Информационные системы управления муниципальной недвижимостью - ABCD42.RU

Информационные системы управления муниципальной недвижимостью

Информационные технологии управления муниципальной недвижимостью

Информационные технологии управления муниципальной недвижимостью

Основы функционирование рынка

Необходимое условие функционирования рынка недвижимости — наличие информационной инфраструктуры, обеспечивающей субъекты рынка актуальной, полной и достоверной информацией о следующих аспектах рыночной системы:

  • структуре спроса и предложения на объекты рынка;
  • о «правилах игры» на рынке;

Основными источниками информации являются:

  • федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации;
  • информация, полученная от официальных и неофициальных лиц, официальные и неофициальные материалы органов власти и корпораций;
  • заявки продавцов и покупателей, лиц, желающих обменять один объект недвижимости на другой;
  • средства массовой информации.

Информационная система (ИС) управления муниципальной недвижимостью включает:

  • взаимосвязанный комплекс моделей и программ, обеспечивающих функционирование системы;
  • информационный фонд — совокупность баз данных, используемых потребителями информации.

Информационные системы управления муниципальной недвижимостью разрабатываются на основе интегрированной базы данных по имеющимся площадям, которая позволяет комплексно управлять деловыми процессами, связанными с недвижимостью.К основным задачам, решаемым ИС управления муниципальной недвижимостью, относятся:

  • информационная поддержка федеральных, муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций, использующих государственное и муниципальное

недвижимое имущество, в управлении недвижимостью;

  • выдача структурированной информации по запросам пользователей;
  • создание банка данных по недвижимости и обеспечение участни¬ков рынка необходимой информацией.

Создание ИС

При создании ИС управления недвижимостью необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • использование унифицированных форматов обмена данными разработанных на базе международных и российских стандартов
  • модульность;
  • оптимальное сочетание централизации и децентрализации обработки информации;
  • информационная открытость в сочетании с принципом защит информации от несанкционированного доступа;
  • контроль целостности данных;
  • поддержка современных компьютерных технологий;
  • исключение дублирования информации в разных БД.

Информация, используемая для управления недвижимостью, может включать следующие составляющие:

  • техническую информацию;
  • юридическую информацию (документация по объекту, охранные обязательства, договоры, справки);
  • экономическую информацию (налогообложение и страхование, рыночная стоимость объекта, дебиторская задолженность);
  • маркетинговую информацию (планы помещений, удобства, дополнительные услуги, историко-архитектурные справки).

Органы государственного и муниципального управления должны иметь возможность публиковать результаты мониторинга процессов, протекающих на рынке недвижимости, результаты наблюдения за деятельностью профессиональных участников рынка недвижимости, информацию о нормативно-правовых актах, регулирующих отношения на рынке. В настоящее время актуальна разработка информационных систем регистрации недвижимости. Информационная система регистрации недвижимости — это комплекс программно-аппаратных средств, предназначенный для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создания банка данных объектов недвижимости, обеспечения участников рынка недвижимости актуальной и достоверной информацией. В ИС регистрации недвижимости можно выделить подсистемы:

  • регистрации прав;
  • инвентаризации;
  • поиска;
  • архивирования;
  • администрирования.

Информационные системы управления муниципальной недвижимостью

1 Понятие муниципальная недвижимость

2 Информационные системы управления муниципальной недвижимостью

2.1 Основы функционирования рынка недвижимости

2.2 Информационные системы управления муниципальной недвижимостью: состав и основные задачи

2.3 Основные направления информатизации процесса управления недвижимостью

2.4 Принципы создания ИС управления недвижимостью

2.5 Информация, используемая для управления недвижимостью

2.6 Информационная система регистрации недвижимости

Список литературы и источников

Тема нашего реферата — информационные системы управления муниципальной недвижимостью.

В последнее время одной из самых актуальных считается проблема повышения эффективности системы управления экономикой, в том числе и сферы управления недвижимым имуществом. Эту сферу муниципальные органы имеют возможность регулировать непосредственно.

Недвижимость составляет значительную часть государственной и муниципальной собственности, а управление недвижимостью является относительно новым для России видом деятельности.

Необходимое условие функционирования рынка недвижимости — наличие информационной инфраструктуры, обеспечивающей субъекты рынка актуальной, полной и достоверной информацией.

Целью данной работы является изучение информационных систем управления муниципальной недвижимостью.

К задачам можно отнести рассмотрение следующих вопросов, как:

— Понятие муниципальная недвижимость;

— Основы функционирования рынка недвижимости;

— Информационные системы управления муниципальной недвижимостью: состав и основные задачи;

-Основные направления информатизации процесса управления недвижимостью;

— Принципы создания ИС управления недвижимостью;

— Информация, используемая для управления недвижимостью;

— Информационная система регистрации недвижимости.

1 Понятие муниципальная недвижимость

Необходимо отметить, что словосочетание «муниципальная недвижимость» (в отличие от входящих в ее состав понятий «недвижимость» и «муниципальный») прямо в законодательстве не используется, а значит нуждается в пояснении.

Муниципальную недвижимость следует рассматривать как вид недвижимого имущества. Однако, если деление недвижимости на конкретные объекты — земельные участки, здания, сооружения и пр. происходит, как правило, по материальному критерию (наличие их неразрывной связи с землей), то муниципальную недвижимость можно выделить из «просто» недвижимости по субъекту осуществления прав собственности на данный объект.

Согласно п. 2 ст. 212 Гражданского кодекса РФ, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц (частная недвижимость), Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (государственная недвижимость), муниципальных образований (муниципальная недвижимость).

Основываясь на приведенной норме, муниципальную недвижимость коротко можно охарактеризовать как недвижимость, принадлежащую на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, под муниципальной недвижимостью подразумеваются различного рода сооружения, жилые и нежилые комплексы, инженерные коммуникации, находящиеся в ведении муниципальных образований.

Правами по управлению муниципальной недвижимостью обладает не государство, в лице своих органов, а общественная самоуправляющаяся структура, действующая либо непосредственно через входящее в ее состав население, либо посредством создаваемых органов — органов местного самоуправления.

В этом году наметилась тенденция передачи всей муниципальной собственности в управление частных компаний. Однако многие считают, что контроль над недвижимостью все равно получат чиновники, что, в конечном счете, узаконит их прибыль при сдаче помещений в аренду.

2 Информационные системы управления муниципальной недвижимостью

2.1 Основы функционирования рынка недвижимости

Необходимым условием функционирования рынка недвижимости является наличие информационной инфраструктуры, обеспечивающей

субъекты рынка актуальной, полной и достоверной информацией о структуре спроса и предложения на объекты рынка, о «правилах игры» на рынке.

Основными источниками информации могут быть:

федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации;

информация, полученная от официальных и неофициальных лиц, официальные и неофициальные материалы органов власти и корпораций;

заявки продавцов и покупателей, лиц, желающих обменять один объект недвижимости на другой;

средства массовой информации.

2.2 Информационные системы управления муниципальной недвижимостью: состав и основные задачи

ИС управления муниципальной недвижимостью включает:

взаимосвязанный комплекс моделей и программ, обеспечивающих функционирование системы;

информационный фонд — совокупность баз данных, используемых потребителями информации.

Информационные системы управления муниципальной недвижимостью разрабатываются на основе интегрированной базы данных по имеющимся площадям, которая позволяет комплексно управлять деловыми процессами, связанными с недвижимостью.

К основным задачам, решаемым ИС управления муниципальной недвижимостью, относятся:

информационная поддержка федеральных, муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций, использующих государственное и муниципальное недвижимое имущество, в управлении недвижимостью;

выдача структурированной информации по запросам пользователей;

создание банка данных по недвижимости и обеспечение участников рынка необходимой информацией.

2.3 Основные направления информатизации процесса управления недвижимостью

К основным направлениям информатизации процесса управления недвижимостью можно отнести следующие:

1) Информационное обеспечение аренды.

2) Страхование и оценка стоимости недвижимости.

3) Управление дебиторской задолженностью.

4) Капитальный ремонт и реконструкция.

5) Текущий ремонт и эксплуатация.

6) Капитальное строительство.

По всем этим направлениям создаются базы данных информационных систем управления недвижимостью.

Основные направления можно видеть на рисунке 1.

Рис. 1. Основные направления информатизации процесса управления недвижимостью

2.4 Принципы создания ИС управления недвижимостью

При создании ИС управления недвижимостью следует руководствоваться следующими принципами:

использование унифицированных форматов обмена данными, разработанных на базе международных и российских стандартов;

оптимальное сочетание централизации и децентрализации обработки информации;

информационная открытость в сочетании с принципом защиты информации от несанкционированного доступа;

контроль целостности данных;

поддержка современных компьютерных технологий;

исключение дублирования информации в разных БД.

2.5 Информация, используемая для управления недвижимостью

Информация, используемая для управления недвижимостью, может включать следующие составляющие:

♦ техническую информацию (карты земельных участков, их площадь, этажность объектов, поэтажные планы, характеристики
конструктивных элементов, описание инженерных систем);

юридическую информацию (документация по объекту, охранные обязательства, договоры, справки);

экономическую информацию (налогообложение и страхование, рыночная стоимость объекта, дебиторская задолженность);

маркетинговую информацию (планы помещений, удобства, дополнительные услуги, историко-архитектурные справки).

Органы государственною и муниципального управления должны иметь возможность публиковать результаты мониторинга процессов, протекающих на рынке недвижимости, результаты наблюдения за деятельностью профессиональных участников рынка недвижимости, информацию о нормативно-правовых актах, регулирующих отношения на рынке.

2.6 Информационная система регистрации недвижимости

В настоящее время актуальна разработка информационных систем регистрации недвижимости.

Информационная система регистрации недвижимости — это комплекс программно-аппаратных средств, предназначенный для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создания банка данных объектов недвижимости, обеспечения участников рынка недвижимости актуальной и достоверной информацией .

В ИС регистрация недвижимости можно выделить подсистемы:

ИС регистрации недвижимости строится в архитектуре клиент-сервер. Основой системы является единая БД. Серверное ПО обеспечивает обработку запросов пользователей к БД и передачу результатов обработки на автоматизированные рабочие места. Клиентское ПО обеспечивает выдачу результатов пользователям системы.

Итак, мы рассмотрели тему «Информационные системы управления муниципальной недвижимостью».

Читайте также  Разработка системы управления охраной труда на ООО Касьяновская обогатительная фабрика

Мы пришли к выводу, что информатизация системы управления муниципальной недвижимостью очень важна, ведь в последнее время одной из самых актуальных считается проблема повышения эффективности сферы управления недвижимым имуществом , а необходимым условием функционирования рынка недвижимости является наличие информационной инфраструктуры, обеспечивающей субъекты рынка актуальной, полной и достоверной информацией.

Под муниципальной недвижимостью подразумеваются различного рода сооружения, жилые и нежилые комплексы, инженерные коммуникации, находящиеся в ведении муниципальных образований.

ИС управления муниципальной недвижимостью включает взаимосвязанный комплекс моделей и программ, обеспечивающих функционирование системы; информационный фонд — совокупность баз данных, используемых потребителями информации.

Мы выделили основные направления информатизации процесса управления недвижимостью — информационное обеспечение аренды, страхование и оценка стоимости недвижимости, управление дебиторской задолженностью, капитальный ремонт и реконструкция, текущий ремонт и эксплуатация, капитальное строительство.

Следует отметить, что в настоящее время актуальна разработка информационных систем регистрации недвижимости —комплекса программно-аппаратных средств, предназначенный для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создания банка данных объектов недвижимости, обеспечения участников рынка недвижимости актуальной и достоверной информацией.

Список литературы и источников

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью: Учебн.-практ. пособие. — М.:Дело, 2001.

3. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. — М.: ИНФРА-М, 2002 .

4. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. — 320 с. — (Серия «Учебник для вузов»).

5. Экономика и управление недвижимостью: Учебник для вузов / Под общ. ред. П.Г. Грабового. – Смоленск: Изд-во «Смолин Плюс», М.: Изд-во «АСВ», 2004 .

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Совершенствование информационных систем, которые регулируют управление недвижимостью и имуществом на предприятиях (в том числе государственных), происходит из-за возрастающей нагрузки по обслуживанию физических и юридических лиц, увеличения потока информации и постоянно растущими требованиями современного общества [7].

Целью автоматизированного управление муниципальной недвижимостью и имуществом является:

— полный учет объектов государственной и муниципальной собственности;

— эффективный контроль за использованием государственного и муниципального имущества, земельных участков;

— поддержание надлежащего технического и эстетического состояния объектов государственной и муниципальной собственности;

— активное использование государственного и муниципального имущества в инвестиционных проектах, обеспечение простого и удобного доступа предпринимателей к участию в эксплуатации муниципальных объектов недвижимости [4].

С целью достижения эффективности управления имуществом, органам власти необходимо:

• выработать единую стратегию управления собственностью;

• провести полную инвентаризацию объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципального образования;

• произвести государственную регистрацию прав на объекты недвижимости;

• организовать единую систему учета имущества;

• разработать систему критериев оценки государственного и муниципального имущества, как в стоимостном, выражении, так и с точки зрения его значимости для реализации полномочий муниципального образования [1].

Все мероприятия по достижению цели должны осуществляться в рамках планируемого бюджета. Преимуществом Автоматизации государственных и муниципальных структур должна стать чёткая организация процесса разработки ПО и, как следствие, прекрасная организация управления недвижимостью и имуществом [3, 6].

Важнейшим направлением деятельности является разработка интегрированных систем, призванных автоматизировать управление государственной недвижимостью и имуществом органами власти [3].

Создание информационной базы для обеспечения системы управления собственностью включает в себя формирование и ведение программных блоков: реестр муниципального имущества; аренда недвижимости; земли, находящиеся в ведении муниципального образования; аренда земель; плательщики земельного налога; учет прошедших межевание земель на электронной карте[1].

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Титоренко — М.: ЮНИТИ, 2003.

2. Бастриков М.В., Пономарев О.П. Информационные технологии управления: Учебное пособие, Институт «КВШУ».– Калининград: «КВШУ», 2005.

3. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Применение информационных технологий бюджетирования в муниципальном управлении. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. Т. 126. № 1.

4. Тюшняков В.Н. Технологии межведомственного электронного взаимодействия в государственном и муниципальном управлении. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. Т. 133. № 8.

5. Тюшняков, В.Н. Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. Т. 124. №11.

6. Тюшняков В.Н. Формирование системы электронного правительства на основе применения информационно-коммуникационных технологий в органах власти и управления. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 105. № 4.

7. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Применение технологий электронного правительства в системе государственного и муниципального управления. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 103. № 2.

ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

Поносов А.Н. 1 , Жернакова Н.Н. 2 , Драшкович Б. 3

1 ORCID: 0000-0002-8579-9274, кандидат экономических наук,

2 ORCID: 0000-0003-3797-758X, кандидат экономических наук,

3 ORCID: 0000-0003-2866-0193, кандидат географических наук,

1,2 Пермская государственная сельскохозяйственная академия

3 Университет Восточного Сараево, Босния и Герцеговина

ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

Аннотация

Рассматривается актуальная проблема повышения эффективности управления муниципальной недвижимой собственностью в условиях усиления роли межведомственного информационного взаимодействия. Показано прикладное применение геоинформационных систем в управлении муниципальными земельными ресурсами и иной недвижимостью. С помощью средств ГИС на основе градостроительной документации муниципального образования представлена пространственная и структурирована семантическая информация о муниципальных земельных участках, объектах капитального строительства. Обозначено практическое значение ГИС для управления недвижимым имуществом муниципального образования.

Ключевые слова: геоинформационная система, муниципальное образование, земельные участки, объекты капитального строительства, муниципальная недвижимость, информационное взаимодействие.

Ponosov A.N. 1 , Zhernakova N.N. 2 , Drashkovich B. 3

1 ORCID: 0000-0002-8579-9274, PhD in Economics,

2 ORCID: 0000-0003-3797-758X, PhD in Economics,

3 ORCID: 0000-0003-2866-0193, PhD in Geography,

1,2 Perm State Agricultural Academy

3 University of Eastern Sarajevo, Bosnia and Herzegovina

APPLICATION OF GEO-INFORMATION SYSTEM WHEN MANAGING MUNICIPAL REAL ESTATE

Abstract

A topical problem of increasing the efficiency of management of municipal real estate in the context of strengthening the role of interagency information interaction is considered. Application of geo-information systems in management of municipal land resources and other real estate is shown. Spatial and structured information about municipal land plots and capital construction objects is presented with the help of GIS tools on the basis of town planning documentation of the municipal formation. Practical importance of GIS for the management of municipal real estate is indicated.

Keywords: geo-information system, municipal entity, land plots, capital construction projects, municipal real estate, information interaction.

В мировой практике государственного и муниципального управления недвижимостью органы власти особое внимание уделяют внедрению геоинформационных технологий, а именно, использованию геоинформационных систем (ГИС).

С реформированием системы местного самоуправления в РФ муниципальным образованиям предоставлены значительные полномочия, в том числе по созданию и обладанию информацией [1], при этом на них возлагается ответственность за управление землей и иной недвижимостью, обслуживание объектов инфраструктуры.

В сфере управления муниципальной недвижимостью ГИС позволяет вести учет объектов недвижимости, осуществлять пространственную привязку этих объектов к земельным участкам, формировать поисковые запросы и оперативно отображать кадастровую и другую специальную информацию о муниципальном недвижимом имуществе, взаимодействовать с реестрами сведений государственных и муниципальных структур.

Сведения в базе данных ГИС, используемые для управления муниципальной недвижимостью, могут включать характеристики, полученные в результате дистанционного зондирования территорий [4].

Основная проблема внедрения ГИС в управление муниципальным недвижимым имуществом заключается в том, что в большинстве случаев муниципальные образования РФ, в частности городские и сельские поселения, не обладают достаточными средствами для создания собственных муниципальных ГИС.

Представляется, что в сложившейся ситуации необходимо задействовать графическую часть действующей градостроительной документации. Картографическая основа в виде тематических карт территории сельского (городского) поселения, разработанная для определения основных направлений и параметров пространственного развития [11], позволит создать достоверную графическо-семантическую базу при минимальных бюджетных затратах муниципального образования. При этом обеспечится создание информационного инструмента комплексного управления развитием территории поселения (землей, зданиями, инженерной инфраструктурой).

Сведения о земельных участках и объектах капитального строительства, относящихся к собственности муниципального образования, в настоящее время содержатся в виде табличного материала без электронной графической привязки, образуют реестр муниципального имущества (Таблицы 1, 2). В качестве картографической основы используются устаревшие бумажные карты, которые не обновлялась более 15 лет. В связи с этим возникают сложности с точным определением местонахождения объектов муниципальной собственности на местности и трудности межведомственного взаимодействия по вопросам земельно-имущественных отношений [2].

Таблица 1 – База данных реестра муниципальных земельных участков на примере Филипповского сельского поселения (фрагмент)

Предлагается структурировать в реляционных базах семантические (текстовые) и пространственные (картографические) данные об объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, с помощью инструментов универсальных ГИС, таких как MapInfo, ArcView, AutoCAD и пр.

В нашем случае используется ГИС MapInfo Professional (далее – MapInfo). Система предназначена для создания и редактирования карт, пространственного и статистического анализа графической и семантической информации, геокодирования, работы с базами данных, вывода карт и отчетов на печатные устройства и др.

Читайте также  Правила работы с обращениями граждан

Таблица 2 – Реестр муниципальных объектов капитального строительства на примере Филипповского сельского поселения (фрагмент)

В качестве цифровой картографической основы целесообразнее всего использовать существующие актуальные тематические карты документов территориального планирования, в частности, согласно рассматриваемому примеру, генерального плана Филипповского сельского поселения (Рис. 1, 2). Градостроительная документация обеспечивает информацией о функциональном назначении определенной территории, о разрешенном использовании земель, о режиме градостроительной деятельности.

С помощью средств MapInfo на планово-картографическом материале обозначены массивы земельных участков, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления (Рис. 1), точечными знаками обозначены объекты капитального строительства, также относящиеся к муниципальной собственности. Выбрав на карте объект недвижимости, можно получить необходимую текстовую информацию.

Рис. 1. – Расположение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Кроме того, инструменты MapInfo позволяют поддерживать в актуальном состоянии имущественный статус объектов (например, внесены в план приватизации, находящиеся в стадии приватизации, сдаются в аренду и т.п.) (Рис. 2). Графическое отображение сведений возможно как для точечных, так и линейных объектов (муниципальные инженерные сети, дороги).

Важной составляющей применения ГИС для процесса муниципального управления является информация не только о количественном, но и о качественном состоянии земель на территории поселения [7], техническое обеспечение проведения административно-территориальных преобразований на основе ГИС позволит избежать ошибок в границах поселений [9].

Эффективным для информационного обеспечения управления территориями является применение результатов дистанционного зондирования с позиции выявления и фиксации сложившихся изменений в застройке, пространственном развитии территории муниципалитета, характере сельскохозяйственного и промышленного землепользования [3].

Рис. 2. – Расположение муниципальных объектов капитального строительства (фрагмент карты генерального плана с. Филипповка)

Геопространственные сведения, содержащиеся в базах данных ГИС муниципального образования, могут быть использованы в построении критериев развития муниципалитета, решении градостроительных задач [8].

Преимущества применения геоинформационных систем как основы повышения эффективности управления муниципальной недвижимой собственностью очевидны, главные из них состоят в следующем:

– снижаются затраты на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков и других объектов муниципальной недвижимости для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав;

– устраняется дублирование в создании данных о муниципальном имуществе, обеспечивается многопользовательский доступ к информационным ресурсам муниципальных служб, других заинтересованных ведомств;

– ускоряется поиск, выборка объектов, расширяются возможности интеграции данных при взаимодействии органов управления с участниками имущественных отношений;

– ведется пространственный анализ территории в целях оптимизации использования муниципальных земельных участков и иной недвижимости;

– достигается целостность сведений об объектах для осуществления государственного и муниципального земельного контроля.

Список литературы / References

  1. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 08 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г.] // URL: http: // consultant.ru (дата обращения: 16.10.2017).
  2. Габова А.Э. Геоинформационные системы в управлении муниципальными объектами недвижимости (на примере Филипповского сельского поселения) / А.Э. Габова, М.С. Конева; под. общ. ред. А.Н. Поносова // Молодежная наука 2015: технологии, инновации: материалы Всерос. научн.-практ. конф. 10-13 марта 2015 г., Пермь / М-во сельского хозяйства Рос. Федерации, Фед. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. образования «Пермская гос. сельскохоз. академия». – Пермь, 2015. – С. 265-268.
  3. Draskovic B. East Sarajevo twenty yeas later – changes in land use / B. Draskovic, N. Dreskovic, R. Miric // Geographica Pannonica. – 2016. – V. 20, P. 161-167.
  4. Draskovic B. Spatial development trends on municipality of Pale (Republic of Srpska) between 2000-2012 / B. Draskovic, N. Dreskovic // Particular publication: Science and tradition, Faculty of Philosophy, 2017.
  5. Draskovic B. Modern GIS-based methods in Physical Geography / B. Draskovic, N. Dreskovic // Particular publication: Science and tradition, Faculty of Philosophy, Book 3. – 2012, P. 31-40.
  6. Желясков А.Л. Оценка социально-экономического потенциала сельских территорий при формировании системы поселений / А.Л. Желясков, А.Н. Поносов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. – №6. – С. 50-51.
  7. Желясков А.Л. Учет состава и качества земельных ресурсов при формировании территорий поселений / А.Л. Желясков, Н.Н. Поносова // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2010. – №9. – С. 50-55.
  8. Поносов А.Н. Вопросы практического применения методики совершенствования числа и размеров поселений (на примере муниципальных образований Добрянского района Пермского края) / А.Н. Поносов, Н.Н. Поносова // Аграрный вестник Урала. – 2015. – №8 (138). – С. 92-97.
  9. Поносов А.Н. Основы методического обеспечения формирования территорий и совершенствования границ сельских муниципальных образований / А.Н. Поносов, Н.Н. Поносова // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2015. – №2. – С. 19-21.
  10. Поносов А.Н. Проблемы территориального планирования пригородных муниципальных образований // Научное и практическое обеспечение земельных отношений: материалы Междунар. науч.-практ. конф. октябрь 2011 г., Пермь / М-во сельского хозяйства Рос. Федерации, Фед. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Пермская гос. сельскохоз. академия». – Пермь, 2011. – С. 127-132.
  11. Официальный сайт Филипповского сельского поселения [Электронный ресурс] // URL: http://kungur.permarea.ru (дата обращения: 07.10.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

Информационные системы управления муниципальной недвижимостью

Содержание
Введение……………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы функционирования информационных технологий управления…………………. 5
1.1 Определение информационных технологий ………………. 5
1.2 Классификация информационных технологий…………..……..8
1.3 Ретроспективный анализ информатизации организационного управления……………………………….……………… ………….12
Глава II. Информационныетехнологии управления муниципальной недвижимостью…………………………. 18
2.1 Условия функционирования рынка недвижимости и имеющиеся источники информации о нём………………………………..…. …18
2.2 Составляющие информационной системы управления муниципальной недвижимостью………….……………..…………..25
Глава III. Перспективы развития информационных технологий управления муниципальной недвижимостью………………. 30
3.1Совершенствование системы управления муниципальной недвижимостью……………………………………………….………30
3.2 Модель информационной системы для учёта муниципальной недвижимости……………………………………………..……. …..32
Заключение…………………………………………………. ….…..38
Библиографический список………….………. ………. ….40

ВВЕДЕНИЕ
Недвижимое имущество муниципального образования является материально-вещественной базой функционирования его экономики, всвязи, с чем его эффективное использование выступает стратегической задачей органов управления. Но, к сожалению, на сегодняшний день в сфере управления муниципальной недвижимостью много трудностей, поскольку не всегда повышение эффективности использования имущества в интересах муниципалитета направлено на увеличение объёма инвестиций в недвижимость и расширение налогооблагаемой базы, а,следовательно, получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе роста доходов от использования недвижимости. А ведь именно собственность и управление муниципальной недвижимостью выступают одними из основных средств реализации социально-экономической политики городов, сёл и посёлков и формируют значительную часть доходов их бюджетов.
В связи с этим становится очевидной актуальность использованияинформационных технологий как одного из приоритетных направлений управления муниципальной недвижимость. Поскольку информация, формируемая в результате использования технических средств, является необходимой для совершения любых операций с объектом недвижимости, так как для оценки эффективность функционирования системы управления недвижимостью необходимо располагать конкретной информацией о том, в отношении какихобъектов происходит тот или иной управленческий процесс.
Таким образом, выбранная тема курсового проекта представляется весьма актуальной, а направление и содержание исследования определяется объективной необходимостью изучения информационных технологий используемых в управлении муниципальной недвижимостью.
Проблемы, связанные с управлением государственной и муниципальной недвижимостью являютсяпредметом изучения многих российских и зарубежных учёных. Эти проблемы рассматриваются в трудах таких учёных как А.Н. Асаул, В. В. Бузырев, В. Варнавский, А.А. Варламов, Р. Гровер, Т., Р. Коуз, Коупленд, В. И. Кошкин, Д. С. Львов, С. Н. Максимов, Г.Н. Мальгинов, П. Д. Половинкин, А. Д. Радыгин, В.Т. Рязанов, А.В. Савченко, Н. И. Свистунов, М. М. Соловьев, Дж.Ю. Стиглиц, Е. И. Тарасевич, В. М.Шупыро.
Цель настоящего исследования состоит в изучении и разработке практических рекомендаций по созданию условий для эффективного управления муниципальной недвижимостью с помощью информационных технологий.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
— определить и классифицировать информационные технологии;
— провести ретроспективный анализ информатизацииорганизационного управления;
— изучить условия функционирования рынка недвижимости, а также рассмотреть составляющие информационной систему управления муниципальной недвижимостью.
Объектом исследования являются информационные технологии управления муниципальной недвижимостью.
Предметом исследования выступает совокупность тенденций и явлений.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Информационные системы управления муниципальной недвижимостью

А.В. Медведев,
начальник отдела информационной
безопасности департамента
связи и информатизации
мэрии города Новосибирска

Особенности обеспечения безопасности информации
в информационных системах органов местного самоуправления

Термин «муниципальные информационные системы» (далее — МИС) определен и введен в действие Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — 149-ФЗ), в части 1статьи 13:
1. Информационные системы включают в себя:
1) государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;
2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;
3) иные информационные системы.

Читайте также  Химия в сельском хозяйстве и её направления

Положения части 1 статьи 13 не однозначны, а именно: с одной стороны, можно понимать, что в органах государственной власти различного уровня создаются государственные информационные системы, в органах местного самоуправления – муниципальные информационные системы, в организациях, учреждениях, предприятиях, не являющихся ни государственными и ни органами местного самоуправления, создаются иные информационные системы. С другой стороны можно понимать, что в органах государственной власти создаются государственные системы и иные информационные системы, не отнесенные к государственным информационным системам, и по аналогии в органах местного самоуправления – муниципальные информационные системы и иные информационные системы.

Скорей всего следует все же полагать, что в органах местного самоуправления (далее – ОМСУ) создаются и эксплуатируются муниципальные и иные информационные системы.
Указанному определению муниципальной информационной системы не придавалось большого значения (и во многих ОМСУ не придается сейчас) до введения в действие приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2013 г., рег. N 28608) «Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах». Указанные требования разработаны и введены в действие в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обязательность выполнения с 01 сентября 2013 года (информационное сообщение от 15 июля 2013 г. № 240/22/2637).

В пункте 2 указанного документа определено, что в нем «…устанавливаются требования к обеспечению защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, от утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа, специальных воздействий на такую информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней при обработке указанной информации в государственных информационных системах».

В пункте 3 определено, что «… требования являются обязательными при обработке информации в государственных информационных системах, функционирующих на территории Российской Федерации, а также в муниципальных информационных системах, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении».

Это означает, что в информационных системах органов местного самоуправления созданных или модернизированных после 01 сентября 2013 года должны в обязательном порядке выполняться «Требования …», если эти системы являются муниципальными и в них обрабатывается информация ограниченного доступа, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну. Во всех органах местного самоуправления имеются информационные системы, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, не содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и это в основном персональные данные.

Отметим, что обеспечение безопасности персональных данных регламентируется Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации, «Составом и содержанием организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утвержденных приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21, а также нормативными документами ФСБ России.

Таким образом, в органах местного самоуправления должна быть проведена работа по отнесению информационных систем персональных данных к муниципальным либо иным информационным системам для выполнения требований федерального законодательства и нормативных документов ФСТЭК России по обеспечению безопасности информации.

Отсутствие в 149-ФЗ четких критериев отнесения информационных систем создаваемых и эксплуатируемых в органах местного самоуправления к муниципальным информационным системам создает определенную сложность в проведении такой работы.

В зависимости от уставных документов муниципального образования решение, в соответствии с которым создаются муниципальные информационные системы, может быть нормативным актом в виде постановления администрации города, решением главы администрации или представительного органа. Включение создания информационной системы в целевую программу муниципалитета, где предусматриваются финансирование и сроки разработки (приобретения) и внедрения, скорее всего, не следует относить к основанию создания МИС в трактовке 149-ФЗ.

Признаки МИС определяются по аналогии с ГИС в ст.14 ФЗ-149 (цель создания, способ создания и эксплуатации и т.д.). В нижеприведенной статье 14 ФЗ-149 выделены признаки, которые следует рассматривать и отражать в муниципальном нормативном акте, как определяющие отнесение информационной системы к муниципальной:

Статья 14. Государственные информационные системы
1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
2. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(часть 2 в ред. Федерального
закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.
4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления — Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если при создании или эксплуатации государственных информационных систем предполагается осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации, предусмотренной перечнями, утверждаемыми в соответствии со
статьей 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», государственные информационные системы должны обеспечивать размещение такой информации в сети «Интернет» в форме открытых данных.
(в ред. Федерального
закона от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

4.1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети «Интернет» к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.
(часть 4.1 введена Федеральным
законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем.
(в ред. Федерального
закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
(в ред. Федерального
закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ).

Следует обратить внимание, что информация, содержащееся в МИС является официальной. Этот признак следует отнести к ключевым, так как для исполнения полномочий органа местного самоуправления, в том числе создаются информационные системы, обеспечивающие его работу, а так же для выполнения внутренних процессов вспомогательного характера (справочные, учета и т.д.).

Отнесение информационных систем к МИС усложняется и самим термином «муниципальные», т.к. в прямом понимании он указывает на принадлежность к органу самоуправления, т.е. признак собственности. Все, что создано или принадлежит органу местного самоуправления, является муниципальным. Поэтому при проведении работ по отнесению информационных систем к муниципальным термин «муниципальные» следует рассматривать не только, как признак принадлежности, а как категорию (статус) информационной системы по отношению к иным информационным системам.

Проведение работ по обеспечению безопасности информации в муниципальных информационных системах персональных данных необходимо проводить в соответствии с «Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» и «Составом и содержанием организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», с учетом информационного сообщения ФСТЭК России от 15 июля 2013 г. № 240/22/2637.

Оригинал статьи опубликован во втором (майском) номере журнала «Региональная и муниципальная информатизация»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: