебряных рудников. Через них проходили торговые валки, преодолевая таласский отрезок в его горной части.

Казахстанский тенге: история национальной валюты

Перевалы на Чаткальском хребте открывали торговцам путь из Семиречья в Ферганскую долину.

Источник фото: silkadv.com

Восточная трасса вела из Тараза, проходила через Касрибас и вела купцов к городу Кулан. Расстояние до него от Тараза немного более ста километров (по старинным мерам длины это расстояние соответствовало 14 фарсахам, а 1 фарсах равнялся 6–9 км). Это городище расположено на территории современного Рыскуловского района Казахстана. О нем в своих записях вспоминает китайский ученый Сюаньцзан и арабские путешественники.

Отсюда путь купцов лежал в Чуйскую долину. Их целью было достичь одного их основных перевалочных пунктов шелкового пути — города Навакета (теперь это территория современного Киргизстана).

Юго-восточное направление проходили торговцы, стремившиеся попасть в Илийскую долину. Их путь пролегал через юг Казахстана, его восточные области и выходил к озеру Балхаш.

Первая мировая война кратко: основные события

По этой трассе товары попадали к пункту назначения двумя путями — северным и южным. Они расходились в пункте Тильхоз:

  • южная дорога вела из Кулана. На пути следования купцов располагались древние города Иссык, Лавр, Чилик. Чтобы последовать по этому пути сегодня, то нужно ориентироваться на Коктал и Жаркент.
  • северная трасса проходила по территории Чингильды. Преодолев перевал Алтын-Эмель, торговцы попадали в Икиогуз. Он раскинулся в долине полноводной реки Коксу (запад Джунгарского Алатау). Сейчас ориентир этого поселения — с. Дунгановка.

Каялык. Источник фото: tengrinews.kz

Читайте также  Основные виды эндоскопического исследования и история их возникновения

Отсюда караваны следовали в один из прославленных своими базарами город — Каялык. Это был важнейший торгово-ремесленный и культурный центр северного отрезка шелкового пути. Сейчас о нем напоминает городище возле с. Антоновка (Саркандский район).

Столица Казахстана Нур-Султан: что мы знаем о главном городе нашей страны?

Путь из Отрару на Иртыш и в Европу.

Товары в Отрару попадали из Исфиджаба. В этом древнем городе процветала торговля, развивалось искусство и науки. Потомкам приходится восстанавливать его историю, поскольку в XVIII веке город сравняли с землей джунгары, а в XIX веке поселение окончательно забросили. Купцов на пути из Отрару интересовал центр этого оазиса — город Кедер.

  • первая пересекала центральную и восточную части современного Казахстана. Она выходила к Иртышу, открывала путь в алтайский край и степи Монголии. Благодаря ей центральные районы могли сбывать скот, шерсть, кожу, металл.

Следуя по ней, купцы миновали две долины — Арыстанды и Чаяна, преодолевали перевалы Каратау, шли через степную зону Центрального Казахстана и выходили к реке Кенгир. На этом пути возникли большие городища, где происходил обмен товарами: Болган-Ана, Домбгаул, Ормамбет и др.;

«Казахстан темир жолы»: перевозки, билеты, сервис

  • по второй торговцы переправляли товары в Хорезм, доставляли их народам, проживавшим на Поволжье и Кавказе. Сарай-Бату и Каффу — узловые торговые центры средневекового мира, которые располагались на этой трассе.

Таким образом, во ІІ до н. э. благодаря становлению и развитию Великого шелкового пути происходил интенсивный рост крупных торговых центров на территории Казахстана. Множество торговых путей, удобный выход к крупным водным артериям делали этот регион особенно оживленным.

Великий шелковый путь: торговля, товары

Эта важнейшая торговая артерия средневекового мира помогла наладить активный товарообмен между Востоком и Западом. Все начиналось с торговли изысканными китайскими шелками.

Китайские купцы обменивали шелковые ткани на драгоценности, металлы. На них покупали арабских скакунов, экзотические фрукты и овощи, специи и пряности.

Основные достопримечательности Самарканда

Трасса объединила в единую торговую сеть государства, что входили в состав Арабского халифата, Ближнего Востока, Индии, с Византией и Римом. Благодаря ей товарооборот не только вырос, но и стал более разнообразным. Страны продавали и покупали:

  • специи, лекарственные растения и смеси;
  • благовония (мирру, ладан, амбру);
  • красящие вещества;
  • ткани;
  • минералы, в том числе драгоценные камни;
  • меха;
  • оружие;
  • животных (коней, газелей, верблюдов, гепардов, обезьян, носорогов, львов и пр.);
  • слоновьи бивни;
  • продукты питания;
  • экзотические растения.

Расплачивались за товары не только золотыми и серебряными слитками и монетами. Наряду с ними главным средством расчета были шелковые ткани. Шелк дарили сановникам, им уплачивали налоги, подкупали чиновников.

Благодаря находкам археологов, сделанным при раскопках Отрара (монеты, слитки, артефакты), можно утверждать, что торговля на казахских землях времен Великого шелкового пути была оживленной и разнообразной. В серебряном отрарском кладе найдены монеты правителей Восточного Туркестана, европейских держав, Китая.

«Древний Тараз»: археологический парк и музей

Великий шелковый путь: историческое значение

Значение Великого шелкового пути было не только в обеспечении торговых и экономических связей. Благодаря ему налаживались культурные, научные и дипломатические связи. Путь, изначально возникший как торговый, очень скоро стал важнейшим фактором технического, научного и духовного прогресса человечества.

Источник фото: epochtimes.com.ua

Разберемся, в чем значение шелкового пути для развития общества:

  • Культурное развитие и обмен.

Великий шелковый путь позволил контактировать представителям разных народов. В процессе общения происходило культурное сближение и налаживание связей между представителями разных племен.

Продавали и покупали изделия серебра и золота, украшения из драгоценных камней, одежду из меха. Они были не только искусно изготовлены, но и обработаны соответственным способом, на них наносился аутентичный рисунок или вышивка, создавались оригинальные композиции, которые демонстрировали вкус, эстетические ценности того или иного народа.

Тюргешский каганат: образование, расцвет, упадок

Источник фото: advantour.com

Исследуя городища Талгар и Испиджаб, ученые обнаружили удивительной красоты серебряные кувшины, сделанные византийскими умельцами, фарфоровые изделия, изготовленные в Китае.

В этих торговых центрах нашли остатки храмов и культовых сооружений разного рода. Это говорит о том, что в центры торговли стекались мудрецы, паломники, путешественники, творчески одаренные люди, которые производили не только предметы культа, но и изделия светского характера. Благодаря этому происходил культурный обмен.

Путешественники, которые прошли по шелковому пути оставляли записи, дневники, сочиняли песни и стихи, писали музыку.

  • Развитие международных отношений.

Эта величайшая магистраль способствовала становлению и развитию дипломатии. Народы Востока и Запада вынуждены были контактировать, налаживать торговые и политические взаимоотношения.

Средневековые города Казахстана

Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря отрезку шелкового пути, проходящему по территории нынешнего Казахстана. Эта территория фактически стала главными воротами Великого шелкового пути.

  • Социально-экономическое развитие.

Городища, расположенные по пути следования караванов, интенсивно развивались. Проходило становление и быстрое освоение тюркскими народами ремесел. Осваивались разные технологии производства товаров, увеличивался торговый оборот, развивались торговые связи. Кочевники и полукочевые тюркские племена постепенно переходят к оседлости.

Торговые трассы, что проходили по территории Казахстана, способствовали становлению и развитию таких торговых узлов, как Отрар, Сайрам, Тараз и др. Формируется городская культура, налаживаются разносторонние связи с миром, формируются социально-экономические, политические и культурные основы развития народов, населяющих территорию Казахстана.

До XIV века Великий шелковый путь сохранял свою значимость в развитии социально-культурных, политических и экономических связей. Но с развитием морских торговых путей он утратил свои позиции.

Сегодня мировые лидеры возвращаются к идее возобновления этой магистрали в новом технологическом и экономическом воплощении.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Формирование Великого Шелкового пути. Направления и трассы Великого Шелкового пути

Формирование Великого Шелкового пути

Великий Шелковый путь — трансконтинентальный путь древности и средневековье между Востоком и Западом, начала функционировать как регулярная торговая и дипломатическая артерия с середины II в.до.н.э. и существовал вплоть до XIV века до открытия морских путей.

Начиная III-II тыс. до. н.э. существовали отдельные участки Великого Шелкового пути:

  • «Лазуритовый путь» — соединял Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией.
  • «Нефритовый путь» — связывал Восточный Туркестан с Китаем.
  • «Степной путь » (сер. I тыс. до н.э.) — из Причерноморье к берегам Дона, затем в земли сарматов в Южное Приуралье, дальше в страну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан (Сведение Геродота).

В 629 г. буддийский паломник Сюань-Цзян отправился из Китая в Индию, «чтобы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие». Ехал по международному пути, который связывал Китай с Западом. В своем дневнике описывая весь свой путь, он пишет, что они прибыли через «Прозрачное Голубое озеро» (Иссык-куль) к г.Суябу, где встретился с тюркским каганом. Описывая прием, у тюркского кагана, Сюань-Цзян неоднократно подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати.

Изобретение шелка, археология Китая относят к эпохе неолита (раскопки в провинции Чжецзян, вблизи озера Тайху — найдены шелковые ткани, пояса и пряжа).

В VI-V вв. до н.э. китайский шелк стал вывозиться в другие страны. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного «царских» курганов Пазырыка на Алтае (V в.до н.э.) и захоронения в Южной и Западной Европе (VI-V вв.до н.э.).

В распространении шелка участвовали кочевые племена саки и скифы, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию.

В VI-VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан.

Основные причины:

  1. В Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию;
  2. Дорога через Фергану в VII в. стало опасной из-за междоусобиц местных правителей;
  3. Богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.
  4. Основное число посольских и торговых караванов в VII-ХIV вв. гило здесь.

Направления и трассы Великого Шелкового пути

Основные трассы в VI-VIII вв:

  1. Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-кульская котловина Восточный Туркестан.
  2. Византия — Дербент — Прикаспийские степи -Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан — Семиречье — Восточный Туркестан — Китай.

Основные направления:

Великий Шелковый путь через Казахстан проходили по Южному Казахстану и Семиречье и разделялось на 4 направления:

  1. Направления с запада на восток;
  2. Илийское направление;
  3. Европейское направления;

Направления, ведущие в Центральный и Восточный Казахстан:

  1. Сарысуйский путь — из Отрара к р.Иртыш, Ишим;
  2. Хан жол — из Тараза к берегам р. Атасу;
  3. северо-илийский путь — от Чингелды к берегам Балхаша

Крупные города на Великом Шелковом пути:

  • Испиджаб — китайцы называли «городом на белой реке». Купцы из Испиджаба имели свои фактории в Багдаде, Мерве, Балха.
  • Джувикат — город в Таласской долине, здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство Юстиниана II из Византии во главе с Земархом, прибывшее для заключения военного союза против Ирана и решения вопросов о торговле шелком.
  • Джамукат — рядом с Таразом, основанный согдийцами из Бухары, которым правил некий Джамук. Остатки города на правом берегу Таласа сейчас называется — Костобе.
  • Кулан — китайцы называли «Цзюйлень», был известен как « приятный городок на границах страны тюрок со стороны Мавераннахра».
  • Икиогуз — в долине р.Коксу — совр. село Дунгановка. В 1253 г. монах В.Рубрук писал, что в городе имелась торговая колония иранских купцов. Рубрук называет город Эквиусом.
  • Каялык — в долине р. Каратал (совр. Антоновское) столица карлукских правителей жабгу — центр северо-восточной части Илийской долины ( IX-XIII вв.).
  • Кедер — одним из главных городов в Отрарском оазисе, известен как о «месте стечения купцов из разных стран».
  • Отрар и Шаугар (VIII в.). Отрар — был узлом многих караванных путей. Шаугар — совр. Чуй-тобе, рядом с Туркестаном.
Читайте также  История болезни - Неврология (правосторонний центральный гемипарез)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Великий шелковый путь на территории Казахстана. Город и степь

Начало контактов и обменных связей восходит к III–II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана.

В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.

В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средизем­номорье.

В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функциониро­вать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.

Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинал­ся в Чаньани — древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля — через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье — это так называемый «Южный путь». «Северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадан в Сирию.

В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходив­ший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно объяснить несколькими причина­ми. Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.

Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в VII—XIV вв. В течение столетий он претер­певал изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв. основной была трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточ­ный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата в Ви­зантии. В IX—XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в XIII—XIV вв. вновь оживляется. Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми.

Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н. э. — первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из Сасанидского Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формиру­ются городские центры, предтечей которых явились земледельчес­кие поселения, окруженные стенами с башнями.

Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, прости­равшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникно­вение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

Великий шелковый путь на территории Казахстана. Город и степь.

Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана.

В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.

В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средизем­номорье.

В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функциониро­вать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.

Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинал­ся в Чаньани — древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля — через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье — это так называемый «Южный путь». «Северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадан в Сирию.

В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходив­ший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно объяснить несколькими причина­ми. Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.

Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в VII—XIV вв. В течение столетий он претер­певал изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв. основной была трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточ­ный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата в Ви­зантии. В IX-XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в XIII-XIV вв. вновь оживляется. Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми 1 .

Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н. э. — первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из Сасанидского Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формиру­ются городские центры, предтечей которых явились земледельчес­кие поселения, окруженные стенами с башнями.

Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, прости­равшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникно­вение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: