Избирательная система и избирательное право Республики Беларусь - ABCD42.RU

Избирательная система и избирательное право Республики Беларусь

Избирательная система и избирательный процесс в Республике Беларусь

ВРеспублике Беларусь выборы являются свободными, все­общими, равными, прямыми, тайными. В соответствии с Кон­ституцией избирательным правом не владеют лишь определенные категории граждан: не достигшие 18 лет, недееспособ­ные, содержащиеся в местах лишения свободы или под стра­жей в день выборов. Кандидат на должность Президента Рес­публики Беларусь, депутата Палаты представителей, члена Совета Республики должен быть не моложе 35 лет, 21 года, 30 лет соответственно. Выборы членов Совета Республики Национального собрания являются косвенными.

Правовой основой избирательной системы в Республике Беларусь являются Конституция и Избирательный кодекс. При выборах Президента используется мажоритарная изби­рательная система абсолютного большинства, депутатов Палаты представителей — абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства — во втором. При выбо­рах в местные Советы применяется мажоритарная система относительного большинства, а при проведении голосования по одной кандидатуре кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательный процесс – система правовых норм и определенная последовательность действий по организации, проведению, установлению, и опубликованию итогов выборов. В избирательном процессе обычно выделяют 12 стадий: назначение выборов; установление (нарезка) избирательных округов; создание избирательных участков; организация избирательных органов; регистрация избирателей и составление их списков; выдвижение кандидатов в депутаты; регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; подсчет голосов; установление итогов выборов; опубликование выборов.

В соответствии с Избирательным кодексом РБ выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее, чем за 5 месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за 2 месяца до истечения срока его полномочий. Выборы в Палату представителей и местные Советы депутатов назначаются Президентом не позднее, чем за 4 месяца и проводятся не позднее чем за 30 дней до окончания их полномочий.

Проведение республиканских референдумов в РБ инициируется Президентом, Парламентом и гражданами (не менее 450 тыс.), обладающими избирательным правом.

Для проведения выборов в Палату представителей образуются 110 избирательных округов 9от одного округа по одному депутату) примерно с равной численностью избирателей. Отклонения, как правило, не могут превышать 10%.

Участки для голосования образуются не позднее, чем за 2 месяца до выборов с числом не менее 20 и не более 3 тыс. избирателей. Местами для проведения голосования могут быть различные учреждения, учебные заведения, помещения предприятий, санатории, больницы и др.

Различают 4 группы избирательных органов: центральные, территориальные, окружные, участковые. Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов состоит из 12 человек, 6 из которых назначает Президент, 6 избираются Советом Республики. Это постоянно действующий государственный орган.

В Беларуси существуют постоянные списки избирателей (по месту прописки), которые обновляются перед каждыми выборами.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты пред­ставителей принадлежит зарегистрированным политическим партиям, трудовым коллективам (численностью не менее 300 человек), а также гражданам путем сбора подписей изби­рателей (не менее 1000 подписей).

Правом выдвижения кандидатом в Президенты принад­лежит гражданам Республики Беларусь при наличии не ме­нее 100 тыс. подписей избирателей в их поддержку. Прези­дентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, обладающий избирательным правом и посто­янно проживающий в республике не менее 10 лет непосред­ственно перед выборами.

Регистрация кандидатов в президенты осуществляется Центризбиркомом, а кандидатов в депутаты — соответствующей окружной территориальной комиссией.

После регистрации кандидатов наступает стадия предвыборной борьбы или избирательная кампания— совокупность установленных законом процедур и действий, обеспечивающих функционирование избирательного процесс между назначением выборов и их проведением. В Республике Беларусь на избирательную кампанию по выборам и Президента, и Парламента отводится 3 месяца.

В ходе подготовки и проведения избирательной кампании используются разнообразные технологические прием» а также избирательный маркетинг — часть политически маркетинга по оказанию профессиональной помощи политическим партиям и кандидатам в разработке и проведении эффективной избирательной кампании.

Цель избирательного маркетинга и избирательных технологий состоит в том, чтобы предоставить избирателям бор, а не принуждать их принять то или иное решение путем манипуляции общественным сознанием.

Избирательная кампания заканчивается в день голосования. Голосование по реализации волеизъявления граждан проводится с 8.00 до 20.00 часов. Каждый избиратель голосует лично. Бюллетень заполняется голосующим в кабине или в комнате для тайного голосования, при этом запрещается кому-либо еще присутствовать в кабине.

Непосредственный подсчет голосов проводится после то­го, как бюллетени извлекаются из избирательных ящиков. Недействительные бюллетени также подсчитываются. Под­счет должен вестись открыто и гласно членами участковой комиссии в присутствии наблюдателей. После подсчета голо­сов составляется протокол. Копия протокола после его под­писания избирательной комиссией вывешивается для всеоб­щего ознакомления.

Установление итогов выборов проводится территориаль­ными, окружными комиссиями на основании протоколов участковых избирательных комиссий. Окончательно итоги выборов Президента устанавливает Центризбирком не позд­нее чем через 10 суток после окончания голосования.

Сообщения об итогах выборов обнародуются и опублико­вываются не позднее чем через 3 дня с момента подписания протокола об итогах выборов.

Для большинства граждан республики выборы — это гражданский долг, реализация гражданских прав. Выборы и парламент в сентябре 2008 г. состоялись в один тур. В голосо­вании приняли участие 5 384 647 избирателей, или 76,7 % общего числа, включенных в избирательные списки [1, с. 105].

В современных демократических государствах выборы, голосование и представительство − важные и необходимые основы функционирования и развития политической систе­мы, наиболее доступный способ участия граждан в политической жизни общества.

Тест

1. В соответствии с принципами избирательного права выбо-;1 являются:

а) свободными, равными, прямыми, всеобщими;

б) обязательными, равными, справедливыми, прозрачными;

в) обязательными, тайными, прямыми, честными;

г) административными, ответственными, гласными, под­енными.

2. В Республике Беларусь используется:

а) мажоритарная избирательная система относительного большинства;

б) пропорциональная избирательная система;

в) мажоритарная избирательная система абсолютного боль­шинства;

г) смешанная избирательная система.

3. Избирательный абсентеизм — это:

а) отказ баллотироваться;

б) снятие кандидатуры перед выборами;

г) обязательность выборов.

4. Кандидат считается выбранным, если за него проголосо­вало более половины граждан, принявших участие в голосо­вании:

а) при мажоритарной системе относительного большин­ства;

б) мажоритарной системе абсолютного большинства;

в) смешанной системе;

г) пропорциональной системе.

а) соревнование денежных мешков; система придания
видимости «законности» нарушения конституции; средство
навязывания населению недемократических законов; меха­низм обмана народа;

б) способ формирования и обновления власти; механизм
разрешения политических конфликтов; процедура легити­мации политической власти; средство политической социа­лизации.

6. Равное избирательное право означает:

а) один избиратель — один голос;

б) голоса одних избирателей не должны быть «тяжелее»голосов других;

в) каждый голос одинаково влияет на результаты вы­боров;

г) равное разделение голосов между полами.

7. Два тура выборов проводятся при избирательной системе:

а) мажоритарной абсолютного большинства;

б) мажоритарной относительного большинства;

в) пропорциональной.
8.Мажоритарная и пропорциональная избирательные си­стемы различаются:

а) выдвижением кандидатов;

б) определением результатов голосования;

в) подсчетом голосов избирателей;

г) прозрачностью выборов.

9.Пропорциональная избирательная система способствует:

а) росту числа политических партий;

б) сокращению числа политических партий;

в) возрастанию роли партий в обществе;

д) партийному строительству.

10.В Республике Беларусь проведение республиканских ре­ферендумов инициирует:

а) Президент; в) избиратели;

б) Парламент; г) Правительство.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте институт представительства и его
роль в политическом процессе.

2.Перечислите функции выборов в политической систе­ме общества.

3.Дайте характеристику избирательного права: его при­нципов, видов, прямых и косвенных выборов.

4.Приведите понятие и типы избирательных систем, их особенности, достоинства и недостатки.

5.Что такое абсентеизм, его причины, пути преодоления.

6.Назовите стадии избирательного процесса.

7.Охарактеризуйте избирательную систему Республики Беларусь.

Литература

1.Парламентские выборы. 2008 / И.А. Корпухина [и др.]; под ред. О.В. Пролесковского и Л.Е. Криштановича. Минск: Информ.-аналит. центр при Администрации Президента Респ. Бела­русь, 2008.

2.Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. с внесенными в него Законами Республики Беларусь от 4 июля 2000 г. и 6 октября 2006 г. изменениями и дополнения­ми. — Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2008.

3.Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. — 2-е изд. — Минск, 2007.

4.Сапелкин, Е.П. Современные избирательные технология: науч.-практ. пособие для молодых избирателей / Е.П. Сапел­кин, Т.С. Масловская. — Минск, 2006.

Понятие и принципы избирательного права Республики Беларусь

Избирательное право – это относительно автономная система норм конституционного права, которые регулируют порядок проведения выборов в органы власти.

Термин «избирательное право» понимается в двух смыслах: объективном и субъективном. Вобъективном смысле слова избирательное право ассоциируется с избирательным законодательством, а в субъективном смысле слова оно понимается как одно из политических прав граждан – избирать и быть избранным в органы власти.

Источниками избирательного права Республики Беларусь являются:

1) Конституция Республики Беларусь (ст.ст.64 – 72);

2) Избирательный кодекс Республики Беларусь;

3) декреты и указы Президента Республики Беларусь, которые регулируют отдельные стороны избирательного процесса;

4) постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Наибольшее значение среди источников избирательного права имеет Избирательный кодекс Республики Беларусь, принятый 11февраля 2000 г. (с изм. и доп.).

В Республике Беларусь путем проведения выборов избираются Президент Республики Беларусь как высшее должностное лицо государства, депутаты нижней палаты Парламента (Палаты представителей), члены верхней палаты Парламента (Совета Республики) и депутаты местных Советов депутатов всех уровней.

Под принципами избирательного права понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов, получившие отражение в Конституции и иных законодательных актах.

В соответствии с нормами Конституции (ст.ст.64 — 68) и Избирательного кодекса (ст.ст.3 – 9) к принципам избирательного права Республики Беларусь относятся:

1) всеобщность выборов;

2) добровольное участие в выборах;

3) равенство прав избирателей;

4) прямые (в порядке исключения, косвенные) выборы;

5) тайна волеизъявления граждан.

Всеобщность выборов означает, что право избирать имеют все граждане, достигшие 18 лет. Из этого правила имеется несколько исключений. Согласно ст.64 Конституции, ст.4 Избирательного кодекса, в выборах не участвуют три категории граждан: 1) лица, признанные судом недееспособными; 2) лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; 3) лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.

Добровольность участия граждан в выборах предполагает, что каждый избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах, за кого голосовать и за кого не голосовать. Тем самым. обеспечивается свобода выбора избирателей.

Равенство прав избирателей означает, что каждый гражданин, участвующий в выборах, имеет один голос. Все избиратели, в том числе и кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом.

Прямые выборы предполагают, что граждане голосуют «за» или «против» тех или иных кандидатов непосредственно, без каких-либо промежуточных звеньев. Таким образом избираются Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, депутаты местных Советов. Что касается выборов членов Совета Республики, то здесь применяется опосредованный путь а именно: за их кандидатуры (по 8 членов от каждой области и города Минска) голосуют депутаты ранее выбранных местных Советов депутатов базового уровня, то есть районных (городских) Советов (Минского городского Совета).

Тайна волеизъявления избирателей выражается в создании условий для бесконтрольного голосования избирателей. В частности, это обеспечивается оборудованием специальных кабин для голосования.

Стадии избирательного процесса в Республике Беларусь

В соответствии с положениями Избирательного кодекса Республики Беларусь выделяется семь основных и две дополнительные стадии избирательного процесса.

Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов и избирательных участков; 3) формирование избирательных комиссий; 4) составление (уточнение) списков избирателей;5) выдвижение и регистрация кандидатов; 6) проведение предвыборной агитации; 7) голосование и определение результатов выборов.

Если в ходе этих избирательного процесса не удается избрать депутатов (Президента), то могут использоваться дополнительные стадии: второй тур голосования, а также повторные выборы.

Назначение выборов

В соответствии со ст.56 Избирательного кодекса (далее – ИК) выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания (нижней палатой парламента) не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем за 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Читайте также  Правовой режим земель лесного фонда

Выборы в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы Парламента проводятся в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Выборы в местные Советы депутатов назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов действующего созыва. В случае роспуска местного Совета депутатов выборы в этот Совет назначаются не позднее чем в месячный срок со дня роспуска.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1838 ; Мы поможем в написании вашей работы!

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Описание: Понятие и виды выборов Избирательный процесс. В широком смысле избирательная система – это урегулированный правовыми и иными нормами весь порядок выборов. Избирательное право имеет два значения: объективное избирательное право – совокупность правовых норм определяющих порядок и гарантии организации и проведения выборов; субъективное избирательное право – совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах.; 3 акты Главы государства по вопросам организации и проведения выборов; 4 постановления Палаты представителей Национального.

Дата добавления: 2015-08-27

Размер файла: 10.18 KB

Работу скачали: 14 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Лекция 10. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

  1. Понятие избирательной системы и избирательного права.
    1. Принципы избирательного права РБ.
    2. Понятие и виды выборов
    3. Избирательный процесс.

1. Понятие избирательной системы и избирательного права

Термин «избирательная система» используют в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле избирательная система – это урегулированный правовыми и иными нормами весь порядок выборов. В узком – это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов на выборах.

Избирательное право имеет два значения: объективное избирательное право – совокупность правовых норм, определяющих порядок и гарантии организации и проведения выборов; субъективное избирательное право – совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах.

Источники избирательного права РБ :

1) Конституция РБ (3 раздел К РБ);

2) Избирательный кодекс 20 11 февраля 2000г.;

3) акты Главы государства по вопросам организации и проведения выборов;

4) постановления Палаты представителей Национального собрания РБ (о сроках проведения президентских выборов);

5) акты Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

2. Принципы избирательного права РБ

Основными принципами являются принципы всеобщности, равенства, свободного, прямого и тайного голосования .

Принцип всеобщности означает, что все граждане РБ, достигшие 18 лет имеют право участвовать в выборах.

Право быть избранным ограничивается возрастным цензом, цензом гражданства и цензом оседлости .

Возрастной ценз – достижение определенного возраста, после которого гражданин приобретает избирательные права. Минимальный возраст кандидата для избрания Президентом РБ – 35 лет, депутатом Палаты представителей Национального собрания РБ – 21 год, членом Совета Национального собрания РБ – 30 лет, депутатом местного Совета депутатов – 18 лет.

Ценз гражданства – участие в выборах лишь граждан РБ. Президент РБ может быть избран только гражданин РБ по рождению.

Ценз оседлости – признание за гражданином избирательных прав при условии, если он проживал в стране и на соответствующей территории определенное время. (В РБ нет ценза оседлости, исключение Президент 10 лет).

Принцип свободного голосования – избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.

Принцип равенства , означает, что избиратели имеют равное количество голосов (один).

Принцип прямого голосования , означает, что граждане сами непосредственно избирают депутатов путем подачи своего голоса. (Президент РБ, Палата представителей, местные Советы депутатов). Кроме прямых выборов, есть косвенные, т.е. когда избиратель выбирает членов выборщиков (депутаты Советов базового уровня (местные Советы депутатов)), которые в свою очередь избирают членов Совета Республики.

Принцип тайного голосования – избиратель голосует лично, голосование за других лиц запрещается.

3. Понятие и виды выборов

Выборы – это форма демократии, способ смены политических элит, передачи власти мирным путем через волеизъявление народа. Выборы являются формой выражения власти народа.

1. По способу избрания:

– прямые – избиратели сами непосредственно решают вопрос об избрании (выборы Президента РБ);

– косвенные – когда этот вопрос решают не сами избиратели непосредственно, а избранные ими представители (выборы членов Совета Республики Национального собрания РБ).

2. По территории проведения:

– республиканские – проводятся в масштабах страны (выбора Президента РБ);

– местные – проводятся в административно-территориальных единицах (выборы депутатов местных Советов депутатов).

3. По уровням представительства:

– выборы местных представительных органов.

4. По срокам проведения:

– очередные выборы – проводятся в установленные законом сроки;

– внеочередные выборы – проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборных органов.

4. Избирательный процесс

Следующие стадии избирательного процесса :

1) Назначение выборов . Выборы Президента РБ назначаются Палатой представителей не позднее 5 месяцев и проводятся не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат.

2) Составление списков избирателей . В списки граждан, имеющих право участвовать в выборах включаются все граждане РБ, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет. Списки предоставляются для всеобщего ознакомления за 15 дней до выборов.

3) Образование избирательных комиссий . Организацию и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии. Существуют: Центральная комиссия – постоянно действующий орган, является юридическим лицом, имеет гербовую печать; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии . При образовании Центральной комиссии – 6 членов назначает Президент РБ и 6 членов избирает Совет Республики.

4) Образование избирательных округов . Выборы Президента РБ проводятся по единому избирательному округу. Для проведения выборов депутатов Палаты представителей образуется 110 избирательных округов.

5) Образование избирательных участков . Участки для голосования образуются не менее чем за 2 месяца до выборов с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей на каждом участке. Органы, образовавшие участки для голосования, обязаны не позднее чем в 10-дневный срок оповестить избирателей о месте нахождения участковой комиссии.

6) Выдвижение и регистрация кандидатов . Кандидаты в Президенты РБ выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выдвижение кандидатов в Президенты РБ начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Регистрация кандидатов в Президенты РБ начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до выборов, а кандидатов в депутаты начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов.

Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в 3-дневный срок в суд: для кандидатов в Президенты РБ – в Верховный Суд; для депутатов местных Советов депутатов – в районный, городской, областной суд.

7) Предвыборная агитация . Избиратели, инициативные группы, доверенные лица имеют право свободно и всесторонне обсуждать вопросы, связанные с выборами, деловые и личные качества кандидатов, проведения агитации «за» и «против» кандидата на собраниях, митингах и т.д.

На всех участках для голосования не позднее 14 дней до выборов оформляются стенды с информационными материалами о кандидатах.

8) Голосование . Голосование проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей не позднее чем за 10 дней до выборов. Досрочное голосование осуществляется не ранее чем за 5 дней до выборов с 10 до 14 и с 16 до 19 часов.

9) Подсчет голосов и установление результатов выборов . Ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Центральная комиссия на основании протоколов комиссий по выборам Президента РБ не позднее чем через 10 суток после окончания голосования устанавливает на своем заседании и вносит в протокол следующие данные:

общее число избирателей по РБ;

число избирателей, получивших бюллетени;

число избирателей, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных «за», и число голосов, поданных «против» каждого кандидата в Президенты РБ;

число бюллетеней, признанных недействительными;

число испорченных бюллетеней.

Протокол подписывается председателем, заместителей председателя, секретарем и членами Центральной комиссии.

Президент РБ считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан РБ.

Избирательное право и избирательная система республики Беларусь

Главная > Лекция >Право, юриспруденция

Избирательное право и избирательная система республики Беларусь

6.1. Понятие избирательного права, избирательной системы. Источники избирательного права Республики Беларусь

6.2. Конституционные принципы избирательного права Республики Беларусь

6.3. Понятие и виды выборов

6.4. Основные стадии проведения выборов

6.5. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

6.1. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА, ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Термин «избирательная система» употребляется в двух значениях — широком и узком. Избирательная система в широком смысле слова — это весь механизм формирования выборных органов, включая организацию и проведение выборов, а также определение результатов голосования и соответствующее распределение депутатских мандатов. Избирательная система в узком смысле слова — это способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования.

Существует две основные разновидности избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мест между партиями в соответствии с числом голосов избирателей, поданных за каждую партию. В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система. В соответствии с Законом от 6 октября 2006 г. №166-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов» при выборах депутатов местных Советов депутатов введена мажоритарная система относительного большинства голосов избирателей (вместо применяемой ранее мажоритарной системы абсолютного большинства).

Понятие «избирательное право» также применяется в двух значениях. Избирательное право в объективном смысле — совокупность правовых норм, определяющих принципы, порядок и гарантии организации и проведения демократических выборов. В этом смысле избирательное право образует институт конституционного права. Избирательное право в субъективном смысле слова — это гарантированное государством право конкретного лица на участие в выборах. В этом случае различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право — установленное законом субъективное право гражданина лично участвовать в выборах; право избирать. Совокупность лиц, пользующихся активным избирательным правом, называется избирательным корпусом. Пассивное избирательное право — установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы; право быть избранным.

Источники избирательного права Республики Беларусь:

1) Конституция Республики Беларусь — главный источник избирательного права Республики Беларусь, закрепляющий его основные принципы (раздел III Конституции Республики Беларусь);

2) Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. с изменениями и дополнениями — результат кодификации правовых норм о выборах, проведенной в целях упорядочения, приведения в соответствие противоречий и совершенствования избирательного законодательства; сборник правовых норм, регулирующий все вопросы, связанные с выборами;

3) акты Главы государства по вопросам организации и проведения выборов;

4) постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (например, о сроках проведения президентских выборов);

5) акты Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (например, постановление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов от 12 октября 2006 г. № 55 «О разъяснении применения положений статей 61 и 65 Избирательного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих порядок сбора подписей избирателей в поддержку лиц, предлагаемых для выдвижения кандидатами в депутаты местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать пятого созыва)».

6.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Основными принципами избирательного права Республики Беларусь являются принципы всеобщности, равенства, свободного, прямого и тайного голосования.

Читайте также  Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила поведения

Принцип всеобщности означает, что все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет имеют право участвовать в выборах. В выборах или референдуме не могут участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей (ст.4 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

В то же время пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным, в Республике Беларусь ограничивается возрастным цензом, цензом гражданства и цензом оседлости.

Возрастной ценз — достижение определенного возраста, после которого гражданин приобретает избирательные права. Для пассивного избирательного права, как правило, требуется наличие более высокого возрастного ценза. Так, минимальный возраст кандидата для избрания Президентом Республики Беларусь составляет 35 лет, депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь — 21 год, членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь – 30 лет, депутатом местного Совета депутатов — при достижении 18-летнего возраста.

Ценз гражданства — участие в выборах лишь граждан Республики Беларусь. Вместе с тем Президентом Республики Беларусь может быть избран только гражданин Республики Беларусь по рождению. Такое ограничение не распространяется на кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Ценз оседлости — признание за гражданином избирательных прав при условии, если он проживал в стране и на соответствующей территории определенное время.

В соответствии со статьей 58 Избирательного кодекса Республики Беларусь, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право в порядке, предусмотренном Избирательным кодексом, участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации.

Принцип равенства означает, что каждый избиратель или участник референдума имеет только один голос и кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство возможностей в предвыборной борьбе обеспечивается созданием условий, при которых различие материальных и иных возможностей не может предоставлять кому-либо из кандидатов преимущества. Зарегистрированным кандидатам, участвующим в выборах, предоставляются равные доли финансовых средств для проведения предвыборной кампании, а также равные возможности ее ведения.

Гарантиями обеспечения равного избирательного права являются следующие:

— каждый избиратель не может быть включен более, чем в один список избирателей;

— каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается;

— бюллетень для голосования выдается избирателю под роспись членом участковой комиссии после предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

— закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения и регистрации кандидатов, ведения ими предвыборной агитации;

— кандидат избирается от равного числа избирателей.

Соблюдение этого принципа во многом зависит от принципов образования избирательных округов. В соответствии с Избирательным кодексом в Республике Беларусь избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. При этом неравенство в численности избирателей округов не должно превышать 10 % (ч.6 ст.15 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Принцип свободного голосования означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Данный принцип имеет несколько аспектов: с одной стороны, это право, а не обязанность любого гражданина участвовать или не участвовать в выборах, с другой — это запрет оказывать любое давление на волю избирателей. Избирательный кодекс Республики Беларусь детально регламентирует недопустимые меры воздействия на волю избирателей: раздача подарков, денежных средств избирателям и т.д. (ч.2 ст.47 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Принцип прямого голосования означает, что в Республике Беларусь выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов являются прямыми. Президент нашей страны избирается непосредственно всеми гражданами, обладающими избирательным правом. Граждане Республики Беларусь участвуют в референдуме на основе своего прямого волеизъявления. Такой принцип позволяет реализовать право граждан быть избранными и избирать без каких-либо промежуточных звеньев. Кроме прямых выборов в Республике Беларусь используются также косвенные выборы при выборах членов Совета Республики, которые избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и в городе Минске.

Принцип тайного голосования обеспечивает действительную свободу волеизъявления избирателя, свободу выбора без внешнего наблюдения и контроля. Согласно статье 52 Избирательного кодекса каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Процедурой голосования предусматривается, что избиратель под роспись после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности получает бюллетень и в специально отведенном месте для голосования без постороннего вмешательства заполняет его. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично. Гарантией осуществления данного принципа является также то, что никто не имеет право вскрывать опущенные в избирательный ящик бюллетени до окончания времени голосования.

6.3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЫБОРОВ

Участие граждан в формировании институтов политической системы обеспечивается с помощью выборов. С ними связана реализация политических прав граждан, возможность активного участия в управлении государством и обществом. Выборы — это форма демократии, способ смены политических элит, передачи власти мирным путем через волеизъявление народа. С помощью выборов формируются представительные и законодательные органы государства. Выборы являются формой выражения власти народа — прямой демократией; реализация гражданами своих властных полномочий через избранных представителей — представительной демократией.

В Республике Беларусь существуют следующие виды выборов.

По способу избрания:

— прямые — когда избиратели сами непосредственно решают вопрос об избрании (выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов);

— косвенные — когда этот вопрос решают не сами избиратели непосредственно, а избранные ими представители (выборы членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь).

По территории проведения:

— республиканские — проводятся в масштабах страны (выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь);

— местные — проводятся в административно-территориальных единицах (выборы депутатов местных Советов депутатов).

По уровням представительства:

— выборы местных представительных органов. По срокам проведения:

— очередные выборы — проводятся в установленные законом сроки;

— внеочередные выборы — проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборных органов.

Выборы в Республике Беларусь в соответствии с Избирательным кодексом могут проводиться повторно, если они не состоялись или признаны недействительными, также проводятся выборы депутатов вместо выбывших.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В РБ применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент РБизбираются непосредственно избирателями РБ. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирателямиявляются граждане РБ, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — заключение под стражу.

Глава государства —Президент РБ избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин РБ по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории РБ не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом РБ одно и то же лицо, законом не ограничивается.

Парламент РБ —Национальное собрание РБ — состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента — Палата представителей — состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами РБ сроком на четыре года. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин РБ, постоянно проживающий на территории государства.

Верхняя палата Парламента —Совет Республики — является органом территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов РБ от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом РБ. Членом Совета Республики может быть гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутаты местных Советовдепутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин РБ, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета. В выборах депутатов местных Советов депутатов наравне с белорусскими гражданами участвуют граждане РФ.

В избирательном законодательствеБеларуси предусмотрено, что кандидатами в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством РБ занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

Правовую основу избирательной системыРБ составляют Конституция РБ 1994 года; Избирательный кодекс РБ; Закон РБ «О Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов» и иные акты законодательства РБ, постановления Центральной комиссии.

Избирательный процессвключает следующие последовательные стадии (этапы процесса):

2.образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;

3.выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

5.голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

26.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: УРОВНИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ.

МО – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами гос-в , между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

МО развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных уровнях (по горизонтали).

По вертикали – масштабные уровни:

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества.

Отношения конкретной международно-политической ситуациимогут быть довольно разнообразными, но носят конретно-исторический характер. Они включают в себе различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации.

По горизонтали – групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

МО носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие играют виды МО, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:

Политические отношения гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение. Они находят свое отражение в политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства.

Экономические и научно-технические. Внешняя политика направлена на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил гос-в, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Роль идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологии в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно и идеологических отношений.

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защищать свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов.

Военно-стратегические отношения к которым относится обширная сфера отношений так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием , наращиванием, перераспределением военной силы. Создание ядерного орудия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно- конфронтационные.

Культурные отношения в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образовании, бурное развитие СМИ.

27.ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: ЕЕ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ, СРЕДСТВА И СУБЪЕКТЫ.

На основе внешнеполитических интересов определяются цели внешней политики. Они предопределяются общественно-политическим строем, формой государственного правления, типом политического режима, историческими особенностями, геополитическими условиями и другими факторами. Среди многообразных целей внешней политики можно выделить основные: обеспечение национальной безопасности государства; увеличение силы государства; рост престижа и укрепления международных позиций государства.

Читайте также  Хозяйственные процессуальные правоотношения и их субъекты

Функции: 1.Охранительная — связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей.

2.Информационно-представительская — находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе.

3.Организаторская — заключаются в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства.

4.Регулирующая — необходима для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей.

Средства: —Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др.

-Политические используются прежде всего в целях дипломатических отношений. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях.

-Экономические подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств.

-Военными средствами принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия

К основным направлениям внешней политики современной Беларуси относятся:

1) безъядерность. Беларусь

2) стремление к нейтралитету. Для республики важно именно стремление, а не факт признания за ней статуса нейтрального государства.

3) интеграция в европейское и мировое сообщество при укреплении CHГ; в первую очередь белорусско-российского сотрудничества.

Избирательная система Республики Беларусь

Под избирательной системой в Республике Беларусь следует понимать сами принципы организации и проведения выборов в представительные государственные органы и органы местного самоуправления. Данные принципы закреплены ст. 38 Конституции Республики Беларусь, и далее регламентируются Избирательным кодексом Республики Беларусь (Глава 2). В соответствии со ст. 38 Конституции Республики Беларусь, «граждане Республики Беларусь имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе равного, всеобщего, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».

В соответствии со ст. 4 Избирательного кодекса, выборы Президента, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов являются всеобщими, т.е. не все имеют право голоса, а только лица, достигшие 18 лет, причем в выборах и в референдуме не принимают участие граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. А в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых, в порядке установленном уголовно-процессуальным законодательством избрана такая мера наказания, как содержание под стражей.

Под свободными выборами, в соответствии со ст. 5 Избирательного кодекса, понимается, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах или Референдуме и за кого или за что голосовать.

Равное избирательное право – когда избиратели участвуют в выборах представительных органов государства и в референдумах на равных основаниях, т.е. каждый избиратель, участник референдума имеет только один голос, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Прямое избирательное право. Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов являются прямыми, т.к. избиратели прямо их избирают.

Косвенное избирательное право. Выборы членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Они избираются на заседаниях депутатов областных Советов и Минского городского Совета по восемь членов, а восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь единолично.

Тайное голосование. Под этим понимается то, что контроль за волеизъявлением избирателей и участников Референдума в ходе голосования запрещен. В соответствии со ст. 52 Избирательного кодекса, бюллетень заполняется голосующим в специально оборудованной кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.

Избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенных лиц, а также иных лиц, указанных законодательством.

Большое значение в ст. 13 Избирательного кодекса уделено принципам открытости и гласности при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета депутатов.

Соответствующие комиссии, местные представительные, исполнительные и распорядительные органы обязаны информировать граждан, о своей работе по подготовке и проведению выборов и референдума, а также отзыва депутатов различных уровней

При проведении выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики имеют право присутствовать наблюдатели – депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов, доверенные лица кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации в порядке, устанавливаемом Центральной комиссией.

Иностранные (международные) наблюдатели от иностранных государств и международных организаций приглашаются в Республику Беларусь Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством иностранных дел Республики Беларусь, Центральной комиссией.

Иностранные (международные) наблюдатели аккредитуются Центральной комиссией. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации и заканчивается в день опубликования итогов выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики.

присутствовать на заседаниях соответствующих комиссий;

присутствовать на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики;

присутствовать при пломбировании или опечатывании ящиков для голосования;

находиться в день голосования в помещениях для голосования с момента пломбирования или опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования;

присутствовать при досрочном голосовании, голосовании по месту нахождения граждан, проведении повторного подсчета голосов граждан;

наблюдать за выдачей бюллетеней, ходом голосования, соблюдением установленного настоящим Кодексом порядка голосования;

обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой, счетной комиссии или его заместителю;

получать информацию о результатах подсчета голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата;

знакомиться с протоколами участковых комиссий о результатах голосования и протоколами соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию в соответствии с законодательством;

изготовить копию протокола участковой комиссии о результатах голосования своими силами и средствами;

направлять обращения в соответствующую или вышестоящую комиссию либо прокурору об устранении нарушения настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики;

знакомиться с решениями заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики.

Наблюдатель не вправе:

заниматься агитацией в любой ее форме;

оказывать кандидатам в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики, в депутаты местных Советов депутатов какую-либо информационную, методическую, финансовую или иную помощь;

создавать препятствия в проведении голосования;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

вести опросы граждан, прибывших для голосования и проголосовавших;

заполнять за гражданина по его просьбе бюллетень;

создавать препятствия для нормальной работы комиссий, заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов и проведения голосования;

находиться у столов выдачи бюллетеней, у кабин и ящиков для голосования;

вмешиваться в работу комиссий, заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов.

Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют наблюдение в порядке, предусмотренном законодательством. Иностранные (международные) наблюдатели вправе также встречаться с кандидатами, доверенными лицами кандидатов, а после дня голосования излагать свое мнение о законодательстве Республики Беларусь, о выборах, референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации.

Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики.

Центральная комиссия вправе лишить аккредитации иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им законодательства Республики Беларусь или общепризнанных принципов и норм международного права.

Средства массовой информации освещают подготовку и проведение выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Представители средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях комиссий, в помещениях для голосования, на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты вправе присутствовать на участках для голосования при подсчете голосов избирателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 11.02.2000 г. № 370−З (ред. от 04.01.2010 г. № 99−З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 2/145.

3. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602 – XII (ред. от 09.10.2006 г. № 166−З).// Там же. – 2001.– № 2/478.

1. Антонова О.А. О принципах избирательного права в Республике Беларусь // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2005. – № 2. − С. 112−122.

2. Антонова О.А. Об основах конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах в Республике Беларусь // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2008. − № 2.− С. 65−78.

  1. Белкин А.А. Избирательные ограничения. /Правоведение. – 1992. – № 1. – С. 3−14.
  2. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. – М., 2005.
  3. Василевич Г.А. Конституционные основы избирательного права в Республике Беларусь. / В кн.: Органы государственной власти в Республике Беларусь. – Мн., «Право и экономика», 1999, – С. 231−262.

6. Вашкевич А.Е. Избирательные споры – Мн., Тесей, 2001.

7. Выборы: подлинные, свободные и справедливые / С.А. Альфер, ИИ. Бугрова, А.Е. Вашкевич и др.; Отв. ред. С.А. Альфер, науч. Ред. М.Ф. Чудаков. – Мн: «Тесей», 1999.

8. Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. – 1998. – № 5. – С. 27−36.

9. Проблемы конституционализма: Сб. науч. тр. Вып. 7. Избирательное законодательство: Республика Беларусь и международный опыт / Под общ. Ред. А.В. Вашкевича и С. Альфера. – Мн.: «Тесей», 2000.

  1. Головко А.А. Понятие и взаимодействие избирательной системы и избирательного права в СССР. /Проблемы правового статуса субъектов права. Калиниград, 1976. – С. 75−81.

11. Дуксин П.А. Лишение избирательного права граждан по советскому законодательству 20-30 годов XX века // Конституционное и муниципальное право. − 2009. − № 5.− С. 20−22.

  1. Лейзеров А.Т. Советская избирательная система. – Мн., 1974.
  2. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан Российской Федерации. – Изд. Московского университета, 2003.
  3. Михалева Н.А., Морозова Л.А. Новые республиканские законы о выборах народных депутатов. // Знание. М., 1990.
  4. Постников А.Е. Избирательное право России. – М., 1996.
  5. Треушников М.К. Судебная защита избирательных прав // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2000. – № 1. – С. 3−16.
  6. Чудаков М.Ф. Правовой статус гражданина в избирательной системе. – Мн., Тесей, 2001.

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 867 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: