Законы и загадки зрительного восприятия человека - ABCD42.RU

Законы и загадки зрительного восприятия человека

Основные законы зрительного восприятия

1.1 Основные законы зрительного восприятия

Восприятие зависит от общего состояния личности, от ее индивидуального, психологического типа, мотивации и ценностных установок, но все же существуют основные законы восприятия, которые могут быть применены ко всем типам личности [3. С 32].

Первый закон восприятия – закон подобия. Если различные образы или объекты подобны друг другу, похожи по какому-нибудь качеству, например, то они будут восприниматься как одно целое.

Второй – закон общности. Множество объектов или образов, которые движутся с одной и той же скоростью, воспринимаются как один образ или объект.

Третий – закон близости. Те объекты или образы, которые расположены ближе друг к другу, воспринимаются как одно целое те, которые несколько удалены от них, воспринимаются в качестве отдельных объектов.

Четвертый – закон стремления к целостности. Незавершенные объекты или образы «стремятся» к завершенности. В качестве примера психологи приводят круг, нарисованный с помощью точек, который человек воспринимает как целостный образ круга. Такие образы привлекают внимание и запоминаются лучше.

Пятый – закон простоты и удобства. Образ, который человек складывает из незавершенных объектов, должен быть удобным или привычным для восприятия. Известно, например, что среди геометрических фигур более привычным является треугольник, потом – круг, а потом – квадрат.

Шестой – закон структурности. Суть его заключается в том, что отдельные элементы всегда стремятся стать частью какой-либо структуры. Структурное восприятие сильнее и ярче восприятия отдельных элементов.

Седьмой – закон исключения взаимовлияния. Если два объекта или образа расположены рядом или следуют непосредственно друг за другом, они мешают восприятию друг друга. В результате один образ или объект накладывается на другой, информация деформируется.

Восьмой – закон начала и конца. Несколько образов или объектов, расположенных в пространстве, восприятие «распределяет» от первого к последнему. Для зрительного восприятия важны следующие моменты:

— распределение происходит слева направо,

— те образы или объекты, которые расположены вначале, воспринимаются лучше и сохраняются в памяти дольше отнесенных восприятием к «крайним».

Девятый – закон выпадения из ряда. Если в ряду элементов или предметов, появляется элемент, чем-то отличающийся от остальных, он «выпадает из ряда» и запоминается лучше, независимо от своего расположения: в начале, в конце или посередине.

Десятый – закон реминисценции. Повтор образа или предмета, улучшает его восприятие. Второе повторение должно быть вскоре после первого, третье — спустя некоторое время.

1.2 Принцип равновесия

У любой композиции обязательно есть визуальный (композиционный) центр, на котором в первую очередь фокусируется внимание. Зрительное равновесие – это визуальная уравновешенность отдельных частей (элементов) и всей композиции относительно визуального центра. Оно достигается определенным расположением элементов. Визуальных центров может быть несколько: главный центр всегда один, остальные — второстепенные. Композиция всегда должна быть уравновешена. Исходной точкой, определяющей равновесие, является оптический центр, который находится примерно на 1/8 выше физического центра изображения. Существует два вида равновесия: формальное и неформальное.

Первое — абсолютная симметрия относительно линии, проходящей через оптический центр. Использовать такое равновесие следует, при необходимости подчеркнуть стабильность и консерватизм образа.

Второе — неформальное, или визуальное равновесие. Элементы разных размеров, форм цветовой интенсивности или затененности на разных расстояниях от оптического центра — более тяжелый предмет ставиться ближе к центру и уравновешивается более легким, но расположенным дальше от него. При конструировании, например рекламы, чаще применяется неформальное равновесие, ток как оно делает композицию более интересной, образной и эмоциональной. Один элемент всегда должен доминировать.

2. Полиграфические технологии

Говоря о технологии печатного процесса, можно добавить немного истории. Так, например, работа печатника с самого начала печатного дела состояла из четырех базовых операций: выбор литер буква за буквой из кассы печатного шрифта; выстраивание литер друг за другом на специальной сборной «палочке» — деревянной полоске с уголками; выравнивание строк — создание пробелов между буквами с помощью «пробельного материала», которым служили небольшие чистые кусочки свинца; и после печати происходила последняя стадия — возвращение литер обратно в кассу.

— Печатный пресс Гуттенберга

Сначала печатного дела печатный пресс представлял собой слегка переделанный давильный пресс. Набранный шрифт, закрепленный лигатурами или с усилием вставленный в металлическую рамку-форму, покрывался краской, сверху на него помещали лист бумаги, а затем все это вместе зажималось в «тиски», образованные «ложем» и «столом».

Такой вид печати был непростой и медленной работой.

Человеческая мысль не стоит на месте около 1550 года деревянные винты, используемые в печатном прессе, были заменены железными. Уже значительно позже в конструкции печатной машины появился новый двухкомпонентный элемент. Он состоял из «маски» — специфического куска пергамента с вырезанной в нем по определенному размеру печатным изображением дырой, и «барабана» — куска толстой мягкой ткани. Данная «маска» служила преградой для попадания краски на поля листа, а «барабан» сглаживал неравномерности давления, возникавшие по причине неодинаковой высоты литер.

Первый полностью металлический печатный пресс появился в Англии близко 1795 года. Немного позже в Америке построили металлический пресс, в котором ворот с резьбой заменили набором металлических шарниров. Этот пресс назывался «Колумбиец».

— Печатная машина Кенинга

Первая печатная машина была создана в 1811 году Кёнигом и Андреасом Бауэром. Они создали пресс, в котором цилиндр выполнял функцию вращающегося вала с закрепленным на нем листом бумаги. Этот прототип печатной формы был закреплен на двигающемся горизонтально плоском «столе». Движение «стола» зависело от вращательного движения вала. Когда вал отходил назад, на него посредством красочных валиков наносилась печатная краска.

Механизировать процесс набора букв, используя технологии XIX века, было очень непростой задачей. Но способствовало данному процессу изобретение в 1806 году компрессионной формовки.

Немногим позже запатентовали наборную машину, которая представляла собой ячейки с литерами и клавиатуру. При нажатии клавиши, соответствующая ей литера высвобождалась из ячейки и опускалась в магазин. Затем вручную выравнивали литеры внутри магазина. В конструкции данного печатного аппарата было предусмотрено устройство, которое постоянно докладывало в ячейки новые литеры.

— Линотип — печатная машина, которая была сконструирована в 80-х годах XIX века в США немцем Оттмаром Мергенталером. Данная конструкция представляла собой первую строкоотливную машину, которой было подвластно отливать набор букв целыми строками посредством специальных подвижных матриц каждой буквы. Эти матрицы были закреплены таким образом, чтобы после эксплуатации они возвращались в соответствующую им ячейку в кассе. Предпечатное выравнивание строк на линотипе достигалось за счет добавления клинообразных пробельных элементов после каждого набранного слова. В ходе печатного процесса отлитые из свинца строки собирались в набор и далее использовались как печатная форма. Производительность линотипа составляла 7 тысяч символов в час.

Первым способом отображения графических иллюстраций была ксилография (ручная печать) — печать посредством деревянной формы. Такие доски с вырезанными на них изображениями и буквами закреплялись в одной раме с деревянными литерами.

Во второй половине XIX века наблюдался триумф гравюры на металле, которая начала вытеснять ксилографию.

В XIX веке машины для печати с гравированных форм были значительно усовершенствованы. В последних моделях печатная краска стала наноситься при помощи валиков, а стираться с печатной формы посредством вращающихся щеток или дисков с калькой, прикрепленной к ним.

Глубокая печать использовалась и при нанесении рисунка на ткань. В этой процедуре печатной формой служил цилиндр с выгравированным на нем рисунком; а лишняя краска с формы убиралась при помощи скребка. В 1860 году данная технология применялась во Франции для печати обложек к школьным учебникам.

Технология современной полиграфии содержит 3 основные группы производственных процессов. Они представлены формными, печатными и отделочными процессами. Первые, или формные процессы подразумевают изготовление печатной формы, которая представляет собой приспособление или устройство, формирующее красочный слой по аналогии с конфигурацией изображения на оригинальном образце. Главная задача печатных процессов — это получение большого количества печатных оттисков, которые воспроизводят в точности оригинал. И, наконец, отделочные, или послепечатные процессы завершают производство полиграфической печатной продукции.

Человек — человеку? Законы восприятия

Человек воспринимает информацию через свои ощущения. При воздействии внешних факторов на его органы чувств, информация попадает в кору полушарий мозга, где образуются временные связи, запускающие рефлекторные процессы. Мозг компилирует ощущения и выдает определенные образы. В это время «включается» один из ключевых анализаторов и дает информацию об объекте, его свойствах и признаках. Согласно основному анализатору, различают осязательное, слуховое, мышечное и зрительное восприятия.

Большую часть информации мы получаем от зрения. И именно этому типу восприятия уделялось наиболее пристальное внимание ученых. В 19 веке в Германии были выделены основные законы зрительного восприятия.

  1. Если фигуры имеют какие-то общие признаки (например, похожи по форме), то восприятие объединяет их в группы.
  2. Если фигуры находятся на небольшом расстоянии друг от друга, восприятие определяет их в группы.
  3. Если фигуры располагаются в замкнутом пространстве, они лучше воспринимаются.

Однако механизмы, которые включаются в момент, когда эти законы вступают в силу, не изучены до сих пор.

Существует и ряд других наблюдений

Глаза и мозг человека воспринимают внешние раздражители, которые поступают извне, как фигуру и фон. То что воспринимается более четко — это фигура. Объекты, которые различить сложнее, образуют фон. В зависимости от того, как быстро человек переключает внимание с одного объекта на другой, они могут меняться местами. Такая особенность восприятия характерна не только для зрения: этот же закон работает и для слуха, обоняния и пр.

К законам восприятия следует отнести и следующие наблюдения:

Недостающие фрагменты информации мозг старается восполнить до полной картины. Это делается для того, чтобы создать и сохранить целостный образ. В одинаковой степени это относится к музыке, элементам фраз или изображений. То же самое происходит и про знакомстве с другими людьми: наш мозг склонен домысливать факты, о людях, если мы о них мы ничего не знаем.

На окончательный образ влияют не только внешние раздражители, но и ожидания человека, его догадки и предположения. То есть та информация, которая поступает в мозг извне, обрабатывается под влиянием предыдущего опыта и старается уподобиться ему. Например, если человек нам нравится, мы автоматически приписываем ему те черты, которые хотим в нем увидеть.

Психологи выделяют еще несколько эффектов восприятия

  • Сформировавшийся образ остается устойчивым. Правильное восприятие может обеспечить только регулярный поток новой информации, которая помогает уточнить и скорректировать уже сформированный образ.
  • Формирование образа зависит от предыдущего опыта.

Сам процесс восприятия можно разделить на несколько этапов:

  • Из непрерывного информационного потока выделяются определенные стимулы. Мозг принимает решение о том, что они относятся к какому-либо конкретному объекту.
  • Задействуется память. Из нее извлекаются похожие образы. Они сравниваться с новыми, на основании чего мозг формирует решение о том, какой объект перед ним.
  • Объект подвергается категоризации. Продолжается поиск дополнительных признаков, направленный на подтверждение или опровержение решения о принадлежности к определенной категории.
  • Мозг делает окончательный вывод о том, какой объект находится перед ним.
Читайте также  Символы ратной славы и воинской доблести

Особенный интерес у ученых вызывает процесс восприятия цвета. Психологи склонны считать, что существуют два уровня: восприятие и ощущение цвета. Однако, существует и еще одна характеристика, а именно «чувство цвета». Оно особенно важно для творческих людей и связано с эстетическими и эмоциональными особенностями.

Восприятие цвета также подвержено определенным законам. На него влияет целый ряд внешних факторов, как, например, яркость, освещение, фон и пр. Интересный факт: если 2 цвета расположены рядом друг с другом, то они будут влиять один на другой.

Восприятие человека — это сложный динамический процесс, который постоянно изменяется. На изменения оказывают влияние условия жизни человека, накопленный опыт и пр. Лучше усваивать новые знания и развивать собственный мозг помогут тренажеры и курсы Викиум!

Законы и загадки зрительного восприятия человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:23, реферат

Краткое описание

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия – это наиболее объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Оглавление
Файлы: 1 файл

Законы организации восприятия.docx

1. Законы организации восприятия………………………………………. …5

3. Восприятие формы / очертаний…………………………………………. 10

Список использованной литературы…………………. ……………………14

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия – это наиболее объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладают тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимаетчя не цвет «вообще», а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии, имеют ту или иную форму, величину и т.д. Зрение дает нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Отражение предметов в их пространственных или иных свойствах относится уже к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения.

1. Законы организации восприятия

В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам перцептивной группировки. Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии, утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.

Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина. В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. То есть фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или наоборот.

Подчеркнем, что отделение фигуры от фона – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Это становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.

Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.

Закон близости. Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

Закон сходства. По М. Вертгеймеру, при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными; вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными.

Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.

Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение. Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

Закон прегнантности. Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной» или, если использовать немецкое слово, включающее все эти понятия, «прегнантной».

Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации.

Фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. Например, камуфляж может служить хорошим средством, чтобы скрыть объект из вида.

2. Восприятие цвета

Цвет является мощным источником воздействия на психику человека и его эмоциональное состояние. Еще со школы мы знаем считалочку «Каждый охотник желает знать.. .», в которой закодированы цвета, составляющие радугу. Так называемый спектр, семь основных цветов, получается путем преломления светового луча, проходящего сквозь стеклянную призму. Между крайними цветами спектра — вишнево-красным и фиолетово-синим — располагаются красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, голубовато-синий, синий, сине- фиолетовый. Такие цвета называются спектральными.

Для понимания цвета и его воздействия на человека необходимо знать, как распределяются и как взаимодействуют цвета друг с другом. Цветовой круг условно делят на две части: в одну входят все красные, желтые и зеленые цвета, а в другую — сине-зеленые, синие и фиолетовые. Цвета первой группы называются теплыми, второй — холодными. Кроме того, все цвета, кроме черного и серого, называются хроматическими, а черный и серый — ахроматическими. Важный аспект в восприятии цвета — освещение. Кроме того, на восприятие цвета влияет наше психическое состояние, и наоборот, цвет может воздействовать на нас и вызывать определенные эмоции.

Современные исследования в области эмоционального восприятия цвета предоставляют возможность регулировать настроение человека, используя его реакцию на отдельные цвета и их сочетания. Цвет становится средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции. В частности, цвет может поднять настроение и активизировать энергию, успокоить и расслабить, поднять или снизить аппетит. Ученые и дизайнеры давно научились использовать в своей практике эти особенности цвета. Осознанное применение цвета позволяет корректировать состояние человека, подолгу находящегося в одном помещении.

Если в жилом доме несколько комнат, их лучше оформить в различной цветовой гамме. Например, если дети досаждают вам своим неумеренным темпераментом, то стены их комнаты следует выкрасить в розовый цвет. В таком помещении ребенок быстро успокоится. Аппетит ребенка улучшится в желто-оранжевой кухне. Синий цвет расслабит, даст возможность полноценно отдохнуть, а зеленый снимет зрительное напряжение и поможет собраться мыслями. Красный же цвет возбуждает и стимулирует мозг. Красными могут быть детали, но ни в коем случае не стены целиком. Только в спортзале допустимо использование в большом количестве красного цвета. Фиолетовые цвета подойдут для кабинета, где необходима сосредоточенность, этот цвет благоприятно действует на клетки нашего мозга и способствует раскрытию способностей.

Характеристика различных цветов с точки зрения их воздействия на наш организм. Красный цвет — теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении. Оранжевый цвет — стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит. Желтый цвет активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течение небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение. Зеленый цвет — успокаивающе влияет на нервную систему и зрение, уменьшает боль, снимает раздражительность, усталость, снижает кровяное давление, ослабляет мигрень. Голубой цвет — антисептический, снимает боль. Однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость. Синий цвет успокаивает, усыпляет, расслабляет мышцы, эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках. Фиолетовый (пурпурный) — благоприятно воздействует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Нежно-розовый — оказывает успокаивающее воздействие, снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему.

Существует индивидуальный аспект восприятия цвета. Люди, различные по своему психотипу, по-разному воспринимают цвет. Мы говорим, что этот цвет нравится или раздражает, не подозревая, что за этим стоит наше индивидуальное восприятие, обусловленное свойствами характера. Например, эмоциональные, легко возбудимые, подверженные влюбчивости выбирают красный цвет. Спокойные, уравновешенные — зеленый. Синий цвет предпочитают в чем-то разочарованные, расстроенные люди. Коричневый цвет и его оттенки приятны людям, не желающим ничего менять. Фиолетовый цвет необходим людям, мистически настроенным, и тем, кто ищет точку опоры в жизненных ситуациях. А импульсивные и жизнерадостные любят оранжевые и желтые цвета.

Желтый — цвет солнца, в некоторых странах цвет богатства — создает ощущение тепла и укрепляет надежду. Синий и голубой — цвета воды и неба — вызывают ощущение прохлады и отдохновения, их нельзя использовать в холодных местах и кухнях. Оранжевый, находясь между красным и желтым, обладает характеристиками обоих цветов. Нежелательно его использовать в спальнях и кабинетах. Зеленый вызывает ассоциации с жизнью, ощущение связи с природой. При восприятии фиолетового цвета возникает чувство торжественности, состояние уравновешенности, это цвет мудрости и царственности. Белый и черный цвета стоят в ассоциативном ряду особняком. У разных народов эти два цвета вызывают противоположные ассоциации: белый цвет на Востоке — цвет траура, а в Европе — торжества, праздника.

Читайте также  История развития бухгалтерского учета за рубежом

Иллюзорность цвета. Цвет иллюзорен и безгранично изменчив. Цвет может зрительно увеличивать или уменьшать предметы, даже воздействовать на оценку промежутка текущего времени. Одинаковый цвет на стенах, потолке и на полу прямоугольного помещения выглядит по-разному. Изменяясь, цвет меняет и наше восприятие среды. Он может зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, утяжелять или облегчать форму. Голубые и фиолетовые цвета создают иллюзию увеличения пространства, красные — уменьшения. Для расширения пространства помещений нужно использовать холодные тона, а для сужения пространства комнат — теплые. Синие цвета могут зрительно отодвинуть стену, если остальные стены будут другого цвета.

3. Восприятие формы / очертаний

Восприятие формы/очертания обычно осуществляется живыми организмами посредством анализа признаков стимула. Нет единого мнения о том, что же такое форма или очертание. Некоторые специалисты считают, что контур и края служат основой для восприятия сложной формы. Процесс обработки и анализа визуальной информации требует в качестве первой ступени фигуративного синтеза, описанного Ульриком Найссером в «Когнитивной психологии». Фигуративный синтез — это способ перенесения стимульной информаци из и конического образа и ее синтезирования в форму. Одной из важнейших проблем в области распознавания или восприятия изображений теоретики считают установление того, как организмы узнают формы или очертания независимо от размеров предмета, положения его образа на сетчатке, искажений вследствие плохой видимости, фрагментарности изображения, как например, на картинках или в мультфильме.

Два основных направления в теории восприятия — это теория извлечения признаков и теория сравнения с шаблоном. Большинство исследователей сходятся во мнении, что организмы реагируют на организацию дифференциальных признаков, как это продемонстрировал Уильям Аттел в экспериментах на людях по распознаванию размытых букв. Эти опыты описаны в его книге «Психология сенсорного кодирования».

В книге «Зрение и зрительное восприятие» Кларенс Грэхем указывает, что исследования восприятия формы включают «идентификацию и спецификацию условий, необходимых для называния, распознавания, указания или различения форм или их аспектов». Первый аспект восприятия формы, рассматриваемый автором, это восприятие контура. Большинство исследований восприятия формы/очертаний основывается на базисных аспектах зрения, к которым относятся характеристики распределения яркости, производящие линии или полосы Маха, воспринимаемые признаки форм, фигуративные послеэффекты, изменения зрительной иллюзии, обусловленные непредусмотренными признаками, и оценка вертикали.

Законы и загадки зрительного восприятия человека (стр. 3 из 4)

Так, на белом фоне под малым углом зрения все цвета имеют тенденцию сдвигаться по направлению к двум «положительным критическим точкам», одна из которых находится в крайней видимой красной части спектра, а другая — между зеленым и голубым цветами спектра. Вследствие этого на белом фоне желтые, оранжевые, пурпуровые и фиолетовые цвета краснеют, а желто-зеленые, зеленые и синие — голубеют. Вместе с тем синие, а также фиолетовые и голу­бые цвета заметно темнеют на белом фоне.

Еще тысячу лет назад великие мастера живописи, создавая произведения искусства, инту­итивно учитывали изменения цвета на расстоянии и добивались замечательных эффектов. Например, основной желто-зеленый тон некоторых византийских мозаик, выполненных более тысячи лет назад, при рассмотрении вблизи кажется условным, а мозаики неприятно схема-реалистического искусства. Мастера Средней Азии создали в IV в. н. э. цветные орнаменты, которые вовсе не меняют на расстоянии свой цвет. Из более близких нам мастеров X. Рембрандт пользовался в своих картинах аналогичными эффектами.

Раскрытие закономерностей изменения цветовых систем на расстоянии приобретает осо­бенно большое значение для монументальной живописи, которая при архитектурных соору­жениях крупных масштабов должна быть рассчитана на восприятие на больших расстояниях.

2.2. Теория цветоощущения

Для объяснения цветового зрения, истинная природа которого экспериментально изучена плохо, имеется несколько теорий. Основными из них являются теория Юнга—Гельмгольца и теория Э. Геринга.

Согласно теории Юнга—Гельмгольца, зрительное ощущение возникает вследствие неко­торого фотохимического процесса, выражающегося в распаде трех гипотетических светочув­ствительных веществ, каждое из которых обладает своим спектром поглощения. Распад моле­кул освобождает ионы, которые при известных условиях стимулируют нервное возбуждение.

Гельмгольц допускает существование в зрительном аппарате трех типов нервных волокон. Отдельные возбуждения этих волокон дают ощущения максимально насыщенных красного, зеленого и фиолетового цветов. Обычно свет действует не на одно, а на все три нервных волокна. Различию нервных волокон соответствует различие в мозговых центрах и различие в воспринимающих аппаратах. В случае палочкового зрения возникает фотохимический про­цесс выцветания зрительного пурпура. В случае колбочкового зрения предполагается, что возникает аналогичный процесс, хотя экспериментально существование трех светочувстви­тельных веществ еще не установлено. Каждый монохроматический цвет возбуждает два или большей частью три цветочувствительных вещества.

Ощущение красного цвета вызывается возбуждением красного и отчасти зеленого веще­ства и т. д.

Чем сильнее возбуждение одного из цветочувствительных веществ по отношению к воз­буждению двух других цветочувствительных веществ, тем сильнее насыщенность цвета. Чем слабее различие по интенсивности между всеми тремя возбуждениями, тем менее насыщенным является цвет. При уменьшении интенсивности всех трех возбуждений уменьшается светлота цвета. При каждом изменении в соотношениях интенсивности возбуждения цветочувствитель­ных веществ возникает новое качество ощущения. Благодаря этому при наличии всего трех основных возбуждений человеческий глаз различает несколько сот тысяч цветов, отличаю­щихся по цветному тону, светлоте и насыщенности. Ощущение черного цвета возникает, когда ни одно из цветоощущающих веществ не возбуждается вовсе.

Дополнительными являются цвета, которые при своем смешении вызывают равное воз­буждение всех трех веществ, т. е. вызывают ощущение белого цвета.

При утомлении глаза каким-либо цветом изменяются соответствия в силе каждого из трех процессов, вызывающих ощущение цвета. Благодаря этому изменяется чувствительность гла­за к световым волнам различной длины. Этим, по теории Юнга—Гельмгольца, объясняется явление адаптации и последовательного контраста.

Э. Геринг предложил другую теорию цветоощущения. Он считает, что в глазу имеются три цветочувствительных вещества — бело-черное, красно-зеленое и желто-синее. Диссоциация веществ вызывает ощущения белого, красного и желтого, а ассимиляция вызывает ощущения черного, зеленого и синего.

Помимо теорий Юнга—Гельмгольца и Геринга существуют еще и другие многоступенные теории зрения, построенные на учете не только периферических, но и центральных процес­сов. По Г. Э. Мюллеру, существуют первичные процессы Р, Р2и Р3. Первичные процессы соответствуют трем основным возбуждениям теории Гельмгольца. Вторичные хроматические процессы имеют промежуточный характер и протекают также в сетчатой оболочке гла­за, причем эти вторичные процессы, в соответствии с теорией Геринга, попарно связаны между собой. Центральных возбуждений, по Мюллеру, шесть: красное, желтое, зеленое, синее, белое и черное. Аналогичную схему предлагает также и Т. Шьелдерупп-Эббе.[6]

Согласно теории X. Лэдд-Франклин, на первой стадии филогенетического развития зре­ние было ахроматическим, затем произошла дифференциация и зрение стало дихроматиче­ским, т. е. наш глаз стал различать синие и желтые цвета. На последней, третьей, стадии развития дихроматическое зрение сделалось трихроматическим, т. е. глаз стал различать вместо желтого два цвета — красный и зеленый. С этой точки зрения, явление цветослепоты есть возврат ко второй стадии развития глаза, когда орган зрения был дихроматическим.

Как показали опыты Л. А. Шварц, предварительное слабое раздражение глаза тем или иным цветом может повлечь за собой повышение чувствительности к другому цвету в 2—3 раза на срок до получаса. Ею было установлено, что подобная сенсибилизация имеет место только для дополнительных цветов: красный — зеленый и желтый — синий, причем красный и желтый цвета оказывают значительно более сильное сенсибилизирующее действие, чем зеле­ный и синий. Сенсибилизация имеет место и при воздействии красным и желтым цветом на другой глаз и при мысленном воспроизведении этих цветов, в то время как зеленый и синий такого эффекта не дают. Это, по-видимому, связано с различной локализацией цветов и фило­генетическим возрастом соответствующих участков мозга.

2.3. Психофизическое действие цветов

Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловле­но, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с дру­гой — ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некото­рые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.

Еще И.В. Гёте отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения цвета на: а) возбуждающие, оживляющие, бодрящие и б) порождающие печально-беспокойное на­строение. К первым он относил красно-желтые, ко вторым — сине-фиолетовые. Промежуточ­ное место он отводил зеленому цвету, который способствует, по мнению Гете, состоянию спо­койной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый — с зеленью, голубо-зеленый — с водою, оранжевый — с пламенем и т. д. Цвета производят определенное физиологическое воздействие на человеческий организм. Французский невро­патолог Ч. Фере отметил, что показания динамометра, определяющего сжатием руки мус­кульную силу, изменяются при различных условиях освещения. При кратковременной рабо­те производительность труда увеличивается при красном цвете и уменьшается при синем; при длительной работе производительность труда увеличивается при зеленом цвете и снижа­ется при синем и фиолетовом. Экспериментальные исследования В. М. Бехтерева, И. Н. Спиртова и других установили возбуждающее и угнетающее действие различных цветов, в связи с чем Бехтеревым была поставлена задача использования терапевтического эмоционального воздействия цветов на психическое состояние душевнобольных.

Ф. Стефанеску-Гоанга установил, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, жел­того цветов учащаются и углубляются дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цве­тов является возбуждающей, а вторая — успокаивающей.[7]

По замечаниям художников и искусствоведов, красный цвет — возбуждающий, согреваю­щий, оживляющий, активный, энергичный, очень богат ассоциациями; оранжевый — веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желтого с возбуждением красного; желтый — теплый, бодрящий, веселый, привлекательный, несколько кокетливый; зеленый — спокойный, создает приятное (уютное) настроение, очень богат ассоциациями; синий — спо­койный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный; фиолетовый цвет соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов — одновременно притяги­вающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть.

Цветам свойственна определенная выразительность. Выразительность цвета не есть ре­зультат ассоциации и не перенос символики цвета, а качество, принадлежащее самому цвету. Выразительность в значительной степени зависит от установки испытуемых.

2.4. Восприятие цвета

Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами восприни­мается не цвет «вообще», но цвет определенных предметов. Предметы эти нахо­дятся от нас на определенном расстоянии, в определенной воздушной среде и бывают освещены прямыми или непрямыми лучами белого или цветного света. Кроме цветов поверхности предметов мы воспринимаем среду, через которую видим эти предметы, например туман, дым, окутывающие видимые нами предме­ты. Наконец, сами предметы могут быть полупрозрачными или «мутными». В этом случае они могут освещаться светом, не только падающим на их поверхность, но и проходящим через них (молочное стекло, полупрозрачные камни). Если цвет не локализуется вовсе, то он воспринимается как цвет пространства. Цвет про­зрачных предметов называется цветом поверхности в отличие от цвета про­странства.

Читайте также  Роль растений в жизни человека

Конспект занятия «Вечер загадок» у детей в старшей группе с нарушением зрительного восприятия

Егорова Дарья
Конспект занятия «Вечер загадок» у детей в старшей группе с нарушением зрительного восприятия

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Область интеграции: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Материал: картинки с бытовыми предметами, загадки, звездочки.

Цель: развивать внимание, логику, сообразительность, быстроту мышления, воображение; расширять словарный запас.

Задачи

1. Расширять представления детей о бытовой технике.

2. Упражнять детей в умении отгадывать загадки.

3. Обогащение словаря за счет слов: пылесос, холодильник, радио, телефон, утюг, лифт.

4. Развивать связную речь

Предварительная работа: беседы о бытовой технике.

«Ребята, сегодня мы побеседуем с вами об умных машинах,

«живущих» у вас дома. О машинах, которые помогают вашим мамам по хозяйству.

— А как вы думаете, что такое «умные» машины? /2- 3 ответа детей/

— А какие вы знаете «умные» машины?/ ответы детей/

— Ребята, я буду загадывать загадки, а вы их Слушайте загадки

Мороз в большом шкафу живет,

Любую порчу изведет,

И потому в шкафу всегда

В достатке свежая еда. (Холодильник)

На кухне рад он вам помочь,

Как помогает маме дочь:

Их крошит и взбивает.

Вот свежий сок, фруктовый плов —

И легкий завтрак вам готов. (Кухонный комбайн)

От этого окна отходят все с трудом:

Оно хоть и мало, да мир огромный в нем. (Телевизор)

Горячий ветер сушит и пушит,

Горячий ветер красоту творит. (Фен)

В коробку грязное свалилось,

Там едким щелоком умылось,

Как белка в колесе крутилось

И чистым вдруг на свет явилось. (Стиральная машина)

А за ним-то гладь —

Глаз не оторвать. (Утюг)

Существо живет в квартире,

Нет его чудесней в мире,

Потому что до сих пор

Ест оно лишь пыль да сор. (Пылесос)

Отважно с мраком бой

Хоть жизнь ее самой

Висит на волоске. (Электрическая лампочка)

– Дети отгадывают загадки.

За правильный ответ им дается звездочка.

Конспект НОД по ФПП об окружающем мире в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Цель: познакомить с овцой и бараном. Задачи: Коррекционно – образовательные: — познакомить с овцой и бараном;.

Конспект НОД по рисованию печатками в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Пряники» Тема занятия: «Пряники» Цель: научить детей выполнять оттиск печатками из поролоновой губки пряников Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия «История о том как прожорливая гусеничка превратилась в красивую бабочку» ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ПРОЖОРЛИВАЯ ГУСЕНИЧКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КРАСИВУЮ БАБОЧКУ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Коррекционно-образовательные цели: Продолжать.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта — 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Сценарий досуга для детей младшего дошкольного возраста «Вечер загадок» Ведущий – Ребята,сегодня у нас с вами вечер загадок. Любите ли вы загадки? Умеете их загадывать? А отгадывать? Вспомните свои любимые загадки.

Сценарий досуга «Вечер книжных загадок» для детей младшего возраста Дети, с воспитателем, свободно входят в зал и рассаживаются на стульчики. Ведущий – Сегодня мы будем опять отгадывать загадки. Кто помнит.

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия с элементами логики для детей с ОВЗ

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л.И.Плаксиной (подготовительная специализированная группа 4 вида).

Актуализация ранее полученных знаний.

Тема: «Веселое путешествие»

Цель: упражнять детей в умении выполнять задания на развитие зрительного восприятия: цвета, формы, величины. Актуализировать математические знания детей.

Задачи:

  • развивать аналитико-синтетическую деятельность при дорисовывании цветовых узоров;
  • развивать цветоразличения основных цветов и оттенков
  • развивать умения создавать из фигур разных конфигураций квадрат;
  • развивать умения решать логические задачи на установление взаимосвязи между предметами по величине на вербальном уровне;
  • продолжать развивать зрительное восприятие;
  • формировать у детей умение визуализировать;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • закрепить знания натурального ряда чисел в пределах десяти;
  • продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Ресурсы:

  • геометрические фигуры, с обратной стороны которых написаны примеры;
  • д/и «Палочки Кюизенера»;
  • лист с нарисованными бусинками, на которых написаны цифры;
  • лист, на котором изображен треугольник, разделенный линиями;
  • д/и «Сложи квадрат»;
  • лист с изображенными на нем ленточками разной ширины;
  • магнитофон с записью звуков уходящего поезда.

Ход занятия

Содержание

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой на занятие.
Активизация зрительных функций, укрепление мышц глаз.

Собрались все дети в круг:
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Руку правую свою
Я подальше отведу, (правую руку поднимают на уровень глаз и выпрямляют)
Пальчик кверху подниму. (поднимают палец вверх)
Я на пальчик посмотрю,
Взгляда я не отведу, (смотрят на палец)
А теперь смотрю в окно —
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Вновь — на пальчик, (смотрят на палец)
И в окно — высоко и далеко (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Мы закончили считать.

2. Основная часть

Развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом.

2. Затруднения в игровой ситуации
— На чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок (поезд).
— Какие слова вам помогли отгадать загадку? (дети: братцы, друг за друга, дымок).
— Из каких частей состоит поезд? (паровоз, вагоны, колеса).

3. Д/и «Паровоз»
а) — Сначала построим паровоз. Для этого надо решить примеры:
— найдите пример с ответом 1 (2,3,4);

— из каких геометрических фигур состоит наш паровоз? (квадрат, прямоугольник, трапеция, круги);
— из каких цветов составлен ваш паровоз, Таня? (желтый, оранжевый, красный, розовый);
— встаньте те, у кого паровоз состоит из таких же цветов?
— как назвать эти цвета одним словом? (теплые цвета);
— из каких цветов составлен ваш паровоз, Дима? (фиолетовый, голубой, синий, сиреневый);
— встаньте те, у кого паровоз состоит из таких же цветов?
— как назвать эти цвета одним словом? (холодные цвета).

б) — Д/и «Палочки Кюизенера»
— Наш поезд состоит из трех вагонов: белого, желтого, розового.
Желтый в середине, а розовый не является первым.
— В какой цветовой последовательности стоят вагоны? (белый, желтый, розовый).
— Сколько пассажиров село в белый вагон? (1)
— В желтый? (5)
— В розовый? (2)
— Сколько всего пассажиров село в поезд? (8)
— Как узнали? (1+2+5=8)
Молодцы! Теперь можно отправляться в путешествие.

4. Тренировачное упражнение
Звучит магнитофонная запись со звуком уходящего поезда. Дети встают друг за другом, изображая поезд:

Торопиться поезд,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.

5. Первая остановка «Бусинки»
— Надо помочь детям собрать бусинки, которые рассыпались. Собрать надо в определенной цветовой последовательности:

— раскрасить синим цветом число, последующее 6-ти (число 7);
— раскрасить зеленым цветом число, предыдущее 9-ти (число8);
— раскрасить красным цветом число на 1 меньше, чем 6 (число 5);
— раскрасить синим цветом число, стоящее между 5 и 7 (число 6);
— раскрасить красным цветом число, на 1 больше, чем 8 (число 9).
— В какой цветовой последовательности раскрашены бусы? (красный, синий, синий, зеленый, синий)
— В какой цвет надо раскрасить следующую бусинку? (синий).
Продолжить раскрашивать дальше в той же последовательности.

6. Зрительная гимнастика и физпауза

а) Упражнения на улучшение кровообращения:

Крепкое зажмуривание глаз.
Широко открыть рот, потом крепко сжать (4 раза).
Нажать на верхние веки (5 раз).
Круговой массаж век.
Моргание с усилием.
Вращать глаза по кругу: вниз-влево-вверх-вправо (3 раза).
Посмотреть вверх — вниз — вправо — влево, не поворачивая головы .

б) Дыхательная гимнастика «Ветерок»:

Поднять голову вверх, вдохнуть.
Опустить голову вниз, выдохнуть (тихий ветерок).
Поднять голову вверх, вдохнуть.
Опустить голову вниз, выдохнуть (нежный ветерок).
Поднять голову вверх, вдохнуть.
Опустить голову вниз, выдохнуть (сильный ветерок).
в) Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
1,2,3,4,5,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца).
Начинаем счет опять.
1,2,3,4,5,
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями).

7. Остановка «Строим дом»
— Надо помочь мальчикам построить дом. Из каких геометрических фигур состоит самый простой дом? (из треугольника и квадрата)
а) Детям выдаются листы с заданием:

— Посчитайте и напишите в кружок, сколько треугольников вы видите на картинке (5 треугольников).
Проверка этого задания на плакате с помощью лазера.

б) Д/и «Сложи квадрат» (д/и Никитина)
У каждого ребенка на столе фигуры разной конфигурации. Им необходимо из этих фигур составить квадрат.
Затем к составленному квадрату подставляют треугольник, чтобы получился домик.

Упражнение на расслабление аккомодации

10. Итог
Наше путешествие закончилось. Вы были дружными, внимательными, сообразительными, поэтому все задания выполнили.
Проговариваем, какие задания выполняли, что интересного узнали.
Подойдите к окну. Посмотрите на небо, деревья, на окна соседней группы.
Что-нибудь необычное вы там заметили? Что это? (конфета)
На окно группы напротив прикрепляется конфета из картона.
Детям вручается сладкий приз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: