Юридическая ответственность за экологические правонарушения - ABCD42.RU

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»

В юридической науке выделяется четыре вида юридической ответственности:

  1. административная ответственность;
  2. уголовная ответственность;
  3. гражданско-правовая ответственность;
  4. дисциплинарная ответственность.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаюется следующие виды ответственности:

  1. имущественная;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.

Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Основание юридической ответственности за экологические правонарушения:

  • совершение экологического правонарушения — виновного противоправного деяния (действия или бездействия), нарушающего нормы экологического законодательства.

Исключением из общего правила является возможность привлечения к ответственности за правомерное поведение в случае причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц в результате эксплуатации источников повышенной опасности (объектов атомной энергетики, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений), при этом причинитель вреда возмещает вред в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства.

  • причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

Проблемы привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения:

  1. сложность определения в общем виде состава экологического правонарушения, который можно было бы распространить на экологические преступления, административные правонарушения, деликты и дисциплинарные проступки;
  2. сложность выделения родовых признаков в отношении объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Например, у экологических преступлений , за редким исключением, состав материальный, то есть преступление считается оконченным при наступлении вредных последствий , следовательно, в объективную сторону должны быть включены в качестве обязательных признаков вред и причинно-следственная связь между вредом и наступившими последствиями.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности наличие вреда также является обязательны м.

В отношении административных правонарушений законодательством установлены формальные составы , иными словами, доказательств факта наличия вреда окружающей среде и причинно-следственной связи не требуетс я.

Уголовная и административная ответственность

Одним из сложных практических вопросов является квалификация экологических правонарушений как уголовных преступлений или административных проступков. Высказываются мнения о латентности экологической преступности, поскольку в связи с трудностью доказывания умышленного совершения деяний и причинно-следственной связи между действием или бездействием и наступившими последствиями, на практике вместо уголовной ответственности виновное лицо нередко привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности.

В УК РФ и КоАП РФ в отношении экологических преступлений и правонарушений можно выявить похожие составы по способам описания диспозиций норм. К таким составам можно отнести, например, ст. 8.1. КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» и ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». И в том, и в другом случае ответственность наступает за нарушение правил охраны окружающей среды (экологических требований) на различных стадиях хозяйственной деятельности: проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий и иных объектов, с той лишь разницей, что для квалификации деяния как преступления, необходимо наступление вредных последствий в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Определенную ясность при квалификации деяний как экологических преступлений или административных правонарушений вносят разъяснения вышестоящих судов. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» указал, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

Таким образом, главное отличие экологических преступлений от административных проступков заключается в более высокой степени их общественной опасност и, кроме того, указанные экологические правонарушения отличаются по признакам их объективной стороны, предмету и формам вины.

Помимо уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения, устанавливается еще два вида ответственности – гражданско-правовая и дисциплинарная.

Гражданско-правовая ответственность

Если речь идет о возмещении вреда окружающей среде , то необходимо говорить о гражданско-правовой ответственности. Как показывается судебная практика и научные источники, сфера применения гражданско-правовой ответственности распространяется и на природоохранные отношения. Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и потому обладает всеми свойственными ей признаками: возможностью применения государственно-принудительного воздействия, а также санкций, являющихся мерами юридической ответственности.

Содержанием гражданско-правовой ответственности является применение к правонарушителю санкций, которые вызывают отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения на правонарушителя новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.

В общем виде гражданско-правовую ответственность можно определить как претерпевание субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица.

В теории гражданского права в зависимости от основания возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на:

  • договорную (по договору);
  • внедоговорную или деликтную (по закону).

Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности или имуществу потерпевшего вреда, не связанного с исполнением или ненадлежащим исполнением нарушителем обязанностей , лежащих на нем в силу договора с потерпевшей стороной, а также в тех случаях, когда исполнением договорных обязанностей причинен вред жизни или здоровью гражданина.

Основанием гражданско-правовой ответственности, как правило, является наличие в действии (бездействии) состава гражданского правонарушения. В некоторых случаях ответственность может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица, на которое она возлагается, в частности, за действия третьих лиц; поэтому в качестве оснований гражданско-правовой ответственности следует рассматривать не только правонарушения, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные законом или договором .

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наступает при неисполнении трудовых, служебных обязанностей. Применение дисциплинарной ответственности регламентируется ТК РФ и соответствующими специальными нормативными актами локального характера — уставами, правилами внутреннего распорядка, коллективным договором и т.п.

Несмотря на то, что дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, на практике привлечение к ней работников, совершивших дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении требований экологического законодательства, связано, как правило, с привлечением юридического лица — работодателя к административной или гражданско-правовой ответственности. При этом между двумя правонарушениями (дисциплинарным и административным проступками или деликтом и дисциплинарным правонарушением) можно проследить как прямую, так и обратную взаимосвязь: действия работника, нарушившего выполнение своей трудовой функции, причинили вред окружающей среде, нарушили экологические требования, за что юридическое лицо привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности (выплачивает штраф, возмещает вред), и, в свою очередь, накладывает дисциплинарное взыскание на виновного работника. Данное положение свидетельствует о нарушении принципа недопустимости двойной ответственности за один совершенный проступок, хотя в части привлечения к так называемой налоговой ответственности, основанием применения которой являются положения НК РФ и административной ответственности в части налоговых правонарушений, правило «двойной ответственности» также действует.

Фактическим основанием дисциплинарной экологической ответственности является дисциплинарный проступок, который предоставляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с выполнением экологических требований. Необходимо обратить внимание, что дисциплинарный проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей.

В ст. 192 ТК РФ предусмотрены три разновидности дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Этот перечень не является исчерпывающим: в Федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине может предусматриваться применение иных взысканий к работникам. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение, но его непредоставление не является препятствием для применения взыскания в отношении работника.
Особенностью дисциплинарных взысканий являются сроки их применения — не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по заявлению представительного органа организации по правилам, предусмотренным ст. 195 ТК РФ.

В юридической литературе нередко высказывалось мнение о наличии самостоятельной эколого-правовой ответственности , которая включает в себя имущественную, уголовно-правовую, административную и дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения. Но говорить о подобном понимании «эколого-правовой ответственности» можно лишь с точки зрения науки экологического права, как о комплексном институте, включающем в себя положения о различных видах юридической ответственности за экологические правонарушения.

Эколого-правовая ответственность и ее виды

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

— как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

— как правоотношения между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

— как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.).

Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Читайте также  Монтаж электрической схемы управления электродвигателем

Для экологического правонарушения характерно наличие двух элементов:

— причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит прежде всего от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-правовую.

Ответственность за экологические правонарушения может быть:

1. Дисциплинарной – субъект экологического правонарушения привлекается к ответственности администрацией предприятия, на котором он работает. Дисциплинарная ответственность применяется только за нарушение тех экологических правил и предписаний, исполнение которых входит в круг трудовых обязанностей нарушителя.

2. Материальной – применяется к физическим и юридическим лицам и устанавливается за вред, который причинен экологическим правонарушением. Материальная ответственность реализуется путем взыскания ущерба по специальным таксам в судебном порядке. Материальная ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранение природной среды от отрицательных воздействий.

3. Административной – предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В КоАП РФ (гл.8) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико—экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно—эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.

4. Уголовной – при наличии предусмотренных уголовным законом признаков экологического преступления виновный должен привлекаться к уголовной ответственности (согласно гл. 26 УК РФ). Экологическим преступлением является предусмотренное уголовным законодательством РФ и запрещенное им виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, окружающую среду и ее компоненты, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека и влекущее негативное изменение качества окружающей среды.

Два вида уголовной ответственности:

1) за посягательства на окружающую природную среду в целом – носят общий характер, посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в РФ законы и подзаконные акты.

2) за специальные экологические преступления – посягают на отдельные объекты, причиняют ущерб атмосферному воздуху, почве, поверхностным или подземным водам, и т. д.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, судам было рекомендовано в обязательном порядке отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 30.03.2016 2016-03-30

Статья просмотрена: 2950 раз

Библиографическое описание:

Даньшина, Д. Н. Юридическая ответственность за экологические правонарушения / Д. Н. Даньшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27571/ (дата обращения: 16.09.2021).

В статье рассмотрены виды экологических правонарушений и ответственность за них не только в нашей стране, но и в странах Запада. На основе проведенного анализа автором предлагается совершенствование действующего российского законодательства в целях борьбы с экологическими правонарушениями.

Ключевые слова: экологические правонарушения, зарубежное законодательство, санкции, ответственность, КоАП РФ, УК РФ.

Экологические правонарушения — это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения, которые складываются по поводу использования и охраны окружающей среды и ее отдельных компонентов — природных объектов. Субъектом могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ееюрисдикцией.

Объективную сторону образуют противоправное поведение, его вредные последствия, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. Противоправное деяние может выражаться как в активных действиях (например, незаконная охота), так и в бездействии, то есть невыполнении соответствующих правил (например, неиспользование очистных сооружений).Вредные последствия противоправного деяния означают причинение вреда окружающей природной среде, ее отдельным объектам или здоровью человека, а также создание реальной угрозы причинения такого вреда.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя. Вина выражается в виде умысла (прямого и косвенного) и неосторожности. Умышленным считается такое экологическое правонарушение, когда нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т. е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность наступает, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Действие либо бездействие будет признано экологическим правонарушением как в случае, если оно вызвало общественно опасные последствия, так и в случае отсутствия таковых. Например, сброс отходов в водоемы, в результате которого наступило загрязнение водного объекта, относится к экологическим правонарушениям.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлены имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность [1].

Имущественную ответственность применяется к должностным лицам и иным работникам предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Рабочие и служащие по действующему законодательству несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка.

Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. Например, механик автопредприятия подлежит дисциплинарной ответственности за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого выброс загрязняющих атмосферу веществ превышает установленные нормативы. Дисциплинарная ответственность назначается администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель. Работодатель вправе применить такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. Так, в главе 8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, экологических и санитарно — эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами [2].

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды санкций: предупреждение, административный штраф, изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Это могут быть такие правонарушения, как нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, порча земли, незаконная охота, загрязнение вод, регистрация незаконных сделок с землей, халатность, превышение должностных полномочий [3].

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний: штраф, обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок.

Вопрос об ответственности за экологические правонарушения привлекает постоянное внимание специалистов. Поэтому существуют различные точки зрения на понятие этой ответственности.

Так, Ю. Г. Жариков утверждал, что ответственность за экологические правонарушения выражается в лишениях имущественного, организационного или личного характера [4].

Другие ученые полагают, что это «система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования и в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав» [5].

Зарубежные страны тоже проявляют разные подходы к решению экологических проблем. Разберем какие виды ответственности за экологические правонарушения существуют в странах Запада.

Так, например, во Франции в Законе «О водах» содержится ряд статей, предусматривающих санкции, применяемые в отношении нарушителей. Любое лицо, осуществляющее прямо или косвенно сброс, слив или допустившее попадание в поверхностные, подземные или морские воды в пределах территориальных вод какого-либо вещества подвергается штрафу или лишению свободы на срок от двух месяцев до двух лет. К виновному за перечисленные деяния может быть применено только одно из приведенных наказаний. Кроме того, суд может вынести постановление о восстановлении осужденным водной среды.

Также французский законодатель, помимо наказаний за совершенные правонарушения, предусматривает и поощрительные меры, принимаемые в отношении тех лиц, которые содействуют сохранению окружающей среды. Так, например, создатель очистного устройства, поддерживаемого в нормальном эксплуатационном состоянии, получает премию за очистку.

Исключительный интерес представляет изучение системы обеспечения экологической безопасности Соединенных Штатов Америки. В этой стране нет самостоятельных правовых актов, предусматривающих ответственности за экологические правонарушения. В американской правовой системе на уровне штатов действуют уголовные кодексы. За особо тяжкие нарушения природоохранного законодательства применяется уголовная ответственность в виде штрафа и (или) тюремного заключения. За умышленное нарушение конкретных положений закона о качестве воды, воздуха, об отходах может быть наложен уголовный штраф до 25 тыс. долл. за один день нарушения, либо тюремное заключение до 1 года, либо то и другое. При повторном нарушении — штраф до 50 тыс. долл. за один день нарушения или тюремное заключение на срок до 2 лет. Интересный факт, что в США ведется борьба с браконьерами всеми доступными законом способами. Действует «горячая» линия связи; граждане, которые сообщают о случаях браконьерства, поощряются. Охоту и рыбалку тоже не пускают на самотек — она разрешена лишь тем лицам, которые прошли 10-часовой курс обучения правилам охоты, повадкам диких животных и рыб, а также их болезням.

Читайте также  Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений

Подводя итог, всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в российском законодательстве предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения, но санкции за эти правонарушения закреплены в различных нормативно-правовых актах, поэтому мы можем предложить разработать Экологический Кодекс Российской Федерации, который будет включать основные принципы, цели, задачи, а также закреплять экологическую ответственность за совершение преступлений в сфере экологии. Так же на основании зарубежного опыта предлагаем введение различных поощрений, на примере США для лиц, сообщающих о случаях браконьерства.

В этом направлении должна проводиться большая законотворческая работа, предприниматься меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений, ученых и предпринимателей по совершенствованию и ускорению разработки и принятию новых нормативно- правовых актов, способных содействовать борьбе с этими преступлениями обеспечив экологическую безопасность общества и государства [6].

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды»//СЗ РФ.2002. Ст.75.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) //СЗ РФ.2002. Гл.8.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ(ред. от 30.12.2015) //СЗ РФ.1996.
  4. Жариков Ю. Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М.,1985, с. 23.
  5. Ерофеев Б. В. Советское экологическое право. Общая часть. М.,1988, с. 73.
  6. Глушко О. А. Административно-правовой режим экологической безопасности: понятие и содержание/ О. А. Глушко //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. С. 1545–1574.

Новости

Законодательство в сфере экологии. Ответственность за экологические правонарушения

Развитие экологического законодательства в РФ началось сравнительно недавно – в середине 1990-х годов, после принятия новой Конституции. Существует множество законов и подзаконных актов, регламентирующих охрану природы:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
  • • Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
  • • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»;
  • • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
  • • Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
  • • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • • Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • • Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»;
  • • Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
  • • Федеральный закон «Об охране озера Байкал»;
  • •Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
  • • Земельный кодекс РФ;
  • • Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • • Закон РСФСР «О плате за землю»;
  • • Федеральный закон «О мелиорации земель»;
  • • Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
  • • Федеральный закон «О землеустройстве»;
  • • Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»;
  • • Водный кодекс РФ;
  • • Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами»;
  • • Лесной кодекс РФ;
  • • Закон РФ «О недрах»;
  • • Федеральный закон «О животном мире»;
  • • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха».

Конституция РФ – это главный источник права по экологии. На ее положениях основаны все действующие ФЗ, кодексы в области охраны окружающей среды.

Основные элементы природоохранного права отражены в следующих статьях Конституции РФ: ст. 9 – об охране, использовании земель, других ресурсов; ст. 36 допускает свободное владение землей гражданами, если это не наносит ей вреда; ст. 41 поощряет деятельность к санитарному, экологическому благополучию; ст. 42 устанавливает право на безопасную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии; ст. 58 обязывает каждого сохранять, бережно относиться к природным богатствам; ст. 71 закрепляет основы установления федеральной экополитики, а также защиты воздушных пространств, моря, континентального шельфа; ст. 72 устанавливает совместное ведение, защиту, использование окружающей среды на федеральном и муниципальных уровнях. Конституция закрепляет основные постулаты экологического права, тогда как иные нормативные акты содержат их конкретизацию. Положения Конституции являются приоритетными по сравнению с остальным законодательством при имеющихся разночтениях.

Экологическое правонарушение — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.

Первые — менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями.

Экологическими правонарушениями могут быть, например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод, незаконная охота или рыбная ловля, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах и др. За экологические правонарушения наступает дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную — с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным.

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10).

В области охраны собственности административная ответственность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незакон­ный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16).

За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф. Штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов — ст. 8.35; судна и других орудий лова — ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.

В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

Экологическое преступление — это общественно опасное, противоправное деяние, совершенное в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в зависимости от тяжести совершённого деяния и последствий, которые это деяние повлекло:

Штраф – самое распространённое наказание за преступления против экологии. Варьируется от 200 до 700 минимальных зарплат преступника. За жестокое обращение с животными может применяться штраф до 80 000 или зарплата до полугода, согласно пункту 1 статьи 245.

Работы обязательного характера. Виновный должен в свободное время бесплатно работать на государство. 480 часов – один из видов возможного наказания за нарушение правил борьбы с болезнями растительности, которые повлекли массовое распространение инфекционных болезней среди диких и домашних животных на определенной территории – эпизоотии (ст.249 УК РФ).

Лишение виновного права выполнять определённую работу или работать в определённой должности до пяти лет.

Таким образом, Уголовный кодекс карает экологические правонарушения, совершённые высокопоставленными лицами, из-за халатности которых окружающая среда страдает.

К примеру, статья 248 УК – нарушение безопасности при обращении с токсинами. Санкция – до трёх лет лишения прав заниматься определённой работой.

Работы исправительного характера. Виновный работает на основном месте работы, но из его зарплаты удерживается сумма от 5 до 20 процентов. К примеру, за порчу почвы можно получить такое наказание до двух лет.

Читайте также  Форма правления Киевской Руси

Ограничение свободы до трёх лет. Осуждённый в период, установленный приговором, находится под надзором. Ему запрещено в ночное время выходить из дома, посещать публичные места.

К примеру, пункт первый статьи 247 налагает ограничение свободы до двух лет за захоронение опасных отходов.

Арест до полугода. Виновный полностью изолируется в специальные места. За загрязнение моря УК РФ предполагает арест до четырёх месяцев.

Лишение свободы. Самая суровая уголовная ответственность, предусмотренная за нарушение экологического законодательства. Экоцид, то есть массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, карается сроком 12–20 лет лишения свободы.

Последствия совершённых против экологии нарушений глобальны. Ведь зачастую вред, причинённый природе, настолько велик, что восстановить благоприятную окружающую среду становиться невозможно. Наказание за такие преступления наступает соответствующее проступку, насколько это реально.

Последствия можно условно разделить на следующие виды:

  1. Отрицательное влияние на качество окружающей среды. Определить данное последствие позволяют проверки конкретных характеристик и норм. К данным последствиям относятся случаи увеличения радиации, отравление воды и так далее.
  2. Потеря природного элемента. К примеру, вырубка леса, сожжение поля.
  3. Физический ущерб, причинённый людям и животным. Данное последствие является одним из самых глобальных, соответственно ответственность за него назначается серьёзная. К примеру, за невыполнением правил перевозки биологических отходов может последовать эпидемия среди людей либо смерть большого количества животных.
  4. Неустановленные изменения в окружающей среде. Сюда относятся иные отрицательные для природы исходы, связанные с несоблюдением человеком экологического законодательства. К примеру, исчезновение целого вида птиц, рыб или животных, в том числе занесённых в Красную книгу.

Законодательство делает всё возможное, чтобы люди понимали, что окружающая природная среда – залог здоровья и будущего. Очень важно понимать, что, причиняя вред природе, человек наказывает в первую очередь себя, своих детей и всё человечество в целом. В Конституции определено право человека на благоприятную окружающую среду. Это право одно из важнейших.

ВЯЧЕСЛАВ МАКАРОВ

Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
Секретарь Санкт-Петербургского регионального отделения партии «Единая Россия»
Вячеслав Макаров

РОМАНОВ МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Депутат Гос. Думы РФ., Зам. Председателя Комитета Гос. Думы по контролю и Регламенту.
тел. 331-44-03

Экология природных ресурсов

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры.

Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений – причинение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.

Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическим проступком. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.

Административная ответственность

К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д.

Наиболее распространенная мера административного взыскания – денежный штраф. Согласно «Кодексу РФ об административных правонарушениях» (2001) в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы -на граждан – 1-25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленной в РФ;

  • на должностных лиц 3-200-кратный размер МРОТ;
  • на юридических лиц 30-3000-кратный размер МРОТ.

Кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.

Уголовная ответственность

За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Имущественная ответственность

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут имущественную ответственность.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения — это обязательство юридических и физических лиц перед обществом и государством относительно соблюдения действующих законов по охране окружающей среды.

Правовая система нашей страны предусматривает четыре формы ответственности — дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую и уголовную.

Физические лица могут нести все виды ответственности, а юридические, т. е. предприятия, учреждения и организации, привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Все виды правонарушений в сфере охраны окружающей природной среды имеют общие черты:

  • виновность и противоправность деяния;
  • нарушение природоохранного законодательства;
  • причинение вреда здоровью человека или окружающей природной среде;
  • причинную связь между элементами состава правонарушения.

Ответственность наступает в соответствии с Уголовным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, а также природоресурсными и природоохранными нормативными актами.

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и окладе, увольнение с работы) налагаются на должностных лиц, рабочих и служащих, руководителей предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.

При этом следует учитывать два важных момента:

  • наложение дисциплинарной ответственности возможно лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя;
  • недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.

Административные наказания налагаются за действия, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. Как административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды рассматриваются посягательства на ряд природных ресурсов в отношении:

  • земель — их бесхозяйственное использование, порча, самовольное отступление от проекта внутрихозяйственного землеустройства;
  • недр — нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, действующих стандартов, норм, правил, условий лицензии, регламентирующих деятельность на континентальном шельфе РФ;
  • водных ресурсов — нарушение правил их охраны и водопользования;
  • лесных ресурсов — незаконное использование земель лесного фонда, не-
  • законная порубка и повреждение деревьев и кустарников, повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами;
  • атмосферного воздуха — выброс загрязняющих веществ в атмосферу с нарушением нормативов или без разрешения, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха, нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу;
  • животного мира — нарушение правил охраны среды обитания, порядка пользования животным миром, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, нарушение правил охоты и рыболовства.

Гражданско-правовая ответственность предполагает имущественную ответственность предприятия-загрязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяйственной деятельности окружающей природной среде или здоровью человека.

Причинителями вреда являются юридические и физические лица, предприниматели независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, совершившие экологические правонарушения. Причинителем вреда может стать и сама природа — ее стихийные силы, катастрофы (землетрясения, извержения вулканов, оползни и т. п.). Потерпевшими также могут быть юридические и физические лица, сама окружающая природная среда с ее объектами и ресурсами.

Уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.) предусмотрена за экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями. Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом РФ. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

Таким образом, вследствие экологического правонарушения может быть нанесен вред окружающей природной среде и здоровью человека. В этом случае причинитель вреда обязан возместить этот вред. Законодательством предусмотрены разные формы и порядок возмещения ущерба.

Если вред нанесен окружающей природной среде, то от имени «потерпевшей» природы истцами выступают соответствующие органы власти и экологические органы, которые в судебном порядке взыскивают с причинителя вреда денежную компенсацию на восстановление природных объектов.

Если вследствие загрязнения ОС нанесен ущерб здоровью людей, то пострадавшие имеют право на компенсацию, которая выплачивается либо государством, либо причинителем вреда. Порядок возмещения ущерба и сумма компенсации зависят от конкретных условий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: