Брачно-семейное право в Древнем Риме - ABCD42.RU

Брачно-семейное право в Древнем Риме

Брачно-семейное право в Древнем Риме.

Семейное право. Римская семья, как ее рисуют Законы XII таблиц, была строго патриархальной, т. е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым

принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с кровнородственным, когнатическим родством, в котором нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

В Древнем Риме существовали три формы заключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: «Где ты, Гай, там найдешь и меня». Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме).

Но Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака — «сине ману», т. е. «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном» браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак «сине ману» получил наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака «сине ману» было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Заботы о содержании семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным; мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой, оно было его собственностью. Развод разрешался мужу при всех формах брака, для жены — только в браке «сине ману».

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследование по завещанию ограничивалось рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в утверждении Народным собранием.

Семейное право. Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие врачующихся — как жениха, так и невесты. Брак по расчету, особенно в среде имущих классов общества, становится обыкновенным явлением. При этом господство мужа в семье (хотя и лишенное прежних атрибутов власти) признается как в праве, так и в обычае.

Освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легкорасторжимым, непрочным. Император Август (63 г. до н. э.— 14 г. н. э.) пытался исправить положение с помощью репрессивного законодательства. В числе прочего была установлена уголовная ответственность жены за супружескую неверность, ограничено право разводов. Лицам, не состоящим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Лица, состоящие в браке, но не имеющие детей, могли принимать наследство в половинном размере. Наконец, был введен налог на безбрачие. Закон устанавливал, естественно, и брачный возраст: от 25 до 60 лет — для мужчин, от 20 до 50 лет — для женщин. Несмотря на все эти меры, цель не была достигнута. Напрасно Август настаивал на строгом исполнении закона. «Бурное сопротивление,— писал римский историк и юрист Гай Светоний (около 70— 140),— заставило Августа отменить или смягчить наказание».

Раздельность имущества супругов стала общим правилом. Издержки совместной жизни нес муж, но он был вправе распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене.

Изменилось к лучшему и положение детей. Власть отца над ними ослабевает. Убийство детей было признано преступлением. Освобождение сыновей из-под власти отца существенно упростилось. Предоставление сыну особого имущества еще при жизни отца (пекулия) и некоторое связанное с этим ограничение правоспособности получило защиту претора. Был упрощен порядок усыновления внебрачных детей и т. д.

Наследственное право. Самым существенным в наследовании по закону рассматриваемого периода может считаться признание права на наследство и за теми кровными родственниками (когнатами), которые прежде его не имели.

Первыми наследовали, конечно, дети, а если их не осталось— внуки. Когда не было ни тех ни других, к наследованию призывались братья наследодателя, дядья, племянники. Если не было и их, претор предоставлял право наследования всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала наследование последующими. Получает развитие наследование «по праву представления» (например, наследниками могли стать внуки, если к моменту открытия наследства нет в живых их родителя, который был бы наследником).

В интересах старых римских фамилий и для обуздания произвола в римское право были внесены нормы, ограничивающие свободу завещательных распоряжений. Ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право по крайней мере на 1/4 того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Таким образом, в право вводился принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней. Само завещание стало составляться в письменном виде и удостоверяться свидетелями.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Семейное право в Древнем Риме.

Что из себя представляло семейное право в Древнем Риме?

О семейном праве Древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Семьей в Древнем Риме признавалось обьединение браком или кровным родством лиц, связанных общим бытом, моральной ответственностью и взаимной помощью.

Конечно же, в такой семье остались традиции со времен родового строя. Беспрекословным было подчинение главе семейства его жены, детей и их потомства, родсвенников, проживающих в его доме, а так же кабальных и рабов. Глава семьи был лицом своего права , а остальные признавались лицами чужого права, то есть подвластными ему. Он был единственным обладателем частной правоспособности.

Даже сыновья независимо от их возраста, гражданского и семейного сосотояния всегда были в подчинении с ограниченными частными правами, то есть с ограниченной дееспособностью. Они не имели прав на приобретенное ими имущество, которое сразу переходило в собственность к отцу. Подвластные члены семьи при заключении правовых сделок были исключительно представителями домовладельца, который являлся единственным и полноправным обладателем имущественных прав в семье.

Существовала так называемая «агнатская семья», которая не признавала кровного родства. Например, если дочка выходила замуж и жила у своего мужа, то она теряла все родственные связи со своими родителями. Таким образом теряла все права наследника. Такой вид родства сохранялся и после смерти домовладельца.

Читайте также  Типология (классификация) управленческих решений

Но постепенно такой вид родства в семейном праве Древнего Рима теряет свою актуальность:

Родители стремятся оставить нажитое имущество своим кровным детям. И тогда римляне отдают все большее предпочтение кровному родству. Так возникает понятие «когнатская семья», которое определяется по линиям и степенью родства.
Типичные особенности римской семьи отобразились и в римском семейном праве, отличившиеся своей последовательностью и завершенностью. Правовые нормы и предмет семейного права Древнего Рима нашли свое отображение и в современном праве.

Особенности семьи и права Древнего Рима?

— брак прекращался смертью мужа;

— брак прекращался разводом по инициативе мужа или по его вине.

2. Dos оставалась мужу, если:

— брак прекращался смертью жены, или возвращалась ее отцу, установившему dos;

Вам также может быть интересно:

  • Семейное право
  • Международное семейное право
  • Право
  • Гражданское право
  • Финансовое право
  • Экологическое право
  • Вещное право
  • Трудовое право

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Брачно-семейное право в Риме

Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объ-единенную под властью главы семьи – домовладыки. Все члены семьи, вклю-чая кабальных и рабов, считались родственниками – агнатами. По мере развития отношений частной собственности все большее значение приобретало род-ство по крови – когнатское родство.

На всех этих этапах развития семьи в Риме, но особенно в древнейший период, очень велика была отцовская власть. Члены семьи, в том числе и взрос-лые сыновья, считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог зани-мать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

В более зрелые, цивилизованные времена отцовская власть ослабевает, взрослые члены семьи получают определенную самостоятельность. Однако за-висимость взрослых сыновей от отца сохранялась в форме пекулия (военного и гражданского), каждый «якобы от отца» получал взрослый сын, находясь на гражданской и военной службе.

Пекулий — (peculium) — в древнем Риме имущество подвластных домохозяину лиц, выделенное им в свободное пользование или, позднее, дошедшее к ним иными путями и противополагаемое имуществу других подвластных.

Римская семья образовывалась посредством брака. Брак определялся как союз мужа и жены, предполагавший равенство. На самом деле равенства супру-гов в браке не было; мужчина в браке имел явный приоритет.

Римское право различало законный римский брак и брак между лицами, не имевшими ins conubii (права на вступление в законный брак). Кроме того, различались брак «cum manu», при котором жена полностью поступала под власть мужа (или домовладыки, находясь на положении его дочери) и брак «sine manu», при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке (например, отцу) или была самостоятельным лицом.

Римский брак заключался при следующих условиях: 1) если имело место согласие жениха и невесты и их домовладык на заключение брака; 2) если было достигнуто брачное совершеннолетие (для юноши — 14 лет, для девушки – 12 лет); 3) если ни одно из лиц, вступающих в брак уже не состояло в другом бра-ке; 4) если имелось ins conubii.

Брак в Риме заключался неформально. Достаточно было выражения со-гласия будущих супругов и отведения невесты в дом жениха. Правда, при браке cum manu требовалось совершение определенных формальных актов для уста-новления власти мужа.

Брачный союз прекращался в связи со следующими обстоятельствами: а) смертью одного из супругов; б) утратой свободы одним из супругов; в) раз-водом. Развод был свободным и в классические времена происходил легко. Но по Юстиниановскому Кодексу развод был ограничен: развод по обоюдному со-гласию супругов запрещался вообще; развод по одностороннему заявлению од-ного из супругов удовлетворялся лишь в исключительных случаях (если другой супруг, например, покушался на жизнь супруга, или не был способен к полово-му сожительству и т.д.).

Имущественные отношения между супругами при разных видах брака были различны. В случае брака «cum manu» все имущество жены поступало в полную собственность мужа. Это имущество не возвращалось жене даже после развода. При браке «sine manu» имущество супругов оставалось раздельным.

ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ PATRIA POTESTAS. ЛИЧНОЕ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОДВЛАСТНЫХ

Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae) – специфический институт римского семейного права.

Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Все члены семьи считались подвластными домо-владыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак.

Основания возникновения отцовской власти:

– рождение детей в римском браке. Законные дети – рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Муж мог оспорить отцовство;

– узаконение детей, рожденных вне брака;

– усыновление чужих детей.

Права отца семейства в отношении детей:

– право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;

– право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой);

– право и обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной, или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;

– право продать сына или дочь в рабство – в силу имущественных интересов семьи или в наказание;

– право на виндикационный иск в отношении лиц, удерживающих его детей (похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями).

Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом.

Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Например, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.

Отцовская власть над детьми прекращалась:

– утратой домовладыкой статуса свободы или римского гражданства;

– высвобождением, или добровольным актом домо-владыки (mamimissio), который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство); или по силе частного права (сын имел право выкупиться из-под власти или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной manumissio). Дочери не приобретали ни личной, ни имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовла-дыки – их брата, племянника, старшего родственника.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Брак в Римском праве

Брак в Римском праве трактовался, по словам римского юриста Модестина как «общность человеческого и божественного права, объединение мужа и жены, слияние всей жизни «. Идеализированное представление о брачных отношениях совсем не соответствовало действительности. И даже во время наибольшего расцвета права в Риме женщина не признавалась полноценным партнером собственного супруга.Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права).

Виды брака в Римском праве

Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права). В империи также было распространено сожительство на постоянной основе свободных лиц, без заключения брачного договора (называвшееся конкубинатом). Однако это сожительство не было полноценной заменой узаконенному браку. На детей, которые рождались в таком союзе, власть отца не распространялась. В эпоху республиканства, вопреки моногамных обычаев семьи римлян, мужчинам разрешалось одновременно находиться в брачных отношениях с одной женщиной и сожительствовать в конкубинате. В противоположность этому, закон республиканцев давал супругу убить жену за выявленное сожительство или измену.

Читайте также  Процессуальное правопреемство 3

В доюстиниановое время обозначались два вида брака: cum manu mariti (брак с мужской властью) и брак sine manu (без мужской власти над женой). Оба считались правильными. В общем своем содержании, брак sine manu походил на сожительство(конкубинат), но осуществлялся брак для создания семьи и совместного воспитания детей. Требовалось согласие брачующихся, а также их домовладыки. Обычно согласие главы дома требовалось для вступления в брак девушки. Мужчины, к моменту свадебной церемонии считались самостоятельными. В случае необоснованного отказа главы дома, его положительного ответа добивались, подав жалобы в магистрат.

Условия вступления в брак в римском праве

1) Возраст, разрешенный к заключению брака, наступал в двенадцать лет для женщин, в четырнадцать лет — для мужчин.

2) Если кто-то из лиц, стремящиеся к браку, находился в действующих (длящихся)отношениях, то брак не разрешался.

3) Лица желающие вступить в брак должны были иметь на это брачное право.

В доюстиниановый период из — за отсутствия брачного права, не могли жениться некоторые категории иностранцев.Так, например, брак в Древнем Риме между римлянином и иноземкой не разрешался по политическим мотивам(чтобы помешать получению римского гражданства путем брака).По законам юстинианского периода, при наличии гражданства у практически всех жителей Римской империи, поводом для отказа в брачном праве служило родство близкой степени или своячество (отношения между близкими, но не кровными родственниками).Причем родство было как когнатическим, так и агнатическим.

4) Брак считался недействительным между родными по прямой ветви и боковой( при наличии хотя бы одного родственника, находящегося с предком в прямом родстве).Так запрещались браки между братьями и сестрами, тетками и племянниками;не разрешались брачные отношения между зятем и золовкой.

5) Кроме этих требований, выставлялись и специфические условия, такие как: состоящий в должности магистрата провинции не мог жениться на гражданке этой же провинции.(одной причиной запрета служило желание избежать давления на волю брачующихся, другой — пресечь усиление его политического влияния с помощью семьи).

Заключение брака в древнем Риме

Перед праздничной церемонией осуществлялось обручение.Вступающие в брак совершали процедуру с согласия глав семейств. Однако некоторые брачные церемонии совершались достаточно просто: если всех требования брачного права были соблюдены, от брачующихся требовалось лишь устное согласие. После этого невесту отводили к жениху. Такое заключение брачных уз приводило к браку в форме sine manu.При осуществлении брака с властью мужа, для утверждения власти супруга совершались чисто формальные действия.

Брак в Древнем Риме мог прекратиться:

а) с кончиной одного из супругов;

б) если кто-то из супругов потерял свободу;

в) с официальным объявлением развода при свидетелях.

В эпоху расцвета римской классики развод осуществлялся как по желанию обоих супругов, так и по заявлению сделанному одной из сторон.В период монархизма процедура развода была очень ограничена. Развод по совместному согласию был запрещен, а развод по заявлению одной стороны разрешен только в случае нарушения верности или при покушении на жизнь. Также был возможен развод и без вины с чьей-либо стороны, но по весомому поводу(невозможность интимных отношений, религиозные причины). Развод в одностороннем порядке, без веской на то причины, штрафовался(при этом брачные отношения считались прекращенными).

Семейное право в римском праве

Вы будете перенаправлены на Автор24

Состав римской семьи и ее сущность

В правовом смысле семья является основанным на браке и родстве союзом лиц, которые связаны взаимными обязанностями и правами. Данные права и обязанности закреплены в юридических нормах, по современным представлениям составляющими особенную отрасль права, то есть семейное право.

В Римском По данной теме мы уже выполнили реферат Римское право подробнее государстве не было подобной отрасли права. Множественные нормы и принципыурегулирования семейныхправоотношений изучены той частью частного права, которая была посвящена правовому положению лиц.

Брак представляется союзом женщины и мужчины, имеющих цель воспитания потомства и проведения общего хозяйства.

  • моногамные, представляющие собой союз одного мужчины и одной женщины;
  • полигамные, представляющие собой союз одного мужчины и двух и более жен;
  • полиандрические, представляющие собой одной женщины и двух и более мужчин.

В римском праве признаваем был лишь брак моногамного типа.

Семья в древний период истории Рима представляла собой патриархальную семью, которая объединяла под властью главы семьи жену, их потомков и иных родственников, а также рабское население.

Термин «familia» изначально обозначал только рабов в данном хозяйстве, а позже все, что относится к составу домашнего хозяйства. Подчинением власти одного и того же домовладельца определялось изначальное родство и агнатское родство.

В древнее время власть владыки дома являлась безграничной. Но со временем данная власть приобрела наиболее конкретные границы. Послабление власти хозяина домва являлось результатом изменения отношений производственного типа, а именно: разложение патриархальной семьи; развитие торговой сферы, предполагающее некую самостоятельность взрослых членов семьи.

Готовые работы на аналогичную тему

По мере развитости хозяйствования все большее значение приобретало кровное родство – когнатское родство, в скором времени полностью вытеснившее агнатское родство.

Правовые отношения супругов

В Римском государстве было признано три следующие типа отношений супругов:

  1. брак в соответствии с цивильным правом, то есть брак по закону – брак, заключаемый меж римскими гражданами;
  2. брак в соответствии с правом народов;
  3. конкубинат, представляемый дозволенным законом постоянным сожительством женщины и мужчины, которые по закону не имели возможности заключения законного брака.

В республиканский период допускалось, когда мужчина наравне с законным браком находился в конкубинате с иной женщиной, в это же время сожительство женщины с иным мужчиной, кроме мужа являло право мужа на убийство жены. Дети, рожденные из конкубината, не подлежали власти отца.

До введения законодательства Юстиниана существовали следующие виды законного брака: брак при мужней власти, в силу чего жена находилась под властью мужа либо его патрона, если муж сам являлся подвластным лицом; брак без мужней власти, при этом жена оставалась под властью прежнему патрона или являлась самостоятельным лицом.

Условия для вступления в брачные отношения:

  • свободное взаимное согласие невесты и жениха, а если они состояли под властью патронов, то так же было необходимо и их согласие;
  • достижение брачного возраста: для девушки – 12 лет, для мальчика – 14 лет.

Не мог допускаться брак лица, который состоял в действующем браке;

Лица, который вступают в брак, должны обладать правом на заключение брака, то есть быть дееспособными гражданами Рима;

Кровосмешение не допускалось. Запрет кровосмешения,значит, запрет заключения брака меж родственниками и лицами, которые находятся в близком свойстве.

Родство представляется кровной связью меж людьми, то есть связь, которая основана на происхождении одного от другого или на происхождении от общности людей от единого предка.

Право установило степени и линии родства, представленные такими качественными характеристиками, применимыми для верногоурегулирования наследственных отношений, а так же установления запрета на кровосмешение.

Линии бывают прямыми и боковыми. Прямая линия означает родственников, последовательным образом происходящих один от другого, то есть сын от отца, отец от деда и т.п.

Отсчет по прямой линии может производиться по восходящей (внуки, сыновья, отцы, деды …), отсчет по обратному направлению осуществляется по нисходящей (деды, отцы, сыновья, внуки …). Боковая линия означает родственников, происходящих от одного общего предка, то есть брат, сестра, племянник, дядя, тетя. Степени прямого и бокового родства определяются количеством рождений, которые устанавливают связи между двумя этими лицами, потому как сын и отец связываются прямым нисходящим родством первой степени, а братья связываются боковым родством второй степени.

Читайте также  Специфика управления персоналом в виртуальной организации

Свойство представляется юридически значимыми отношениями родственников мужа и жены меж собой, а также отношения жены с родственниками мужа и мужа с родственниками жены.

Брак в Римском государстве заключался неформальным образом, достаточно выражения согласия будущих супругов и приведение невесты в дом, где живет жених.

Брачный союз подлежал прекращению: если один из супругов умер; если один из супругов утратил свободу; в случае развода.

Развод являлся свободным, в классический период времени происходил легким образом, но по кодексу Юстиниана был ограничен. Развод без взаимного согласию супругов был запрещен полностью. Развод по одностороннему желанию подлежал удовлетворению только в исключительных случаях.

В браке при мужней власти жена полностью находилась в подчинении мужу, он обладал правом продавать ее, передать в кабалу, имел право применять к ней наказания, мог лишать ее жизни.

Муж обладал правом истребования жены от любого третьего лица (отца, иных родственников), даже наперекор ее желанию путем вендикационного иска.

Право закрепило личные отношения, при которых жена была полностью зависимой от мужа. Всевластие мужа распространено и на имущественные человеческие права: все, чем женщина владела до брака, все, что она приобретала в браке – все становилось собственностью мужа.

Брачно-семейное право в Древнем Риме

Ситкина К.А., Рогозян Ю.С.

Донбасский государственный технический университет, Украина

Особенности брачно-семейных отношений в римском гражданском праве

Современная семья является результатом длительного исторического развития. Семья — древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности в обществе.

Семья представляет собой сложное общественное явление, она считается уникальным способом построения общественной жизни людей. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества.

В древнейший период истории Рима патриархальную семью характеризовал ряд особенностей. В состав семьи входили не только жена и дети, но и другие родственники, кабальные (находившиеся в кабале за долги) и рабы. Единственным полноправ­ным членом семьи являлся ее глава — домовладыка. Власть главы семьи была безграничной и одинаковой по отно­шению ко всем входившим в ее состав членам. Постепенно эта власть дифференцировалась в виде власти над женой, над детьми и т.д.

В юридическом смысле семья — это основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями.

Семья в социальном смысле понимается как союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание в семью, характеризуется общностью жизни, интересов, взаимной заботой.

Римское право закрепляло многие вопросы, связанные с брачно-семейными отношениями. Прежде всего, оно регулировало усло­вия вступления в брак. Такими условиями были:

1) соглашение между домовладыками;

2) согласие вступающих в брак;

3) наличие у лиц, заключивших брак, права заключать его (таким правом пользовались римские граждане и лишь в исключи­тельных случаях — иностранцы);

4) достижение брачного возраста (14 лет для мужчин и 12 — для женщин);

5) безбрачие (не допускался брак лица, уже состоявшего в браке);

6) отсутствие родственных связей у лиц, вступавших в брак (запрещались браки лиц, принадлежавших к одному роду).

От брака отличалась такая фор­ма сожительства мужчины и женщины, как конкубинат. Конкубинат допускался лишь для мужчин. Сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, не допускалось и давало право мужу убить жену.

Особой формой брака являлся брак между перегринами (иностранцами), так как римское право такие браки не регламентировало. Эти браки регулировались правом перегринов.

Римское право предус­матривало следующие способы заключения брака:

1) заключение брака путем совершения религиозного обряда, церемоний и произнесения определенных слов (предполагают, что эта форма использовалась лишь патрициями, проходила в присут­ствии жреца и сопровождалась принесением в жертву хлеба);

2) покупка жены в форме манципации, которую производил домовладыка (со временем эта форма приобрела лишь симво­лическое значение);

3) осуществление над женщиной власти в течение одного года (срок давности).

При заключении брака с мужской властью жена попадала под власть мужа. Вначале власть главы семьи была неограниченной, од­нако с течением времени она ослабела до известных пределов. Данная форма брака характеризовалась отсутствием у жены личной правоспособности. Все имущество жены являлось собствен­ностью мужа. Жена не могла самостоятельно заключать сделки и выступать в суде, В случае прекращения брака имущество, пере­данное ею мужу, получить обратно она не могла.

При заключении брака с ограниченной властью мужа жена оставалась под властью отца и юридически оставалась в со­ставе прежней семьи. Но даже и при данной форме брака жена была во многом зависимой от мужа. Она получала имя и сословное положение мужа; закон устанавливал наказание жены за нарушение верности; муж был вправе требовать выдачи жены от всякого лица, кто удерживал ее против воли мужа. Имущество при данной форме брака оставалось раздельным. Муж получал право управления имуществом жены лишь в том слу­чае, если она передавала это имущество мужу на правах уп­равления. Жена могла заключать сделки. Все, полученное от сде­лок, поступало в состав ее имущества,

Обычно брачный договор сопровождался заключением соглашения о передаче части имущества жены или ее родителей мужу. Такое имущество именовалось приданым. Оно было предназначено на расходы по ведению хозяйства.

Вначале приданое присоединялось к имуществу жены и станови­лось собственностью мужа. Во второй период республики при зак­лючении брачного договора заключался дополнительно устный до­говор, по которому муж должен был возвращать приданое в случае развода или смерти жены. В период принципата закон делал мужа собственником приданого, он имел право распоряжаться этим имуществом. Закон запрещал, однако, отчуждение земель­ных участков, поступающих в качестве приданого без разрешения на то жены.

В случае расторжения брака приданое подлежало возврату. Та­кой договор осуществлялся с помощью двух видов исков: иска о возврате приданого и иска, построенного на принципе добросовест­ности. На основании иска о возврате приданого (иска строгого пра­ва), возникавшего из соглашения о возврате приданого, муж дол­жен был возвратить в обязательном порядке и в полном размере приданое. Этот иск давался не только жене, но и ее наследникам.

Брак прекращался в результате;

а) смерти одного из супругов;

б) лишения одного из супругов свободы или гражданства;

В древнейший период развод допускался лишь по инициативе мужа. Жена, как подвластное лицо, не могла требовать развода. В классический период развод допускался как по обоюдному согла­сию супругов, так и по заявлению одной из сторон. В период домината развод по обоюдному согласию был запрещен. Односторонний развод мог иметь место в редких случаях (при покушении на жизнь супруга, нарушении супружеской верности, половом бессилии, желании уйти в монастырь и некоторых других).

Таким образом, брачно-семейные отношения Рима играли важную роль в то время, но имели, как достоинства, так и недостатки. К последним можно отнести ограничения прав женщин, отсутствие механизма защиты прав ущемленной стороны и др. Но несмотря на это институт брачно-семейных отношений Римской империи положил начало современным отношениям между супругами; он является родоначальником демократического брака в европейских странах.

1. Дождев Дмитрий Вадимович. Римское частное право: Учебник для вузов / под общ. ред. академика РАН д.ю.н. проф. В.С. Нерсесянца. — М. : НОРМА, 2002. — 784 с.

2. Підопригора Опанас Андронович. Основи римського приватного права: Підручник для студ. юрид. вузів і фак.. — К. : Вентурі, 1997. — 333с.

3. Новицкий Иван Борисович. Основы римского гражданского права. – М: Юридическая литература, 1972. – 296 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: