Источники горного права - ABCD42.RU

Источники горного права

Горное право

В статье раскрыты следующие вопросы горного права: понятие горного права; источники горного права; принципы горного права; система горного права

Особая государственная и общественная значимость природных ресурсов, содержащихся в недрах Земли, обуславливает необходимость надлежащего правового регулирования их добычи, использования и сохранения. Эти задачи выполняет горное право.

Понятие горного права

Горное право в качестве самостоятельной отрасли права является предметом жарких дискуссий между различными авторами-юристами. Некоторые теоретики усматривают в нем лишь один из институтов природоресурсного права. Другие авторы видят в горном праве полноценную самостоятельную отрасль права.

Согласно общим положениям правовой теории, для признания отрасли права самостоятельной структурой, необходимы следующие условия:

— наличие специфического предмета правового регулирования, т.е. группы общественных отношений, объединенных внутренним единством и стабильностью;

— наличие особой, индивидуальной системы источников права;

— свой собственный метод правового регулирования общественных отношений.

Представляется, что горное право отвечает всем указанным требованиям и может рассматриваться в качестве комплексной отрасли права, регулирующей разнообразные общественные отношения (имущественные, административные, земельные, природоохранные и другие), связанные с недропользованием.

Предметом горного права являются отношения по недропользования и связанные с ними отношения по рациональному и безопасному использованию недр, а также обороту горной информации.

Как самостоятельная отрасль права, горное право имеет свой собственный метод правового регулирования, т.е. набор способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие его предмет. Отличительной чертой метода горного права является сочетание в нём диспозитивных и императивных способов правового регулирования с преобладанием последних.

Такая особенность горного права связана со следующими факторами:

— особый правовой статус недр, являющихся одновременно частью окружающей среды и источником природных ресурсов;

— заинтересованность в сохранении надлежащего состояния недр неопределенно широкого круга лиц;

— ограниченность (истощаемость) недр и содержащихся в них природных ресурсов;

— обязательное участие государства, которое в силу закона является единственным собственником недр.

Часть отношений, составляющих предмет горного права, регулируется только императивно (например, отношения по государственному управлению недропользованием либо отношения, связанные с обеспечением безопасности при проведении горных работ). При регулировании другой части отношений применяются как императивные, так и диспозитивные методы правового регулирования.

Источники горного права

Источники горного права – это правовые акты, принятые государственными органами либо иными субъектами права в установленном порядке, регулирующие отношения по недропользованию.

В юридической науке источники горного права классифицируются по различным основаниям – по предмету правового регулирования, по его направленности и другим основаниям. Наиболее практически применимой является классификация источников горного права по их юридической силе:

Конституция РФ , как основной закон государства, обладает наивысшей юридической силой и прямым действием и закрепляет основные принципы и положения, связанные с недропользованием;

— федеральные законы , регулирующие наиболее важные общественные отношения и связанные с ними вопросы. Приоритетное место среди этих источников горного права занимает Закон РФ от 21.02.1992 «О недрах», содержащий основные положения по недропользованию, его государственному регулированию, содержанию прав и обязанностей недропользователей, а также их ответственности за нарушение требований закона. Важные положения, регулирующие горные отношения, содержатся в ФЗ от 26.03.1998 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», ФЗ от 30.11.1995 «О континентальном шельфе РФ», ФЗ от 31.07.1998 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и других федеральных законах; а также в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Водном кодексе РФ. Вопросы ответственности регулируются КоАП РФ и Уголовным кодексом РФ;

— законы субъектов РФ также являются одним из источников горного права, поскольку, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, вопросы, связанные с недрами и природопользованием, относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Эти законы конкретизируют положения горного права, определенные в федеральном законодательстве, применительно к конкретному субъекту РФ;

— указы Президента РФ обладают наивысшей силой среди подзаконных нормативных актов. Такие указы восполняют определенные пробелы в регулировании общественных отношений до их устранения на уровне федерального законодательства (например, Указ Президента РФ от 22.11.1994 №2099 «О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа РФ»);

— постановления Правительства РФ в системе источников горного права имеют важное значение, поскольку устанавливают порядок практической реализации законодательных положений (к примеру, Постановление Правительства РФ от 03.05.2012 №429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование», Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 №69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» и др.);

— нормативные акты министерств и ведомств РФ регламентируют конкретные вопросы, связанные с недропользованием;

— решения высших судов РФ . Несмотря на то, что российская правовая система не признает юридическую силу прецедента (т.е. вынесенного судебного решения по конкретному делу), решения высших судов РФ фактически формируют единое направление правоприменительной практики и содержат разъяснения действующего законодательства, на которые опираются все правоприменители (начиная от рядовых недропользователей и заканчивая судами различных инстанций).

Принципы горного права

Посредством комплексного анализа горного законодательства можно выделить следующие принципы горного права (т.е. базисные начала правового регулирования):

— установление государственной собственности на недра;

— платность их использования;

— лицензирование (т.е. осуществление недропользования только по лицензии);

— государственный контроль за недропользованием;

— разнообразие форм недропользования;

— участие граждан в принятии решений, связанных с недропользованием, учитывая их конституционное право на благоприятную окружающую среду.

Эти и другие принципы горного права применяются при регулировании самых разнообразных общественных отношений, входящих в его предмет.

Система горного права

Система горного права представляет собой единую отрасль, включающую в себя самостоятельные правовые институты, которые регулируют отдельные группы отношений и, в то же время, объединены общим методом регулирования.

В системе горного права выделяют Общую, Особенную и Специальную части.

Как видно из названия, Общая часть горного права регулирует самые общие вопросы, связанные с недропользованием, и содержит следующие институты:

— институт права собственности на недра;

— институт права пользования недрами;

— институт лицензирования недропользования;

— институт геологической разведки и изучения недр;

— институт государственного мониторинга недр и контроля за их рациональным использованием и некоторые другие институты.

Особенная часть системы горного права касается правовых особенностей использования и добычи отдельных видов полезных ископаемых. Так, в этой части системы горного права различают институты правового регулирования добычи нефти и газа, угля, драгоценных камней, общераспространенных полезных ископаемых и других их видов.

Специальная часть системы горного права, отдельно выделяемая некоторыми авторами, регулирует особенности недропользования, осуществляемого на основе международно-правовых договоров. Институты пользования недрами на основе соглашений о разделе продукции, а также недрами открытых территорий либо континентального шельфа образуют эту часть системы горного права.

ИСТОЧНИКИ ГОРНОГО ПРАВА

Источники горного права могут быть классифицированы:

по юридической силе,

по предмету регулирования,

по направленности правового регулирования,

по характеру нормативных правовых актов,

по степени значимости.

По юридической силе все источники горного права могут быть разделены на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Современное законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из Федеральных законов «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции», «О континентальном шельфе», «О государственном регулировании в области добычи угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

К подзаконным нормативным правовым актам горного права, принятым после утверждения Закона РФ «О недрах», относятся: Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ 15 июля 1992 г., Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 540 «О мерах по регулированию экспорта геологической информации о недрах»; Инструкция о порядке переоформленная лицензий на пользование недрами, утвержденная приказом Роскомнедр (ныне Министерство природных ресурсов РФ) от 18 мая 1992 г. Ns 65; Постановление Правительства РФ от 4 января 1992 г. № 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РФ и усилении государственного контроля за их производством и потреблением» (с изменениями от 22 февраля 1993 г.) и ряд других материалов.

В общеправовом классификаторе отраслей законодательства, подготовленном Государственным правовым управлением Президента Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г., законодательство о недрах выделено в качестве самостоятельной отрасли.

Классификатор отрасли включает следующие разделы: общие вопросы охраны и использования недр; управление в области использования и охраны недр, контроль за охраной и использованием недр;

Государственный фонд недр, Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; собственность на недра;

пользование недрами, виды пользования недрами, основные права и обязанности пользователей недр, плата при пользовании недрами, конкурсы и аукционы на пользование недрами;

Читайте также  Принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых;

ответственность за нарушение законодательства о недрах.

По предмету регулирования источники горного права могут быть разделены на общие и специальные.

Общие источники (как это следует из их названия) характеризуются тем, что предмет их регулирования значительно шире какой-то конкретной отрасли права. К общим источникам следует отнести Конституцию РФ, регулирующую все виды общественных отношений в стране.

По направленности регулирования источники горного права могут быть разделены на материальные и процессуальные.

Материальные источники регулируют отношения, складывающиеся непосредственно в процессе пользования тем или иным ресурсом недр. Процессуальные источники горного права определяют процедуру пользования ресурсами недр. Например, Положение о порядке лицензирования пользования недрами относится к процессуальным источникам горного права, а нормативные акты, определяющие, например, уровень добычи минерального сырья, степень его извлечения из недр, являются материальными источниками.

По характеру источников они могут быть разделены на кодифицированные и не являющиеся таковыми.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена систематизация нормативного материала в соответствии с системой регулируемых общественных отношений. По нашему мнению, горное право в России нуждается в создании нового сводного акта — Кодекса России о недрах, построенного на единых принципах. Пока кодифицированных источников горного права в России нет.

По степени значимости в регулировании отношений недропользования источники горного права могут быть разделены на основные нормативные правовые акты и вспомогательные. Естественно, что Закон РФ «О недрах», определяющий общие принципы недропользования, относится к группе основных нормативных правовых актов. Эти принципы включают: государственную собственность на недра, единый Государственный фонд недр, совместное (с субъектами Федерации) распоряжение Государственным фондом недр, лицензионный порядок предоставления недр в пользование, платность недропользования.

К группе вспомогательных актов, позволяющих более точно применять нормы основных актов к регулированию отношений недропользования, следует отнести различного рода ГОСТы, инструкции и др., которые принимаются органами, имеющими на это соответствующие права.

Следовательно, можно констатировать выполнение всех четырех условий, определяющих существование самостоятельной отрасли права, регулирующей правовой режим недропользования. 2.5.

ИСТОЧНИКИ ГОРНОГО ПРАВА

Источники горного права представляют собой нормативные правовые акты, содержащие требования к недропользованию и принятые уполномоченными на то государственными органами в установленной форме и процедуре.

Источники горного права могут быть классифицированы:

по юридической силе,

по предмету регулирования,

по направленности правового регулирования,

по характеру нормативных правовых актов,

по степени значимости.

По юридической силе все источники горного права могут быть разделены на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Современное законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из Федеральных законов «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции», «О континентальном шельфе», «О государственном регулировании в области добычи угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Кроме того, для регулирования отношений недропользования используется еще ряд Федеральных законов (см. приложение № 3).

К подзаконным нормативным правовым актам горного права, принятым после утверждения Закона РФ «О недрах», относятся: Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ 15 июля 1992 г., Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 540 «О мерах по регулированию экспорта геологической информации о недрах»; Инструкция о порядке переоформленная лицензий на пользование недрами, утвержденная приказом Роскомнедр (ныне Министерство природных ресурсов РФ) от 18 мая 1992 г. № 65; Постановление Правительства РФ от 4 января 1992 г. № 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РФ и усилении государственного контроля за их производством и потреблением» (с изменениями от 22 февраля 1993 г.) и ряд других материалов.

В общеправовом классификаторе отраслей законодательства, подготовленном Государственным правовым управлением Президента Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г., законодательство о недрах выделено в качестве самостоятельной отрасли.

Классификатор отрасли включает следующие разделы:

общие вопросы охраны и использования недр;

управление в области использования и охраны недр, контроль за охраной и использованием недр;

Государственный фонд недр. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;

собственность на недра;

пользование недрами, виды пользования недрами, основные права и обязанности пользователей недр, плата при пользовании недрами, конкурсы и аукционы на пользование недрами;

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых;

ответственность за нарушение законодательства о недрах.

По предмету регулирования источники горного права могут быть разделены на общие и специальные.

Общие источники (как это следует из их названия) характеризуются тем, что предмет их регулирования значительно шире какой-то конкретной отрасли права. К общим источникам следует отнести Конституцию РФ, регулирующую вое виды общественных отношений в стране. По этому признаку в специальные источники, регулирующие только отношения недропользования, входят Закон РФ «О недрах», Положение о порядке лицензирования пользования недрами и др.

По направленности регулирования источники горного права могут быть разделены на материальные и процессуальные.

Материальные источники регулируют отношения, складывающиеся непосредственно в процессе пользования тем или иным ресурсом недр. Процессуальные источники горного права определяют процедуру пользования ресурсами недр. Например, Положение о порядке лицензирования пользования недрами относится к процессуальным источникам горного права, а нормативные акты, определяющие, например, уровень добычи минерального сырья, степень его извлечения из недр, являются материальными источниками.

По характеру источников они могут быть разделены на кодифицированные и не являющиеся таковыми.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена систематизация нормативного материала в соответствии с системой регулируемых общественных отношений. По нашему мнению, горное право в России нуждается в создании нового сводного акта — Кодекса России о недрах, построенного на единых принципах. Пока кодифицированных источников горного права в России нет.

По степени значимости в регулировании отношений недропользования источники горного права могут быть разделены на основные нормативные правовые акты и вспомогательные.

Естественно, что Закон РФ «О недрах», определяющий общие принципы недропользования, относится к группе основных нормативных правовых актов. Эти принципы включают: государственную собственность на недра, единый Государственный фонд недр, совместное (с субъектами Федерации) распоряжение Государственным фондом недр, лицензионный порядок предоставления недр в пользование, платность недропользования.

К группе вспомогательных актов, позволяющих более точно применять нормы основных актов к регулированию отношений недропользования, следует отнести различного рода ГОСТы, инструкции и др., которые принимаются органами, имеющими на это соответствующие права.

Следовательно, можно констатировать выполнение всех четырех условий, определяющих существование самостоятельной отрасли права, регулирующей правовой режим недропользования.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источники горного права

Право как юридическая категория реализуется через систему общеобязательных правил (правовых норм), устанавливаемых органами государственной власти в официальных формах – источниках права.

Закон – главный источник права. Он устанавливает основные нормы права, в развитие которых могут приниматься другие правовые нормы. Все остальные акты – указы, распоряжения, постановления и т.п. – называются подзаконными. При этом обязательно соблюдение установленной иерархии нормативных правовых актов.

Источник права может существовать только в виде того или иного нормативного текста. Правовая норма так же может выражаться в виде «обычая» или «умолчания»[1], что в российском горном праве практически не встречается или действует ограничено.

Источники горного права можно классифицировать по:

уровням суверенизации государственной власти

видам государственной власти

видам пользования недрами

видам и группам полезных ископаемых

Главным источником горного права в РФ является Конституция Российской Федерации. В ней установлен характер и значимость недр, виды собственности на них, разграничение компетенции РФ и ее субъектов по вопросам недропользования.

По вопросам совместного ведения согласно Конституции принят федеральный Закон Российской Федерации «О недрах»[2]. Его можно рассматривать как основу законодательства о недрах, в соответствии с которой субъекты РФ могут (имеют право) принимать свои законодательные и нормативные правовые акты.

К категории законодательных актов федерального значения можно отнести «Положение о внебюджетном фонде воспроизводства материально-сырьевой базы Российской Федерации»[3], «Положение о порядке лицензирования пользования недрами»[4] и ряд других Постановлений Верховного Совета Российской Федерации, а так же Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации, например «О мерах по стабилизации производственной деятельности предприятий нефтяного комплекса»[5], «О государственной поддержке нефтяной промышленности»[6] и ряд других.

Следующей по значимости группой федеральных источников горного права России являются Постановления и Распоряжения Правительства РФ; эти акты носят статус нормативных правовых. Они рассматривают, в основном, вопросы совершенствования управления недропользованием, финансовой, ценовой и кредитной политики и т.п. Например, «Об изменении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций газовой промышленности»[7], «О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды энергоресурсов»[8] и др.

К источникам горного права относятся также постановления, инструкции, приказы и письма органов центральной исполнительной власти, обычно определяющие механизм реализации положений, содержащихся в законодательных и нормативных актах, принятых Федеральным собранием и Правительством РФ. Такими органами являются Комитет РФ по геологии и использованию недр, Министерство топлива и энергетики, Комитет РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Комитет РФ по металлургии, Министерство финансов и экономики, Государственная налоговая служба, ЦБ РФ и др.

Читайте также  Административная и гражданско-правовая ответственность

По многим вопросам недропользования продолжают действовать нормативные акты, изданные министерствами и ведомствами бывшего СССР. В основном они касаются вопросов регламентации проектирования, техники и технологии разведки и добычи полезных ископаемых. Большинство из них требует пересмотра или принципиальной переработки.

Право собственности на геологическую информацию

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является собственностью государства и предоставляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующие территориальные фонды геоинформации. В них осуществляется хранение и систематизация такой информации. Порядок и условия использования такой информации определяется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя.

Т.о. информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, структуре месторождения и прочих характеристиках недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и других материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности недропользователя. Но, исходя из общего положения о государственной собственности на недра, геологическая информация, являющаяся собственностью недропользователя, по установленной форме должна предоставляться последним в федеральный и соответствующий федеральный фонд геологической информации с определением условий ее использования, в т.ч. в коммерческих целях.

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других объектов собственности.

Исполнитель может использовать полученную в результате проведения работ геологическую и другую информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если это допускается договором.

Лицензия должна содержать соглашение о праве собственности на геологическую информацию, полученную в ходе пользования недрами. Это соглашение может быть представлено в качестве специального приложения к лицензии или в качестве раздела, статьи или группы статей в каком-либо документе, являющемся неотъемлемой частью лицензии – договоре, соглашении.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eco.newmail.ru/

[1] «можно то, что не запрещено»

[2] Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.2.92 за №2395-1 и Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»» от 3.3.95 за №27-Ф3

[3] утверждено Постановлением ВС РФ от 25.2.93 за № 4546-1

[4] утверждено Постановлением ВС РФ от 15.7.92 за № 3314-1

Источники горного права

Право как юридическая категория реализуется через систему общеобязательных правил (правовых норм), устанавливаемых органами государственной власти в официальных формах – источниках права.

Закон – главный источник права. Он устанавливает основные нормы права, в развитие которых могут приниматься другие правовые нормы. Все остальные акты – указы, распоряжения, постановления и т.п. – называются подзаконными. При этом обязательно соблюдение установленной иерархии нормативных правовых актов.

Источник права может существовать только в виде того или иного нормативного текста. Правовая норма так же может выражаться в виде «обычая» или «умолчания»[1] , что в российском горном праве практически не встречается или действует ограничено.

Источники горного права можно классифицировать по:

уровням суверенизации государственной власти

видам государственной власти

видам пользования недрами

видам и группам полезных ископаемых

Главным источником горного права в РФ является Конституция Российской Федерации. В ней установлен характер и значимость недр, виды собственности на них, разграничение компетенции РФ и ее субъектов по вопросам недропользования.

По вопросам совместного ведения согласно Конституции принят федеральный Закон Российской Федерации «О недрах»[2] . Его можно рассматривать как основу законодательства о недрах, в соответствии с которой субъекты РФ могут (имеют право) принимать свои законодательные и нормативные правовые акты.

К категории законодательных актов федерального значения можно отнести «Положение о внебюджетном фонде воспроизводства материально-сырьевой базы Российской Федерации»[3] , «Положение о порядке лицензирования пользования недрами»[4] и ряд других Постановлений Верховного Совета Российской Федерации, а так же Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации, например «О мерах по стабилизации производственной деятельности предприятий нефтяного комплекса»[5] , «О государственной поддержке нефтяной промышленности»[6] и ряд других.

Следующей по значимости группой федеральных источников горного права России являются Постановления и Распоряжения Правительства РФ; эти акты носят статус нормативных правовых. Они рассматривают, в основном, вопросы совершенствования управления недропользованием, финансовой, ценовой и кредитной политики и т.п. Например, «Об изменении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций газовой промышленности»[7] , «О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды энергоресурсов»[8] и др.

К источникам горного права относятся также постановления, инструкции, приказы и письма органов центральной исполнительной власти, обычно определяющие механизм реализации положений, содержащихся в законодательных и нормативных актах, принятых Федеральным собранием и Правительством РФ. Такими органами являются Комитет РФ по геологии и использованию недр, Министерство топлива и энергетики, Комитет РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Комитет РФ по металлургии, Министерство финансов и экономики, Государственная налоговая служба, ЦБ РФ и др.

По многим вопросам недропользования продолжают действовать нормативные акты, изданные министерствами и ведомствами бывшего СССР. В основном они касаются вопросов регламентации проектирования, техники и технологии разведки и добычи полезных ископаемых. Большинство из них требует пересмотра или принципиальной переработки.

Право собственности на геологическую информацию

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является собственностью государства и предоставляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующие территориальные фонды геоинформации. В них осуществляется хранение и систематизация такой информации. Порядок и условия использования такой информации определяется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя.

Т.о. информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, структуре месторождения и прочих характеристиках недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и других материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности недропользователя. Но, исходя из общего положения о государственной собственности на недра, геологическая информация, являющаяся собственностью недропользователя, по установленной форме должна предоставляться последним в федеральный и соответствующий федеральный фонд геологической информации с определением условий ее использования, в т.ч. в коммерческих целях.

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других объектов собственности.

Исполнитель может использовать полученную в результате проведения работ геологическую и другую информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если это допускается договором.

Лицензия должна содержать соглашение о праве собственности на геологическую информацию, полученную в ходе пользования недрами. Это соглашение может быть представлено в качестве специального приложения к лицензии или в качестве раздела, статьи или группы статей в каком-либо документе, являющемся неотъемлемой частью лицензии – договоре, соглашении.

[1] «можно то, что не запрещено»

[2] Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.2.92 за №2395-1 и Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»» от 3.3.95 за №27-Ф3

[3] утверждено Постановлением ВС РФ от 25.2.93 за № 4546-1

[4] утверждено Постановлением ВС РФ от 15.7.92 за № 3314-1

1.5. Источники горного права

Под источниками права понимается та или иная форма закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

Источниками горного права являются нормативные правовые акты, которые содержат правовые нормы, регулирующие отношения в сфере недропользования.

Наличие развитой системы источников горного права обуславливает необходимость ее классификации. Она может осуществляться по различным основаниям: —

юридической силе: законы и иные нормативные правовые акты; —

сфере действия: федеральные, субъектов Федерации, местного самоуправления; —

видам государственной власти: законодательная, исполнительная; —

видам пользования недрами; —

видам и группам полезных ископаемых; —

другим классификационным факторам.

По юридической силе правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, в той или иной мере дополняющие и развивающие положения закона. При этом обязательным требованием является соблюдение установленной иерархии правовых актов. Так законы в качестве источников горного права можно подразделить на три группы: —

Конституция РФ (основной закон); —

федеральные законы по предметам ведения РФ (ГК РФ, НК РФ, ВК РФ, УК РФ, «О континентальном шельфе» и др.); —

федеральные законы по предметам совместного ведения («О недрах», «О СРП», «О газоснабжении» и др.)

По сферам действия источники горного права подразделяются на законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами государственной власти, а также акты, принимаемые аналогичными органами государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления.

Читайте также  Правила работы с обращениями граждан

По видам государственной власти источники горного права подразделяются на законодательные (принимаемые законодательными органами) и нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти различного уровня.

По видам пользования недрами источники горного права подразделяются на акты, регламентирующие отношения, возникающие в процессе отдельных видов недропользования, в частности, регионального геологического изучения, разведки и добычи, строительства и эксплуатации объектов, не связанных с добычей и др.

По видам и группам полезных ископаемых источники горного права подразделяются по группам однородных полезных ископаемых: нефть и газ, уголь и сланцы, строительные материалы, черные и цветные металлы, драгоценные камни и драгоценные металлы и др.

В настоящее время приняты законы: о газе [88], об угле [59], о драгоценных металлах и драгоценных камнях [74]. В зависимости от значимости и особенностей добычи и использования того или иного полезного ископаемого объективно может возникнуть необходимость в принятии других специальных законов, например, о нефти и газе и т.п.

Следует отметить, что предметом регулирования подобных законов являются не только отношения непосредственно в сфере недропользования, но и отношения, возникающие в смежных областях деятельности: транспорте, реализации продукции и др.

К категории федеральных нормативных правовых актов следует относить нормативные указы и распоряжения Президента РФ, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ (Конституция РФ, ст. 90, ч. 2).

Следующей по значимости группой федеральных источников горного права являются постановления и распоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения недропользования.

К категории нормативных правовых актов как источников горного права относятся постановления, инструкции и приказы федеральных органов исполнительной власти. Такими органами являются министерства и ведомства, занимающиеся непосредственно вопросами геологического изучения недр и добычей полезных ископаемых (МПР, Минэнерго), а также министерства и ведомства, занимающиеся общими вопросами управления, экономики и финансирования промышленности (Минэкономразвития, МНС, Госгортехнадзор, Минюст, ЦБ РФ И др.).

В развитие законодательства о недрах МПР разработан наиболее полный пакет нормативных правовых актов (инструкции, положения и др.), регламентирующих деятельность государственной системы лицензирования пользования недрами, контроль за деятельностью пользователей недр, внедрение системы СРП и др.

Необходимо отметить, что по многим вопросам недропользования продолжают действовать нормативные правовые акты, изданные министерствами и ведомствами бывшего СССР. В первую очередь это касается вопросов регламентации проектирования, техники и технологии работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, по которым изданы буквально сотни инструкций, регламентов, методических указаний, положений и т.п. Большинство из них требует переоформления, а многие и принципиальной переработки.

В последние годы органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ было принято достаточно большое число законо дательных и нормативных правовых актов по вопросам недропользования.

Основным направлением нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области горного права являлась разработка пакетов документов, регламентирующих процесс выдачи лицензий (проведение конкурсов и аукционов и др.) и связанных с ним правовых проблем, многие из которых либо неполно, либо вообще не регламентировались федеральным законодательством. В качестве примера можно назвать ряд документов (решений, постановлений, положений), принятых в Ханты-Мансийском автономном округе в процессе подготовки и проведения нескольких раундов лицензионных конкурсов и аукционов: —

«Об основных принципах и правилах недропользования на территории автономного округа»; —

«Об основных правилах недропользования в области поиска, разведки и добычи нефти и газа на территории автономного округа»; —

«О создании территориального фонда геологической информации»; —

«О порядке реализации положений Закона РФ «О недрах»»; —

«Об организации лицензирования пользования недрами»; —

«О порядке подготовки и рассмотрения в окружном Совете вопросов лицензирования вновь вводимых в разработку месторождений» и др.

Пакеты подобных актов на региональном уровне приняты многими субъектами РФ, имеющими добывающие отрасли промышленности.

Некоторые специалисты в качестве источников права рассматривают так называемые нормативные договоры.

Конституция РФ (ст. 15), а также все федеральные законы в сфере недропользования декларируют положение о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом следует иметь в виду, что речь идет о так называемых договорах нормативного характера. Так, например, Горная хартия госу- дарств-участников СНГ, подписанная в 1997 г. рядом стран, имеет рекомендательный характер. Ее положения не являются обязательными для подписавших хартию сторон. Соответственно, она не является источником горного права.

Примером нормативного международного договора может быть Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., ратифицированная Россией [66]. Ее положения не только являкхгся обязательными, но и послужили основой целого ряда норм фе, еральных законов РФ «О континентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», регламентирующих, в частности, отношения по использованию недр в экваториальных зонах РФ [54, 81, 83].

В практике недропользования неоднократно предпринимались попытки разработки типовых и примерных лицензионных договоров и соглашений о разделе продукции, тексты которых подлежали утверждению уполномоченными на то государственными органами. По различным причинам пока таких актов в России нет. Типовое (т.н. модельное) лицензионное соглашение было утверждено Правительством Казахстана. Разработка таких соглашений, особенно в связи с распространением правового режима раздела продукции на мелкие и средние месторождения, является достаточно актуальной.

Происходящее в настоящее время интенсивное развитие нормативной правовой базы потребовало, в целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена и использования такой информации, создания Общеотраслевого классификатора правовых актов.

В составе группы «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды» выделены: —

общие вопросы охраны окружающей природной среды; —

использование и охрана земель; —

использование и охрана недр; —

использование и охрана вод; —

использование, охрана, защита и воспроизводство лесов; —

охрана и использование животного мира; —

использование и охрана природных ресурсов континентального шельфа; —

использование и охрана природных ресурсов исключительной экономической зоны; —

охрана атмосферного воздуха; —

В составе раздела «Использование и охрана недр» выделены следующие направления учета правовой информации: —

полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны недр. Контроль за охраной и использованием недр; —

государственный фонд недр. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; —

собственность на недра; —

пользование недрами. Виды пользования; —

возникновение и прекращение права пользования недрами; —

платежи за пользование недрами; —

рациональное использование и охрана недр; —

соглашения о разделе продукции; —

разрешение споров, связанных с использованием и охраной недр.

Отдельно в группе «Международные отношения» выделен информационный блок «Международно-правовая охрана окружающей среды», а в его составе — раздел «Сотрудничество в области совместного использования природных ресурсов».

При применении каждого закона или нормативного правового акта необходимо установить: дату вступления его в силу; сферу применения, т.е. определить, какие отношения регулирует данный акт; срок действия акта; на каких субъектов права распространяется действие акта (юридических и физических лиц, включая или исключая иностранные).

Несколько особняком стоят источники горного права, происходящие из судебной практики. В российской юриспруденции не действует принцип «прецедента». Однако суды высших инстанций, анализируя и обобщая текущую судебную практику, принимают периодически специальные постановления, содержащие рекомендации по применению законодательства при разрешении тех или иных достаточно типичных конфликтных ситуаций. Наиболее характерными случаями в настоящее время являются конфликты, вызванные либо нарушениями установленного порядка лицензирования, либо появлением ситуаций, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.

Необходимо иметь в виду, что развитие договорных отношений при недропользовании неизбежно приводит к необходимости судебного разрешения споров и конфликтных ситуаций и появлению, вследствие обобщения практики судебных решений, определенных «обычаев», которые со временем, очевидно, будут оформляться в виде законодательных актов.

Обзор различных видов источников права позволяет представить систему источников горного права в следующем виде: —

указы и распоряжения Президента РФ; —

постановления и распоряжения Правительства РФ; —

нормативные правовые акты министерств и ведомств; —

конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; —

нормативные правовые акты органов местного самоуправления; —

нормативные акты судебных властей.

Процесс законотворчества и формирования пакета источников горного права представляет собой весьма динамичную систему. Работа законодателя предусматривает непрерывное совершенствование нормативно-правовой базы. Она включает разработку новых дополнений, изменений и в ряде случаев отмену ранее принятых правовых актов. Учитывая ряд объективных факторов, законотворчество в недропользовании идет особенно интенсивно. Именно с этих позиций и следует подходить к изучению источников горного права.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: