Информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования - ABCD42.RU

Информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования

Информация как основной объект информационной сферы и системы права

ТЕМА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Цель настоящего учебника

Как уже отмечалось, в настоящее время идет процесс формирования информационного права. Уже действует информационное законодательство — основной источник информационного права, и количество нормативных правовых актов в этой области неуклонно растет. В России суммарный массив актов информационного законодательства насчитывает сотни федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а если учитывать нормативные правовые акты субъектов Федерации, — то тысячи. Весь этот огромный массив источников информационного права нуждается в систематизации и кодификации.

Применение источников информационного права затруднено отсутствием специалистов в сфере информационного права. Правоохранительные органы не в состоянии профессионально рассматривать дела, связанные с правонарушениями в информационной сфере, поскольку у них, как правило, нет специалистов, подготовленных в области информационного права. Современное активное наступление информационных технологий и информационной среды Интернет на нашу реальную действительность также вызывает острую потребность в квалифицированных юристах, обладающих знаниями в области информационного права. Все это говорит о том, что в ближайшие годы нашей стране потребуется большое количество таких специалистов.

Цель настоящего учебника — обеспечение подготовки на высоком профессиональном уровне специалистов в области информационного права на основе широкого использования последних достижений правовой науки и практики в решении задач правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

Информационное право составляет правовой фундамент информационного общества, а следовательно, без скорейшего формирования такого права невозможно и нормальное развитие информационного общества XXI в.

В основе деятельности членов информационного общества лежат информация, информационные ресурсы и информационные продукты, а само существование информационного общества основано на обращении информации. В этой связи основным назначением информационного права является регулирование отношений, возникающих при обращении информации. Правовые проблемы обращения информации исследуются на основе модели информационной сферы — сферы производства, преобразования и потребления информации.

2.1.1. Определение понятия «информация»

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация — это информация, а не энергия и не материя», — сказал Ноберт Винер — отец кибернетики. В его определении информация выступает как философская категория наравне с материей и энергией.

Понятно, что такое философское определение информации для права неприемлемо, как и неприемлемо, например, регулирование отношений по поводу энергии вообще или материи вообще. Информация как объект правоотношений должна быть конкретизирована, организована должным образом, «привязана» к ситуации и конкретному виду отношений, классифицирована по видам и тому подобным образом «подготовлена» для осуществления по ее поводу действий, регулируемых нормами права.

В практическом смысле, попятном каждому, определение информации дал С.И. Ожегов[3]: информация — это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

До середины 20-х гг. XX в. под информацией (в переводе с латыни — ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики[4].

В связи с развитием средств связи и телекоммуникаций, вычислительной техники и их использованием для обработки и передами информации возникла необходимость измерять количественные характеристики информации. Появились разные теории, и понятие «информация» начало наполняться разным содержанием.

В 1949 г. К. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью «Математическая теория связи», в которой были предложены вероятностные методы для определения количества передаваемой информации. Однако такие методы описывают лишь знаковую структуру информации и не затрагивают заложенного в ней смысла (в сообщении, сведениях).

В 1948 г. Н. Винер предложил «информационное видение» кибернетики как науки об управлении в живых организмах и технических системах. Под информацией стали понимать не просто сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией.

Уже много лет развивается семантическая теория информации, которая изучает смысл, содержащийся в сведениях, полезность и ценность этих сведений для потребителя. В этой связи существенным становится субъективный подход, основанный и на априорной подготовленности субъекта к восприятию таких сведений или сообщений и с их новизной для субъекта и с их полезностью (или ценностью) для принятия им решений, направленных на достижение поставленных целей.

Термин «информация» и связанные с ним термины сегодня широко применяются и законодателем.

2 Информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования

Информационное право составляет правовой фундамент информационного общества, а следовательно, без скорейшего формирования такого права невозможно и нормальное развитие информационного общества XXI в.

В основе деятельности членов информационного общества лежат информация, информационные ресурсы и информационные продукты, а само существование информационного общества основано на обращении информации. В этой связи основным назначением информационного права является регулирование отношений, возникающих при обращении информации. Правовые проблемы обращения информации исследуются на основе модели информационной сферы — сферы производства, преобразования и потребления информации.

2.1. Информация как основной объект информационной сферы и системы права

2.1.1. Определение понятия «информация»

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация — это информация, а не энергия и не материя», — сказал Ноберт Винер — отец кибернетики. В его определении информация выступает как философская категория наравне с материей и энергией.

Понятно, что такое философское определение информации для права неприемлемо, как и неприемлемо, например, регулирование отношений по поводу энергии вообще или материи вообще. Информация как объект правоотношений должна быть конкретизирована, организована должным образом, «привязана» к ситуации и конкретному виду отношений, классифицирована по видам и тому подобным образом «подготовлена» для осуществления по ее поводу действий, регулируемых нормами права.

В практическом смысле, попятном каждому, определение информации дал С.И. Ожегов[1]: информация — это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

До середины 20-х гг. XX в. под информацией (в переводе с латыни — ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики[2].

В связи с развитием средств связи и телекоммуникаций, вычислительной техники и их использованием для обработки и передами информации возникла необходимость измерять количественные характеристики информации. Появились разные теории, и понятие «информация» начало наполняться разным содержанием.

Рекомендуемые файлы

В 1949 г. К. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью «Математическая теория связи», в которой были предложены вероятностные методы для определения количества передаваемой информации. Однако такие методы описывают лишь знаковую структуру информации и не затрагивают заложенного в ней смысла (в сообщении, сведениях).

В 1948 г. Н. Винер предложил «информационное видение» кибернетики как науки об управлении в живых организмах и технических системах. Под информацией стали понимать не просто сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией.

Уже много лет развивается семантическая теория информации, которая изучает смысл, содержащийся в сведениях, полезность и ценность этих сведений для потребителя. В этой связи существенным становится субъективный подход, основанный и на априорной подготовленности субъекта к восприятию таких сведений или сообщений и с их новизной для субъекта и с их полезностью (или ценностью) для принятия им решений, направленных на достижение поставленных целей.

Термин «информация» и связанные с ним термины сегодня широко применяются и законодателем.

2.1.2. Информация в актах действующего законодательства

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как «сведения о липах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (ст. 2) (выделено нами. — В.К,). Учитывая социальный аспект рассматриваемого предмета, добавим: в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность «вывести» из понятия «информация» программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.

Законодатель широко применяет понятие «информация» к нормативных правовых актах в разных ее видах. Массовая информация — «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-сообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» (Закон РФ «О средствах массовой информации», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» 1 ), информация о гражданах (персональные данные) — «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность» (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»[3]), «произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения» (ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах») (выделено нами, — В.К.), официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы) (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»), конфиденциальная информация — «документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ» (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»), государственная тайна — «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»), реклама — «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний» (ст. 2 Федерального закона

Читайте также  Стритболл: правила, тактика, техника

[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М, 1978.

[2] См.: Советский энциклопедический словарь. М.,1979.

[3] Принят 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3347. Принят 2 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

[4] См.: Копылов В.А. Вопросы информационного законодательства // Сб. НТИ. Сер. 2. 1995. № 6.

Лекция «6.4 Надир-шах» также может быть Вам полезна.

[5] См.: Копылов В.А. О структуре и составе информационного законодательства // Государство и право. 1996. № 6.

[6] См.: Волокитин А.В., Копылов В.А. Информационная безопасность и информационное законодательство // Сб. НТИ. Сер. 1. 1996. № 7.

[7] См.: Никитов В.Л., Орлов Е.И. Информатизация парламентской деятельности США, Канады и государств Европы // Сб. НТИ. Сер. 1. 1996. № 7.

[8] ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.

[9] См.: Бачило И.Л. Методология решения правовых проблем в области информационной безопасности//Сб. Информатика и вычислительная техника. 1992.№ 2—3.

[10]Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. за № Пр-1895.

Глава 2 информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования 16

2.1. Информация как основной объект информационной сферы и системы права 16

2.1.1. Определение понятия «информация» 16

2.1.2. Информация в актах действующего законодательства 16

2.1.3. Классификация информации по роли, в которой она выступает 18

в правовой системе 18

2.1.4. Классификация информации по доступу к ней 18

2.1.5. Юридические особенности и свойства информации 19

2.2. Модель информационной сферы 20

2.2.1. Область поиска, получения и потребления информации 21

2.2.2. Область создания и распространения исходной и производной информации 22

2.2.3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг 23

2.2.4. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 25

2.2.5. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности 26

Глава 3 предмет, метод и система информационного права 31

3.1. Понятие информационного права. История становления информационного права 31

3.2. Информационные права и свободы — фундамент информационного права 33

3.3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом 37

3.4. Методы информационного права 38

3.5. Принципы информационного права 39

3.6. Субъекты информационного права 40

3.7. Система информационного права, место информационного права в системе права 41

3.8. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере 42

3.8.1. Информационное право как наука 42

3.8.2. Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права 43

3.8.3. Информационное право как учебная дисциплина 45

3.8.4. Информационное право как система норм, регулирующих отношения в информационной сфере 46

Глава 4 информационно-правовые нормы и информационные правоотношения 47

4.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика 47

4.2. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения 50

4.3. Классификация информационных правоотношений 51

4.3.1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг 51

4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг 51

4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения 53

4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности 53

Глава 5 источники информационного права 55

5.1. Информационное законодательство — основной источник информационного права 55

5.2. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации 57

5.3. Акты и нормы отрасли информационного законодательства 57

5.4. Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей 58

ГЛАВА 6 ПРАВО НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 59

6.1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации 59

6.2. Основные субъекты правоотношений 60

6.3. Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов 60

ГЛАВА 7. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБОРОТА 65

7.1. Вопросы информационной собственности 65

7.2. Модель гражданского оборота информации 66

7.3. Субъекты информационных правоотношений в гражданском обороте информации 67

ГЛАВА 8 ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 69

8.1. Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов 69

8.2. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов 70

8.3. Правовой режим документированной информации 71

8.4. Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации 73

8.5. Документированная информация в международном информационном обмене 75

ГЛАВА 9 ИНФОРИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 77

9.1. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 77

9.2. Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения 77

9.3. Государственная политика в области создания информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 79

9.5. Правовое регулирование отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» 83

ГЛАВА 10 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 86

10.1. Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере 86

10.2. Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации 86

10.3. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц 87

10.4. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации 89

10.4. Защита прав и свобод в информ. сфере в условиях информатизации 89

10.5. Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности 90

Информационная сфера как сфера правового регулирования

Информационная сфера как сфера правового регулирования

1. Информационные правоотношения

2. Основные положения закона “Об информации, информатизации и защите информации”

3. Защита сведений составляющих государственную тайну

4. Порядок засекречивания сведений составляющих государственную тайну

5. Защита коммерческой тайны

6. Защита персональных данных

Список, использованных источников

Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения, то есть общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, то есть как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация). Включенность различных методов в систему информационного права не означает их произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросам значительности тех или иных методов для информационного права можно примирить, только выработав самостоятельную правовую систему для разрешения проблем, возникающих в отношениях информационного свойства.

1. Информационные правоотношения

Классификация информационных правоотношений может проводиться на основе анализа поведения субъектов в информационных процессах в информационной сфере. При этом вместе с моделью информационной сферы удобно использовать матрицу информационных правоотношений.

Строки матрицы обозначают информационные процессы, осуществляемые в соответствующих областях модели информационной сферы, которые объединены в группы по особенностям их осуществления и участвующим в них субъектам. Столбцы обозначают элементы информационного правоотношения — право, ограничение права, обязанность, ответственность.

Таким образом, одна строка матрицы как бы представляет структуру конкретного правоотношения, «разложенного» по составным элементам, возникающего при выполнении действий над информацией или иным информационным объектом конкретного вида и формы представления. Это позволяет проводить детальный анализ информационных правоотношений, возникающих в конкретных информационных процессах при обращении информации конкретного вида и формы представления.

Рассмотрим основные группы информационных правоотношений.

— Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг. Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной.

Субъекты — потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации — авторами произведений или собственниками информационных объектов. При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации.

— Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг. Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при производстве, передаче и распространении информации, во многом определяются видом и формой представления производимой информации.

1. Открытая информация как объект гражданских правоотношений (литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме составных произведений, баз и банков данных, другая информация, создаваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли).

При производстве такой информации у субъектов — ее производителей возникают следующие права и обязанности:

— право на создание произведений науки и литературы, иной подобного рода информации;

— право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право вещной собственности на документированную деятельность.

— ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;

— ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;

— обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной компетенцией и предоставления информации из них потребителям информации;

— обязанность исполнения условий авторских договоров;

— ответственность за не предоставление информации;

— ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию;

— ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставления информационных услуг;

— ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.

Основную группу здесь составляют отношения гражданско-правового плана, связанные с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также отношения административно-правового плана в части осуществления органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя.

2. Массовая информация (информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям).

Читайте также  Правительственный проект по утилизации авто

При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности у участников информационных правоотношений:

— право на создание массовой информации (журналист, редакция);

— право на защиту чести и достоинства (любой член общества);

— право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности (автор распространяемой информации);

— обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернет) (редакции и журналисты);

— обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство); ограничение права на распространение информации ограниченного доступа (все участники производства и распространения массовой информации);

— ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации (все участники производства и распространения массовой информации);

— ответственность за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры (все участники производства и распространения массовой информации).

Большая часть информационных отношений в данной области носит конституционно-правовой и административно-правовой характер.

3. Официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы).

В процессе производства, передачи и распространения такой информации возникают следующие права и обязанности у участников таких правоотношений:

— обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения) нормативных правовых актов в соответствии с установленной компетенцией;

— обязанность за предоставление информации из таких документов;

— ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества.

Это отношения конституционного и административно-правового характера, которые проявляются при подготовке законов и иных нормативных правовых актов органами государственной власти, в порядке реализации установленной для них компетенции.

4. Обязательно представляемая документированная информация (обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация).

В информационных процессах, связанных с обращением такой информации, у их участников возникают следующие права и обязанности:

— обязанность подготовки и представления обязательных документов;

— обязанность по созданию информационных ресурсов, содержащих обязательно представляемую информацию;

— ответственность за использование этой информации исключительно для исполнения установленных законом функций и задач;

— ответственность за недостоверность предоставляемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию.

Здесь проявляются отношения административно-правового свойства, возникающие при подготовке и предоставлении такой информации соответствующими субъектами в порядке подготовки отчетной и иной представляемой информации, а также обязанностей органов исполнительной власти и местного самоуправления по формированию информационных ресурсов такой информации в порядке исполнения ими установленной компетенции.

5. Информация ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, а также персональные данные и т.п.) создается разными субъектами в порядке выполнения служебных обязанностей, личной инициативы, производственной деятельности.

В информационных процессах по обращению такой информации возникают следующие права и обязанности:

— обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;

— обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории ограниченного доступа;

— ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к государственной тайне;

— обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного доступа;

— обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного доступа;

— обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов, содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;

— ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение информации ограниченного доступа.

Производство, передача и распространение такой информации, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляются в условиях ограниченного доступа, к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Субъекты, участвующие в таких процессах, вступают в отношения административно-правового свойства с достаточно жесткой ответственностью за неправомерные действия с такой информацией.

Информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования (стр. 1 из 2)

ТЕМА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы для семинара:

1. Определение понятия «информация». Информация как основной объект информационной сферы и правовой системы. Информация в актах законода­тельства Российской Федерации.

2. Юридические особенности и свойства информации. Классификация ин­формации по роли, в которой она выступает в правовой системе Классифика­ция информации по доступу к ней

3. Структура информационной сферы, основные и обеспечивающие области информационной сферы

4. Информационные процессы. Информационные системы

Информационное право составляет правовой фундамент инфор­мационного общества, а следовательно, без скорейшего формирова­ния такого права невозможно и нормальное развитие информацион­ного общества XXI в.

В основе деятельности членов информационного общества лежат информация, информационные ресурсы и информационные продук­ты, а само существование информационного общества основано на об­ращении информации. В этой связи основным назначением информа­ционного права является регулирование отношений, возникающих при обращении информации.

Правовые проблемы обращения инфор­мации исследуются на основе модели информационной сферы — сфе­ры производства, преобразования и потребления информации.

Вполне очевидно, что основным объектом информационного права явля­ется собственно информация. Сам термин «информация» в переводе с латинского означает ознакомление, разъяснение, изложение.

«Отец кибернетики» Н. Винер при определении информации указывает лишь то, что «это информация, а не энергия и не материя». Это определе­ние, хотя и интересно с философской точки зрения, для практического ис­пользования непригодно, т. к. лишь говорит о невозможности идентифици­ровать информацию с другими известными объектами материального мира.

Информация не относится к энергии и материи, однако связана с ними. Она в широком смысле присуща любой материи, по определению академи­ка В.М.. Глушкова: «Информация представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изме­нений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы»[1].

Толковый словарь СИ. Ожегова дает определение информации, со­гласно которому это, во-первых, сведения об окружающем мире и проте­кающих в нем процессах и, во-вторых, — сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

Современное легальное понятие информации сформулировано в Фе­деральном законе «Об информации, информатизации и защите инфор­мации» (далее — Закон об информации), согласно которому информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явле­ниях и процессах независимо от формы их представления.

Информация в качестве объекта правового регулирования обладает специфическими особенностями и юридическими свойствами, которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении между субъектами, и характер их поведения.

В.А. Копылов выделяет следующие свойства информации как объекта правового регулирования[2]:

физической неотчуждаемости информация практически не можетбыть отчуждена от создателя или иного обладателя, т. е. при передачеинформации другому лицу (лицам) она по-прежнему остается у пер­воначального носителя;

информационной вещи (информационного объекта) при овеществлении и включении в оборот информация обычно закрепляется на каком-то материальном носителе и распространяется с его помощью;

тиражируемости (распространяемости) информация может тиражи­роваться и распространяться в неограниченном количестве экземпля­ров без изменения ее содержания;

организационной формы информация, находящаяся в обороте, как правило, является документированной, т. е. существует в виде доку­мента или массива документов;

экземплярности информация распространяется, как правило, не са­ма по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих ин­формацию.

Информация может проявляться в различных формах. Основными фор­мами информации являются:

Документированная информация это информация, закрепленная на материальном носителе. Понятие документированной информации (до­кумента) содержится в ст. 2 Закона об информации и обозначает «зафик­сированную на материальном носителе информацию с реквизитами, по­зволяющими ее идентифицировать»

Практически только документированная информация может быть объектом правоотношения; недокументированная информация находится за пределами правового регулирования.

Понятие «документированная информация» основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отраже­на в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. Примером документированной информации является книга, CD-диск и др.

В древние времена документирование информации осуществлялось посредством ее закрепления на каких-либо материальных объектах: камне, дереве, глине, коже животных и др. Позднее наиболее распространенным носителем информации стала бумага. Созданный на таком носителе до­кумент, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко используется в различных правоотношениях и сегодня.

Достоинством данного способа фиксации информации является воз­можность установления в большой долей вероятности ее автора по почерку. Это несколько усложнилось с массовым внедрением машинописи, однако оставалась возможность установления авторства по подписи.

С развитием информационных технологий в качестве материальных носителей информации стали использоваться машиночитаемые (элек­тронные) носители информации: дискеты, CD-диски, постоянная и опе­ративная память компьютеров, электромагнитные волны и т. п.

Электронная информация представляет собой сведения о лицах, предме­тах, фактах, событиях, явлениях и процессах, представленные в форме, по­зволяющей провести их непосредственную машинную обработку.

Электронная информация обладает следующими специфическими свойс­твами:

трудностью установления авторства авторство электронной ин­формации чаще всего невозможно установить, если создателем в це­лях защиты своих прав не использовались специальные технические средства типа электронной цифровой подписи;

— изменяемостью —технически несложно произвести несанкциониро­ванное изменение электронной информации без ведома автора. В наибольшей степени это относится к информации, распространяе­мой посредством глобальных электронных сетей;

распространяемостью электронная информация легко копируется и может сравнительно легко тиражироваться в большом количестве эк­земпляров, что заметно усложняет охрану ее институтом авторского пра­ва (если таковое на нее распространяется).

В.А. Копылов указывает, что на документированную (овеществлен­ную) информацию распространяется одновременно действие двух инсти­тутов: вещной и интеллектуальной собственности: «Совместное исследование информационных, процессов в инфор­мационной сфере, правовых норм, регулирующих отношения, возни­кающие в этих процессах, с действиями над информацией, позволяет установить такие особенности и свойства. К основным из них можно отнести следующие: … Свойство информационной вещи (информационного объекта).Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как «двуединство» информа­ции (ее содержания) и носителя, на котором эта информация (содер­жание) закреплено. Это свойство позволяет распространить на ин­формационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действиедвух институтов — института авторского права и института вещной собственности»[3]

Однако это далеко не всегда является верным.Во-первых, как совершенно справедливо отмечено А.Е Шерстобитовым, «. далеко не во всех случаях материальный носитель информации носит вещный характер»[4].

С.В. Петровский приводит в связи с этим сле­дующий пример: в случае передачи результатов сканирования по каналам сети Интернет материальный результат деятельности будет присутство­вать в виде изменения магнитных характеристик накопителя информации (жесткого диска) в компьютерной системе заказчика после получения им заказа. Такой материальный результат не имеет признаков вещи[5].

Читайте также  Правовые проблемы виртуальной среды Интернет

Во-вторых, не всегда информация является объектом интеллектуаль­ной собственности. Например, в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 09.07.1993 г. № 5351-Т «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. От 19.07.1995 г.) (далее — Закон об авторском праве) не являются объек­тами авторского права официальные документы (законы, судебные ре­шения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);-произведения народного творчества; сообщения о со­бытиях и фактах, имеющие информационный характер.[6]

По роли в правовой системе информация разделяется на правовуюи неправовую.

Информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования

Некоторые законы, действующие в информационной сфере в Российской Федерации.

1. ФЗ РФ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», принят Государственной думой 8 июля 2006 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

3. Преступления в сфере компьютерной информации. Уголовный кодекс РФ. http://www.base.garant.ru/10108000/29/

4. ФЗ РФ №152-ФЗ «О персональных данных», принят Государственной думой 8 июля 2006 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html.

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Так как движение к информационному обществу влияет на все сферы общественной жизни, для его нормального существования потребовались соответствующие законы.

Они начали появляться в последние десятилетия. Эти законы описывают деятельность всего общества. Посмотрим, как они регулируют новые общественные отношения, возникшие на пути к информационному обществу на примерах некоторых законодательных документов Российской Федерации:

· Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;

· Федеральный закон «О персональных данных»;

Первым законом, который определил понятие программного обеспечения и описал авторское имущественное право на него, стал Федеральный закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».

Он был принят в тысяча девятьсот девяносто шестом году. В две тысячи шестом году его основные положения были перенесены в Гражданский кодекс. В нем говориться, что авторское право действует на программы и базы данных, являющиеся результатом творчества автора. Только автор может выпустить в свет свои программы и базы данных, распространять их, изменять или использовать иначе. Однако имущественные права на эти продукты принадлежат работодателю, если они были созданы, в результате выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя. В отличие от авторских, имущественные права могут быть переданы на основании специального договора.

В гражданском кодексе понятие «программа» определяется как комплекс данных и команд, который представлен в объективной форме. Он предназначена для работы ЭВМ, с целью получения определённого результата. Авторское и имущественное право действует не только на саму программу, а также и подготовительные материалы, полученные во время её создания.

В гражданском кодексе описаны права на Государственную регистрацию программ и баз данных. Правом зарегистрировать продукт обладают только авторы программы или владельцы имущественных прав.

Это очень важно для тех, кто хочет получить деньги за свой труд, потому что в нынешнем состоянии общества очень актуальны вопросы нарушения авторских прав. Так много программных продуктов, которые используются, получены путём незаконного копирования. Такое положение дел мешает нормальному формированию рынка информационных ресурсов в стране.

Вопрос авторских и имущественных прав в России набирает актуальность, так как страна вступает в разные международные экономические организации, для которых соблюдение авторских прав означает получение прибыли. В последнее время нарушения этих прав начинают уголовно преследоваться все чаще. У этих дел часто огромный общественный резонанс.

Нынешняя редакция федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»была принята в две тысячи шестом году. Закон описывает правовые отношения, возникающие при поиске, получении, производстве и передаче информации с применением информационные технологии. Он провозгласил несколько очень важных принципов, влияющих на правовые отношения.

· свободные поиск, получение, производство и распространение информации, любыми законными способами;

· доступ к информации ограничен только рамками федеральных законов;

· открытость информации о деятельности государственных органов кроме случаев, описанных в федеральных законах;

· разные языки народов Российской Федерации равны при создании и использовании информационных систем;

· при использовании и создании информационных систем должна обеспечиваться безопасность страны;

· частная жизнь человека неприкосновенна.

Информационную открытость государства гарантирует федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Он был принят в две тысячи девятом году. Кроме принципа свободы доступа к информации о работе соответствующих органов, он ввёл ещё несколько, например:

· эта информация должна быть своевременной и достоверной;

· деловая репутация отдельных лиц и целых организаций, при использовании этой информации должна быть защищена.

Федеральный закон «О персональных данных» был издан в две тысячи шестом году. Он описывает правовые отношения между субъектом и оператором персональных данных, то есть, тем, кто эти данные обрабатывает. Роль оператора персональных данных могут играть государственные и муниципальные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

В законе говориться, что оператор может использовать персональные данные субъекта, то есть конкретного человека, лишь с его письменного согласия. Так же этот закон описывает ситуации, когда согласие человека не требуется, например, его недееспособность. Оператор не может использовать персональные данные граждан о расе и национальности, состоянии их здоровья и их биометрические данные, например, отпечатки пальцев, без из согласия.

Согласно этому закону, субъект может требовать информацию об операторе персональных данных и месте его нахождения. Так же субъект может требовать от оператора исправить или удалить свои персональные данные, если они не достоверны, или не требуются для заявленной цели. Этот закон призван защищать неприкосновенность частной жизни и защита семейной и личной тайны.

Значительно облегчил ведение дел и сделал возможным переход к безбумажному делопроизводству федеральный закон «Об электронной подписи». Любой официальный документ не является действительным без подписей ответственных лиц. Но как быть, если дела нужно вести на расстоянии, ведь электронная копия документа, который отсканирован вместе с подписью, не является полноценной заменой оригинала. Для таких случаев можно использовать электронную подпись.

Но что это такое? В законе указано, что электронная подпись – это информация в электронной форме, она присоединена к другой информации в электронной форме или связана ней другим образом. Электронная подпись используется для определения лица, подписавшего документ.

Электронная подпись состоит из двух частей, ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи. Ключ электронной подписи – это специальное сочетание символов, которое пользователь использует для того, чтобы создать электронную подпись. Ключ проверки электронной подписи – это специальное сочетание символов, соответствующее лишь одной электронной подписи. Этот ключ используется для проверки её подлинности. Выдать электронную подпись могут лишь специальные уполномоченные государственные органы.

Теперь поговорим о последствиях нарушений закона в информационной сфере. В тысяча девятьсот девяносто шестом году в уголовный кодекс Российской Федерации был внесён раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Рассмотрим этот раздел. Всего он содержит три статьи:

Статья двести семьдесят вторая «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Она говорит, что это действие, приведшее к уничтожению, блокированию, изменению или копированию информации, наказывается тюремным сроком до двух лет лишения свободы. Если оно было организовано несколькими людьми, с использованием служебного положения, из корыстных побуждений или причинило крупный ущерб — срок лишения свободы может достигать пяти лет.

Следующая статья двести семьдесят третья «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ». Обратим внимание, что к вредоносному, относится программное обеспечение, которое заранее предназначено для незаконного уничтожения, блокирования, изменения, копирования информации, или для нейтрализации её защиты. Эта статья предусматривает за совершение указанных действий до четырёх лет лишения свободы, а так же штраф.

Статья двести семьдесят четыре «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей». Она говорит о том, если указанные действия привели к уничтожению, блокированию, изменению или копированию информации и это причинило крупный ущерб — предусматривается до двух лет лишения свободы. Кроме перечисленных, серьёзными преступлениями являются взлом паролей и кража банковских реквизитов. Так же серьёзно наказывается распространение в интернете незаконной информации, такой как клевета или информация, разжигающая межнациональную или религиозную вражду. Важной особенностью преступлений в сфере информации является то, что они не знают границ государств. Часто уголовные дела по таким преступлениям имеют международный характер. Для того чтобы преступники понесли заслуженное наказание, существует ряд международных соглашений, в которых участвует и Российская Федерация. Так как информационные технологии развиваются с огромной скоростью, законы в этой области отстают от действительности. Совершая или не совершая те или иные поступки, старайтесь опираться на свои моральные нормы. Человек не должен совершать преступление, не потому что это запрещено законом, а потому, что это низко. Этой идеей должно руководствоваться все общество. Сегодня мы изучали правовое регулирование в информационной сфере. Мы узнали, что законы в информационной сфере – новая область права, которая быстро развивается. Гражданский кодекс описывает вопросы, об авторских и имущественных правах на программные продукты. Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» гарантирует определённые права и свободы граждан, они связанны с производством и распространением информации, защитой личной и семейной тайны, а также свободой доступа к информации о работе государственных органов. Закон «О персональных данных» ограничивает сбор личной информации о гражданах без их согласия. Уголовный кодекс предусматривает наказания за различные преступления в информационной сфере.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: